Ассирийская армия была самой непобедимой потому что

Тест Западная Азия в древности тест по истории (5 класс) на тему

Западная Азия в Древности.

Вариант – I

  1. Выбери правильный ответ:
  1. Междуречье располагалось между реками:

а) Нил и Евфрат, б) Тигр и Евфрат, в) Нил и Тигр, г) Инд и Ганг.

  1. Укажите самого могущественного царя Вавилона, который правил с 1792 г. по 1750 г. до н.э.:

а) Крез, б) Ашшурбанапал, в) Дарий, г) Хаммурапи.

  1. По законам Хаммурапи земледельцев за долги:

а) могли превратить в рабов пожизненно; в) не могли превратить в рабов;

б) могли превратить в рабов на 3 года; г) пороли кнутом.

  1. Самые крупные города Финикии:

а)Тир, Сидон, Библ; б)Тир, Фивы, Библ; в)Тир, Сидон, Ур; г)Тир, Фивы, Ур.

  1. Укажите, как финикийцы называли свои поселения, основанные на новых территориях:

а) посёлки, б) оазисы, в) колонии, г) деревни.

  1. Что изобрели финикийцы:

а) прозрачное стекло, б) фарфор, в) компас, г)бумага.

  1. Финикийский алфавит состоит из:

а) 33 знаков, б) 26 знаков, в) 22 знаков, г) 11 знаков.

  1. Первое государство в Палестине создали:

а) филистимляне, б) евреи, в) ассирийцы, г) персы.

  1. Первым занятием еврейских племён было:

а) земледелие, б) скотоводство, в) мореходство, г) ремесло.

  1. Укажите имя царя, который прославился в Израильском царстве

своей мудростью и богатством:

а) Моисей, б) Саул, в) Соломон, г) Давид.

  1. Первая часть Библии – Ветхий Завет – содержит мифы и сказания:

а) филистимлян, б) персов, в) римлян, г) евреев.

  1. Что означает слово «завет»:

а) заповеди, б) законы, в) договор, г) правила.

  1. Столица Ассирийского государства:

а) Вавилон, б) Ниневия, в) Фивы, г) Иерусалим.

  1. Широкое применение железа началось в:

а) IX веке до н.э.; б) VIII веке до н.э.; в) X веке до н.э.; г) XI веке до н.э.

  1. Ассирийская армия была самой непобедимой, потому что:

а) в войске была строгая дисциплина,

б) военачальники жестоко наказывали провинившихся;

в) ассирийцы милостиво относились к завоёванным народам;

г) использовала железное оружие.

  1. Военный союз против Ассирии заключили:

а) Вавилон и Финикия, б) Финикия и Дамасское царство,

в) Вавилон и Мидия, г) Мидия и Палестина.

  1. Укажите имя предводителя персов, поднявшего восстание против Мидии:

а) Кир, б) Камбиз, в) Дарий.

  1. Укажите имя самого могущественного правителя Персии:

а) Кир, б) Камбиз, в) Дарий.

  1. Первые монеты из сплава золота и серебра начали чеканить:

а) в Египте; б) в Мидии; в) в Лидии

  1. Как назывались десять тысяч воинов из охраны царя:

а) «бессмертные», б) «отважные», в) «лучшие», г) «несравненные».

  1. Ответьте «да» или «нет»:
  1. Междуречье располагалось между реками Нил и Евфрат.
  2. Хаммурапи прославился, прежде всего, созданием сборника законов.
  3. Город Вавилон был крупнейшим культурным и торговым центром.
  4. Считается, что финикийцы изобрели алфавит из 22 согласных букв
  5. Вера в единого бога – Яхве – способствовала объединению еврейских племён и созданию государства.
  6. Иерусалим был разрушен в 597 году до н.э. вавилонскими воинами царя Навуходоносора.
  7. Ассирийцы создали мощную армию, вооруженную оружием из железа.
  8. Племя персов проживало на территории Лидии.

  1. Разгадайте путаницу.
  1. Имя великого героя Междуречья «ШЕГАМЬЛИГ» -…
  2. Богиня плодородия «ШАРИТ» -…
  3. Установленные правила поведения для жителей страны «НОЗЫКА» -…
  4. Название столицы еврейского царства «СУРАЛЕИМИ» -…
  5. Металл, благодаря которому ассирийцы стали непобедимыми воинами «ЛЕЗЕЖО» -…

На листе имя, фамилия, номер варианта!!!

Всего 32 балла. За каждый правильный ответ – балл.

«3» — от 14 баллов

«4» — от 20 баллов

«5» — от 27 баллов

Форма ответа:

I часть:

  1. А
  2. Б и так далее

II часть

1 – да

2 – нет и т.д.

III часть

  1. ТУТАНХАМОН (это пример!)

Западная Азия в Древности.

Вариант — II

  1. Часть. Выбери правильный ответ:

1. Письменность, изобретенная жителями Двуречья, называется:

а) клинопись, б) иероглифы, в) алфавит, г) кириллица.

2. Укажите имя вавилонского царя, при котором появились первые

законы:

а) Соломон, б) Ашшурбанапал, в) Дарий, г) Хаммурапи.

3. По легенде, власть Хаммурапи вручил бог:

а) Шамаш, б) Яхве, в) Энлиль, г) Ану.

4. Финикия располагалась:

а) на южном побережье Средиземного моря;

б) вдоль Восточного побережья Средиземного моря;

в) на западном побережье Средиземного моря;

г) вдоль северного побережья Средиземного моря.

5. Что купцы вывозили из Финикии:

а) строительный лес; б) пшеницу, в) хлопок, г) чай.

6. Система письма, используемая жителями Финикии, называлась:

а) иероглифическое письмо, б) узелковое письмо,

в) алфавитное письмо, г) клинописное письмо.

7. При письме финикийцы обозначали:

а) гласные, б) согласные, в) гласные и согласные.

8. Какой город стал столицей Израильского царства:

а) Иерусалим, б) Фивы, в) Вавилон, г) Ниневия.

9. Укажите имя первого правителя Израиля (Палестины):

а) Моисей, б) Израиль, в) Саул, г) Давид.

10. Слово «Библия» в переводе с древнегреческого означает:

а) книга, б) законы, в) заповеди, г) правила.

11. Правила, данные Моисею Богом Яхве, называются:

а) заповеди, б) законы, в) договор, г) завет.

12. Укажите имя человека, который спасся во время Всемирного

потопа, построив ковчег:

а) Авраам, б) Израиль, в) Ной, г) Самуил.

13. Территория Ассирии издавна была богата:

а) железом, б) глиной, в) деревом, г) строительным камнем.

14. Чем прославился царь Ассирии Ашшурбанапал:

а) захватническими войнами, б) составлением свода законов,

в) составлением библиотеки; г) строительством храмов.

15. В ассирийском войске впервые применили:

а) боевые колесницы, б) пращи,

в) метательные машины, г) надувные мешки для переправы.

16. Ниневия была разрушена:

а) в 612 году до н.э.; б) в 512 году до н.э.; в) в 412 году до н.э.; г) в 312 году до н.э.

17. Где чеканились первые в мире золотые монеты:

а) в Персии, б) в Лидии, в) в Мидии, г) в Вавилоне.

18. Главный город Персии, известный своими роскошными дворцами:

а) Вавилон, б) Персеполь, в) Фивы, г) Иерусалим.

19. Когда персы захватили Вавилон:

а) в 538 году до н.э., б) в 638 году до н.э., в) в 438 году до н.э., г) в 738 году до н.э.

20. Какая дорога соединяла самые крупные города Персии:

а) Главная, б) Королевская, в) Общественная, г) Царская.

  1. Часть. Ответьте «да» или «нет»:
  1. Междуречье располагалось на берегу реки Нил.
  2. Жители Двуречья изобрели стекло.
  3. Царь Хаммурапи ввел законы для того, чтобы защищать бедных.
  4. Финикийцы известны как мореплаватели, торговцы и пираты.
  5. Самой крупной колонией был город Карфаген.
  6. Евреи были первым народом, пришедшим к единобожию.
  7. Ассирийское государство было державой – большим и сильным государством.
  8. Первые монеты чеканили в Лидии.
  1. Часть. Разгадайте путаницу.
  1. Второе название Междуречья «РУЬЧЕДЕВ» -…
  2. Река, протекающая в Двуречье «ФЕВАРТ» — …
  3. Вавилонский царь, при котором появились первые законы «МИПУМАРАХ» -…
  4. Правила, по которым должны жить люди «ВИДОПАЗЕ» -…
  5. Ассирийское приспособление для штурма крепостных сооружений «РАНАТ»-…

На листе имя, фамилия, номер варианта!!!

Всего 32 балла. За каждый правильный ответ – балл.

«3» — от 14 баллов

«4» — от 20 баллов

«5» — от 27 баллов

Форма ответа:

I часть:

  1. А
  2. Б и так далее

II часть

1 – да

2 – нет и т.д.

III часть

  1. ТУТАНХАМОН (это пример!)

Ответы.

Объясните значение слов: Таран, конница,держава,глиняные книги. Тема порагрофа :Ассирийская держава

Выберите один правильный ответ на вопрос Какие украинские земли вошли в состав Австрийской империи в ХІХ веке :А) Закарпатье Б) Волынская губернияВ) Киевское генерал — губернаторство Г) Таврийская губернія​ Read these sentences and rewrite them using the modal verbs in the brackets in the correct form. Don’t forget about full stops. Example 0. You are all owed to go to the party. (can)Answer 0. You can go to the party. 1. Jane is obliged to be at work at nine o’clock. (have to) 2. I strongly advise you to check your documents. (must) 3. You are allowed to buy this phone. (can) СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА!!!​ Напишите название государства, западного соседа Руси, возникшего в XIII веке, увеличившем свои территории за счет присоединения западных русских княже ств 1. Состояние экономики Нидерландов. 2. Национально — освободительное движения в Нидерландах: а) экономические и политические причины, б) участники д вижения, в) основные события, г) итоги борьбы за освобождение. 3. Экономический подъём Голландии. О чем говорит Победа царя Алексея в противостоянии с Никоном.Даю 26 б Помогите пожалуйста с вопросами… Ответьте на них, прошу вас…​ СРООЧНО!!!!!!! надо написать конспект 1. Какие знания, технические изобретения сделали возможным совершить великие географические открытия? 2. Каковы причины ВГО? Чем манили новые неведомые земли? 3. Выписать имена главных путешественников, их маршруты, даты экспедиций и открытия. 4. В чем значение ВГО? (развёрнуто, по пунктам) 5. Словарь темы – раскрыть понятия: каравелла, мушкет, колония и др. В какой науке совершил открытия арабский ученый?пожалуйста​ Заговор рабов возник в Выясни, является ли зависимость между величинами прямо или обратно пропорциональной.​

Ассирийское искусство: особенности, история Раздел в процессе наполнения и корректировки

Как объясняется в нашей статье о шумерском искусстве (ок. 455–2270 гг. до н.э.), на землях Месопотамии правили шумеры до 2270 г. до н.э., пока она не была захвачена семитоязычными королями Аккадской империи. Страна была объединена в течение некоторого периода (ок. 2344-2154) при династии Аккад, после чего произошло неошумерское возрождение во главе с мощным городом-государством Ур. Третья династия Ура рухнула в 2003 году до н.э. до появления аморитов, которые переселились из пустыни и основали собственную серию семитских династий. Однако ни аккадцы, ни амориты не внесли существенного вклада в месопотамское искусство, которое осталось верным его шумерским корням.

Даже когда король семитов Хаммурапи (ок. 1810-1750 гг. до н.э.) окончательно выбил единственную вавилонскую империю из путаницы ссорящихся расовых групп и ревнивых городов-государств, в каждой из которых были свои правители и боги, это снова было шумерское искусство, а не что-нибудь вавилонское. Город Вавилон теперь стал столицей, дав новое имя империи, и, согласно существующим записям, он был украшен дворцами и храмами, также великолепно задуманными и украшенными. К сожалению, более поздние нашествия и распад вавилонской власти до хеттов, касситов и, наконец, ассирийских нападений полностью разрушили архитектурные памятники. Даже скульптура и незначительные реликвии этого периода скудны и не очень интересны.

Стелла с Кодексом Хаммурапи (1750 г. до н.э., Лувр, Париж), сохранившаяся из-за того, что она была захвачена персидским завоевателем, является одной из самых известных археологических находок современности, но ее ценность прежде всего социологическая. Круглый диоритовый ствол высотой почти 2,5 метра украшен 3600 строками клинописного текста, излагающими законы поведения людей написанные царем Хаммурапи. Наверху стелла украшена резным рельефом, на котором изображен бог солнца, вручающий код королю. Качество исполнения хорошее, а простота концепции делает работу запоминающейся. Таким образом, стандарт официального искусства был хорошим, но не отличался. Стелла, едва ли не больше, чем обычная официальная статуя, не показывает прогресса по сравнению со средней шумерской скульптурой; все же, учитывая дату, она выполнена грамотно и привлекательно.

Короче говоря, временное политическое превосходство Вавилона ничего не добавляло к художественной культуре, созданной шумерами.

После смерти Хаммурапи в 1750 году до н.э., древняя земля Месопотамии была разделена на две страны: Ассирия на севере и Вавилон на юге. В Северной Месопотамии преобладали ассирийцы, а в южной половине – вавилоняне. Ранее являвшаяся зависимой от более северных королевств Митанни и Хатти, Ассирия стала независимым образованием в 15-м веке до нашей эры, после чего постепенно стала играть доминирующую роль над всей Месопотамией, в конечном итоге (в 8-м веке до н.э.) объединяя большую часть Ближнего Востока – от Египта до Персидского залива – в пределах империи. Смотрите также: Искусство хеттов (ок. 1600-1180 до н.э.).

Характеристики ассирийского искусства

Ассирийский художественный стиль впервые начал появляться около 1500 г. до н.э. Это иллюстрирует тонко детализированная рельефная скульптура из камня или алебастра, которую находили в основном в королевских дворцах, с изображением эпизодов охоты и военных действий. Динамичные формы лошадей и львов великолепно представлены в некоторых деталях, хотя человеческие фигуры более жесткие. Типичные темы включают сцены битвы или индивидуального боя. Самые прекрасные примеры этого вида ассирийской каменной скульптуры – алебастровые резные фигурки охоты на львов с изображением Ашурнасирпала II (правил в 883-859 гг. до н.э.) и Ашурбанипала (правил в 668-627 гг. до н.э.), которые сейчас находятся в Британском музее в Лондоне.

Ассирийские скульпторы создали очень мало статуй, за исключением огромных животных или антропоморфных фигур (обычно львы и крылатые звери с человеческими головами, высеченные в высоком рельефе на двух сторонах прямоугольного каменного блока, с эффектно повернутыми головами), которые окружали королевские врата или другие укрепленные входы.

Археологи обнаружили множество древних керамических изделий, а также некоторые предметы из золота и ювелирного искусства и даже небольшие образцы резьбы по слоновой кости, но в целом никаких значительных видов искусства не появилось, пока руководство не перешло к ассирийцам из верхней месопотамской долины. Семитские народы, происхождение которых неизвестно, объединились там в независимое государство двумя веками ранее, сохранили свой собственный характер и, в некоторой степени, свои собственные государственные институты под вавилонским господством, в то же время, несомненно, ассимилируя вавилонско-шумерские культурные черты. Вскоре после 1300 г. до н.э. они начали искать возможности управлять всей месопотамской областью. Однако только после еще четырех веков изменяющихся состояний в 885 году до н.э. наступил рассвет эры имперского великолепия и расширения Ассирии, начатой королем-богом Ашурнасирпалом.

Ассирийское великолепие и слава были очень милитаристскими и в этот период мы видим искреннюю преданность искусству, связанному с королями-завоевателями, войнами и охотой. Небесные божества переставлены, чтобы привести бога войны к высшему положению. Кампания следует за кампанией при последовательных великих монархах – Саргоне II, Сеннахириме, Эсархаддоне и, наконец, Ашшурбанипале – до тех пор, пока даже Египет не будет завоеван. Подвиги каждой кампании тщательно записываются придворными художниками и писцами. В этом живописном искусстве течет больше крови, чем в любой другой мировой культуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: для получения дополнительной информации о самых ранних культурах и цивилизациях, пожалуйста, см.: Древнее искусство (250000 до н.э. – 400 н.э.).

Архитектура

Эра завершается великолепной архитектурой и скульптурными украшениями дворцов Сеннахирима и Ашшурбанапала в Ниневии и Ашурнасирпала в Нимруде (древний Калху). До того, как город стал столицей Ашурнасирпала, Нимруд был всего лишь провинциальным городом. Конечно, есть и другие работы: статуи, вазы и печати. Даже скульптурные рельефы стен дворца представляют собой нечто большее, чем изображение военных действий. Из них можно узнать о садах и растениях, о рыбалке, экскурсиях и праздниках, о богах и любви, о роскошных коврах и богато вышитых одеждах, а также о женщинах и детях. Здесь есть куча информации, не только для изучающих нравы и обычаи, но и для ботаника и этнолога. В изображенной группе носителей дани можно узнать характеристики каждого физического типа: например, евреи демонстрируют те поразительные черты лица, которые можно увидеть у некоторых евреев по сей день. (Время Сеннахирима – это эпоха пророчеств Исаии.) Но все-равно в сюжетах рельефов война на первом месте, охота на втором, а все остальное второстепенно.

Сеннахирим превратил деревню Ниневию в столицу империи, возможно, чтобы избежать влияния развитых городов и сложных дворцов, связанных с более ранними царями. Там он намеревался строить своеобразно и от своего имени. Там он построил для себя «дворец, которому нет равных», что фактически было его официальным названием.

Дворцы ассирийских царей были не только местами королевской резиденции и императорского бизнеса. Задолго до этого правители требовали божественного признания: царь был частью бога и напрямую связан по функциям или рождению с высшим национальным божеством. Таким образом, храм был крылом дворца или, может быть, его сердцем. Но мудрый и практичный царь не сильно надеялся на защиту богов. Храм-дворец также был крепостью.

Должно быть, существовала разница в визуальном эффекте между внешними укрепленными стенами и башнями, простыми и мрачными, и пышностью и великолепием украшения и жизни внутри. Там жил целый город любимых людей: дворяне, защитники, фавориты, политики. Для квартир короля и его жен и их священников строились роскошные аппартаменты, но практичные наружные кирпичные стены были сравнительно чистыми и пустыми – комбинация, которую часто отмечали в более поздней истории, в византийской церкви, средневековой крепости, в Флорентийских дворцах и испанских замках. Церемониальный дверной проем привносил цвет и обогощал интерьер при помощи фасада в виде скульптур по бокам и вставленных медных рельефов, а также узкими полосами глазурованного кирпича, которые продолжались вдоль стен крепости. Традиционные архитектурные особенности, в большинстве случаев, имели стиль от шумерского до вавилонского. Доминировал ритуальный зиккурат или башня, но часовые фигуры на главном входе, как говорят, имеют хеттское происхождение. И, конечно, были роскошные украшения с дальнего востока. Уже давно был обмен художественной продукцией с Египтом. Все это объединили ассирийские монархи. Вполне вероятно, что дизайнеры и ремесленники были в значительной степени импортированы из других стран – Финикии, Сирии и Египта – каждый делал свою работу без четкого представления о целом. Но результат получался грандиозным.

Сам король Сеннахирим рассказывает о своем дворце в Ниневии в табличке, продиктованной одному из его книжников и переведенной в наше время в Британском музее: «Кедр, кипарис и сосна, бревна с Синая и толстые слитки бронзы, я поставил в дверях и в жилых комнатах, оставляя отверстия, похожие на высокие окна. Большие статуи из алебастра в терновом венце ставил по обе стороны дверных проемов, а больших крылатых быков из белого камня я вырезал в городе за Тигром, великие деревья я вырубал в соседних лесах, чтобы построить плоты, на которых их можно было транспортировать. Со многими усилиями и трудностями их привезли к воротам моего дворца». Храмовая часть здания была особенно роскошна и была описана королем как «комнаты из золота и серебра, из драгоценных металлических изделий, хрусталя, алебастра и слоновой кости, построенные как жилище моего Бога».

В замыслах монарха видны ослепительные затраты на архитектурные и декоративные произведения. В его присвоении себе, как высшему мастеру, произведений художников, читается прототип Адриана и Людовика XIV. Но если «я» в его рассказе следует понимать буквально, то Сеннахирим действительно обладал чувством композиции и изобретательского мастерства прирожденного конструктора, поскольку он со знанием говорит о проблемах освещения, успешно решенных способами, которые развеяли «тьму старых дворцов», и о гидравлических изобретениях, которые принесли проточную воду в здания.

Скульптура

Был ли у него вкус или артистическое видение, чтобы объединить это усилие в единство или устойчивый и энергичный стиль – сейчас под вопросом. Крылатые быки, с которыми у него были такие проблемы, прежде чем он установил их у своих ворот, были скучными и достаточно безжизненными. (Два похожих, из дворца Ашурнасирпал, теперь отдыхают в вестибюле Музея Метрополитен в Нью-Йорке.) Интерьеры были красочными и эффектными, без сомнения, со скульптурными панелями из алебастра, вставками из глазурованной плитки, расписными лепными панно и множеством предметов обстановки вокруг. Но реставрации археологов и сами найденные фрагменты не убеждают современного наблюдателя в тонко спроектированном ансамбле или необычайно высоком стиле.

Одержимость болью, пытками и завоеванием проиллюстрирована, в частности, на алебастровых рельефах и в терракотовой скульптуре, с которой кирпичные стены были выложены внутри основных комнат. Некоторые из них времени Сеннахирима. Те, что более известны публике, относятся к эпохе Ашшурбанипала, на два царствования позже. Нет оснований читать садизм в этих записях о насилии и страданиях, они скорее демонстрируют откровенный реализм правителей, которые жили философией «могущество правильно». Король разложил книжку с картинками своей карьеры, так как хотел бы, чтобы его подданные знали об этом. Его предшественники были изображены повергающими своих мертвых врагов или держащими сети, заполненные отрубленными головами. Его художники должны показать больше голов в своей сети и большие кучи убитых и растоптанных. Честно говоря, они превосходят всех более ранних летописцев в изложении масштабов его завоеваний. Они удобно забывают о любых поражениях и неудачах и преувеличивают количество убитых врагов или убитых львов.

Они передают ужасные уроки войны эффективно и подробно. Но именно когда они приходят к изображению животных на охоте, они демонстрируют глубокое эмоциональное чувство, а также более чувствительную руку. Фигура человека почти везде без исключения жестко условна. Но животные изображаются с неким холодным сочувствием и великолепно нарисованы. Они живут, благородно сильные, гибкие. Наиболее живыми из всех являются охотящиеся львы, когда они ранены. Художник наблюдал за этими умирающими зверями из укрытия и изучил очевидные и явные факты, сопротивление парализованных ног, рычащие челюсти, ярость последнего прыжка.

Заслуга здесь, конечно, у реализма. Рельефы представляют собой самую высокую точку в развитии живописной месопотамской скульптуры, но, возможно, не такую высокую, как судили викторианские первооткрыватели сокровищ Ниневии. Каменные фрески представляют собой замечательное достижение, они рассказывают волнующие истории в идиоме, формально оформленной, хотя и немного тяжелой, с перерывами на непреодолимый реализм, но в целом им не хватает архитектурного единства. В рамках традиционной формализации существует тревожное возвращение к натуралистическому подражанию ради его самого. Каждая складка на костюме тщательно прорабатывается, каждый ноготь на руке, все поводья от колесницы до лошадей и каждое перо в крыле. Редко размещение фигур на заднем плане или группировка приближаются к интуитивному композиционному смыслу такому, как они отображаются в египетской скульптуре. Мы знаем о достижении рекордов, столь колоссальных и дерзких, насколько могли желать королевские диктаторы. Но мы редко осознаем, что видение художника часто выходит за рамки его миссии.

Библиотека Ашшурбанипала

Хотя мы можем испытывать беспокойство при мысли об изобразительном искусстве, единственной задачей которого было прославить политического лидера, мы знаем, что оно было не только жертвой устоявшейся вавилонско-ассирийской традиции, но и эгоизма Ашшурбанипала. На самом деле, есть и другие доказательства подлинного интереса Ашшурбанипала к вещам. Он сделал эпохальный шаг вперед, когда собрал документы и книги и основал одну из самых ранних известных библиотек. 22 000 именных табличек, собранных по его приказу для сохранения накопленных знаний в областях религиозных традиций, научных открытий, истории и общей литературы, систематически каталогизированных, были найдены в руинах дворца в Ниневии. Сам Ашшурбанипал особо подчеркнул тот факт, что, будучи принцем, он научился чтению и письму в дополнение к более благородным искусствам верховой езды, охоты и управления.

Нео-вавилонская империя

По словам историков, после падения Ассирии, слишком много людей было угнано с ферм в армию и правящая власть снова перешла на юг, в Вавилон, возрождающийся теперь под другим народом, халдеями. Им было суждено восстановить месопотамскую империю, ненадолго доминировать на Ближнем Востоке, а затем увидеть распад их нео-вавилонской империи, потому что правящий класс вышел за пределы безопасной эксплуатации труда подданых. Это падение ознаменовало конец вавилонско-ассирийской независимости, последнее выступление местных семитов против череды иностранных повелителей. Иностранное господство началось в 538 г. до н.э. с персами и продолжалось вплоть до двадцатого века.

Кстати: Висячие сады Вавилона (также ошибочно называемые «садами Семирамиды», ок. 600 г. до н.э.), предположительно находившиеся в Вавилоне или Ниневии, были определены греческим поэтом и комментатором Антипатром из Сидона как одно из семи чудес древнего мира.

Статьи по Теме

  • Культура и религия древней Аравии
  • Шумерская лира в художественном музее имени А.С. Пушкина
  • «История людей» от Антонио Минготе

Леонид сожалеет. Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Ассирийская армия — регулярная армия Ассирии, древнего государства в юго-западной Азии, располагавшегося на территории Северного Междуречье (современные Ирака, восточная Сирии, северо-западный Иран).

Ассирия просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава (750 — 620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества.

Во время правления Тиглатпаласара III (745 — 727 гг. до н. э.) было реорганизовано ассирийское войско, ранее состоявшее из воинов, имевших земельные наделы. С этих пор основа армии состояла из обедневших земледельцев, вооружённых за счёт государства. Так возникло постоянное войско, носившее название «царский отряд», в который включались и пленные. Также имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглатпаласар III осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.

Организация

Основным войском считался кисир. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу).

Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение — панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец.

Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооружённых воинов. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, ведущих бой под прикрытием тяжелых пехотинцев со щитами. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.

Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, которые начали использовать около 1100 года до н.э. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против нерегулярных войск.

Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск — конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н.э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была ещё нерегулярной и не вытесняла боевые колесницы.

Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты).

Оружие и доспехи

Ассирийское войско отличалось большим разнообразием и для своего времени высокими качествами. Применялись лук со стрелами, имевшими металлические наконечники, праща, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, палица, окованная железом. Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, которые вели осадные работы под стенами осажденного города, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками: щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырехугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.

Ассирийцы: С мечом в руке и Вавилоном в сердце


Римляне считали Ассирийскую державу первой «мировой империей» и отдаленной предшественницей их собственной империи — римской. Но римляне были расчетливы и осторожны: каждый завоеванный ими кусочек мира они подолгу обживали и приращивали к организму своего государства. Ассирийцы же действовали так, будто воистину силились объять необъятное. Их громадная держава, раскинувшаяся от Египта и Средиземного моря до Закавказья и иранских нагорий и на юг — до Персидского залива и Аравийских пустынь, пульсировала как амеба, пылая мятежами и одновременно трепеща от страха. В свое время в мире не было армии сильнее ассирийской. Ассирия жила войной и для войны. В мировой истории нет другого примера, чтобы страна вела почти беспрерывные войны на протяжении 700 лет. И в то же время теорему Пифагора здесь знали задолго до самого Пифагора. И именно в столице Ассирии — Ниневии — была собрана знаменитая библиотека клинописных табличек — бесценное собрание древних текстов, благодаря которому, собственно, мы и знаем так много о древней истории Междуречья.

Исторический ландшафт

Когда воины древнего Ашшура в XIV веке до Рождества Христова при царе Ашшурубаллите двинулись в свой первый завоевательный поход, чтобы, наконец, вступить на равных в большую игру тогдашних великих держав, они и ведать не ведали, что их марш будет продолжаться семь столетий. К этому времени в междуречье Тигра и Евфрата господствовал Вавилон, в Малой Азии силу взяло Хеттское царство. Ассирия же еще не возвысилась, и небольшому городу-государству Ашшур приходилось выживать в очень сложной международной обстановке. Вглядываясь в темный колодец истории, нам не только неимоверно тяжело различить обстоятельства, сложившие эту обстановку, трудно даже отчетливо припомнить, чем, собственно, отмечена та эпоха в некоем гипотетическом списке итогов человеческих цивилизаций. Клинопись? Древняя астрономия? Исполинские зиккураты, где возжигали жертвенный огонь давно позабытым богам? Или крылатые быки — керубы — охранители царских врат, которые по странной иронии истории после долгих превращений стали херувимами, представляющими собой высшую категорию ангелов в ангелическом многообразии Ветхого Завета? Еще труднее представить себе, что и намного раньше, за 10 веков до летописного начала собственной ассирийской истории, здесь, в Месопотамии, история уже шла, уже были города, развитое ирригационное земледелие, торговля и работорговля, войны, дворцовые интриги — весь комплекс признаков, характеризующих цивилизации древности вплоть до Рима.
До начала истории Ассирии минула почти тысяча лет истории Двуречья. Возвысились и пали Ур, Лагаш, Киш и Урук, была создана единая система мер и весов, расчислен годовой календарь, провозглашены законы Уруинимгины, царя Лагаша, с которых, по логике приоритетов, следует начинать изучать право, и, наконец, написано самое долговечное произведение мировой литературы — «Эпос о Гильгамеше».
Парадокс истории древнего Междуречья заключен в том, что творилась она двумя народами — шумерами и аккадцами — совершенно не родственными друг другу, но тем не менее считавшими себя единым народом, «черноголовыми».
Аккадцы были семитами, шумеры — нет, но они прекрасно уживались бок о бок, с детства разучивая языки друг друга, и впоследствии, когда цивилизация Шумера пала, ослабленная внутренними интригами, аккадцы впитали в себя шумерскую культуру, сохранив в том числе и знание шумерского языка как «языка для посвященных».

Месопотамия оказалась разбитой на множество царств и городов-государств, меж коими после очередной смуты в правление великого Хаммурапи возвысился Вавилон, власть которого над собой вынуждена была признать и Ассирия. Сердце будущей Ассирийской державы — город Ашшур — в то время оставался еще сравнительно небольшим, хотя и крепким центром маленького государства. И хотя ассирийские купцы знали уже ростовщичество и имели опыт создания международных торговых «компаний» на стратегически важных торговых перекрестках, во внутренней жизни города много было еще неизжитой архаики. До XIV века до н. э. Ассирия называлась «алум Ашшур», то есть «община (бога) Ашшура»: в древней Месопотамии главным признаком самоидентификации была не национальность, а принадлежность к общине и государству. Также «общинным» было владение землей. Черты «общинности» прослеживаются и в организации власти. И хотя народное собрание «малых и великих» уже утратило свое значение, высшим органом власти все еще оставался «дом города» — совет знати. Совет избирал сроком на один год городского казначея, а также судью-администратора государства. И хотя в Ашшуре существовала наследственная должность правителя — ишшаккума, до эпохи больших военных походов никто не считал его «царем», и он исполнял в основном жреческие функции.
По привычке считая древних властителей Востока деспотами, мы глубоко ошибаемся, ибо даже и в более позднее время царей Ассирии и Вавилона никто не считал непререкаемыми самовластными владыками, свободными по своей прихоти казнить или миловать. Царь, в большей или меньшей степени, все равно оставался ответственным перед народом и «общиной» — об этом свидетельствуют сохранившиеся в письменности «самооправдания» при самовосхвалении царей Египта, хеттов и Междуречья, в которых первым делом указывалось, что в правление такого-то царя народ не голодал и благодаря удачным военным походам только умножил свое богатство.
Еще более яркий пример подотчетности царя народу являет обычай «обновления сил царя», бытовавший и в Вавилоне, а в смягченной форме и в Ассирии. Смысл его в том, что один день в году царь должен был пройти особое очищение: его подвергали унизительным обрядам — водили по улицам, обливали водой, высмеивали или ругали, плевали в лицо и вообще всячески над ним глумились. Царь, безропотно прошедший через это, считался полностью обновленным и очищенным и с почетом возвращался на трон. Иногда цари на этот день на словах отказывались от власти и ставили вместо себя подменных правителей из простолюдинов, они и проходили сквозь тяжкий обряд, а сила считалась обновившейся у настоящего царя. На следующий день правитель возвращался к власти, с которой на самом деле и не расставался. Прием этот, правда, не всегда сходил с рук. Один из вавилонских царей не пожелал подвергаться унижениям и вместо себя отправил на поругание толпы своего садовника. Но пока того высмеивали и оплевывали, спрятавшийся во дворце царь подавился кашей и умер, а садовник так и остался царем и правил не хуже своего бывшего господина.
Разумеется, по мере усиления власти правителя обычай этот уходил в прошлое — особенно быстро в Ассирии, чьи цари с началом эпохи походов стали всевластными командующими армией, «шутить» с которыми стало небезопасно. И все же «идейного» самовластья древняя Месопотамия не знала никогда, хотя ассирийские цари и приблизились к нему на деле. Понятие деспотии и ничем не ограниченной царской власти пришло в историю гораздо позже — вместе с Ахеменидами — царями персов. Персы в самом конце древней истории вторглись в Месопотамию и, завоевав ее, открыли занавес для последнего акта под названием «История Древнего мира»: в эти десять веков (с VI века до н. э. по V век н. э.) укладываются греко-персидские войны, казнь Сократа, греческая колонизация Средиземноморья, возвышение Рима, падение Карфагена, восстание Спартака, союз Клеопатры и Марка Антония, бесчинства Нерона и нашествие готов. Однако нас занимают события несравненно более отдаленные и не столь прочно укоренившиеся в европейской культуре.
Дары Эхнатона
Пытаясь вырваться из неблагоприятных исторических обстоятельств — фактического вассалитета и враждебного окружения, которое почти полностью задушило международную торговлю, испокон веков кормившую Ашшур, — Ассирия в XIV веке до н. э. сделала ставку на Египет, который по своим причинам противостоял другим великим державам Ближнего Востока, угрожавшим ассирийцам. При фараоне Эхнатоне в Египте с почестями было принято ассирийское посольство, и хотя грозный окрик Вавилона должен был, по логике вещей, прервать переговоры зарвавшихся вассалов Вавилонии с Египтом, этого не произошло. Напротив, послы обменялись с фараоном щедрыми дарами и заручились его поддержкой. Зачем было Египту портить отношения с могучим Вавилоном из-за какого-то Ашшура? Но Эхнатон, по-видимому, сразу разглядел в посланцах Ассирии восходящих пассионариев, которые в ближайшее время смогут перевернуть весь исторический порядок в обозримом пространстве Вселенной.
Фараон не ошибся. За следующие сто лет страна ассирийцев, захватив обширные земли, превратилась из города-государства Ашшур в империю Ассирия и усилилась настолько, что с ней вынуждены были считаться все ее соседи. Время исторического изгойства прошло. Более того, уже основатель этого великодержавия Ашшурубаллит I устанавливает родственные связи с вавилонским царским домом и всеми правдами и неправдами добивается того, чтобы на трон Вавилона воссел его внук — отныне Ассирия никогда не откажется от мечты о контроле над Вавилонией — величайшей страной месопотамской культуры, общей для Вавилона и самих ассирийцев.
В XIII веке до н. э. Ассирия начинает мощную военную экспансию, ломает хребет одному из давнишних своих врагов — царству Миттани — и при Тикультининурте I вторгается в Сирию. Это было началом бессчетного перечня кровавых побед и военных добыч, которые в конце концов и превратят ее в страну с «военной экономикой»: в Сирии было захвачено 30 000 пленных, обращенных в рабов, которые отныне будут работать на величие сынов Ашшура. Больше того, Тикультининурта первым захватывает Вавилон, низлагает вавилонского царя и увозит из города статую бога Мардука — покровителя Вавилона; на севере он разбивает коалицию 43 князей Наири и, захватив некоторые области Закавказья, вновь подступает к Малой Азии. Поразительнее всего, что все эти победы выпали на долю города-государства. Коренная Ассирия была, повторимся, крайне невелика по территории и населению. Достаточно вообразить, что Россия собиралась бы не вокруг Великого княжества Московского, а вокруг только одной Москвы, чтобы представить, каким воинственным духом должны были обладать ассирийцы, одерживая победы над многократно превосходящим врагом.
Установление контроля над горными краями северо-запада дало Ассирии одно неожиданное сокровище, сыгравшее в истории ее бесчисленных войн решающую роль. Этим сокровищем было железо. Постепенно ассирийцы выучились обрабатывать его и незамедлительно применили в военном деле. Ясно, что воин в железной кирасе был практически неуязвим для бронзового оружия, а стрела с железным наконечником и железный меч способны были сокрушить самые мощные бронзовые доспехи.
Пожалуй, наивысшего своего расцвета Ассирия достигла в начале XI века до н. э. при Тиглатпаласаре I. Это было время мощных изменений в Древнем мире: «старые древние» царства не выдержали натиска «новых древних» и, как Миттани и Хеттское царство, просто исчезли, уступив им место. Вавилон переживал затяжной политический и экологический кризис (поливное земледелие за много веков привело-таки к засолению почв, и плодородные прежде поля Вавилонии обратились в довольно скудные житницы), ну а Египет в очередной раз точил и междоусобицы. В этой обстановке Ассирия недрогнувшей рукой подхватила роль мирового лидера.
При Тиглатпаласаре I воины Ашшура совершают более 30 походов на запад, захватывают северную Сирию, Финикию и некоторые провинции Малой Азии. Пучок торговых путей, связывающих Запад с Востоком, вновь оказывается в руках ассирийских купцов. В честь своего триумфа после завоевания Финикии Тиглатпаласар I устраивает демонстративный выход на финикийских военных кораблях в Средиземное море. Из Египта триумфатору незамедлительно были присланы богатые дары. Предчувствия не обманули великого фараона Эхнатона, принимавшего когда-то ассирийское посольство: горстка не знающих страха пассионариев, воспользовавшись моментом, действительно перевернула мир.
С мечом в руке и Вавилоном в сердце
Наибольшей проблемой Ассирии на протяжении всей ее истории был Вавилон. При этом он не являлся проблемой только внешней, политической или военной — на определенном этапе наращивания ассирийской военной мощи Вавилон больше не представлял для армии Ашшура серьезной угрозы — его «брали» множество раз, но тем в большей степени он превращался в проблему внутреннюю, в глубокий, неискоренимый невроз, любовь-ненависть, которую нельзя утолить. С Вавилоном ассирийцев связывает такой узел чувств, что расплести его под силу разве что какому-нибудь историческому психотерапевту. Если бы цари Ассирийской державы просто превратили бы Вавилонию в одну из своих провинций, дело, возможно, разрешилось бы проще. Но нет! Они не хотели овладевать им грубой силой. Каждый раз после очередного «взятия» Вавилону оставлялся статус самостоятельного вассального царства, а если не царства, то по крайней мере вольного города. Ассирийцы словно бы демонстрировали вавилонянам свое великодушие, прося: «О, искушенные дети Мардука, полюбите нас, богатырских сыновей Ашшура, живите в ладу с нами, и мы охраним ваш волшебный город от любых посягательств извне»… В требовании этой невозможной любви заключалось, помимо прочего, настояние признать родство (этнически ассирийцы и вавилоняне даже ближе друг к другу, чем русские и украинцы: они лишь говорили на разных диалектах одного языка) и если не равенство, то хотя бы соразмерность силы Ассирии пленительной красоте Вавилона. Но «любви» так и не получилось. И когда Вавилон в очередной раз восстал, призвав в союзники халдеев и эламитов, ассирийский царь Синаххериб в 689 году до н. э. стер Вавилон с лица земли, пустив по его улицам воды из открытых шлюзов Евфрата. Так отчаявшийся влюбленный убивает свою возлюбленную. Но Ассирия не простила своему царю утраты Вавилона. В свою очередь Синаххериб был убит в своем же дворце, а его преемник Асархаддон восстановил Вавилон, вернул ему прежние привилегии, ввел в пользу вавилонских храмов новые налоги по своей огромной державе — притом что в это же время он, не зная жалости, прорубался через дружественный когда-то Египет, пока не довел границы Ассирийской державы до первого порога Нила.
Будучи ближайшими родственниками по крови, сыны Ашшура разительно отличались от сынов Вавилона. Если вавилоняне, за исключением небольшой прослойки «богобоязненных», были, в общем-то, законченными гедонистами, то ассирийцы предпочитали жизненным усладам вавилонян суровые забавы совсем иного рода: бесчисленные барельефы запечатлели сцены царских львиных и прочих охот, где мышцы каждого воина напряжены до предела, струится кровь, мчатся колесницы, догоняют жертву охотники… Война тоже, кстати, была одним из их излюбленных сюжетов: битва, разрушение города, унижение пленных, пирамиды из отрубленных голов побежденных, враги, обращенные в рабов… Предельное напряжение сил, подвиг, битва — вот жизненный идеал ассирийца. Это сказывалось и на отношениях полов в обществе. Если для вавилонянина семья как раз и была той «норкой», в которой реализовывался его жизненный гедонистический идеал, то для ассирийца все было иначе. Семья была лишь «стартовой площадкой» воина, и хотя в Ассирии было разрешено многоженство, гарем служил сыновьям Ашшура не для нег, а для укрепления сил и хозяйства воина. Отношение к женщине в Ассирии было довольно суровым, а сексуальные связи гораздо более брутальными и лишенными той нежности, которой была окрашена любовь в Вавилоне.

Поэтому, хотя Ассирия и Вавилон питались соками одной культуры, они по-разному распорядились ими: одни обратили этот сок в приятное вино, другие изготовили из него огненный и ослепляющий напиток. Прекрасной иллюстрацией к этой ситуации может служить «Эпос о Гильгамеше». Произведение это пользовалось необыкновенной популярностью как в Ассирии, так и в Вавилоне. Но ассирийцы скорее видели свое подобие в молодом Гильгамеше, царе Урука, готовом совершать подвиги единственно во имя подвигов и без разбору пользоваться дочерьми и женами народа своего. Чтобы стать «вавилонянином», Гильгамешу пришлось преодолеть свой эгоцентризм в чувстве горячей дружбы, пережить горе и смертный страх после гибели друга, возжелать бессмертия, добыть его, чтобы тут же, по глупой случайности, утратить и в конце концов отказаться от попыток достичь недостижимое и — жить, наслаждаясь жизнью, не покушаясь на то, что не дано человеку. Ассирийцы же веками рвались к недостижимому — не на словах, но на деле, не к бессмертию, но к мировому владычеству.
Война ради войны
Внезапному концу Ассирии предшествовали невиданный размах завоеваний и максимальный разбег ассирийской военной машины. Железо сделало ассирийскую военную рать совершенно непобедимой на полях сражений. Притом, что ассирийцев — выходцев из коренной Ассирии было мало, а обрести они хотели весь мир, воевали они с исключительной жестокостью. Поэтому некоторые провинции и царства предпочитали изъявить покорность и заплатить дань при одном приближении ассирийского войска, верно полагая, что лучше формально лишиться независимости, чем допускать его на свою территорию. Однако Ассирийская держава так разрослась, что положение не могло оставаться неизменным. Страной надо было управлять и держать ее в повиновении. Для этого нужны были большая армия и имперский административный аппарат. Реформатором в этой области выступил Тиглатпаласар III.
Он был узурпатором, военачальником, поэтому главные его реформы касались именно военного дела. Он создал в Ассирии «царский полк» — огромную регулярную армию, в которую брали покоренных, оторванных от своей среды и земли людей, не знавших иной воли, кроме воли царя и непосредственного командира. При Тиглатпаласаре III в ассирийской армии было 120 тысяч человек, и равных себе она не знала. Дело было не только в ее чудовищной численности. Ассирийцы ввели в военное дело ряд новаций, неведомых Древнему миру и сохранившихся до нового времени. Скажем, помимо колесниц ударной силой в бою они сделали подвижную конницу, создав кавалерию как род войск. Они учредили военную разведку и позаботились о создании вспомогательных частей, необходимых в любом походе: армейские оружейники чинили и заново делали оружие, инженерные части помогали армии наводить мосты, вести осаду крепостей. Ассирийская осадная технология достигла такого совершенства, что города-крепости, которые в прежние века выдерживали осады продолжительностью в 15-20 лет, ассирийцы брали за 20 дней: насыпали осадные стены, по высоте равные стенам осаждаемых крепостей, оставляли город без воды, отводя в сторону реки, или, наоборот, затапливали его, строя или разрушая плотины. Если не помогало и это, они попросту перемалывали крепостные стены своими таранами, которые представляли собой подвижные мини-крепости с башенками для лучников наверху и деревянной крышей, скрывавшей отряд воинов, раскачивающих обитые железом исполинские бревна, способные расшатать любую кладку.
Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Грабеж завоеванных территорий, дань и налоги с покоренных земель стали мотором всей ассирийской экономики. К тому же война давала неисчерпаемые источники рабочей силы. В это время рабы в Ассирии были столь дешевы, что воины порой расплачивались ими за обед и выпивку в тавернах.
В VIII веке до н .э. Ассирия окончательно расчистила себе путь на Запад, подчинив Дамасское и Израильское царства, совершила ряд успешных походов в Урарту и Мидию и в очередной раз «одолела» Вавилон, где Тиглатпаласар III даже короновался вавилонской короной. Чтобы избежать восстаний и отпадения провинций, он ввел в практику массовые депортации населения из одной части империи в другую. Известно, что при нем из одной лишь Сирии было выселено 73 тысячи человек.
В течение века Ассирия не знала поражений. Она сокрушила Израиль, стерев его с политической карты мира, нанесла смертельные раны Урарту, оторвала еще несколько провинций у Мидии и довольно удачно сдерживала вихри самых опасных противников всех «устоявшихся» цивилизаций — с виду слабых, но на самом деле обладающих колоссальной разрушительной силой кочевых племен — в то время киммерийцев и арабов Аравийского полуострова. Казалось, могуществу ассирийской державы ничто не угрожает.
Век заката
Стелла с изображением Ашшурбанипала в короне ассирийских царей. Он поднимает корзину земли для ритуального изготовления первого кирпича. Клинописная надпись вокруг и на теле царя свидетельствует о том, что он восстановил святилище Эа, бога пресной воды и мудрости, на территории храма Мардука — верховного бога Вавилона
Тем более удивительно, что буквально через 100 лет Ассирии не существовало уже не только как мировой империи, но и просто как самостоятельного государства: ее города были стерты с лица земли и занесены песком. Конец Ассирии, как и любой империи, был внезапным, хотя приближение его глухо ощущалось современниками. Пророки Иудеи предрекали гибель Ниневии, «городу крови», цари все с большим трудом боролись с врагами — и впервые не за добычу, а за жизнь собственной страны. Никогда раньше Ассирия не обращалась к богам с молитвами и просьбами о знамениях с таким трепетом и страхом. Царь Ашшурбанипал совершил и снарядил множество походов, но чем дальше, тем труднее давались ему победы и тем менее прочными они были — восстание следовало за восстанием. Война как будто перестала вдохновлять ассирийцев, как раньше: портретное изображение великого царя вопреки традиции представляет его не на боевой колеснице, а в образе священного строителя — с корзиной за плечами — восстановителем храма Мардука в Вавилоне. Своей столицей Ашшурбанипал вслед за дедом и отцом избрал древний ассирийский город Ниневию, где основал невиданное для Древнего мира предприятие — библиотеку, повелев копировать и сохранять в ней все сколько-нибудь важные клинописные тексты — от литературных до медицинских рецептов. Эту древнейшую библиотеку иногда называют «вавилонской». Даже Борхес — возможно, сознательно — не избег этой ошибки, представив себе эту первичную библиотеку в виде Вселенной, в которой уже содержатся все знаки и письмена и, следовательно, все книги, которые были и будут написаны. Однако эта протогалактика книжности была создана не в Вавилоне, а именно в Ниневии. Сам Ашшурбанипал был Великим Библиотекарем, знавшим в совершенстве давно позабытый язык шумеров. При нем в Ниневии был воздвигнут дворец, способный соперничать с прекраснейшими постройками Вавилона. В самом Вавилоне и в Уруке — на родине легендарного Гильгамеша — им были заново отстроены роскошные храмы.
Разумеется, Ашшурбанипал много воевал. Ассирии, выросшей из небольшого города-государства, так и не удалось сделать завоеванные провинции соучастниками в строительстве империи. И именно это обстоятельство оказалось роковым. Очередной мятеж Вавилона, на троне которого сидел брат Ашшурбанипала, потряс всю державу. Отпал Египет. Тут же самым неожиданным образом сказались плоды реформ, когда-то проведенных Тиглатпаласаром III, создавшим огромную и непобедимую ассирийскую армию. Не знавшая поражений на протяжении столетия, она стала утрачивать прежнюю мощь. В летописях VII века до н. э. о военных походах чаще всего сообщается, что царь такой-то «пришел и разорил» взбунтовавшуюся провинцию или отдаленные земли, но нигде не говорится, что «посадил наместника». Это значит, что походы ассирийцев больше не приносили им мира: непокорные были, разумеется, разорены и усмирены, но оставались, по сути, неподвластными и ждали лишь часа для очередного непокорства. Вселенная, созданная пассионарным взрывом ассирийцев, начала восставать против Ашшура. И когда в конце VII века до н. э. на исторической арене появились скифы, налетевшие из глубин Азии, громадная ассирийская армия, раздираемая собственными «политическими» конфликтами, вовлеченная в борьбу за власть и в результате полностью утратившая былую боеспособность, не смогла противостоять им. Скифы десятки лет спокойно гуляли по коренной Ассирии, не говоря уж о присоединенных царствах. Выступление против Ассирии двух крупнейших из них — Мидии и Вавилона — довершило картину разгрома. Все крупные ассирийские города — Ашшур, Ниневия, Харрасан и Каркемиш — были попросту стерты с лица земли, ассирийская знать истреблена, население же Ассирии разбежалось по соседним землям, смешавшись с другими народами. Часть ассирийцев бежала на запад и даже пыталась основать там новое царство, но отвратить гибель уже не могло ничто. Вавилоняне добили ассирийцев в 609 году до н. э. История Ассирии свершилась.