Армия сербии вооружение

  • Главная
  • Служу отечеству
    • Что мне дала служба в армии…
    • Галерея подвигов
      • Герои Императорской России
      • Герои Великой войны
      • Герои Великой Отечественной Войны
      • Герои Советского Союза
      • Герои России
    • Военная история
    • Военная геральдика
      • Что такое геральдика
      • Ордена Российской Империи
      • Символика Вооруженных Сил РФ
    • Военная аналитика
      • Россия
      • Геополитика
      • Вооружение и техника
      • Войны
      • Вооруженные силы стран мира
      • Список используемых сокращений
    • Календарь памятных дат
      • Даты военной истории
      • Праздники
      • Дата в народном календаре
      • Дата в истории
      • Родились в этот день
      • День города
  • PRO Армию
    • Наша Армия
    • Если тебе пора в Армию…
      • 15 шагов в Армию
      • Видеонапутствия
    • Помощь в службе
      • Социальный проект «Позвони маме»
      • «Совет родителей военнослужащих России»
    • Юристы на связи!..
      • Армейское право
      • Социальные гарантии
      • Вопрос-ответ
      • Задать вопрос юристу
      • 7 шагов на контрактную службу
      • Служба по контракту
      • Вакансии предприятий
      • Учебные заведения
    • PRO нас
      • Для чего все это делается
      • Полевой совет
      • Полевая кухня
      • Наши контакты
  • От Лехи
    • Фото
      • Девушки в армии
      • Служу
      • Фрагменты войны
      • ДМБ
      • Техника
      • Наши призывники
      • Концерт в В\Ч 3111 Балашиха
      • Юмор
    • Видео
      • Армия
      • Спорт
      • Юмор
      • Армейские песни
      • Видеонапутствия
    • Армейский блокнот
      • Мотиваторы
      • Статусы
      • Рисунки
      • Стихи
      • Аккорды
      • Байки из казармы
      • Сделай сам
      • Тату
    • Анекдоты

    Армия Сербии

    Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники

    Армия Сербии


    На сербском языке армия звучит как воjска. Военных, служащих в ней, в Сербии очень уважают. Причина этого заключается в том, что за последние несколько веков страна пережила большое количество войн, во время которых погибло большое количество людей, а города несколько раз превращались в руины. Все это время армия Сербии должна была защищать свою страну и ее жителей от войск, которые чаще всего превосходили их по своей мощи. При этом численность армии Сербии всегда была меньшей, чем у противников. Так за последние несколько веков сербским воинам приходилось сражаться с нацистской армией Германии, войсками Австро-Венгрии, Османской империи и НАТО.
    Во всех этих сражениях были как победы, так и поражения. В самое тяжелое время сербская армия уходила в подполье и превращалась в партизанские отряды, воевала, будучи в изгнании, но каждый раз возрождалась вновь и вновь, показывая силу своего духа. Не смотря на то, что Сербия является довольно небольшим государством, расположенным в центре Балканского полуострова, которое неоднократно было завоевано, оно всегда вызывало к себе особенный интерес всего мира, так как не сдавалось и оказывало должное сопротивление своим обидчикам.

    Армия Сербии сегодня


    Служить в войсках Сербии на сегодняшний день является почетным и достойным занятием для любого мужчины. На сегодняшний день в армию Сербии никого не призывают. Обязательный призыв был отменен еще в 2011 году решением Скупштины. С тех пор она стала профессиональной, и поступить на службу в армию Сербии может любой желающий от 16 и до 49 лет.
    Численность сербской армии также сократилась. Так, в 2003 году, когда еще существовала Югославия, состоящая из Сербии и Черногории, в армии служило около 200 тысяч человек. На сегодняшний день эта цифра сократилась до 52 000.
    Отдельно стоит оговорить тот момент, что призыв на обязательную воинскую службу был не полностью отменен, а просто приостановлен на некоторое время. При этом сами сербы не очень радостно восприняли эту новость. Однако каждый желающий мог пройти воинскую службу, записавшись в армию добровольно. Количество людей, пожелавших прослужить в профессиональной армии своей родной страны на протяжении от трех до шести месяцев, оказалось настолько велико, что 3 года назад, а именно в 2014 году, министерство обороны Сербии решило принимать добровольцев не 2, а 4 раза в год. Но это не решило проблему, так как желающих все равно оказалось больше.

    Так армия Сербии 2017 была готова принять на службу 600 человек, а заявок поступило в 2 раза больше. В результате этого прием на службу происходит в условиях жесткой конкуренции. При этом женщины участвуют в нем на тех же условиях. Единственным отличием является то, что их должно быть только 12% от общего количества солдат, принятых на службу. По окончанию службы, тем, кто проявил себя лучше всего, могут предложить место в армии Сербии на основе временного контракта.

    Армия Сербии. Вооружение

    Для начала стоит отметить, что сербская армия делится на сухопутные войска, войска ПВО, военно-воздушные силы, речной флот и гвардию. От того, к каким войскам относится то или иной подразделение, зависит и его вооружение, и камуфляж армии Сербии.
    Гвардия Сербии – подразделение сербской армии, подчиняющееся Генеральному штабу. Основными ее задачами является охрана стратегически важных объектов, а также несение почетного караула. В некоторых случаях гвардия также способна обеспечить логистическую поддержку или выступить в роли полиции.
    Речной флот – наиболее небольшое подразделение, занимающееся охраной акватории страны. Размещается флотилия на Дунае и представляет собой 4 военных катера.

    Войска ПВО и ВВС – одни из старейших подразделений сербской армии. Они были созданы еще в 1912 году и принимали активное участие, как в Первой, так и во Второй мировой войне. После распада Югославии военная авиация перестала развиваться и поддерживаться государством. Большие потери войска ВВС понесли в 1991 году, когда сражались в Хорватии, а после 1999 года и военных операций под командованием НАТО от войск ПВО и ВВС Сербии практически ничего не осталось.
    На сегодняшний день их реформируют и стараются восстановить, в чем активно помогает Россия. По последним данным на вооружении ВВС Сербии состоит 75 боевых, 40 учебных и 11 транспортных самолетов, а также 53 вертолета и около 70 систем ПВО.
    В Сербии служба в армии в основном проходит в сухопутных войсках. Именно они отвечают за защиту территории, участвуют международных миротворческих миссиях и сотрудничают с военными из других стран. У них на вооружении есть как стрелковое оружие, так и боевая техника. Из стрелкового оружия имеются пистолеты, пистолеты-пулеметы, автоматы, пулеметы, снайперские винтовки и гранатометы.
    Военной техники в армии Сербии также предостаточно. Так у них на вооружении состоит:

    • Более 200 танков;
    • Более 400 бронированных машин;
    • Артиллерийские установки в количестве свыше 500 штук;
    • Свыше 200 противотанковых средств;
    • Около 200 средств ПВО;
    • Некоторое количество другой специальной военной техники (БРЭМ, обычные и танковые мостоукладчики).

    Звания армии Сербии

    Форма армии Сербии отличается от российской формы, причем не только внешним видом, но также знаками различия и звучанием званий на сербском языке. Так, в сербской армии можно встретить следующие звания:
    • Разводник, что переводится как разводящие, то есть ефрейтор;
    • Десетар. У нас это младший сержант или десятник;
    • Млађи водник – младший взводный, то есть сержант;
    • Водник, соответственно, старший сержант;
    • Стариjи водник – старшина;
    • Стариjи водник прве классе переводится как старший взводный первого класса. В России такого звания нет;
    • Заставник. Произошло от сербского слова застава, означающего флаг. То есть по-русски это будет прапорщик;
    • Заставник прве классе – старший прапорщик;
    • Потпоручник – это младший офицерский состав, то есть лейтенант;
    • Поручник – старший лейтенант;
    • Капетан – капитан, как можно догадаться из названия;
    • Маjор – как и в России, майор;
    • Потпуковник – тоже созвучное название. Подполковник;
    • Пуковник – полковник;
    Генеральский состав сербской армии состоит из бригадного генерала, генерал-майора, генерала-подполковника и самого высшего звания, просто генерала.

    Краткий обзор истории сербских ВВС

    Впервые сербская авиация упоминается в 1893 году, когда военное руководство страны запланировало организацию отряда из аэростатов. Но практические шаги в этом направлении были предприняты только спустя 8 лет — в 1901 году, когда капитан Коста Милетич был послан в Россию на прохождение курсов для пилотов аэростатов. После этого развитие авиации в Сербии шло медленно. В значительной степени его ускорила 1-я Балканская война, начавшаяся в 1912 году. После первых боев между армиями Сербии и других балканских стран с армией Османской империи из Белграда во Францию на обучение отправились шесть будущих пилотов, а затем по инициативе выдающегося военачальника Радомира Путника страна приобрела и несколько самолетов Blériot XI. Это позволило Сербии стать одной из первых пятнадцати стран, принявших на вооружение самолеты и одной из первых пяти, которые задействовали их в боях. Тогда сербская авиация развивалась в рамках инженерных войск, но уже 24 декабря 1912 года был создан Штаб Военно-воздушных сил.


    В 1914 году началась Первая мировая война. К этому моменту в распоряжении Сербии было всего 6 пилотов, 4 самолета и 2 аэростата. После эвакуации сербской армии на Корфу и ее переброски на Солунский фронт личный состав сербской авиации попал под патронат английских и французских коллег. Множество добровольцев было отправлено на обучение во Францию. Парк был пополнен самолетами стран Антанты, была упорядочена структура ВВС, впервые были оформлены боевые эскадрильи. С 1916 по 1918 гг., вплоть до окончания войны, сербские пилоты на фронте сделали более 3000 вылетов и внесли существенный вклад в освобождение Родины.

    30 сентября 1915 года сербская артиллерия сбила австро-венгерский самолет над Крагуевацем. После этого король Александр I Карагеоргиевич объявил эту дату днем противовоздушной обороны.
    После освобождения Сербии от австро-немецкой оккупации ее авиация начала динамично развиваться. Строились аэродромы и казармы, постепенно начали выделятся средства на подготовку пилотов и теоретические изыскания. В состав ВВС, именуемых теперь ВВС Королевства сербов, хорватов и словенцев, влилось множество пилотов бывшей австро-венгерской армии, которые были из числа южнославянских народов. С 1918 по 1921 гг. сербские самолеты участвовали в боях на границе с Албанией. Однако как правило они вели разведывательные полеты, не принимая непосредственного участия в боевых действиях.
    В 1923 году морская авиация была выведена из состава ВВС и переподчинена флоту. В 1927 году началось формирование авиационных полков, включающих в себя по 2-3 группы самолетов. В 1930 году произошло укрупнение имеющихся подразделений — полки были объединены в авиационные бригады. В этот период парк самолетов начал пополняться благодаря приобретению новых экземпляров за границей, а спустя некоторое время на вооружение начали поступать самолеты отечественного производства. Они выпускались небольшими партиями, однако составили значительный процент среди самолетов, использовавшихся армией.
    Перед Второй мировой войной ВВС Королевства Югославии использовали такие самолеты отечественного производства как Икарус ИК-2, Рогожарски ИК-3, Рогожарски-ПВТ, Рогожарски Р-100, самолеты заводом «СИМ» и «Змај». Помимо них были в большом количестве были французские Breguet Bre 19 и Potez 25, немецкие Dornier Do 17 K и Messerschmitt Bf 109E, английские Hawker Hurricane, Hawker Fury Mk.II и Bristol Blenheim Mk.I, итальянский Savoia-Marchetti S.M.79 и т.д.

    6 апреля 1941 года около 05:00 утра по местному времени Германия и ее союзники начали вторжение в Югославию. Уже через полтора часа Люфтваффе совершило первый налет на Белград. В небе над югославской столицей завязались воздушные бои. Несмотря на качественное и количественное превосходство немецкой авиации пилоты Королевских ВВС продолжали сражаться вплоть до капитуляции страны 17 апреля. Им удалось провести несколько бомбардировок аэродромов противника на территории Австрии, Венгрии и Болгарии, а также совершить множество вылетов на штурмовку немецких колонн, двигавшихся из Болгарии. От действий югославских ВВС и ПВО Германия и Италия потеряли более 50 самолетов. Необходимо отметить, что активность ВВС Югославии осложнялась массовым дезертирством пилотов, бывших родом из Словении и Хорватии. Некоторые из них вели корректировку действий немецкой авиации и саботаж.
    На территории Югославии, разделенной между странами Оси и марионеточной нацистской Хорватией, зародилось мощное партизанское движение, основу которого составляли сербские роялисты-четники и партизаны-коммунисты под руководством Броз Тито. 21 мая 1942 года из формирований нацистской Хорватии дезертировали два экипажа, приземлившиеся на своих самолетах на подконтрольной партизанам территории. В этот день партизанами были созданы свои ВВС. В ходе войны они пополнялись дезертирами из армий Хорватии, Италии и Германии, а с 1944 года парк авиации расширился благодаря самолетам, оставленным немецкими и хорватскими войсками при отступлениях. Тогда же СССР начал передачу партизанам нескольких самолетов, а 21 сентября 1944 года было начато формирование двух авиационных дивизий. До окончания Второй мировой войны Советский Союз передал югославским силам большое количество самолетов и запчастей к ним.

    После войны вооруженные силы Югославии были преобразованы в Югославскую Народную Армию. Из-за конфликта между Тито и Сталиным Югославия перестала получать технику советского производства и поэтому начала развитие собственной авиастроительной индустрии. В этот период проводились закупки британской и американской техники, однако вскоре ее начали заменять самолеты, произведенные в Югославии. Активно развивалась и совершенствовалась подготовка пилотов и техников.
    Нормализация отношений с Советским Союзом, начавшаяся спустя несколько лет после смерти Сталина, позволила Белграду пополнить авиапарк советскими изделиями. В 1957 году были приобретены Ил-14, в 1960 — Ми-4, в 1962 — МиГ-21, в 1968 — Ми-8 и т.д. Однако основой военной авиации страны стали самолеты отечественного производства. Фабрики «СОКО» в Мостаре, «Утва» в Панчеве, «Икарус» в Земуне поставляли значительное количество истребителей, штурмовиков, транспортных самолетов. К моменту распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 гг. основу парка авиации составляли истребители МиГ-21 и МиГ-29, учебно-боевые Утва-75, СОКО Г-2 Галеб, СОКО Г-4 Супер Галеб, штурмовики Ј-21 Јастреб и Ј-22 Орао. Основными вертолетами были выпускаемые по французской лицензии СОКО Газела и советские Ми-8. Все они были организованы в 3 корпуса ВВС и ПВО, состоящих из бригад и крыльев.

    В 1991 году Югославия начала распадаться. Словения и Хорватия, входившие в ее состав в качестве союзных республик, провозгласили независимость. Вслед за ними отделились Македония и Босния и Герцеговина. И если Македония отделилась совсем мирно, а в Словении бои с подразделениями федеральной армии длились всего около недели, то в Хорватии и Боснии начались полномасштабные межнациональные конфликты. В 1991 году Хорватия начала процесс создания собственной армии. Как и за 50 лет до этого, в 1941 году, хорватские военнослужащие массово дезертировали из рядов югославской армии. Ими были угнаны и несколько самолетов МиГ-21. Хорватское правительство, взяв курс на отделение, вело дискриминационную политику по отношению к сербам, которые компактно проживали в приграничных с Боснией районах. На их защиту встала югославская армия. Бои между сербами и югославской армией с одной стороны и хорватскими формированиями с другой шли вплоть до перемирия в 1992 году. За это время югославская авиация провела значительное количество вылетов, в основном на штурмовку хорватских позиций. При этом силами хорватской ПВО были сбиты несколько самолетов и вертолетов. Когда весной 1992 года началась и война в Боснии и Герцеговине, югославская армия покинула республику, оставив часть самолетов и вертолетов силам боснийских сербов.
    После распада страны в рамках Югославии остались только Сербия и Черногория. У них уже не было прежних финансовых и производственных мощностей, а потому ВВС страны начали стремительно деградировать. Подготовка пилотов свелась к минимуму, для самолетов и вертолетов не хватало запасных частей. Многие боевые подразделения были сокращены. В такой ситуации югославская авиация встретила нападение со стороны НАТО.
    В 1999 году агрессия стран НАТО нанесла огромный ущерб как Югославии, так и ее ВВС. Югославские пилоты продолжали выполнение боевых задач несмотря на тотальное превосходство авиации Североатлантического альянса. В воздушных схватках было потеряно множество самолетов, часть была уничтожена на аэродромах и в укрытиях. Из 16 наиболее современных МиГ-29 ВВС Югославии лишились 11. Однако даже в таких условиях югославы продолжали вылеты на штурмовку позиций албанских боевиков в Косове и Метохии, в основном на самолетах Ј-22 Орао. В той войне ВВС и ПВО Югославии одержали несколько побед, из которых НАТО признало две — сбитие 27 марта «невидимки» F-117 Night Hawk и 2 мая F-16 Fighting Falcon. Необходимо отметить, что сбиты они были не в бою в воздухе, а подразделениями 250-й бригады ПВО.

    После окончания боевых действий командование ВВС и ПВО провело сокращение боевых подразделений и приступило к ремонту уцелевших баз и аэродромов. В 2003 году Армия Югославии была переименована в Армию Сербии и Черногории. А когда в 2006 году Черногория по итогам референдума провозгласила независимость, армия некогда единой страны прекратила свое существование. Из подразделений, расположенных на своей территории Сербия и Черногория сформировали новые вооруженные силы, при этом практически весь парк самолетов и вертолетов оказался у Сербии. У Черногории остались только 15 учебно-боевых СОКО Г-4 Супер Галеб, несколько учебных УТВА-75 и около 20 вертолетов Газела и Ми-8. Все они ранее были в составе 172-й авиационной бригады, дислоцировавшейся на аэродроме Голубовци.
    Сербия оказалась в гораздо более выигрышном положении. На ее территории остались не только подавляющее большинство аэродромов и подразделений, но и учебные центры, производственные мощности и т.д. По состоянию на 2014 год ВВС Сербии насчитывали 175 самолетов и 79 вертолетов. Однако значительная часть из них не пригодны к полетам, так как нуждаются в капитальном ремонте. В организационном плане ВВС и ПВО состоят из Штаба, двух авиационных бригад (98-й и 204-й), 250-й бригады ПВО, 126-й бригады воздушного наблюдения и др.
    В настоящее время ВВС и ПВО Сербии проходят стадию модернизации, ремонта авиационного парка и выбора замены истребителям МиГ-21 и МиГ-29. В качестве кандидатов назывались российские МиГ-35 и Су-30МК, шведский JAS-39C, американский F-16C, французский Rafale и т.д. Развитие сербской экономики способствовало увеличению оборонного бюджета страны. Благодаря этому средний налет сербских пилотов вырос с 20 до 30 часов в год, а сами пилоты отныне включены в систему международного обмена и обучения. В 2008 году четыре МиГ-29 прошли модернизацию в России. В 2014 году истек ресурс аккумуляторов, при этом сербское Министерство обороны не нашло средств на их срочное приобретение. Ситуацию исправило личное вмешательство президента России Владимира Путина. По его распоряжению из России была отправлена партия аккумуляторов и запчастей, благодаря чему сербские истребители возобновили полеты.

    18+

    Армия Сербии, несомненно, является самой сильной армией среди всех стран, возникших на руинах Югославии и одной из сильнейшей в регионе. Согласно рейтингу Global Firepower за 2019 год Армия Сербии на 79-м месте в мире. Однако, Армия Сербии гораздо слабее Югославской Народной Армии образца 1999 года и не имеет никаких шансов на реванш в случае боевых действий с серьезным противником.

    Современная Армия Сербии официально появилась 8 июня 2006 года постановлением Народной Скупщины Республики Сербия из воинских частей, располагавшихся на территории Сербии после выхода Черногории из совместного государства Сербия и Черногория. С декабря 2010 года отменена служба по призыву, воинскую службу теперь можно пройти добровольно или по контракту.

    Численность армии 40 075 человек

    Военный бюджет 2019 года – 998 миллионов долларов

    Министр обороны – Александр Вулин

    Начальник Генерального штаба – Милан Мойсилович

    Военная разведка – Военно-разведывательное агентство

    Военная контрразведка – Агентство военной безопасности

    Структура Армии Сербии:

    Генеральный штаб

    Подразделения в подчинении Генерального штаба:

    Гвардия Армии Сербии

    Специальная бригада – с апреля 2019 года в прямом подчинении Генштаба

    63-я парашютная бригады и 72-я бригада по специальным операциям – на стадии формирования (из состава Специальной бригады)

    Бригада связи

    Центральная тыловая база

    Командование ВВС и ПВО

    210-й батальон связи

    333-й инженерный батальон

    204-я авиационная бригада

    98-я авиационная бригада

    250-я ракетная бригада ПВО

    126-я бригада воздушного наблюдения оповещения и наведения

    Сухопутные войска

    1-я бригада Сухопутных войск

    2-я бригада Сухопутных войск

    3-я бригада Сухопутных войск

    4-я бригада Сухопутных войск

    Смешанная артиллерийская бригада

    Речная флотилия

    Отдельный броне-разведывательный батальон

    246-й батальон атомно-био-химической защиты

    3-й батальон военной полиции

    5-й батальон военной полиции

    21-й батальон связи

    Основными проблемами Армии Сербии являются официальные и неофициальные ограничения, наложенные на страну по итогам войны 1999 года (сохраняется Наземная зона безопасности на административной границе с Косово, 5-километровая бесполетная зона на административной границе была отменена только в 2015 году, НАТО не позволяет устанавливать радары на стратегических точках, ЕС и НАТО препятствуют закупкам российских и китайских вооружений, угрожая санкциями), а также катастрофическое устаревание техники, оставшейся от Югославии при гомеопатических закупках новой.

    При несомненной храбрости и упорстве сербских солдат, ждать успехов от 250-й бригады ПВО с ее комплексами С-125 и «Куб», устаревшими еще к 1999 году или от 126-й бригады воздушного оповещения и наблюдения, разгромленной авиацией НАТО и не получившей новых радаров не приходится. Речная флотилия с ее речными тральщиками, товарищи которых участвовали еще в ирано-иракской войне, тоже может лишь условно быть названа боеспособной. ПВО Сухопутных войск и вовсе практически не существует, а бронетехника безнадежна устарела.

    На фоне выхода страны из экономического кризиса Армия Сербии начала возрождаться с 2018 года: получены из России и Белоруссии 14 истребителей МиГ-29, заключены контракты на поставки европейских вертолетов Н-145М, российских Ми-17 и Ми-35, а также китайских ударных беспилотников Wing Loong 2. Обсуждаются поставки комплексов «Бук» из Белоруссии, FK-3 из Китая и «Мистраль» из Франции. Армия получила первые отечественные БТР «Лазар 3» и самоходные гаубицы НОРА Б-52. Однако, удастся ли сербской армии возродиться из пепла – посмотрим.

    Сербия сильнее всех! Кроме Румынии

    Осколок ЮНА
    Сербские ВС, конечно, не чета ВС ни «большой» Югославии (Социалистической Федеративной Республики Югославии), то есть ЮНА, Югославской народной армии, ни ВС «малой» Югославии (Союзной Республики Югославия). Да и недолго просуществовавшим ВС СиЧ (Сербии и Черногории) они уступают численностью. Но в деле противостояния соседям не нужно оглядываться на прошлое, а нужно ориентироваться на текущее соотношение сил с соседями. Как говорится, если убегаешь от медведя с соседом, то не обязательно бегать быстрее медведя, но быстрее соседа — непременное условие.
    Можно констатировать, что ВС Сербии, хоть и сильно отощавшие численно (зато весьма прилично перевооруженные и перешедшие на добровольное комплектование, что имеет свои плюсы и минусы), в целом сильнее почти всех своих соседей, кроме разве что Румынии. В нынешних ВС Сербии, состоящих из двух видов: Сухопутных войск (СВ) и ВВС и ПВО (флот утрачен вместе с Черногорией, а Дунайская флотилия входит в СВ, причем в ее состав входят, почему-то, и понтонные части с нашими парками ПМП) имеется 28 тыс. военнослужащих, не считая гражданских служащих.
    ВВС Сербии. Склеивание осколков
    ВВС и ПВО Сербии еще недавно находились в очень плохом состоянии. Так, в истребительной авиации оставалось в строю всего 4 МиГ-29 устаревшего варианта «9-12Б» и «9-51» (учебно-боевая спарка), причем 1 — в нелетном состоянии, а одновременно и вовсе летало не более 2. Также имеется несколько летных МиГ-21 — 3-4 самолета примерно. Это даже на фоне вступивших в НАТО и окончательно посокращавших армии (полосатый хозяин всех защитит — так там думают) соседей как-то совсем не впечатляло. Недавно Россия передала Сербии 6 истребителей, ранее принадлежавших 31-му гвардейскому истребительному авиационному Никопольскому Краснознамённому, орд. Суворова полку имени Героя Советского Союза Н. Е. Глазова (31-му гв. иап) в Миллерово в Ростовской области. Ныне полк перевооружен на Су-30СМ и получит еще и Су-35С, а часть МиГов после восстановительного ремонта ушла сербам. Россия также отремонтирует и модернизирует имеющиеся старые МиГ-29 сербов до того же стандарта, что и новопереданные — МиГ-29СМ.

    Переданные 6 истребителей МиГ-29 из состава ВКС
    Работы частично будут осуществляться в самой Сербии, уровень модернизации, скорее всего, такой же, как у сирийских МиГов, способных применять и управляемое и корректируемое вооружение по наземным целям, и современные УР средней дальности РВВ-СД (экспортный вариант Р-77-1) по воздушным. Также ведутся переговоры с РБ о продаже 8 белорусских МиГ-29 «9-13» с хранения после ремонта, возможно, сделка «срастется» в этом году. Эти машины также предусматривается модернизировать в Сербии по тому же варианту «СМ» на авиаремонтном заводе «Мома Самойлович», который планируется, при содействии РФ, превратить в региональный центр ремонта и обслуживания как МиГов, так и вертолетов Ми-8/17. Сейчас там ремонтируются французской разработки, но местной сборки вертолеты «Газель», будут обслуживать и закупленные в этом году ВВС Сербии Airbus H-145M (бывший ВК-117С2, подобные машины есть у МЧС РФ), которых заказано 9.

    Первый модернизированный легкий истребитель-бомбардировщик J-22 «Орао-2.0» (в двухместном варианте) на его премьере в конце 2016 г.
    Еще у сербов есть порядка 26 легких дозвуковых истребителей-бомбардировщиков J-22 «Орао» югославско-румынской разработки разных модификаций (J-22, NJ-22, IJ-22 and INJ-22), из которых способны летать 17, а до недавнего времени регулярно поднимались в воздух только 2, а теперь 7 самолетов прошли недавно ремонт и модернизацию и в ближайшее время полностью боеготовы станут 12, а затем и все 17. Еще есть учебно-боевые дозвуковые самолеты G-4M «Супер-Галеб», способные применяться как легкие штурмовики и буксировщики мишеней, их списочно 21, но летают тоже не все.

    G-4M «Супер-Галеб» ВВС и ПВО Сербии
    Функции легкого противопартизанского самолета могут выполнять и 14 новеньких поршневых учебных самолета «Ласта-95» сербской разработки, но толку с такого «летающего танка» откровенно немного — брони никакой, скорость маленькая, несет пару контейнеров с легкими и крупнокалиберными пулеметами, легкие блоки НАР или пару бомб. Транспортной авиации в Сербии, считай, что нет — единственный Ан-26 может выполнять функции по парашютной подготовке или выводу разведгрупп специального назначения, но и все на этом.
    Вертолетный парк насчитывает 10 Ми-17, около 30 собиравшихся в Югославии французских «Газелей» SA-341/342 (часть этих безбронных вертолетиков оснащены ПТУР и 20мм пушками и могут выполнять противотанковые функции, во всяком случае, других вертолетов с ПТУР в Сербии пока нет). Возможно, что-то появится позже, например, РФ может Ми-24П поделиться, все равно у нас они свое скоро отлетают.
    Слабостью ВС Сербии можно считать также и ПВО — примерно два десятка батарей устаревших С-125М «Нева» и 2К12 «Куб», пусть и модернизируемых местной промышленностью, не могут служить достойной защитой ни войскам, ни территории страны, в войсковой ПВО — те же «Кубы», а также ЗРК малой дальности «Стрела-10М» (в одной бригаде) и даже «Стрелы-1» (в остальных), и различная зенитная артиллерия. Конечно, С-125 можно переделать в «Печору-2М» и получить за умеренные деньги вполне адекватные системы, но этого мало. Поэтому сейчас идут переговоры с Москвой о поставке 2 дивизионов ЗРС С-300ПМУ-2, но пока эти системы представляются Белграду слишком дорогими и рассматриваются разные варианты сделки. Предполагается получить также 2 дивизиона ЗРК «Бук-М1» от Минска, с последующей модернизацией их Россией до «Бук-М1-2Э». Пока непонятно, состоится ли эта поставка в этом году, как раньше сообщалось. Планируются и закупки, а, может, и передача Россией, более современных РЛС дежурного и боевого режимов, средств РЭБ и прочего.
    Сухопутные войска. Небольшие, но сильные
    Сухопутные войска состоят из 4 боевых бригад, 1 смешанной артиллерийской (скорее, ракетно-артиллерийской — в ней еще и РСЗО), бригады специального назначения, а также речной Дунайской флотилии и 4 отдельных батальонов: 3-го и 5-го батальон военной полиции, а также — радиационной, химической и биологической защиты и батальон связи.
    Сербские бригады несколько крупнее стандартных для нынешних европейских армий, отличаются и от наших. Они состоят из 5 боевых батальонов: танкового с 53 танками, 2 механизированных (мотопехотных, или, если по-нашему, мотострелковых) батальонов, 2 пехотных батальонов (в 1-й бригаде такой батальон один), а также имеются самоходный артдивизион, реактивный артдивизион, дивизион ПВО, инженерный, материально-технического обеспечения и штабной батальоны. Такая структура не представляется сбалансированной (в частности, формировать батальонные тактические группы не слишком удобно, да и незачем смешивать легкую пехоту с мотопехотой и танкистами), но является следствием сокращений и реформирования, хотя, в целом, вполне работоспособна. И развертывать на базе такой структуры новые части по мобилизации вполне реально. Но, надо заметить, что у сербов сейчас сильно сокращены запасы вооружения и техники на хранении, в частности, были списаны несколько сотен Т-55 несколько лет назад (частично их уже в лом продали, часть ждет своей участи), поэтому много не отмобилизуют.
    Дислокация сербских бригад также показывает приоритеты — из 4 боевых бригад одна на севере , со штабом в Нови-Саде, на хорватском и боснийском направлениях, а остальные, со штабами в Нише, Кралево и Вране, окружают границу с косовскими сепаратистами. В Нише — и штаб командования сухопутной армии. Там же дислоцирована и артбригада сербской армии, насчитывающая смешанный дивизион РСЗО (128мм РСЗО М-77 «Огань», аналог «Града», и тяжелые 262мм РСЗО М-87 «Оркан-2» с дальностью до 70км) , а также 2 гаубичных буксируемых (152мм М-84 «Нора», система примерно уровня «Мсты-Б» 2А65) и 2 пушечных буксируемых дивизиона (М-46/84) . Бригада спецназначения сербской армии — наиболее подготовленное соединение, ее части дислоцированы в Белграде, Панчево (в автономной Воеводине) и в Нише, на юге. Она состоит из контртеррористического батальона «Соколы», батальона спецназа военной полиции «Кобра», 63-го парашютно-десантного батальона и 72-го батальона специальной разведки «Коммандо». Эти подразделения регулярно в последнее время проводят совместные учения с коллегами из России и Белоруссии — с десантниками и спецназовцами. Они очень хорошо оснащены, хотя использование, наряду с новыми «Заставами», и G-36, выглядит странновато (купили бы уж тогда SCAR или HK-416/417, если денег лишних много).
    Всего в строю сербской армии 212 танков М-84 разных модификаций, 13 танков Т-72М1, также 68 танков этих типов находятся на длительном хранении. В целом, танковый парк вполне численно на уровне европейских деградировавших «старых» армий НАТО первой величины, но насыщенность армии танками и бронетехникой выше их — сербская армия меньше, чем, скажем, французские СВ, а тяжелой техники столько же.

    М-84АВ1. Найдите 10 отличий с Т-90 (хотя их даже больше)

    M-84AS1
    Модернизация М-84/М-84А в разных вариантах, вплоть до получения машины, аналогичной нашему Т-90 обр. 1992г. — это М-84АВ1, к сожалению, или не начиналась, или были модернизированы незначительные количества и куда более скромно. Так, недавно на параде, в войсках и на выставках засветилась очередная модернизация М-84АS1 с ДЗ по типу устаревшей «Контакт-1», решетчатыми экранами, дистанционно управляемой зенитной турелью и прочими изменениями. Известно, что в ближайшее время Россией в Сербию будет поставлено чуть более 30 танков Т-72Б3, в числе другой военной и специальной техники и вооружения ( 30 БРДМ-2, 6 истребителей МиГ-29 и проч.). По сути, это батальонный комплект танкового полка, если по-нашему, но у сербов свои штаты. Какая это модификация Т-72Б3, образца 2011 года или же 2016 года, который теперь называется Т-72Б3 с УБХ (с улучшенными боевыми характеристиками — с новым МТО, комплектом ДЗ «Реликт» на бортах, дополнительной навесной ДЗ и элементами «Реликта» в старых модулях НКДЗ «Контакт-5») — неизвестно. Но известно, что на этих танках в этом году сербы будут выступать на танковом биатлоне, там и увидим, что им дали. Т-72Б3 даже раннего образца в любом случае намного сильнее М-84 в каком угодно варианте — новый, более точный и быстрый стабилизатор, новая пушка 2А46М5 (5.1), совершенный многоканальный тепловизионный прицел ПНМ «Сосна-У», автомат сопровождения целей, новые боеприпасы (но сербам их не дадут), да и защита тоже лучше значительно.
    Сербская мотопехота вооружена 550 БМП М-80А (в строю порядка 320 машин в 8 батальонах по 40 машин, остальные в резерве) — машинами югославской разработки, вооруженных ПТУР «Малютка» и 20мм пушками М-55. Планируется 220 таких машин довести до уровня М-80АВ1 к 2020г., такие машины уже показывали на парадах, они вооружены 30мм пушкой, новыми ПТУР сербской разработки, имеют новую СУО и усиленное бронирование.
    БМП BVP M-80AB1
    Разработана и поставляется весьма неплохая колесная боевая машина, БТР «Лазар» (в честь князя Лазаря Хребеляновича, погибшего, кстати, на Косовом Поле в битве с турками в 1389г.), выпускаемая в вариантах «Лазар-1», «Лазар-2» и «Лазар-3». Первый из них — 6х6 MRAP весом 16-28т (с разными вариантами защиты), второй — классический, но неплавающий, БТР 8х8 массой 28т, третий — еще более тяжелая машина массой 32т с разными боевыми модулями, в т.ч. с 12.7мм пулеметом или 30мм пушкой 2А42 или ПТУР. Машины имеют защиту от Level 2 STANAG-4569 в базовой конфигурации до Level 4 в боковых и Level 5 в передней проекции в максимальной конфигурации (то есть вполне достойно — 14.5мм пулемет по кругу и в лоб — 25мм БПС). Но этих машин пока мало, считанные десятки, хотя заказано более 200. И конструкция их пока не отработана, говорят, что собираются поштучно и у многих машин имеются отличия даже между собой, то есть пока это опытное производство.
    Имеется еще сотни три разных колесных и гусеничных легкобронированных машин, включая как местного производства BOV VP, BOV M11, новых легких MRAP BOV M16, так и советского — БРДМ-2, БТР-50, МТЛБу, БТР-60П. Сербская пехота и мотопехота очень имеют достаточно приличное снаряжение (хотя техника, в основном, устаревшая, но для их задач сойдет) неплохо оснащены и прилично подготовлены.
    Артиллерийский парк насчитывает: 88 РСЗО типов М-94, М-87, М-77 и LRVSM Morava (новая модульная двухкалиберная РСЗО); 100 САУ , включая 30 155мм колесных автоматизированных «Нора» B-52, а также 2С1 «Гвоздика»; 72 буксируемых 152мм и 130мм орудий (еще 300 Д-30 в резерве), минометы.
    Также в Сербии существует такая структура, как жандармерия — наследница ПЖП — специальных полицейских частей, успешно действовавших против косовских террористов в ходе войны 1999г. и до нее. Конечно, она куда меньше частей ПЖП по численности (менее 4000 чел.), но личный состав хорошо обучен именно контртеррору, борьбе с иррегулярными формированиями и неплохо оснащен, хотя техника и вооружение, конечно, легкие — броневики, джипы с пулеметами и легкими минометами, грузовики.
    Надо сказать, что для небольшой страны у Сербии достаточно неплохой ОПК — наследие Югославии, которое не удалось полностью разломать «демократическим» властям даже совместно с Брюсселем. Танки сербы выпускать не могут — завод остался у хорватов, но комплектующие к М-84 делали, в основном, в Сербии, так что и у хорватов нет возможности выпуска. Но модернизировать и ремонтировать — да, выпускать САУ, артсистемы, легкую бронетехнику, боеприпасы, стрелковое вооружение, легкие самолеты и БПЛА — тоже могут. Надо сказать, что у сербов есть ряд и очень интересных разработок, имеющих мало аналогов в мире. И, хотя разработаны они, в основном, на деньги инозаказчиков, но появление их на вооружении Сербии весьма вероятно — вспомним, как в свое время у нас появился «Тигр» или ЗРПК «Панцирь-С», созданные в «святые» для кое-кого 90-е.

    Пуск тяжелой ПТУР ALAS в инертном снаряжении
    Речь идет о самоходном ПТРК загоризонтной большой дальности ALAS, создаваемом на деньги ОАЭ — системе на автомобильном шасси «Нимр» (эмиратский родич нашего «Тигра»), с 6 тяжелыми дозвуковыми ПТУР с телетепловизионными камерами и ручным наведением по волоконно-оптическому кабелю с высоты в 200-500м, цель атакуется в крышу. Такой принцип в свое время разрабатывался французами в их системе «Полифем», используется он на израильской системе Spike и не только там, но достаточно редок в мире. Дальность ракеты ALAS-A объявлена в 25км, возможно, будет версия ALAS-B с 60км дальности и легкая ПКР, летящая на 5м высоты. Минусом этих ракет можно считать немалые для ПТУР габариты и низкую скорость, делающую их хорошей мишенью для ПВО, плюсы же — высокая помехозащищенность и большая дальность. ALAS находится на испытаниях, которые обещают вскоре завершить. Есть еще разрабатываемая по заказу, вероятно, Пакистана корректируемая планирующая бомба наземного базирования (!) вариантов «Кошава-1» и «Кошава-2», запускаемых из одинаковых с ALAS контейнеров. По сути, «Кошава-1» (это не кошка, это ветер такой сухой в Сербии так зовут) — это планирующая бомба с ТВ/ИК ГСН, массой 248кг, с БЧ 100кг, но с твердотопливным разгонщиком в 61кг весом. После старта и отделения разгонщика устройство планирует с высоты к цели на скорости порядка 200м/с. Достаточно интересное оружие и недорогое, для локальных войн. Эти системы сербы даже руководству нашего МО демонстрировали, возможно, пытаясь заинтересовать, будучи сами заинтересованы в наших технологиях. Но в целом, с ОПК Сербии есть, в чем сотрудничать, вне зависимости от того, будут ли какие-то военные осложнения в регионе или нет.

    «Кошава-1» и министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу
    Так, в России сверхдальнобойный ЗРК «Клевок-Гермес», правда, со значительно более совершенными системами наведения, куда более мощными БЧ, со сверхзвуковыми и куда менее заметными ПТУР и дальностью до 100км, пока находится на испытаниях, за исключением авиационной версии. Но он куда сложнее и дороже.
    В общем, на местном балканском уровне сербские ВС и военная промышленность стоят достаточно высоко, и военные возможности для решения косовской проблемы имеются. Тем более что противостоящие им «полицейские силы» и «Силы безопасности» Косово общей численностью менее 5 тыс. чел. не имеют тяжелого вооружения, вооружены максимум броневиками, гранатометами и минометами. Но не стоит обольщаться, что случись что и даже без прямого столкновения с KFOR у местных боевиков не появятся ПЗРК, ПТРК и прочие полезные вещи. Не исключено, что там уже есть и то, и другое, ввезенное американцами заранее. Была и информация о том, что часть боевиков из Сирии перебрасывалась именно в Косово. А сирийские боевики обладают немалым боевым опытом, которого нет у сербских военных. Что, несомненно, все может осложнить. Но главное, что может осложнить сербской армии решение каких-то задач в Косово, ограниченных или максимальных, — отсутствие воли у руководства, пытающегося удержаться на «двухвекторной» модели развития, хотя известно, что попытка усидеть на двух стульях заканчивается отбитой «пятой точкой».