Американские танки 2 мировой

Содержание

Американские танки Второй мировой войны

С середины 1940-х гг. в высшем военном руководстве Соединенных Штатов раздавались голоса о необходимости кардинального переоснащения танковых подразделений американской армии.

Наиболее последовательным выразителем этой точки зрения выступал бригадный генерал М.Барнс.

Именно ему принадлежала идея заменить основную танковую единицу американских войск того периода — М4 «Шерман» массой 35 т — на более мощный и современный танк.

Причина столь резких заявлений – неудачи американских танковых подразделений в сражениях с немецкими тяжелыми танками «Кингстир» и «Пантера» на полях Франции в 1944 г.

Доводы Барнса были услышаны военной верхушкой США.

В августе того же 1944-го года американские инженеры приступили к разработке опытных образцов тяжелой танковой техники Т29 и Т30 (обе машины весили по 70 т).

На новых танках планировалось разместить 155- и 105-миллимитровые пушки.

Фото 1. Опытный тяжелый танк Т29, вооруженный 105-мм пушкой

Для изготовления литого корпуса Т29 использовались катаные бронеплиты с максимальной толщиной в лобовой части 102 мм, башня получила наиболее сильное бронирование: в лобовой части — 177 мм, на корме и бортах — 102 мм.

В башне на лафете монтировалось 105-мм танковое орудие Т5Е1, которое на тот момент считалось едва ли не самым мощным в мире.

Бронебойный снаряд к танку Т29 имел начальную скорость 914 м/с при заданной массе 34 кг.

Этому боеприпасу было под силу пробить 135-миллимитровую бронеплиту толщиной порядка 135 мм, установленную под наклоном 30°, с дистанции чуть менее 1 км.

Ходовая часть прототипа Т29 была аналогична серийному М26, но из-за большей массы количество опорных катков на один борт довели до восьми.

На фоне ожесточенных боевых столкновений начала 1945 года для оснащения американских танковых дивизий было заказано почти 1 200 тяжелых танков Т29, а также для оснащения семи специальных танковых батальонов более 500 танков Т30.

Крах гитлеровской Германии ничего не изменил в этих производственных планах, так как тяжелые Т29 планировалось использовать в ходе вторжения на японские острова.

Капитуляция императорской Японии, последовавшая 2 сентября 1945 года, после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, и завершение Второй мировой войны поставили жирный крест на планах выпуска тяжелых танков — Армия США быстро аннулировала свои заказы.

Прототипы тяжелых танков, которые успели построить, уже не рассматривались как эталоны для будущего серийного производства и со временем начали использоваться просто как негабаритные стенды для натурных испытаний новых орудий, двигателей и различного оборудования.

Армия США, оценивая свою оставшуюся после окончания Второй мировой войны бронетанковую технику, заявила, что, за исключением нового тяжелого танка М26 и средних танков М4А3 последних серий (вооруженных 76-мм пушкой с боеукладкой «мокрого» типа), все остальные имеющиеся на вооружении танки окончательно устарели.

С мая 1946 года, после проведенной в США переклассификации танков (увеличена классификационная масса), танк М26 перешел из категории тяжелых в категорию средних.

Таким образом, Армия США осталась вообще без тяжелых танков.

В аналогичном положении был и Корпус морской пехоты США, командование которого считало, что танки, с которыми Корпус морской пехоты закончил войну, в настоящее время определенно устарели.

Фото 2. Опытный тяжелый танк Т30, вооруженный 155-мм пушкой (башня развернута назад)

Танк будущего должен выдерживать более мощные повреждения, быть более мобильными и иметь большую огневую мощь. Существующие же танки были слишком медленны и слишком уязвимы.

За неимением альтернативы командованию Корпуса морской пехоты пришлось приобретать армейские танки М26, определив их как «временную замену» своего будущего тяжелого танка (в общей сложности к 1950 году было накоплено 102 такие машины).

В первые послевоенные годы работы над проектами тяжелых танков в США существенно замедлились. Что, в общем-то, не удивительно — имея атомную бомбу в руках, а потенциальных противников за океаном, можно было не слишком торопиться.

Положение начало меняться только с началом «холодной войны», несколько активизировавшей работы в этом направлении.

Но имевшиеся к тому времени в наличии прототипы тяжелых танков Т29 и Т30, спроектированные еще в военный период, уже не удовлетворяли военных.

Кроме того, теперь перед их глазами, стоял советский тяжелый танк ИС-3, произведший на них весьма сильное впечатление.

Он выгодно отличался от тяжелых танков американской армии серии Т29 и Т30 меньшей массой, обладая куда более мощной бронезащитой и столь же мощным вооружением.

Фото 3. Прототип тяжелого танка Т34, вооруженный 120-мм пушкой, 1946 г.

Наиболее перспективным проектом послевоенного тяжелого танка (прототип построен в 1946 году) военные считали Т34.

Своим появлением эта опытная машина обязана идее вооружить тяжелый танк 120-мм орудием.

В результате на один из «сырых» образцов Т29 установили пушку Т53 калибра 120 мм.

По сравнению со 105-миллимитровыми пушками танка Т29, и даже со 155-миллимитровой пушкой танка Т30, 120-миллиметровка обладала лучшей бронепробиваемостью.

Ее бронебойный снаряд Т20Е3 (полная масса 23 кг) с почти километровой дистанции оставлял пробоины в бронированном листе толщиной 2 см.

При увеличении дистанции до 1 829 м этот показатель уменьшался до 173 мм.

Конструктивные особенности американского танка Т34

Что же представлял собой американский танк Т34?

За исключением новой артиллерийской системы был конструктивно практически идентичен Т29.

Его основное вооружение — 120-мм орудие Т53 с раздельным гильзовым заряжанием — размещалось в литой башне, имевшей погон диаметром 2,032 метра.

Поворот башни мог производиться при помощи электрогидравлической системы (полный оборот за 20 с) или вручную.

Максимальная скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту. Прицеливание осуществлялось при помощи телескопического (Т143Е2) и перископического (М10Е10) прицелов.

Слева от орудия монтировалось два 12,7-миллимитровых пулемета М2. Точно такой же пулемет устанавливался на крыше башни.

Фото 4. Первый из шести заказанный прототипов Т43, середина 1949 г.

В лобовом листе корпуса справа устанавливался один 7,62-миллимитровый пулемет М1919А4.

Для изготовления корпуса использовалась гомогенная бронь.

Наиболее защищенной была его лобовая часть с толщиной бронирования порядка 10 см.

На борта «шел» 76-миллимитровый бронированный лист, корма «сшивались» из 19-51-мм бронелиста.

Толщину носовой части днища танкостроители довели до 38 мм. Точно такой же толщиной могла «похвастаться» и крыша корпуса.

Наиболее мощным было бронирование башни, варьировавшееся от 127 до 203 мм. Толщина брони маски пушки составляла 203-279 мм.

Первоначально планировалось, что Т34 будет оснащаться двигателем Еогб САС, но в окончательном варианте машина получила V-образный 12-цилиндровый бензиновый двигатель Continental АУ-1790-З, развивавший максимальную мощность 810 л. с.

Топливо — бензин с октановым числом 80 — размещалось в баках емкостью 1 200 л.

Ходовая часть одного борта включала восемь прорезиненных опорных катков, снабженных отдельными торсионными подвесками, верхняя ветвь гусеницы поддерживалась 7 роликами.

Танк был рассчитан на экипаж из 6 человек.

Командир танка вместе с наводчиком и двумя заряжающими должен был располагаться в башне, а водитель и его помощник – в отделении управления (передняя часть корпуса).

Поскольку речь шла в основном о замене вооружения, то особых затруднений при переделке Т29 в Т34 не ожидалось.

Однако проблемы не заставили себя долго ждать.

Фото 5. Прототип Т43, башня развернута назад. Хорошо виден длинный (60-калиберный) ствол орудия

Сначала для уравновешивания орудия пришлось добавить массивный противовес на корме башни. Далее в процессе огневых испытаний выяснилось, что после выстрела возникает сильная загазованность боевого отделения.

Оба вентилятора не могли справиться с пороховыми газами более мощного орудия.

Стала очевидной и такая малоприятная вещь, как «обратная вспышка», — именно из-за нее во время испытаний на военной базе Форт Нокс было госпитализировано два человека, а на полигоне в Абердине у нескольких солдат обгорели брови и волосы.

Причина – не до конца сгоревшие пороховые газы.

Они проникали в башню при экстракции гильзы и после смешения с кислородом снова воспламенялись.

Установка в боевом отделении компрессора для продувки ствола не устранила негативных последствий выстрела, из-за чего орудия были оборудованы устройством, отсасывающим дым.

Решение оказалось очень удачным и впоследствии применялось на других американских танках.

Но хотя Т34 и выглядел наиболее перспективным из имеющихся на то время проектов тяжелых танков, как армия, так и морская пехота (предъявлявшие схожие требования к тяжелому танку) в один голос настаивали на снижении его массы, повышении мобильности и маневренных характеристик.

Послевоенное поколение американских танков

В 1948 году в результате серии конференций, проведенных в Детройтском танковом Арсенале (основной задачей таких собраний было сведение вместе разработчиков и пользователей бронетанковой техники, чтобы те и другие могли в общении напрямую понять взаимные требования к технике и выработать общую концепцию перспективных образцов бронетехники), была разработана концепция танка новой конструкции, сулившая снижение массы почти на 14,5 т, а также повышение удельной мощности до 14 л. с.

Первого декабря 1948 года технический комитет Управления вооружений представил проект такого тяжелого танка, получившего обозначение Т43.

Фото 7. Прототип Т43. На стволе можно разглядеть Т-образный рефлектор. от которого позже отказались

Его боевая масса должна была составлять около 58 тонн (вместо более 65 тонн у Т34), для чего планировалось установить облегченное 120-мм орудие, а в конструкции корпуса и башни широко использовать литые детали (это снижало массу при сохранении уровня защиты) — фронтальное бронирование предполагалось на уровне 127-мм.

Экипаж сократили до четырех человек, упразднив второго заряжающего (вместо него предполагалось ввести автомат заряжания) и помощника водителя.

Погон башни остался прежним (от Т34), а ходовая часть состояла теперь из семи опорных (Т34 имел восемь) и шести поддерживающих катков на борт.

Танк должен был разгоняться до 43 км/ч благодаря 12-цилиндровому бензиновому двигателю мощностью 810 «лошадей».

Пока конструкторы занимались техническими вопросами, военные вырабатывали принципы использования тяжелых танков и определяли их потребное количество.

Так, на трехсторонней танковой конференции, прошедшей в марте 1949 года было определено, что армейский тяжелый танковый батальон будет насчитывать 69 танков Т43.

Фото 7. Казенная часть 120-мм пушки Т123

В каждой танковой дивизии предполагалось иметь по четыре таких батальона.

Таким образом, для типичного армейского корпуса требовалось 276 тяжелых танков Т43.

В случае срочной мобилизации (12 дивизий) необходимо было 1 476 тяжелых танков, а в начальный военный период (64 дивизии) —11 529 тяжелых танков!

Аппетиты морпехов были значительно скромнее, всего лишь 504 тяжелых танка в первый год мобилизации военного времени.

В это число включалось по 55 танков для каждого из трех усиленных танковых батальонов, еще 25 — для обучения экипажей, остальные — для восполнения потерь и резерв.

Совершенствование конструкции Т43 и его основных компонентов шло своим чередом — после следующей конференции, состоявшейся в Детройтском Арсенале в октябре 1949 года, и завершения работы комиссии, рассматривавшей представленный деревянный макет Т43, были согласованы уточненные технические характеристики будущего танка.

Фото 8. Модификация Т43Е1, пошедшая в серию

Были приняты разработанные инженером Вильямсом литые корпус и башня эллиптической формы с большими углами наклона.

А заодно увеличен диаметр погона башни — до 2 160 мм (85 дюймов).

В результате неудачи создания системы автоматизированного заряжания в состав экипажа пришлось добавить второго заряжающего.

120-мм орудие получило новую противооткатную систему Т140 концентрического типа (на смену накатнику и двум цилиндрам отката «пришел» один цилиндр большого диаметра, располагавшийся – для экономии места в боевом отделении — вокруг ствола).

Фото 9. Т43Е1 демонстрирует углы вертикальной наводки пушки

Ствол орудия оснастили специальными креплениями, ускоряющими процесс его замены.

Командир танка получил систему, позволяющую ему при необходимости взять управление пушкой у наводчика и перенести огонь на новую цель.

На крыше башни располагался дополнительный вращающийся прибор наблюдения, который помогал экипажу ориентироваться в пространстве.

Ввели также вспомогательный электрогенератор с приводом от своего собственного мотора, который обеспечивал эксплуатацию танковых электрических систем и зарядку аккумуляторов при выключенном основном двигателе.

В результате всех дополнений и изменений масса машины увеличилась по сравнению с оригинальным проектом, а дорожный просвет (клиренс) снизился.

Фото 10. Ранний серийный Т43Е1 на испытаниях в Форт Кнокс. На этой модификации устанавливалась командирская башенка с дистанционной управляемым крупнокалиберным пулеметом

Все эти нововведения, естественно, затягивали сроки конструирования и постройки прототипа, правда, развитие отдельных узлов и компонентов нового танка шло высокими темпами.

Так, например, особое внимание уделялось разработке облегченной 120-мм танковой пушки.

Рассматривалось два варианта ее конструкции и технологии изготовления.

В первом варианте пушка, получившая обозначение Т122, проектировалась под уже существующие производственные процессы.

Во втором — Т123 — предполагалось использовать перспективные методы холодной обработки металлов.

Фото 11. М103 на выставке на Абердинском полигоне, 1954 г. За ним по пордяку: средние М48, М47 и легкий М41

Седьмого ноября 1950 года система обозначений бронетанковой техники в США подверглась очередной ревизии (классификация танков была принята по калибру орудия), в результате проект тяжелого танка поменял название на «120mm Gun Tank T43».

Накапливающиеся как снежный ком задержки и переделки проекта Т43 пришлись на период резкого обострения международной обстановки — началась Корейская война.

28 июня 1950 года северокорейские войска заняли столицу Южной Кореи и продолжали преследовать бегущие на юг южнокорейские войска.

К Корейской войне американцы подошли с давно устаревшими образцами танковой техники.

Если бы против американских войск начали применяться советские ИСы, угроза чего казалась очень реальной, то американским бронетанковым войскам нечего было противопоставить советским тяжелым машинам.

Фото 12. Модификация Т43Е2 получила телескопический прицел наводчика справа от пушки и упрощенную командирскую башенку

Для сложившейся ситуации в Армии США даже использовали термин — «танковый кризис».

А чтобы преодолеть его последствия, с присущими американцам практицизмом и оперативностью была подготовлена и введена в действие «Tan Crash Program» (в вольном переводе — «интенсивная, спасательная танковая программа»).

С одной стороны, она включала продвижение в производство любых, более или менее адекватных новых конструкций танков, а с другой — переоборудование и модернизацию ограниченного запаса боеспособных танков (в основном средних танков, выпущенных в последние годы войны), включая восстановление почтенного «ветерана» М26 и модернизацию средних танков М46.

Фото 13. Эллиптические формы башни и корпуса обеспечивали М103 хорошую защиту

В рамках «Tank Crash Program» было принято и решение начать выпуск танка Т43 «как есть», несмотря на то, что работы над ним еще не были завершены.

В декабре 1950 года компании Chrysler Corporation были заказаны первые 80 машин, а позже объем заказа был увеличен до 300.

Кстати, в 1954 году тяжелый танк М103 (так стал именоваться уже серийный Т43) стоил чуть больше 300 тыс. долларов, для сравнения, основной боевой танк М60А1 спустя 20 лет обходился даже дешевле — 297 тыс. долларов.

Пока шла подготовка производства Т43 на заводе компании Chrysler в Ньюарке, работы по совершенствованию машины не прекращались.

Фото 14. М103 преодолевает водное препятствие

Над ним трудились как армейские инженеры, так и специалисты «Крайслера». Поэтому первый прототип Т43, изготовленный в Ньюарке, уже существенно отличался от первоначального проекта.

В июне 1951 года он был доставлен на Абердинский полигон, где начался процесс испытаний.

Но образцом для основной массы серийных танков стала машина, доработанная по результатам испытаний восьмого серийного и шестого опытного танков, сертифицированная Управлением вооружений как модификация Т43Е1.

Машина оставалась еще сырой, прототипы и ранние серийные танки продолжали испытываться, а доработки, проведенные по их результатам, внедрялись прямо на сборочной линии.

В результате масса танка увеличилась, в первую очередь из-за повышения толщины брони, прикрывающей нижнюю переднюю часть корпуса и днища, а также переднюю часть башни и маску орудия.

Соответственно, упала скорость.

Фото 15. М103А2 Корпуса морской пехоты

К числу более «мелких» изменений можно отнести, например, добавление внешнего теплового экрана в задней части башни, которая сильно нагревалась выхлопными газами работающего двигателя.

Для опытных образцов использовалась командирская башня от М47, а на серийных моделях — уже от танка М48.

Первый прототип вооружался пушкой Т122 (122 мм), обладавшей начальной скоростью снаряда более 1 тыс. м/с.

Но в качестве основного вооружения серийных машин была выбрана более инновационная пушка того же калибра —Т123Е1.

Спешка с изготовлением Т43 привела к создания неработоспособных систем управления орудием и его наведения.

Боеприпасы для Т122 и Т123 не были взаимозаменяемы.

Для более мощной пушки Т123Е1 с давлением внутри канала ствола до 3 375 атм. разработали новые специальные боеприпасы: бронебойно-подкалиберный (НУАР), имевший начальную скорость 1 220 м/с, и бронебойно-подкалиберный с отделяемым поддоном (НУАР-ОЗ).

Эффективность таких снарядов критически зависела от материалов, из которых они изготавливались.

Материалом для сердечников подкалиберных снарядов в те времена служил дефицитный карбид вольфрама в оболочке из высокопрочного алюминия.

Эти снаряды имели высокую начальную скорость и плоские траектории полета к цели, однако их применение вызывало активную эрозию канала ствола и вело к сокращению срока его службы.

Но именно ими предполагалось останавливать советские тяжелые танки.

От дефлектора, предназначенного для рассеивания смеси грязи, дульных пороховых газов и пыли, возникающей после выстрела, впоследствии пришлось отказаться из-за низкой эффективности.

Еще до того как последний трехсотый серийный танк (их производство шло между декабрем 1952 и июнем 1954 годов) выкатился из ворот завода в Ньюарке, в Управлении вооружений признали, что запущенный в производство танк совершенно не годится для передачи в войска.

Ведь по результатам испытаний танков ранних производственных серий выяснилось — чтобы машина удовлетворяла всем требованиям военных, в ее конструкцию необходимо внести 68 изменений.

Поэтому в апреле 1954 года было выделено две серийные машины Т43Е1, которые выступили в качестве тестовых стендов для обкатки необходимых доработок.

На них предполагалось провести все требуемые изменения, после чего они послужили бы прототипами для следующей модификации — Т43Е2.

К началу лета 1955 года подоспели и официальные выводы проведенных войсковых испытаний серийных Т43Е1, вердикт — для передачи в войска непригодны.

Американские танки и бронетехника Второй мировой войны

Танки США во Второй мировой войне

К началу Второй мировой войны США подошли, не имея ни сколько-нибудь значительного танкового парка, ни развернутого производства танков. Более того, отсутствовали отработанные конструкции танков, которые могли бы быть приняты к серийному производству. Поэтому США в ходе войны были вынуждены в короткие сроки конструировать и выпускать различные образцы танков и бронетехники, решать проблему формирования бронетанковых дивизий, бригад и батальонов и разрабатывать теорию их боевого применения. Необходимость быстрого налаживания массового производства танков, с одной стороны, и отсутствие боевого опыта — с другой, привели к тому, что в производство были запущены машины, не отвечавшие в полной мере требованиям войны. Это легкий танк М3 и средний танк под таким же обозначением.

Американские танки имели слабое комбинированное вооружение, бронирование и высокую подвижность. Такие машины не могли успешно бороться с танками вермахта, поэтому их довольно быстро сняли с производства. Основным танком, которым в заключительный период второй мировой войны была вооружена не только американская, но и английская армия, стал средний танк М4. Эта машина по своим показателям стояла ближе к современным требованиям. Легкие танки М3 были заменены танками М5, М22 и М24. Эти машины, не отличаясь существенно броней и вооружением, имели ряд технических усовершенствований, повышавших эксплуатационную надежность. Создать приемлемую конструкцию тяжелого танка американским конструкторам не удалось. В годы Второй мировой войны в армии США широкое распространение получила самоходная артиллерия, которая делилась на три вида: полевую, истребительно-противотанковую и зенитную. Выпускалось также большое количество колесных, полугусеничных и гусеничных бронетранспортеров, бронеавтомобилей и специальных видов бронетанковой техники.

Американское танкостроение периода второй мировой войны характеризовалось следующим:

  • в связи с неудачной конструкцией тяжелого танка М6 использовались только легкие и средние танки, причем начиная с 1943 года, средние танки составляли основу танкового парка;
  • создание и широкое использование полевой, истребительно-противотанковой и зенитной самоходной артиллерии;
  • высокое техническое совершенство и большая надежность боль шинства образцов бронетанковой техники при сравнительно невысо ких боевых показателях. На серийных или опытных образцах были использованы многие технические новинки, нашедшие применение в послевоенном танкостроении: электрические и гидравлические пе редачи, автоматические коробки переключения передач, стабилиза торы пушек, резинометаллические гусеницы и многое другое;
  • использование как в легких, так и в средних танках автомо бильных двигателей, в том числе и нескольких двигателей, соеди ненных в одну установку, что объясняется отсутствием отработан ной конструкции мощного танкового двигателя;
  • выпуск и широкое использование бронированных транспорт ных машин.

Всего за годы второй мировой войны промышленность США выпустила 131481 танк и СУ. Благодаря форсированному выпуску бронетанковой техники, США удалось к лету 1941 года создать первые две бронетанковые дивизии, каждая из которых состояла из двух танковых, одного мотопехотного и одного артиллерийского полков, а также подразделений боевого обеспечения и обслуживания. В дивизии насчитывалось 14 тысяч человек личного состава, 375 танков, 45 75-мм самоходных орудия, 54 самоходные гаубицы и 126 самоходных противотанковых орудий. Опыт показал, что такие дивизии громоздки и трудноуправляемы.

В сентябре они были реорганизованы: упразднено полковое звено, сокращено число танковых батальонов и артиллерийских дивизионов. Дивизия стала включать в себя три танковых и три мотопехотных батальона, три дивизиона 105-мм гаубиц, дивизион противотанковых орудий, разведывательный и саперный батальоны. Всего в дивизии новой организации насчитывалось 11 тысяч человек личного состава, 269 танков и 54 самоходные гаубицы. В дивизии были созданы три боевых командования (типа штабов бригад), объединявшие в бою действия нескольких батальонов и дивизионов. Бронетанковые или механизированные корпуса в армии США не создавались. Для непосредственной поддержки пехоты с 1940 года формировались отдельные танковые батальоны (по 72 танка в каждом), которые придавались пехотным дивизиям. Для борьбы с танками создавались танкоистребительные батальоны, в каждом из которых было по 54 самоходные установки. Всего в ходе второй мировой войны в США было сформировано 16 бронетанковых дивизий, 55 отдельных танковых батальонов, 68 отдельных танкоистребительных батальонов, 10 отдельных батальонов плавающих танков, 1 авиадесантный танковый батальон и 16 батальонов плавающих транспортеров.

Критерием определения лучших танкистов послужило число побед – подбитых и уничтоженных танков и САУ противника. В отличие от учета сбитых самолетов, учет побед танкистов практически не велся ни в одной воюющей стране. Источником служило донесение или рапорт самих танкистов. Во многих случаях число побед может быть, как занижено, так и преувеличено. Исходя из особенности танкового боя, уничтоженным или подбитым танком считался обездвиженный танк, прекративший ввести огонь. А поскольку один и тот же танк мог быть поврежден и отремонтирован несколько раз, то статистика побед танкистов не может приниматься к расчету военных потерь техники. Она характеризует лишь мастерство танкистов, достигших определенных успехов в ходе боев. Вместе с тем, основой данных послужили наградные листы, которые возможно считать наиболее объективными данными. В хаосе цифр, приведенных в мемуарах и воспоминаниях фронтовиков, именно эти данные позволяют определить, хотя бы порядок цифр, характеризующих доблесть танкистов разных стран на фронтах Второй мировой.

Венгерские танкисты

Капитан Эрвин Тарцай

Среди венгерских танкистов, воевавших в составе Вермахта, самым результативным танкистом считается капитан Эрвин Тарцай (Ervin Tarczay), (05.10.1919 — 08.03.1945), который на танках «Panther» и «Tiger I» уничтожил 10 танков противника. Естественно, что победы относится не к венгерской армии, а к национальности танкиста.

Английские танкисты

Лейтенант Норман Плау

Британские танкисты особых побед в танковых боях не достигли, поскольку массовых танковых боев на Западном фронте не происходило. А в Северной Африке счет уничтоженных танков был явно не на пользу англичан. Среди танкистов Великобритании известен Норман Плау (Norman Plough), который в одном бою на танке «Matilda» уничтожил 20 итальянских средних танков Fiat M13/40. Также упоминаются еще 4 танкиста, сумевшие поразить от трех до пяти немецких танков, включая и «Тигров».

Германские танкисты

Михаэль Виттман

Общая статистика побед немецких танкистов выглядит следующим образом: более 120 побед одержали – 7 танкистов; 100-119 побед – 10 танкистов; 20-29 – побед – 28 танкистов; 60-99 побед – 14 танкистов; 40-59 побед – 25 танкистов; 35-39 – 5 танкистов; меньше 35 – 4 танкиста. А всего 93 танкиста уничтожили 4602 танка или около 4,8% от общей численности потерь СССР.

Личный счет немецких танковых асов не идет ни к какое сравнение с другими странами, что объясняется как длительным периодом боев (1939-1945 гг.), так и превосходством немецкой техники во многих временных отрезках и многих театрах военных действий. К примеру, в Польше или на Балканах немецкие танки не было с чем сравнивать. Советские танки доминировали лишь до 1943 г. На Западном фронте с 1944 г. немецким танкам не было конкурентов.

С другой стороны, в силу отсутствия официального учета побед танкистов, историки ставят победы первой четверки «рекордсменов» под гипотетическое сомнение, хотя ни документальных доказательств, ни документальных опровержений не существует.

И так рекорд по количеству побед – 168 уничтоженных советских танков принадлежит фельдфебелю Курту Книспелю. Однако 126 танков он уничтожил в качестве наводчика, и лишь 42 — в качестве командира тяжёлого танка. По «правилам» не считается, хотя сомнений в уничтоженных танках ни у кого нет.

Второй рекордсмен Мартин Шройф со счетом 161 танк противника, однако, боевой путь танкиста слишком туманный для историков. Объявлен жертвой пропаганды.

Третий танкист-асс Отто Кариус со счетом в 150 уничтоженных танков. Здесь нашли несоответствие заявленных побед с данными советских потерь. Хотя причина видится несколько в другом – за день боев танкист уничтожал по 13-17 танков. Вряд ли советский командир осмелился такую цифру потерь за один день написать в донесении, растягивал на пару дней. Даже Рокоссовский во время Курской битвы боялся докладывать Сталину о дневных потерях танков. А здесь …

Четвертый асс Ганс Бёльтер со 139 победами тоже не подошел историкам, но уже западным. Одним «Тигром» где-то запер танковую колонну союзников, и расстрелял ее. Не нравится такой герой и все.

Но капризничать бесконечно нельзя, тем более, что список рекордсменов не заканчивается. Поэтому общепризнанным рекордсменом Второй мировой считается Михаэль Виттман (Michael Wittmann) (22.04.1914 – 08.08.1944), гауптштурмфюрер СС. Принимал участие в Польской и Французской кампаниях, в Греческой операции. В ходе вторжения в СССР командовал взводом штурмовых орудий StuG III, участвовал в сражении на Курской дуге; за один день 13 ноября 1943 года уничтожил 20 танков Т-34. За день 13 января 1944 года уничтожил 19 танков и 3 САУ СУ-76. С весны 1944 г. служил в Нормандии в составе 101-й тяжёлотанкового батальона СС и воевал на танке «Tiger I». А всего за время боевых действий уничтожил 138 танков.

Канадские танкисты

Майор Сидней Валпи Рэдли-Уолтерс

Сидней Валпи Рэдли-Уолтерс (Sydney Valpy Radley-Walters) (11.01.1920 – 21.04.2015) – канадский мастер танкового боя. Командуя танком «Sherman Firefly» уничтожил 18 танков противника.

Польские танкисты

Сержант Орлик Роман Эдмунд

В состав танковых войск Польши входили легкие танки и танкетки, 24-е из которых имели 20-мм пушку. Естественно ожидать появление танковых асов с таким танковым парком не приходится. Однако сержант Роман Эдмунд Орлик (Roman Edmund Orlik) (1918-1982) на танкетке TKS сумел за месяц боев с 20-мм пушки расстрелять 13 немецких танков, среди которых был один Pz Kpfw IV и девять Pz Kpfw 35(t), что скорее называется чудом, нежели мастерством.

Еще один поляк из Войска Польского подбил 12 танков противника, используя советский Т-34, но это уже больше относится к национальности, а не к армии.

Румынские танкисты

Танк Pz Kpfw IV. На подобном воевал Ион Думитру

Среди румынских танкистов самым результативным танкистом считается лейтенант Ион Думитру (Ion S. Dumitru), воевавший на танке Pz Kpfw IV и подбивший 5 танков противника (два советских и три немецких), Примечательно, что танкист участвовал в боях всего 25 дней: 5 дней воевал на стороне Германии, а 20 дней – в составе советской 27-1 танковой бригады.

Советские танкисты

Несмотря на достаточно старую школу танкистов, развитое танкостроение и наибольшее количество танков, выпущенных за годы войны, советские танкисты не отличались большой результативностью во время боевых действий. И здесь несколько веских причин. Первая и главная — отсутствие адекватного командования уже от уровня танковой роты. Вторая – при огромной массе танков, танкистов практически ничему не учили на краткосрочных курсах: ни тактике боя, ни практическому вождению, ни стрельбе. И это положение наблюдалось, что до войны, что в ее конце. Третья – техника на самом деле оказалась значительно хуже, чем описывалась в партийных документах, прессе и показывалась в кино. Вопросы ее неотложного ремонта до конца 1942 г. еще искали путь к умам генералитета. Таким образом, воевали не умением, а количеством техники и жизней.

Лавриненко Д.Ф. со своим экипажем Т-34. 1941 г.

Лучшим танковым асом СССР во время войны стал ст. лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко (14.10.1914 — 18.12.1941). В 1938 г. окончил Ульяновское танковое училище. Принимал участие в походе на Западную Украину и Бессарабию. В конце 1941 г. на танке Т-34 провел 28 боев, в которых уничтожил 52 танка противника. Погиб на подступах к Волоколамску.

Общая статистика побед советских танкистов выглядит следующим образом: 50 и более побед одержал – 1 танкист; 30-49 побед – 7 танкистов; 20-29 – побед – 28 танкистов; 10-19 побед – 57 танкистов; 5-9 побед – 91 танкист. А всего 184 танкиста уничтожили 2350 танков или около 6% от общей численности потерь Германии.

Американские танкисты

Стафф-сержант Лафайет Пул

По неполным данным в годы войны насчитывается не менее 35 американских танкистов, которые одержали от одной и более побед в боях с немецкими танкистами. Главная причина отсутствия «рекордсменов» — отсутствие противника. Лучшим танкистом считается Лафайет Пул (Lafayette G. Pool) (23.07.1919 — 30.05.1991), который на танке M-4 «Sherman» за время 80 боев уничтожил 12 танков противника.

Французские танкисты

Несмотря на наличие самой крупной и современно оснащенной армии в Европе, бездарное командование и не желающие воевать солдаты, менее чем за два месяца привели Францию к позорной капитуляции. Основными противниками немецких танкистов были средние танки «Сомуа S-35» и тяжёлые танки «B-1bis», превосходившие наиболее совершённые на тот момент немецкие танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV как по бронированию, так и по огневой силе. Но французы не воевали.

По имеющимся данным, самым результативным французским танковым асом является командир танковой роты капитан Пьер Бийот (Pierre Billotte), уничтоживший на танке B-1 bis «Eure» 13 немецких танков в одном бою. О жестокости боя и превосходстве французской техники говорят 140 попаданий в танк Бийона, не причинивших ему никакого вреда.

Также известен второй мастер танкового боя из французов – мл. лейтенант Луи Латапье (Louis Latapie) сумевший на таком же танке в Бельгии уничтожить 7 танков противника. Еще двое французов отличились на заключительном этапе войны, уничтожив 9 и 6 танков с использованием американской САУ М-10. Но в этом случае французские было только фамилии.

Чешские танкисты

Поручик Вайда Степан Николаевич

Считать чешских танкистов-асов можно лишь по национальной принадлежности, а не по критерию вооруженных сил. И тем не менее, чехи, воюющие в составе Красной армии достигли определенных успехов в танковых боях. Лучшим танкистом считается русин по национальности Вайда Степан Николаевич (Stěpan Vajda) (17.01.1922 — 06.04.1945), который как, украинский националист сидел в лагере Гулага, пока власть не стала набирать добровольцев на фронт из числа заключенных. За полтора года боев в составе Чехословацкого армейского корпуса на танке Т-34 уничтожил 11 танков противника. Известно еще четыре подобных «чеха», уничтоживших от 4 до 6 танков.

Финские танкисты

Лейтенант Берье Бротелл

Несмотря на скоротечность оборонительных боев финнов в 1944 г., а также при 6-кратном перевесе в танках и САУ (630 советских и 100 финских) самоходчики финской танковой дивизии за месяц уничтожили 87 танков противника. Лучшим истребителем танков считается командир батальона штурмовых орудий лейтенант Берье Бротелл (Börje Brotell) (03.02. 1922 – 06.12. 2009), который командуя САУ StuG III уничтожил 11 танков противника. Еще девять экипажей из его батальона уничтожили от 5 до 9 танков противника.

И в заключение еще раз повторим, что приведенный «рейтинг» победителей танковых боев отнюдь не является ни полным, ни точным, а лишь показывает ориентировочную результативность тяжелейшей на войне профессии танкиста. Из него же и вытекает, что многое на поле боя зависит от боевой машины, но главное оказалось в подготовке и профессиональности самого танкиста. И наоборот, даже сидя за рычагами неплохого танка, но после скоротечных курсов, танкист оказывался обычным пушечным мясом, бездумно кинутым на жернова умелому и обученному противнику.

Смотри также Бронетехника Второй мировой.

Все публикации

Танки США периода Второй мировой войны

В межвоенный период в США основной упор был сделан на разработку легких танков, и только с середины 30-х начали уделять серьезное внимание разработке средних танков. Тем не менее, к началу войны в армии США не было парка легких и средних танков соответствующего уровня. Всего было выпущено 844 легких танка и 146 средних. Ни по количеству, ни по качеству они не удовлетворяли потребности армии, и в процессе войны пришлось разрабатывать и организовывать массовое производство всех классов танков, которые эксплуатировались в армии США и армиях союзников.

Легкий танк М3/M5 General Stuart

Легкий танк General Stuart был массовым и наиболее известным американским легким танком периода Второй мировой войны. Танк разработан в 1940 году на базе легкого танка М2А4, с 1941 г. по 1944 г. было выпущено 22743 танков этого типа.
Танк имел компоновку с передним расположением трансмиссии и двигателя в корме танка. Экипаж танка 4 человека, механик-водитель и стрелок из курсового пулемета располагались впереди в корпусе танка, командир и заряжающий — в башне. Посадка механика-водителя и стрелка производилась через два люка в лобовой бронеплите корпуса, при замене вертикальной бронеплиты на наклонную люки перенесли на крышу корпуса. Посадка экипажа в башню осуществлялась через люк в крыше башни. На крыше башни была также установлена командирская башенка и турель для зенитного пулемета.

Легкий танк М3/M5 General Stuart
Конструкция корпуса и башни были клепаные из броневых листов. На танках более поздних серий перешли на сварную конструкцию. Корпус танка коробчатой формы, башня многогранной с вертикальными стенками и скошенной крышей, на более поздних образцах заменена на подковообразную.
При весе танка 12,94 тонны танк имел удовлетворительное противопульное бронирование, толщина брони лба корпуса 38—51 мм, бортов 25 мм, башни 25—38 мм, крыши и днища 13 мм.
Вооружение танка состояло из 37-мм пушки М6 L/53,1 (L56,6) и пяти 7,62-мм пулеметов «Браунинг». Один пулемет был спаренный с пушкой, один устанавливался в шаровой опоре в лобовой плите корпуса, два в спонсонах корпуса, которыми управлял механик-водитель при помощи спусковых тросов, и один зенитный на крыше башни.
В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель «Континенталь» мощностью 250 л.с., обеспечивающий скорость 48 км/час и запас хода 113 км. На части танков устанавливался дизельный двигатель «Гайберсон».
Ходовая часть на каждый борт содержала четыре обрезиненных катка небольшого диаметра, объединенных попарно в две тележки, подвешенных на вертикальных пружинах, трех поддерживающих катков, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.
В связи с нехваткой авиационных двигателей «Континенталь» в 1941 году было принято решение запустить в серию упрошенный вариант танка, получившего индекс М5, с двумя двигателями «Cadillac» суммарной мощностью 220 л.с., обеспечивающих скорость 48 км/час и запас хода 130 км. Толщина нижней лобового листа на этой модификации была увеличена до 64 мм, вес танка достиг 15,4 тонны.
Танк отличался высокими ходовыми качествами и хорошей надежностью, но слабым вооружением, большими габаритами, а авиационный двигатель был пожароопасен и потреблял большое количество высокооктанового бензина. Бронирование танка было удовлетворительным на первом этапе войны, с появлением более совершенных немецких танков и противотанковых орудий он оказался практически незащищенным.
Танк по ленд-лизу поставлялся в Советский Союз, в 1941-1943 годах было поставлено 1232 танка, в том числе 211 дизельных. Принимал участие в войне на многих фронтах, на первом этапе войны советские танкисты давали ему удовлетворительную оценку, в последующем его пришлось заменить на более защищенные танки.

Легкий танк М24 General Chaffee

Легкий танк General Chaffee разработан в 1943 году, во всем его облике угадывался советский Т-34, производился в 1944-1945 годах, всего выпущено 4070 (4731) танков.
Компоновка танка была с передним расположением трансмиссии, а двигателя — в корме танка. Экипаж 4 (5) человек, механик-водитель и стрелок из пулемета размещались в корпусе, командир и наводчик — в башне. Функции заряжающего выполнял стрелок, перемещаясь в башню, на командирских танках в экипаж вводился заряжающий.

Легкий танк М24 General Chaffee
Корпус танка был коробчатой формы сварным из катаных бронеплит, устанавливаемых с рациональными углами наклона. Верхний лобовой лист был установлен под углом 60 градусов к вертикали, а нижний под углом 45 градусов, борта под углом 12 градусов. На подбашенной коробке размешалась башня сложной геометрической формы. На крыше башни устанавливалась командирская башенка. Бронирование было противопульным, при весе танка 17,6 тонны толщина брони лба корпуса 25 мм, бортов 19 мм, башни 38 мм, крыши и днища 13 мм.
Вооружение танка состояло из 75-мм пушки М6 L37,5, двух 7,62-мм пулеметов, один спаренный с пушкой, второй курсовой в шаровой опоре в лобовой плите корпуса, и 12,7-мм зенитного пулемета на крыше башни.
В качестве силовой установки использовались два спаренных двигателя «Кадиллак» 44Т24 суммарной мощностью 220 л. с., обеспечивающих скорость 56 км/час и запас хода 160 км.
Ходовая часть на каждый борт состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков и трех поддерживающих катков. Подвеска опорных катков была индивидуальная торсионная с амортизаторами.
Танк принимал участие в боевых действиях в конце войны и отличался хорошей скоростью, маневренностью, проходимостью и удобством эксплуатации, при этом броня не обеспечивала защиту от немецкого противотанкового оружия и 75мм пушка танка уступала пушкам немецких танков.

Средний танк М3 General Lee

Танк М3 General Lee был разработан в 1940 году с учетом положительного опыта применения Германией танков войск на первом этапе войны и как альтернатива немецкому среднему танку Pz.IV. Танк разрабатывался на базе среднего танка М2 с использованием значительной части узлов и агрегатов этого танка. Всего в 1941-1942 годах было выпущено 6258 танков этого типа.
Компоновка танка предусматривало четырехярусное расположение вооружения. На первом ярусе в лобовой части корпуса устанавливались два спаренных 7,62-мм пулемета, на втором в спонсоне корпуса устанавливалась 75-мм пушка с углом наведения по горизонту 32 градуса, на третьем в башне устанавливалась 37-мм пушка и спаренный 7,62-мм пулемет, на четвертом в командирской башенке был 7,62-мм пулемет. В связи с такой компоновкой танк был очень громоздким, его высота достигала 3,12 м.


Средний танк М3 General Lee
По компоновке и составу вооружения танк был рассчитан на 6 (7) человек. В переднее части корпуса располагалась трансмиссия, за ней отделение управления и боевое отделение, двигатель размещался в корме танка. Место механика-водителя было в левой передней части корпуса. С правой стороны передней части корпуса, за 75-мм пушкой располагались места наводчика и заряжающего. В башне командир размещался по центру за 37-мм пушкой и обслуживал 7,62-мм пулемет в командирской башенке. Слева от пушки находилось место наводчика, справа – заряжающего. В связи с ограниченностью внутреннего объема танка радист на последующих образцах был исключен из состава экипажа и его функции были возложены на механика-водителя.
Для посадки экипажа по бортам корпуса были предусмотрены прямоугольные двери, для посадки водителя был люк, расположенный в правой части верхнего лобового листа. Левее люка водителя в нижнем лобовом листе имелась амбразура для установки спаренных пулеметов. Спонсон для 75-мм пушки устанавливался в правой передней части корпуса. Конструкция корпуса была сложной конфигурации и довольно экзотической с целью удобства работы экипажа и высокой огневой мощи. С модификации М2А2 корпус был сварной, а башня, спонсон и командирская башенка литыми. Доступ в башню осуществлялся через люк в крыше командирской башенки.
При весе 27,9 тонны танк имел удовлетворительную бронезащиту, толщина брони лба корпуса 51 мм, бортов 38 мм, башни 38-51 мм, крыши и днища 13-22 мм.
Вооружение танка состояло из 75-мм пушки М2 L28,5 (M3 L37,5), 37-мм пушки М6 (L56,5), комплектовавшейся только бронебойными снарядами для поражения бронетехники, и четырех 7,62-мм пулеметов. Пушка в спонсоне оснащалась гироскопическим стабилизатором в вертикальной плоскости.
В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель «Континенталь» R-975EC-2 мощностью 340 л. с., на танках последних модификаций устанавливалась спарка дизельных двигателя GM 6046 общей мощностью 410 л.с., обеспечивавших скорость по шоссе 39 км/час и запас хода 193 км.
Ходовая часть на каждый борт содержала шесть сдвоенных обрезиненных катков небольшого диаметра, объединенных в три тележки с пружинной подвеской. На верхней части каждой тележки крепился ролик, поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы.
Для поставки в Англию была разработана модификации М3 «Grant» I, в которой была изменена башня и отсутствовала командирская башенка, на ее место устанавливалась невысокая надстройка с двустворчатым люком. С 1942 года для Англии стали выпускать танки «Grant» II, модификацию М3А5 с башнями американского типа и незначительными изменениями в оборудовании.
Танк М3 General Lee широко применялся на первом этапе войны, особенно в операциях в Северной Африке, где он мог еще противостоять немецким PzKpfwI и PzKpfwII. С появлением у Германии более совершенных танков и противотанковой артиллерии, М3 стал серьезно проигрывать, и в 1942 году его производство было свернуто в пользу более мощного М4 «Шерман».
Танк по ленд-лизу поставлялся в Советский Союз, всего было поставлено 976 танков. У советских танкистов танк M3 особой популярностью не пользовался. Основные претензии были к силовой установке из-за высокого потребления топлива и пожароопасности, также на плохую проходимость, неэффективность 37-мм пушки и уязвимость танка от огня противника из-за недостаточной бронезащищенности и высокого силуэта танка.

Средний танк М4 General Sherman

Танк М4 General Sherman являлся самым массовым танком США во Второй мировой войне. Танк разработан в 1941 годы, производился в 1942-1945 годах, всего было выпушено 49234 танка.
Танк представлял собой дальнейшее развитие среднего танка М3 с размещением 75-мм пушки не в спонсоне корпуса танка, а во вращающейся башне. Этот танк стал платформой для создания большого количества специальной техники и САУ.

Средний танк М4 General Sherman
Танк М4 заимствовал много узлов и механизмов не совсем удачного танка М3 — нижнюю часть корпуса, ходовую и 75-мм пушку. Танк имел классическую немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии, двигателя в корме и боевого отделения по центру танка. Экипаж был пять человек, механик-водитель размещался впереди в корпусе слева от трансмиссии, стрелок-радист справа. Командир, наводчик и заряжающий размещались в башне. Для посадки механика – водителя и радиста каждый имел люк в верхнем лобовом листе, в более поздних модификациях люки перенесли на крышу корпуса. Для посадки экипажа в башню имелся двухстворчатый люк в крыше башни, позднее была установлена командирская башенка.
Танк имел большую высоту в связи с вертикальной установкой звездообразного авиационного двигателя и карданного привода трансмиссии, при этом большой внутренний объем обеспечивал комфортные условия размещения экипажа.
Корпус танка был сварной из катаных листов брони и литой передней части корпуса, состоящей из трех частей и собиравшейся с помощью болтов, впоследствии это была единая сварная деталь. На части танков корпус был полностью литой, но из-за сложностей производства от этого отказались. Значительная часть танков имела внутри пенорезиновый подбой для исключения поражения экипажа вторичными осколками при попадании в танк.
При весе танка 30,3 тонны он имел удовлетворительную защищенность, толщина брони лба корпуса 51 мм, бортов 38 мм, башни 51-76 мм, крыши 19 мм и днища 13-25 мм. На небольшой партии машин бронирование лба корпуса было доведено до 101 мм и бортов до 76 мм за счет приваривания дополнительных бронелистов.
Вооружение танка состояло из 75-мм пушки М3 L/37,5, двух 7,62-мм пулеметов, один спаренный с пушкой, второй курсовой в шаровой опоре стрелка-радиста, и 12,7-мм зенитного пулемета на турели на крыше башни. Пушка М3 по своим характеристикам соответствовала советской пушке Ф-34. С появлением у немцев новых танков PzKpfw V «Panther» и PzKpfw VI «Tiger» эта пушка уже не могла их поражать, в связи с этим на танк была установлена новая 76,2-мм пушка М1 L/55 с более эффективными бронебойными снарядами. На танке был установлен стабилизатор вооружения, обеспечивающий стабилизацию пушки по вертикали. На модификации танка непосредственной поддержки пехоты М4 (105) устанавливалась 105-мм гаубица М4.
В качестве силовой установки на танке устанавливался звездообразный авиационный двигатель Continental R975 C1 мощностью 350 л.с., на модификации М4А2 спарка дизельных двигателей GM 6046 мощностью 375 л.с., на модификации М4А3 специально разработанный двигательV8Ford GAA мощностью 500 л.с. Силовая установка обеспечивала скорость по шоссе 48 км/час и запас хода 190 км.

Ходовая была заимствована с танка МЗ и на каждый борт включала по шесть обрезиненных катков, сблокированных попарно в три тележки, подвешенных на вертикальных пружинах, и трех поддерживающих катков. На последних модификациях танка подвеска была модернизирована (подвеска HVSS), катки стали двойными, пружины горизонтальными и введены гидравлические амортизаторы.
Танки М4 поставлялись по ленд-лизу в Советский Союз, всего было поставлено 3664 танка, использовались они практически на всех фронтах до конца войны. В целом танк М4 соответствовал советскому Т-34-76, советские танкисты отмечали удобство работы экипажа и высокое качество приборного оборудования и средств связи.
Танки М4 применялись практически на всех ТВД Второй мировой войны. М4 отличался хорошей надежностью при эксплуатации в различных условиях. Большая высота танка приводила к большой лобовой и бортовой проекции и делала его уязвимым от огня противника. Вооружение танка было на уровне советского Т-34-76 и уступало немецким танкам PzKpfw IV, PzKpfw V и PzKpfw VI. Бронезащищенность была ниже, чем у советских и немецких танков. Подвижность была удовлетворительной, но ходовая была уязвимой от огня противника. В целом танк М4 был надежным и неприхотливым танком Второй мировой войны и положительно оценивался танкистами разных стран, в которых он применялся.

Тяжелый танк М6

Тяжелый танк М6 разрабатывался с 1940 года, в 1942-1944 годах было изготовлено 40 образцов танка, проведенные испытания образцов танка показали его бесперспективность, и в 1944 году работы над танком были прекращены. Танки М6 в боевых действиях участия не принимали.
Танк был классической компоновки. Весом 57,5 тонны, с экипажем 6 человек. Корпус танка был в двух вариантах — литой и сварной, башня была литой, на крыше башни устанавливалась командирская башенка.

Тяжелый танк М6
Для тяжелого танка бронирование было недостаточным, толщина брони лба 70-83 мм, бортов 44-70 мм, башни 83 мм, днища и крыши 25 мм.
Вооружение танка состояло из спаренных 76,2-мм пушки М7 L/50 и 37-мм пушки М6 L/53,5, двух спаренных 7,62-мм пулеметов в корпусе у стрелка и двух 12,7-мм пулеметов. Один из них устанавливался на турели крыши башни. Была предпринята не закончившаяся успехом попытка установить на танк 105-мм пушку.
В качестве силовой установки использовался двигатель мощностью 825 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 35 км/час и запас хода 160 км.
Ходовая на каждый борт содержала восемь опорных катков, сблокированных попарно в четыре тележки подвешенных на горизонтальных пружинах, и четырех поддерживающих катков. Ходовая закрывалась бронированными экранами.
Танк уже с начала проектирования был устаревшим, большой вес ограничивал подвижность танка, 75-мм пушка не обеспечивала необходимую огневую мощь, а бронирование не обеспечивало защиту от противотанковых средств противника. В связи с этим работы по нему были прекращены, а изготовленные образцы танка использовались только в качестве учебных танков.

Тяжелый танк М26 General Pershing

Наиболее удачный по конструкции танк США периода Второй мировой войны, положивший начало новому поколению американских танков. Танк создавался на замену танка М3 Шерман для борьбы с немецкими тяжелыми танками PzKpfw V «Panther» и PzKpfw VI «Tiger», против которых М3 никак уже не мог противостоять. Танк производился с января 1945 года, всего было выпушено 1436 образцов танка.
М26 разрабатывался как средний танк, но в связи с большим весом был переквалифицирован в тяжелые танки, после войны он обратно стал средним танком. Танк имел классическую компоновку, от размещения трансмиссии в носу танка, ведущей к увеличению высоты танка и усложнению конструкции, отказались. Силовая установка размещалась в корме, отделение управления впереди и боевое по центру танка. Экипаж танка 5 человек, механик-водитель и помощник водителя – стрелок из пулемета размешались в передней части корпуса, командир, наводчик и заряжающий в башне. Корпус танка был сварной из катаных броневых плит и литых деталей, башня с развитой кормовой нишей была литой. На лбу башни болтами крепилась бронемаска пушки толщиной 115мм. На крыше башни устанавливалась командирская башенка.

Тяжелый танк М26 General Pershing
При весе танка 43,1 тонны у него было мощное бронирование, обеспечивающее хорошую защищенность от противотанковых средств противника. Толщина брони лба корпуса: низ 76 мм, верх 102 мм, бортов 51 мм, лба башни 102 мм, бортов 76 мм, крыши 22 мм и днища 13-25 мм.
Вооружение танка состояло из длинноствольной 90-мм пушки М3 L/50, двух 7,62-мм пулеметов, один спаренный с пушкой, другой курсовой в корпусе танка, и 12,7-мм зенитного пулемета, установленного на турели на крыше башни.
В качестве силовой установки использовался двигатель V8 Ford GAF мощностью 500 л.с., который устанавливался на танке М4А3, обеспечивающий скорость по шоссе 32 км/час и запас хода 150 км.
Ходовая на каждый борт содержала по шесть сдвоенных обрезиненных катков на индивидуальной торсионной подвеске, первая и третья пары катков были с гидроамортизаторами, и пять поддерживающих катков.
Танк М26 General Pershing разрабатывался уже в конце войны с учетом опыта разработки и применения советских танков Т-34, КВ и ИС, а также немецких танков PzKpfw V «Panther» и PzKpfw VI «Tiger» и использовал идеи, реализованные на этих танках.
В целом танк показал вполне удовлетворительные характеристики, применялся на последнем этапе войны на европейском ТВД и успешно противостоял последним немецким танкам. Опыт использования танка во Второй мировой и корейской войнах подтвердил правильность выбранной концепции танка и сочетания его основных характеристик по огневой мощи, защищенности и подвижности. Танк М26 General Pershing послужил базой для создания следующих поколений американских танков.

Производство танков в США во время войны

Разработанные в США в период Второй мировой войны танки успешно эксплуатировались на всем протяжении войны на разных ТВД в армии США и армиях союзников. Американские конструкторы смогли создать и организовать массовое производство легких, средних и тяжелых танков, которые по своим характеристикам удовлетворяли уровню танков того периода.
Принципиально новых технических решений в конструкции танка предложено не было, в основном использовались идеи немецких и советских конструкторов. Так, использование на большинстве танков «немецкой» компоновки с передним расположением трансмиссии привело к усложнению конструкции танка при передаче крутящего момента от двигателя к трансмиссии, увеличению габаритов и уменьшению надежности танков. По огневой мощи американские танки уступали немецким и советским танкам и только на танке М26 General Pershing огневая мощь танка позволяла серьезно противостоять последним немецким танкам.
Общий высокий промышленный и технологический уровень США позволил в короткие сроки организовать выпуск десятков тысяч танков и обеспечить их высокое качество изготовления. Всего было выпущено 83741 танков различных типов. Это позволило в больших количествах поставлять танки в свою армию и союзникам и поддерживать достаточный уровень их оснащенности бронетанковой техникой, способствующей достижению победы над Германией.
В Советский Союз по ленд-лизу было поставлено 5872 танка, в том числе 1232 танка М3/M5 General Stuart, 976 танков М3 General Lee и 3664 танка М4 General Sherman.