Альтернативные танки РККА

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Выбор прототипа

Выбор редакции byakin 12.06.2019 2257 50 15 в Избранноев Избранномиз Избранного 7

В конце октября 1936 г. Семеном Гинзбургом была подготовлена справка для наркома обороны К.Е. Ворошилова и начальника УММ РККА И.А. Халепского, в которой, в частности, значилось:

Основные недостатки советских танков 30-х годов

«В настоящее время лучшие иностранные танки по всем характеристикам, кроме вооружения, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, разработанных шесть-семь лет назад… Наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют танки «Шкода», имеющие чрезвычайно мягкий ход, французские «Форме и Шантье обр. 1936 г.», как имеющие корпус из толстых броневых листов, соединенных сваркой, а также танки «Рено обр. 1935 г.», использующие броневое литье … В настоящее время развитие отечественных танков идет по пути наращивания их массы без изменения двигателя и конструкции ходовой части… Это приводит к тому, что ходовая часть и подвеска отечественных танков являются перегруженными и склонными к выходу из строя во время их боевой эксплоатации…(1)

…танки, находящиеся в настоящее время на вооружении КА имеют следующие недостатки:

Танк Т-26:

  1. слаба броневая защита… не обеспечивает защиту от крупнокалиберных пуль и снарядов современной противотанковой артиллерии, которая быстро распространяется сегодня по всем армиям…
  2. недостаточна мощность двигателя, что приводит… к плохой проходимости танка и малому ресурсу…
  3. ходовая часть перегружена… слабая конструкция подвески, легко спадает гусеница…
  4. высокая опасность от пожаров.

Танк БТ(А-7):

  1. по броневой защите – то же, что и Т-26; высокая максимальная скорость движения не спасает танк от скорострельной современной противотанковой артиллерии…;
  2. колесно-гусеничный ход не дает танку никаких реальных преимуществ, так как эксплоатационная скорость танка при движении на гусеницах и колесах практически одинакова;
  3. высокая сложность изготовления и трудности обслуживания танка, возможны ошибки эксплоатации;
  4. плохая проходимость танка на мягком грунте; спадают гусеницы, а на колесах двигаться нельзя…;
  5. высокая опасность от пожаров.

Для оснащения КА современными танками… нет необходимости иметь на вооружении два разных типа легких танков, более реальная боевая ценность танков БТ и Т-26 примерно равна (по запасу хода танк Т-26 в виду меньшего расхода топлива на пересеченной местности порой превосходит танки БТ и бывает иногда не менее пригоден, таким образом, к операциям на коммуникациях). Для решения всех задач, стоящих перед легкими танками достаточно иметь один универсальный танк сопровождения…»(2).

Данная справка попала на стол К.Е. Ворошилова незадолго до приема 7 ноября 1936 года, устроенного т. Сталиным в честь воинов-интернационалистов, воевавших в Испании. Иосиф Сталин подробно расспрашивал танкистов из группы Кривошеина и они подтвердили правильность замечаний и недостатков отечественных танков, указанных в справке Гинзбурга, и высказали ряд пожеланий, которые хотелось бы иметь на новом танке.

В неформальной обстановке приема Сталин указал Ворошилову подготовить тактико-технические требования к новому танку сопровождения.

вернуться к меню

Тактико-технические требования к новому танку сопровождения

После получения задания от руководителя страны и подробного рассмотрения справки Гинзбурга нарком обороны К.Е. Ворошилов, минуя заместителя по наркома обороны СССР по вооружению М.Н. Тухачевского, выдает руководителю УММ РККА Иннокентию Халепскому задание к 1 декабря разработать ТЗ на новый танк сопровождения. В первой декаде декабря ТЗ разработанное было разослано в КБ заводов №№ 183 и 185.

Разработанное с непосредственным участием танкистов группы Кривошеина техническое задание на проектирование танка сопровождения содержало следующие требования:

  • вес — 14-18 т;
  • вооружение — 76-мм пушка и 3 пулемета ДТ;
  • экипаж – не менее 4 человек;
  • макс скорость движения – 40-50 км/ч;
  • скорость движения по пересеченной местности — до 25 км/ч;
  • удельное давление на грунт не более 0,65-0,7кг/см2;
  • запас хода — 200-230 км;
  • бронирование:
    • корпус: лоб — 30 мм, борт — 20мм;
    • башня — 20 мм, маска пушки — 30 мм;
  • движитель танка — гусеничный;
  • проходимость – клиренс не менее 350 мм, ров — 2 м, брод — 1 м, стенка — 0,6 м;
  • километраж службы до износа гусеничного движителя и трансмиссии не менее 3000 км;
  • двигатель – 190-300 л.с.;
  • компоновка танка — классическая;
  • обеспечение удобного доступа к двигателю, агрегатам трансмиссии, ходовой части.

В ходе разработки ТЗ Иннокентий Халепский склонялся к замене 76-мм пушки на 45-мм пушку 20К, однако Семен Кривошеин заявил, что сорокопятке на поле боя делать нечего из-за следующих недостатков:

  • слабое осколочное и фугасное действие по наземным целям;
  • пушка 20К в настоящий момент обеспечивает пробитие танков типа R35 и FSM36 на пределе своих возможностей;
  • появление в будущем более защищенных танков сделает пушку окончательно бесполезной.

вернуться к меню

Конкурс проектов

В феврале 1937 года состоялся конкурс проектов под руководством наркома обороны К.Е. Ворошилова, руководителя АБТУ РККА И.А. Халепского и отозванного из Испании командира танковой интербригады Д.Г. Павлова. Также в состав комиссии другие входили советские танкисты, воевавшие в составе групп Кривошеина и Павлова: полковник С.М. Кривошеин, секретать парторганизации Ф.Ф. Прохоров, начштаба группы А.А. Шухардин, начальник рембазы А.А. Шабохин, В.И. командир роты К.А. Дидек и начштаба батальона Г.М. Склезнев (воевавший на БТ-5 (АИ) и чудом выживший в бою на реке Харама (АИ)) (3).

Комиссии были представлены варианты Харьковского Паровозостроительного завода (ХПЗ) №183 им. Коминтерна и завода № 185 им. Кирова. Проекты ХПЗ представляли главный конструктор завода М.И. Кошкин, недавно переведенный завода №185, и адьюнкт ВАММ военинженер 3 ранга А.Я. Дик. Проекты завода №185 представляли главный конструктор С.А. Гинсбург и его заместитель Ж.Я. Котин.

вернуться к меню

Завод №183 представил два варианта модернизации танка БТ-7А:

вернуться к меню

Вариант №1

Проект малой модернизации. Данный вариант имел следующие отличия от базового танка БТ-7А:

  • уширенная передняя часть корпуса под посадку 2-х человек: мехвода и стрелка;
  • двигатель МТ-5-1 мощностью 300 л.с..

Рис. 1 Вариант №1 танка завода №183 (БТ-7А-ММ).

вернуться к меню

Вариант №2

Проект большой модернизации танка БТ-7А. Помимо изменений, внесенных в вариант малой модернизации, в проекте были следующие нововведения:

  • усиление лобовой брони до 30 мм, ликвидация лобового люка;
  • усиление бортовой брони до 20 мм путем утолщения внутренних стенок;
  • вертикальные передние пружины подвески;
  • смещение башни назад;
  • дополнительные приборы наблюдения;
  • новая четырехскоростная КПП;
  • уширенная гусеница.

Рис. 2 Вариант №2 танка завода №183 (БТ-7А-БМ).

Завод №185 представил проекты танков с массой до 17,9 тонн, двигателем МТ-5-1, размещением топливных баков в МТО и частично на полу боевого отделения, пятискоростной КПП по типу Т-28А. Подвеска танка — индивидуальная кривошипно-балансирная с листовыми рессорами, прикрытыми фальшбортом.

Как и в случае варианта №2 завода №183 проектировщики завода №185 опирались на недавний опыт гражданской войны в Испании и пытались ликвидировать выявленные в ходе боев недостатки: слабое бронирование, тесноту и малый обзор, недостаточный сектор обстрела по вертикали, слабую трансмиссию(1).

вернуться к меню

Проекты завода №185

Варианты проекта завода №185 отличались массой, длиной корпуса, башней и числом членов экипажа:

  • вернуться к меню

    вариант №1 – легкий танк:

    • пятикатковое шасси,
    • экипаж 4 человека,
    • двухместная башня по типу башни Т-26-44 с увеличенной до 20 мм толщиной стенок;
  • вернуться к меню

    вариант №2 – средний танк:

    • шестикатковое шасси,
    • экипаж 5 человек,
    • трехместная башня по типу башни танка Т-28.

Рис. 3 Вариант легкого танка завода №185

Рис. 4 Вариант среднего танка завода №185

вернуться к меню

Результаты конкурса

Комиссия под руководством наркома обороны К.Е. Ворошилова приняла решение в пользу проекта завода им. Кирова. Заводу №185 приказывалось в течение 4 месяцев изготовить по два экземпляра легкого и среднего танков для проведения испытаний.

Замечания комиссии к проектам завода им. Кирова сводились к следующему:

  • при штатном вооружении легкого танка 76-мм пушкой вооружение среднего танка является недостаточным;
  • в течение месяца разработать на базе среднего танка проект башенного арттанка с 122-мм гаубицей с баллистикой гаубицы обр. 1910/30 гг.;
  • в течение месяца разработать на базе легкого танка проект САУ поддержки пехоты с 122-мм гаубицей с баллистикой гаубицы обр. 1910/30 гг.;
  • степень унификации легкого танка и САУ должна быть максимальной.

Комиссией рекомендовалось руководству АБТУ разработать для согласования с ГАУ РККА черновик ТЗ на разработку танковой 122-мм гаубицы на базе баллистики гаубицы обр. 1910/30 гг..

Проект завода №183 был отвергнут на основании замечаний военспецов группы Павлова, участвовавших в испанской войне. В качестве основного недостатка была указана высокая уязвимость бортовых топливных баков большой площади.

М.И. Кошкин пытался оспорить решение комиссии, но Константин Дидек, Александр Шабохин и Георгий Склезнев в один голос прервали его фразой: «Ваши БТ сгорают за 5 минут!»

В приложении к решению комиссии заводу им. Коминтерна в качестве паллиатива было рекомендовано продолжать выпускать танки БТ в варианте машин артиллерийского сопровождения – БТ-7А с пушками КТ28 и Л-10 до постановки в производство новых машин.

Таблица 1

ТТХ проектов танков

Проект завода №183

Проект завода №185

БТ-7А-ММ

БТ-7А-БМ

Легкий танк

Средний танк

Год выпуска

1937

Боевая масса, т

14,5

15,3

15,9

17,9

Экипаж, чел.

4

4

4

5

Габаритные размеры, мм

Общая длина

5660

5660

5520

5925

Длина корпуса

5660

5660

5520

5925

Ширина

2290

2590

2800

2800

Высота

2530

2530

2400

2475

Клиренс

390

390

400

400

Вооружение

Пушки, мм

1 × 76 КТ

1 × 76 КТ

1 × 76 КТ

1 × 76 КТ

Пулеметы, мм

3 × 7,62 ДТ

3 × 7,62 ДТ

3 × 7,62 ДТ

3 × 7,62 ДТ

Бронирование, мм

Лоб корпуса

22

30

30

30

Борт корпуса

13

20

20+10

20+10

Лоб башни

13

30-20

30-20

30-20

Борт башни

13

20

20

20

Силовая установка

Тип двигателя

МТ-5-1

Мощность

320 л.с.

Мак. скорость км/ч*

45

50

52

48

Запас хода по шоссе, км*

200

220

220

210

*- данные расчетные

Боевые машины Древнего мира

Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Холтосонская СОШ»

I районная научно-практическая конференция школьников

«Знание. Поиск. Творчество. Труд»

«Боевые машины Древнего мира»

секция история

выполнил: Удыков Алексей,

ученик 6 класса.

научный руководитель:

Мардоленова Ольга Викторовна,

учитель истории, обществознания

2017

Оглавление

1.Введение 3

2.Теоретическая часть . Боевые машины древних цивилизаций 4

    1. Древний Египет 4

    2. Китай 4

    3. Индия 5

    4. Персидская держава 5

    5. Ассирийская держава 5

    6. Древняя Греция 6

    7. Древний Рим 7

    8. Древняя Русь 8

  1. Практическая часть 9

4.Заключение 9

5.Список литературы 10

6.Приложения 11

Введение

В 5 классе мы начали изучать историю Древнего мира. Мы узнали о возникновении первых людей и древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Мы узнали много интересного и увлекательного о жизни, обычаях, нравах и культуре древних народов. Для меня самой интересной темой оказалась тема про войну. Войны и междоусобицы всегда сопровождали человека, независимо от времени и места. Первобытные люди боролись за пищу и кров. С возникновением древних государств их предводители стремились укрепить свою власть путем завоевания новых земель, чтобы расширить свои владения и приумножить богатства, а также защитить их от вторжения врагов. Для этого создавались армии, большие и хорошо обученные, которые необходимо было вооружить. Начали появляться простейшие луки и стрелы, арбалеты или баллисты, колесницы, тараны и т.д. С появлением железа создавались различные боевые орудия: мечи, ножи, копья, боевые топоры. Уже в Древнем мире появились боевые машины, которые облегчали задачи воинов. В своей работе мы решили подробно изучить тему боевых машин Древнего мира .

Цель: Выявить основные виды боевых машин на примере крупнейших держав: Египта, Китая, Индии, Персии, Ассирии, Греции, Рима, Руси.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме;

  2. Сопоставить виды боевых машин Древнего мира;

  3. Сформулировать выводы по результатам исследования

  4. Сконструировать модели боевых машин ;

Объект исследования: Военное искусство Древнего мира

Предмет исследования: боевые машины крупнейших держав.

Для проведения исследования мы использовали стандартные методы: изучение научно- популярной литературы, поиск информации на сайтах глобальной сети Интернет,.

Практическая значимость: материал можно использовать при проведении уроков для пятиклассников, на внеклассных мероприятиях.

Новизна: Изучив материалы о боевых машинах Древнего мира, и изготовив некоторые модели, мы повысим интерес у моих одноклассников к предмету история.

Гипотеза: Мы предполагаем, что в Древних государствах были боевые машины, схожие друг с другом.

.

І. Теоретическая часть. Боевые машины древних цивилизаций

    1. Древний Египет

Древний Египет – это цивилизация Древнего мира в восточной части Северной Африки, в нижнем течении Нила. Основной военной задачей для этой страны было не позволять соседним народам вторгнуться на её территорию.

Начиная примерно с 1600 года до н.э., египтяне начинают использовать на войне лошадей и боевые колесницы (приложение 1). Колесницы были двухколёсными. Основным вооружением передвигающегося на колеснице воина был композитный лук со стрелами, также использовались копья и мечи. Лучник стоял в задней части колесницы, где его было практически невозможно поразить с земли. Одна из основных функций колесниц заключалась в том, чтобы прорвать строй противника, давая пехоте возможность пойти в наступление в образовавшуюся брешь. Они играли важную роль в египетских войнах того периода и применялись в больших количествах, создавая на поле боя шоковый эффект.(Приложение №1)

    1. Китай

Китай находится в восточной Азии. В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы.

К 707 году до н.э. для осады городских стен китайцы начали применять «чун чэ» или осадную башню. Она представляла собой мобильную деревянную конструкцию, обычно прямоугольную в основании. Высотой осадная башня, как правило, равнялась осаждаемой стене, или была чуть выше. Внутри конструкции находились солдаты, защищенные от вражеского огня. Обычно для защиты служили шкуры животных, покрывающие башню снаружи плотным слоем. Также применяли первые варианты гигантских арбалетов, известных под названием баллиста.(Приложение №1)

Чуть позже, появились первые упоминания о стенобитных таранах, значимым достижением китайских инженеров было создание небольшой катапульты, способной поражать важные цели с чрезвычайной точностью: «сюанфенг», или вихревая катапульта. Как снайперская винтовка, вихревая катапульта работала в стиле «один выстрел — одна смерть».(Приложенипе№1) Главным родом войск были колесницы. В одном из трактатов говорится » Колесницы- это крылья армии». Колесницы были двух видов: боевые и транспортные.

    1. Индия

Индия расположена на юге Азии.. Основная военная мощь индусов основывалась на боевых колесницах и боевых слонах.В качестве украшения по бокам колесницы на шестах прикреплялись треугольные знаки, знамена, иногда тигровые шкуры. Оснащение боевых слонов представляло собой довольно большую башнеобразную будку, которая могла вмещать в себя от 10 до 15 вооруженных ратников и была укреплена на спине животного широкими подпругами и цепями. Иногда даже хобот слона был снабжен железной цепью, которая усиливала разрушительное действие его ударов. Вооруженные слоны ставились обыкновенно впереди пешего войска. Их искусно дрессировали. Слоны защищали своих вожаков, прикрывая упавших на землю своим туловищем как щитом; убитых вожаков слоны выносили из боя.(Приложение №1)

    1. Персидская держава

Племена персов жили на Иранском плоскогорье, занимая все пространство между Каспийским морем и Персидским заливом.

Войска последних персидских царей состояли из наемных воинов разных национальностей, которые были вооружены и экипированы в соответствии с традициями их родных мест. Тактика персов основывалась на широком использовании кавалерии. В центре боевой линии располагалась обычно пехота с лучниками впереди. 10 000 «бессмертных» — именно так называлась армия Персии, предположительно, потому, что их численность, независимо от потерь, всегда составляла это число. Получив опыт борьбы с греческой тяжёлой пехотой, между 467 и 458 годами до н. э, . персы начали применять колесницы с косами. Колесница с косами была запряжена четырьмя лошадьми и имела экипаж до трёх человек (одного возничего и двух воинов). Колесницы с косами могли использоваться для разрушения порядка линий пехоты. (Приложение №2)

    1. Ассирийская держава1

Ассирия — древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака). Самое могущественное государство Передней Азии. Она многократно подвергалась иноземным завоеваниям. Это заставило ее жителей совершенствоваться в военном искусстве. Ударной силой армии являлись колесницы. Колесницы ассирийцев были двухколёсными, которых запрягали 2–4 лошадьми. Лошадей иногда защищали войлочными или кожаными попонами. К кузову прикреплялись колчан со стрелами, щит и копьё. Экипаж колесницы состоял из двух воинов — лучника и возницы, последний имел копье и щит.

Катапульты ассирийцев метали камни весом до 10 килограммов на дистанцию до 500 метров.

Отдельно можно выделить ассирийское осадное оружие – таран, который внешне напоминал современные танки: они имели колёса, «броню», а также башню для лучников. Это были массивные сооружения, имевшие 6 колёс. Деревянный каркас имел около 5 м в длину и 2-3 м в высоту. В передней части тарана располагалась башня высотой около 3 м. Башня заканчивалась сводчатой крышей или парапетом и имела бойницы для лучников. Для защиты от огня тараны покрывали мокрыми шкурами. Башня служила для создания огневого прикрытия. (Приложение №2)

    1. Древняя Греция

В 214 году до н.э. Римская республика осадила сицилийский город Сиракузы (древнегреческий полис на юго-востоке Сицилии) в попытке получить стратегический контроль над островом. Когда петля вокруг города стянулась, могучая римская армия оказалась перед неожиданным противником — Архимедом (великим древнегреческим ученым). Считают, что Архимед разработал настолько разрушительное оружие, что оно было способно сжигать корабли в пепел на расстоянии 150 метров и называлось паровой пушкой (приложение 8). И требовалось для этого всего несколько капель воды: медная труба нагревалась на углях, а внутри нее был полый глиняный снаряд. Когда труба разогревалась достаточно, в трубу под снарядом вводили немного воды. Вода мгновенно испарялась, выталкивая снаряд в сторону наступающих кораблей. При ударе глиняная ракета взрывалась, разбрызгивая горючие химикаты на деревянные суда. (Приложение №2)

В Древней Греции существовали и свои арбалеты. Подобные орудия назывались автитонами и палинтонами. Первые метали стрелы, а вторые — ядра и камни. В более позднее время стрелометы стали именовать баллистами, а камнеметы — катапультами.

Колесницы чаще всего использовалась только для того, чтобы доставить полностью снаряженного воина на поле битвы. Затем военачальник сходил с колесницы и пешим приближался к неприятелю. Бывали случаи, когда колесницы принимали участие и в непосредственных боевых действиях, находясь на расстоянии полета стрелы, броска копья или даже камня от врага.(Приложением№3)

    1. Древний Рим2

Древний Рим – государство, покорившее народы Европы, Африки, Азии, Британии. В Риме существовала всеобщая воинская повинность. Основной тактической единицей был легион. Легиону придавалось 300 всадников. Кавалерия прикрывала фланги легиона. Одним из распространенных орудий была катапульта. В римское время катапультой назывались стреломёты, но к закату Римской империи стреломёты стали называться баллистами, а название катапульта распространилось на все метательные машины с торсионным принципом действия. Большим успехом у римлян пользовались римские скорпионы.. Устроен механизм был просто: на специальном штативе, который мог поворачивать и наклонять орудие, фиксируя угол стрельбы, устанавливалась деревянная рама прямоугольной формы; на раме крепились рычаги – плечи. Стрелял скорпион болтами длиной до 70 см. Скорпион представлял собой грозное оружие, которое достаточно долго верой и правдой служило своим создателям, помогая выиграть не одно сражение.(Приложение №3

    1. Древняя Русь

В Древней Руси существовало применение метательных машин. Основным типом русских метательных машин были не станковые самострелы, а различные рычажно-пращевые машины. Наиболее простой тип — патерелла, которая метала камни, приложенные к длинному плечу рычага, когда за короткое плечо тянули люди. Их еще называли по́роками (производное от слова «праща»).

Вывод: Таким образом, для периода Древнего мира было характерным использование бронзового оружия. У греков, римлян и египтян появились различные бронзовые мечи и щиты . Затем оружие стали изготавливать из железа. В целом, оружие древнего мира делилось на оружие ближнего боя(меч, боевой топор, копье) и метательное оружие (лук, праща). В этот период кроме ручного оружия стали использовать и различные осадные машины (баллисты, катапульты, тараны). (Приложение №3)

ІІІ. Практическая часть

В практической части мы решили создать модели боевых машин.

Боевая колесница Древнего Египта.(Приложение №4)

Данную модель мы решили создать из наиболее доступного материала- пластилина. Создавали ее по описанию в учебнике «История Древнего мира». Колесница имела два колеса со спицами, между колес укреплена площадка для колесничего и возницы. Площадка крепилась к дышлу.

Ассирийский таран (Приложение №5)

Для построения тарана нам понадобился набор конструкторского лего, деревянная палочка, нитка. Тараны ассирийцев напоминали внешне танки: они имели колёса, «броню», а также башню для лучников. В передней части тарана располагалась башня. Сам таран представлял собой бревно с металлическим уплощённым наконечником, которое подвешивалось на верёвках к крыше каркаса и раскачивалось на подобии маятника.

Катапульта ( стреломет) (Приложение №5)

Согласно легенде, считается, что метательные машины были изобретены в Сиракузах около 400 г, до н.э. при подготовке к войне с Карфагеном. Используя принцип арбалета, было создано мощное крепостное орудие- автитон,(стреломет), затем его стали называть баллистой. Для построения стреломета нам с папой понадобилось:

бруски дерева, гвозди, металлическая пластина, нитки, ножовка, молоток, стамеска, шуруповер.

Заключение

В своей работе мы исследовали разные виды боевых машин и орудий, которые использовались великими державами той эпохи: Рим, Греция, Египет, Персидская и Ассирийская державы, Китай, Индия и Древняя Русь. В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

В армиях Древнего Востока были простейшие построения, включавшие отдельные отряды пехоты и конницы. Они не знали еще четкого боевого порядка и сражались обычно большими, нестройными и слабо организованными массами.

Бой в большинстве случаев завязывали лучники и пращники. Иногда применялись боевые колесницы. Исход боя решался в рукопашной схватке главных сил. Управление войсками осуществлялось путем передаваемых голосом команд, зрительными и звуковыми сигналами, а также через гонцов.

В индийской армии широко использовались боевые слоны.

В персидскую армию входили 10 тысяч «бессмертных воинов». .В армии Ассирии впервые стали использовать железное оружие, тараны, конницу

В Греции впервые использовали огнемет. В Риме и Китае грозным оружием были катапульты. В Древней Руси так же применяли метательные орудия.

Таким образом, для периода Древнего мира было характерным использование бронзового оружия. У греков, римлян и египтян появились различные бронзовые мечи и щиты . Затем оружие стали изготавливать из железа. В целом, оружие древнего мира делилось на оружие ближнего боя(меч, боевой топор, копье) и метательное оружие (лук, праща). В этот период кроме ручного оружия стали использовать и различные осадные машины (баллисты, катапульты, тараны).

Наша гипотеза, о том, что в Древних государствах было схожее вооружение, подтвердилась.

Список литературы

1.А.А.Вигасин «История Древнего мироа» Просвещение, 2016

2.Всемирная история войн. Книга 1. 3500 год до Р.Х. — 1400 год от Р.Х

3.Журналы «Загадки истории», 2015

4.Крис Макнаб. 100 видов оружия, изменивших историю

5.Крис Макнаб. Битвы, которые изменили мир

6.Кусаинова Р., Дакенов М. 6 класс, История / Учебно-дидактическое пособие к учебнику «Древний мир»

7.Серия «Эрудит». История с древнейших времен до 15 в. М.:ООО «ТД «Издательтво Мир книги»» 2006

8.Интернет-ресурсы

http://cyclowiki.org>wiki>ассирийская армия

http://minitin.ru/Воины Древнего Рима

Приложение №1

Боевая колесница Египта

Вихревая катапульта Китая Аркбаллиста Китая

Боевые слоны Индии

Приложение №2

Персидская колесница с косами

Ассирийский таран

Древняя Греция

Приложение №3

Греческая колесница

Древний Египет

Катапульта Древней Руси

Приложение № 4

Модель египетской колесницы

Приложение №5

Модель ассирийского тарана

Модель стреломета (катапульты)

1http://cyclowiki.org>wiki>ассирийская армия

2http://minitin.ru/Воины Древнего Рима

Взгляд из прошлого на перспективные танки: альтернативные компоновки боевых машин

Современное танкостроение имеет одну интересную особенность. Все или почти все аспекты облика перспективного танка либо являются развитием старых тенденций, либо были придуманы достаточно давно, но только сейчас дошли до стадии воплощения на практике. Кроме того, нельзя забывать и то, что некоторые технические решения, считающиеся перспективными, достаточно давно прорабатывались в различных экспериментальных проектах. Хорошим примером описанной тенденции можно признать разговоры последнего времени о повышении уровня защиты экипажа танка путем перенесения его рабочих мест внутрь корпуса, ниже погона башни. Подобные боевые машины пока не состоят на вооружении какой-либо армии мира, из-за чего, среди прочего, считаются техникой будущего. Однако подобная компоновка танка не только не является новинкой, но и достаточно давно была изучена и рассмотрена, как минимум, на уровне теоретических изысканий.
Так, еще в седьмом номере журнала «Вестник бронетанковой техники» за 1991 год вышла статья А. Ягодкина «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением», в которой рассматривались несколько вариантов бронемашин с различной компоновкой агрегатов и объемов внутри корпуса. До недавнего времени этот любопытный материал-исследование был доступен лишь узкому кругу специалистов, но недавно известный эксперт в области бронетехники А. Тарасенко опубликовал некоторые его фрагменты.
Как видно из имеющихся схем, предложенных А. Ягодкиным, основной целью создания всех рассмотренных компоновок стало повышение уровня защиты экипажа и всей машины в целом. Для этого предлагалось разместить рабочие места всех танкистов внутри корпуса, благодаря чему можно было усилить бронирование обитаемых отсеков. Эта особенность компоновок повлекла за собой использование нескольких других идей, не характерных для современного танкостроения. Прежде всего, необходимо отметить размещение орудия. Ввиду отсутствия «классического» боевого отделения, все предложенные схемы танков имеют пушку, вынесенную на крышу корпуса и закрепленную на специальных устройствах. Подобное разделение экипажа и орудия, в свою очередь, потребовало рассмотреть несколько вариантов автомата заряжания, поскольку экипаж не сможет самостоятельно готовить орудие к выстрелу. Также все рассмотренные компоновки, для большей безопасности, подразумевают расположение боекомплекта внутри бронекорпуса, а не в башне.
Танки с размещением экипажа в общем отсеке
Рассмотрим предложенные компоновки танка за авторством А. Ягодкина, изображенные на рисунке 1. Как отмечается на подписи к ним, общей особенностью этих четырех компоновок является размещение всего экипажа из трех человек в едином объеме в средней части бронекорпуса.
В варианте «а» мы видим боевую машину, обитаемый объем которой заметно сдвинут назад. Моторно-трансмиссионное отделение традиционно находится в кормовой части. Лоб такого танка может иметь достаточно толстую и эффективную бронезащиту. Непосредственно за лобовой броней имеется сравнительно небольшой объем, который можно отдать, к примеру, под топливный бак. Сразу за ним предусмотрен отсек для боекомплекта. Нетрудно заметить, что такое размещение укладки боеприпасов требует специальных устройств для подачи снарядов и гильз к казенной части орудия. Для решения этой проблемы автор статьи «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» предложил разместить в нижней части поворотной орудийной башни «мобильный кольцевой конвейер». Таким образом, автоматика танка передает выстрелы из укладки на конвейер, откуда они подаются в механизмы досылания.
Самым заметным недостатком такого решения проблемы безопасности танкистов является необходимость создания достаточно сложной системы подачи боеприпасов к орудию. Стоит заметить, этим «грешат» и другие предложенные компоновки, но в данном случае проблема усугубляется специфическим взаимным расположением отсека для снарядов и пушки. Необходимо выполнить конструкцию кольцевого конвейера таким образом, чтобы подача снарядов из укладки и снятие для досылания в орудие могли производиться при любом положении башни. Еще одним недостатком компоновки «а», равно как и других компоновок на рисунке 1, является необходимость создания некой новой прицельной системы. Т.к. наводчик больше не находится возле пушки и не перемещается вместе с ней, его прицельные приспособления должны иметь новую архитектуру. К примеру, возможно использование телевизионных систем. Примерно то же самое касается командира и его наблюдательных приборов. Для наблюдения за окружающей обстановкой он также нуждается в неких новых приборах, в том числе и на основе телевизионных камер и мониторов.
Вариант «б», показанный на рис. 1, менее сложен в сравнении с предыдущим. В этой компоновке передняя часть бронекорпуса полностью отдана под топливные баки, а сразу за ними расположен обитаемый объем. Позади бронированной капсулы экипажа размещаются боекомплект и моторно-трансмиссионное отделение. На первый взгляд, такая компоновка является самой удобной. Однако она имеет один большой недостаток, который не позволяет ей стать основой для настоящей бронемашины. Не считая сложностей с прицельными и наблюдательными приборами, компоновка «б» имеет большие проблемы со скорострельностью. Из-за отсутствия мобильного конвейера или т.п. устройств такой танк после каждого выстрела будет вынужден возвращать орудие в продольное корпусу положение для перезарядки. Это пагубно скажется как на скорострельности, так и на остальных не менее важных характеристиках боевой машины. К примеру, выполненный по такой схеме танк между выстрелами не сможет сохранять даже примерную наводку в горизонтальной плоскости.
Единственным преимуществом этой компоновки является относительная простота проектирования и изготовления. Вся сложная механика автомата заряжания такого танка располагается в непосредственной близости от укладки боекомплекта, что позволяет заметно упростить ее. Но этот плюс все же не может полностью компенсировать все имеющиеся минусы. Выигрыш в стоимости и сложности изготовления нескольких десятков деталей в случае войны может обернуться большими потерями бронетехники, а это слишком большая плата за выигрыш произодственного характера.
Своеобразной попыткой избавиться от недостатков варианта «б» является компоновка «в», основанная на нем. Внутренние объемы такого танка, предложенного А. Ягодкиным, распределяются так же, как и в предыдущем варианте, но имеют некоторые небольшие отличия. Так, в автоматику заряжания введен т.н. мобильный контейнер за орудием. Перед стрельбой в этот контейнер предполагается загружать несколько снарядов из укладки в кормовой части корпуса. После этого в течение некоторого количества выстрелов башня с орудием может поворачиваться на любой угол в горизонтальной плоскости без необходимости постоянного возвращения в исходное положение. В то же время, башню придется поворачивать в исходное положение после израсходования запаса снарядов в контейнере за орудием. Это также способно в некоторой мере ухудшить боевые качества танка, но не настолько, как при компоновке «б».
В этой компоновке сохраняется проблема со сложными прицелами и наблюдательными приборами, а также присутствует один спорный момент. Фактически получается, что во время боя некоторое количество снарядов постоянно будет находиться над уровнем крыши бронекорпуса. В таком контексте можно вспомнить многочисленные обсуждения целесообразности размещения боекомплекта на большинстве современных зарубежных танков. Эти боевые машины перевозят снаряды в кормовой нише башни, что порой вызывает определенные вопросы и сомнения. Таким образом, компоновка «в» с рисунка 1 имеет неоднозначные перспективы с точки зрения защиты боекомплекта, готового к подаче в орудие.
Пожалуй, самым оригинальным вариантом танка с единой капсулой экипажа, предложенным А. Ягодкиным, является изображенный на схеме «г». В таком танке системы заряжания пушки в некоторой мере напоминают мобильный контейнер за орудием из варианта «в», но работают иначе. В этом случае вне укладки внутри корпуса единовременно находится лишь один снаряд. Из отсека для боекомплекта выстрел подается на т.н. лоток с кареткой, который доставляет его к казенной части орудия. Благодаря применению таких систем, снижается риск повреждения системы подачи боеприпасов, прикрытой менее мощной броней в сравнении с корпусом. Кроме того, при правильном подходе к конструированию «лотка с кареткой» обеспечивается достаточно высокая скорострельность вне зависимости от угла горизонтальной наводки.
Однако система с лотком и кареткой имеет несколько недостатков. Во-первых, она сложна в техническом отношении. Необходимо одновременно обеспечить быстрое и точное перемещение лотка на нужную позицию, защиту от пуль и осколков, а также сделать все агрегаты системы достаточно прочными, чтобы они выдерживали мощную отдачу орудия, находясь в любом положении относительно его. И все же сложность изготовления компенсируется достаточно высокими боевыми качествами в сравнении с другими компоновками, в которых экипаж располагается в одном объеме под поворотной орудийной башней.
Танки с выделенным отделением управления
Следующие несколько предполагаемых компоновок перспективного танка подразумевают иное размещение экипажа, отчасти напоминающее используемое в настоящее время. На иллюстрации 3 к статье «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» изображены три варианта компоновки боевой машины, в которых механик-водитель размещается в передней части корпуса, а командир и наводчик – в средней. При этом вокруг своей оси вращается только башня с орудием, а рабочие места экипажа, расположенные под ней, остаются неподвижными.
Вариант «а» такой компоновки в некоторых нюансах похож на один из уже рассматривавшихся. В передней части корпуса размещены топливный бак (справа) и забронированный отсек для механика-водителя (у левого борта). За ними располагается боевое отделение, соединенное с объемом водителя. За задней стенкой обитаемого объема размещается укладка боезапаса и моторно-трансмиссионное отделение. Для подачи снарядов из укладки к пушке снова предлагается использовать кольцевой конвейер. Такая система позволит заряжать орудие при любом его положении. Прицеливание и наблюдение за окружающим пространством, как и в других вариантах, предлагается вести при помощи телевизионных систем.
Использование мобильного кольцевого конвейера в танке с такой компоновкой приведет к повторению проблем другой схемы, описанной выше. Главной загвоздкой в таком случае станет обеспечение работоспособности конвейера и системы подъема боеприпасов с конвейера на линию досылания. В то же время, работоспособный конвейер и связанные с ним системы обеспечат довольно высокую скорострельность.
Вариант «б» с рис. 3 имеет другую компоновку внутренних объемов, а также использует иную систему подачи боеприпасов из укладки к орудию. Забронированное отделение управления с рабочим местом механика-водителя в таком танке располагается на продольной оси, между двумя раздельными топливными баками. Ввиду использования иной системы подъема снарядов к пушке изменена компоновка боевого отделения, в котором располагаются наводчик и командир. При заряжании снаряд из нижней части отсека для боекомплекта подается вперед, внутрь обитаемого объема. Дальше по специальной шахте он поднимается наверх и передается автоматике досылания.
Такая компоновка танка и способ подачи боеприпасов к пушке выглядит интересно, но тоже не лишена недостатков. Самый заметных из них – большая высота боевой машины в сравнении с танками иных схем. Из-за размещения части агрегатов системы заряжания под полом боевого отделения и рабочими местами командира и наводчика увеличивается высота корпуса, а также возникает необходимость в использовании поворотной башни достаточно сложной формы. Кроме того, подобное расположение рабочих мест танкистов при определенных обстоятельствах может противоречить самой идее убрать людей как можно глубже в корпус.
Третий вариант компоновки танка (схема «в»), запечатленный на рис. 3, подразумевает отказ от выделенного объема для боеприпасов. В этой схеме рабочие места экипажа расположены так же, как и в предыдущей, но разделены боекомплектом. Снаряды в укладке карусельного типа располагаются вокруг командира и наводчика, в одной бронированной капсуле с ними. Перед выстрелом механизмы укладки подставляют снаряд нужного типа под автоматику заряжания, после чего он подается к пушке. Наиболее интересной чертой такой компоновки является возможность обеспечения максимального уровня защиты боевого отделения, в котором находятся и экипаж и боеприпасы. Это значит, что при том же весе, что и в иных случаях, экипаж и снаряды такого танка будут защищены гораздо лучше.
Главным минусом предложения «в», в свою очередь, является близость экипажа и боеприпасов. В качестве примера можно привести расположение ячеек автомата заряжания на российских танках нескольких последних моделей, которое давно стало объектом критики, поскольку детонация боекомплекта гарантированно приводит к гибели танкистов и уничтожению боевой машины. Вероятно, использование вышибных панелей и каких-либо перегородок способно увеличить шансы экипажа на выживание, но, несмотря на эти меры, варианты с боекомплектом в отдельной бронированном отсеке выглядят куда более удобными и безопасными для экипажа.
Танки с одноместным боевым отделением
Наконец, в статье «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» рассмотрены три варианта размещения агрегатов и рабочих мест экипажа, в которых танкисты разделены иным образом: в передней части корпуса располагаются командир и механик-водитель, а под вращающейся башней и орудием оставлен лишь наводчик. Эти схемы приведены на рис. 4.
Первый вариант такой компоновки (схема «а») интересен, в первую очередь, расположением боекомплекта. Большая часть корпуса отдана под единый обитаемый объем, в котором размещаются все три танкиста. За ними – топливный бак и моторно-трансмиссионное отделение. Снаряды в таком случае помещаются в конусообразном бронированном отсеке непосредственно под крышей боевого отделения. Как понятно из схемы, эта веерообразная укладка поворачивается вместе с башней и пушкой, что обеспечивает заряжание при любых углах горизонтальной наводки. Также преимуществом такой компоновки является возможность сделать рабочее место наводчика поворачивающимся вместе с башней и пушкой, что упростит состав прицельного комплекса.
Несмотря на оригинальный внешний вид, веерообразная укладка боеприпасов имеет целый набор недостатков. Из-за ее применения заметно увеличивается общая высота танка. Кроме того, подобный способ перевозки снарядов ограничивает боекомплект машины, а также лишает экипаж возможности быстро и без особых усилий пополнить автомат заряжания снарядами из дополнительной укладки. Наконец, в последние годы активно развиваются противотанковые средства, поражающие боевую машину в крышу корпуса и башни. Таким образом, под ударом оказывается сразу весь боекомплект, а это может иметь самые страшные последствия как для самого танка, так и для его экипажа.
Вариант «б» с раздельным расположением экипажа подразумевает создание танка с двумя раздельными бронированными обитаемыми объемами. Первый из них, с рабочими местами командира и механика-водителя, располагается в передней части корпуса, сразу за топливным баком. Второй – в средней части, ближе к корме. В этом объеме находится место наводчика. Главная особенности варианта «б» с рис. 4 заключается в расположении боеприпасов. В танке этой схемы снаряды располагаются в механизированной укладке вертикально, а сам объем для боекомплекта окружает бронекапсулу наводчика. При использовании поворачиваемого вместе с башней боевого отделения такая компоновка облегчает прицеливание, а также делает более простой подачу снарядов к пушке. Кроме того, появляется возможность дополнительно защитить экипаж от детонирующих боеприпасов.
Однако и в этом случае близость человека и снарядов вызывает соответствующие вопросы, касающиеся безопасности и живучести. В то же время, нельзя не отметить, что расположение экипажа в двух бронированных отсеках повышает шансы отделаться лишь травмами. Но все же при поражении боекомплекта танк будет серьезно поврежден или вовсе уничтожен.
Вариант компоновки «в» представляет собой дальнейшее развитие предыдущей идеи. Такой танк также имеет механизированную укладку с вертикальным расположением боеприпасов, однако она расположена иначе. Капсула наводчика и укладка находятся под поворотной башней, но по разные стороны от продольной оси машины. Таким образом, наводчик находится в бронированном полуцилиндре у левого борта (так показано на схеме, но на практике возможно и другое размещение), а снаряды – сбоку от него. В сравнении с компоновкой «б» с рис. 4 этот вариант выглядит удобнее по причине возможного увеличения уровня защиты наводчика. Для этого достаточно усилить броневой лист, отделяющий его от механизированной укладки.
Использование ассиметричной компоновки средней части бронекорпуса может иметь одно специфическое последствие – различную живучесть в зависимости от ракурса атаки. Иными словами, изображенный на схеме Ягодкина танк при попадании снаряда или ракеты в левый борт, как максимум, останется без наводчика. Аналогичная атака справа может обернуться детонацией боекомплекта с куда более серьезными для бронемашины последствиями.
Заключение
Как видим, все десять вариантов компоновки танка с расположением экипажа внутри бронекорпуса и вынесенным на крышу орудием, приведенные в статье А. Ягодкина «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением», имеют как преимущества, так и недостатки. При этом они имеют несколько общих черт, которые можно считать полезными. В первую очередь, это отсутствие необходимости в массивной и хорошо защищенной башне для экипажа, орудия, прицелов и т.п. оборудования. Благодаря этому можно поместить казенную часть пушки в сравнительно небольшой бронированный агрегат, имеющий достаточные или даже более высокие в сравнении с традиционными башнями показатели защиты. Таким образом, появляется возможность заметно сэкономить в массе готового танка. Этой экономией можно воспользоваться для усиления бронирования корпуса, в том числе для создания бронированной капсулы или капсул экипажа.
Кроме того, преимущество в весе можно использовать для увеличения подвижности, устанавливая имеющиеся двигатели, или же сразу добиться роста и уровня защиты, и подвижности боевой машины. Таким образом, имея определенные недостатки, любая из предложенных А. Ягодкиным компоновок – естественно, при правильном воплощении – способна заметно поднять потенциал танковых войск. Однако на практике подобные «нестандартные» танки не получают широкого распространения. В первую очередь, причиной этого являются сложности технического характера. Каждая из рассмотренных выше компоновок подразумевает создание достаточно сложного автомата заряжания. Также не стоит забывать о том, что новые перспективные танки в течение некоторого времени будут служить вместе со старыми, а это затруднит снабжение и обслуживание.
Таким образом, даже спустя два десятилетия после публикации статьи «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» описанные в ней схемы перспективных танков остаются на бумаге. Использование таких идей действительно могло бы положительно сказаться на состоянии всей танковой промышленности и соответствующего рода войск, однако они остаются невостребованными. С другой стороны, у конструкторов-танкостроителей есть дополнительно время на изучение плюсов и минусов той или иной компоновки, на определение ее перспектив, а также на создание новых идей. Так или иначе, все представленные выше компоновки танка имеют одну общую положительную черту: анализируя их, можно сделать выводы о пригодности к применению того или иного технического решения и использовать в перспективных проектах только те идеи, которые способны привести к ожидаемым результатам.
По материалам сайтов:

Альтернативная История

Уж не знаю, бывает ли тут кто-нибудь еще… Но подкину «работку».

Я заметил, что встречается немало людей, которым интересно создавать дизайн альтернативной техники, в частности бронетехники.
Для таких любителей, я хочу предложить попробовать создать некоторые образцы АИ вооружения для альтернативного мира, который я условно называю МВИ («Мир Великих Империй»). Попозже я преодолею лень, найду время я дам подробное описания придуманного мира, включая карты и пр. Скажу лишь, что он проработан достаточно подробно, а с учетом того, что предлагается мир, не просто с какой-то близкой точкой бифуркации (типа МЦМ), а ВООБЩЕ другой, так как и точка бифуркации где-то в XVI-XVII веках размыта, да ещё и география Земли несколько искажена (Атлантиды нет в отличие от Wesworld — но очертания некоторые отличаются), то материала по данном миру очень много накопилось. Что, в том числе, и является одной из причин, по которой выложить материалы не так то просто.
Ну это маленькая прелюдия… Теперь же суть.

Предлагаю, разработать дизайн танков Германии, созданных в середине 20-х годов. В данном мире аналог Первой мировой (которая не была мировой, а нечто вроде франко-прусской, то есть между Францией и Германией, с некоторыми их союзниками) закончился «вничью». И стороны продолжали готовиться к очередной войне, наращивая вооружения. То есть нечто аналогичное тому, что бы стала делать Германия в РИ если не проиграла и не выиграла Первую мировую.

Система вооружений Германии предусматривает три вида боевых гусеничных машин, причем внутри каждого вида предусматривается пять типов: малый, легкий, средний, тяжелый и большой. И определяется тип не массой (естественно), а вооружением.
Предусмотрена максимально возможная стандартизация всех образцов бронетехники.
Разработано несколько типов башен:
1. Одноместная башня с одним пулеметом.
2. Одноместная башня с двумя пулеметами.
3. Двухместная башня с 3,7-см пушкой и спаренным пулеметом.
4. Трёхместная башня с 7-см короткой (L13) или 5-см пушкой и спаренным пулеметом.
5. Трёхместная башня с 7,7-см пушкой (L21-27) и спаренным пулеметом.
Для больших танков возможны и другие типы башен.
Все башни имеют одну форму — коническую, типа реальных таких:

Подвеска у всех танков типовая, ходовая часть тоже одной формы, причем для тяжелых, средних и легких меняется только число катков, для малых и больших шасси уже масштабируемый размер катков.
Аналоги из РИ примерно такие, думаю они всем знакомы:

Ходовая часть может быть общая для близких по размеру типов машин (то есть вариантов ходовых частей точно не 15 штук, а видимо около 8).
Теперь по конкретным видам.

Танки прорыва Durchbruchpanzerwagen.

Предназначение уже указано в названии. Состояли на вооружении сначала бригад, затем дивизий прорыва (Panzer-Durchbruch-Division). Подразделялись на пять типов, хотя развитие получили не все.
Во всех случаях моторно-трансмиссионное отделение расположено сзади, ведущее колесо тоже сзади.
Описание типов дам в некотором беспорядке, но так удобнее.
1. Тяжелый. Schwere Durchbruchpanzerwagen.
Вообще-то это практически знакомый всем Nb.Fz с минимальными отличиями. Три башни. Спереди и сзади пулеметные одноместные башни, в центре трехместная башня с 7,7-см пушкой L24.
Кстати, сразу уточню, что когда я называю какой-то аналог из РИ, это не значит, что речь идёт о данном танке и т.п. Речь идёт об использовании дизайна, иногда о концепции. Но спорить о недостатках или достоинствах танка Nb.Fz в данном случае не стоит.
2. Средний Mittlere Durchbruchpanzerwagen
Можно сказать, что это облегченная версия Nb.Fz. Пулеметная башня остается одна, спереди, в центре основная трехместная башня с 5-см пушкой L40.

3. Большой Große Durchbruchpanzerwagen.
Аналогом выступают советский Т-42 (компановка) и советский же танк Сиркена (ходовая часть).
Две передние башни двухместные с 3,7-см пушками в одной и огнеметом в другой.
Центральная башня с 10-см пушкой. На ней башенка с 13-мм зенитным пулеметом. Позади главной башни башенка с 2-см зенитной пушкой. В корме десантное отделение на 10 человек, на крыше которого еще одна башенка с пулеметом. Такой вот монстр. Вообщем-то вполне реально было построить десяток-другой.

4. Легкий Leichte Durchbruchpanzerwagen.
Тут аналогом можно рассматривать разве что чисто гусеничный вариант танка Räder-Raupen Kampfwagen M28 (если бы конечно иметь его профиль).
Башня двухместная с 3,7-см пушкой и пулеметом. Всего экипаж три человека. Нечто аналогичное можно получить, если башню от Leichte Traktor VK-31 поставить на шасси раннего Pz.II.

Но хочется что-то более грамотное.
Данный тип танка развития не получил, так как не совсем четко вписывался в структуру. По сути это типичный легкий пехотный танк, который являлись наиболее массовым образцом для большинства армий. Однако в Германии все было организовано несколько иначе, и традиционных легких пехотных танков там, в результате не было.
Но таки был создан и производился в некотором количестве.
5. Малый Kleine Durchbruchpanzerwagen.
Вообще-то малый танк прорыва звучит как-то странновато. Данная машина имела достаточно специфическую функцию — она выполняла роль машины боевого охранения больших танков Große Durchbruchpanzerwagen. По два таких танка входили в состав взвода (во взводе один большой танк, два малых и отделение гренадеров) и должны были двигаться впереди и с фланга.
Никаких аналогов не предлагается. Машина двухместная, с малой пулеметной башней.

Танки боевые (они же крейсерские, кавалерийские) Panzerkampfwagen

Предназначены для крупных подвижных соединений (Panzer-Kampf-Division).
Подразделялись на пять типов, хотя развитие опять получили не все.
Во всех случаях боевое отделение и отделение управления расположено сзади.
Описание типов дам опять в некотором беспорядке, начиная со более знакомых типов в качестве аналогов.

1. Средний Mittlere Panzerkampfwagen.
Тут есть вполне подходящий аналог. Это Leichte Traktor VK-31.
В нашем случае танк трехместный, с двухместной башней. В башне 3,7-см пушка и пулемет.
Собственно все дальнейшие танки представляют собой увеличенную или уменьшенную версию Leichte Traktor, повторяя его компоновку.
2. Тяжелый Schwere Panzerkampfwagen.
Так же как в реале этот танк создан в качестве машины огневой поддержки для легких и средних танков. Экипаж 5 человек. Башня трехместная с 7-см пушкой и пулеметом. Видимо башня та же самая, что и Mittlere Durchbruchpanzerwagen только орудие другое.
3. Легкий Leichte Panzerkampfwagen.
Уменьшенная версия Leichte Traktor VK-31. Башня с двумя 7,92-мм пулеметами.
4. Малый Kleine Panzerkampfwagen.
Двухместная машина, без башни, пулемет в рубке. Такими машинами планировала вооружать разведывательный взвод танкового батальона, но потом отказались, заменив их Leichte Panzerkampfwagen. Посему выпущено их немного.
5. Большой Große Panzerkampfwagen.
Машина, с которой немцы так и не определились, поэтому выпущена только в виде опытных образцов. Создавалась как машина огневой поддержки на уровне батальона или полка.
Созданные образцы различались расположением вооружения, состав же был одинаков: 7,7-см и 3,7-см пушки и 2-3 пулемета.
Один вариант предусматривал размещение двух пушек в башне, так же как в реальном Nb.Fz. причем и горизонтально и вертикально.
Другой вариант предусматривал или башню с 3,7-см пушкой и 7,7-см орудие в рубке, или наоборот. Башни соответственно или двух- или трехместные.

Танки штурмовые Panzersturmwagen

Это специальные бронемашины, предназначенные для непосредственного сопровождения пехоты на поле боя.
Свою историю они ведут от местного аналога Leichte Kampfwagen Krupp

Все машины безбашенные, вооружение расположено в рубке.
1. Малый Kleine Panzersturmwagen.
Машина данного типа не следует считать идентичными танкеткам из РИ. Они несколько крупнее, и значительно лучше бронированы.
Наиболее близким можно считать чехословацкую Š-I-j.

Экипаж два человека, вооружение два 7,92-мм пулемета (спаренные).
Состояли на вооружении пехотного полка дивизий 1-й и 2-й волны, или уровнем выше для 3-й волны.
2. Легкий Leichte Panzersturmwagen
Более крупная машина. Экипаж три человека. Вооружение — 3,7-см пушка и пулемет. Машина большого развития не получила. Все машины свели в отдельную штурмовую бригаду (Panzersturmwagen-Brigade).
3. Средний Mittlere Panzersturmwagen.
Экипаж четыре человека. Вооружение — 7-см пушка L13 и пулемет. Это может показаться чем-то близким к Sturmgeschütz III, но вообще-то это машина более легкая, ближе к итальянским Semovente da 75/18 su scafo M40.
Рота таких машин состояла на вооружении дивизий 1-й и 2-й волны и частей РГК.
4. Тяжелый Schwere Panzersturmwagen.
Экипаж пять человек. Вооружение — 10-см гаубица L12 и пулемет. Состояли на вооружении армейских батальонов штурмовых танков (Panzersturmwagen-Bataillon).
5. Большой Große Panzersturmwagen.
Экипаж шесть человек. Вооружение — 15-см гаубица L14 и пулемет. Состояли на вооружении батальонов штурмовых танков РГК (Panzersturmwagen-Bataillon).

Итого основных пятнадцать типов.
Как уже сказано выше, ходовая часть может быть похожей у машин близких по размеру.

Кроме того, на базе этих ходовых частей должно быть разработано довольно внушительное количество различных боевых и вспомогательных машин.
Которые и перечислю ниже:
Командирский танк Kleine Panzerbefehlswagen
Командирский безбашенный танк на базе Leichte Panzerkampfwagen. Вместо башни рубка, экипаж три человека, вооружение — 7,92-мм пулемет.
Некий аналог реального Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz.265
Легкая боевая химическая бронемашина машина Leichte Spruhpanzerwagen
Безбашенная бронемашина для пуска ОВ и постановки дымовых завес.
Таким машины поступали на вооружение штурмовых химических батальонов (Sturm-Gassprüh-Bataillone).
Самоходный химический миномет Leichte Nebelwerferwagen
Машина на базе аналогичной предыдущей, в открытой рубке установлен 10-см химический миномет.
Кроме того, изготавливались транспортеры химических боеприпасов Leichte gepanzerter Munitionsschlepper по сути тоже самое, без вооружения.
Поступали на вооружение штурмовых химических батальонов(Sturm-Gassprüh-Bataillone).
Средняя боевая химическая бронемашина машина Mittlerer Spruhpanzerwagen
Безбашенная бронемашина для пуска ОВ и постановки дымовых завес.
Все машины этого типа состояли на вооружении штурмовой химической бригады (Sturm-Gassprüh-Brigade).
Многоствольный химический миномет Mittlerer Reihenwerferwagen
Машина на базе аналогичной предыдущей, в полузакрытой рубке установлено четыре 15-см химических миномета.
Все машины этого типа состояли на вооружении штурмовой химической бригады(Sturm-Gassprüh-Brigade).
Огнеметная машина Mittlerer Flamm sturmwagen
Машина на базе аналогичной предыдущей. В рубке установлено два огнемета.
Все машины этого типа состояли на вооружении штурмовой химической бригады(Sturm-Gassprüh-Brigade).
Легкий истребитель танков Leichte Panzerjagerwagen
На шасси Mittlere Panzerkampfwagen. 5-см пушка L60 установлена в расположенной в кормовой части полузакрытой рубке.
Легкий танк-истребитель Leichte Jagdpanzerwagen
На шасси Schwere Panzerkampfwagen. 5-см пушка L60 установлена в расположенной в кормовой части закрытой рубке.
Зенитные танки Flakpanzerwagen
Варианты зенитных самоходных установок, с вооружением в открытой сверху башне. Варианты вооружения — 4х7,92-мм, 2х13,2-мм или 1х20-мм.
10-см самоходная гаубица 10-cm Panzerhaubitze
10-см гаубица L24 расположена в кормовой части, стрельба ведется только с опущенными дополнительными упорами.
15-см самоходная гаубица 15-cm Panzerhaubitze
15-см гаубица L24 расположена в кормовой части, стрельба ведется только с опущенными дополнительными упорами.
Тяжелый танк-истребитель Schwere Jagdpanzerwagen
7,7-см пушка L40 установлена в расположенной в кормовой части закрытой рубке (все 27 машин этого типа поступили на вооружение 661. Panzer-Jagd-Abteilung).
Танк-тральщик Sturm Minenraumpanzerwagen
Бронированный тральщик.
Мостоукладчик Sturm Bruckenleger
Мостоукладчик на танковом шасси
Машина разграждений Sturm Raumpanzerwagen
Рассматривается три варианта: без вооружения, с 17-мм мортирой L6 и 30-см бомбометом.

Мне кажется, что изложенных данных вполне достаточно для создания дизайна, более подробные ТТХ не нужны.
Важно, чтобы все машины были сделаны в едином стиле. У меня до такого труда руки точно не скоро дойдут, а может кому-то будет интересно «похимичить» самому.
Тогда можно будет и дальше — есть же немецкие танки ранние, есть танки середины и конца 30-х годов, ну и вся прочая бронетехника. А так же и все прочие страны, по которым так же разработана бронетехника, равно как и артиллерия, авиация, флот и все прочее.

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
7 самых неудачных военных изобретений прошлого

Инженеры конца XIX и ХХ веков, трудившиеся в области вооруженных сил, создавали порой такие образцы, которые продолжают удивлять историков по сей день. Стоит отметить, что далеко не все передовые разработки того времени были успешными. Anews решил вспомнить, что собой представляли несколько самых неудачных военных изобретений прошлого.

Бронированный квадроцикл Симмса
В 1899 году миру был представлен бронеквадроцикл с пулеметом. Автором этого изобретения был англичанин Фредерик Симмс. За основу модели инженер взял квадроцикл Beeston. Симмс оснастил его пулеметом, 1,5-сильным двигателем и бронещитом. Впрочем, броня защищала только грудь и отчасти голову водителя, все остальное оставалось открытым.

По задумке инженера, человек, управляющий квадроциклом, должен был играть сразу две роли: водителя и стрелка. Свое изобретение Симмс представил в Ричмонде, однако оно получило низкую оценку, в частности, из-за плохой проходимости, и так и не дошло до производства.

Мотороллер с пушкой
Еще дальше в вопросе скрещивания транспортных средств с оружием пошли французы во время войн в Алжире и Индокитае. Тогда французские инженеры совместили мотороллер Vespa с 75-мм безоткатной пушкой М-20. Предполагалось, что вооруженные мотороллеры будут использоваться парами: на одном будут перевозить снаряды, а на втором размещать орудие.

Несмотря на сомнительную практичность машины, в первую очередь из-за плохой проходимости, французы закупили около 800 моделей. Впрочем, быстро поняли, что безоткатная пушка слишком тяжела для мотороллера, да и вообще перетаскивание машины через участки с бездорожьем отнимает много времени.

Царь-танк или машина Лебеденко
В 1914 году инженер Николай Лебеденко разработал колесную боевую машину, напоминавшую внешне увеличенный в несколько раз орудийный лафет.

Как впоследствии вспоминал сам инженер, на создание боевой машины с огромными колесами его вдохновили повозки-арбы, распространенные в Средней Азии и на Кавказе, которые из-за своих огромных колес без проблем «перешагивали» ямы и ухабы на дороге.Машина Лебеденко имела два больших передних спицевидных колеса диаметром около 9 метров и задний каток (около 1,5 метра). Наверху, примерно в 8 м над землей, была установлена пулеметная рубка. С двух сторон на площадках Т-образного корпуса, выступавших за колеса, были спонсоны с пулеметами.

Проект машины был весьма амбициозен для того времени, однако инженеру удалось добиться одобрения Николая II. Во время аудиенции Лебеденко подарил императору заводную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружинки. Встреча завершилась одобрением финансирования проекта.Разработка боевой машины под императорским патронажем шла быстро. Детали танка создавались на заводе в Хамовниках. И уже весной 1915 года в лесу под Дмитровом началась секретная сборка танка. Осенью того же года провели первые испытания. Огромные колеса машины предполагали повышенную проходимость. Это подтвердилось: царь-танк с легкостью ломал березки. Однако наряду с этим вскрылись и недостатки. Выяснилось, что задний каток из-за своих крошечных размеров увязает в грунте. А передние колеса оказались не в состоянии его вытащить.

Также испытания показали уязвимость больших колес при артиллерийском обстреле. Все это привело к тому, что проект свернули. Из-за увязшего в грунте катка машину решено было оставить на месте испытаний. Некоторое время танк Лебеденко находился под охраной, однако в 1917 году о гиганте забыли и оставили ржаветь в лесу еще почти на 7 лет. В 1923-м царь-танк разобрали на металлолом.

Летающий танк А-40
Еще одно чудо инженерной мысли – летающий танк А-40, разработанный советским авиаконструктором Олегом Антоновым в 1942 году. Машина создавалась на базе легкого танка Т-60.

Работа над машиной велась всего 2 недели. Задание Антонов получил в конце 1941 года. А уже летом 1942-го на заводе в Тюмени «крылья» были готовы. В 1943-м были проведены летные испытания. Тесты оказались неудачными: скорость подъема была недостаточной (попытки увеличить ее не увенчались успехом), проявились проблемы в системе охлаждения двигателей. К тому же конструкторам изначально пришлось лишить танк части вооружения, сделав его таким образом менее боеспособным.

Хотя испытательный полет показал, что идею внедрения летающих танков можно осуществить, продолжения проект не получил.

Голуби-шпионы
Еще немного о летательных «изобретениях». В 1907 году немецкий аптекарь Юлиус Нойброннер стал использовать почтовых голубей для доставки лекарств, параллельно экспериментируя с птичьей аэрофотосъемкой. Позднее пернатых призвали на военную службу. В период Первой мировой войны голубей с прикрепленными к их телам фотоаппаратами стали использовать для воздушной разведки. Правда, в дальнейшем в связи с быстрым развитием авиации необходимость в использовании птиц отпала.

Кугельпанцер или танк-шар
А эту машину сконструировали инженеры Третьего рейха в 1930-х. До сих пор назначение этого образца окутано тайной. Предположительно, «шар» c двигателем, вращавшим две полусферы, выступавшие в роли колес, использовался для корректировки огня артиллерии (в качестве подвижного наблюдательного пункта).

Кугельпанцер имел сварной корпус закрытого типа с люком, два ведущих колеса и одно рулевое. На передней части предусматривалось смотровое отверстие. Вооружение на эту конструкцию не устанавливалось. Шар оборудовали лишь радиостанцией.Считается, что машина не принимала участия в боевых действиях и не перешагнула статус экспериментального образца. В 1945 году советские войска захватили «шар» на полигоне в 30 км от Берлина вместе со сверхтяжелым танком «Маус».

Робот-грузчик
В 1965 году инженер Ральф Мошер создает для нужд армии США робота-грузчика Walking Truck. Машина предназначалась в основном для переноски различных грузов по пересеченной местности. Робот весил 1360 килограммов и управлялся из внутренней кабины оператором.

Максимальная скорость, которую мог развить робот-грузчик, составляла всего 8 км в час. При этом машина была очень мощной: могла с легкостью помочь вызволить застрявший в грязи грузовик или разрушить препятствие на пути.В действии робот выглядел так.

Однако из-за медлительности и громоздкости проект было решено свернуть. Единственный образец Walking Truck находится сегодня в Музее военного транспорта в Вирджинии.