Аэрофотоснимки второй мировой войны

Содержание

31 topics in this forum

  1. Аэрофото почти даром!

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 10

    By Петp, February 7, 2019

    • аэрофотосъёмка
    • немецкая аэрофотосъёмка
    • (and 2 more)

      Tagged with:

      • аэрофотосъёмка
      • немецкая аэрофотосъёмка
      • аэрофотосъёмка люфтваффе
      • аэрофотоснимки
    • 234 replies
    • 14,597 views
    • dinn
    • March 31
  2. Аэрофотосъёмка люфтваффе, 1941-1943.

    By Te-Ros, December 4, 2017

    • аэрофотосъёмка
    • аэрофотосъёмка люфтваффе
    • (and 4 more)
    • 3 replies
    • 7,143 views
    • Te-Ros
    • March 26
  3. Аэрофотосъёмка времён ВОВ на обмен

    • 1
    • 2

    By sincera, November 6, 2016

    • 27 replies
    • 4,073 views
    • ЧК east
    • March 14
  4. продам Аэрофотоснимки Люфтваффе Сталинград

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

    By Leshak, January 29, 2018

    • кот
    • 86 replies
    • 7,379 views
    • Leshak
    • January 31
  5. Доступная Аэрофотосъемка из архива NARA от velmaps.ru

    • 1
    • 2

    By velmaps, January 29, 2018

    • аэрофотосъемка
    • 41 replies
    • 8,920 views
    • kilowatt3
    • January 21
  6. Обмен Аэрофотоснимками Ленинградская область

    By Shot, January 16, 2019

    • 6 replies
    • 1,367 views
    • Shot
    • December 8, 2019
  7. Обмен АФС Сталинград

    By JustDigger, March 8, 2019

    • 9 replies
    • 913 views
    • JustDigger
    • July 28, 2019
  8. афс что на снимки

    By vassy, April 17, 2019

    • 1 reply
    • 862 views
    • Staig
    • May 10, 2019
  9. АФС Воронежская/Липецкая область

    By maroder(ex otto o), November 3, 2018

    • афс
    • 10 replies
    • 1,100 views
    • maroder(ex otto o)
    • May 8, 2019
  10. Координатная сетка Люфтваффе

    By Staig, August 13, 2018

    • 9 replies
    • 1,583 views
    • пеновский
    • March 2, 2019
  11. Аэрофото Концентрационые лагеря

    By viktor-s, January 24, 2019

    • 16 replies
    • 1,061 views
    • velmaps
    • January 31, 2019
  12. Шо может быть на снимке ?????

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

    By Staig, February 13, 2018

    • 94 replies
    • 5,414 views
    • Черный Капеллан
    • January 17, 2019
  13. немецкая аэрофотосъёмка АФС 43 год Калужская область Жупаново и окрестности

    By Staig, January 12, 2019

    • 1 reply
    • 1,030 views
    • Staig
    • January 14, 2019
  14. Есть у кого снимки Невского пятачка?

    By Shot, November 30, 2018

    • 1 reply
    • 906 views
    • Shot
    • January 9, 2019
  15. Есть ли у кого АФС 41г Октябрь

    By michael macgowan, December 12, 2018

    • 1 reply
    • 813 views
    • Черный Капеллан
    • December 14, 2018
  16. аэрофотосъемка

    By Lavrik, March 10, 2018

    • 0 replies
    • 1,247 views
    • Lavrik
    • March 10, 2018
  17. Аэрофотосъемка

    • 1
    • 2
    • 3

    By некопарь, May 4, 2017

    • 63 replies
    • 4,632 views
    • Staig
    • January 29, 2018
  18. Поиск аэрофотосъемки Смоленской области

    By ran4er, January 17, 2018

    • 0 replies
    • 1,289 views
    • ran4er
    • January 17, 2018
  19. идентификация по спутниковым снимкам

    • 1
    • 2
    • 3

    By EX DRUMMER, April 3, 2014

    • снимки со спутника
    • 68 replies
    • 6,463 views
    • Синяк
    • November 26, 2017
  20. Немецкая Аэрофотосъёмка-Продажа

    • 1
    • 2
    • 3

    By Te-Ros, May 13, 2016

    • Немецкая
    • Аэрофотосъёмка-Продажа
    • 57 replies
    • 13,142 views
    • Te-Ros
    • November 18, 2017
  21. Аэрофотосьемка Курская дуга

    By gever43, December 16, 2016

    • огненая дуга
    • 20 replies
    • 3,252 views
    • gever43
    • September 29, 2017
  22. Расшифруйте аэрофотосъемку

    • 1
    • 2

    By Offnick, December 26, 2015

    • Расшифровка
    • карт
    • (and 1 more)

      Tagged with:

      • Расшифровка
      • карт
      • аэрофотосъемки
    • 25 replies
    • 3,581 views
    • kotik
    • July 8, 2017
  23. Можайская линия обороны. 1941-42 гг

    By Staig, September 5, 2013

    • 1 reply
    • 2,476 views
    • marryjane
    • April 10, 2017
  24. Полевые укрепления у Перекопа (Крым)

    By stary, April 5, 2015

    • Полевые
    • укрепления
    • (and 2 more)

      Tagged with:

      • Полевые
      • укрепления
      • Перекопа
      • (Крым)
    • 1 reply
    • 1,876 views
    • Korrus
    • March 18, 2017
  25. Нужна Аэрофотосъемка Истринского района

    By Dinner, February 22, 2017

    • коп
    • 1 reply
    • 1,196 views
    • Черный Капеллан
    • February 22, 2017

Блокадный Ленинград 1941-43. Дешифровка немецких аэрофото

Друзиа, есть весьма нетривиальная задача, с элементами загадки. Для пытливых и внимательных умов.
Дано, в наличии: несколько комплектов немецкой аэрофотосъемки блокадного Ленинграда (ноябрь 1941, сентябрь 1942, январь — сентябрь 1943). Сьёмка города немцами велась с большой высоты, в ясную погоду без дымки и в состояниях дня, когда есть большие тени от обьектов, облегчающие их опознание (т.е. утро либо вечер).
Нужно: разыскать, внимательно разглядывая снимки, как можно больше примет фронтового города, то есть специфических для военного времени. Сюда можно причислить:
а) элементы маскировки обьектов, площадных и точечных (например, маскировку Шоссейного аэродрома, будущего «Пулково-1»)
б) следы позиций войск, как одной, так и другой стороны, и их фортификации
в) результаты бомбежек и разрушения
г) необычные преобразования местности, непонятные сразу и нуждающиеся в рациональном объяснении (см. также пункт а)
д) временные объекты, ликвидированные после прорыва блокады за ненадобностью
Итак, под катом находится 32 изображения, плюс 3 больших аэрофотоснимка (по клику). Изображения расположены так:
«Снимок-ключ» (общий), под номером. Затем к ключу идут 1-2 снимка-детализации, с вопросами. Номер у них, например, 5а — с префиксом. Каждый снимок-ключ точно мной датирован и указано, что это за район. В комменты призываются люди, хорошо знающие Питер или знающие военную проблематику и могущие растолковать непонятные вопросы.
Все, что увидите там интересного — пишите свои предположения или даже вольные домыслы 🙂
1. 16 ноября 1941.
Район Урицк — Автово, Петергофское шоссе, именно тут проходила линия фронта.
1а. Хорошо видно построенный перед войной и сильно разрушенный район Автово. Цепь черных точек внизу слева — что это?
1б. Черные рваные «дырки» в свежевыпавшем снегу — результат бомбежек? Или, может, работа крупнокалиберной артиллерии? Или что-то другое?
2. 16 ноября 1941 года. Колпино и район стратегически важного Ижорского завода.
2а. Множественные черные отметины — массированная бомбежка?
3. 16 ноября 1941 года. Московский проспект южней Электросилы и Балтийский ход ж/д.
3а. Что это такое, на снегу: черные ломаные линии (расходящиеся по 3-4 из одной точки)?
4. 16 ноября 1941 года. Район Славянки (южней Рыбацкого). Точки, массируемые в некоторых местах: бомбежка расположения войск?
5. 16 ноября 1941 года. Район Волковой Деревни, нынешней улицы Салова и севера Купчино (где простирается огромное белое поле).
Большое фото (5) (2142*2133)
5а. Изломанная линия через весь кадр: фортификация, запасные позиции войск? А что на замерзшем пруду — отметины от бомб? А вверху справа, темное — массированная бомбежка заводской территории?
6. 16 сентября 1942 года. Район Колпино — Ижорского завода. Немецкий штабист нанес поверх снимка свои обозначения.
6а. Как можно истолковать значки: кружок, отрезок с двумя загибами по краям, отрезок с разрывом, крестики, маленький кружок с тремя линиями (как градусник)?
7. 16 сентября 1942 года. Юг Купчино.
7а. Что за жирная яркая линия, проходящая по правой части кадра? Как её можно обьяснить? Что за прерывистая линия, видимая на крайнем правом обрезе? Что за прямоугольные обьекты внизу слева? Маскировка чего-то? Или просто какой-нибудь питомник? Что за обьект, который виден как тупик ж/д линии? Может, тоже маскировка?
8. 16 сентября 1942 года. Рыбацкое. Видна временная понтонная переправа через Неву — скорей всего, используемая для воинского снабжения. Что ещё тут можно найти?
9. 16 сентября 1942 года. Район Пулково и Пулковского шоссе, южней — обсерватория и проходит линия фронта.
9а. Где тут ВПП Шоссейного аэродорма (будущего Пулково)? Она не видна. Маскировка?
10. 16 сентября 1942 года. Снова Славянка, южней Рыбацкого. Что за странная линия в кадре вверху справа? А неправильный полигональный обьект вверху справа? Что это может быть?
11. 24 января 1943. Район Кировск — Невдубстрой и ГРЭС №8, только что взятой советскими войсками.
11а. Что это такое, на льду Невы? Следы от бомбёжек?
12. 24 января 1943. Это почти сразу после прорыва блокады (спустя 6 дней). Район Шлиссельбурга — Орешка. Видны 2 огромные полыньи, видимо, естественного происхождения.
12а. Орешек и кусок Шлиссельбурга, крупней.
12б. Нева южней Орешка. Что это могут быть за обьекты, отмеченные цифрами 1 и 2? Вмерзшие суда? Или военная техника, подбитая при прорыве блокады?
13. 18 февраля 1943. Район Московского шоссе, северней Пулковских высот. Хорошо видна линия фортификации (?).
13а. Что за изогнутый черный обьект, северней линии фортификации?
13б. Аналогичный множественный черный обьект в правой части кадра, примыкающий к Витебскому ходу. Что это может быть такое? Наискосок идёт Московское шоссе.
14. 18 февраля 1943. Морской Порт — Кировский завод — Автово (2115*2190, большой кадр)
14а. Разрушенное Автово.
14б. Кировский завод и акватория порта. Не видно никаких судов у стенок. Маскировка?
15. 29 сентября 1943. Остров Котлин с Кронштадтом.
15а. Выбомбленный Кронштадт. Интересно, что «крест» за Петровским доком наполнен водой (сейчас он пуст). Можно ли на снимке опознать места потопленных крупных кораблей?
15б. Район фортов южней Кронштадта. Что можно из этого снимка интересного выдоить?
16. 29 сентября 1943. Шлиссельбург — Орешек (1767*1590)
16а. Множественные черты через Неву — переправы линий снабжения блокированного Ленинграда?
16б. А это что такое, в центре и внизу снимка? Что за прямоугольники с правильным ровным содержимым?
В общем, пишите свои предположения, мысли приветствуются 🙂

39-й бомбардировочный авиационный полк
39-й отдельный разведывательный Никопольский ордена Александра Невского авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Захарычев 06.41
Морозов
подполковник Алексей Григорьевич Федоров 03.43 — 14.09.43
подполковник Никифоров Николай Александрович
майор Новожилов
майор Алексей Сергеевич Ахматов
подполковник Степанов

В действующей армии:

  • 22.06.41 — 28.06.41 (39 бап)
  • 04.10.41 — 06.11.41 (39 бап)
  • 16.12.42 — 04.04.43 (39 бап)
  • 04.04.43 — 09.05.45 (39 орап)

Сформирован в 1936 г. в Старом Быхове как 39 бап. На вооружении имел бомбардировщики СБ.

В течение всего довоенного периода он принимал участие во всех воздушных парадах над Москвой.

В сентябре 1939 г. участвовал в захвате Восточной Польши.

Зимой 1939-40 гг. участвовал в войне с Финляндией.

Перед началом войны входил в состав 10 сад, базировался в Пинске, Жабицы.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 43 самолета СБ (в том числе 2 неисправных), а также 9 Пе-2, который экипажи еще не освоили.

22.06.41 г. аэродром в Пинске подвергся четырем бомбежкам. На земле сгорело 25 СБ и 5 Пе-2. В 7 часов 18 СБ нанесли удар по переправам через Буг у деревни Мельник. При возвращении атаками немецких истребителей были сбиты все самолеты группы. В тот же день полк получил приказ на эвакуацию в район Гомеля.

Осенью 1941 г. остатки полка действовали под Москвой, базируясь в Раменском. К октябрю в части оставался один самолет. В середине октября 1941 г. полк отправлен в Энгельс на переформирование, где получил на вооружение самолеты Пе-2.

С декабря 1942 г. входил в состав 202 бад.

04.04.43 г. преобразован в 39 орап.

Действовал в составе 17 ВА.

В феврале 1942 г. за отличия в боях за освобождение г. Никополя полку присвоено почетное наименование Никопольский.

В апреле 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при овладении Будапештом полк награжден орденом Александра Невского.

В 1954 г. полк базировался в г. Самарканде Уз.ССР. В 1952-53 г.г. переходил с винтомоторных самолетов Пе-2 на реактивные Ил-28Р. В связи с ограниченными возможностями аэродрома для реактивных самолетов в 1956 г. полк перебазировался в г.Фергана Уз.ССР. В 1960 г. в связи с сокращением в ВС СССР 39 орап был расформирован и на его базе создан 334 ораэ с передачей ей Знамени Полка и сохранением номера воинской части 53898. В 1964 г. 334 ораэ решением командования ТуркВО была передислацирована на аэродром Тахиаташ Каракалпакской АССР. В 1968 г. 334 ораэ была передислацирована в г. Балхаш. И на ее базе был вновь восстановлен 39 орап. В мирные дни 39 орап и 334 ораэ выполнением аэрофотосъемки внесли большой вклад в создание топографических карт высокогорных районов Среднеазиатских республик.

Источники информации:

2. Иринархов Р.С. Западный Особый… — Мн.: Харвест, 2002.

3. Федоров А.Г. В небе — пикировщики! — М.: ДОСААФ, 1986.

4. 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены. — М., Воениздат, 1977.

5. Данные Бориса Рычило.

6. Данные Дмитрия Карленко.

7. Александр Медведь. Советская разведывательная авиация в начальный период войны.

8. Поляков В.Е. 39-й авиаполк.

9. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

10. Данные Мушега Карапетяна.

Советская аэрофоторазведка в небе войны


Боевые операции сухопутных войск развертываются успешно только в том случае, если они обеспечены всеми необходимыми данными о противнике. Значительная часть этих данных добывается воздушной разведкой. Её роль и значение в Великой Отечественной войне трудно переоценить. Именно с помощью воздушной разведки можно было достаточно быстро обеспечить получение сведений о действиях противника на колоссальной территории, простиравшейся от Баренцева до Черного моря, на десятки и сотни километров в глубину от линии фронта. Аэрофоторазведка давала возможность не только получить документальные данные, требуемые различным родам войск для ведения боевых действий, но и оказывала значительное влияние на сами их способы. Стоит отметить эффективность аэрофоторазведки, ее фактическое влияние на ход боя, определялось в конечном счете не только умением разведчиков добывать необходимые данные, но и способностью штабов и командиров должным образом использовать полученные сведения.
В тридцатые годы младших и средних специалистов для аэрофоторазведки готовили в Московской школе спецслужб. Позднее, в 1940 году, на базе этой школы было организовано Гомельское училище аэрофотослужбы, которое выпускало механиков и техников по фотооборудованию, фотолаборантов и фотограмметристов-дешифровщиков. В начале войны училище перебазировалось на восток, в г. Давлеканово, где в 1942 году с ним объединили эвакуированное Таганрогское авиаучилище. На базе этих двух училищ было организовано Военно-авиационное училище разведчиков (ВАУР), в котором, кроме фотоспециалистов, стали готовить и членов экипажей разведывательных самолетов.
Примером того, как в ходе войны формировались профессиональные воздушные разведчики, может служить боевой путь отдельных разведывательных авиаполков. В декабре 1942 года в 17-ю воздушную армию (ВА), после переформирования прибыл бомбардировочный авиаполк, вооруженный самолетами Пе-2. Этот полк принимал участие в боях на Дону и Украине. В феврале 1943 года часть преобразуется в 39-й отдельный разведывательный авиаполк (орап). Все экипажи начинают выполнять задания по воздушной разведке, а затем, после оснащения аэрофотоаппаратами и создания фотоотделения, и по аэрофоторазведке.
Разведчики 39 орап обеспечивали данными и материалами фотосъемки войска Юго-Западного фронта (затем 3-го Украинского) и 17 ВА в боях на Украине, в битве за Днепр, а также в Ясско-Кишиневской операции, в сражениях в Югославии, Венгрии и Австрии.


По-иному складывался боевой путь 98-го отдельного гвардейского Краснознаменного ордена Кутузова разведывательного авиаполка резерва Верховного главнокомандования. В отличие от 39 орап, этот полк изначально был разведывательной авиачастью, хотя и претерпел за годы войны ряд преобразований: в 1941 году — 215-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья (ораэ); в 1942-м — 4-й отдельный дальнеразведывательный авиаполк (одрап); в 1943-м — 98 орап. За годы войны 13 летчиков полка стали Героями Советского Союза.
Кроме штатных разведывательных авиачастей, аэрофоторазведку вели специально выделяемые для этой цели экипажи бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Иногда их объединяли во внештатные разведывательные авиаэскадрильи.
Основным самолетом-разведчиком на советском фронте был пикирующий бомбардировщик Пе-2, у которого в бомбоотсеке снимали бомбодержатели и монтировали аэрофотоустановку, а в створках бомболюка вырезали специальные фотолюки. Состав экипажа самолета-разведчика не менялся относительно бомбардировочного варианта. Разведывательные самолеты выполняли боевые задания, как правило, в одиночку, лишь в отдельных случаях под прикрытием истребителей.
Кроме фронтовой авиации аэрофоторазведку вели три отдельных дальнеразведывательных авиаполка, подчинявшиеся непосредственно Ставке Верховного главнокомандования, авиация дальнего действия и ВВС ВМФ. Они использовали те же аэрофотоаппараты, что и фронтовая авиация, но кроме Пе-2 в дальнеразведывательных авиаполках были взяты на вооружение и полученные по ленд-лизу американские боевые самолеты.
Использование результатов аэрофотосъемки очень сильно зависело от грамотности дешифровщиков. К примеру, англичане систематически бомбили важнейшие промышленные предприятия Германии и вели аэрофоторазведку. Для дешифрирования специально приглашались специалисты тех отраслей промышленности, предприятия которых подвергались разрушению, ибо люди, хорошо знающие общую структуру, основные элементы и технологию того или иного производства. Они лучше других могли по снимкам определить, выведено ли после налета данное предприятие из строя, достигли ли восстановительные работы такого уровня, после которого возможно возобновление выпуска продукции и, следовательно, необходим ли повторный налет и т.д.

Наиболее подготовленными дешифровщиками в начале войны были выпускники Московской школы спецслужб и Гомельского училища аэрофотослужбы, получившие опыт дешифрирования еще во время Зимней войны с Финляндией. Однако численность их была незначительна, а специалистов-дешифровщиков с высшим образованием у нас в то время не было. Основные кадры дешифровщиков пришлось готовить уже во время войны.
Достаточно типичным примером того, как это происходило, может служить судьба А.С. Любченко. В начале войны он окончил пехотное училище; затем полгода был на фронте, воевал под Сталинградом, был ранен, попал в госпиталь. После госпиталя — Давлекановское ВАУР, трехмесячные курсы дешифровщиков, и в конце 1943 года его назначили старшим дешифровщиком 39 орап.

Опыт подготовки дешифровщиков из числа общевойсковых командиров, как правило, выписавшихся после ранения из госпиталя, а иногда даже признанных негодными к строевой службе, себя вполне оправдал. Любченко, например, в 1944 году стал начальником фотоотделения — высококвалифицированным дешифровщиком, успешно обеспечивавшим получение разведданных в период завершения битвы за Днепр, во время Ясско-Кишиневской операции, при освобождении Болгарии и Югославии, на подступах к Будапешту и Вене.
После Зимней войны стало ясно, что необходимо иметь не только достаточное количество дешифровщиков — специалистов младшего и среднего звена, но и мастеров высшей квалификации. Однако с началом войны с Германией времени на их подготовку не осталось. Выход из положения нашли, решив в сжатые сроки готовить на факультете электроспецоборудования (ФЭСО) Военно-воздушной академии (ВВА) имени Жуковского инженеров по фотооборудованию из числа студентов 4-5-го курсов оптико-механического и аэрофотогеодезического факультетов Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК). Сложностей это не вызывало, поскольку теоретические и технические основы аэрофотосъемки, проводимой в интересах решения народнохозяйственных задач и с целью военной разведки, в целом близки.
О масштабах работы, выполненной аэрофоторазведкой ВВС, можно судить, например, по результатам боевой деятельности 98-го отдельного гвардейского Краснознаменного ордена Кутузова разведывательного авиаполка. За период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года его летчиками был произведен 4941 боевой вылет, в ходе которых сфотографирована общая площадь 1 339 400 кв. км, в том числе 299 276 кв. км оборонительных рубежей противника. В полку был обработан 5041 аэрофильм (459 139 кадров); отпечатано 340 тыс. фотоснимков; составлено и от-дешифрировано 10 142 фотосхем и 19 990 фотопланшетов; изготовлено 1131 дело целей. Летчиками полка в общей сложности разведано 2789 аэродромов, 10410железно-дорожных станций и узлов, 15 612 промышленных объектов, 56 006 населенных пунктов; обнаружено 84 384 самолета, 12 536 танков, 448 266 автомашин, 21 872 паровоза, 1 681 140 вагонов и железнодорожных платформ, 6686 мостов и переправ, 3187 военных складов, 16599 зенитных орудий, 16 455 орудий полевой артиллерии, 105 060 пулеметных гнезд, 22 754 дота и дзота, 1105 командных пунктов и узлов связи, а также более 264 тыс. других объектов противника (бронемашины, бронепоезда, минометы, тягачи, цистерны, склады горючего и т.п.).
Конечно, у разных авиаполков итоговые данные, характеризующие суммарную боевую деятельность, были неодинаковы. Но, учитывая, что в годы войны действовало 20 отдельных разведывательных авиаполков и авиаэскадрилий, а также значительное количество нештатных аэрофоторазведчиков в бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации, можно себе представить, какой колоссальный поток разведывательной информации поступал в годы войны от аэрофоторазведки, и какой объем работы необходимо было для этого выполнить. «Фоторазведка для нас — это все. Без аэрофоторазведки мы слепые», — под этими словами одного из командующих войсками фронта, сказанными в 1944 году, могли бы подписаться практически все советские полководцы той эпохи, руководившие крупными операциями.

Известно, например, что летом 1944 года в ходе подготовки Ясско-Кишиневской операции вражеская система обороны, находившаяся перед 3-м Украинским фронтом, многократно фотографировалась на всю глубину разведчиками 17 ВА. Фотографирование выполнялось как 39 орап, так и экипажами бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Были получены аэроснимки различных масштабов (вплоть до очень крупномасштабных перспективных), зафиксировавшие оборону врага на различных этапах ее создания, что в сочетании с данными предоставленными наземной войсковой разведки обеспечило вскрытие всей системы обороны противника.
Командир немецкого батальона капитан Ганс Либша, взятый в плен 20 августа, на допросе не переставал удивляться тому, что «русские совершенно точно узнали расположение всех огневых точек, огневых позиций, командных пунктов, наблюдательных пунктов и очень верно наносили по ним удары». Это признание не только высокого качества разведки, но также и умения эффективно использовать ее данные.
В 1945 году интенсивность ведения аэрофоторазведки достигла максимума — приблизительно 7,5 % всех боевых вылетов авиации выполнялось для ее ведения. Так, в интересах Берлинской операции с 20 марта по 16 апреля 1945 года, было выполнено 2588 самолетовылетов на разведку, при этом систему обороны противника сфотографировали 8 раз на всю ее глубину. Г.К. Жуков писал: «По результатам аэрофотосъемок, трофейным документам и допросам пленных были составлены подробные схемы, планы, карты, которыми снабжались все войска и командно-штабные инстанции до рот включительно».
Плановые проверки результатов дешифрирования, материалов аэрофотосъемки немецкой обороны после занятия последней нашими войсками, показали высокую надежность вскрытия всех важнейших элементов вражеской обороны (были выявлены 80-90%. оборонительных сооружений). Однако вражеские огневые средства в ходе авиационных ударов и артиллерийской подготовки Берлинской операции, в частности, расположенные на Зееловских высотах, не были надежно подавлены, вследствие чего оборону противника удалось прорвать только на третьи сутки.
Таким образом, получается, что в этот раз при подготовке операции материалы аэрофоторазведки по какой-то причине не были должным образом учтены. Это повлекло за собой малоэффективную артиллерийскую стрельбу по площадям, использование танков для прорыва обороны и привело в конце концов к неоправданной гибели большого числа наших солдат и офицеров, атаковавших неприятеля в условиях, когда его оборона не была надежно подавлена.
Одинаково трагичными оказываются для рядовых солдат как недооценка командованием активной и целенаправленной разведки, так и неумение использовать ее результаты в ходе планирования, подготовки и проведения операции. И это было подтверждено во множестве послевоенных локальных конфликтах, в том числе и в самых последних.

МИГ-25РБ — АФГАНСКИЙ ЭПИЗОД

Александр Жибров/ Кировоград фото из архива автора

Майор А.Дудкин

В конце декабря 1979 г. с аэродрома Балхаш на аэродром Мары 2 перелетела эскадрилья самолетов Як-28Р из 39-го отдельного разведывательного авиаполка ( ОРАЛ ). Вскоре это подразделение приступило к выполнению развед полетов над Афганистаном. Автор проходил службу в 39м ОРАЛ в качестве летчика Як 28Р и участвовал в тех событиях, о чем рассказал в статье «Голубь мира над Афганистаном», помещенной в «АиВ», №3’98. Сейчас мы предлагаем читате л ям еще один его материал, повествующий о боевой работе в афганском небе другого подразделения 39 го полка.

В начале января 1980 г. перед командиром 39-го ОРАП была поставлена очередная задача — сформировать оперативную группу из четырех МиГ-25РБ и немедленно направить ее на аэродром Карши (ТуркВО).

К 4 января были подготовлены четыре «двадцать пятых» с различными комплектами разведоборудования и подобран личный состав группы. В нее вошли пять летчиков: командир оперативной группы зам. к-ра 39-го ОРАП п/п-к Муфазалов, командир 1-й АЭ м-р Геннадий Щербинин, командир звена м-р Анатолий Лопатин, нач. воздушно-огневой и тактической подготовки м-р Анатолий Дудкин, ст. летчик к-н Андрей Добрынин.

Уже была подана заявка на перелет, но, как это часто бывает в авиации, в события вмешалась погода. Стоял туман, шел снег, и группе пришлось больше недели просидеть в готовности в комнате отдыха возле телевизора, шахмат и нард. Метеоусловия улучшились только после 12 января, и четыре экипажа сразу же перелетели в Карши. Около 30 человек техсостава и к-н Добрынин прибыли туда на Ан-12.

Фактически сразу же началась подготовка к вылетам на воздушную разведку. Перед группой стояли две основные задачи: радиотехническая разведка (РТР) вдоль границ с Ираном и Пакистаном; воздушное фотографирование обозначенных участков местности.

Самое «тяжелое» испытание получилось с размещением группы. Командир местного 87-го ОРАП, как старший авиационный начальник, под ее штаб выделил заброшенный туалет или умывальник размером 3×4 м, где после 3-часового «ремонта» началась работа. Летный и технический состав разместили в лишенной всяких удобств казарме человек на 150. Работа пилотов вообще сопряжена с большими психо-физическими нагрузками, а у экипажей такого самолета, как МиГ-25, тем более. Вспоминая ту командировку, летчики «МиГов» потом любили сравнивать свои условия при подготовке к полетам и отдыхе с таковыми у заокеанских коллег, летавших на SR-71 и U-2 (как раз в «Зарубежном военном обозрении» появилась подробная статья, давшая обильную пищу для размышлений). У нашей группы «все было проще», да и зарабатывали они «больше»: всем шли полевые по 1 руб. 50 коп. в день + денежное содержание*. Причем сидевшие в Марах летчики группы «Яков» платили 1 руб. за гостиницу, а с пилотов МиГов за спартанское жилье плату не брали, и они «гребли деньги лопатой».

Боевая работа началась сразу как только позволила погода. Особенно впечатляющим был первый вылет, который выполнял м-р Дудкин, получивший задание провести РТР вдоль границы на высоте 9000 м. За годы службы ему неоднократно «везло» на особые случаи: только за последние годы раза 3 или 4 останавливался двигатель в полете; при посадке на самолете, прошедшем регламентные работы в ТЭЧ, отвалилось колесо; во время выравнивания непроизвольно увеличились обороты двигателей до «максимала» и т.д. Вот и в тот раз на долю Анатолия выпало очередное испытание. Начинались сумерки, на аэродроме происходило построение истребительного полка, которое, кажется, даже специально затянули, чтобы посмотреть эффектный взлет МиГ-25. И надо сказать, зрелище превзошло все ожидания. Дело в том, что при подготовке самолета к вылету техник наперекос закрыл горловину топливного бака в районе килей. Когда летчик вырулил на ВПП и дал двигателям максимальную тягу, топливо вышибло крышку и струей пошло в хвост. Затем Дудкин включил форсаж, и пред глазами изумленной «публики» предстала впечатляющая картина: взлетает МиГ-25, а за ним тянется «форсажный» факел длиной метров 30-35!

‘Денежное содержание (зарплата) командира звена в то время составляло немногим более 400 руб. в месяц. «‘ Стандартный заход на посадку с полетом по кругу, т.н. коробочка.

Полетами руководил м-р Щербинин, рядом с которым на КДП находился п/п-к Муфазалов и кто-то из местного полка. Пока они оценивали ситуацию, самолет оторвался от полосы. Местный начальник посоветовал: «У него пожар, пусть отворачивает и прыгает!». Но. уверенные в высокой квалификации своего летчика, офицеры 39-го ОРАП приняли другое решение. В итоге последовала команда: «Выполняй заход 2×180″ и немедленно садись!». На запрос летчика о причине экстренной посадки только повторили ту же команду, добавив: «Слив топлива — не включать!!!».

И вот Толя Дудкин стал моститься на ВПП. Опытный летчик, которому тогда было около 40 лет, смог чисто притереть самолет с большой полетной массой (почти 40 т) на скорости 450-440 км/ч. Пожар после выключения форсажа прекратился. Шасси выдержало, подгоревший в контейнере парашют вышел, и самолет хоть выкатился метров на 200-300, но остался цел. Летчик, только открыв фонарь и посмотрев на кили, понял, в чем дело: «Хвост дымил и вся ж… была в керосине».

Больше происшествий в воздухе у нашей группы не было, однако на земле произошли два ЧП. В феврале умер солдат срочной службы, выпивший по ошибке вместо спирта какой-то денатурат. Еще недели через две командир 87-го ОРАП где-то в полночь обходил «посты» на аэродроме и ему захотелось заглянуть в окошко штаба нашей группы. А там четыре летчика только-только разлили по 100 грамм… Что двигало командиром полка — не знаю, но дабы заглянуть с улицы в окно, надо было найти щелочку в закрывавшей его светомаскировке, да еще и постараться не упасть. Бдительный полковник ворвался в штаб, обвинил летчиков МиГ-25 в повальном пьянстве (хотя пригубить успели только двое), забрал в качестве «вещ. дока» бутылку и с криком «Буду звонить в Москву» убежал. Дозвонился он только до штаба округа в Алма-Ате, поднял шум, и вскоре четырех летчиков 39-го ОРАП заменили. Дома сильных оргвыводов делать не стали, но на партсобрании их протрясли.

Наши «МиГи» не долго летали над Афганистаном. Полеты выполнялись эпизодически, вдоль границ ДРА и на режимах, не раскрывавших всех преимуществ самолета: в основном, на дозву-ке и высоте 9000 м. Командование быстро поняло, что использовать «двадцать пятые» для решения задач, с которыми вполне справлялись Як-28Р, МиГ-21Р, Ан-30, слишком дорого, да и рискованно. В конце марта или в первых числах апреля группа вернулась домой — в Балхаш. В общей сложности на ее счету оказалось около 30 боевых вылетов.