5 истребительный авиационный полк

Сокол в годы Великой Отечественной войны

В этом году наша страна отмечает 70-ую годовщину со дня Победы над фашистской Германией. Все дальше от нас уходят долгие события 70 -летней давности. Все меньше с каждым годом остается живых свидетелей той эпохи жизни нашего города. И только металлические таблички на городских зданиях служат нам напоминанием о военных годах, которые пережили сокольчане. На них скупые цифры номеров эвакогоспиталей, развернутых в городе в годы войны с Германией.

Город Сокол тыловой. И кажется, что в нем должны жить люди, не знающие оккупации, блокады, фашистских лагерей. Но нет. Жизнь распоряжается по — своему. Живут в городе не только люди, защищавшие Родину в действующей армии, но и партизаны, блокадники Ленинграда, узники фашистских лагерей…

Но менее славен и подвиг тружеников тыла. И всегда надо помнить, что подавляющая их часть — женщины и подростки. Это они, полуголодные, превозмогали неимоверные трудности и лишения и отдавали все силы для оказания помощи сражавшейся армии. Лозунг «Все для фронта, все для Победы» был не пустым призывом, а живым действием.

Казалось бы, в масштабах истории Великой Отечественной войны подвиги героев — сокольчан и помощь тружеников тыла — лишь малый штрих. Но на войне не бывает ничего малозначительного, потому что люди отдавали все силы, погибали во имя Победы. И они достойны, чтобы их помнили. Эта память требует нашего пристального внимания к каждому событию тех далеких дней, к каждому человеку, участвовавшему в них.

Цель нашей работы: отразить военную хронику 1941-1945 г.г. города и района, собрать материал об боевых и трудовых подвигах сокольчан. В работе мы использовали газетные статьи, архивные материалы Сокольского городского музея, горвоенкомата. Неоценимую помощь оказали нам книги А. Шехтмана, ветерана Великой Отечественной войны, почетного гражданина г. Сокол «Они прославили Сокол», «Сокол деловой и творческий», » Труженики тыла Великой Отечественной», О. Лощилова «Мой Сокол».

Достойный вклад в дело Победы над врагом в годы Великой Отечественной войны внесли сокольчане.

Всего за годы войны призвано в армию и флот 25769 человек.

За годы войны на фронтах, в партизанских отрядах погибло (документально подтверждена дата, место и обстоятельства) 5442 жителя города и района, в том числе из города 1795. Пропало без вести — 5544, в том числе 3377 из города. Всего погибли и пропали без вести 10996 человек, в том числе 5132 из города, то есть почти половина призванных в армию.

Шестеро сокольчан удостоены звания Героя Советского Союза.

Количество погибших на фронтах людей было бы на целый порядок выше, если бы не мужество, фантастическая работоспособность, преданность выбранной стезе со стороны врачей, медсестер, санитарок и другого персонала эвакогоспиталей. В Соколе в годы войны работало 3 эвакогоспитателя.

Самым большим в количественном отношении был эвакогоспиталь №1539, располагался в здании школы №3, ныне здание Сокольского педагогического колледжа.

Неоспорим тот факт, что победа Советской Армии в войне была бы невозможна, если бы её борьба не опиралась на героический труд людей в тылу. Единство фронта и тыла являлось одним из решающих источников нашей победы.

В первые же дни войны на предприятиях промышленности и транспорта развернулось массовое патриотическое движение — работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт. На предприятиях вводится жесткая производственная дисциплина, непременная обязанность выполнения планов, заданий, заказов.

На Сокольском бумажном комбинате создается специальный цех по изготовлению корпусов мин. Внедряется точечная сварка и кокильное литье. Коллективом осваивается производство светонепроницаемой и курительной бумаги, телеграфной ленты и др.

На молочно-консервном заводе в 1944 году действовал цех ширпотреба. На установленном оборудовании для размола и варки гороха и крупы изготовляются брикеты пшенной каши, горохового и соевого супа — пюре. При недостатке сахара вырабатывали консервы с использованием солода и патоки. На протяжении всей войны молочно-консервный завод испытывал острую нужду в основном сырье — молоке. Тем не менее Сухонский консервный завод и его работники выполняли свой долг перед страной. Завод стал пищевым цехом фронта.

Переход предприятия на выпуск военной продукции коснулся и центральных ремонтно-механических мастерских. РМЗ отдает свои первоначальные помещения для автобронетанковой ремонтной мастерской (АБТРМ).

Горпромкомбинат изготовлял лыжи, сани. Мясокомбинат выпускал хозяйственное мыло. На лесозаводе № 40 делали ящики для снарядов и мин. Индивидуальный пошив одежды в артели «Объединение» был переведен на массовый пошив белья, летнего и теплого обмундирования, его ремонт.

Многочасовые рабочие недели дополняли многочисленные массовые воскресники, а все заработанные деньги направлялись в фонд обороны. От предприятий люди направлялись на оборонные работы, лесозаготовки и в подсобные хозяйства.

В связи с тем, что число молодых рабочих сильно выросло, неизмеримо поднялась роль комсомольских организаций. Комсомольцы развернули большую работу по подготовке молодежи к службе в Советской Армии. В тяжелые годы войны это было одной из главных задач. Большое место в этой работё отводилось военно-спортивной подготовке молодежи. Городской комитет комсомола в самом начале войны организовал школу связистов. Комсомольцы вместе со всем населением города приняли активное участие в изучении правил противовоздушной обороны. Была проведена работа по подготовке добровольцев-истребителей танков и минометчиков. На заводе имени Свердлова за 2 года (к 1944 году) было собрано силами молодежи 245 тонн металлолома. Большое место в работе сокольской городской комсомольской организации уделялось оказанию помощи семьям эвакуированным и жителям освобожденных районов страны.

Всенародная помощь фронту оказывалась от чистого сердца и носила самый разносторонний характер: создание фонда обороны, подписка на военные займы, сбор средств на военную технику, сбор подарков для воинов, шефство над госпиталями, помощь семьям фронтовиков.

Отметим еще некоторые факты из жизни нашего города, относящиеся к этому периоду истории.

С 1944 по 1947 год на Ленинградской улице находился лагерь военнопленных №193 с несколькими участками на территории города. Военнопленные, среди которых были не только немцы, но и австрийцы, венгры, румыны, испанцы и итальянцы, работали в цехах Сокольского бумажного комбината, на строительстве депо Сухонского целлюлозного завода, канализации, ремонте жилья, благоустройстве и других объектах. Со слов бывших сотрудников лагеря, отношение к ним было гуманным. Питание их осуществлялось по нормам, мало чем отличающимся от норм питания тыловых военных частей, и лучше, чем гражданского населения.

В городе была введена карточная система. Хлебный паек 600 граммов на работающего, 300 граммов на ребенка, 250 граммов на иждивенца. Мясо, рыба, сахар, мука, масло, крупа постоянно не всегда отоваривались. Очереди, давка, ругань. Голод, нищета. Ели все, что можно и что нельзя, находя еще возможным участвовать в сборе добровольных отчислений, подарков, теплых вещей для Красной Армии.

В 1944 году открылся пионерский лагерь Сокольского бумкомбината.

Великая Отечественная война — одно из самых трудных испытаний, выпавших на долю нашей Родины, испытание, которое ещё больше сблизило и объединило советский народ, не желавший подчиняться врагу и быть порабощенными. Народ выстоял, вышел из этого смертного, почти пятилетнего боя победителем.

Холина Анна,студентка БОУ СПО ВО

«Сокольский педагогический колледж»,

научный руководитель: Тюхова И.А.

Свободный Сокол в годы Великой Отечественной войны

Свободный Сокол в годы Великой Отечественной войны.

Нападение Германии на СССР союз нарушило мирный труд рабочих, многие из металлургов вместе со всем народом встали на защиту своей Родины. Советские металлурги сражались на всех фронтах ВОВ, показали пример мужества и отваги: Дмитрий Иванович Косторуб, Михаил Беляев, Сергей Гусев, Петр Углянский, Павел Егорович Рябушкин, Василий Иванович Кукушкин, Виктор Михайлович Козлов, Иван Михайлович Бессонов, Елена Чумакова, Алексей Васильевич Хромыхи и многие другие. Из сотни участвовавших советских металлургов 640 награждены орденами и медалями.

Сам завод не останавливал свою работу не на один день.. Осенью 1941 года когда линия фронта стала неумолимо приближаться к Липецку. В ноябре основное оборудование было эвакуировано на Урал, город Златоуст, работала лишь электростанция, снабжавшая энергией механический цех и предприятия Липецка, выполнявшие военные заказы. После успешного завершения Елецкой операции оборудование завода удалось вернуть. Реэвакуацию эшелона осуществлял работник завода Бугаков. В.Г. Но пустить завод в полную силу не удалось, в 1942 году немецкое командование начало наступление в районе города Воронеж, оккупированы Воловский и Тербунский районы. Завод вторично эвакуировали. Эвакуация была частичной. Продолжали работать электростанция, механический , котельно-кузнечный и литейный цехи. Оставшийся на заводе небольшой коллектив под руководством механика П.Н. Ноготкова, начальник цехов П.Е. Тихонова и И.С. Сошнина, используя остатки металла, на ходу приспосабливали имеющееся оборудование, выполняли военные заказы: изготовляли минометы, гранаты, окопные печи, восстанавливали боевую технику, гранаты Ф-1, 100-литровые армейские котлы, противотанковые и противоконные ежи. Кроме того, завод выпускал необоходимый сельскохозяйственный инвентарь – конные приводы для молотилок, культиваторы, бороны, лопаты, грабли, тяпки. После публикации 28 января в газете «Коммуна» Постановления Воронежского обкома ВКП(б) «Об оказании помощи населению, пострадавшему от немецких оккупантов», рабочие завода, помимо сбора личных вещей , изготовляли во внеурочное время более тысячи изделий хозяйственного назначения, в том числе топоры, лопаты, тазы , кухонные ножи.

Работник завода Игнат Тимофеевич Монастырский вспоминает о тех сложных годах войны : «Многие из нас по целым неделям не уходили из цехов. Бывало, отдохнешь часок-другой в конторке мастреров или прямо у станка-и снова за работу. Но никто не жаловался на усталость. Каждый знал что победа куется не только на полях, но и в тылу «

Все заказы всегда выполняли вовремя, за что сокольцы неоднократно получали благодарность от командования и труженников сельского хозяйства. О тех днях заводской поэт писал:

«Мы не забудем черный день народа.

Смахнув слезу, сокольцы шли на смену

И старики привычный ход заводы

Настроили на новый лад-военный

И прибавлялись новые седины…

Но от станков сейчас нельзя ни шагу.

Быть можт это ваши мины

Рвались у стен фашистског рейхстага!»

В воронежской областной газете «Коммуна» 25 декабря 1942 года сообщалось, что между трудящимися Липецка и фронтовиками завязалась крепкая дружба. Бойцы пишут письма в которых благодарят рабочих за присланные на фронт подарки и рассказывают о своих фронтовых делах. В свою очередь трудящиеся пишут о своих делах в тылу, о работе на заводе и в учреждениях. В городе проходил сбор новогодних подарков бойцам Красной Армии. Рабочие и работницы заводов чугунолитейного, «Свободный Сокол» и Новолипецкого для их приобретения отчислили двухдневный заработок.

Великая Отечественная война — одно из самых трудных испытаний, выпавших на долю нашей Родины, испытание, которое ещё больше сблизило и объединило советский народ, не желавший подчиняться врагу и быть порабощенными. Народ выстоял, вышел из этого смертного, почти пятилетнего боя победителем.

Для большинства рабочих и служащих законом жизни стали призывы:»Все для фронта,все для победы над врагом!», «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!», «В труде — как в бою!». Благодаря самоотверженности трудящихся советского тыла в короткие сроки экономика страны была переведена на военное положение, чтобы обеспечить Красную Армию всем необходимым для достижения общей победы.

Колоссальные жертвы, принесённые советским народом во имя свободы и независимости Отечества, напряжённый труд и подвиги в тылу не пропали даром – над врагом была одержана полная победа.

Наша тема «Свободный Сокол в годы Великой Отечественной войны» помогла нам понять, что жизнь людей во время Великой Отечественной войны была очень тяжёлой, люди работали как «стахановцы», но при этом люди не переставали радоваться жизни и надеяться на победу.

Список литературы

Бойченко И.Г. Кучин В.С. «Свободный сокол», Центральночерноземное книжное издательство .-Воронеж, 1975.

«Свободный Сокол «: эстафета веков. Липецк 2000

Хрестоматия по истории Липецкого края/Сост. Мартынов А.Ф., Поляков В.Б., Клоков А.Ю., Ланикин В.Д.- Липецк, 1995.

Свободный Сокол «: эстафета веков. Липецк 2000 с.49

Бойченко И.Г. Кучин В.С. «Свободный сокол», Центральночерноземное книжное издательство .-Воронеж, 1975.с67

«Свободный Сокол «: эстафета веков. Липецк 2000 с.31

«Свободный Сокол «: эстафета веков. Липецк 2000 с.43

Бойченко И.Г. Кучин В.С. «Свободный сокол», Центральночерноземное книжное издательство .-Воронеж, 1975.с68

16-й ГвИАП

Третьим полком, применившим P-39D в ходе «Битвы за Кубань», был самый именитый полк советских ВВС – 16-й ГвИАП. Второй по количеству одержанных побед (697), в нем были воспитано самое большое количество ГСС (15), включая двух летчиков получивших это звание дважды и одного – трижды. Всего в истории СССР было три человека – трижды ГСС – маршал Жуков получил третью Звезду в 1945 году, а уникальную четвертую – в 1956 году.

Полк начал свою историю как 55-й ИАП в 1939 году. С началом войны сражался на Южном фронте. С 7 марта 1942 года стал 16-м ГвИАП.

Весной 1942 года летчики полка сдали свои последние И-153 и И-16, получив новенькие Як-1 (при этом МиГ-3 все еще оставались на вооружении). В начале января 1943 года 16-й ГвИАП был отправлен в 25-й ЗАП для переобучения на Р-39. Одновременно перешли и на трехэскадрильную систему – полк получил 14 P-39L-1, 7 Р-39К-1 и 11 P-39D-2. 8 апреля 16-й ГвИАП вернулся на фронт на аэродром «Краснодар» и начал боевые вылеты на следующий день.

Столь точная градация «мессершмиттов» по модификациям объясняется тем, что в тот период лётчикам официально засчитывались лишь самолёты, сбитые над советской территорией. Уничтоженные за линией фронта в расчет, как правило, не принимались. Таким образом, например, только А.И.Покрышкин «недосчитался» 13 «немцев» (к концу войны он имел 72 фактически сбитых, но из них лишь 59 «официальных»). На боевой счёт лётчика вражеский самолёт записывался после подтверждения наземными войсками его падения, с указанием места, типа, номера. Часто в полки доставлялись даже таблички с моторов.

За этот же период полк потерял 18 «Аэрокобр» сбитыми и не вернувшимися с боевых заданий, 2 – в авариях и 11 лётчиков. За апрель был пополнен 19 «Аэрокобрами» (из них P-39D-2 №№ 41-38416,429,458, 520) и 4 Р-40Е, полученными от 45 ИАП, 84 ИАП и 25 ЗАП. Последней, 5 июня, получена 41-38423.

Покрышкин был удостоен звания ГСС 24 апреля, тогда же сменил свою старую Р- 39D-2 «белая 13» на новую модели N (знаменитая «белая 100»), Уже 24 августа получил вторую Звезду Героя за 455 боевых вылета и 30 личных побед.

Третьим асом ВВС КА был Григорий Речкалов. Интересно, что его не хотели брать в летное училище по медицинским причинам. Начал воевать с лет-а 1941 года в 55-м ИАП, летая на И-16 и И-153. Речкалов одержал три победы, но в одном из вылетов был сбит и надолго попал в госпиталь.

В полк вернулся только летом 1942 года. Одержал несколько побед, летая на Як-1, а позже и на Р-39. 24 мая получил звание ГСС за 194 боевых вылета и 14 побед (из них 2 – в группе), в июне стал командиром 1-й эскадрильи 16-го ГвИАП.

В 1943 году наравне с Речкаловым и Покрышкиным в полку блистала «звезда» Вадима Фадеева, который имел прозвище «Борода». Войну начал младшим лейтенантом на И-16 на Южном Фронте.

В ноябре 1941 года во время боев за Ростов-на-Дону самолет Фадеева был поражен зенитным огнем и летчик был вынужден посадить свой И-16 на ничейной земле. Летчик под градом пуль побежал в сторону советских позиций, а потом с пистолетом в руках возглавил контратаку!

В декабре 1941 года был переведен в 630- й ИАП, где летая на «Киттихауке» одержал свою первую победу. В конце 1942 года Фадеев был направлен в 16-й ГвИАП. Вскоре стал асом и вообще легендарной личностью. В конце апреля 1943 года ему было присвоено звание капитана и он стал командовать 3-й эскадрильей. На тот момент он налетал 394 боевых вылета, одержав 20 побед (из них 3 – в группе) в 43 боях.

Вадим Фадеев погиб 5 мая 1943 года, когда его звено было атаковано восьмеркой Ме-109. Тяжело раненный летчик смог посадить поврежденный самолет, но умер в кабине, раньше, чем к самолету подбежали советские солдаты. 24 мая ас был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

Всего за несколько недель до прихода Фадеева в полку появился Александр Клубов. Летную школу он закончил в 1940 году, однако на фронт попал только в августе 1942 года. За следующие 50 вылетов он уничтожил шесть самолетов на земле и четыре в воздухе, пока не был сбит 2 ноября над Моздоком. Хотя летчик смог воспользоваться парашютом, но сильно обгорел и следующие несколько месяцев провел в госпитале (однако шрамы на лице остались на всю жизнь). По возвращению получил звание капитана и стал заместителем командира эскадрильи.

К началу сентября 1943 года Александр Клубов совершил 310 боевых вылета и одержал 33 победы (из них 19-в группе). Во время Ясско-Кишиневской операции одержал 13 побед за одну неделю.

Клубов погиб 1 ноября 1944 года во время тренировочного полета в ходе переучивания с Р-39 на Ла-7. На тот момент на его счету было 50 побед (из них 19-в группе), одержанных в 457 боевых вылетах. Посмертно 27 июня 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

2 мая 1944 года 9-я ГвИАД, в этот момент возглавляемая Покрышкиным, вернулась на фронт и участвовала в заключительной фазе Ясско-Кишиневской операции, потом была Львовско-Сандомирская и наконец Берлинская операции.

Примерно в конце 1944 года началось сильное давление на Покрышкина верховным командованием с целью перевооружения с закоокеанских «Аэрокобр» на отечественные Яки. Сам ИАП был против этого, его поддерживало большинство летчиков (особенно после гибели Клубова).

Новый командир 16-го ГвИАП Речкалов был в очень плохих отношениях с Покрышкиным и вскоре он был снят с должности и заменен на командира 100-го ГвИАП Бориса Глинку. Несмотря на это Речкалов все таки получил 1 июля вторую Звезду Героя (за 52 победы, из них 6 – в группе). Через две недели Борис Глинка был ранен в воздушном бою и сильно пострадал при покидании «Аэрокобры». Ранения были настолько серьезные, что до конца войны он больше в строй не вернулся. Ставить на командование 16-м ГвИАП был просто некого и Покрышкин скрепя сердце согласился на возвращение Речкалова.

Всего на момент окончания войны Григорий Речкалов выполнил 450 боевых вылета и в 122 боях одержал 62 победы (из них 6 – в группе). Стоит отметить, что противостояние двух асов продлилось всю жизнь и даже выплеснулось на страницы их мемуаров.

В феврале 1945 года 9-я ГвИАД была переброшена через всю Германию в поисках лучшего аэродрома. Покрышкин нашел оригинальное решение этой проблемы, приспособив для базирования самолетов дивизии несколько полос автобанов.

После Речкалова (отправленного на штабную должность в феврале 1945 года) командиром 16-го ГвИАП стал инспектор по пилотированию 9-й ГвИАД Иван Бабак. Он командовал полком до 22 апреля, когда был сбит зениткой и попал в плен.

Покрышкин продолжал летать до самого конца войны, выполнив всего 650 боевых вылетов и участвуя в 156 боях. Его официальный счет составляет 65 побед (из них 6 – в группе), однако некоторые исследователи доводят его счет до 72 личных. 30 летчиков под его командованием получили звание ГСС, а несколько – даже дважды.

Подполковник Иван Любимов командовал 11-м ГвИАП ВВС ЧФ в конце 1943 года, а в октябре стал командовать 4-й ИАД ВВС ЧФ. Он совершил 115 боевых вылета и одержал 10 побед (из них 4 – па Р-39). Все победы одержал после того как в начале войны у него была ампутирована нога.

Летчик на этой фотографии обычно идентифицируется как капитан Дмитрий Зюзин из 11 ГчИАП ВВС ЧФ. Он выполнил 535 боевых вылета, одержал 15 побед, став ГСС. В августе 1945 года Зюзин участвовал в короткой войне с Японией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

eagle_rost

Историческая справка полка по состоянию на 2010 год.
22 гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк
(6989 гвардейская Краснознаменная авиационная база,
6-й истребительный авиационный полк,
1-й истребительный авиационный полк,
9-я и 44 отдельные истребительные авиационные эскадрильи)
Этот полк по праву может считаться одной из старейших частей ВВС России. Он берет свое начало от трех отдельных авиационных отрядов (3-й оиао, 1-й оиао и 4-й оао) Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ), сформированных в 1918г. (См. подробнее 9 оиаэ ВВС ТОФ ниже).
На основании директивы Заместителя НГШ РККА № 4/3/34302 от 05.02.1938г. и приказа НК ВМФ № 0036 от 20.08.1938г. и на базе 9-й оиаэ и 44 оиаэ 42 истребительной авиационной бригады ВВС ТОФ с 20.06.1938г. был сформирован 1-й истребительный авиационный полк (в/ч 7170) по штату № 15/828-Д (приказ Ком. ТОФ № 0047 от 20.06.1938г.). В полку имелось четыре эскадрильи (по 4 звена из 3 самолетов каждое), вооруженные самолетами И-16. Он вошел в состав вновь сформированной 7-й истребительной авиационной бригады ВВС ТОФ. Местом дислокации нового полка был Аэр. Южная Угловая. (Любопытно отметить, что в это же время на Балтике формируется еще один полк с таким же номером – 1-й минно-торпедный авиационный полк.)
В июле-августе 1938г. личный состав полка принимал участие в боях с японцами у озера Хасан.
С 10.12.1938г. в полку формируется 5-я АЭ — для обучения молодых летчиков.
Летом 1939г. 1-я и 2-я АЭ полка перебазировались на Аэр. Шкотовский перевал, а 3-я и 4-я АЭ – на Аэр. Восточные Кневичи, в связи с выравниванием летного поля на основном аэродроме. В этом же году 1-й иап получил на вооружение истребители И-16 тип 24, И-15бис, И-153.
Зимой 1940г. 1-й иап выполнял полеты на самолетах И-16 со льда Амурского залива в районе м. Де-Фриза.
Весной 1941г. 1-я АЭ полка получила на вооружение новые самолеты МиГ-3.
К 1 июня 1941г. на основании приказа НК ВМФ № 0088 от 29.04.1941г. полк был переведен: управление со штата № 30/62-Б на штат № 30/162-В, а эскадрильи со штатов № 30/43-Б на штаты № 30/143-Г.
С 25.07.1941г. на основании циркуляра штаба ТОФ № 0057 от 30.07.1941г. 1-й иап 7-й иаб был переведен на штат военного времени и переименован в 6-й истребительный авиационный полк.
С началом войны экипажи полка несут боевое дежурство, одновременно осваивая новую авиационную технику. Зоной ответственности для полка командованием флота был установлен участок от м. Сысоева до залива Восток.
С 14.03.1942г. на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.2.1942 и приказа командующего ТОФ № 0033 от 19.03.1942г. 6-й иап из пятиэскадрильного был переформирован в трехэскадрильный по штату № 030/256. При этом 4-я и 5-я эскадрильи полка были обращены на формирование нового 12 иап ВВС ТОФ, базирующегося на Аэр. Южная Угловая.
23.03.1943г. 3-я АЭ полка была перебазирована на Аэр. Западные Кневичи, а 1-я АЭ – на Аэр. Восточные Кневичи.
14.03.1944г. 1-я АЭ полка с Аэр. Восточные Кневичи перебазируется на Аэр. Седанка в пригороде Владивостока.
Приказом НК ВМФ № 00257 от 29.12.1944г. и приказом Ком. ТОФ № 0010 от 24.01.1945г. был установлен годовой праздник части – 5 декабря.
С 6-м иап связана история создания в Советском Союзе стратегических бомбардировщиков Ту-4. В июле 1944г. истребители полка посадили на свой аэродром Центральная Угловая самолет B-29-5-BW ВВС США, принадлежавший 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы с бортовым номером 42-6256 и личным обозначение «Ramp Tramp». Этот бомбардировщик был подбит японскими зенитчиками над Аньшанем в Манчжурии. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром базирования Пиардобу около Калькутты (Индия). Командиром экипажа являлся капитан Говард Р. Джарелл. Из-за поврежденного мотора командир решил не «тянуть» на свой аэродром, а приземлиться на ближайшем советском аэродроме. Дежурные истребители 6-го иап перехватили самолет и привели его на свой аэродром.
Следующим американским самолетом, севшим на аэродром Центральная Угловая стал B-29-15-BW № 42-6365. В ноябре 1944г. он при боевом вылете на Японию попал в тайфун и был поврежден молнией. Экипаж во главе с капитаном У. Прайсом потерял ориентировку и на остатках горючего долетел до побережья советского Дальнего Востока. Этот самолет с надписью на борту «General Y. Arnold special» принадлежал 794-й эскадрилье 486-й бомбардировочной группы. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром в Кхаргпур около Калькутты (Индия).
Еще один Боинг B-29-15-BW № 42-6358 с собственным именем «Ding Hao» пилотируемый лейтенантом Микиш (по другим источникам – Миклиш) при бомбардировке авиационного завода в г. Омуру на о. Кюсю был повреждён в результате обстрела японскими истребителями. Над территорией Приморья 21.11.1944г. самолёт был встречен советскими истребителями 6-го иап и приведён на аэродром Центральная Угловая. Он принадлежал 794-й эскадрилье 468-й бомбардировочной группы. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром Кхаргпур около Калькутты (Индия). Экипажи всех трех самолетов были интернированы и отправлены в сборный лагерь в Средней Азии. Оттуда через Иран они вернулись домой в США.
Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов приказал организовать изучение новой американской техники. Для этого на Дальний Восток направили заместителя начальника летной инспекции ВВС ВМФ подполковника С. Б. Рейделя. К 1 января 1945г. эти самолеты В-29 передали в специально сформированную на Аэр. Романовка 35 отдельную дальнебомбардировочную авиационную эскадрилью ВВС ТОФ (для взлёта пришлось удлинять ВПП). В дальнейшем после изучения и облетов они были перегнаны в Москву на Аэр. Измайлово. Там они послужили эталонными образцами в процессе копирования американского бомбардировщика для советских ВВС.
В январе 1945г. 6-й иап (в/ч 56147) начал перевооружение на самолеты Ла-7.
В марте 1945г. на Аэр. Центральная Угловая была осуществлена сборка самолетов Ла-7, часть машин была перегнана на Сов. Гавань.
09.08.1945г. 1-я АЭ полка перебазируется с Аэр. Седанка на Аэр. Центральная Угловая, а 2-я и 3-я АЭ – с Аэр. Центральная Угловая на Аэр. Вторая Речка (циркуляр НШ ТОФ № 0198 от 15.09.1945г.).
С началом войны с Японией основной задачей 6-го иап стало обеспечение противовоздушной обороны главной базы флота.
Имеется упоминание, что летчиком полка Александром Голтвенко 1 августа 1945г. (то-есть еще до начала боевых действий) был сбит японский самолет-нарушитель воздушного пространства истребитель Мицубиси А6М «Зеро», но данный факт требует проверки, так как в историческом формуляре полка это событие не записано.
04.09.1945г. 2-я и 3-я АЭ полка вернулись к месту постоянной дислокации на Аэр. Центральная Угловая (циркуляр НШ ТОФ № 0203 от 22.09.1945г.).
26.09.1945г. «за проявленную отвагу в боях с Японскими империалистами, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 6-й иап 7-й иад ВВС ТОФ приказом НК ВМФ № 0524 был преобразован в 22 гвардейский истребительный авиационный полк (в/ч 56147).
04.10.1945г. полку была вручена грамота Президиума Верховного Совета СССР к Гвардейскому Знамени, а само Гвардейское Знамя части было вручено 28.04.1946г.
В различные годы в полку проходили службу авиаторы — Герои Советского Союза, удостоенные этого звания в годы Великой Отечественной войны:
— Бокий Николай Андреевич (2-й гв. иап ВВС СФ, 24.07.1943г.);
— Никитин Михаил Егорович (161 гв. шап, 2-й Украинский фронт, 15.05.1946г.);
— Павлов Павел Ильич (21 иап ВВС БФ, 22.07.1944г.);
— Львов Семен Иванович (3-й гв. иап ВВС БФ, 28.07.1943г.).
Приказом Ком. ТОФ № 004 от 02.02.1946г. 22 гв. иап 7-й иад был выделен из состава ВВС ТОФ в состав Владивостокского МОРа.
С 17.11.1947г. на основании циркуляра НГШ ВМС № 0036 от 07.10.1947г. полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава (на штат № 98/707). В этом же году одна эскадрилья полка перевооружилась на самолеты Р-63 «Кингкобра». Остальные эскадрильи были вооружены самолетами Ла-11.
На основании циркуляра НГШ ВМС № 0119 от 09.03.1949г. полк был переведен на штат № 98/903 трехэскадрильного состава.
10.08.1951г. в связи с предстоящим перевооружением 22 гв. иап был переведен на штат реактивного полка (40 самолетов МиГ-15).
19.09.1951г. были получены 20 МиГ-15, а в октябре – ноябре весь полк переучился на реактивную технику. К декабрю в полку имелось уже 30 МиГ-15 и 2 УТИ МиГ-15. Одна эскадрилья полка оставалась вооруженной самолетами Ла-11.
В связи с боевыми действиями на Корейском полуострове, в течение года 22 гв. иап несет боевое дежурство на передовых аэродромах Аэр. Зайсановка и Сухая Речка, а так же на основном аэродроме Центральная Угловая.
06.11.1952г. летчиками полка капитаном И. Я. Лукашовым и ст. лейтенантом М. К. Щукиным на самолетах Ла-11 в районе б. Валентин (восточное побережье Приморского края) был сбит американский самолет-нарушитель воздушного пространства P2V «Нептун». Летчики были награждены орденами Красного Знамени.
В марте 1953г. полк получил на вооружение 20 самолетов МиГ-17.
В сентябре 1954г. 22 гв. иап перевооружается на истребители-перехватчики МиГ-17пф.
04.09.1954г. летчики полка капитан Н. В. Серебряков и майор П. Т. Касьянов на истребителях МиГ-17 сбили американский самолет – нарушитель государственной границы P2V «Нептун» в 35 км южнее м. Островной. Экипаж нарушителя погиб.
30.03.1956г. 22 гв. иап получил новые самолеты МиГ-19 и приступил к переучиванию на них.
К 12.05.1956г. на МиГ-19 были перевооружены 2-я и 3-я АЭ полка.
В начале 1957г. на вооружении полка стояли самолеты МиГ-19, МиГ-19с и МиГ-19св.
01.02.1957г. в связи с реорганизацией ПВО страны на основании приказа МО СССР № 00224 от 30.12.1956г. и директивы ГШ ВМФ № ОМУ/4/30022 от 22.01.1957г. 22 гв иап 7-й иад был передан из ВВС и ПВО ТОФ в состав Приморского корпуса Отдельной Дальневосточной Армии ПВО.
23.03.1960г. в 22 гв. иап из Новосибирска поступили 16 самолетов Су-9, а 1 октября в состав полка была включена эскадрилья самолетов Як-25м прибывшая из Шауляя. Кроме того, в полку сохранялось некоторое количество самолетов МиГ-17 и УТИ МиГ-15. В том же году в связи с расформированием 7-й иад полк был подчинен командиру Приморского корпуса ПВО.
06.03.1961г. на КП полка была введена в действие АСУ «Воздух-1п».
В 1966г. на Аэр. Центральная Угловая завершились работы первой очереди по строительству 14 капониров для укрытия 28 самолетов.
23.02.1968г. за большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в честь 50-летия СА и ВМФ 22 гв. иап был награжден орденом Красного Знамени.
В 1971г. в связи с удлинением полосы на Аэр. Центральная Угловая 22 гв. иап временно перебазируется на Аэр. Соколовка (с. Чугуевка Приморского края).
В 1973г. 33 летчиков полка прошли переучивание на самолет Су-15, но уже в июне 1975г. полк на Аэр. Савастлейка переучивается на истребители МиГ-23.
28.09.1976г. полк получил 5 учебно-боевых самолетов МиГ-23у, а 5 октября — 6 боевых МиГ-23м.
В 1977г. на вооружении полка находилось уже 35 МиГ-23м и 5 МиГ-23у (по штату 36 самолетов) и с декабря летчики полка несут боевое дежурство по ПВО.
16.05.1980г. 22 гв. иап передается из 23-го корпуса ПВО в состав 20 иад ВВС Дальневосточного военного округа.
02.06.1981г получено дополнительно 2 МиГ-23, общее количество этих самолетов стало 42 (из 40 положенных по штату).
15.05.1986г. 22 гв. иап возвращается в состав 23-го корпуса 11-й ОА ПВО.
04.10.1989г. были получены последние 4 самолета МиГ-23млд. Всего в полку числится по списку 27 МиГ-23млд и 6 МиГ-23ум при штате 32 и 5 истребителей соответственно. (Очевидно, часть самолетов была передана в другие полки ВВС). В этом же году в строй была введена АСУ «Рубеж-1м».
С 01.10.1994г. полк переходит на новую штатную структуру (1-я АЭ – самолеты Су-27, 2-я АЭ – самолеты МиГ-23) и начал переучивание на самолет Су-27п.
26.01.1995г. на Аэр. Центральная Угловая совершил посадку первый самолет Су-27п., а 14 марта 1-я АЭ перевооружилась на самолеты Су-27 (12 Су-27п и 3 Су-27уб). Самолеты в полк были получены в основном из 47 иап, дислоцирующегося на Аэр. Унаши.
24.06.1996г. 9 МиГ-23млд и 1 МиГ-23ум из 2-й АЭ были переданы на Аэр. Астраханка, а в декабре из Комсомольска на Амуре получено 8 новых истребителей Су-27п. Летчики полка приступили к несению боевого дежурства на этих самолетах.
В декабре 1997г. было завершено переучивание личного состава полка на самолеты Су-27 в 148-м ЦБП и ПЛС (Аэр. Савастлейка).
На 01.01.1998г. в боевом составе 22 гв. иап состояло на вооружении 20 Су-27п и 3 Су-27уб.
В декабре 2007г. на вооружение полка с авиазавода в Комсомольске на Амуре поступили новые модернизированные истребители Су-27см.
До 2009г. 22 гв. иап на Аэр. Центральная Угловая, организационно входящий в состав 11-й ОА ВВС и ПВО, решал задачи ПВО на юге Приморского края.
В ноябре 2009г. последние 4-е из 24-х заказанных МО РФ модернизированных самолетов Су-27см были переданы Комсомольским авиазаводом в авиабазу, что позволило укомплектовать ее до штатной численности.
В конце 2009г. в свете так называемого «перехода Вооруженных Сил РФ на новый облик» 22 гв. иап с частями обеспечения был переформирован в 6989-ю гвардейскую Краснознаменную авиационную базу 12-й бригады ВКО 3-го Командования ВВС и ПВО. В составе авиабазы имеется две авиационные эскадрильи: 1-я АЭ самолетов Су-27см и 2-я АЭ самолетов МиГ-31 (была получена из расформированного в середине 2009г. на Аэр. Соколовка 530 иап 93-й дивизии 11-й ОА ВВС и ПВО).
Известно о следующих авиационных происшествиях, имевших место в полку в бытность его в составе ВВС ТОФ:
— 20.05.1941г. выполняя аэродромные полеты при пикировании в районе 6 км северо-западнее ст. Угловая и в 4,5 км от аэродрома Южная Угловая врезался в сопку самолет И-16 пилотируемый младшим летчиком полка лейтенантом Кузнецовым Василием Ивановичем. Самолет разрушился, пилот — погиб.
— 17.08.1941г. днем при выполнении патрульного полета над Владивостоком составом эскадрильи из-за не выдерживания параметров строя в воздухе севернее 1,5-2 км ст. Океанская столкнулись два истребителя И-153 полка. В катастрофе погибли командир звена 4-й АЭ полка лейтенант Погорелов Владимир Харлампович и пилот 4-й АЭ мл. лейтенант Усатов Иван Иванович;
— 22.09.1941г. при высотном аэродромном полёте вошёл в штопор и упал в 5 км северо-западнее аэродрома Кневичи самолет МиГ-3. В катастрофе погиб пилот 1-й АЭ полка лейтенант Гогович Григорий Федорович;
— 02.10.1941г. при ведении учебного воздушного боя в районе аэродрома, сорвался в штопор и врезался в землю на аэродроме Центральное Угловое самолет И-16 пилотируемый заместителем командира 2-й АЭ ст. лейтенантом Белобровым Иваном Моисеевичем. Самолет разрушился, летчик погиб;
— 12.01.1942г. днем при выполнении аэродромных полётов на задание по стрельбе по конусу в составе звена, произошло столкновение двух самолётов 5-й АЭ И-16 полка. Самолёт первого ведомого лейтенанта Апинова нарушил порядок выполнения стрельб, сблизился с самолетом второго ведомого ВрИД командира звена лейтенанта Грекова Дмитрия Ивановича, и врезался в него, ранив в голову пилота. Истребитель Грекова упал в районе «Соловей Ключа» северо-восточнее с. Вольно-Надежденское, пилот — погиб. Апинов благополучно произвёл посадку на своем аэродроме с повреждениями винта и плоскостей;
— 16.02.1942г. днем в ПМУ произошла катастрофа И-153 пилотируемого летчиком 3-й АЭ полка сержантом Лоховым Василием Михайловичем. При возвращении на аэродром Южная Угловая ведущим пары был потерян визуальный контракт с самолетом ведомого. По наблюдениям очевидцев, по неустановленной причине самолет Лохова начал уклоняться влево, затем перешел на пикирование с левым креном. На высоте 700 м из-за перегрузки у самолёта оторвались плоскости. В неуправляемом вертикальном пикировании он врезался в сопку в районе б. Тавайза (ныне б. Муравьиная) под Артемом, разрушился и сгорел. Сержант Лохов погиб. Останки самолета и летчика были обнаружены в апреле 2010г. следопытами Владивостокского отряда «АвиаПоиск»;
— 11.04.1942г. при выполнении аэродромного полёта с Кневичей, сразу после взлёта перед истребителем И-16 пилотируемым заместителем командира 2-й АЭ ст. лейтенантом Кузнецовым Константином Александровичем оказался на той же высоте встречный самолет СБ. Чтобы избежать столкновения, лётчик резко бросил истребитель вверх. Самолет, потеряв скорость, упал на землю и сгорел, лётчик погиб.
— 27.08.1942г. при перегонке самолёта УТ-1 с аэродрома Озёрные Ключи на аэродром Центральная Угловая пилот 2-й АЭ полка мл. лейтенант Савинят Павел Григорьевич нарушил технику пилотирования, потерял высоту и полого врезался в землю в 500 метрах севернее границы аэродрома Озёрные Ключи. Лётчик погиб от удара о приборную доску;
— 15.08.1944г. при ведении учебного группового воздушного боя произошло столкновение двух самолётов МиГ-3 полка. В результате удара оба самолёта разрушились в воздухе и упали в 2 км севернее аэродрома Седанка. Лётчик одного самолёта, заместитель командира 1-й АЭ ст. лейтенант Замазиев, был выброшен из самолёта и воспользовался парашютом. Лётчик второго самолёта командир звена 1-й АЭ полка ст. лейтенант Трошин Илья Ильич погиб;
— 06.05.1954г. при выполнении ночного полета в зону потерпел катастрофу МиГ-17, пилотируемый командиром звена ст. лейтенантом Базановым Виктором Петровичем. Разрушенный самолет был обнаружен в районе г. Обрубленная (831м), пилот погиб.
На вооружении полка стояли самолеты: УТ-1, И-15бис, И-153, И-16, МиГ-3, Ла-7, Ла-11, Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-17, МиГ-17пф, МиГ-19, МиГ-19с, МиГ-19св, МиГ-23м, МиГ-23млд, Як-25м, Су-9, Су-15тм, Су-27п, Су-27см, УТИ МиГ-15, МиГ-23у, Су-27уб.
Командиры части: Г. Г. Дзюба (май 1938г. – 1939г.), А. Г. Мохирев (1939-40гг.), Н. В. Куценко (1940-41гг.), М. В. Семенихин (1941-43гг.), А. И. Азевич (1943-46гг.), Ф. Ф. Кулик (1946-47гг.), Н. И. Хряшков (1947-50гг.), Н. С. Толстиков (1950г.), М. И. Плешков (1951-53гг.), ГСС П. Ил. Павлов (1953г.), Д. А. Кириллов (1953г.), А. В. Мартынов (1953г.), Е. М. Михайлов (1954-56гг.), А. Н. Рыбаков (1956г.), М. И. Романов (1956-58гг.), А. Х. Распопов (1958-63гг.), Н. Ф. Караулов (1963-64гг.), Д. А. Вознесенский (1964г.), Н. Л. Полтавцев (1964-69гг.), Н. И. Хижняк (1969-72гг.), Н. В. Гроховский (1972-74гг.), Р. С. Сизов (1974-77гг.), Г. И. Иванов (1977-80гг.), Н. И. Пономаренко (1980-86гг.), А. М. Хило (1986-89гг.), В. Д. Квасин (1989-92гг.), С. В. Юдин (1992-96гг.), Е. Д. Чернусский (1996-2000гг.), Р. Р. Ибатуллин (с 2000г.), А. В. Золотухин (после 2006г.).

Tags: ВВС, Морская Авиация

Сталинские соколы. Как сложилась судьба первых Героев Советского Союза?

В феврале 1934 года во льдах погиб советский пароход «Челюскин». 104 человека, успевшие покинуть гибнущее судно, оказались вдалеке от населенных пунктов, в ледовом лагере у побережья Чукотки.

Спасти людей в этих условиях было почти невозможно. Единственной надеждой на спасение стала авиация. Советские летчики сделали практически невозможное — в тяжелейших погодных условиях они сумели вывезти в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 160 км от места ледовой стоянки, всех челюскинцев.

Не имеющий аналогов подвиг советское правительство решило отметить особенной наградой. 16 апреля 1934 года ЦИК СССР особым постановлением учредил «высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза».

20 апреля 1934 года состоялось награждение — первыми Героями Советского Союза стали Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

В 1930-х годах «сталинские соколы» были такими же любимцами страны, какими впоследствии стали космонавты. Но с течением времени герои 1930-х стали уходить в тень. Как же сложилась дальнейшая судьба первых Героев Советского Союза?

Василий Сергеевич Молоков, Герой Советского Союза, полярный летчик, принимавший участие в экспедиции по спасению экипажа ледокола «Челюскин». Фото: РИА Новости/ Владислав Микоша

Василий Молоков

Командир отряда полярной авиации Главного управления Севморпути Василий Молоков к моменту эпопеи с челюскинцами имел за плечами богатый опыт полетов в зоне Крайнего Севера. Молоков не только работал на трассах вроде маршрута Красноярск — Игарка, но и летал на дальнюю ледовую разведку над Северным Ледовитым океаном.

Опытный Молоков, летавший на двухместном Р-5, вывез на своем самолете больше всех челюскинцев — 39 человек. Именно он предложил увеличить число пассажиров, используя для этой цели подвешенные под плоскостями фанерные парашютные ящики.

После спасения челюскинцев Молоков продолжал работать в Севморпути. В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск — Киренск — Якутск — Нагаево — Нижнеколымск — Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. В 1936 году совершил полёт вдоль всего арктического побережья СССР. В 1937 году участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс — в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции.

В советско-финской войне Молоков находился в действующей армии, отвечая за снабжение войск всеми необходимыми грузами самолётами гражданской авиации.

В годы Великой Отечественной войны Василий Молоков курировал создание трассы для перегона военных самолетов, поступавших в СССР с Аляски по программе ленд-лиза.

С мая 1943 года Молоков командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном фронте, с апреля 1944 — на 3-м Белорусском фронте. Дивизия под его командованием участвовала в Белорусской, Прибалтийской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской наступательных операциях.

Уйдя в отставку с военной службы в 1947 году в звании генерал-майора, Василий Молоков много лет был председателем Высшей квалификационной комиссии Гражданского воздушного флота.

Умер Василий Сергеевич Молоков 29 декабря 1982 года в возрасте 87 лет.

Николай Каманин

В феврале 1934 года командир отряда 28-й Отдельной авиаэскадрильи Николай Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов, направленного на спасение челюскинцев.

На своем самолете Каманин вывез 34 челюскинца, что уступает только результату Василия Молокова.

В январе 1935 года Каманина направили учиться в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, которую он окончил с отличием. В декабре 1938 года он был назначен командиром 19-й легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона.

Бригада Каманина принимала участие в советско-финской войне 1939/1940 годов.

В начале Великой Отечественной войны Каманин, командовавший 4-й авиационной бригадой, принял участие в операции в Иране, которую осуществили совместно войска СССР и Великобритании.

В июле 1942 года Каманин был направлен в действующую армию в качестве командира 292-й штурмовой авиадивизии. Заканчивал войну герой в звании генерал-лейтенанта и в должности командира 5-го штурмового авиакорпуса.

В качестве командира сводного батальона лётчиков в составе сводного полка 2-го Украинского фронта Николай Каманин принял участие в Параде Победы.

Из всех первых советских Героев Каманина, пожалуй, помнят лучше других. В 1960 году он возглавил отбор и подготовку первых советских космонавтов. Шефом отряда космонавтов Каманин, официально занимая пост помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, оставался до своей отставки в 1971 году.

Умер Николай Петрович Каманин в Москве 11 марта 1982 года в возрасте 73 лет.

Анатолий Ляпидевский

Пилот Дальневосточного управления Гражданского Воздушного флота Анатолий Ляпидевский первым обнаружил лагерь челюскинцев. Для этого ему пришлось совершить около трех десятков разведывательных полетов, нередко проходивших в пургу.

На своем АНТ-4 Ляпидевский сумел совершить один рейс на льдину, в ходе которого эвакуировал 10 женщин и двоих детей.

После завершения челюскинской эпопеи летчик решил вернуться в армию. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

В годы Великой Отечественной войны Ляпидевский занимал посты заместителя командующего ВВС 19-й армии, а затем начальника полевого ремонта 7-й воздушной армии.

В 1943 году он был назначен директором авиационного завода. После войны Ляпидевский был первым заместителем начальника КБ-25 и директором опытного завода № 25. С начала 1960-х годов и до конца жизни он являлся сначала ведущим конструктором, а затем заместителем главного инженера ОКБ А. И. Микояна.

Анатолий Ляпидевский умер 29 апреля 1983 года, последним из семерки первых Героев Советского Союза. Ему было 75 лет.

Самолет Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. Фото: РИА Новости

Михаил Водопьянов

Михаил Водопьянов — единственный из первых летчиков-героев, кто может потягаться по степени известности с Каманиным.

Гражданский пилот Водопьянов, имевший богатый опыт полетов в трудных северных условиях, трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек.

В 1937 году Михаил Водопьянов, командуя специальным авиаотрядом, на своем АНТ-6 первым совершил посадку в районе Северного полюса, высадив членов экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс-1».

В должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 Водопьянов участвовал в советско-финской войне. В 1941 году он был назначен командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии, которая совершила налет на Берлин. Однако серьезные потери, понесенные дивизией, привели к отстранению летчика от командования. Водопьянов остался на фронте в качестве рядового летчика. И в этом же качестве ему в виде исключения было присвоено звание генерал-майора.

После войны Михаил Водопьянов принимал участие в секретных экспедициях к Северному полюсу, в ходе которых решались задачи по линии военного ведомства.

После окончания летной карьеры он активно занимался литературной деятельностью, был членом Союза писателей.

Умер Михаил Водопьянов 11 августа 1980 года в Москве в возрасте 80 лет.

Сигизмунд Леваневский

Летчик Сигизмунд Леваневский, несмотря на свое дворянское происхождение, считался любимцем Иосифа Сталина. Этим некоторые объясняют тот факт, что Леваневский стал Героем Советского Союза, не вывезя ни одного человека из лагеря челюскинцев. Самолет, на котором летчик собирался участвовать в спасательной операции, потерпел аварию.

Сигизмунд Леваневский первым, еще до Валерия Чкалова, предпринял попытку перелета из СССР через Северный полюс в США. Однако в августе 1935 года его АНТ-25 совершил посадку под Новгородом из-за утечки масла. Пилот объявил, что проблема в несовершенстве самолетов конструктора Туполева, и отказался летать на его машинах.

Новую попытку перелета в США через Северный полюс Леваневский предпринял 12 августа 1937 года на экспериментальном бомбардировщике ДБ-А конструктора Виктора Болховитинова.

Экипажу Леваневского удалось достичь Северного полюса, но вскоре после этого с ним пропала связь.

Самолет с бортовым номером Н-209 так и не был обнаружен. Сигизмунд Александрович Леваневский до сих пор считается пропавшим без вести.

Сигизмунд Александрович Леваневский. Фото: РИА Новости/ Владислав Микоша

Иван Доронин

Летчик Гражданского воздушного флота Иван Доронин прибыл на спасение челюскинцев вместе с Михаилом Водопьяновым, совершив сложнейший перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем.

Доронину удалось один раз добраться до ледового лагеря и вывезти двух человек.

После спасения челюскинцев пилот продолжал летать по воздушным трассам Восточной Сибири и Севера.

В 1939 году он окончил Военно-воздушную академию РККА им. Н. Е. Жуковского. После ее окончания Доронин был назначен начальником летно-испытательной станции авиационного завода № 1. В годы Великой Отечественной войны летчик работал в той же должности на авиазаводе № 301 в Химках.

Иван Васильевич Доронин умер 2 февраля 1951 года в возрасте 48 лет.

Иван Доронин, 1932 г. Фото: РИА Новости/ Георгий Зельма

Маврикий Слепнев

Когда начиналась челюскинская эпопея, Маврикий Слепнев вместе с Сигизмундом Леваневским получил задание отправиться в США для приобретения самолетов, которые планировалось задействовать в спасательной операции. Но если «Флитстер» Леваневского потерпел аварию, то Слепнев на своей машине спас пятерых челюскинцев. Кроме того, по решению советского правительства он перевез заболевшего начальника экспедиции Отто Шмидта в больницу американского города Ном на Аляске.

В 1936 году Маврикий Слепнев окончил Военно-воздушную инженерную академию, а в 1939 году он возглавил академию Гражданского воздушного флота.

В годы Великой Отечественной войны Слепнев был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота, затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.

Маврикий Трофимович Слепнев умер в 1965 году в Москве, полгода не дожив до 70-летия.

Маврикий Слепнёв, 1955 г. Фото: РИА Новости/ Виктор Темин