203 мм пушка

Содержание

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы

Создание 203-мм самоходной пушки 2С7 «Пион» также началось с постановления Совета министров СССР от 1967 г. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 25 000 м. Вскоре в Министерство обороны СССР поступило несколько вариантов будущей самоходки. В начале 1969 г. был принят 203-мм калибр. Главным разработчиком «Пиона» назначили ленинградский Кировский завод.

САУ 2С7М «Малка»

В 1980-е годы назрела необходимость модернизации САУ 2С7. Поэтому была открыта опытно-конструкторская работа под шифром «Малка» (индекс ГРАУ — 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был разработан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. Благодаря новому двигателю САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином. Модернизации подверглась и ходовая часть машины. В феврале 1985 года САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью подверглась испытаниям. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000—10 000 км.

Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно. Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной наводки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня — в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в САУ была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов. Серийное производство САУ 2С7М было начато в 1986 году. Кроме того, экипаж машины был уменьшен до 6 человек.

Боевое применение 2С7 Пион

За время эксплуатации в Советской армии самоходные пушки «Пион» ни разу не применялись ни в одном вооружённом конфликте, однако интенсивно использовались в артиллерийских бригадах большой мощности ГСВГ. После подписания Договора об обычных вооружённых силах в Европе все самоходные пушки «Пион» и «Малка» были выведены из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцированы в СибВО и ДальВО.

Единственным известным на данный момент эпизодом боевого применения САУ 2С7 является война в Южной Осетии, где грузинской стороной конфликта использовалась батарея из шести САУ 2С7. При отступлении грузинские войска спрятали все шесть САУ 2С7 в районе Гори. Одна из 5 обнаруженных российскими войсками САУ 2С7 была захвачена в качестве трофея, остальные — уничтожены.

Существуют свидетельства присутствия «Пионов» в зоне вооружённого конфликта на востоке Украины в составе ВСУ, достоверных сведений о применении пока не имеется.

Тактико-технические характеристики 2С7 Пион

— Годы производства: 2С7 — с 1975 по 1985; 2С7М — с 1986 по 1990
— Годы эксплуатации: с 1975
— Количество выпущенных, шт: более 500

Экипаж 2С7 Пион

— 7 человек

Размеры 2С7 Пион

— Длина корпуса, мм: 10 500
— Длина с пушкой вперёд, мм: 13 200
— Ширина корпуса, мм: 3380
— Высота, мм: 3000
— Клиренс, мм: 400

Вес 2С7 Пион

— 45 тонн

Бронирование 2С7 Пион

— Тип брони: противопульная
— Лоб корпуса (низ), мм/град: 12
— Борт корпуса, мм/град: 8+13
— Днище, мм: 8—16

Вооружение 2С7 Пион

Дальность стрельбы 2С7 Пион

— 8,4…47,5 км

Двигатель 2С7 Пион

— Тип двигателя: В-46-1
— Мощность двигателя, л. с: 780
— Удельная мощность, л. с./т: 17,25

Скорость 2С7 Пион

— Скорость по шоссе, км/ч: 50

— Запас хода по шоссе, км: 675
— Ёмкость топливных баков, л: 1280.

Фото САУ 2С7

Размещение агрегатов в корпусе САУ 2С7 «Пион»

Гаубица Б-4 – 8-дюймовый ветеран

Молодое Советское государство получило от царской армии вооружение устаревших образцов, которое зачастую не имело перспектив развития. Особенно это касалось артиллерии среднего и крупного калибров. Поэтому уже в конце осени 1920 года создается новое конструкторское бюро, которое возглавляет Ф.Ф. Лендер. Организационно бюро входило в состав Артиллерийского комитета, поэтому получило короткое обозначение КБ Арткома.

Одной из разработок бюро стала тяжелая гаубица Б-4, которая широко использовалась в Зимней войне и в ходе Великой Отечественной. Надежность и прочность конструкции позволили сохранить орудие в штатном расписании Советской Армии вплоть до 80-х годов, а затем передать материальную часть на базы долговременного хранения.

История создания

В конце 1926 года появляется техническое задание, согласно которому требовалось разработать полевую гаубицу калибра 203 мм, имевшую увеличенную дальность ведения огня. Но главный конструктор Ф.Ф. Лендер умер в 1927 году и не смог довести проект до конца. Поэтому наработки передали на завод «Большевик», где была доведена до логического завершения только лафетная часть. Работы по артиллерийской части гаубицы были завершены КБ Арткома под руководством А.Г. Гаврилова.

В самом начале 1928 года чертежная документация была представлена заказчикам, причем одновременно существовал вариант орудия с дульным тормозом и без него. Остальные компоненты гаубиц были идентичными, аналогичными были боеприпасы и баллистика.

В итоге для дальнейшего развития проекта была принята модификация без дульного тормоза. Спустя 3 года заводом «Большевик» был построен первый прототип, который прошел отстрел на полигоне НИАП в течение лета 1931 года. На начальных этапах стояла задача подбора веса и типа боевого заряда, который обеспечивал бы требуемую дальность стрельбы без ущерба ресурсу ствола.

На первых испытаниях отмечались случаи деформации и разрыва ствола.

Работы заняли почти 2 года, в ходе которых велись и полигонные и армейские испытания. В итоге, к середине 1933 года орудие рекомендовали для серийного производства и год спустя приняли на вооружение под индексом «203 мм гаубица образца 1931 года» или Б-4 (Б – от сокращения названия завода «Большевик», по новой системе обозначений, введенной в СССР).

В ходе доработок в конструкцию гаубицы ввели ствол, удлиненный на 3 калибра, дополнительно изменили конфигурацию казенной части. Улучшение характеристик привело к появлению полуофициального обозначения Б-4БМ (Большей Мощности). При этом ранние образцы стали называть Б-4ММ (Малой Мощности). Постепенно все собранные образцы ММ доработали до стандарта БМ и разделение на типы прекратилось.

Последние упоминания о версии Б-4ММ имеются в документации периода окончания Великой Отечественной войны. Согласно отчетам заводов, в армию было отгружено 31 гаубица модели Б-4ММ.

Из-за сложности конструкции и острой потребности РККА в новом виде оружия к производству решили подключить Сталинградский завод «Баррикады». Но предприятие столкнулось с большими сложностями технологического плана, в результате в 1934 году он смог поставить в армию только 15 экземпляров Б-4, причем один из образцов завод начал собирать еще в 1933 году. Из-за низких темпов поставки завод временно отстранили от сборки Б-4, переориентировав на выпуск более простого и технологичного орудия А-19.

Но на «Большевике» картина была немногим лучше, там за 5 лет осилили собрать только 146 гаубиц Б-4.

Поэтому уже в 1938 году к выпуску вновь подключают завод «Баррикады». Перерыв в производстве пошел предприятию только на пользу. Полученный опыт изготовления пушек А-19 позволил быстро развернуть изготовление и гаубицы Б-4.

Сборка артиллерийских систем в Сталинграде шла нарастающими темпами вплоть до конца 1941 года, в течение которого в армию было отправлено 300 экземпляров орудия Б-4.

Несколько орудий было собрано в самом начале 1942 года, после чего более Б-4 в Сталинграде не производили.

Для поддержки «Большевика» был привлечен машиностроительный завод, расположенный в Новокраматорске. Сборка Б-4 стартовала на новой площадке в 1938 году, а последние экземпляры передали заказчику в середине осени 1941 года. Всего 3 завода собрали более 1000 гаубиц Б-4, которые заметно отличались друг от друга. Причиной стали различные возможности предприятий, которые были вынуждены корректировать конструкцию элементов орудия под свои технологические особенности.

Командование РККА неоднократно обращало внимание на отсутствие взаимозаменяемости узлов и элементов гаубиц Б-4. Были предприняты попытки унифицировать конструкцию, которые продолжались вплоть до прекращения выпуска артиллерийской системы. Так, в 1937 году на основе опыта эксплуатации сданных в армию гаубиц была проведена небольшая модернизация, которая привела к унификации части чертежной документации.

Мобильная версия

В 1933 году появилась идея установить ствол и часть лафета гаубицы Б-4 на самоходное шасси, состоявшее из деталей танков Т-26 и Т-35. Установка оснащалась бензиновым 12-цилиндровым мотором М-17, имевшим мощность 500 л.с. Поскольку силовой агрегат размещался спереди, то удалось выделить место для перевозки боекомплекта, состоявшего из 8 выстрелов. Установка получила обозначение Су-14, и уже летом 1933 года поступила на испытания, на которых присутствовал маршал К.Е. Ворошилов.

В ходе испытаний были отмечены многочисленные дефекты ходовой части, которая испытывала перегрузки при стрельбе.

Ситуацию не исправили даже 2 кормовых сошника с гидравлически и резервным ручным приводами. Новые испытания стартовали только весной 1935 года, при этом ходовая часть вообще не оценивалась. Установка получила положительные оценки и была рекомендована к проведению войсковых испытаний. Вместе с тем была отмечена низкая устойчивость Су-14 при стрельбе под большим углом возвышения ствола гаубицы Б-4.

Следующий цикл испытаний стартовал в 1936 голу и показал раскачку установки при выстреле. На подачу нового снаряда и заряда уходило почти 6 минут, на ходу стрельба не допускалась. Но дефекты ходовой части устранены не были, поэтому Су-14 отправили на доработку на завод №185, в ходе которой была установлена 152 мм пушка Бр-2.

Аналогичная судьба постигла экземпляр Су-14-1, построенный тем же заводом №185. После пробных стрельб самоходку забраковали, а затем заменили пушку Б-4 на 152 мм гаубицу Бр-2. В результате оба прототипа в 1937 году оказались на складе длительного хранения в Москве. Позднее обе установки приняли участие в войне с финнами, а затем отражали атаки немцев в районе Кубинки. До наших дней дожил только прототип Су-14-1.

Еще одной попыткой создания мобильного орудия стала установка С-51, представлявшая собой сочетание шасси танка КВ-1с и вращающейся части гаубицы Б-4. Конструкция была создана в 1943 году под руководством В.Г. Грабина и поступила на заводские испытания. При пробных выстрелах отмечался откат установки назад, а также боковая раскачка. По этой причине точность стрельбы падала, но была признана достаточной. Дальнейшего развития проект не получил, поскольку гаубица Б-4 к тому времени серийно не выпускалась.

Особенности конструкции

Для комплектации гаубиц Б-4 использовались стволы нескольких типов. Применялись конструкции, составленные из нескольких частей и монолитные. При этом скрепленные стволы первых выпусков не оснащались лейнером. Устройство, разработанное заводом «Большевик», появилось только в 1934 году на стволах гаубиц малой мощности.

В конструкцию ствола входит отдельная труба, в которой выполнена нарезная часть и имеется камора. Нарезы (64 шт.), имеющие постоянную крутизну и длину хода 20 калибров.

Ширина и глубина нарезки на стволах, выпущенных до 1936 года, отличается от более поздних образцов. Причиной модернизации стали случаи среза нарезки в момент прохождения снаряда. После доработки появилась новая проблема – омеднение канала ствола, но Артиллерийское управление РККА признало дефект допустимым и не влияющим на характеристики гаубицы Б-4.

Существовал опытный образец ствола Б-4, оснащенный 48 нарезами, которые имели постоянную крутизну и длину хода 12 калибров. Подобное орудие было изготовлено в конце 1936 года и предназначалось для опытных стрельб снарядами весом около 175 кг. Полученные результаты не устроили Артиллерийское управление, прототип гаубицы был возвращен на завод «Большевик» для устранения дефектов и доработки. На повторные испытания образец не предъявлялся.

Камора Б-4 построена из нескольких чередующихся поверхностей с конической и цилиндрической конфигурацией. Сверху труба закрыта кожухом, который имеет посадку с натягом. Для соединения ствола с противооткатными приспособлениями и установки элементов затвора используется казенник, который накручен на корпус кожуха и зафиксирован 2 штифтами.

Применение быстросменного лейнера позволило обеспечить ускоренную замену изношенной рабочей части.Лейнер крепится при помощи гаек, замена осуществляется при помощи домкратов. Моноблочные стволы гаубицы Б-4 изготовлялись только с лейнером. Также отличаются и затворы, которые могут быть 2-х или 3-х тактными. В зависимости от конструкции затворов различаются и лейнеры.

Поршневой затвор схемы Шнейдера 2-тактного типа отпирается двумя отдельными движениями рукоятки, в 3-тактном добавлен еще одна манипуляция рукояткой. Заряд расположен в отдельном картузе, в котором размещается ударная трубка.

Разрушение воспламенителя производится бойком, который получает импульс при ударе молотком, связанным со спусковым шнуром.

Корпус трубки выбрасывается после выстрела из каморы. В конструкции затвора используется предохранитель, не позволяющий открыть узел при затяжном выстреле. Дополнительный элемент не позволяет произвести выстрел из гаубицы Б-4 при неплотно закрытом затворе.

В гаубице Б-4 использован гидравлический замедлитель отката, обеспечивающий плавный возврат ствола в исходное положение. Внутри устройств имеются регулируемые каналы, которые обеспечивают переменную длину отката, зависящую от угла возвышения. В качестве рабочей жидкости используется веретенное масло, объем заправки составляет 41 л. Накатник оборудован воздушно-гидравлическими рабочими элементами. В полости закачивается сжатый воздух (или азот), рабочее давление составляет 38-42 атм. Также имеются полости, заполненные веретенным маслом, объем 63 л.

Ствольная часть гаубицы Б-4 размещается на верхней секции станка, изготовленной из отдельных элементов, соединенных заклепками. На нижней части станка установлен боевой стержень, который обеспечивает подвижное соединение частей. Поворот и фиксация при помощи механического привода. Для ускоренного приведения ствола Б-4 в требуемое положение имеется отдельный механизм. Нижняя часть станка оснащена специальными башмаками, к которым крепится ходовая часть.

Гусеничная ходовая часть построена на основе клепаной балки, которая используется для натяжения ленты. Балка позволяет передавать часть энергии отката через опорные катки на грунт. На каждой стороне ходовой части гаубицы Б-4 установлено по 2 каретки, на каждой из которых по балансирной тележке со сдвоенными опорными цельнометаллическими катками.

Заднее колесо, оснащенное зубчатым венцом, обеспечивает замедление гаубицы при движении.

Управление тормозами осуществляют 2 человека, которые находятся на специальных площадках. Для снижения прогиба верхней ветви гусеницы используются 2 дополнительных сдвоенных ролика.

Корректировка натяжения гусеницы производится ленивцем фронтального расположения. Ось колеса расположена на подвижной опоре, которая перемещается по направляющим пазам. Гусеница гаубицы Б-4 состоит из 39 траков, которые имеют сворную конструкцию. Для снижения веса внутренняя часть трака выполнена пустотелой. На внешней части звеньев приварены шпоры. Подвеска обеспечивает мягкость хода, отключается во время ведения огня. Разворот гаубицы на большие углы производится с помощью отдельной лебедки, установленной на балке гусеницы.

Для гаубиц Б-4 было создано несколько разновидностей бетонобойных и фугасных снарядов. Наибольшее распространение получил бетонобойный боеприпас Г-620, имеющий вес 100 кг. Внешним отличительным признаком является синяя полоска, нанесенная на корпус ниже центрирующего утолщения. Для осуществления выстрела используются полный или уменьшенный заряды пороха, весящие 15,2 и 5,26 кг соответственно.

Позднее появился удлиненный 146-килограммовый снаряд Г-620Т, предназначенный для разрушения бетонных укрытий. Все бетонобойные снаряды оснащены донным взрывателем типа КТД, имеющим поворотный регулятор состояния. Перед производством выстрела требуется повернуть пластину на фугасное действие или взрыв с замедлением.

Также для гаубицы Б-4 созданы два варианта фугасных снарядов весом по 100 кг, обозначаемых Ф-625 и Ф-625Д.

Боеприпасы предназначены для ведения огня на обычные и дальние дистанции соответственно. Внешне дальнобойную гранату можно отличить только по отсутствующему резьбовому колпачку на носовой части.

Для подрыва снарядов обоих типов используется головной взрыватель РГМ-2, который дополнен донным прибором 5ДТ-2. Перед выстрелом требуется установить взрыватель РГМ-2 на осколочное или фугасное действие гранаты. Донный взрыватель также с регулятором режима, перед выстрелом требуется отключить предохранитель.

Позднее в боекомплект гаубицы Б-4 включили 150-килограммовый снаряд с ядерной боеголовкой. Все снаряды, независимо от назначения, имеют защитную окраску серого цвета (как указывается в документации – серо-дикого).

Не подлежат окраске только ведущий поясок и зоны центрирующих утолщений. На корпусе маркировка, нанесенная черной краской, в которой указан завод-изготовитель, дата снаряжения и индекс боеприпаса. Из-за большого веса снарядов ручное заряжание невозможно, для подачи снаряда в камору Б-4 используются крановая лебедка и направляющие пластины.

Основные пороховые заряды для Б-4 состоят из основного пакета и дополнительных пучков, всего возможно получение 7 комбинаций. Для формирования зарядов гаубицы допускается применение порохов марок 15/7 или 17/7. Воспламенитель снаряжается дымным крупнозернистым порохом или артиллерийским бездымным аналогом. Заряд размещается внутри картуза, изготовленного из ткани и сшитого шелковой нитью. Порох от высыпания предохраняется картонной заглушкой.

Дополнительно существуют уменьшенные заряды (5 шт.), состоящие из порохов марки 5/1 или 4/1.

Регулировка веса производится посредством 4 пучков, которые сделаны из пороха 5/1. Воспламенитель в этом случае снаряжается только дымным ружейным порохом. Все заряды для гаубицы Б-4 поставляются в отдельных укупорках, на которых нанесена пояснительная маркировка.

Боевое применение

Дебют Б-4 в боях состоялся в ходе Зимней войны. На ранних этапах войны тяжелые гаубицы, находившиеся в Резерве Главного Командования (РГК), практически не применялись. Использовать Б-4 стали только при штурме главных оборонительных полос, при этом мощности снарядов зачастую не хватало для пробития или разрушения огневых точек. Но психологический эффект взрывов тяжелых снарядов был неоценимым, за что финны прозвали гаубицу «сталинский кулак». Позднее была отработана тактика ведения огня по укрепленным точкам прямой наводкой.

К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 имелись только в отдельных полках РГК, поэтому потери оказались сравнительно небольшими. В ходе летнего наступления в 1941 году германской армии удалось захватить некоторое количество гаубиц Б-4, которые были брошены в частях и на дорогах. Причиной стал большой вес орудия и низкая скорость перевозки, из-за которых материальную часть пришлось оставлять. Так, например, в районе Дубно неприятелю досталось все вооружение 529-го гаубичного полка. Всего за первое полугодие РККА не досчиталась 75 орудий из 849 имевшихся.

Немцы охотно использовали вооружение, поскольку остро нуждались в крупнокалиберных орудиях. В Вермахте трофейной гаубице присвоили индекс 20,3 cm HaubiUe-503(г). Орудия использовались в основном на советско-германском фронте, но отмечены отдельные экземпляры Б-4 в странах Европы. Для стрельбы использовались трофейные советские снаряды, картузы снаряжались немецким порохом. Максимальный вес заряда по германской документации составлял 15,4 кг.

Применение Б-4 советскими войсками началось ближе к концу 1942 года, гаубица использовалась для разрушения укрепленных районов и зданий.

Отмечены единичные случаи подбития танков. Так, например, одна из самоходных установок Ferdinand была разбита под Курском 203 мм снарядом, случайно попавшим в крышу боевого отделения.

После окончания Великой Отечественной войны гаубицу Б-4 быстро списали как устаревшую, но спустя несколько лет вернули обратно. К началу 50-х годов на вооружении армии появился быстроходный гусеничный тягач АТ-Т, оснащенный модификацией танкового дизеля В-2. Новая машина обеспечивала скорость буксирования гаубицы Б-4 до 35 км/ч, но гусеничная ходовая часть орудия не была приспособлена для подобных нагрузок.

Для увеличения мобильности было предложено изменить конструкцию ходовой части, переведя ее на пневматические шины. Работы по созданию новой ходовой части выполнили силами завода «Баррикады», уже в 1955 году началось производство конструкции и модернизация парка гаубиц. Ведущим конструктором нового лафета стал Г.И. Сергеев.

Доработанная артиллерийская система получила обозначение Б-4М и индекс ГАУ 52-Г-625М. Орудие состояло на вооружении Советской Армии вплоть до начала 80-годов, а затем было передано на склады долговременного хранения. По состоянию на 2016 год на консервации находится не менее 40 гаубиц Б-4М.

В ходовой части Б-4М использованы шины размером 1350*380 мм с губчатым наполнитель.

Колеса имеют параллелограммно-балансирную торсионную подвеску. Перед началом стрельбы требуется установить гаубицу в боевое положение, касание колесами земли недопустимо.

Технические характеристики и аналоги

Ближайшим аналогом является немецкая 210 мм мортира Mrs 18, оснащенная двойным тормозом отката. За счет этого устройства удалось обеспечить повышенную устойчивость при выстреле. Всего было выпущено 711 экземпляров, трофейные орудия использовались Красной Армией наравне с Б-4.

Б-4 21 cm Mrs 18
Длина ствола, калибров 25 29
Масса в боевом положении, кг 17700 16700
Скорострельность, в/мин 0,5 0,5
Дальность стрельбы, м 17890 16700

Недостатком германского орудия стали большие габариты. Из-за этого требовалось разделение конструкции на составные элементы. Перед началом стрельбы требовалось отделение кормовой колесной тележки, что позволяло опустить станину на грунт. При этом конструкция орудия обеспечивала поворот конструкции на 360⁰ усилием всего 1 человека.

Гаубицы Б-4 стали одним из символов наступления Красной Армии, приняв участие во всех операциях, начиная с конца 1942 года. Несколько экземпляров орудия установлены на постаментах в Краснодаре, Санкт-Петербурге и Верхней Пышме. Причем в последнем сразу две гаубицы, собранные заводами «Баррикады» и «Большевик».

Для любителей масштабных моделей выпускаются копии гаубицы Б-4, уменьшенные в 35 раз.

Первая модель производится на пресс-формах, созданных для российской фирмы «Алан». Более детальную копию выпускает китайская компания Trumpeter.

«Зверобои» большого калибра

Принятие на вооружение советской самоходной установки КВ-14, более известной как СУ-152 («Зверобой»), не означало, что развитие её конструкции остановилось. Использование в качестве вооружения тяжёлой САУ 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 считалось в какой-то степени вынужденной мерой, поэтому предпринимались попытки установить на неё более мощные системы. В этом материале речь пойдет об альтернативных вариантах вооружения тяжёлой советской самоходки — 203-мм гаубицах и мортирах. Одной из таких машин могла стать СУ-203.

Промежуточный тип

Причины поиска альтернативных вариантов вооружения для советской тяжёлой САУ довольно просты. При разработке «истребителя ДОТ-ов» предполагалось, что в него будет устанавливаться 152-мм пушка особой мощности БР-2. Это орудие было выбрано как наиболее мощное из систем аналогичного калибра, имевшихся на вооружении Красной армии. Наиболее важной характеристикой было то, что бетонобойный снаряд 53-Г-551 к этой пушке мог пробивать до двух метров бетона. Это означало, что укрепления вроде финских ДОТ-ов «миллионников» становились уязвимыми для САУ с таким вооружением. Стоит ли удивляться, что при любом удобном случае ГАУ КА старалось заполучить тяжёлую САУ именно с таким орудием.

Ф.Ф. Петров при проектировании САУ ЗИК-20 предусмотрел вариант установки переработанного варианта БР-2. Проект, разработанный конструкторским бюро (КБ) завода №8 в октябре 1942 года, предполагал установку ствола БР-2 на лафет МЛ-20, при этом на орудие ставился массивный двухкамерный дульный тормоз. После того, как 30 октября 1942 года постановлением ГКО №2457сс завод №8 разделили на два (завод №8 и завод №9), Петров продолжил работу уже в должности начальника КБ завода №9. Проект переделки БР-2 был реализован в виде опытной 152-мм пушки Д-4.

203-мм корпусная гаубица У-3, 1942 год

Существовал ещё один, альтернативный вариант переделки, который так и не был реализован. Он предполагал установку на лафет МЛ-20 ствола 203-мм корпусной гаубицы У-3. Это орудие в 1938 году разработало КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) под руководством В.Н. Сидоренко. Оно создавалось как более лёгкая и менее мощная альтернатива гаубице особой мощности Б-4. Имея более короткий ствол (3250 мм), У-3 была значительно легче Б-4 (9,4 тонны против 17,7).

В целом У-3 выглядела лучше, чем похожая система М-40, но по итогам испытаний ей требовалась доработка. Начало Великой Отечественной войны приостановило работы, но в апреле 1942 года гаубица снова вышла на испытания. Их она не выдержала из-за проблем с лафетом и подъёмным механизмом. Так появился проект модернизации на лафете У-3. Согласно проекту, боевая масса такой системы снижалась с 9400 до 8100 кг. Минусом являлось появление массивного двухкамерного дульного тормоза и уменьшение угла возвышения с 75 до 65 градусов.

Проект установки У-3 на лафет МЛ-20, октябрь 1942 года

В описании этой системы был и пункт о её возможном использовании в самоходном варианте:

«Поскольку 152 мм пушка БР-2 имеет с 203 мм гаубицей Б-4 общий лафет, люльку, затвор, противооткатные устройства, то наложение БР-2 на танковую люльку МЛ-20 открывает возможность, при необходимости, постановки на эту люльку с подобными передками ствола-моноблока 203-мм гаубицы Б-4 и, конечно, ещё легче поставить в танк 203-мм гаубицу У-3».

Ствол переработанного варианта У-3

Даже эскиза установки переделанной гаубицы У-3 в САУ ЗИК-20 выполнено не было. Тем не менее, история имела продолжение. Весной 1943 года КБ завода №9 прорабатывала возможность установки У-3 уже в другую машину – СУ-152. Созданный эскиз был крайне условным. Если бы такую машину построили в металле, то бронировка орудийной маски наверняка осталась такой же, как у СУ-152. Дальше этого наброска, впрочем, дело не продвинулось. Дело в том, что снаряд У-3, идентичный снаряду 203-мм гаубицы особой мощности Б-4, весил 100 килограмм. Не совсем понятно, как боезапас из таких снарядов размещался бы в весьма узкой и низкой рубке КВ-14. И совсем непонятно, как заряжающий мог бы заряжать их вручную, ведь из-за малой высоты рубки КВ-14 разместить в ней крановое оборудование, как в У-19, вряд ли бы удалось.

В 1943 году окончательно закатилась звезда 203-мм гаубицы большой мощности У-3. В серию орудие не пошло, и перспективы проекта вооружённой ею САУ становились ещё более туманными. Не была реализована и идея наложения ствола У-3 на лафет МЛ-20, хотя в феврале 1943 года появилось указание изготовить опытный образец. Модернизированная версия гаубицы У-3 со стволом, удлиненным до баллистики Б-4, получившая индекс У-3БМ, тоже не была воплощена в металле.

Эскизный проект установки У-3 в СУ-152

Основным конкурентом для У-3 являлась БЛ-39, разработанная в 1938–39 годах Отдельным техническим бюро (ОТБ) НКВД, будущим ОКБ-172. Располагалось ОТБ НКВД в знаменитых «Крестах», а буквенная часть индекса этого орудия расшифровывалась не иначе, как «Берия Лаврентий». Это была одна из печально известных «шарашек», в которых трудились осуждённые конструкторы. В 1941–42 годах ОТБ НКВД эвакуировали в г. Молотов (ныне г. Пермь), где его переименовали в ОКБ-172. Работа по БЛ-39 продолжилась, причем теперь система конкурировала с корпусной гаубицей большой мощности М-40, разработанной в 1938–39 годах КБ завода №172. В ходе совместных испытаний БЛ-39 уступила свердловской У-3, которая, впрочем, также не пошла в серию.

203-мм гаубица М-40 на испытаниях

Не повезло и М-40. В 1940 году эта гаубица не смогла пройти полигонные испытания, поскольку при стрельбе ее колеса зарывались в грунт. В 1942 году М-40 уже считалась если не безнадёжной, то, по меньшей мере, отошедшей на второй план. В октябре 1942 года из Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) поступил приказ о прекращении работ по данной гаубице.

Тем не менее, именно эту систему на заводе №172 посчитали подходящей для установки в САУ. Весной 1943 года КБ завода №172 использовало М-40 в качестве вооружения самоходной установки. САУ, получившая заводской индекс М-17, являлась инициативным проектом завода, который был одобрен народным комиссаром вооружения Устиновым. Проект был представлен к рассмотрению 5 июня 1943 года, то есть уже через две недели после неудачи ОКБ-172 с СУ-203. К сожалению, по данной установке сохранилось только её словесное описание и расчеты орудийной системы. Концепция М-17, работами по которой руководил начальник артиллерийского КБ завода №172 В.А. Ильин, была близка к концепции СУ-203. При её создании изменения в конструкцию шасси КВ-1с должны были быть минимальными, а использование деталей рубки СУ-152 – максимальным. От серийной самоходной установки без изменений брались неподвижная бронировка, маска и рамка.

Расчёт системы М-17

Использование гаубицы М-40 объяснялось тем, что её ствол больше всего подходил для установки в М-17. По проекту, ствол М-40 устанавливался на люльку от МЛ-20С, в конструкцию которой вносились минимальные изменения. Кроме того, ствол М-40 получал двухкамерный дульный тормоз длиной более метра. Для прямой наводки использовался телескопический прицел Т-5. Боекомплект САУ, согласно проекту, должен был составлять 16 выстрелов. Снаряды размещались в двух магазинах по левой стороне рубки – 9 в заднем и 7 в переднем. Заряды предполагалось разместить в двух железных ящиках, один из которых находился под системой, а второй – в правом углу боевого отделения. Кроме того, в боекомплект входили 25 гранат Ф-1 и 21 диск пистолета-пулемета ППШ.

Сохранялись те же, что и у СУ-152, состав экипажа, радиооборудование, люки рубки, приборы наблюдения. Для обеспечения угла склонения орудия в 3° крышу боевого отделения спроектировали с уклоном вперед на тот же угол. Кроме того, для обеспечения необходимого объема боевого отделения борта в кормовой части расширили до полной ширины машины. Основной топливный бак расширили, одновременно уменьшив размеры второго бака, который располагался вдоль левой стенки боевого отделения. Для того, чтобы снизить боевую массу М-17, толщину маски уменьшили до 65 мм, лобового листа рубки – до 60 мм, бортов и кормы рубки – до 45 мм. При этом боевая масса установки должна была составить 45,8 тонн. Также рассматривался вариант сохранения штатной толщины листов рубки СУ-152, в таком случае боевая масса должна была составить 46,8 тонн.

Полная длина дульного тормоза М-17 составляла 1140 мм

Проект был рассмотрен в Управлении самоходной артиллерии Главного бронетанкового управления Красной армии (УСА ГБТУ КА), где было решено изготовить опытный образец. Совсем иного мнения придерживались представители ГАУ КА. Здесь следует напомнить, что основной задачей М-17 являлось разрушение вражеских укреплений, и как раз в этом месте обнаружились нюансы. Расчеты проникновения бетонобойного снаряда гаубицы М-40 показали, что на дистанции в 2000 метров его показатели превышали характеристики бетонобойного снаряда МЛ-20 всего на 4%, на дистанции 1000 метров характеристики уравнивались, а на дальности 200 метров были уже ниже на 6%. С учетом того, что по вражеским укреплениям чаще приходилось бить прямой наводкой, смысл в создании подобной установки отсутствовал. В конце июля 1943 года работы по теме М-17 были прекращены.

У-19 в миниатюре

Проекты 203-мм САУ на базе СУ-152 обладали одним существенным недостатком. Дело в том, что боевое отделение этой самоходной установки и без того считалось относительно тесным, а размещение в нём боекомплекта из выстрелов калибра 203 мм места явно не прибавляло. Кроме того, крановое оборудование, которое требовалось для перемещения по боевому отделению столь тяжёлых снарядов, оказалось некуда ставить. Одним словом, боевое отделение СУ-152 для подобных таких целей явно не годилось. Решить эту проблему можно было изменив боевое отделение. Такой проект появился в мае 1943 года.

Испытания 203-мм корпусной мортиры М-4, 1943 год

Появлению этого проекта предшествовала инициативная разработка, которая стала конкурентом для У-3, БЛ-39 и М-40. В марте 1942 года конструкторское бюро завода №172 начало разработку 203-мм корпусной мортиры. Возглавил работу по системе, получившей заводской индекс М-4, С.П. Гуренко. Идея мортиры оказалась очень простой: на лафет МЛ-20 накладывался укороченный ствол по типу Б-4, от этой же гаубицы брался затвор. 14 мая 1942 года Артиллерийский комитет ГАУ КА одобрил проект М-4.

Первые испытания по теме мортиры прошли с 18 по 23 мая 1942 года, проверялся опытный лафет. Во время испытаний использовался баллистический ствол, изготовленный из трубы опытного образца 203-мм гаубицы М-40 и затвора 152 мм пушки Б-30. В августе 1942 года для мортиры был изготовлен ствол-моноблок. Затвор, с небольшими переделками, взяли от гаубицы Б-4. От нее же использовались и боеприпасы. Масса М-4 в походном положении составляла 8300 кг, а в боевом – 7500 кг, что меньше чем на полтонны превышало аналогичные данные МЛ-20.

Ствол М-4

Несмотря на ряд проблем, испытания продемонстрировали пригодность М-4 для серийного производства. Больше того, 12 июня 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3564сс «О подготовке производства 203-мм мортир «М-4″». На этом фоне появилась идея разработать самоходную установку с использованием М-4. Согласно документам, инициатором создания самоходной установки с мортирой М-4 выступал генерал-майор инженерно-артиллерийской служба А.А Толочков, занимавший должность начальника сектора опытных конструкций Техсовета Народного комиссариата вооружения (НКВ). С ним же ОКБ-172 согласовывало и предварительные требования, которые легли в основу проектирования.

Когда именно была запущена программа по тяжелой САУ с мортирой М-4, доподлинно неизвестно. Если судить по датам, проставленным на технической документации к проекту, работы велись в апреле 1943 года.

Общий вид самоходной установки СУ-203

12 мая 1943 года в адрес председателя технического комитета НКВ Сателя и председателя Артиллерийского комитета ГАУ генерал-лейтенанта Хохлова были направлены эскизные проекты двух самоходных установок. Первой из них была СУ-2–122, представлявшая собой двуствольную установку 122-мм гаубиц М-30 на шасси среднего танка Т-34. Вторым проектом стала самоходная установка, получившая обозначение СУ-203. Согласно описанию, при разработке СУ-203 были учтены следующие требования:

«1. Выполнение установки по типу КВ-14;

2. Размещение максимального количества выстрелов;

3. Обеспечение удобства работы экипажа;

4. Подача и заряжание простейшего типа, но не требующее применений больших усилий и обеспечивающие скорострельность порядка 1 выстрел в 1–1,5 минуты;

5. Вес установки с боезапасом порядка 46–46 тонн;

6. Прицел телескопический как основной и, кроме того, нормализированный, устанавливаемый на гаубице М-4. Для наблюдения – танковая командирская панорама ПТК;

7. Толщина брони: лобовая – 70 мм, борта – 60 м, крыша и кормовая стена 20–25 м;

8. Дополнительное вооружение: зенитный пулемет. Кроме того, в броне должны быть предусмотрены отверстия с заглушками для ручного оружия».

Продольный разрез. Хорошо видно, что благодаря переделке рубки появилась возможность установить в ней крановое оборудование

Примечание «по типу КВ-14» как нельзя лучше подходит к тому, что разработал коллектив во главе с А.Ф. Смирновым. От первоначальной самоходной установки в проекте осталась только орудийная маска и неподвижная бронировка. В остальном же получилась совершенно новая самоходная установка на шасси КВ-1с. Проект не предусматривал максимального использования уже имеющейся конструкции рубки СУ-152, поэтому конструкторы ОКБ-172 имели определённую свободу действий. В результате получился самобытный проект САУ, который отличался высокой продуманностью условий работы экипажа.

Несмотря на заметный рост калибра, места в боевом отделении вполне хватало

Из-за того, что механизм наведения мортиры М-4 оставлял слишком мало места для механика-водителя, его место было перенесено вправо. Для улучшения условий работы механика-водителя установку вооружения предлагалось сместить немного влево. Впрочем, допускалась и возможность возвращения механика-водителя на его штатное место, в таком случае нужно было изменить привод затвора, сделав его более компактным. Проблему размещения командира, который в СУ-152 сидел как раз справа от орудия, решили просто – его сделали одновременно наводчиком. Размещение радиостанции в СУ-203 не предусматривалось, что тоже было аргументом в пользу объединения функций командира и наводчика.

Число членов экипажа от этого не уменьшилось – заряжающих теперь стало двое. При этом заряжающий, находившийся по левую сторону от орудия, получал поистине царские условия. В его распоряжении оказалась командирская башенка с пятью смотровыми приборами, взятая от танка КВ-1С. У правого заряжающего место было тоже достаточно удобным: в его распоряжении имелся люк со встроенным вертлюгом для зенитного пулемета ДТ. Замковой получил в свое распоряжение смотровой перископический прицел ПТК. У командира же имелись лишь спаренный с орудием телескопический прицел СТ-10 да панорама для стрельбы с закрытых позиций.

Крановое оборудование, которое было для такой САУ необходимым

Основной боезапас в 14 выстрелов размещался у бортов, по 7 штук с каждого. Из-за этого топливные баки с правого борта пришлось убирать. Для вынимания снарядов из укладок был разработан специальный механизм, без которого такую массу вытаскивать было бы крайне затруднительно. Для стрельбы брался крайний в укладке снаряд, после чего на его место перекатывался соседний боеприпас. Заряды размещались в индивидуальных пеналах, которые были вставлены в конструкцию снарядных стеллажей. Еще по два снаряда было размещено в нишах, выступавших за габариты рубки. Кроме того, два дополнительных снаряда при необходимости можно было разместить в перегрузочных лотках. Упомянутые 6 дополнительных снарядов являлись укладкой второй очереди, их нужно было перегружать в основную укладку по мере израсходования боеприпасов из неё.

Благодаря плотной компоновке размещения боезапаса высота боевого отделения СУ-203 по сравнению с СУ-152 стала больше всего на 10 см. Увеличение высоты было необходимо для размещения кранового оборудования, без которого тягать снаряды массой центнер каждый было крайне сложно. Конструкторской группе Смирнова надо отдать должное: в отличие от поистине чудовищной по размерам и массе У-19, СУ-203 получилась максимально компактной. И при этом внутри оставалось достаточно места для комфортного размещения экипажа.

Снарядные укладки СУ-203 были хорошо продуманы

Заключение по проекту СУ-203 было утверждено 21 мая 1943 года. Претензий непосредственно к конструкции самоходной установки в нём не было, проблема лежала в совсем другой плоскости. Главной причиной неудачи проекта оказалась система М-4. Дело в том, что снаряд орудия МЛ-20 пробивал 1200 мм бетона, а М-4 – всего 800. Получалось, что для борьбы с вражескими укреплениями данная система подходила значительно хуже. С учетом того, что её скорострельность оценивалась в 1,5 выстрела в минуту, особого смысла в изготовлении и принятии на вооружение СУ-203 не было. Разумеется, осколочно-фугасное действие у снаряда М-4 было выше, но требовалось от этой системы совсем другое.

САУ на базе КВ-1с с орудием особой мощности в итоге всё-таки была построена. Но её концепция оказалась совсем другой.

Автор благодарит Сергея Агеева (г. Екатеринбург) за помощь в подготовке данного материала.

203 мм ярости: как «Кувалда Сталина», стала атомным тараном

Активные темы

  • Медведев предложил продавать нефть по принципу take or pay (32)

    sellinger Инкубатор 01:22

  • А как вы отвечаете верующим? (1030)

    thisisis Тексты 01:22

  • «До 6 мая может наступить полный коллапс»: владелец ТЦ «Атриум» … (438)

    РАд Тексты 01:22

  • Как прожить на 13000р ?Спб. (54)

    dremakaus Инкубатор 01:22

  • Запрещенная правда. (53)

    RealVor Инкубатор 01:21

  • Привет друзья! Много новеньких, будем знакомы-я Пашкетт (279)

    kitikitidada Инкубатор 01:21

  • «Яндекс» объяснил удаление меток участников виртуальных митингов (32)

    Latgelo Инкубатор 01:21

  • Постельный клоп (44)

    Бoндюэль Инкубатор 01:20

  • Коротко,как я понимаю ситуацию по новостям (10)

    Dogeron Инкубатор 01:20

  • Разница в фактах. (81)

    Garden Инкубатор 01:20

  • Война за дома или чего стоит наше право на собственность (165)

    Деповчанин События 01:20

  • Вызвала мужа на бой (103)

    Berezkin Видео 01:20

  • Тяготы военной службы (191)

    FatmanM Картинки 01:20

  • Цена на WTI упала ниже 0.1$ (366)

    DoceNNt События 01:19

  • Танцующие африканцы уже не в тренде? (158)

    Steban Видео 01:19