120 мм пушка канэ

120-мм пушка Канэ

120-мм пушка Канэ

Модифицированная финнами (перевёрнута качающаяся часть) 120-мм пушка Канэ на береговой позиции

История производства

Страна производства

Российская империя

Производитель

Обуховский завод

История службы

Состояло на вооружении

Россия Россия
Перу Перу

Характеристики орудия

Калибр, мм

Длина ствола, мм/калибров

Тип затвора

поршневой

Масса ствола с затвором, кг

2952 — 2989

Масса снаряда, кг

20,41 — 28,97

Начальная скорость снаряда,
м/с

686 — 823

Принцип заряжания

унитарное

Скорострельность,
выстрелов в минуту

12 — 15

Характеристики артустановки

Максимальная дальность стрельбы, м

11 306 при угле +25°

Боекомплект на ствол

120-мм пушка Канэ — 120-мм морское орудие, разработанное французским конструктором Г. Канэ и производившееся по лицензии в России Обуховским и Пермским заводами. Договор о лицензионном производстве с французской компанией Forges et Chantiers de la Mediterranes был подписан 10 августа 1891 года. Принято на вооружение Российского императорского флота в 1892 году.

Этими пушками были вооружены броненосцы типов «Андрей Первозванный» (2 единицы), «Император Александр II», «Три Святителя», броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Сенявин» (3 единицы). Также ими вооружались броненосные крейсера «Рюрик», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», бронепалубные крейсера типа «Жемчуг» (2 единицы), «Новик», «Боярин», «Алмаз», канонерские лодки типов «Гиляк II» (4 единицы) и «Карс» (2 единицы), эскадренные миноносцы типа »Лейтенант Шестаков», а также аргентинский броненосец «Альмиранте Браун». Кроме того использовались как орудия береговой обороны. Пушки применялись в Русско-японской, Первой мировой, Гражданской войнах.

Зенитный артиллерийский комплекс 120 mm Lvautomatkanon fm/1 (Швеция)

Развитие ударной авиации в послевоенный период поставило перед конструкторами систем противовоздушной обороны новые сложные задачи. За минимальное время воздушные цели стали быстрее, маневреннее и опаснее, а для их перехвата требовались новые системы с соответствующими характеристиками. Специалисты разных стран пытались решать новые задачи путем развития уже существующих идей и принципов, либо создавать совершенно новые системы ПВО. Один из самых смелых, но безрезультатных проектов высокоэффективной зенитной системы был предложен шведскими инженерами в рамках проекта 120 mm Lvautomatkanon fm/1.

В начале пятидесятых годов в качестве основной угрозы рассматривались скоростные бомбардировщики, способные нести ядерное оружие. Всего одна такая машина, прорвавшись к своей цели, могла нанести огромный ущерб, из-за чего требовались соответствующие системы противовоздушной обороны. В этот период шведская оборонная промышленность еще не успела накопить необходимый опыт в области ракетного вооружения, из-за чего задачу усиления ПВО было предложено решать при помощи новых артиллерийских систем.


Зенитный комплекс 120 mm Lvautomatkanon fm/1 в транспортном положении. Фото Strangernn.livejournal.com
Основная идея нового проекта, предложенного компанией Bofors, заключалась в создании крупнокалиберного орудия с высокой скорострельностью. Именно такое сочетание основных характеристик позволяло получить высокую досягаемость по высоте, приемлемое могущество боеприпаса и максимальную плотность огня. Несколько батарей, оснащенных подобными орудиями, могли бы создать на пути вражеских самолетов крупное и плотное облако осколков, гарантирующее поражение некоторого количества авиационной техники. Для повышения боевого потенциала новый артиллерийский комплекс следовало выполнить самоходным либо буксируемым.
Разработка перспективной системы ПВО повышенной мощности стартовала в самом начале пятидесятых годов. Заниматься созданием такого комплекса должна была компания «Бофорс», имевшая большой опыт в области артиллерийских орудий, в том числе зенитных. Проект получил название 120 mm Lvautomatkanon fm/1 – «Автоматическая пушка калибром 120 мм, модель 1». Использованное обозначение полностью раскрывало некоторые основные черты проекта. Также известно альтернативное обозначение 12 cm Lvakan 4501.
Необходимо отметить, что перед авторами нового зенитного комплекса были поставлены весьма сложные задачи. К этому времени компанией Bofors уже были созданы новые проекты скорострельных орудий, однако в них речь шла о корабельных системах. Как следствие, далеко не все готовые идеи и решения можно было использовать при создании мобильной зенитной установки. Большую часть основных агрегатов комплекса пришлось разрабатывать с нуля.
Высокая мобильность зенитной установки оказалось одной из самых простых задач. Для быстрого выхода на указанные огневые позиции было предложено использовать автомобиль-тягач и специальную колесную платформу. Буксировать платформу с орудием мог любой подходящий тягач, оснащенный седельно-сцепным устройством. По имеющимся данным, после анализа имеющихся вариантов авторы проекта 120 mm Lvautomatkanon fm/1 выбрали перспективный трехосный тягач Lastterrängbil 957 Myrsloken от фирмы Scania. C его помощью комплекс мог передвигаться по автомобильным дорогам общего пользования. При этом нельзя было рассчитывать на получение высокой проходимости при движении по пересеченной местности.
Следует отметить, что высокие характеристики тягача были получены с использованием некоторых новых систем. Так, специально для использования в новом проекте зенитного комплекса уже разработанный грузовик получил форсированный двигатель мощностью 200 л.с. Впоследствии на серийных Lastterrängbil 957 использовалась иная силовая установка.

Вид с другого ракурса, можно рассмотреть конструкцию орудийной установки. Фото Strangernn.livejournal.com
Для монтажа орудийной установки и ее вспомогательных средств предлагалось использовать специальный полуприцеп. Его основным элементом была сравнительно длинная платформа средней ширины. По имеющимся данным, внутренние объемы такой платформы были отданы под размещение некоторых агрегатов, использовавшихся для энергоснабжения орудийной установки. В передней части платформы закреплялось устройство для соединения с «седлом» тягача. Шкворень помещался в передней части треугольной в плане конструкции, имевшей Г-образный профиль. В задней части полуприцепа имелось собственное шасси. Для распределения большой массы установки пришлось использовать четыре двускатных колеса. Примечательно, что все колеса располагались в один ряд, на задней кромке платформы. Сверху они прикрывались легким крылом.

Имеется изображение доработанной платформы, лишенной колесного хода и буксирного устройства. В таком случае на бортах корпуса следовало помещать гидравлические домкраты, при помощи которых платформа опиралась на грунт.
Центральная часть платформы полуприцепа предназначалась для монтажа опорно-поворотного устройства орудийной установки. Внутри корпуса платформы помещались все необходимые опорные системы и приводы горизонтальной наводки. Орудие вместе со своей опорой могло поворачиваться в любом направлении. На поворотном устройстве поместили корпус-башню с системами крепления орудия. Башня имела сложную форму, образованную большим числом прямых и изогнутых поверхностей. Передняя ее часть имела нижний лобовой лист, над которым помещалась пара наклонных деталей с набором люков на каждой. Между наклонными деталями имелся крупный проем для орудия и связанных с ним устройств. Корпус-башня также получил вертикальные борта с крупными люками и вертикальную заднюю стенку. По-видимому, башня должна была изготавливаться из броневой стали и обеспечивать защиту от некоторых угроз.
В центральном проеме башни имелись крепления для качающейся артиллерийской части. В связи с большими размерами и массой орудия пришлось использовать развитые уравновешивающие устройства, цилиндры которых оказались за пределами защищенной башни. Между верхними элементами корпуса находился кожух артиллерийской части, незначительно выступавший вперед. Задняя часть этого кожуха выдавалась за корму башни и служила основой для монтажа двух крупных корпусов, вмещавших автоматику перезарядки. Форма последних была определена с учетом необходимости подъема орудия на большие углы возвышения.
В составе комплекса 120 mm Lvautomatkanon fm/1 предлагалось использовать 120-мм нарезное скорострельное орудие, оснащенное стволом длиной 46 калибров. Для сокращения негативного влияния на базовый полуприцеп ствол должен был комплектоваться развитым дульным тормозом и мощными противооткатными устройствами. Есть основания полагать, что ствол также оснащался защитным кожухом и жидкостной системой охлаждения, подобной использовавшимся на корабельных артиллерийских установках.

Комплекс в боевом и транспортном положениях. Фото Quora.com
Рядом с казенником орудия поместили пару крупных корпусов, использовавшихся автоматикой заряжания. По задумке инженеров Bofors, бортовые системы должны были самостоятельно выбрасывать пустую гильзу и готовить пушку к следующему выстрелу. По бокам от казенника помещались два крупных коробчатых магазина на 26 снарядов каждый. Автоматика на основе механических приводов, по команде оператора или самостоятельно, должна была подавать снаряд на линию досылания, а затем отправлять его в камору. Пустые гильзы, вероятно, выбрасывались наружу. Тип автоматики неизвестен, но, скорее всего, предлагалось использовать отдельные системы с электрическими приводами.
По имеющимся данным, использованная автоматика позволяла показывать скорострельность на уровне 80 выстрелов в минуту. Таким образом, на израсходование всего боекомплекта требовалось около 30-35 секунд. Длинный ствол разгонял 35-кг осколочный снаряд до скорости 800 м/с. На высоту 5 км такой снаряд летел около 8 секунд. Максимальная дальность стрельбы составляла 18,5 км.

Управление артиллерийской системой должно было осуществляться из двух кабин, помещенных в корпусе-башне по бокам от артиллерийской части. Для доступа внутрь на бортах имелись двери. Наблюдать за обстановкой и наводить оружие предлагалось при помощи люков в наклонных лобовых листах. Кроме того, по-видимому, на рабочих местах операторов должны были располагаться приборы для получения внешнего целеуказания. В таком случае несколько установок могли бы работать вместе в тех или иных условиях. Помимо операторов-наводчиков в экипаж перспективного комплекса должен был входить водитель тягача.
Зенитный комплекс 120 mm Lvautomatkanon fm/1 получался достаточно крупным и тяжелым. По своим размерам он, в целом, соответствовал другой технике на основе полуприцепов. Общая масса установки на платформе – 23-25 т. Из-за этого даже мощный тягач типа Ltgb 957 мог транспортировать оружие только по шоссейным или грунтовым дорогам. Эффективная работа на пересеченной местности фактически исключалась.
Известно, что важной особенностью зенитного комплекса новой модели была максимальная автономность работы. После прибытия на огневую позицию расчет мог в кратчайшие сроки самостоятельно выполнить развертывание и приступить к боевой работе. По некоторым данным, в ходе развертывания на платформу устанавливались гидравлические домкраты, при помощи которых она должна была вывешиваться в воздухе, снимая нагрузку с седельно-сцепного устройства и колес.

120 mm Lvautomatkanon fm/1 на автомобильной дороге. Фото Strangernn.livejorunal.com
Установка могла в минимальное время послать к воздушной цели, находящейся на высоте не менее 8-10 км, большое число осколочно-фугасных снарядов, способных образовать крупное поле осколков на ее пути. После израсходования возимого боекомплекта требовалась перезарядка, в которой приходилось использовать автокран и машину-транспортер боеприпасов.
Как минимум, один опытный образец зенитной установки 120 mm Lvautomatkanon fm/1 был построен в 1954 году и выведен на испытания. Подробные сведения о проверках такого комплекса отсутствуют, хотя имеются данные о дальнейших событиях. Испытания заняли достаточно много времени, из-за чего проект артиллерийской системы буквально дождался появления конкурентов в лице ракетных комплексов. Однако установку все же признали годной к эксплуатации, однако с определенными ограничениями. Было принято решение о строительстве небольшой серийной партии техники для последующей передачи войскам и использования в составе противовоздушной обороны.
По имеющимся данным, вскоре компания Bofors поставила шведской армии 10 зенитных артиллерийских комплексов с автоматическими 120-мм орудиями. Одновременно с этим известно, что фирме Scania удалось построить только два тягача Lastterrängbil 957 Myrsloken с двигателями повышенной мощности. По-видимому, оставшиеся восемь зенитных установок пришлось транспортировать при помощи иных автомобилей с подходящими характеристиками. Разница в основных параметрах таких машин могла серьезным образом повлиять на мобильность комплексов.
Все десять артиллерийских установок, сведенные в одно соединение, были отправлены в одну из частей в районе г. Эребу. Там артиллерия нового типа должна была решать задачи противовоздушной обороны. Из-за сравнительно позднего принятия на вооружение комплекс 120 mm Lvautomatkanon fm/1 должен был использоваться вместе с недавно появившимися ракетными системами.
Эксплуатация зенитных комплексов с 120-мм скорострельными пушками продолжалась до начала семидесятых годов. В 1973-м такую технику посчитали безнадежно устаревшей и более не пригодной к полноценной эксплуатации. Уже на момент своего появления подобная техника далеко не в полной мере отвечала современным требованиям, а после нескольких лет эксплуатации окончательно растеряла весь свой потенциал. Кроме того, все ее задачи теперь могли решаться новыми зенитными ракетными комплексами.
Большая часть построенных установок 120 mm Lvautomatkanon fm/1 была отправлена на разборку. При этом несколько таких комплексов поступили на хранение. Они оставались в воинских частях в течение нескольких десятилетий. Лишь недавно уникальные, но забытые образцы были обнаружены и фактически открыты для широкой общественности. Как минимум, один полуприцеп с орудийной установкой был передан в музей. Сейчас он находится не в самом лучшем состоянии, но, возможно, в дальнейшем интереснейший образец пройдет реставрацию.

Одна из сохранившихся зенитных систем. Фото Raa.se
Один из модернизированных тягачей Ltgb 957, построенных специально для зенитного комплекса, в дальнейшем остался в эксплуатации. Позже именно эта машина пополнила коллекцию музея Arsenalen. Дальнейшая судьба второго Myrsloken с переработанной силовой установкой неизвестна. Скорее всего, эта машина выработала свой ресурс и была разделана на металл.
С точки зрения техники проект 120 mm Lvautomatkanon fm/1 был весьма удачным. Конструкторам фирмы «Бофорс» успешно удалось создать буксируемую зенитную систему с мощным орудием, способным поражать различные воздушные цели, в том числе на больших высотах. Тем не менее, такой образец техники далеко не в полной мере соответствовал требованиям своего времени, что и привело к недолгой эксплуатации с последующим закономерным финалом в виде снятия с вооружения.
Причины отказа от оригинальной зенитной установки были достаточно просты. Более того, те же факторы ранее привели к постепенному отказу от предыдущих крупнокалиберных ствольных зенитных систем. Высокая скорость, большая высота полета и маневренность к середине пятидесятых годов успели стать надежной защитой ударного самолета от зенитной артиллерии. Для гарантированного поражения самолета теперь требовалось использование неприемлемо большого числа орудий и колоссальный расход боеприпасов. С учетом появления и развития ядерного оружия организация надежной ПВО на основе ствольных систем и вовсе превращалась в задачу без реального решения.
К моменту появления проекта 120 mm Lvautomatkanon fm/1 стало ясно, что будущее противовоздушной обороны – за управляемыми ракетами. Отличаясь от «традиционных» снарядов большей стоимостью, они могли показывать приемлемую вероятность поражения цели. Дальнейшее развитие этого направления позволяло получить ракеты, превосходящие артиллерию как с боевой, так и с экономической точек зрения.

Прогресс в области зенитных ракетных комплексов достаточно быстро привел к сокращению крупнокалиберной ствольной артиллерии. В одних странах этот процесс шел быстрее, в других – медленнее. Тем не менее, все развитые армии со временем оставили ствольную артиллерию только в сухопутной ПВО ближней зоны. Оригинальный проект компании Bofors тоже попал под такое сокращение.
Однако интересные наработки по зенитной установке 120 mm Lvautomatkanon fm/1 не пропали. Компания-разработчик продолжала работу над перспективными артиллерийскими системами, и использовала имеющийся опыт. Впрочем, теперь оригинальные идеи применялись в проектах корабельной артиллерии. Заметная часть таких проектов была успешно доведена до серийного производства и эксплуатации. Но направление крупнокалиберной зенитной артиллерии для сухопутных войск было окончательно закрыто за отсутствием перспектив.
По материалам сайтов:

saidpvo

В год столетия Великой Октябрьской Социалистической Револиции стоит обязательно увидеть легендарный крейсер «Аврора», выстрел из носового орудия которого послужил сигналом к началу революции 7 ноября 1917 года.

У меня был шанс на днях побывать рядом с этим легендарным кораблем, который прошел ремонт и снова пришвартован у Петроградской набережной. В час ночи никто не мешал фотографировать «Аврору» и окружающие строения.
1. Начал фотографировать с противоположного берега -Большой Невки с Пироговской набережной.

2. Корпуса Нахимовского училища с яркой подсветкой и коммерческая реклама на исторических зданиях. А вдали — прожектора высвечивают Петропавловский собор Петропавловской крепости. А еще слева за Троицким мостом виден купол Исаакия

3. Позади Сампсониевский мост и питерская телебашня. Народу никого


5. Попытка увидеть Исаакий, Троицкий мост и другие мосты, Зимний дворец в 24-70)))

6. Реклама все убивает(((

7. А здесь видна Петропавловская крепость и шпиль ее собора

9. или в ч.б
10. Нахимовцы проходят практику на «Авроре»
11. Дом 8 на Петроградской набережной — Особняк Н.Ф. Крупенникова
12. О, да тут и туалет есть)))
13. Гостиница «Санкт-Петербург» и новостройные бизнес-центры с рекламой)))
14. Здание Нахимовского училища в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ретроспективизма, построенное в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно-морское училище.
15. Облик Училищного дома был выполнен в архитектурном стиле ретроспективизма, течения, основанного на архитектуре прошлых веков. Поэтому здание многими элементами копирует стилистику петровского барокко — высокий шпиль с корабликом, кровля с переломом, оконные переплеты, двухцветный окрас. По эскизам художника A. H. Бенуа были выполнены скульптурные группы атлантов на фронтоне главного фасада и большие часы-витраж фирмы «Фридрих Винтер». В нише третьего этажа находится бронзовый бюст Петра I, изображенный в богатой императорской горностаевой мантии, с табличкой внизу: «Отцу Отечества. 1703-1903». Фасад, обращенный к Неве, украшает горельеф с богиней Минервой (греческой Афиной) — покровительницей искусств и ремесел, так как в этой части здания размещалось Ремесленное училище.
16. Интерьеры здания также повторяют стиль петровского барокко, например, Актовый зал украшен панелями из расписных изразцов в стиле XVIII века с рисунками кораблей и морских батальных сцен.
В Училищном доме учился будущий председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин.
После революции 1917 года в здании продолжались размещаться школы, а в 1944 году Городской училищный дом имени Петра Великого передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу.
17. В августе 1944 года исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
18. Крейсер «Аврора» вернулся на место вечной стоянки 16 июля 2016 года. По данным попечительского совета «Авроры», стоимость ремонта крейсера составила около 840 млн рублей, которые были направлены на обновление корпуса корабля и на создание новой экспозиции филиала Центрального военно-морского музея, действующего на «Авроре».
Кстати, кто-то стоит на вахте)
19. Ремонт 2014—2016 г., в отличие от предыдущих, не предусматривал вмешательство в конструкцию корабля, перестройку его внутренних помещений и надстроек. Обследование корпуса при помощи ультразвука показало, что со времени последнего ремонта динамика коррозии практически отсутствует. Во время докового ремонта был произведен ремонт цистерн, танков и других механизмов, провели опрессовку и проверку герметичности примыкания бронзовых штевней и стального корпуса. Сохранившиеся с момента постройки крейсера в неизменном виде штевни оказались в прекрасном состоянии. Соединения корпуса, сделанные в 1987 году оказались качественными. Самые крупные работы были направлены на освидетельствование силовых кабель-трасс, замену электросети, ремонт палуб, мачт и всех систем жизнеобеспечения корабля, установку рангоута, замену такелажа, ремонт шлюпочных устройств, катеров, шлюпок, восстановление надстройки, конструкций корпуса и дельных вещей. Крейсер получил новейшую систему пожаротушения «Водяной туман».
20. Внешний вид также не был оставлен без внимания. Был восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утверждён главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа и кают-компании проведён косметический ремонт. Обновлена палуба из тикового дерева. Корму «Авроры» украсил новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооружённых Сил РФ. Однако, советские символы на крейсере, построенном для Российского императорского флота, после ремонта остались. Герб Советского Союза на корме крейсера не был заменён на герб Российской Федерации и не были убраны красные звёзды с бортов
21. Красиво стоит, но и тут видна назойливая реклама(((
Официальный сайт Крейсера «Аврора» http://aurora.org.ru/
22. Петровская набережная и Троицкий мост с видом на Исаакий

26. Из Вики:

В 21:40 по приказу комиссара А. В. Белышева комендор Е. Огнев из бакового орудия «Авроры» произвёл один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца. По версии ряда советских источников, он послужил сигналом для начала штурма Зимнего дворца. По данным историка С. П. Мельгунова, штурм начался 25 октября около 21:00 с сигнального холостого выстрела из Петропавловской крепости:187; по информации историка В. Т. Логинова, вообще без сигнального выстрела. Дальнейших выстрелов орудий «Авроры» не последовало. Мельгунов задаётся вопросом, стала ли бы «Аврора» стрелять по Зимнему дворцу, и выдвигает версию о невозможности боевой стрельбы по нему из-за условий дислокации крейсера на Неве:192.

В последующие дни в печати появилась информация о том, что «Аврора» стреляла по Зимнему дворцу боевыми снарядами. 9 ноября в газете «Правда» было напечатано подписанное комиссаром крейсера опровержение: «…был произведён только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности». Некоторые исследователи высказывают сомнения в том, что на борту крейсера в этот момент вообще находились боевые снаряды.

deletant

Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, третий корабль в серии «богинь» («Диана», «Паллада», «Аврора»), спущенный на воду 11 мая 1900 года. Участвовал в Цусимском сражении, Первой Мировой войне. Залп его орудия послужил сигналом к началу большевистского штурма Зимнего дворца. Во время Великой Отечественной он, сильно повреждённый, «сидел» на грунте в Ораниенбауме, защищая воздух над Кронштадтом. После войны служил учебной базой Нахимовского училища. Корабль был сильно переделан при реставрации 1984-1987 годов, фактически превратился в новодел. Отпиленное днище так и лежит брошенным на берегу Финского залива у деревни Ручьи в Кингисеппском районе. А недавно у Минобороны появились планы по переводу крейсера в ходовое состояние. Пока этого не случилось, предлагаю осмотреть «Аврору» от палубы до машинного отделения по состоянию на лето 2013 года.

Питер-2013 // Часть 33

1. Размеры корабля 126,8 на 16,8 м, осадка — 6,4 м, водоизмещение — более 7 тысяч тонн.

2. Корабль находится на вечной стоянке в Большой Невке, у Петроградской набережной.
3. Силуэт крейсера выделяется тремя высокими дымовыми трубами.
4. Также на палубе установлено несколько вентиляционных труб с загнутыми вперёд раструбами.
5. Фок-мачта.
6. Грот-мачта.
7. По бортам размещены различные шлюпки, катера и баркасы корабля.

9. Корабельная рында.
10. На баке корабля всегда много посетителей, всех интересует 130-мм пушка Б-7 образца 1913 года, из которой был произведён самый знаменитый холостой выстрел.
11. Одна из десяти таких пушек поближе.
12. Вид через стекло в радиорубку.
13. Спустимся ниже.
14. Экспозиция корабельного музея занимает пространство от 10-го до 68-го шпангоута.
15. Экскурсию проводила одна из старейших сотрудниц музея. Видя её бесконечную увлечённость кораблём, можно с уверенностью сказать: сейчас таких экскурсоводов уже не делают.
16. План корабля 110-летней давности.
17. Гибель броненосца «Ослябя» в Цусимском сражении, в котором «Авроре» посчастливилось уцелеть.
18. Летом 1917 года большая часть команды крейсера, находившегося на ремонте в Кронштадте, вступила в ряды РСДРП(б).
19. 25 октября крейсер вошёл в Большую Неву, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту, разведённому накануне юнкерами. В 21:40 из бакового орудия «Авроры» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца и, как утверждали советские источники, послуживший сигналом к штурму. Через три дня крейсер вернулся к стенке Франко-русского завода для окончания ремонта.
20. В 1922-1941 годах корабль служил учебной базой для курсантов военно-морских училищ, он ходил в учебные походы. В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы (ныне Красносельский район Санкт-Петербурга) была размещена батарея «А», в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.
21. С самой «Авроры» списали курсантов и включили его в систему ПВО Кронштадта. В сентябре 1941 года крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. Обстрелы прекратились лишь со снятием блокады. 20 июля 1944 года корабль был поднят специалистами ЭПРОНа и с командой из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина переведён в Ленинград.
22. В 1948 году «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Она стала филиалом Центрального военно-морского музея.
23. Сейчас внутри корабля появилась даже часовня.
24. В музее больше всего привлекли внимание многочисленные макеты кораблей.

30. Но самое интересное, конечно — исторические интерьеры. Здесь жили и питались матросы. По полу через весь кубрик протянуты якорные цепи.
31. А вот действующий камбуз корабля, здесь кормят экипаж и сотрудников музея.
32. Холл на верхней палубе.
33. Кают-компания.
34. Старые светильники.
35. Всё это было воссоздано в процессе реставрации конца 1980-х годов.

37. Спускаемся по трапу вниз.
38. В самый низ, в машинное отделение.
39. Тут легко заметить борта крейсера, усиленные рёбрами жёсткости.
40. Один из 24-х паровых котлов системы Бельвиля-Долголенко, в 1984 году заменённый макетом.
41. Детали котлов.
42. Механизмы.
43. Углеподатчик — своеобразный «лифт-ведро».
44. Медные переговорные трубы.
45. Машинный телеграф.
46. На корабле сохранились три оригинальных паровых машины тройного расширения.
47. Машины были построены на Франко-русском заводе (ныне Адмиралтейские верфи).
48. Они поражают своей мощью и размерами.
49. Манометры.
50. Маслёнки.

52. Поршни.
53. Колоссальная шестерня.
54. Коленчатый вал.
55. Шатун.

57. Усилие машин передавалось на этот вал, ведущий к трём винтам в хвосте корабля.
58. В 2010 году «Аврора» приказом министра Сердюкова была передана на баланс Центрального военно-морского музея. Вернётся ли он когда-нибудь в том или ином виде обратно в состав флота, сойдёт ли с места вечной стоянки — покажет время.

Также рекомендую ознакомиться с записями:
«Новосибирский комсомолец» Русские пушки Суоменлинны Бобруйский судоремонтный завод

75-мм полевая пушка образца 1897 года Франция
Тактико-технические характеристики
Калибр, мм 75
Длина ствола, м 2,587
Масса в боевом положении, кг 1140
Масса походная, кг 1970
Угол вертикального наведения, град. -11°… +18°
Угол горизонтального наведения, град.
Начальная скорость снаряда, м/с 575
Максимальная дальность стрельбы, м 11000
Масса снаряда (фугасный, обтекаемой формы), кг 6,195

За годы службы знаменитая французская 75-мм пушка обр. 1897 года заслужила действительно легендарную репутацию. Она считается первой скорострельной пушкой. Это было достигнуто благодаря изобретению новейшего гидравлического противооткатного механизма. Благодаря внедрению затворного механизма Норденфельда, который открывался и закрывался одним переводом рычага, 75 — мм пушка могла вести огонь со скоростью 28 выстрелов в минуту, что стало поистине революционным событием.

75-мм пушка стала первым орудием, выполненным по заказу правительства на заводе «Ателье де Бурже» , однако вскоре такие пушки стали производиться и другими компаниями, особенно » Шнейдер и Сье» в Ле-Крезо. Первые модели появились в 1897 году и долгое время считались секретным оружием.
На эти пушки возлагалось много надежды, поскольку их рассматривали как основное оружие во французской наступательной доктрине, идея которой заключалась в том что дух наступления может сломить любое сопротивление.
Предполагалось, что высокая скорострельность 75-мм пушки компенсирует небольшую массу (6,195 кг) применяемого фугасного снаряда. Эта доктрина дорого обошлась французам в 1914 году, тем не менее в течение всей Первой мировой войны пушка оставалась на вооружении французской армии.
Гидравлический противооткатный механизм 75-мм пушки производил настолько большой откат, что под дульным срезом крепилось два «ушка» для сцепления с выступами на кожухе тормоза отката при максимальном смещении, чтобы снять нагрузку ствола с поршней. Из-за этих «ушек» 75-мм пушка стала легко узнаваемой в затворном механизме использовал ось действие простого рычага и секторной нарезки, благодаря чему механизм быстро и легко срабатывал и досылал снаряд в камору. В конструкции пушки была использована станина лафета с отверстием коробчатого сечения, которая ограничивала максимальный угол возвышения, а следователь но, и дальность стрельбы. Этот недостаток так и не был устранен до конца Первой мировой войны. Во многих 75-мм пушках использовалось приспособление для установки взрывателя, которое в походном положении крепилось к лапе станины.

3а годы Первой мировой войны количество выпущенных 75-мм пушек было доведено до тысячи. В 1917 году эта пушка была принята на вооружение армии США, где даже было начато собственное производство, но уже своей модификации.
На первом французском танке была установлена 75-мм пушка. Она также использовалась в зенитной артиллерии, при этом пушка монтировалась либо в наводящих ужас сооружениях из металлических рам или на самоходных установках.
После окончания войны в 1918 году 75-мм пушка еще долгое время находилась на вооружении и осталась в памяти как самая распространенная пушка Первой мировой воны. Некоторые ее экземпляры использовались даже немцами во время Второй мировой войны под обозначением 75-мм FK97( f).