1 упоминание о Москве

Первое упоминание в летописях о Москве

4.04.1147 (17.04). – Первое упоминание в летописях о Москве

Летопись Москвы

В Москве до революции торжества по случаю дня основания города не устраивались, поскольку была известна лишь дата первого упоминания в летописи названия «Москва» (1147), а не основания города (археологи обнаружили там следы более древних поселений). В этом месте под названием Москва произошла встреча двух русских князей, которая была отмечена в летописи, что и стало первым упоминанием о Москве.

Название реки «Москва» (а от нее и селения) предположительно финское. В северо-восточных землях Руси названия многих рек имеют такие же окончания: Протва, Сылва, Косва, у Камы множество притоков оканчиваются на «ва», что по-фински означает вода.

Великий Князь Киевский Юрий Владимірович Долгорукий (в 1149–1151 с перерывами и 1155–1157 гг.), один из младших сыновей Великого Князя Владимiра Всеволодовича Мономаха, в Москве не жил, но бывал проездом. Однажды в 1147 г. (по нынешнему летосчислению), тогда еще Суздальский Князь, он отправился в новгородские земли добывать новые территории. На обратном пути захотел повидаться с троюродным братом Князем Новгород-Северским Святославом Ольговичем, который пребывал неподалеку. «И послал Юрий к Святославу, и так сказал: «Приди ко мне, брат, в Московь»… И так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице, и возвеселились. Наутро повелел Юрий устроить обед силен…» – так в переводе выглядит первое письменное упоминание о Москве в Ипатьевской летописи, принятое за точку отсчета возраста будущей столицы Третьего Рима. Но поселение на этом месте существовало и ранее: село Кучково с усадьбой старшего дружинника Юрия Долгорукого – знатного боярина Степана Ивановича Кучки. Причем устроить «обед силен» для двух князей и его дружины можно было лишь в достаточно большом селении. (Согласно преданиям, Кучке принадлежало несколько сел на Москве-реке: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущево и другие. Кучка был казнен князем из-за какого-то неповиновения. В то время княжеских междоусобиц такие конфликты не были редкостью…)

Второе письменное свидетельство о существовании Москвы в те же годы содержится в Тверской летописи в связи уже с Юрием Долгоруким как Великим Князем Киевским. В 1156 г. «князь Великий Юрий Владимірович заложил град Москву в устье Неглинной, выше реки Яузы». То есть Долгорукий построил в уже существовавшей «Москови» крепость.

В эту пору Москва была лишь небольшим пограничным для Суздальского княжества военным пунктом, однако весьма важным. В то время основные транспортные пути проходили по рекам, и судоходная река Москва через разветвленную речную сеть и волоков связывала торговые пути в Новгород, Смоленск, Киев, Чернигов, Владимiр, Суздаль, Ростов. Верховье Москвы-реки находилось за Можайском в Смоленском княжестве, имевшем по Днепру выход к южной Руси, а по Двине – к Балтийскому морю; устье Москвы на Оке принадлежало Рязанско-Муромскому княжеству и открывало путь на Волгу. В «Русской Исторической Географии» Н.П. Барсова отмечено, что для связи обширной территории Русской равнины с областью Москвы-реки имели значение и такие небольшие реки, как верхняя Ока (и через нее Угра), притоки Лопасня, Пахра, Протва, в область Клязьмы шли пути по Сходне, и по Яузе, с верхним Поволжьем Москва-река связывалась правым притоком Рузою и Ламой, вместе с Шошей, впадающей в Волгу (Волок Ламский был важным перевалочным пунктом на пути из Новгорода в Рязанские земли).

Когда историки размышляют о причинах последующего возвышения Москвы в ту эпоху, упоминают ее благоприятное расположение на узле торговых путей и т.п. Но многие другие города располагались в местах более благоприятных, не став столицей Руси. Более важной причиной была мудрая политика московских Князей. А главное – московские Князья осознали себя преемниками от Византийского Царства великой православной миссии русского народа как Третьего Рима.

Основные даты становления Москвы как столицы Третьего Рима следующие:

1147 – год первого упоминания Москвы в летописях в период правления Князя Юрия Долгорукого.

1238 – Батый сжигает Москву.

1263-1303 – Правление Московского Князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского, родоначальника Московских Князей.

1325-1326 – перенос митрополитом Киевским и Всея Руси Петром митрополичьей кафедры из Владиміра в Москву во время правления (1325–1340) Великого Князя Ивана Калиты. Иван Калита добывает у татарского хана ярлык на великое княжение и становится главным сборщиком дани на Руси, значительно расширив пределы Московского княжества.

1362-1389 – Правление Великого Князя Димитрия Донского. Начало строительства белокаменных стен Кремля, которым руководит митрополит Алексий. В 1368 и 1370 гг. Москву безуспешно осаждал Великий князь литовский Ольгерд, сильно разграбивший окрестности.

1380 – Куликовская битва в день Рождества Богородицы. Победа русских войск над Мамаем под руководством Московского Великого Князя укрепила значение Москвы как столицы всей Руси.

1382 – Разорение Москвы Тохтамышем.

1389-1425 – Правление великого князя Василия I Дмитриевича. Присоединение Нижнего Новгорода и др. земель на Волге и Оке.

1395 – Избавление Москвы от нашествия Тамерлана, благодаря чудесной помощи Владимірской иконы Божией Матери, принесенной в город.

1408 – Хан Едигей осаждает Москву и затем отступает, взяв дань (3000 рублей). Последний крупный поход из Золотой Орды на Русь.

1426 – Перевод княгиней Софьей Витовтовной, вдовой князя Василия I, и митрополитом Фотием правительственного аппарата из Владиміра в Москву, чем и завершается формирование Москвы как столицы российского государства.

1448 – Впервые на Руси митрополит Иона возведен в высший церковный сан Собором русских епископов без участия Константинопольского патриарха.

1472. – Брак Великого Князя Иоанна III с Софьей Палеолог, наследницей византийских Императоров. Русь перенимает древний герб Второго Рима с двуглавым орлом и в дальнейшем осознает себя законной преемницей Второго Рима в роли вселенского удерживающего православного Царства – Третьего Рима. Такое преемственное самосознание Руси после гибели Второго Рима (в 1453 г.) было тогда естественным и всеобщим, что выразилось во многих дошедших до нас летописных источниках, например: «Повесть о Флорентийском Соборе» Симеона Суздальца (около 1441 г.), «Повесть о белом клобуке» и «Повесть о взятии Царьграда» (обе – вторая половина XV века), послание ростовского архиепископа Вассиана Великому Князю Иоанну III на Угру (1480). Еще более конкретно эта мысль выражена в Пасхалии митрополита Зосимы 1492 г. В начале следующего века старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих письмах в столицу дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину и Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог сформулировал знаменитые слова: «Москва – Третий Рим», – с пророческим добавлением: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Со времени возвышения Москвы как общерусского центра, стала почитаться память ее основателя. В его честь князья, начиная с Даниила Александровича, давали имена Юрия (Георгия) своим сыновьям, Великий Князь Иоанн III сделал его небесного покровителя Георгия Победоносца гербом Московского княжества.

1478 – Иоанн III отказывается выплатить Золотой Орде дань за десять лет и разрывает ханскую грамоту, которая подтверждала главенство Орды над Русью. В этом же году присоединение Новгорода.

1480 – Нашествие на Русь хана Ахмата. Ему навстречу из Москвы, после молебна перед Владимірской иконой в Успенском соборе, выводит войско великий князь Иоанн III. Стояние на реке Угре русских и татар заканчивается тем, что татары уходят без боя. Конец татаро-монгольского ига на Руси (чудо от Владимірской иконы Божией Матери, второе празднование – 23 июня).

1510 – Присоединение Пскова Василием III.

1547 – Иоанн Грозный официально принимает царский титул и венчается на царство.

1549–1550 – Первый Земский Собор в Москве, созванный митрополитом Макарием и Иоанном Грозным.

1572 – Победа в битве при Молодях над войском крымского хана Девлета I Гирея. Это было последнее крупное оборонительное сражение Московской Руси с татарами, произошедшее в 50 верстах южнее Москвы, у села Молоди близ Серпухова.

1589 – Учреждение патриаршества. Избрание первого русского Патриарха Иова.

1598 – Кончина Царя Федора Ивановича и прекращение царствовавшей линии Рюриковичей. Избрание Царем Бориса Годунова, в его царствование наступление Смутного времени (до 1612 г.).

1612 – Народное ополчение Минина и Пожарского освобождает Москву от поляков.

1613 – Земский Собор избирает на царство Михаила Федоровича Романова. Начало династии Романовых.

1713 – Перенесение Петром I столицы из Москвы в С.-Петербург.

1721 – Упразднение патриаршества Петром I и установление абсолютизма.

1812 – Нашествие многонациональной европейской армии Наполеона. Бородинское сражение, Наполеон занимает Кремль с целью короноваться «императором Вселенной». Пожар Москвы. Конюшни в московских храмах, попытки взорвать Кремль. Бегство Наполеона.

1917 – Свержение масонами Императора Николая II и российской монархии. Явление Державной иконы Божией Матери в селе Коломенском под Москвой.

1917 – Всероссийский Церковный Собор, заседавший в Кремле, принимает решение о восстановлении патриаршества. Избрание св. Патриарха Тихона.

1918 – Большевики бегством из Петрограда возвращают Москве статус столицы государства. Переезд советского правительства в Кремль и прекращение богослужений в кремлевских храмах. Начало гонений на Церковь и «черносотенную русскую культуру».

1935 – Двуглавые орлы на башнях Кремля заменены Сталиным на пятиконечные звезды.

1991 – Августовский российско-американский переворот Ельцина. Конец коммунистического режима, начало Великой криминальной революции.

Пять русских столиц

Первой столицей был Новгород, в котором в 862 г. было основано Русское Государство. Призвание князя Рюрика из прибалтийских славян.

20 лет спустя, во времена второго русского князя, Игоря Рюриковича, второй столицей Руси стал Киев. Однако «Киевской» Русь не называлась, это название было введено историками уже в XIX веке для удобства классификации различных периодов истории Русского государства. Во время княжения Игоря, в 945 г., в коммерческом договоре со Вторым Римом (византийской Империей), впервые употребляется в официальном международном документе имя «Росиа» как официальное наименование новгородско-киевского государства.

При нашествии орды в 1240 г. Киев был разрушен и стал необитаемым, и потому столица была перенесена из Киева во Владимiр, ставший фактически третьей столицей России, хотя Киев формально продолжал быть её государственной столицей, ибо титулы возглавителей Государства Российского и Русской Церкви оставались — Великий Князь Киевский и Митрополит Киевский.

В 1325-1326 г. государственная и церковная столица государства была перенесена в Москву, ставшую четвертой по счету столицей во времена княжения Великого Князя Киевского и Владимiрского Ивана Калиты.

В 1712-1713 г. столица России была перенесена из Москвы в пятую столицу — Санкт-Петербург, основанный за десять лет до этого, в 1703 году.

В 1918 г. большевики в чисто прагматических целях вновь перенесли столицу государства в Москву, но это уже была не историческая Россия, а богоборческий антирусский СССР, чьей столицей и стала изуродованная новыми правителями Москва. Преемники советского государства, захватившие власть в 1991 г. на его части под названием «демократической РФ», усиленно превращают свою столицу в некий «новый Вавилон», в котором русские уже не составляют большинства населения.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25041701

История появления Москвы: о чём говорят археологические находки, летописи и городские легенды

Память московских земель

Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры , а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше .

Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы .

Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством .

Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи .

Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля . Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца .

Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.

Летописи: факты и вопросы

Наиболее авторитетным источником по вопросу «отцовства» будущей столицы считается Ипатьевская (Киевская) летопись — она содержит первое достоверное упоминание о Москве:

«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» .

6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.

Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля .

Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский .

Городские легенды

Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году .

Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.

Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа . Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.

Спорная дата

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно .

Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий .

Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года .

В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом , другие называли её «вымыслом позднейших книжников» .

Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным .

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых .

Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам .

Использованные источники

LiveInternetLiveInternet

Первое упоминание о Москве встречается в летописи XII века (отсюда датой основания города считается 1147 год), когда период Киевской Руси подходил к концу и государство распадалось на удельные княжества. В то время князь ростово-суздальский Юрий Долгорукий (1090–1157) принялся строить новые города и заселять их. Так появились Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров. Вдоль Москвы-реки в то время находилось несколько сёл, которые принадлежали боярину Кучке. Они не были объединены в один город и не имели крепости, но их месторасположение как нельзя лучше подходило для основания укреплённого города, пограничного пункта.

Согласно летописи Юрий Долгорукий казнил боярина Кучку из-за того, что тот не хотел передавать свои земли князю. Здесь были возведены укреплённые деревянные стены кремля, которые служили для защиты жителей бывших сёл. Некоторое время город назывался Кучков, а затем за ним закрепилось название Москва — по имени Москвы-реки.

Невозможно понять человека, прочитав его биографию. И нельзя узнать город, изучив скупой перечень дат и событий. Поэтому знакомство с историей Москвы предлагаем начать с отдельных зданий, чтобы увидеть этот город, почувствовать его историю и открыть для себя что-то новое, отличное от стандартных справочников.

Прямо напротив здания Мэрии Москвы на Тверской улице стоит заметный памятник: средневековый воин на коне — основатель города Москвы Юрий Долгорукий. На самом деле никто не знает, как именно выглядел князь, и это место в центре столицы, как и многие другие улицы, площади и дворы — совокупность легенд, исторических реалий, людских судеб и сменяющих друг друга идеологий.

Ранее, до Долгорукого, напротив дома генерал-губернатора Москвы (ныне — Мэрия) стоял уникальный памятник легендарному герою русско-турецкой войны генералу Скобелеву, любимцу армии и народа. Памятник был открыт 24 июня 1912 года, а 1 мая 1918 года памятник снесли во исполнение декрета «О снятии памятников царям и их слугам». На месте памятника в том же 1918 году был воздвигнут монумент советской конституции, в 1919 году дополненный статуей Свободы и просуществовавший до 1941 года. Наконец, в 1954 году был установлен памятник Юрию Долгорукому. Так Иосиф Сталин решил отметить в истории условную дату рождения города.

Первые поселения неизвестных дославянских племен, по данным археологов, находились на высоком Боровицком холме (это то место, где сейчас находится храм Василия Блаженного) ещё во II тыс. до н.э.

Далее — естественный процесс роста любого средневекового города. Поселение нужно было защищать. Появился частокол, потом крепостные стены, возник Кремль. От него в стороны других крупных городов Руси разошлись дороги (ныне — шоссе). Иногда история шутила: печально знаменитый Владимирский тракт, по которому долгое время отправляли звенящих кандалами каторжников, в советское время получил название «шоссе Энтузиастов».

За стенами Кремля селились ремесленники разных специализаций — росли и ширились слободы, их обносили новыми стенами. Так появилась Китайгородская стена, потом — стена Белого города (ныне — Бульварное кольцо), потом — Земляной вал. Это ров с частоколом, протяжённость которого была уже 16 км (ныне — Садовое кольцо). В 1742 году в качестве таможенной границы Москвы был утверждён Камер-Коллежский вал. Периметр кольца — 37 км. На въездах в город стояли заставы, оставившие свой след на современной карте. Немногие знают, что сохранился в Москве один старинный верстовой столб — ищите его на площади Рогожской Заставы.

Так по естественным причинам сложилось радиально-кольцевое строение города, которое сейчас мешает решить проблему дорожных пробок. Кстати, с такой же проблемой борются и другие средневековые города, когда-то прираставшие крепостями. Не знали наши предки, что их система расширения города окажется проблемой городских властей будущего. Кстати, самая катастрофическая пробка случилась в Москве 6 января 1931 года. В этот день не работали ни трамваи, ни автобусы, ни извозчики, ни такси. Москва была полностью парализована. Чтобы решить проблему, власти вынуждены были строить метро. И в ноябре 1931 года по адресу улица Русаковская, дом 13, недалеко от Сокольников, семь рабочих с выделенной им одной повозкой и лошадью «вгрызли» первые лопаты в мерзлую землю.

Естественное течение городской жизни, как и положено в истории, регулярно прерывали пожары, бунты, эпидемии. В 1238 году Москва была разорена ханом Батыем, веком позже — сожжена Тохтамышем, затем Давлет-Гиреем. Часто случались и стихийные пожары, например, Всесвятскй пожар в 1365 году уничтожил город почти полностью. Летописи хранят записи о том, что во время сильных эпидемий улицы Москвы наполнялись трупами, а хоронить их было некому. После чумы 1654 года, унёсшей, по некоторым оценкам, до 150 тыс. жителей, город почти обезлюдел.

В 1812 году, когда французы вошли в город, тоже начались пожары. Историки до сих пор спорят — был то стратегический план градоначальника или добровольные поджоги москвичей. После пожара в Москве Наполеон был вынужден отступить на север и провёл несколько дней в Петровском путевом дворце. Именно отсюда он наблюдал, как пылает город, который так ему и не достался. Эти события описаны в поэме «Евгений Онегин»:

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

К работам по восстановлению дворца приступили в период царствования Николая I. Донаполеоновскую же Москву можно сейчас увидеть на Маросейке и Покровке, где квартировало французское командование. Там сохранились особняки допожарной постройки.

После освобождения необходимо было отстроить город заново. Из 290 храмов, которые действовали в Москве до 1812 года, уцелело только 115, из 9158 домов осталось 2626. В честь победы над армией Наполеона в 1839 году на месте Алексеевского женского монастыря решили построить храм Христа Спасителя. Средства на сооружение храма собирали по всей России, и его строительство закончилось лишь в 1880 году. Также в память о победе в Москве был разбит Александровский сад, появились Манеж, площади Театральная и Красная, спроектированные архитектором Осипом Бове Триумфальные ворота (Триумфальная арка) у Тверской заставы, а ныне располагающиеся на площади Победы. В декабре 2011 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на Триумфальной арке начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. Открытие памятника после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года.

Разрушали Москву и позже. В 1917 году Кремль сильно пострадал от артобстрела. В советское время по разным генеральным и не очень планам сносили памятники архитектуры, прежде всего храмы. Исчезали очень красивые, древние постройки, но всегда появлялось и что-то новое.

Ещё в XVIII веке был проложен водопровод из Мытищ, который снабжал чистой водой всю Москву вплоть до последней четверти XIX века, газовые фонари заменили электрические, деревянные мостовые сменились булыжными, на смену которым пришёл асфальт.

Несмотря на все катаклизмы, которые пришлось пережить городу, Москва сохранила постройки почти каждой эпохи.

Древнейшей из дошедших до наших дней считается церковь Рождества Богородицы на Сенях, которая находится на территории Московского Кремля. Она была построена в 1393–1394 годах по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Старое здание сохранилось до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Даниил Чёрный с учениками. При начале строительства Большого Кремлёвского дворца в 1838 году архитектор Тон включил церковь в новый дворец, обстроив её со всех сторон помещениями и новыми стенами, но сохранился древний подклет XIV века.

XVI век. Великий князь Василий III долгое время не имел потомства. Молился, менял жён — ничего не помогало, пока, по легенде, князь не решил строить храм специально для моления о чадородии на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Так появилась церковь Вознесения в Коломенском. Архитектор точно не известен, но это был первый шатровый храм в Московском княжестве, первое отступление от владимиро-суздальских традиций. Кстати, в XIX веке в храме были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус, взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича. Москва многослойна.

XVII век. Ремесленники в Москве селятся по слободам согласно профессии. По описаниям современников той поры, существовали: Барашская (бараш — ремесленник, изготавливавший царские шатры, позднее ремесленник-обойщик), Басманная (ремесленники, которые басмили, то есть делали узорные украшения на металле или коже), Бронная, Гончарная, Денежная, Дорогомиловская (Ямская, или Гонная), Иконная, Казённая, Конюшенная, Котельная, Кузнецкая, Огородная, Печатная, Плотничья, Пушкарская, Садовничья, Суконная, Сыромятная, Таганская (таганом называлась железная подставка, обруч на ножках для котла или другой посуды, применявшаяся при варке пищи на открытом огне), Хамовная слободы.

Ремесленники часто строили у себя в слободе церкви, собирая деньги всем миром. Так, в Хамовной слободе, где жили ткачи, поставлявшие белое — хамовное — полотно для царского двора, была заложена церковь Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, которого ткачи почитали своим покровителем. Время постройки храма — 1679–1682 годы. После 1694 года к церкви были пристроены трапезная и шатровая колокольня, которая сейчас является московской Пизанской башней из-за отклонения от вертикали. Храм удивительно светлый и нарядный, похож на праздничный торт. Некоторые историки приписывают его строительство ярославским мастерам и им же — изготовление уникальных обливных изразцов, радующих глаз с того самого бунташного XVII века, одного из самых сложных в истории Москвы и России. Удивительно, но это один из очень немногих храмов, не закрывавшихся в советское время. Там шли службы, сохранились колокола на колокольне, древние и чудотворные иконы. Храм Николы в Хамовниках — один из редких случаев, когда здание сохранилось почти без перестроек с момента возведения.

XVIII век. Есть предание, что императрица Елизавета Петровна не просто любила своего фаворита Алексея Разумовского, но и тайно венчалась с ним на Покровке, в Воскресенской церкви, от которой остались одни развалины. Свадебным подарком и домом их встреч стал необыкновенной красоты дворец в бело-голубых тонах (дом № 22). Дом-комод, как его называют в Москве за сходство с резным, местами выпуклым старинным комодом, был построен во второй половине XVIII века неизвестным мастером школы Франческо Растрелли и является, пожалуй, единственным в столице памятником елизаветинского барокко.

Первыми достоверными владельцами дворца были Апраксины, затем — князья Трубецкие. У них в доме давали уроки танцев, и здесь мальчиком учился бальным танцам Александр Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Фёдора Тютчева, жившего неподалеку. Трубецкие стали хозяевами здания почти на 90 лет: здесь прожило четыре поколения этого рода, и дом видел много великих людей.

Учителем у дочерей Трубецкого был Михаил Погодин, будущий известный историк. Здесь служил управляющим давний знакомый Погодина Василий Корнильев, родной дядя Дмитрия Менделеева. Он был женат на дочери командора Биллингса, исследователя Сибири и Севера, участвовавшего в третьей кругосветной экспедиции Джеймса Кука.

Дом на Покровке связан и с судьбой Льва Толстого. В мае 1821 года именно в доме на Покровке состоялся сговор о свадьбе Марии Волконской и Николая Толстого. 9 июля того же года родители Льва Толстого венчались в церкви Петра и Павла в Ясеневе.

Когда грянула отмена крепостного права, содержать помещичьи хозяйства и дома стало не под силу даже Трубецким. И в том же 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету для 4-й мужской гимназии — одной из лучших в Москве.

Дом превратился в образовательное учреждение, в стенах которого постигал науку отец русской авиации Николай Жуковский, именно в 4-й гимназии Константин Станиславский познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом своего театра. Список знаменитостей гимназии можно продолжать долго. Это и Николай Скрябин, отец композитора, и Павел Хохлов, оперный артист Большого театра, и историк, академик Алексей Шахматов, совершивший революцию в изучении русских летописей: благодаря ему был исследован состав «Повести временных лет». Среди учеников гимназии был и знаменитый доктор Фёдор Гетье — первый главный врач Солдатенковской (Боткинской) больницы, личный врач всех кремлёвских вождей. И его коллега — Александр Пучков, создатель и первый руководитель московской станции скорой помощи, основанной в 1923 году.

Этот дом стоит до сих пор. Только после революции гимназия была закрыта, дом же заняли обычные коммуналки. В годы гражданской войны обогревались домовым убранством: паркет, перила лестниц, двери, мебель и всё прочее сгорело в буржуйках.

XIX век. Малый Казённый переулок, дом 5. Здесь, в сохранившемся до наших дней доме, произошла завязка одной из самых прекрасных и печальных историй любви. Молодой хозяин, блестящий кавалергард Василий Ивашев и дочь гувернантки-француженки полюбили друг друга без всякой надежды на брак. Но когда Василий оказался участником восстания декабристов, был лишён чинов и дворянства и оказался на сибирских рудниках, Камилла ле Дантю, преодолев все преграды, уехала к нему. Несмотря на суровые лишения, их союз оказался счастливым. К ним приехала и её мать, которая обучала детей декабристов французскому языку. Камилла Ивашева умерла через восемь лет после свадьбы в возрасте 31 года, оставив троих детей. Василий Ивашев ненамного пережил её. Эта история легла в основу художественного кинофильма «Звезда пленительного счастья».

От истории любви вернёмся к истории дома. В 1832 году он был приобретён для ортопедического института, а в 1845 году здесь разместилась «больница для бесприютных всех званий и без платы», или Полицейская больница. Заведовал ею знаменитый на всю Москву Фёдор Гааз, немец по происхождению, некогда очень богатый, имевший самый дорогой и красивый выезд в Москве — карету с породистыми лошадьми, но потерявший своё состояние из-за того, что помогал больным каторжникам. Скольким людям, оказавшимся в беспросветной нужде, беде и болезни, помог доктор, неизвестно. Но в истории остался факт: именно Гаазу узники были обязаны отменой кандалов — жёсткого пережитка средневековья. Кандалы убивали людей чаще, чем болезни, так как натирали ноги, которые вскоре начинали гноиться. А идти по этапу иногда предстояло месяцами, без всякой медицинской помощи. Гааз много раз подавал прошение об отмене этого варварского метода, пока его наконец не услышали. В конце жизни Гааз жил в небольшой квартире при больнице, где и скончался в 1853 году. Проститься с ним приехал митрополит Московский Филарет, на Введенское кладбище «святого доктора» провожали около двадцати тысяч человек. А в 1909 году во дворе больницы был открыт памятник Фёдору Гаазу, на котором высечено его любимое изречение: «Спешите делать добро». И сегодня, почти 100 лет спустя, сюда приносят цветы.

Совсем рядом с этим домом находится самая маленькая площадь Москвы — Лялина. И дом, на первом этаже которого сейчас кафе «Булошная» (именно так, по-старомосковски, произносится это слово). У входа в кафе сохранилась дореволюционная крышка канализационного колодца, а в самом доме действительно была булочная, по словам старожилов, с удивительной атмосферой и очень вкусным хлебом. Булочная пережила революцию, войну, существовала и в 1960-е, и в 1970-е годы. Закрыли её только в 1990-е. А до этого туда бегали за выпечкой многие-многие поколения учеников находящейся неподалеку и до сих пор работающей гимназии.

Теперь о доме, целиком состоящем из легенд. Есть в Москве и такие. Реальность здесь только в его существовании и в том, что в данный момент в нём расположено посольство Франции. Всё остальное — отрывочные данные и легенды, слухи, повторяемые москвичами из поколения в поколение. Итак, кварталы Замоскворечья (буквально говоря «за Москвой-рекой») строились к югу от Кремлёвского холма на пойменных землях, ранее занятых огородами царского двора. С XIV века тут проходила дорога в Татарское ханство, память о чём хранит название улицы Большая Ордынка (от Золотой Орды).

К XIX веку тихое Замоскворечье превратилось в излюбленное место обитания патриархального московского купечества. Район считался непрестижным. Но именно здесь приобрёл участок для строительства своего дома очень богатый человек — купец Николай Васильевич Игумнов. Говорят, что до сих пор на спутниковой карте Абхазии в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы «ИНВ» — это кипарисовые аллеи, фигурно высаженные сто лет назад. Николай Васильевич был совладельцем Ярославской большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски. Будучи приезжим, Игумнов хотел поразить московскую публику и денег не жалел.

Для разработки проекта и строительства особняка Игумнов пригласил молодого и талантливого ярославского архитектора Николая Поздеева, занимавшего в то время должность городского архитектора Ярославля. Особняк на Большой Якиманке строился в виде сказочного дворца в псевдорусском стиле. Кирпич для строительства везли непосредственно из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах Кузнецова. Сегодня здание является объектом культурного наследия федерального значения, однако изначально московский свет отнёсся к дворцу более чем прохладно, объявив его провинциальной безвкусицей. Плюс по городу поползли слухи, что купец построил дом для своей содержанки-танцовщицы, а сам лишь наезжает к ней время от времени из Ярославля. Дальше воспоминания современников расходятся в степени трагизма, но подтверждают факт: в один из дней танцовщица исчезла. Самая популярная среди любителей ужасов версия: однажды, приехав из Ярославля без предупреждения, Игумнов застал свою возлюбленную с молодым корнетом и замуровал девушку живьём в стене дома.

Более реалистична, но не менее трагична судьба архитектора этого здания. Купец, освистанный московской публикой, отказался ему платить, оскорбил, после чего опозоренный и разорившийся архитектор покончил с собой.

Не стал счастливым в этом доме и сам владелец. Не оставив своей идеи побороть снобизм московского общества, в 1901 году купец устроил в доме на Якиманке бал. А пол танцевального зала приказал выложить золотыми червонцами. Императору уже на следующий день доложили, как московское купечество выплясывало на его профилях, отчеканенных на монетах. Реакция была резкой: высочайшим распоряжением Николай Игумнов был выслан из Первопрестольной без права возвращения.

Следующий владелец дома на Якиманке соответствовал мрачным легендам, которые окружали особняк: в 1925 году здесь обосновалась лаборатория по изучению мозга. Учреждение было засекреченное, но слухи просочились быстро: за 13 лет здесь побывали мозг Владимира Ленина, Клары Цеткин, Александра Цюрупы, Анатолия Луначарского, Андрея Белого, Владимира Маяковского, Максима Горького, Ивана Павлова, Ивана Мичурина, Константина Циолковского, Михаила Калинина, Сергея Кирова, Валериана Куйбышева, Надежды Крупской… В 1938-м году особняк передали посольству Франции.

Москве довелось становиться столицей неоднократно. Первый раз Улан-царевич (хан Золотой Орды Махмета) торжественно посадил Василия Василиевича Тёмного на трон великокняжеский в Москве, в храме Богоматери у златых дверей. С сего времени (1432 год) Владимир утратил право города столичного. Потом, в правление Ивана III, в состав Московского государства вошли Новгород и Тверь, Иван III стал первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану.

В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства — государства Российского.

В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город. В Москве было запрещено каменное строительство: камень был нужен для Петербурга. На время Москва стала купеческой, патриархальной. Впрочем, с тех пор она всегда будет отличаться от западного, парадного Санкт-Петербурга своими узкими и извилистыми улочками и более патриархальным, уютным, особенным колоритом.

В 1728 году столица фактически перенесена обратно в Москву в связи с переездом туда Петра II. После его смерти в 1730 году был подтверждён столичный статус Петербурга. Императорский двор и правительство переехали в город единовременно в 1732 году.

XX век. 12 марта 1918 года решением советского правительства столица России снова была перенесена в Москву. В 1922 году Москва, оставаясь столицей РСФСР, стала одновременно и столицей Советского Союза.

В этот период началась интенсивная застройка города. С увеличением числа жителей развивалась и транспортная инфраструктура. В 1924 году в Москве появилось регулярное движение автобусов, а в 1933 году по улицам Москвы прошли первые троллейбусы. В мае 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена.

Два раза, в 1920-е и 1950-е годы, Москву хотели переименовать, в первый раз — в Ильич, а позже — в Сталинодар. Но так же, как чудо спасло от разрушения храм Василия Блаженного на Красной площади, и Москве чудом удалось остаться Москвой.

История о храме Василия Блаженного характерна для сталинских времён и достаточно известна. Кто-то считает это достоверным событием, кто-то — историческим анекдотом, но когда для проведения парадов на Красной площади Иосифу Сталину предложили макет, с которого архитектор убрал сначала Воскресенские (Иверские) ворота, потом собор иконы Казанской Божьей Матери, а потом потянулся к макету храма Василия Блаженного, Сталин вдруг сказал: «Поставь на место». И храм уцелел.

Во время Великой Отечественной войны было несколько особенно страшных для города дней, когда жители были на грани паники, — минировали станции метрополитена, отдельные немецкие танки прорывались через Химкинский мост. Точно известно, что один танк ворвался в город Химки, где экипаж был взят в плен. Имеются сведения, что мотоциклисты въезжали на территорию Химкинского (ныне Северного) речного вокзала, где вступили в бой-столкновение с нашим военным катером. Ещё один танк по шоссе докатился до станции метро «Сокол», где его забросали гранатами сотрудники военкомата.

Но город пережил и это. Как известно, битва за столицу стала самой отчаянной и именно на подмосковных рубежах фашистов удалось остановить, заплатив за это очень высокую цену.

Послевоенная эпоха оставила в наследство городу знаменитые семь высоток, вошедшие в архитектуру как стиль сталинский ампир. Перечислим: жилой дом на Котельнической набережной, главное здание Московского государственного университета на Воробьёвых горах, гостиница «Украина», жилой дом на Кудринской площади, здание Министерства иностранных дел, административно-жилое здание возле «Красных ворот», гостиница «Ленинград» на площади трёх вокзалов. Дома должны были заменить разрушенные храмы, которые были ориентирами, привязкой к местности. И, конечно, подчеркнуть торжество советского строя, окружив так и не построенный Дворец советов. Некоторые из этих зданий помнят не только судьбы знаменитых обитателей, но и строителей-заключённых.

В хрущёвскую оттепель Москва получила новые станции метро в рабочих пригородах и МКАД (последнее на сегодня кольцо Москвы), решение квартирного вопроса с помощью примитивной блочной типовой застройки, которая тем не менее позволила расселить людей из бараков и подвалов. В брежневскую — Калининский проспект (ныне — Новый Арбат) с рядами башен и знаменитым зданием-книгой, с верхних этажей которого открывается удивительный вид на город, мост, реку и гостиницу «Украина».

После того, как в 1991 году СССР прекратил своё существование, Москва стала столицей России, а с 1993 года — городом федерального значения.

1 февраля 1995 года был принят закон о флаге и гербе города Москвы. Гимном Москвы стала песня «Моя Москва», текст которой написали Марк Лисянский и Сергей Агранян, а музыку — Исаак Дунаевский.

Современная Москва является не только крупнейшим мегаполисом мира, но и претендует на звание перспективного финансового центра. В последние годы столица показывает стабильный рост по объёму инвестиций в городскую экономику, особенно из-за рубежа, что говорит об интересе иностранных предпринимателей к ведению здесь бизнеса. Власти планомерно наводят порядок во всех сферах жизнедеятельности города.

1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась более чем в 2 раза и составила 255 тыс. га. К границам старой Москвы присоединили два городских округа (Троицк и Щербинка) и 19 городских и сельских поселений из состава Ленинского, Наро-Фоминского и Подольского районов Московской области, которые вошли в состав Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). При этом население города выросло на 233 тыс. человек. Таким образом, в черте города оказалось большое количество лесов и зелёных насаждений, которые в будущем планируется благоустроить и превратить в парки. На территории ТиНАО Москвы ведётся щадящая застройка, в первую очередь столичные власти намерены создавать в этих округах новые рабочие места. Расширение границ Москвы призвано дать новый импульс развитию города и превратить город в полицентричный, современный мегаполис.

Сколько лет Москве. Кем и когда она основана? Кто такой Юрий Долгорукий?

Основание Москвы приписывают Юрию Долгорукому, Вещему Олегу и даже внуку Ноя, но кто на самом деле построил будущую столицу России? Археологи уверяют, что городу значительно больше тысячи лет. Но тогда почему в 2019 году столица празднует лишь 872-й день рождения? Когда возник культ князя Юрия Долгорукого и при чем тут Сталин — читайте в материале Anews.

Что означает слово «Москва»?

Утонул доброй молодец
Во Москве-реке, Смородине.
Выплывал его доброй конь
На крутые береги,
Прибегал его доброй конь
К отцу его к матери;
На луке на седельныя Ерлычок написаной:
«Утонул доброй молодец
Во Москве-реке, Смородине».
Кирша Данилов, сказитель XVIII века.

Река Москва. Wikimedia

Первое упоминание о Москве. Кто основал Москву?

Первое упоминание о Москве зафиксировано 4 апреля 1147 года в Ипатьевской летописи. «Приди ко мне, брате, в Москов» — писал тогда Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий Новгород-Северскому князю Святославу Ольговичу.

Князю Юрию Долгорукому приписывается основание Москвы, поскольку с его именем связано первое упоминание города. Однако это не так. Юрий Долгорукий всего лишь пригласил своего союзника на захваченную территорию.

На Боровицком холме, в месте слияния рек Москва и Неглинная, уже было поселение. Называлось оно по имени владевшего землями боярина Степана Кучко — «Кучков». Юрий Долгорукий казнил Кучко, женил своего сына Андрея Боголюбского на его дочери Улите, а поселение велел обнести деревянной крепостной стеной. Новый город получил своё название от имени самой крупной реки.

Впрочем, это не единственная версия. Историк И.Е. Забелин в своем труде «История города Москвы» разбирает несколько легенд и гипотез.

Во-первых, основать Москву мог и Вещий Олег за пару веков до Юрий Долгорукого. Автор ссылается на «позднейшие летописные записи», согласно которым «Олег же нача грады ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и постави град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих».

Иллюстрация к «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина. В.М. Васнецов

В труде Забелина также была описана легенда про основателя Москвы князя Великого Данило Ивановича: «Князь же Данило Иванович в шестое лето на хизине Букалове заложи град и нарече имя ему Москва». Однако автор отмечает, что «это сказание сочинено на Крутицах каким-либо досужим мирянином или церковником». Известно, что Данило Иванович жил в XIII веке, к тому моменту Москва уже была упомянута в летописях.

По другой версии, Москва была основана в XIII веке князем Данилой Александровичем Суздальским, сыном Александра Невского. В достоверности этой легенды усомнился также и историк Карамзин. Князь действительно очень много сделал для развития Москвы, но Московское княжество было выделено ему в удел по завещанию отца.

«Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля (Строительство деревянных стен Кремля. XII век)». А.М. Васнецов

Популярная в XVI-XVII веках легенда связывает основание Москвы с именем Мосоха — внука библейского Ноя, строителя ковчега.

Инок Тимофей Рвовский писал: «И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском».

«Мосох или Мезех, шестой сын Иафетов, внук Ноев, есть отец и прародитель всех народов Московских» — отмечал И.Е. Забелин. Согласно этой версии, не город получил свое название от реки, а река — от города, основанного после Всемирного потопа внуком Ноя. Якобы у Мосоха была жена по имени «Ква», сочетание их имен и дало жизнь слову «Москва».

Забелин сослался на труды Феодосия Софоновича, Иннокентия Гизеля и Тимофея Каменевича-Рвовского. Впрочем, историк отметил «богатство фантазии и необыкновенную смелость вымысла» в отношении этой гипотезы.

«Наши московские доморощенные гадания о происхождении города Москвы ограничивались очень скромными домыслами» — отмечает Забелин. Историк считает именно Юрия Долгорукого «все-таки прямым основателем Москвы», несмотря на то, что город был «основан» не на пустом месте.

И.Е. Забелин. Wikimedia

Князь, (не) основавший Москву. Кто такой Юрий Долгорукий

Юрий (Георгий) Долгорукий — шестой сын князя Владимира Мономаха. Родился на рубеже XI-XII веков, в промежутке между 1090 и 1102 годами. До конца жизни он управлял Ростово-Суздальским княжеством, но имел притязания и на Киев. По одной из версий, «Долгоруким» князь был прозван за свою внешнюю политику и многочисленные интересы в дальних землях. По другой, руки у князя были действительно неестественной длины.

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий в Царском титулярнике 1672 года. Wikimedia

Достоверно известно, что Юрий Долгорукий основал Переславль-Залесский, Дмитров и Юрьев. Некоторые историки также считают князя основателем городов Кострома, Городец, Дубна, Перемышль, Стародуб, Кснятин и Звенигород.

Специалисты сходятся во мнении, что Юрий Долгорукий не пользовался особой популярностью у народа. Николай Карамзин, автор «Истории государства Российского», утверждал, что князь «играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия».

Василий Татищев, автор «Истории Российской», был примерно того же мнения: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…».

Рисунок профессора исторической живописи Императорской академии художеств В.П. Верещагина, 1896 г. Wikimedia

За что ругали и как полюбили памятник Юрию Долгорукому

Сегодня монумент стоит на Тверской площади, напротив Мэрии Москвы. Памятник популярен среди москвичей и туристов, но так было не всегда.

Памятник Юрию Долгорукому. Wikimedia

Культ Юрия Долгорукого возник в советское время. По личному распоряжению Сталина в 1946 году в Киев отправилась экспедиция с целью разыскать останки князя. Советское руководство планировало торжественно перезахоронить Юрия Долгорукого, но экспедиция провалилась, останки не нашли.

В том же году был объявлен конкурс на лучший памятник князю. Сталин выбрал проект С.М. Орлова. По легенде, Сталин сказал скульптору: «Почему у вас Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнет мужественность основателя Москвы». Скульптор переделал макет.

Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, но окончательно город познакомился с монументом лишь в 1954 году, уже после смерти вождя.

Памятник сразу же вызвал неоднозначную реакцию общественности. Многие называли средневекового правителя «представителем эксплуататорских классов». Москвичам казалось странным, что памятник князю установили на Советской площади (нынешняя Тверская). Коммунисты по всему миру задавались вопросом о целесообразности идейно чужого монумента. Многие указывали на то, что памятник Юрию Долгорукому является отступлением от ленинского плана «монументальной пропаганды».

Никита Хрущёв также недолюбливал скульптуру. По легенде, он даже приказал «оскопить» жеребца, чье бронзовое достоинство казалось слишком реалистичным. Москвичи не смогли оставить инициативу без шуток про «мерина».

В 1962 году памятник Юрию Долгорукому решили перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Однако вскоре Никита Хрущёв лишился всех постов, а новому руководству было не до памятника.

При Юрии Лужкове, тезке князя, отношение к памятнику изменилось. Именно возле Юрия Долгорукого стали проводить торжественный мероприятия, посвящённые Дню города.

Почтовая марка в честь Юрия Долгорукого. Wikimedia

Сколько лет Москве?

Точный возраст Москвы неизвестен. Археологи при раскопках находили артефакты из эпохи мезолита (VII тысячелетие до н.э.). Историки утверждают, что сперва на территории будущей Москвы проживали финно-угорские племена. Позже на месте нынешнего Кремля поселились вятичи.

В 1846 году историк И.Е. Забелин установил дату первого упоминания Москвы в летописях. После этого в «Московских ведомостях» вышла статья Константина Аксакова — «Семисотлетие Москвы». Автор предложил считать 4 апреля 1147 года днём рождения Москвы и выступил за проведение праздника в 1847 году в честь юбилея города. Статья вызвала бурную дискуссию. Идею праздника поддержал генерал-губернатор Алексей Щербатов и митрополит Филарет.

Константин Сергеевич Аксаков, автор «Семисотлетия Москвы». Wikimedia

В 2019 году Москве исполняется 872 года, в 2020 году — 873 года, в 2027 году столица отпразднует 880 юбилей, а 2035 году городу стукнет 888 лет.

Когда Москва празднует День города

Несколько лет назад День города в Москве стали проводить в первую или вторую субботу сентября. Но всегда ли так было?

Москва празднует День города. Wikimedia

Первый свой юбилей Москва должна была праздновать три дня. Торжества были назначены на весну 1847 года. Однако по распоряжению императора Николая I мероприятие было перенесено на 1 января 1847 года и ограничилось одним днем.

Следующий день рождения Москва отметила лишь век спустя — благодаря инициативе Георгия Попова, председателя исполкома Московского городского Совета народных депутатов. Идею поддержал Иосиф Сталин. По его приказу торжества были назначены на начало осени. Праздник состоялся в 135-ую годовщину Бородинского сражения — 7 сентября.

Почтовые марки в честь 800-летия Москвы. Wikimedia

Спустя 39 лет традицию решил возродить Борис Ельцин, который в 1986 году занимал пост главы московского горкома КПСС. В сентябре по всему городу открылись праздничные продуктовые ярмарки.

Через год Москва с размахом отметила 840-летний юбилей. 19 сентября в городе прошел парад ретроавтомобилей и карнавальных платформ, а также торжественная демонстрация. По всему городу состоялись выступления артистов и духовых оркестров. По Москве-реке были пущены баржи с праздничным декором. Вечером небо над Москвой разукрасил салют.

С 1988 по 1990 года день города также отмечали в сентябре. В 1991 году празднование состоялось 31 августа.

В следующий раз Москва отметила день рождения в 1997 году. Масштабные торжества в честь 850-летнего юбилея были намечена на 6 и 7 сентября. 5 сентября, накануне городских гуляний, на Соборной площади Кремля состоялась официальная церемония открытия Дня города.

Теплоход «850 лет Москве». Wikimedia

С 1997 года праздник стали проводить ежегодно. Однако в 2000 году программу сократили из-за взрыва на Пушкинской площади, пожара на Останкинской телебашне и катастрофы на подводной лодке Курск. В 2004 году день города был отменен в связи с трагедией в Беслане.

В 2016 году вышел указ мэра Москвы Сергея Собянина, по которому День города отмечается либо в первую, либо во вторую субботу сентября. Это необходимо, чтобы избежать совпадения с траурными датами.

1147 год первое упоминание о Москве в летописи

1147 г. – первое упоминание о Москве в летописи. В 1147 г. князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу своего союзника, князя Новгородского и Северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». По-видимому, в те времена это была обычная княжеская усадьба, где суздальский князь Юрий Долгорукий останавливался при поездках на киевский юг и обратно. Но уже в 1156 г., по преданиям, он «заложил град Москву» пониже устья Неглинной. Москва возникла на перепутье между днепровским югом и верхневолжским севером, став пограничным городком Суздальской земли, которой правил тогда Юрий Долгорукий, и это определило его дальнейшую судьбу.

Будучи достаточно далекой от суздальских центров – Ростова и Владимира, Москва позднее других суздальских городов могла стать центром особого княжества и притом должна была достаться младшему князю. Действительно, в продолжение большей части XIII в. князья в Москве появлялись лишь на короткое время, и то это были все младшие сыновья своих отцов. Только после смерти Александра Невского в 1263 г. в Москве начинает княжить его младший сын Даниил, и только с этих пор Москва становится стольным городом с постоянным князем, так что Даниил стал родоначальником московского княжеского рода.

Материал создан: 30.07.2014