Зпу 1 2 4

ЗПУ-4 — счетверённая 14,5-мм зенитная пулемётная установка пулеметов КПВ. Предназначена для поражения целей на высоте до 2 км. Возможно применение по наземным целям (легкобронированной технике, живой силе). Скорострельность — 600 выстрелов в минуту на ствол (2400 в/м суммарная). Масса — 2,1 т.

История

Зенитные пулеметные установки калибра 14,5-мм предназначались для борьбы с авиацией противника на высотах до 1500 м. Установка создавались на базе 14,5-мм крупнокалиберного пулемета С. В. Владимирова с дальностью стрельбы до 2000 м.

Разработка счетверенной установки ЗПУ-4 была начата в 1945 г. на конкурсных началах заводом № 2 и ОКБ-43. Предварительные испытания ЗПУ-4 конструкции И. С. Лещинского (завод № 2) показали её преимущества над установкой ОКБ-43. После доработки по результатам испытаний ЗПУ-4 И. С. Лещинского была повторно испытана на Донгузском полигоне в 1946 г. В августе-сентябре 1948 г. она прошла войсковые испытания и была принята на вооружение в 1949 г.

ЗПУ-4 использовался во время Корейской войны северокорейскими и китайскими войсками, американские военные считали его самым опасным противником вертолётов во Вьетнаме. ЗПУ-4 использовался иракскими вооружёнными силами во время войны в Персидском заливе. Также ЗПУ-4, установленная в кузове легкого грузового автомобиля, используется правительственной армией Сирии против боевиков.

В российской армии ЗПУ-4 сменила более мощная спаренная артустановка ЗУ-23-2.

Страны-эксплуатанты

  • СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам:
  • Латвия — 2 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год;
  • Украина — по состоянию на 15 августа 2011 года, на хранении.
  • Алжир — 40 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Ангола — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Бангладеш — количество неизвестно, однако, возможно, использовалась во время бунта пограничников.
  • Бурунди — 15 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Гана — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Египет — 300 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Зимбабве — 36 ЗПУ-1/ЗПУ-2/ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Иран — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Камбоджа — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Конго — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Демократическая Республика Конго — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Лаос — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Мавритания — 12 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Мадагаскар — 50 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Малави — 40 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Мальта — 50 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Марокко — 20 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Монголия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Намибия — 50 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Непал — 36 Тип 56, по состоянию на 2007 год.
  • Сейшельские Острова — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Сирия — некоторое количество, по состоянию на 2014 год.
  • Судан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Танзания — 40 ЗПУ-2/ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Того — 38 ЗПУ-4, по состоянию на 2007 год.
  • Уганда — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Панама — некоторое количество, по состоянию на 1989 год.
  • Чад — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.

Интересные факты

  • Установка ЗПУ-4 фигурирует в фильме «А зори здесь тихие», несмотря на то, что она была принята на вооружение через четыре года после окончания войны.
  • В мае 2015 г. министр обороны Северной Кореи Хён Ён Чхоль был публично расстрелян из установки ЗПУ-4. Причиной казни стало то, что министр заснул во время выступления корейского лидера Ким Чен Ына.
  • Данная зенитка несколько раз встречалась в трилогии фильмов «Неудержимые», когда противник тщетно пытался из неё сбить «Неудержимых».

Примечания

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

ЗПУ-4 на Викискладе

Запорно-пломбировочные устройства для РДЖ

ЗПУ активно используются для пломбирования вагонов, транспортных контейнеров, а также для дополнительной защиты перевозимого груза от неразрешенного доступа.

Согласно ГОСТ запорно-пломбировочные устройства должны иметь индивидуальный номер, который поможет установить попытку взлома. Конструкция оснащена крепкими металлическими деталями, прочными стальными тросами, сорвать такую пломбу без применения соответствующего инструмента просто невозможно (кусачки, тросорезы).

Изделия способны выдерживать огромные нагрузки до 200 кг/см, сохраняют свои отменные рабочие параметры при любых условиях эксплуатации.

Для чего необходимы ЗПУ?

Запорно-пломбировочные устройства для ЖД вагонов обладают массой преимуществ при эксплуатации:

  • возможность подтвердить факт вскрытия вагона либо контейнера злоумышленниками;
  • повысить защиту перевозимого груза от доступа третьих лиц;
  • возможность установить материальную ответственность за транспортируемый груз.

ЗПУ не боятся механического и прямого ударного воздействия, могут использоваться при разных климатических условиях.

Плюсы использования ЗПУ

Запорно-пломбировочные устройства для ЖД обладают следующими достоинствами:

  1. Малые габариты и вес, что позволяет удобно использовать ЗПУ.
  2. Повышенная прочность, надежность применения.
  3. Универсальность использования. Изделия подходят для защиты объектов с произвольным диаметром отверстий.
  4. Стойкость к негативному внешнему воздействию. Металлические детали дополнительно обработаны антикоррозионным составом, поэтому они не подвержены коррозионному разрушению, не боятся резких температурных изменений и прямого влияния ультрафиолетовых лучей.

Такие изделия надежны, поэтому активно используются при перевозке различных грузов.

Какие есть требования к запорно-пломбировочным устройствам?

К основным требованиям, предъявляемым к ЗПУ, относится:

  • изделия должны справляться с сильной нагрузкой;
  • фиксация устройств производится вручную без использования каких-либо дополнительных устройств;
  • продукция предназначена для одноразового использования.

Простая конструкция обеспечивает легкую установку.

Срок действия и порядок утилизации запорно-пломбировочных устройств

На ЗПУ установлен единый гарантийный срок службы, который равен 24 месяцам. По истечении этого периода изделия подлежат утилизации.

Порядок утилизации запорно-пломбировочных устройств устанавливается ОАО «РЖД».

ЗПУ, которые используются для пломбирования вагонов и контейнеров, подлежат обязательной регистрации с учетом каждого индивидуального контрольного номера.

;Для утилизации запорно-пломбировочных устройств их приводят в то состояние, которое исключает возможность их повторного применения с обязательным уничтожением индивидуального номера.

Где купить ЗПУ на выгодных условиях?

Если вы хотите заказать запорно-пломбировочные устройства напрямую от изготовителя, тогда обращайтесь в ООО «Индустриальную Пломбировочную Компанию АЛЬФА». Фирма реализует товар собственного изготовления, предоставит лучшие цены на ЗПУ, а также хорошие скидки постоянным клиентам.

Реализуемые изделия проходят обязательную проверку, контроль качества на каждом этапе производства, поэтому порадуют отличным уровнем изготовления, отменными эксплуатационными характеристиками. Доставка товара осуществляется по всей территории России при помощи удобной для клиента транспортной компании.

О том, какие бывают пломбы и их назначение, преимущества и порядок использования…

ЗПУ для РЖД

Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ)

Данный вид ЗПУ предназначен только для использования по Московской железной дороге (РЖД).

ЗПУ общего назначения

Данный вид ЗПУ предназначен для использования на других видах транспорта.

Обеспечение безопасности грузоперевозок и сохранность грузов — значимая проблема современного бизнеса. Один из способов защиты — опечатывающие, запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ). Применение опломбирования необходимо для индикации факта несанкционированного доступа к охраняемому объекту.

Компания «Торговый Дом ЗПУ» предлагает широкий выбор опечатывающих, запорно-пломбировочных устройств:

  • ЗПУ для ОАО РЖД. Они применяются только на Московской железной дороге и предназначены для опломбирования или блокировки дверей, люков, вагонов, цистерн, железнодорожных контейнеров при перевозке обычных и опасных грузов. Опечатывающие, запорно-пломбировочные устройства для РЖД, отличаются прочностью, устойчивостью к климатическим воздействиям и агрессивной среде.
  • ЗПУ общего назначения, предназначенные для различных видов транспорта, в том числе для контейнерных перевозок, водного, авиа и автотранспорта, для опломбирования складов и служебных помещений.
  • Пластиковые пломбы, индикаторные и ПУ из свинца.
  • Мешки, курьерские пакеты, пломбируемые сумки.
  • Пластиковый инструмент для снятия ЗПУ.
  • Тормозные башмаки и знак опасности.

ПЛАСТИКОВЫЕ ПЛОМБЫ: НАЗНАЧЕНИЕ

Пластиковые контрольные пломбы — это универсальные опечатывающие устройства, имеющие уникальный номер. Такие пломбы предназначены для опломбирования помещений, грузов. Пластиковый корпус позволяет размещать на пломбировочном устройстве любую идентификационную информацию. На каждую пластиковую пломбу может быть нанесен логотип.

Пломбы пластиковые номерные изготавливаются из высокотехнологичного материала, устойчивого к внешним воздействиям. Запорно-пломбировочное, опечатывающее устройство легко размещается на охраняемом объекте и позволяет контролировать доступ.

НОМЕРНЫЕ ПЛОМБЫ: ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Преимущества номерных пломб:

Легкость и простота установки. Дополнительные инструменты для установки номерных пломб не требуются.

Невозможность подделки и повторного опломбирования. Номерные пломбы имеют индивидуальный код и разные цвета, что упрощает визуальный контроль их подлинности и целостности.

Экологическая безопасность. При изготовлении номерных пломб используется экологически чистый материал.

ОПЛОМБИРОВАНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ

В соответствии с ГОСТ Р 51912 ПУ подразделяются на три класса.

1 класс. Индикаторные или контрольные ПУ. К ним относятся изделия из свинца и пластиковый вид пломбы. Опломбирование позволяет контролировать доступ на объекты. Индивидуальный идентификационный признак вносится на пломбу в заводских условиях или на месте с помощью пломбиратора, маркера, штемпеля. Пломба (индикаторная или контрольная) не может обеспечить защиты объектов при попытке вскрытия, однако выдерживает внешние нагрузки при транспортировке и хранении.

2 класс. Интеллектуальная пломба или электронные опечатывающие устройства. Этот пломбировочный тип получает, хранит, обрабатывает и передает служебную и идентификационную информацию, а также отправляет сигнал состояния, дистанционно или через считыватель. Опломбирование осуществляется монтированием в конструкцию ПУ. Такое опечатывающее устройство может устанавливаться автономно.

3 класс. Силовые ЗПУ или ПУ. Наряду с функцией опломбирования устройство осуществляет силовое блокирование запорного узла объекта. К этому классу относятся ЗПУ, имеющие минимальный предел прочности 100 кГс. Конструктивно, вместе с элементами, включены силовые звенья, обеспечивающие замыкание. Запорный механизм позволяет частично предотвратить взлом. Некоторые ЗПУ относятся к одноразовым приборам, в них отсутствуют дополнительные функции.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЗПУ

  • При изготовлении опечатывающих устройств применяются современные технологии, позволяющие обеспечить низкую стоимость и высокое качество изделий. Их производство осуществляется в заводских условиях. В кустарной мастерской воспроизвести их невозможно.
  • Каждая пломба имеет набор идентификационных признаков, характеристик и параметров, присущих только ей. Они вносятся вустройство в процессе производства. К ним относятся: форма, размер, окраска, маркировка, индивидуально буквенно-цифровой код номерной пломбы, логотип и т.д. При ее снятии с защищаемого объекта легко определить ее целостность. При опломбировании могут быть внесены дополнительные идентификационные признаки. Благодаря маркировке появляется возможность вести учет ПУ, принадлежность груза конкретной компании, идентифицировать прибор.
  • Запорно-пломбировочные устройства из разных материалов (например, свинца), обладают высоким уровнем защитных свойств. Создать дубликат изделий можно только с четким соблюдением технологий, указанных в нормативных документах.
  • Пломба устойчива к внешним воздействиям.

ОПЛОМБИРОВАНИЕ ГРУЗОВ ПОЗВОЛЯЕТ:

  • Определить проникновение к защищаемому грузу фактом целостности пломбы.
  • Устройство обеспечивает частичную защиту от несанкционированного проникновения.
  • Разделить ответственность за сохранность грузов между грузоотправителем, экспедитором, грузоперевозчиком, грузополучателем, таможней и т.д.
  • Уменьшить количество проверок и упростить инвентаризационные процедуры, подтверждающие, что груз в наличии.

ПРОЦЕСС ОПЛОМБИРОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:

  • Учет поступивших устройств (пластиковых и из свинца).
  • Каждая пломба (в том числе и номерные) проходит контроль технического состояния.
  • Установка.
  • Учет установленных пломб.
  • Перед удалением устройство проходит контроль подлинности и целостности.
  • Снятие и утилизация.

Объемы производства и использования ЗПУ постоянно растут. В настоящее время можно купить пломбы различных типов. Пластиковый — наиболее востребован. От правильного выбора устройства зависит целостность груза. Необходимо четко знать, какие выгоднее купить пломбы в том или ином случае, что более надежно.

Специалисты компании «Торговый Дом ЗПУ» предоставят консультацию по выбору ПУ и ЗПУ, подскажут, как наиболее эффективно обеспечить сохранность контейнеров и хранилищ.

Советские послевоенные зенитные пулемётные установки


В послевоенные годы в Советском Союзе продолжилось совершенствование средств борьбы с воздушным противником. До массового принятия на вооружения зенитных ракетных комплексов эта задача возлагалась на истребительную авиацию и зенитные пулемётные и артиллерийские установки.
Во время войны крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, созданный В.А. Дегтяревым и доработанный Г.С. Шпагиным, являлся основным зенитным средством защиты войск на марше. ДШК, установленные на треноге в кузове грузового автомобиля, передвигаясь в составе колонны, позволяли достаточно эффективно бороться с вражескими низколетящими самолётами.

Крупнокалиберные пулемёты широко применялись в объектовой ПВО и для обороны железнодорожных составов. В качестве дополнительного зенитного вооружения они устанавливались на тяжелые танки ИС-2 и САУ.
ДШК стал мощным средством борьбы с вражеской авиацией. Обладая высокой бронепробиваемостью, он значительно превосходил ЗПУ калибра 7,62-мм по дальности и высотности эффективного огня. Благодаря положительным качествам пулемётов ДШК, количество их в армии в годы войны постоянно росло. В ходе войны зенитными пулеметами сухопутных войск было сбито около 2500 вражеских самолетов.

В конце Великой Отечественной войны К.И. Соколов и А.К. Коров провели существенную модернизацию ДШК. Был усовершенствован механизм питания, повысилась технологичность изготовления, изменилось крепление ствола, осуществлён ряд мер по повышению живучести и надежности в работе. В 1946 году под маркой ДШКМ пулемет принимается на вооружение.

Внешне модернизированный пулемет отличался не только иной формой дульного тормоза, конструкция которого была изменена еще в ДШК, но и силуэтом крышки приемника, в котором был упразднен барабанный механизм — его заменил приемник с двухсторонним питанием. Новый механизм питания позволил использовать пулемет в спаренных и счетверенных установках.

Счетверённая установка ДШКМ чехословацкого производства, использовавшаяся кубинцами в боях на Плая-Хирон.
Вместе с механизмом питания изменена и конструкция ленты. Вместо прежней неразъемной ленты на 50 патронов с соединением звеньев пружинами принята лента со звеном типа «краб», из отдельных кусков по 10 звеньев.
Пулемёты ДШКМ длительное время состояли на вооружении, в настоящее время они практически вытеснены из российской армии более современными образцами.
В 1972 году на вооружение принят крупнокалиберный пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» конструкции Г. И. Никитина, Ю. М. Соколова и В. И. Волкова, на неуниверсальном треножном станке 6Т7 конструкции Л.В. Степанова и К.А. Барышева. Масса пулемёта со станком составляла всего 41 кг, но, в отличие от ДШК, на универсальном станке Колесникова, имевшего со станком более чем вдвое большую массу, вести огонь по воздушным целям из него было невозможно.

НСВ-12,7 «Утёс» на станке 6Т7
По этой причине Главное ракетно-артиллерийское управление выдало предприятию КБП задание на разработку легкой зенитной установки под пулемет калибра 12,7-мм.
Установку следовало разработать в двух вариантах: 6У5 под пулемет ДШК/ДШКМ (пулеметы этого образца имелись в огромных количествах в мобилизационных запасах) и 6У6 под новый пулемет НСВ-12,7.
Главным конструктором установок был назначен Р. Я. Пурцен. Заводские испытания опытных образцов установок были начаты в 1970 году, к полигонным и войсковым испытаниям приступили в 1971 году.

Пулемёт НСВ-12,7 на универсальном станке У6У
Полигонные и последовавшие за ними войсковые испытания зенитных пулеметных установок подтвердили их высокие боевые и эксплуатационные характеристики.
В соответствии с решением комиссии на вооружение Советской Армии в 1973 году поступила только установка 6У6 под названием: «Универсальный станок конструкции Р. Я. Пурцена под пулемет НСВ».

Зенитная пулеметная установка 6У6 рассматривается как батальонное и полковое средство ПВО. Эти установки придаются также дивизионам зенитных ракетных комплексов С-300П для прикрытия от атакующих вертолетов и борьбы с наземным противником (десантами).
Зенитная пулеметная установка 6У6 состоит из 12,7-мм пулемета НСВ-12,7, легкого тревожного лафета (станка) и прицельных приспособлений. Механизмы автоматики пулемета работают за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола.
Темп стрельбы пулемета 700 — 800 выстр./мин, а практическая скорострельность составляет 80 — 100 выстр./мин.
Лафет установки является самым легким из всех современных аналогичных конструкций. Его вес составляет 55 кг, а вес установки с пулеметом и патронной коробкой на 70 патронов не превышает 92,5 кг. Для обеспечения минимального веса штампосварные детали, из которых в основном состоит установка, изготовлены из стального листа толщиной всего 0,8 мм. При этом необходимая прочность деталей была достигнута с помощью термообработки. Особенность лафета такова, что наводчик может вести стрельбу по наземным целям из положения лежа, при этом спинка сиденья используется в качестве плечевого упора. Для повышения точности стрельбы по наземным целям в механизм вертикального наведения введен редуктор тонкой наводки.

Для стрельбы по наземным целям установка 6У6 оснащена оптическим прицелом ПУ. Воздушные цели поражаются с помощью коллиматорного прицела ВК-4.

Транспортировка пулеметным расчетом 12,7-мм крупнокалиберного пулемета НСВ-12,7 “Утес” со станком 6У6
Универсальная зенитная установка с пулемётом НСВ-12,7 на сегодняшний день не имеет аналогов по массогабаритным характеристикам, обладает хорошими служебно-эксплуатационными данными. Это делает возможным использование её небольшими мобильными подразделениями с переноской в разобранном виде.
В 1949 году на вооружение был принят 14,5-мм крупнокалиберный пулемет Владимирова на колесном станке Харыкина (под обозначением ПКП — пулемет крупнокалиберный пехотный системы Владимирова).
В нём был использован патрон, ранее применявшийся в противотанковых ружьях. Вес пули 60-64 г, начальная скорость — от 976 до 1005 м/с. Дульная энергия КПВ достигает 31 кДж (для сравнения: у 12,7-мм пулемёта ДШК — лишь 18 кДж, у 20-мм авиационной пушки ШВАК — около 28 кДж). Прицельная дальность стрельбы — 2000 метров. КПВ удачно сочетает в себе скорострельность станкового пулемёта с бронепробиваемостью противотанкового ружья.
Эффективным средством поражения воздушных целей с сильной броневой защитой на расстояниях до 1000-2000 м являются 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 массой 64 г. Эта пуля пробивает броню толщиной 20 мм при угле 20° от нормали на расстоянии 300 м и зажигает авиационное горючее, находящийся за броней.
Для поражения защищенных воздушных целей, а также для пристрелки и корректировки огня на расстоянии до 1000-2000 м применяются 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ массой 59,4 г (индекс ГРАУ 57-БЗ Т-561 и 57-БЗ Т-561 с). Пуля имеет колпачок с запрессованным трассирующим составом, который оставляет светящийся след, видимый на большом расстоянии.
Бронебойное действие несколько уменьшено по сравнению с пулей Б-32. На расстоянии 100 м пуля БЗТ пробивает броню толщиной 20 мм, размещенную под углом 20° к нормали.
Для борьбы с защищенными целями могут применяться также 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей БС-41 массой 66 г. На расстоянии 350 м эта пуля пробивает броню толщиной 30 мм, расположенную под углом 20° к нормали.
В боекомплект установки могут входить и 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БСТ массой 68,5 г, с зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ массой 60 г, с пристрелочно-зажигательной пулей ЗП.
В 1949 году параллельно с пехотным на вооружение была приняты зенитные установки: одноствольная установка ЗПУ-1, спаренная ЗПУ-2, счетверённая ЗПУ-4.
ЗПУ-1 была разработана конструкторами Е. Д. Водопьяновым и Е. К. Рачинским. Зенитная пулеметная установка ЗПУ-1 состоит из 14,5-мм пулемета КПВ, легкого лафета, колесного хода и прицельных приспособлений.
Лафет ЗПУ-1 состоит из верхнего и нижнего станков. Лафет обеспечивает круговой обстрел с углами возвышения от —8 до +88°.

ЗПУ-1
На верхнем станке лафета находится сиденье, на котором во время стрельбы размещается наводчик. Нижний станок лафета снабжен колесным ходом, позволяющим буксировать установку легкими армейскими автомобилями. При переводе установки из походного в боевое положение колеса колесного хода поворачиваются в горизонтальное положение. Боевой расчет из 5 человек переводит установку из походного положения в боевое за 12—13 секунд.

Подъемный и поворотный механизмы лафета обеспечивают наведение оружия в горизонтальной плоскости со скоростью 56 град/с, в вертикальной плоскости наведение осуществляется со скоростью 35 град/с. Это позволяет обстреливать воздушные цели, летящие со скоростью до 200 м/с.
Для транспортировки ЗПУ-1 по пересеченной местности и в горных условиях она может разбираться на отдельные части и перевозиться (или переноситься) во вьюках весом до 80 кг.
Питание патронами производится из металлической звеньевой ленты, укладываемой в патронный ящик емкостью 150 патронов.
В качестве прицельных приспособлений на ЗПУ-1 используется коллиматорный зенитный прицел.
Наряду с одиночной зенитной пулеметной установкой ЗПУ-1 под один 14,5- мм пулемет системы С. В. Владимирова была спроектирована спаренная зенитная установка. В её создании приняли участие конструкторы С. В. Владимиров и Г. П. Марков.
После устранения выявленных в ходе испытаний недостатков установка в 1948 г. была предъявлена на полигонные, а затем и войсковые испытания. На вооружение Советской Армии установка была принята в 1949 г. под обозначением «14,5-мм спаренная зенитная пулеметная установка ЗПУ-2».
ЗПУ-2
ЗПУ-2 поступала на вооружение зенитных подразделений мотострелковых и танковых полков Советской Армии. По внешнеэкономическим каналам значительное количество установок этого типа было экспортировано во многие страны мира.
ЗПУ-2 состоит из двух 14,5-мм пулеметов КПВ, нижнего станка лафета с тремя подъемниками, вращающейся платформы, верхнего станка лафета (с механизмами наведения, кронштейнами люльки и патронных ящиков, а также сиденьями наводчиков), люльки, прицельных приспособлений и колесного хода.
Нижний станок лафета представляет собой сварную треугольную раму, на которой закреплен с возможностью кругового вращения верхний станок. Для обеспечения транспортировки установки нижний станок снабжен отделяемым колесным ходом. Для стрельбы установку снимают с колесного хода и устанавливают на грунт. Перевод ее из походного положения в боевое выполняется за 18-20 секунд.
Механизмы наведения позволяют вести круговой обстрел с углами возвышения от —7 до +90°. Скорость наведения оружия в горизонтальной плоскости составляет 48 град/с, наведение в вертикальной плоскости осуществляется со скоростью 31 град/с. Максимальная скорость обстреливаемой цели составляет 200 м/с.
На большие расстояния установку, боекомплект и расчет из 6 человек перевозят в кузове армейского грузового автомобиля. Хотя масса установки с колесным ходом и патронами достигает 1000 кг, на малые расстояния она может перемещаться силами расчета.
В целях повышения тактической мобильности зенитных пулеметных подразделений и обеспечения ПВО мотострелковых частей на марше в конце 1940-х годов был спроектирован вариант ЗПУ-2, предназначенный для размещения на бронетранспортерах. Он имел обозначение ЗПТУ-2.
В 1947 г. в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода разработали зенитную установку БТР-40 А, состоявшую из легкого двухосного бронетранспортера БТР-40 и зенитной пулеметной установки ЗПТУ-2, размещенной в десантном отделении бронетранспортера.

ЗСУ БТР-40А
Зенитная установка имела круговой обстрел, а углы вертикального наведения составляли от —5° до +90°. Боекомплект состоял из 1200 патронов.
Установка БТР-40 была принята на вооружение в 1951 г. и выпускалась серийно на Горьковском автомобильном заводе.
В 1952 году была запущена в производство зенитная установка, созданная на базе трехосного бронетранспортера БТР-152 с размещением в ней спаренной 14,5-мм установки ЗПТУ-2. Установка обеспечивала круговой обстрел, наведение в вертикальной плоскости осуществлялось в диапазоне углов от — 5° до + 89°. Боекомплект составлял 1200 патронов.
Счетверенная ЗПУ-4 стала самой мощной зенитной пулеметной установкой, разработанной в СССР. Она создавалась на конкурсной основе несколькими конструкторскими коллективами. Испытания показали, что лучшей является установка конструкции И. С. Лещинского.
Доработанный по результатам испытанный вариант этой установки был предоставлен на полигонные испытания в 1946 году, в 1948-м она проходила войсковые испытания, а на вооружение Советской Армией установка ЗПУ-4 была принята в 1949-м.

ЗСУ-4
Основные части ЗПУ-4: четыре 14,5-мм пулемета КПВ, лафет и прицельные приспособления. На верхнем станке лафета смонтированы погон, вертлюг, люлька с четырьмя пулеметами, каркасы для патронных ящиков, подъемный, поворотный и спусковой механизмы, сиденья для наводчика и прицельного. Нижний станок лафета снабжен четырехколесным подрессоренным ходом. Для обеспечения необходимой устойчивости установки при стрельбе имеются винтовые домкраты, на которые опускается установка при переводе ее из походного положения в боевое. Расчет из 6 человек выполняет эту операцию за 70-80 секунд. При необходимости стрельба из установки может вестись и с колес.
Максимальная скорострельность составляет 2200 выстр./ мин. Обеспечивается зона поражения по дальности 2000 м, по высоте — 1500 м. На походе установка буксируется легкими армейскими автомобилями. Наличие подрессоривания колес позволяет движение с высокими скоростями. Возможности передвижения установки силами расчета затруднены вследствие относительно большого веса установки — 2,1 т.
Для управления стрельбой на ЗПУ-4 используется автоматический зенитный прицел построительного типа АПО-14,5, имеющий счетно-решающий механизм, учитывающий скорость цели, курс цели и угол пикирования. Это позволило достаточно эффективно использовать ЗПУ-4 для поражения воздушных целей, летящих со скоростью до 300 м/с.
По внешнеэкономическим каналам она экспортировалась во многие страны мира, а в КНР и КНДР она производилась по лицензии. Эта установка и сегодня используется не только в системе войсковой ПВО, но и как мощное средство поражения наземных целей.
Установка ЗПУ-4 довольно часто снималась в художественных фильмах о Великой Отечественной войне. Например, в фильме «А зори здесь тихие» есть сцена, где девушки-зенитчицы отражают ночной налёт немецких самолётов. Что, безусловно, исторически недостоверно и является «киноляпом».
В 1950 году был выдан заказ на разработку спаренной установки для воздушно-десантных войск. Это было обусловлено тем, что ЗПУ-2 не соответствовала специфике боевых действий этого рода войск. Полигонные испытания установки прошли в 1952 году. При принятии на вооружение в 1954 году получила наименование «14,5-мм зенитно-пулеметная установка ЗУ-2». Установка могла разбираться на вьюки малого веса. В ней была обеспечена более высокая скорость наводки по азимуту.
ЗУ-2
К работам по установке ЗУ-2 были привлечены Е.К. Рачинский, Б. Водопьянов и В.М. Гредмисиавский, создавшие ранее ЗПУ-1. Конструкция ЗУ-2 во многом аналогична конструкции ЗПУ-1 и состоит из двух 14,5-мм пулеметов КПВ, лафета и прицельных приспособлений.
В отличие от ЗПУ-1, на верхнем станке лафета смонтировано дополнительное сиденье справа для прицельного и правый и левый каркасы для патронных ящиков. Нижний станок лафета имеет неотделяющийся колесный ход. За счет упрощения конструкции колесного хода удалось снизить вес установки до 650 кг по сравнению с 1000 кг у ЗПУ-2. При этом также повысилась устойчивость установки при стрельбе, так как из-за неотъемного колесного хода ее масса в боевом положении больше масса ЗПУ-2, у которой колесный ход перед стрельбой отделяется. Конструкция ЗУ-2 позволяет транспортировать ее различными способами. Она может буксироваться легкими армейскими автомобилями или перевозиться в кузове на небольшие расстояния. На поле боя установка перемещается силами расчета, а для транспортировки в горных условиях ее можно разобрать на части весом не более 80 кг каждая.
Боевая эффективность ЗУ-2 примерно соответствует эффективности ЗПУ-2. Она имеет максимальную скорострельность 1100 выстр./мин, зона обстрела по дальности 2000 м по высоте 1500 м. В то же время благодаря применению усовершенствованного автоматического прицела и большей скорости наводки по азимуту повысилась вероятность поражения скоростных воздушных целей. Малый вес и повышенные маневренные качества ЗУ-2 позволили сделать ее штатным средством ПВО не только в полковом, но и в батальонном звене. При этом огневая мощь батальона в калибре 14,5 мм была повышена вдвое.
Однако транспортировка ЗПУ-1 и ЗУ-2, не говоря уже о ЗПУ-4 на четырёхколёсной телеге в горно-лесистой местности, представляла большие трудности.
Поэтому в 1953 году было принято решение о создании под 14,5-мм пулемёт КПВ специальной малогабаритной горной установки, разбираемой на части, переносимые одним бойцом.
В 1954 году конструкторами Р.K. Рагинским и Р.Я. Пурценом разработан проект 14,5-мм одиночной зенитной горной установки ЗГУ-1. Вес ЗГУ-1 не превышал 200 кг. Установка успешно прошла полигонные испытания в 1956 году, но в массовое производство не поступила.
ЗГУ-1
О ней вспомнили в конце 60-х, когда возникла острая потребность в таком оружии во Вьетнаме. Вьетнамские товарищи обратились к руководству СССР с просьбой предоставить им среди прочих образцов вооружения и легкую зенитную установку, способную эффективно бороться с американской авиацией в условиях партизанской войны в джунглях.
ЗГУ-1 идеально подходила для этих целей. Ее срочно доработали под танковый вариант пулемета Владимирова КПВТ (вариант КПВ, под который проектировали ЗГУ-1, к тому времени был снят с производства) и в 1967 году запустили в серийное производство. Первые партии установок предназначались исключительно для поставок на экспорт во Вьетнам.
Конструкция ЗГУ-1 отличается малой массой, которая составляет в боевом положении вместе с патронной коробкой и 70 патронами 220 кг, при этом обеспечивается быстрая разборка (в течение 4 мин) на части с максимальной массой каждой не более 40 кг.
Несмотря на совершенствование таких высокотехнологичных средств борьбы с низколетящими воздушными целями как ПЗРК, они не смогли вытеснить зенитные пулемётные установки из арсенала ПВО сухопутных войск. ЗПУ оказались особенно востребованы в локальных конфликтах, где они с успехом применяются для поражения самых различных целей — как воздушных, так и наземных. Основными их достоинствами являются универсальность, простота в применении и обслуживании.
По материалам: