Замполит

Замполит вместо воспитателя

В Вооруженные силы вернутся замполиты. Замы командиров воинских частей по воспитательной работе станут заместителями по работе военно-политической. Изменится не только название должности, скорректируют и круг их обязанностей. Замполиты будут отвечать за патриотизм военнослужащих, обеспечивать «глубокое понимание» госполитики в области обороны, тогда как раньше во главу угла ставилось поддержание дисциплины и воспитание личного состава.

Идейно убежденные

В Минобороны «Известиям» рассказали, что ведомство разработало проект указа президента о внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных сил. В армии и на флоте будут введены новые должности — заместители командира полка (корабля 1-го ранга), батальона, роты, эшелона и гарнизона по военно-политической работе. Они придут на смену замам по воспитательной работе. Документ находится на стадии ведомственных согласований.

Цель введения военно-политической работы в Вооруженных силах — «формирование профессионально подготовленной, идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных и слаженных воинских коллективов, способных к выполнению задач… в любых условиях… обеспечение морального превосходства при выполнении войсками (силами) учебно-боевых задач», сказано в пояснительной записке к проекту.

Как писали «Известия», Минобороны занимается формированием Главного военно-политического управления (ГлавВоенПУР). Процесс должен быть завершен к 1 декабря нынешнего года. За это время будут определены штатная структура ГлавВоенПУРа, его полномочия и приняты кадровые решения.

Первый после командира

В проекте указа, с которым ознакомились «Известия», отмечено, что заместители командира полка (корабля 1-го ранга) по военно-политической работе станут прямыми начальниками для всего личного состава и будут подчиняться непосредственно командирам полков или кораблей.

Они станут отвечать за проведение военно-политической работы (ВПР). ВПР должна обеспечить «глубокое понимание и поддержку» личным составом госполитики в области обороны. В зоне ответственности замполитов — формирование высоких военно-профессиональных, боевых, морально-политических и психологических качеств, верности воинскому долгу и военной присяге.

Они будут обязаны знать «морально-политическое и психологическое состояние» военнослужащих и своевременно докладывать о ситуации командиру. Замполиты займутся укреплением единоначалия, сохранением военной и государственной тайны солдатами и офицерами. Прописано и формирование у военнослужащих патриотизма, бдительности и ответственности.

Для этого замполиты должны проводить занятия по военно-политической подготовке, они будут отвечать за «военно-политическое информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных сил», а также за мероприятия по разъяснению личному составу последних «решений президента РФ — Верховного главнокомандующего».

Ближе к солдату

В батальонах и ротах замполиты будут ближе к личному составу. Батальонному нужно будет знать морально-политические и военно-профессиональные качества каждого офицера, прапорщика и сержанта. Участвовать в подборе отделений, расчетов и экипажей с учетом психологической совместимости, религиозности и отношения к службе.

Ротный замполит будет отвечать в том числе за создание актива, подбор редактора боевого листка и планирование мероприятий, проводимых в комнате досуга. Он должен будет знать запросы и нужды солдат и поддерживать связь с их родными и близкими. Ему предстоит проводить мероприятия по предупреждению правонарушений и девиантного поведения, а также предотвращению наркомании среди личного состава.

Против информационной войны

Обязанности замполитов будут отличаться от тех, что исполняли воспитатели. Они будут делать акцент на занятиях по военно-политической подготовке и политинформациях. Главной задачей воспитателей было поддержание воинской дисциплины и собственно воспитательная работа «с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего».

В новом проекте сказано о «формировании морально-политической и психологической готовности военнослужащих к выполнению учебных и боевых задач».

Но из документа исчезнет понятие морально-психологического обеспечения (МПО), то есть поддержания способности военнослужащих выполнять боевые задачи в экстремальных условиях. Занятия по МПО обеспечивают уверенность солдат и офицеров в своих силах и боевой технике, веру в правоту своих действий и психологическую устойчивость — то есть те качества, без которых невозможно удачное ведение боевых действий.

Без морально-психологического обеспечения войска не останутся, считает зампред Общественного совета при Минобороны Александр Каньшин.

— В современных условиях информационного противоборства на мировой арене эта работа требует усиления, — отметил он. — Есть внешняя причина — необходимость противодействовать информвойне. Есть и внутренняя. Страна у нас многонациональная и многоконфессиональная, а армия должна быть единым организмом. Люди, имеющие разные взгляды, разную религию, разное воспитание должны быть объединены политико-воспитательной работой.

В работе людей, отвечающих за психологический микроклимат в соединениях, будут сделаны новые акценты. При этом армия не будет служить политическим силам.

— Вернутся политические занятия, но без коммунистической идеологии, — отметил эксперт. — Не будет наносного. В военнослужащих надо воспитывать патриотизм, и они должны знать Конституцию и законы.

Справка «Известий»

В Красной армии в 1918 году появились комиссары. Они надзирали за деятельностью командования воинских частей и отвечали за пропагандистскую работу.

Позднее — получили право вмешиваться в работу командиров. В дальнейшем институт комиссаров был заменен институтом заместителей командиров по политический части (замполитов). В 1991-м их сменили заместители командиров по воспитательной работе.

Просмотров: 1 860

Военно-политические органы Вооружённых Сил реализуют концепцию полномасштабного совершенствования своей сферы.

Прошёл год, как в Вооружённых Силах России появилось Главное военно-политическое управление. Время подвести определённые итоги. Как организована работа с личным составом в той сфере, за которую ответственны офицеры-политработники? Какое место отводится военно-политическим органам при выполнении задач, возложенных на армию и флот, – в повседневной жизни и при выполнении задач особого характера? Как выстраивается взаимодействие с общественностью?
На эти и другие вопросы отвечает заместитель министра обороны РФ – начальник Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковник Андрей КАРТАПОЛОВ.

Генерал-полковник
Андрей КАРТАПОЛОВ.

– Андрей Валериевич, было время, когда политические органы играли важную роль в жизни Вооружённых Сил. Потом случилось так, что они в значительной степени утратили своё значение, однако по прошествии определённого периода вновь оказались востребованы. Вообще, на ваш взгляд, во всём ли верно утверждение, что армия – вне политики?
– Армия без политики невозможна. Об этом можно говорить со всей ответственностью. Достаточно вспомнить чеканную формулу великого военного теоретика и историка Карла фон Клаузевица: «Война – это продолжение политики, только иными средствами». По сути, армия сама выступает в качестве инструмента политики. А потому вне этой сферы Вооружённые Силы существовать попросту не могут.
Люди, которые приходят на военную службу, должны разбираться в повестке дня – как внешней, так и внутренней. Они должны быть проводниками политики государства, ведь именно армия выступает в качестве основного государственного института, его станового хребта. Тот, кто не понимает этого, не любит свою Родину, не готов её защищать, не может и не должен находиться в воинском строю.
– Однако нельзя не признать и того, что по закону военнослужащим запрещено участие в деятельности политических партий, объединений. Как этот момент учтён в деятельности органов военно-политической работы?
– Действительно, согласно нашему законодательству человек в погонах не имеет права состоять в какой-либо партии. В то же время взаимодействие, выстраивание диалога с общественными организациями и структурами должно присутствовать, и оно ведётся. И занимаются этим как раз офицеры-политработники. Это, если хотите, их прямая обязанность.
Надо понимать одну простую вещь – Вооружённые Силы созданы для защиты всех граждан страны. Всех без исключения, к какой бы партии они ни принадлежали. А насыщенная общественная жизнь… Что ж, она есть и будет. Мы от этого никуда не уйдём.
– Минувший год был для Главного военно-политического управления непростым, принимая во внимание необходимость решения широкого спектра вопросов, связанных с комплектованием структуры военно-политических органов, выстраиванием их практической деятельности в обновлённом статусе. На какой стадии сейчас находится эта работа?
– Могу сообщить, что на сегодняшний день военно-политические органы созданы во всех органах военного управления, в военных округах, на флотах, в соединениях и воинских частях Вооружённых Сил. Особо подчеркну, что 93 процента от общей численности специалистов нашей сферы трудятся в тактическом звене, проще говоря – работают с людьми, а не с бумагами, не сидят в кабинетах. Должности заместителей командиров по военно-политической работе введены во всех подразделениях численностью от 50 человек.
– Не так давно в Южном военном округе прошёл сбор руководящего состава военно-политических органов Вооружённых Сил. Какие вопросы были вынесены в его повестку дня?
– В соответствии с приказом министра обороны РФ подобные сборы проводятся регулярно. В нынешнем мероприятии приняли участие заместители по военно-политической работе главнокомандующих видами Вооружённых Сил, командующих родами войск, войс­ками военных округов и флотами, командующих объединениями, командиров соединений, начальники центров психологической работы военных округов и Северного флота, а также начальники военных учреждений культуры и начальники кафедр военных вузов Минобороны России. Кроме этого, к участию в сборе были приглашены представители взаимодействующих структур, в том числе военной прокуратуры и военной контрразведки.
Главной целью мероприятия стала выработка единых подходов к организации и проведению мероприятий военно-политической работы в объединениях, соединениях и воинских частях. Мы также подвели итоги за год, сформулировали приоритетные задачи на перспективу.
В рамках сбора был реализован внушительный перечень мероприятий. Например, состоялась выставка военной культуры – в развёрнутой экспозиции были представлены работы Студии военных художников им. М.Б. Грекова, а также фотографии Главного храма Вооружённых Сил, который строится в подмосковном парке «Патриот». Кроме того, на базе гарнизонного Дома офицеров во Владикавказе было проведено практическое занятие по использованию военных учреждений культуры для создания Дома «Юнармии» с сетью тематических кружков.
В ходе практических занятий участникам сбора была продемонстрирована психологическая полоса. Подобные элементы учебно-материальной базы создаются сегодня в войсках повсеместно, и предназначены они для адаптации военнослужащих к условиям реальных боевых действий, к обстановке поля боя.

Политработник несёт ответственность за морально-политическое состояние личного состава, за морально-психологический климат в подразделении, воинской части, соединении

– К слову, о психологии. Известно, что психологическая служба является важной составной частью системы военно-политической работы Вооружённых Сил. Каким вам видится её дальнейшее развитие и что в арсенале у военных психологов?
– Одной из основных задач специалистов психологической службы мы считаем определение степени готовности военнослужащих к выполнению задач, имеющих отношение к военной службе, а также выявление в поведении человека изменений, вызванных теми или иными факторами. Психолог должен видеть и понимать, как чувствует себя человек. Чувствует, конечно же, в эмоциональном плане.
Должен сказать, что в этом году поставлена цель готовить психологов узкой специализации. Например, авиационной. В ходе упомянутого сбора некоторые подходы в организации этой работы были продемонстрированы наглядно. Мы посмотрели, как работает психолог на этапе предварительной подготовки к полётам, что делается после выполнения задачи. Не буду скрывать – мы увидели моменты, над которыми необходимо подумать, выработать решение.
Рекомендации, которые психолог выдаёт командиру, крайне ценны. Командир, как бы он ни старался, в силу своей загруженности в рамках функциональных обязанностей порой просто не в силах погрузиться в эту тему максимально полно. Для психологов же такое погружение – повседневная практика работы.
– Полагаю, с этой темой в немалой степени перекликается и всё, что имеет отношение к духовности, к вере. Как сегодня выстраивается работа с верующими военнослужащими?
– Россия, как известно, – страна не только многонациональная, но и многоконфессиональная. И вполне естественно, что люди, являющиеся приверженцами разных религий, проходят службу в Вооружённых Силах.
Ответственность за морально-политическое состояние личного состава, за морально-психологический климат в подразделении, воинской части, соединении несёт политработник. Психологи или военные священники – это, если можно так выразиться, его руки, его рабочие инструменты.
Священнослужитель помогает в самом главном – в борьбе за сознание человека. С одной только разницей: если политработник ставит во главу угла государственную, политическую точку зрения – разъясняет личному составу политику страны в области обороны, доводит задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим, то священник делает упор на нравственном воспитании. Ни для кого не секрет, что в современном обществе развёрнута настоящая война – за умы, за души людей. И вот если говорить образно, то на страже ума стоит замполит, а на страже души – священнослужитель.
– Вы упомянули о насыщенной общественно-политической жизни в нашей стране. Одним из её проявлений, как известно, является проведение выборных кампаний различного уровня. Эти процессы по-прежнему находятся в зоне внимания органов военно-политической работы?
– Безусловно. В Единый день голосования все наши военнослужащие имеют возможность выполнить свой гражданский долг. Отмечу, что функция политорганов здесь не подсказать, за кого нужно голосовать, – такое абсолютно исключено. Их задача – создать условия для того, чтобы люди в погонах имели возможность реализовать свои избирательные права.
– Одним из направлений деятельности политорганов в армии и на флоте всегда была организация культурно-досуговой работы. Можно ли говорить о том, что такой подход сохранится и далее?
– Не только сохранится, но и приобретёт новые формы, будет насыщен востребованным, актуальным содержанием. От полковых клубов времён Советской Армии мы переходим к новому формату – к культурно-досуговым центрам. Раньше ведь как было – кроме красного уголка, зрительного зала и библиотеки, в клубе воинской части ничего почти и не было. Наверное, в то время хватало и этого. Но в XXI веке этого недостаточно. Современный молодой человек, можно сказать, живёт в цифровом мире. У меня у самого двое внуков, они в свои четыре и семь лет пользуются гаджетами по полной. И я к этому отношусь нормально: понимаю, что такое настало время.
Сегодня в армию приходят молодые люди, интеллектуально более подготовленные, продвинутые. И мы должны дать им возможность оставаться на своей волне. Поэтому наши культурно-досуговые центры, помимо наполнения традиционными элементами, обязаны следовать концепции многофункциональности. Чтобы тот же зрительный зал можно было без труда трансформировать в кино- или концертный зал, в учебную аудиторию. Чтобы присутствовала электронная библиотека – с компьютерами, с выходом в Интернет. Такой культурно-досуговый центр, расположенный на территории воинской части либо в непосредственной близости от неё, в военном городке, без сомнения, станет местом притяжения военнослужащих всех категорий, членов их семей. Скажем, жёны контрактников смогут приходить сюда сами и приводить детей в кружки и секции. Здесь будут открыты магазины Военторга, кафе. Концепция полкового клуба останется далеко-далеко в прошлом.

На сегодняшний день военно-политические органы созданы во всех структурах военного управления, в военных округах, на флотах, в соединениях и воинских частях Вооружённых Сил

– Андрей Валериевич, возвращаясь к теме взаимодействия Вооружённых Сил с обществом, хочется узнать ваше мнение о работе Общественного совета при Минобороны России. Насколько востребованы советы, которые дают общественники руководству военного ведомства?
– Для нас Общественный совет – крайне важный и необходимый институт. Почему? Это та структура, которая выражает Министерству обороны концентрированное мнение общества об армии. И она же работает в обратную сторону: транслирует мнение Минобороны России обществу. То есть налажена прямая взаимосвязь, благодаря которой мы имеем возможность донести до людей правдивую информацию о том, как живут Вооружённые Силы, чем занимаются, какие задачи решают.
Нам помогает то, что члены Общественного совета – люди очень активные. Они частые гости в войсках, причём выезжают туда не только на масштабные мероприятия боевой и оперативной подготовки, будь то крупные манёвры и учения, но и посещают соединения и воинские части в плановом порядке, в течение всего года. Ездят по гарнизонам, в том числе отдалённым, бывают на наших военных базах, расположенных за пределами страны. Многие члены Общественного совета при Минобороны России посетили российский воинский контингент в Сирии.
По итогам этих поездок общественники делятся впечатлениями об увиденном на своих страницах в социальных сетях, выкладывают фотографии, видеоролики, пишут отзывы. Показывают армию и флот такими, какие они есть, ничего не приукрашивая и не искажая. Кстати, в составе Общественного совета присутствуют представители ряда крупных российских СМИ, в том числе их руководители. А это авторитетный источник информации для гражданского общества. Ценность такого взаимодействия неоспорима.
– Стоит полагать, что в немалой степени благодаря этому отношение к Вооружённым Силам в последние годы радикально поменялось в лучшую сторону. Свидетельство тому – хотя бы успешные призывные кампании. В такие подразделения, как научные и научно-производственные роты, даже конкурс из потенциальных новобранцев образовался…
– То, что молодёжь сейчас стремится служить, – факт очевидный. У нас сегодня нет с проблем с набором призывников, есть проблема с отбором. Надо понимать, что интенсивность военной службы сегодня в разы отличается от той, что была десятилетия назад. В войска поступают современные вооружение и военная техника, сложные в освоении, в применении. Поэтому и призывник нужен подготовленный, мотивированный. Кратно возросло количество учений, тренировок. Мероприятия боевой учёбы сменяются одно другим. Год службы по призыву пролетает как пуля. Служить в армии сегодня интересно, и это тоже привлекает молодых людей.
– Пожалуй, стоит упомянуть и ещё об одном проекте – экспериментальной программе доподготовки офицеров. В чём была её актуальность и какие сделаны выводы?
– Проект представлял собой специальный курс, в ходе которого ставилась задача проверить в современных условиях ряд абсолютно новых наработок, внесённый в программы боевой подготовки. Многие элементы в ходе этой проверки отрабатывались в весьма необычной форме – что-то вроде приключенческо-игровой. В разных физико-географических условиях, в меняющейся тактической обстановке нужно было пройти несколько миссий, выполнить сложные задания.
Стоит отметить, что на полигонах, где проходил этот учебный курс, отрабатывались задачи, которые когда-то уже решались – в годы Великой Отечественной войны, в Афганистане, на Северном Кавказе. Конкурсантам необходимо было трансформировать тот опыт, применив новые подходы к принципам ведения боя.
Участниками проекта стали 4,5 тысячи офицеров – как молодёжь, только начинающая свою карьеру в качестве командиров подразделений, так и люди, уже имеющие опыт командования. Отбор был жесточайший. Достаточно сказать, что до последнего этапа дошли всего около ста человек, а победителями стали и того меньше – тридцать самых смелых и умелых. Из них четверо – представительницы прекрасного пола. Все они проявили себя максимально достойно и были по заслугам отмечены ведомственными наградами, а кто-то – досрочным присвоением очередного воинского звания. Но самое главное, что все участники эксперимента получили новые умения и знания, которые они будут применять в процессе прохождения службы на своих штатных должностях, использовать в качестве методического подспорья в практической деятельности.
– Будущий год – особый для страны, год 75-летия Великой Победы. Министерство обороны России знаменует это событие реализацией грандиозного проекта – строительством Главного храма Вооружённых Сил. Как идёт строительство сейчас?
– Строительство, начатое по решению министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу, постепенно близится к своему завершению. Храм практически построен: подняты купола, водружены кресты. Ведётся внутренняя отделка с оформлением элементов церковного убранства.
Сергей Кужугетович лично вникает во все детали и тонкости. Сегодня значительное внимание сосредоточено на проекте галереи «Дорога памяти». Это будет уникальная экспозиция в составе храмового комплекса, куда войдут 198 масштабных панно, каждое из которых будет размером 4 на 2,5 метра. Здесь разместятся фотографии участников Великой Отечественной войны, фронтовая фотохроника, другие материалы. Нет сомнений, что храм и музей станут своего рода памятником героям минувшей вой­ны, ярким символом нашей Великой Победы, как и памяти о ней, бережно хранимой наследниками победителей.

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда»

Инспектор по работе с личным составом МО МВД России «Кильмезский» лейтенант внутренней службы Чучалина Ульяна Александровна

Телефон: (83338) 2-51-14

Подразделение по работе с личным составом является структурным подразделе­нием призванным обеспечить в системе ОВД задачи отбора, расстановки, учета, подготовки и повышения квалификации кадров, социально-правовой защищенности и воспитания личного состава.

Пер­вое документальное упоминание о структуре, реа­лизующей кадровые функции НКВД, датировано 1 июля 1918. Сметой НКВД по Общей канцелярии было предусмотрено функционирование Стола лич­ного состава. Важнейшую роль в закреплении пра­вовых основ кадровой работы в штатных органах милиции, в первую очередь принципов отбора и назначения кадров, сыграла Инструкция НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 года «Об организации Со­ветской Рабоче-крестьянской милиции». Дата при­нятия данной Инструкции приказом МВД России определена как профессиональный праздник «День работника кадровой службы органов внутренних дел».

Кадровая служба, как самостоятельное структурное подразделение образовалась 11 мая 1930 года, когда было создано Управления кадров НКВД РСФСР. В различные периоды его структура, ведом­ственная принадлежность и наименование менялись. Современное название (УРЛС) существует с 2010 года.

замполит

Смотреть что такое «замполит» в других словарях:

  • замполит — замполит … Орфографический словарь-справочник

  • ЗАМПОЛИТ — ЗАМПОЛИТ, а, муж. Сокращение в советской армии: заместитель командира по политической части. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • замполит — сущ., кол во синонимов: 3 • заместитель (30) • комиссар (10) • политрук (3) … Словарь синонимов

  • Замполит — Комиссар назначенный в воинскую часть специальный представитель политического руководства государства (либо правящей партии), осуществляющий политический надзор за военным командованием и личным составом, а также ведущий в части политико… … Википедия

  • замполит — , а, м. Заместитель начальника воинской части, военного учебного заведения по политической работе. ◘ Замполит Хуриев был дежурным офицером. Довлатов, т. 1, 46. В спальню, где лежал Мересьев, вошел замполит школы подполковник Капустин… … Толковый словарь языка Совдепии

  • Замполит — м. Заместитель командира по политической работе с военнослужащими. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • замполит — замполит, замполиты, замполита, замполитов, замполиту, замполитам, замполита, замполитов, замполитом, замполитами, замполите, замполитах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • замполит — зампол ит, а … Русский орфографический словарь

  • замполит — (2 м); мн. замполи/ты, Р. замполи/тов … Орфографический словарь русского языка

  • замполит — а; м. В СССР: заместитель командира по политической работе … Энциклопедический словарь

Заместитель командира части.

1. На этапе планирования занятий по боевой и психологической подготовке.

Совместно с психологом части формулирует методический замысел каждого занятия по боевой подготовке в интересах формирования у воинов профессиональной и психологической подготовленности (состояния защищенности психики от различных угроз современного боя) организует подготовку командирами подразделений, начальниками служб и родов войск приемов, способов и средств для осуществления психологической подготовки в ходе всех занятий по боевой подготовке.

При планировании занятий по физподготовке добивается комплексирования элементов профессиональной деятельности, специальной, физической подготовки и психологического регулирования состояний военнослужащих.

2. В ходе каждого занятия осуществляет контроль за уровнем достижения обучаемыми профессионального мастерства, физической выносливости и психологической устойчивости каждой категорией военных специалистов с учетом срока службы (предварительного опыта) и конкретной специфики деятельности:

анализирует деятельность руководителей занятий по: применению приемов, способов и средств, обеспечивающих формирование у подчиненных им военных специалистов профессионального мастерства и физической выносливости;

владению навыками регуляции их состояний в ходе профессиональной деятельности;

вооружению их навыками саморегуляции своих состояний.

3. При подведении итогов осуществляет анализ и оценку уровня методического обеспечения каждого занятия адекватным набором приемов, способов и средств для формирования у каждого военного специалиста необходимой подготовленности к эффективному выполнению профессиональных функций, физической выносливости при этом и владения навыками регулирования своих психических состояний в условиях напряженности, а также навыки командиров по управлению психологическими состояниями своих подчиненных в ходе выполнения профессиональных действий.

4. После проведения занятий:

организует деятельность командиров подразделений по заполнению бланков методики последовательной динамической оценки (МПДО) деятельности военных специалистов в ходе конкретных занятий по различным видам боевой подготовки;

совместно с психологом части создает банк ситуаций профессиональной деятельности специалистов в различных видах боевой подготовки;

совместно со штабом части планирует использование банка накопленных ситуаций деятельности специалистов путем их моделирования для подготовки новых профессионалов в процессе занятий по боевой подготовке.


Командиры подразделений, заместители командира части, начальники служб и родов войск, имеющие непосредственно подчиненные подразделения:

1. На этапе планирования:

исходя из основных мероприятий плана боевой подготовки с учетом специфики различных категорий обучаемых воинов и срока их служб, планируют набор приемов, способов и средств моделирования воздействия на каждого специалиста всей совокупности психогенных факторов современного боя и профессиональной деятельности, прогнозируют динамику развития их состояний при этом, уровни психической напряженности, предусматривают меры предупреждения, пресечения и ликвидации последствий, возможных негативных психических реакций отдельных воинов и групп;

обеспечивают в плане комплексирование мероприятий профессиональной деятельности каждого специалиста физической, нагрузки и при этом необходимого уровня психического напряжения;

усложнение плана каждого последующего занятия, дополнение его элементами новизны с целью достижения военнослужащими навыков профессиональной деятельности, физической выносливости и психической устойчивости при этом;

2. В ходе занятий:

обучают воинов профессиональной деятельности в условиях физической нагрузки, воздействия на них психогенный факторов современного боя и самой деятельности специалистов, фиксируют уровни их психической напряженности при этом, применяют приемы, способы и средства регулирования их психических состояний и вооружают воинов методами саморегулирования своих состояний в процессе выполняемой деятельности;

в динамике занятий усиливают профессиональные и физические нагрузки, увеличивающие психическое напряжение, вводят элементы новизны;

анализируют и оценивают уровни профессиональной подготовленности к деятельности каждого обучаемого специалиста, его физической выносливости, навыки саморегулирования своих психических состояний и уровни психической устойчивости при этом.


3. При подведении итогов: оценивают профессиональную подготовленность, физическую выносливость и психологическую устойчивость каждого специалиста в ходе выполняемых им действий.

После проведения занятий по боевой подготовке заполняют бланки методики последовательной динамической оценки (МПДО) деятельности подчиненных им военных специалистов в условиях воздействия на них моделей психогенных факторов реального боя в процессе занятий по БП с учетом динамики мотивов и психических состояний воинов.

Используют созданный банк ситуаций профессиональной деятельности военных специалистов для последующего их моделирования молодым воинам в интересах формирования у них профессиональной подготовленности, физической выносливости и психологической устойчивости.

Начальник медицинской службы. В мирное время:

анализирует уровень поихофизиологических нагрузок на военнослужащих с учетом сроков их службы в ходе занятий по физподготовке и в процессе профессиональной подготовки, осуществляет контроль психофизиологических состояний военнослужащих;

планирует мероприятия по соблюдению личной гигиены военнослужащих, условий адекватного отдыха и восстановления физических и психических сил и контролирует их выполнение должностными лицами.

При планировании занятий по боевой подготовке в особых условиях (в перерывах между боевыми действиями, в случае физического и психического переутомления, снижения работоспособности психики):

планирует применение фармакологических препаратов типа «Корамин», «Кордиамин» по 40-50 капель на кусочках сахара внутрь через 8-9 часов для обеспечения устойчивости и концентрации внимания, исключения признаков сонливости, для усиления обмена веществ и улучшения потребления кислорода мозгом;

планирует мероприятия по соблюдению личной гигиены военнослужащих, качественному приготовлению пищи;

созданию условий для спокойного сна, в том числе с применением стимуляторов сна, типа аминезин или литических смесей, типа амидопирин, анальгин, димедрол в инъекциях.

Начальник физической подготовки и спорта.

1. При планировании занятий по физподготовке:

формулирует методический замысел каждого занятия по физической подготовке в интересах формирования у воинов физической выносливости, волевых качеств и психологической устойчивости в условиях воздействия физических и психических нагрузок;

планирует при этом применение приемов, способов и средств регулирования психических состояний военнослужащих как руководителем занятия, так и самостоятельно (методы саморегулирования) в соответствии с динамикой самого занятия.

2. В ходе занятия по физической подготовке анализирует и контролирует реализацию спланированных мероприятий в соответствии с методическим замыслом.

3. При планировании занятий по профессиональной подготовке специалистов обеспечивает в плане каждого занятия учет мероприятий необходимых для формирования высокой физической выносливости и психологической устойчивости к перенесению нагрузок профессиональной деятельности военнослужащих.

4. При проведении занятий анализирует и оценивает уровень психической напряженности воинов при преодолении смоделированных трудностей профессиональной деятельности, их способность преодолевать физические и психические нагрузки (саморегулировать свои состояния), а также навыки регулирования психических состояний подчиненных командирами подразделений, как организаторами занятий.

Психолог части:

обеспечивает психологическую безопасность военнослужащих, состояние защищенности психики от различного рода угроз современного боя, с этой целью осуществляет психологическую экспертизу каждого планируемого мероприятия (задания), которая позволяет замерить количество включенных в него психогенных факторов боя из общего числа их возможного набора, для воздействия на каждого военного специалиста части и подразделения в ходе боевой подготовки;

прогнозирует уровни психической напряженности, которые должны будут или могут возникнуть при этом у конкретных воинов в динамике выполнения заданий, объем необходимой им психологической помощи а так же уровни возможной профессиональной и психологической их подготовленности после завершения предстоящих учебных действий, прогнозирует эффективность предстоящей деятельности военных специалистов или ее возможный срыв;

предлагает мероприятия по обучению командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе, психологического актива управлению психическими состояниями подчиненных им военнослужащих при воздействии на них психогенных факторов боя:

рекомендует мероприятия по обучению военнослужащих части методикам саморегулирования своих состояний при этом, с учетом специфики их функциональных обязанностей;

оказывает помощь командирам подразделений, начальникам служб части в применении в практике боевой подготовки различных теорий, приемов и способов эффективного обучения подчиненных им военных специалистов (с учетом закономерностей эффективного функционирования человеческой психики);

с учетом мероприятий мобилизационной готовности оказывает им помощь в организации и проведении таких занятий с вновь прибывшими военнослужащими для доукомплектования части.

В ходе занятий:

планирует, организовывает и проводит занятия с командирами подразделений, с их психологическим активом по изучению уровней психической напряженности, форм проявления негативных психических состояний воинов в условиях воздействия на них факторов современного боя, ступеней распада психики человека и психологии воинского коллектива, а также меры по их предупреждению, пресечению и в крайних случаях по ликвидации последствий;

обучает их прогнозировать динамику развития этих психических состояний у воинов в различных ситуациях боевой подготовки;

выявлять объективно существующие в воинских коллективах психологические контуры распространения неофициальной информации, слухов, ропота, недовольства, в которых всегда можно обнаружить генератора слухов и передаточные звенья распространения негативной информации;

совместно с заместителем командира части формулирует методический замысел каждого занятия по боевой подготовке в интересах формирования у воинов профессиональной и психологической подготовленности, готовит набор приемов, способов и средств для организации психологической подготовки в ходе занятий по боевой подготовке для каждого специалиста с учетом специфики его деятельности;

в ходе занятий оценивает степень защищенности их психики от различных угроз современного боя;

вооружает должностных лиц, психологический актив части и подразделения знаниями о симптомах боевых психических реакций, о поведении лиц, относящихся к категориям «временные психические потери» и «санитарные психические потери», о методах оказания им первой и последующей психологической помощи.

планирует, организовывает и проводит занятия с командирами подразделений, с их психологическим активом по овладению методами убеждения, разъяснения, внушения, активизации интеллектуально-профессиональных и моторных действий воинов: призыва, использования личного примера в сложных ситуациях, правильного доведения мотивирующей информации, применения поощрений, принуждений, отвлечения внимания от неблагоприятных факторов, проведения психокоррекционного общения в ситуациях напряженной деятельности, а так же методам групповой и индивидуальной психотерапии.

планирует организовывает и проводит с ними же занятия по обучению методам самовоздействия для последующего обучения этому воинов: самоубеждения, самовнушения, самопоощрения, самопринуждения, аутогенных приемов саморегуляции, самокоррекции, медитации, цигуна и других.

планирует, организовывает и проводит мероприятия по подготовке специалистов нештатных групп психологической помощи (психологического актива) подразделений части.

оказывает методическую помощь ЗКП и командирам подразделений в заполнении бланков МПДО для дальнейшего их использования при подготовке воинов соответствующих специальностей для формирования у них пофессиональной подготовленности и психологической устойчивости в деятельности в подобных учебных ситуациях и в реальном бою.

Должностные лица воспитательных структур:

На этапах подготовки, проведения занятий по боевой подготовке и подведения их итогов имеют задачи по психологическому обеспечению этого вида деятельности аналогичные задачам психолога.

Кроме того они оказывают методическую помощь командирам подразделений и начальникам служб в применении в практике проведения конкретных занятий по боевой подготовке различных психолого-педагогических теорий, приемов, способов и средств эффективного обучения подчиненных им военных специалистов (с учетом закономерностей эффективного функционирования человеческой психики).

В ходе занятий .осуществляют анализ, помощь и коррекцию деятельности командиров и психологического актива подразделений по применению ими методов воздействия на воинов с целью управления их психическими состояниями и обучения специалистов методам саморегулирования своих состояний в условиях воздействия трудностей профессиональной деятельности и психогенных факторов современного реального боя. Принимают меры для предотвращения психического перенапряжения воинов, срыва деятельности, разложения психологии воинского коллектива.

На этапе проведения занятий по боевой подготовке:

готовят рекомендации командирам подразделений по психологическому обеспечению эффективности боевой учебы воинов.

Этими рекомендациями должен заканчиваться доклад заместителя командира части по воспитательной работе при анализе любого занятия по боевой подготовке или состояния боевой подготовки в полку за определенный период времени.

Приложение N 2.