Загадка про Финляндию

Немного о смысле ката группы Пинан (Хэйан)

На superkarate.ru неоднократно рассказывалось о значении и нюансах исполнения ката Санчин в карате. Действительно, в «старом» Наха-тэ обучение начиналось с Санчин, а в Сюри-тэ с Нэйфанчин (Текки). Тем не менее сейчас, в современных стилях: Сетокан, Сито-рю, Вадо-рю, Кекусинкай и во многих окинавских школах изучение ката группы Пинан предшествует изучению Нэйфанчин и (или) Санчин. В том какой смысл заложен в ката группы Пинан, мы и попытаемся разобраться в этой статье.

Сначала, небольшое отступление.

Этим материалом я хочу поздравить с Днем Рождения своего сэнсэя Богатенкова Владимира Васильевича. Именно он в личных беседах и на тренировках передал мне то понимание ката группы Пинан, которым я хочу поделиться. Владимир Васильевич много лет преподает в ГЦОЛИФКе, и я уверен, что многие тренеры по карате (независимо от стиля), получившие высшее физкультурное образование, вспоминают его с большой благодарностью. Не смотря на то, что мой сэнсэй является противником спортивного карате, он оказал большое влияние на формирование таких разных спортсменов, выступавших по разным правилам и в разных дисциплинах, как: Макс Дедик, Глеб Вореводин, Вениамин Гармаев и многих других.

C Днем Рождения, сэнсэй! Вам слово!

Далее я постараюсь по памяти передать смысл наших бесед и тренировок, касающихся ката группы Пинан. Сразу скажу, что это ЕДИНСТВЕННОЕ понимание, которое меня устраивает. Прошло много лет, и возможно, я что-то забыл или добавил от себя, но уверен, что я нигде не отступил от ГЕНЕРАЛЬНОЙ линии. Правда, это не отменяет того, что за прошедшие годы у сэнсэя могло появиться НОВОЕ понимание. Он никогда не напишет об этом, заинтересованные лица – ищите личной встречи!

Итак, очень коротко. Ката группы Пинан были созданы мастером Анко Итосу на основе ката Сюри-тэ Кушанку (Кусокун-дай, Канку-дай). Происходило это в тот момент, когда карате становилось массовым физкультурным явлением и появилась необходимость в обучении больших групп людей (в том числе детей). Таким образом понятно, что ката группы Пинан – это некоторое упрощение и облегчение первоначальной формы. Но, почему же тогда эти ката были включены в программу практически всех ведущих школ карате с некоторыми стилевыми особенностями исполнения?

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать ката и бункай, т.к. практика ката без бункай, исключительно «по воздуху» смысла наверняка никакого не имеет.

Только одно предварительное замечание – не надо забывать, что ката таже не имеет никакого отношения к обучению спортивному поединку по тем или иным правилам.

В своем анализе я буду отталкиваться от ката Пинан в варианте Сито-рю (как это делал мой сэнэй), на том основании, что основатель Сито-рю Мабуни Кенва был учеником Анко Итосу (создателя Пинанов) и передал оргининальные ката и бункай Сюри-тэ с мнимальными изменениями.

Итак, Пинан Седан (Пинан первого уровня).

И тут нас ждет первая загадка. В старом Сюри-тэ (сечас представленном в различных версиях Серин-рю), в Сито-рю и в Вадо-рю под этим номером подразумевается вот это ката. На этом видео первым идет вариант окинавского Серин-рю, вторым Сито-рю.

В Сетокан и Кекусинкай это ката идет вторым. Дело в том, что К. Мабуни не менял нумерацию ката, зафиксированную А. Итосу. Хиронори Оцука (Вадо-рю) изучал ката у К. Мабуни и тоже оставил старый порядок нумерации. В японском Сетокане изменилась не только техника и название с Пинан на Хэйан, но и нумерация ката. В Кеуксинкай ката группы Пинан пришли из Сетокана уже в измененной последовательности.

Если обратиться к бункаю Пинан Седан, то на мой взгляд можно сказать, что вот эти два элемента являются ключевыми для его понимания.

Здесь мы видим бойца, который умеет (или учится) защищаться и контратаковать равнозначно двумя руками. «Двурукий» боец – вот основная идея Пинан Седан. Видимо, для А. Итосу было важно сразу показать ученикам, что защищаться и контратаковать нужно учиться двумя руками.

В Пинан Нидан (Пинан соно ичи в Кекусинкай и Хэйан Седан в Сетокан ) мы видим «однорукого», более примитивного бойца. Он умеет (или учиться) защищаться передней рукой, а контраковать задней. В Кекусинкай и Сетокан это ката стоит первым, видимо в этих стилях решили учить последовательно от простого к сложному, от «однорукого бойца» к «двурукому». Но и здесь, в четырех бункаях заложена идея о том, что атака и контрата может быть разной по скорости, о том, что встречной контратакой можно остановить развивающуюся атаку. О том, как это зафиксировано в Бункай, предлагаю подумать читателям самими.

В Пинан Сандан мы видем бойца который свободно двигается. Смотрите сколько поворотов совершает исполняющие ката. Такой боец уже может использовать вращения для освобождения от захватов. Плюс, мы видем бойца, который умеет защищаться и контратаковать одной и той же рукой. Этой теме (защта и контрататка одной и той же рукой) были посвящены целые разделы в старых книгах М. Оямы.

Мне кажется, что вот эти бункаи являются ключевыми для понимания Пинан Сандан.

В Пинан Ендан мы, без сомнения, видим бойца, который умеет (или учиться) переходить от защиты к захвату и броску. Вот эти бункаи, на мой взгляд, являются определяющими.

Пинани Годан. «Го» – цифра пять, также «Го» – это СИЛА, например в Годзю-рю, хотя и записывается в данном случае, наверняка, другим иероглифом. Боец в Пинане Годан демонстрирует превосходство в силе, и реакции, т.к. он может позволить себе защищаться от одного удара двумя руками (дзюдзи-уке или коса-уке), а такая защита, как известно, черевата последствиями. С одной стороны такой боец демонстрирует силу блока, усливая движение второй рукой, с другой стороны, для такой реакции нужно превосходить нападающего по всем параметрам. Вот эти бункаи, на мой взгляд, являются определяющими.

Таким образом, проанализировав смысл ката групы Пинан, мы видим достаточно полную картину роста мастерства:

— Пинан Седан – «двурукий» боец;

— Пинан Нидан – «однорукий» боец;

— Пинан Сандан – «вращающийся» боец;

— Пинан Ендан – «захватывающий» боец;

— Пинан Годан – сильный, быстрый и опытный боец.

Наверняка, такая трактовка смысла ката группы Пинан имеет право на жизнь. Но, важно также и то, что каждый Пинан подразумевает комплексный метод отработки техники и идей, заложенных в конкретном ката, а это уже немного другая история. Не буду здесь писать об этом, так как будет слишкомногобукв.

P.S. Возможно, мы сами наделяем ката каким-то своим смыслом и пониманием, возможно, мы по-своему разгадываем загадки, заданные нам мастерами-основателями. Возможно, все проще, а может быть — гораздо сложнее… Боевые искусства – эта такая область знания и практики, где многое зависит от веры.

В этой связи приведу здесь, на мой взгляд, крайне интересное видео с трактовкой бункаев ката Пинан (и других ката) в исполнении Александра Востросаблина (5 дан Сито-рю Мабуни-ха, обладатель степени Тенгусе-оку синкагэ-рю хейхо).

Авторский проект Вадима Дормидонтова

Школа Кёкусинкай: КАТА, Пинан 1, 2, 3, 4 и 5. Выпуск 9

  • Адвайта
  • Астрология
  • Биология
    • Биологические справочники
    • Биофизика
    • Генетика
    • Методы
    • Молекулярная биология
    • Молекулярное моделирование
    • Нейрология, ВНС
    • Общая биология
    • Теоретическая биология
    • Физиология
  • Боевые искусства
  • Волоконная оптика
    • Стандарты
  • Вселенная
  • Гипноз
  • Другое
  • Искусственный интеллект
    • Data mining
    • Интеллектуальный интерфейс
    • Логическое программирование
    • Нейронные сети
    • Нечеткая логика
    • Обработка естественного языка
    • Онтологии
    • Распознавание образов
    • Экспертные системы
  • История
    • Археология
    • Биографии, ЖЗЛ
    • Всемирная история, древний мир
    • Историография
    • Отечественная история
    • Этнография
  • Каббала
  • Книги серии Для чайников
  • Коммутация
  • Компьютерная литература
    • С++
    • Базы данных
    • Информационная безопасность
  • Компьютерные сети
  • Криптография
    • Квантовая криптография
      • Статьи
    • Программирование
    • Статьи
      • FAQ
      • Дискретный логарифм
      • Крипто протоколы
      • Криптоанализ и атаки на шифры
      • Шифры
        • Традиционные криптографические алгоритмы_files
  • Литература для моделистов
    • Авиамоделизм
      • Sailplane and soaring manual
    • Автомоделизм
    • Модельная электроника
    • Модельные двигатели
    • Ракетный моделизм
    • Судомоделизм
      • How to build a model steamer
    • Техническое творчество
    • Чертежи
  • Математика
    • Асимптотические методы
    • Вариационное исчисление и вариационные принципы
    • Динамические системы
    • Дискретная математика
    • Математический анализ
    • Обыкновенные дифференциальные уравнения
    • Теория вероятностей
  • Медицина
    • Анатомия
    • Медицинские справочники
    • Общая медицина
    • Психология
    • Фармакология
    • Физиология человека
    • Хирургия
  • Микроконтроллеры
    • Приложения к книгам
  • Микропроцессоры
  • Операционные системы
    • Debian
    • FreeBSD
    • Ubuntu
  • Основы психотерапии
  • Педагогика
  • Практическая психология
  • Программирование
  • Производство
  • Промышленные роботы
  • Психиатрия
    • Аутизм
    • Галлюцинации
      • Учение о галлюцинациях. Гиляровский В.А
    • Гипноз
      • Гипноз. Механизмы и методы клинической гипнотерапии. Тукаев Р.Д
    • Депрессии
      • Справочное пособие по лечению депрессии
    • Истерия
      • Истерические состояния. Семке В.Я
    • Детская и подростковая психиатрия
      • Детская психиатрия под ред. Эйдемиллера
    • Динамическая психиатрия
      • Динамическая психиатрия. Гюнтер А
    • Душевнобольные
      • Осмотр психически больного
    • История психиатрии
    • Критика психиатрии
      • Настоящий кризис в современной психиатрии. Джулиан Уайтэкер
      • Психиатрия. Мир, подсаженный на наркотики
    • МКБ-10
    • Наркология
    • Неврозы
      • Неврозы и их лечение. Свядощ А.М
      • О некоторых системных неврозах и их патогенетическом лечении. Васильченко Г.С
    • Общие курсы
      • Домашний психиатр (ISO)
      • Психиатрия. Жариков Н.М
      • Введение в клиническую психиатрию. Морозов Г.В
      • Введение в психиатрическую клинику. Крепелин Э
      • Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. Рустанович А.В
      • Курс общего учения о душевных болезнях. Осипов В.П
      • Психиатрия. Коркина М.В
      • Психиатрия. Национальное руководство
      • Психиатрия. Обухов С.Г
      • Психиатрия. Сметанников П.Г
      • Руководство по психиатрии (в 2-х томах). Морозов Г.В
      • Руководство по психиатрии (в 2-х томах). Снежневский А.В
      • Руководство по психиатрии (в 2-х томах). Тиганов А.С
      • Секреты психиатрии. Джекобсон Дж.Л
      • Современная клиническая психиатрия. Попов Ю.В
      • Электросудорожная терапия в психиатрии, наркологии и неврологии. Нельсон А.И
    • Паранойя
    • Патопсихология, клиническая психология
      • Зейгарник
        • zeigb01
          • 000
      • Блейхер
        • Клиническая патопсихология. Блейхер В.М
      • Курс лекции по клинической психологии
      • Общая психопатология. Банщиков В.М
      • Общая психопатология. Корсаков С.С
      • Проблемы клинической психологии
    • Пограничная и неотложная психиатрия
    • Прочие расстройства
      • Меграбян_Деперсонализация
        • 000
    • Психиатрия для всех
      • Глазами психиатра. Александровский Ю.А
    • Психозы, деменции
      • Дементирующие процессы головного мозга. Волошина Н.П
      • Острые эндогенные психозы. Пападопулос Т.Ф
      • Програмно-целевое обслуживание пациентов с психозами. Марценковский И.А
    • Психопатии, расстройства личности
      • Астенические состояния. Бамдас Б.С
    • Психосоматика
      • Психосоматика. Малкина-Пых И.Г
    • Психофармакология
      • Основы психофармакотерапии. Мосолов С.Н
      • Принципы и практика психофармакотерапии. Маляров С.А
      • Фармакотерапия в неврологии и психиатрии. Энна С.Д
    • Словари, справочники
      • Словарь по клинической психологии
    • Социальная психиатрия
      • Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитологии. Войтенко Р.М
    • Судебная психиатрия
    • Суицидология
      • Клиническая суицидология. Юрьева Л.Н
    • Философская психиатрия
      • Авитальная активность. Вагин Ю.Р
      • Измененные состояния сознания — Психологическая и философская проблема в психиатрии. Дрёмов С.В
    • Шизофрения
      • Шизофрения. Чуприков А.П
      • Шизофрения. Краткое введение. Фрит К
    • Эпилепсия
      • Эпилепсия. Сараджишвили П.М
      • Эпилептические психозы у детей и подростков. Абрамович Г.Б
  • Психоанализ
  • Психодиагностика
  • Психология
  • Радиотехника
  • Радиоэлектроника
  • Религия
    • Буддизм
    • Религиоведение, теология
    • Эзотерика, оккультизм, фэн-шуй, йога
  • Робототехника
  • САПР
  • СВЧ
  • Саморазвитие
    • Астрал
      • Мир осознанных сновидений. Энциклопедия
    • Гипноз
    • Головоломки
    • Дети
    • Зрение
      • Таблица Сивцева
    • Медитация
    • Мышление
    • Оздоровление
    • Пазл
    • Память
    • Подсознание
    • Проблемы
    • Разное
      • На английском
    • Статьи
    • Творчество
    • Телепатия
    • Тело
    • Третий глаз
    • Цвет
      • Цвет в интерьере
    • Чтение
  • Социальная психология
  • Социология и политология
  • Справочники
    • Справочники по микросхемам
  • Стрелковое дело
    • Автоматы
      • Автомат 9А-91
      • Калибр 5,45
      • Калибр 7,62
    • Винтовки, карабины
      • Винтовка и карабин Мосина
      • Самозарядная винтовка Токарева, автоматический карабин Токарева
      • Самозарядный карабин Симонова (СКС), автоматическая винтовка Симонова (АВС)
      • Снайперская винтовка Драгунова
    • Военно-полевая медицина
    • Гранаты, гранатометы
      • Подствольные гранатометы
      • Реактивные гранаты и гранатометы
      • Ружейные гранаты
      • Ручные гранаты
      • Станковые гранатометы
    • Звуковая разведка
    • Издания ЦНИИ информации
    • Индивидуальные средства защиты
    • Инженерное обеспечение
    • Минометы
    • Обучение, курсы стрельб
    • Огнеметно-зажигательные средства
    • Основы проектирования и устройства оружия
    • ПВО
    • Пистолеты и револьверы
      • Автоматический пистолет Стечкина (АПС)
      • Пистолет Макарова (ПМ)
      • Револьвер системы Нагана и пистолет системы Токарева (ТТ)
    • Пистолеты-пулеметы
    • Прицелы и приборы наблюдения
    • Противотанковые ружья
    • Пулеметы
      • системы Владимирова (ПКП, КПВ)
      • системы Горюнова
      • системы Дегтярева
      • системы Дегтярева-Шпагина (ДШК)
      • системы Калашникова (ПК, РПК)
      • системы Максима
      • системы Никитина-Соколова-Волкова (НСВ)
    • Ремонт и эксплуатация вооружения
    • Сигнальное оружие
    • Уставы
    • Холодное оружие
  • Строительство
    • Бани — сауны
    • Дома и коттеджи
    • Технология строительства
  • Схемотехника
  • ТАУ
  • Телевидение
  • Телекоммуникации
  • Теософия
  • Техника
    • Металургия
    • Оборудование
    • Программные пакеты
    • Справочники
    • Строительство и сопромат
    • Транспорт и авиация
    • Химическая промышленность
  • Физика
    • Волны
    • Гравитация
    • Задачи
    • Квантовая механика
    • Квантовая теория поля
    • Квантовая физика
    • Математическая физика
    • Механика
    • Оптика
    • Разное
    • Сборники
    • Статистика
    • Твердые тела
    • Теоретическая физика
    • Теории
    • Теория относительности
    • Термодинамика
    • Учебники
    • Электричество
    • Элементарные частицы
    • Астрономия и астрофизика
  • Философия
    • История западной философии
      • АНТИСЕРИ и РЕАЛЕ ИЗФ
      • История западноевр. философии Отв. ред. Мотрошилова
      • История философии Запад-Россия-Восток
    • История русской философии
      • М.Н. Громов История русской философии
    • Социальная философия
    • Философия истории
    • Философия науки
      • СТЕПИН ФИЛ НАУКИ
    • Философы за 90 минут
    • Хрестоматии
  • Фэн-Шуй
  • Химия
    • Белки
    • Биохимия
    • Методы
    • Нерганическая химия
    • Органическая химия
    • Полимеры и волокна
    • Физическая химия
    • Химические справочники
  • Хиромантия
  • Цифровая обработка сигналов
  • Цифровая электроника
    • Микросхемы
  • Человек
  • Эволюция. Происхождение жизни
  • Экономика
    • Аудит
    • Банковское дело
    • Бизнес
      • Бизнес-план
        • А.В.Бухаров, Н.В.Никитин, Б.В.Сазыкин — Разработка бизнес плана 2007
        • Павлов А.В. — Разработка бизнес-плана (практические советы) 2004
    • Бухгалтерский учет
      • Кондраков Н.П. — Бухгалтерский учет
    • Инвестиции
    • Институциональная экономика
      • Аузан А. А. — Институциональная экономика Учебник. М. Инфра-М. 2006 (doc+pdf)
        • doc
        • pdf
      • Бренделёва Е.А. — НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
      • Коуз Р. — Фирма, рынок и право
      • Нуреев Р.М. — Постсоветский институционализм. Власть и бизнес (монография), 2006
    • История экономических учений
      • Агапова И.И. — История экономических учений, 2001
      • Бартенев С.А. — Экономические теории и школы (история и современность). Курс лекций, 1996
      • Блауг Марк — Экономическая мысль в ретроспективе, 4-е изд., 1994
      • Лузина И.А. — История экономики, 2004
    • Макроэкономика
      • Mankiw N. Gregory — Macroeconomics, 5th edition
      • Замулин О.А., Полтерович В.М. — Курс лекций по макроэкономике
      • Матвеева Т.Ю. — Курс лекций по макроэкономике, 2003
      • Туманова Е.А., Шагас Н.Л. — Макроэкономика, 2004
    • Маркетинг
    • Международные стандарты фин. отчетности
    • Менеджмент
      • Гольдштейн Г.Я. — Основы менеджмента, 2-е изд., 2003
      • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. — Основы менеджмента, 3-е изд., 1992
    • Микроэкономика
      • Вэриан Х.Р. — Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход, 1997 (pdf)
      • Дегтярёва И.В. — Микроэкономика. Учебное пособие, 2006
    • Мировая экономика
      • Микаэль П. Торадо — Экономическое развитие
    • Налоги
    • Национальная экономика
    • Правовые аспекты
    • Региональная экономика
    • Реклама и PR
    • Сбыт
    • Страхование
    • Теория переходной экономики
    • Теория человеческого капитала
    • Управление и менеджмент
      • Всякое
        • SAP_za_24_chasa_rus__sap_in_24_Hours_(2)
      • Управление персоналом и мотивация
      • Управление проектами
    • Финансы и кредит
      • Буренин А.Н. — Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов, 1998
      • Оценка бизнеса. Финансовый анализ
      • Финансовый Менеджмент
    • Фондовый рынок
    • ЭММ
      • Математические методы экономических исследований (методическое пособие), 1996
    • Эконометрика
      • Канторович Г.Г. — Анализ временных рядов, 2002
      • Орлов А.И. — Эконометрика, 2002
    • Экономика государства
    • Экономика предприятия
    • Экономика труда
      • Меликьян Г.Г. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М., 1996. 620 с
    • Экономическая география
    • Экономическая история
    • Экономическая теория
      • Блауг Марк — Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют, 2-е изд., 2004
      • Сидорович А.В. — Курс экономической теории, 2-е изд., 2001
  • Электроника
    • Источники питания
    • Усилители
    • Фильтры
    • Светотехника
  • Электронная коммерция
  • Электротехника
  • Юриспруденция
  • Языкознание
    • Английский
      • Словари
    • Китайский
    • Корейский
    • Латинский
    • Литература
    • Немецкий
    • Риторика
    • Русский
    • Санскрит
    • Старославянский
    • Тибетский
    • Французский
    • Японский
  • Энергетика
    • Теплоэнергетика
      • Безопасность жизнедеятельности
      • Водоподготовка
      • Гидравлика и гидрогазодинамика
      • Диаграммы воды и водяного пара
      • Каталоги энергетического оборудования
      • КИП, автоматика и АСУ ТП
  • Автоматизация
    • Библиотека по автоматике
    • Теория автоматического управления
  • Авиация
  • Космонавтика
  • Судовождение
  • Кулинария
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
    • Шахматы
  • Литературоведение
  • Здоровье

Финские народные загадки

Загадки — это неотъемлемая часть устного творчества любого народа, и финны — не исключение. Образность и меткость этих коротеньких и остроумных изречений, над смыслом которых нужно хорошенько поразмышлять, отражает особенности национального характера, народного юмора и взгляда на мир, а темы загадок — это всегда насущные бытовые проблемы, повседневные ситуации и явления природы, которые окружали людей изо дня в день. Мы предлагаем вам попытаться найти ответы на финские народные головоломки и понять, можете ли вы мыслить, как финны. Финские народные загадки

Финские загадки

Устное народное творчество финнов очень близко культуре карел: эти народы объединяет общая история, схожий образ жизни, родственные традиции и верования. Так называемый карело-финский фольклор богат разного рода загадками: некоторые из них совсем нетрудные, а над некоторыми можно думать часами, не находя правильного ответа. Мы разделили головоломки жителей страны Суоми на три группы: простые, посложнее и очень сложные. Итак, читайте внимательно и попробуйте проверить свою догадливость!

Небольшая подсказка

Когда будете искать ответ, вспомните домашних животных, которые могли быть в хозяйстве финнов, и растения, которые окружали жителей края тысячи озер.

Простые загадки

Простые загадки

Эти головоломки можно разгадать, включив логику и простое ассоциативное мышление: ответ кроется на поверхности, достаточно просто подумать о том, какие предметы и явления могли окружать в быту их автора. Кстати, некоторые из этих загадок имеют довольно известные аналоги в русском народном фольклоре.

«Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен».

«Дятел в железных сапогах по дороге проскакал».

«Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет».

«Высек пламя Илмаринен, выбил искры Вяйнямёйнен».

«Железный мужичок огнем плюется».

«Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает».

«Человек в лес идет, за ним два ручья бегут».

«Одна изба, пять горенок».

«Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет».

«Вечером и ночью плачет, днем просыхает».

Ответы: чугунок, лошадь, серп, гроза, ружье, лодка с веслами, лыжи, перчатка, коса, роса.

Загадки посложнее

Загадки посложнее

Более сложные загадки отличаются тем, что в их основе лежит метафора, использование слов в переносном значении, а поэтому, чтобы их отгадать, нужно мыслить образно. Попробуйте подумать об ассоциациях, которые могли возникать у финнов, глядящих по сторонам, и тогда вы должны найти верный ответ.

«В землю дыра, в небо дыра, посередине огонь и вода».

«Чем больше свинка вертится, тем толще становится».

«Черная птица красные яйца высиживает».

«Двумя ногами ступает, восемью везет».

«Красная корова на травяной привязи».

«Кипит-бурлит — никогда через край не переливается».

«Два пня в море погружаются и всплывают».

«Жеребец в конюшне, хвост на крыше».

«Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает».

Ответы: самовар,веретено, чайник на углях, сани, брусника, озеро, солнце и луна, печь, нитка с иголкой.

Очень сложные загадки

Очень сложные загадки

С этими загадками одной логикой не справиться, ассоциативным мышлением — тоже. Чтобы их разгадать, нужно обладать особой интуицией, ну или просто долго и упорно размышлять, перебирая в голове самые невероятные варианты. Эти загадки сложно понять, но с ними интересно познакомиться, потому что в них отражено необычное видение мира финнов и карел.

«Дед старый, шуба новая — каждый год шьют, каждый год порют».

«Овца из лесу идет, шерсть по земле волочится».

«Может к ночи одеть, а среди бела дня раздеть».

«Сарай овечек полон, а посредине — баран остриженный».

«Двое слушают, двое глядят, двое нюхают, один пробует, двое собак отгоняют, один сзади болтается».

«Шкуру съедают, кровь продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют».

«Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые».

«Башмаки из камня, шляпа из бересты, в воде стоит, на земле падает».

«Синичка на кончике щепки по-шведски щебечет».

«Баба-коротышка всю землю кормит».

«У кого глаза в ушах?».

«Заливы узкие, мысы длинные, скала на кончике каждого мыса».

«Олень по полю скачет, ноги до земли не достают».

«Одна свинья, четыре пяточка».

«Без корней растет, без крыльев летает».

Где почитать о финском фольклоре

Элиаса Лённрота «Калевала»

Если вас всерьез заинтересовало народное творчество жителей страны тысячи озер, вы можете почитать книгу известного финского исследователя Элиаса Лённрота «Калевала». Именно Лённрот во время своих научных экспедиций по территориям Финляндии и Карелии записал большую часть известных нам сегодня финских загадок. Неугомонный исследователь посетил Лапландию, совершил 11 турне по Карелии и объездил практически всю Финляндию. Путешествовал Лённрот пешком, с ружьем за плечами, или в лодке. Всего за свою жизнь ученый совершил более десятка поездок, во время которых фиксировал диалекты, песни, руны, загадки, пословицы, поговорки и многие другие произведения устного народного творчества жителей края лесов и озер.

материал по теме

Финские пословицы и поговорки

Чтобы узнать, что финны считают самым важным в жизни, чего они бояться, что кажется жителям Суоми неприемлемым, а вот что они влюблены без памяти, совсем необязательно переезжать на постоянное место жительства в Финляндию. Светлана Широкова

Туры

Комментарии 4

Загадки финской школы: меньше учишься — больше знаешь

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

– нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс

– верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

1. Равенство:

– школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

– всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

– родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

– учеников.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

– учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

– равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).

2. Бесплатность:

Кроме самого обучения, бесплатны

– обеды

– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность

– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.

– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность:

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

– Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

– Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность:

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие:

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

6. Добровольность:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

7. Самостоятельность:

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.

Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Школа, школа, ты мне снишься

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

1. Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».

2. Чему учимся?

1–2 кл.:

изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 кл.:

начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

7–9 кл.:

финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

3. Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни:

– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Первый раз в первый финский класс

Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:

«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Финское потогонное

Другие ответы на вопросы

  • Как называли испанцы инков? 8 букв
  • Как называлась плетка, которую жених клал в сапог в день свадьбы как символ супружеской власти? 6 букв
  • Противовес естественного отбора, созданный человеком. 8 букв
  • И стихи у него были заумные, да и само словечко заумы — его изобретение. 8 букв
  • На мачте флагманского корабля Горацио Нельсона был прибит этот предмет, и Виктории сопутствовала удача. 7 букв
  • По мнению Тэффи, эти древние шагу не могли ступить без кощунства то священной кошке хвост отдавят, то цыкнут на священную собаку, то съедят в борще святую муху… 8 букв
  • Эти обитатели Юго-Восточной Азии пролетают до 140 метров благодаря меховой перепонке между лапами, хвостом и шеей. 9 букв
  • В день 12 января 1834 года стал знаменательным в России император Николай 1 своим указам утвердил в качестве государственного гимна Боже, Царя храни!. Кто был автором слов нового гимна? 9 букв
  • Как в биологии называют виды организмов, обитающих по всему земному шару? 11 букв
  • Издревле, кадки, бочки и другие бондарные изделия использовались как мены. Как на Руси называлась мера молоченого хлеба в половину кадки? 8 букв