Южно китайские острова

Искусственные острова Китая

В 2014 году в акватории Южно-Китайского моря началось создание китайских искусственных островов. Буквально за год китайским инженерам удалось создать несколько участков суши общей площадью больше 4 км₂.

Строительство подобного острова начинается с геологической разведки. Специалисты изучают рельеф морского дна и подбирают подходящие возвышенности. Это могут быть затопленные островки, подводные скалы или коралловые рифы. Только после этого на выбранный участок привозят строительные материалы, в том числе, особый бетон, предназначенный для гидротехнических сооружений. Затем специальные установки поднимают со дна моря песок и распыляют его в выбранном направлении, пока не образуется достаточно высокий участок суши.

Причины создания искусственных островов

Китайская сторона и раньше занималась созданием искусственных островов, например, возле Гуанчжоу. Но тогда новые участки суши были нужны исключительно для увеличения сухопутной территории страны. Теперь же за инженерными решениями скрываются вполне конкретные геополитические задачи.

Контроль над Парасельскими островами и архипелагом Спратли

Формально оба архипелага считаются нейтральной территорией, но за право обладать ими борются сразу 6 государств: КНР, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Тайвань и Малайзия. Интерес к маленьким, каменистым островкам вызван, в первую очередь, их выгодным географическим положением, а также наличием в Южно-Китайском море нефтяных и газовых месторождений. По подсчётам специалистов, запасы полезных ископаемых в материковом шельфе настолько велики, что могут обеспечить Китаю новый промышленный рывок.

С момента образования КНР китайские власти считали эти острова своими. Даже на отпечатанных в Китае географических картах Спратли и Парасельские острова обозначены как часть Поднебесной. В 1980-е годы территориальный спор по поводу принадлежности двух архипелагов даже вылился в вооружённое столкновение между Вьетнамом и Китаем. В ходе боевых действий погибли 70 человек.

В 2016 году Гаагский арбитражный суд пришёл к выводу, что КНР не имеет права на владение Спартли и Парасельскими островами. Однако китайские власти назвали это решение необоснованным и продолжили свою морскую экспансию.

Расширение китайской акватории

Международное морское право гласит, что акватория государства должна представлять собой двухсотмильную зону. Причём, это расстояние отсчитывается от крайней сухопутной точки, принадлежащей данному государству. Морские и океанические просторы, выходящие за пределы этой зоны и не являющиеся акваторией другой страны, считаются нейтральными. Таким образом, появление новых участков суши должно привести к пересмотру морских границ между государствами, имеющими выход к Южно-Китайскому морю.

Контроль над Южно-Китайским морем, наращивание военного присутствия и защита водных транспортных путей

Искусственные острова стремительно милитаризируются. Фотоснимки, сделанные американскими спутниками, показывают, что на новых островах уже появились зенитные и противоракетные комплексы. Всё это говорит о том, что Китай намерен наращивать свою военную мощь на данных территориях и расширять сферы своего влияния.

Военно-морские силы, базирующиеся на новых островах, также отвечают за две важных, стоящих перед Китаем задачи:

  • Обеспечение безопасности транспортировки нефти из арабских стран,
  • Защита китайских буровых установок.

Всё это означает огромные таможенные пошлины, поступающие в китайскую казну, и беспрепятственную разработку нефтяных и газовых месторождений.

Возможные последствия

Территориальный конфликт в Южно-Китайском море может привести к далеко идущим последствиям. На региональном уровне китайская экспансия уже привела к локальным стычкам. Во Вьетнаме — втором претенденте на господство в этих водах — уже прошла целая череда антикитайских митингов и маршей протеста. В результате было разгромлено несколько китайских предприятий, а само пребывание граждан КНР на территории Вьетнама стало крайне небезопасным.

На высшем уровне этот конфликт означает сплачивание стран Юго-Восточной Азии вокруг США — сильнейшего геополитического противника КНР. По мнению ряда аналитиков, дальнейшая китайская экспансия может привести к началу вооружённой борьбы за господство на Тихом океане.

bmpd

Оригинал взят у коллеги dambiev в Темпы строительства китайской военной инфраструктуры в Южно-Китайском море. Обзор за 2017 год

Небезынтересный анализ спутниковых снимков строительства китайской военной инфраструктуры на архипелаге Спратли и Парасельских островах в Южно-Китайском море за 2017 год от американского исследовательского центра CSIS в рамках проекта ASIA MARITIME TRANSPARENCY INITIATIVE.
Внимание международного сообщества к вялотекущему кризису в Южно-Китайском море ослабло в 2017 году, но ситуация там не оставалась стабильной. Наряду с деятельностью по урегулированию конфликта со своими соседями по Юго-Восточной Азии дипломатическими методами, Пекин продолжал под контролем китайских военных активные работы по укреплению, расширению естественных и созданию новых искусственных островов в архипелаге Спратли и в районе Парасельских островов. Китай по-прежднему привержен продвижению следующего этапа наращивания своего влияния — строительству инфраструктуры, необходимой для функционирования военно-морских и военно-воздушных баз на наиболее крупных рифах в этом районе Южно-Китайского моря.
Специалисты AMTI определили все сооружения постоянного типа, которые КНР построила или начала строить в этом году. К ним относятся объекты от подземных хранилищ и административных зданий до радиолокационных станций.
Общая площадь вновь построенных сооружений на рифах Fiery Cross, Subi, Mischief Reefs на архипелаге Спратли и рифах North, Tree и Triton Islands на Парасельских островах составляет 290 тысяч кв. метров.



На рифе Fiery Cross велись основные работы по строительству новых объектов военной инфраструктуры. Там были достроены ранее зафиксированные специалистами AMTI ангары для самолетов вдоль взлетно-посадочной полосы, подземные склады для хранения боеприпасов на юге рифа,большого узла радиосвязи на северо-восточной части рифа, радиолокационные станции вокруг рифа и стационарные стартовые площадки для систем ПВО на южной части рифа. Общая площадь возведенных сооружений составляет 110 тысяч кв. метров.

Во втором полугодии 2017 года завершено строительство радиолокационной станции на северной части рифа Fiery Cross. Достроена система тоннелей между подземными хранилищами.
На рифе Subi в 2017 году также проводились активные работы по строительству военной инфраструктуры на площади 95 тысяч кв. метров. Было завершено строительство подземных хранилищ различного предназначения, ангары для авиационной техники, стационарные пусковые площадки и укрытия для систем ПВО и радиолокационные станции.Завершено строительство тоннелей, которые соединяют между собой подземные хранилища.
На рифе Mischief в этом году строительство велось на 68500 кв метрах суши. Как и на остальных рифах здесь завершено сооружение подземных хранилищ для боеприпасов и других материалов, ангаров для авиационной техники, стационарных пусковых площадок и укрытий для систем ПВО и станций РЛС. В течении второго полугодия 2017 года закончено строительство тоннелей, соединяющих между собой подземные хранилища. Началось возведение еще одной радиолокационной станции на северной оконечности рифа.
В 2017 году КНР продолжала вести строительство военной инфраструктуры, хотя и в меньших масштабах, на своих форпостах на Парасельских островах. Наибольшая активность наблюдалась на трех рифах: North, Tree и Triton Islands.
На рифах North и Tree в течении 2017 года продолжались дноуглубительные работы по выемке грунта. Строительство велось на площади в 6800 кв. метров. На рифе Tree была построена вертолетная площадка рядом с гаванью, установлены солнечные панели и пара ветрогенераторов на северной части острова.
В 2016 году китайские строители пытались соединить наземной дамбой остров North с ближайшим рифом, но в результате тайфуна дамба была разрушена.В этом году было завершены работы по укреплению береговой насыпной линии и построено административное здание.
На рифе Triton в этом году было завершено строительство двух стационарных радаров и казарм для гарнизона. Это особенно важно в связи с тем, что этот риф расположен в зоне, где с постоянной периодичностью происходят инциденты между китайскими и вьетнамскими военными, а 2 июля 2017 года американский ракетный эсминец на 12 морских миль приблизился к этому острову и китайские сторожевые катера были вынуждены немедленно направиться к американскому кораблю для сопровождения.
Военно-транспортные самолеты Y-8, истребители J-11BH и J-11BHS на острове Woody — военно-административном центре КНР на архипелаге Спратли и Парасельских островах.

Tags: Китай, авиация, базы, инфраструктура, строительство, флот

Наказание командира ВМС США за трусость превратило архипелаг Спратли в бочку с порохом

Командир американского эсминца Decatur Джон Роберт Боуэн был отстранен от должности в минувший четверг по итогам служебного расследования с формулировкой «из-за утраты уверенности в его способности командовать».

В причинах столь сурового наказания для офицера ВМС США разобрался обозреватель Федерального агентства новостей.

Драгоценные Сиша и Наньша

Начать придется издалека. Южно-Китайское море (ЮКМ) — это полузамкнутое море Тихого океана у побережья Юго-Восточной Азии, между полуостровом Индокитай, островами Калимантан, Палаван, Лусон и Тайвань, имеющее площадь 3 537 289 кв. км.

Через ЮКМ проходят коммуникации, обеспечивающие до 75% поставок ближневосточной сырой нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион. Приблизительная стоимость ежегодного трафика грузоперевозок в ЮКМ переваливает за 5 трлн долларов.

А еще Южно-Китайское море — это регион со спорными территориями Парасельских островов и архипелага Спратли (китайское название — острова Сиша и Наньша). Надо понимать, что эти территории — не просто россыпь небольших островков, рифов и отмелей на карте. Это еще и стратегически важные объекты, которые позволяют их владельцам контролировать в регионе тот самый трафик грузоперевозок, районы рыбной ловли, а также природные богатства шельфа, на котором, между прочим, сосредоточены 5,4 млрд баррелей нефти и 55,1 трлн кубометров газа.

Еще одним немаловажным фактором, повышающим ценность Парасельских островов и архипелага Спратли, является уязвимость промышленных и административных центров КНР от воздушных ударов из их акватории. Подлетное время ракет при этом будет минимальным!

На владение этими спорными территориями претендуют Вьетнам, Бруней, Малайзия, Тайвань, Филиппины и, разумеется, Китай, кровно заинтересованный в том, чтобы над Сиша и Наньша развивался красный флаг с пятью желтыми звездами.

Согласно китайским источникам, острова были обнаружены китайцами примерно 2 тысяч лет назад. Это и иные обстоятельства служат основой для заявлений Пекина о том, что КНР имеет «исторические права» на территориями Парасельских островов и архипелага Спратли.

«Тяжеловес» Китай по понятным причинам в споре за острова доминирует над региональными оппонентами, и это вынуждает их искать поддержку своих территориальных притязаний на стороне. Например, обращаясь за помощью к Соединенным Штатам. Однако попытки давления со стороны Вашингтона, втянувшегося в геополитическое противостояние с Пекином, лишь подталкивают китайцев к более активным действиям.

Насыпные острова и советский таран

В 2014 году Пекин официально заявил о своих правах на острова Наньша и планах добычи нефти в непосредственной близости от них. В апреле 2015 года китайцы начали создавать на Наньша современную инфраструктуру с корабельными причалами, аэродромами и объектами логистики, а также увеличивать территорию архипелага путем намыва песка на рифы.

Таким образом, в море было создано около 1500 гектаров земли. Каждый искусственный островок расширил границы Китая на 12 миль вокруг, не считая 200-мильной зоны экономических интересов.

26 мая 2015 года КНР обнародовала новую военную стратегию, согласно которой ее ВМС переходят от защиты исключительно прибрежных территорий к обеспечению безопасности в открытом море. Операционная зона ВМС КНР была расширена. Заметно возросло и военно-морское присутствие Китая в районе островов Наньша.

1 июня 2016 года Пекин заявил, что создаст свою опознавательную зону противовоздушной обороны над Южно-Китайски морем, которая будет распространяться и на все спорные острова, контролируемые КНР.

В июле 2016 года Постоянная палата третейского суда в Гааге по иску Филиппин и, добавим, под нажимом США, постановила, что у КНР нет оснований для территориальных притязаний в ЮКМ. По мнению суда, «насыпные» территории архипелага Спратли островами не являются и исключительную экономическую зону не образуют. Китай решение арбитража признать отказался. Позицию Пекина относительно решения Гааги тогда поддержал президент России Владимир Путин.

В качестве ответа на действия китайской стороны Вашингтон обвинил Пекин в оккупации архипелага Спратли. Корабли Третьего флота США принялись регулярно наведываться в прилегающую к архипелагу акваторию, то есть в район, который китайцы считали своими территориальными водами.

Подобные провокационные действия американское командование пафосно именовало рейдами в «защиту свободы навигации». Так, 2 июля 2017 года подобный рейд устроил ракетный эсминец USS Stethem (DDG-63), а 23 марта 2018-го его повторил ракетный эсминец USS Mustin (DDG-89).

Заметим, что аналогичные рейды в «защиту свободы навигации» U.S. Navy практиковал когда-то и в отношении СССР: Вашингтон не признавал советский суверенитет над частью черноморской акватории. Прекратились эти «перформансы» только после того, как 12 февраля 1988 года в территориальных водах СССР два сторожевых корабля Черноморского флота совершили навал на американский крейсер и сопровождавший его эсминец.

Проще говоря, советские сторожевики пошли на таран американских кораблей. Лишь этот случай отрезвил адмиралов U.S. Navy… Но вернемся к китайцам, которым опыт советского флота был, разумеется, известен.

Как чертик из табакерки…

Какое-то время в Пекине терпели выходки U.S. Third Fleet, пытаясь вразумить американцев предупреждениями и предостережениями. Но это, похоже, лишь убеждало Вашингтон в слабости китайцев. В конце концов терпение Пекина лопнуло, и в мае 2018 года власти Китая перебросили на Наньша противокорабельные ракетные комплексы, а также системы противовоздушной обороны.

Американцы были явно смущены столь решительным шагом. Только через четыре месяца, в сентябре 2018-го, Третий флот решился прощупать ситуацию и определить, на что готовы китайцы ради защиты своих интересов в ЮКМ.

Приписанный к военно-морской базе Сан-Диего ракетный эсминец USS Decatur (DDG-73) типа Arleigh Burke (водоизмещение — 6630 тонн), названный в честь героя американских ВМС Стивена Дикейтера, получил приказ выдвинуться в район архипелага Спратли и забраться поглубже в китайские терводы.

Основываясь на предыдущем опыте своих рейдов «в защиту свободы навигации», какого-то реального силового противодействия со стороны ВМС КНР американцы не ожидали. Третий флот традиционно делал ставку на внезапность, наглость и на то, что «китайцы, конечно, струсят».

На мостике USS Decatur распоряжался принявший командование эсминцем в том апреле 55-летний коммандер Джон Роберт Боуэн — опытный и отмеченный наградами офицер.

30 сентября американский эсминец пересек в ЮКМ границу китайских тервод и двинулся в сторону архипелага Спратли. Сначала все шло как обычно: китайцы по радио призывали американский корабль опознать себя и сообщить о своих намерениях, а также развернуться и покинуть территориальные воды КНР. Эти требования американцами были проигнорированы, после чего начались неожиданности.

Из-за горизонта, как чертик из табакерки, выскочил китайский военный корабль, опознанный американскими сигнальщиками как эсминец Luyang II class. На деле это оказался ракетный эсминец ВМС КНР Lanzhou типа 052C (водоизмещение 6600 тонн), который быстро догнал «американца» и лег с ним на параллельный курс, пристроившись слева от USS Decatur.

«Пантомима» двух эсминцев

Согласно паспортным ТТХ, «американец» был на 2 узла быстроходнее «китайца». Поэтому Боуэн отдал приказ «Самый полный вперед!» и постарался оторваться от Lanzhou. К удивлению американцев, «китаец» не только не отстал, но и на полкорпуса обогнал USS Decatur. После чего сблизился с американским «коллегой» на дистанцию 41 м и стал подворачивать вправо, фактически подставляя свой правый борт под форштевень USS Decatur.

Внезапное появление Lanzhou и без того изрядно наэлектризовало атмосферу на USS Decatur. Теперь же, согласно позже просочившимся в американские паблики слухам, вахта на корабле ВМС США оказалась близка к панике. Экипаж USS Decatur прекрасно понимал, к каким непрогнозируемым последствиям может привести столкновение эсминцев двух держав в китайских терводах. А тут еще и РЛС «американца» обнаружили приближение других кораблей ВМС КНР…

В сложившейся обстановке коммандер Боуэн принял решение принять вправо и уклониться от столкновения. Но и Lanzhou принял вправо, продолжая угрожать американцам этим самым столкновением и отжимая их от островов Наньша.

Опасная «пантомима» завершилась полным фиаско американцев: USS Decatur попросту сбежал из китайских тервод. Получилось, что инцидент 30 сентября в Южно-Китайском море действительно подтвердил трусость, но отнюдь не китайцев.

Впрочем, американцы попытались сделать хорошую мину при плохой игре. 1 октября представитель Третьего флота Чарльз Браун озвучил громкие обвинения в адрес китайской стороны.

» совершил серию все более агрессивных маневров… с требованием, чтобы USS Decatur покинул море», — с негодованием заявил Браун американским СМИ.

В ответ официальный представитель Министерства обороны Китая У Цань назвал сближение китайского военного корабля с эсминцем США в ЮКМ у архипелага Наньша «обоснованным и правомерным».

2 октября на сайте МИД КНР появился текст следующего содержания:

«30 сентября американский эсминец Decatur без разрешения китайского правительства вошел в воды, прилегающие к островам Наньша. В соответствии с китайским и международным законодательством, ВМС Китая осуществили опознание корабля ВМС США и предупредили его о необходимости покинуть территориальные воды … Китай обладает бесспорным суверенитетом над островами в Южно-Китайском море… Соединенные Штаты неоднократно прибегают к провокационным действиям: под видом «свободы судоходства и полетов» они нарушают основные нормы международных отношений, угрожают суверенитету и безопасности Китая, ставят под угрозу региональный мир и стабильность. Китай выражает свое сильное недовольство и выступает решительно против «.

Китай потребовал от США немедленного прекращения провокаций в ЮКМ и заявил, что расценивает действия американских ВМС как нарушение своего государственного суверенитета. Реагировать на это КНР будет соответственно, точка.

Пессимистичные выводы

Американская общественность, Вашингтон, да и командование U.S. Third Fleet восприняли итоги инцидента 30 сентября весьма болезненно. В Штатах началась кампания по поиску главного виновного в потери лица U.S. Navy. В итоге «козлом отпущения» ожидаемо назначили коммандера Джона Роберта Боуэна. Показательно, что те, кто ему отдал приказ на осуществление в сентябре прошлого года очередного рейда в китайские терводы, не пострадали.

Это обстоятельство позволяет нам сделать следующие выводы.

Во-первых, американские рейды в спорные районы ЮКМ ради «защиты свободы навигации» будут продолжаться. Подтверждением тому стал майский вояж ракетного эсминца USS Preble (DDG-88) в район все того же архипелага Спратли.

Во-вторых, с учетом судьбы Боуэна, другие командиры американских кораблей в ситуациях, подобных инциденту 30 сентября 2018 года, будут действовать жестче.

В случае с USS Preble это не сыграло свою роль: в мае 2019-го как раз шел очередной раунд американо-китайских переговоров в разгар торговой войны между двумя странами, так что Пекин, по-видимому,тогда не захотел обострять и без того непростую ситуацию. Корабли ВМС КНР убедились в том, что USS Preble не рискнул приближаться к Наньша ближе, чем на 12 миль, и проводили «американца» до выхода за пределы китайских территориальных вод.

В-третьих, совокупность первых двух выводов означает, что если Пекин в какой-то момент вновь решит выразить американцам свое «сильное недовольство», как это имело место 30 сентября 2018 года, то инцидент почти неизбежно приведет к столкновению кораблей и последующей резкой эскалации конфронтации между Вашингтоном и Пекином.

В результате авантюрных действий США Южно-Китайское море превратилось в бочку с порохом, которая может рвануть уже во время следующего американского рейда под лозунгом «защиты свободы навигации». Добавляет ли это стабильности положению в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Безусловно, нет.

Вот такой, увы, пессимистичный бэкграунд имеется у сообщения об отстранении от должности командира USS Decatur.

ChinaModernRU-Современный Китай

Между Китаем и Вьетнамом произошло обострение отношений. Противостояние вызвано незаконными работами буровой платформы КНР в районе Парасельских островов. Этот конфликт длится уже несколько недель. Сейчас буровую платформу охраняют несколько китайских военных судов, использующих против вьетнамской береговой охраны водометы.
На Прасельские острова и острова Спратли предъявляют претензии КНР, Вьетнам и еще несколько государств имеющих порты в Южно-Китайском море. Претензии на эти спорные территории, помимо Вьетнама и Китая, предъявляют Филиппины, Бруней, Тайвань и Малайзия.
Помимо этих спорных островов в состав Китая входит еще несколько островов, о самых крупных из которых мы расскажем ниже.

1. Тайвань.

Это еще одна спорная территория в составе Китая. Эта китайская провинция считает себя самостоятельным государством и имеет своего президента, премьер-министра и органы управления. Сюда бежало после поражения в гражданской войне правительство Чан Кайши и его партия гоминьдан. Долгое время на острове пытались строить социализм при жестком контроле всей политической жизни правящей партией. Но постепенно политический климат на острове смягчился, и Тайвань превратился в крупный индустриальный и туристический центр Азии. Туристов на Тайвань привлекает развитая инфраструктура, живописная природа, большое количество исторических памятников. На острове ежегодно проводится целый ряд крупных промышленных выставок Азии, которые привлекают огромное количество бизнесменов из многих стран мира. Бизнесмены составляют около 99% всех иностранных гостей острова, и лишь 1% — это настоящие туристы. Особенно привлекателен Тайвань для людей, серьезно увлеченных темой чая, ведь многие лучшие мировые сорта чая производят на Тайване. Площадь острова составляет более 36 тысяч кв.км. Столицей провинции является город Тайбэй. Среди других крупных городов следует отметить Тайнань, Тайчжун и Гаосюн. Большая часть местных жителей свободно владеет английским, а многие старики и японским. Сейчас на острове проживает более 22 миллионов жителей. Наиболее привлекателен остров для посещения с сентября по май, поскольку летом здесь весьма жарко.

2. Хайнань.

Это единственный остров с тропическим климатом, входящий в состав КНР. Хайнань это одновременно название острова и название провинции. Остров расположен в южной части страны. Он занимает площадь в почти 34 тысячи кв.км. Протяженность береговой линии Хайнаня достигает 1,5 тысячи километров. На острове проживает более 8 миллионов человек. Центральная часть Хайнаня поросла густыми лесами, среди которых разбросаны многочисленные манговые, банановые, ананасовые, кофейные, чайные и кокосовые плантации. Промышленные районы сконцентрированы на севере острова, возле Хайкоу – столицы провинции. Население Хайкоу составляет 1,5 миллиона жителей, там неплохо развита развлекательная и туристическая индустрия. Удачное расположение острова позволяет принимать туристов круглогодично. Популярности Хайнаня среди туристов способствует и строгий контроль за экологией в районе основных курортов острова. Возле центрального курортного города Санья строжайше запрещено размещение любых промышленных предприятий на расстоянии 100 километров, сброс сточных вод в море запрещен, а канализационные магистрали замкнуты на центральные очистные сооружения. Туристов на остров привлекает развитая туристическая инфраструктура, замечательные песчаные пляжи, оздоровительные пансионаты с минеральными и радоновыми источниками, хорошо налаженная по всему острову сеть экскурсионных туристических маршрутов, множество интересных географических и исторических мест. Кроме того остров расположен неподалеку от Гонконга и Макао. Любопытно и геологическое происхождение острова. Если взглянуть на карту береговой линии Китая, то можно заметить сходство очертаний береговой линии северной части острова и полуострова Лэйчжоу. Это позволило ученым высказать гипотезу о том, что когда-то остров и материк представляли собой одно целое, а потом в результате тектонических сдвигов произошло отделение Хайнаня от материка. О большой вулканической активности на острове свидетельствует множество потухших вулканов, которые можно посетить в рамках туристических экскурсий. Вулканические извержения на острове прекратились около 8 тысяч лет назад. Еще одним подтверждением прошлой вулканической активности на Хайнане служат термальные источники, разбросанные по всей территории острова.

3. Чунмин.

Этот песчаный остров расположен в устье Янцзы. По площади – это третий крупнейший остров Китая. Площадь Чунмина составляет 1200 кв.км. Это крупнейший наносной остров в устье Янцзы и самый большой песчаный остров на земле. Остров часто называют Воротами Янцзы или Инчжоу. Инчжоу – божественная гора в древнекитайских преданиях. Этот остров очень молод по геологическим меркам, он образовался всего 1300 лет назад. Сейчас на острове проживает примерно 635 тысяч жителей. Ландшафт Чунмина равнинный, земля отличается плодородием, остров покрыт лесами. Главными отраслями на острове являются выращивание риса и разведение рыбы. Восточную часть Чунмина омывает Восточно-Китайское море, юг острова выходит на прибрежные районы Шанхая. Рядом с Чунмином находятся еще два острова — Чансин и Хэнша.

Источник этого материала http://www.chinamodern.ru/?p=18196 Опубликовал(а) Vadim N. Из рубрики Китай в цифрах.. дата публикации 14/05/2014.

КНР — Филиппины: территориальный спор в Южно-Китайском море

Акватория Южно-Китайского моря имеет важное стратегическое значение: через ее морские пути, а также Малаккский пролив проходит примерно 40% трафика мировой торговли и транспортируется до 80% объемов китайского импорта нефти и газа. Кроме того, в начале 1970-х гг. в непосредственной близости от островов были обнаружены значительные запасы углеводородов. По мнению специалистов из Геологической службы США, они составляют 11 млрд баррелей нефти и 5,9 трлн кубометров газа. По оценке китайских ученых, в недрах Южно-Китайского моря залегают 230 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубометров газа.

Вопрос о принадлежности островов Южно-Китайского моря

На отдельные группы островов в море в настоящее время претендуют многие государства региона. В частности, принадлежность Парасельских островов оспаривают Китай и Вьетнам; архипелага Спратли — Вьетнам, Китай, Малайзия, Филиппины и Бруней; рифа Скарборо — Филиппины и Китай. До начала XX в. территориальных споров в Южно-Китайском море не возникало.

Согласно китайским источникам, острова моря были обнаружены китайцами примерно 2 тыс. лет назад. В 1900-е гг. в акватории моря стали нести патрульную службу корабли французских колониальных властей Индокитайского полуострова.

В 1939 г. отдельные острова были оккупированы Японией, которая использовала их в военных целях. В 1947 г., спустя два года после ее капитуляции во Второй мировой войне, власти Китая обнародовали карту, на которой государственная граница в Южно-Китайском море была обозначена в виде т.н. «девяти-пунктирной линии» (nine-dash line, в прибрежных странах Юго-Восточной Азии ее называют «коровьим языком»).

Зона, охваченная этой линией, включает до 90% этого региона, в т.ч. острова Спратли и риф Скарборо, принадлежность которых оспаривают Филиппины. Руководство КНР до сих пор использует документы 1947 г. как главный аргумент в споре, заявляя о своих «исторических правах» на территорию.

Иск Филиппин

В конце 2012 г. два патрульных катера КНР помешали филиппинской стороне арестовать китайских рыбаков, чьи лодки находились неподалеку от рифа Скарборо. После этого инцидента Филиппины подали на Китай жалобу в Постоянную палату третейского суда (ППТС).