Юрганов опричнина и страшный суд

ПРИСПЕШНИК

ПРИСПЕШНИК

ПРИСПЕШНИК

Слово приспешник в современном русском языке принадлежит риторическому обличительному стилю. Оно носит яркую окраску презрительной иронии (ср. газетное выражение: приспешники буржуазии). Его значение — `помощник, сообщник, прихвостень’ — оторвано и далеко от значений глагола приспеть (ср. успеть — успех, успешный; наспех, спешный и т. п.). Правда, глагол приспеть заметно увядает. Он почти выходит даже из современного разговорно-литературного употребления. Такие значения, как `подойти, подоспеть на помощь, на выручку’ (ср. у Некрасова: «приспели новые полки») или безлично просторечное `приспичить’ просто неупотребительны. И даже значение: `настать, наступить, подойти (о времени, поре)’ носит печать устарелости. Время приспело — для нас выражение редкостное. Между тем, в древнерусском языке глагол приспети был очень активным. Его значения: 1) поспеть, успеть; прибыть, подоспеть на помощь; 2) случиться, прийтись, приблизиться, наступить — обнимали более широкий круг фразовых связей (см. Срезневский, 2, с. 1456). Акад. М. Н. Сперанский в своей работе «Девгениево Деяние» (1922) указывал на частое употребление этого глагола в стиле воинских повестей XII—XIII вв. Глагол приспеть — приспевать — с несущественными изменениями в оттенках значений доживает до XVIII в. и переходит в систему нового русского литературного языка. В словарях Академии Российской приспевать объясняется так: «1) `Приходить кстати, прилучаться во время’. Приспеть на помощь, на выручку своих. 2) Относительно ко времени: `наступать, приближаться’. Приспел день торжества» (сл. 1822, ч. 5, с. 424). Те же значения указываются и в словаре 1847 г. Они иллюстрируются примерами: К пехоте приспели на помощь казаки. Час свидания приспел (сл. 1867—1868, 3, с. 1045).

В русском языке XV—XVI в. слово приспех означало `варку, стряпню’. Именно в этом значении оно встречается в «Домострое»: «и всякие пироги и всякие блины и всякие каши и кисели и всякие приспехи печи и варити все бы сама государыня умела» (л. 45—46) (Обнорский и Бархударов, с. 161). Производное слово приспешня в том же «Домострое» применяется в значении `кухня, поварня’ (там же, с. 293).

В областных народных говорах — Тверских, Тамбовских приспешня обозначает также `перегородка в избе от печи для стряпни’.

В «Толковом словаре» Даля: «Приспешник, приспешница, стар. тамбовск. рязанск. повар, повариха, кухарь, кухарка, стряпуха» (3, с. 444). Слово приспешник в этом поваренном значении сохранялось в литературном языке до 30—40-х годов XIX в. Например, у Бестужева-Марлинского в повести «Аммалат-бек»: «Послушай, Аммалат, я скажу тебе побасенку: баран ушел на поварню от волков и радовался своему счастью и хвалился ласками приспешников. Через три дня он был в котле» (1885, с. 159).

Слово приспешник не отмечено в «Материалах» И. И. Срезневского. Его этимологическая связь с приспеть очевидна. Но слово приспешник первоначально имело другие значения. Еще в русском языке XVIII в. оно обозначало `пекаря, умеющего готовить хлебенное всякого рода’ (см. сл. АР 1822, ч. 5, с. 424), `пирожника’. В словарях Академии Российской указан также производный глагол — приспешничать — со значением: `приготовлять всякое хлебенное’ (там же).

Только в началеXIX в. слово приспешник приобрело и другое более общее значение: `подготовщик, помощник при каком-нибудь производстве, подготовляющий материал, или занимающийся начальной работою’. «Лаборант есть приспешник химика, производящий опыты под его руководством» (сл. 1867—1868, 3, с. 1045). Ср. в «Снегурочке» А. Н. Островского: «В приспешницах сенных у ней на службе» (Пролог, 2). У Ф. И. Буслаева в мемуарах: «Панов… вполне предался неустанным попечениям о своем дорогом госте (Гоголе), был для него и радушным… хозяином, и заботливою нянькою, когда ему нездоровилось, и домашним секретарем, когда нужно было что переписать, даже услужливым приспешником на всякую малую потребу» (Буслаев 1897, с. 258). И уже отсюда в первой же половине XIX в. слово — приспешник — получает общий презрительный смысл: `помощник, готовый на всякие поступки, сообщник’ (Ушаков, 3, с. 852).

Находятся ли эти разные значения слова приспешник в генетической связи между собою? Если да, то как надо представлять себе ход изменения значений этого слова? Прежде всего ясно, что старинное и областное «поваренное» значение слова приспешник — чисто русское, народное, и что оно не вытекает из отвлеченно-литературных значений глагола приспеть.

Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись на 5 листках разного формата, выписки из работы Е. Ф. Будде «О говорах Тульской и Орловской губерний», из пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» и из мемуаров Ф. И. Буслаева, включаемые в настоящую публикацию. Кроме того, в архиве есть несколько выписок из словарей, которые приводятся здесь в хронологическом порядке: «В ”Лексиконе треязычном“ Фед. Поликарпова (М., 1704) помещены лишь такие слова и формы: ”Приспѣва́ю, зри прехожду…Приспѣяние— 〆ιξις, προσέλευσιs, ассеssus зри пришествие“ (2, с. 55)».

«В ”Словаре Академии Российской» (ч. 5, с. 1822) решительно противопоставлены два лексических ряда: приспевание— приспевать и приспешник, приспешница, приспешничанье, приспешничать. Это противопоставление не только словообразовательное, но и семантическое. В глаголе приспевать — приспеть выделяются два значения: 1) приходить кстати, прилучаться во время. Приспеть на помощь, на выручку своих. 2) Относительно ко времени: выступать, приближаться. Приспел день торжества».

Слово приспешник (женск. приспешница) определяется так: «Пекарь, умеющий готовить хлебенное всякого рода. Пример из “Риторики“ Ломоносова: ”Ни множества рабов и приспешников не ищет тот, кому добродетель везде спутница“. В соответствии с этим приспешничать — `приготовлять всякое хлебенное’. Слова приспех в этом ”Словаре“ нет». «П. Я. Стоян слово — приспешник истолковал так: ”Приспешник — помощник в ручной работе, подручник. През(рительно) помощник в преступлении; опричник (с. 466)“».

«В словаре В. И. Даля под глаголом приспеть, приспевать явно смешаны и объединены два слова-омонима с их разными производными. Один ряд, небогатый словопроизводством, состоит из слов древнерусского письменного языка — приспеть, приспевать — поспевать, `явиться впору’; `наступать, наставать’ — о времени, поре, событии; приспеться— `приключиться, понадобиться’, широко распространенных в русских народных говорах, особенно севернорусских; и другой, обильный словопроизводственными сериями и восходящий к глаголу приспеть в двух значениях: 1) `приготовить, припасти, добыть продукт, сделать’ и 2) `сварить, изжарить, испечь, приготовить кушанье'».

Отдельные замечания о слове приспешник см. также в настоящем издании в статье «Спеть. Успеть. Успех».

Заметка печатается по рукописи с внесением нескольких необходимых уточнений и поправок. — В. П.

В. В. Виноградов. История слов, 2010

Опричники

Иван Петрович Федоров-Челяднин

К началу опричнины конюший боярин Федоров-Челяднин стал одним из главных руководителей земской думы. Царь называл его самым благоразумным среди бояр и вверял ему управление Москвой в свое отсутствие. На первом году опричнины Челяднин возглавил московскую семибоярщину, а позже от имени царя произвел размен и конфискацию Старицкого удельного княжества. Боярин был одним из самых богатых людей своего времени. Он отличался честностью и не брал взяток. После роспуска Земского собора в его судьбе наступил решительный перелом. Конюшего отстранили от руководства земщиной и отправили на воеводство в пограничную крепость Полоцк. Главная ошибка, за которую боярин поплатился жизнью, — поддержка в 1566 году челобитной царю от земских людей об отмене опричнины. Даже после того, как Феоров-Челяднин отказался от предложения польско-литовского правительства бежать за границу, спасая жизнь, а затем и выдал царю тайного посланника короля Сигизмунда, предлагавшего ему участие в заговоре против Ивана Грозного, восстановить доверие не удалось. Фёдоров-Челяднин был убит 11 сентября 1568 года; погибли две сотни его родственников и слуг, а также другие земские деятели и их слуги.

Верные псы царя Ивана. Семь ответов на вопросы об опричнине

Опричнина остается одним из самых сложных для понимания явлений русской истории. Этот термин на века стал символом государственного произвола, а «опричниками» сегодня, как правило, называют силовиков, обвиняемых в превышении власти.

Опричнина оценивается историками крайне противоречиво. Как правило, это зависит от внутренних идеологических установок самих ученых. Дискуссия по этому вопросу длится десятилетиями, но выхода научного сообщества на общие позиции не предвидится.

Мы же хотим лишь дать ответы на самые простые вопросы, касающиеся данного явления.

Что такое опричнина — войско или территория?

С точки зрения историков, опричнина — это государственная политика, которая проводилась в Российском государстве с 1565 по 1572 годы, направленная на подавление боярско-княжеской знати, выступавшей против самодержавного правления Ивана Грозного. В рамках этой политики бояре, обвиненные в измене, подвергались репрессиям, а их имущество и земли конфисковывались в пользу государства.

Иван Грозный в Александровской слободе. Фото: Commons.wikimedia.org/ Максимов А.С.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «вне», «снаружи», «отдельно». Добившись своим отъездом из Москвы в Александровскую слободу с угрозой отречься от престола согласия духовенства и бояр на введение новых мер для борьбы с «изменниками», Иван Грозный разделил русские земли на «опричнину» и «земщину». Опричниной царь управлял самостоятельно, распоряжаясь единолично людьми и доходами. Земщиной руководили земские бояре, а затем и «земский царь» Симеон Бекбулатович. Таким образом, опричнина — это территория.

Кто такие опричники?

Разделив русские земли на опричнину и земщину, Иван Грозный объявил о формировании особого «опричного войска», представлявшего из себя гвардию царя.

Центром опричников стала Александровская слобода. Жизнь войска была организована по уставу, который напоминал монашеский и подразумевал ежедневные богослужения, воздержанность и братские трапезы.

Набор в опричники шел среди различных дворянских родов, как знатных, так и «худородных». Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распространено мнение, что атрибутом конного войска опричников была собачья голова на шее у лошади и метла на кнутовище. Наиболее распространенная трактовка этих символов такова — опричники грызут царских врагов и выметают измену из страны.

Опричники были разделены на государев полк и четыре приказа: Постельный, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода царской семьи; Бронный — оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и царской гвардии; и Сытный — продовольственный.

«Опричник» — рисунок художника Вячеслава Григорьевича Шварца (1838-1869). Фото: РИА Новости/ Валентин Черединцев

Какова была численность опричного войска?

Еще в 1550 году Иван Грозный вынашивал план создания так называемой «Избранной тысячи». Представители наиболее знатных родов и потомков удельных князей, вошедшие в это число, должны были составить своеобразный кадровый резерв царя. В первую очередь этих «лучших людей» Иван IV планировал использовать для командования полками.

С учреждением опричного войска царь вернулся к идее набора 1000 человек, хотя им теперь планировалось поручить совсем иные функции.

От первоначальной 1000 человек за несколько лет опричное войско увеличилось до 6000 человек.

На содержание опричников были назначены особые города (около 20) с волостями. В самой столице некоторые улицы были отданы в распоряжение опричников, жители этих улиц были переселены.

Правда ли, что в число опричников входили только представители небогатых родов, противостоящие знати?

Неправда. В числе опричников оказались представители самых знатных фамилий — Бельские, Басмановы, Вельяминовы, Воронцовы, Милославские, Одоевские, Панины, Шуйские и другие.

В опричнину были приняты и Романовы — родственники будущего основателя новой царской династии Михаила Романова.

Сколько всего людей погибло во время опричнины?

В 1583 году Иван Грозный объявил прощение всем казнённым им боярам и пожертвовал монастырям на помин их душ крупные денежные суммы. Также был составлен список казненных для поминания в монастырях. Опираясь на этот «Синодик опальных», известный российский историк Руслан Скрынников определял общее число жертв опричнины в 4000–5000 человек. Ряд специалистов считают эти данные заниженными, а списки — неполными и увеличивают возможное число жертв до 15 000 человек. При этом стоит учитывать, что среди жертв в итоге оказались и многие видные деятели самой опричнины, попавшие в опалу — Алексей и Федор Басмановы, Михаил Черкасский.

«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 г. репродукция

Когда и почему была отменена опричнина?

В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей в ходе на бега на русские земли захватил и сжег Москву. При этом большинство опричников просто не приняли участие в борьбе с врагом, банально не явившись для несения воинской службы.

Этот позор заставил Ивана Грозного отменить опричнину и даже запретить ее упоминание. Но если опричное войско как таковое прекратило существование, то деление земель на земщину и опричнину сохранялось вплоть до смерти царя. Просто термин «опричнина» заменили словом «двор».

Н.Неврев, «Опричники», 1888 год, фото: upload.wikimedia.org

Название Опричники
Страна, художник Россия, Николай Неврев
Год 1888
Жанр жанровая сцена, портрет, реализм
Находится Национальный музей изобразительных искусств, Бишкек, Кыргызстан
Материалы холст, масло

Картину “Опричники” написал русский художник Николай Николаевич Неврев в 1888 году.

Страшная невинная смерть

Автор – выдающийся живописец 19 века, признанный и критиками, и простыми ценителями прекрасного.

Начав с написания портретов, он перешел к историческому жанру. К нему относится и картина «Опричники», отображающая момент перед нанесением ранения Федорову-Челяднину.

Боярин ранее был очень близок к царю и оказывал на него огромное влияние. Однако, несмотря на то, что Федоров был прекрасным воеводой и никогда не участвовал в дворцовых заговорах, после введения опричнины он начал терять благосклонность и уважение царя.

Дело дошло до того, что Грозный заподозрил боярина в измене и приказал насильно переодеть его в царские одежды и посадить на трон. После чего царь преклонил колено перед слугой, а затем нанес серьезный удар кинжалом, который прятал за спиной.

На полотне ярко выделяется фигура Грозного в богато расшитых драгоценностями одеждах.

Именно на него падает свет, позволяя увидеть бескрайнюю злобу и ненависть на лице правителя. Он вынес руку с кинжалом назад, приготовившись нанести первый удар. Федоров сидит на троне напротив царя, в тени, что мешает прочитать его эмоции. В руках у боярина находятся держава и скипетр, на голове – шапка Мономаха.

Серые тона подчеркивают его смирение с ситуацией, готовность принять горькую незаслуженную смерть. Опричники, стоящие поблизости Грозного, склоняют перед ним головы, страшась еще больше разгневать. Стоящие сзади же, открыто смеются над несчастным боярином, ставшим некой безвольной куклой во власти царя.

У художника отлично получилось передать драматизм момента и двойственную атмосферу: ярость и насмешку со стороны высшей власти и обреченность, нежелание проявлять слабость со стороны преданного слуги. На холсте четко проработаны все мельчайшие детали: одежда, выражения лиц, падающий свет и тени. Такое детальное изображение лишь подчеркивает уровень мастерства Неврева.

Размеры картины – 104х152 см, она хранится в Государственном музее изобразительных искусств, в Бишкеке.

Прошу прощения у своих читателей, что следующую главу начинаю с хронологического сбоя дат. Завершив предыдущую главу о жизни Ивана Грозного событиями 1564 года, я должен сейчас начать рассказ о том, как в начале 1565 года установилась опричнина. Но найденные интересные картины вынуждают меня сделать небольшое отступление. Итак!
Часть I. ДОПОЛНЕНИЕ
6 декабря 1546
Переговоры царя с чувашскими и марийскими послами по вопросу вхождения в состав Русского царства.

Борисов А. Иван Грозный принимает послов.

Санников Андрей Юрьевич (род. 1965) Марийские послы у Ивана Грозного.

Санников Андрей Юрьевич (род. 1965) Марийские послы у Ивана Грозного (деталь).

Леонтьев Олег Валерьевич Посольство горной стороны у Ивана Грозного. 2008 г.

Леонтьев Олег Валерьевич Чуваше-марийские послы у Ивана Грозного. 2004 г.
Согласно русским летописям 6 декабря 1546 года горные черемисы послали своих представителей в Москву с изъявлением готовности принять русское подданство. Они, побывав в Казани и Москве, вернувшись, рассказали Акпарсу и старейшинам, что в Казани плохо, там борьба, а в Москве царь прочно сидит. Был сделан исторический выбор, отдано предпочтение Москве. Горные черемисы Тугай со товарищами побывали на приеме у Ивана IV. После 1551-го горная сторона мирно вошла в состав российского государства.
1557
Переговоры царя Ивана Грозного с башкирскими племенами о вхождении в состав Русского царства

Гаянов Илдар Ихсанович (род. 1957) Приём Иваном Грозным башкирских послов в 1557 году.

Байрамгулов Азамат Хидиятович (1946-2013) Прием Иваном Грозным в 1557 году башкирских послов в Кремле и вручение грамот.
После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства. В то же время в Ногайской Орде в середине XVI века политическая ситуация была неустойчивой. На башкирские земли бывшего Казанского ханства стали претендовать различные группы ногайских мурз и сибирские правители. Начались междоусобные войны, которые усугубились стихийными бедствиями в регионе — голодом и чумой. Во время народных собраний (йыйынов) башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.
В 1554-1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Б. Горбатым-Шуйским вели все бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные, центральные и восточные племена башкир. Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были пожалованы в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты. Грамоты царя Ивана IV являлись договором между Российским государством и башкирами.
30 апреля 1564 года
Иоанн Грозный отправил свою невестку Иулианию в Новодевичий монастырь на постриг.

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837-1898) Иоанн Грозный с боярами и народом провожает свою невестку Иулианию в Новодевичий монастырь на постриг.
Княжна Иулиания Дмитриевна Палецкая (? —15 октября 1569) — с 3 ноября 1547 года супруга угличского князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Грозного. Слабоумный Юрий скончался в 1563 году. Овдовев, Иулиания 30 апреля 1564 года приняла монашеский постриг в Новодевичьем монастыре с именем Александра. Иван Грозный, хорошо вначале относившийся к своей невестке, окружил её соответствующей её происхождению обстановкой. Княгиня-инокиня жила в собственных особых кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. Позднее Иулиания переселилась в Горицкий Воскресенский монастырь на Шексне. В 1569 году во время опричного террора Иулиания была утоплена по приказу царя в реке вместе с Ефросиньей Старицкой, матерью князя Владимира Андреевича Старицкого.
Часть II. ОПРИЧНИНА
Декабрь 1564 – январь 1565
Отъезд царя в Александрову слободу, отказ от царства, установление опричнины.
Панин Михаил Никитич (1877-1963) Выезд Грозного.
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Борис Годунов и Иван Грозный. Тверской художественный музей
В 1565 году Грозный объявил о введении в стране Опричнины.
Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола.
Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Б. Горбатый-Шуйский с сыном Петром, его шурин Пётр Ховрин, окольничий П. Головин, П. И. Горенский-Оболенский, князь Дмитрий Шевырёв, С. Лобан-Ростовский и др.
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным.
Маковский Константин Егорович (1839-1915) Боярин Морозов и Иван Грозный.
Ижакевич Иван Исидорович (1864-1962) Князь Серебряный перед Иоанном Грозным.
С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские и княжеские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освященным собором и Боярской Думой.
Значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили.
Тормосов Виктор Михайлович (род. 1953) Иван Грозный.
Горелик Михаил Народ просит Ивана IV отменить опричнину.
1565
Ссылка в Казань ростовских и ярославских князей.
Начало террора.
Вишняков Олег Николаевич (1935-2012) Иван Грозный. Музей-заповедник Александровская слобода.
Маковский Константин Егорович (1839-1915) Князь Репин на празднике Ивана Грозного. Иркутский художественный музей
Неврев Николай Васильевич (1830-1904) Опричники.
На картине изображен момент перед казнью боярина Ивана Федорова-Челяднина. Он славился своими военными походами, считался одним из самых влиятельных людей, близких к царю. Постепенно Федоров-Челяднин впал в немилость и был заподозрен в измене. Иван Грозный велел боярину явиться в тронный зал, заставил его надеть царские одежды и сесть на трон. После царь преклонил перед ним колено, как слуга, а затем нанес удар ножом приговоренному к смерти.
22 марта 1568
Выступление митрополита Филиппа против казней и его низложение по приказу царя.
Турлыгин Яков Прокопьевич (1857-1909) Митрополит Филипп и Иоанн Грозный. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Коваленко Иван Анатольевич (род. 1931) Иван Грозный с митрополитом Филиппом.
Кузьмин О.А. Иоанн Грозный и митрополит Филипп.
Михайлов Петр Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Грозного.
Пукирев Василий Владимирович (1832-1890) Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного.
Пукирев Василий Владимирович (1832-1890) Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного (цветная версия).
К посвящению в сан митрополита Филиппа, произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять».
22 марта 1568 года в Успенском соборе Филипп отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород. Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана.
6 сентября 1569
Смерть царицы Марии Темрюковны.
Мария Темрюковна умерла в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду. В полдень Михаил Темрюкович, Алексей и Фёдор Басмановы, Афанасий Вяземский, Борис Годунов, Глинский, Милославский и Вельский вынесли из царских покоев покрытый шёлковыми материями гроб с телом Марии и установили его на погребальный возок. Траурный кортеж двинулся в Москву. Как и после смерти Анастасии, Иван подозревал бояр в том, что они её «извели», утверждая, что она «злокозньством отравлена бысть».
9 октября 1569
Казнь двоюродного брата царя Владимира Андреевича Старицкого.
Шишкин Андрей Алексеевич (род. 1960) Навет.
Седов Григорий Семенович (1836-1884) Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1870 Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина
В 1569 году Владимир был назначен Иваном IV командующим армией, направленной на защиту Астрахани. Устроенный ему жителями Костромы приём, через которую он проезжал, послужил поводом для окружения царя оговорить перед ним Владимира. Князя вызвали в Александровскую слободу, но уже на подъезде к ней опричное войско внезапно окружило лагерь Владимира Старицкого. Василий Грязной и Малюта Скуратов предъявили полученные под пыткой показания царского повара о том, что Владимир приказал ему отравить царя. Владимир был казнён вместе с большей частью семьи в октябре 1569 года. Самого князя Владимира Иван Грозный вынудил принять яд.
Зима 1569-1570
Поход Ивана IV на Новгород и его разгром.
Савичев Александр Григорьевич (1920-1986) Выезд Иоанна IV Грозного в Новгород 8 января 1570 г.
Белов Юрий Владимирович (1929-2017) Иван Грозный. Новгородское побоище 1570 года. Из сюиты Страсти людские. 2007 г.
В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода. Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах.
2 января 1570 года боевые отряды окружили город, сотни священников были посажены под арест, монастыри взяты под полный контроль. Через четыре дня сюда приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и потом приказал начать репрессии. Опричники стали мародёрствовать во всем городе и его окрестностях. Согласно летописи, каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками. По разным данным, погибло от 2 тыс. до 10 тыс. человек.
1570
Разорение Пскова опричниками, грабежи и убийства в Твери и Торжке.
Неизвестный художник Выезд Иоанна Грозного во Псков, в 1570 году.
Сжукрович И. Иоанн Грозный и юродивый. Спасение Пскова. (гравер Юлиан Карлович Шюблер).
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) Иван Грозный. 1903 г. Тюменский художественный музей
Пелевин Иван Андреевич (1840-1917) Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса. 1877 г.
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) Иван Грозный в келье псковского старца Николы.
Геллер Петр (Пейсах) Исаакович (1862-1933) Иоанн Грозный и юродивый Никола Салос.
Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Там он ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит предание, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана.
25 июля 1570
Публичные казни «изменников» на Красной площади в Москве.
Глазунов Илья Сергеевич (1930-2017) Иван Грозный. 1974 г.
Павлов Петр Иоанн Грозный.
Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался «розыск» о новгородской измене, проводившийся на протяжении 1570 года, причём к делу были привлечены и многие видные опричники.
24 мая 1571
Сожжение Москвы крымскими татарами.
Начиная с 1567 года, стала нарастать активность Крымского ханства, походы совершались каждый год. В 1570 году крымцы, почти не получив отпора, подвергли страшному опустошению район Рязани. В 1571 году Девлет Гирей предпринял поход на Москву. Обманув русскую разведку, хан перешёл Оку под Кромами, а не у Серпухова, где его ожидало царское войско, и устремился к Москве. Иван уехал в Ростов, а крымцы подожгли не защищённые Кремлём и Китай-городом предместья столицы. В последовавшей затем переписке царь согласился уступить хану Астрахань, но тот не удовлетворялся этим, требуя Казань и 2000 рублей, а затем и заявил о своих планах захватить всё Русское государство. В 1571 году во время вторжения на Русь крымского хана Девлет-Гирея, разложившаяся опричнина продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков). Москва была сожжена.
28 октября 1571
Третий брак царя – с Марфой Васильевной Собакиной.
Марфа происходила из худородного дворянского рода из-под Коломны. Её отцом был Василий Степанович Собакин Большой (или Старший). Малюта Скуратов приходился Марфе Собакиной дальним родственником, именно Малюта «лоббировал» выбор данной невесты. Марфа была выбрана в жёны царю после традиционной процедуры смотра невест (1571 год). Это был 2-й смотр, устроенный царем, вдовевшим уже 2 года. Обручение состоялось 26 июня 1571 года, но наречённая невеста вскоре тяжело заболела и начала «сохнуть». Брак состоялся 28 октября 1571 года в Александровской слободе.
13 ноября 1571
Царица умерла через две недели после свадьбы.
Царица Марфа скончалась через 15 дней после свадьбы. Как и в случае с первыми двумя жёнами Ивана, Анастасией Романовной и Марией Темрюковной, ранняя кончина царицы породила подозрения в отравлении и вызвала гнев Ивана. Официально было объявлено, что Марфу извели ядом. В ходе расследования было казнено 20 человек, в том числе трое двоюродных братьев Марфы казнены «за чародейство». Отец Марфы был насильственно пострижен в монахи.
28 апреля 1572
Специально созванный Церковный собор разрешает царю вступить в четвертый брак.
Женитьба царя на Анне Алексеевне Колотовской.
Для четвёртого брака, запрещаемого канонами церкви, Иваном было получено соборное решение о его допустимости. Добиваясь права заключить этот брак с Анной Колтовской (?– 5 (15) апреля 1626), занявшей на предыдущем смотре 2-е место, в третий раз овдовевший Иван клялся духовенству, что из-за болезни невесты и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой. Высшее духовенство особым приговором подтвердило, что брак не был консуммирован, так как венчанный муж девства невесты «не разрешил».
30 июля – 2 августа 1572
Победа русской армии над войсками крымского хана в битве при Молодях.
Русско-крымская война продолжилась и в 1572 году. В 1572 году хан начал новый поход на Москву, закончившийся уничтожением крымско-турецкого войска в битве при Молодях. Гибель отборной турецкой армии под Астраханью в 1569 году и разгром крымской орды под Москвой в 1572 положили предел турецко-татарской экспансии в Восточной Европе.
Существует версия, основанная на «Истории» князя Андрея Курбского по которой победитель при Молодях, Воротынский, уже в следующем году был по доносу холопа обвинён в намерении околдовать царя, и умер от пыток, причём во время пыток сам царь своим посохом подгребал угли.
Конец августа 1572
Возвращение царя в Москву. Отмена опричнины.
Неудачные действия против Девлет-Гирея в 1571 году привели к окончательному уничтожению верхушки первого состава опричнины. Глава опричной думы, царский шурин М. Черкасский «за намеренное подведение царя под татарский удар» был посажен на кол; ясельничий П. Зайцев повешен на воротах собственного дома; казнены были также опричные бояре И. Чёботов, И. Воронцов, дворецкий Л. Салтыков, кравчий Ф. Салтыков и многие другие. Царь ввёл запрет на само имя опричнины, хотя фактически под именем «государева двора» опричнина просуществовала до его смерти.
Сентябрь 1572
Ссылка Анны Колотовской в монастырь, пострижение под именем инокини Дарьи.
Анна, вышедшая замуж в мае 1572 года, была насильно пострижена и стала местночтимой святой Тихвинского Введенского монастыря инокиней Дарьей.
Февраль – март 1573
Переговоры царя с литовским послом Михаилом Гарабурдой об условиях избрания Ивана IV на польский трон.
Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837-1898) Обряд омовения рук после приёма иноземных посольств Московскими царями.
1573
Царь посетил Кирилло-Белозерский монастырь, где обратился с просьбой к игумену Кириллу о благословлении его в монахи.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи. 1898 г. Национальный музей Республики Беларусь, Минск
Январь 1575
Пятый брак царя – с Анной Григорьевной Васильчиковой.
Анна — дочь боярина и дипломата Григория Васильчикова. Она является пятой женой царя, но незаконной по церковному праву. Царь, уже не соблюдая и легкой пристойности, уже не требуя благословения от Епископов, без всякого церковного разрешения женился на ней около 1575 года. Поскольку пятый брак был абсолютно незаконен, потому свадьбу играли не по царскому чину. На свадьбе отсутствовали великие бояре, руководители думы. На брачный пир пригласили немногих «ближних людей». Венчание происходило в соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Александровой слободе. Через полгода царь охладел к ней, и Васильчикова была насильно пострижена в Покровском монастыре в Суздале. Там она и умерла не позднее января 1577 года.