Японский линкор нагато

Содержание

Последний поход линкора «Нагато»

Активные темы

  • Как патрулирует Росгвардия. (64)

    igorianych Инкубатор 00:21

  • Биржа «Алиса» (8)

    SG050 Инкубатор 00:21

  • Как радостные люди во дворе бегут приветствовать доблестных поли… (136)

    ЛевМаргарытыч Видео 00:21

  • Привет друзья! Много новеньких, будем знакомы-я Пашкетт (223)

    sellinger Инкубатор 00:21

  • Ребята, меня «опостановили»:))) (36)

    Sergvp Инкубатор 00:21

  • Когда жена сказала: давай заедем к маме на дачу, там забор почис… (83)

    shaxter Видео 00:21

  • Уроки под деревом: школьник в Италии учится посреди леса (8)

    KlinKeMe Инкубатор 00:21

  • В России планируют продлить режим самоизоляции (237)

    Хитрый События 00:21

  • Кучка картинок №11 (88)

    SSerg84 Картинки 00:21

  • Деревенская Америка — 7 (420)

    heckfy Фотопутешествия 00:21

  • Цена нефти WTI опустилась до $1 (479)

    kados События 00:21

  • «Яндекс» объяснил удаление меток участников виртуальных митингов (31)

    VMaximI Инкубатор 00:21

  • Картинки разные нужны, картинки всякие важны! (95)

    0spIDer0 Картинки 00:21

  • Разница в фактах. (66)

    Fedor17898 Инкубатор 00:21

  • (8)

    Хогарт Инкубатор 00:20

Рождение и гибель линкора «Мусаси».


В октябре 1934 года Управление кораблестроения императорского флота получило задание от Главного морского штаба ВМС Японии рассмотреть вопрос о создании нового линкора. Первый вариант проекта закончили уже 10 марта 1935 года. По этому варианту, получившему обозначение А140, предполагалось построить корабль стандартным водоизмещением 69500 т, длиной295 м, вооруженный девятью 460-мм орудиями с носовым расположением трехорудийных башен. Его паротурбинная механическая установка мощностью200000 л.с. теоретически обеспечивала линкору скорость 31 узел.
Однако выяснилось, что японские машиностроители не готовы к производству столь мощных (по50000 л.с. на вал) турбин. Следует отметить, что 16 вариантов проекта предусматривали носовое расположение орудий главного калибра по образцу английских линейных кораблей типа “Нельсон”, построенных в1927 г.
В июне1936 г. заканчивается разработка предпоследнего варианта проекта, который предусматривал использование четырехвальной паротурбодизельной установки мощностью135000 л.с.; из них60000 л.с. приходилось на дизели, принятые в качестве главных двигателей во всех вариантах проекта, начиная со второго. Конструкторы предполагали установить двухтактные дизели двойного действия мощностью свыше10000 л.с. каждый
К этому времени в Японии создали мощные дизели, которые установили в качестве главных двигателей на плавучей базе подводных лодок “Тайгей” и на судах снабжения “Цуругизаки” и “Такасаки”. В частности, на плавучей базе “Тайгей”, имевшей водоизмещение 10500 т, стояло два четырехцилиндровых дизеля мощностью по7000 л.с., которые обеспечивали судну скорость 20 уз, а на однотипных двухвинтовых базах “Цуругизаки” и “Такасаки” водоизмещением по 13000 т установили восьмицилиндровые дизели суммарной мощностью39000 л.с., обеспечивавшие скорость 29 уз.
Через два месяца после окончания предпоследнего варианта проекта перед конструкторами возникла непредвиденная трудность — в процессе эксплуатации выявились серьезные неполадки в новых дизелях. Это заставило проектировщиков отказаться от первоначальных намерений и внести предложение — установить на линейном корабле в качестве главных двигателей только паровые турбины общей мощностью150000 л.с. Всего в период с 1934 по1937 г. было выполнено 25 вариантов проекта, большинство из которых имели 460-мм орудия главного калибра (только в двух случаях предусматривались 406-мм орудия). Проект линкора, одобренный в рамках Третьей программы пополнения флота Японии (принятой в1937 г.) разрабатывался под руководством вице-адмирала К.Фукуда, Окончательный вариант проекта был готов в марте1937 г.
Заказ на первые два корабля, получивших наименование “Ямато” и “Мусаси”, выдали немедленно после завершения проектных работ, тогда как два другие (“Синано” и № 111) заказывались уже по Четвертой программе пополнения флота, принятой в1939 г. Эти линейные корабли незначительно разнились от первых двух. Основное отличие состояло в уменьшении толщины бронирования вследствие применения более стойкой поверхностно закаленной (цементированной) брони, изготовленной по технологии, разработанной в Японии и в установке 100-мм зенитных орудий образца1938 г. вместо принятых на первых двух кораблях орудий калибром 127-мм. Внешний вид кораблей типа “Ямато” соответствовал общепринятым для большинства японских кораблей канонам. Неровную линию (с “горбом” в средней части) седловатости японских боевых кораблей можно считать функциональной необходимостью, а не данью восточной традиции. Японские судостроители придерживались принципа, что высота надводного борта в носовой оконечности должна определяться требованиями к обеспечению мореходности, а кормовую оконечность нужно проектировать как можно ниже; высота же борта в средней части регламентировалась сочетаниями требований к удобству размещения вооружения и механизмов с требованиями к остойчивости. Кроме этого, понижение надводного борта за пределами средней части способствовало уменьшению массы корпуса без снижения общей продольной прочности. Все это и приводило к искривленным линиям верхней палубы, характерным для японского кораблестроения. Высота надводного борта проектируемого линкора в носу составляла10 м, а в корме –6,4 м.
В отличие от громоздких пагодообразных надстроек, традиционной особенности японских линкоров, башенноподобную носовую надстройку кораблей типа “Ямато” значительно упростили, придав ей обтекаемую форму. Площадь надстройки по фронту и бортам составляла соответственно 162 и371 м
Посты управления огнем противоминной и зенитной артиллерии располагались в кормовой надстройке. “Ямато” стал первым японским кораблем, оборудованным, хотя и не для всех жилых помещений, системой кондиционирования воздуха.
Ходовым качествам линейных кораблей типа “Ямато” уделялось очень много внимания. С целью выбора наилучших обводов корпуса в бассейне научно—исследовательского института ВМС в Токио было испытано 50 моделей. На основании обширных модельных испытаний были выбраны оптимальные обводы носового бульба, форма кронштейнов гребных валов и линий установки скуловых килей. Все это позволило снизить сопротивление движению в пределах 5—8%, что означало уменьшение потребной мощности примерно на16000 л.с. при скорости 27 уз.

Линейные корабли типа “Ямато” проектировались с таким расчетом, чтобы они удовлетворяли высшим требованиям, предъявляемым к живучести. Так, например, в случае затопления всех незащищенных броней отсеков плавучесть неповрежденной бронированной цитадели должна была обеспечить нахождение корабля на плаву и сохранение остойчивости с углом заката диаграммы в 22°. В случае затопления всех пустых отсеков одного борта угол крена не должен был превысить 18°.
Для уменьшения массы корпуса предусматривались меры по использованию бронирования в качестве элементов набора. Например, нижняя часть бортовой брони выполняла двойную функцию: защиты корабля и прочной продольной связи корпуса. Такое конструктивное решение стало применяться в японском флоте (вначале для броневых листов средней толщины) с тех пор, как ведущий японский кораблестроитель доктор Хигара использовал впервые этот способ в1925 г. на тяжелом крейсере “Фурутака”, тактико-технические элементы которого произвели сильное впечатление на судостроительные и военно-морские круги других стран.
Кроме того, для изготовления неответственных конструкций корпуса широко использовалась электросварка. С ее помощью выполнили большую часть работ по монтажу надстроек. Общая длина сварных швов достигла 500 тыс. м. При этом израсходовали свыше 750 тыс. электродов.
Линейные корабли типа “Ямато” имели более мощное бронирование, чем все другие линкоры за всю историю кораблестроения, однако при этом следует отметить, что, за исключением румпельных отделений и палубной брони в оконечностях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии. С целью повышения защитных свойств при попадании снарядов с больших дистанций (при больших углах падения) бортовая броня располагалась с развалом под углом 20°.
Главный броневой пояс имел толщину410 мм, ширину5500 мм(из них3000 ммвыше ватерлинии) и доходил до уровня главной палубы, а в районе носовых башен главного калибра поднимался несколько выше. Очень интересной особенностью схемы защиты можно считать наличие подводного броневого пояса, начинающегося у нижней кромки главного пояса и служившего одновременно противоторпедной переборкой. Этот пояс в районе машинно-котельных отделений имел толщину200 мм, уменьшающуюся у днища до75 мм, а в районе башен главного калибра увеличивающуюся до 175 и270 мм. Идея установки мощного пояса бортовой брони в подводной части, предназначавшегося для защиты от бронебойных снарядов при близких промахах, когда снаряд уходил под воду и попадал в борт корабля ниже ватерлинии, зародилась в Японии еще в1923 г.
Нижняя часть сильно наклоненных к оконечностям (под углом 30° к вертикали) необычайно ломанных по форме траверзов имела толщину270 мм(такую же, как и подводный броневой пояс), а их верхняя часть выполнялась из броневых плит толщиной300 мм. За траверзами установили по одной (также наклоненной) противоосколочной переборке толщиной16 мм.
Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла500 мм, крыши —200 мм, пола —75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок300 мм. Главный пост управления огнем защищался 150-мм плитами. Этим и ограничивалось бронирование носовой части надстройки. Отказ от полного ее бронирования привел впоследствии к очень большим потерям личного состава от взрывов бомб и огня крупнокалиберных пулеметов американских самолетов, атаковавших “Ямато” в его последнем походе.
Главная броневая палуба располагалась не у нижней кромки главного пояса бортовой брони, как это было принято ранее, а у верхней кромки этого пояса, и имела скос у бортов под углом 7°. Такой “подъем” броневой палубы позволил разместить главные двигатели и котлы, имевшие значительную высоту, а также уменьшить площадь главного пояса, который не доходил до уровня броневой палубы. Такой же “подъем” палубы находился перед барбетом второй башни главного калибра. Позади барбета наклон шел под более крутым углом, и поэтому здесь толщину плит увеличили до320 мм. Горизонтальная часть главной броневой палубы имела толщину200 мм, а ее наклонные участки —230 мм. Это считалось достаточным для противодействия 1000-кг бронебойной авиационной бомбе, сброшенной с высоты3500 м. Жизненно важные части корабля имели дополнительное бронирование из плит толщиной 35—50мм.

Схема бронирования ЛК типа «Ямато».
Работы по созданию корабельных орудий особо крупного калибра в Японии начались с 20-х годов, во время проектирования линкоров типа 13 по так называемой программе “8—8”, согласно которой планировалась постройка 8 линейных кораблей и 8 линейных крейсеров. Эти корабли планировалось вооружить восемью 460-мм орудиями. Было изготовлено два таких орудия с длиной ствола 45 калибров. Проектирование артиллерийской системы типа 94 калибром460 ммвозобновилось в1934 г. под руководством инженера С.Хада и закончилось в1939 г.; в том же году начался ее серийный выпуск. С целью дезинформации указывался заниженный калибр в40 см. Всего изготовили 27 орудий.
Вначале изготовили опытный образец трехорудийной установки с орудиями типа 94. После испытаний на полигоне приступили к изготовлению серийных орудий. Шесть таких систем установили на “Ямато” и “Мусаси”. Для линкора “Синано” успели собрать еще одну полностью готовую артсистему, а одна осталась незаконченной. Количество боезапаса главного калибра на линкорах типа “Ямато” составляло 100 выстрелов на ствол. Система подачи к орудиям была несколько необычной — по 60 снарядов для каждого ствола хранилось в погребах во вращающейся части башен. Японские специалисты считали, что такого количества выстрелов вполне достаточно для одного морского боя. Снарядные погреба находились непосредственно под главной палубой. Были предусмотрены системы их орошения и затопления через кингстоны с гидроприводом (время затопления — 20 мин).
Башни главного калибра имели линейно-возвышенное расположение. Оси стволов орудий первой башни, расположенной на расстоянии72,5 мот форштевня, возвышались над ватерлинией на11,28 м, второй башни — на14,38 м. Благодаря большей высоте надводного борта в кормовой части чем в носовой, орудия третьей башни были подняты на высоту12,95 м(на1,67 мбольше, чем первой).


Башня главного калибра ЛК «Мусаси».
Снаряды главного калибра немногим отличались от европейских. Бронебойный снаряд типа 91 был спроектирован для входа в воду под углом 17° неподалеку от корабля противника и поражения его подводной части. Такой снаряд на дистанции не более 20 тыс. м теоретически мог пробить вертикальную броню толщиной570 мм, а горизонтальную —420 мм. Артиллерийские системы главного калибра обладали хорошими баллистическими качествами. Рассеивание залпа из 4—5 стволов на максимальной дальности стрельбы находилось в пределах 450—550 м. При полном бортовом залпе этот показатель увеличивался незначительно.
Противоминная артиллерия состояла из четырех трехорудийных башенных установок калибра155 ммс длиной ствола 60 калибров. Две башни размещались по концам надстроек на высоких барбетах для стрельбы поверх башен главного калибра и две — побортно на верхней палубе в районе дымовой трубы. Небольшие по размерам корпуса башен имели толщину лобовой брони75 мм, толщину боковых стенок и крыши25 мм. 75-мм барбеты опирались на главную палубу. Дальность стрельбы составляла27400 м, скорострельность — 5 выстр./мин, живучесть ствола — 250—300 выстрелов, угол возвышения — +55°, угол снижения — -10°, угловая скорость поворота — 5 град./с, масса снаряда —55,9 кг, масса заряда —19,5 кг. Боеприпасы подавались вручную, для чего требовалась специально подготовленная прислуга.
Универсальный калибр состоял из шести двухорудийных полубашенных установок типа 89 калибра127 ммс длиной ствола 40 калибров. Они располагались на надстройке, у дымовой трубы, по три установки на борт. Дальность стрельбы равнялась14800 м, скорострельность— 14 выстр./мин, живучесть ствола— 800—1500 выстр., угол возвышения — +90°, угол снижения — — 8°, угловая скорость поворота — 16 град./с, масса снаряда —23 кг, масса заряда —4,0 кг.
По проекту на корабль устанавливалось восемь трехорудийных зенитных автоматических установок типа 96 калибра25 ммс длиной ствола 60 калибров. Четыре автомата, защищенные от дульных газов орудий главного калибра, располагались в гнездах на носовой части надстройки, а остальные — на кормовой. Дальность стрельбы по горизонтали составляла 6800, по вертикали —5000 м, скорострельность — 22 выстр./мин, масса снаряда —250 г, численность расчета — 9 человек.
На каждом корабле имелось по два спаренных крупнокалиберных пулемета типа 93 калибра13 мм, установленных на носовой надстройке. Их скорострельность равнялась 450 выстр./мин, дальность стрельбы по горизонтали — 6000, по вертикали —4000 м.
В процессе службы, с учетом опыта боевых действий, когда авиация приобретала все большее значение, артиллерийское зенитное вооружение линейных кораблей неоднократно усиливалось: “Ямато” довооружался четыре, а “Мусаси” — три раза. В окончательном виде артиллерийское вооружение линейных кораблей составляло: “Ямато” — 9 460-мм, 6 155-мм, 24 127-мм, 152 25-мм орудия, 4 13-мм пулемета; “Мусаси” — 9 460-мм, 6 155-мм, 12 127-мм, 130 25-мм орудий, 4 13-мм пулемета.

Линкор типа «Ямато», вид сверху и сбоку.
Во время войны, кроме усиления зенитной артиллерии с переделкой ее системы управления огнем, изменили систему управления рулевым приводом и снизили вместимость топливных цистерн.

Авиационное вооружение состояло из семи двухместных гидросамолетов — разведчиков-корректировщиков типа “О” (обозначение союзников “Пете”) со скоростью230 км/ч. Они размещались со сложенными крыльями в ангаре под квартердеком и поднимались наверх с помощью крана. В корме на пилонах установили две бортовые катапульты длиной по 18м.
Для подъема гидропланов с воды, и для установки их на катапульты в корме располагался кран, используемый также для обслуживания 16 шлюпок (9 из них моторные), хранившихся в эллингах под квартердеком с целью защиты от воздействия на них дульных газов орудий главного калибра. Эллинги несколько выступали за борта корабля и закрывались с кормы двойными воротами.

Куда, куда, спешите Вы, безумцы!
“Мусаси” вступил в строй августе 1942 года. В сентябре 1942 года на нем был установлен радар типа «21». В мае 1943 года он вернулся в Японию для участия в Алеутской операции, а ноябре вновь вернулся на острова Трук.

10 февраля 1944 года линкор вновь отправился в Японию и 29 марта на переходе сев-зап. Паллау он был торпедирован американской лодкой «Танни». Полученные довольно серьезные повреждения потребовали его ремонта в Куре.
В июле 1944 года «Мусаси» и «Ямато» встретились в Сингапуре. Японский флот концентрировался в этой бывшей британской базе, готовясь отразить уже неминуемое вторжение американцев во «внутренний пояс обороны Японии» — на Филиппинские остро-ва. После получения известий о высадке сил США в заливе Лейте, 22 октября оба линкора вышли в поход из Брунея в составе 1-го ударного соединения вице-адмирала Куриты. Этот поход стал для «Мусаси» последним.
24 октября 1944 года в сражении у острова Лейте (Филиппины) “Мусаси” был потоплен. В течение шести авианалетов в него попало, по различным источникам, от 6 до 17 тяжелых авиабомб и от 16 до 20 авиационных торпед; кроме того, наблюдатели отметили 18 близких разрывов. После попадания последней бомбы крен на левый борт увеличился до 30°, и вскоре линкор перевернулся и затонул. Перед тем как “Мусаси” ушел под воду, дифферент на нос достиг опасной величины: стало заливать верхнюю палубу, а из-за крена в районе носовой башни главного калибра вода дошла до диаметральной плоскости. При этом, однако, осадка кормой уменьшилась всего на 1,5—2 м. Из 2399 человек, находившихся на борту погибло 1023. С начала боя до того момента, как линкор скрылся под водой, прошло 11 ч., а собственно налеты продолжались в течение 9 ч. Всего в атаках на “Мусаси” участвовало около 260 самолетов.
Налеты американской авиации шли в следующей последовательности:
1-я атака. 12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей – с авианосцев «Интрепид» и «Кэбот». Японская эскадра встретила их лавиной огня, обезумевшие летчики поскорее сбросили торпеды на ближайшую цель и, потеряв три самолета, поспешили быстро покинуть опасный район.
«Ближайшей целью» оказался суперлинкор «Мусаси» — он получил в борт свою первую торпеду. Ущерб оказался невелик, поступление воды быстро взяли под контроль. Вторым пострадавшим оказался тяжелый крейсер «Миоко».
2-я атака. Через полчаса японцев атаковали самолеты с авианосцев «Лексингтон» и «Эссекс». Всего 30 машин, по данным японцев. В «Мусаси» попали 2 бомбы и торпеда. Первая бомба ударила в полубак, пробила тонкую25 мм палубу, и, прошив корпус линкора насквозь, вылетела наружу через борт. Вторая бомба пробила две палубы и рванула с такой силой, что от могучего сотрясения лопнули магистрали в котельном отделении.
3-я атака. В действие вступили авианосцы «Энтерпрайз» и «Франклин» — 80 палубных самолетов нанесли массированный удар по японскому соединению. Удивительно, но, несмотря на отсутствие какой-либо координации, под основной удар снова попал «Мусаси» — ему разбило нос торпедой. В полдень янки плотно пообедали и продолжили избивать японский флот.

4-ю атаку, самую результативную и жесткую, провели летчики с авианосца «Интрепид» — 14 истребителей «Хэллкэт», 12 пикировщиков «Хэллдайвер» и 9 торпедоносцев «Эвенджер». Линкор «Мусаси» поразили 3 торпеды и 4 тяжелые авиабомбы – надстройки корабля превратились в пылающие развалины, сдетонировал боекомплект зенитных автоматов. Было затоплено множество помещений в подводной части линкора, в том числе отсек гидромашин, скорость «Мусаси» упала до 16 узлов – с этого момента корабль был обречен. Японский ордер ушел далеко вперед, рядом с гибнущим «Мусаси» остались только тяжелый крейсер «Тонэ» и 2 эсминца.
5-я атака. Авианосцы «Эссекс» и «Лексингтон» отправили 27 торпедоносцев и 15 бомбардировщиков под прикрытием 16 истребителей. Эта атака миновала «Ямато» — самолеты обстреляли другие линкоры японского флота. Этот рейд оказался не столь удачным – часть бомбардировщиков несла 227-кг авиабомбы, малоэффективные против сверхзащищенных плавучих крепостей. Пять поврежденных самолетов с трудом дотянули до своих кораблей и приземлились на воду, эсминцы эскорта подняли из воды экипажи.
6-я атака. Последнюю атаку в тот день атаку провели летчики с авианосцев «Энтерпрайз» и «Франклин». В тонущий «Мусаси» попало 4 торпеды и 10 авиабомб, окончательно превратив в руины Гордость Императорского флота. К 7 часам вечера носовая часть линкора полностью погрузилась в воду до первой башни, вышли из строя все машинные отделения, выключилось электричество. Экипаж стал покидать корабль.
Через полчаса 70 тысяч тонн обгоревшего хлама, бывшего когда-то линкором «Мусаси», опрокинулись и ушли под воду. День закончился. Для кого-то удачно. Для кого-то нет. С медленно тонущего линкора спаслись 1288 человек, еще 991 моряк погиб в бою и был унесен на дно в корпусе огромного корабля.
Всего в тот день жертвами американской атаки стали:
— суперлинкор «Мусаси», затонул;
— суперлинкор «Ямато» — два попадания бомб, одна из них привела к затоплению помещений в носовой части корабля. «Ямато» принял 2000 тонн воды, крен удалось выправить, уменьшилась скорость, боеспособность сохранена;
— линкор «Нагато», получил серьезные повреждения. Взрывами двух бомба были уничтожены воздухозаборник котельного отделения №1, радиостанция, вышла из строя башня главного калибра и 4 средних орудия. Скорость упала до 21 узла, возникли крупные пожары в кубриках.
— тяжелый крейсер «Миоко», попадание торпеды. Поступление воды удалось взять под контроль, крен выправили контрзатоплением отсеков противоположного борта;
— эсминец «Фудзинами» — затонул от близкого взрыва авиабомбы;
— эсминец «Киёсимо» — прямое попадание авиабомбы, уничтожены все механизмы и оружие в средней части эсминца;
— эсминец «Уракадзе» — от близких взрывов нарушилась герметичность корпуса, вышла из строя связь.
Таковы основные итоги морского боя 24 октября 1944 года.
Конечно, налеты малыми группами – не самое лучшее использование авиации концентрированной ударной авианосной группы, аж из 6 авианосцев (самолеты которых принимали участие в налете, всего же американцы сосредоточили там 8 тяжелых, 8 легких и 18 конвойных авианосцев!). Было бы у японцев прикрытие с воздуха, все могло кончиться по другому. Но чего не было, того не было. В результате бой в заливе Лейте стал классикой избиения артиллерийских кораблей авианосной авиацией, во многом определившей дальнейшую судьбу крупных артиллерийских кораблей.
Тактико-технические характеристики «Мусаси» (на декабрь 1941 года)
Размерения:
Длина между перпендикулярами
243,9 м
Длина по ВЛ
256 м
Длина наибольшая
263 м
Ширина
36,9 м
Осадка
10,4 м
Водоизмещение:
пустого
59 163 тонн
стандартное
64 000 тонн
нормальное на испытаниях
67 123 тонн
полное
69 688 тонн
максимальное боевое

Вооружение:
460мм/45 орудий
3х3
155мм/60 орудий
4х3
127мм/40 орудий
6х2
25мм/60 автоматы
8х3
13,2мм/65 пулемёты
2х2
Авиационное вооружение
2 катапульты, 7 гидросамолётов
Бронирование:
борт
410 мм
траверсы
300 мм
главная палуба
200-230 мм
верхняя палуба
35-50 мм
рубка
до500 мм
башни ГК
до650 мм
барбеты ГК
560 мм
башни 155-мм орудий

Линкор против авианосца. Хроники морского боя


Предлагаю вниманию всех любителей военной истории очередную серию детектива «Морской бой: Авиация против линкоров». Предыдущий рассказ о гибели линейного корабля «Ямато» вызвал множество критических отзывов: читатели подвергли сомнению возможность уничтожения столь крупного и хорошо защищенного корабля ограниченными силами палубной авиации. Наверное, стоит вспомнить основные моменты того спора:
Самый крупный боевой корабль в истории – линкор Императорского флота «Ямато» погиб в бою с палубной авиацией 58-го Оперативного Соединения ВМС США. В целом, здесь нет никаких сомнений и вопросов, исход самоубийственной операции Тен-Го был предрешен заранее. Японцы пошли в тот неравный бой, руководствуясь своим древним кодексом Бушидо – путь воина.
Другое дело, что против японской эскадры (линкор, крейсер и 8 эсминцев) действовали 5 тяжелых и 4 легких авианосцев ВМС США. Девять авианосцев против одного линкора! Соотношение впечатляет. Конечно, это война, а не уличная драка – разговоры о честности здесь неуместны, побеждает тот, у кого больше сил и ресурсов. И все-таки, это бросает тень на палубную авиацию – выходит, ее возможности, мягко говоря, преувеличены?
При внимательном анализе возникают следующие факты: непосредственно в атаках на японский линкор принимало участие 227 самолетов (всего было отправлено 280 машин, из них 53 не вышли на цель). Также необходимо отметить, что треть палубных самолетов были истребителями, чье участие в операции ограничивалось скорее психологическим давлением на японских моряков – пули 50-го калибра не представляли угрозы для полуметровой брони линкора. В результате, две сотни палубных самолетов утопили всю японскую эскадру за 2 часа – летчикам даже не пришлось возвращаться для повторного удара.
Ввиду всего вышесказанного, появляются следующие факты:
1. Силы американцев были явно избыточны. Каждый авианосец отправил всего по одной эскадрилье из четырех, имеющихся в наличии. При этом даже 227 самолетов оказалось более чем достаточно для выполнения задачи.
2. Две сотни самолетов атаковали не одновременно, а несколькими «волнами», самая многочисленная из которых состояла из 150 машин.
3. Исходя из условий той ситуации, у американцев было в запасе, как минимум, 12 часов светлого времени суток. Японское соединение было обнаружено еще ночью, на расстоянии 300 миль от авианосцев (550 километров). Янки хорошо выспались, плотно позавтракали и, ровно в 10:00, их первые палубные самолеты пошли на взлет. Уже к 2 часам дня все было кончено – «Ямато» лег набок и приготовился умирать. Линкор взорвался в 14:23.
Очевидно, что у летчиков была в запасе еще масса времени — в случае необходимости, они могли дозаправиться и повторить атаку.
4. Во время налета на «Ямато» потери американцев составили 10 самолетов (четыре торпедоносца, три бомбардировщика, три истребителя). Еще около 20 машин были повреждены зенитным огнем, но смогли вернуться на свои корабли. Не берусь судить о тяжести их повреждений и возможности быстрого ремонта – предположим, что все они выбыли из строя. 30 из 227. Вполне адекватные потери.
Резюмируя эти 4 пункта, можно сделать вывод, что, чисто теоретически, для быстрого уничтожения «Ямато» и его эскорта было достаточно двух авианосцев типа «Эссекс». Действительно, на каждом «Эссексе» на тот момент базировалось около 100 палубных самолетов, сведенных в 4 эскадрильи (две истребительные, бомбардировочную и торпедоносную). В цистернах корабля находилось 230 000 галлонов авиабензина (более 800 000 литров), заправочная система обеспечивала подачу на полетную палубу 3750 литров топлива в минуту. В бункерах авианосца хранилось 625 тонн боеприпасов: тысячи бомб и реактивных снарядов, полсотни торпед, миллион патронов для авиационных пулеметов.
Авианосец «Эссекс» оснащался двумя пневматическими катапультами и 8 компрессорами: технический темп выпуска самолетов достигал 42 секунд – разумеется, в реальных условиях он был в несколько раз ниже. Но что примечательно: по статистике, 60% запусков с палубы корабля происходило без помощи катапульт – истребителям и бомбардировщикам военных лет еще не требовалась помощь на старте. Все это значительно упрощало процедуру запуска и позволяло быстро поднять в воздух ударную группу.

В прошлой статье я предположил, что для уничтожения хорошо защищенной цели класса «линкор» с мощной ПВО и эскортом из десятка эсминцев, потребуется ударная группа из 100-120 самолетов – линкор, скорее всего, не удастся потопить за один вылет, но количество авиатехники, топлива и боеприпасов позволяло двум авианосцам многократно повторить удар и добиться гибели линейного корабля. Это утверждение вызвало у многих читателей недоверие и справедливый вопрос: «Разве возможно? Зенитчики линкора перестреляют эту сотню самолетов, как стаю куриного гриппа, и повторить налет будет уже нечем – матчасть и пилоты погибнут в первой атаке…»
Нужно признаться, в прошлый раз я несколько завысил требуемое количество самолетов в первой «волне» — на самом деле, для атаки эскадры линкоров достаточно группы из 30-40 самолетов. В это сложно поверить, но во времена Второй мировой войны корабельные зенитные средства были не в состоянии отразить атаку даже такого количества самолетов.
Сегодня я не стану проводить никаких сложных расчетов и делать опрометчивых заявлений. Я приведу в пример реальный случай – морское сражение 24 октября 1944 года. В тот день 38-е Оперативное Соединение ВМС США раскромсало эскадру японских линкоров и тяжелых крейсеров. В ходе многочасового морского боя палубной авиацией был потоплен первый корабль типа «Ямато» — суперлинкор Императорского флота Японии неподражаемый «Мусаси».
Гибель «Мусаси»
Не вдаваясь в долгие подробности Тихоокеанского ТВД и в причины появления японской эскадры в море Сибуян (Филиппины), сразу же отметим, что японская операция была обречена на провал – оставшись без истребительного прикрытия, 2-й флот адмирала Такэо Куриты непременно бы встретился с американскими авианосцами.
В составе японской эскадры находились:
Суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси». Крупнейшие и мощнейшие боевые корабли на планете. Полное водоизмещение – 70 тысяч тонн (для сравнения: современный тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», флагманский корабль Северного флота ВМФ России, имеет полное водоизмещение порядка 26 тыс. тонн)!

Главный калибр исполинских кораблей – 460 мм. Оружие и механизмы линкоров были надежно защищены мертвым металлом – толщина бронирования рубки достигала ПОЛУМЕТРА броневой стали, башни главного калибра – 650 мм! Непробиваемый стальной лист толщиной 65 сантиметров – вы способны такое представить?

Схема ЛК типа «Ямато» в большом разрешении. Обратите внимание на количество стволов зенитной артиллерии.
Зенитное оружие суперлинкоров — 12 спаренных установок калибра 127 мм и 130 автоматических зениток (34 одиночных и 32 строенных установки калибра 25 мм). Кроме того, имелось 6 орудий среднего калибра (150 мм) и 2 спаренные пулеметные установки.*
*сведения по ЛК «Мусаси», октябрь 1944 г.
Кто был способен устоять против таких кораблей?
Линкор «Нагато». Стальной монстр, непобежденный даже атомным взрывом (испытания ядерного оружия на атолле Бикини, 1946 г.). За 20 лет до событий в море Сибуян, «Нагато» был лучшим линкором в мире, японцы первыми отважились установить на корабль пушки калибром более 400 мм. «Нагато» получил восемь 410 мм орудий, задав новый стандарт Главного Калибра по всему миру. Кроме того, вооружение линкора включало:
18 х 140 мм пушек среднего калибра,
8 х 127 мм зениток,
98 стволов зенитных автоматов.
Надстройки «Нагато» после ядерного взрыва. Атолл Бикини, 1946 г.
Как и прежде, непобедимый «Нагато» внушал ужас своим противникам. Какой вред могли причинить непробиваемому монстру маленькие хрупкие самолеты? Сотни стволов зенитной артиллерии разорвут в клочья любого, кто осмелится напасть с воздуха на японский линкор. По крайней мере, так казалось японцам…
Много интересных кораблей находилось в японской эскадре: старый, но по-прежнему боеспособный линкор «Харуна» (не совсем корректное выражение – «Харуне» на тот момент едва минуло 30 лет, нормальный возраст для многих современных кораблей), тяжелые крейсера «Тонэ», «Чикума», «Миоко»…всего 7 линкоров, 11 крейсеров и 23 эсминца!

Линкор «Харуна» готов доказать, что он не устаревший корабль, открыв огонь из своих восьми 356 мм орудий.
Каждый японский крейсер нес до 100 стволов зенитных установок, эсминец – более 30. Все это, по идее, должно было создать непроходимую стену зенитного огня. Даже несмотря на отставание японцев в конструкции зенитной артиллерии и систем управления огнем, логично было бы предположить, что количество установок должно было непременно перейти в качество. И тем не менее, дело приняло драматический оборот намного раньше, чем это можно было ожидать.
Тяжелый крейсер «Чикума» маневрирует под огнем
Побоище
Противник у японской эскадры был не менее серьезный. 38-е Оперативное Соединение ВМС США (оно же – Task Force 58). Как уже было отмечено в предыдущей статье, Task Force 58 (в данном случае оно имело индекс «38», но не суть), несмотря на вполне обыденное название, представляло собой самую страшную эскадру, когда-либо бороздившую Мировой океан. Два десятка ударных авианосцев под прикрытием быстроходных линкоров, крейсеров и сотни эсминцев.
24 октября 1944 года в море Сибуян находились тяжелые авианосцы: «Эссекс», «Интрепид», «Франклин», «Лексингтон» и «Энтерпрайз», а также 5 легких авианосецев: «Индепенденс», «Кэбот», «Лэнгли», «Сан-Хасинто» и «Беллью Вуд».
Получив сообщение о приближении японской эскадры, морские летчики ВМС США, как водится, хорошо выспались, плотно позавтракали, и в 9 утра подняли в воздух свои торпедоносцы и пикировщики.
Авианосец «Интрепид» (CV-11)
1-я атака. 12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей – с авианосцев «Интрепид» и «Кэбот». Японская эскадра встретила их лавиной огня, обезумевшие летчики поскорее сбросили торпеды на ближайшую цель и, потеряв три самолета, поспешили быстро покинуть опасный район.
«Ближайшей целью» оказался суперлинкор «Мусаси» — он получил в борт свою первую торпеду. Ущерб оказался невелик, поступление воды быстро взяли под контроль. Вторым пострадавшим оказался тяжелый крейсер «Миоко».
2-я атака. Через полчаса японцев атаковали самолеты с авианосцев «Лексингтон» и «Эссекс». Всего 30 машин, по данным японцев. В «Мусаси» попали 2 бомбы и торпеда. Первая бомба ударила в полубак, пробила тонкую 25 мм палубу, и, прошив корпус линкора насквозь, вылетела наружу через борт. Вторая бомба пробила две палубы и рванула с такой силой, что от могучего сотрясения лопнули магистрали в котельном отделении.
3-я атака. В действие вступили авианосцы «Энтерпрайз» и «Франклин» — 80 палубных самолетов нанесли массированный удар по японскому соединению. Удивительно, но несмотря на отсутствие какой-либо координации, под основной удар снова попал «Мусаси» — ему разбило нос торпедой.
В полдень янки плотно пообедали и продолжили избивать японский флот. 4-ю по счету, самую результативную и жесткую атаку провели летчики с авианосца «Интрепид» — 14 истребителей «Хэллкэт», 12 пикировщиков «Хэллдайвер» и 9 торпедоносцев «Эвенджер». Линкор «Мусаси» поразили три торпеды и четыре тяжелые авиабомбы – надстройки корабля превратились в пылающие развалины, сдетонировал боекомплект зенитных автоматов. Было затоплено множество помещений в подводной части линкора, в том числе отсек гидромашин, скорость «Мусаси» упала до 16 узлов – с этого момента корабль был обречен. Японский ордер ушел далеко вперед, рядом с гибнущим «Мусаси» остались только тяжелый крейсер «Тонэ» и 2 эсминца.
Пикирующие бомбардировщики «Хэллдайвер». Похоже на осиное гнездо.
5-я атака. Авианосцы «Эссекс» и «Лексингтон» отправили 27 торпедоносцев и 15 бомбардировщиков под прикрытием 16 истребителей. Эта атака миновала «Ямато» — самолеты обстреляли другие линкоры японского флота. Этот рейд оказался не столь удачным – часть бомбардировщиков несла 227-кг авиабомбы, малоэффективные против сверхзащищенных плавучих крепостей. Пять поврежденных самолетов с трудом дотянули до своих кораблей и приземлились на воду, эсминцы эскорта подняли из воды экипажи.
6-я атака. Последнюю атаку в тот день атаку провели летчики с авианосцев «Энтерпрайз» и «Франклин». В тонущий «Мусаси» попало 4 торпеды и 10 авиабомб, окончательно превратив в руины Гордость Императорского флота. К 7 часам вечера носовая часть линкора полностью погрузилась в воду до первой башни, вышли из строя все машинные отделения, выключилось электричество. Экипаж стал покидать корабль. Через полчаса 70 тысяч тонн обгоревшего хлама, бывшего когда-то линкором «Мусаси», опрокинулись и ушли под воду. День закончился. Для кого-то удачно. Для кого-то нет. С медленно тонущего линкора спаслись 1288 человек, еще 991 моряк погиб в бою и был унесен на дно в корпусе огромного корабля.
Всего в тот день жертвами американкой атаки стали:
— суперлинкор «Мусаси», затонул.
— суперлинкор «Ямато» — два попадания бомб, одна из них привела к затоплению помещений в носовой части корабля. «Ямато» принял 2000 тонн воды, крен удалось выправить, уменьшилась скорость, боеспособность сохранена.
— линкор «Нагато», получил серьезные повреждения. Взрывами двух бомба были уничтожены воздухозаборник котельного отделения №1, радиостанция, вышла из строя башня главного калибра и 4 средних орудия. Скорость упала до 21 узла, возникли крупные пожары в кубриках. Примечательно, что иногда повреждения «Нагато» описывают, как «незначительные». Может быть так, однако, гибель 52 человек из экипажа линкора позволяет усомниться в этом. Например, во время потопления эсминца «Шеффилд» от неразорвавшейся ракеты (любимого эпизода всех скептиков защищенности современных кораблей) погибло всего 18 моряков. Но это к слову.
— тяжелый крейсер «Миоко», попадание торпеды. Поступление воды удалось взять под контроль, крен выправили контрзатоплением отсеков противоположного борта.
— эсминец «Фудзинами» — затонул от близкого взрыва авиабомбы.
— эсминец «Киёсимо» — прямое попадание авиабомбы, уничтожены все механизмы и оружие в средней части эсминца.
— эсминец «Уракадзе» — от близких взрывов нарушилась герметичность корпуса, вышла из строя связь.
Таковы основные итоги морского боя 24 октября 1944 года. Среди военных историков бытует мнение, что после непрерывных многочасовых воздушных атака японская эскадра сохранила боеспособность, следовательно американцы не добились желаемого результата. Может быть, может быть…Вот только как быть с потоплением одного из двух крупнейших кораблей на планете? В любом случае, для меня это эпизод войны на Тихом океане представляет сугубо технический интерес – самолеты атаковали эскадру линкоров малыми группами и добились при этом заметных успехов.
P.S. На следующее утро, 25 октября 1944 года, эскадру адмирала Куриты ждало новое испытание: пытаясь прорваться к месту высадки американского десанта в заливе Лейте, японцы случайно напоролись на 6 эскортных авианосцев – маленьких «лоханок», построенных по стандартам гражданского судостроения. Малыши так избили линкоры, что японцам пришлось отказаться от своих планов. И бежали самураи, под напором стали и огня…

«Харуна»

Линейный крейсер «Харуна» заложен 16 марта 1912 года на верфи Кавасаки в Кобе, спущен на воду 14 декабря 1913 года, вступил в строй 19 апреля 1915 года. После прохождения испытаний зачислен в состав 1-й дивизии линкоров, в 1916-17 годах находился в составе 3-й дивизии. В годы первой мировой войны патрулировал в Тихом океане, разыскивая немецкие рейдеры.

В 1917 году линейный крейсер подорвался на мине, поставленной немецким вспомогательным крейсером «Вольф» (капитан 2 ранга Нергер) в юго-западной части Тихого океана. «Харуна» благополучно добрался до ближайшего порта, затем перешел в Японию. После завершения восстановительных работ вернулся в строй флота. После первой мировой войны для корабля начался период рутинной службы. Его экипаж проходил боевую подготовку.

В сентябре 1920 года во время очередной учебной стрельбы в одном из орудий башни № 1 преждевременно сработал взрыватель. Орудие разорвало, взрыв вскрыл крышу башни, 7 человек убило, в том числе и командира башни, 8 тяжело ранило. После восстановительного ремонта «Харуна» вернулся в строй. В дальнейшем межвоенная служба прошла без происшествий. Как и остальные корабли этого типа, линкор прошел несколько модернизаций.

1941 г. застал «Харуна» в составе 3-й дивизии линкоров вице-адмирала Микавы. В ноябре 1941 года корабль вошел в состав 2-го флота вице-адмирала Кондо. 29 ноября – 1 декабря состоялся переход из Метрополии в Мако (Пескадорские острова). 2 декабря на корабле получили радиограмму о начале военных действий. 8 декабря «Харуна» в составе соединения покидает Мако и идет в Южно-Китайское море для прикрытия десантных операций.

После нападения на Перл-Харбор угроза со стороны американского флота исчезла, по еще оставалось британское соединение «Z». 9-10 декабря линкор вместе с «Конго» и другими кораблями японского флота преследовал вражеские соединения. Но «Принс оф Уэльс» и «Рипалз» были потоплены авиацией.

11 декабря корабли Императорского флота прибыли в бухту Камрань (Индокитай). С 14 по 17 декабря «Харуна» находился в море, осуществляя дальнее прикрытие второго Малайского конвоя. После выполнения задачи соединение вернулось в Камрань, простояв в этой базе с 17 по 20 декабря. Затем корабль в составе соединения прикрывал высадку в заливе Лангаен (Филиппины), патрулировал у побережья Лузона с 21 по 24 декабря и вновь вернулся в Камрань для встречи нового 1942 года.

8 января 1942 года прошел межбазовый переход из Камрани в Мако, куда прибыли 11 января, и через три дня корабли ушли на остров Палау (Каролинские острова). С 21 по 25 января «Харуна» прикрывала авиационный налет на Амбон, затем выполнив несколько боевых заданий, 16 февраля прибыла в Палау для прикрытия рейда авианосного соединения на Порт-Дарвин (Австралия).

В конце февраля и начале марта «Харуна» прикрывал десантные операции в Индонезии, 7 марта вместе с «Конго» и 2-я эсминцами обстрелял остров Рождества и 14 марта прибыл в Стариг Бэй (остров Целебес). Операция в Голландских колониях была успешно завершена. Экипажи после трех месяцев непрерывных плаваний получили короткий отдых.

С 26 марта по 11 апреля «Харуна» участвовала в знаменитом рейде в Индийский океан. После стояки в Сингапуре соединение ушло в Японию, прибыв 23 апреля на рейд Хасирадзамы. В конце апреля – начале мая корабль прошел текущий ремонт, модернизацию и докование. 1 мая командир линкора капитан 1 ранга Такама был произведен в контр-адмиралы. После окончания работ «Харуна» принял участие в маневрах Объединенного флота, вернувшись 23 мая на рейд Хасирадзимы. Линкор на время операции MI (вторжение на Мидуэй) вошел в состав авианосного Ударного соединения вице-адмирала Т. Нагумо. В него также входили авианосцы «Акаги», «Kara», «Хирю», «Сорю», линкор «Киришима», крейсера «Тоне», «Тикума», легкий крейсер «Нагара» и 11 эсминцев. 27 мая это соединение вышло в море. Переход проходил в тяжелых погодных условиях шторма и плохой видимости.

Носовые башни главного калибра «Харуна» после взрыва. 1920 г.

4 июня 1942 года «Харуна» принял участие в сражении.

В 4 ч 30 мин утра с катапульты линейного корабля стартовал самолет-разведчик, перед которым была поставлена сверхважная задача поиска вражеского авианосного соединения.

В 8 ч 17 мин «Харуна» и «Киришима» были атакованы 10-ю устаревшими пикирующими бомбардировщиками «Вандикейтор». Молодым летчикам морской пехоты удалось добиться всего двух близких разрывов у борта «Харуна». Он получил незначительные повреждения корпуса в кормовой части, по сотрясением заклинило дальномер главного калибра. После атаки американских палубных пикировщиков «Харуна» оказывал помощь горящему авианосцу «Кага».

В 16 ч 9 мин корабль был атакован тяжелыми бомбардировщиками «Б-17», по потерь и повреждений не получил.

В 17 ч 7 мин линкор был выбран для атаки двух пикирующих бомбардировщиков «Донтлес» с авианосца «Йорктаун» (CV-5). Попаданий и повреждений не было.

В 18 ч 26 мин, когда «Харуна» оказывал помощь поврежденному авианосцу «Хирю», был атакован бомбардировщиками «Б-17». 5 июня остатки авиационного соединения присоединились к главным силам. «Харуна» вел за собой все 11 эсминцев. Днем с них были пересажены уцелевшие моряки с потопленных авианосцев. 14 июня корабли прибыли в Японию.

20 июня командование линкором принял капитан 1 ранга Ишии, контр-адмирал Такома ушел на повышение, он получил дивизию эсминцев.

14 июля 1942 года «Харупа» передали в состав 2-го флота, вместе с однотипным «Конго». Так была сформирована 3-я дивизия линкоров контр-адмирала Т. Курита. В первых числах августа линкор прибыл в Куре, где был проведен ремонт боевых повреждений, модернизационные работы и докование. Работы завершили 5 сентября, а 6 сентября из Куре выходят оба линкора 3-й дивизии и 2 эсминца. 10 сентября они прибыли на Трук и в тот же день выходят в море – корабли Второго и Третьего флота патрулируют у Соломоновых островов. Встречи с противником не было, и 23 сентября они вернулись на Трук. В первую педелю октября силами рабочих местной верфи на корабле установили радиолокационную станцию «Тип-22».

«Харуна» в 1920-х гг. на стрельбах (слева) и во время первой модернизации

11-14 октября «Харуна» участвовал в операции против аэродрома Гандерсон на Гуадалканале. Расход боезапаса составил 438 снарядов главного калибра и 21 противоминного калибра. Затем состоялось патрулирование акватории Соломоновых островов. 26 октября корабль участвовал в сражении у Санта-Круз. «Харуна» отражал авианалеты, повреждений не получил и 30 октября вернулся на Трук. В ноябре «Харуна» и «Конго» патрулировали, осуществляя прикрытие очередной операции по обстрелу аэродрома Гандерсон. В разразившемся двухдневном сражении погибли «Хией» и «Киришима». 17 ноября «Харуна» вернулась на Трук. До конца 1942 года линкор в море не выходил. Перед новым годом императорская ставка приняла решение эвакуировать войска с острова Гуадалканал. и в январе линкор в составе соединения прикрывал эвакуацию.

При столь напряженном использовании кораблей «Харуна» и «Конго» требовался ремонт. 15 февраля в море из лагуны Трука вышли оба линейных корабля, гидроавиатранспорт «Ниссии» и эсминец «Сигуре» и 20 февраля прибыли в Куре. «Харуна» становится к стенке местного завода, и на нем провели текущий ремонт корпуса и механизмов и ряд модернизационных работ: демонтировали 6 152-мм орудий, усилили бронирование в районах румпельного отделения, усилили противовоздушную оборону 25-мм зенитными автоматами, установили радиолокационную станцию «Тип-21» (обнаружение воздушных и морских целей). Работы завершили 31 марта, и 1 апреля «Харуна» и «Конго» уходят на Трук, куда прибыли 6 апреля. Весь апрель линкор простоял в лагуне. 1 мая командир корабля был произведен в контр-адмиралы.

Во второй половине мая положение японцев на Алеутских островах резко ухудшилось. Поэтому часть кораблей из Трука перебросили в Метрополию, там было сформировано мощное соединение. После падения гарнизона на острове Атту контрудар был отменен.

На линейном крейсере «Харуна»: подготовка к полету и старт гидросамолета. 1930-е гг.

В мае «Харуна» проходит небольшой текущий ремонт. В первой половине нюня были проведены учения флота, и после их завершения произошла очередная смена командиров. Контрадмирал Ишии был назначен начальником штаба военно-морской базы Сасебо. 16 июня из Йокосуки в море выходит соединение Императорского флота (линкоры «Харуна», «Конго», авианосцы «Рюдзе», «Унье», «Тиё», тяжелые крейсера «Кумано», «Судзуя»), и несмотря на атаки американских подводных лодок, корабли 21 июня благополучно прибыли на Трук. «Харуна» простоял в лагуне до середины сентября.

18-25 сентября состоялся выход в составе соединения на перехват американских авианосцев, атаковавших острова Тараву, Маки и Абемаму. Следующий выход в море прошел с 17 по 26 октября. На этот раз для перехвата американских авианосцев, атаковавших атолл Уэйк. Ноябрь и часть декабря линкор простоял в лагуне Трука. 11 декабря в море выходят линкоры «Конго», «Харуна» в охранении двух эсминцев. 16 декабря корабли прибыли в Сасебо. Там корабль прошел ремонт с докованием, а затем курс боевой подготовки во внутреннем Японском море. 25 января 1944 года произошла очередная смена командиров – капитана 1 ранга Моришита назначили командиром линкора «Ямато». Его место занял капитан 1 ранга Шигенага.

8-14 марта линкор перешел в Липта-Роудз и зачислен в состав второго ударного соединения мобильного флота. Весна 1944 года прошла для «Харуна» спокойно, состоялись только межбазовые переходы и редкие выходы в море на учения. В июне 1944 года Императорский флот начал операцию «А», приведшую к первой битве в Филиппинском море.

Четыре «Хэлдайвера» с авианосца «Кэбот» (CV-28) атаковали «Харуна». Несколько бомб взорвались у башни № 4 и на палубе юта. Часть бомб взорвалась у борта. От сотрясения разошлись швы в обшивке борта, вода начала поступать в корпус корабля, затопив зарядный погреб. Скорость хода упала до 27 узлов. Потери экипажа составили 15 убитых, но было много раненых. Во время этого сражения японский флот потерял три авианосца.

Линкор «Харуна» после налета американской авиации. Осень 1945 г.

После боя «Харуна» зашел в Окинаву, передал часть топлива на эсминцы и затем ушел в Метрополию. В период с 24 июня по 16 августа линкор находился в Сасебо. Силами местной верфи были отремонтированы боевые повреждения, проведено докование, установлены 25-мм автоматы и радиолокационная станция «Тип 13». После завершения работ на борт погрузили ящики и контейнеры, в которых находилась радиолокационная станция «Тип 13» для одного из кораблей 2-го флота. 15 августа «Харуна» вышел из Сасебо эскортируемый тремя эсминцами.

18 августа в 0 ч 24 мин соединение было обнаружено американской подводной лодкой «Сейлфиш» (SS-192). Используя радиолокационную станцию, подводная лодка заняла удобную позицию для атаки и в 14 ч 35 мин произвела четырехторпедный залп по «Харуна». Но торпеды цель не поразили, и 21 августа линкор прибыл в Сингапур с ценнейшим грузом. На следующий день «Харуна» ушел в Липта-Роудз на встречу с «Конго», простояв там целых 2 месяца. 15 октября командира линкора произвели в контр-адмиралы. 18-20 октября прошел переход в бухту Бруней (остров Борнео).

Когда американцы высаживались на Филиппинах, в противодесантной операции был задействован весь Императорский флот. «Харуна» вошел в состав самого мощного центрального соединения вице-адмирала Т. Курита. В период с 22 по 27 октября ЯПОНСКИЙ флот был разгромлен. Но «Харуна» вновь повезло, он отделался лишь легкими повреждениями. 24 октября в линкор попали 2 бомбы. 28 октября он вернулся в Бруней. 6 ноября в бухту прибыл легкий крейсер «Кисо», сопровождаемый двумя эсминцами, он доставил для «Харуна» боезапас.

8-11 ноября «Харуна» вышел в море вместе со всеми уцелевшими кораблями для прикрытия прорыва небольшого соединения в Манилу. 15 ноября в состав 3-й дивизии был включен линейный корабль «Нагато». 16 ноября корабли в бухте Брунее были атакованы американской авиацией. После налета часть кораблей ушла в Метрополию, но на рейде остались «Харуна» и крейсера «Асигара», «Хагуро», «Ойодо». 17-18 ноября они ушли в Спратли Айленд. Там уже находились линкоры-авианосцы «Исе» и «Хьюга» и экспериментальный эсминец «Самотсуки». С этих кораблей разгружались грузы и войска, выводимые из Манилы. Вскоре в эту бухту прибыли эсминцы, и на одном из них находился командующий 5-м флотом вице-адмирал Сима. Он перенес свой флаг на крейсер «Асигара».

Линейный крейсер «Харуна».

Сведения, составленные в 1945 г. на основе осмотра корабля разведывательным управлением ВМФ США.

20-22 ноября соединение перешло в Линнга-Роудз, но при постановке на якорь «Харуна» коснулся рифа. Были серьезно повреждены противоминные були, и кораблю требовался ремонт на одном из заводов Метрополии. Для этого 2829 ноября «Харуна» перешел в Сингапур, оттуда в Мако (Пескадорские острова), под охранением эсминцев, и в японские воды.

1 декабря в 22 ч 13 мин оператор радиолокационной станции американской подводной лодки «Кавелла» (SS-244) обнаружил отметку цели – лодка начала сближение. После полуночи цель опознали как линейный корабль, и командир принял решение атаковать его из подводного положения. Лодка произвела шеститорпедный залп, но удача в очередной раз была с «Харуна» – попаданий не было.

4 декабря соединение атаковал самолет «Б-17», бомбы цель также не поразили, и 6 декабря линкор прибыл в Мако. Там сформировали соединение, в него вошел авианосец «Дзунье» (на его борту находилось 200 уцелевших моряков с линкора «Мусаси»), «Харуна», два эсминца, одни эскортный миноносец. 8-9 декабря во время перехода корабли атаковала американская «волчья стая», и лодка «Редфиш»(55-395) потопила «Дзунье» и повредила эскортный миноносец. 10 декабря остатки соединения прибыли в Сасебо, 12 декабря в Куре. 20 декабря капитан 1 ранга Иошимура занял пост командира «Харуны».

Линкор «Харуна» после налета американской авиации. Осень 1945 г.

В первый день нового 1945 года все боеспособные корабли Императорского флота были сведены в так называемый 2-й флот, которым командовал вице-адмирал Ито. «Харуна» был зачислен в 1-ю дивизию линейных кораблей, по 10 февраля 1945 года это соединение расформировали и корабль отныне находился в распоряжении военно-морской базы в Куре.

В марте 1945 года нефтяной кризис в Империи достиг апогея, поэтому приняли решение о том, что «Харуна» в ближайшее время в боевых действиях принимать участия не будет. 19 марта 1945 года корабль, находившийся у острова Это Джема, был атакован американской палубной авиацией. В цель попала одна бомба по правому борту в районе носовой надстройки ближе к корме.

22 июня 1945 года состоялся налет 126 бомбардировщиков «Б-17» с Тиниана. «Харуна» получил одно бомбовое попадание. 24 июля очередной налет палубной авиации. Повреждения «Харуна» оказались незначительными. 28 июля американская авианосная авиация продолжала операцию по нейтрализации остатков Императорского флота. Налеты продолжались с 8 ч 00 мин до 17 ч 00 мин. «Харуна» получил множество бомбовых попаданий, в 16 ч 16 мин сел на дно. Потери экипажа составили 65 человек.

25 ноября 1945 года корабль исключили из списков флота.

В 1946 году его корпус разобрали в Хариме.

Состояние линейного корабля «Харуна» в период с 19 марта по 28 июля 1945 г.

Вследствие крупных разрушений, причиненных многочисленными прямыми попаданиями и близко упавшими бомбами, корабль принял много воды и сел на грунт.

Размеры спасательных работ.

Все вооружение и оборудование, к которому было легко добраться, снято с корабля, и корабль покинут.

Подробности налетов,

а) Налет 19 марта.

15 авианосных самолетов произвели налет на линейный корабль «Харуна». Корабль получил одно попадание в кормовую часть правого крыла мостика, которое причинило только легкое повреждение.

б) Налет 22 июня.

8 бомбардировщиков типа «Б-24» произвели налет на линейный корабль. Он получил одно прямое попадание в кормовую часть левого борта, причинившее незначительное повреждение.

в) Налет 24 июля.

Более 10 авианосных самолетов («Грумман») произвели налет, в результате которого имелось одно попадание бомбы в кормовую часть левого борта, причинившее незначительное повреждение.

г) Налет 28 июля.

Линкор «Харуна». Осень 1945 г. (Схема попаданий авиабомб)

Авианосные самолеты («Грумман») с 08 ч 00 мин до 17 ч 00 мин непрерывно производили налеты на линейный корабль. В 13 ч 00 мин самолеты «Б-24» также произвели налет, но не добились попадания. Линейный корабль получил много прямых попаданий, большое количество бомб упало вблизи корабля, и сразу же после налета личный состав покинул корабль.

5. Общие замечания.

Атаки 28 июля были сосредоточены против линейного корабля «Харуна». Корабль получил много прямых попаданий, и большое количество бомб упало вблизи корабля. Все это привело к уничтожению запаса плавучести в небронированных частях. С увеличением количества воды, принятой кораблем (вода начала поступать также через бомбовые пробоины на верхней палубе), «Харуна» быстро погрузился.

Командир корабля капитан 1 ранга Йосимура.

Киришима» перед спуском на воду. 1913 г.

Линейный крейсер «Киришима» в 1930-е гг.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Японский линкор «Мусаси» найден на дне моря Сибуян

Линкор «Мусаси». Рис.: Tamiya

Американский миллиардер Пол Аллен недавно сообщил об обнаружении останков «Мусаси» — крупнейшего линкора Второй мировой войны, погибшего 24 октября 1944 года. Находка сделана на глубине около 1,5 км в море Сибуян вблизи Филиппин. Поиски велись с помощью глубоководных аппаратов, доставленных на место на личной яхте Аллена «Октопус».

Якорь линкора «Мусаси», 2015 г.

Линкор «Мусаси» был флагманом Японского Императорского флота в годы Второй мировой войны. Он был заложен 29 марта 1938 года, спущен на воду 1 ноября 1940-го и вступил в строй в августе 1942-го. «Мусаси» и однотипный «Ямато» — самые большие и самые мощные корабли эпохи артиллерии и брони. Их полное водоизмещение — 72 810 т, мощность механизмов – 150 тыс. л.с., длина – 263 м, ширина 36,9 м, осадка – более 10 м. Толщина бортовой брони достигала 410 мм. Девять 460-мм орудий главного калибра стреляли 1330-кг снарядами на дальность 42 км.

Башни главного калибра линкора «Мусаси», 1942 г.

До конца 1942 года линкор проходил испытания и обеспечивал боевую подготовку экипажа. 22 января 1943 года он прибыл на атолл Трук и стал новым флагманом Объединенного флота. В марте 1943 года «Мусаси» был торпедирован американской подводной лодкой «Танни» («Tunny») и ушел на ремонт в Куре. В июне он вместе с «Ямато» принимал участие в бою в Филиппинском море, но без каких-либо результатов.

На палубе «Мусаси» во время императорского смотра, 24 июня 1943 г. В переднем ряду в центре — император Хирохито

Первое серьезное сражение, в котором довелось участвовать «Мусаси», стало для него последним. В октябре 1944 года американцы начали десантную операцию на Филиппинах, что грозило окончательно отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Для противодействия десантным силам японцы бросили весь свой флот. Причем авианосцев и палубной авиации у Императорского флота уже не хватало, и главная роль в предстоящей операции отводилась крупным артиллерийским кораблям.

«Мусаси» за 2 дня до гибели. Бруней, 22 октября 1944 г.

«Мусаси» и «Ямато» входили в состав «1-го диверсионного соединения» вице-адмирала Куриты, которому надлежало нанести основной удар по десантным судам противника в заливе Лейте. Но утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, его атаковали несколько волн американской палубной авиации. По случайному стечению обстоятельств главной целью массированных атак оказался «Мусаси»; однотипный «Ямато» пострадал незначительно.

«Мусаси» под бомбами американской авиации, 24 октября 1944 г. Справа на заднем плане виден также атакованный американцами японский эсминец

В ходе шести авианалетов, продолжавшихся более 9 часов, в «Мусаси» попало в общей сложности от 10 до 17 тяжелых бомб и от 11 до 20 авиационных торпед, не считая многочисленных близких разрывов. Хотя после 16:00 атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из-под контроля. Попытка выброситься на берег не удалась — в 19:36 «Мусаси» перевернулся и затонул. Из 2399 человек, находившихся на его борту, погибло 1023. Всего в атаках на «Мусаси» участвовало около 260 самолетов.

Последний снимок «Мусаси», сделанный за считанные минуты до его гибели с одного из японских кораблей эскорта. На увеличенном фрагменте этой фотографии хорошо видно, что линкор имеет огромный дифферент на нос, но все еще сохраняет ход

Пол Гарднер Аллен, которому сейчас 62 года, — соучредитель корпорации Microsoft, которую он основал в 1975 году вместе со своим школьным приятелем Биллом Гейтсом. Согласно журналу Forbes, он занимает 51-е место в списке богатейших людей мира. Сам миллиардер называет себя филантропом, инвестором, предпринимателем, писателем и космическим первопроходцем. В частности, Аллен финансировал работы по созданию суборбитального ракетоплана SpaceShipOne, который совершил свой первый полет в 2004 году.

Пол Гарднер Аллен

Останки линкора «Мусаси» на дне, 2015 г.

Пол Аллен начал поиски линкора «Мусаси» восемь лет назад, поскольку с детства интересовался историей Второй мировой войны. Работы велись его частной экспедиционной группой на личной яхте миллиардера «Октопус» («Octopus»). Между прочим, эта мегаяхта длиной 126 м, построенная в Германии в 2003 году, в свое время произвела огромный эффект. Она оснащена восемью дизелями Mercedes общей мощностью 19 200 л.с., развивает максимальную скорость 20 узлов, может принять одновременно два вертолета, 19-метровый тендер и две сверхмалые субмарины (одна из них, с дистанционным управлением, специально предназначена для изучения дна океана). И в настоящее время «Октопус» является 15-й по величине суперъяхтой мира и остается самым большим частным экспедиционным судном.

Экспедиционная яхта «Октопус»