Японский космодром

Космодромы мира. Часть 3-я


Индия
Другим азиатским гигантов активно развивающим свои ракетные технологии является Индия. В первую очередь это связано с совершенствованием ракетно-ядерного потенциала в противостоянии с Китаем и Пакистаном. При этом попутно реализуются национальные космические программы.

Индийские ракеты-носители
На юге штата Андхра-Прадеш, на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе построен индийский «Космический центр имени Сатиша Дхавана».

Он назван в честь бывшего главы космического центра, после его смерти. Космодром принадлежит Индийской организации космических исследований. Близость к экватору является одним из несомненных преимуществ космодрома. Первый запуск с космодрома состоялся 18 июля 1980 года.

Старт индийской лёгкой ракеты-носителя ASLV
На космодроме имеется две стартовые площадки и ведётся строительство третьей.Кроме стартовых комплексов для ракет различного назначения на космодроме есть станция слежения, два монтажно-испытательных комплекса, специальные стенды для испытаний ракетных двигателей. На территории космодрома построен завод по производству ракетного топлива.

Спутниковый снимок Google Earth: пусковая установка на космодроме Шрихарикота
С космодрома осуществляются запуски РН: легкого типа ASLV, стартовая масса 41000 кг и тяжелого типа GSLV, стартовая масса до 644 750 кг.
Индия — одна из очень немногих космических держав, которая самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту (первый GSAT-2 — 2003 год), возвращаемых космических аппаратов (SRE — 2007 год) и автоматических межпланетных станций к Луне (Чандраян-1 — 2008 год) и оказывает международные пусковые услуги.

ракета-носитель GSLV транспортируется на стартовую позицию
Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и ожидается, что с 2016 года она начнёт пилотируемые космические полёты собственными силами и станет четвёртой космической сверхдержавой. Большую помощь в этом оказывает Россия.
Япония
Крупнейшим японским космодромом является «Космический центр Танэгасима».

Космодром расположен на юго-восточном побережье острова Танэгасима, на юге префектуры Кагосима, в 115 км южнее острова Кюсю. Он был основан в 1969 году, и управляется Японским агентством аэрокосмических исследований.

Спутниковый снимок Google Earth: космодром Танэгасима»
Здесь собирают, испытывают, запускают и следят за спутниками, а также испытывают ракетные двигатели. С космодрома запускаются тяжелые японские тяжелые ракеты-носители H-IIA и H-IIB, стартовая масса до 531 000 кг.

Старт ракеты-носителя H-IIB
Это основные ракеты-носители, запускаемые с космодрома, кроме них отсюда также запускают лёгкие геофизические ракеты, предназначенные для суборбитальных научных исследований.
Стартовая площадка для ракет H-IIA и H-IIB— включает в себя две пусковые площадки с башнями обслуживания. РН H-IIA — транспортируются и устанавливаются на площадки в полностью собранном виде.
Вторым космодромом Японии является «Космический центр Утиноура». Он расположен на побережье Тихого океана вблизи японского города Кимоцуки (бывший Утиноура), в префектуре Кагосима. Строительство Космического центра предназначенного для экспериментальных запусков крупных ракет было начато в 1961 году, и завершено в феврале 1962 года. До момента образования Японского агентства аэрокосмических исследований в 2003 году, он обозначался как Космический центр Кагосима и работал под эгидой Института Космонавтики и Аэронавтики.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Утиноура»
На космодроме имеется четыре пусковых установки. С космодрома «Утиноура» стартуют твердотопливные ракеты-носители легкого класса «Мю», стартовая масса до 139000 кг.
Они применялись для всех запусков японских космических аппаратов научного назначения, а также геофизические и метеорологические ракеты.
запуск ракеты-носителя Мю-5
На смену Mю-5 должна прийти ракета Epsilon, которая хоть и может вывести на низкую околоземную орбиту несколько меньшую полезную нагрузку, чем Mю-5, но должна стать намного дешевле.
Япония помимо запуска коммерческих и научных спутников учувствует в ряде международных программ. РН Мю-5 запущены спутники для исследования Марса «Нодзоми» и КА «Хаябуса», исследовавший астероид «Итокава». Последний пуск, во время которого на орбиту были выведены спутники Solar-B и HIT-SAT, а также солнечный парус SSSAT, с помощью РН H-IIB доставляются грузы на МКС.
Бразилия
Ещё одним после французского «Куру» южно-американским космодромом стал бразильский «Центр запусков Алкантара», на севере атлантического побережья страны. Он расположен ещё ближе к экватору, чем французский «Куру».
Попытки Бразилии развивать собственные космические программы, из-за недостатка опыта, невысокой научной и технологической базы не привели к желаемому результату.
бразильская ракета-носитель VLS-1
Очередные испытания 22 августа 2003 года бразильской ракеты-носителя VLS-1 лёгкого класса закончились трагедией. Ракета взорвалась на пусковом столе за два дня до запуска.
От взрыва погиб 21 человек. Этот инцидент крайне негативно сказался на всей бразильской космической программе.
Спутниковый снимок стартовая позиция космодрома «Алкантара» после взрыва
Не имея возможности строить собственные эффективные ракеты-носители, Бразилия пытается развивать космодром в рамках международного сотрудничества. В 2003 году были подписаны контракты о запуске украинских ракет-носителей «Циклон-4» и израильских «Шавит». Есть планы по заключению аналогичных контрактов в отношении российских «Протонов» и китайских «Великий Поход – 4».
Израиль
На авиабазе «Пальмахим» расположенной рядом с кибуцем Пальмахим, неподалёку от городов Ришон-ле-Цион и Явне, построен пусковой центр для запуска ракет «Шавит» и других ракет. Первый запуск состоялся 19 сентября 1988 года. Запуски ракет осуществляются не в восточном, как у абсолютного большинства космодромов, а в западном направлении, то есть против вращения Земли. Это, безусловно, снижает забрасываемый на орбиту вес. Причина этого в том, что трассу запуска можно проложить только над Средиземным морем: земли к востоку от базы густо заселены, и при этом сопредельные страны расположены довольно близко.
Израиль начал космическую программу в связи с оборонной необходимостью: как для получения разведданных (слежения за вероятным противником с помощью спутников), так и по программам создания ракет, способных доставить ядерные заряды.
ночной запуск ракеты-носителя «Шафит»
Израильская РН «Шавит» представляет собой трёхступенчатую твердотопливную ракету. Первые две ступени идентичны, имеют вес по 13 т каждая, серийно производятся в Израиле концерном «IAI». Третья ступень построена компанией «Rafael» и весит 2,6 т. Ракета-носитель «Шавит» была запущена с 1988 по 2010 год восемь раз. Эта ракета может быть использована как носитель ядерной боеголовки. С помощью ракеты Шавит осуществляется запуск израильских разведывательных спутников «Офек». Спутники «Офек» («горизонт») разработаны в Израиле концерном «IAI». Всего к 2010 году создано девять спутников «Офек».
Государство Израиль обладает развитой радио-электронной промышленностью, которая позволяет создавать достаточно совершенные спутники любого назначения. Но в силу небольшой территории и географических обстоятельств, в этой стране отсутствует возможность строительства космодрома, с которого можно было бы осуществлять безопасные пуски ракет-носителей по эффективным траекториям. Вывод на орбиту телекоммуникационных и научных израильских спутников осуществляется в ходе коммерческих запусков иностранных ракет-носителей с космодромов за рубежом. В то же время, Израиль демонстрирует желание развивать собственные космические программы и осуществлять вывод на орбиту спутников военного назначения с помощью собственных ракет-носителей. В связи с этим ведутся переговоры с рядом государств, в первую очередь с США и Бразилией, о возможности запуска израильских ракет с космодромов расположенных на их территории.
Иран
Иранский космодром «Семнан» функционирует с 2 февраля 2009 года, когда на орбиту с помощью ракеты-носителя «Сафир» («Посланник») выведен иранский спутник «Омид».
Космодром расположен в пустыне Деште-Кевир (север Ирана), близ его административного центра — города Семнан.

Иранская ракета-носитель «Сафир»
Ракета-носитель лёгкого класса «Сафир» — создана на базе боевой баллистической ракеты средней дальности «Шахаб-3/4».

Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка космодрома «Семнан»
Космодром «Семнан» имеет недостатки и ограничения в силу своего расположения, вследствие чего Иранское космическое агентство намеревается начать строительство второго космодрома для запуска космических аппаратов, который будет находиться на юге страны.
КНДР
В начале 80-х в Северной Корее на восточном побережье, в уезде Хвадэ-гун провинции Хамгён-Пукто началось строительство ракетного полигона, который позже стал известен как космодром «Тонхэ».
Северокорейские балистические ракеты
На выбор местоположения полигона повлияли такие факторы, как достаточная удалённость от демилитаризованной зоны, минимизация опасности пролета ракет над территорией сопредельных стран, общая удалённость от крупных населённых пунктов, относительно благоприятные метеорологические факторы.
В период с середины 80-х годов до начала 90-х годов были построены командный пункт, ЦУП, топливохранилище, склады, испытательный стенд, модернизированы коммуникации.

Вначале 90-х здесь начали проводиться испытательные пуски северокорейских баллистических ракет.
Спутниковый снимок: космодром «Тонхэ»
Американские и японские средства ПВО и контроля за космическим пространством неоднократно фиксировали пуски ракет средней и большой дальности с космодрома «Тонхэ».
Испытательный запуск ракеты-носителя «Ынха-2»
Часть из них расценивались как попытки вывода на космическую орбиту искусственных спутников. По заявлению информационного агентства КНДР 5 апреля 2009 года с космодрома был произведён запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванмёнсон-2» с помощью ракеты-носителя «Ынха-2». Несмотря на противоречивые сообщения источников разных стран, вероятнее всего, вывод спутника на орбиту окончился неудачей.
Республика Корея
Строительство Южнокорейского космодрома «Наро», расположенного вблизи самой южной оконечности Корейского полуострова, на острове Венародо, началось в августе 2003 года.
25 августа 2009 года с космодрома был произведён запуск первой корейской ракеты-носителя, получившей название «Наро-1». Пуск окончился неудачей — из-за сбоя при отделении обтекателя спутник на расчетную орбиту не вышел. 10 июня 2010 года также неудачей окончился второй запуск ракеты-носителя.
Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Наро»
Третий успешный запуск ракеты-носителя «Наро-1″(KSLV-1) состоялся 30 января 2013 года, что сделало Южную Корею 11-ой космической державой.
Загрузка на стартовый стол ракеты-носителя «Наро-1»
Запуск транслировался в прямом эфире местными телеканалами, ракета вышла на заданную высоту и вывела на орбиту исследовательский спутник STSAT-2C.
Запуск «Наро-1»
Ракета лёгкого класса «Наро-1», со стартовой массой до 140 600 кг, произведена Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI) совместно с авиакомпанией Korean Air и российским космическим Центром имени Хруничева. По сообщениям южнокорейских СМИ, KSLV-1 на 80 % повторяет ракету-носитель «Ангара», создаваемую в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.
Плавучий космодром «Морской старт» («Одиссей»)
В 1995 году в рамках международного космического сотрудничества был создан консорциум Sea Launch Company (SLC). В него входили: американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %). Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин».
Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). Данный способ был использован в 1964—1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякорённую платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах.
Морской сегмент комплекса «Морской старт» состоит из двух морских судов: стартовой платформы (СП) «Odyssey» и сборочно-командного судна (СКС) «Sea Launch Commander».
Комплекс «Морской старт»
В качестве стартовой платформы использована бывшая самоходная нефтедобывающая платформа «OCEAN ODYSSEY», построенная в Йокосуке, Япония в 1982—1984 годах. Платформа соответствовала классу для неограниченного района мореплавания. Платформа сильно пострадала во время пожара 22 сентября 1988 года. После пожара платформу частично демонтировали, и по прямому назначению она больше не использовалась. В 1992 платформа прошла ремонт и переоборудование на Выборгском судостроительном заводе. Было принято решение использовать её в проекте «Морской старт». «Одиссей» имеет весьма внушительные размеры: длина 133 м, ширина 67 м, высота 60 м, водоизмещение 46 тыс.тонн.

Стартовая платформа «Одиссей»
В 1996—1997 на норвежской верфи «Rosenberg» в Ставангере, на платформу смонтировали специальное оборудование для запусков, и она стала называться «Odyssey». Второй этап переоборудования СП проходил на Выборгском судостроительном заводе.
Сборочно-командное судно(СКС) «Sea Launch Commander» было построено специально для проекта «Морской старт» компанией «Kvaerner Govan Ltd.», Глазго, Шотландия в 1997 году. В 1998 СКС было дооборудовано на Канонерском судоремонтном заводе, Санкт-Петербург. СКС оснащено системами и оборудованием, позволяющими проведение на его борту комплексных испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, заправку разгонного блока компонентами топлива и окислителя, сборку ракеты-носителя.
Сборочно-командное судно «Sea Launch Commander»
СКС выполняет также функции ЦУПа при подготовке и пуске ракеты-носителя. На СКС располагаются командный пункт управления полетом разгонного блока и средства приема и обработки телеизмерений. Характеристики СКС: длина 203 м, ширина 32 м, высота 50 м, водоизмещение 27 тыс.тонн, максимальная скорость 21 узел.
Спутниковый снимок Google Earth: комплекс «Морской старт» на стоянке Лонг-Бич
На плавучем космодроме «Морской старт» используется ракеты-носители: «Зенит-2S» и «Зенит-3SL» среднего класса, со стартовой массой до 470,800 кг.
В «Зените» в отличие от многих отечественных РН не применяется токсичный гидрозин и агрессивный окислитель. В качестве топлива используется керосин, а окислителем служит кислород, что делает ракету экологически безопасной. Всего с 27 марта 1999 года, по 1 февраля 2013 года с плавучей платформы было осуществлено 35 запусков.
Точка старта — акватория Тихого океана с координатами 0°00′ с.ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным и удаленным от морских путей. Однако, уже пару раз непростые погодные условия заставляли переносить время запуска на несколько дней.
К сожалению, программа «Морской старт» в настоящее время испытывает серьёзные финансовые трудности, объявлено о её банкротстве и будущее не определено. По данным издания «Коммерсант» к убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию. Так же негативную роль сыграла не высокая надёжность РН «Зенит», из 80 пусков ракет-носителей «Зенит»- 12 завершились аварией.
Глава ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Виталий Лопота предложил передать государству контроль над проектом «Морской старт». И осуществлять с неё пуски в рамках Федеральной космической программы. Однако правительство Российской Федерации необходимости в этом не видит.
К «Морскому старту» проявляют интерес представители бизнеса из целого ряда стран — Китая, Австралии, США. Есть заинтересованность со стороны крупных компаний, таких как Loсkheed Martin. При желании Россия могла бы стать обладателем этого уникального комплекса, сделав местом его базирования, порты Советская гавань, Находка или Владивосток.
По материалам:

sa_rus

фото — uni
Где находится ?
Космический центр Танэгасима, как видно по карте, находится на одноименном острове.
Это один из двух японских космодромов. Второй — космический центр Утиноура.
Когда я впервые увидел фотографии Танэгасимы, первое что подумалось — какой космодром, здесь должен быть курорт )
Белоснежные песчаные пляжи, густые заросли тропической растительности, ласковое море, голубое небо.
Яркие краски (ну исключая дни с плохой погодой, естественно).
Малое количество людей. Парадиз, одним словом.
И вдруг, среди этой идиллии вы видите впечатляющие сооружения космодрома.
На сайте японского космического ведомства JAXA справедливо, думаю, говорится, что Танэгасима — самый прекрасный комплекс ракетных стартов в мире.
JAXA, кстати — объединенная структура, созданная в 2003 году путем слияния трех организаций:
японского Института космонавтики и аэронавтики (Institute of Space and Aeronautical Science, ISAS), Национальной аэрокосмической лаборатории Японии (National Aerospace Laboratory of Japan, NAL), и японского Национальное агентство по исследованию космоса (National Space Development Agency, NASDA).
Изначально, именно последняя занималась созданием и эксплуатацией космодрома Танэгасима.
Ее штаб-квартира находилась непосредственно на космодроме.
Вообще, можно только позавидовать работникам космического центра.
Заниматься столь интересным делом, да еще и в такой красоте — это здорово.
Особенно, если вспомнить «наш» Байконур» или Плесецк (около Архангельска) и прочие «старты».
Японцам повезло.
Ну да ладно. Теперь буквально пару слов про сам космодром-космический центр.
Слов мало, так как информации опубликовано немного.
Основан он в 1969 году.
Считается, что первый успешный запуск в Японии состоялся в 1970 году.
С космодрома Танэгасима осуществляются пуски самых тяжелых японских ракет.
Помимо собственно стартового комплекса, на острове Танэгасима расположены центр слежения, радарные центры и оптическая обсерватория, а также стенды испытаний жидких и твердотопливных двигателей.
Центр осуществляет управление полетами на всех этапах.
Из последних, находящихся «на слуху» запусков с космодрома — майский старт тяжелой ракеты H-IIA, которая вывела в космос венерианский зонд «Акацуки» («Рассвет») и межпланетный аппарат с солнечным парусом IKAROS (Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation Of the Sun).
Этот запуск имеет еще одну особенность — он выполнен не вполне стандартно.
Вместо обычного первоочередного отделения самого тяжелого груза, в этот раз первыми «отошли» три небольших спутника.
В настоящее время в Японии обсуждается вопрос создания нового космодрома. Такая необходимость вызывается, в частности, ограничениями на использование Центра Танэгасима.
Ракеты с этого космодрома можно запускать только летом и зимой. Всего для запусков доступно около 190 дней в году.
Ограничения связаны с интересами рыболовной индустрии.
Ну а теперь фотографии.
Richard Ishida
Y.Ishii
hca00331
Mike
Y.Ishii
Здесь расположен музей.
Kagoshima Prefectural Tourist Federation
Kagoshima Prefectural Tourist Federation
fototerra.ru
Смотровая площадка.
pany777
jaxa
* * *
iwaseta
bryan.wxup
h-2b_r10
Naritama
jaxa
STR/AFP/Getty Images
20nana75
jaxa
* * *
Katsumi Kasahara / AP
Roger Ressmeyer / CORBIS
* * *
kakitch
Mike
На острове прекрасные пляжи.
geo2000
Kagoshima Prefectural Tourist Federation
* * *
И немного видео по теме :
Ночной старт :
Ролик JAXA :
Пляж :
Ролик планеристов с полетами над островом. В том числе есть немного космодрома (начиная с 7:40). Ну и вообще — красиво:
* * *

Российский плавучий космодром «Морской старт» (Sea Launch), перебазированный из США в Россию, скорей всего, будет отправлен на металлолом. Такой печальный финал этому когда-то революционному космическому проекту предрек руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

По его мнению, время «Морского старта» прошло, и сегодня он не интересен ни космическому рынку, ни Роскосмосу. К тому же, у плавучего комплекса нет ракеты, и «никто не планирует эту ракету делать».

«Сейчас нет потребителей. Единственный вариант — отправить ее (пусковую платформу — ред.) в металлолом. Ракеты нет, заказов нет. Чего ждать?», — задается вопросом эксперт.

Идею Роскосмоса использовать морскую платформу для испытаний новейшей российской ракеты среднего класса «Союз-5» Моисеев тоже считает бесперспективной.

Картина в итоге, которую он рисует, получается грустная: «Морской старт» будет стоять какое-то время на судоремонтном заводе в Славянке, а потом его «распилят на металлолом».

В этот понедельник, как сообщалось ранее, гонконгское транспортное судно Xin Guang Hua доставило из Калифорнии в приморский порт Славянка стартовую платформу Odyssey проекта космодрома «Морской старт». А в середине марта туда же прибыло сборочно-командное судно, с которого осуществляется управление и подготовка к пуску.

Местом временного базирования всего ракетно-космического комплекса как минимум на год станет Славянский судоремонтный завод. Там же на космодроме будут произведены ремонтные работы, о характере которых не сообщается.

Напомним, владельцем космодрома сегодня является частная российская компания S7 Group. Чтобы стать его законным правообладателей она заплатила далеко не «бросовую» цену — почти 150 млн. долларов. И теперь у нее в собственности корабль управления Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (Калифорния) и интеллектуальные права, принадлежащие компании Sea Launch, включая товарный знак.

Сложно себе представить, что отправив все это на металлолом, можно покрыть расходы по сделке, транспортировке, стоянке, содержанию и ремонту «Морского старта»… А значит, были на него определенные планы.

Можно, в частности, вспомнить предложение главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина адаптировать плавучую платформу под ракеты «Союз-5» так, чтобы выходить в экваториальные широты (зона самых благоприятных условий для вывода на орбиту) и оттуда производить запуски.

— К сожалению, у проекта на данный момент большие проблемы, — комментирует ситуацию генеральный директор ООО «КосмоКурс» Павел Пушкин. — Хотя если вспомнить его историю, то проект, в принципе, вряд ли можно назвать успешным. То есть, когда там, вроде как, все было хорошо, то максимум четыре ракеты «Зенит» с «Морского старта» в год запускали.

И это на тот момент, когда у американцев не было своих ракет нормальных, и когда рынок еще к нам лицом был повернут. Особой загрузки и тогда у этого проекта не было.

Вторая проблема, связанная, с этим проектом, его стоимость. Поэтому даже когда была загрузка — те самые четыре пуска в год (а больше он потянуть не мог), этот проект все равно шел резко вниз. В итоге — банкротство. Причем, насколько я помню, не раз.

История с выкупом проекта компанией S7 Group с точки зрения государства тоже была не столько выгодной, сколько полезной.

То есть S7, вроде как, деньги — 150 млн. долларов — заплатила. Но все забывают, какие долги проекта висели на РКК «Энергия». По правде говоря, там государственное предприятие спасли за счет выкупа «Морского старта». И еще частично мы расплатились доставкой нашими «Союзами» американских астронавтов на МКС.

Мне сложно предположить, о чем думал Филев (Владислав Филев, председатель совета директоров S7 Group — ред.), когда купил права на этот проект. Это у него самого надо спрашивать, какие были задачи и интересы…

Я присутствовал на конференции, когда он обсуждал этот вопрос с Игорем Комаровым, который на тот момент еще возглавлял Роскосмос. И разговор шел на повышенных тонах.

Филев сказал: «Знаете, товарищи, вы мне обещали. Я в это дело влез. А теперь, как я понимаю, что нам не по пути…». Это было еще пару лет назад.

«СП»: — И как следует это понимать?

— Какие-то фантазии, наверное, были. Представители Роскосмоса и правительства, видимо, надеялись, что раз бизнес в это влез, значит, он там сам что-то разрулит. А бизнес рассчитывал — раз государство дало какие-то свои гарантии и поручительство под этот проект, то оно что-то предоставит.

А мы видим, что, опять же, ракеты нет. И непонятно, когда будет.

Ракета «Союз-5», которая делается под космодром «Восточный», это не та ракета, которая полетит с «Морского старта». Та, которая полетит, она, насколько мне известно, еще в стадии обсуждения.

S7 обсуждает активно этот вопрос с Роскосмосом. Но ни о чем пока не договорились. И, по моим оценкам, лет десять уйдет на то, чтобы эта ракета появилась.

Может быть, этого не надо делать.

«СП»: — Почему?

— То, что нам досталось от «Морского старта», оно несколько странно выглядит.

Изначально, напомню, это была буровая платформа, которую наши предприятия дорабатывали, потом дооснащали оборудованием, в том числе американским — мы совместно это делали. И запускали ракеты.

На данный момент все оборудование серьезное с платформы снято.

Как только мы вышли из совместного проекта, американцы все это поснимали и оставили у себя. Причем сняли, насколько я знаю, очень много оборудования, которое, в том числе, российскими компаниями разрабатывалось, изготовлялось и устанавливалось.

Они этот комплекс обобрали хорошенечко.

«СП»: — Но был же проект Рогозина с адаптацией плавучего космодрома под «Союз-5»?

— Да, я слышал, что, может быть, будет разработана некая ракета, которая нам позволит осуществлять пуски с экватора. Но, опять же, что это за ракета?

Напомню, что у Российской Федерации на данный момент есть ракетоноситель «Протон», который с Байконура стартует. И посмотрите, какая у него загрузка коммерческая… Её практически нет.

Еще есть ракета, которая уже, по сути, введена в строй — это тяжелая ракета «Ангара, которая должна выводить спутники на геостационарную орбиту. Она стартует с космодромов «Плесецк» и «Восточный».

Ладно, «Протон» закрываем, вводим «Ангару», которая будет с «Восточного» запускаться. А это новый стартовый стол… Сколько усилий будет затрачено…

И еще, получается, будет сделана некая ракета («Союз-6», «Союз-7» — ее по-разному называют) для «Морского старта».

Они, во-первых, друг другу будет конкуренты. И потом, затраты на наземную инфраструктуру, на содержание, проектные испытания будут такими, что как бы это в минус не потянуло.

К тому же, на днях появилась информация, что у ракеты «Союз-5», на базе которой все это будет делаться, вообще загрузка — не более одного пуска в год. Это, ни в какие ворота, не лезет, честно говоря. То есть, если, действительно, такая загрузка и других планов нет, то проще эту ракету не производить.

Тем более что у нас на базе «Ангары-5» легко делается ракета «Ангара-3», которая обладает такой же грузоподъемностью, как «Союз-5». На базе носителей «Ангара» делаются такие интересные модификации как «5.2» и «3.2» — это третья «Ангара» без верхней ступени и пятая «Ангара» без верхней ступени, которые чуть пониженной грузоподъёмностью обладают, но при этом и приниженной стоимостью.

Все это позволяет нам на базе одного задела достаточно хорошо присутствовать на рынке. И я бы сейчас развивал именно это направление, а не реанимировал «Морской космодром».

Да, идея была интересная. Но оказалась экономически невыгодной из-за того, что не смогли выдержать программу пусков, которая в бизнес-план изначально закладывалась.

Семнан, Иранский космодром (иранский ракетный полигон).

Семнан — (иранский ракетный полигон).

Иранский космодром – начали строительство в 2000 году в пустыне Деште-Кевир, неподалеку от останы Семнан, северная часть Ирана. Ракетный полигон имеет в эксплуатации одну установку для запуска на низкую орбиту ракет легкого класса.

17 августа 2008 года уже был совершен первый орбитальный запуск ракеты «Сафир» (Создана на базе ракеты средней дальности Шаха б-3/4) с тестовым грузом на борту. В итоге Иранские власти сообщили, что макет искусственного спутника выведен на околоземную орбиту, однако космические системы слежения в США сообщили, что вторая ступень ракеты развалилась на высоте 152 км.

Ракеты применяемые на космодроме Семнан:

Сафир

Сафир — ракета-носитель состоит из трёх ступеней. Две первые ступени от боевой ракеты Шахаб-3, но из-за недостаточной мощности установлена третья ступень на твердом топливе.

  • Сафир-2

    Сафир-2 — вес 26 тонн, длина 22 метра, а в диаметре — 1,25 метра. Состоит из 2 ступеней. Полезная нагрузка до 50 кг.

Хронология запусков:

Фото взяты с сайта ru.wikipedia.org

Проект «Морской старт». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 марта 2018 года акционеры Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С. П. Королева одобрили сделку по продаже активов проекта «Морской старт» (плавучий космодром) группе компаний S7. Покупная цена активов комплекса «Морской старт» составляет 6,28 млрд руб. РКК «Энергия» до сих пор принадлежали 95% акций проекта. S7 выделит средства для предотвращения банкротства управляющего консорциума «Морского старта».

«Морской старт» (Sea Launch) — ракетно-космический комплекс морского базирования.

История проекта

В 1991-1992 годах НПО «Энергия» им. С. П. Королева (с 1994 года — РКК «Энергия» им. С. П. Королева) провело предварительные поисковые исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования.

В марте 1993 года российское предприятие предложило американской аэрокосмической компании Boeing принять участие в проекте. В ноябре того же года в городе Турку (Финляндия) на встрече представителей НПО «Энергия», Boeing, а также норвежского судостроительного предприятия Кvaerner (ныне — Aker Solutions) было подписано рамочное соглашение о создании морского космодрома и необходимости учреждения международной компании. В марте 1994 года к работам по проекту были привлечены украинские ПО «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» (Южмаш) и конструкторское бюро «Южное».

Консорциум Sea Launch

В мае 1995 года руководители РКК «Энергия», Boeing, Кvaerner и Южмаш Юрий Семенов, Джеймс Ноблитт, Дитрих Шнитлер и Юрий Алексеев соответственно подписали соглашение об образовании совместного предприятия для реализации проекта — консорциума Sea Launch. Акции учрежденного консорциума были распределены следующим образом: Boeing — 40%, РКК «Энергия» — 25%, Kvaerner — 20%, Южмаш и КБ «Южное» (разработчик ракет, изготавливаемых Южмаше) — 15%. На первом этапе в проект было вложено порядка $3,5 млрд. Консорциум Sea Launch разместился в Швейцарии — в Берне, впоследствии штаб-квартира была перенесена в Ньон.

Вклад участников проекта

В 1995-2009 годах роль головного интегратора проекта выполнял Boeing. Кроме того, американская компания создала головной блок ракеты-носителя, предназначенный для размещения полезного груза, и обеспечивала его системную интеграцию.

Южмаш изготавливал двухступенчатую ракету-носитель «Зенит-2S», которая служила основой (первыми двумя ступенями) для ракеты «Зенит-3SL», используемой для запусков.

РКК «Энергия» отвечала за ракетный сегмент: предоставляла разгонный блок ДМ-SL (третья ступень «Зенита-3SL»), координировала пусковые операции.

Aker Solutions подготовила морскую платформу и построила специальное судно для ее обслуживания. Монтаж ракетных систем и оборудования на сборочно-командном судне проводился на Канонерском судоремонтном заводе (Санкт-Петербург, Россия).

Пусковой комплекс «Морского старта»

Морской стартовый комплекс включает мобильную плавучую платформу Odyssey, с которой непосредственно производятся запуски, и сборно-командное судно с центром управления. Порт базирования судов — Лонг-Бич (штат Калифорния, США).

Для вывода спутников на околоземную орбиту использовалась российско-украинская ракета-носитель «Зенит-3SL».

Запуски проводились из экваториальной зоны Тихого океана, вблизи Острова Рождества. Такое расположение места старта значительно их удешевляло и позволяло выводить на околоземную орбиту тяжелые грузы — до 6 тонн.

Статистика запусков

Морской космодром начал эксплуатироваться в 1999 году: 28 марта состоялся первый демонстрационный пуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» с макетом космического аппарата, а 10 октября — первый коммерческий запуск с американским спутником связи DirecTV-1R.

В 2010 году запуски не проводились в связи с реорганизацией компании Sea Launch. Возобновились в сентябре 2011 года.

Всего в рамках проекта было осуществлено 36 запусков — 32 успешных, три аварийных и один частично успешный. Последний состоялся 27 мая 2014 года.: на орбиту был выведен европейский спутник связи Eutelsat 3В.

Проект «Наземный старт»

Помимо «Морского старта» консорциум Sea Launch реализовывал также другой проект — «Наземный старт». В нем принимали участие компании России, Украины и США. В рамках проекта со стартового комплекса на космодроме Байконур осуществлялись запуски российско-украинской ракеты-носителя «Зенит-3SLБ».

Первый запуск в рамках «Наземного старта» состоялся 28 апреля 2008 года: ракета вывела на орбиту израильский спутник связи Amos 3.

Всего было осуществлено шесть запусков — все успешные. Последний состоялся 1 сентября (по московскому времени) 2013 года, когда в космос был выведен израильский спутник связи Amos 4.

Реорганизация консорциума Sea Launch

В июне 2009 года консорциум Sea Launch объявил о своем банкротстве и реорганизации. К его убыточности привела низкая интенсивность запусков. В начале реализации проекта «Морской старт» ожидалось, что ежегодно будет проводиться не менее пяти запусков. Однако фактически за десять лет (1999-2009) их было осуществлено 30 — в среднем по три в год.

В ходе процедуры банкротства Boeing рассчитался с кредиторами за весь консорциум, выплатив им $448 млн. В том же году американская компания потребовала от партнеров возместить свои затраты. Норвежское предприятие выплатило свою часть долга в 2009-2010 годах.

После проведенной реорганизации ведущая роль в программе в 2010 году была передана РКК «Энергия», которая получила контроль (95% акций) над консорциумом Sea Launch через свою дочернюю структуру — Energia Overseas Limited. Остальные акции были распределены между Boeing (3%) и Aker Solutions (2%). В декабре 2014 года стоимость консорциума оценивалась в $2 млрд.

Приостановление пусковой деятельности, продажа проекта

22 августа 2014 года на сайте консорциума Sea Launch было опубликовано сообщение о приостановке пусковой деятельности в рамках программы «Морской старт». Из-за отсутствия заказов плавучая платформа и командное судно были законсервированы. Миссии по программе планировалось возобновить в период с середины 2015 года до середины 2016 года. Но этого не произошло.

В сентябре 2014 года в СМИ появилась первая информация о продаже проекта неназванному израильскому инвестору. Однако генеральный директор консорциума Sea Launch Сергей Гугкаев опроверг информацию о планах продажи.

30 марта 2016 года глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров сообщил, что проект «Морской старт» готовится к продаже и уже найден покупатель. Однако он не уточнил кто инвестор и объем сделки.

В ответ на заявление Игоря Комарова компания Boeing в апреле 2016 года подала в суд Центрального округа штата Калифорния прошение о наложении запрета на продажу плавучего космодрома и консорциума. Иск Boeing был удовлетворен спустя месяц. В мае калифорнийский суд обязал РКК «Энергия» выплатить Boeing компенсацию в размере $330 млн (около 20 млрд руб.). Компания через суд уже несколько лет пытается взыскать долг с партнеров по проекту — российского и украинских предприятий. В 2013 году Boeing подал в суд на РКК «Энергия» о взыскании $92 млн и $130 млн, а также процентов. Эта сумма образовалась после банкротства консорциума в 2009 году.

После достигнутого предварительного соглашения РКК «Энергия» с Boeing об урегулировании спора по проекту «Морской старт» 22 июля 2016 года суд Центрального округа Калифорнии приостановил все действия по взысканию задолженности с российского предприятия. А 16 марта 2017 года американский суд закрыл иск Boeing к РКК «Энергия»: стороны подписали мировое соглашение. После этого NASA заключило соглашение с Boeing о предоставлении мест американским астронавтам на российских пилотируемых кораблях «Союз» для полетов к МКС в 2017-2019 годах, места РКК «Энергия» будет предоставлять в рамках погашения задолженности перед Boeing.

Новый владелец

27 сентября 2016 года РКК «Энергия» объявила о продаже «Морского старта» российскому холдингу S7. Контракт, включающий покупку имущества (корабля и морской платформы с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, а также наземного оборудования в базовом порту Лонг-Бич) и товарного знака Sea Launch, был заключен в Гвадалахаре (Мексика) в рамках Международного астронавтического конгресса. Кроме того, в тот же день РКК «Энергия» и S7 подписали соглашение о сотрудничестве и совместной работе по возобновлению эксплуатации комплекса «Морской старт»: корпорация будет оказывать необходимую инженерную поддержку, содействие в организации пусков и в работах по системной интеграции.

Для управления проектом была создана в Москве дочерняя компания холдинга — S7 Space (полное название: ООО «S7 Космические транспортные системы», англ. S7 Spase transportation systems). В ее задачи входит предоставление космических услуг с использованием ракет-носителей типа «Зенит» в рамках проекта «Морской старт» («Зенит-3SL», а также проекта «Наземный старт» («Зенит-3SLБ») с космодрома Байконур. Кроме того, была образована компания S7 Sea Launch Limited, базирующаяся в США. Базовым портом будет Лонг-Бич.

Как сообщил 13 февраля 2018 года гендиректор компании S7 Space Сергей Сопов, общая сумма инвестиций в «Морской старт», включая вывод из консервации, составляет около $150 млн.

Перспектива проекта

28 апреля 2017 года, по данным Южмаша, между украинским предприятием и S7 Sea Launch Limited был заключен контракт на производство 12 ракет серии «Зенит» для использования в проектах «Морской старт» и «Наземный старт».

Первой осуществленной миссией S7 Space стал запуск в рамках «Наземного старта»: стартовавшая 26 декабря 2017 года с Байконура ракета «Зенит-3SLБФ» (оснащена разгонным блоком «Фрегат-СБ») вывела на орбиту ангольский телекоммуникационный спутник «Ангосат-1». Для запуска использовалась ракета, которая ранее предназначалась для вывода в космос российско-германской астрофизической обсерватории «Спектр-РГ» (будет запускаться «Протоном-М») и до настоящего времени хранилась на Байконуре.

Запуски по «Морскому старту» компания планирует возобновить в 2019 году. S7 Space рассчитывает эксплуатировать морской космодром в течение 15-20 лет (с проведением до 90 запусков), один запуск будет обходиться примерно $65-76 млн.