Японский боевой топор

Этой статье / разделу не хватает информации.

Вы можете помочь Divinity Wiki, дополнив статью информацией.

Бракк (англ. Braccus Rex) — персонаж в Divinity: Original Sin и Divinity: Original Sin 2. Могущественный колдун Истока, в прошлом человек, а ныне — воскрешенная нежить.

Является одним из боссов в первой игре и главным антагонистом во второй.

Биография Править

Последний Король Истока

Чтобы понять весь ужас, сотворенный им в Форте Радость, сперва нужно понять, кем собственно являлся Бракк. В прошлом Ривеллона, монархи, владеющие Истоком, творили добро на своих землях, и в первые дни, Бракк был одним из таких правителей. Но со временем, что справедливо ко многим вещам, он подвергался все большему влиянию Истока.

У него была сестра-близнец, Кассандра, с которой он создал «Связь душ»: могущественное заклинание, которое соединяло его душу с ее душой и ее душу с его собственной. Увы, но это было сделано в гораздо большей степени из-за жадности, нежели от любви. Как только ритуал был завершен, Бракк обратил ее в нежить, чтобы она, а значит и он сам, могли жить вечно.

Продолжая свое царствование, Бракк становился все более деспотичным и начал искать возможности укрепить свою силу. Он обнаружил и усовершенствовал древнюю магию и технологии, большая часть которых была забыта и малопонятна, и использовал их, чтобы держать свои владения в еще более крепкой железной хватке.

Но сопротивление против Бракка росло, ведомое недавно созданным Орденом Искателей Источника. Эти бравые солдаты имели только одну цель: свергнуть Короля Истока. Тогда они смогли бы позаботиться о том, чтобы бедствие Истока было искорененно из Ривеллона. И вот в один день, наконец, Искатели Источника пробились в Форт Радость и забрали Бракка обратно на материк для суда.

Он был признан виновным в преступлениях против человечности, повешен, а затем сброшен в колодец в портовом городе Сайсил. К несчастью для Ривеллона, его последователи нашли тело и провели должный ритуал захоронения в Церкви Семерых в окресностях Сайсила.

Гораздо позже объявилась группа, называющая себя Культом Непорочных, и ее лидер, по имени Леандра, повелела воскресить Бракка, чтобы выведать у него секреты «Связи душ». Бракк вернулся, но снова был уложен в могилу одинокой парочкой Искателей Источника.

Несмотря на то, что его правление давно в прошлом, наследие Бракка можно почувствовать повсюду в Ривеллоне — оставленные им монументы до сих пор усеивают ландшафт, но к счастью его скверные исследования ныне утеряны.

Original Sin Править

В этой игре Бракк является главной целью Леандры в Сайсиле. Его оживит Телирон, преследуя свои цели и следуя указаниям колдуньи. Воскресший Бракк не оправдает надежды этих двоих, зато вот-вот начнет воплощать в жизнь свои чудовищные планы.

Искатели Источника явятся как раз вовремя, чтобы не дать ему разгуляться по городу и окрестностям, дадут бой и одержат верх. Это самый опасный противник в Сайсиле.

Original Sin 2 Править

Является главным антагонистом игры.

Персонажи в Divinity: Original Sin

Сайсил

Город

Алистер • Анна • Арху • Аурей • Байрдоттир • Бертия • Билл и Бык • Виктория • Вольграфф • Галлахер • Герцог Ферольский • Гораций • Джаан • Джером • Ивад • Капитан Джек • Катарина Славная • Квартирмейстер • Кельвания • Конрад • Курций • Луи, Макс и Филипп • Мадора • Максин • Марв • Марий • Мендий • Мерфи • Мойра • Моррис • Немрис Мудрый • Непотопляемый Сэм • Нинний • Новак • Попрошайка • Реджинальд • Робертс • Роа • Робин • Седрик • Селения • Септим • Сесил • Сесилия • Сива • Силия Заклинательница • Стивен и Борис • Телирон • Торговец овощами • Торговец рыбой • Торговец стрелами • Торговец сыром • Флорий • Чосер • Шарлин • Шерет • Эвелин • Эгландер • Эсмеральда

Окрестности

Беллегар • Бибий и Джуний • Билли Гар • Блоссий и Ливия • Броггнар • Варго и Докси • Виктор • Виско • Вульфрам • Грулбарг Ужасный • Давно Мёртвый Тролль • Дездемона • Джейк • Дитмар • Идол Обожженных костей • Ишмаллюск • Искромастер-5000 • Карла • Кладбищенский безумец • Король Бракк • Костяной барон Мортерик • Кошмар Источника • Клешня • Леди Анна • Люсия и Маллий • Ник • Огненные Близнецы • Огненный странник • Отродье Источника • Понтий Пират • Раддагот • Рейджкин • Ричард • Самсон • Снорри • Таинственный пришелец • Телирон • Упырь с Маяка • Эвелин

Лес Лукуллы

Алфи • Альмина • Артерий • Араминтай • Бонни • Брэндон • Бьорн • Ваэланна • Вометия • Гракульда • Гриб Икари • Грумбл • Дрекс • Жалин • Каден • Кадрасказ • Леандра (Пифия) • Лоик • Лоренс • Марадино • Мара • Мариса • Микас • Миттикс • Михаил Соломатин • Надя • Пасечник • Паучья королева • Призрак овцы-оборотня • Рамон • Ральфи • Ризакс • Руби • Себи • Третон • Турингер • Уиндермер • Фредерик • Фумбл • Хассат • Элвин • Элизабет • Эллери

Хиберхайм

Аксикс • Анцигар • Аррока • Бет • Борей • Вожак белых волков • Попрыгун • Суа • Фабрицио • Хильда • Хранитель • Эйтам

Призрачный лес

Аттенбера • Балберит • Безрогий Гораг • Беллегар • Гаррик • Гершель • Глен • Грутильда • Гурал • Джинксика • Кансада • Корделия • Крысиный король • Крысолов • Лорр • Мангот • Миртос • Михаэлис • Мориэндор • Нолан • Нурт • Ольфриг • Раалзен Аксарот • Работорговец • Рамбл • Улор • Фредар • Хортун • Ярл

Конец времён (вкл. Первый сад)

Арху • Астарта • Брайан • Властитель подземелий • Даремос • Джон Понт • Дракон Пустоты • Зандалор • Зиксзакс • Икара (белая ведьма) • Искательница секретов • Молох • Нечистый • Стардет • Ткачиха времени • Торфяник • Эолеттет

Академия искателей Источника

Капитан Ватрус

См. также: Персонажи (DOS) • Оформление персонажей

Персонажи в Divinity: Original Sin 2

Компаньоны

Зверь • Ифан бен Мезд • Красный Принц • Лоусе • Себилла • Фейн

Свежий Бриз

Виктар • Гил • Джален • Игрит • Ищейка • Йона • Капитан Келвин • Кейдок • Марел • Мевин • Мертоф • Намия • Пауль • Пейди • Ренар • Рикс • Сери • Сивен • Сэнди • Уильямс • Уотерс • Финн • Хемвар

Форт Радость

Айвор Громадень • Амиро • Аргос • Арника • Атуза • Александар • Байр • Баладир • Бахара • Боррис • Бурро • Бруно • Вальц • Васина • Вердас • Виндего • Виссар • Гарет • Гвик • Гейст • Гоа • Гратиана • Грендал • Грифф • Гэвин • Даин • Дайва • Даллис Кувалда • Делорус • Джет • Джулс • Доминик • Дружок • Дугган • Жалохвост • Залескар • Зимний дракон Слейн • Игла • Иммит • Историк • Калиас • Кана • Карин • Карсон Тихо Хихикающий • Кербан • Клауд • Корал • Корк • Королевский огненный слизень • Краус • Крепыш • Ласлор • Лесте • Лея • Лист • Лок • Маджилла • Маол • Марго • Матис • Медвежонок • Миго • Мира • Мия Верная • Моди • Мона • Найлз Свежеватель • Нарин • Небора • Нузи • Ориванд • Пенка • Пинта • Радека • Ральво • Раск • Раттус Верус • Раттус Перфидус • Редзик • Рула • Саам • Самадель • Санг • Сахейла • Севек • Сепп Сияющий • Септа Непостижимая • Симона • Скапор • Слизняк • Тарлин • Тасмин • Тимери • Тола Шипастая • Трайс • Трейси • Трикстер • Триппель • Тулнир • Тэм • Уизермур • Уннис • Фарра • Федер • Фроли • Хан • Ханса • Хворь • Хильда • Холинд • Чёрный Кот • Циллик • Щепка • Эймс • Эмми • Экстер • Элоди

Госпожа Месть

Аурния • Вейрос • Зрилла • Мирелла • Моррген • Нестор • Равелла • Страффан • Тайлия • Трксил • Форрекс • Франческа • Чума • Шанова • Ястара

Побережье Жнеца

Ада Лейрд • Адвокат • Альва Винтер • Альмира • Арран Шумный • Баделор • Баргстан Барс • Барк • Баррин • Барстан Тангс • Бейстрис Милн • Бела • Бен Баттонс • Бенсон • Бетти • Блейтин • Большая Марж • Боран Левер • Брайтон Барк • Брайтон Барнс • Бракс • Бри • Бэллворт • Бэнт • Варленд • Верный Глаз • Винокур • Волшебный петух • Вышибатя • Ганга • Гарван • Гариетта • Глория • Гребб • Гриша философ • Грог • Дерн • Джаан • Джейра • Джейрат • Джинн • Джеральдина • Джилл Тандерс • Джо • Доминик Келлер • Доротея Роскошная • Дух старого мага • Дух Эди Энгрим • Кайла Макнайт • Каннокс • Капитан Эйблвезер • Карвер • Кейд • Керил • Клариса • Конвэлл хвастун • Конни Грегар • Корк • Криспин • Лаган • Ламбо • Лихая Джун • Ловрик • Лохар • Маллик • Марла • Мейстр Сива • Молли • Мордус • Мурга тень • Мэйбл • Мэк Айнин • Мэри-Лейн • Наемный пиромант • Наемный стрелок • Наемный террамант • Наемный убийца • Николас • Ниньян • Нищий-бездельник • Овис • Пидж • Пискун • Покс • Прессли • Пруденс • Райкер • Рид • Ровин Кантерли • Рори • Рыжик • Сафа • Сива • Сонный искатель приключений • Стаббс • Стефано • Стюарт • Тан • Таркин • Тиллия Снук • Тогроф • Труп Алисы Алиссон • Тэтчер • Уивлия • Ферно • Хальдр • Ханнаг • Харан • Харрик • Хигба-старьевщик • Хильга • Циллик • Черепаха Джонни • Эдден • Эитне • Элизабет • Эффи

Безымянный остров

Амадия • Врогир • Дюна • Зантецца • Зорл-Стисса • Ралик • Тир-Ценделиус

Аркс

Адрамалих • Арху • Белоликий • Бракк • Де Бланшфор • Де Селби • Исбейл • Кракен • Крэнли Хуберт • Линдер Кемм • Мари

См. также: Персонажи (DOS2) • Оформление персонажей

Сокровищница короля Бракка – это побочный квест в Divinity: Original Sin 2. Оказалось, что много лет назад король Бракк спрятал оружие Истока в тайной сокровищнице. Похоже, магистры еще не успели ее отыскать: чтобы спрятать ее, Бракк использовал особенно изощренную магию и хитрость.

Важные NPC
  • Трикстер
  • Гратиана
Цели
  1. Найдите сокровищницу короля Бракка
Прохождение

Подберите дневник с трупа Маджиллы на побережье форта (в том месте, где вы сражались с тремя крокодилами в задании «Телепорт»).

Прочитайте дневник и отправляйтесь в Темную пещеру , которая расположена на юго-востоке острова. Вам сначала предстоит сбежать из форта Радость и пройти через Гулкие Топи, чтобы добраться туда.

От входа пройдите вглубь пещеры и поговорите с Трикстером , а затем пройдите по иллюзорному мосту за ящиками.

Вас ожидает бой с Трикстером и его иллюзиями. Исследуйте область и проверьте сундуки. Остерегайтесь ловушек.

Направляйтесь вперед, к Анклаву Безумца, где вас снова поджидает Трикстер , только на этот раз бой будет более сложный. Если вы убьете аэроманта, то бой сразу закончится, поэтому сосредоточьте атаки на нем. С останков подберите Перстень Бракка, который начинает квест «Проклятое кольцо».

Пройдите в сокровищницу, где вы можете найти жезл избавления (относится к заданию «Призыв к оружию»).

Здесь также находится нагрудник Сердце Тирана (относится к заданию «Артефакты Тирана»).

Заберите кувшин души Гратианы (задание «Вечная почитательница»), и остальные кувшины (задание «Участь хуже смерти»), кроме кувшина души Трикстера.

Решите, что делать с Трикстером: освободить его, уничтожив кувшин; поглотить душу или оставить кувшин на месте.

Выходите из сокровищницы направо и используйте статую, чтобы отправиться в Чертоги Эха и получить навык Благословение (задание «Голоса»), а затем используйте рычаг, чтобы снять силовое поле.

Структура задания

Оказалось, что много лет назад король Бракк спрятал оружие Истока в тайной сокровищнице. Похоже, магистры еще не успели ее отыскать: чтобы спрятать ее, Бракк использовал особенно изощренную магию и хитрость. Нам нужно найти потайной вход – у берега, к северу от святилища Гратианы.

Мы нашли чертеж хранилища. В документе рассказывается о местоположении кувшинов душ и охранных иллюзий; также в нем упоминается имя короля Бракка. Нужно разузнать обо всем этом подробнее.

Мы вошли в большую пещеру. Нужно ее обследовать, но нельзя терять бдительность.

В пещере нам встретился странный тип по имени Трикстер, который насмехался над нами и угрожал.

Мы убили Трикстера.

Трикстер ожил. Похоже, он так и останется здесь в ловушке, если только не уничтожить его кувшин душ.

Варианты завершения задания:

  • Мы уничтожили кувшин душ Трикстера. Теперь бедняга обретет покой.
  • Мы поглотили содержимое кувшина души Трикстера. Что же до него самого, мы не знаем, что с ним сталось.
  • Мы покинули остров, так и не обнаружив это секретное хранилище.
  • Мы покинули остров, так и не оказав помощи Трикстеру: он останется в своей пещере до тех пор, пока его кувшин душ не будет уничтожен.

Арсенал японских самураев (вторая часть)


Боевой веер гумбай утива. Им можно было подавать сигналы, обмахиваться, но при случае отразить стрелу или даже удар меча, ведь сделан он был из… железа!
Древковым оружием, не имевшим европейских аналогов, были также гэккэн и ягара-могара. Гэккен имел острие в форме вороньего клюва и еще одно в форме полумесяца (развернутое наружу). Гэккэн позволял захватить воина за шею и сбросить с коня. Либо ударить тычком в шею, в чем тоже было мало хорошего, даже несмотря на доспехи. Ягара-могара (или ее разновидность цукубо) представляла собой настоящие грабли Т-образной формы, верхняя часть которых окованная металлом была сплошь утыкана острыми шипами. Такого оружия в арсенале европейских рыцарей не было уж точно, а вот самураи не гнушались его применять. Правда, опять-таки не столько на войне, сколько в мирную эпоху Эдо, чтобы взять преступника живым.

Цукубо
Отдельного упоминания заслуживает и такое японское оружие, как боевые серпы, представлявшие собой клинок в форме вороньего клюва, который закреплялся на древке под прямым углом. Такой серп (кома) на длинной рукояти, превращался в умелых руках в исключительно опасное оружие. У наигамы (или року-сякугама — «серп длиной в шесть сяку») древко было длиной до 1,8 м, а у о-гамы («большого серпа») — до 1,2 м. Эти виды оружия, часто встречаются на рисунках XII — XIII вв., и соответственно о них говорится и в хрониках. Использовали это оружие для того, чтобы подрезать ноги лошадям, а во флоте в качестве багров и даже чтобы рубить морские водоросли, затруднявшие движение лодок по мелководью. Однако таким оружием можно было пользоваться и как европейским клевцом. Тоэй-ноборигама имела длину 1,7 м и Г-образное навершие в виде узкого топора с нижней кромкой, заточенной как у серпа. Во всяком случае, те же самые крестьяне, например, могли очень легко вооружиться такими вот серпами, привязав их к длинным бамбуковым древкам.

Разновидности кусари-гама
Впрочем, серп с рукояткой с приделанной к ней цепью — нагэ-гама или кусари-гама также входил в арсенал самураев и применялся ими для обороны замков и крепостей: его обычно бросали со стены в осаждающих, а затем тащили назад при помощи цепи. В руках умелого воина это оружие было также могло быть очень эффективным. Кусари-гама применялась как самураями, так и легендарными ниндзя. А можно было отцепить от серпа цепь с бойком и… использовать ее в качестве кистеня!

Катаока Хатиро Тамехару с цепным кистенем. Ксилография Утагаро Куниёси (1844 г.)
Древки коротких японских копий и как всего прочего древкового оружия выделывались из дуба, на длинные шел легкий бамбук. Окрашивали их в черный или красный цвет, чтобы он соответствовал цвету доспехов. Для наконечников — что, кстати, для европейцев было совсем не характерно, были придуманы лакированные ножны (разве что только совсем уж невероятная ягара-могара их не имела по вполне объективным причинам!), нередко инкрустированные перламутром и вдобавок матерчатый чехол, предохраняющий их от дождя. Инкрустировалось перламутром также и древко в районе наконечника. В том числе даже у содэ-гарами. И, кстати, тут следует заметить, что копья японских асигару были самыми длинными в мире (до 6,5 м!), то есть длиннее, чем в Европе, и значительно!
Метательные дротики в Японии также были известны и опять же многие из них считались именно женским оружием! Например, дротик ути-нэ длиной около 45 см с оперением как у стрелы. Его держали на специальных держателях над дверью. В случае нападения достаточно было протянуть руку, чтобы схватить его и метнуть!

Японцы считали, что тот, кто мастерски владел таким оружием, как нагината*, мог отражать ей даже летящие в него стрелы. Ксилография Цукиока Ёситоси. Библиотека Конгресса США.
А вот такое оружие, как нагината, во-первых, тоже считалось мечом (хотя в Европе ее бы однозначно назвали алебардой!), а во-вторых, еще и женским оружием! Дочери самурая, когда она выходила замуж, давался в приданое целый набор таких «алебард», а курс фехтования на них девушки, проходили задолго до брака. Впрочем, применяли нагинату женщины и вступив в брак, хотя и не все, конечно. История донесла до нас имя Томоэ Годзэн — одной из немногочисленных женщин-самураев, которая сражалась с мужчинами наравне. Так, в сражении при Авадзи в 1184 году, в котором она участвовала вместе со своим мужем Минамото Ёсинаки, он, видя, что сражение проиграно, приказал ей спасаться и уйти. Однако она рискнула его ослушаться и ринулась на врага. Одного из знатных самураев она ранила нагинатой, стащила с коня, а затем и вовсе прижала к своему седлу и отрезала голову. Только после этого она послушалась приказа своего супруга и покинула поле боя, на котором сам Ёсинака погиб!

А вот что сообщает о Томоэ Годзэн «Хэйкэ Моногатари»: «… Томоэ была чрезвычайно красива, с белой кожей, длинными волосами, очаровательными чертами лица. Она была также искусной лучницей, а в бою на мечах одна стоила сотни воинов. Она готова была биться с демоном или с богом, на коне или пешей. Она обладала великолепным умением укрощать необъезженных лошадей; невредимая спускалась с крутых горных откосов. Какой бы не была битва, Ёсинака всегда посылал ее вперед как своего первого капитана, экипированную отличной броней, огромным мечом и мощным луком. И она всегда совершала больше доблестных деяний, чем кто-либо другой из его войска…»

Ксилография Тоёхара Тиканобу. Томоэ Годзэн отрезает голову врагу!
Конечно, существовали и просто огромные нагинаты для мужчин, и ее более тяжелая разновидность — бисэнто со значительно более массивным клинком, которым можно было вполне отрубить голову не только человеку, но и лошади. Благодаря широкому размаху с их помощью рубили ноги лошадям, , а потом добивали и всадников после их падения на земь. До конца периода Хэйан (794 — 1185) это было оружие пехотинцев и воинов-монахов (сохэи). Благородные же воины (буси) оценили его в ходе войны Гэмпэй (1181 — 1185), ставшей своеобразной переходной эпохой между эпохами Хэйан и Камакура (1185 — 1333). В это время она применяется особенно широко, что определенным образом даже сказалось на самурайских доспехах. Так, поножи сунэатэ потому-то и появились, что нужно было как-то защитить ноги воина от этого страшного оружия. Оно проявило себя и во время монгольских вторжений (1274 и 1281), да и в повседневной жизни нагината играла важную роль как оружие, с помощью которого женщина могла защитить свой домашний очаг.
Столь же важным оружием женщин являлся и кинжал кайкен, с которым они никогда не расставались, а прятали в широком рукаве своего кимоно. Применять его следовало также для защиты родного дома, но главным образом для совершения сугубо женского сэппуку в критических обстоятельствах, которое совершали ударом кайкеном в сонную артерию!

Кинжал кайкен — очень простое и функциональное оружие.
Впрочем, женщины из самурайских семейств учились владеть также и мечом, и случаи, когда они применяли его в бою, известны из истории. Впрочем, известны они также и по историческим романам, хотя насколько все описанное соответствует исторической правде, сказать очень сложно. Ну а кинжалами пользовались не только женщины. Имелись они и в арсенале у самураев, причем не только парный длинному мечу короткий клинок вакидзаси, считавшийся отнюдь не кинжалом, а мечом, но и такие оригинальные «вещицы» как танто и айгути..
Вакидзаси, изготовлен кузнецом (кадзи) Тайкеи Наотанэ (1805 — 1858).
Танто имел цубу нормальных размеров и был похож на уменьшенную копию короткого меча. Айгути (буквально — «раскрытый рот») обычно не имел обмотки рукояти, поэтому покрывавшая ее кожа ската или акулы была очень хорошо видна. Без цубы он не имел и шайб сэппа. Считается, что кинжал танто носили те самураи, что состояли на службе, а айгути — те, что вышли в отставку (вроде бы как доказательство того, что они на что-то способны, потому, что кинжал, пусть даже он и без гарды — все равно кинжал).
Кабутовари, конец XVIII-начало XIX века
Кабутовари (первый иероглиф «шлем» и второй иероглиф «разбивание») — кованная металлическая изогнутая дубинка с заостренным концом и острой гранью тосин, а так же долом — хокоси-хи и куитигаи-хи с небольшим крюком каги у основания цуки — рукояти. Последний защищает кисть от ударов соперника, и ко всему при атаке на противника, мог рассечь мягкие ткани тела, даже через кимоно. Изобретение этого оружия приписывается легендарному оружейнику Масамунэ.
Использовали самураи и оригинального вида стилет — хативара, у которого в отличие от его европейского собрата клинок был не прямым, а изогнутым, да еще и заточку имел с внутренней, вогнутой стороны. Такими тонкими клинками они пробивали панцири друг у друга в рукопашной схватке, но были у них и обоюдоострые клинки с долом, прикрепленные на традиционную японскую рукоять — ёроидоси-танто, причем клинок его был очень похож на наконечник японского копья су-яри. Другим «заточенным наоборот» образцом японского клинкового оружия, был кинжал кубикири-дзукури. Его клинок имел большую кривизну и также имел заточку по вогнутой стороне, а острие так и вовсе отсутствовало. Слово «кубикири» переводится как «отрезатель головы», так что предназначение его понятно. Эти кинжалы носили слуги знатных самураев, чья обязанность состояла в том, чтобы с его помощью отрезать головы мертвым врагам, поскольку те являлись «боевыми трофеями». Безусловно, что так его и применяли в древние времена, но к XVII веку кинжалы кубикири-дзукури носили, в основном, как знак отличия.
Стилет хативара
Другим чисто японским оружием для самообороны были кинжалы дзюттэ. По сути это был… стержень с рукояткой, цилиндрический или многогранный, и без выраженного острия, но зато сбоку у него был массивный крюк. Это оружие, причем, обычно парное, использовали японские полицейские в период Эдо, чтобы обезоруживать вооруженного мечом противника. Клинком и крюком его меч «ловили», после чего вырывали или ломали ударом по лезвию. К кольцу на его рукояти обычно крепился темляк с цветной кистью, по цвету которой определяли ранг полицейского. Существовали целые школы, развивавшие в своих стенах искусство боя на дзюттэ и, в первую очередь, — приемы противодействия этим кинжалом бойцу с самурайским мечом.
Полицейский стилет дзюттэ
Оружием самураев мог быть даже веер тэссэн, который можно было использовать не только для подачи сигналов, но и чтобы отразить им вражескую стрелу или просто в качестве короткой дубинки, а также боевая цепь — кусари с гирей на конце, секира оно и топор масакари.
Топор масакари мог быть очень похож на средневековый европейский…
Боевой веер тэссэн был целиком и полностью сделан из металла и имел вид сложенного веера. Вот только им можно было со страшной силой неожиданно ударить противника по голове!
Самурай Сабуро Ёсихидэ (XII век, умер в 1213) — знаменитый воин, сын Томоэ-Годзэн и Вада Ёсимори, советника Минамото-но Ёритомо. Отличался необыкновенной силой, доблестью и отвагой. Герой многочисленных легенд, среди которых рассказы о его сошествии в ад, о покорении демонов «Они Кигай га Сима», а также о том, как он в 1180 году во время сражения вырвал из земли огромное дерево и использовал его как оружие. Вот и на этой ксилографии, желая подчеркнуть его мощь, художник Кацукава Сюнтэй (1770 — 1820) вооружил его топором ну просто немыслимого размера!

Последние виды оружия могли иметь рукоятку чуть ли не в рост человека, поэтому пользоваться ими было довольно затруднительно, как и «бородатым» топором англо-саксонских хускарлов 1066 года. Но зато их удар разрубал, скорее всего, любые японские доспехи. Естественно, что этим оружием пользовались, чтобы пробиться через двери или ворота в укреплениях врага. Ну а еще их использовали горные отшельники-воины ямабуси, жившие в лесах и прорубавшие себе ими дорогу сквозь заросли.
Топор ямабуси — оно
Но, пожалуй, самым удивительным оружием самурая была деревянная палица канабо, сплошь деревянными либо железными шипами или гвоздями, либо без шипов, но с граненой поверхностью, напоминавшая по форме современную бейсбольную биту и опять-таки чуть ли не в человеческий рост длиной!
Удар такой палицей оставлял противнику совсем немного шансов и тут ему даже меч бы не помог. Интересно, что, судя по старинным японским гравюрам, пусть даже им далеко и не всегда можно доверять, как источнику, такими палицами сражались не только пехотинцы, но даже и всадники! Промежуточным звеном между канабо и тэцубо и являются такие виды вооружения, как арарэбои и нёйбо — еще больших (более двух метров) размеров дубина, кубическая или круглая в сечении толщиной 10-20 см в диаметре сужающаяся к рукояти. Легендарное оружие буси величайшей силы, поскольку делать маховые движения таким тяжелым предметом по силам далеко не каждому. Техника работы с нёйбо на сегодняшний день сохранилась только в школах кукисин-рю.
А вот у стражей императорского дворца были железные палицы кирикобу, которые больше всего были похожи на лом, так что поговорка «против лома нет приема», была, очевидно, известная японцам еще в глубокой древности. Боевой молот в Японии был больше всего похож на пузатую бочку, насаженную на длинную рукоять. Обычно «бочонок» этот был деревянным и лишь изредка оковывался металлом. В отличие от канабо и кирикобу это было оружие простолюдинов, вот только как сложилось такое разделение не известно.
Булава тецубо — тоже из металла и с тупыми шипами была очень короткой, длиной не больше боевого веера!
Булава, похожая на европейские и ближневосточные образцы в Японии хотя и была известна, но большой популярностью не пользовалась и символом военачалия, как в Европе, никогда не считалась! Следует заметить, что каждый самурай ко всему прочему должен был уметь сражаться длинным деревянным посохом — бо, владение которым было приравнено к умению владеть копьем и алебардой!
Что касается фитильных ружей, то японские аркебузы очень сильно отличались от европейских. Начнем с того, что у них наоборот располагался привод фитиля, так называемая жагра. А приклад… к груди вообще при стрельбе не прикладывался! Его рукой прижимали к щеке, а отдачу поглощал тяжелый ствол. По сути это был… очень длинноствольный пистолет — вот даже как!
Танэгасима — японское фитильное ружье, названное так в честь острова, откуда оно распространилось по Японии. Калибр 12,5-мм. Вверху: отдельно ствол и ложа.
Фитильный курок (жагра) и запальное отверстие. Крышка для него на данном образце отсутствует.
Ну, а знали ли японцы пистолеты с короткими стволами? Ведь в Западной Европе рыцарскую конницу уже в том же XVI веке сменила конница латников-пистольеров для которых именно пистолеты оказались идеальным оружием. Да, знали, и называли испорченным европейским словом пистору. Однако большого распространения среди японцев они не получили. Ведь они тоже были с фитильными замками. Но если для пехотинца такой замок был достаточно удобен, то для всадника он не годился, так как ему такой пистолет приходилось держать одной рукой, и что самое неприятное — постоянно следить за состоянием тлеющего в нем фитиля. К тому же эффективность такой конницы всегда была прямо пропорциональна количеству пистолетов у каждого всадника. В Европе замки у пистолетов были колесцовыми, и пистольеры могли иметь их сразу несколько: два в кобурах у седла, еще один-два за поясом и еще два за голенищами сапог. И все они были одномоментно готовы к стрельбе! Японский фитильный пистолет в этом смысле не отличался от пехотной аркебузы. Поэтому больше одного такого пистолета всадник иметь не мог, а если так, то смысла в нем как в оружие не было никакого. Освоить же массовое изготовление сложного колесцового замка японцы в то время не сумели, хотя и изготовляли отдельные его образцы. Отсюда и все их проблемы с этим типом оружия.
Фитильный японский пистолет пистору (или тандзю) с изображением ромба на стволе — эмблемой клана Мэюй.
Интересно, что на Западе хотя и редко, но все же встречались комбинации благородного рыцарского меча с пистолетом, а вот в средневековой Японии их вместе не объединяли никогда, хотя комбинированное оружие там было известно, например, пистолет-вакидзаси, пистолет-курительная трубка. Но это было оружие людей неблагородного звания. Настоящий самурай не смог бы им воспользоваться, не запятнав своей чести!
Японское фитильное оружие тэппо-дзюттэ эпохи Эдо. Предназначалось для скрытого ношения. Вес 580 г.
Знали японцы и об изобретении в Европе во второй половине XVII века штыка-байонета, который рукояткой вставлялся в отверстие ствола. Их было два вида: мечеподобный дзюкэн и копьевидный — дзюсо. Но распространения они также не получили потому, что совершенствование огнестрельного оружия подрывало основы могущества самурайского сословия и очень болезненно воспринималось и правительством и общественным мнением Японии эпохи сёгуната.
* Слова «нагината» в японском языке не склоняется, но почему бы и не следовать в данном случае нормам русского языка?!
Автор выражает признательность компании «Антиквариат Японии» за предоставленную информацию.

Яри

Яри ( 槍 ) является одним из традиционно изготавливаемых японских видов холодного оружия (нихонто), в форме копья, или более точно копья с прямым наконечником. Боевое искусство владения яри называется «содзюцу».

История

Первые яри, как предполагается, были разработаны на основе китайских копий, это были «хоко яри», приблизительно времён периода Нара (710-794 гг). В то время как они относились к раннему периоду японской истории и термин «яри» появился впервые в письменных источниках 1334 года, этот тип копья получил широкое распространение в конце 15-го века. Первоначальнно сражение буси (самураев) не было обычным делом, это был ритуальный бой, обычно между двумя воинами, которые бросали вызов друг другу, пуская стрелу в сторону соперника, будучи при этом на коне. Однако попытки монгольского вторжения в Японию в 1274 и 1281 годах изменили японское вооружение и военную тактику. Монголы нанимали китайских и корейских воинов, владеющих длинными пиками, и сражавшихся в тесных строях. Наёмники двигались большими отрядами, чтобы эффективнее противостоять кавалерии. В те времена древковое оружие (включая нагинату и яри) применялось гораздо чаще в военных целях, нежели чем мечи, из-за своей значительной досягаемости и меньшего веса на единицу длины (хотя в целом древковое оружие было довольно внушительным по своим размерам), а также из-за способности к эффективному колющему воздействию. Начиная с периода Хейан и до периода Муромати, мечи в боевых ситуациях использовались в основном как дополнительное оружие. Примерно во второй половине 16-го века асигару (пехотинцы), использовавшие пики (нагэяри) длиной от 4,5 до 6,5 м, стали главной силой в армий. Они образовывали линии из солдат, носивших огнестрельное оружие (танэгасима, японское дульнозарядное ружье с фитильным замком) и копья. Пикинёры формировали два или три ряда и были обучены перемещать свои пики в унисон, под команды.

Яри в конце концов получили даже большее распространение, чем юми (японский длинный лук), в качестве оружия самураев. Каганы (асигару) следуя примеру самураев так же стали активно использовать эти копья. С наступлением периода Эдо яри выходит из употребления. Больший акцент в эту эпоху был сделан на улучшение качества ближнего боя, поэтому мечи на полях сражений стали эффективнее (по сравнению с длинным оружием), а древковое оружие и стрельба из лука утратили свою практическую ценность. Во время мирной эры Эдо яри все еще производились (иногда даже известными кузнецами-мечниками), однако служили эти копья, в основном, как церемониальное или полицейское оружие.

Описание

Отличительной чертой яри является прямой основной клинок, длина которого могла составлять от нескольких сантиметров до 90 см и более. Как и в случае с традиционными японскими мечами, а так же наконечниками для стрел, клинки яри изготавливались из той стали — тамахаганэ (японская сталь, представляющая собой слитки губчатого железа). На протяжении всей истории было создано значительное множество вариаций прямого наконечника яри, часто с выступами на центральном клинке. Клинки яри обычно имели чрезвычайно длинный хвостовик (накаго), как правило он был даже длиннее, чем заостренная часть клинка. Хвостовик вставляли в усиленную кольцами полую часть древка (тачиучи или тачиуке) в результате чего получалось очень жесткое крепление, из которого хвостовик практически не мог выпасть или сломаться.

Древки («нагайе» или «эбу») имели различные длину, ширину и форму, изготавливались из твердых пород древесины и покрывались лакированными бамбуковыми полосками. Нагайе или эбу, имели овальное, круглое или многоугольное поперечное сечение. Древки усиливали надевая на них металлические кольца или обматывая металлической проволокой (доган). Кроме того (для придания оружию лучшего баланса) к торцу древка обычно прикрепляли металлический противовес (ишизуки). Древки церемониальных яри часто украшали инкрустациями из различных металлов или ценных материалов, например латунными вставками, лаком или перламутровыми пластинками. Ножны (сая) также были частью полного снаряжения яри.

Вариации клинков яри

Существовали различные типы клинков и остриев яри. Самым распространенный клинок имел прямую и плоскую структуру, напоминающую кинжал с двумя заострёнными лезвиями. С помощью данного типа клинка можно было эффективно наносить как колющие, так и режущие удары. Хотя существует множество различных экземпляров яри с неоднородными наконечниками, обычно их клинки отличаются от специфических «кама яри», которые имеют ярко выраженные дополнительные горизонтальные лопасти или простой «су ярь» (чок-со). Яри ​​также можно различить по типам поперечного сечения клинка: треугольные сечения назывались санкаку-яри, а многогранные сечения — рю-синоги яри.

  • Санкаку-яри (三角 槍, «треугольное копье») имеет остриё, напоминающее узкий шип с треугольным поперечным сечением. У санкаку-яри не было режущей кромки, только остриё на конце. Поэтому санкаку-яри лучше всего подходит для пробития доспеха, даже металлического, с которым стандартные яри не могли справиться. Существует два типа санкаку-яри: «сэй санкаку-яри» (или «клинки яри»), которые имеют треугольное сечение с тремя равными сторонами, как в равностороннем треугольнике, и «хира санкаку-яри», у которых треугольное сечение только с двумя равными сторонами, как равнобедренном треугольнике.
  • Рю-синоги яри, клинок с ромбовидным сечением.
  • Фукуро-яри (bag 槍, «копье с карманом») наконечник прикреплялся к древку с помощью втулки, а не хвостовика. Втулка и клинок выковывали из единого куска металла.
  • Кикучи яри (菊池 槍, «копье кикучи») был одним из самых редких видов яри, на конце которого располагался только один клинок. Это создало оружие, которое можно было эффективно использовать для колющих ударов, стиль клинка очень напоминал танто. Кикучи яри — единственные яри, в которых используется хабаки.
  • У яджири нари яри (鏃 形 槍, «копьё в форме лопаты») наконечник был очень широким, напоминавшим форму лопаты.
  • Дзюмонджи яри(十 文字 槍), «копье в форме креста», также называемое магари яри (曲 槍, «изогнутое копье»), выглядело примерно как трезубец или протазан с изогнутым клинком вокруг центрального наконечника. Данный тип яри в современных оружейных текстах изредка называли «мага яри».
    • Йогекама яри, дзюмонджи яри — один боковой клинок, направленный вниз, другой клинок вверх.
    • Каригата яри, дзюмонджи яри с двумя боковыми клинками, направленными вниз.
    • Гуаку яри, дзюмонджи яри с двумя боковыми клинками, напоминающими пару рогов буйвола.
  • Кама-яри (鎌 槍, серповидное копье) получает свое название от крестьянского оружия под названием кама (лит. «серп» или «коса»).
  • Ката кама яри (片 鎌 槍, одностороннее серповидное копье) имело конструкцию оружия со спаренным клинком. Вместо того, чтобы выглядеть как военные вилы, прямой клинок (как в су яри) пересекался чуть ниже его середины вторым перпендикулярным клинком. Этот клинок был немного короче основного и имел изогнутые концы, образующие параллелограмм, положение было отцентровано от основного наконечника так, что только 1/6 длины дополнительного клинка вытягивалось с другой стороны. Этот сложный наконечник был похож на специфическую букву «L».
  • Цуки нари яри (月形 槍, «копье в форме луны») почти не выглядело как копье. Оружие, у которого был серповидный головной клинок, который можно было использовать для рубящих ударов или зацепов.
  • У Каги яри ( 槍, «копье на крючке») был длинный клинок с боковым крюком, очень похожим на тот, который обычно располагался на фальшарде. Подобная конструкция могла быть использована для перехвата оружия противника, или сбрасывания с коней верховых наездников.
  • Бишамон яри обладает одним из самых изысканных дизайнов для любого копья. Параллельно длинному центральному клинку располагались два клинка в форме полумесяца, обращенных наружу. Они скреплялись в двух местах короткими перемычками, что делало наконечник похожим на геральдическую лилию.
  • Хоко-яри — старая форма яри, возможно, из периода Нара (710-794 гг.), копье стражников с почти двухметровым древком, 20-сантиметровым клинком (либо в форме листа, либо с пламенеющим клинком, наподобии криса); а так же серповидным рогом, выступающим с одной или обеих сторон на стыке клинка и древка. У хоко-яри для крепления к древку, как и у образцов более позднего периода фукуро-яри, было полое отверстие вместо распространённого хвостовика.
  • Сасахо Яри Широкий Яри, который описывается как «форма листа» или «форма бамбука».
  • Су Яри (Сугу Яри), копьё с прямым обоюдоострым клинком.
  • Оми но яри (оми яри), очень длинный клинок су яри.

Вариации древка яри

Длина яри может варьироваться от одного до шести метров.

  • Нага яри (длинноволосое копье) длиной от 5 до 6 метров — тип пики, используемой асигару. Особенно нага яри были распространены в клане Ода Асигару со времен правления Ода Нобунага. Одна из самурайских легенд того времени гласила, что солдаты сельской провинции Овари были одними из самых слабых в Японии. Действительно, Канто было хаотичным местом. Кансай был домом для сёгуната, кланов Уэсуги, Такеда, Имагава и Ходзё, а также пиратских рейдеров из Сикоку. Кроме того, Кюсю являлся домом одного из самых воинственных кланов в Японии, клана Симадзу. Из-за этого Нобунага вооружил своих малоэффективных пехотинцев асигару очень длинными пиками, чтобы они лучше противостояли бронированным противникам и кавалерии, а также сражались в группах и формированиях.
  • Моти яри (ручное копье), длинное копье, используемое асигару и самураями.
  • Куда яри (tube 槍, «трубчатое копье»). Древко проходит через полую металлическую трубку, которая позволяла вращать копье во время удара. Этот стиль содзюцу типичен для школы Овари Кан Рю.
  • Макура Яри («подушечное копье»). Яри ​​с коротким простым наконечником, хранился у кровати, для защиты дома.
  • Те яри (ручное копье). Яри ​​с коротким наконечником, который использовался полицией самураев, для помощи в поимке преступников.

Оркума, Орпараквай и Олалем в бою или занимательная антропология для бойцов, часть 2

С момента выхода на SuperKarateRU статьи «Занимательная антропология для бойцов» многие друзья обращались ко мне с вопросом о том есть ли у масаев какие-то специальные приёмы боя с их традиционным оружием, есть какая-то система обучения бою, школа? С одной стороны, этот вопрос казался мне всегда немного наивным, а ответ достаточно очевидным, а с другой стороны, никак не представлялся шанс побеседовать с настоящим масаем на эту тему. Но, неожиданным образом, все сложилось так, что сейчас наглядный ответ перед вами.
Масаи — полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом.

Я выхожу на первую тренировку достаточно рано, в шесть или в шесть тридцать утра. Бужу воина-масая, работающего у нас ночным сторожем. Вскакивает он достаточно быстро и бежит открывать ворота.

Иногда днем я забегаю домой на обед и стуком в дверь бужу воина-масая, работающего у нас дневным сторожем.

Если воин-масай не спит, то он играет в шашки с другим воином-масаем, но рядом обязательно спит ещё один воин.

Кажется, в прошлой статье я писал, что масаи не спят на посту… Да, может быть они не спят в больших отелях, где много посетителей и есть вообще какое-то движение, а так… воин спит.
Солдат спит, служба идёт.

У воина почти ничего нет (кроме чести, разумеется). Есть у воина-масая: одна накидка на себе, ещё одна накидка на случай дождя или стирки, палка, дубинка, нож, часы, телефон и иногда велосипед.

Зарабатывает воин-масай примерно 75 долларов в месяц, но если он спит на работе не только днем, но и ночью, то получает ещё примерно столько же. Итого, получается долларов 150 в месяц.
Ест воин на 2-4 доллара в день и ещё, видимо, умудряется что-то отправлять в родную деревню.

Воин спит на травке под деревом, завернувшись в свою накидку, так он спасается от москитов и других насекомых. Быт воина прост, а путь прям и ведёт к смерти, как и было написано в «Хагакурэ» много веков назад про совсем других воинов.

Воин немногословен с чужими, дело в том, что на чужом английском из масаев говорят единицы, на суахили — главном языке Восточной Африки, тоже говорят далеко не все воины, зато между собой масаи очень болтливы и общительны. Иногда кажется, что они целый день болтают по телефону, наверняка на связи со своей родной бомой – традиционной деревней. Видимо, у них есть какой-то льготный тариф «Масайский».

Именно из-за сложностей в коммуникации, я очень долго не мог сделать этот репортаж. Но, тут оказалось, что моим коллегой по работе в школе оказался настоящий масай мистер Конно. Мистер Конно родился в дикой саванне в боме. Как многие масаи, он закончил христианскую школу (не берусь утверждать какой конфессии). Мистер Конно пошёл дальше, сейчас он учиться в педагогическом колледже, в школе работает ассистентом учителя.

Практически все масаи, работающие в нашем районе, знают друг друга. На предложение прийти в гости на обед и поболтать с нашими охранниками масаями о том о сем, побыть переводчиком, мистер Конно согласился с радостью.

А тут ещё в соседнюю лавку завезли «пиво» (Балтика «0»). Масаи, конечно ничего не знают о том, что безалкогольное пиво — первый шаг к резиновой женщине. Уверен, они и о резиновых женщинах ничего не знают.
У масаев вообще матриархат, женщина сама выбирает себе приглянувшегося ей воина, потом возможно другого, более воинственного… В племени особенно не разбираются в том, кто чей ребёнок, воспитывают всей деревней. Получается воин – сын полка.

Короче говоря, мистер Конно, «Балтика 0», три курицы на гриле и получилась настоящая масайская вечеринка!
В результате которой выяснилось, что масайская дубинка – Оркума имеет следующие виды применения:

— для ударов;

— для защиты с использованием одной или двух рук;

— для бросков по ногам или в голову.

Масайский посох – Орпараквай, сделанный, как правило, из тяжелого чёрного дерева, держится за тонкий край и используется, чтобы разгонять дерущихся быков или в драке. Из этого видео тоже все понятно без лишних слов…

Масайский нож — Олалем используется, как для бытовых нужд, так и в драке. Но что интересно, не для того чтобы убить, а для того, чтобы ослабить противника, ранив его.
Видимо, масаи на опыте отлично поняли, что их современные ножи, сделанные из дешевого металла, годятся только для этого, а с другой стороны получается очень даже логичная и «гуманная» тактика боя.

Как происходит обучение всем этим незамысловатым приемам. Все очень просто и практично. Младшие дети пасут и охраняют телят и другой младший скот. Учатся они всем этим навыкам прямо в поле в играх со старшими. Так что, как и ожидалось, никаких боевых школ, ката и т.п. у них нет.
Зато у масаев есть очень любопытный танец, когда ночью у костра собирается много народу и мужчины, и женщины поют, рычат и как-то вибрируют в одном общем ритме – это производит неизгладимое и какое-то первобытное впечатление.

Но и в нашем дворике мы развеселились не на шутку…

Не так давно в схватках за скот и пастбища масаи использовали копья и щиты, но сейчас эти части вооружения почти не используются.

И еще… я думаю, что совсем неправильно сравнивать интеллект и вообще какой-то общий уровень развития современных белых городских жителей и масаев. Попади неподготовленный масай в Москву или Париж – не выживет. Ну и мы, забрось нас в ту самую саванну, где до сих пор выживают племена масаев – долго не протянем…

Авторский проект Вадима Дормидонтова