Японские подводные лодки

Содержание

Гидроавиация японского подводного флота во Второй мировой войне. Часть VI

«Кугишо» E14Y1 – единственный самолёт, бомбивший Америку во время WWII (продолжение)
В начале декабря 1941 года в составе Императорского флота Японии находилось 11 авианесущих подводных лодок – I-7 и I-8 (проекта «Junsen 3»), I-9 и I-10 (проекта «Ko-Gata А1»), а также I-15, I-17, I-19, I-21, I-23, I-25 и I-26 (проекта «Otsu-Gata В1»).
Разведывательные гидросамолёты «Кугишо» E14Y1 в это время базировались только на лодках I-7, I-8 и I-15, а также состояли на вооружении учебно-тренировочного кокутая «Саеки» и кокутая «Майдзуру» на территории Японии.

В полёте пара гидросамолётов-разведчиков «Кугишо» E14Y1 берегового базирования
Накануне, перед нанесением 7 декабря 1941 года эпохального удара палубной авиации японского флота по американской базе в бухте Пёрл-Харбора и прочим объектам на острове Оаху, доразведку целей произвёл гидросамолёт-разведчик «Кугишо» E14Y1, стартовавший с борта подлодки I-7. Его полёт прошёл незамеченным для американцев и самолёт благополучно вернулся на свой носитель.

Разведывательный гидросамолёт «Кугишо» E14Y1, принадлежащий субмарине I-7, приводнился после выполнения задания, 1941 год
Первый боевой вылет E14Y1 с подлодки I-7 совершил ранним утром 17 декабря на разведку результатов удара по американским кораблям в бухте Пёрл-Харбора. Как и раньше, противник не заметил маленький самолёт. Задача была успешно выполнена. Экипаж «Глена» (только в декабре 1941 года союзники узнали о существовании «Кугишо» E14Y1 и присвоили ему такое кодовое имя) благополучно вернулся на свою лодку. Историки до сих пор расходятся во мнении, попал ли на борт лодки непосредственно сам самолёт или был потерян в ходе срочного погружения (или после аварийной посадки на воду).
Следующий разведывательный полёт E14Y1 над островом Оаху совершил в первый день нового 1942 года. После успешного выполнения задания он благополучно вернулся на свой носитель – подлодку I-9. Как и прежде, его полёт прошел незаметно для американской стороны.
Успешные действия авианесущих подводных лодок с самолётами «Кугишо» E14Y1 по ведению разведки в районе Оаху подтвердили возможность ведения разведки удалённых и хорошо охраняемых мест дислокации противника. Наблюдение за Пёрл-Харбором, по решению японского командования, стали вести на регулярной основе.

Дозаправка гидросамолёта «Кугишо» E14Y1 на береговом аэродроме
23 февраля 1942 года E14Y1 с подлодки I-9 вновь совершает успешный полёт на воздушную разведку главной базы ВМС США на Тихом океане. Однако следующие разведывательные полёты состоялись лишь осенью 1943 года. К этому времени американцы усилили противолодочную оборону, возросла и эффективность радиолокационных станций, авиационных бортовых и корабельных радаров по обнаружению как воздушных, так и надводных целей. Время безнаказанных действий японских авианесущих субмарин закончилось.
В середине сентября 1943 года к Гавайским островам для ведения разведки за Пёрл-Харбором подошла японская подлодка I-36. Лодка предприняла несколько попыток приблизиться к американской базе на безопасное расстояние, позволяющее осуществить успешный запуск бортового гидросамолёта E14Y1 «Глен» с приемлемой дистанции. Однако все они не увенчались успехом. Минимальное безопасное расстояние, на которое смогла подойти I-36 к Пёрл-Харбору, составило около 300 миль (555.6 км), что более чем на треть превышало нормальный радиус действия E14Y1.
В этих условиях 19 октября 1943 года командир принял решение на запуск «Глена» для разведки американской военно-морской базы. Для экипажа E14Y1 это был «билет в один конец». Тем не менее, экипаж «Глена» выполнил поставленную задачу – осуществил воздушную разведку бухты Пёрл-Харбора и передал по рации данные по составу корабельной группировки противника в базе. До лодки-носителя самолёт естественно не дотянул. Судьба экипажа E14Y1 осталась неизвестной.

Взлетевший с помощью пневматической катапульты E14Y1 «Глен» совершает разворот над субмариной I-19 проекта «Otsu-Gata В1»
В ноябре 1943 года для разведки в районе Гавайских островов привлекли подлодку I-19. Первый разведывательный вылет, совершенный E14Y1 19 ноября, прошел успешно. Самолёт благополучно вернулся на борт субмарины. 25 ноября во время возвращения «Глена» после выполнения воздушной разведки Пёрл-Харбора его носитель – подлодка I-19 была обнаружена и потоплена американским эсминцем «Редфордом».
После этих событий японское командование отказалось от осуществления воздушной разведки американской военно-морской базы в Пёрл-Харборе посредством бортовых гидросамолётов с авианесущих подводных лодок.
Помимо Пёрл-Харбора в течение 1942 года гидросамолёты «Кугишо» E14Y1 вели активную разведку в различных регионах Тихого и Индийских океанов.
В феврале – марте 1942 года в австралийских водах успешно действовала подлодка I-25 под командованием капитана Мейдзи Тагами. Базирующийся на ней E14Y1 осуществил целую серию успешных разведывательных полётов над Сиднеем (17 февраля), Мельбурном (26 февраля), Хобартом на Тасмании (1 марта), Веллингтоном в Новой Зеландии (8 марта) и Оклендом (Новая Зеландия, 12 марта). При возвращении в метрополию была проведена воздушная разведка над островом Сува (архипелаг Фиджи, 18 марта) и Паго-Паго (остров Тутуила).
29 мая 1942 года была произведена повторная воздушная разведка гавани Сиднея гидросамолётом E14Y1 с борта I-21.
Весной и летом 1942 года в западной части Индийского океана успешно действовали авианесущие субмарины I-10 и I-30 в составе 4-ой эскадры подводных лодок. В начале мая E14Y1, базирующийся на I-10, провёл воздушную разведку Дурбана и Порт-Элизабета. «Глен» с борта I-30 совершил облёт Адена (7 мая), Джибути (8 мая), Занзибара и Дар-эс-Салама (19 мая).
В конце мая лодки действовали у побережья Мадагаскара. В ходе разведывательного полёта E14Y1 с I-10 над гаванью Диего-Суареса 29 мая 1942 года была получена необходимая информация для нанесения удара двумя малыми японскими субмаринами по британским кораблям, которая состоялась на следующий день. В результате атаки серьёзные повреждения получил линкор «Рамиллес» (впоследствии его отбуксировали для ремонта в Дурбан) и был потоплен танкер. Одна из участвующих в атаке японских малых (карликовых) подводных лодок была потеряна.

Разведывательный гидросамолёт «Кугишо» E14Y1 готовят к старту на катапульте подводной лодки I-29, 1942 год

Гидросамолёт «Кугишо» E14Y1 стартует с подводной лодки I-29, 1942 год
В апреле – мае 1942 года в разведке прибрежной полосы Алеутских островов применялись гидросамолёты шести авианесущих подводных лодок (I-9, I-15, I-17, I-19, I-25 и I-26). Выполнению поставленной задачи мешала плохая погода и высокая активность кораблей и патрульной авиации противника. В ходе подготовки к запуску E14Y1 на I-19 японская субмарина была замечена американским патрульным самолётом. Во избежание атаки капитан I-19 отдал приказ о срочном погружении, стоящий на палубе лодки гидросамолёт был оставлен на поверхности воды.
Тем не менее, японская субмарина I-19 получила широкую известность не как носитель разведывательного гидросамолёта, а в своём изначальном качестве подводного торпедоносца. 15 сентября 1942 года лодка произвела самый результативный торпедный залп Второй мировой войны. В результате попаданий трёх торпед был потоплен авианосец CV-7 «Уосп» (получивший тяжелые повреждения, пылающий авианосец был добит торпедой с американского эсминца), четвёртой торпедой был повреждён линкор «Южная Каролина», а пятой торпедой был потоплен эсминец «О’Брайен». Шестая торпеда попала в авианосец «Хорнет», но последствия для него были не столь трагичны.
Летом 1942 года субмарина I-17 была направлена для проведения разведки британских военно-морских баз в Коломбо и Тринкомали (остров Цейлон). Однако эффективная противолодочная оборона, созданная англичанами, не позволила лодке I-17 выполнить поставленную задачу. В августе 1943 года при подходе в район запуска E14Y1 для разведки базы Нумеа (остров Новая Каледония) подлодка была обнаружена и потоплена.
Литература:
1. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
2. Платонов А.В. Линейные силы подводного флота – СПб.: ООО «Галея Принт», 1998.
3. Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (часть 2). Морская коллекция №7, 2004.
4. Иванов С.В. Субмарины Японии 1941-1945. Война на море (№31) — Белорецк: ООО «АРС», 2006.
5. Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение). Морская коллекция №7, 2007.
6. Кащеев Л.Б. Японские субмарины во Второй мировой войне. Морская коллекция №2, 2011.
7. Фирсов А. Авиация Японии во второй мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки. Авиационный сборник №4. ЦАГИ,1996.
8. Соломонов Б., Кулагин К. Подводная авиация страны Ямато. Авиамастер №3, 2003.
9. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
10. Чечин А., Околелов Н. Старт из-под воды. Моделист-конструктор№7,8 -2009.
11. Чечин А., Околелов Н. Зловещий «Горный туман». Гидросамолёт Аичи М6А «Сейран» и его предшественники. Журнал «Авиация и Время» № 04 — 06, 2013.
12. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза; ЭКСМО, 2012.
13. Харук А.И. Все гидросамолёты второй мировой. Иллюстрированная цветная энциклопедия – М.: Яуза; ЭКСМО, 2014.
14. Котельников В. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции. Часть-1(Авиационный сборник №10) – 1996.
15. Козырев М., Козырев В. Авиация стран оси во Второй мировой войне – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
16. Брюханов А. Палубная авиация во Второй мировой войне: Иллюстрированный сборник. Части I – IV. – Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
17. Брюханов А. Авиация подводного флота Японии во Второй мировой войне: Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
18. Гусев А.Н. Подводные лодки специального назначения. Построенные корабли и нереализованные проекты — М.: МОРКНИГА, 2013.
19. R.J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific. Putman & Company. London-1970.
20. Robert C. Mikesh. Aichi M6A1 Seiran, Japan’s Submarine-Launched Panama Canal Bomber (Monogram Close-Up 13) – Monogram Aviation Publications. Commonwealth Press Worcester, Massachustts, 1975.
21. Japanese Military Aircraft Illustrated. Vol. 3, Reconnaissance Flying Boat Trainer/Transport — Bunrin-Do Co. Ltd., Tokyo 1983.
22. Robert C. Mikesh & Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941. Putnam Aeronautical Books, London, 1990.
23. Famous airplanes of the world №47. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane – BUNRINDO Co.Ltd, Tokyo 1994.
24. Tadeusz Januszewski. Japanese Submarine Aircraft — Red Series (№ 5103). Mushroom Model Publications, 2002.
25. Ryusuke Ishiguro, Tadeusz Januszewski. Kugisho E14Y GLEN: The Aircraft that Bombed America (White Series) – MMPBooks, 2012.
26. E. R. Johnson. United States Naval Aviation, 1919-1941 — Aircraft, Airships and Ships Between the Wars. McFarland, 2011.
Интернет-ресурсы:

Продолжение следует…

Gabby1 ›
Блог ›
Самые маленькие подводные лодки (Часть-1)

Самые маленькие подводные лодки

Неуловимые «Тюлени»

Подводные лодки типа «Зеехунд» («Тюлень») – это серия сверхмалых подлодок, которые были разработаны в конце Второй Мировой войны. Собирались они на верфях в Киле, Эльбинге и Ульме. Подлодки типа «Зеехунд» за 6-7 секунд могли погрузиться на глубину пять метров. Интересно, что взрывная волна от глубинных бомб таким подлодкам была практически не страшна. Зачастую, взрывной волной «Тюленей» просто отбрасывало в сторону.
Подлодки весили так мало, что изменить угол ее наклона под водой члены экипажа могли, изменив положение своего тела, скажем, наклонившись вперед или назад. Это имело значение, когда обстановку следовало оценить с помощью перископа.

Для маскировки немцы красили «Зеехунды» преимущественно в белый или серый цвет, поскольку большую часть работы подлодки выполняли в северных водах, где нередки глыбы льда. При волнении моря «барашки» тоже белого цвета.
Наибольшей проблемой для экипажа представляло отправление естественных надобностей. Чтобы делать это реже, пищу для моряков готовили по специальной рецептуре, которая замедляла процесс усвоения провианта.

«Зеехунды» было трудно пеленговать, потому мини-подлодки лучше всего подходили для выполнения диверсионных задач. С января по май 1945 года «Зеехунды» потопили девять судов союзников, еще три судна были серьезно повреждены. При этом более трех десятков «Тюленей» было потеряно…

Доведенные до ума трофейные «Зеехунды» были переданы в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Для наших моряков мини-подлодки были в диковинку. А наибольший интерес к субмарине проявили спецназовцы.

Основные характеристики подводной лодки типа «Зеехунд»

Скорость (надводная) 7,7 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Предельная глубина погружения 50 м
Экипаж 2 человека
Водоизмещение подводное 14,9 тонн
Длина наибольшая 11,86 м
Ширина корпуса наибольшая 1,68 м
Средняя осадка 1,28 м
Силовая установка – дизель-электрическая 25 л.с.
Торпедно-минное вооружение 2 × торпеды G7e

Наш первый и единственный «Пигмей»

Самые маленькие подводные лодки
В Советском Союзе первой сверхмалой подводной лодкой можно назвать субмарину «Пигмей». Правда, лодка так и не стала массовой. Был изготовлен лишь один образец, который в годы войны угодил в лапы фашистов.

Работа над проектом началась в 1936 году. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) спроектировало автономную подводную лодку «Пигмей».
Был изготовлен опытный образец. В 1937 году в Ленинграде заложили несколько лодок, но все они не были достроены.

На Чёрном Море лодка проходила испытания с октября 1936 года, по кодовым названием «Подводная лодка Остехбюро», и командовал ей старший лейтенант Б.А.Успенский.

Как можно догадываться (как я писал, архивы, всё ещё, засекречены), испытания прошли неудачно. И проект забросили. А саму лодку бросили догнивать в Балаклаве. В чём заключались претензии к субмарине, по вышеозначенным причинам неизвестно.

Владимир Иванович Бекаури.

Для главного конструктора лодки Владимира Ивановича Бекаури, неудача с испытаниями не прошла даром, и, вскоре, он был арестован как враг народа и в 1938 году расстрелян (в 1956 году посмертно реабилитирован).

Расстрелян по «делу», сфабрикованному сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро неким А.П. Грунским, решившим. что Бекаури с сотрудниками «проводил … вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов … подводных лодок, в результате чего запроектированные… ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Зачем привожу фамилию этого Грунского? Таких надо знать, именно такие грунские 2000 лет назад орали «Распни его!», потом расстреливали конструкторов за технические недоработки (тем самым нанося реальный вред нашей стране), а сейчас борются с гомофобами и сажают в тюрьмы Будановых и Квачковых.
Остехбюро распустили.
Кстати говоря, в СССР не сохранилось ни каких данных о боевых действиях подводной лодки Пигмей. Неизвестно, кто на ней воевал, и воевал ли, и как она попала в руки немцев. То ли её захватили на месте её стоянки в Балаклаве, (тогда почему тонули корабли непонятно) то ли в результате борьбы с ней, немцам удалось как то выгнать субмарину на поверхность и захватить.
Самые маленькие подводные лодки
После захвата, немцы хотели отправить Пигмей в Германию. В начале, её видимо, хотели буксировать по морю до Румынии или Болгарии, но, в ходе буксировки минисубмарина затонула на глубине 40 метров, неподалёку от Феодосии. Где её и нашли дайверы.
Кстати говоря, фото представленные в этой статье сделаны не в СССР, а итальянцами и были найдёны в итальянских архивах.

Характеристики АПЛ «Пигмей»:
Длина 16 м
Ширина 2,6 м
Водоизмещение 18,6 тонн
Скорость 6 узлов
Запас хода: 290 миль
Глубина погружения 30 м
Экипаж: 4 человека
Вооружениe – торпедные аппараты
Пулемет – 7,62-мм

«Тритоны» — лодки водолазов-разведчиков

Сверхмалые подводные лодки проекта 908 «Тритон-2» состояли на вооружении флота с 1975 года по 1990-е годы. «Тритоны» патрулировали акватории портов, доставляли и эвакуировали водолазов-разведчиков. Всего было построено 13 подводных лодок этого проекта.

Прототип (Тритон-1)

Корпус «Тритона» выполнен из алюминиевого-магниевого сплава и рассчитан на глубину погружения 40 метров. В носовой кабине размещались два члена экипажа. В кормовой кабине были места для водолазов-разведчиков.

Основные характеристики подлодки «Тритон»

Разработчик проекта ЦПБ «Волна»
Скорость (подводная) 5 узлов
Рабочая глубина погружения 40 м
Автономность плавания 60 миль
Экипаж 2 + 4 водолаза
Водоизмещение надводное 5,7 тонн
Водоизмещение подводное 15,5 тонн
Длина наибольшая 9,5 м
Ширина корпуса 1,9 м
Силовая установка – электродвигатель, 11 л. с.

Макетный образец сверхмалой подводной лодки «Тритон-2М» был построен к 1966 году. В этом же году были проведены первые испытания. В целом лодка показала себя хорошо. В итоге было решено приступить к проектированию головного образца шестиместной сверхмалой подводной лодки «Тритон-2» и еще одного аппарата — «Тритон-1М», для двух человек.

1 — электромоторный отсек
2 — кормовая кабина легководолазов
3 — аккумуляторная яма
4 — приборный отсек
5 — носовая кабина
6 — пульт приборов управления
7 — проницаемая носовая оконечность

Всего было выпущено 13 подводных лодок «Тритон-2». Они состояли на вооружении ВМФ РФ и Украины. Двухместных подводных лодок «Тритон-1М» было создано 32 единицы.
Большинство из них было списано в 1980-х годах

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» — проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.
Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Дальность плавания под водой экономическим ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении — 1000 миль.
Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.
Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».
Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Основные характеристики:
Скорость (надводная) 6 узлов
Скорость (подводная) 6,7 узлов
Рабочая глубина погружения 180
Предельная глубина погружения 200
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 3 + 6 водолазов
Размеры
Водоизмещение надводное 218 т
Водоизмещение подводное 319 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 28,3 м
Ширина корпуса наиб. 4,7 м
Высота 5,1 м
Средняя осадка (по КВЛ) 3,9 (средняя)
Силовая установка
дизель + электродвигатель, 220 л. с.
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 2 400-мм торпеды, 4 мины ПМТ

Одна из подводных лодок проекта принимала участие в съёмках российского художественного фильма «Особенности национальной рыбалки».

PS В ходе расследования в США был задержан некий Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России сверхмалую подводную лодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась.

Подводный буксировщик «Сирена»

Сверхмалая подводная лодка «Сирена» создавалась параллельно с «Тритоном». Проект разрабатывался ленинградским кораблестроительным институтом. Макетный образец двухместного аппарата был готов к июлю 1958 года. Испытывали его поначалу в бассейне. Очень долго не могли сделать кабину удобной для членов экипажа, она была слишком тесной, люди быстро утомлялись.
Установочную партию «Сирен» из десяти аппаратов изготовили в 1962 году. Но после испытаний их снова отправили на доработку, закончившуюся в мае 1963 года. Тогда же в Рижском заливе прошли испытаний, во время которых «Сирены» выпускались из подводной лодки на ходу и без хода.
29 марта 1965 года носитель водолазов-разведчиков «Сирена» был принят на вооружение.
Технические характеристики субмарины «Сирена»
Водоизмещение 1644 кг
Длина (с контейнером) 11300 мм
Диаметр 532 мм
Полезная нагрузка 460 кг
Глубина погружения 40 м
Срок пребывания под водой – 3 часа
Дальность плавания максимальная 8 миль
Скорость максимальная 4 узла
Экипаж – два человека
Двигатель
электрический, питание от АБ
Мощность двигателя, 3,1 л. с.

Самые маленькие подводные лодки (Часть-2)

Если Вам действительно понравилась данная запись, поделитесь с друзьями.

Самые интересные лодки со всего мира

18 Июня 2014

Небольшая коллекция плавательных средств, лодок, в нашем современном мире. Которая показывает, что во многих местах использования этого старинного способа передвижения по воде, так и не начали пользоваться современными технологиями.

Венеция, Италия. В XVIII веке по каналам города плавало несколько тысяч гондол. Тогда же были законодательно закреплены форма и размеры лодок. С тех пор они не менялись.

Гонконг. Каждое лето в Гонконге проводят традиционный фестиваль лодок-драконов.

Эс-Сувейра, Марокко. Единственные, кто трудятся в городке, – рыбаки, которые на своих ярко-синих лодках (их у причала – сотни!) уходят в море уже в пять утра.

Озеро Титикака, Боливия. Тростниковые лодки, на которых аборигены плавают по озеру, стали прототипом знаменитого тростникового плота Тура Хейердала.

Таиланд. Тайские длиннохвостые лодки «лонгтейл» очень маневренны.

Крит, Греция.

Мьянма. Жители деревень близ озера Инле управляют веслом ногой, а не руками.

Джакарта, Индонезия. Местные рыбаки весь улов сдают на рынок Сунда Келапа, расположенный в старейшем одноименном порту столицы.

Штат Гоа, Индия. Традиционная индийская лодка на пляже Гоа.

Индия

Штат Гоа, Индия. Для устойчивости узкие лодки снабжают «поплавком».

Мехико, Мексика. Прогулочные лодки, на которых сегодня катают туристов по древним каналам, прорытым еще ацтеками.

Япония. Нагаторо – небольшие речные лодки, предназначенные для перевозки грузов и людей.

Мальдивы. Лодки «дхони» используются для небольших прогулок. Местные уже давно усовершенствовали их, поставив дизельный двигатель.

Эквадор. Такие лодки-долбленки изготавливают из цельного дерева. Работа занимает примерно 3-4 недели.

Бали, Индонезия

Бали, Индонезия. Традиционные узкие балийские лодки снабжены по бокам полыми бамбуковыми стволами для устойчивости.

Порту, Португалия. Эти лодки используют для транспортировки молодого вина вниз по реке Доро к Порту и району Вилла-Нова-де-гайя.

Остров Камигин, Филиппины. Лодка, используемая на островах, называется «дхони».

Китай. Китайская лодка сампан – плоскодонка, чье название в переводе означает «три доски».

Мальта. В любой гавани острова можно увидеть лодки, раскрашенные определенным образом.

Мальта. На носу лодок всегда рисуют глаза, которые призваны оградить рыбаков от различных опасностей. Считается, что это глаза Осириса.

Мальта.

Варанаси, Индия. Многие лодки выкрашены в голубой и синий цвет. В индуизме они считаются божественными.

Гонконг. Aqua Luna – старинная пиратская лодка с сотканными вручную парусами.

Лондон, Великобритания. В XIX веке у причалов города швартовалось одновременно 600 кораблей. При этом воровство грузов достигло таких масштабов, что именно здесь была создана первая речная полиция.

Шотландия, остров Малл. Столица острова Тобермори был основан в 1788 году как портовый город.

Сербия. Небольшие прогулочные лодки ходят по Дунаю почти круглый год.

Норвегия. Корабли викингов назывались драккары и были длинными и узкими.

Бодрум, Турция. Прогулка на традиционных турецких гюлетах – одно из самых популярных развлечений на морских курортах страны.

Фантхиет, Вьетнам. На круглых лодках-джонках здешние рыбаки ходят в море уже много веков.

Вьетнам. В этой стране лодки – не только средство передвижения, это неотъемлемая часть культуры. В них живут, торгуют, отправляются в гости.

Вьетнам

Хой Ан, Вьетнам.

Эко-отель в Швейцарии >

Подводная лодка «I-1»

Серия патрульных океанских подводных лодок типа «Junsen-1» состояла из 4 единиц («I-1» — «I-4»), построена на верфи «Kawasaki» и принята в строй в 1926-1929 гг. Все лодки погибли в 1942-1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 2 тыс. т. полное – 2,1 тыс.т., подводное – 2,8 тыс. т.; длина – 94 м, ширина – 9,2 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность 6/2,6 тыс. л.с. скорость – 18 узл.; дальность плавания – 24 тыс.миль; запас топлива – 175 т. соляра; экипаж – 92 человека. Вооружение:2х1 – 140-мм орудие; 2х1 – 7,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 20 торпед.

Подводная лодка «I-5»

Подводная патрульная океанская лодка «I-5» типа «Junsen-1m» была построена на верфи «Kawasaki» и принята в строй в 1932 г. Лодка погибла в 1944 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 2,1 тыс. т. полное – 2,2 тыс.т., подводное – 2,9 тыс. т.; длина – 94 м, ширина – 9,1 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность 6/2,6 тыс. л.с. скорость – 18 узл.; дальность плавания – 24 тыс. миль; запас топлива – 160 т. соляра; экипаж – 93 человека. Вооружение: 1х1 – 140-мм орудие; 2х1 – 7,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 20 торпед.

Подводная лодка «I-6»

Подводная патрульная океанская лодка «I-6» типа «Junsen-2» была построена на верфи «Kawasaki» и принята в строй в 1935 г. Лодка погибла в 1944 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 1,9 тыс. т. полное – 2,2 тыс.т., подводное – 3,1 тыс. т.; длина – 92 м, ширина – 9,1 м; осадка – 5,3 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность 8/2,6 тыс. л.с. скорость – 20 узл.; дальность плавания – 20 тыс.миль; запас топлива – 190 т. соляра; экипаж – 97 человек. Вооружение: 1х1 – 127-мм орудие; 1х1 – 13,2-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 17 торпед.

Подводная лодка «I-8»

Патрульные подводные океанские лодки «I-7» и «I-8» типа «Junsen-3» были построены на верфях «Kure KK», «Kawasaki» и приняты в строй 1937-1938 гг. Лодки погибли в 1943 и 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 2,2 тыс. т. полное – 2,5 тыс.т., подводное – 3,5 тыс. т.; длина – 103 м, ширина – 9,1 м; осадка – 5,3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность 11,2/2,8 тыс. л.с. скорость – 23 узл.; дальность плавания – 14 тыс. миль; запас топлива – 230 т. соляра; экипаж – 100 человек. Вооружение: 1х1 – 140-мм орудие; 1х2 – 25-мм зенитных автомата; 1х1 и 2х1– 13,2-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 21 торпеда.

Подводная лодка «44-go» (I-51)

Океанская подводная лодка «I-51» типа «Kaidai» была построена в качестве опытной на верфи «Kure K K» и принята в строй в 1924 г. В 1930-1939 гг. использовалась в качестве учебной. Лодка погибла в 1941 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 1,5 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 87 м, ширина – 8,8 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность 5,2/2 тыс. л.с. скорость – 20 узл.; дальность плавания – 20 тыс.миль; запас топлива – 160 т. соляра; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 – 120-мм орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды.

Подводная лодка «I-52»

Океанская подводная лодка «I-52» типа «Kaidai-2» была построена в качестве опытной на верфи «Kure K K» и принята в строй в 1925 г. В 1940-1942 гг. использовалась в качестве учебной. В 1945 г. лодка сдалась Великобритании, списана в 1948 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 1,5 тыс.т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 94,6 м, ширина – 7,6 м; осадка – 5,1 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность 6,8/2 тыс. л.с. скорость – 22 узл.; дальность плавания – 10 тыс. миль; запас топлива – 110 т. соляра; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 – 120-мм орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды.

Подводная лодка «I-53»
Подводная лодка «I-58»
Подводная лодка «I-55»
Подводная лодка «I-59»
Подводная лодка «I-64»
Подводная лодка «I-65»
Подводная лодка «I-68»
Подводная лодка «I-70»
Подводная лодка «I-75»

Океанские подводные лодки «I-74» и «I-75» типа «Kaidai-6b» были построены на верфях «Sasebo K», «Mitsubishi» и приняты в строй в 1938 г. Обе лодки погибли 1944 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 1,8 тыс.т., подводное – 2,7 тыс. т.; длина – 98,4 м, ширина – 8,2 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность — 9/1,8 тыс. л.с. скорость – 23 узл.; дальность плавания – 14 тыс. миль; запас топлива – 230 т. соляра; экипаж – 84 человека. Вооружение: 1х1 – 120-мм орудие; 1х2 – 13,2-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Подводная лодка «I-76»
Подводная лодка «I-16»
Подводная лодка «I-47»
Подводная лодка «I-48»
Подводная лодка типа «Hei-Gata C-3»
Подводная лодка «I-41»

Серия океанских подводных лодок типа «Otsu-Gata B-2» состояла из 6 единиц («I-40» — «I-45»), построенных на верфях «Kure K K», «Yokosuka K K», «Sasebo K K» и принята в строй в 1943-1944 гг. Все субмарины погибли во время войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 2,2 тыс. т., полное – 2,6 тыс.т., подводное – 3,7 тыс. т.; длина – 102,4 м, ширина – 9,3 м; осадка – 5,2 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 11/2 тыс. л.с. скорость – 23,5 узл.; дальность плавания – 14 тыс. миль; запас топлива – 220 т. соляра; экипаж – 100 человек. Вооружение: 1х1 – 140-мм орудие; 1х2 – 25-мм зенитный автомат; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 17 торпед.

Подводная лодка «I-15»
Подводная лодка «I-19»
Подводная лодка «I-21»
Подводная лодка «I-26»
Подводная лодка «I-30»
Подводная лодка «I-54»
Подводная лодка «I-202»
Подводная лодка «I-10»
Подводная лодка «RO-56»
Подводная лодка «RO-57»
Подводная лодка «RO-58»
Подводная лодка «RO-60»
Подводная лодка «RO-63»
Подводная лодка «RO-64»
Подводная лодка «RO-68»

Серия средних подводных лодок типа «Vickers L-4» состояла из 9 единиц («RO-60» — «RO-68»), построенных на верфи «Mitsubishi» и принятых в строй в 1923-1927 гг. 3 лодки после капитуляции были затоплены в 1946г, остальные погибли во время войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс.т., подводное – 1,3 тыс. т.; длина – 74,1 м, ширина – 7,4 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,4/1,6 тыс. л.с. скорость – 16,5 узл.; дальность плавания – 7 тыс. миль; запас топлива – 75 т. соляра; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 7,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Подводная лодка «RO-31»

Из серии средних подводных лодок типа «Kai-Toku-Chu» к началу войны в строю осталось 3 единицы «RO-30», «RO-31», «RO-32»), построенных на верфи «Kawasaki» и принятых в строй в 1923-1927 гг. Все субмарины погибли во время войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное –0,6 тыс.т., подводное – 1 тыс. т.; длина – 74,2 м, ширина –6,1 м; осадка – 3,7 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,2 тыс. л.с. скорость – 13 узл.; дальность плавания – 8 тыс. миль; запас топлива – 116 т. соляра; экипаж – 43 человека. Вооружение: 1х1 – 120-мм орудие; 1х1 – 7,7-мм пулемет; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Подводная лодка «RO-27»

Подводная лодка «RO-33»

Средние подводные лодки «RO-33» и «RO-34» типа «Kaichu-5» были построены на верфях «Kure K K», «Mitsubishi» и приняты в строй в 1935-1937 гг. Лодки погибли в 1942 и 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 0,7 тыс.т, полное – 0,9 тыс.т., подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 71,5 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,9/1,2 тыс. л.с. скорость – 19 узл.; дальность плавания – 8 тыс. миль; запас топлива – 95 т. соляра; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 13,2-мм пулемет; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 10 торпед.

Подводная лодка «Ro-46»
Подводная лодка «RO-101»

Серия средних подводных лодок типа «Kai-Sho» состояла из 18 единиц («RO-100» — «RO-117»), построенных на верфи «Kure K K», «Kawasaki» и принятых в строй в 1942-1944 гг. Все лодки погибли во время войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 525 т., полное – 621 т., подводное – 782 т.; длина – 57,4 м, ширина – 6 м; осадка –3,5 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,1/0,8 тыс. л.с. скорость – 14,2 узл.; дальность плавания – 3,5 тыс. миль; запас топлива – 35 т. соляра; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х2 – 25-мм зенитный автомат; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Подводная лодка «I-13»
Подводная лодка «I-14»

Подводные авианосцы «I-13» и «I-14» типа «Kai-Ko-Taka AM» были построены на верфи «Kawasaki» и приняты в строй в 1944 и 1945 г. Лодки имели рубку-ангар для размещения 2 гидросамолетов, катапульту и по два крана для подъема самолетов. Лодка «I-13» погибла в 1945 г, а «I-15» — после капитуляции списана в 1946 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 2,6 тыс. т., полное – 3,6 тыс.т., подводное – 4,8 тыс. т.; длина – 108,4 м, ширина – 11,7 м; осадка – 5,9 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/0,6 тыс. л.с. скорость – 16,7 узл.; дальность плавания – 21 тыс. миль; запас топлива – 180 т. соляра; экипаж – 114 человек. Вооружение: 1х1 – 140-мм орудие; 2х3 и 1х1 – 25-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед; катапульта, 2 гидросамолета.

Подводная лодка «I-400»
Подводная лодка «I-401»

Подводные авианосцы «I-400», «I-401» и «I-402» типа «Sen-Toku» были построены на верфях «Kure K K», «Sasebo K K» и приняты в строй в 1944-1945 г. Лодки имели рубку-ангар длиной 34 м. для размещения 3 гидросамолетов, катапульту и кран для подъема самолетов. Лодки после капитуляции США в 1945 г. были затоплены в 1946 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 3,5 тыс. т., полное – 5,2 тыс.т., подводное – 6,6 тыс. т.; длина – 116 м, ширина – 12 м; осадка – 7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 4 электродвигателя; мощность – 7,7/2,4 тыс. л.с. скорость – 18,7 узл.; дальность плавания – 30 тыс. миль; запас топлива – 780 т. соляра; экипаж – 144 человек. Вооружение: 1х1 – 140-мм орудие; 3х3 и 1х1 – 25-мм зенитных автомата; 7 – 533-мм торпедных аппаратов; 20 торпед; катапульта; 3 гидросамолета.

Подводная лодка «I–351» («Sen-Ho»)

Лодка-заправщик была построена на верфи «Kure K K» и принята в строй в 1945 г. Она предназначалась для заправки в открытом море больших гидросамолетов. Лодка-танкер несла до 365 т авиабензина, 15 т авиационного боезапаса (торпед и бомб) и 11 т. пресной воды. Одновременно лодка могла заправлять 3 гидросамолета. Лодка погибла через полгода после принятия на вооружение. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 2,7 тыс. т., полное – 3,5 тыс.т., подводное – 4,3 тыс. т.; длина – 107 м, ширина – 10,2 м; осадка – 6,1 м; глубина погружения – 90 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,7/1,2 тыс. л.с. скорость – 15,8 узл.; дальность плавания – 13 тыс. миль; запас топлива – 780 т. соляра; экипаж – 77 человек. Вооружение: 4х1 – 80-мм миномета; 3х2 и 1х1 – 25-мм зенитных автомата; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды.

Подводная лодка «I-370»

Серия транспортных подводных лодок типа «Tei-Gata» состояла из 12 единиц («I-361» — «I-372»), построена на верфях «Kure K K», «Mitsubishi», «Yokosuka K K» и принятая в строй в 1944 г. Лодка могла перевозить 63 т. груза внутри или 110 человек десанта, а также 20 т. на палубе или 5 управляемых торпед. 4 лодки капитулировали США в 1945 г, а в 1946 г. были затоплены, остальные субмарины погибли в период войны. Существовал вариант лодки типа «Tei-Gata-2» под обозначением «I-373», который мог нести 100 т груза, или 150 т авиабензина, а также 10 т. груза закрепленного на палубе. Лодка была введена в эксплуатацию в 1945 г. и через 4 месяца погибла. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 1.8 тыс. т., подводное – 2,2 тыс. т.; длина – 70,5 м, ширина – 8,9 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,9/1,2 тыс. л.с. скорость – 13 узл.; дальность плавания – 15 тыс. миль; запас топлива – 220 т. соляра; экипаж – 75 человек. Вооружение: 1х1 – 140-мм орудие; 2х1 – 25-мм зенитных автомата; 2-533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Подводная лодка «I-53» типа С-3
Подводная лодка «I-55» типа С-3

Серия океанских военных транспортных подводных лодок Типа С-3 была построена в 1942-1943 гг. компанией «Mitsubishi Corporation» из трех единиц, получивших обозначение «I-52 «, «I-53» и «I-55». Подлодка «I-55» и погибла через три месяца (14 июля 1944 г.), после спуска на воду. «I-53» была переоборудована для несения шести человеко-торпед камикадзе «Кaiten», успешно воевала, пережила войну, капитулировала. Была разоружена и расстреляна в качестве мишени ВМС США в 1946 г. «I-52» погибла 23 апреля 1944 г. после атаки американских торпедоносцев у островов Зеленого мыса при осуществлении сверхдальнего похода (22 тысячи км) из Японии во Францию. ТТХ лодки: надводное водоизмещение — 2,5 тыс. т, подводное — 3,6 тыс. т; длина — 109 м, ширина – 9 м, осадка – 5,1 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки — 2 дизельных двигателя мощностью 4,7 тыс. л.с., один электродвигатель мощностью 1,2 тыс. л.с; скорость в надводном положении — 18 узл., в подводном — 6,5 узл.; запас хода – 50 тыс. км при средней скорости хода в 12 узл.; экипаж – 94 человека. Вооружение: 6 торпедных аппаратов диаметром 533 мм, 19 торпед; два 140-мм орудия; спаренный 25-мм зенитный автомат.

Подводные лодки » HA-102″, «HA-104″ и » HA-101″

Серия малых подводных транспортных лодок типа «Sen-Yuso-Sho» состояла из 10 единиц («HA-101» — «HA-109», «HA-111»), построенных на верфях «Kawasaki», «Mitsubishi» и принятых в строй в 1944-1945 гг. Лодка могла перевозить 60 т груза. Все лодки капитулировали США в 1945 г, а в 1946 г. были затоплены. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное – 370 т., полное – 429 т., подводное – 493 т.; длина – 42,2 м, ширина – 6 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 95 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 400/150 л.с. скорость – 10 узл.; дальность плавания – 3 тыс. миль; запас топлива – 45 т. соляра; экипаж – 21 человек. Вооружение: 1х1 – 25-мм зенитный автомат.

Подводная лодка «YU-1»

Малые транспортные подводные лодки Японской армии «YU-1», «YU-10» и «YU-12» были построены на верфи «Hitach» и приняты в строй в 1943-1944 гг. Лодка могла перевозить 40 т груза. После капитуляции в 1945 г., лодки были затоплены в 1946 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 273 т., подводное – 370 т.; длина – 39,5 м, ширина – 3,9 м; осадка – 3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и электродвигатель; мощность – 400/75 л.с. скорость – 10 узл.; дальность плавания – 1,5 тыс. миль; запас топлива – 30 т. соляра; экипаж – 13 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм зенитный автомат.

Подводная лодка «YU-1001»

Малые транспортные подводные лодки Японской армии «YU-1001», «YU-1007», «YU-1011», «YU-1013» и «YU-1014» были построены на корейской верфи «Chosen» и приняты в строй в 1944-1945 гг. Лодка могла перевозить 40 т груза. После капитуляции в 1945 г. лодки были затоплены в 1946 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 392 т., подводное – 479 т.; длина – 49 м, ширина – 5 м; осадка – 2,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 700/75 л.с. скорость – 12 узл.; дальность плавания – 1,5 тыс. миль; запас топлива – 35 т. соляра; экипаж – 25 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х1 – 7,7-мм пулемет.

Подводная лодка типа «Ko-hyoteki»

Серия сверхмалых подводных лодок типа «Ko-hyoteki» (тип А) состояла из 59 единиц. Первые лодки («НА-1» и «НА-2», построенные на верфях «Mitsubishi» и «Kure K K») были прототипами и приняты в строй в 1936 г. Серийные лодки («НА-3» – «НА-52», «НА-54» — «НА-61») были построены на верфи «Ourazaki» и приняты в строй в 1938-1942 гг. Лодки к месту действия доставлялись подводными или надводными транспортами. В период войны 19 лодок погибло, остальные были затоплены в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 45,3 т., подводное – 47 т.; длина – 24 м, ширина – 1,9 м; высота – 3 м; осадка – 1,9 м; глубина погружения – 30 м; энергетические установки – электродвигатель; мощность – 600 л.с. скорость надводная – 23 узл., подводная — 19 узл.; дальность плавания – 80 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 2 – 450-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Подводная лодка типа «Hei-Hyoteki»
Подводная лодка «HA-69»

Серия сверхмалых подводных лодок типа «Hei-Hyoteki» (тип С) являлась улучшенной версией типа «Ko-hyoteki» и состояла из 15 единиц («НА-21» — «НА-76»), построенных на верфях «Ourazaki» и «Kure K K и принятых в строй в 1943 -1944 гг. В период войны 8 лодок погибло, остальные были затоплены в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение подводное – 49 т.; длина – 25 м, ширина – 1,9 м; высота – 3 м; осадка – 1,9 м; глубина погружения – 30 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 40/600 л.с. скорость надводная – 7 узл., подводная — 19 узл.; дальность плавания – 350 миль; запас топлива – 0,5 т. соляра; экипаж – 3 человека. Вооружение: 2 – 450-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Подводные лодки типа «Tei-Hyoteki» (Koryu)

К окончанию войны было завершено строительство 115 сверхмалых подводных лодок типа «Tei-Hyoteki» (тип D). Лодки являлись дальнейшем развитием типа «Ko-hyoteki» и были приняты в строй в 1945 г. Субмарины собирались на верфях «Ourazaki», «Harima», «Hitachi», «Kawasaki», «Kure K K», «Maizuru K K», «Mitsubishi», «Mitsui», «Niigata», «Yokosuka K K» из 5 готовых секций. Известны случаи, когда при отсутствии торпед, лодки оснащались взрывчаткой весом до 600 кг. и использовались камикадзе. ТТХ лодки: водоизмещение подводное – 59,3 т.; длина – 26,3 м, ширина – 2 м; высота – 2 м; осадка – 1,9 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 150/500 л.с. скорость надводная – 8 узл., подводная — 16 узл.; дальность плавания – 1 тыс. миль; запас топлива – 4,5 т. соляра; экипаж – 5 человек. Вооружение: 2 – 450-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Подводные лодки типа «Kairyu»

К окончанию войны было завершено строительство 213 сверхмалых подводных лодок типа «Kairyu». Лодки были приняты в строй в 1945 г. Субмарины собирались на верфях «Kawaminami», «Hitachi», «Osaka», «Mitsubishi», «Uraga», «Shimonoseki», «Hayashikane», «Hakodate Dock», «Fujinagata», «Yokosuka K K» из 3 готовых секций. Известны случаи, когда при отсутствии торпед, лодки оснащались взрывчаткой весом до 600 кг. и использовались камикадзе. ТТХ лодки: водоизмещение подводное – 19 т.; длина – 17,3 м, высота – 1,3 м; осадка – 1,3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – бензиновый двигатель и электродвигатель; мощность – 85/80 л.с. скорость надводная – 8 узл., подводная — 10 узл.; дальность плавания – 450 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 2 – 450-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Смотри также Тайны подлодки с золотом.

Глава 33. Сверхмалые подводные лодки

В 1943—44 годах немцы, постепенно сдававшие свои позиции на морях под ударами союзных флотов, начали обращаться к тактике «малой войны». По мнению их военных теоретиков, небольшие штурмовые отряды, снабженные различным специальным оружием, могли нанести серьезный ущерб английскому флоту в его базах. Основанием такому суждению послужили значительные успехи, которых в начале второй мировой войны добились итальянские и британские морские диверсанты — боевые пловцы. Подобная тактика получила полное одобрение со стороны Деница, являвшегося ярым сторонником применения сверхмалых подводных лодок.

Вначале немцы, находившиеся под впечатлением конструкции японских сверхмалых подлодок (впервые примененных для атаки на Перл-Харбор в декабре 1941 года), попытались приобрести разработки инженеров Страны Восходящего солнца, однако их союзники ревниво оберегали свои тайны. Поэтому прошло еще два года, прежде чем в Германии сумели создать первый образец отечественной мини-подлодки. Главным предназначением этих небольших, дешевых и малозаметных средств стало отражение предполагаемого вторжения англичан и американцев на север Франции.

В конце 1943 года в приморском городке Хайлигенхафен началось формирование нескольких флотских отрядов, получивших общее название «соединений К» (от термина Kleinkampfverbaende — соединения малого боя). В состав подобных формирований должны были войти группы боевых пловцов, человекоуправляемых торпед, сверхмалых подлодок и взрывающихся катеров. В целом мысль моряков Третьего Рейха двигалась в направлении, параллельном Японии, за исключением того, что экипажи подобных средств не должны были погибать вместе с противником.

На первом этапе численность личного состава отряда «К» составляла 30 человек, его командиром был назначен кадровый офицер-подводник Хельмут Хейе (Hellmut Heye) — впоследствии вице-адмирал. К весне 1944 года количество матросов и офицеров возросло настолько, что стало возможным формирование трех групп по 23 человека в каждой. Группы получили названия МЕК (Marine Einsatzkommando — морской оперативный отряд) и номера — соответственно 60, 65 и 71.

Рис. 175. Подводная лодка «Hecht».

В январе 1944 года в отряд доставили две трофейные английские сверхмалые подлодки типа ХЕ, захваченные во время проведения ими операции против линкора «Тирпиц» в Норвегии. На основе проекта английских лодок судостроительная фирма «Gluckauf» выпустила небольшое количество двухместных лодок XXVII серии «Hecht» («Щука»). Как и британский прототип, «Хехт» имела только электродвигатель и несла одну мощную мину, предназначенную для скрытой установки вблизи днища корабля противника. Мина находилась в носовой части корпуса, в отделяемом контейнере. Электродвигатель мощностью 13 л. с. обеспечивал лодке дальность плавания 90 миль, однако после установки тяжелого гирокомпаса она упала до 38 миль 4-х узловым ходом. Водоизмещение лодки было 11,8 тонн; длина 10,4 и ширина 1,7 метров. В целом корабль унаследовал все недостатки английских лодок. Хотя немцы построили 53 лодки типа «Хехт», в боях они не участвовали, а использовались лишь в учебных целях.

Рис. 176. Компоновочная схема лодки «Hecht»: 1 — электродвигатель; 2 — перископ с обтекателем; 3 — шахта входного люка; 4 — гирокомпас; 5 — аккумуляторы; 6 — отделяющийся контейнер; 7 — торпеда; 8 — уравнительная цистерна.

Впоследствии немцы решительно отказались от применения мин, бывших оружием англичан и итальянцев, и в качестве основного — наступательного — вооружения стали применять 533-мм торпеду G 7Е с электродвигателем. Для уменьшения отрицательной плавучести небольших суденышек с G 7Е демонтировали половину тяжелых аккумуляторных батарей. А в освободившейся от мины носовой части подлодки разместили дополнительные аккумуляторы. Вооружение сверхмалых лодок торпедами позволило осуществлять атаки на корабли противника, стоящие на рейдах, а также на прибрежные конвои и десантные суда.

Поскольку испытания и эксплуатация лодок типа «Хехт» выявили множество недостатков конструкции, а применение единственной сбрасываемой мины (затем — торпеды), не могло быть достаточно эффективным, в 1944 году началось проектирование одноместной сверхмалой подлодки типа «Molch» («Тритон»). Как и «Хехт», она оснащалась исключительно электродвигателем и по своей конструкции принципиально не отличалась от предыдущей серии.

Рис. 177. Компоновочная схема лодки «Molch»: 1 — кормовая оконечность; 2 — электромоторный отсек; 3 — шахта входного люка; 4 — перископ; 5 — труба нактоуза; 6 — отсек управления; 7 — аккумуляторный отсек; 8 — аккумуляторы; 9 — носовая балластная цистерна; 10 — торпеды; 11 — электродвигатель; 12 — горизонтальный руль; 13 — отсеки жизнеобеспечения.

Стенки цилиндрического прочного корпуса (длина — 10,8, диаметр — 1,14 метров) выполнялись из 3–3,5-мм стальных листов. В носовой части размещалась главная балластно-дифферентная цистерна длиной 0,85 метра. За ним находился длинный, на две трети длины корпуса, аккумуляторный отсек (свыше 4 метров). В нем размещались 14 торпедных аккумуляторов, объединенных в одну батарею, а также бортовые цистерны со сжатым воздухом — для компенсации отрицательной плавучести торпед. В третьем отсеке длиной около 1,35 метра размещалось пилотское кресло и основные органы управления. Шахта входного люка была совмещена с миниатюрной ходовой рубкой, снабженной иллюминаторами и выдвижным перископом высотой 1,5 метра. Наконец, в кормовом отсеке полуметровой длины располагался электромотор, а также баллоны со сжатым воздухом и кислородом. В качестве дополнительного двигателя могли использоваться моторы электроторпед G 7Е, подвешенных в днищевых выемках прочного корпуса.

Производство лодки развернули в июле 1944 года — в отличие от своей предшественницы, «Мольх» строили большой серией: 390 единиц.

Рис. 178. Подводная лодка «Seehund».

Тем временем был создан проект третьей серии (XXVIIB) сверхмалых подлодок типа «Seehund» («Морская собака»). Ее характеристики были значительно улучшены за счет увеличения водоизмещения более чем на 3 тонны (оно составило почти 15 тонн). Длина лодки 12 метров, ширина 1,7 метра, экипаж 2 человека. Прочный корпус изготавливался из 5-мм стального листа. Рабочая глубина погружения достигла 30 метров, экстренная в два раза больше. Одним из наиболее ценных качеств лодок этого типа являлось рекордно короткое время погружения: всего 5 секунд, в то время как большие лодки традиционной конструкции тратили на этот процесс 45–60 секунд. Дизель отключался после закрытия впускного клапана шнорхеля, а электромотор включался уже в подводном положении. Благодаря этому «Зеехунд» мог легко уклоняться от ударов противолодочной авиации, моментально уходя на глубину. Подъем на поверхность осуществлялся двумя способами: вытеснением воды из балластных цистерн воздухом из баллонов высокого давления, либо динамическим способом — выхлопными газами включенного еще под водой дизельного мотора.

«Зеехунд» под дизелем мощностью 60 л. с., на скорости 7 узлов проходил 300 миль (с использованием шнорхеля). На электромоторе (мощность 25 л. с.) 3-х узловым ходом он проплывал 63 мили. Максимальная скорость под дизелем достигала 7,7 узла, на электромоторе — 6 узлов. В распоряжении экипажа находились перископ, гирокомпас и шнорхель новой конструкции (подобный примененному на больших лодках XXI серии). Вместо одной торпеды G 7Е лодка была вооружена двумя, частично утопленными в продольные выемки корпуса по бортам. Первые лодки серии XXVIIB были спущены на воду в сентябре 1944 года.

К этому времени «второй фронт» стал реальностью, а северное побережье Франции было очищено от немцев. Перед кригсмарине встала задача действий на коммуникациях противника в Ла-Манше с пунктов базирования удаленных на восток, к границам рейха. Поэтому базой первой группы «Зеехундов» стал Эйменден (Нидерланды). В первом походе, состоявшемся в конце декабря в сложных метеоусловиях, погибли 16 лодок из 18, вышедших в море. Во время второго патрулирования не было потеряно ни одной лодки, но закончилось оно безрезультатно. Первые победы новые корабли одержали только зимой 1945 года. В феврале они потопили свой первый транспорт, к апрелю «Зеехунды» отправили на дно девять судов (общей сложностью в 120 тысяч регистровых тонн), еще три транспорта союзников получили тяжелые повреждения. Наиболее крупным боевым кораблем, уничтоженным «Морской собакой», оказался французский эсминец «La Combattante», торпедированный 22 февраля 1945 года восточнее банки Саут-Фоллз лодкой N 330 под командованием лейтенанта К. Шпарбродта (Sparbrodt). В самом конце войны в Европе, лодки серии XXVIIB доставили в осажденный союзниками Дюнкерк так называемые «масляные торпеды» — 4,5-тонные цилиндрические цистерны, наполненные пищевыми жирами. На обратный путь лодки взяли на борт груз писем солдат и несколько офицеров блокированного гарнизона.

Рис. 179. Компоновочная схема лодки «Seehund»: 1 — вертикальный руль; 2 — упорный подшипник; 3 — электродвигатель; 4 — выхлопная труба дизеля; 5 — дизель; 6 — ограждение рубки; 7 — клапан шнорхеля; 8 — труба ГОН; 9 — антенна радиостанции; 10 — входной люк; 11 — перископ; 12 — отсек управления; 13 — аккумуляторный отсек; 14,15 — аккумуляторы; 16 — горизонтальный руль; 17 — кресло механика; 18 — уравнительная цистерна; 19 — кресло командира; 20 — торпеды.

Однако в целом «Зеехунды» оказались не более успешными, чем примененные одновременно с ними человекоуправляемые торпеды (см. ниже); по этой причине их построили всего 80 единиц.

В начале 1945 года к серийному выпуску была подготовлена подводная лодка типа «Kreislauf Seehund» (то есть «Зеехунд» с замкнутым циклом дизеля). Более совершенная силовая установка обладала значительно лучшими маскировочными качествами. Длина корпуса ПЛ составила 13,3 метров. Одновременно был спущен на воду опытный образец сверхмалой лодки «Schwertwall» («Нарвал»). Она оснащалась парогазовой турбиной Вальтера, позволявшей развивать под водой скорость до 30 узлов. Дальность плавания составляла 100 миль. Вооружение — две 533-мм торпеды.

Гибридом сверхмалой подлодки и человекоуправляемой торпеды стал «Delphin» — взрывающаяся субмарина, снабженная катапультируемым креслом водителя. Его созданием руководил профессор Корнелиус (Cornelius). Особенностью лодки было применение динамического способа погружения, делавшего ненужным использование баллонов высокого давления. В результате этого усовершенствования конструкция подлодки существенно упростилась, как и управление ею.

Испытания «Дельфина» начались осенью 1944 года. Они показали правильность выбора примененных на ней технических приспособлений. Боевое использование этой лодки планировалось следующим образом: погрузившись, лодка выходила в позицию для атаки корабля противника. Пилот разгонял ее, нацеливая в наиболее уязвимое место, после чего катапультировался в непосредственной близости от цели. Однако, малые размеры лодки и связанная с этим неудовлетворительная автономность не позволили принять ее на вооружение. Три завершенных опытных экземпляра взорвали в апреле 1945 года во избежание попадания в руки противника. На основе конструкции «Дельфина» в начале 45-го немцы начали создание большей по водоизмещению и габаритам взрывающейся лодки, оснащенной турбиной Вальтера. Подводная скорость хода последней должна была достичь 15 узлов. Строительство этой субмарины не успели даже начать.

Рис. 180. Компоновочная схема подводной лодки «Biber»: 1, 12 — цистерны № 1 и № 2; 2 — упорный подшипник; 3 — передача; 4 — электромотор; 5 — муфта; 6 — бензиновый двигатель; 7 — баллоны с кислородом; 5 — перископ; 9 — шахта подачи воздуха; 10 — герметичный оптический нактоуз; 11 — аккумуляторные батареи.

Наиболее известной сверхмалой немецкой подлодкой стал «Biber» («Бобр»). Его создатель, Генрих Бартельс (Heinrich Bartels), в феврале 1944 года начал работы над проектом по заказу Любекской судоверфи. Уже 23 февраля Бартельс подготовил предварительную документацию проекта, а 15 марта в Любеке построили первый опытный образец «Бибера», получивший название «Adam». 29 марта начались испытания подлодки. Немцы построили 324 единицы данного типа!

В конце августа 1944 года 18 «Бобров» одной из групп «соединения К» были направлены в Фекан (Франция). Первая боевая операция происходила в ночь с 29 на 30 августа против скопления десантных и транспортных судов в устье Сены. В условиях четырехбалльного шторма все 18 лодок прошли вдоль французского побережья, но до назначенного района дошли только две — лейтенанта Дозе (Dose) и обер-фельдфебеля Беша (Boesch). «Биберы» сумели потопить десантный корабль и военный транспорт типа «Liberty». На этом боевые успехи отряда завершились: уже 31 августа под натиском союзников немцы оставили Фекан, лодки перебросили в Роттердам. После отступления в Нидерланды неприятности не закончились: в феврале 1945 года взрыв торпеды одного из «Биберов» на рейде Роттердама уничтожил практически все оставшиеся лодки группы.

Рис. 181. Компоновочная схема лодки «Walros»: 1 — вертикальный руль; 2 — редуктор; 3 — электродвигатель; 4 — дизель; 5 — перископ; 6 — шахта входного люка; 7 — койки; 8 — аккумуляторы; 9 — центральный пост; 10 — торпеды.

В самом конце 1944 года группа инженеров-судостроителей сконструировала «единый образец» — сверхмалую подводную лодку «Walross» («Морж»). Она создавалась в целях полной замены всех существовавших к тому времени мини-подлодок типов «Хехт», «Мольх», «Зеехунд», «Бибер». Лодка была лишена легкого корпуса, но имела були по бортам. Ее водоизмещение и габариты были примерно такими же, как у ее предшественниц. В конструкцию ввели разделение на отсеки, аналогичное большим лодкам: в носовой оконечности размещался жилой отсек, в средней части — центральный пост и органы управления, в кормовой — двигательный отсек. Последний занимали 8-цилиндровый автомобильный дизель и электромотор.

Примененные в конструкции «Вальроса» новейшие принципы обеспечили достижение относительно большого радиуса действия (до 10 суток автономного плавания). Как и на других сверхмалых подлодках, вооружение «Моржа» составляли две торпеды, однако они впервые устанавливались вверху, возле верхней палубы. Это позволяло принимать торпеды на плаву, а не в сухом доке (что являлось весьма существенным недостатком предыдущих серий).

По мнению специалистов, подлодки типа «Вальрос» оставались лучшими в своем классе вплоть до начала 60-х годов. Хотя ни одну из них не построили, именно для этого проекта (по расчетам) удалось добиться сочетания высокой мореходности и автономности с малым водоизмещением, скрытностью применения и удовлетворительным вооружением. На основе проекта «Вальрос» немецкие конструкторы-эмигранты в 1958 году в Испании построили 2 сверхмалые подлодки типа «Tiburon». Они, в свою очередь, стали образцом для целой группы сверхмалых лодок, созданных в разных странах в 60—70-ые годы.

Рис. 182. Подводная лодка «Seeteufel».

Наконец, весьма любопытным проектом сверхмалой подлодки стала лодка-амфибия «Seeteufel» («Морской черт») Она предназначалась как для проведения самостоятельных торпедных атак, так и для доставки небольших групп боевых пловцов диверсантов. Идея конструкции «Зеетойфеля» была заимствована у экспериментального итальянского торпедного «катера-танка» первой мировой войны «Grillo». Последний предназначался для прорыва в главную австрийскую военно-морскую базу Пола и оснащался двумя гусеницами, служившими для преодоления бонового заграждения перед входом в порт.

В ночь с 13 на 14 мая 1918 года «Грилло» провел атаку флагмана австрийского флота — линкора «Вирибус Унитис». При этом он преодолел 3 линии боновых заграждений и противоторпедных сетей. Катер выпустил обе своих торпеды точно в цель, но в суматохе их забыли поставить на боевой взвод. Таким образом, хотя акция закончилась неудачей, итальянцы доказали, что концепция «катера-танка» вполне жизнеспособна. Немецкие инженеры, работавшие над возможностью проникновения в укрепленные базы англичан, обратились к принципу, осуществленному в проекте «Грилло». Вместо катера за основу была взята миниатюрная подлодка с обычной дизель-электрической двигательной установкой. Привод гусениц осуществлялся от дизеля. Согласно расчетам, подлодка могла самостоятельно выбираться из воды на сушу, а затем спускаться на воду. Для самозащиты в надводном положении «Зеетойфель» имел пулемет. Наступательное вооружение лодки состояло из двух торпед (при необходимости вместо них можно было брать мины).

Опытный образец подвергли всесторонним испытаниям, в ходе которых выяснилось, что для достижения приемлемой проходимости по влажной прибрежной почве дизельный двигатель слишком слаб, а гусеницы — чересчур узкие. Подводная лодка постоянно застревала на песчаных отмелях, что в конечном счете повлияло на ее дальнейшую судьбу. Проект признали неудачным и все работы по нему свернули.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >