Высшее военное руководство России

Система военной безопасности России

Президент России, будучи Верховным Главнокомандующим ВС, осуществляет руководство ВС РФ в мирное время и руководит обороной страны – в военное. Фото с официального сайта президента РФ

Самыми опасными и тяжелыми испытаниями России на протяжении всей ее истории были войны. Сегодня величайшая по территории страна опалена войной самым прямым и непосредственным образом. Будь Россия слабее, война могла бы уже хлынуть на ее просторы, обрекая на невыносимые страдания ее народ, как это произошло с братским народом Украины.

Поэтому способность противостоять военным угрозам для нашей страны всегда чрезвычайно важна. Есть другие не менее важные задачи: правовое и материальное благополучие людей, их физическое и мировоззренческое здоровье, наука и экономика страны. Но пока удается сохранить мир, нужно делать все для того, чтобы лозунг «Всё для фронта» не стал самым главным.

Для этого важно в самом широком – общественном – масштабе понимание целей в данной области, механизмов, обеспечивающих мир, проблем, которые приходиться преодолевать; каждодневная ответственная практика решения задач, совершенствования механизмов, позволяющих защитить общество от войн.

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Рассматриваемая сфера (совокупность отношений, организаций, субъектов общества, отражающих способность страны использовать военную силу) называется военной довольно условно. Может, правильнее было бы назвать ее «сферой обеспечения мира», так как главная цель общества не война, а мир.

Но и такое название неточно, потому что мир обеспечивается самыми различными способами, средствами, не имеющими прямого отношения ни к вооруженным силам, ни к военно-политическому руководству, ни к средствам вооружения.

Таким образом, одной из проблем осмысления вопросов обороны страны является точная трактовка понятий, возникающих в ходе и в связи с функционированием механизмов военно-политической защиты общества, верное понимание сущности всех элементов и компонентов военной сферы.

Не менее важно ясно представлять саму совокупность средств и элементов общества, которые призваны обеспечивать защиту общества от военных угроз. Это знание указывает на границы и качество ответственности субъектов общества за обеспечение его мирного развития.

В разное время задачи военного характера возлагались на различные по формам и масштабам институты. Долгие столетия на переднем плане в решении военных вопросов были вооруженные формирования: от небольших дружин, отрядов телохранителей, гвардии до армий – компактных и массовых, наемных и состоящих из сформированного обществом ополчения. Словом, считалось, что решающую роль в ликвидации военных угроз играют вооруженные силы. Во многом такое утверждение справедливо и сегодня, но со временем пришло и другое понимание.

Армии и военно-морские флоты, какими бы они подготовленными ни были, не могут решать военные задачи самостоятельно. Со временем стало очевидным: оборону государства, а заодно и всю его военную политику реализует военная организация общества. Помимо самих вооруженных сил она включает в себя другие вооруженные формирования, созданные государством. Кроме того, к военной организации следует отнести и все другие подсистемы социума, органы управления и организации, которые непосредственно решают вопросы обеспечения вооруженных сил в выполнении ими своей основной деятельности. Важнейшими элементами военной организации являются органы государственного управления, определяющие, формулирующие и разрешающие военно-политические проблемы; та часть экономики страны, которая непосредственно выполняет заказы армии и флота, других вооруженных формирований, откликается на их нужды; и, конечно, президент страны в своей ипостаси Верховного главнокомандующего.

Однако сегодня становится все более ясным, что решение любых ключевых и масштабных задач общества – будь то индустриализация, научная или информационная революция, долговременная военная экспансия, коренная перестройка образования или правовой системы – возможно только при активном сознательном участии всего общества. Проведение самостоятельной военной политики мирового масштаба, способность обеспечить высокий уровень обороноспособности страны, противостоять вызовам самых мощных в военном отношении держав – все это возможно только силами специальной сферы социума, определенным образом устроенного компонента общества.

Чаще всего этот компонент называют системой военной безопасности или системой обеспечения военной безопасности общества. Это совокупность организаций, субъектов, отношений, настроений, интересов, включающая еще и усилия, устремления всех субъектов общества, которые имеют хотя бы какое-то отношение к военным вопросам общества.

Для более ясного понимания сущности и функций системы военной безопасности стоит понимать смыслы понятия «безопасность».

Понятия, сложному содержанию которых человек зачастую не придает значения, много значат в практической деятельности. Практика невозможна без трактовки смыслов, без толкования терминов и категорий, которые используются в организации деятельности, анализе ее результатов.

Считается, что понятие «безопасность» в официальном политическом языке возникло (и стало означать определенное состояние всей страны) в США. Первенство приписывают президенту США Теодору Рузвельту, который использовал его в 1904 году в Послании Конгрессу о присоединении к США зоны Панамского канала.

В иностранных языках понятия, используемые для обозначения безопасности, несколько отличаются от их русского аналога. Так, например, испанское seguridad переводится как «безопасность», «защита», «уверенность», немецкое Sicherheit – как «безопасность», «надежность». Наиболее же широк спектр смыслов понятия «безопасность» в английском языке, в рамках которого и возникло впервые понятие «национальная безопасность». Перевод английского security может означать «безопасность», «защищенность», а также «обеспеченность», «охрана», «гарантия», «уверенность», «залог», «ценная бумага». Есть в английском еще и safety – «безопасность», «сохранность», «безвредность».

Для английского сознания безопасность – это некая гарантия надежной охраны, дающая уверенность в том, что субъект огражден от угроз, посягательств, а то и от ответственности за возможные прегрешения в своей деятельности. В том, что такое понимание вошло в политический (а затем и более широкий) лексикон в определенное время и в определенном месте, можно усмотреть свои закономерности. Угадывается прагматичность вашингтонского политического сознания образца рубежа ХIХ–ХХ веков, имеющее легкий налет цинизма – следствие форм и результатов укрепления американской государственности: с жестким освоением территорий, занимаемых коренным населением континента, резервациями, уничтожением броненосца «Мэн», ставшим поводом испано-американской войны.

Впрочем, не стоит преувеличивать; стремление к безнаказанности, готовность ради собственной безнаказанности обрекать на испытания и несчастья хоть целый мир, встречается среди людей и за пределами США.

Наверное, в доисторические времена человек, едва осознавший себя в большом, опасном и, как могло показаться, враждебном к нему мире, воззвал о спасении умерших предков, божеств лесов и рек, духов ветра, света, тьмы. Когда человек почувствовал себя увереннее, обзавелся хозяйством, собственностью, что-то создав из отвоеванных у природы материалов, что-то отобрав у себе подобных, он захотел сохранить свое достояние. «Спаси и сохрани», – не уставал он просить высшие силы в перерывах активной деятельности по умножению своего состояния. Но и сам времени зря не терял.

Со временем он стал самоуверенным и беспощадным к природе, веселым при охоте на слонов и китов, вырубке тайги, уничтожении народов целых континентов и, конечно, при подсчете барышей. Человек еще старался не забывать молиться, но более важным ему казалась возможность добиться гарантированного благополучия, сохранения относительно высокого комфорта, которого ему удалось достичь. Он стал не столько думать о спасении души, сколько пытался добиться твердых гарантий своего благополучия, безнаказанности при любых вмешательствах в чужое пространство: природное, человеческое – неважно.

Страхование – один из примеров. Безусловно, это весьма удобное изобретение. Но вместе с тем создалось впечатление возможности застраховаться от всех бед, от собственных просчетов и грубых ошибок и даже грехов. Технический комфорт значительной части представителей человечества достиг высокого (с точки зрения здравого смысла и гуманизма, в ряде случаев – абсурдно высокого, противоречивого) уровня. Теперь и вторая природа, и достижения науки под рукой человека.

Человек захотел тотальной защиты. Он заговорил об обеспечении своей безопасности – национальной, корпоративной, личной; стал создавать такие системы, которые могли бы эту претензию реализовать.

Впрочем, это история не всего человечества, а скорее той его части, которую сегодня принято называть «золотым миллиардом». По подсчетам ООН, в ХХI веке больше миллиарда человек на планете голодают, а сколько живут на грани бедности?.. Подобные неудобные «мелочи» не всегда принимаются во внимание, но сами эти нерадостные факты ставят под сомнение возможность обеспечения безопасности для всех.

Так или иначе, само желаемое состояние безопасности социального субъекта несколько условно. Действительно, в идеальном варианте под безопасностью понимается отсутствие опасности конкретного негативного воздействия на конкретного субъекта (человека, организацию, страну, человечество), но такого состояния добиться во многих случаях непросто.

Достижения безопасности коллективного субъекта общества, как правило, тем сложнее, чем крупнее и сложнее этот социальный субъект. Еще большее значение имеет степень общности безопасности (типологическая): чем локальнее или уже в логическом смысле тип безопасности, тем более вероятно ее достижение. Напротив, по мере обобщения – от типа к виду, от вида к роду – в содержательном отношении безопасность более условна.

Так, безопасность проведения учебных стрельб, учебного полета, выполнения задач в ходе боевого дежурства расчетом зенитно-ракетного комплекса (а также работы в шахте, в научной лаборатории или на молочной ферме, пользования электроприбором и т.п.) вполне конкретна, имеет определенные цели, средства, критерии и поэтому вполне достижима.

Безопасности военной (так же, как и информационной, продовольственной, экологической и т.д.) добиться сложнее в силу большого числа различных отношений, параметров и самих субъектов, определяющих ее (безопасности) смысловую основу и практическую реализацию. Меру условности добавляет неоднозначность целей, средств обеспечения военной безопасности, развитие форм ведения вооруженной борьбы, военного искусства, вооружений и многое другое.

Даже такая мощная в военном, технико-технологическом, экономическом, научном и других отношениях держава, как США, нередко оказывается неспособной достичь целей, поставленных в сфере военной безопасности; она не раз демонстрировала свою уязвимость даже по отношению к действиям сравнительно слабо вооруженных террористов, не говоря о фактической беззащитности от применения ракетно-ядерного оружия.

С этой точки зрения национальная безопасность (безопасность страны, социума в целом, которая является еще более широкой по сравнению с видом той или иной безопасности) – еще более условное понятие.

Утверждать, что безопасность страны действительно обеспечена, можно только в случае уверенности, что любой вызов, любое негативное воздействие на социальную систему может быть успешно отражено. Это невозможно. Нельзя даже предугадать и все виды угроз; как известно, щит создали после копья; пока щита нет, субъект беззащитен. Какая уж тут безопасность!

Достичь гарантированной безопасности (в том числе и военной) практически невозможно, как невозможно достичь горизонта или полной общественной справедливости. Но если к этому не стремиться всеми силами (и к справедливости, и к безопасности), то недолго потерять страну, а то и ввергнуть человечество в ужас новой мировой войны.

Человек обречен на непрерывное движение к идеалу, пусть и недостижимому в полной мере. Усилия окажутся напрасными и даже вредными только в том случае, когда за идеал принята пустышка, ложь.

Суверенитет и территориальная целостность России, о защите которых обоснованно заявил президент России Владимир Путин на заседании Совбеза России 22 июля 2014 года, – необходимые условия, без которых невозможно нормальное развитие страны. И пусть суверенитет – тоже в каком-то смысле идеал (нельзя игнорировать интересы остального мира, соседей по планете), его народ страны будет отстаивать всеми возможными средствами.

И территориальная целостность, и суверенитет России невозможны без эффективной системы военной безопасности, без постоянного ее совершенствования сообразно вызовам, конкретным условиям, уровню технико-технологического развития на планете.

Наконец, без понимания того, что собой представляет эта система.

Нейтральная Швейцария может позволить себе содержать небольшую армию – ее безопасность от этого нисколько не страдает. Фото Reuters

«АНАТОМИЯ» СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ни одна из систем военной безопасности на планете не похожа одна на другую. Специфику вносит история стран, их геополитическое положение, населенность, а также эпоха, состояние экономики и многое другое.

Так, в Монако два воинских подразделения общей численностью не более двух с половиной сотен военнослужащих; в Андорре и Лихтенштейне армий как таковых вовсе нет, их функции выполняет полиция. Военная безопасность таких стран достигается военно-политическими отношениями с соседями и другими странами.

Взаимозависимость стран друг от друга в военном отношении – скорее правило, чем исключение. Это касается не только союзников, но и потенциальных соперников. США и СССР в области военной безопасности в немалой степени зависели друг от друга, что, в частности, проявилось в Карибском кризисе.

И все же большая часть суверенных стран (даже зависимых от своих более могущественных партнеров по международным отношениям) в прошлом и настоящем имела собственную систему военной безопасности. Любая из таких систем имеет три основные составные части, отражающие различные уровни ответственности, различную функциональную нагрузку.

Несмотря на то, что в разное время было принято возлагать ответственность за оборону и в целом военную активность государства на профессиональные армии, на армии массовые, на военную организацию, на самом деле система военной безопасности страны всегда включала в себя все общество, консолидированное конкретным государством.

Начинать рассматривать систему военной безопасности правильнее с наиболее широкой и общей ее составляющей – с социальной субстанции, с людей, которые и есть общество. Именно общество обладает первичностью по отношению к любым своим проявлениям; государство, все социальные институты порождены обществом, а не наоборот.

Таким образом, первый уровень системы военной безопасности, одновременно представляющий необходимое основание, базу всех остальных ее элементов и компонентов, условно можно назвать субстанциальным (базовым или общественным) уровнем. Все социальные ресурсы и энергия, идеи, интересы, настроения и т.д., которые формируют задачи, параметры, возможности системы военной безопасности, ее практику, исходят от людей данного общества.

Действительно, и солдат, и генерал, и военный инженер, и член Совета безопасности России, и Верховный главнокомандующий – любой представитель вооруженных сил и военной организации общества – люди, со своими интересами и возможностями, пожеланиями и намерениями, предпочтениями и принципами. Кроме того, все остальные члены общества формируют собственные, пусть и не всегда явно выраженные, интересы и чаяния в сфере военной безопасности: и позитивные по отношению к ней, и негативные. Все общество непосредственно или опосредованно (в большей или меньшей степени) оказывает воздействие на параметры, функции, практику системы военной безопасности. И страдает, если военная безопасность не обеспечена должным образом, все общество.

Сомнения может развеять даже поверхностный взгляд на сегодняшнюю ситуацию в Ираке, Ливии, на Ближнем Востоке, Украине. Пока военная обстановка в стране спокойная, связи общества с военной организацией и вооруженными силами не всегда выражены достаточно наглядно. Но они всегда есть, их субъекты постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга.

В постсоветском российском обществе долгое время было немало негатива по отношению к армии и военной организации (разумеется, наряду с позитивным отношением). Отмечалось стремление определенной части общества дистанцироваться от проблем и забот военной организации (сложности призыва – один из примеров). Другие, напротив, стремились оказаться внутри системы военной безопасности, чтобы использовать ее в личных целях; например, чтобы перенаправить ресурсы, предназначенные для укрепления боевой мощи страны, на какие-то иные нужды. Все это не способствовало повышению качества решения оборонных и, шире, военно-политических задач.

Большая зависимость сферы военной безопасности от общественных настроений и социальной активности широких слоев населения страны очевидна, так же, как и определенная ответственность общества за результативность военно-политической деятельности государства. Настроение и активность общества могут регулироваться, но это уже несколько иная тема. Во всяком случае, функции социальной регуляции в значительной мере выполняет государство, идеологические организации, формирующие смыслы и цели социального развития, в том числе и в сфере военной безопасности. И это уже второй уровень системы ее обеспечения.

Условно его можно назвать концептуальным, государственным, политическим. На этом уровне аккумулируется и анализируется вся информация о вероятных и реальных военных угрозах, о динамике военно-политической обстановки в мире и регионе, о связанных с военной проблематикой настроениях в обществе, а также о состоянии всех составных частей системы военной безопасности. На основании этого анализа формируется военная политика государства, принимаются концептуальные военно-политические решения, определяются долгосрочные и ближайшие цели, средства и технологии решения конкретных задач.

Это уровень прежде всего органов государственной власти, так или иначе участвующих в решении задач в сфере военной безопасности. В первую очередь его составляют Верховный главнокомандующий Вооруженными силами страны, Федеральное собрание России, Председатель правительства РФ, Совет безопасности, Министерство обороны (отчасти – Генеральный штаб ВС РФ), подразделения в составе других органов государственной власти, принимающие участие в решении проблем рассматриваемой сферы.

Важную роль играет наука, позволяющая всестороннее оценивать ситуацию, вырабатывать методологию различных видов деятельности в рамках системы военной безопасности. Ученые, как правило, не участвующие в принятии политических решений, тем не менее глубоко анализируют положение дел, изучают проблемы, формируют методы деятельности.

Третий уровень можно назвать «исполнительным», «инструментальным», «уровнем непосредственного решения задач». На этом уровне в целях реализации интересов общества в сфере военной безопасности непосредственно выполняются решения, принятые на концептуальном уровне. Главным элементом этого уровня являются Вооруженные силы страны. На этом уровне функционируют другие вооруженные формирования государства, а также все те организации, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность армии и флота.

Данный уровень составляют элементы системы, которые при необходимости ведут войну, а также те, которые обеспечивают вооруженные формирования всем необходимым для ведения войны и повседневной жизни – от оружия и провианта до разведданных и информационной пропаганды.

Образно говоря, первый (субстанциальный) уровень системы военной безопасности – ее тело и чувства, второй – ее разум и воля, третий – оружие. Все они могут быть в отличном состоянии, но нередко требуют пристального внимания, лечения, помощи, ремонта, а иногда и замены…

Проблемы могут возникнуть (и существуют) на всех названных уровнях.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За военную безопасность, как уже указывалось, отвечает все общество, однако мера этой ответственности для каждого члена общества различная. Возможно, одна из ключевых проблем современной России в нечеткости определения меры ответственности, в недостаточном соответствии полномочий некоторых субъектов общественных отношений их ответственности за выполнение взятых на себя обязанностей.

О проблемах системы безопасности написано немало, но большая часть обсуждаемых тем касается третьего уровня системы военной безопасности: вопросы боевой подготовки, технического оснащения ВС РФ, их комплектования и др. В средствах массовой информации можно найти материалы о структуре Вооруженных сил, об опыте участия в современных боевых действиях. Широко обсуждаются случаи коррупции в ВС РФ, военной организации страны и целый ряд других вопросов.

Проблемы субстанционального и концептуального уровня рассматриваются реже. Между тем, во-первых, без реальной широкой общественной поддержки и осознанного участия подавляющего большинства населения страны в совершенствовании системы военной безопасности, в ее непрерывном «воспроизводстве» существует опасность «отслоения» в сознании многих граждан ответственности за защиту отечества от иных – часто сугубо личных, конъюнктурных, ситуативных – задач. Во-вторых, основная ответственность за состояние системы национальной безопасности лежит на государстве. Поэтому важно выявлять, формулировать проблемы не только инструментального, но и субстанционального, концептуального уровня.

Прежде всего нужно обратить внимание на недопустимость недооценки важности целенаправленной военной, военно-политической активности государства и общества; на опасность отношения к решению задач в сфере военной безопасности как к чему-то постороннему, второстепенному.

Разумеется, не нужно (и невозможно), чтобы каждый гражданин России участвовал в разработке военной политики и служил в армии. Но каждый ответственный человек должен осознавать, что военная безопасность его страны без его участия, искренней и действенной поддержки невозможна. Для этого необходимо то самое «гражданское общество», которое составляют не покладистые и бессловесные наемные работники (высокооплачиваемые или едва сводящие с концы с концами), а активные граждане, ясно видящие каналы своего собственного влияния на жизнь в стране, результаты этого влияния, постоянно включенные в процесс общественного воспроизводства.

Служба в армии должна расцениваться как возможность оказаться одним из национальных героев, обладателем одной из самых уважаемых и престижных профессий – это для офицеров и всех контрактников, и как действительно почетная обязанность – для всех призывников. Это должно быть подтверждено всеми видами материального, правового, информационного, морального обеспечения.

На гражданах страны, непосредственно олицетворяющих собой концептуальный уровень, лежит основная, очень тяжелая ответственность за выработку стратегии и тактики реализации военной безопасности, за практическое выполнение намеченных планов.

Большую роль играет правильный подход к решению принципиальных проблем в сфере военной безопасности. Так, необходимо при определении форм, методов, средств решения задач исходить прежде всего не из возможностей государства, а из целей социального развития. Разумеется, возможности тоже важны, но если бы качество обороны было поставлено в жесткую зависимость от того, сколько останется средств в бюджете государства после решения «основных» задач (ими могут оказаться проблемы различной деятельности: от банковской до спортивной), то в обществе потребления проблемы армии решались бы в последнюю очередь… пока не грянет война.

В 90-х, да и уже в начале XXI века так некоторые политики и объясняли непростую ситуацию в Вооруженных силах России и вокруг них, низкий уровень зарплат армейских и флотских офицеров, нехватку жилья для них и т.д. Между тем, как в сказке, возникали роскошные офисы финансовых и торговых компаний, сотни миллиардных, сотни тысяч миллионных состояний, росли симпатичные загородные замки российских (безусловно, выдающихся) артистов, юристов, спортсменов, шоуменов…

Сегодня, конечно, есть изменения. Большие? Это вопрос смыслов, совести, ответственности. Есть надежда, что изменения в итоге будут достаточными и своевременными.

Среди проблем концептуального уровня просматривается определенная (в век информационных технологий в какой-то мере объяснимая, но оттого не менее вредная) подмена реальных решений и наглядных результатов в сфере военной безопасности, «политтехнологической» активностью. На разных уровнях военной организации решение насущных задач боеготовности может заменяться информационной деятельностью, PR-кампаниями, «дипломатической» игрой, шоу-проектами. Возникло это не сегодня. И показуха была в почете, как в армии императорской России, так и в советское время.

Но время заставляет быть более рациональными, и прежде всего в стратегическом плане, чтобы не вводить в заблуждение главным образом самих себя.

Решение практических задач укрепления обороноспособности страны, боеготовности объединений, соединений и частей не исключает информационной работы, ярких пропагандистских проектов, а включает их. Эта часть работы крайне необходима. Вопрос лишь в приоритетах и в пропорциях. А они определяются, опять-таки в первую очередь целями: обеспечить надежную оборону или улучшить «облик» армии и Военно-морского флота.

С проблемой конкретности в решении задач сферы военной безопасности пересекается и правовая проблематика. И здесь многое зависит от преследуемых целей. Основная цель – выработка и совершенствование системы эффективных правовых норм регулирования деятельности и ответственности в данной сфере – не должна страдать от желания оградить особенно ценных специалистов и руководителей от «сумы» и… прочих неприятностей.

Наконец, проблема концептуального уровня системы военной безопасности заключается в том, чтобы вся эта система надежно, исправно функционировала во всех своих проявлениях.

Конечная цель и общества, и государства в сфере военной безопасности в том, чтобы у противников России, реальных и потенциальных, не возникало ни малейшего желания повышать политический тон в диалогах с руководством страны, допускать пренебрежение и высокомерный диктат в отношении Российской Федерации.

Основой военной организации нашего государства являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению других задач осуществляется по решению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. К этим задачам относятся следующие:

• содействие органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации в локализации и блокировании районов конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов;

• оказание помощи пограничным войскам в охране Государственной границы Российской Федерации;

• содействие в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством;

• оказание помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Основными функциями Вооруженных Сил являются:

• пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве, в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации;

• обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;

• выполнение союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;

• поддержание или восстановление мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых Россия является.

Основные задачи, которые стоят перед Вооруженными Силами России по обеспечению национальной безопасности, могут быть распределены по четырем направлениям: сдерживание военных и военно–политических угроз безопасности или интересам России; обеспечение экономических и политических интересов России; осуществление силовых операций мирного времени; применение военной силы.

Сдерживание военных и военно–политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается своевременным выявлением угрожающего развития военно–политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию, а также поддержанием высокой боевой и мобилизационной готовности стратегических ядерных сил и систем их управления.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

• защита граждан России в зонах вооруженных конфликтов и регионах политической или иной нестабильности;

• создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации;

• защита национальных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также в Мировом океане;

• проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил в регионах жизненно важных экономических и политических интересов России;

• организация и ведение информационного противоборства. Силовые операции мирного времени Вооруженные Силы

осуществляют в рамках выполнения следующих задач:

• борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

• частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание в готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;

• осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ;

• обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;

• защита государственной границы в России в воздушном пространстве и подводной среде;

• силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решений Совета Безопасности ООН;

• предупреждение экономических катастроф, других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.

Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации Вооруженными Силами проводится в форме прямого участия в вооруженных конфликтах; локальных войнах; региональных войнах; крупномасштабной войне.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) состоят из трех видов (Сухопутные войска, Военно–Воздушные Силы, Военно–Морской Флот), трех родов ВС (Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно–десантные войска), Тыла ВС РФ и специальных войск.

Сухопутные войска (СВ)предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше. По своим боевым возможностям они способны самостоятельно или во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил отражать нападение противника, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи, вести наступление с целью разгрома войск противника. В своем составе эти войска имеют различные рода войск, специальные войска и службы.

Военно–Воздушные Силы (ВВС)предназначены для обеспечения военной безопасности Российской Федерации в воздушной сфере, для защиты важных административно–политических центров и районов страны, органов высшего государственного и военного управления, объектов и группировок войск от ударов с воздуха и из космоса, поражения объектов и войск противника, а также обеспечения боевых действий других видов Вооруженных Сил РФ и выполнения специальных задач. Они состоят из объединений, соединений и частей авиации и противовоздушной обороны, а также частей и подразделений специальных войск и тыла. На их вооружении имеются боевые, учебно–боевые, транспортные, специальные самолеты и вертолеты, зенитные ракетные средства, вооружение и военная техника специальных войск и тыла.

Военно–Морской Флот (ВМФ)предназначены для ведения военных действий на морских и океанских театрах военных действий. Он способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и в базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи. Флот состоит из морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)предназначены для поражения стратегических объектов противника в любой точке земного шара, обеспечения боевых действий других видов Вооруженных Сил РФ и выполнения специальных задач. Эти войска состоят из ракетных объединений. На их вооружении находятся ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами стационарного и подвижного базирования. По многим показателям отечественные ракетные комплексы и системы боевого управления ими являются уникальными и не имеют аналогов в мире.

Воздушно–десантные войска (ВДВ)предназначены для ведения боевых действий в тылу противника. Они способны самостоятельно или в составе группировок других войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных войнах и вооруженных конфликтах. ВДВ могут самостоятельно или совместно с многонациональными силами проводить операции по поддержанию мира и стабильности в соответствии с мандатом ООН или СНГ, а также выполнять различные специальные задачи. Войска организационно состоят из соединений и воинских частей, специальных войск, частей обеспечения органов военного управления, военно–учебных заведений и учебных частей.

На вооружении десантников состоят боевые машины десанта различных классов, 120–миллиметровые самоходно–артиллерийские орудия, 122–миллиметровые гаубицы, бронетранспортеры с противотанковыми управляемыми ракетами, зенитно–артиллерийские установки и подвижные зенитные ракетные комплексы, автоматические и ручные противотанковые гранатометы, современное стрелковое оружие. Вся техника и вооружение ВДВ могут быть десантированы парашютным способом военно–транспортными самолетами Ил–76 и Ан–22.

Космические войска (КВ)предназначены для прикрытия важных объектов государственного и военного управления от ракетно–ядерного нападения противника, обеспечения боевых действий других видов Вооруженных Сил Российской Федерации и выполнения специальных задач. Они состоят из объединений ракетно–космической обороны, воинских частей запуска и управления космическими аппаратами. На их вооружении находятся противоракетные комплексы, космические системы и многофункциональные радиолокационные станции.

Тыл Вооруженных Сил– это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время. В состав тыла входят различные части, учреждения и подразделения. Они выполняют следующие основные задачи:

• содержание запаса материальных средств и обеспечение ими войск;

• подготовка, эксплуатация, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транспортных средств;

• обеспечение воинских перевозок всех видов;

• восстановление военной техники и имущества.

Специальные войскапредназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и решения присущих им задач. Они включают в себя соединения, части, учреждения и организации разведки, связи, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), психологических операций, инженерные, радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ), ядерно–технического и технического обеспечения, воздухоплавательные, автомобильные, дорожные, трубопроводные, инженерно–аэродромные, авиационно–технические, поисково–спасательной службы, метрологические, топогеодезические, гидрографические, гидрометеорологические (метеорологические), строительства и расквартирования войск.

Исходя из военно–административного деления России Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из 6 округов (Ленинградского, Московского, Северо–Кавказского, Приволжско–Уральского, Сибирского, Дальневосточного) и 4 флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского).

Военный округявляется основной военно–административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно–стратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназначен для осуществления мероприятий по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защиты нашей страны, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. В состав каждого военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации Вооруженных Сил.

Флотявляется оперативно–стратегическим объединением ВМФ России и предназначен для выполнения оперативных и стратегических задач на определенном океанском (морском) театре военных действий самостоятельно или во взаимодействии с другими видами и родами Вооруженных Сил РФ. Организационно в состав каждого флота входят соединения и части различных родов и сил, а также военно–морские базы, пункты базирования, аэродромы и другие учреждения.

Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, дизельные подводные лодки, авианесущие ракетно–артиллерийские и десантные корабли, морская, ракетоносная и противолодочная авиация.

Основу Балтийского, Черноморского флотов составляют многоцелевые надводные корабли, минно–тральные катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно–артиллерийские войска и штурмовая авиация.

Военная безопасность

Военная безопасность – это состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия. Часть и одна из основ национальной и международной безопасности. Характеризуется либо отсутствием для ее объектов военной угрозы, либо их способностью гарантированно противостоять агрессии.

Военная безопасность обеспечивается решением следующих задач:

  • обеспечением вооруженной защиты, территориальной целостности, национальной независимости и суверенитета государств;
  • созданием военных гарантий стабильности общественного и государственного строя, поддержанием гражданского мира в стране;
  • пресечением террористических действий политических, религиозных и криминальных групп.

Военная безопасность обеспечивается прежде всего комплексом экономических, политических, дипломатических и др. невоенных мер, направленных на разрешение международных и внутренних противоречий, предупреждение их перерастания в военно-силовое противоборство. Важной стороной военной безопасности является поддержание военной мощи государства соответственно реальным и потенциальным военным угрозам. Непосредственно решают задачи военной безопасности различные силовые структуры: ВС и др. войска, милиция, органы безопасности.

В 2000 принята «Концепция национальной безопасности РФ», определившая основные направления обеспечения военной безопасности. Военная доктрина РФ к главным целям обеспечения военной безопасности. государства относит предотвращение, локализацию и нейтрализацию военных угроз, а также эффективность прогнозирования и адекватность реагирования на различные военные опасности.

Министерство обороны Российской Федерации существует для проведения военной политики державы, имеет свое руководство и напрямую подчиняется Верховному Главнокомандующему. От слаженности работы всей системы, хорошо выстроенной структуры вооруженных сил РФ и подготовленности штата зависит безопасность всей России. Какими же важными проблемами оно занимается, какую роль и предназначение выполняет?

Задачи и функции министерства

Орган исполнительной власти призван отвечать за обороноспособность государства, успешно заниматься руководством подведомственными департаментами в мирное и военное время. В настоящее время приоритетным вопросом является успешное использование человеческого ресурса. Для выполнения поставленных заданий перед высшим органом Минобороны требует от сотрудников большого опыта, деловых умений.

Можно выделить основные ежедневные задачи, которые включают в себя такие мероприятия:

  • прохождение армейской службы молодыми людьми по контракту, планирование и их соответствующее комплектование;
  • работу с офицерами запаса;
  • проведение подготовки студентов в учебных учреждениях с военной кафедрой;
  • разработку и принятие мер по силовой защите территорий страны от посягательств на ее целостность;
  • поступление, прохождение и успешное окончание гражданской службы;
  • решение кадровых вопросов в проведении международных мероприятий воинского сотрудничества;
  • социальную защиту отслуживших лиц;
  • помощь другим государствам в подготовке высококвалифицированного персонала;
  • ведение учета служащих, находящихся в запасе и гражданских лиц;
  • разработку мер для повышения авторитета и престижа военнослужащих;
  • проведение кадровой политики в Вооруженных силах;
  • награждение военнослужащих знаками отличия Министерства обороны и государственными наградами РФ;
  • контроль пересечения границы державы гражданами;
  • профилактику появления правонарушений и пресечение их;
  • работу по обращениям жителей государства.

Интересно! Задачи меняются в зависимости от происходящих перемен в стране и в мире.

Это далеко не полный перечень. Описать все важные задания данного органа невозможно. Они регулируются ст. 6 Положения о Министерстве обороны РФ. Условно их можно разделить на две части:

  1. Научно-теоретическая. Состоит из разработки концепций, положений, составления законодательной и нормативной основы для выполнения людьми воинской повинности.
  2. Практическая. Включает в себя эффективное проведение работы с кадрами, ее подготовку, ротацию определенных военнослужащих, мотивацию.

Функции Министерства обороны державы прописаны в ст. 14 ФЗ РФ и ст. 7 ПМО:

  • занимается формированием доктрины вооруженных сил РФ;
  • предлагает размер финансирования из бюджета государства на текущие расходы данной отрасли;
  • совершает заказы и проводит научно-исследовательские испытания;
  • обеспечивает материальную базу для проведения обучения состава;
  • сотрудничает с военными ведомствами других государств;
  • принимает участие в вопросах военной политики и разработке государственной программы вооружения и развития техники;
  • обеспечивает мобилизационную готовность;
  • координирует деятельность исполнительных органов в целях унификации вооружения.

Перечень функционала неполный. Существуют и другие, предусмотренные правовыми актами государства.

Подробно о военных финансистах мы рассказывали в этой статье.

Структура МО РФ

Президент страны является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ. Его указом назначается Министр обороны. У него имеется в подчинении одиннадцать заместителей. Первый является главным координатором по вопросам управления. Остальные занимаются такими задачами:

  • политикой;
  • приобретениями, технологиями и тылом;
  • личным составом и боеготовностью;
  • разведкой;
  • финансированием;
  • повседневной деятельностью.

Важно! Существует генеральный инспектор и юрисконсульт, главный координатор по вопросам информационных систем и технологий.

По указу главы державы был создан Общественный совет при Министерстве обороны России. Основной его задачей является привлечение жителей страны и различного рода организаций к формированию и реализации государственной политики в оборонной сфере, защита конституционных прав и интересов соотечественников. В процессе проведенной работы были проанализированы события повседневной жизни и учебы армейских частей. Он ведут активную деятельность по воспитанию патриотического настроения подрастающего поколения.

Руководство министерства обороны

Министром обороны является на сегодняшний день генерал армии Шойгу Сергей Кужугетович. Он выполняет такие обязанности:

  • вносит на рассмотрение президенту правовые акты, находящиеся в его компетенции;
  • утверждает структуру Минобороны;
  • находится во главе Главного Управления РФ и является Председателем МО.
Фамилия, имя и отчество Примечание
Герасимов Валерий Васильевич – Начальник Генерального штаба ВС РФ, первый заместитель, генерал армии Координирует строительную работу новых объектов, осуществляет мероприятия по ядерной безопасности, создает план по призывникам, руководит разведывательной деятельностью.
Цаликов Руслан Хаджисмелович – первый заместитель МО РФ Судебно-правовая деятельность, финансовый контроль, информационная политика.
Панков Николай Александрович – статс-секретарь Организовывает сотрудничество МИ и Федерального Собрания, кадровое обеспечение.
Шевцова Татьяна Викторовна – заместитель Министра обороны Финансовая и экономическая деятельность в ВС, руководит расходами бюджета в данной сфере.

Контактные данные и реквизиты

Существует возможность узнать необходимую информацию, отчетные материалы, просмотреть фотографии, представляющие работу органа власти на официальном сайте Министерства Обороны Российской Федерации. Он разработан для всех жителей страны. Предусмотрены такие направления в его работе:

  1. Сведения о деятельности Минобороны.
  2. Электронная приемная с возможностью создания личного кабинета и обращения к руководству державы.

Для посещения сайта иностранными гражданами разработана версия на нескольких языках.

Основной ОГРН – 1037700255284, а другие реквизиты, в том числе ИНН МО РФ, указаны в таблице.

Наименование Пояснение
ИНН 7704252261
Код налогового органа 7746
КПП 770401001
ОКПО 00032158

Здание Министерства Обороны РФ состоит из старых и новых строений. Расположено на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Герб Министерства обороны

Рисунок на флаге Министерства Обороны с двух сторон прямоугольного полотнища одинаковый. Это четырехконечный крест. Присутствует белый, красный и синий цвет.

В центре полотнища расположен военный геральдический знак – герб ведомства. Это серебряный двуглавый орел с короной. В лапах держит меч и дубовый венок. На груди птицы находится щит, на котором изображен всадник, убивающий дракона.

Как обратиться с личным вопросом

Существует несколько телефонных линий, по которым можно получить ответ на возникшие вопросы. Они отображены в таблице.

Номер горячей линии по вопросам призыва 8 495 696 68 03, 8 495 696 68 05 (вторник и четверг с 10.00 до 12.00)
Телефон доверия Главной военной прокуратуры и ООО «Славянка» для обращения с жалобами граждан и юридических лиц 8 495 693 63 51/8 800 160 51 58
Оперативный дежурный ВП 8 495 693 64 17
Отдел обеспечения собственной безопасности 8 495 693 61 61

Основы теории военной безопасности

На протяжении всей истории человечества национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время данный компонент национальной безопасности также играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как:

Ø состояние вооруженных сил страны и возможных театров военных действий;

Ø наличие (или отсутствие) военных союзников;

Ø размеры военного бюджета;

Ø научно-технический, экономический и демографический потенциал страны, моральный дух нации.

В данной связи необходимо подчеркнуть роль военной политики в системе факторов национальной безопасности как важного направления общей политики государства, политических партий, социальных сил и институтов. Военная политика имеет своей целью организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач.

К задачам военной политики относятся:

1) обеспечение национальной безопасности и прежде всего целостности и неприкосновенности государственной территории;

2) обеспечение безопасности плавания своих флотов;

3) защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.

Для решения указанных задач создаются специальные социально-политические институты:

Ø вооруженные силы;

Ø правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики;

Ø военно-промышленный комплекс;

Ø специальные службы и т. д.

Эти институты выполняют следующие функции по реализации военной политики:

а) организационную, связанную с разработкой военной политики, руководством ее реализацией, соответствующим научным и нормативным обеспечением;


б) научно-техническую, требующую проведения мероприятий по поддержанию высокого уровня обеспечения вооруженных сил современными военно-техническими средствами, а предприятий военно-промышленного комплекса новейшими технологиями;

в) международную, отражающую потребность международных военно-политических контактов: участие в военных союзах; обеспечение мер доверия в военной области (предупреждение о крупных передвижениях войск, контроль за выполнением договоров в военной области и т.п.); разрешение или предотвращение напряженности и конфликтов в военно-политической сфере международных отношений.

Существуют разные подходы к военной безопасности:

во-первых, военная безопасность понимается как система гарантий госу­дарственного суверенитета, территориальной целостности, защиты нацио­нальных интересов;

во-вторых, военная безопасность трактуется как состояние и развитие общества, отношений в нем, которые нейтрализуют или исключают возмож­ность нанесения обществу ущерба средствами вооруженного насилия, т.е. состояние гарантированного исключения военного насилия;

в-третьих, военная безопасность рассматривается как состояние межго­сударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособности страны, при котором предупреждается или сдержива­ется агрессия, уменьшается опасность национальным интересам страны и вероятность ее вовлечения в войну или военные конфликты, а в случае воз­никновения угрозы интересам государства, общества, личности, обеспечи­вается их вооруженная защита.

в-четвертых, военная безопасность представляется как состояние внут­ренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или ис­ключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мирово­му сообществу ущерба средствами вооруженного насилия, это отсутствие военных угроз либо способность объектов безопасности гарантированно им противостоять.

Необходимо отметить, что категория «военная безопасность» не тождес­твенна категориям «обороноспособность», «оборона».

Обороноспособность есть уровень подготовленности экономики, населения и вооруженных сил страны к отражению внешней агрессии, защите территориальной целост­ности и независимости государства.

Под обороной принято понимать сис­тему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

Таким образом, оборона, обороноспособность ориентированы на отраже­ние конкретных, реальных и адресных военных опасностей — угроз. Поэтому «оборонная безопасность» — это часть военной безопасности».

Подчеркнем, что обороноспособность страны зависит от:

• характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз;

• включенности страны в международное сотрудничество в целях коллек­тивной безопасности и совместной обороны;

• военного потенциала;

• материальных и духовных возможностей страны, ее экономического, на­учно-технического развития;

• наличия людских ресурсов;

• социального и межнационального единства общества;

• морально-психологической готовности населения к защите отечества;

• способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности.

Военную безопасность можно трактовать как состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их ка­чественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредством исключения военного насилия.

Военная безопасность государства, в широком смысле слова — это такое состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-полити­ческих отношений, обороноспособности страны, при котором предупрежда­ется или сдерживается агрессия, уменьшается вероятность нанесения ущер­ба национальным интересам и вовлечения социальных групп в войну или военные конфликты, а в случае возникновения военной угрозы интересам личности, общества и государства гарантируется обеспечение их вооружен­ной защиты.

Военная безопасность государства, в узком смысле — это такое состояние жизнедеятельности системы властных органов и учреждений, которое со­храняет качественные и количественные параметры надежности существо­вания конституционного строя, политической, экономической и социальной стабильности и устойчивости общества посредством исключения военных опасностей и угроз, военного насилия.

Военная безопасность общества- это состояние, характеризую­щееся отсутствием военных опасностей и военных угроз в социальном и социокультурном пространстве, в котором связаны и взаимодейству­ют между собой независимые от государства индивиды. Иными слова­ми, эти опасности и угрозы исключены из системы жизнеобеспечения социальной, социокультурной и духовной сфер, из производства, вос­производства и передачи от поколения к поколению норм, образцов и стандартов поведения, традиций, а также из системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений. С другой стороны — это состояние, которое обеспечивает поступательное развитие социального пространства.

Под военной опасностью понимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда, ущерба, со стороны объектов (факторов), обладающих поражающими свойствами, исходящими от средств вооруженного насилия. Военной угрозой же будем считать наибо­лее конкретную, непосредственную и адресную форму опасности.

Военная опасность существует всегда, когда имеются следующие признаки:

— наличие или возможное появление у государств претензий друг к дру­гу, для разрешения которых может понадобиться применение военной силы;

— наличие у возможных противников вооруженных сил, которые по своему составу и состоянию способны вести наступательные боевые действия, а также соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффек­тивное применение;

— наличие уверенности у возможного противника в рациональности воо­руженного насилия как средства достижения своих целей; наличие политических намерений хотя бы у одной из конфликтующих сторон на применение военной силы для разрешения противоречий.

По своей сути и военная опасность, и военная угроза являются конк­ретными проявлениями реально существующих военно-политических отно­шений между государствами и их коалициями (в главе не рассматривают­ся внутренние аспекты проблемы военной опасности). Указанные понятия являются показателями их конкретного состояния военно-политических отношений, свидетельствующими о степени их напряженности. Различные ступени эскалации напряженности между государствами, соответствующие им практическими действиями (акции) по подготовке к войне обозначаются различными понятиями.

Военной угрозе как более высокой ступени эскалации, чем военная опасность, присуща гораздо большая степень напряженности между отно­шениями государств. Угроза возникает непосредственно из военной опас­ности, является итогом ее развития, то есть обусловлена усилением военной опасности. Состояние военной угрозы характеризуется конфронтационным характером военно-политических отношений между государствами и их стремлением разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами, что обусловливает гонку вооружений и их настойчивые попытки получить военное превосходство.

Военная угроза — не абстрактное, отвлеченное понятие. Она возникает и существует применительно к какой-либо конкретной стране, группе стран или одновременно к большинству основных стран мира. В этом смысле не­обходимо различать разные уровни (масштабы) военной угрозы:

• угроза отдельной стране (локальная угроза);

• угроза группе стран (региональная угроза);

• угроза всему человечеству (глобальная угроза = угроза мировой войны).

Такое разграничение важно не только в теоретическом отношении, но и с точки зрения практики военно-политического анализа с целью выявления сущности и содержания как реально возникшей (существующей) на данный период времени, так и потенциальной угрозы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: