Вязьма вертолетный полк

Местом дислокации 378-й авиационной базы армейской авиации, или в/ч 41687 является с. Вязьма-Брянская Смоленской области. Учебные вылеты и показательные выступления проводятся на аэродроме Двоевка, который расположен недалеко от г. Вязьмы.

История

Соединение было создано в 2010 году путем слияния двух воинских частей. История одной из них – 440-го отдельного вертолетного полка начинается с 1987 года. Соединение базировалось в г. Стендале (ГДР) и входило в состав 3-й общевойсковой Армии Группы Советских войск в Германии. В 1992 передислоцировано в г. Вязьма Смоленской области. Участвовало в контртеррористических операциях в Таджикистане (1994 – 1999 гг.), Чечне (1996 г.), Анголе (1997 – 1998 гг.), Югославии (1999 – 2002 гг.), Сьерра-Лионе (2003 – 2005 гг.), Грузии (2008 г.).
Полк входил в состав Московского военного округа с 1998 по 2002 г. В апреле 2009 вошел в состав 1-го командования ВВС и ПВО, в ноябре этого же года реорганизован в 6965-ю авиационную базу. В 2010 году вошел в состав 7000-й гвардейской авиационной базой, которая передислоцирована в Воронеж. В декабре 2010 года соединение включено в состав 378-й авиационной базы армейской авиации, передислоцировано в Вязьму. Войсковая часть 41687 получила боевое знамя в 2011 году.

Приведение новобранцев соединения к воинской присяге

На сегодняшний день подразделение состоит из трех полков эскадрильи: боевого (техника – вертолеты МИ-24), транспортно-боевого (вертолеты МИ-8) и специально-боевого (занимается радиоэлектронной борьбой, вертолеты МИ-8). Военная техника располагается на аэродроме Двоевка, а штаб, комендатура и казармы – в пос. Вязьма-Брянская.

Впечатления очевидцев

Часть считается одной из самых лучших авиационных баз на территории России. Расположена в небольшом городке, где есть железнодорожная станция.
До присяги новобранцы проходят курс молодого бойца, который длится около месяца. После КМБ военнослужащих могут распределить в Тулу или Калугу, там находятся подразделения авиабазы. Как рассказывают очевидцы, 80 % молодого пополнения остается в части.

В расположении воинской части

Дедовщины и неуставных отношений нет. Проводится ежевечерний медицинский и телесный осмотр солдат, кроме этого, при в/ч 41687 работает подразделение военного ФСБ.
Бойцы проживают в благоустроенной казарме. Очевидцы сообщают о наличии стиральных машинок и душевых. На территории работает столовая, питание организовывает гражданский персонал, кормят вкусно. Работает чипок.
На территории есть музей авиабазы. Его обычно посещают родители в день присяги, экскурсии проводятся и для солдат. За воротами КПП есть магазин-военторг, где можно приобрести необходимые принадлежности. Санчать – территории части, недалеко от церкви.

В столовой подразделения

Присягу принимают по субботам, о времени и дате боец сообщает в телефонном режиме. Мобильные в первое время выдают по выходным (в воскресенье), потом можно будет пользоваться чаще.
На присягу пускают родителей и близких родственников, после мероприятия разрешена увольнительная в субботу и в воскресенье, но без ночевок. Присягу могут переносить из-за карантина, учений, донабора новобранцев. На протяжении остального времени службы встретиться с солдатом можно только по воскресеньям, в комнате психологической разгрузки (на КПП).

Бытовая комната

Денежные выплаты военнослужащим базы выполняются на карту ВТБ-24. Банкомат есть на территории части на КПП. Перевести деньги солдату можно несколькими способами:

  • на карту ВТБ (в банковском отделении или через онлайн-банкинг);
  • через платежные системы Почты России;
  • на дебетовую карту банка «Открытие» через систему WebMoney;
  • на QIWI-кошелек.

Ближайший к авиабазе военный госпиталь находится в г. Смоленске.

Информация для мамы

Посылки и письма

Комната отдыха

Контактные телефоны

Ваш визит

Как добраться

  • от железнодорожного вокзала в Смоленске – на прямых автобусах или проходящих через Гагарин, Темкино и Власово;
  • из Смоленска – на электричках 6204 и 6206 до Вязьмы;
  • от железнодорожного вокзала в Вязьме – на автобусах № 10.

Где остановиться

Жилье стоит бронировать заранее.

  • Юрий Юрченко

378-я авиационная база

378-я авиационная база относительно молодое формирование, созданное полтора года назад путем слияния двух воинских частей. Представляю вашему вниманию историческую справку одной из частей, ставших основой новой авиабазы.

В период с 1 марта по 25 марта 1987г. был сформирован 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), (войсковая часть п.п. 36659), на территории ГДР в городе Стендаль. Основной для формирования явились: части армейской авиации 3 Общевойсковой Армии Группы Советских войск в Германии. 25 марта — дата годового праздника части.
С марта 1987 по апрель 1988 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил в состав авиации 3 общевойсковой Армии Группы Советских войск в Германии, город Стендаль (ГДР).
С апреля 1988 по октябрь 1990 года входил в состав 16 воздушной Армии Группы Советских войск в Германии, город Стендаль.
25 мая 1988 года полку начальником штаба 16 Воздушной Армии генерал-майором Походенко вручено Боевое Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР (подписанная 25 мая 1987 года) к Боевому Знамени.
С октября 1990 года по июнь 1992 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил в состав 3 общевойсковой Армии Западной Группы войск в Германии, город Стендаль.
В период с 12 мая по 30 июня 1992 года было осуществлено перебазирование 440 отдельного вертолетного полка (боевой и управления) и частей обеспечения со Стендаля Западной Группы войск в Германии в город Вязьма, Смоленской области.
С июня 1992 по март 1998 года входил в состав авиации 1 гвардейской танковой Армии (позднее переименованной в 1 Гвардейскую Общевойсковую армию) Московского Военного округа.
В 1994-1999 гг от полка в Таджикистане действовала 41 отдельная вертолетная эскадрилья в составе Коллективных миротворческих сил
В 1996 году экипажи полка принимали участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике.
В 1997-1998 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии в Анголе.
В сентябре 1997 года были расформированы и вошли в состав 440 отдельного вертолетного полка части обеспечения: 492 отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения и 38 батальон связи и радиотехнического обеспечения, дислоцирующиеся в городе Вязьма.
С марта 1998 по сентябрь 2000 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления) организационно входил в состав Управления Авиации Московского Военного округа.
В 1999-2002 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии на территории Югославии.
С 1999 года подразделения полка принимали участие в контртеррористической операции в Чечне.
С сентября 2000 по декабрь 2002 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил состав 20 гвардейской армии Московского Военного округа.
С декабря 2002 по апрель 2009 года входил состав 16 Воздушной армии Военно-Воздушных Сил.
В 2003-2005 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии в Сьерра-Леоне.
В августе 2008 года участвовали в принуждении Грузии к миру.
С апреля 2009 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления) входит в состав 1 Командования ВВС и ПВО.
1 ноября 2009 года 440 отдельный вертолетный полк переформирован в 6965 авиационную базу (второго разряда).
С 1 декабря 2010 года 6965 авиационная база ( второго разряда ) расформирована и передана в 7000 гвардейскую авиационную Борисовскую Померанскую дважды Краснознаменную ордена Суворова базу ( 1 разряда ) с дислокацией в городе Воронеже.
1 декабря 2010 года создана 378 авиационная база армейской авиации (второго разряда) с дислокацией на аэродроме Вязьма-Двоевка.
30 декабря 2011 года база получила боевое знамя нового образца, которое вручал полковник Бондаренко С.Г. по поручению Командующего войсками 1 командования ВВС и ПВО генерал-майора Макушева И.Ю.
Наград и отличий часть не имеет.
Эксклюзив специально для читателей блога twower — полуторачасовой фильм об истории 440-го вертолетного полка, снятый к 20-летию части
Видео с вручения боевого знамени в декабре 2011 года

Видео — визитная карточка 378-й авиационной базы

На данный момент в составе полка три эскадрильи: на боевых вертолетах Ми-24, на транспортно-боевых Ми-8 и специальных (радиоэлектронной борьбы) Ми-8. Последние снимать не разрешили, поэтому дальше будут фотографии «восьмерок» и «двадцатьчетверок» на земле и в полете.
Отмечу, что запрет на съемки объявлялся иной раз в столь безобидных ситуациях, что приходилось только диву даваться. Например, нельзя было показать находящийся на ремонте в технико-эксплуатационной части, да и саму ТЭЧ. Также нельзя было снимать командно-диспетчерский пункт.
Класс предполетной подготовки.
Для любителей пощелкал плакаты (все фото кликабельны)

Новомодные веяния в религии

Далее начались полеты.
«Двадцатьчетверки» представлены модификациями «В» и «П»

В воздухе одновременно находилось несколько машин, выполняющих полеты по кругу

Поскольку модификаций «ПН» на базе нет, то и ответ на вопрос, что с ночными очками, думаю, понятен. Действия ночью возможны только при подсветке целей с помощью осветительных бомб. Боевое применение отрабатывается на полигоне под Дорогобужем

Борт-техник осматривает вертолет после посадки

Ожидается замена боевых вертолетов на Ми-28Н (когда это произойдет пока неизвестно, но говорят, что скоро), поэтому борт-техникам придется либо переучиваться, либо переводиться в часть, где еще есть «24-е». Кстати, несколько групп летчиков базы уже прошли переобучение на Ми-28Н в Торжке

Вернемся к полетам

Транспортно-боевые вертолеты представлены Ми-8МТ. Все машины на базе достаточно возрастные — 80-х годов. Параллельно с заменой Ми-24 на «28-е» ожидается и замена «МТшек» на новые МТВ-5. Возможно это произойдет в следующем году.
«Восьмерка» возвращается из полета

Створки грузового отсека сняты специально, т.к. вертолет вылетал с группой спецназа на борту, производившей учебное десантирование

«Сколько же вас тут, любопытных…»

Кстати, летчик в новой форме. О ней слышал два различных мнения: от старшего офицера — шлак, от борт-техника — ничего, нормальная, сравнима с прежней, но летом в ней жарковато

Створки на место ставят

Если вы обратили внимание, то на стоянке и рулежной дорожке новое покрытие. Сейчас на аэродроме проходит реконструкция стоянок, их увеличение. Взлетку, вроде бы, трогать не будут.

Вернемся к «восьмерке». Кабина Ми-8МТ изнутри.

Заправка

В завершение выкладываю информацию о Героях России, проходивших службу в 440-м вертолетном полку. За историю части их было трое.
Капитан Иванов Александр Александрович
Штурман звена – оператор вертолета Ми-24, военный летчик 3 класса. Родился 26.11.1974 года в г. Целиноград Казахской ССР. После окончания Свердловского Суворовского военного училища поступил в Сызранское ВВАУЛ, в 1995 году по окончании которого был направлен в овп Московского военного округа. Летал летчиком-оператором на вертолете Ми-24 в Таджикистане в 1998-1999гг. с 1999 года находился в командировках в Северо-Кавказском военном округе, участвовал в боевых действиях по ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чечне.
13.12.1999 года А. Иванов в составе экипажа вертолета Ми-24 выполнял огневое прикрытие при спасении командира полка, сбитого в Аргунском ущелье. После эвакуации экипажа, уходя замыкающим группы, его вертолет был подбит противником. Экипаж погиб.
Указом Президента РФ № 663 от 11.04.2000 года капитану А. Иванову за мужество, героизм присвоено звание Героя РФ (посмертно).
Похоронен в г. Сызрани.
Майор Совгиренко Андрей Викторович
Командир звена вертолетов Ми-24, родился 14.03.1966 года в г. Сызрань. В 1987 году окончил Сызранское ВВАУЛ. Службу проходил в Прикарпатском и Московском военных округах. За это время был в командировке в Таджикистане и дважды в Чеченской Республике, где участвовал в боевых действиях с бандформированиями. Военный летчик 1 класса. Награжден орденом Мужества и медалями.
13.12.1999 года А. Совгеренко на вертолете Ми-24 выполнял задачу по огневому прикрытию группы, действующей по спасению подбитого экипажа в Аргунском ущелье. На завершающем этапе операции, уходя последним, его вертолет был подбит противником и упал. Экипаж погиб.
Указом Президента РФ № 663 от 11.04.2000 года майору А.Совгеренко за мужество и героизм присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Похоронен в г. Москва.
Эти два летчика были единственными потерями полка в Чечне.
Алимов Владимир Ришадович
Родился 6.12.1957. Заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер, полковник, Герой Российской Федерации 2000г., окончил Саратовское Высшее Военное авиационное училище летчиков в 1979 году.
Проходил службу на летных должностях в г. Аральске Туркестанского военного округа с 1979 по 1988г. В Западной группе войск с 1988 по 1992г. в городе Стендаль, в Московском военном округе в поселке Вязьма-Брянская с 1992 по 2002 год, с 2002 года по 2004 год старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки армейской авиации 16 ВА, с 2004 по 2008 год старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки управления авиации КсПН.
Принимал активное участие в ликвидации последствий на Чернобыльской атомной станции в 1986 году. В 1997-1998 годах участвовал в миротворческой миссии в Анголе.
В 1996 и 1999 годах участвовал в контртеррористических операциях в Чечне.
Особо отличился 13 декабря 1999 года при выполнении боевого задания в Аргунском ущелье Чеченской Республики при эвакуации группы спецназа и экипажа сбитого вертолета Ми-8. Попав под шквальный огонь боевиков, тогда еще майор Алимов, не прекратил выполнение боевого задания, сумел посадить вертолет на горную площадку и вступил в наземный бой с превосходящими силами противника. Двадцать две минуты Владимир Ришадович вместе с парашютно-десантной группой отражали атаки боевиков, делая все возможное, чтобы собрать и эвакуировать попавших в окружение боевых товарищей. Майор Алимов взлет не производил пока последний солдат, попавший в окружение, не оказался на борту Ми-8. А когда пришлось взлетать, оказалось, что вертолет сильно перегружен (вместо положенных 24 десантников на борту оказались 31 человек). Оставить десантников на земле — значит приговорить их к смерти. Владимир Ришадович принимает решение — забрать всех, собрав воедино весь свой опыт пошел на взлет, Ми-8 теряя обороты несущего винта повалил несколько впереди стоящих деревьев, но оторвался от земли и вновь попал под перекрестный огонь боевиков. Вертолет получил 56 пробоин, из них 14 в кабину экипажа, отказали приборы, связь, вооружение но, несмотря на это майору Алимову удалось скрыться в облаках и по дублирующим приборам благополучно вернуться на аэродром базирования.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевой задачи Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2000 года Алимову Владимиру Ришадовичу было присвоено звание Герой Российской Федерации.
За выполнение других задач награжден орденом «Мужества» (1997г.), орденом «За военные заслуги» (1999г.), орденом «Красной Звезды» (1988г.)
В его часть названа улица в родном селе.
Интервью с полковником Алимовым вы можете увидеть в фильме, посвященном 20-летию части.

Сообщества ›
Драйвер-Путешественник ›
Блог ›
Вязьма — город Воинской Славы.

Нагрянули тут на нас ноябрьские праздники, а что это значит?! – нууу… для кого – то это генеральная репетиция перед Новым годом и приведение в состояние повышенной боевой готовности навыков забегов по магазинам и и приготовления 100500 блюд, а для всех, кто любит попутешествовать – повод вспомнить, что неподалёку от практически любого места жительства есть что – то интересное.
Мы отнесли себя ко второй категории и, поразглядывав карту геокэшинга, пришли к выводу, что совсем уж под боком мы всё видели, поэтому придётся забраться подальше, например, в Смоленскую область, а конкретно нам приглянулся город Воинской Славы Вязьма.
Сказано – сделано – 240 км пробегают под лапами Жаба, и мы на месте.

Вязьма – небольшой, но очень приятный городок с населением в 52 000 человек и невероятной концентрацией военной истории и трагедии. Осенью 1941 года в ходе операции «Тайфун» под Вязьмой во вражеское окружение попало множество соединений Красной армии. Всего в октябре 1941 года в боях под Вязьмой погибло около 400 000 советских граждан. В ходе прорыва из окружения вышли 85 000, однако в плен попали около 688 000 советских солдат и офицеров. 7 октября 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. 12 марта 1943 года войсками Западного Фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобождён . В ходе боёв город был практически полностью разрушен, каменные и кирпичные здания взорваны, деревянные — сожжены.
Первое, что мы посетили, попав в Вязьму — вокзал (как – никак это крупная узловая станция), а конкретно, памятник паровозу. Именно такие паровоз и были «рабочими лошадками» фронта – подвоз снарядов и перевозка раненых, эвакуация производства в тыл и многое другое. Именно этот паровоз был выбран в качестве основного в военные годы из – за его неприхотливости (топили его и углём, и дровами) и сравнительно небольшого веса, который позволял ему пройти по наскоро восстановленным путям после бомбёжек.

Дальше — ещё один военный мемориал – страшное место — памятник советским военнопленным, погибшим в концлагере Дулаг 184.

21 июня 2014 года в городе Вязьма был открыт Памятник советским военнопленным . Он стоит на месте, где, по данным историков и поисковиков, захоронены от 70 до 80 тысяч человек.
45 погребальных рвов100 метров длину и 4 в ширину с останками военнопленных остались после немецко-фашистской оккупации Вязьмы (октябрь 1941- 12 марта 1943 гг.) .
В первые недели после захвата Вязьмы гитлеровцами, по воспоминаниям местных жителей, количество пленных в лагере было настолько велико, что не было места, чтобы лечь, и солдатам приходилось стоять. В лагере царила страшная антисанитария, у большинства раненых началась гангрена, почти все страдали дизентерией. Сначала военнопленных в течение нескольких дней ничем не кормили, только позже стали давать по50 г концентратов в день. В результате таких ужасных условий содержания смертность в лагере была огромной, и в первые дни погибали тысяча и более красноармейцев в сутки. Хлеб военнопленные до мая1942 г. не получали совсем, рацион питания был представлен супом-болтушкой из испорченной картофельной муки, которая выдавалась один раз в день. В январе-феврале1942 г. выдавался суп из льняного семени. Часто гитлеровцы в пищу пленным готовили дохлых животных, в том числе кошек и собак.
По свидетельствам очевидцев, на колючей проволоке вокруг лагеря для устрашения месяцами висели трупы расстрелянных при попытке к бегству. Ужасные условия по содержанию военнопленных дополнялись постоянными издевательствами и зверствами со стороны немецких солдат. Был случай, когда немецкий солдат во время раздачи еды военнопленным снял гранату и бросил в толпу голодных красноармейцев, столпившихся у котла. Часто немецкие солдаты кидали за колючую проволоку банку консервов и развлекались тем, что стреляли и кидали гранаты в тех пленных, которые, обезумев от голода, хотели ее поднять.
Спустя семьдесят лет место массовых захоронений превратилось в пустырь. По требованиям местных жителей, в 90-х годах прошлого века на пустыре была установлена скромная стела с колоколом в память о случившейся здесь трагедии.
Как я уже сказала, Вязьма – город воинской славы, в память об этом на центральной площади города установлена стела, напоминающая о роли небольшого городка в ВОВ. Ещё осенью 1941 немцы рассчитывали совершить мощный удар и оказаться в Москве, но две недели удерживали советские войска 28 германских дивизий. За это время была организована оборона вокруг Москвы и подтянуты резервные силы воинов-сибиряков.

Вяземская оборонительная операция получила своё второе название – Вяземский котёл. Недалеко от города находится мемориал Поле памяти – в одном месте находятся братские могилы павших бойцов, памятник трактористам – труженикам и даже памятник военному оркестру… Мемориал свидетельствует о том, что война не пощадила никого, затронув всех…

Помимо таких страшных памятников, есть в Вязьме и «мирные» памятники, например, памятник актёру Папанову. Удивительно, что это практически единственный памятник в России, хотя фильмы с его участием «12 стульев», «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля» буквально разобраны на цитаты.

Есть и занимательный памятник – памятник Лаптю. Да – да, той самой незаменимой раньше деревенской, да и не только обуви) Символ простого русского человека, дороги, обычной деревенской жизни, да и ещё символ много чего пользуется популярностью у туристов.

Наконец, в небольшом парке почти на окраине Вязьмы расположен памятник Булгакову. Какая связь писателя и Смоленщины?! – именно в Смоленской губернии Булгаков трудился земским врачом.

На закате короткого ноябрьского дня и нашего небольшого путешествия мы оказались около очень впечатляющего памятника – мемориал ополченцам – Бауманцам.

На 242 км Минского шоссе стоит мемориал. Он построен и открыт в 1980 году на деньги студентов и сотрудников МВТУ им. Н.Э. Баумана и посвящен бойцам 7-ой дивизии народного ополчения г. Москвы. Надпись на мемориале гласит: «Здесь в 1941 г. стояли насмерть, защищая Москву, ополченцы-бауманцы». Памятник венчает фигура добровольца Николая Валерьевича Кожухаря, бросающего гранату во вражеский танк. Этим увековечен подвиг Н.В. Кожухаря и многих бауманцев, вступивших в неравный бой с вражескими танками.

А ещё в Вязьме очень красивые церкви и классные остановки!

Вот такое у нас получилось ноябрьское путешествие, коротенькое, но запоминающееся! Желаю всем путешествовать и получать впечатления, даже имея не очень много времени!
Если Вам понравился пост, не забывайте, пожалуйста, делиться с друзьями и подписчиками!

Аэродром Двоевка

Хронология — это самое интересное и воспоминания конечно. Архивных материалов до и военной поры просто нет или недоступны (пример Смолоблархив), так пишут, кто интересуется историей отдельных полков.
193?-1941
встречалось что аэродром возник в 20-годах, но доверия к источнику нет и сказано не по теме, вскольз.
1941-осень 1941
тут что нарыл приведу
1941-1943- оккупация тут у люфтваффе глянем
ноль информации, может немцы его по другому называли, да и немецкий надо знать получше
1943-1945
почти пусто
1945-1960
здесь надо искать и опрашивать.
—————————-
Внимание!
Сведения об истории аэродрома, организационной структуре и летному составу частей и соединений получены из разнообразных источников: литературных, размещенных в Интернете, воспоминаний старожилов, потому не претендуют на полноту и достоверность.
Аэродром Двоевка основан в середине 30 годов прошлого века (?).
Свое название аэродром получил от деревни Двоевка, близ которой он располагался и в которой находился пункт управления и стоянки самолетов. Склады аэродрома в т.ч. ГСМ располагались на севере от него и к ним была подведена железнодорожная ветка.
В деревне Бобово (в 4 км от ВПП) находился склад боеприпасов для самолетов (?) и к нему вела железнодорожная ветка.
Покрытие аэродрома было грунтовым, в 1940 году начались работы по укладке бетонированной ВПП. Работы по бетонированию ВПП были завершены в начале октября 1941 года (?), за несколько дней до захвата аэродрома немцами. Длина бетонированной ВПП составляла 1100- 1200 метров(?).
На аэродроме Двоевка, в первые месяцы войны, размещались полки 43-я авиационной дивизии.
43-я авиационная дивизия
Была сформирована в августе 1940 года как истребительная (43 ИАД) и входила в состав Военно-воздушных сил Западного Особого военного округа (ОВО), начальником штаба которого был п-к С.А. Худяков (июнь 1941 г.); командующий ВВС ОВО (фронта) был п-к Н.Ф. Науменко (июнь / июль 1941 г.).
В действующей армии с 22 июня по 06 августа 1941 года. Входила в состав Военно-воздушных сил Западного фронта. 06 августа 1941 года была преобразована в 43-ю смешанную авиационную дивизию (43 САД), находясь в действующей армии по 04 февраля 1942 года, когда была преобразована в Управление Военно-воздушными силами 20-й армии.
43-я авиационная дивизия находилась под командованием генерал-майора авиации Георгия Нефедовича Захарова с 08 августа 1940 года по 23 октября 1941 года. Далее, с 24 октября 1941 года, командиром дивизии был назначен полковник Иван Абрамович Образков (по 04 февраля 1942 года).
Полки 43 ИАД на аэродроме Двоевка:
401-й истребительный авиационный полк особого назначения
Сформирован в конце июня 1941 г. на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности. Укомплектован летчиками-испытателями. На вооружении имел самолеты МиГ-3.
Начав боевые действия с аэродрома Зубово, полк в середине июля на несколько дней перебазировался в Горки (под Вязьмой), потом в район Смоленска, а затем до 08.08.41 г. стационарным аэродромом стала Двоевка (8 км южнее Вязьмы).
В конце июля 1941 г. в составе 24-х летчиков полк вошел в состав 43-й ИАД. Командиры полка — подполковник С.П.Супрун 06.41-04.07.41 г. Погиб.
Подполковник К.К.Коккинаки 07-08.41 отозван с фронта.
13.08.1941 г. полк направили в тыл на переформирование, где он пополнился летным составом из различных войсковых частей. При этом летчиков-испытателей с фронта отозвали, а полк был переименован в 263-й ИАП.
32-й истребительный авиационный полк
Сформирован в мае 1939 г. в ВВС Московского округа. С 11.07.41 г. действовал на Западном фронте. Первоначально входил в состав 43 ИАД.
С августа 1941 г. действовал в составе 23 ТБАД. В ноябре вернулся в состав 43 САД.
Командир полка — подполковник Анатолий Павлович Жуков 06.41 — 12.41
На вооружении имел истребители И-16.
33-й истребительный авиационный полк
Сформирован 15.05.38 г. на основании приказа НКО 046 от 06.03.38 г. с местом дислокации г.Могилев. Перед началом войны полк базировался в Пружанах. Входил в состав 10 САД. К 22.06.41 г. имел на вооружении 44 самолета И-16 (в том числе 7 неисправных). 26.06.41 г. полк выведен на переформирование в 1 ЗИАП. Здесь на аэродроме Сейм переучился и получил на вооружение истребители ЛаГГ-3.
С 05.08.41 по 20.10.41 гг. входил в состав 43 сад Западного фронта. Базировался на аэр. Двоевка (район г. Вязьма).
Командир полка — майор Николай Иванович Акулин — до конца 1942
Выполнял задачи по сопровождению бомбардировщиков, разведке и штурмовке войск противника. Прикрывал с воздуха г. Вязьма, аэродром Двоевка и штаб фронта ст. Касня. В боевых вылетах сопровождали Су-2 и Пе-2, сами участвовали в штурмовых ударах в районе Ярцево-Духовщина.
В сентябре 1941 г. на базе полка проходили фронтовые испытания нового ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой. В полку присутствовали конструкторы пушки Б.Г.Шпитальный и самолета — М.И.Гудков.
В начале октября 1941 г. в полку осталось 6 самолетов. 6 октября оставшиеся самолеты взлетели под огнем противника, отштурмовали танки, ворвавшиеся на стоянку, и ушли на восток. Перелетели на аэродром Ватулино (район г. Руза).
Аэродром Двоевка также периодически использовался штурмовой и военно-транспортной авиацией.
Оккупация.
В период оккупации Вязьмы, немцы активно использовали аэродром, здесь размещались бомбардировочные и истребительные полки, новые стоянки самолетов оборудовали в северной части аэродрома
В 1942 году немцами была построена вторая взлетно-посадочная полоса, ориентированная в направлении Москвы, что позволяло брать дополнительную бомбовую нагрузку и снизить расход горючего при полетах на Москву. Размеры построенной полосы (приближенно) 1000 х50 метров. Также была ими сооружена рулежная дорога, соединившая удаленные концы обоих ВПП.

440-й отдельный вертолетный полк (боевой и управления)

Формирование этого авиационного полка началось 1 марта 1987 г. на авиабазе Штендаль в ГДР. Оно велось на базе частей 3-й общевойсковой армии Группы советских войск в Германии (ГСВГ) – отдельных вертолетных эскадрилий, которые базировались в Кётене, Цербсте, Маль- винкеле и Нейрупине. На вооружении полка состояли вертолеты Ми-24, Ми-8Т/МТ, Ми-8ВзПУ, Ми-9 (Ми-8 в варианте «салон»), 25 марта формирование было завершено и полк получил Боевое Знамя.

Перед полком были поставлены следующие задачи:

– огневая поддержка сухопутных войск;

– ведение воздушной, радиационной, химической разведки;

– перевозка войск, боевой техники и грузов;

– поисково-спасательное обеспечение;

– эвакуация больных и раненых;

– обеспечение связи командующего

– постановка радиоэлектронных помех;

– высадка десанта.

К концу того же года полк стал лучшим в 3-й армии.

В апреле 1988 г. 440-й отдельный вертолетный полк был включен в состав 16-й воздушной армии. С октября 1990 г. полк снова вошел в состав 3-й общевойсковой армии, но уже Западной группы войск – так стала именоваться ГСВГ.

В 1991 г. 440-й овп стал лучшим вертолетным полком Советской Армии, последним вертолетным полком №1. Полк тогда был награжден Переходящим вымпелом Командующего Армейской авиацией вооруженных сил СССР. Вымпел тот навечно остался в музее части, как олицетворение ушедшего в историю боевого могущества великой армии великой державы.

В соответствии с договором между СССР и ФРГ от 12 октября 1990 «Об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск с территории ФРГ» и во исполнение директив министра обороны СССР частям обеспечения была поставлена задача передислоцироваться в Закавказский военный округ на аэродром Сальяны (Азербайджан). Полк должен был войти в состав авиации 4-й общевойсковой армии. В июне группой офицеров под командованием подполковника А.В. Метелева была проведена рекогносцировка аэродрома Сальяны. В сентябре в Сальяны убыла сначала передовая команда в составе 13 человек, а затем оперативная группа в составе 43 человек во главе с заместителем командира полка по летной подготовке подполковником В.А. Голощаповым. 26 сентября из Штендаля в Сальяны отправили 11 контейнеров с имуществом личного состава и 43 члена семей военнослужащих. В октябре в Азербайджан ушел железнодорожный эшелон с автотехникой полка.

Делегация офицеров НАТО но аэродроме Штендаль

Летчики 440-го полка в гостях у пилотов армейской авиации США

Заход на посадку, аэродром Вязьма

Над песками Таджикистана

Взлет, Вязма

Закавказье стремительно превращалось в «горячий регион», поэтому вывод всех частей и подразделений Западной группы войск в южные республики Советского Союза был прекращен приказом министра обороны. Перебазирование в Азербайджан не состоялась. Вывод полка из Германии перенесли на 1992 г.

В декабре 1991 г. новым местом дислокации была определена Вязьма – аэродром Двоевка. Перебазирование следовало завершить к 30 июня 1992 г.

Нельзя сказать, что полк выводился в «чистое поле». В Вязьме с 50-х годов существовал учебный авиационный центр, в состав которого с 1987 г. входит пилотажная эскадрилья «Русь». Тем не менее, на первых порах личному составу и семьям офицеров пришлось непросто. Пресловутый жилищный вопрос – он везде одинаков… Проблему жилья удалось решить после сдачи в эксплуатацию построенного немцами жилого городка.

С момента передислокации в Вязьму и до октября 1992 г. полк находился в непосредственном подчинении управления авиации Московского военного округа, в октябре часть передали в состав авиации 1-й гвардейской танковой армии. В конце 90-х годов началась череда переподчинений. В 1998 г. полк вновь вернули в непосредственное подчинение управления авиацией Московского военного округа. С 1 сентября 2000 г. полк вошел в состав 20-й гвардейской армии. Наконец, в связи с упразднением Армейской авиации, с 31 декабря 2002 г. 440-й отдельный вертолетный полк входит в состав 16-й воздушной армии ВВС России.

Первой «горячей точкой», в которую направили людей и технику 440-го овп, стало Приднестровье, куда в апреле 1993 г. в составе миротворческих сил была направлена группа летчиков и техников, в том числе три экипажа вертолетов Ми-8 и два – Ми-24. В период с апреля по июнь 1993 г. группа выполнила 33 полета на воздушную разведку и 1217 полетов на перевозку войск и грузов. Отряд выполнял задания по перевозкам представителей трехсторонней комиссии (Россия, Молдова и Приднестровская молдавская республика) вдоль линии разграничения конфликтующих сторон, обеспечивал нормальную жизнедеятельность блокпостов российской армии.

Коллективные миротворческие силы в республике Таджикистан были сформированы в 1994 г. Россией, Таджикистаном, Казахстаном и Киргизией. В марте-апреле личный состав полка начал подготовку к выполнению операций на территории Таджикистана. На авиабазе Айни в 8 км от Душанбе была сформирована отдельная вертолетная эскадрилья на штатах известной еще по Афганистану 41-й ОВАЭ. Эскадрилья вошла в состав 201-й мотострелковой дивизии – основного соединения миротворческих сил. Личный состав полка выполнял задания в Таджикистане с 15 мая по 18 ноября 1995 г. Обязанности командира 41-й эскадрильи исполнял подполковник С.В. Костиков. На эскадрилью возлагались следующие задачи: перевозка грузов и личного состава в интересах коллективных миротворческих сил, доставка гуманитарной помощи, минирование отдельных участков Государственной границы, поисково-спасательное обеспечение, боевое дежурство для усиления частей 201-й мед и погранвойск, сопровождение колонн автомобильной и бронетехники, учебно-тренировочные полеты по подготовке молодых летчиков.

При выполнении боевых заданий с мая по ноябрь 1995 г. в республике Таджикистан выполнено 18 боевых вылетов на авиационную поддержку наземных войск, 472 полета на высадку разведывательных групп и десанта, девять полетов на эвакуацию больных и раненых, 120 полетов на воздушную разведку, 65 полетов на перевозку людей и грузов, 48 полетов на авиационное сопровождение войск, восемь полетов на ретрансляцию, а также восемь полетов на поисково-спасательные задания. Расход боеприпасов: 120 патронов калибра 12,7 мм, 368 снарядов калибра 30 мм, 150 НАР.

К сожалению, именно тогда полк понес и первые потери. В Таджикистане погибли капитан Е.Н. Усиков и старший лейтенант С.Р. Куреев, оба были убиты в Душанбе бандитами.

Вторая командировка в Таджикистан состоялась в августе 1998 г. – феврале 1999 г. За этот период было выполнено 25 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, 604 полета на высадку разведывательных групп и десанта, 12 полетов на эвакуацию больных и раненых, 144 полета на воздушную разведку, 75 полетов на перевозку грузов, десять полетов на сопровождение транспортных вертолетов; расход боеприпасов – 170 неуправляемых ракет, 480 снарядов калибра 30 мм.

В Чечне экипажи полка действовали едва ли не с первого дня контртеррористической операции. Ниже перечислено много цифр, которые вполне могут показаться скучными. Между тем, статистика потрясает. Количество перевезенных людей и грузов фактически одной эскадрильей Ми-8 (вторая – боевые Ми-24, которые грузы не возят) сопоставимо с годовыми перевозками транспортного авиационного полка! В Чечне, особенно в начале «второй Чечни», вертолетчики в сутки выполняли по 12- 13 боевых вылетов, при нормативе 2-3. Расход боеприпасов не менее показателен.

К примеру, только с мая по июль 1996 г. в Чечне было выполнено в общей сложности 5562 полетов суммарным налетом 4104 ч, в том числе: 646 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, 24 поисково-спасательных полета, 29 полетов на высадку разведывательных групп и десанта, 138 полетов на эвакуацию больных и раненых, 167 полетов на разведку, 3645 полетов на перевозку людей и грузов, 762 полета на сопровождение транспортных вертолетов, 11 полетов на ретрансляцию и 128 полетов на выполнение задач РЭБ.

Вертолеты 440-го полка в Чеченской Республике

За это время было перевезено 5737 т грузов и 46 217 человек, в том числе 745 раненых. Расход боеприпасов: 12,7-мм патронов – 20 790, 30-мм снарядов – 1660, управляемых ракет – 182, неуправляемых ракет – 6883. Уничтожено пять опорных пунктов, 17 огневых точек, четыре самоходные зенитные установки.

В «первую Чечню» экипажи полка выполняли также задания по перевозке на территории ЧР президента России Б.Н. Ельцина и сопровождавших его лиц.

С сентября 1999 г, по январь 2000 г. выполнено 900 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, 117 полетов на высадку разведывательных групп и десанта, 11 полетов по по- исково-спасательным заданиям, 32 полета на эвакуацию больных и раненых, 198 полетов на воздушную разведку, 3415 полетов на перевозку людей и грузов, 320 полетов но авиационное сопровождение войск, 108 полетов на выполнение задач РЭБ. В общей сложности перевезено 41 283 т грузов и 5102 человека, включая 289 раненых. Расход авиационных средств поражения: 102 управляемых ракеты, 2600 неуправляемых ракет, 3160 снарядов калибра 30 мм и 6480 патронов калибра 12,7 мм. Уничтожено 25 опорных пунктов, 14 огневых точек, два топливозаправщика, четыре зенитные самоходные установки.

13 декабря 1999 г. над Аргунским ущельем был сбит штурмовик Су-25. Пилот катапультировался. Оперативно поднятый в воздух дежурный по- исково-спасательный вертолет авиации МВД летчика не обнаружил. Поисково-спасательная операция растянулась на сутки. В ней принимало участие несколько вертолетных поисково-спасательных групп: «восьмерки» с десантом спецназа на борту и боевые Ми-24. В ходе операции был сбит Ми-24, пилотируемый майором А.В. Совгиренко и летчиком-оператором капитаном А.В. Ивановым.

Ми-24 сопровождал транспортно- боевой Ми-8. В узком ущелье по вертолетам был открыт огонь с земли. Пространства для маневра не хватало, тогда Ми-24 закрыл транспортный борт собой. Майор Совгиренко и капитан Иванов посмертно удостоены звания Герой России.

Ведущим другой пары Ми-8 шел майор Алимов. Ведомую «восьмерку» сбили, и она совершила аварийную посадку. Майор Алимов отдал приказ командиру экипажа Ми-24 Ковалеву прикрывать его огнем, а сам пошел на посадку рядом с подбитым вертолетом. 22 минуты продолжалась эвакуация, все это время вертолет находился под кинжальным огнем боевиков. Ковалев за это время разрядил весь боекомплект своего Ми-24. «Восьмерка» Алимова приняла на борт 31 человека, на взлете шестеро из них получили ранения. Первую помощь раненым врач полка оказывал непосредственно на борту вертолета. Поврежденный и перегруженный вертолет все-таки взлетел. «Просеку сделал на взлете», вспоминал майор Алимов. В Моздоке в «восьмерке» Алимова насчитали 54 пробоины, в Ми-24 Ковалева их было больше сотни.

За свой подвиг Майор Алимов удостоен звания Героя России. К Герою представили также и Ковалева. Впрочем, этой награды он не получил. Видимо, «наверху» посчитали, что четыре Героя в одном полку за один день – не положено. Полковник Геннадий Васильевич Ковалев и сегодня продолжает службу в 440-м отдельном вертолетном полку, он командир 1-й эскадрильи.

А напряженная работа экипажей продолжалась. К примеру, с октября 2000 г. по январь 2001 г. было выполнено 1080 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, 20 полетов на высадку разведывательных групп и десанта, 20 полетов на эвакуацию больных и раненых, 110 полетов на воздушную разведку, 3005 полетов на перевозку людей и грузов, 920 полетов на авиационное сопровождение войск, 284 полета на выполнение задач РЭБ. В общей сложности перевезено 21 000 т грузов и 20 475 человек. Уничтожено два опорных пункта, две огневые точки, четыре зенитные самоходные установки, три ретранслятора, пять блиндажей.

Аналогичные цифры можно было бы привести и по последующим годам.

Со временем ситуация в регионе значительно изменилась. Жизнь в Чечне начала налаживаться, а работа вертолетчиков стала не столь напряженной.

Косово, аэродром Слатина

Ми-24 в Судане

Так, если с мая по сентябрь 2006 г. было выполнено 420 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, то за аналогичный период 2007 г. уже 150 полетов. Всего 11 полетов пришлось на высадку разведывательных групп и десанта, четыре полета на выполнение поисково-спасательных заданий, и всего четыре полета на эвакуацию больных и раненых. В общей сложности за указанный период 2007 года было перевезено 600 т грузов и 1500 человек, включая трех раненых. Расход авиационных средств поражения: восемь управляемых ракет, 20 неуправляемых ракет, 90 снарядов калибра 30 мм и 93 патрона калибра 12,7 мм. Уничтожены один опорный пункт, одна огневая точка, один блиндаж.

На фоне Чечни участие в миротворческих операциях за границей выглядит «отдыхом»…

Война в Анголе не затихает многие десятилетия. В середине 90-х годов в страну был направлен миротворческий контингент сил ООН, в состав которого вошла российская авиагруппа (РАГ) – семь вертолетов Ми-8МТВ. Личный состав 440-го полка находился в командировке на севере Анголы в 1996-1997 гг. В период со 2 июля 1996 по 15 января 1997 г. группа налетала более 400 ч, выполняя задания по перевозке военных наблюдателей, специалистов по разминированию, врачей, больных и раненых, вела воздушную разведку позиций противоборствующих сторон.

Вертолетчики 440-го полка выполняли миротворческие задания также в Судане и Сьерра-Леоне.

Среди миротворческих миссий, выпавших на долю личного состава 440-го полка, особо стоит отметить Косово. С одной стороны – обычная миротворческая операция, причем далеко не самая опасная. За всю «командировку» вертолетчиков обстреляли всего один раз – несколько выстрелов было сделано из проезжавшей близ посадочной площадки машины.

Вертолетчики базировались в Слатине, занятой в свое время броском наших десантников. Авиационную технику доставили в Косово «Антеями», а большая часть личного состава группы, автотехника и другое имущество прибыли на Балканы по железной дороге. Эшелон тормозили по пути не раз. Первый барьер на украинско-венгерской границе (таможенный) удалось преодолеть достаточно просто. По Венгрии состав передвигался только ночью. Об отношении сербов к русским написано много, но большей частью – общие рассуждения. Гостеприимство сербов вертолетчики испытали на себе. В Белграде поезд остановили вблизи какого-то микрорайона. Стояли долго, у местного населения было время узнать, какой состав остановился под окнами их домов. А потом начался штурм поезда. В вагоны летело все, от цветов до пива. Уже в Косово к заместителю командира полка по BP подполковнику Ю.А. Гераськину подошла старая сербка:

– Оккупант!

Подполковник показал нарукавный шеврон с российским триколором:

– Мать, смотри. Я из России.

– Простите.

Из Белграда до Косова группа совершила 200-км марш на своей автотехнике по горным дорогам. Не Смоленщина… Один ТЗ завалился под откос, к счастью никто не пострадал, а машину потом достали.

К тому времени в Слатине уже сидели НАТОвские вертолетчики. К их прибытию все подготовили инженерные части: помещения для жилья, служебные помещения, вертолетные стоянки. Наших же поместили в разрушенные авиацией НАТО казармы. Кроватей, и тех не было. Сами латали крышу, заделывали выбитые окна, выметали осколки бомб. Вскоре обустроились.

Командир попка полковник С.Г. Бондаренко и начальник штаба А. В. Дьяченко

Отношения с соседями тоже наладились, хотя и начались с курьеза… Куда нормальный русский ведет дорогого гостя? Правильно, в баню (какая воинская часть ВС РФ без бани? Нет таких.). Первыми гостями оказались итальянцы. Баня в западном понимании – это сауна, без веников. Поэтому, когда русские стали «избивать» итальянцев прутьями, те вызвали вооруженный караул. Инцидент разрешился на уровне командующих итальянским и российским контингентами. Итальянский командующий, рискнувший лично пройти через русскую парилку, вышел из нее под таким впечатлением, что на следующий день обязал всех своих офицеров в приказном порядке посетить русскую баню. В дальнейшем поездка к русским без бани стала считаться у многих представителей Запада провальной.

Если серьезно, то все поставленные задачи вертолетчики выполнили на высоком уровне. В те очень непростые для российской армии годы нашим офицерам и солдатам удалось, по крайней мере, продемонстрировать ее силу. С гордостью рассказывают в Вязьме о том, с каким уважениям отнеслись коллеги из НАТО к боевому вертолету Ми-24, особенно к его 30-мм пушке. Думается, не меньшее уважение вызывали и наши пилоты. Так, командир полка полковник С.Г. Бондаренко выполнил в Афганистане более 700 боевых вылетов, через Афган прошли полковник Ковалев, подполковник Гераськин. И сегодня костяк полка составляют ветераны многих «горячих точек» – летчики-инструкторы. Полк летает, есть кому летать и есть на чем летать. С 2000 г. из 440-го овп не уволился ни один лейтенант, включая техсостав, – случай, если не уникальный, то крайне редкий. Одна беда – в наше непростое время лейтенанты быстро сами становятся ветеранами горячих точек. Полк по-прежнему продолжает выполнять боевые задачи.

Редакция выражает признательность за помощь в подготовке материала командиру 440-го отдельного вертолетного полка (боевого и управления) полковнику Сергею Гэннадье- вичу Бондаренко и заместителю командира полка по BP подполковнику Юрию Александровичу Героськину.

Материал подготовил Михаил НИКОЛЬСКИЙ

Командиры 440-го отдельного вертолетного полка (боевого и управления)

год вступления в должность

полковник В.Г. Плугарь 1987

полковник А.А. Денищев 1989

полковник А.Н. Максимов 1996

полковник С.Г. Бондаренко 2002

К 90-летию морской авиации России

Анатолий АРТЕМЬЕВ