Второй суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал очень своеобразен. Вода в нем стоит вровень с уровнем берега, так что канал производит впечатление гигантской, наполненной до краев канавы. Кажется, малейшая волна — и вода выплеснется через край на прибрежный песок. Очень занятно наблюдать за прохождением по каналу больших океанских кораблей: создается впечатление, что они идут прямо по пустыне…
Мысль о том, чтобы прорыть канат через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древности. Античные историки, в частности Страбон и Плиний Старший, сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства. Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII — начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I. завоевавшего Египет, а впоследствии — Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). Однако в 767 г. система канатов, соединявшая Нил с Красным морем, была разрушена по приказу арабского халифа аль-Мансура. С тех пор никаких работ по восстановлению этого древнего торгового пути не велось.
Предпосылки для осуществления технически сложного и трудоемкого проекта появились только в новое время. Строительство Суэцкого канала связано с именем Фердинанда де Лecceпсa, французского вине-консула в Александрии в 1832—1833 гг. и консула в Каире в 1833—1837 гг. Задумав это грандиозное предприятие, Лессепс установил дружественные контакты с хедивом Египта Мухаммедом Али. Однако Лecceпс так и не удалось убедить в необходимости строительства канала ни Али, ни его преемника хедива Аббаса I. Тем не менее, в конце концов упорство Лессепса было вознаграждено: 30 ноября 1854 г. он получил из рук сменившего Аббаса I хедива Саида желанный фирман (указ), предоставивший ему концессию на строительство Суэцкого канала. При этом сам Лессепс был назван в тексте фирмана словами «наш друг».

По условиям договора, Египет предоставлял «Всеобщей компании морского Суэцкого каната», которую возглавил Лессепс, право постройки и эксплуатации каната сроком на 99 лет. При этом 75 % дохода от эксплуатации поступало «Всеобщей компании «, 15 % — египетскому правительству, и 10 % — учредителям компании. На 10 лет компания полностью освобождалась от уплаты налогов. а затем обязывалась платить лишь 10 % налогов.
Первоначальный капитал компании составил 200 млн франков, разделенных на 400 тыс акций по 500 франков каждая. Наибольшее количество акций было приобретено Францией —207 111. Англия, Австрия. Россия и США не приобрели ни одной акции, однако на их долю было оставлено 85506 акций. В целях поддержки компании хедив Саид купил оставшиеся 177 642 акций, сосредоточив таким образом в своих руках почти 44 % всех акций.

Французские подрядчики Линнан де Бельфон и Мужель составили технический проект трассы Суэцкого канала. Его закладка состоялась 25 апреля 1859 г. В этот день Лессепс с членами Совета компании и прибыли на место, где вскоре вырос город Порт-Саид, названный так в честь хедива Саида. После краткой речи, посвященной знаменательному событию, Лессепс собственноручно провел первую борозду по линии, обозначавшей контур канала.
На сооружении канала одновременно было занято от 20 до 40 тысяч рабочих. Обеспечить строительство рабочей силой Лессепс смог, лишь добившись у хедива Саида издания фирмана о принудительной мобилизации крестьян. Деревенским старостам было приказано сгонять на строительство жителей близлежащих деревень. Из-за невыносимых условий труда на строительстве Суэцкого канала, по некоторым данным, погибло до 120 тысяч египтян.

В первый период земляных работ почти все делалось вручную. Рыхлая почва не позволяла возить грунт в тачках, и нередко приходилось поднимать тачку и на руках нести ее до места выгрузки. Трудности усугублялись тем, что местность, выбранная для каната, была сырой и болотистой. Даже неглубокая траншея, вырытая с целью обозначить русло будущего канала, уже через час наполнялась водой. Тогда рабочие выстраивались в цепь поперек постоянно углублявшегося русла, от одного берега до другого. Тем. кто находился в центре, вода доходила до пояса. Подняв лопатой ком земли со дна траншеи, они передавали его вдоль всей цепи. На краю землю складывали в холщовые мешки. Наполнив мешок, рабочий карабкался по откосу вверх и уже там вываливал землю.
Только на заключительном этапе строительства были использованы паровые машины. Огромный объем земляных работ потребовал совершенствования землеройной техники. В частности, специально для строительства Суэцкого канала были созданы гигантские по тем временам землечерпалки, транспортеры, экскаваторы, грузовые баркасы с подъемными устройствами. В 1863 г. в Порт-Саиде были открыты механические ремонтные мастерские.

Окончательная стоимость канала составила 560 миллионов франков, т.е. почти втрое превысила первоначальные расчеты. При этом Египет взял на себя более 60 % финансовых расходов.
В марте 1869 г. воды Средиземного моря хлынули в лежащие на трассе канала Горькие озера, а через полгода, 15 ноября, состоялось торжественное открытие канала.
Многочисленные турецкие, египетские, австрийские, французские, русские, итальянские, шведские, датские, испанские фрегаты, яхты, почтовые и пассажирские пароходы выстроились в гавани Порт-Саида по обеим сторонам широкого четырехсот метрового канала. Свежий морской бриз развевал разноцветные флаги и вымпелы. Гремела музыка, воздух вздрагивал от грохота салютов. На открытие канала прибыли французская императрица Евгения, принц Мюрат, вице-ко- роль Египта хедив Исмаил, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, наследный принц Пруссии, принц Генрих Нидерландский, принц Людвиг Гессенский, генерал Банко — председатель комиссии по иностранным делам сената США, вождь Сахарской Рифской Республики Абдель Кадер, послы ряда европейских держав, в том числе русский посол в Константинополе Н.П. Игнатьев, прибывший в Порт-Саид на клипере «Яхонт». Среди почетных гостей, приглашенных на церемонию открытия Суэцкого канала, находились директора Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Н.М. Чихачев и Н.Н. Сущев, а также художник И.К. Айвазовский и писатель В.А. Соллогуб.

О пышности, с которой была обставлена церемония открытия Суэцкого канала, ходили легенды. Композитору Джузеппе Верди была заказана специально для празднеств опера на египетскую тему— «Аида». Однако Верди не успел закончить оперу (он завершил работу над ней только в 1871 г.), и в Каирском оперном театре, строительство которого также было приурочено к этому случаю, вместо нее поставили «Трубадура».
В 3 часа дня 16 ноября все приглашенные собрались на берегу. За украшенной цветами триумфальной аркой открывался вид на три роскошных павильона, выстроенных на песчаной отмели. Средний предназначался для почетных гостей, слева стоял голубой павильон для христианских богослужений, справа — зеленый, для мусульманских. После торжественных речей состоялся парад гвардии хедива Исмаила, а вечером был устроен большой фейерверк. Народ ликовал. Только главный виновник торжества, Лессепс, рвал на себе волосы от отчаяния: только что ему принесли экстренную телеграмму: «Все пропало — пароход, совершавший пробный проход по каналу, сел на мель».

Всю ночь шло совещание. Оказалось, что в страшной спешке не успели завершить работы по углублению основного русла канала, и вместо предусмотренных 8 м глубины во многих местах она оказалась значительно меньше. Это ставило под угрозу проход кораблей с большой осадкой. Большинство участников совещания склонялось к тому, чтобы отложить торжественную церемонию открытия. И в этот критический момент только один Лессепс смог сохранить хладнокровие. По его настоянию было принято волевое решение: открыть канат и пропустить часть кораблей небольшого водоизмещения.
В 8 часов 15 минут утра 17 ноября через канат двинулась яхта французской императрицы «Эгль». За ней — фрегат британского посла, а потом уже вереница разнообразных судов. Фарватер был обозначен красными бакенами. Около 8 часов вечера, недалеко от Исмаилии каравану пришлось встать на якорь: пароход «Пелузий» сел на мель и загородил путь остальным кораблям. Затем стати возникать новые осложнения: оказалось, что в нескольких местах канат был чуть не вдвое мельче запланированных 8 м. Тем не менее первые 48 кораблей прошли по Суэцкому каналу.

Уже через несколько лет после открытия канала стало ясно, что его сооружение совершило переворот в международном судоходстве. Исключительно выгодное географическое положение канала привело к значительному сокращению расстояния между Европой и восточными странами. В частности, путь из Триеста в Бомбей стат короче на 37 дней, из Генуи — на 32, из Марселя — на 31, из Бордо, Лондона или Гамбурга — на 24. По сравнению с кружным путем вокруг Африки, Суэцкий канал обеспечивает экономию топлива от 25 до 50 %. Через канат сегодня осуществляется 15 % мировой торговли, по нему проходят 97 % всех сухогрузов мира и 27 % всех нефтеналивных судов. Благодаря канату восточная часть Средиземноморья превратилась в одну из наиболее оживленных зон международной торговли.
Восьмилетнее бездействие каната (1967— 1975) нанесло мировой торговле ущерб, который оценивается приблизительно в 12— 15 млрд. долларов. Судоходство по Суэцкому канату возобновилось 5 июня 1975 г. Этому предшествовала длительная расчистка канала от мин.

В настоящее время по Суэцкому канату ежедневно проходят три каравана из 60— 80 судов. Доходы от эксплуатации канала составляют одну из главных прибыльных статей национального бюджета Египта. Число проходящих по канату судов постоянно растет, так как этот морской путь продолжает оставаться более дешевым, чем путь вокруг мыса Доброй Надежды.
В 1978—1985 гг. канат был модернизирован. Его ширина была увеличена в 1.5 раза и фарватер углублен приблизительно на 45%. В настоящее время по канату могут проходить суда с осадкой до 53 футов и водоизмещением до 150 тыс. т, составляющие около 50 % мирового торгового флота, а также танкеры водоизмещением до 270 тыс. т с полной загрузкой.
25 октября 1980 г. было открыто движение по проходящему под Суэцким канатом автомобильному тоннелю им. Ахмеда Хамди, названному в честь египетского генерала, погибшего во время войны 1973 г. Этот тоннель находится в 17 км севернее Суэца. Его длина составляет 1640 м.

История Суэцкого канала — наибольшего рукотворного канала в мире

Суэцкий канал — судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. 17 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт для судоходства. История самого большого рукотворного канала в мире в фотографиях.

Момент прохождения тяжёлым атомным ракетным крейсером третьего поколения «Петр Великий» Суэцкого канала

Томас Керр Линч, «Визит на Суэцкий канал»

Строительство Суэцкого канала началось в 1858-м, когда французский дипломат Фердинанд де Лессепс, близкий к вице-королю Египта Мухаммеду Саид-паше, получил от него концессию на сооружение. Для строительства была учреждена Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez (Всеобщая компания Суэцкого морского канала), в которой контрольный пакет принадлежал Франции, а миноритарный — Египту.

Канал, сильно сокращавший путь из Европы в Азию, стал популярен с первыхже дней и оказался очень успешным коммерчески. Его открытие повысило интерес европейцев к Ближнему Востоку

Первые попытки обустройства канала предпринимались еще до нашей эры, но строительство то и дело забрасывалось. В VIII веке
халиф Мансур приказал уничтожить канал, чтобы сосредоточить торговые пути на территории халифата.

Строительство Суэцкого канала шло более десяти лет. Рабочим, египтянам из бедных слоев населения, приходилось принудительно трудиться под палящим солнцем, в пустыне, не имея в достатке пресной воды. Много времени ушло на строительство только лишь пресноводного канала из Нила, который должен был снабжать рабочих водой. Канал строили по 60 тыс. египтян в месяц, многие из них гибли из-за невыносимых условий работы и эпидемий.

Великобритания противилась строительству Суэцкого канала — она контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды и боялась конкуренции.

Однако скоро деньги, выделенные на строительство Суэца, закончились. Исмаил-паша, сменивший Саид-пашу, продал свою долю Великобритании, и Египет утратил контроль над каналом, лишившись и будущей прибыли. «Всеобщая компания Суэцкого канала» стала англо-французской.

В 1869 году канал был открыт для судоходства. Радостное событие в Египте праздновали неделю. Итальянский композитор Джузеппе Верди специально к открытию должен был написать оперу «Аида», но не успел ее закончить.

В 1956 году канал был частично разрушен в ходе Суэцкого кризиса, который начался после того, как египетские власти решили национализировать Суэц. Великобритания, Франция и Израиль вместе вели войну против Египта. Судоходство было остановлено почти на год, пока в конфликт не вмешалась ООН.

Конфликт между Египтом и Израилем обострился ранее, после того как последний присвоил себе палестинские территории, предназначавшиеся для арабских поселений. Совбез ООН требовал от Египта открыть канал для судоходства, но тот отказался.

В результате совместных военных действий трех стран под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров и сектор Газа. Премьер-министр Израиля Бен-Гурион даже намекал на аннексию Синая.

Под давлением международного сообщества Великобритания и Франция вывели свои войска из Египта в декабре 1956 года, Израиль покинул египетские территории в марте 1957 года.

Следующий арабо-израильский конфликт начался в 1973 году с нападения египетских и сирийских войск на Израиль. Военное вторжение началось во время самого важного иудейского праздника Йом-Кипур. Благодаря внезапности удара первое время преимущество было на стороне нападавших, но вскоре перевес оказался на стороне Израиля, а затем последовала резолюция ООН о прекращении огня.

Суэцкий канал был открыт для использования только в 1975 году, после того как был разминирован силами США.

Согласно Константинопольской конвенции 1888 года, канал должен быть «всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага», несмотря на то, военное время или мирное. Египетское правительство в декларации от 24 апреля 1957 года заявило, что будет «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888 года» и что «вытекающие из нее права и обязательства остаются неизменными», однако Египет несколько раз отказывал кораблям разных стран в проходе по каналу.

Знаменитую статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде, городе у окончания Суэцкого канала, и назвать ее Свет Азии, но власти Египта решили, что ее транспортировка из Франции обойдется слишком дорого.

28 августа 2009 года в Красном море недалеко от входа в Суэцкий канал, расколовшись пополам, затонул панамский нефтяной танкер. Судно следовало на ремонтные работы и было пустым. В море попали только 60 т топлива, никто из моряков не пострадал.

Суэцкий канал — одна из основных статей дохода египетского бюджета. Страна зарабатывает на транзитных пошлинах.

Длина Суэцкого канала составляет около 190 км, его ширина в самом глубоком месте — 200 м. Чтобы полностью пройти через канал, судну потребуется около 14 часов. В день по нему проходит около 50 судов. Примерно 10% всехмировыхморских перевозок осуществляется через Суэцкий, самый большой в мире рукотворный канал.

С 1981 года под Суэцем есть автомобильный тоннель. В 2005 году города Порт-Саид и Исмаилия соединил мост, который назвали в честь действующего президента Хосни Мубарака. После свержения главы государства он больше не носит такое название.

Попытка наступления турецких войск к Суэцкому каналу

Британский генерал Г. Чаувель Битва при Романи была первой значительной победой, достигнутой британскими сухопутными войсками, она изменила весь ход кампании. Этот успех сделал возможным освобождение Египта от турецких войск Цитата

После вступления Османской империи в Первую мировую войну, османское руководство приняло решение захватить Суэцкий канал. В 1915 г. турецкими войсками была предпринята первая попытка захвата канала, которая завершилась успехом британских войск.

В августе 1916 г. турецкие войска предприняли очередную попытку захвата Суэцкого канала. Положение Суэцкого канала сильно беспокоило Великобританию, в связи с чем, ещё вначале 1916 г. в Египет были эвакуированы значительные британские силы. К марту 1916 года в Египте находилось около 400 000 человек в составе 13 пехотных дивизий. Кроме того, английское военное командование переместило оборонительные позиции на 15–30 км на восток от Суэцкого канала и укрепило их. Британские силы, располагавшиеся в районе канала, состояли из трёх пехотных дивизий(42-я, 52-я и 53-я), одной кавалерийской бригады и кавалерийской дивизии АНЗАК (Австралийский и новозеландский армейский корпус).

В это же время Османская империя сформировала несколько подразделений, которые занимались небольшими диверсионными атаками Суэцкого канала. Также главнокомандующий турецкой армией Энвер-паша приказал создать экспедиционный корпус, командование над которым осуществлял генерал К. Крессенштейн. В корпус входили 3-я и 14-я турецкие пехотные дивизии, а также австро-германский артиллерийский отряд. Турецкие войска успешно преодолели Синайскую пустыню и к началу августа они вышли на британские оборонительные позиции у Катия и Романи. С 3 по 5 августа 1916 г. у Романи (в 37 км к востоку от Суэцкого канала) развернулось ожесточенное сражение.

Во время ожесточенных боев перед рассветом 4 августа британские части, поначалу не выдерживая натиск вражеских сил, были вынуждены постепенно отходить назад. Однако в скором времени они получили подкрепление в лице 2-й и 5-й кавалерийской бригад, а также новозеландской стрелковой бригады. Скоординированное сопротивление всех британских воинских формирований, а также непростые условия ведения боя (пески, жара и жажда) заставили противника остановить наступление.

Уже после 6 августа британские подразделения контратаковали, нанеся противнику ощутимые потери и заставив его начать отступление. Преследуемые кавалерийскими частями противника, германо-османские войска 12 августа отступили в Эль-Ариш.

В ходе сражения у Романи, около 300 военнослужащих британских войск было убито и более 900 ранено. Согласно британским источникам германо-турецкие войска потеряли около 9 000 человек. Из них 1 250 погибших в бою были захоронены сразу же после сражения, около 4000 военнослужащих попали в британский плен. Помимо этого было захвачено 2 300 винтовок, 4 тяжёлых горных орудия, два полевых госпиталя и другие трофеи. Германское и Турецкое командование, в свою очередь, оценили свои общие потери в 5500–6000 человек.

Главным итогом сражения при Романи стало то, что она позволила британским войскам предотвратить захват Суэцкого канала Центральными державами. После этого поражения османские войска перестали угрожать каналу, и начали отступать на восток. В результате этого, 28 декабря 1916 г. британские войска вошли в Эль-Ариш, который к тому времени уже был оставлен турецкими солдатами.

В последующих боях у Магдаба (23 декабря 1916 года) и у Рафы (9 января 1917 года) британские войска развили свой успех и отбросили противника, подойдя к границе южной Палестины у Газы. При этом, стоит отметить, что несмотря на неудачу при попытки захвата Суэцкого канала, турецким войскам всё же удалось приковать значительные британские силы к синайско-палестинскому фронту, не позволив перебросить их в другие районы, что и требовалось турецкому союзнику – Германии.

Описание подготовлено по книге А.М. Зайончковского «Мировая война 1914–1918», изд. 1931 г.

Второй Суэцкий канал прошел испытание

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Несколько контейнеровозов проследовали по новому водному пути

В субботу успешно прошли испытания второй очереди Суэцкого канала. Несколько контейнеровозов под флагами разных стран преодолели 72-километровый отрезок, проложенный параллельно старому. Официальное открытие намечено на 6 августа.

Канал был сооружен всего за год против 10 лет, потребовавшихся в XIX веке для строительства первой очереди, обошелся в 8,5 миллиарда долларов и, как ожидается, повысит доход египетской казны от эксплуатации водного пути с нынешних 5,3 миллиарда до 13,2 миллиарда долларов в год.

Цель проекта — обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Это позволит избежать заторов и ожидания, сократит время прохождения канала с 18 до 11 часов и повысит суточную производительность с 49 до 97 кораблей.

Суэцкий канал обеспечивает 7% мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютных доходов и предметом национальной гордости.

Дело престижа

Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью. Строительство финансировалось из внутренних источников. Египетское правительство выпустило заем под 12% годовых, и крупные и мелкие инвесторы раскупили облигации в течение всего восьми дней. Работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.

Торжественная закладка канала в августе прошлого года сопровождалась помпезным воздушным парадом и оптимистическими речами. Президент Фаттах-аль-Сиси назвал проект «великой мечтой Египта» и «каналом процветания», пообещав нации экономический подъем и рост занятости.

Глава администрации Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш говорил о «новом рождении страны» и назвал стройку «мирной битвой за развитие».

«Как наши предки 150 лет назад, мы строим канал для наших детей и внуков и для всего человечества», — заявил он Би-би-си.

По словам министра инвестиций Ашрафа Салмана, проект «вернет Египет на карту мира» после периода нестабильности, когда в 2011-2013 годах в стране были насильственно свергнуты два президента — Хосни Мубарак и Мохаммед Мурси.

По мнению критиков режима, деньги лучше было бы потратить на улучшение инфраструктуры Каира и других египетских городов, страдающих от перенаселения.

«Для властей это в первую очередь патриотическое начинание, смысл которого не сводится исключительно к деньгам», — заявил Би-би-си живущий в Египте финансовый аналитик Энгус Блэр.

Вопрос безопасности

Субботнее испытание проходило под контролем боевых кораблей и вертолетов, поскольку лежащий к востоку от канала Синайский полуостров известен как база радикальных исламистов, однако все прошло гладко.

Несмотря на политические пертурбации последних лет, работа Суэцкого канала ни разу не нарушалась.

Единственный инцидент — обстрел из гранатомета иностранного контейнеровоза, причинивший незначительный материальный ущерб — имел место 31 августа 2013 года. На следующий день адмирал Мамиш лично проплыл по каналу в обоих направлениях, дабы доказать, что с ним все в порядке.

Начальная фаза строительства сопровождалась техническими ЧП: затоплением части русла и обрушением мостового перехода, однако жертв не было.

Кроме того, египетское почтовое ведомство выпустило в честь проекта марку, на которой по ошибке был изображен Панамский канал.

История

Первый Суэцкий канал был построен при египетском фараоне Нехо II (конец VII – начало VI в. до н.э.), но затем пришел в упадок.

В новое время идею прокладки короткого водного пути между Европой и Азией выдвинул в 1849 году бывший французский консул в Александрии Фердинанд Лессепс, чей отец, Жан Лессепс, участвовал в экспедиции Лаперуза, проехал посуху от Петропавловска-Камчатского до Парижа и возглавлял гражданскую администрацию Москвы во время ее оккупации войсками Наполеона.

В 1854 году Лессепс создал франко-египетскую Всеобщую компанию Суэцкого канала и получил концессию от египетского хедива (впоследствии долю правительства Египта выкупили британские инвесторы). В 1859 году началось строительство, которое возглавил Лессепс, и 17 ноября 1869 года канал вступил в строй.

В 1956 году египетский президент-националист Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Британия и Франция при содействии Израиля попытались силой вернуть свою собственность, но безуспешно, поскольку СССР активно поддержал Египет, а США заняли позицию невмешательства.

После Шестидневной войны 1967 года канал сделался разграничительной линией между Египтом и Израилем, но и тогда судоходство по нему не прекращалось. По Кэмп-Дэвидскому соглашению 1978 года Египет вернул себе контроль над Синайским полуостровом.

Западная промышленность начинает бегство из Китая

В Египте торжественно открыта вторая «нитка» Суэцкого канала, построенная всего за год. Россию на торжествах представлял премьер Дмитрий Медведев. России удвоение египетского канала в перспективе невыгодно, поскольку Москва уже сейчас лоббирует конкурирующий проект Северного морского пути.

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси на круизной яхте «Аль-Махруса» открыл в четверг судоходство по новому руслу Суэцкого канала. Он прибыл на ее борту к трибуне для почетных гостей в бухте города Исмаилия.

«Судя по подаче, это скорее официальный праздник. Развешанные на улицах плакаты «Спасибо египетской армии!» как-то смущают»

Старейшая в Египте яхта «Аль-Махруса» первой прошла как почти 146 лет назад по старому Суэцкому каналу, так и теперь по новой водной артерии. Это та самая яхта, на которая в августе 1865 года проделала свой первый путь от берегов Темзы до порта Александрии. На ней египетский хедив (вице-султан) Исмаил с коронованными особами из Европы проплыл в 1869 году по новой водной артерии, соединившей воды Средиземного и Красного морей.

За «Аль-Махрусой» проследовал флагманский корабль ВМС – фрегат «Тахиа Маср», ознаменовав тем самым открытие канала. В торжественной церемонии принимали участие высокопоставленные делегации из более чем 50 государств. Россию представлял премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Спасибо египетской армии!»

Первое грузовое судно прошло по новому Суэцкому каналу спустя несколько минут после подписания ас-Сиси указа об открытии навигации. «Суэцкий канал имеет колоссальное значение и для Египта, и для всех остальных стран, чье мореходство так или иначе пролегает из Индийского океана в Атлантику, – заявил газете ВЗГЛЯД бывший советский посол в Египте, бывший замглавы МИД СССР Александр Белоногов. – Что касается политической стороны, то каждая крупная стройка идет на пользу авторитету главы государства и правительства. Поэтому можно только поздравить египтян и президента Ас-Сиси».

Четверг объявлен в стране выходным днем. Как сообщает ТАСС, в Каире и других городах начались праздничные демонстрации. Несмотря на сильную жару, на площади Тахрир в центре столицы появились толпы с национальными флагами и портретами ас-Сиси.

ВИДЕО

«По улицам народ ходит веселый, радуется. Кто-то даже в интернете постит поздравления, – подтвердила газете ВЗГЛЯД одна из жительниц Каира. – Но вообще, судя по подаче, это скорее официальный праздник. Развешанные на улицах плакаты «Спасибо египетской армии!» как-то смущают. Один мой знакомый тоже воспринял событие без пафоса. Он написал: «Это ничего не принесет простому народу, особенно старикам. Каждый раз народ надеется на какие-то улучшения, но ничего не происходит». Но двое других моих знакомых, люди с высшим образованием, написали мне в соцсети, что они «счастливы и горды». Они надеются, что теперь экономика вверх пойдет. Я-то сама в этом не уверена».

Египетский публицист Мона Халиль, напротив, не скрывает своего восхищения. «Это историческое событие! Египтяне надеялись, но до конца не верили, что этот огромный проект удастся реализовать так быстро. Когда принималось решение 5 августа прошлого года о строительстве, то эксперты говорили, что минимальный срок – три года, но президент ас-Сиси сказал: «У вас есть год», – рассказала Мона Халиль газете ВЗГЛЯД.

«Как известно, египтяне даже воевали за Суэцкий канал. Это гордость страны. Новый канал позволяет проходить судам нового поколения, с большей грузоподъемностью. Это абсолютно египетский проект, он финансировался народом Египта. Там не было задействовано ни копейки иностранного происхождения! – воскликнула публицистка. – В такое кризисное время, когда экономика просела, народ собрал восемь с лишним миллиардов долларов в течение недели».

Напомним, что средства на второй канал властям удалось собрать в сентябре прошлого года всего за восемь дней продажи «неторгуемых сертификатов». Облигации под 12 процентов годовых с пятилетним сроком погашения реализовывались исключительно среди граждан страны.

«Сегодня у египтян огромная радость, этот день войдет во все учебники. Экономическая ситуация, безусловно, поменяется. Города вдоль канала – возникнут новые индустриальные и торговые зоны, в течение 5–10 лет. Это новая страница в истории всей глобальной торговли», – предрекает Мона Халиль.

По ее словам, популярность ас-Сиси из-за открытия канала выросла бы, если бы ей «было куда расти». «Невозможно измерить его популярность! С момента отстранения от власти «братьев-мусульман» и второй революции популярность президента беспрецедентна. Это можно сравнить только с народной любовью к Гамалю Абдель Насеру», – утверждает Халиль.

Белоногов не уверен, что популярность ас-Сиси и в самом деле близка к стопроцентной. «Может ли, благодаря этому, нынешний президент, опираясь на значение канала, как-то приравнять себя к президенту Насеру? – задается бывший дипломат риторическим вопросом. – Можно посмотреть по-разному. Канал сооружен намного раньше Насера. Роль Насера заключалась в том, что он национализировал канал, сделал его египетским. Это не совсем сопоставимые вещи и национализация первого канала. Но, безусловно, это пойдет в плюс главе Египта».

Удвоение канала

Как объявил в своей речи сам ас-Сиси, новый Суэцкий канал «сооружен египетским народом, несмотря на экономические трудности и угрозы террористов». По его словам, «банды террористов и экстремистов пытались нанести ущерб египтянам и остановить их движение к прогрессу». Он подчеркнул, что Суэцкий канал только «первый из тысячи шагов», которые предстоит сделать.
Как отметил ас-Сиси, «эта водная артерия открывает путь тысячам новых проектов».

Эксперты не считают, что новая нитка канала станет легкой мишенью для боевиков ИГИЛ, действующих на Синайском полуострове. «Армия Египта в состоянии обеспечить безопасность канала. У нас есть немножко проблемы на севере Синайского полуострова. Но все это время и старый канал работал успешно, безо всяких террористических угроз», – напомнила Мона Халиль.

«Я хорошо знаком с этой территорией, по обе стороны канала – это пустынная местность, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший шеф израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми. – Те боевики, что проводят теракты на Синае, с удовольствием напали бы и на Суэцкий канал. Они ведь не раз взрывали газопровод рядом – на Синайском полуострове. Но, вероятно, их умений и сил недостаточно, чтобы преодолеть довольно эффективную защиту канала, которую организовали армия и спецслужбы Египта. При правильной организации контроля за территорией там можно предотвратить теракты. Надеюсь, так оно и будет».

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин не спешит разделить радость египтян. «Суэцкий канал остается главным элементом транспортного коридора Азия – Европа. Открытие второй очереди этого канала, которая позволяет пропускать больше судов и суда большей грузоподъемности, России по большому счету невыгодно. Россия продвигает свой собственный маршрут – Северный морской путь. Другое дело, что там еще все в самом начале. По уровню сервиса, по доступности услуг пока не является никаким конкурентом Суэцкому каналу», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.

Москва рассчитывает к декабрю подписать с Каиром меморандум о взаимопонимании и «дорожную карту» по реализации российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала, заявил Дмитрий Медведев египетскому изданию «Аль-Ахрам» в преддверии своего визита.

Кроме того, на экспертном уровне прорабатывается возможность подписания соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Египтом, добавил Медведев. Как ранее сообщил РИА «Новости» источник в посольстве Египта, Каир ожидает, что делегация от ЕАЭС до 10 сентября посетит арабскую республику для переговоров.

Напомним, новый Суэцкий канал действительно построен в рекордный срок – всего один год. Проложенный за 10 лет и открытый в 1869 году старый Суэцкий канал и сегодня остается важнейшей международной водной артерией. На него приходится до 22 процентов контейнерных перевозок на планете. Только за последние 10 лет его эксплуатация принесла почти 47 млрд долларов.

Новый канал позволит за счет возможности встречного движения судов – по старому и новому руслу – увеличить пропускную способность с 47 до 97 судов и сократит время ожидания с 18 до 11 часов. Как надеются египетские экономисты, к 2023 году доходы от канала вырастут почти втрое – до 13,5 млрд долларов.

ВИДЕО