Встреча ветеранов 207 зрбр в хорошем качестве

Радары нацелены на поднебесье

На Волгу – с Баренцева моря

— Александр Иванович, расскажите для начала о себе читателям немного.

— Родом я из Воронежской области. В 1966 году, окончив школу, поступил в военное радиотехническое училище, находившееся в городе Орджоникидзе (теперь – Владикавказ). Окончил его с отличием в 1969 году.

— Какую армейскую технику осваивали вы тогда?

— В училище мы детально изучали зенитно-ракетный комплекс С-75, которым были оснащены тогда подразделения советской ПВО. Это один из первых подвижных наших ЗРК – именно им 1 мая 1960 года был сбит под Свердловском американский самолет-разведчик U-2, за штурвалом которого находился капитан Пауэрс.

Подполковник Александр Младинский

— А служить в Волгоград вы были направлены сразу по окончании училища?

— У каждого офицера ПВО — своя судьба. После окончания учебных заведений все мы распределялись на службу в самые разные регионы страны – начиная с Дальнего Востока и заканчивая Калининградом. Некоторые выпускники направлялись в части, расположенные в странах Варшавского договора.

Сам я по окончании училища по собственному желанию был направлен служить в центр боевого применения зенитных ракетных войск противовоздушной обороны (ЗРВ ПВО) (полигон Ашулук) в Астраханской области. В 74-ом поступил в Харьковскую военно-инженерную радиотехническую академию имени маршала Говорова. После ее окончания, по моей просьбе, был направлен на полуостров Рыбачий (Кольский полуострове) Служил комбатом на зенитно-ракетном комплексе С-125 («Нева»), командиром дивизиона С-75В, затем — заместителем командира зенитно-ракетной бригады по вооружению.

Старт ракеты зенитно-ракетного комплекса С-200

Зенитно-ракетные войска – войска постоянной боевой готовности, поэтому служба на границе по охране воздушных рубежей Родины была крайне напряженной. Дивизионы, стоявшие на боевом дежурстве, при появлении над водами Баренцева моря самолетов-разведчиков НАТО в течение суток многократно поднимались по «Готовности №1».

С Рыбачьего в конце 85-го был переведен в Волгоград — заместителем по вооружению командира 54-й зенитно-ракетной бригады.

Воздушная триада

— Многие наши читатели, наверняка уже о ней не помнят…

— История ее большая, славная. Изначально, с послевоенного времени, в Сталинграде базировались три артиллерийских зенитных полка. Со временем они были преобразованы в три, оснащенных зенитно-ракетными комплексами С-75. А 30 мая 1961 года на их основе создана была 54-я зенитно-ракетная бригада, вошедшая в состав 10-й дивизии войск ПВО.

— Что представляли собою в то время ПВО нашей страны?

— В нее входили зенитно-ракетные, радиотехнические войска и истребительная авиация. Эти три компоненты «воздушной триады», взаимодействуя между собой, составляли рубеж обороны для уничтожения боевых самолетов противника, проникших в воздушное пространство СССР.

Зенитная ракета 5В28 на заряжающей машине

— Как это выглядело в Волгограде?

— Наша 54-я зенитно-ракетная бригада взаимодействовала с радиотехнической бригадой, мы имели с ней общий подземный, хорошо оборудованный и защищенный командный пункт. С радиолокационных средств получали полную информацию о воздушной обстановке не только в нашем регионе, но и в целом на юге СССР.

По результатам ежегодных боевых стрельб наша бригада на полигонах Сары-Шаган или Ашулук неизменно получала только хорошие и отличные оценки. В начале 90-х она была преобразована в зенитно-ракетный полк, в него поступили на вооружение современные зенитно-ракетные комплексы С-300.

Зенитная ракета 5Я23 на пусковом устройстве зенитно-ракетного комплекса С-75В

Но в 1998 году и он был все-таки расформирован, а мы, офицеры и прапорщики 54-й зенитно-ракетной бригады, простились со знаменем части.

Сам я в звании подполковника был уволен с воинской службы в 1992 году.

Сплоченные бригадой

— А когда была создана организация ветеранов бригады?

— Она уже существовала к моменту моего прибытия в Волгоград. Ко времени расформирования бригады организация существенно пополнилась. Более ста человек в ней сейчакс. Я был избран ее председателем в 2011 году. Мой заместитель по этой работе — Михаил Иустинович Толоковой, бывший начальник радиолокационной станции нашей бригады, участник драматических событий на Кубе 1962 года.

— Насколько знаю, в секретной операции «Анадырь», осуществлявшейся тогда на Острове Свободы, участвовало немало и других волгоградских офицеров ПВО…

Борис Усик, бывший командир 54-й зенитно-ракетной бригады, бывший начальник тыла бригады Викто Королёв и Александр Младинский

— Да. Это, к примеру, Анатолий Валентинович Климкович, Виталий Алексеевич Вдовин, Петр Иванович Гладков, Александр Петрович Щекутьев, Павел Тихонович Королев и другие. Несколько дивизионов в полном составе были отправлены на Кубу, где с честью выполнили свой интернациональный долг.

Многие офицеры бригады — такие как Борис Григорьевич Усик, Валерий Антонович Бунин, Владимир Андреевич Черевко и другие принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Сирии, оказывали помощь в подготовке специалистов-ракетчиков.

Из ныне живущих и уважаемых ветеранов бригады хотелось бы также отметить Владимира Антоновича Боровского — ему недавно исполнилось семьдесят пять лет.

23 февраля 2018 года, ветераны 54-й зенитно-ракетной бригады

— Александр Иванович, как живет организация ветеранов бригады?

— Приятно ветеранам встретиться, увидеться, поговорить друг с другом, вспомнить о былом. Совместно отмечаем наши воинские праздники, дни рождения, юбилеи ветеранов бригады. Как правило, на эти встречи приходят все те ветераны, кому позволяет здоровье. Если имеется возможность, за счет членских взносов делаем подарки и оказываем помощь этим людям.

Полигон. Там где испытывали «Новичок»

На прошлой неделе давно забытая тема отравления Скрипалей веществом нервно-паралитического действия из семейства под кодовым названием «Новичок» внезапно опять всплыла на экраны отечественных телевизоров.
Что это? Попытка поднять рейтинг канала НТВ очередным сериалом «по мотивам» или спланированное напоминания электорату о незавидной участи предателей Родины? Показательно, что трагикомическая история Боширова и Петрова в сериале «Новичок из Солсбери» была старательно обойдена стороной, но зато были другие «правильно» расставленные акценты.

Одним из них был маленький эпизод о сверхсекретном полигоне бывшего СССР в районе узбекского города Жаслык, где происходило испытание отравляющего вещества нового поколения А-232 и других родственных ему боевых ОВ семейства «Новичок». Примечательно,что крайне грубо и в спешке состряпанный сериал даже не озадачился соответствующим видеорядом к комментариям диктора, а показал нам в течении пары минут лишь плохого качества вид из окна машины на какие-то нефтехранилища.
Кадров этого, расположенного в полупустыне на плато Устюрт, сверхсекретного полигона нет у НТВ, но зато они есть у нас 😉
Но сначала немного истории…
Официально «Новичок» никогда не стоял на вооружении ВС СССР и ВС РФ. По утверждению диссидента Мирзаянова (Начальника отдела ПД ИТР ГосНИИОХТ), отравляющее вещество А-232 было принято на вооружение Советской армии после успешных испытаний в 1989 году. Основное производство и тестовый полигон для А-232 были расположены в городе Нукусе в Узбекистане. В 2000-е годы под контролем и финансированием США они были закрыты, а оставшиеся запасы химического оружия — уничтожены.
Еще один диссидент Владимир Углев утверждает, что производство этих веществ не выходило за рамки лабораторного, а в Нукусе в Узбекистане проводились лишь эксперименты с ними. Никакого производства там не было. Источник
Так что же происходило в безводных полупустынях Каракалпакии в те времена и что там осталось на посмотреть в настоящее время? Мы ведь не НТВ, запасаемся водой, бензином, садимся в машину и едем в то самое место где проходили испытания химического оружия.
Не доезжая 300 километров до столицы Каракалпакии города Нукус нас встречает вот такой указатель на первый крупный населенный пункт — Жаслык. Обрадовался я ему как родному, ибо после 200 километров убитой дороги Бейнеу-Нукус у меня отвалился глушитель, нужна была сварка и еще литров 30 бензина про запас. Ведь я собирался уйти на несколько дней в пустыню и пройти по ней около 700 километром в отрыве от баз и мест проживания людей.

Подъехав к перекрестку я увидел блокпост со стражем порядка у перекрытой шлагбаумом уходящей налево бетонки в бывший военный городок полигона. Направо уходила перегороженная в шахматном порядке бетонными плитами дорога на Жаслык. Решив вначале приварить глушитель в городе и раздобыть там немного бензина, а потом пробиваться на полигон, я повернул направо. Тут же раздались крики паренька, торговавшего на обочине баклашками с водой и свисток из будки. В беседе со стражами порядка выяснилось, что Жаслык закрытый город, мне туда нельзя. Дорога в военный городок и на аэродром полигона для меня тоже закрыта и у меня будут большие проблемы если я туда попаду. Бензин можно купить у парниши по цене более 1 доллара за литр 80-го, а глушитель приварить только в Кунграде…
Нельзя сказать, что я не расстроился, не получив желаемого и самый короткий и простой доступ к аэродрому полигона, но я знал один не маловажный лайфхак как достигнуть запланированного. Сажусь в машину и еду дальше по трассе к расположенной примерно через 5-6 км чайхане «Альян». Справа от шоссе на окраине Жаслыка высятся корпуса компрессорной станции «Тулей» на газопроводе «Средняя Азия- Центр».

У хозяина Чайханы Фархада беру в добавок к имеющимся 64 литрам еще 30 литров 80-го бензина по доллару за литр, дешевле ну никак не получилось. Здесь все понимают, что в радиусе 200 километров АЗС нет от слова совсем. Еще раз уточняю дорогу и получаю информацию о том, что на аэродром и к бывшему военному городку лучше не соваться. Почему? Об этом чуть позже.
Про Новичок мы поговорили, а теперь немного истории самого полигона.
Полигон Жаслык или Восьмая станция химической защиты был создан в 80-е годы прошлого века для испытаний химического оружия и средств защиты от него. Основная территория полигона представляет собой пятиугольник размером примерно 30х40 км, расположенный восточнее шоссе Бейнеу-Нукус, между ним и Аральским морем. На этой территории располагался городок для размещения военнослужащих, испытательные площадки и аэродром с бетонной ВПП. По своему значению полигон занимал второе место после лаборатории в Шиханах и использовался для испытаний самых современных образцов химического оружия.
На космосъемке Яндекса хорошо видны основные капитальные объекты полигона: два военных городка, площадки хранения с несколькими защищенными хранилищами, бетонная ВПП.

Полигон эксплуатировался военнослужащими из расквартированных в Нукусе войсковых частей: испытательный химический полк (в/ч 44105) и центр по разработке средств защиты от химического оружия (в/ч 26382). Для авиационного обеспечения полигона использовалась 287-я отдельная испытательная авиационная эскадрилья (самолёты Ан-26, вертолёты Ми-8), базировавшаяся на аэродроме Нукус. Военный аэродром Жаслык, расположенный в 9 км северо-восточнее одноимённого посёлка на территории полигона в англоязычных источниках обозначается как Beleuli North.
ВПП аэродрома Beleuli North

Строительство полигона и аэродрома осуществляли военные строители из в/ч 11708 и 01528, расквартированные в пгт Жаслык. Подчинялись в/ч 43177 (Нукус).
Аэродром Жаслык, полигон и две части военных строителей закрыты в конце 1991 начале 1992 годов. Военнослужащие выведены в Россию, оборудование вывезено, местность дегазирована и рекультивирована. Аналогично были закрыты воинские части в Нукусе. Сейчас на их территории располагаются общевойсковые подразделения армии Республики Узбекистан.
Ныне на территории полигона в военном городке располагается исправительно-трудовое учреждение УЯ-64/71 — колония строгого режима в которой содержится около 500 заключённых осужденных в основном по политическим статьям. Персонал колонии проживает в пгт Жаслык. Именно поэтому проезд и проход посторонних на территорию пгт и военного городка сейчас закрыты. Однако, в начале августа 2019 года в СМИ появилось сообщение о ликвидации ИТУ УЯ-64/71. Источник.
Далее мне предстояло пройти по прямой не менее 80 километров на северо-восток по безводному и безлюдному плато Устюрт в сторону Аральского моря. Точка входа — линия ЛЭП и разбитая грунтовка под ней в километре южнее чайханы. Эта линия ЛЭП ведет почти строго на восток в бывший поселок Комсомольский (Кубла Устюрт). Поехав по ней, после поселка, выскакиваем на восточный чинк Устюрта и поворачиваем вдоль его края на север, едем, пока не увидим воду Аральского моря. На этом маршруте практически не возможно заблудиться и есть вероятность получить помощь в поселке в случае непредвиденных обстоятельств. Но за более безопасный путь придется заплатить перепробегом примерно в 40 км по разбитой и высохшей колее с соответствующим перерасходом бензина.
Первоначально я сунулся по этой дороге, но увидев, что ухожу в сторону от полигона принял решение идти по азимуту в 45 градусов напрямую к Аралу. К этому меня еще сподвигла высохшая разбитая колейная грунтовка под ЛЭП. Точнее грунтовки как таковой не было. Было порядко 6-10 параллельных колей и все они не позволяли ехать со скоростью более 20 км/час.
Попрыгав пару километров из колеи в колею, ложусь на курс в 45 градусов и рулю по целине в сторону полигона и мирно пасущихся верблюдов.

Первая остановка, фотографирую верблюдов и, украдкой, понимая, что за мной наблюдают, а я в пустыне как на ладони, снимаю комлекс зданий полигона, ныне ИТУ УЯ-64/71. Тут по неволе возникает ассоциация с Цитаделью Несмертного Джо из последней серии Безумного Макса — Дорога Ярости. Да и я, еду за тысячи километров, через пересохшие моря в поисках «Зеленых земель»…

Но вот незадача, если на джипеговских превьюшках с небольшим разрешением все получилось как надо, но без возможности рассмотреть детали (см выше), то какое-то неведомое оружие засветило здания и сооружения на фото в формате RAW. И так, практически, на всех фото где есть что-то, заслуживающее внимание.

А вот верблюды получились без проблем. Что за засада?
Чуть огибая территорию ИТК рулю по пустыне в сторону аэродрома. Иногда использую идущие в попутном направлении колеи, но все больше и больше, а главное быстрее, лечу по целине.
Через 15 минут попадаю в скрытую чахлыми кустиками сурчину и чуть не отрываю себе колесо. Пустыня ошибок не прощает. Хорошо, что этот случай произошел со мной недалеко от ИТК и многому меня научил. Я отделался легким испугом, а Белка слегка погнутой защитой картера.
Следующая остановка у двух живописных кустов саксаула. Я ж его до этого ни разу в жизни не видел. И тут меня поджидал второй фейл. Решил сделать селфи со штатива. Установил на нем старый добрый Canon G12 (слава богу не зеркалка 80D) и пока шел к машине, очередной порыв пронизывающего северного ветра отправил камеру в одну сторону, штатив в другую.
Стою, чертыхаюсь, собираю обломки штатива и выковыриваю песок из объектива камеры и тут ко мне подлетает воин пустыни из Цитадели Несмертного Джо. Судя по всему он долго за мной наблюдал, пока не решил догнать.
Кстати, фото этого чувака на «Урале» без коляски и с двигателем от «Днепра» у меня тоже в RAWе не получилсь. Может у них тут какая защита от фотографирования стоит? Про воина пустыни, я позже расскажу отдельно. Сейчас только упомяну, что он практически не говорил по-русски, но тем не менее всячески не советовал мне ехать на аэродром, ссылаясь на проблемы с охраной ИТУ.
Вняв его уговорам я окончательно отказался от посещения аэродрома. На прощания мой новый друг все-таки поучаствовал в перекрестном селфи и оставив облако пыли скрылся за горизонтом.
Далее моя дорога на протяжении 80 километров пролегала по практически однообразной местности. Вся беда была в том, что колеи в нужном направлении практически отсутствовали. Мне надо было идти на северо-восток, а все колеи шли в перпендикулярном направлении к Комсомольскому. Наученный горьким опытом я не стремился ехать по целине, там где почвенный покров был скрыт под чахлой растительностью. Приходилось двигаться как на парусной яхте — галсами. В результате путь стал на 10, а то и 20 километров длиннее. Смело можно было ехать только по такырам.
Примерная схема моего маршрута от точки схода с шоссе до берега Аральского моря. На космосъемке хорошо видна уходящая на восток линия ЛЭП и параллельный ей пучок дорог на поселок Комсомольский. Еще одно направление по кратчайшей соединяет мои конечные точки, но я с дуру послушал совета ехать по линии ЛЭП и сойдя с нее потом не вышел на этот луч. А вот в июле, с Арала мы возвращались быстро и эффективно именно этой дорогой, практически по прямой.
Примерная схема маршрута
Если внимательно изучать космосъемку, то становится понятно, что вся пустыня здесь в разных направлениях изрезана колеями машин, сохраняющимися наверное с момента первого появления колесного транспорта в этом месте. Особенно четко выражены колеи, оставленные в период распутицы. Там где машины военных, геологов или советских овцеводов несколько раз проезжали по одному и тому же месту образуется подобие дороги. Но по ней тоже надо ехать с большой осторожностью. Разогнавшись можно вылететь на участок с с высоким межколейным гребнем и повредить машину.Только на третий день я более менее привык к особенностям вождения в условиях Устюрта и вот тогда скорости заметно возросли до 90 км/час на отдельных участках грунтовок вдоль чинка. А пока вокруг было безлюдие и пустыня с выделяющимися на горизонте отдельными особо высокими кустами саксаула.
Но в некоторых местах, особенно на территории полигона, встречались места концентрированного антропогенного воздействия на ландшафт. Далее, пренебрегая красотами Устюрта и Арала я остановлюсь только на них.
Это место я заметил издалека по небольшим глинисто-песчаным холмикам и довернул на них
Торчащие из земли черные трубы рядом со следами землеройных работ привлекали внимание и вместе с тем внушали опасения — вдруг я выскочил на площадку утилизации химического оружия?
Местность была богато усыпана какими-то малопонятными железяками, деревянными обломками и стеклами. Хорошо, что я остановился с краю. Шанс пропороть одно, а то и несколько колес был велик. Вероятно, здесь были какие-то постройки типа балков.
Помимо того, что здесь что-то копали и закапывали, здесь еще что-то сжигали. Посереди нескольких старых кострищ мне попались какие-то странные, похожие на гигантские пластмассовые капролиты слитки. Особого желания их изучать у меня не возникло.
Также я не понял происхождение и назначение вот этих двух, торчащих из земли труб. Если это заглушенные нефтяные (а нефти здесь нет, только газ) скважины, то где запорное устройство? Или оно под слоем грунта? Если это просто геологоразведочные скважины, то что за темная гадость разлита вокруг одной из них и почему она так сильно корродирована? Рассол? Нефтью гадость не пахнет, но противный запах на этой площадке имеет место быть. Может быть здесь тоже что-то сжигали?
Вроде как похоже просто на истекания рассола, но где запорная арматура?
Примечательно, что один из самых высоких бугров служит ориентиром и через него проходит накатанная на мотоциклах колея.
Уходящая на северо-запад в неведомое колея. Или может быть это тропа, натоптаннаяс айгаками?
Вот такая площадка мне попалась в границах полигона, назначению которой я не нашел достоверного объяснения. К сожалению, никаких ям с кучами противогазов, как на фото пятилетней давности, мне не попалось.
Далее у меня было еще около 50 км по пустыне пока я не выскочил на газопровод, с трудом, через канавы, не пересек его и через пару десятков километров грунтовки вдоль трубы не оказался на чинке Устюрта с видом на Арал.
Удивительно, но, я интуитивно вышел точно на ключевое место со спуском с чинка к Аральскому морю. Следующее такое место будет только через 80 км к северу.
Спускаю вниз, фотографирую марсианские пейзажи, выезжаю на пляж и гоняю по нему, успевая хоть что-то отснять до заката. В этом месте второй год стоит юртовый лагерь для туристов, которых возят с Нукуса или Муйнака. Но тогда был еще не сезон. Знакомлюсь со сторожами, отказываюсь от предложения переночевать у них, предпочитая одиночество и независимость. Но успеваю расспросить еще об одном интересном объекте в 80 км к северу на берегу Арала, связанному с другим военным полигоном по испытанию бактериологического оружия на острове Возрождения. Ночую укрывшись от ветра в складках местности.
Утром осматриваю средневековый караван-сарай, практически миникрепость, поднимаюсь на чинк и беру курс на север вдоль его края прямиком к границе с Казахстаном. Мне предстоит пройти 80 км туда, потом вернуться обратно и успеть до темноты немного проскочить на юг в сторону озера Судочье. 200 км за день с постоянными остановками на фотографирование это много. 80 километров на север я шел 5 часов, обратно 2 часа.
И как тут не останавливаться, когда через каждый километр открываются все новые и новые удивительные виды.
Заказник сайгачий. Вход запрещен. Здраво рассудив, что я не иду, а еду — двигаюсь дальше.
Примерно через 50 км от места ночлега останавливаюсь в месте выхода ЛЭП на край чинка. Трудно определенно сказать, связаны эти объекты с деятельностью полигона или с хозяйственным освоением в прошлом этой части Устюрта.
Провода с ЛЭП давно срезаны, но она является не плохим ориентиром. Еще бы знать куда выведет, если поехать вдоль нее.
В этом месте когда-то был съезд с чинка к берегу моря. Ныне под действием природных сил этот съезд практически утрачен и читается с трудом. А раз был съезд, то была и некая инфраструктура.
А вот и остатки балка рядом с бывшим съездом вниз
Балок по здешней традиции заглублен и обвалован
От времени или в результате пожара он потерял свою первоначальную форму
Дорога по краю чинка по которой я приехал
А это куча каких-то артефактов. Не понял их назначение. На сгоревшие фильтровальные элементы противогазов не сильно похоже.
Разбитые изоляторы с линии ЛЭП. Не исключено, что линия ЛЭП уходила в этом месте вниз под обрыв и далее к тому объекту к которому я так стремился. Но подтверждения этой гипотезе я не нашел.
Еду дальше и встречаю еще один странный объект, происхождение которого я не понял. Издалека он напомнил мне подорванный ДОТ Линии Сталина. Видите как торчат глыбы известняка на этом бугре?
При ближайшем рассмотрении создается впечатление,что известняк был вывернут из недр земли взрывом.
Может быть это следы работы сейсморазведки еще во времена СССР?
Вид на восток в сторону Аральского моря
Еду дальше и достигаю конечной точки своего 80-ти километрового броска на север. Ее проскочить не возможно. Маркером служат развалины кирпичного здания. Отсюда вниз к морю идет бетонная дорога, построенная военными во времена СССР. Мне туда. О том, что я там нашел расскажу в другом репортаже.
Спустя несколько часов я уже лечу в обратном направлении на юг. Закатное солнце выглянуло из-за туч и подсвечивает причудливые скалы чинка. Погода налаживается.
На ночь нахожу укрытие от ветра то ли в капонире, то ли просто в очередной земляной выемке непонятного назначения. Готовлю ужин на костре. Топливом послужила какая-то найденная по дороге палка, пара досок от военной укупорки и саксаул. Он оказался тяжелым, очень твердым (саперка его не берет, но ветки легко ломаются руками), но вполне горючим. Слева на фото не боеприпас, а белкин оторванный глушитель.
Место моего ночлега на утро следующего дня
Вокруг все изрыто
Нахожу остатки какого-то балка
Рядом прикопана емкость — либо для горючего, либо для воды
Пока осматривал место, на горизонте появились какие-то точки
Так кочуют современные номады Устюрта. Трактор типа «Беларусь» тащит прицеп с нехитрым скарбом к которому цугом прицеплен жилой балок. Рядом бредут верблюды, овцы и, кажется, коровы.
Еще один взгляд на Белку и Арал с земляного бугра и пора ехать дальше.

Насколько усилят узбекскую армию вертолеты Airbus

Вертолетный парк Военно-воздушных сил Узбекистана отражает особенности диверсификации поставок: преобладают тяжелые ударные вертолеты Ми-35М российского производства и легкие многоцелевые (военно-транспортные) вертолеты AS-532 фирмы Airbus Helicopters. Если российский Ми-35М является признанным лидером в своем ударном классе и выбор не вызывает вопросов, то в случае с транспортником AS-532 не все однозначно.

© Sputnik / Яков Андреев По данным аналитического издания Forecast International, Узбекистан разместил второй заказ на вертолеты AS-532. Первый контракт с Eurocopter France (ныне Airbus Helicopters — дочерняя компания концерна Airbus Group) на поставку восьми военно-транспортных вертолетов AS-332 Super Puma и восьми легких вертолетов AS 350 Ecureil Ташкент заключил в 2013 году (сумма сделки могла достигать 180 миллионов евро).

Путь Airbus Helicopters в Центральную Азию оказался непростым. Два легких транспортных вертолета AS-350 Ecureil прибыли в Узбекистан летом 2014-го, остальные «засветились» на армейских учениях только в феврале 2016 года. Исполнение контракта затягивали партнеры из Германии, вполне возможно, что и по политическим мотивам. Но уже в 2019-м Узбекистан подписал меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым может приобрести у компании Airbus Helicopters около 30 легких многоцелевых вертолетов AS-550 Fennec.

Узкая специализация

Сегодня узбекские ВВС располагают 73 вертолетами, из которых 25 — ударные. Не менее половины военно-транспортных вертолетов поставила компания Airbus Helicopters. Значительный парк модификаций AS-332, AS-350, AS-532 предопределяет некую (как минимум сервисную) зависимость от поставщика и дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества Узбекистана с Германией и Францией. Возможности оружия и техники формируют тактику войск. Какие боевые опции Ташкент получает взамен этой привязки?

© Министерство обороны Узбекистана. Характеристики винтокрылых машин не чемпионские. Ранее упомянутый Eurocopter AS550 Fennec используется армиями различных стран преимущественно для разведки местности, спецопераций, поисково-спасательных операций, перевозки личного состава (четверых военнослужащих, кроме двух летчиков) и грузов общей массой до 1 030 кг.

В зависимости от модификации, летательный аппарат может оснащаться 20-мм авиационной пушкой, пулеметами калибра 7,62 мм или 12,7 мм, неуправляемыми и управляемыми ракетами для борьбы с вооруженными подразделениями противника и уничтожения легкой бронетехники. Однако из-за отсутствия брони в открытых боестолкновениях Eurocopter AS550 Fennec, как правило, не участвует.

И в целом продукция Airbus Helicopters создана не для ожесточенных боев с технологически равным противником (наследие колониального менталитета).

Министерство обороны Узбекистана Вертолеты Airbus ранних версий хорошо зарекомендовали себя в гражданском исполнении. К примеру, AS-332 Super Puma (военный вариант в 1990 году получил обозначение AS-532 Cougar, а после ребрендинга — Airbus Helicopters H215) почти полвека поставлялся в десятки стран. Был особенно хорош в полетах над морем (обслуживание нефтедобывающих морских платформ в радиусе действия вертолета — 480 км).

Нужны ли подобные машины самой сильной в Центральной Азии армии Узбекистана (по версии рейтинга Global Firepower) — большой вопрос. Как бы то ни было, в ближайшее десятилетие Ташкент намерен потратить на перевооружение около 7 млрд долларов, и борьба Airbus Helicopters за региональный рынок будет продолжена.

Боевое применение

В военных конфликтах последних десятилетий винтокрылые «пумы» франко-германской компании участвовали, но высокой славы не достигли из-за большой уязвимости для огня с земли. Так, в 1990 году Военно-воздушные силы Кувейта потеряли три AS-332 Super Puma в ходе двухдневного кувейтско-иракского конфликта. Еще одна «суперпума» саудовских ВВС разбилась во время операции «Щит пустыни».

Во время вторжения в Анголу южноафриканская армия потеряла пять вертолетов SA-330 Super Pumа и три SA-316 Alouette III. Эти машины не выдерживали зенитного огня (ПЗРК «Стрела-2М», ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗРК «Стрела-1», «Стрела-10», «Оса») и нередко возвращались с пробоинами, убитыми и ранеными членами экипажа. Новое поколение вертолетов унаследовало принципиальные (конструктивные) недостатки предыдущих — незащищенность экипажа, низкую боевую устойчивость.

Министерство обороны Узбекистана Для сравнения, российский многоцелевой вертолет Ми-17В-5 (экспортный аналог Ми-8) гораздо надежнее в боевой обстановке, неприхотлив в обслуживании и в широком спектре выполняемых задач конкурентов на планете не имеет. Это мировой рекордсмен по числу модификаций и по общему количеству выпущенных машин — 12 тысяч единиц (компания Airbus Helicopters в сентябре объявила о поставке всего лишь 1 000-го за несколько десятилетий вертолета семейства Super Puma).

Ми-17В-5 способен вести боевые действия в различных климатических условиях, нести полезную нагрузку до 4 тонн (или 24 бойца с вооружением). Российская машина может служить для огневой поддержки войск, доставки десанта, перевозки боеприпасов. Показательно, что американцы в 2011 году закупили для афганской армии (для ожесточенных боевых действий в горах и пустыне) 63 российских вертолета Ми-17В-5, не пожалев на это 1,3 млрд долларов.

Полагаю, безотказные и неубиваемые многоцелевые вертолеты российского производства могли бы принести армии Узбекистана больше мобильности и пользы, нежели продукция Airbus Helicopters.

Узбекистан воздуха и ПВО — Uzbekistan Air and Air Defence Forces

Узбекские ВВС

эмблема Узбекистан ВВС

основанный

Страна

Узбекистан

Ветка

ВВС и ПВО

Роль

ПВО Узбекистана

Размер

Garrison / HQ

Ташкент

Взаимодействия

Гражданская война в Таджикистане

знаки отличия

рондо

В Военно — воздушные силы и ПВО являются воздушная рука из Вооруженных Сил Республики Узбекистан . Оно образовались после распада Советского Союза , в 1991 году, хотя военные не был создан правительством Узбекистана до 1992 года ВВС не состоит из 10 000 до 15 000 сотрудников, большинство из них русских , как в 1995 году.

история

В марте 1994 года Россия Федерация подписала договор с Узбекистаном в области подготовки пилотов. ВВС узбекских при содействии ВВС России , при том , что воздушная академия была сделана обучать узбек на Ozizak . С этого года некоторые тринадцать аэродромов были активны в Узбекистане. ВВС были следовать советской доктрине, поддержанный Узбекистан Сухопутных войск .

Во время гражданской войны в Таджикистане в 1992 году в Таджикистане правительство было поддержано Узбекистаном. Вертолеты ВВС боролись с мусульманскими повстанцами в Объединенной таджикской оппозиции основании. Позже узбекская ВВС сказала уничтожила последние оплоты повстанцев на востоке Таджикистана. Член министерства обороны Узбекистана выступил таджикский министр обороны .

Благодаря соглашению в Содружестве Независимых Государств , Россия помогла сохранить самолеты ВВС Узбекистана и продала им больше самолетов по более дешевой цене , чем другие интересы, такие , как Соединенные Штаты . В операции Несокрушимая свобода , правительство США и НАТО была авиационная компания ремонт много самолетов ВВС, так как он был признан неоперабельным ими. Россия пыталась подорвать усилия по охвату в Узбекистан, особенно в 2002 — конференции в США Ташкенте , где члены различных авиационных компаний присутствовали.

Переговоры провалились, и правительство Узбекистана отрезало помощь США в виде вертолетных ремонта.

организация

Узбекистан правительственный самолет Boeing 767-300 .Защита патч воздуха

Военно — воздушные силы Узбекистана состоят из подразделений , ранее часть 49 — й воздушной армии Туркестанского военного округа со штаб — квартирой в Ташкенте . Есть два оставшихся боевых единиц, в Карши-Ханабад и Джизаке.

Шестидесятые Отдельные бригады бывший семьсот тридцать пятого бомбардировочного авиационного полка в сочетании с бывшей 87 — й Отдельный разведывательный авиационный полк. Он имеет 31 Су-24, 32 МиГ-29 и 6 Су-27. Другие недавно расформировали подразделения включают в себя 61 — й истребительный авиационный полк на Какайды , который был сам по себе слияние с предыдущим 115th истребительного авиационного полка и 62 — й истребительный авиационный полк в Андижане . Полк в обеих базах были распущены в 1999 году Целого 26 хранящегося Су-17, по- видимому , в очень плохом состоянии, остается в Чирчике (см Google Earth 41 ° 30’05.69 «N 69 ° 33’44.90» E).

Список единиц

Самолет

Текущая инвентаризация

Узбекская ВВС обслуживающий персонал буксировать ВВС Су-24 Fencer самолетов на авиабазе Карши-Ханабад.

Самолет происхождения Тип Вариант В сервисе Заметки
Боевые самолеты
МиГ-29 Россия многоцелевой 39
Су-27 Россия многоцелевой 30
Су-25 Россия атака 20
Транспорт
Ил-76 Россия стратегический транспортный самолет 5
ПКСО С-295 Испания транспорт 4
АН-12 Украина транспорт 2
АН-26 Украина транспорт 4
Вертолеты
Ми-8 Россия полезность Ми-8/17 40
Ми-24 Россия атака Ми-24/35 25
Eurocopter AS550 Франция свет утилита 6
Eurocopter AS332 Франция утилита / транспорт 2 6 на заказ
Тренер Aircraft
L-39 Albatros Чехия реактивный тренер 2

Звания

английский генерал-полковник генерал-лейтенант Генерал майор Полковник лейтенант полковник Основной капитан Старший лейтенант Лейтенант
узбек
Общий Polkovnik Общий Лейтенант Генеральный примар ПОЛКОВНИК подполковник мэр Kapitan Катта Лейтенант Лейтенант
английский Старший сержант Сержант Младший сержант Частный
узбек
Катта Serjant Serjant Кичик Serjant Oddiy Аскара

LiveInternetLiveInternet

ТуркВО

Туркестанский военный округ (ТуркВО) — военный округ (ВО) Вооружённых сил Российской империи и СССР на территории российской (советской) Средней Азии и Казахстана. Округ создан во время военной реформы 1874 года, проводимой в России министром Д. А. Милютиным, когда вся территория России была разделена на 14 военных округов.

Карта военных округов. 1913 г.

Первым командующим войсками Туркестанского военного округа (1867—1882) был Константин Петрович фон Кауфман. Командующий войсками округа одновременно занимал должности Туркестанского генерал-губернатора и войскового наказного атамана Семиреченского казачьего войска. 26 декабря 1897 Закаспийская и Семиреченская области перешли из ведения Военного министерства и МВД соответственно в Туркестанский военный округ и были подчинены главному надзору Туркестанского генерал-губернатора.

Константин Петрович фон Кауфман

После прихода к власти большевиков и образования 30 апреля 1918 года Туркестанской Автономной Республики в составе России Туркестанский военный округ был заново образован 4 мая 1918 года на территории Закаспийской, Сырдарьинской, Семиреченской, Самаркандской и Ферганской областей Туркестанской Автономной Республики.

Практически сразу после повторного образования округа на его территории начались активные боевые действия: 9 июля 1918 года в связи с активизацией басмаческого движения, Ферганская область была объявлена на военном положении. 7 декабря 1918 года был создан оперативный штаб Ферганского фронта во главе с П. Д. Крутиковым.

В связи с активными боевыми действиями, ведущимися на территории округа, его функции 7 марта 1920 были возложены на управление Туркеста́нского фронта, а округ фактически упразднён. Также как и ранее штаб округа штаб Туркестанского фронта находился в Ташкенте.

Приказом РВС СССР No.304 от 4 июня 1926 г. Туркестанский фронт был переименован в Среднеазиатский военный округ, включивший территории Туркменской и Узбекской ССР, Киргизской и Таджикской АССР. В связи с изменениями административно-территориального деления республик и областей Средней Азии по состоянию на август 1940 г. в состав округа входили Казахская, Киргизская, Таджикская, Туркменская, Узбекская ССР. Штаб округа находился в г. Ташкенте.

Здание штаба ТуркВО, Ташкент, 1977 год.

Повторно Туркестанский военный округ (ТуркВО) был создан 9 июля 1945 при разделении Среднеазиатского военного округа (САВО) на Туркестанский и Степной (в 1946 включён в ТуркВО) ВО. Командование округа располагалось в Ташкенте.

После ряда реорганизаций, проведенных в конце 60-х годах XX века к 1983 году Туркестанский военный округ охватывал территорию Узбекской ССР и Туркменской ССР.

Округ был расформирован 30 июня 1992 года, в связи с распадом Советского Союза. Войска округа были разделены между 5 новыми странами Центральной Азии: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.

МУЗЕЙ и ПАРК

В 1965 году, в Ташкенте, был образован Музей вооруженных сил. Довольно богатая экспозиция музея охватывала всю историю развития Вооруженных Сил и военного дела народов, населяющих Центральную Азию (Туркестан). В Музее экспонировались: оружие, военные флаги и прочая военная атрибутика. Имелась экспозиция, посвященная участию воинов Узбекистана в Великой Отечественной войне. Экспозиция «На страже независимого Узбекистана» знакомила с материалами, рассказывающими о видах и родах войск, о жизни военнослужащих, их боевой и военно-политической подготовке.

Центральный музей Вооружённых сил

В мае 1975 году, в честь 30-летия победы СССР в Великой отечественной войне, перед зданием Музея истории ТуркВО, был открыт «Парк боевой славы»:

В центре парка перед зданием «Истории ТуркВО», переименованного после 1991 года в «Музей Вооруженных Сил», возвышался шестиметровый монумент «Защитнику южных рубежей» работы скульпторов В. Артамонова и архитекторов Л. Адамова, А. Афанасьева и А. Морозова:

В 1991 году памятник был переименован в монумент «Защитнику Родины»:

На аллее перед монументом находились бюсты, символизирующие представителей разных родов войск:

Танкистам:

Пехотинцам:

Разведчикам:

Связистам:

Медикам:

Артиллеристам:

Летчикам:

Морякам:

Сапёрам:

Десантникам:

Партизанам:

Рядом с Парком боевой славы находился Музей под открытым небом. Там располагались экспонаты в виде настоящих пушек, танков и прочей военной техники.

В ноябре 2009 года монумент «Защитнику Родины» в Ташкенте был демонтирован.

Все образцы военной техники: макет реактивного самолёта Миг-21, «Катюша», танк Т-34, БМП-2, самоходная установка СУ-100, а также образцы артиллерийской военной техники: пушки различных калибров полевой, армейской и противовоздушной артиллерии, пулеметные установки и т. п., состоявшие на вооружении Советской Армии, были демонтированы и отправлены на переплавку в Бекабадский Металлургический Комбинат. Также был демонтирован танк Т-62 во дворе штаба ТуркВО и самоходная гаубица у въезда в автомобильную часть, около штаба ТуркВО.

12 января 2010 года в обновлённом после реконструкции парке «Боевой славы» («Жасорат») был открыт новый монумент «Клятва Родине». Монумент работы скульптора Равшана Миртаджиева высотой 12 метров представляет собой стоящую под флагом Узбекистана скульптуру коленопреклоненного солдата, присягающего на верности Родине. На стеле, стоящей позади скульптурной композиции, изображена молящаяся мусульманская женщина, олицетворяющая мать, благословляющая сына. Этот монумент по предложению президента Узбекистана Ислама Каримова, принимавшего участие в его открытии, был назван «Клятва Родине» — «Ватанга касамёд»:

Надпись на постаменте, выполненная латиницей на узбекском языке гласит, что в соответствии с указом Президента Узбекистана и Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Республики Узбекистан Ислама Каримова от 6 сентября 1991 года была образована армия Узбекистана, а день 14 января в соответствии с законом от 29 декабря 1993 года провозглашён «Днем защитников Родины:

БРАТСКИЕ МОГИЛЫ

Особой болью пронеслась над народами СССР Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ташкент не был прифронтовым городом, он был прифронтовым госпиталем, в который привозились раненые солдаты для лечения, и многие из которых навеки остались здесь, в этой земле.

Генерал Сабир Рахимов:

«Братские могилы» в Ташкенте — это воинское кладбище, на котором в годы Великой Отечественной войны хоронили умерших раненых, которых не смогли спасти в Ташкентском госпитале. Позднее там был построен памятник «Скорбящая мать» в честь погибших воинов. К мемориалу ведет алея городов-героев. Под каждым мраморным постаментом с названием города лежит горсть земли из этого города. После войны на кладбище продолжали хоронить героев Советского Союза, умерших в Ташкенте после войны. На их могилах ставились бронзовые бюсты похороненных героев.

Мемориал «Братские могилы» в Ташкенте:

Герой Советского Союза БАБАЕВ Батыр Давранович:

Герой Советского Союза УМАРОВ Шодмон Умарович:

Герой Советского Союза МАТВЕЕВ Федор Иванович:

Герой Советского Союза КОВТУН Павел Максимович:

Герой Советского Союза НОВИКОВ Василий Корнеевич:

Герой Советского Союза ЗАВРАЖКОВ Николай Николаевич:

Герой Советского Союза РЖЕВСКИЙ Павел Максимович:

Герой Советского Союза ОРТЫНСКИЙ Николай Игнатьевич:

Герой Советского Союза АБЗАЛОВ Рем Абзалович:

Герой Советского Союза КОШЕЛЕВ Михаил Темофеевич:

Герой Советского Союза ЮФИМОВ Иван Степанович:

Герой Советского Союза РОДЕНКО Константин Герасимович:

Герой Советского Союза ШИБАЕВ Михаил Петрович:

Герой Советского Союза СЕРДЮКОВ Иосиф Ильич:

Герой Советского Союза КУЗНЕЦОВ Виктор Петрович:

Герой Советского Союза ГУЛИН Юрий Иванович:

Герой Советского Союза РЗЯНИН Денис Филиппович:

Герой Советского Союза ПОНОМАРЕВ Павел Сергеевич:

9 мая на «Братских Могилах» в Ташкенте:

хВВ

Воспоминания ташкентцев:

Через год после землетрясения вместо практики нас пристроили в строительную организацию, где мы трудились электриками 1 разряда. Работали на Кара-Камыше, только-только начинавшемся, и еще куда пошлют. Одним из таких мест была авто-база, неподалеку от нынешних братских могил. Тогда там было довольно запущенное кладбище, за забором которого располагалась частная столовая, где мы питались. Очень удивляло, что, в общем-то, в центре города такая запущенность. И вот его реконструировали, превратив в очень впечатляющий мемориал. Не помню кто из моих знакомых рассказывал, что его отец, умерший после войны, похоронен на этом кладбище.

Такое ощущение, что это единственный не тронутый ни временем, ни людьми уголок Ташкента и спасибо за это. Кладбище, находящееся на Волгоградской когда-то было за чертой города. Это старое еврейское кладбище из 2-х частей. Одна часть это для бухарских евреев, а более старая — для ашкеназских или европейских. Я помню в детстве, когда хоронили моего дедушку — 53г. там не было асфальта, а только по коленки пыльные тропинки. Даже не было огорожено — не город. Потом, когда Ташкент прирос Чиланзаром, начали наводить порядок.

Первые захоронения этого кладбища относятся к началу войны, когда в Ташкенте начали умирать эвакуированные с запада СССР, в значительном числе — евреи. Восточная часть кладбища, примыкавшая к школе, это 42-44 гг. Папа, умерший в 50-м похоронен примерно в центре еврейской карты. После войны на нем открыли и православную, севернее, в направлении будущего Чиланзара. А западная карта, из которой сделали мемориал — это не братские могилы, а захоронения документированные военнослужащих, умерших в ташкентских госпиталях. Когда сделали мемориал, установили одинаковые надгробья, на многих есть имена. По крайней мере, внешне — так, а что там на самом деле, кто знает? Кроме отца, у меня на этом кладбище похоронены: бабушка (1957), прабабушка (1958), дядя, капитан бронетанковых войск, погибший в 1962 г. во время учений, сестра деда (1957), еще какие-то более далекие родственники, умершие до моего рождения. В начале 60-х кладбище закрыли для захоронений, открыли новое на Домрабаде. Но, как водилось при тех обычаях, за взятки продолжали хоронить. У меня была проблема с мамой. Хотя отец умер в декабре (когда погоды, сами понимаете?.. ) она взяла в привычку ходить на кладбище в начале мая, видимо в мейнстриме толпы православных, отмечающих «Родительский день». А потом появился более благовидный предлог — 9 мая. Это, уже в пору «липовых маршалов», когда День победы сделали госпраздником. В это время на кладбище вырастала трава по пояс, вызывавшая у меня сильную аллергию. И я много лет воевал с мамой, пока не приучил ее ходить на могилу к отцу, когда трава сгорит…

Тут был госпиталь

О том, чтобы в Ташкенте появился комплекс «Братские могилы», в свое время очень хлопотала заслуженный деятель искусств, оперная певица Рафаат Сулеймоновна Кучликова.

— «Во время войны я была еще совсем маленькой девочкой, — рассказывает она. — На том месте, где сейчас находится комплекс «Братские могилы», раньше располагался госпиталь. Там лежал и мой дядя. Одно из самых сильных воспоминаний моего детства – как я носила ему еду. Шла пешком, а ведь это было огромное расстояние, которое приходилось преодолевать ежедневно. В госпитале было очень много раненых, и все они меня просили в следующий приход захватить что-нибудь и для них. Кому махорку, кому фрукты, кому сладкое и булочки. Бывало, приношу – а мне говорят, что солдата уже нет. Не дождался. Сколько умирало — страшно вспоминать. Война не обошла стороной и мою семью, отняв двух братьев, а сразу после ее окончания не стало и мамы. Так что для всех нас все, что связанно с теми страшными событиями, — священно. Уже в 1950-е годы мы вместе с Бернарой Кариевой (узбекская балерина) побывали в Литве. И в одном литовском поселке, мы, гуляя, вдруг увидели урючное дерево. Подбежали к нему – и увидели семь мраморных плит – под деревом были могилы воинов. Я взяла плато-чек, чтобы протереть плиты – но на них не оказалось пыли! Так бережно там относились тогда к памяти погибших солдат. В тот же вечер у нас был концерт, и я должна была петь… Вышла на сцену – а перед глазами эти могилы. Слезы комом подошли к горлу, слова сказать не могу. Стою и плачу… А сколько в тот день было цветов! Мы их потом с Бернарой отвезли на могилки», — рассказывает Рафаат-апа.

Оперная певица вернулась в Ташкент и начала настаивать на создании в Узбекистане мемориального комплекса «Братские могилы». Шараф Рашидов (в то время Первый секретарь ЦК КПСС Узбекистана) дал добро, и на том месте, где был госпиталь, стали строить памятник. В советское время он был главным мемориальным комплексом Узбекистана, и к нему поистине не зарастала народная тропа.

Рафаат Кучликова. Чио-Чио-сан моя жизнь

Москва, декабрь. Вокзал. Веселая компания из молодых людей, стоя на перроне под огромными часами, провожают своего друга-поэта в Винницу. Идет необыкновенный снег — крупный, искрящийся. Тихонько заиграла гитара, и парни с девушками в четверть голоса стали напевать: «Та зеленая скамья, я признаюсь без вранья, даже в стужу согревала непутевого меня». Среди голосов неожиданно выделился один – девичий. Звонкий и чистый, он постепенно остался звучать в одиночестве, остальные просто с упоением слушали его. Тут к обладательнице прекрасного голоска подходит молодой человек с гитарой, снимает с себя малиновый шерстяной шарфик и укутывает девушке с азиатской внешностью горло и рот, приговаривая: «Боже мой! У нас захудалая хористочка лишний раз в не отапливаемом зале не споет, а она с таким-то голосом на улице, в мороз!». Это было конец 50-х годов. Молодого человека звали Булатом Окуджавой, а девушку – Рафаат Кучликова.

Заслуженная артистка Узбекистана, солистка оперного театра Рафаат Кучликова, с нежностью и трепетом вспоминает эти незабываемые встречи с людьми, которые ознаменовали своим творчеством, целую эпоху. Первый космонавт на Земле Юрий Гагарин, композиторы Мухтар Ашрафи, Вано Мурадели и Тихон Хренников, режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, бард Булат Окуджава… Биография настоящего артиста всегда изобилует вот такими подарками общения, которые значат для человека порой куда больше, чем нажитое добро. Но не только этим может гордиться Рафаат Сулеймановна. Ее жизненный путь настолько интересен сам по себе, настолько ярок, а иногда и поучителен, что заслуживает особого внимания. Потому как именно такие люди и являются хранителями духовности и высокой культуры у каждого народа. К счастью, в Узбекистане это целая плеяда великих писателей, композиторов, артистов, к числу которых можно отнести и Рафаат Кучликову, пятьдесят пять лет блиставшую со своим лирическим сопрано на сцене ГАБТа имени Алишера Навои. Восхищение ее талантом не имело границ, поклонники слали восторженные письма и признания в любви со всего постсоветского пространства. Ее Микаэле в «Кармене», Татьяне в «Евгении Онегине», Маргарите в «Фаусте», Джамиле в «Лейли и Меджнун» и, конечно же, Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй», о которой особый разговор, рукоплескали и государственные мужи, и видные общественные деятели, и простые колхозники.

Всегда интересны истоки подобного вокального дара. Откуда все начиналось? Генетическая ли предрасположенность или острое желание стать певицей? И то и другое сыграло в судьбе Рафаат Сулеймановны определенную роль, а характер этой волевой женщины закалила сама жизнь.

В семье Кучликовых подрастало 8 детей. Их было больше — 13, но, учитывая всю трудность положения, в котором оказалась мать будущей певицы в жестокие и противоречивые 30-е годы, выжили не все.

Десять лет, как пронеслась кровавым смерчем гражданская война, разделившая население на правых и левых. Казалось, что все уже позади, и ничто не мешает строить большое новое государство под лозунгом: «Вся власть Советам!». Однако набиравшему силу тоталитарному режиму мешали вчерашние герои, среди которых оказался и отец Рафаат – Сулейман Кучуков. В прошлом, этот никогда неунывающий азиат с озорной улыбкой и сильным характером, которые потом переняла его дочь, возглавлял контрразведку у князей Романовых. Имел множество наград: четыре Георгиевских креста, ордена Святой Анны и британской королевы Елизаветы. Российский император Николай II лично вручал ему орден за проявленную храбрость. К сожалению, сегодня непросто описать все заслуги этого человека, сама Рафаат Кучликова знает о своем отце только из рассказов близких людей да из куцых документальных сведений.

– «Папа был сиротой, мальчиком его случайно нашел на базаре один башкирский купец и воспитал его, – делится воспоминаниями об отце артистка. – Более того, увидев в нем природный ум и способность к языкам, оплатил учебу в Клюевском кадетском корпусе. Отец прекрасно играл на рояле, на дутаре, как и на любом узбекском инструменте, многие из которых долгое время хранились у нас дома. Еще он любил лошадей. Создание ипподрома в Ташкенте – это его заслуга».

Заразившись идеями социализма и решив остаться на своей родной земле, Сулейман после отступления белогвардейцев стал на сторону Красной армии и даже получил награду из рук самого Фрунзе. Однако это его не спасло от расправы. Вызвав Сулеймана Юсуфовича якобы на повышение в Москву, его тело потом было найдено растерзанным на железнодорожных путях. Но надо отдать должное принципу «кнута и пряника» тогдашней политики – Кучуковы, переименованные в Кучликовы, не стали родственниками врага народа: все дети получали персональную пенсию от государства, на что, собственно, они и жили. В доме родителей нашу героиню с детства окружала музыка, потому не мудрено, что сначала запела сестра Ойниса, а потом и Рафаат заявила о своем таланте, разыгрывая в подражании Любови Орловой музыкальные сценки из кинофильма «Цирк».

А потом началась война. Два старших брата сразу ушли на фронт. Наступило время карточек и голода, когда, казалось, не оставалось времени на музыку. Но именно пение и просмотр лент с Целиковской и Ладыниной помогали выжить в те годы испытаний. Девочки Кучликовы бегали помогать в госпиталь смотреть за раненными, кто-то пошел работать на заводы и детские сады. Но все жили дружно, делясь с последним.

Однажды у соседки пропали карточки на питание, так Рафаат сэкономила свой утренний паек и в конце недели принесла бедной женщине свои полтора бублика с ложкой джэма. В те суровые дни и радости, и горести делились поровну на всех. Нужно было дожить до победы, причем дожить всем. А маячком светили жизнеутверждающие фильмы, кстати, снимаемые в Ташкенте.

— «Помню, однажды прибежала в госпиталь с новой песней «Темная ночь», которую школьницей услышала на съемочной площадке Ташкентской киностудии, где снимали известный фильм “Два бойца”, — вспоминает Кучликова. — Вдруг сзади кто-то обнял меня и прижал к своей щетинистой щеке, подхватив песню своим красивым голосом с незабываемой хрипотцой. Потом я узнала, что это был знаменитый Марк Бернес, который не поскупился на похвалу…».

Да, у Рафаат и ее сестры Ойнисы, также ставшей оперной певицей, были достойные учителя. Первая оперная певица Узбекистана знаменитая Халима Насырова души не чаяла в своих талантливых ученицах, более того после удачного дебюта самолично осыпала их цветами. Рафаат, к слову, исполнила весь лирико-драматический репертуар Насыровой, прославившейся блестящим исполнением партии Норгуль в опере Ашрафи и Василенко «Буран» и партии Син-Дун-Фан в опере «Улугбек». Кстати, работа над последним образом китайской принцессы, влюбленной в великого астронома, целиком захватила артистку. К примеру, чтобы по-настоящему ощутить атмосферу исторической эпохи Улугбека, она не раз летала в Самарканд на могилу великого ученого-просветителя и в его обсерваторию. А потом в 1958 году полетела в Москву в Большой театр к самой Елизавете Владимировне Шумской, примадонне с удивительным голосом, чтобы та научила ее своему вокальному мастерству.

— «И вот я живу в гостинице «Москва», беру уроки у Шумской, интенсивно занимаюсь, — рассказывает Рафаат Сулеймановна. — А в соседнем номере каждый вечер собирается компания. Слышен смех, пение под гитару. Я подумала, что какие-то хулиганы собрались, но спустя некоторое время, когда познакомилась, оказалось, что в этом номере жил поэт из Винницы Василий Юахимович. У него собирались друзья, а сердцем компании был Булат Окуджава…».

Шарфик, подаренный тогда на вокзале Рафаат Сулеймановна, с которого и началось наше повествование, певица будет помнить всю жизнь. С Булатом Окуджавой она потом встречалась еще не раз, приезжая в Москву. И каждая встреча с ним оставляла ощущение душевного тепла.

— «У него я научилась быть камерной, — говорит Кучликова. – Он часто повторял: «Пой тише, тебя все равно услышат, главное, чтоб с душой». Булат сам всегда пел с душой. Петь — для Рафаат всегда было огромным наслаждением, без которого она свою жизнь просто не представляла. И когда однажды возникла опасность потерять голос, она пошла на настоящий подвиг.

Так, во время гастролей театра в Сибири Рафаат сильно простудилась, начал развиваться менингит. Потребовалось настолько быстрое хирургическое вмешательство, что артистку самолетом доставили в Москву, в Боткинскую больницу. Предстояла сложная операция под общим наркозом. Но одна из медсестер вдруг проговорилась: применение наркоза может лишать певицу голоса. По требованию Рафаат, сложную и мучительную операцию проводили лишь под местным обезболивающим, чтобы только сохранить голос, это сокровище дарованное природой. И хирург, имевший военную практику, только поражался мужеству своей хрупкой пациентки.

Поражались силе воле и решительности Рафаат Кучликовой все, кому посчастливилось общаться с этой обаятельной женщиной. А надо сказать, что ее творческая деятельность никогда не ограничивалась одной только сценой столичного театра и записями на радио. Она чувствовала острую необходимость рассказывать людям об искусстве, о том, что она так беззаветно любила и продолжает любить. Так ею была организована агитационная бригада, с которой артистка ездила по областям Узбекистана.

– «Я объездила всю республику, и пианино с собой куда могла возила. Объясняла простым людям, кто такой Бах, кто такой Моцарт, что такое опера. Там, куда нельзя было привезти инструмент, мне либо на баяне подыгрывали, либо на чанге тональность давали, и я пела, – продолжает делиться воспоминаниями певица, которую слышали воины-пограничники, чабаны Сурхандарьи, хлопкоробы Бухары, Самарканда, нефтяники Газли, строители и энергетики. – Однажды, в высокогорном селении под Термезом, после моего выступления на импровизированную сцену поднялся слепой старик. Он прикоснулся к моему лицу и сказал: «Спасибо, доченька! Такого голоса и такого пения я в своей жизни никогда не слышал».

Ну а лучшей своей партией Рафаат Кучликова считает партию мадам Баттерфляй из одноименной оперы Пуччини.

– «Чио-Чио-сан – это, наверное, моя жизнь. Потому что когда я выходила петь главную арию, то даже ощущала соленый запах океана. Хоть мне и не довелось побывать в Японии, но я всем сердцем чувствовала эту загадочную, но почему-то такую родную для меня страну».

«Пуччини по праву называют певцом женской души, который являет нам образ Баттерфляй в удивительно мудром состоянии, несмотря на то, что она совсем молода, но изначально наделена умом, душевной красотой и целомудрием. Такой ее и сыграла Рафаат в спектакле, в котором, согласно авторскому замыслу, предельно заострена конфликтность и сделана зримой борьба девушки за свое счастье. Баттерфляй Кучликовой была удивительно хрупкой и мужественной и так правдиво жила на сцене, что зрители подолгу не отпускали ее, аплодируя актрисе», — так писала когда-то Лилия Струнникова о Чио-Чио-сан Кучликовой.

Кстати, Страна восходящего солнца, всегда притягивали Кучликову. И это любовь нашла воплощение не только в героине Пуччини, но и в особое увлечение. Долгие годы Рафаат Сулеймановна собирала куклы, шкатулки, статуэтки, веера и многое другое, имеющие отношение к Японии. Зная об этой страсти Кучликовой, друзья и знакомые привозили их ей в подарок. Так и стоит на заветном столике в спальне среди милых сердцу вещиц фотография молоденькой Рафаат, запечатленной в образе Чио-Чио-сан. Сама оперная прима по сей день хранит в душе многое из того, что покоряет в Баттерфляй. Женственность и красота и вместе с тем необыкновенное мужество – вот что роднит их обеих. Однако, в отличие от образа, неудача в личной жизни, случившаяся и с самой Рафаат, которая по роковому стечению обстоятельств не могла иметь детей, ни сломила ее. А свои материнские чувства она сполна отдала племянникам, которыми она гордиться на правах матери.

— «Никто и ничто не заставит меня сделать то, против чего восстает моя душа», — любит повторять Кучликова, не раз принимавшая непосредственное участие там, где требовалось восстановить справедливость. Будь то защита студентов в пединституте или консерватории, ветеранов в Домах престарелых или братьев наших меньших. Надо сказать, именно по ее инициативе в Ташкенте сегодня организуется Общество защиты животных.

— «А как можно воспитывать детей, не прививая у них любовь к животным? – говорит Рафаат Сулеймановная, которая с детства заботилась о птицах, кошках и собаках. – Во время войны в школах были живые уголки, где выхаживали животных, подобранные на улицах. Пока мы не научимся беречь каждую травинку, каждое живое существо на планете мира не будет».

С этими словами ветерана оперного искусства нельзя не согласиться. И мне остается разве только пожелать Рафаат Кучликовой здоровья и удачи в ее благородных делах, которые она, несмотря на свой солидный возраст, не устает совершать.

Анастасия Павленко