Все славянские народы

По культуре и языку

Славяне постоянно вступали в культурное взаимодействие и смешение с соседями и захватчиками. Еще во время переселения народов славяне оказались под влиянием авар, готов и гуннов. Позже на нам влияли финно-угры, татаро-монголы, (которые, что характерно, не оставили следа в нашей генетике, но оказали сильное влияние на русский язык и еще более сильное на нашу государственность), нации католической Европы, турки, прибалты и многие другие народы. Здесь поляки отпадают сразу — их культура формировалась под сильным влиянием западных соседей.

В XVIII-XX вв. Польша была разделена между соседними державами, что тоже повлияло на национальную культуру и самосознание. Русские тоже — в нашем языке много финских и тюркских заимствований, очень сильное влияние на наши традиции оказали татаро-монголы, греки, а также достаточно чужеродные, с точки зрения традиции, преобразования Петра. В России уже несколько веков принято возводить традицию к Византии или к Орде, и при этом полностью забывать про, например, Великий Новгород.

Южные славянские народы поголовно были подвержены сильнейшему влиянию турок — мы можем видеть это и в языке, и в кухне, и в традициях. Наименьшее врияние иностранных народов испытали, прежде всего, славяне Карпат: гуцулы, лемки, русины, в меньшей мере словаки, западные украинцы. Эти народы формировались в ареале западной цивилизации, однако из-за изоляции смогли сохранить много древних традиций и защитить свои языки от большого числа заимствований.

Также стоит отметить старания народов, которые стремятся к восстановлению своей подпорченной историческими процессами традиционной культуры. Прежде всего, это чехи. Когда они попали под власть немцев, чешский язык начал стремительно исчезать, К концу XVIII века его знали только в глухих селах, а чехи, особенно в городах, не знали другого языка, кроме немецкого.

Преподаватель кафедры богемистики Каролав университета в Праге Мария Янечкова рассказывает, что если интеллигент-чех хотел выучить чешский язык, то шел в специальный лингвистический кружок. Но именно такие национальные активисты и восстановили по крупицам почти утраченный чешский язык. При этом очистили его от всех заимствований в довольно радикальном духе. Например, театр по-чешски — дивадло, авиация — лейтадло,артиллерия — делострелетство и так далее. Чешский язык и чешская культура очень славянские, но это было достигнуто благодаря стараниям интеллектуалов Нового Времени, а не благодаря непрерывной трансляции древней традиции.

Происхождение славян

Вместо предисловия

Происхождение славян. Само это словосочетание вызывает сразу больше вопросов, чем ответов.

С. В. Иванов «Жилье восточных славян»
Советский археолог П. Н. Третьяков писал:
«История древних славян в освещении археологических материалов — это область гипотез, обычно недолговечных, постоянно вызывающих многочисленные сомнения».

Сегодня, даже после глобальной работы, проведенной археологами, множества работ лингвистов, исследований по топонимике, этот вопрос остаётся открытым. Дело в том, что мы практически не имеем письменных источников по ранней истории протославян, и это камень преткновения всех дальнейших рассуждений. В основу данной работы положены ключевые исследования по этой теме.

Вступление

В конце VI века на дунайской границе появились новые враги, обрушившиеся на византийское государство.
Это были народы, о которых античные и византийские авторы уже были наслышаны, но теперь они стали их беспокойными соседями, ведущими постоянные боевые действия и осуществляющими опустошительные набеги на империю.
Как же смогли новые, появившееся на северной границе племена, в течение долгого времени не только составлять конкуренцию военным силам самой мощной страны в Европе, но и захватывать её земли?
Как смогли эти, ещё вчера неизвестные или малоизвестные римскому миру народы, занять столь обширные территории? Какими силами и возможностями они обладали, как и кем были вовлечены во всемирное переселение народов, как развивалась их культура?
Речь идёт о предках славян, которые расселились на огромном пространстве центральной, северо-восточной и южной Европы.
И если о боевых действиях и сражениях славян VI—VII вв. известно достаточно хорошо благодаря дошедшим до нас письменным источникам, то археологические памятники дают нам важную информацию, которая существенно дополняет картину, помогает понять многие моменты ранней славянской истории.
Столкновение или сотрудничество славян с близлежащими народами: Византийской империей, германскими племенами и, конечно же, кочевниками евразийской равнины обогатили их военных опыт и военный арсенал.
Славяне и их военное дело малоизвестны широкой публике, они долгое время находились в тени германских народов, обитавших в этих районах, а также кочевых народов, обитавших в Подунавье.

Происхождение

Киевский летописец в „этнографической“ части „Повести Временных лет“ писал:
«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне».
Долгое время этот рассказ летописи считался определяющим в картине расселения славянских племен, сегодня же, на основе археологических данных, топонимики, но особенно филологии, прародиной славян считается бассейн реки Вислы в Польше.
Славянский язык относится к индоевропейской языковой семьи. Вопрос о прародине индоевропейцев пока остается открытым. Из праиндоевропейского языка самостоятельно выделились анатолийский, греческий, армянский, индоиранский и фракийский языки, в то время как италийского, кельтского, славянского, балтского и германского праязыков не существовало. Они составляли единую общность древнеевропейского языка, и разделение их происходило в ходе расселения по территории Европы.

В литературе идет спор о том, была ли изначально балто-славянская языковая общность или были длительные контакты между предками славян и балтов, повлиявшие на близость языков. Последние исследования говорят о том, что, во-первых, протославяне имели контакты только с западными балтами (предками пруссов), во-вторых, они изначально имели контакты с протогерманскими племенами, в частности, с предками англов и саксов, что фиксируется в лексике последних. Эти контакты могли происходить только на территории современной Польши, что подтверждает локализацию ранних протославян в Висло-одерском междуречье.
Эта территория была их европейской прародиной.

Первые исторические свидетельства

Впервые сообщения о вендах или славянах появляются на страницах римских манускриптов в начале нашего тысячелетия. Так, Гай Плиний Старший (23/24—79 гг. н. э.) писал о том, среди прочих народов на востоке Европы жили сарматы и венеты. Клавдий Птолемей (умер 178 г. н. э.) указал на залив, назвав его Венедский, ныне, предположительно Гданьский залив в Польше, еще он пишет о Венедских горах, возможно, Карпатах. А вот Тацит (50-е — 120 гг. н. э.) рассуждает следующим образом:
«Отнести ли певкинов , венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю… Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; всё это отмежёвывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне». .

Ареал Пшеворской археологической культуры. Источник: Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005 г.

Раннее название славян

Как мы уже сказали, древние авторы, как и древние народы, на рубеже тысячелетий предков славян называли „венеды“. Многие исследователи считают, что этот термин в античности определял не только славян, а все племена славяно-балтской языковой группы, так как для греков и римлян эта земля была далёкой и сведения о ней были урывочные, а часто и просто сказочные.
Это слово сохранилось в финских и немецком языке, так и сегодня называют лужских сорбов или западных славян — Wendel или Wende. Откуда оно взялось?
Возможно, считают одни исследователи, это было самоназвание каких-то первых племенных групп, двигавшихся из бассейна реки Вислы на запад и север, в район обитания германцев, и, соответственно, финских племён.
Другие авторы считают, что это было название неславянского племени, о чём ниже.
К VI в. „венеды“ чётко локализовались на севере Центральной Европы, на западе они выходили за границы Одера, а на востоке — до правобережья Вислы.
Собственно наименование „славяне“ появляется в источниках в VI в. у Иордана и Прокопия, когда оба автора могли реально познакомиться с представителями этого народа. Прокопий Кесарийский, будучи секретарём полководца Велисария, не раз сам наблюдал и описывал действия воинов-славян.
Есть также мнение, что если слово „венеды — венеты“ было разговорным, то „склавины“ или „славяне“ имело книжное происхождение, как, например, термин „росы“.

Точного ответа о том, откуда пошло это наименование, нет. До ХIХ в. считалось, что оно происходит от слова «слава» (gloriosi). Другая версия, имеющая хождения также до ХIХ в., предполагала связь слово „славянин“ с „рабом“, термином тождественным во многих европейских языках.
Современные теории предполагают два решения этого вопроса. Первая увязывает его с местами первоначального пребывания славян, людей, живущих по рекам. Производя его от слова „течь, вода течёт“, отсюда: реки Слуя, Славница, Stawa, Stawica.
Подавляющее большинство исследователей являются последователями другой теории, считают, что этноним происходит от „слово“ — verbosi: говорить, „говорить ясно“, „люди, которые говорят ясно“, в отличие от „немцы“ — не могут говорить, немые.
Его мы встречаем в названии племён и современных народов: словени новгородские (Древняя Русь), словаки (Словакия), словенцы (Словения и другие балканские страны), словинцы-кашубы (Польша).

Ранние славяне и кельты

На юге Висло-одерского междуречье древние славяне (Пшеворская археологическая культура) имели первые контакты с мигрирующими на эти территории кельтами.
Кельты к этому времени достигли больших высот в развитии материальной культуры, что нашло отражение в археологической культуре Латен (поселение Ла Тен Швейцария — La Tène). Общество кельтов Европы этого времени можно определить как „героическое“, с культом вождей и героев, дружин и милитаризацией всей жизни, состоявшего из кланов, группировавшихся в племена.
Кельты внесли выдающийся вклад в историю металлургии в Европе: археологами открыты целые кузнечные производственные комплексы.
Они владели технологией сварки, закаливания, внесли большой вклад в производство железных орудий труда, и, конечно же, оружия. Знаменательный факт развития кельтского общества — это процесс урбанизации, кстати, именно с ним археологи связывают новый важнейший момент: с середины II в. до н. э. в кельтских захоронениях не фиксируется воинское снаряжение.
Мы знаем крупные кельтские города Алезия (97 га), Бибракта (135 га) и Герговия (Клермон) (75 га) и другие.
Общество переходит на новую стадию, в условия накопления богатств, когда оружие теряет свою символическую значимость. Именно в этот период одна из волн кельтской миграции достигла в Средней Европе верховье Вислы в II в. до н. э., с этого момента начался время взаимодействия ранних славян и кельтов. С это период начала формироваться Пшеворская археологическая культура.
Пшеворскую археологическую культуру связывают с ранними славянами, хотя на её территории обнаруживаются признаки обитания и кельтов, и германцев. Памятники археологии дают большой материал о развитии материальной культуры, артефакты свидетельствуют о зарождении военного дела у славян на рубеже тысячелетий.
Важным фактором взаимодействия стал процесс влияния кельтов, находящихся на более высоком уровне развития, на духовную культуру славян, которое нашло отражение в культовых сооружениях и обрядах погребения. По крайней мере, то, о чём можно сегодня судить, весьма вероятно. В частности, в постройке в более поздний период языческого храма западных славян в Арконе, на острове Рюген историки находят черты кельтских культовых сооружений. А вот если в захоронениях кельтов центральной Европы оружие исчезает, то на периферии кельтского мира оно сохраняется, что совершенно объяснимо в рамках военной экспансии. И этот же обряд начали использовать славяне.
Участие кельтов в формировании Пшеворской культуры привело к первому большому разделение в истории славян: на южных (средняя Европа) и северных (Повислье). Движение кельтов в средней Европе, вполне вероятно, сопровождавшиеся военной экспансией в район Вислы, вынудила часть местных племён начать перемещение в регион Днепра. Они идут из зоны Вислы и Волыни в зону верхнего Днестра и особенно в Среднее Поднепровье. Это перемещение, в свою очередь, вызвало отток обитавших здесь балтских племён (Зарубинская археологическая культура) на север и восток.
Хотя некоторые археологи связывают Зарубинскую культуру со славянами.
Именно в этот период западные соседи древних славян начинают называть их „венеты“. И здесь тоже наблюдается кельтский след.
Одна из гипотез исходит из того, что этноним „венеты“ был самоназванием кельтских племён, которые обитали в Повислье, но при столкновении с германцами в начале нашей эры, они отступили на земли северо-востока и юго-востока современной Польши, где покорили протославян и дали им своё название: „венеды“ или „венеты“.
Другие авторы считают, что это было название неславянского племени, которое откочевало на юг, а этим именем соседи стали называть оставшихся здесь предков славян.

Вооружение славян в ранний период

Тацит, как мы видим, сообщил нам немного, но эти сведения бесценны, так как речь идёт прежде всего о славянах как оседлом народе, который живёт не как сарматы в повозках, а строит дома, что подтверждают археологические данные, а также о том, что их вооружение схоже с западными соседями.
У славян, как и у большинства племён, обитавших в лесостепной зоне и вступивших на путь исторического развития, основным видом вооружения были копья, которые, естественно, своим происхождением обязаны острозаточенным палкам. Учитывая ранние контакты с кельтами, общество которых стояло на более высокой стадии материального развития, влияние в вооружении здесь очевидно. Оно даже отразилось в погребальном обряде, когда оружие или любые колющие и режущие орудия подвергались порче. Так поступали кельты при погребении мужчин-воинов.
Диодор Сицилийский, (80-20 гг. до н. э.) писал:
«…они сражаются длинным мечом, который носят, подвесив на железной или медной цепи к правому бедру… Впереди себя они выставляют копья, которые называют «ланкии», с железными наконечниками длиной в один локоть (45 см) и более, а шириной — чуть менее дипалесты (15,5 см)».

Мечи и наконечник копья. Кельты. Археологическая культура Латен. Источник: Археология. М., 2006
В период ранних контактов с кельтами славяне активно используют кельтские длинные и узкие наконечники копий с хорошо выделенным ребром.
Позднее, в раннеримский период, у славянских копий были наконечники с коротким листовым лезвием, а в позднеримскую эпоху — с коротким ромбовидным или листовидным наконечником, с ребром, заходящим на часть втулки.
Очень рано, что необычно для лесостепной зоны, славяне стали использовать шпоры, атрибут амуниции, которого не имели в это время ираноговорящие степные всадники Восточной Европы. В могильниках Пшеворской культуры обнаруживаются не только наконечники копий, но и шпоры. Таким образом, предки славян начали достаточно рано использовать коней в боевом деле. Возможно, это было лишь средство доставки воина, как это случалось у многих других лесных народов, например, позднее, скандинавов. Но наличие шпор, которые имели четырехгранный или цилиндрический шип, говорит скорее всего о необходимости управления конем и скорее всего при конной атаке.


Славянское оружие. Пшеворская археологическая культура. Источник: Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005 г.
Тацит писал о том, что славяне использовали щит, из археологических находок мы знаем, что умбоны у этих щитов были конические с длинным шипом или с цилиндрической шейкой, завершающейся пустотелым шипом. Каких размеров или параметров были щиты, можно лишь предполагать, возможно, они были такие же, как у соседних народов. Вероятно, они изготовлялись из подручного материала — дерева, возможно, обтягивались для надежности кожей, к ним крепился умбон. Рукоятка щита крепилась клепками насквозь. В умбонах легко просматривается влияния не только кельтов, но и древних германцев, и через них воздействие римлян в плане материальной культуры распространялось на весь варварский мир Европы.
Славяне, как можно предположить, еще не достигли той стадии обработки металла, когда бы оно обеспечивало массовое изготовление орудий труда или высокотехнологичного оружия. Они крайне редко, но пользовались мечами и саксами.
Мечи, конечно, были оружием невероятно дорогим, а наличие в вооружении ранних славян сакса опять говорит нам о германском влиянии. Это широкий однолезвийный палаш с технологией производства такой же, как и у меча.
До нас дошли несколько образцов дорогих ножен или их оковок. Они свидетельствуют о высоком статусе их владельцев. Особый интерес представляют обкладки ножен от меча из могильника Гринев (укр. Гринів), село в Пустомытовском районе Львовской области Украины (Верхнее Поднестровье).

Ажурная ковка ножен. Бронза. Могильник Гринева. Верховье Днепра. Украина. Источник: Петрухин В. Я. Дохристианские древности: по археологическим данным VI — Х века. М., 2004
Лицевая сторона украшена ажурной литой бронзовой накладкой с изображением разных сцен: медведь с добычей, грифон, две фигуры, возможно, герой и богиня, и, наконец, всадник с небольшим щитом и копьём. Такое украшение оружия связанно с кельтским, а возможно, и с римским влиянием, и было распространено в средней Европе в последние века до н. э.
По археологическим источникам мы не можем говорить о том, что протославяне использовали луки и стрелы на войне или их стрелы были без металлических наконечников. Наконечники стрел почти не встречаются в захоронениях этой эпохи. Соседние германские и кельтские народы слабо использовали это оружие, а влияние кочевых культур ощущалась только на юго-восточной границе расселения ранних славян.
Продолжение следует…
Источники и литература:
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книги IV–VII. пер. с древнегреч., вступ. статья и комментарии О. П. Цыбенко. СПб., 2005.
Корнелий Тацит. Сочинение в двух томах. СПб., 1993.
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Лихачёва Д. С. СПб., 1996.
Подосинов А. В., Скржинская М. В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2011.
Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В. Л. Янина. М., 2006.
Бабичев А. С. Комментарий //Корнелий Тацит. Сочинение в двух томах. С-Пб., 1993.

Мартынов В. В. Прарадiзма славян. Лiнгвiстычная верыфiкацыя. Мэнск. 1998.
Нидерле Л. Славянские древности, М., 2013.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 2005 г.
Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.
Шахматов А. А. К вопросу о финско-кельтских финско-славянских отношениях. Ч.1-2// Известия Императорской АН. Серия 6. Общественные науки. 1911. Ч.1. № 9. С707-724, Ч.2. № 10.

Славяне

У этого термина существуют и другие значения, см. Славяне (значения).

Славяне


Страны с преобладающим славянским населением (светло-зелёные — западные славяне, зелёные — восточные славяне и тёмно-зелёные — южные славяне)

Современный ареал расселения и численность

Всего: приблизительно 300-350 млн. Славянские общины и землячества есть во многих странах мира
Восточная Европа, Азия и Балканский полуостров

Язык

Славянские языки

Религия

Преимущественно православие и католицизм, значительно меньше ислам. Широко распространен атеизм.

Расовый тип

Европеоиды

Родственные народы

Индоевропейцы

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек. Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

Название «славяне»

Индоевропейцы

Индоевропейские языки

Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы

Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности

Праиндоевропейцы

Язык · Прародина · Религия

Индоевропеистика

Основная статья: Происхождение названия славян

Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне».

Основными являются четыре:

  • от двух родственных славянских слов, восходящих к общему индоевропейскому корню *ḱleu̯- «молва, известность»:
    • слово, таким образом словѣне — это «люди, говорящие „по-нашему“», в отличие от немцев — «немых», то есть «не владеющих нашим языком», «чужих»,
    • слава, то есть славѣне — «славные». Однако данная форма (с -а- в корне) — позднее образование, зафиксированное в славянских источниках в позднем Средневековье.
  • от индоевропейского слова *s-lau̯-os «народ» (с индоевропейским «подвижным s»), ср. др.-греч. λᾱός;
  • от топонима, видимо, названия реки (ср. эпитет Днепра Славутич, реки Слуя, Слава, Славница в разных славянских землях). Этой версии отдают предпочтение некоторые лингвисты (например, М. Фасмер) в силу того, что суффиксы -ѣн(ин) и -ян(ин) встречаются только в производных от названий мест.

Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.

Славянские языки

Славянские и другие языки индоевропейской группы «сатем» обозначены красным Основные статьи: Славянские языки, Праславянский язык, Старославянский язык

Славянские языки — ветвь индоевропейской семьи языков. Балтийские и славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков. Ряд сходных черт балтийских и славянских языков позволяет предполагать существование в древности состояния балто-славянского языкового единства.

Многие рефлексы сближают иллирийский с балтийскими и славянскими языками.

Происхождение

Основные статьи: Этногенез славян, Генофонд славян

Летописная версия

Авторы средневековых русских летописей считали, что часть славян после всемирного потопа проявляла себя рядом с Иллирией (побережьем Адриатического моря). В изложении «Повести временных лет» послепотопные события предстают так:

Иафету же достались северные страны и западные: Мидия <…> Армения Малая и Великая <…> Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония <…> Иллирия, славяне <…> Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос <…>

до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского <…>

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская (чаще указывают на провинции Реция и Норик). От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне, иные — ободриты.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV вв.

В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» (греч. Σκλαβηνοί, лат. Sklavīnî), в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты» и этноним «венеды».

Прародина

По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке.

С севера соседями славян были германцы и балты. Восточными соседями славян были иранские племена (скифы, сарматы), южными — древние македонцы, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.

Наиболее ранние упоминания, позволяющие решать проблему славянского этногенеза, относят ко временам прибалтийских венедов (Плиний Старший, Тацит). Более подробны сведения 5 — 6 вв., в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска, византийского писателя Прокопия Кесарийского.

Одним из первых о славянах, как выделившемся из венедов самостоятельном этносе, писал готский историк Иордан в первой половине VI века:

В этой Скифии первыми с запада пребывает народ гепидов, который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия (совр. Тиса), с юга же (его) отсекает сам великий Данувий (Дунай), с востока — Флутавсий (Олт либо Прут), который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра. В их (рек) окружении лежит Дакия, укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами.

У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами.

Славяне живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города.

Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов… После избиения херулов (германское племя, разбитое в 512 гепидами и лангобардами) Херманарик также двинул войско на венетов, которые, хотя и достойные презрения из-за их вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное вооружённое войско. Они же, как мы сказали в начале нашего изложения или в каталоге народов, произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и славян, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика.

Историческое расселение

Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв.Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века Основная статья: Древние славяне

  • К VI веку расселились к Балтийскому и к Чёрному морю, где они стали известны древним историкам как анты и венеды.
  • В VII веке славянское единство было расколото вторгшимися из Центральной Азии аварами.
  • В 622 в Моравии основано первое славянское государство Само с неопознанной столицей в месте Вогастисбург (Wogastisburg).
  • К 592 относится поход императора Юстиниана II с покорёнными им славянами на арабов.
  • К VIII веку славяне заселили Балканы и достигли берегов Ладожского озера. Первоначально были язычниками, но позднее, примерно одновременно с образованием государственности, приняли христианство. После 1054 года в связи с расколом христианской церкви на католицизм и православие, а также под влиянием различных политических факторов образовалось две основных конфессиональных группы славян по религиозному принципу: католики (поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты) — христианство в западной («латинской») форме и православные (русские, украинцы, белорусы, сербы, черногорцы, болгары, македонцы) — христианство в восточной («византийской») форме. Кроме того, после завоевания турками Балкан в XIV в. небольшая часть славян (боснийцы) приняла ислам.
  • В IX—XIII веках славяне колонизировали Северо-Восточную Русь, на которой проживали финно-угорские племена.

Современное деление

Восточные

Основная статья: Восточные славяне

  • Русские (самоназвание — русские, единственное число — русский, название языка — русский язык)
  • Украинцы (самоназвание — українці, единственное число — українець, название языка — українська мова)
  • Белорусы (самоназвание — беларусы, единственное число — беларус, название языка — беларуская мова)

Западные

Основная статья: Западные славяне

  • Поляки (самоназвание — Polacy (поляцы), единственное число — Polak, название языка — język polski, polszczyzna)
  • Чехи (самоназвание — Češi, единственное число — Čech, название языка — český jazyk, čeština)
  • Словаки (самоназвание — Slováci, единственное число — Slovák, slovenský, название языка — slovenský jazyk, slovenčina)
  • Лужичане(самоназвания — Serby, Serbja, единственное число — Serb, названия языков — dolnoserbska rěc, hornjoserbska rěč)
  • Кашубы (самоназвание — Kaszëbi, единственное число — kaszëb, название языка — kaszëbsczi jãzëk)

Южные

Основная статья: Южные славяне

  • Болгары (самоназвание — българи, единственное число — българин, название языка — Български език)
  • Македонцы (самоназвание — македонци, единственное число — македонец, название языка — македонски јазик)
  • Сербы (самоназвание — Срби, единственное число — Србин, название языка — Српски језик)
  • Хорваты (самоназвание — Hrvati, единственное число — Hrvat, название языка — hrvatski jezik)
  • Словенцы (самоназвание — Slovenci, единственное число — slovenski, название языка — slovenski jezik, slovenščina)
  • Боснийцы (самоназвание — Bošnjaci, единственное число — Bošnjak, название языка — bosanski jezik)
  • Черногорцы (самоназвание — Црногорци, единственное число — Црногорац, название языка — црногорски језик)

Этносы со спорным статусом

  • Моравы
  • Полещуки
  • Поморы
  • Русины
  • Силезцы
  • Словинцы

Современные государства, где славяне составляют большинство населения

Панславянские цвета: национальный флаг, утверждённый на панславянском съезде в Праге в 1848 Основная статья: Славянские страны

  • Белоруссия (белор. Рэспубліка Беларусь, рус. Республика Беларусь)
  • Болгария (болг. Република България)
  • Босния и Герцеговина (босн. и хорв. Bosna i Hercegovina, серб. Босна и Херцеговина)
    • Республика Сербская (серб. Република Српска, Republika Srpska)
    • Федерация Боснии и Герцеговины (босн. и хорв. Federacija Bosne i Hercegovine)
  • Македония (макед. Република Македонија)
  • Польша (польск. Rzeczpospolita Polska)
  • Приднестровская Молдавская Республика (не признана) (молд. Република Молдовеняскэ Нистрянэ, укр. Придністровська Молдавська Республіка, рус. Приднестровская Молдавская Республика)
  • Россия (рус. Российская Федерация)
  • Сербия (серб. Република Србија)
  • Словакия (словацк. Slovenská republika)
  • Словения (словен. Republika Slovenija)
  • Украина (укр. Україна)
  • Хорватия (хорв. Republika Hrvatska)
  • Чехия (чеш. Česká republika)
  • Черногория (черногор. Црна Гора, Crna Gora)

См. также

Славяне на Викискладе

  • Панславизм
  • Панславянские цвета
  • Геногеография
  • Славия
  • Генофонд славян
  • Кавказские народы
  • Германские народы
  • Романские народы
  • Иранские народы
  • Славянские народы
  • Финно-угорские народы
  • Балтийские народы

Примечания

  1. D. Kirk. Europe’s Population in the Interwar Years
  2. Энциклопедии относят русинов как к украинцам, так и к отдельной от украинцев этнической групп
  3. Численость на данный момент неизвестна
  4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Перепись населения — 2009. Статистические публикации.

Литература

  • Свод древнейших письменных известий о славянах. Коллективный труд. Двухтомник.
  • Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев
  • Гимбутас М. Славяне: Сыны Перуна. М. 2001.
  • Пигулевская Н. В. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., «Наука», 1976.
  • Соколянский А. А. Введение в славянскую филологию. М., 2004.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Славяне

  • Энциклопедия «Кругосвет». Лев Пушкарев. Славяне
  • Ларичев Ю. А. «Славянский излом»
  • Седов В. В. «Славяне в раннем средневековье»
  • Седов В. В. «Этногенез ранних славян»
  • Славянская мифология и эпос(подборка статей)
  • Славянская история и новейшие исследования по теме(подборка статей)
  • Abstract «High-Resolution Phylogenetic Analysis of Southeastern Europe».
Страны и регионы со значимым присутствием славянских этносов
Славянские
страны
восточные
западные Польша • Словакия • Чехия
южные
Страны и регионы
с присутствием
славянского этноса
более 20 % Казахстан • Латвия • Шпицберген • Эстония
10—20 % Абхазия (частично признана) • Литва • Греческая Македония • Молдавия • Канада
5—10 %
2—5 %
Исторические
государства
средние века
Блатенское княжество • Боснийская бановина • Боснийское королевство • Велбыждское княжество • Великая Моравия • Великое княжество Литовское • Вендская держава • Видинское царство • Владение Николы Альтомановича • Второе Болгарское царство • Вукова земля • Добруджанское княжество • Дубровницкая республика • Дукля • Княжества средневековой Далмации • Захумье • Княжество Зета • Княжество Хорватия/Хорватское Королевство • Карантания • Киевская Русь • Княжество Чехия • Конавлия • Королевство Польское • Королевство Руси • Королевство Чехия • Куявия • Мазовецкое княжество • Моравская Сербия • Моравские княжества • Нитранское княжество • Пагания • Первое Болгарское царство • Паннонская Хорватия • Прилепское королевство • Приморская Хорватия • Рашка • Русские княжества • Государство Само • Северные архонтства • Сербская деспотия • Сербское царство • Силезские княжества • Травуния • Царство Русское
с нового времени
Источники и проценты

Висляне • Гопляне • Куявяне • Лендзяне • Любушане • Лицикавики • Мазовшане (Мазуры) • Песничи • Поляне • Серадзане • Тадеши
Силезские племена: Бежунчане • Бобряне (Бобжане) • Голенжицы • Дедошане (Дзядошане) • Ополяне • Слензане • Слупяне

Волиняне (Волюнзане) • Кабатки • Кашубы • Пыжичане • Словинцы

Велеты (Лютичи, Вильцы): Гавеляне • Доленчане (Доленцы) • Моричане • Ратари (Ретряне) • Речане • Руяне (Ране) • Спревяне • Укране • Хижане (Кичане, Кыцины) • Черезпеняне
Ободриты: Бодричи (Рароги) • Бутинцы • Вагры • Варны • Глиняне (Линяне) • Древане • Полабы (Ветничи (Бетенчи) • Смолинцы)
Лужицкие сербы: Бринсинги • Далеминцы (Галомачи) • Жирмунты • Лужичане • Мильчане • Нелетичи • Нижичи • Нишане (Нижане) • Слубляне • Сусельцы (Сиуслы) • Сорбы (Сербы) • Требовяне (Тшебовяне) • Худичи (Хутичи)

Дечане • Дудлебы • Ганаки • Голасицы • Зличане • Лемузы • Литомеричи • Лучане • Мораване • Пшоване • Седличане (Дечане) • Ходы • Чехи • Чёрные хорваты

Гаволяне: Брежане (Брижане) • Стодоране
Дулебы • Поляне • Суслы • Хорутане

Браничевцы • Дукляне • Захлумляне • Конавляне • Красные хорваты • Неретвляне • Ободриты • Сербы • Тревуняне

Ваюниты • Велегезиты • Верзиты • Драговиты • Эзериты • Милинги • Ринхины • Сагудаты • Смоляне • Струмяне

Семь родов • Северцы • Тимочане

Славянские племена
Восточные
славяне

?Болоховцы? • Бужане • Волыняне • Вятичи • Древляне • Дреговичи • Дулебы • Кривичи • Полочане • Поляне • Радимичи • Северяне • Словене • Тиверцы • Уличи • Белые хорваты

Западные
славяне
Польские племена Поморяне Полабские славяне Чешские племена
Южные
славяне
Словенские племена Сербохорватские племена Македонские племена Болгарские племена

Славянские народы традиционно делятся на три крупных ветви: восточную, западную и южную. Это самая многочисленна этноязыковая группа в Европе.

Восточных славян представляют три народа: русские, украинцы и белорусы.

Западная ветка включает поляков, чехов, словаков, словинцев, кошубов, лужичан и др.

К южным славянам относят сербов, болгар, хорватов, македонцев и др. Общая численность всех славян – около трехсот миллионов.

Образование славянских народов

Образование различных славянских народов (в сегоднешнем понимании) приходиться на период 8-13 веков и происходит вследствии сложных процессов ломки единого славянского государства, единого славянского мира. Процесс такой ломки начался на границах такого расселения и двигался к центру.

Он следствие напряжённых отношений воинственного и мировоззренчески антиславянского окружения и собственно славян, носителей мировоззрения духовного, построенного на Прави.

Именно Правь и рахманско-волхвовское мирровоззрение были в своё время основой славянообразования, каркасом славянского мира.

С изчезновением единого пространства (общего славянского мирровоззренческого поля) разьединённость возростала. Единственным, что могло непрочно объёдинять славян, были, собственно, результаты славянизации — близкость языков, похожесть культур, сходный минталитет.

Но общность мировоззрения, общность духовных позиций, единство государственного управления, цельность взглядов на земные и Вселенские процессы, были утрачены.

Переход в день сегодняшний

Сегоднешнее состояние славянского мира объективно указывает на именно такое положение дел. При сходности языковой базы, культурного наследия, славянские народы имеют разную веру, разные идеологические взгляды, разное понимание мировых процессов.

Славянские народы утратили главное — знание Прави, той цементирующей силы, которая превратила их предков в славян.

Понятие славянина, как живущего в Прави, ведающего Правь, славящего Правь, опустилось в чисто этническую (биологическую) плоскость, что с позиции миропонимания предков есть выхолащиванием самого понятия славянин.

За последние 800-300 лет, вместе с Правью, утрачен и контакт со Светлым Ирием, душами наиболее почитаемых предков, святостью правил Прави.

Славянство почти во всех регионах отбросило помощь Святых Отцов — основателей славянства на духовной основе.

Каково же состояние славянства ныне?

Сегодня в мире (в Европе) проживает 15 общепризнанных славянских этносов.

Быть отдельными славянскими народами ныне стремятся и этнические группы, входящие в эти этносы, так называемые группы со спорным этническим статусом (народности).

Среди таких: моравы, поморы, полещуки, силезцы, словинцы, русины и другие.

О особом этническом статусе заявляют и те, кто считает себя отдельным народом — казаки Юга России.

Это еще раз указывает на отсутствие тех первичных начал, которые собственно стали основой славянообразования в Европе (середины 1 тыс. до н.э. до 8-9 веков н.э.).

Ныне вместо широкой духовной основы единения славян доминирует более узкая — этническая (по крови и только). В идеологии доминируют не правила Прави, а чуждые древним славянам понятия.

Духовная приемственность, приемственность по Прави (высокому духовному уровню, святости) в значительной степени отброшена.

Как же понять предков? Как осознать их силу?

Только одним способом — изучая Правь, изучая духовные основы древней веры, изучая историю общеславянского государства 1-9 веков н.э., будет возможно почувствовать силу предков.

Скажем предкам великое спасибо!

Слава им!