Воздушная война на восточном фронте 1941 1945

В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне все больше людей задаются вопросами как о цене, которую нам пришлось заплатить в той войне, так и об ущербе, который был нанесен нами противнику. Не обошло это и авиационные интернет-форумы, на которых, в последнее время, стала часто обсуждаться тема потерь Люфтваффе на Восточном фронте. Все бы ничего, но складывается впечатление, что люди, сидящие за современными ╚Пентиумами╩ 5-го поколения, пользуются в дискуссии данными о потерях, вычитанными в книгах 60-х годов издания или, это в лучшем случае, скачанными с какого-нибудь зарубежного сайта. Надеемся, что эта реплика никем не будет воспринята на личный счет. Впрочем, если такое все же случится, то ни что не мешает ответить нам той же монетой. Мы же хотим, в меру своих знаний, дать обзор современных источников по потерям Люфтваффе, которые доступны рядовым российским историкам — любителям, к каковым мы относим и себя. Правда, с сожалением нужно отметить, что профессионалов сегодня как-то и не наблюдается.

Перейдем, однако, к существу вопроса. Итак, какими надежными массовыми источниками, охватывающими потери всей германской фронтовой авиации, мы сегодня располагаем? Следует признать, что в настоящее время такой источник только один. Это ежедневные сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе (дела Военного архива ФРГ RL 2 III/1177-1196). Указанные материалы полностью сохранились по декабрь 1943 плюс отрывочные данные за декабрь 1944 и первым месяцам 1945 года. Принимая во внимание специфику оригинала (точнее то, что документы составлялись в одно и тоже время с упомянутыми в них событиями), можно с большой долей уверенности утверждать, что документы 1944 и 1945 годов не полны. С известной долей допущения это же можно сказать и о сводках последних месяцев 1943. Что имеется в виду? Дело в том, что в данных документах соответствующие записи делались по мере поступлений сведений из фронтовых частей. Иногда, по не очень ясным для нас причинам, такие записи могли запаздывать относительно самого события на весьма длительный период (иногда даже с полугодовым опозданием!). Т.е. сводки 1944 и 1945 годов неполны по определению.

Насколько полно отображают реальное положение дел документы 6-го отдела за остальные года? Дать какой-то количественный критерий мы не решаемся, но можем с уверенностью констатировать: простор для дальнейших исследований (и соответственно новых находок) есть. В этом убеждает ряд случаев, когда данные сводок можно проверить иными материалами (в частности, документами, которые имеются в наличии у авторов).

Пример первый. Нами были получены из Военного архива ФРГ ╚Дневники боевых действий╩ аэродромной комендатуры авиабазы Госткино (северо-западный участок Восточного фронта), относящиеся к периоду февраля-мая 1942 года. Сравнение результатов налетов советской авиации на Госткино по сводкам 6-го отдела и ╚Дневника╩ однозначно свидетельствует, что в ряде случаев фактические потери были выше, чем это отражено в сводках. Правда, исключительно за счет поврежденных самолетов.

Пример второй. Аналогичная картина наблюдается и по результатам очень успешного налета советской авиации на заполярный аэродром Банак 30 июня 1942 года. По сводкам 6-го отдела, там было потеряно пять бомбардировщиков ╚Юнкерс-88╩ (один сгорел и четыре повреждено). По данным же ╚Дневника руководства войной на море╩ число поврежденных составило 14 машин. Т.е. можно считать, что сводки службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе довольно полно отражают безвозвратные потери в материальной части ВВС Германии, но лишь частично — ситуацию с поврежденными машинами.

Следует также отметить, что в сводках 6-го отдела содержится информация не только о потерях и повреждениях материальной части (т.е. самолетов), но и приводятся обширные данные по потерям личного состава подразделений Люфтваффе. Надо сказать, что ведомство Геринга имело очень разветвленную структуру, и далеко не все носившие форму Люфтваффе действительно были летчиками. И вот вся эта махина нашла отражение в сводках, начиная от потерь авиаполевых дивизий и зенитных частей, и заканчивая потерями личного состава строительных, охранных и прочих обслуживающих подразделений. Сводки за какой-нибудь месяц 1942 года представляют увесистый ╚кирпич╩ толщиной в пятьсот листов.

Однако вернемся к потерям собственно авиации. Проводил ли кто-то массовую выборку по указанным документам, нам не известно. Тем не менее, общие цифры потерь Люфтваффе на советско-германском фронте введены в оборот в нашей стране уже довольно давно. Имеется в виду публикация 1972 года в третьем номере восточногерманского журнала ╚Militaergeschichte╩. Известный историк авиации О. Гройлер представил в нем выборки из документов все того же Военного архива ФРГ. На тот период это была единственная публикация на интересующую нас тему (в доступной нам литературе), основанная на архивных источниках. Бытовавшая на тот момент в советской исторической литературе цифра в 77 тысяч уничтоженных ╚немецко-фашистских╩ самолетов не имела под собой никаких реальных оснований. Тот, кто интересуется её происхождением, может насладиться изящной логикой автора расчетов, прочитав соответствующий номер ╚Военно-исторического журнала╩. Ни коим образом наш пассаж не следует понимать, как насмешку. Каждому времени свои песни!

Итак, историки ГДР опубликовали следующие данные:

— общие данные по убыли самолетного парка ВВС Германии с января 1942 по март 1945 года;

— данные о потерях на советско-германском фронте с 22 июня 1941 года по 14 марта 1942 года (см. выборку в таблице 1);

— потери в технике и личном составе там же с 1 января по 31 августа 1942 года (см. таблицу 2);

— потери в технике на советско-германском фронте с сентября 1943 по октябрь 1944 года (см. таблицу 3).

Все таблицы базируются на данных Военного архива ФРГ.

Таблица 1

Потери ВВС Германии на советско-германском фронте

с 22.06.1941 по 14.03.1942 года

Таблица 2

Потери авиационных соединений Люфтваффе в личном составе и технике с 1 января по 31 августа 1942 года

Личный состав

Самолеты

Убито

Ранено

Пропало без вести

Безвозвратно

Повреждено

Советско-германский фронт

При боевых вылетах

842

1168

2196

2087

1624

При не боевых вылетах

253

211

19

372

577

Всего

1095

1379

2215

2459

2201

На всех фронтах

При боевых вылетах

1656

1690

4017

3541

2315

При не боевых вылетах

899

553

55

1020

1425

Всего

2555

2243

4072

4561

3740

Таблица 3

Потери Люфтваффе в технике на советско-германском фронте

с сентября 1943 года по октябрь 1944 года

Безвозвратно

Повреждено

Всего

% ко всем фронтам

Сентябрь1943 г.

341

231

572

27,2

Октябрь 1943 г.

277

262

539

27,8

Ноябрь 1943 г.

183

160

343

22,7

Декабрь 1943 г.

161

121

282

21,4

Январь 1944 г.

270

202

472

22,4

Февраль 1944 г.

270

207

477

21,0

Март 1944 г.

369

337

706

24,4

Апрель 1944 г.

459

458

917

26,6

Май 1944 г.

308

334

642

19,9

Июнь 1944 г.

312

276

588

17,0

Июль 1944 г.

647

483

1130

29,9

Август 1944 г.

520

329

849

25,8

Сентябрь1944 г.

229

183

412

17,5

Октябрь 1944 г.

423

248

671

43,5

По не совсем понятным причинам Гройлер не привел в своей публикации материала дела RL 2 III /1198. В этом документе содержатся обобщающие данные по 1944 году (см. таблицу 4). Существенный минус этого документа: приведены потери только при выполнении боевых заданий.

Таблица 4

Потери Люфтваффе на советско-германском фронте в 1944 году

Объединение

Истребители

Бомбардировщики, штурмовики

Разведчики

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Число самолето-вылетов

Потеряно самолетов

Авиакоман-дование

╚Финляндия╩

5212

91

3956

42

2258

20

1-й ВФ

12579

133

57491

260

10735

67

4-й ВФ

21937

260

61599

458

23678

171

6-й ВФ

30047

355

103456

582

20961

118

Итого:

69775

839

226502

1342

57632

376

Существуют ли еще какие-либо документы, кроме приведенных нами выше? Несомненно. Очень интересные сведения, содержатся, например, в донесениях о воздушной обстановки Группы армий ╚Север╩, находящихся в Национальном архиве США. Их ценность в том, что период, охватываемый донесениями, в известной степени дополняет данные сводок 6-го отдела. Ниже приводится сводные таблицы, составленные по этим донесениям.

Период

12-15 ноября 1943 г.

16-30 ноября 1943 г.

Потеряно самолетов

Fw-190 — 1

нет

Цифры, на первый взгляд, небольшие, но следует отметить, что здесь явно учтены только безвозвратные потери при непосредственном выполнении боевых заданий. Фактически общее число потерь будет выше за счет поврежденных и списанных машин, а также за счет убыли при не боевых вылетах. Вполне вероятно, что дальнейшие поиски в архивах нынешних ╚вероятных друзей╩ могут дать дополнительные материалы по интересующей нас теме.

1 Гибель асов Люфтваффе на Восточном фронте 1943

Потери лётчиков истребительной авиации Германии, награжденных Рыцарским крестом, на советско-германском фронте в 1943 году:
Oberleutnant Wolfgang Bоwing-Treuding (28.01.1922), командир отряда, 10./JG.51.
Награжден Рыцарским крестом (24.03.1942).
11 февраля 1943 года на истребителе FW 190 A-4 штурмовал моторизованные колонны, был сбит зенитным огнем, упал и погиб западнее города Великие Луки (Псковская область, Россия).
Oberleutnant Gustav Denk (24.01.1915), командир отряда, 6./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом посмертно (14.03.1943).
13 февраля 1943 года на истребителе Bf 109 G-2 штурмовал аэродром Черников (северо-западнее города Краснодар, Россия) и уничтожил два самолета, но в 14 часов 15 минут на высоте 200 метров взорвался в воздухе от очереди счетверенного зенитного пулемета.
Major Hans «Assi» Hahn (14.04.1914), командир группы, II./JG.54.
Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями (14.08.1941).
21 февраля 1943 года на истребителе Bf 109 G-2/R6 в паре с другим лётчиком вылетел на «свободную охоту». В воздушном бою с группой истребителей, в 9 часов 11 минут, сбил один Ла-5, но и сам, вероятно, получил повреждение мотора. При возвращении мотор отказал, лётчик произвел вынужденную посадку в районе села Залучье (Новгородская область, Россия) и был взят в плен. Вернулся из плена в 1949 году. Проживал в Австрии. Умер 18 декабря 1982 года.
По советским данным, был сбит истребителем Ла-5 старшего лейтенанта П. А. Гражданинова (169-й истребительный авиационный полк).
Oberfeldwebel (посмертно Leutnant) Karl Hammerl (15.08.1918), пилот, 1./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом (19.09.1942).
2 марта 1943 года в 8 часов 35 минут на истребителе Bf 109 G-2 по неустановленной причине произвел вынужденную посадку в 10 км юго-западнее города Коломак (юго-западнее города Харьков, Украина) и раненым попал в плен. По некоторым данным, умер в лагере военнопленных.
По данным советских источников, он был сбит зенитным огнем.
Oberleutnant Hans «Beisser» Beisswenger (08.11.1916), командир отряда, 6./JG.54.
Награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями (30.09.1942).
6 марта 1943 года на истребителе Bf 109 G-2 южнее города Старая Русса (Новгородская область, Россия) в составе звена вел воздушный бой с четверкой истребителей. Около 15 часов сбил два ЛаГГ-3, но, вероятно, и сам получил повреждение мотора. Последний раз его видели на малой высоте с медленно вращающимся винтом, после чего он пропал без вести.
По советским данным, был сбит в бою с 4 истребителями Як-1 32-го гвардейского истребительного авиационного полка.
Oberfeldwebel (посмертно Leutnant) Willi «Altvater» Nemitz (01.11.1910), командир отряда, 6./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом (24.03.1943).
11 апреля 1943 года в 10 часов 40 минут на истребителе Bf 109 G-4 в воздушном бою с бомбардировщиком Пе-2 был сбит бортовым огнем экипажа, упал на передовые позиции немецких войск в 3 км севернее станицы Нижнее-Баканская (юго-западнее города Краснодар, Россия) и погиб.
Oberfeldwebel Rudolf «Rudi» Muller (21.11.1920), пилот, 6./JG.5.
Награжден Рыцарским крестом (19.06.1942).
19 апреля 1943 года в 11 часов на истребителе Bf 109 G-2 в составе шестерки вылетел на «свободную охоту». В 11 часов 20 минут в воздушном бою в районе города Мурманск (Россия) был сбит истребителями и произвел вынужденную посадку на Большое озеро. На лыжах пытался уйти, но на вторые сутки был настигнут поисковой группой и взят в плен. 21 октября (ноября) 1943 года был убит «при попытке бегства» в лагере военнопленных № 58 в Мордовии (Россия).
По советским данным, в 3 км восточнее Мурманска в районе озера Нал-Явр был сбит в воздушном бою истребителем Р-39 «Аэрокобра» младшего лейтенанта Н. А. Бокий (2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Северного флота).
Oberfeldwebel Albert Brunner (17.07.1918), пилот, 6./JG.5.
Награжден Рыцарским крестом посмертно (03.07.1943).
7 мая 1943 года на истребителе Bf 109 G-2 в воздушном бою восточнее города Петсамо (Финляндия) сбил один истребитель Р-39 «Аэрокобра», однако и сам был сбит. Выпрыгнул с парашютом, но из-за малой высоты тот не успел раскрыться.
По советским данным, был сбит истребителем Р-39 «Аэрокобра» лейтенанта Н. А. Бокий (2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Северного флота).
Oberfeldwebel (посмертно Leutnant) Heinz Leber (14.05.1920), пилот, 2./JG.51.
Награжден Рыцарским крестом посмертно (29.02.1944).
1 июня 1943 года на истребителе FW 190 A-5 севернее города Мценск (Орловская область, Россия) на малой высоте, — всего около 200 метров, — производил фронтовой обучающий вылет для одного молодого лейтенанта, был сбит зенитным огнем и погиб.
Oberleutnant (посмертно Hauptmann) Rudolf Miethig (17.10.1921), командир отряда, 3./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом (29.10.1942).
10 июня 1943 года в 18 часов 30 минут на истребителе Bf 109 G-2 в воздушном бою с тремя истребителями Як-1 сбил один из них, но столкнулся с падающим самолетом. В результате столкновения у него оторвалось одно крыло. Упал и сгорел в 10 км северо-восточнее станицы Крымская (юго-западнее города Краснодар, Россия).
По данным советских источников, в 19 часов 20 минут (по Московскому времени) в групповом бою в районе северо-восточнее хутора Голубовский истребитель Ла-5 командира эскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка капитана В. П. Дорошенко был протаранен немецким Ме-109. Советский лётчик упал вместе с самолетом и погиб.
Oberfeldwebel Hubert Strassl (24.05.1918), пилот, 8./JG.51.
Награжден Рыцарским крестом посмертно (12.11.1943).
8 июля 1943 года около 18 часов на истребителе FW 190 A-4 в воздушном бою сбил три истребителя Ла-5. Очередью русского лётчика у него было отбито одно крыло. Южнее поселка Поныри (Курская область, Россия) с высоты около 300 метров выпрыгнул с парашютом, но тот не успел раскрыться.
Oberfeldwebel (посмертно Leutnant) Edmund «Paule» Rossmann (11.01.1918), пилот, 7./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом (19.03.1942).
9 июля 1943 года около 15 часов на истребителе Bf 109 G-6 в составе звена вылетел на разведку и «свободную охоту». В полете у одного из летчиков звена отказал мотор, и он произвел вынужденную посадку за линией фронта в районе города Обоянь (Курская область, Россия). Рядом приземлился Edmund Rossmann, чтобы подобрать товарища, но огнем советских пехотинцев был ранен и попал в плен. Вернулся из плена в октябре 1949 года. Проживал в Германии. Умер 4 апреля 2005 года.
Major Rudolf Resch (07.04.1914), командир группы, IV./JG.51.
Награжден Рыцарским крестом (06.09.1942).
11 июля 1943 года на истребителе FW 190 A-5 был сбит в воздушном бою, упал и погиб в 500 метрах севернее села Юдинка (Белгородская область, Россия).
Major (посмертно Oberstleutnant) Joachim Blechschmidt (28.12.1912), командир эскадры, Stab/ZG.1.
Награждён Рыцарским крестом (17.03.1943).
13 июля 1943 года на истребителе Bf 110 G-2 был сбит в воздушном бою и произвел вынужденную посадку рядом с линией фронта в квадрате Pl.Qu. 5429 восточнее города Орел (Россия), после чего пропал без вести.
По некоторым данным, он был сбит истребителем Як-1 капитана Альбера Литольфа (Albert Littolff) из французской истребительной эскадрильи «Нормандия».
Major Wolfgang Ewald (26.03.1911), командир эскадры, Stab/JG.52.
Награждён Рыцарским крестом (09.12.1942).
14 июля 1943 года на истребителе Bf 109 G-6 был сбит зенитным огнем северо-восточнее города Белгород (Россия), выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Вернулся из плена в декабре 1949 года. Проживал в Германии. Умер 24 февраля 1995 года.
Leutnant Gunther Scheel (23.11.1921), пилот, 3./JG.54.
Награждён Рыцарским крестом посмертно (05.12.1943).
16 июля 1943 года на истребителе Fw 190 A-5 в составе группы сопровождал 27 пикирующих бомбардировщиков Ju 87. В воздушном бою в 12 км северо-восточнее города Болхов (Орловская область, Россия) сбил один истребитель Як-9 и столкнулся с другим. С высоты 200 метров упал на землю и пропал без вести. По некоторым данным, последний раз его видели в лагере военнопленных в 1948 году.
Oberfeldwebel (посмертно Leutnant) Josef «Pepi» Jennewein (21.11.1919), пилот, 2./JG.51.
Награжден Рыцарским крестом посмертно (05.12.1943).
26 июля 1943 года около полудня на истребителе FW 190 A-6 в воздушном бою восточнее города Орел (Россия) получил попадание в мотор, после чего пропал без вести.
Oberleutnant (посмертно Hauptmann) Wolfgang Schneeweis (24.10.1919), пилот, IV./NJG.200.
Награждён Рыцарским крестом посмертно (15.11.1943).
В ночь с 28 на 29 июля 1943 года на ночном истребителе Ju 88 А-4 не вернулся из полета в район города Витебск (Беларусь). Предположительно, был сбит партизанами ружейно-пулеметным огнем с земли.
Leutnant (посмертно Oberleutnant) Otto Tange (22.09.1915), Stabsstaffel/JG.51.
Награжден Рыцарским крестом (19.03.1942).
30 июля 1943 года на истребителе FW 190 A-6 получил прямое попадание зенитного снаряда и взорвался в воздухе юго-западнее города Болхов (Орловская область, Россия).
Hauptmann Heinrich Jung (15.08.1912), командир группы, Stab II./JG.54.
Награждён Рыцарским крестом посмертно (12.11.1943).
30 июля 1943 года на истребителе Fw 190 A-5 в воздушном бою с истребителями в 10 км восточнее города Мга (Ленинградская область, Россия) сбил один Ла-5, но и сам погиб.
Major Gerhard Homuth (20.09.1914), командир группы, Stab I./JG.54.
Награждён Рыцарским крестом (14.06.1941).
2 августа 1943 года на истребителе Fw 190 A-6 в воздушном бою с истребителями южнее города Кромы (Орловская область, Россия) сбил один Р-39 «Аэрокобра» и стал уходить в сторону солнца, после чего пропал без вести.
Hauptmann Hans Gotz (02.06.1919), командир отряда, 2./JG.54.
Награждён Рыцарским крестом (23.12.1942).
4 августа 1943 года на истребителе Fw 190 A-5 в воздушном бою на малой высоте с группой штурмовиков Ил-2 северо-восточнее города Карачев (Брянская область, Россия) задел за землю, упал в лес и сгорел.
Leutnant (Oberleutnant) Heinrich «Dicke» Hofemeier (21.08.1913), пилот, 3./JG.51.
Награжден Рыцарским крестом (05.04.1942).
7 августа 1943 года на истребителе FW 190 A-4 был сбит зенитным огнем и погиб в квадрате Pl.Qu. 54762 в районе города Карачев (Брянская область, Россия).
Fahnenjunker-Oberfeldwebel Werner Quast (21.06.1920), пилот, 4./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом посмертно (31.12.1943).
7 августа 1943 года в 6 часов 40 минут на истребителе Bf 109 G-6 в воздушном бою столкнулся со сбитым им советским истребителем. Выпрыгнув с парашютом, приводнился на Черное море в районе города Анапа (Краснодарский край, Россия), был подобран из воды советским катером и взят в плен. Вернулся из плена в 1949 году. Проживал в Германии. Погиб в авиакатастрофе на вертолете 12 июля 1962 года.
По данным советских источников, он столкнулся с истребителем ЛаГГ-3 лейтенанта В. А. Калинина из 9-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, который погиб при этом.
Oberfeldwebel Karl Steffen (10.03.1918), пилот, 9./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом (01.07.1942).
8 августа 1943 года на истребителе Bf 109 G-6 при штурмовке наземных войск, получил попадание зенитного снаряда в мотор, произвел вынужденную посадку за линией фронта в 50 км юго-западнее города Белгород (Россия) и пропал без вести.
Oberleutnant (посмертно Hauptmann) Max Stotz (12.02.1912), командир отряда, 5./JG.54.
Награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями (30.10.1942).
19 августа 1943 года на истребителе Fw 190 A-6 в лобовой атаке с истребителем Як-9 был сбит. Приземлился на парашюте в лес в 6 км от линии фронта в квадрате Pl.Qu. 4572 севернее города Киров (Калужская область, Россия) и пропал без вести.
Предположительно, был сбит истребителем Як-7 капитана В. М. Афонина (162-й истребительный авиационный полк) в районе Воронцово (Калужская область).
Leutnant Berthold Korts (21.05.1912), пилот, 9./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом (29.08.1943).
29 августа 1943 года на истребителе Bf 109 G-6 в паре с другим лётчиком вылетел на «свободную охоту», в воздушном бою с истребителями Р-39 «Аэрокобра» был сбит и пропал без вести в районе города Амвросиевка (юго-восточнее города Сталино, ныне Донецк, Украина).
С большой долей вероятности, можно предположить, что в период 11 часов 35 минуты — 12 часов 45 минут (Московское время) он был сбит истребителем Р-39 «Аэрокобра» из 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Вероятные кандидаты на воздушную победу: капитан Г. А. Речкалов, старший лейтенант А. В. Федоров, младший лейтенант Н. А. Чистов.
Oberleutnant (посмертно Hauptmann) Heinz «Johnny» Schmidt (20.04.1920), командир отряда, 6./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями (16.09.1942).
5 сентября 1943 года в 9 часов на истребителе Bf 109 G-6 сбил один штурмовик Ил-2, после чего пропал без вести в районе Котельва – Зеньков (севернее города Полтава, Украина). По некоторым данным, был сбит по ошибке венгерским истребителем.
Oberfeldwebel (посмертно Leutnant) Josef Kociok (26.04.1918), пилот, 5./NJG.200.
Награждён Рыцарским крестом (31.07.1943).
В ночь с 26 на 27 сентября 1943 года на ночном истребителе Bf 110 G-2 сбил в районе города Керчь (Крым) один бомбардировщик ДБ-3ф, но при этом столкнулся с ним. Выпрыгнул с парашютом, однако тот не раскрылся.
Oberleutnant Hermann (Max-Hermann) «Anatol» Lucke (02.06.1920), пилот, 9./JG.51.
Награжден Рыцарским крестом посмертно (06.04.1944).
23 октября 1943 года на истребителе FW 190 A-5 при взлете с аэродрома столкнулся с другим FW 190 и получил тяжелые травмы, от которых умер 8 ноября 1943 года в лазарете города Мозырь (Гомельская область, Беларусь).
Oberfeldwebel (посмертно Leutnant) Anton «Toni» Dobele (16.11.1910), пилот, 1./JG.54.
Награждён Рыцарским крестом посмертно (26.03.1944).
11 ноября 1943 года на истребителе Fw 190 A-4 в воздушном бою с группой штурмовиков Ил-2 столкнулся с одним из них, вместе с самолетом упал на землю восточнее города Витебск (Беларусь) и погиб.
Leutnant Rudolf Wagner (29.10.1921), командир отряда, 12./JG.51.
Награжден Рыцарским крестом (26.03.1944).
11 декабря 1943 года на истребителе Bf 109 G-6 не вернулся из воздушного боя западнее села Веприн (Житомирская область, Украина).
Leutnant Johannes Bunzek (02.05.1922), пилот, 7./JG.52.
Награжден Рыцарским крестом посмертно (06.04.1944).
11 декабря 1943 года на истребителе Bf 109 G-6 в воздушном бою юго-западнее города Верблюжка (юго-восточнее города Кировоград, Украина) сбил один истребитель Ла-5, но столкнулся с ним и взорвался в воздухе.
Major (посмертно Oberstleutnant) Hubertus von Bonin (03.08.1911), командир эскадры, Stab/JG.54.
Награждён Рыцарским крестом (21.12.1942).
15 декабря 1943 года на истребителе Fw 190 A-5 в паре с ведомым вылетел на «свободную охоту». В воздушном бою с шестеркой штурмовиков Ил-2 и девяткой Як-9 был внезапно атакован и сбит истребителем, в 13 часов 39 минут упал вместе с самолетом в 7 км восточнее города Городок (Витебская область, Беларусь) и погиб.
Продолжение следует…

Потери ВВС во Второй мировой — лукавая цифра

В очередной раз получил сравнительную численность потерь ВВС во Второй мировой. Я прекрансо понимаю желание испытывать чувство гордости за предков, но ложь никогда этому не способствовала. Цифры ниже появились из неоткуда несколько лет назапд и гуляют по интернету, обрастая догадками и вымыслами. Я приведу «бодрящие» цифры в конце, как и таблицу потерь ВВС США.
Но для начала — не существует достоверных фактов о потерях ВВС гитлеровской Германии. Вообще нет первичных данных за 1944 год. А существующие документы разных ведомст Рейха отличаются друг от друга в разы.
Атака штурмовиком Ил-2 немецкого аэродрома
Вот несколько примеров:
В преддверии Октябрьских праздников командование Ленфронта получило данные разведки о предполагаемом немецком налете 7 ноября на Ленинград. Противника было решено упредить, первыми нанеся удар по аэродрому Сиверская.
В 11.25 6 ноября семь Пе-2 из 125-го БАП (ведущий командир полка майор В.А. Сандалов), в сопровождении десяти истребителей МиГ-3 из 7-го ИАП, атаковали стоянки немецких самолетов. «Пешки» сбросили на летное поле 28 ЗАБ-100, 210 8-килограммовых осколочных и 280 2,5-килограммовых бомб (осколочных и зажигательных).
Немцы явно прозевали налет. По донесению наших летчиков огонь зенитной артиллерии был открыт с опозданием и велся неорганизованно. В 10.40 девять И-153 из 7-го ИАП проштурмовали огневые точки на окраинах аэродрома. На отходе наши летчики вели бой с «мессершмиттами». Не вернулись из боя лейтенант Тимошенко и младший лейтенант Столетов, первый погиб, а второй попал в плен.


Пикирующий бомбардировщик Пе-2 авиации Северного флота на аэродроме
С 10.50 до 10.55 шесть Ил-2 сопровождаемые восьмью истребителями нанесли второй удар. На немецкие стоянки обрушились десять ЗАБ-100, десять фугасных «пятидесяток» и 30 реактивных снарядов. Зенитным огнем были сбиты «илы» капитана Анисимова и младшего лейтенанта Панфилова.
В 14.17 семь «петляковых» повторили налет. Снова было израсходовано 28 ЗАБ-100, 112 АО-15 и 140 ЗАБ-2,5. На обратном пути разбился Пе-2 капитана Резвых. Экипаж остался невредим.
Сводки ГКЛ (Генерал-квартирмейстера Люфтваффе) рисуют следующую картину результатов налета нашей авиации. Уничтожено (потеря 100%) два «юнкерса-88» (зав. № 2543 из III./KG77 и 1256 из KGr806), еще один поврежден (60%) и подлежал списанию (зав. № 3542 из III./KG77). Три самолета из 806-й группы повреждены (40%), но могли быть восстановлены (зав. № 1081, 2501 и 4547). Таким образом, при самом выгодном раскладе три бомбардировщика противника были уничтожены, три – серьезно повреждены. Кроме того, ранения получили два летчика из 77-й эскадры, один военный строитель и один зенитчик**.
А вот как отражены события 6 ноября в Сиверской, в «Журнале боевых действий 18-й армии»***.

«6 ноября 1941 года, 15 часов 20 минут.
Офицер связи Люфтваффе сообщает о результатах сегодняшнего налета на аэродром Сиверская. В 10.15 девять вражеских истребителей пролетели на аэродромом. В 10.30 на высоте 200 метров над аэродромом прошли семь бомбардировщиков под прикрытием истребителей и непосредственно за этим семь штурмовиков. Самолеты сбросили с бреющего полета тридцать бомб. Уничтожено шесть, серьезно повреждено четыре и легко – восемь самолетов. Потери в личном составе: двое убитых и двое раненых. Сгорело 20 тысяч литров бензина.
Два истребителя дежурного звена взлетели по тревоге и сбили на преследовании два неприятельских самолета.
Позднее было установлено, что безвозвратные потери составили пять машин.

21 час 35 минут.
Офицер связи Люфтваффе сообщил начальнику оперативного отдела армии, что во второй половине дня противник произвел повторный налет на аэродром Сиверская. Уничтожен один, серьезно поврежден один и легко один самолет. Также получил повреждения «физилер-шторьх».
Таким образом, по данным «Журнала боевых действий 18-й армии» немецкие потери при двух налетах составили – уничтоженными шесть самолетов, серьезно поврежденными пять и легко поврежденными десять машин (см. таблицу)!


Немецкие бомбардировщики Ju-88A из «Львиной» эскадры KG30 в полете над аэродромом Банак
Теперь перенесемся в 1942 год. Крайний Север, очень удачный налет бомбардировщиков Ил-4 на авиабазу Банак в Северной Норвегии в рамках операции по проводке печально известного конвоя PQ-17.
30 июня пятерка «ильюшиных» из состава недавно прибывшего на Северный флот 35-го минно-торпедного авиационного полка сбросила на стоянки немецкой авиабазы самолетов тридцать фугасных «соток». По докладам экипажей всё летное поле было накрыто разрывами. Североморцы потерь не понесли, и по возвращении доложили об уничтожении в результате бомбового удара двух вражеских самолетов, которые были идентифицированы как «мессершмитты» Bf-109. Однако это тот редкий случай, когда свои несомненные успехи в докладах «наверх» были занижены.
Сводки ГКЛ, напротив, сообщают об уничтожении четырех «юнкерсов» (зав. № 0051, 3717, 2125, 1500, все 100%) из 30-й «Орлиной» бомбардировочной эскадры*. Еще один бомбардировщик из KG30 был серьезно поврежден (70%) и подлежал списанию (зав. № 1753) и один (зав. № 2060) мог быть отремонтирован на месте (30%)**. Если число сгоревших самолетов в разных документах совпадает, то с числом поврежденных машин ситуация разнится и разниться очень ощутимо.
Вот, что можно почерпнуть по этому поводу в документах Кригсмарине:
«30 июня, 9 часов 1 минута/9 часов 3 минуты.
Воздушный налет на аэродром Банак. Пять самолетов с высоты 5800 метров сбросили 15 авиабомб. Уничтожено четыре, повреждено 17 самолетов. Двое тяжело и двое легкораненых». ***
Противник извлек уроки из событий 30 июня, поэтому следующий налет на Банак состоявшийся 2 июля уже не был таким успешным. На бомбежку аэродрома, в этот день вылетело две группы Ил-4. Первая пятерка вернулась из района Варде из-за неисправности мотора у самолета ведущего. Из четырех «Ильюшиных» второй группы один самолет оторвался в облачности и также вернулся на аэродром. Оставшиеся три ДБ-3ф продолжили полет к цели, сбросив на аэродром с высоты 5500 метров тридцать ФАБ-100. В момент отхода наших бомбардировщиков от цели в воздухе появилась пара «мессершмиттов». В течение нескольких минут они последовательно сбили ДБ-3ф командира только что прибывшего на Север 35-го МТАП майора А.А. Крылова и командира звена 2-го гвардейского полка капитана П.Д. Зубкова. Третий экипаж, не смотря на многочисленные пробоины своего «ильюшина» сумел уйти.


Загрузка боекомплекта 12,7-мм пулемета УБТ стрелком-радистом с Ил-4 Северного флота
На этот раз сводки ГКЛ о результатах налета хранят гробовое молчание. Зато интересующая нас информация отыскалась в «Журнале боевых действий Адмирала Полярного моря» ****:
«2 июля, 3 часа 00 минут
Авианалет на Банак. Четыре самолета типа ДБ-3. Высота 4500 метров. Сброшено восемь бомб калибром 500 кг. Один контейнер с 33 мелкими бомбами не разорвался. На аэродроме повреждены пять самолетов. Люфтваффе сбило два бомбардировщика достоверно и два предположительно».
Теперь перенесемся в 1943 год, на южный фланг советско-германского фронта. Вот, что было сообщено штабу 6-й полевой армии Вермахта, о результатах налета советской авиации на аэродром Кутейниково, в донесении о воздушной обстановке 15-й зенитно-артиллерийской дивизии Люфтваффе от 14 июля 1943 года*****:
«Предварительное донесение о потерях.
Девять машин легко повреждено: четыре «фокке-вульф-189», один Me-110, один W34, один «клемм» и два «физилер-шторьха».
Две машины тяжело повреждено: Me-110 и Fw-189.
Один «физилер-шторьх» уничтожен.
Один военнослужащий убит, два тяжело ранены, разрушены два здания».
Что же, в свою очередь, можно узнать об этом глядя в сводки Генерал-квартирмейстера Люфтваффе? В сводке ГКЛ, причем от пятнадцатого числа, указано, что в результате бомбардировки аэродрома Кутейниково, повреждены один Fw-189А-2 (зав. № 0125, 15%) и один «физилер» (зав. № 5074, 40%)******.
Как видно совпадения между двумя этими документами минимальны. Fw-189А-2 из сводки ГКЛ может быть отнесен только к легко поврежденным машинам, а «аист» вообще не ясно в какую категорию записывать. С одной стороны, он был поврежден достаточно серьезно и требовал заводского ремонта. С другой, – не указан в армейском донесении, как тяжело пострадавший. В качестве единственного возможного оправдания немецким штабистам можно предположить, что сведения о налете на Кутейниково, в конце концов перекочевали в сводки за 1944 год, позднее утраченные. Но это всего лишь предположение.
А вот гуляющая по сети цифирь:

Потери даже меньше, чем у США! Почему?

Может советские военачальники нерешительно использовали авиацию, «берегли» её? Нет! Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия: за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР — 3 808 136 вылетов!

Один этот факт разбивает в пух и прах легенды о «лапотном Ваньке», который, дескать, туп, глуп и недалёк, чтобы на равных воевать с «цивилизованными арийцами» — ибо военная авиация — это всегда, тогда и сейчас, техническая элита армии. И боевой пилот — это уникальный боец, сочетающий в себе знания и интеллект инженера с навыками и рефлексами профессионального спортсмена олимпийского уровня. Поэтому главное сохранить пилота, поскольку по сравнению со стоимостью его подготовки — сам самолёт это копейки…

Однако и по потерям «материальной части» СССР тоже не на первом месте:

В годы Второй мировой войны авиация воюющих стран потеряла:

1. ВВС Германии: 85.650 самолётов;
2. ВВС Японии: 49.485 самолётов;
3. ВВС СССР: 47.844 самолётов;
4. ВВС США: 41,575 самолётов;
5. ВВС Британии: 15.175 самолётов
И немного иной статистики:

По потерям пилотов ВВС РККА. За годы войны было подготовлено 44 093 лётчика. Погибло в бою 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7837 лётчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации (В. И. Алексеенко. Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны).
Данных и очень разных у различных историков множество. У Мухина есть и таблица потерь по родам войск на 1 января 1945 года. Правда не пилотов, а всех Люфтваффе, без союзников. Не буду их приводить просто чтобы не навязывать партии дискуссию.
Но любые более-менее достоверные цифры доказывают два факта
1 — победа далась СССР очень дорого;
2 — никакими трупами мы нацистскую Европу не закидывали.
* – Документально зафиксированный максимальный временной промежуток между событием и моментом внесения записи о нем составляет около года
** – Военный архив ФРГ ВА-МА RL 2 III/1179 S. 321, 327, 329

Цифры

Не многие читатели любят цифры, но для человека, который действительно хочет в чём-то разобраться нет ничего лучше цифр. Поэтому я закончу свою работу цифрами самолётного парка Германии и потерь люфтваффе, сведёнными в таблицы, на основании немецких архивных документов.

Таблица 13

Самолётный парк люфтваффе во Второй Мировой войне

Таблица 14

Наличные силы самолётов люфтваффе на Советско-Германском фронте с июля 1941 г. по декабрь 1944 г.

Таблица 15

Распределение самолётов люфтваффе по фронтам с августа 1943 г. по ноябрь 1944 г.

Таблица 16

Потери самолётов люфтваффе на фронтах с 22 июня 1941 г. по 14 марта 1942 г.

Таблица 17

Потери личного состава лётных частей и самолётов люфтваффе за период с 1 по 31 августа 1942 г. на фронтах*)

* Данные подготовлены для доклада Гитлеру 7 сентября 1942 г.

Таблица 18

Потери самолётов люфтваффе с сентября 1943 г. по октябрь 1944 г.

(всего, в скобках – полностью)

Повреждённые самолёты: разница между всего и полностью.

Далее необходимо дать потери личного состава люфтваффе, но я решил дополнить их потерями всех вооружённых сил Германии по тот период, по который они ещё подсчитывались. Цифры взяты из очень редкой книги немецкого историка Фрица Гана «О потерях вермахта в людях и технике», который в свою очередь взял их из последних докладов Генштаба Гитлеру. Безвозвратные потери немцев от начала войны до 1.09.1944 г. даны в табл.19.

Таблица 19

Безвозвратные потери вермахта по периодам 2-й Мировой войны, человек

(в скобках – в том числе офицеры)

Не менее интересными представляются и цифры потерь Вооружённых сил Германии, с разбивкой не только по родам войск, но и по фронтам. Эти цифры были представлены Гитлеру в феврале 1945 г. (табл. 20) и итожат потери по сухопутным войскам и люфтваффе по 31 января 1945 г., а по ВМС – по 31 декабря 1944 г.

Таблица 20

Потери вермахта по фронтам Второй Мировой войны, чел.

(в скобках – в том числе офицеры)

* В таблице встречаются ошибки при суммировании (Прим. ред.)

Германию вынудили капитулировать её потери в живой силе. Оружия и техники у неё в принципе хватало, даже самых новых и передовых образцов, таких, скажем, как баллистические ракеты, реактивные самолёты, мощные танки и т. д.

Против фашистской Германии с её сателлитами воевала коалиция союзников: СССР, Англия и США. И с точки зрения нанесения Германии определяющих потерь, посмотрев на таблицы, можно определить, кто же из союзников играл в той войне главную роль.

Потери Военно-морского флота Германии безусловно определены боевыми действиями флотов и авиации Англии и США. И хотя к декабрю 1944 г. Балтийский флот ещё не сказал своего окончательного слова и капитан Маринеску ещё не утопил всю школу подводного флота Германии и не стал личным врагом фюрера, но отдадим союзникам должное – наверное и в итоге они определили потери немцев на море почти на 95 %. Но человеческие потери немцев на море к началу 1945 г. составляют чуть более 2 % их общих учтённых потерь.

В воздухе к середине войны Англия и США давили немцев своим численным превосходством, естественно, что главные силы люфтваффе всегда были на защите территории собственно Германии и здесь они несли серьёзные потери. Тем не менее, если просуммировать потери живой силы люфтваффе только от боевых действий (первые четыре суммы итоговой колонки), то получим боевые потери – 549393, из которых 218960 – это потери на Восточном фронте, или 39,8 % всех боевых потерь ВВС Германии.

Если мы примем, что потери лётного состава люфтваффе на всех фронтах были пропорциональны, то на Восточном фронте, немцы должны были бы потерять 39,8 % всех своих лётчиков. Количество убитых в числе без вести пропавших не известно, предположим, что половина лётного состава, числящегося в пропавших, была пленена, а половина – погибла. Тогда ориентировочная сумма погибшего лётного состава на 31.01.1945 г. будет (43517 + 27240/2) = 57137 человек, а 39,8 % от этого числа составит 22740 человек.

Советские ВВС за всю войну потеряли 27600 лётчиков. Если учесть, на каких самолётах им пришлось летать в начальный период войны (за первые 6 месяцев мы потеряли более 20 тыс. самолётов, а немцы около 4 тыс.), то постоянно муссируемые сказки о каком-то сверхпревосходстве немецких лётчиков над советскими не выглядят убедительными. Ведь к этим цифрам немецких потерь надо добавить и потери после 31.01.45, и потери финнов, венгров, итальянцев и румын.

И, наконец, потери сухопутных войск фашистской Германии на всех фронтах (шесть верхних чисел итоговой колонки соответствующей части таблицы) на 31.01.1945 г. составили – 7065239 человек, из которых 5622411 человек немцы потеряли на советско-германском фронте. Это составляет 80 % всех их боевых потерь.

Так как немцы неохотно сдавались в плен войскам Красной Армии, то можно подсчитать и долю убитых немецких солдат на Восточном фронте, от всех убитых на 31.01.1945 г. Эта доля составляет более 85 %. Это за период с 1 сентября 1939 г.

На 31.01.1945 г. немцы на всех фронтах в воздухе и на морях потеряли в боях, как минимум (по ВМС, напомню, потери даны на 31.12.1944 г.) – 7789051 человека. Из них в боях с Красной Армией, советскими ВВС и флотами – 5851804 человека, или 75 % всех потерь Германии. Один союзник из трёх вытащил на себе 3/4 всей войны. Да, были люди!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ольга Тонина

Глава ? 1. Анализ документов о потерях летного состава люфтваффе.

В (1) на стр.24, со ссылкой на Олафа Гроелера приведена следующая таблица:

Потери личного состава люфтваффе на различных театрах военных действий с 1.06.1941 по 30.11.1944 г.

Таблица ? 1

Западная Европа и ПВО Германии

Средиземноморье

Восточный фронт

Погибло

Ранено

Пропало без вести

Данная таблица составлена в соответствии с классическими канонами «калейдоскопического идиотизма» — отсутствуют итоговые цифры, отсутствует процентное соотношение потерь по видам и по театрам ТВД, а также умышленно переставлены местами графы «ранено» и «пропало без вести» с целью затруднить восприятие информации.

Для того чтобы данная таблица была удобна в работе, переставим графы «ранено» и «пропало без вести» местами, а также введем дополнительные колонки и столбцы. После преобразования таблица примет нижеследующий вид:

Таблица ?1А

Западная Европа и ПВО Германии

Средиземноморье

Восточный фронт

Итого

%

Погибло+плен/ раненые

%

Погибло

23,6%

53,7%

Пропало без вести

30,1%

Ранено

46,3%

46,3%

Итого

%

24 %

23,7 %

52,3 %

100%

100%

Запад и Восток

%

47,7 %

52,3 %

Сразу отвечаю на вопрос, почему я переставила графы «ранено» и «пропало без вести» местами. Применительно к наземным частям графа «пропало без вести» означает более активное участие в боевых действиях — в тылу пропасть без вести значительно сложнее, применительно к летному составу графа «пропало без вести» означает, что самолет либо был сбит над территорией противника, либо совершил там вынужденную посадку и его экипаж либо убит, либо попал в плен. В преобразованной таблице графа «пропало без вести» соседствует с графой «погибло», так как это характеризует активность наземных частей люфтваффе, а летном составе — в большинстве случаев гибель летного состава сопровождается и потерей или тяжелыми повреждениями самолета — с учетом того, что большое число самолетов были одноместными.

В (2) на стр. 718 приведена следующая таблица:

Таблица ?2

Потери в личном составе немецких ВВС*

(только летный состав)

* По данным генерал-квартирмейстера ВВС

** В том числе потери офицерского состава

Данная таблица составлена в соответствии с классическими канонами «калейдоскопического идиотизма» — отсутствует суммарный постатейный учет видов потерь, а также их процентное отношение, а также умышленно переставлены местами графы «ранено» и «пропало без вести и пленные» с целью затруднить восприятие информации.

Для того чтобы данная таблица была удобна в работе, переставим графы «ранено» и «пропало без вести» местами, а также введем дополнительные колонки и столбцы. После преобразования таблица примет нижеследующий вид:

Таблица ?2А

Потери в личном составе немецких ВВС*

(только летный состав)

* По данным генерал-квартирмейстера ВВС

** В том числе потери офицерского состава

* Найдена ошибка в книге при пересчете данных.

Сразу отвечаю на тот же вопрос, почему я переставила графы «ранено» и «пропало без вести» местами. Применительно летному составу графа «пропало без вести» означает, что самолет либо был сбит над территорией противника, либо совершил там вынужденную посадку и его экипаж либо убит, либо попал в плен. В преобразованной таблице графа «пропало без вести» соседствует с графой «убито», так как в большинстве случаев гибель летного состава сопровождается и потерей или тяжелыми повреждениями самолета — с учетом того, что большое число самолетов были одноместными. То есть и там и там речь идет об уничтожении самолета.

Отвечаю на вопрос, почему я добавила колонки, где объединила боевые и эксплуатационные потери — не все потери относимые к эксплуатационным являются на самом деле таковыми, зачастую туда списывали и боевые.

В (3) имеется нижеследующая таблица:

Таблица?3

Потери авиационных соединений Люфтваффе в личном составе и технике с 1 января по 31 августа 1942 года

Личный состав

Самолеты

Убито

Ранено

Пропало без вести

Безвозвратно

Повреждено

Советско-германский фронт

При боевых вылетах

При не боевых вылетах

Всего

На всех фронтах

При боевых вылетах

При не боевых вылетах

Всего

Поскольку мы анализируем потери летного состава, то отбросим столбцы с данными о потерях самолетов, и введем колонки и столбцы с процентным соотношением видов потерь, а также колонки для сравнения с аналогичными показателями таблицы ?2.

После преобразования таблица примет следующий вид:

Таблица?3А

Потери авиационных соединений Люфтваффе в личном составе с 1 января по 31 августа 1942 года

Для сравнения процентных показателей в таблице ?3 с аналогичными показателями таблицы ?2, нам понадобится вспомогательная табличка, вырезанная из таблицы ?2А:

Таблица ?2Б

Сопоставим данные таблицы ? 3А и ?2Б:

Таблица ?3Б

Потери авиационных соединений Люфтваффе в личном составе с 1 января по 31 августа 1942 года

Процентные показатели из таблицы ?3А и ?2Б по соотношению боевых и эксплуатационных потерь, для графы на всех фронтах сходятся достаточно близко. Однако есть и определенные странности. Например, доля эксплуатационных потерь на советско-германском фронте значительно ниже, чем по всей картины в целом. Перекос на 10% в сторону боевых потерь (или 2-х кратное снижение эксплуатационных!). Если учесть, что качество аэродромов и климатические условия на Восточном фронте отличаются в более худшую сторону, чем на Западе, то должно быть наоборот — перекос в сторону уменьшения боевых и увеличения эксплуатационных. Возможно, все дело в финансово-экономической стороне вопроса? Например, семьям погибших при боевом вылете, полагалась большая денежная компенсация, а необъятные просторы СССР, затрудняли проверку фактов на месте? Или вопрос в том, что часть эксплуатационных потерь утаивали? Будем считать, что цифры все же соответствуют действительности, а причину странного расхождения оставим любителям истории люфтваффе. Возможно, кто-то из прочитавших данную статью даст ответ на вопрос о причинах 10% перекоса в сторону боевых потерь в указанный период. Есть еще два перекоса практически по всем столбцам — число убитых меньше, а число пропавших без вести больше — вероятнее всего это объясняется тем, что данные по убитым и пропавшим без вести уточнялись после войны, ибо число %-е число раненых практически совпадает. В целом можно считать, что таблицы ?2 и ?3 схожи по процентным показателям. Отсюда следует вывод, что они изготовлены одним и тем же автором (ведомством) Германии.

Вернемся к таблице ?1. Поскольку было предположение, что в таблицу ?1 включены и наземные подразделения, используем данные из (4) для проверки. В (4) на стр. 712, имеется таблица:

Таблица ?4

Потери за период с 01.09.1939 г. по 31.12.1944 г.

Категория потерь

Сухопутные силы вместе с войсками СС

ВМФ

ВВС

Общие потери вооруженных сил

Убито

Пропало без вести или взято в плен

Ранено

Демобилизовано из вооруженных сил и признано негодными на длительный срок для дальнейшей службы

Дезертировало

Обрежем ее, оставив графу ВВС, данные о убитых, пропавших без вести и раненых. Дополнительно введем столбец с % соотношением потерь. Получим:

Таблица?4А

Потери за период с 01.09.1939 г. по 31.12.1944 г.

Категория потерь

ВВС

%

Убито

Пропало без вести или взято в плен

Ранено

Итого

100%

Сравним процентные показатели для таблиц ?1, ?2, ?4:

Таблица?4Б

Таблица?1

Таблица?2

Таблица?4

Убито

23,6%

46,0 %

31,3 %

Пропало без вести (плен)

30,1%

26,6 %

29,9 %

ранено

46,3%

27,4 %

38,8 %

При сравнении показателей видно, что показатели таблицы ?1 более близки к показателям таблицы ?4, чем показателям таблицы ?2. Конкретно это выражается превышении числа раненых над числом убитых в таблицах ?1, ?4. В таблице ?2 число убитых — наоборот превышает число раненых. Отсюда делаем вывод, что таблица ?1, является составной частью таблицы ?4, и получена путем обрезания потерь с 1.09.1939 по 22.06.1941 года. В таблицу ?1 включены потери наземных частей, поэтому из рассмотрения вопроса о потерях летного состава мы ее исключаем.

В (5) есть нижеследующая таблица:

Таблица?5

Потери личного состава летных частей и самолетов люфтваффе
за период с 1 по 31 августа 1942 г. на фронтах*)

Фронт

Убитых

Раненых

Пропавших
без вести

Полностью
потеряно
самолетов

Повреждено
самолетов

Советско-германский
фронт

Западный фронт

Северная Африка
и Средиземноморье

Общие потери
на фронтах:

ПВО Германии
и потери в Германии

Всего потеряно:

*) Данные подготовлены для доклада Гитлеру 7 сентября 1942 г.

По своей сути она совпадает с таблицей ?3, только без разбивки данных на боевые и эксплуатационные потери. Обрежем Данные о самолетах, поменяем столбцы «раненных» и «пропавших без вести местами, а также проведем проверку процентного соотношения потерь «убитые- пропавшие без вести- раненые», аналогичную тому, которую мы проводили для таблицы ?3.

Таблица?5А

Потери личного состава летных частей и самолетов люфтваффе за период с 1 по 31 августа 1942 г. на фронтах

При условии, что данная таблица является подлинной, обращает на себя внимание процентное соотношение потерь в ПВО Германии. Столь высокий уровень смертности объясняется очень просто: действия происходят над территорией Германии и судьбу большинства пилотов установить очень легко. Поэтому, величина «пропавших без вести» очень мала. Высокий процент раненых объясняется тем, что летчик всегда приземляется на свою территорию и ему оказывают медицинскую помощь.

В связи с процентным соотношением потерь в ПВО Германии возникает вопрос: такое соотношение убитых и раненных, типично для ВВС, или вызвано другими причинами? Если типично, то большинство пропавших без вести по общей сводке потерь можно смело списать в разряд убитых, если не типично, то возможно все дело в том, что в ПВО дневных истребителей больше, чем ночных, а дневные истребители — одномоторные и одноместные? Оставим эту проблему для любителей истории люфтваффе.

Еще один перекос есть в низком % раненых при действии на Западном фронте и в Африке, и Средиземноморье. Объяснить его можно тем, что действия ведутся над морем, или рядом с морем (налеты на Англию), и если на советско-германском фронте самолет может сесть на вынужденную посадку на передовой, преодолев небольшое расстояние, то на данных театрах у раненных пилотов меньше шансов — либо пересекать Ла-Манш, либо половину Средиземного моря, либо приземляться на территории противника и попадая в плен, и соотвественно в разряд пропавшие без вести.

Я не зря оговорилась в самом начале, сказав «при условии, что данная таблица является подлинной», ибо если сравнить таблицы ?3 и ?5, то обнаруживается большая странность!

Совместим таблицы ?3 и ?5 и найдем общее:

Таблица?3/5

Личный состав

Самолеты

Убито

Ранено

Пропало без вести

Безвозвратно

Повреждено

Таблица?3

При не боевых вылетах

Таблица?5

ПВО Германии
и потери в Германии

Как видим, одни и те же числа в разных источниках трактуются по совершенно разным статьям! Либо действия ПВО Германии являются не боевыми вылетами, либо ПВО Германии потерь не имела, либо составители докладной записки Гитлеру произвели манипуляции с цифрами, желая например, прикрыть низкую эффективность ПВО Германии — дескать, наши белокурые парни героически гибнут защищая родное германское небо, и упрекнуть за то, что бомбы падают на территории Германии нас нельзя — выкладываемся как можем — одни потери чего стоят! Какой из документов более подлинный? Оставим решение вопроса любителям истории люфтваффе. Однако мое мнение таково: по процентным показателям речь идет не о действиях ПВО Германии, а об эксплуатационных потерях. Однако категорически настаивать на данном мнении, без дополнительных фактов я не буду.

К сожалению, других документов в открытой печати по потерям летного состава ВВС Германии я не нашла. Однако из рассмотренных в данной статье, можно утверждать, что таблицы ?2, 3, 5 составлены в целом с соблюдением общих процентных пропорций, и вероятно вышли из под пера одного автора (ведомства), но внутри документов возможно произошла перестановка по самолетов по различным видам потерь.Для более полного анализа необходимо большее количество документов, так как это позволит выявить больше закономерностей и различий. Возможно, что более полный анализ даст сопоставление потерь личного состава с потерями самолетного парка. Для этого необходимо решить две задачи:

1. Определить средние потери летного состава (убитыми, пропавшими без вести, раненными) на один самолет (сбитый или поврежденный)

2. Определить коэффициент соотношения между сбитыми и поврежденными самолетами.

2. Мировая война: Взгляд побежденных, 1939-1945 г.г., М. М64 ООО «Издательство АСТ», 2003. ISBN 5-17-0109957-1