Восстание в твери 1327

Антиордынское восстание в Твери

ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В тот же год князю Александру Михайловичу дано великое княжение. И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле. После этого, вскоре, за умножение грехов наших Бог попустил диаволу вложить злое в сердца безбожных татар и сказать беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь иметь власти над ними». Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: «Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу». И велел ему царь так и сделать.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени.

И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте!» И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших коней на поле, которые схватили лучших жеребцов и ускакали в Москву, а затем в Орду, и там рассказали о кончине Шевкала

Летописный сборник, именуемый Тверскою Летописью

ПОВЕСТИ О ШЕВКАЛЕ

Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. тверской летописный текст; судя по дате окончания этого сходного текста, он восходил, очевидно, к тверскому своду посл. четв. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 (1326) г.; под следующим годом рассказывается о карательном татарском походе на Тверь и бегстве тверского князя Александра в Псков.

Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю (хану Узбеку) «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар (спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании). Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи.

ПЕСНЯ О ЩЕЛКАНЕ ДУДЕНТЬЕВИЧЕ

И в те поры млад Щелкан,

Он судьею насел

В Тверь-ту старую,

В Тверь-ту богатую.

А немного он судьею сидел:

И вдовы-та безчестити,

Красны девицы позорити,

Надо всеми наругатися,

Над домами насмехатися.

Н.М.КАРАМЗИН О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В конце лета явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.

Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar04_08.htm

ШЕВКАЛОВО ДЕЛО

Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Что случилось на Руси в 1327, 1337, 1317, 1247, 1303?Заранее спасибо!!

1. Подумайте, в чем было главное отличие раба от свободного. 2. Владельцы имений считали, что не следует приобретать много рабов одной и той же народн ости. Чем это можно объяснить? 3. Подумайте, почему владельцы имений давали рабам только простые по устройству, грубые орудия — плуги, мотыги, лопаты, косы. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО Какие изменения в экономике Германии произошли во второй половине 19 века? Ответы по всемирной истории на параграф 26 Написать сочинение на тему: «Общественное движение в России в 30-х – 80 х гг. XIX в. » План эссе: 1. причины возникновения общественного движения 2. с оциальный состав 3. основные направления, несколько имен основных представителей. 4. итоги развития. ПРОШУ ОЧЕНЬ СРОЧНО! С развитием товарно-денежных отношений в крестьянкой среде происходит процесс: а) расслоения крестьян б) обеднения крестьян в) разложение общины Сделайте пожалуйста,история 7 класс РЕБЯТ ДАЮ 100 БАЛЛОВ!!!! Укажите революционные партии, представителями которых был сформирован Петроградский Совет: (может быть несколько вариантов ответа) 1.конституционные демократы 2.РСДРП 3.»Союз 17 октября» 4.социалисты-революционеры Чи погоджуєтесь ви з такою оцінкою долі гетьмана Орлика? Відповідь обгрунтуйте.ПОМОГИТЕ!!! ​ Особенности современного человека как можно быстрее точнее это по биологии а не по истории Помогите пожалуйста! Нужно ответить на вопрос: Какие новые территории вошли в состав России в годы правления Екатерины ll ?

Нижний Новгород — столица княжества, приток русских переселенцев в Нижегородское Поволжье

⇐ Предыдущая123456

При правлении Константина Васильевича активно осваивались южные и юго-восточные границы Нижегородского Поволжья (бассейн р. Кудьмы и правобережье Оки). Восточная граница княжества расширилась до р. Сундовик. Русские переселенцы продвигались к рекам Сура, Теша, Пьяна. Основную часть переселенцев составляли представители Владимиро-Суздальского княжества. Прежде всего, занимались заброшенные и опустевшие мордовские населенные пункты, которых после татарских погромов было много. С постройкой в 1372 г. в низовьях р. Суры крепости Курмыш связано продвижение русских переселенцев.

Борьба между князьями Борисом и Дмитрием Константиновичами за великокняжеский престол.

В 1355г. умер князь Константин Васильевич. Возглавил Нижегородско-Суздальское княжество его старший сын Андрей. После смерти Андрея в 1365г. великокняжеский стол занял не по «старейшинству» князь Городецкий Борис. А занять должен был брат Дмитрий. Борис стал готовить Нижний Новгород к обороне. Дмитрий Константинович прислал в город мать, но Борис не пустил её. Тогда Дмитрий Константинович обратился за помощью к Дмитрию Ивановичу Московскому, который попросил помощи у митрополита Алексия и игумена Сергия Радонежского. Тогда Дмитрий Константинович двинул на город суздальские и московские войска. Борис, потеряв поддержку населения, был вынужден просить прощения у брата.

Роль митрополита Алексия и игумена Сергия Радонежского в укреплении политической стабильности в Нижнем Новгороде.

Дмитрий Иванович Московский и его наставник Алексий Митрополит прислали в

Нижний Новгород игумена Сергия Радонежского, который потребовал, чтобы Борис явился с повинной в Москву. Тогда игумен приказал закрыть все церкви в городе. Для населения это было наказанием. Недовольство Борисом среди населения стало всеобщим.

Отношения Дмитрия Константиновича Нижегородского и Дмитрия Ивановича Московского по поводу великого Владимирского княжения.

В 1359г. в Москве умер князь Иван. 9-летний Дмитрий Иванович в силу возраста не мог управлять государством, то фактическим правителем великого Владимирского княжества стал митрополит Алексий. Ордынский хан выразил желание передать великое княжение не Дмитрию Ивановичу Московскому, а Андрею Константиновичу Суздальскому, но Андрей отказался и тогда ярлык отправился к Дмитрию Константиновичу. Так в 1360г. Дмитрий Константинович стал великим владимирским князем. В 1362 г. новый хан отдал ярлык Дмитрию Ивановичу Московскому. В 1363г. ярлык на великое владимирское княжение вновь оказался в руках Дмитрия Константиновича. Дмитрий Иванович пошел войной на Суздаль фактически отнял великое владимирское княжение у Дмитрия Константиновича. В 1365г. Дмитрий Константинович отказался от этого права и пошел на сделку со своим соперником Дмитрием Ивановичем Московским. Ее условия: Дмитрий Константинович не претендует на великое владимирское княжение, а взамен московский правитель помогает ему получить Нижний Новгород.


Женитьба княжны Евдокии Дмитриевны и Дмитрия Ивановича (Донского).

Союз между князьями был скреплен заключением в 1366 году династического брака между Дмитрием Ивановичем Московским и Евдокией, дочерью Дмитрия Константиновича Суздальского.

Антиордынское восстание 1374 года в Нижнем Новгороде.

В 1374г. Мамай отправил на Нижний Новгород отряд под командованием Сарайки. В городе вспыхнуло Антиордынское восстание. Сарайка и его окружение было взято в плен и посажено в крепость. В 1375г. во время отъезда Дмитрия Константиновича его сын Василий решил ужесточить содержание татар и Сарайки и развести их по разным местам. Но пленные схватились за оружие. В схватке все татары были перебиты.


Битва на р. Пьяне.

В 1377г. татары под руководством Арапши вторглись в Нижегородское княжество, и Дмитрий Константинович обратился за помощью к московскому князю Дмитрию Ивановичу. На помощь были отправлены полки. Дмитрий Иванович доверил управление войском сыну Дмитрия Константиновича – Ивану Дмитриевичу. Битва состоялась 2 августа 1377 года на территории Нижегородского княжества у р. Пьяны. Русское войско было застигнуто врасплох и разбито. Князь Иван погиб. 5 августа татары взяли Нижний Новгород, жгли и грабили его в течение двух дней, после разграбили княжество.

«Щелканова рать»

АНТИОРДЫНСКОЕ ВОССТАНИЕ В ТВЕРИ В 1327 Г.

В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». В ответ на насилия и грабежи приезжих ордынцев в Твери поднялось восстание, бой на улицах продолжался до захода солнца, «и побели Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь… и ту сгоре Щелкан и с прочими… И гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всея изсекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша»

Каргалов В.В. Конец ордынского ига

ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В тот же год князю Александру Михайловичу дано великое княжение. И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле. После этого, вскоре, за умножение грехов наших Бог попустил диаволу вложить злое в сердца безбожных татар и сказать беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь иметь власти над ними». Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: «Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу». И велел ему царь так и сделать.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени.

И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте!» И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших коней на поле, которые схватили лучших жеребцов и ускакали в Москву, а затем в Орду, и там рассказали о кончине Шевкала

Летописный сборник, именуемый Тверскою Летописью

ПОВЕСТИ О ШЕВКАЛЕ

Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. тверской летописный текст; судя по дате окончания этого сходного текста, он восходил, очевидно, к тверскому своду посл. четв. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 (1326) г.; под следующим годом рассказывается о карательном татарском походе на Тверь и бегстве тверского князя Александра в Псков.

Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю (хану Узбеку) «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар (спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании). Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи.

Повести о Шевкале. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

ПОВЕСТЬ О ШЕВКАЛЕ

В год 6834 (1326). <…> В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, — прозвище ему Дудко, — повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»

И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала <…>

Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове.

Библиотека литературы Древней Руси. Том 6. Повесть о Шевкале

ПЕСНЯ О ЩЕЛКАНЕ ДУДЕНТЬЕВИЧЕ

И в те поры млад Щелкан,
Он судьею насел
В Тверь-ту старую,
В Тверь-ту богатую.
А немного он судьею сидел:
И вдовы-та безчестити,
Красны девицы позорити,
Надо всеми наругатися,
Над домами насмехатися.

Сборник Кирши Данилова. Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым. М., 1977

Н.М. КАРАМЗИН О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ

В конце лета явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.

Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Глава VIII

ШЕВКАЛОВО ДЕЛО

Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 15 кн. М., 1962. Кн. 3. Гл. 5

ВОССТАНИЕ 1327 ГОДА И БОРЬБА МОСКВЫ И ТВЕРИ

Александр Михайлович вернулся на Русь, а вскоре произошло событие, резко изменившее соотношение сил в пользу Москвы. 15 ав­густа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, сыном Тудана-Дюденя, двоюрод­ным братом Узбека); татарский отряд был перебит. Это событие отражено в нескольких разнящихся между собой летописных рассказах (так называемые «Повести о Шевкале»), и в фольклорном произве­дении — «Песни о Щелкане». Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Это касается, во-первых, представления об экстраординарности миссии Чолхана, якобы имевшего целью погубить «князя великаго Алек­сандра» и «всехъ князей Рускихъ», «разорить христианство» (тверская версия), самому сесть в Твери на княжении, посадить в других русских городах татарских князей, а население обратить в мусульманскую веру (вторая версия, восходящая к своду — протографу Новгородской IV и Софийской I летописей); во-вторых, изображение восстания как регулярного сражения с татарами войска, возглавляемого князем Александром (вторая версия). Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника.

Прибытие на Русь отряда Чолхана не представляло ничего необыч­ного. Сопоставление даты восстания (15 августа 1327 г.) со временем появления на Руси Александра Михайловича в качестве великого князя (не ранее зимы 1326-1327 гг., так как Дмитрий был казнен 15 сентября 1326 г.) заставляет предполагать, что Чолхан был либо тем послом, который пришел вместе с Александром для утверждения нового великого князя на столе, либо прибыл несколько позже для взимания поборов в счет уплаты за великокняжеский ярлык Александра. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской — инициатива избиения татар исходила от великого князя. Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца — современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в., когда Александр сел в Пскове в качестве вассала великого князя литовского Гедимина, и Псков, таким образом, вышел из-под влияния Новгорода (признававшего своим сюзереном тогдашнего великого князя владимирского Ивана Калиту, а, следо­вательно, и ордынского хана). Но не исключено, что данное известие отображает тот факт, что Александр в условиях вспыхнувшего восста­ния, поняв необратимость случившегося (и так же, как и его поддан­ные, будучи оскорблен поведением ордынцев), поддержал тверичей.

Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Узбек по­слал на Тверь зимой 1327-1328 гг. крупное войско; московский князь шел вместе с ним. Тверское княжество подверглось сильному разоре­нию. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков. По вопросу о великом княжении Узбек принял неординарное решение: оно было по­делено между двумя князьями. Ивану Калите достались Новгород и Кострома, а суздальскому князю Александру Васильевичу — Владимир и Поволжье. Очевидно, имевшие место акты неповиновения великих князей владимирских (Юрия Даниловича и Александра Михайловича) привели хана к мысли о нежелательности того резкого усиления од­ного князя, которое неизбежно происходило при получении всего великого княжения.

В 1329 г. Иван Калита двинулся походом на Псков против Алек­сандра Михайловича. Последний вынужден был бежать в Литву, но спустя два года вернулся оттуда и сел в Пскове «из руки» великого князя литовского Гедимина. Здесь он княжил 6 лет.

После смерти в 1331 г. Александра Васильевича Иван Калита вновь отправился в Орду. Здесь путем щедрых даров и обещания больших выплат ему удалось получить все великое княжение и вдобавок половину Ростова. В следующем году Иван для выполнения взятых обязательств запросил крупную сумму у Новгорода (что при­вело к конфликту с новгородцами).

Тем временем у Ивана Даниловича появилась новая забота — на политическую сцену Северо-Восточной Руси вернулся Александр Михайлович Тверской. Еще в 1335 г. он посылал из Пскова в Орду своего сына Федора (а Иван Калита в том же году думал идти походом на Псков, но не смог заручиться согласием новгородцев). На следующий год Александр сам наведался в Тверь и забрал в Псков вернувшегося от Узбека сына. Наконец, в 1337 г. Александр из Пскова приехал в Орду и повинился перед ханом: «Господине царю, аще много зло сътворих ти, во се есмь предъ тобою, готовъ семь на смерть. И отъвеща ему царь, аще тако еси сотворилъ, то имаши животъ полоучити, много бо послы слахъ, не приведоша тя. И приать пожало­вание отъ царя, въсприимъ отчину свою». Таким образом, Узбек вернул Александру тверской стол.

Под следующим, 6846 г. в Рогожском летописце и Музейском фрагменте упоминается вторая поездка Александра в Орду: «Князь Александръ Михаилович Тферьскыи поиде во Орду. На ту же зимоу прииде князь великий Александръ изъ Орды во Тферь, а съ нимъ послы силны Киндякъ и Авдулъ, бъяше въ годину осеннюю и много сътворишеться тягости християномъ». Между тем Троицкая и Симео-новская летописи говорят только об одной поездке, датируемой как раз 6846 г.: «князь Александр Михаиловичь Тферьскыи поиде въ Орду, а не укончавъ съ князем съ великимъ с Ываном съ Даниловичемъ. На ту же зиму выиде изъ Орды в Тферь князь Александръ, пожалованъ жи­вотом отъ царя, а с нимъ прииде посолъ, именемъ Киндыкъ, а другыи Авдуля». Поскольку «пожалование живота» в Рогожском летописце упоминается в известии о поездке 6845 г., следует предположить, что под 6845 и 6846 г. в этом источнике перед нами два сообщения об од­ном и том же визите…

Явно в связи с возвращением Александра из Орды, зимой 1338-1339 гг., туда отправляется Иван Калита с двумя старшими сыновьями Семеном и Иваном; третьего сына, Андрея, он направил в Новгород. В том же году «приде изъ Орды князь великий Иванъ, а въ свою отчину, пожалованъ Богомъ и царемъ». Можно полагать, что «пожалование» заключалось в подтверждении более высокого статуса Ивана по отношению к Александру.

После визита Ивана последовало резкое изменение отношения Узбека к тверскому князю: он был вызван в Орду, одновременно туда по требованию хана отправились князья Василий Давыдович Ярос­лавский и Роман Михайлович Белозерский (оба, кстати, женатые на дочерях Калиты). Первый из них, видимо, был союзником Александра Михайловича — Калита попытался (безуспешно) «переимать» его по дороге в Орду.

Вслед за ними Иван Данилович послал в Орду всех трех своих сыновей, очевидно, чтобы еще раз подчеркнуть в критической ситуа­ции свою лояльность хану. Согласно сохранившемуся в тверском летописании пространному рассказу о гибели тверских князей, судьба Александра Михайловича во время пребывания в Орде долгое время была неясна: одни татары говорили, что «княжение ти великое даетъ царь», а другие, что «оубиту ти быти». Вероятно, здесь отразилась реальная закулисная борьба группировок ордынской знати, поддержи­вавших тверского и московского князей. «Промосковская» партия пересилила, и 28 октября 1339 г. Александр Михайлович и его сын Федор были казнены. Калитовичи же были отпущены «и приидоша изъ Орды на Русь пожалованы Богомъ и царемъ». Видимо, и здесь упоминание «пожалования» — не штамп: могло иметься в виду пожало­вание Семену Нижнего Новгорода (через пять месяцев, в момент смерти Калиты, Семен находился там) или обещание передать ему великое княжение владимирское после смерти отца.

Горский А.А. Москва и Орда

Что, если бы не было Тверского восстания

Что произошло?

Убийство Михаила Тверского

Практически всю первую четверть XIV-го века Москва и Тверь вели борьбу за главенство над Северо-Восточной Русью. Главенство это имело вполне материальное выражение — ханский ярлык. Получивший его наделялся также правом сбора дани со всех северо-восточных земель. А сборщик дани для Орды, как известно, собирал ее не только для Орды. По крайней мере на первых порах, успех сопутствовал именно Твери. Иногда это соперничество доходило до открытых войн. Своеобразный апогей — Бортневская битва, произошедшая в декабре 1317 года. В тверские земли вторгся ордынец Кавгадый. Действовал он, вероятно, в связки с московским князем Юрием Даниловичем. К тому же, одновременно с Кавгадыем, на Тверь напали еще и новгородцы. Тверской князь Михаил Ярославич решил проблему самым смелым способом. Он разбил новгородцев, а затем атаковал войско Кавгадыя, к которому присоединились силы Юрия Московского. Тверичам сопутствовал успех. Ордынцы и москвичи были разбиты. Кавгадый сдался Михаилу Ярославичу, а вот Юрию Москвоскому удалось ускользнуть. Впрочем, куда важнее, что в плену у тверичей оказалась княжеская супруга — Кончака. Это была не просто княгиня. Кончака приходилась родной сестрой хану Узбеку. Именно ее браком с Юрием Даниловичем, скорее всего, объясняется большое потепление в отношениях Орды и Москвы. На беду, Кончака тверского плена не выдержала и умерла в темнице. Юрий Данилович отправился к хану и рассказал ему о своей скорби. Смерть Кончаки он представил, как намеренное убийство. А ведь у Узбека и без того были поводы для недовольства Тверью. Михаила Ярославича вызвали в Орду, ханский суд приговорил его к смерти и казнили. История получила кровавое продолжение. Сын Михаила Дмитрий Грозные Очи, встретив в Орде Юрия, убил его, отомстив за отца. Разумеется, монголы и Дмитрия предали смерти. Тверской престол занял младший сын Михаила — Александр, а московский — брат Юрия Иван Калита.

Ярлык давал право на сбор дани

Тверское восстание — следующий акт этой драмы. Хан Узбек, стремившийся к уравнению конкурентов, в 1326 году отдал ярлык именно Александру. И все шло хорошо, пока в Тверь не приехал с визитом ханский родич Шелкан или Чолхан. Дальше началась типичная средневековая дичь. Чолхан поселился в княжеском дворце, а его законно хозяина выставил, устроив то, что летопись называет «великим гонением на христиан». Отношения ордынцев с тверичами накалились до предела, а 15-го августа произошел взрыв. Люди Чолхана пытались отобрать кобылу у дьякона Дудко. Возмущенные жители города вступились за своего. Так и началось восстание.

Как и положено восстанию, было оно бессмысленным и беспощадным. Перебили не только людей Чолхана, но просто всех ордынцев, каких нашли, включая постоянно живших в Твери купцов. Самого же Чолхана сожгли вместе с княжеским дворцом. Роль Александра Михайловича в этой истории до конца не понятно. Князь то ли сам все это организовал, то ли присоединился к восставшим лишь тогда, когда понял, что бунт уже не остановить. В любом случае, как говориться в летописи: «сотворена была смута великая».

Иван Калита, узнав о событиях в Твери, поступил в духе своего брата. Князь отправился в Орду, объяснил Узбеку, что в Твери произошел не просто бунт, а полноценный подрыв авторитета Орды и, получив ханское благословение, выступил в карательный поход. Узбек послал на помощь Калите рать Федорчука (монгола, принявшего христианство), поддержал Москву и Суздаль. Восстание было подавлено, Александр Михайлович ударился в бега. Митрополит Феогност отлучил мятежного князя от церкви. Впрочем, это все мелочи по сравнению с главным последствием этой истории. Ярлык перешел к Москве на следующие 33 года. Великокняжеский престол московские правители потеряют лишь в 1360, но всего на три года.

Могло ли быть иначе?

Александр Михайлович во Пскове

Если бы Александр Михайлович нашел другой способ решить проблему с Чолханом и не допустил восстания, то Тверь не пришла бы, в итоге, в упадок на много лет. Формально борьба с Москвой продолжалась еще лет 50, но, на деле, именно в 1327-м Твери было нанесено решающее поражение. На три десятка лет этот город перестал даже рассматриваться как конкурент Москвы, которая получила все. Во-первых, безоговорочную поддержку орды с право регулировать споры между другими княжествами. Во-вторых, ярлык и возможность сбора дани, большая часть которой оседала в карманах сначала Ивана Калиты, затем — его сыновей. В-третьих, Москва вскоре получила еще и поддержку православной церкви: Владимирский митрополит перенес свою кафедру в Москву. Тверь же из одного из двух крупнейших городов Северо-Восточной Руси превратилась в своеобразное захолустье. Между тем, не случись восстания, которое могло удовлетворить потребность в мести, но глобально было обречено на провал, и Тверь сохранила бы свои достаточно крепкие позиции.

Митрополит Феогност отлучил Александра Тверского от церкви

Дело в том, что до 1327-го года ханы в делах Руси руководствовались принципом «разделяй и властвуй». Ярлык они часто передавали из рук в руки, следя за тем, чтобы никто не усилился чрезмерно. Таким образом, с одной стороны поддерживалась политическая конкуренция, с другой — плодилась раздробленности внутри Руси. Так как один из конкурентов себя дискредитировал, то Орде ничего не оставалась, как отдать все на откуп Москве, проявившей преданность в сложной ситуации.

Едва ли Александр мог предотвратить восстание. Его ошибка, как показало время, состояла в том, что он не сориентировался уже после него. Сил бороться с Ордой в тот момент не было ни у кого. А риск прихода карателей существовал. Тверской князь мог сам поехать к хану и представить ему свою точку зрения. Приехал бы до Калиты, смог бы убедить Узбека в том, что произошло недоразумение, и сохранил бы крепкий и мощный город, готовый к дальнейшему росту. И, возможно, поднакопив сил, Тверь все же сумела бы побороть Москву в борьбе за великокняжеский престол. Но путь открытого выступления против Орды был самоубийством.

Что изменилось бы?

Иван Калита

И тогда именно Тверь стала бы столицей России

XIV-й век не был бы веком возвышения Москвы. Он был бы веком суровый феодальных войн. Москва и Тверь рубились бы еще долго. Вот только монголы тоже слабели. Причем на глазах. Великую Империю, частью которой была Золотая Орда, раздирали склоки. Совсем скоро крушить ее начнет Тамерлан. Пройдет сто лет и Золотая Орда развалится на несколько маленьких орд. А Москва и Тверь могли пойти, например, по испанскому пути. Испания в Средние Века находилась в похожей ситуации. Мало внутренних конфликтов, так еще и мавры давят извне. А потом, уже ближе к концу, случился брак Изабеллы Кастильской с Фердинандом Арагонским, приведший к объединению страны. Аналогичная история могла произойти и на Руси. Брак тверской княгини с московским князем, и вот вам единое государство. Государство равных партнеров, а не одного города, подавившего все прочие. Впрочем, вероятен был и другой сценарий. Все еще живая Тверь, накопив сил и мощи, сметает Москву, и сама объединяет русские земли. И тогда именно Тверь была бы сейчас столицей России.