Военный джип США

Внуки дедушки Остина: как в США разрабатывали первые военные джипы

Первый этап такого «международного сотрудничества» можно назвать секретно-заочным: пока не началась Великая Отечественная война, и в колоннах ленд-лизовской автотехники в СССР хлынул поток уже сформировавшихся и испытанных лёгких американских многоцелевых вездеходов, отодвинувших на задний план все немногочисленные аналогичные советские машины.

Пролог: кто на что горазд?

В Америке прообразом джипов считалась английская 15-сильная легковушка Austin Seven с четырёхцилиндровым 1,25-литровым моторчиком, которую собирало отделение American Austin. Чтобы прижиться на новом рынке, её руководство в 1933 году решило представить военному ведомству США партию двухместных патрульных машин с пулемётами, весивших всего 480 кг и развивавших скорость 80 км/ч. Они прошли военные испытания, доказавшие невозможность их практического использования в реальных боевых условиях.

Сверхлёгкий патрульный автомобиль American Austin с возможностью установки пулемёта

В 1935-м на месте американского Остина возникла небольшая компания American Bantam, выпускавшая небольшие заднеприводные легковушки и пикапы с четырёхцилиндровыми моторами в 19–20 сил, которые можно было бы использовать в военных целях. После испытаний двух таких машин осенью 1939-го в выводах военной комиссии было сказано: «Подобное шасси не имеет никакого будущего для военных целей».

Опытный цельнометаллический военный пикап American Bantam-60 с открытой кабиной

Летом 1940 года, заключив пари с компанией Bantam, небольшая фирма Crosley, выпускавшая простейшие микролитражки, предложила военным несколько вариантов своих сверхлёгких и компактных двухместных четырёх- и шестиколёсных машин с 12-сильными моторами Waukesha V2 воздушного охлаждения, средними подъёмными колёсами и противопульной защитой.

Сверхлёгкая открытая двухместная многоцелевая микролитражка Crosley D-1

Одновременно несколько фирм, в том числе Marmon-Herrington, работали над полноприводными вариантами легковых автомобилей, относившихся уже к более тяжёлому классу.

Для военного ведомства США первые неудачи послужили поводом для организации конкурса на лёгкий многоцелевой полноприводный разведывательный автомобиль, достойный серийного выпуска, а 19 июня 1940 года управление Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США сформулировало основные требования к перспективным машинам с простыми открытыми трёхместными кузовами без дверей и полезной нагрузкой 250 килограммов. Такой автомобиль с колёсной базой 2 032 мм должен был нести 7,62-миллиметровый пулемёт и развивать скорость не менее 80 км/ч. Его собственная масса первоначально оценивалась в 545 килограммов, но впоследствии её довели до 980 килограммов. Через 49 дней прототипы следовало предоставить на военные испытания в форте Holabird, а затем через следующие 75 дней собрать 69 работоспособных машин.

Прототип армейского полноприводного разведывательного автомобиля Bantam-60. 21 сентября 1940 года

Эти нормативы были разосланы в 135 американских компаний, но в установленный срок свою машину представила только фирма Bantam. Это был прототип Bantam-60 Mk-I с бензиновым мотором Continental мощностью 45 л.с., обычной трёхступенчатой коробкой передач и мостами от легковушки Studebaker Champion с шарнирами равных угловых скоростей Spicer. Его упрощённый кузов имел плоское лобовое стекло и округлые передние крылья. В результате Бантам получил добро на изготовление партии из 70 машин, а для других фирм срок предоставления прототипов пришлось перенести на ноябрь.

Испытания прототипа лёгкого трёхместного военного автомобиля Bantam Mk-I ​

Впоследствии этот Бантам послужил идейной основой кузова советского автомобиля-разведчика ГАЗ-64 «Пигмей».

Ноябрь 1940-го: парад прототипов

Поздней осенью к борьбе за крупный военный заказ подключились компания средней руки Willys-Overland и автомобильный концерн Ford Motor Company. К тому времени уже был готов доработанный и облегчённый вариант джипа Bantam-60 Mk-II, внешне отличавшегося лишь передними прямоугольными крыльями и защитными решётками фар. Для уменьшения собственной массы до 920 килограммов его колёсную базу сократили до 2 007 мм.

Облегчённый армейский автомобиль Bantam-60 Mk-II, выпущенный в количестве 70 единиц​

Двухместный джип Bantam Mk-II с крупнокалиберным пулемётом Browning M2

11 ноября компания Willys-Overland представила свой прототип Quad (Куод — буквально «четырёхколёска»), внешне очень похожий сразу на оба предыдущих Бантама, не считая расширенной решётки радиатора и передних полукруглых крыльев с фарами. На нём использовались серийный бензиновый двигатель Willys 441 мощностью 54 силы и все основные агрегаты и узлы, которыми впоследствии оснащался легендарный джип Willys MB. Главным недостатком Куода являлась возросшая до 1100 килограммов масса — на 120 килограммов выше нормы. Второй опытный образец получил задние управляемые колёса.

Опытный прототип Willys Quad с 2,2-литровым двигателем и выпуклой облицовкой радиатораИспытания автомобиля Willys Quad на полигоне форта Holabird. 13 ноября 1940 годаЗимние испытания лёгкого трёхместного автомобиля Willys Quad. 7 декабря 1940 года

На начало Второй мировой войны Генри Форд отреагировал вяло, ибо слыл поклонником нацистов и беспокоился лишь за собственную шкуру и судьбу своего автозавода в Германии, поэтому на предложение разрабатывать будущий джип он просто не среагировал. И лишь в начале ноября компания Ford представила свой собранный на скорую руку прототип Pygmy (Пигмей), или Blitz-Buggy (Блиц-багги). На нём впервые появились типично военный четырёхместный кузов с передними прямоугольными крыльями, плоскими панелями капота и решётки радиатора. На Пигмее применялись двухлитровый 42-сильный мотор Ford NNA и ведущие мосты с шариковыми шарнирами Rzeppa от колёсного трактора Fordson, а также трёхступенчатая коробка передач от старой легковушки Ford-А.

Первые испытания опытного образца Ford Pygmy со встроенными в облицовку фарами. Ноябрь 1940 годаАвтомобиль Ford Pygmy с типичным военным кузовом и тракторным мотором

Это тот самый Ford Pygmy со страницы американского автомобильного журнала, попавший под советский лозунг «Срочно сделайте наш советский Пигмей».

Он полностью соответствовал техническому заданию и весил 953 килограмма — намного меньше, чем главный конкурент Willys Quad. 23 ноября после сравнительных испытаний, не без протекции «автомобильного короля» Генри Форда, Пигмей был признан победителем конкурса при условии устранения некоторых замечаний.

Пробные заезды автомобиля Ford Pygmy на песчаной трассе и на бездорожье​

Заокеанские радости 1941 года

В соответствии с решением военного ведомства выдать всем трём фирмам, участвовавшим в конкурсе, заказы на 1 500 автомобилей в марте 1941-го компания Bantam приступила к изготовлению новой разведывательной машины BRC-40 (Bantam Reconnaissance Car) с характерным армейским кузовом и всеми прежними агрегатами. Её колесная база осталась прежней, колея увеличилась с 1 194 до 1 206 мм, снаряжённая масса возросла до 953 килограммов.

Разведывательный автомобиль Bantam BRC-40 с типовым армейским кузовомАртиллерийская установка Т-2 на шасси Bantam BRC-40 с противотанковой 37-мм пушкой. 1941 год

До 26 июня Бантам собрал 2 580 автомобилей, в том числе 50 экземпляров с четырьмя управляемыми колёсами. Все они проигрывали продукции более крупных компаний, поэтому в конце 1941-го около 600 джипов BRC-40 были отправлены в Советский Союз.

Опытные образцы автомобилей Bantam BRC-40 со всеми управляемыми колёсами​

Джип Bantam BRC-40 в голландском военном музее General George Marshall

В начале июня компания Willys-Overland, получившая крупные заказы и существенные государственные дотации, приступила к выпуску доработанного 54-сильного образца Willys MA с новым четырёхместным армейским кузовом и округлой крышкой капота, пониженной решёткой радиатора с выштамповкой WILLYS и плоскими угловатыми крыльями с установленными на них обрешеченными фарами.

Полноприводный джип Willys МА с прежним двигателем от модели Quad. 1941 год​

Боевые испытания автомобиля Willys MA в условиях жаркой песчаной местности

Все основные агрегаты, заложенные в конструкцию Куода, остались на своих местах, поэтому насущная задача сокращения массы машины ниже уровня 980 килограммов решалась путём упрощения второстепенных узлов и уменьшения толщины окраски. Не слишком удачную модель МА выпускали в течение двух месяцев — с 7 июня до 4 августа, а 18 ноября развернулся серийный выпуск её легендарного наследника — самого известного джипа Willys MB.

Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Willys MА

Приведённые здесь американские календарные даты ещё раз подтверждают трёхмесячное лидерство Советского Союза в производстве лёгких армейских машин.

В феврале 1941-го родился модернизированный многоцелевой вариант Ford GP с открытым четырёхместным армейским кузовом в стиле Пигмея, скруглёнными крыльями и общей сварной защитной решёткой радиатора и обеих фар. На нём сохранился прежний тракторный мотор от Пигмея, но появились новые агрегаты трансмиссии: трёхступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная фирмы Warner, а также мосты с более надёжными шарнирами Spicer.

Многоцелевой Ford GP с доработанным кузовом от модели Pygmy и тракторным мотором​

Машина Ford GP со всеми четырьмя ведущими и управляемыми колёсами

И этот вариант весил неоправданно много — 975 килограммов. В общей сложности было выпущено 4 456 машин модели GP, которые в 1942 году заменила версия GPW.

Испытания четырёхместного автомобиля Ford GP на пересечённой местностиАвтомобиль Ford GP с крупнокалиберным пулемётом в голландской Ост-Индии

Кстати, по версии концерна Ford Motor Company, происхождению слова «джип» весь мир был обязан автомобилю Ford GP, у которого аббревиатура GP расшифровывалась как General Purpose — «многоцелевой». В то же время в документах военного ведомства она имела другой смысл — Government Passenger — «правительственный пассажирский», то есть выпускавшийся по государственным заказам. Так или иначе, оба сокращения произносились одинаково — «джи пи», а в сокращённом виде — «джип».

Отреставрированная машина Ford GP на празднике старинной автотехники

Об американских джипах, поставлявшихся в Советский Союз по ленд-лизу, и новых источниках слова «джип» читайте в следующем выпуске.

На заглавной фотографии — боевые испытания автомобиля Willys MA в условиях жаркой песчаной местности.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.

В статье использованы только аутентичные чёрно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Спроектированный для американ­ских вооруженных сил компани­ей AM General Corp. как многоце­левое транспортное средство, Hummer кормит североамериканских вэпэкашнников с 1985 года, когда в г. Саут-Бенд (штат Индиана) нача­лось его производство для армии. Се­годня военные используют его более чем в 100 конфигурациях, от БМП и машин “скорой помощи” до мобильных ракетных устано­вок. Натовцы нежно назы­вают его Humvee (в сущности, это аббревиатура ан­глийского выражения, которое на русский можно пе­ревести как “многоцелевое колесное транспортное средство повышенной проходимости”), а гражданское имя Hummer он получил с началом продаж для мирного населения в 1992 году. Сегодня более 155 тысяч граждан­ских и военных автомобилей Hummer эксплуатируются по всему миру. Хо­тя цивильные машины собирают в другом месте, в г. Мишавака (штат Индиана), конструктивных и механических различий между Humvee и Hummer нет. Вероятно, чтобы под­черкнуть свой не совсем гражданский статус, Арнольд Шварценеггер при­обрел целых пять таких автомобилей. С ним конкурирует другой крутой па­рень, Майк Тайсон. Парк его автомо­билей насчитывает шесть экземпля­ров Hummer. Интересно, успевает он покататься хотя бы на половине из них в короткие интервалы между от­сидками? Вот такие люди, ну и неко­торое количество богатых фанатов активного отдыха, которым недостаточно внедорож­ных возможностей Jeep Wrangler или Land Rover Defender, и обеспечивают коммерческий успех этому вездеходу.

Именно вездеходу, ибо другого раци­онального применения этому транс­портному средству не найти. Однако постойте. Кто сказал, что мы живем в рациональном мире? Есть, есть ему другое применение! Прокатиться лет­ним вечером по центральной улице на Hummer – это прекрасный, относи­тельно недорогой способ заставить окружающих свернуть себе шеи. Он как никакая другая машина притяги­вает к себе все взоры. На него загля­дываются даже птицы и животные. Вид припаркованного автомобиля на­столько завораживает, что даже не пу­гает. “Нет, это не бронированный ав­томобиль”, – приходилось по десято­му разу отвечать многочисленным зе­вакам. Хотя их понять можно – Hummer, действительно, производит впечатление броневика. Алюминие­вые панели кузова, которые составля­ют большую его часть, сварены, скле­паны и/или склеены между собой. Никто при этом не позаботился как-нибудь скрыть крепежные детали, и, похоже, сделано это сознательно, для пущего внешнего эффекта. При этом действует феномен узнаваемости: хо­тя большинство людей никогда не ви­дело Hummer живьем, практически все узнают этот автомобиль с первого взгляда и тянутся к нему, чтобы по­лучше разглядеть детали. На борту – шильдик 502SH. Теперь вы знаете, что это такое. Он означает, что перед нами редкая штуковина, и наш экземпляр – не “рядовой” Hummer, а “генерал” американских внедорожников, про­шедший тюнинговую доводку в ком­пании Off–Road America в Джексонвиле (штат Флорида).

КОМФОРТ?

Говорить о легкости посадки не­уместно. Отмечу только, что с таким дорожным просветом все могло бы быть гораздо сложнее. Уже потом, си­дя за рулем на удобном кожаном си­денье, обладающем всеми необходи­мыми регулировками, видишь, что все эргономично, органы управления легко досягаемы и просты в исполь­зовании. Здесь имеется все необходи­мое, включая климат-контроль, сте­реосистему Clarion, электростекло­подъемники, центральный замок. Од­нако первое, на что обращаешь вни­мание в кабине, так это четыре (все­го) посадочных места. Только четыре человека в машине, где на вид легко разместились бы все двенадцать! Оказывается, чтобы максимально по­низить центр тяжести автомобиля, конструкторам пришлось пожертво­вать его внутренним объемом. Двига­тель, коробку передач и трансмиссию разместили практически в салоне, под огромной центральной консолью, которая разделяет даже задних пасса­жиров. В 502SH она отделана декора­тивными полированными панелями из натурального дерева, и на ней удобно разложить карту Подмоско­вья, походный завтрак или переки­нутся в “дурачка”. Однако это обстоя­тельство не означает, что на ней мож­но разместить лишнего пассажира.

Об эстетике панели приборов ска­зать нечего, и не будь она отделана де­ревом, в своей простоте и незатейли­вости напоминала бы УАЗиковскую. Нужно сильно любить Hummer по его сути, чтобы смириться с такой при­борной панелью.

Off–Road America взамен неказис­того стандартного руля устанавливает в Hummer маленький спортивный. Его конструкция эргономична, и, обши­тый кожей, он прекрасно ложится в руки. На первый взгляд кажется, что повернуть им огромные колеса будет невозможно, но это – иллюзия.

Подушек безопасности нет, но име­ются ремни безопасности и силовые балки в дверях.

В ГОРОДЕ

Вскарабкиваюсь на водительское место и завожу двигатель. Птицы раз­летаются, зеваки опасливо пятятся. Не удивительно:Off–Road America взамен обычного 6,5-литрового тур­бодизеля оснащает Hummer специ­альным бензиновым мотором V8, в каждом из цилиндров которого более литра объема. Собственно, из объема двигателя (502 кубических дюйма) и родилось название всего проекта. Когда я нажимаю на педаль акселера­тора, соседи по потоку инстинктивно притормаживают. По их лицам я вижу, что им хочется укрыться в бомбоубежище.

Использование мощнейшего двига­теля потребовало переработки всей системы охлаждения с целью поддер­жания допустимых рабочих темпера­тур. Для этого на капот устанавлива­ется агрессивного вида воздухозабор­ник, который направляет воздушный поток на радиаторы моторного и трансмиссионного масла. Дополни­тельные уплотнители при этом изоли­руют пространство вокруг радиатора и препятствуют утечке воздуха по бо­кам моторного отсека. Пришлось так­же заменить вентилятор, электропро­водку всей системы охлаждения и датчик температуры. Даже новый маслорадиатор усилителя руля уста­новили не на привычное место, а туда, где, по мнению специалистов фирмы, мощнее воздушный поток.

502SH на 25 см шире, чем Chevrolet Suburban, и пока не привыкнешь к не­обычным габаритам, управлять такой машиной нужно аккуратно, чтобы не зацепить соседние. Самые любопыт­ные автолюбители теряют чувство опасности и, чтобы разглядеть редкую машину, лезут, кажется, прямо под ог­ромные колеса диаметром почти в це­лый метр.

НА ШОССЕ

502SH по шоссе идет на удивление мягко и даже комфортно. Последнему в немалой степени способствует мощ­ный усилитель руля. Машина так быс­тро и легко реагирует на движение ру­лем, что порой забываешь: весит она за три тонны. Конечно, 502SH не побьет рекорд скорости – не для того она была сделана. Аэродинамику кузова, похоже, вообще не принимали во вни­мание при разработке машины, поэтому завывания ветра, прямо скажем, с непривычки досаждают. Конструкто­ры решали другие задачи, например, как десантировать ее с самолета или как подцепить с земли вертолетом.

По­этому на полном ходу общение между пассажирами возможно либо с исполь­зованием шлемофонов, либо просто невозможно, если только в роли пасса­жиров не выступают Монсеррат Кабалье и Лючано Паваротти. Кстати, чело­веку комплекции г-жи Кабалье будет тесновато на переднем пассажирском сиденье. Выход один – за руль. Груст­но констатировать, но стандартная си­стема климат-контроля General Motors, не слишком эффективно боровшаяся с жарой, не соответствует уровню общих .затрат. Обзор спереди и слева вполне удовлетворительный. Но спра­ва он вступает в антагонизм с неверо­ятной шириной кузова, а сзади наблю­дать за происходящим мешает доволь­но широкая средняя стойка двухствор­чатых дверей.

Главное удовольствие от движения по асфальту заключается в томитель­ном ожидании, когда же он кончится.

И вот мы съезжаем на целину. Эф­фект – как если бы неуклюжий на бе­регу тюлень нырнул под волну, демон­стрируя грацию и изящество движе­ний в естественной среде. ЗдесьHummer сразу перестает казаться огромным.

Возникший было поначалу вопрос об уместности применения 4-ступенчатой автоматической коробки пере­дач GM 4L80Е во внедорожных усло­виях после некоторых приключений отпал сам собой: обратная связь с дви­гателем осуществляется безукориз­ненно. Механическая 2-ступенчатая раздаточная коробка предлагает пони­женный ряд передач, но переключение на ходу в данном случае было бы уже слишком роскошно. Излишне гово­рить, что привод на все колеса посто­янный. На Hummer этого модельного года устанавливается система контро­ля тягового усилия TorqTrac 4, пере­распределяющая крутящий момент двигателя на колеса с максимальным сцеплением с дорогой. Наш экземп­ляр, созданный до появления этой хит­рой системы, не располагал даже обыч­ной сейчас АБС, но отсутствие всей этой замечательной электроники не мешало ему уверенно преодолевать одно препятствие за другим.

Внешний вид автомобиля сказал нам правду: Hummer, действительно, один из наиболее могучих внедорож­ников в мире. Имея 2,2 м от борта до борта, он шире любого внедорожника, а при длине в 4,6 м он на 20 см короче Mersedes–Benz E-класса. С колесной базой 3,3 м и колеей 1,8 м Hummer ос­тавляет на земле широкий жизнеут­верждающий отпечаток. Наибольший интерес представляют собой колесные редукторы, которые удваивают крутя­щий момент, передаваемый на каждое колесо, а также смещают полуоси вверх, подальше от преодолеваемых препятствий. Такое смещение осей обеспечивает стандартному автомоби­лю дорожный просвет в 406 мм. Мас­тера же из Джексонвиля добиваются его увеличения еще на 38 мм.

Подвеска стандартного автомобиля отвечает военным техтребованиям под максимально допустимую массу 4671 кг. Поэтому без загрузки машина идет очень жестко. СпециалистыOff–Road America оснащают Hummer подвеской собственной конструкции, которая обеспечивает лучшую управляемость как на дороге, так и на бездо­рожье, осуществляет более тонкую обратную связь с водителем и предла­гает больший комфорт пассажирам. Увеличение независимого хода перед­них колес со стандартных 222 до 285 мм, а задних – с 232 до 269 мм зна­чительно улучшает поведение маши­ны на бездорожье и облегчает жизнь ни в чем не повинным пассажирам. Это приблизительно вдвое больше, чем на обычных “джипах”. При этом устанавливаются собственные пру­жины и азотонаполненные амортиза­торы диаметром 3 дюйма (762 мм) с внешними резервуарами, улучшающими их охлаждение. Но это еще не все: новый стабилизатор поперечной устойчивости в передней подвеске на 43% мощнее стандартного.

Огромные колеса в сочетании с практически отсутствующими перед ним и задним свесами обеспечивают великолепные углы въезда и съезда, с которыми может поспорить разве только горный велосипед. 502 SH спо­собен въезжать на парапет высотой до 0,46 м без риска зацепить его днищем. Глубина преодолеваемого брода – 0,76 м. Даже вентилируемые диско­вые тормоза диаметром 267 мм уста­новлены здесь не внутри колес, а вы­несены к картерам главных передач, чтобы избежать излишнего загрязне­ния и не подвергать их опасностям, возникающим у колес. Конечно, та­кой тяжеловес не может блистать по­казателями торможения, однако пе­даль демонстрирует отличную обрат­ную связь. Особенные ценители дви­жения off–road, без сомнения, вос­пользуются тяговыми возможностя­ми приспущенных колес, а для этого останавливаться нет надобности: оп­циональная система позволяет нака­чивать и подспускать шины прямо из кабины.

ДОМОЙ

Еду по вечерней Москве. Кому не видно – тем хорошо слышно, что едет серьезная машина, и все глазеют на 502SH. Смелая девушка за рулем VW Golf догоняет меня на светофоре и аплодирует, одобряя мой выбор. Да-да, девушка, я тоже так думаю и уже начинаю потихоньку приобщаться к миру, где так же вот небрежно возвра­щаются с загородной прогулки устав­шие Андре Агасси, Стив Возняк или Дэнис Родман: все – владельцы Hummer. А что, спрашивается, мешает российским военным наладить произ­водство подобной техники за разум­ные деньги? Вопрос риторический. А то как бы превосходно смотрелся за рулем такого монстра, скажем, Арка­дий Укупник.

+ Достоинства

Максимальная степень соответствия действительных возможностей мужественной внешности.

– Недостатки

Попытки вести городской образ жизни превращаются в слишком уж “активный отдых”.

Вердикт

Отличный способ узнать, каково быть звездой. И иметь возможность вслед за тем укрыться от назойливых папарацци в глухом бездорожье.

Американский военный «Хаммер»: описание, технические характеристики, отзывы

HMMWV — армейский вездеход американского происхождения, использующийся ВС США и некоторых других стран. Автомобиль отличается высокой проходимостью, может транспортироваться по воздуху и десантироваться. Среди гражданского населения автомобиль более широко известен под названием Hummer.

История автомобиля «Хаммер»

Милитаризированные гражданские грузовики, использовавшиеся до 1970 годов военнослужащими США, перестали удовлетворять предъявляемым к ним запросам, что потребовало обновления автопарка ВС. В 1977 году концерн Lamborghini выпустил модель Cheetah, которая соответствовала всем требованиям, предъявляемым военнослужащими. Пентагоном в 1979 году был объявлен конкурс на многоцелевое высокоподвижное колёсное транспортное средство. Участие в конкурсе помимо AM General, приглашённого в июле того же года, приняли такие автоконцерны, как Teledyne Continental и Chrysler Defense. Испытания рабочей модели вездехода XM966 проводились в 1980 году в пустыне Невада. Модели М1025 и М1026 были созданы в 1980 году, за который было выпущено более 500 автомобилей.

Спустя год каждая из выпущенных моделей прошла порядка 17 тысяч миль. Для проведения финальных испытаний в апреле 1982 года были выпущены опытные партии автомобилей. Армия США получила их в полное распоряжение на пять месяцев. В итоге контракт, рассчитанный на пять лет, в течение которых должно было быть выпущено 55 тысяч автомобилей, заполучил концерн AM General в марте 1983 года. Оптовая цена «Хаммера» составила 22 тысячи долларов. Завод AM General в Индиане запустил серийное производство машин только в январе 1985 года.

В рамках новой концепции противостояния российской моторизованной пехоте испытательными стендами для автомобилей «Хаммер» были снабжены 9-я пехотная дивизия и форт Льюис. Практически все испытания HMMWV с 1985 по 1991 год проводились в тренировочном центре в Якиме, штат Вашингтон, который являлся основным полигоном для тестов. Во время вторжения американских войск в Панаму прошло первое полевое испытание автомобилей «Хаммер» при проведении операции Just Cause.

Модельный ряд на основе HMMWV

В США выпущенная модель американского военного «Хаммера» HMMWV стала заменой многих внедорожников и грузовиков. Заказчик автомобиля требовал создать транспорт, способный уверенно передвигаться по танковому следу, в связи с чем была разработана широкая колея и кузов немалых габаритов. Изначально автомобиль оснащался V-образным восьмицилиндровым бензиновым двигателем объёмом 5737 см3. В дальнейшем движок Chevrolet был заменён на экономичный и более мощный Detroit Diesel. Версия мотора с турбонаддувом была выпущена в 1996 году.

На базе Humvee с 1980 года было создано несколько версий транспортных средств: лёгкий грузовик, военный автомобиль, мобильные ЗРК и РЛС, авто скорой помощи, бронированные и инженерные автомобили — свыше 20 модификаций.

Гражданская версия Humvee, сменившая название на Hummer, была выпущена в 1992 году после начала войны в Персидском заливе. Права на марку Hummer были проданы концерну General Motors в 1999 году. Заключённое соглашение подразумевало получение GM прав на бренд и сбыт гражданского варианта внедорожника, в то время как права на военный «Хаммер» оставались у AM General.

Войска США практически по всему миру передвигались на вездеходах Humvee. Коалиционные войска при проведении различных операций в Ираке пользовались более чем 10 тысячами автомобилей данной марки.

Боевое применение

Изначально военный «Хаммер Н1» воспринимался не как боевой автомобиль, а как средство доставки пехоты к фронтовой линии. Основная версия HMMWV, как и предшествующие аналоги, не обладала никакой защитой от биологического, ядерного или химического оружия, как и бронёй. Несмотря на это, в стандартных операциях наподобие «Бури в пустыне» потери были минимальными. Значительным ущербом сопровождались городские стычки в боях за Могадишо. Большая часть экипажей оставалась целой и невредимой благодаря живучести шасси военных «Хаммеров», несмотря на полное отсутствие защиты от стрелкового оружия. Поскольку такие автомобили не были рассчитаны на уличные бои, то именно в таких стычках они и стали получать наибольший урон.

После военных действий в Сомали возникла острая необходимость в более защищённом автомобиле. Концерн AM General выпустил бронированную модель военного «Хаммера» М1114. В 1996 году было запущено штучное производство данных автомобилей, поскольку они начали ограниченно эксплуатироваться на Балканах перед отправкой на Ближний Восток. Модель М1114 была улучшена до М998: её оснастили мощным двигателем с турбонаддувом, усиленной подвеской и системой кондиционирования воздуха. Стальные пластины и пуленепробиваемые стёкла, использованные в конструкции, сделали пассажирское пространство салона полностью бронированным. AM General сосредоточила свои производственные мощности на производстве именно этих автомобилей в связи с увеличением прямых атак и началом партизанской войны в Ираке.

Технические характеристики военного «Хаммера»

Несмотря на то что HMMWV имеет значительные преимущества перед более ранними аналогами, назвать его идеальным бронеавтомобилем нельзя. В связи с этим в 2007 году Корпус морской пехоты США заявил о том, что намерен заменить военный «Хаммер» на миноустойчивую машину MRAP.

Первой базовой моделью стала М998, оснащённая дизельным силовым агрегатом V8 объёмом 6,2 литра. Второе поколение М998М2 создавалось на шасси М1097А2 с алюминиевой двух- и четырёхместной кабиной и открытой платформой. Дизельный мотор V8 Gm 6,2 л установлен на лонжеронной раме вкупе с четырёхдиапазонной автоматической коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой.

Коробка 4L80Е, устанавливаемая на «Хаммер», обладает промежуточными передачами для понижения нагрузки. Её до сих пор монтируют на лёгкие грузовики Chevrolet Suburban, поскольку она отличается высокой износостойкостью и надёжностью. Машина для мужчин комплектуется межколёсными дифференциалами Torsen, централизованной вентиляцией, планетарными колёсными редукторами, дисковой тормозной системой, независимой пружинной подвеской, радиальными шинами, гидроусилителем руля, системой подкачки шин и лебёдкой по заказу.

Броня «Хаммера»

После прошедшей в Ираке войны автомобиль HMMWV подвергся острой критике со стороны военных. В отзывах на «Хаммер» указывали, что он очень уязвим перед минами, закладываемыми на дорогах боевиками. Слишком тяжёлые двери превращали салон в ловушку для солдат, а любые повреждения делали броневик лёгкой мишенью.

Модель М998 после подобной критики была оснащена комплектом «повышенного бронирования». Он разделялся на несколько вариантов и включал в себя баллистические ветрозащитные экраны, бронированные двери, оснащённые пуленепробиваемым стеклом, броневые панели, обеспечивающие защиту от самодельных взрывных устройств и баллистических угроз.

Недостатки бронированных версий HMMWV

Одним из основных минусов бронированных внедорожников «Хаммер» является стремление дверей закрыться в случае аварий или атак, что превращает салон автомобиля в ловушку для солдат.

На крыше машины устанавливается вооружение, управляет которым член экипажа, оставаясь при этом слишком уязвимым. Данная проблема решалась установкой башни или щита.

Размеры «Хаммера»— ещё один недостаток, из-за которого его очень сложно эксплуатировать в определённой местности. Транспортировка осложняется из-за того, сколько весит военный «Хаммер»: полная масса автомобиля составляет 4672 килограмма.

Экстерьер

Гражданская версия военного внедорожника представлена в шести инженерных решениях кузова. Модельный ряд состоит из двухместных пикапов VLC2 и XLC2 с удлинённой кабиной, четырёхместных пикапов с открытым и закрытым верхом — HMCO, VLCO и HMC4 соответственно. Последняя модификация — универсальный четырёхместный HMCS. Экстерьер автомобиля сильно отличается от привычных транспортных средств: угловатый, крупногабаритный, с чёткими и выверенными линиями кузова.

Линейка двигателей

Салон «Хаммера» делится на две части коробкой переключения передач. Двигатель автомобиля классический, мощностью 170 лошадиных сил и объёмом 6,5 литра. Также предлагается бензиновый аналог большей мощности — 190 лошадиных сил, и с меньшим объёмом — 5,7 литра. Его, как правило, устанавливают на гражданские версии либо автомобили, созданные по индивидуальным проектам.

Трансмиссия и привод

«Хаммер» оснащается автоматической четырёхступенчатой трансмиссией и раздаточной двухступенчатой. Привод внедорожника постоянный на четыре колеса. Автомобиль комплектуется системой подкачки шин, кондиционером. Широкая колея, высокий дорожный просвет и низкий центр тяжести обеспечивают устойчивость и проходимость внедорожника.

Салон

Внутреннее пространство военного «Хаммера» разительно отличается от гражданского аналога спартанской обстановкой и наличием необходимого оборудования, в том числе и держателями для автоматических винтовок. Большую часть салона занимает трансмиссионный тоннель, обзор водителя ограничивается левым зеркалом, поскольку правое закрывается кузовной стойкой.

Управляемость

Отличительные черты внедорожника «Хаммер» — чуткость к управлению и манёвренность: на грунтовой трассе автомобиль легко уходит в занос без крена в сторону. Головы пассажиров и водителя защищены от травм мягким материалом, которым обшит потолок салона. Мощная ходовая часть справляется с приземлениями с большой высоты, благодаря чему внедорожник может преодолевать значительные препятствия на высокой скорости.

Сложные участки трассы преодолеваются на второй либо первой передаче. Оснащается военный внедорожник понижающим рядом в трансмиссии и блокиратором межосевого дифференциала, благодаря чему обеспечивается управляемость и устойчивость транспорта на непрочных и скользких дорожных покрытиях.

Все механизмы и элементы ходовой части утоплены в кузове. В итоге днище автомобиля абсолютно ровное, что позволяет ему легко преодолевать крутые склоны. Под капотом скрыт воздухозаборник, что не даёт возможности воде проникать в двигатель.

Замена HMMWV

По результатам проведённых на территории Афганистана и Ирака военных операций командованием вооружения США было принято решение заменить внедорожник HMMWV. Эксперты вынесли решение, по которому автомобиль не соответствует требуемым условиям, из-за чего устаревшие функциональные качества привели к крупным потерям на поле боя. Причина в том, что огонь гранатомётов и автоматов легко проникает через салон «Хаммера». Изначально автомобиль разрабатывался как транспортное средство, способное защитить экипаж от попадания осколков, но не как машина, предназначенная для ведения боевых действий на линии фронта. Экипажам «Хаммеров» пришлось использовать в Афганистане и Ираке самодельную броню из листов кевлара, которая не давала достаточной защиты.

Военное командование также потребовало приспособить военные внедорожники к передвижению в тёмное время суток без использования осветительной техники. Перед конструкторами была поставлена задача — оснастить новую версию армейских автомобилей приборами ночного видения и фарами инфракрасной подсветки. Управлять такой машиной водитель должен на высокой скорости без ошибок.

С этой целью была запущена конкурсная программа разработки лёгкого тактического транспорта.

Модель JLTV

Результатом конкурсной программы стал выпуск модели JLTV, которая должна была заменить военный «Хаммер», прослуживший более тридцати лет ВС США. Производителю, который выиграет тендер, будет предоставлен контракт на сумму более двадцати миллиардов долларов, а три компании, которые попадут в финал, получат премии на общую сумму в сто шестьдесят шесть миллионов.

Все старые «Хаммеры», находящиеся на вооружении армии США, не будут списаны разом: вероятнее всего, новыми моделями заменят несколько сотен тысяч внедорожников HMMWV. Новый транспорт будет совершенствоваться в области ходовых, грузовых и боевых качеств.

Полное обновление автопарка ВС США произойдёт нескоро и потребует вложения крупных денежных средств в разработку бронированной лёгкой техники.

Стоимость внедорожников Hummer

На сегодняшний день цена «Хаммеров» на вторичном автомобильном рынке варьируется от 2 до 6 миллионов рублей. Изначально автомобиль H1 в базовой комплектации можно было приобрести за 140 тысяч долларов, однако стоимость со временем снизилась. Цена на гражданские версии практически аналогична, но при этом зависит от пожеланий клиента. Модели, изготавливаемые по индивидуальным заказам, обойдутся в гораздо большую сумму, чем стандартные модификации внедорожников марки Hummer.

Лучшие армейские внедорожники (20 фото)

Для нужд армии необходимы особые бронированные автомобили повышенной проходимости, поэтому самой популярной машиной среди военных стал внедорожник. В наши дни разнообразие армейских внедорожников уже настолько велико, что в них не так легко разобраться. Далее вас ждут самые лучшие внедорожники, которые стоят на вооружении разных стран мира.
Oshkosh L-ATV – внедорожник, который станет заменой легендарного HMMWV в армии США.
Это «дорестайлинговый» вариант модели Oshkosh L-ATV.
Машина комплектовалась гибридной силовой установкой, электрическая составляющая которой использовалась в труднодоступных местах.
Еще одна машина Oshkosh — LCTV. Для нее также доступна гибридная силовая установка.

Эта машина Oshkosh именуется S-ATV. В ее арсенале 275-сильный турбодизель и независимая подвеска с 438-миллиметровым ходом.
Специальное транспортное средство ГАЗ233114 «Тигр-М» начали собирать в 2011 году. Тогда же начались поставки модели ВС РФ.
СТС оснащено 4,4-литровым дизелем ЯМЗ, который выдает 215 лошадиных сил и 735 Нм крутящего момента.
Бронемобиль Puma M26-15 создан южноафриканской фирмой OTT. Может везти до десяти человек на скорости не выше 80 километров в час.
Paramount Group Marauder APC (ЮАР) принимал участие в съемках одной из серий Top Gear. 4,5-тонная машина способна перевозить десять человек.
Ridgeback PPV (США) построен на базе военной машины Cougar H.
14,5-тонный донор «Риджбека» оснащен 330-сильным двигателем Caterpillar.
Cobra II — разработка турецкой фирмы Otokar. Машина массой 12 тонн оснащена 6,7-литровым 281-сильным дизелем.
Norinco VN4 разработали в Китае. Машину с дизельной «турбошестеркой» используют не только военные, но и сотрудники полиции.
General Dynamics Flyer-72 ALSV также используется в армии США. Максимальная скорость машины со 195-сильным дизелем составляет 160 километров в час.
Delta Didgori 1 создали в Грузии. Семитонная машина с 450-сильным дизелем разгоняется до 120 километров в час.
International Saratoga — продукт американской компании Navistar Defense. Машину показали в 2011 году.
У «Саратоги», прошедшей тесты протяженностью 40 тысяч километров, стоит 340-сильный дизель 6.0 V8.
Двухтонный Polaris Dagor (США) способен взять на борт до девяти человек.
Максимальный запас хода машины с дизельным двигателем составляет 805 километров.
Mowar Eagle придумали в Швейцарии. 10-тонная машина использовалась, например, во время боевых действий в Афганистане.
Отсюда