Военные училища СССР

Обучение в высшем военно-политическом училище СССР

/Вспоминая Советский Союз/

Возможно мы не успели понять всю восторженность социализма в СССР, которая присутствовала с 1961 по 1983 годы. А потом все пошло и покатилось в пропасть. Во всяком случае чисто по психологическим ощущениям.

Полковник Донченко (слева) и выпускники СВВПТАУ в парадном строю.

До 1975 года вообще все было прекрасно до того момента, пока в 79-м решения за всю страну не начал принимать шеф КГБ, взявший на себя непосильную ношу указывать Советскому народу как жить дальше. Но я отвлекся от темы.

Еще в свои шестнадцать лет я мечтал стать курсантом высшего военно-политического училища. Мне нравилось в этой идее то, что в таких училищах готовили не только офицеров со знанием чисто военных наук и специальностей, но и изучали с курсантами сугубо гуманитарные дисциплины, такие как история, география, психология.

Хотелось стать не только «сапогом», а офицером педагогом и воспитателем, чтобы солдатам было интересно общаться с таким офицером.

КПП СВВПТАУ. 80-е годы.

Как-то зимой 1982 года наш класс пошел на экскурсию в СВВПТАУ имени Леонида Ильича Брежнева, что находится, вернее находилось на Уктусских горах в Екатеринбурге. (Имя Свердлова не люблю упоминать). Училище, курсанты, аудитории и кафедры мне очень понравились и решил я в будущем поступать именно в это училище. Действуя осторожно и продуманно, решил я все же вначале послужить в войсках солдатом срочной службы. Этот момент я пропущу, дабы о нем писал неоднократно.

Стал я курсантом СВВПТАУ 1 августа 1986 года. Служил и учился на должности командира отделения курсантов 2-й артиллерийской батареи 205 учебной группы. Учился хорошо и отлично. Отчислен 3 июля 1989 года. (В справке указана формулировка «По нежеланию учиться». Хотя в моем рапорте была другая.)

В принципе эта статья не о себе, а о предметах, которые мы с большим рвением и интересом изучали в СВВПТАУ.

Все данные взяты из моей академической справки за три года обучения. В этот документ не вошли военные дисциплины, так как они остаются в документах для служебного пользования, а эта справка давалась для восстановления в сугубо гражданском ВУЗе.

Кстати, в гражданский ВУЗ мне не удалось восстановиться даже на второй курс. Формулировка отказа: «Ваши предметы обучения не соответствуют предметам обучения в педагогическом университете. Поступайте на первый курс на общих основаниях».

Давайте рассмотрим основные предметы обучения в Высшем военно-политическом училище времен СССР. Кстати, в наше время таких училищ не существует, все они были уничтожены современной властью при министре Сердюкове. Кто занимается воспитанием солдат и сержантов, а также следит за моральным климатом в воинском коллективе не понятно. Видимо, уже никто. Категорию — офицер-политработник — уничтожили одним указом, как бизонов на Североамериканском континенте. О результатах этого бардака мы узнаем из СМИ буквально каждый день. Войны нет, а солдаты и офицеры гибнут в перестрелках.

Академическая справка Р № 467421 Дата выдачи 11 июля 1989 г.

История СССР — отлично

Политическая и военная география — хорошо

Высшая математика — хорошо

Марсистко — Ленинская философия — хорошо

Литература — отлично

Иностранный язык (Английский) — хорошо

Физическая подготовка — отлично

Полит экономия — хорошо

Основы Советского законодательства — хорошо

Партийно-политическая работа в СА — удовлетворительно

Военная психология и педагогика — отлично

История КПСС — хорошо

Основы УВТ — зачтено

Научный коммунизм — зачтено

История МКР и НОД — хорошо

Вот такие оценки я получил по итогам трех курсов. По семестрам я расписывать не стал. В этой справке нет военных дисциплин, а их было более десяти. Начиная от артиллерийского вооружения, теорией стрельб, заканчивая ЗОМП, тактикой и так далее. Ими мы занимались в основное учебное время.

Хотелось бы подвести краткий итог статьи:

В военно-политических училищах СССР готовили полноценных военных специалистов с хорошим кругозором и философским взглядом на жизнь, с правом преподавания истории в школах.

Уничтожение таких учебных заведений было ошибкой и торопливостью современных реформаторов феодализма в России. Продуманной акцией по расформированию думающей составляющей армии и флота. Эта акция была волей одного человека, и этот человек правит Россией и сейчас.

Жду ваших комментариев, друзья. Всем здоровья и благополучия.

© Александр Елизарэ

Читать далее роман >>> «Рядовой для Афганистана»

Купить книгу >>> «Рядовой для Афганистана»

Вам может быть интересно: «Автомобильная подготовка в высшем военно-политическом училище» «Кем ты был на войне?» «Кому бpaжka в Афгане боком вышла» «Старая сказка Олега Даля — зеркало дембеля из Афгана» «Эрдоган наточил свой ятaгaн»

Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал! Делитесь в Соц.Сетях!

stolpman

…Корейская и русская средние школы достаточно похожи друг на друга и довольно сильно отличаются от той же австралийской. Почему? У них один источник. Японцы копировали прусскую гимназию, а корейцы – японцев, хотя они этого никогда не признают в силу иногда искусственно поддерживаемого, а иногда реального антагонизма между этими двумя странами. Советская же система копировала русскую гимназию, которая копировала ту же самую прусскую гимназию середины и конца XIX века.У нас общий дедушка — прусский школьный учитель, тот самый, который выиграл битву при Садовой. Надо сказать, что он и Советскому Союзу помог, этот прусский учитель, а Корее, наверное, ещё больше…
Немецкая, или прусская школа, она же современная корейская, она же современная русская – нацелена в первую очередь на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Старый вариант: мы готовим члена элиты. При этом никогда не надо забывать, что в той же Российской империи – сейчас с ходу не вспомню этой цифры, но она какая-то очень маленькая, — в начале ХХ века что-то около 3-4% всех детей соответствующего возраста училось в гимназиях. Мы об этом постоянно забываем…
У нас сейчас поголовное школьное образование. Это самое интересное. Изначально эта система создавалась как система подготовки будущего члена элиты. Его учли брать интегралы, читать по-латыни и по-гречески, хотя бы немного, на уровне «в конце письма поставить vale»; прилично говорить на каком-нибудь из живых языков, читать учебник Иловайского или его прусский или японский варианты, которые по уровню наполненности фактами – не анализом, а фактами – соответствовал нынешним вузовским учебникам истории. Потом человека, который почти всегда был выходцем из элиты или очень одарённым выходцем из низов, который прорвал сословные и имущественные ограничения, отправляли в высшее учебное заведение, и он был готов: слуга царю, отец солдатам. Прусски-японско-русский офицер, или чиновник, или интеллигент, профессор, земский врач и так далее.
Хотя раньше 3% шли в элиту, а теперь все получают среднее образование по тому же образцу.И почти все получают высшее.Пытаются получить. То есть это было изначально учебное заведение для детей богачей, сынков купцов или дворян. Это не советская пропаганда, это статистический факт. И вот, в 1920-1930 гг. начинается расширение образования. Западный, американо-австралийский ответ на эту новую ситуацию – попытка приспособиться, что на деле сводится к заметному понижению уровня требований в школах.Кого они готовят?Простых американских людей.»Они социализируют» – это ключевой ответ. Русская, она же корейская, по истокам прусская гимназия остаётся инструментом элитарного высокоуровневого образования. Но это в идеале, а на практике это не срабатывает. Варианты западной, скажем, американская система – это система социализации. Чему в школе человека учат? Старших уважать, друзей не обижать, быть патриотом — без излишнего, впрочем, давления. Очень большое количество внимания уделяется самовыражению. Там очень большое внимание уделяется сочинениям, всякой творческой деятельности. Как-то не сильно ожидается, что ты много знаешь, но ты самовыражаешься. А что именно ты выражаешь, что у тебя есть в голове, или ничего нет – это никого не волнует. Самое важное — твоя способность выйти, красиво и чётко изложить мысли. Этому, кстати, в прусско-советско-корейско-японской школе учат хуже. Именно здесь — главная разница в подходах. Т.е. школа, которая сохранялась в Советском Союзе, а по инерции и в России, которая существует и в некоторых европейских странах, а также в Японии, Китае и Корее – это попытка создать массовой школу для получения в дальнейшем высшего образования. Прусская система говорит человеку — «ты будешь потом, может быть, лучше, чем сейчас». Если делать акцент на слове «будешь», а не на слове «потом». А условно, американская система — «ты уже сейчас».

ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА, ШКОЛЫ И КУРСЫ

Специальные военные школы: артиллерийские, морские и авиационные школы. Часть 1.
Создание военных спецшкол. Морские спецшколы. Специальные артиллерийские и авиационные школы. — Грабарь В.К. Вскормленные с копья.
……..Поступить в спецшколы было весьма непросто.
АНКЕТА поступающего в специальную школу Наркомпроса.- Историко-мемуарный сборник о 1 Московском артиллерийском подготовительном училище (1946-1955 гг.) (Выдержки) Под общей редакцией Б.П.Сыченкова.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Год, месяц и число рождения, и какой местности уроженец.
3. Национальность, родной язык и какими языками владеете еще.
4. Гражданство (подданство) в настоящее время и раньше.
5. Если член ВЛКСМ, то указать, с какого времени; № билета, и какой организацией выдан.
6. В какой школе обучался, и какой класс окончил.
7. Социальное положение родителей.
8. Основная профессия родителей (отца и матери):
а) до Октябрьской революции;
б) в настоящее время.
9. Какое имущественное положение родителей:
а) до Октябрьской революции;
б) после Октябрьской революции (отец и мать);
в) состоят ли в колхозе, и с какого времени.
10. Где в настоящее время проживают родители, и чем они занимаются.
11. Лишены ли в настоящее время по суду, или лишались ранее Ваши родители или ближайшие родственники избирательных прав, за что, когда и где. Их фамилии.
12. Принадлежали ли Ваши родители или ближайшие родственники к оппозиции и антипартийным группировкам.
13. Перечислите родственников и знакомых, проживающих вне пределов СССР. Какую Вы или Ваши ближайшие родственники имеете с ними связь.
14. Ваш точный адрес последнего местожительства (область, край, район, город, село или деревня).
________________Подпись учащегося __________________Подпись родителей
В строевом отношении личный состав спецшколы (400–500 человек) представлял собой батальон. Группы параллельных классов одного года обучения назывались ротами, или в артиллерийских — батареями. Рота состояла из пяти взводов (в обычных школах они называются классами и обозначаются буквами: а, б, в, г, д), взводы состояли из отделений.
Шифровки на петлицах учащихся спецшкол Автор-составитель — Евгений Дриг. ( на сайте фото)
Учащимся была установлена военная форма. Для сухопутных спецшкол: однобортный китель, диагоналевые брюки с кантом (красным или голубым), гимнастерка и брюки защитного цвета, черные ботинки фабрики «Скороход» и фуражка с отличиями по родам войск. В зимнее время предусматривалась особого (офицерского) покроя шинель. На петлицах сверкали две металлические буквы «СШ». У артиллеристов на черных петличках была еще артиллерийская эмблема — скрещенные артиллерийские стволы, у авиаторов — крылья на голубом фоне. Моряки носили матросское обмундирование. Сейчас трудно передать чувства радости и восторга, охватывавшие ребят после облачения в новенькую форму.
Начальник школы и заведующий учебной частью (завуч) назначались из гражданских лиц, завуч именовался заместителем по учебной части, еще два заместителя были кадровыми военными — один по политической части, второй — по строевой, он же являлся командиром отдельного батальона. Обязанности командиров рот и взводов исполняли классные руководители из преподавательского состава. Старшины рот, батарей, помощники командиров взводов и командиры отделений назначались из числа лучших учащихся, обладающих командными навыками.
Для преподавания общеобразовательных дисциплин, как правило, удавалось привлечь опытных педагогов. Обучение военным предметам велось кадровыми командирами Красной армии, среди которых были имеющие боевой опыт и награжденные орденами и медалями. А это имело важное воспитательное значение. Обучение проводилось в соответствии с программами Наркомпроса. Особое внимание уделялось естественнонаучным дисциплинам и изучению иностранного, как правило, немецкого, а для моряков — английского языков. Жизнедеятельность спецшкол регламентировалась общим Уставом средней школы и Правилами внутреннего порядка в специальных средних военных школах. Летом предусматривался ежегодный 45-дневный лагерный сбор.
Внутренний распорядок определялся Положением о спецшколах. Местные школьники ночевали дома, в школу они являлись к утреннему построению, затем следовала поверка и зарядка, после чего — завтрак, занятия, обед, самоподготовка, ужин. Для тех, кто жил в интернате, вечернее время было свободным. Жизнь спецшкол была тесно связана с культурной и спортивной жизнью своих городов. Особенно это относилось к Москве, Ленинграду и Киеву. Постоянными гостями в спецшколах были популярные артисты, известные писатели и поэты, спортсмены. Поддерживался контакт с предприятиями и общеобразовательными школами.
Спецшколы разных видов вооруженных сил имели много общего, но были в их истории и свои особенности.
История специальных артиллерийских школ подробно изучена бывшим воспитанником 1-го Московского артиллерийского подготовительного училища Борисом Петровичем Сыченковым. Результаты многолетних поисков он изложил в книге «Юные боги войны». Артиллерийские школы в своем развитии шли впереди. После эксперимента 1937 года в апреле 1938 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о специальных школах Народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР. В стране начали функционировать 17 средних артиллерийских школ: в Москве (5), Ленинграде (5), Ростове (1), Киеве (2), Харькове (2), Одессе (1), а затем и в Ереване. Артиллерийские спецшколы предназначались для укомплектования артиллерийских военных училищ подготовленной в военном отношении молодежью. В апреле 1938 года первый секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев призвал комсомол посылать своих лучших представителей в артиллерийские училища и специальные артиллерийские школы. В артиллеристы звала не столько романтика военной службы, сколько роль этого грозного рода войск и, прежде всего, осознание долга по защите своего Отечества. К обучению было привлечено около семи тысяч человек. Наркомат обороны делал все, чтобы новое патриотическое начинание в Красной армии не осталось незамеченным. Начиная с 1 мая 1938 года личный состав пяти московских артиллерийских спецшкол принимал участие в военных парадах на Красной площади. Трибуны всегда встречали юных артиллеристов аплодисментами. В 1939 году на экраны кинотеатров страны вышел фильм «Юность командира».
Каждая из созданных артиллерийских спецшкол приравнивалась к войсковому дивизиону, разделенному на батареи. В период лагерного сбора учащиеся практически осваивали артиллерийское и стрелковое оружие, вплоть до проведения учебно-боевых стрельб. В лагерях проводились занятия на местности по тактике и топографии. Многие юноши мастерски овладевали практическими навыками сборки и разборки стрелкового оружия и технического обслуживания артиллерийских орудий.
Осенью 1938 года состоялся первый выпуск будущих артиллеристов. Около трех тысяч воспитанников были зачислены курсантами военных артиллерийских училищ, что сразу повысило профессиональный уровень этих учебных заведений в подготовке командиров для артиллерии Красной армии. Двум воспитанникам второй артиллерийской московской спецшколы Тимуру Фрунзе и Леониду Понизовскому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Тимур Фрунзе был летчиком, а Ленька Понизовский, командир противотанковой батареи, погиб, отбивая атаку.
В 1940 году, когда артиллерийские училища сделали уже третий выпуск, подобные учебные заведения стали создаваться в авиации и на флоте. В некоторых крупных городах, таких как Москва, Ленинград, Киев, Одесса, было образовано несколько школ: артиллерийских, авиационных и морских.
Авиационные спецшколы. — Грабарь В.К. Вскормленные с копья.
Большую роль в создании специальных школ для ВВС сыграл прославленный летчик М.М. Громов. При его непосредственном участии в мае 1940 года руководство ВВС обратилось в правительство с просьбой «организовать… авиационные спецшколы Наркомпроса по типу артиллерийских с обязательным ежегодным выходом в лагеря, с организацией общежитий (интернатов) для иногородних учеников». В ноябре вышло Постановление: «В целях подготовки кадров для комплектования военно-воздушных училищ, летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии предложить Совнаркомам РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Армянской ССР организовать в системе народных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ Военно-воздушных сил (в составе восьмого, девятого и десятого классов» Школы создавались в следующих городах (в скобках даны номера школ): Москве (1), Ленинграде (2), Воронеже (6), Горьком (5), Саратове (, Сталинграде (7), Иванове (3), Курске (4), Свердловске (11), Ростове-на-Дону (10), Казани (9), Краснодаре (12), Киеве (13), Ворошиловграде (19), Харькове (16), Днепропетровске (15), Одессе (14), Минске (18), Тбилиси (17) и Ереване (20). Тем же числом было утверждено Положение о спецшколах ВВС: по 500 человек, начало занятий — 2 января 1941 года.
Важной особенностью авиационных школ были высокие требования к здоровью учащихся. Выпускник Краснодарской школы ВВС (№ 12) В.М. Красковский вспоминал о медкомиссии: «В тот день для меня страшнее врачей никого на свете не было. Этот страх остался на все время моей летной работы. Всегда перед очередной медкомиссией волновался. Такое же чувство было и у большинства товарищей. Ведь у каждого есть какая-то “слабинка”, к которой могут придраться врачи».
1-ю Московскую спецшколу ВВС окончили ведущий инженер по летным испытаниям авиадвигателей Радий Георгиевич Ленский (1943), прославленные космонавты Владимир Комаров (1945) и Лев Степанович Демин (1945). В годы Великой Отечественной войны школа была эвакуирована в Тюменскую область, размещалась в здании санаторно-лесной школы Заводоуковска (до 1944 года), куда также был эвакуирован Воронежский авиационный завод. В городе вместе с отцом, преподавателем спецшколы, проживала поэтесса Юлия Друнина. После войны первые четыре года начальником авиационной подготовки в московской спецшколе работал легендарный летчик Алексей Петрович Маресьев. В 1946 окончил Ленинградскую спецшколу ВВС летчик-испытатель Герой Советского Союза Эдуард Иванович Кузнецов.
Иной раз судьбы учащихся авиационных школ пересекались с судьбами курсантов артиллерийских и даже морских спецшкол. В Москве их было несколько: пять артиллерийских, авиационная, морская и еще другие пониже рангом, и мальчишки бегали из одной в другую в попытке поступить хоть куда-нибудь. Не у всех это получалось. «Перебежчиков» тогда не любили и могли просто не выдать документы.
Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.
Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.
Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru

Дипломированные недоучки

Проблема обучения военным наукам многоуровневая и многогранная, но наиболее важной ее стороной является совмещение с общей системой образования, существующей в государстве. Наиболее выдающиеся полководцы и военные теоретики оказывались при этом и весьма знающими, разносторонне подготовленными людьми. Даже Александр Македонский, которому власть в государстве и армии досталась по наследству, постигал философию Аристотеля, чтобы занимать достойное место в обществе эллинов.

Прусская система военного образования, которую копировали в России, была самой передовой в Европе. Такие имена, как Дитрих фон Бюлов, Карл фон Клаузевиц, Гельмут фон Мольтке, вписаны в мировую историю. Особенностью прусской системы было то, что под военное образование подводилась солидная база общего. И если Александр Великий постигал философию Аристотеля, то для прусских офицеров труды Гегеля были «хлебом насущным». В царской России взяли лучшее из прусской системы. Военные училища, в частности пехотные, такие как Александровское и Алексеевское в Москве, Константиновское и Павловское в Петербурге, готовили во всех отношениях блестящих офицеров. Причем представители других сословий в Алексеевском пехотном училище ничем не уступали дворянам в Александровском. Например, выпускник Алексеевского Б. М. Шапошников стал Маршалом Советского Союза, а «александровец» А. И. Куприн – известным писателем. В СССР военное образование, несмотря на революционные потрясения, опиралось на царскую традицию и заняло достойное место в системе высшей школы. Его дискредитация была произведена умышленно, когда при необдуманном хрущевском сокращении ВС СССР большое количество офицеров оказались ненужными. Именно после этого проблема трудоустройства в послеармейской жизни стала постепенно заслонять главную цель военного образования – учить тому, что необходимо на войне. В следующий период упадка, после развала СССР вновь остро встал вопрос адаптации уволенных в запас.
Таким образом у военного руководства прогрессировала навязчивая идея сделать дипломы об окончании ввузов востребованными в народном хозяйстве СССР, а затем на рынке труда постсоветской России. Вроде бы замысел благой: чем плохо, когда человек получает не одно образование, а два? Но это на первый взгляд.
В 60-х годах срок учебы на офицера увеличили: в командных – на один год, в технических, которые стали инженерными, – на два, дабы приравнять дипломы выпускников к вузовским. Но затраты времени на общеобразовательные предметы не повлияли на дальнейшую адаптацию офицеров в народном хозяйстве СССР, так как первые обладатели таких дипломов стали достигать пенсионного возраста в то время, когда Советский Союз прекратил существование. «Дикий» рынок породил дефицит экономистов и юристов, инженеры оказались невостребованными. При этом увеличение времени обучения в ввузах не привело к повышению качества усвоения военно-профессиональных дисциплин.
Во второй половине 90-х годов уже в постсоветской России в программах ввузов стали происходить странные изменения. В 1995-м убрали выпускную квалификационную работу – выбросили, как лишнюю запчасть, не считаясь с тем, что академическое образование является по квалификации высшим военным. Следующим шагом было переименование командных училищ в военные институты и увеличение срока обучения в них до пяти лет в ущерб академическому, сокращенному до двух лет. Ненужность такого изменения обнаружилась быстро, и в командных училищах вернули прежний срок обучения, однако в видовых академиях курс оставили двухгодичным. Интересно бы сейчас спросить тех, кто принимал эти решения: они какой-то цели хотели достичь или просто за должности держались? Может, таких людей имел в виду А. А. Свечин: «Как известно, приказы иногда пишутся не только для исполнения, но и для сложения с себя ответственности. Эта ужасная форма управления убивает всякий авторитет подписывающего такой приказ, появление ее свидетельствует о процессах разложения в командном составе, о гражданской трусости, об измене государственным интересам во имя шкурных…»
Все попытки повысить востребованность военных дипломов на рынке труда не приводят к положительному результату по причине того, что тактики и стратеги под камуфляжем непонятных управленцев не нужны. Даже на рынке охранных услуг больше востребованы бывшие работники правопорядка, так как они юристы. Зато получается отрицательный результат в военном профессионализме, ибо выпускники ввузов не получают знаний и самое главное – умений, как прежде.
Пусть это покажется крамольным, но настало время отказаться от встраивания военного образования в общее высшее. Оно должно базироваться на общем, но совмещать их нельзя, иначе наносится ущерб профессиональному, опираясь на которое, командиры должны принимать решения.
В качестве примера стоит привести духовное образование в России. С момента создания первого университета в Москве светское и духовное образование в России в отличие от Европы было разделено. Теологических факультетов у нас не было – все богословское образование было сосредоточено в духовных семинариях и академиях. После 1917 года, когда Церковь отделили от государства, духовное образование стало полностью самостоятельным, хотя связи со светским не утратило. Современные священники имеют среднее общее образование, многие – высшее и даже ученые степени. Но в духовных учебных заведениях не стремятся плясать под дудку Министерства образования и науки. Никто не внедряет светские дисциплины в ущерб теологическим и не задается вопросом, как трудоустроится, если что, поп-расстрига.
Военное образование, на наш взгляд, также должно идти своей дорогой, параллельной с общим, но не встраиваясь в него. Каждый военнослужащий должен иметь общее среднее образование, а офицеры – высшее, но объединять их в одном флаконе нельзя. Чтобы обучение в военных училищах стало эффективным, нужно сосредоточиться только на главной задаче – подготовке офицера со средним военным образованием.

Соответственно в военные училища необходимо набирать кандидатов только после срочной службы в Вооруженных Силах, тогда отпадет необходимость делать из новобранца солдата. Эта функция останется за воинскими частями. Впрочем, так и было при создании русской регулярной армии, когда Петр I указал всем дворянам начинать службу в гвардейских полках рядовыми. Такое нововведение, а все новое – хорошо забытое старое, поднимет престиж срочной службы и освободит училища от несвойственной функции. Кроме того, позволит сократить срок подготовки офицера.
Вторым изменением необходимо исключить дисциплины общего образования из курса военных училищ, что позволит сосредоточить все внимание на военных предметах и также сократить время обучения.
Итак, до призыва на военную службу каждый должен получить общее среднее образование. Кандидатом для поступления в военное училище может стать гражданин РФ, прошедший срочную службу. При этом должно поощряться заочное обучение военнослужащих в гражданских вузах. Оно позволит не замыкаться только в своей сфере деятельности, а наоборот – развивать связь с обществом. В то же время ввузы избавятся от несвойственных им функций.
Болонская система, может быть, и неплохая, если проявить волю и выбросить из нее все либеральное словоблудие. Если офицеры в ходе военной службы будут обучаться в гражданских вузах и получать степень бакалавра – хорошо. Но в условиях рыночной экономики сложно предсказать, какие профессии будут актуальны на рынке труда в перспективе. Степень бакалавра позволяет в короткий срок получить ту или иную специальность, востребованную на рынке труда, в отличие от курсов по переподготовке военнослужащих, которые сейчас существуют и чьи дипломы на коммерческих работодателей никакого впечатления не производят.
Но сразу необходимо указать военнослужащим приоритетные науки, в которых им рекомендуется получать степень. Для командиров – это педагогика, так как, несмотря на техническое оснащение Вооруженных Сил, им придется работать в первую очередь с людьми и учить их. Для офицеров-вооруженцев – прикладные науки.
Набор в военные училища кандидатов после прохождения срочной службы в Вооруженных Силах и отказ от подготовки по гражданским специальностям позволит сократить срок обучения в военных училищах и увеличить его в видовых академиях. В академии поступают уже зрелые люди, которым нужна солидная оперативно-тактическая подготовка и просто так увольняться из Вооруженных Сил они не заинтересованы.
Таким образом, на наш взгляд, современное военное образование должно отказаться от несвойственных ему функций, но вместе с тем повысить требования к кандидатам на его получение, а также к обучаемым и выпускникам.

Ракетные войска стратегического назначения. Справочник. Структура РВСН.

Военные академии, институты и училища РВСН

Высшее военное образование включает подготовку офицеров для замещения первичных офицер. должностей (с высшим военно-спец. образованием) и офицеров-специалистов в обл. управления кр. воинскими коллективами (с высшим воен. образованием).

Академия военная — военное образовательное учреждение высшего профессионального образования:

  • реализует военные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
  • осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации офицеров, научно-педагогических и научных кадров для определённой области деятельности;
  • выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в области военных наук;
  • является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности..

* * *

Среднее военное образование предусматривает подготовку воен. специалистов ср. звена, предназнач. для замещения должностей прапорщиков, мичманов и офицеров.

Училище военное — военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку офицеров для замещения первичных офицер. должностей с перспективой назначения на вышестоящие должности.

Средние военные училища готовили офицеров со средним военно-специальным образованием с присвоением соответствующей квалификации (техник-механик, -электрик, -радист и др.). Срок обучения 3 года.

К концу 70-х гг. почти все средние военные училища были преобразованы в высшие, готовившие офицеров с высшим военно-специальным образованием:

  • военно-политические училища — офицеров-политработников;
  • инженерные — офицеров инженерного профиля;
  • командные (общевойсковые, танковые, артиллерийские, зененитно-ракетные, связи и др.) — офицеров командного состава;
  • училища тыла — офицеров тыла различного профиля для всех видов Вооруженных Сил.

Срок обучения 4-5 лет.

В РФ в 1998 все высшие военные училища преобразованы в военные институты, филиалы военных институтов и университетов.

Институт военный — военное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации офицеров для определенной области военно-профессиональной деятельности; ведёт фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Основное предназначение военного института – подготовка офицеров-специалистов (офицеров с высшим военно-специальным образованием) для замещения первичных офицерских должностей с перспективой выдвижения на вышестоящие должности. Подготовка офицеров осуществляется на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального (военно-профессионального) образования.

Срок обучения не менее 5 лет.

В 2004 из 37 институтов 16 вновь преобразованы в училища.

Кроме перечисленных выше военных учебных заведений кадры для нужд РВСН готовили также Военные кафедры при гражданских ВУЗах.

Готовить специалистов для РВСН в гражданских ВУЗах и универститетах начали, по-видимому, в 1961 году. На 1963 год насчитывалось 11 таких ВУЗов и университетов.

Координацию в сфере военного образования для Ракетных войск и затем для РВСН (в том числе и в военных кафедрах гражданских ВУЗов) выполняло первоначально Управление военно-учебных заведений Ракетных войск, созданное Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1314-615 от 17.12.1959 г., а 15 января 1960 года директивой Генерального штаба ВС № Орг/8/60543 сформирован аппарат Управления начальника военно-учебных заведений РВСН (УН ВУЗ РВСН). Был сформирован аппарат управления в количестве 23 офицеров и 5 служащих.

Подразделение возглавлял – начальник военно-учебных заведений – помощник Главнокомандующего РВ по вузам (должность — генерал-полковник/генерал-лейтенант). Подразделение состояло из 2-ух отделов и секретной части:

  • 1-ый отдел – вузов и подготовки офицеров запаса в гражданских вузах (11 офицеров);
  • 2-ой отдел – средних военно-учебных заведений и учебных центров (9 офицеров, 1 служащий);
  • секретное отделение (1 офицер, 4 служащих).

Решением Министра обороны СССР в начале 1960 года в Ракетные войска были переданы:

  • Ленинградская Краснознаменная военно-воздушная инженерная академия им. А.Ф. Можайского (генерал-полковник П.В. Родимов),
  • Харьковское высшее авиационно-инженерное военное училище (генерал-лейтенант итс С.П. Хадеев)
  • Серпуховское среднее военные авиационно-технические училище (генерал-майор итс Н.Я. Кобельков),
  • 1-е Вольское среднее военные авиационно-технические училище (инженер-полковник А.И. Кичигин).
  • Пермское среднее военные авиационно-технические училище (полковник С.М. Бармас).

Организационно-штатная структура, реализующая процесс
управления военным образованием в РВСН в 1960-1965 гг.

С распадом СССР многократно менялись не только понимание того, как должно выглядеть военное образование для РВСН, не только перечень ВВУЗов, готовивших для РВСН специалистов, но также структура и наименование органа управления образованием в РВСН:

  • 20 августа 1992 аппарат УН ВУЗ РВСН расформирован, вошел самостоятельным отделом в Управление подготовки и распределения кадров РВСН (УПиРК РВСН);
  • 23 мая 1994 создано Направление военного образования РВСН (НВО РВСН);
  • В октябре 1997 НВО РВСН расформировано и введено самостоятельным 4-м отделом в Управление кадров и военного образования РВСН (4-й отдел — отдел военного образования УКиВО РВСН).
  • С 1 декабря 1998 4-й отдел УКИВО РВСН выведен в отдельный штат и на его базе сформировано Направление военного образования РВСН (НВО РВСН).
  • 1 июня 2001 НВО РВСН расформировано и на его базе создан Отдел военного образования РВСН (ОВО РВСН).

Сложный и не всегда понятный процесс реформирования системы военного образования и управления военным образованием РВСН не прекратился и по сей день.

В разное время основными задачами управления/направления/отдела военного образования РВСН являлись:

  • координация деятельности управлений и служб Командования РВСН по организации подготовки офицерских кадров в вузах РВСН;
  • организация разработки квалификационных требований, учебных планов и программ вузов РВСН и военных кафедр гражданских вузов, осуществлявших подготовку специалистов для РВСН;
  • руководство комплектованием военно-учебных заведений переменным составом, проведение войсковой стажировки, практики и учебных сборов;
  • совершенствование учебной и методической работы в вузах РВСН;
  • координация научной работы по проблемам военного образования и редакционно-издательской деятельности в вузах;
  • организация работы Государственных аттестационных комиссий, подготовка предложений по совершенствованию систем и содержания итогового контроля выпускников, повышению качества их обучения и воспитания;
  • подбор и расстановка руководящего и преподавательского состава вузов и военных кафедр гражданских образовательных учреждений;
  • планирование и контроль подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и научных кадров в вузах РВСН;
  • взаимодействие с управлениями и службами Командования РВСН по обеспечению вузов и военных кафедр учебно-материальными средствами;
  • организация работы вузов при переводе с мирного на военное время.

Руководителями Управления (Направления, отдела) военного образования в РВСН (начальниками ВУЗов) в разное время были:

генерал-лейтенант Дегтярёв Пётр Алексеевич (1961—1964);

генерал-лейтенант Васильев Анатолий Алексеевич (1963—1964);

генерал-лейтенант Захаров Александр Григорьевич (1965—1971);

генерал-лейтенант Агеев иколай Георгиевич (1971—1975);

генерал-полковник Забегайлов Юрий Петрович (1975—1982);

генерал-полковник Неделин Вадим Серафимович (1982—1991);

генерал-лейтенант Кирилин Валерий Васильевич (1991—1992);

генерал-лейтенант Козлов Виктор Николаевич (1992—1997);

полковник Иванов Валерий Сергеевич (1998—2000);

полковник Васин Ю.Г. (2000—2001);

полковник Меховников Вячеслав Юрьевич (2001—2007…?);

полковник Нестеров Владимир Владимирович (?…2015—…).

В настоящее время военных специалистов для РВСН готовит только Военная академия им. Петра Великого.

№№
п/п
АББР Время Наименование
АКАДЕМИИ
ВАИА 1959—1963 Военная артиллерийская инженерная академия им. Ф.Э.Дзержинского
ВИА 1963—1972 Военная инженерная академия им. Ф.Э.Дзержинского
ВИА 1972—1997 Военная инженерная академия им. Ф.Э.Дзержинского
ВА 1997—? Военная академия им. Петра Великого
ЛКВВИА 1960—1963 Ленинградская Краснознаменная Военно-воздушная инженерная академия имени А.Ф. Можайского
ЛКВИА 1963—1974 Ленинградская Военная инженерная Краснознаменная академия имени А.Ф. Можайского
ЛВИКИ 1974—1982 Ленинградский военный инженерный Краснознаменный институт имени А.Ф. Можайского
ВПА 1959—1991 Военно-политическая академия имени В.И. Ленина (в ее составе — ракетный факультет)
ВАРХБЗ 1968—? Военная академия РХБ защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко (ВА РХБЗ) (в ее составе — кафедра РВСН)
ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА и ИНСТИТУТЫ
КАТУ 1954—1962 Камышинское артиллерийско-техническое училище
ККТУ 1962—1966 Камышинское командно-техническое училище
РВАИУ 1951—1960 Ростовское высшее артиллерийской инженерное училище
РВАИУ 1960—1983 Ростовское высшее артиллерийской инженерное училище им. Неделина М.И.
РВВКИУ 1983—1998 Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. Неделина М.И.
РВИ 1998—2010 Ростовский военный институт ракетных войск им. Неделина М.И.
РВИ 2010—… Ростовский военный институт ракетных войск им. Неделина М.И.
Филиал ВА РВСН им. Петра Великого
-3. РВКАИУ 1958—1965 Рижское высшее Краснознаменное артиллерийское инженерное училище
РВКАИУ 1965—1972 Рижское высшее Краснознаменное артиллерийское инженерное училище имени Маршала Бирюзова
РВВКАИУ 1972—1973 Рижское высшее военное Краснознаменное артиллерийское инженерное училище имени Маршала Бирюзова
РВВККАИУ 1973—1977 Рижское высшее военное командное Краснознаменное артиллерийское инженерное училище имени Маршала Бирюзова
РВВККУ 1973—1977 Рижское высшее военное командное Краснознаменное училище имени Маршала Бирюзова
РВВПКУ 1977—1992 Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище имени Маршала Бирюзова
-4. САТУ 1959—1961 Саратовское артиллерийско-техническое училище
СВКИУ 1961—1965 Саратовское высшее командно-инженерное училище
КазАТУ 1959—1961 Казанское артиллерийско-техническое училище
КВКИУ 1961—1965 Казанское высшее командно-инженерное училище
ХВАИВУ 1959—1962 Харьковское высшее авиационно-инженерное военное училище
ХВКИУ 1962—1972 Харьковское высшее командно-инженерное училище
ХВВУ 1972—1981 Харьковское высшее военное училище имени Маршала Советского Союза Крылова Н.И.
ХВВКИУ 1981—1983 Харьковское высшее военное командно-инженерное училище имени Маршала Советского Союза Крылова Н.И.
ХВВКИУ 1983—1992 Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени Маршала Советского Союза Крылова Н.И.
-7. СВАТУС 1959—1962 Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб
СВКИУ 1962—1968 Серпуховское высшее командно-инженерное училище
СВКИУ 1968—1972 Серпуховское высшее командно-инженерное училище имени Ленинского комсомола
СВВУ 1972—1973 Серпуховское высшее военное училище
СВВКУ 1973—1981 Серпуховское высшее военное командное училище
СВВКИУ 1981—1983 Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище
СВВКИУ 1983—1998 Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск
СВИ 1998—2009 Серпуховской военный институт ракетных войск
ПВАТУ 1959—1960 Пермское военное авиационно-техническое училище
ПВКИУ 1960—1972 Пермское высшее командно-инженерное училище
ПВВУ 1972—1973 Пермское высшее военное училище
ПВВКУ 1973—1981 Пермское высшее военное командное училище
ПВВККИУ 1981—1982 Пермское высшее военное Краснознаменное командно-инженерное училище
ПВВККИУ 1982—1983 Пермское высшее военное Краснознаменное командно-инженерное училище имени Маршала Чуйкова
ПВВКИУ 1983—1998 Пермское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени Маршала В.И. Чуйкова.
ПВВКИУ 1998—2004 Пермский военный институт ракетных войск имени Маршала В.И. Чуйкова.
ВВАТУ 1959—1964 Вольское военное авиационно-техническое училище
ВВКТУ 1959—1964 Вольское военное командно-техническое училище
ККТУ 1961—1965 Киевское командно-техническое училище имени М.В.Фрунзе
ХКТУ 1961—1971 Хабаровское командно-техническое училище
СВУС 1962—1968 Ставропольское военное училище связи
СВКУС 1968—1977 Ставропольское высшее военное командное училище связи
СВВИУС 1977—? Ставропольское высшее военное инженерное училище связи имени 60-летия Великого Октября
1998—2004 Ставропольский филиал Ростовского военного института ракетных войск
СВИС 2004—2010 Ставропольский военный институт связи ракетных войск
КВВКИУ 1982—1983 Краснодарское высшее военное командно-инженерное училище
КВВКИУ 1983—1998 Краснодарское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск
ГРАЖДАНСКИЕ ВУЗЫ С ВОЕННЫМИ КАФЕДРАМИ,
ГОТОВИВШИМИ КАДРЫ ДЛЯ РВСН
МАИ 1961?—? Московский авиационный институт
МФТИ 1961?—? Московский физико-технический институт
ДГУ 1961?—? Днепропетровский государственный университет им. 300-летия воссоединения Украины с Россией
КАИ 1961?—? Казанский авиационный институт
КГУ 1961?—? Казанский государственный университет
КуАИ 1961?—? Куйбышевский авиационный институт
ЛГУ 1961?—? Ленинградский государственный университет
МАТИ 1961?—? Московский авиационный технологический институт
МИХМ 1961?—? Московский институт химического машиностроения
ТМИ 1961?—1963 Тульский механический институт
ТПИ 1963—? Тульский политехнический институт
ЧПИ 1961?—? Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола

1. Училище военное. Энциклопедия РВСН / Сайт Министерства обороны РФ

2. Институт военный. Энциклопедия РВСН / Сайт Министерства обороны РФ

5. Хроника основных событий истории Ракетных войск стратегического назначения. Военно-исторический труд, / М., ЦИПК, 1994 г.