Военные ледоколы России

Боевые ледоколы России: прошлое, настоящее и будущее

В 60-х годах у командования ВМФ и пограничной службы СССР появился интерес к боевым ледоколам, и это было неслучайно. В те годы у арктических границ страны время от времени стали появляться корабли и суда США и Канады, притом ледового класса. Отправлять для их вытеснения корабли и гражданские ледоколы было нерационально, поэтому появился вопрос — что делать? Ответом на него стала разработка и постройка боевых ледоколов.
Прошлое
Первые боевые ледоколы появились в 60-х годах. Это были ледоколы проекта 97. Первенцем проекта стал ледокол «Добрыня Никитич», построенный на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. 31 декабря 1960 года он вошёл в состав вспомогательного флота ВМФ СССР. После него со стапелей предприятия сошло ещё 30 ледоколов этого проекта и его модификаций. Строительство кораблей велось быстро — в год сдавалось по 2 ледокола и с каждым новым заказом технология совершенствовалась. Эксплуатировали их не только военные и погранцы, но и Министерство морского флота СССР.

Ледокол проекта 97 «Юрий Лисянский» / Корабел.ру

В конце 60-х годов появилась боевая версия ледокола, которая получила проектный номер 97П. Спуск головного ледокола «Иван Сусанин» состоялся в 1973 году. От обычной 97-й версии он отличался отсутствием носового винта, увеличенной длиной, взлётной-посадочной площадкой для вертолёта типа Ка-25ПС. Сам корпус был разделен поперечными переборками на семь отсеков, непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного или двух смежных отсеков. Кроме того, на них имелось вооружение: артустановки АК-726 и АК-630.

Ледокол проекта 97П «Руслан» / Корабел.ру

В период с 1973 по 1981 ВМС и погранслужбе СССР было сдано 8 кораблей этого проекта. В настоящее время представителей проекта 97 практически не осталось – в 1990-е годы большая часть ледоколов была утилизирована. Оставшиеся единицы служат в составе ФГУП «Росморпорт» и частях Военно-морского флота России, а также пограничных войск.
Настоящее
30 ноября 2017 года вспомогательный флот ВМФ РФ получил новый ледокол — Илья Муромец», ставший первым судном такого типа, построенным в современной России. До этого ледоколы для ВМФ строились 40 лет назад.
«Илья Муромец» — однопалубное многофункциональное судно проекта 21180, предназначенное для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, было заложено 23 апреля 2015 года на «Адмиралтейских верфях». Спущено на воду 10 июня 2016 года. Его главная особенность — расширенная функциональность при достаточно скромных габаритах. Это однопалубное судно обладает возможностями морского буксира, ледокола и патрульного корабля. Кроме того, на нём установлен современный гидрографический комплекс, что позволяет в период весенне-летнего сезона привлекать судно к работам по картографированию морского дна и проведению научно-исследовательских работ.

Ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» / Корабел.ру

Первым заданием нового ледокола стала проводка атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» из Баренцева в Белое море. После этого «Илья Муромец» принимал участие в десятках различных походах, манёврах и учениях Северного флота. В настоящее время судно привлекается как к проводкам, так и к обеспечениям испытаний новых кораблей и судов — как пример — обеспечение испытаний океанографического исследовательского судна «Академик Александров» весной 2019 года.

Ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» / Корабел.ру

«Илья Муромец» стал единственным представителем проекта 21180, но в тоже время на стапеле судостроительной фирмы «Алмаз» строится модернизированная, «облегченная» версия, получившая проектный номер 21180М и имя «Евпатий Коловрат». Известно, что его длина будет около 80 метров и водоизмещение около 4000 тонн.
Будущее
25 октября 2019 года на «Адмиралтейских верфях» состоялась торжественная церемония спуска на воду патрульного корабля ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», строящегося для ВМФ России. Он предназначен для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения. Кроме того, он обладает возможностью поражать морские, береговые и воздушные цели и может преодолевать лед толщиной около 1,7 м. Проектант — ЦМКБ «Алмаз».

Церемония спуска на воду корабля «Иван Папанин» / Корабел.ру

Корабль был заложен 19 апреля 2017 года. После достройки корабль будет вооружен переносным зенитно-ракетным комплексом и артиллерийской установкой.

Церемония спуска на воду корабля «Иван Папанин» / Корабел.ру

Также на нем предусмотрена возможность постоянного базирования корабельного вертолета Ка-27 и будут установлены радиолокационная станция освещения воздушной, надводной обстановки. Основным оружием «патрульника» станет носовая артустановка АК-176МА. Это уникальный и универсальный корабль: по сути своей военный, но созданный для мирной работы. Он совмещает в себе функции буксира, патруля, ледокола и научного судна. Может решать неограниченное количество различных задач и, благодаря заложенным конструкторским решениям, работать в арктическом регионе максимально эффективно
Председатель Совета директоров АО ОСК Георгий Полтавченко 27 ноября на «Адмиралтейских верфях» в присутствии президента Владимира Путина был заложен первый серийный корабль проекта 23550, получившего имя «Николай Зубов», в честь выдающегося советского океанолога и полярного исследователя, контр-адмирала Николая Зубова. В соответствии с государственной программой Министерства обороны Российской Федерации, корабли данного проекта будут охранять интересы России в Арктике.

Закладка патрульного корабля «Николай Зубов» / «Адмиралтейские верфи», ОАО

Универсальный корабль «Николай Зубов» совмещает в себе функции буксира, патрульного корабля и ледокола, не имеет аналогов по совокупности своих технических характеристик и предназначен для патрулирования арктических вод, включая Северный морской путь. Для решения задач сдерживания способен наносить удары по морским, береговым и воздушным целям. Может преодолевать лед толщиной около 1,7 м, в том числе для проводки других кораблей ВМФ или судов обеспечения.

Военное дело

Официальный представитель российской судостроительной отрасли говорит, что у России появляются новые планы строительства боевых ледоколов, таких как патрульные корабли ледового класса проекта 23550, и что они смогут нести на борту больше вооружений в зависимости от их точной конфигурации. Это заявление прозвучало спустя три недели после спуска на воду первого корабля этого проекта под названием «Иван Папанин», на котором можно будет размещать пусковые установки крылатых ракет контейнерного типа. Эти и другие корабли такого класса в конечном итоге получат пушку калибра 100 миллиметров вместо запланированного изначально 76-миллиметрового орудия.

Валерий Поляков, работающий советником у руководителя Крыловского государственного научного центра, который является институтом исследовательских и опытно-конструкторских работ в области кораблестроения, рассказал о новых российских планах строительства вооруженных ледоколов государственному агентству ТАСС 14 октября 2019 года. Крыловский центр, который также занимается созданием новых, но более традиционных надводных кораблей, включая десантные корабли и авианосцы, завтра отмечает 125-ю годовщину со дня своего создания.

«Это будут ледоколы и ледокольные корабли, то есть корабли, способные двигаться с достаточной скоростью в сплошном ледовом покрове определенной толщины. По сути, это будут вооруженные ледоколы, — рассказал Поляков. — Где лед тонкий — больше оружия, где тяжелые льды — наоборот».

По словам Полякова, это объясняется необходимостью выделять больше или меньше массы на укрепление ледокольного корпуса на ледоколах разных категорий. Но он не привел ни одного конкретного примера классов кораблей и систем вооружений.

Безусловно, самый очевидный пример — это проект 23550. Санкт-петербургское предприятие «Адмиралтейские верфи», входящее в состав «Объединенной судостроительной корпорации», спустило на воду предназначенный для российского ВМФ первый корабль этого проекта «Иван Папанин» 25 октября 2019 года. На этом же предприятии в будущем году планируют заложить второй корабль этой серии «Николай Зубов». Это положит начало серийному производству таких патрульных кораблей, которые будут отличаться незначительными неуказанными особенностями конструкции. Выборгский судостроительный завод, находящийся в одноименном городе к северо-западу от Санкт-Петербурга, построит еще как минимум два таких корабля для российских погранвойск.

Эти корабли водоизмещением девять тысяч тонн способны ломать лет толщиной до полутора метров, то есть, они являются довольно легкими ледоколами. Тем не менее, они имеют намного больше возможностей в арктических широтах, чем обычные корабли. Тяжелые ледоколы способны проламывать паковые льды толщиной до трех метров, а средние — до двух с половиной.

Исторически ледоколы в целом не предназначались для ведения боевых действий. У «Ивана Папанина» и его сородичей в кормовой части заметно больше свободного места для размещения контейнерных ракетных установок, способных осуществлять пуски крылатых противокорабельных ракет и ракет для поражения наземных целей «Калибр». Не исключено, что эти или другие пусковые установки, которые поместятся в таком модульном отсеке, смогут осуществлять пуски и других имеющихся на вооружении или перспективных крылатых ракет.

В носовой части корабля в башне размещается его основная пушка. Согласно имеющейся информации, это будет 76-миллиметровая артиллерийская установка AK-176MA. После разговора с Поляковым ТАСС сообщило, что «Иван Папанин» и другие корабли этого класса могут получить на вооружение корабельную артустановку А-190 калибра 100 миллиметров.

У корабля проекта 23550 также имеется вертолетная площадка в кормовой части. На картине одного художника на этой площадке изображен легкий транспортно-боевой вертолет Ка-29. Это даст патрульному кораблю дополнительные возможности по противодействию вражеским угрозам.

Мы не знаем, говорил ли Поляков конкретно об установке дополнительного вооружения на борту проекта 23550, кроме указанных систем, но это было бы вполне логично при наличии такой возможности, особенно если Россия рассчитывает, что это будут боевые корабли. Корабль будет надежно защищен от средств нападения противника даже в том случае, если на нем установят лишь комплекс малой дальности «Панцирь-МЕ», у которого есть ракеты с командной системой наведения класса «поверхность — воздух» и пара шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Есть у него и оптические слепящие лазеры, которые сейчас начинают принимать на вооружение в российском ВМФ. Они предназначены для того, чтобы ослеплять и уводить от цели оптические головки самонаведения ракет на подлете, оптические приборы обнаружения на кораблях и самолетах, а также личный состав противника.

Возможно, Поляков имел в виду более обширные планы по вооружению имеющихся и будущих ледоколов и ледокольных кораблей в составе российского ВМФ и служб безопасности страны. У России на сегодня весьма внушительный ледокольный флот, в составе которого примерно 40 судов разных размеров, но она продолжает строить все новые корабли ледового класса.

Среди них дизель-электрический ледокол проекта 22600, атомный ледокол проекта 22220 и малый морской танкер проекта 03182. В последние годы Россия получила ряд вспомогательных судов ледового класса проекта 20180. В своей нынешней конфигурации все эти суда не имеют вооружения, но его установка вполне возможна, особенно если речь идет о контейнерных системах. Все зависит от наличия пространства и ограничений по весу для соответствующих типов судов.

Какими бы ни были в итоге состав и численность российского военного ледокольного флота, вряд ли можно назвать неожиданностью то, что эта страна заинтересована в его развитии. Ведь арктический регион в последние годы приобретает стратегическое значение. Глобальные климатические изменения уже привели к устойчивому уменьшению площади ледового покрова в высоких широтах и сократили период времени, когда лед представляет большую опасность. Поэтому международная активность в этом регионе повысилась, а геополитическое соперничество усилилось.

Россия и США, и в меньшей степени Китай и прочие страны упорно расширяют свое военное присутствие в Арктике, создавая дополнительную вспомогательную инфраструктуру для кораблей, самолетов и сухопутных войск. Соединенные Штаты и другие государства проявляют усиливающийся интерес к боевым кораблям, хорошо приспособленным к условиям Арктики, и усиливают их огневую мощь. В последнее время даже начались разговоры о том, чтобы ввести в состав береговой охраны новые тяжелые ледоколы и крылатые ракеты.

На сегодня российский проект 23550 остается самым заметным примером этой тенденции, и он наверняка станет первым таким кораблем, принятым в боевой состав флота. Российский ВМФ надеется получить патрульный корабль «Иван Папанин» в 2023 году. Будем надеяться, что к этому времени станет яснее, каковы планы Москвы в отношении боевых ледоколов и прочих кораблей ледового класса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

25 октября на воду было спущено уникальное судно, называемое в СМИ ледоколом. Однако называть его следует кораблем. Потому что на нем установлено вооружение, и оно способно принимать участие в боевых операциях. Речь идет об универсальном патрульном корабле арктической зоны ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин».

Его универсальность состоит не только в том, что корабль способен преодолевать льды толщиной до полутора метров и ходить в зонах тропического климата. Корабль предназначен как для решения военных задач, так и для «мирных походов» — для проводки сухогрузов и танкеров в северных широтах, участия в спасательных операциях и обеспечения океанологических экспедиций.

Корабль, спроектированный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз», был заложен весной 2017 года на питерском судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи». Передача «Ивана Папанина» Северному флоту ожидается в 2021 году.

Спуск на воду «Ивана Папанина» на 5-м стапеле цеха № 8 судостроительного завода стал нерядовым событием, привлекшим внимание на разных материках. В США появились публикации о милитаризации русскими Северного ледовитого океана. Во Вьетнаме, в военном издании BaoDatViet, написали, что «Иван Папанин» — серьезная угроза для существования американских авианосцев. И что «этих кораблей достаточно, чтобы охладить горячие головы неприятелей».

Правда, пока еще можно говорить только об одном корабле, который продолжает строиться. Второй — «Николай Зубов» — будет заложен на «Адмиралтейских верфях» в следующем году. На этом проект 23550 предполагается завершить.

Итак, о вооружении корабля. Насколько оно угрожает авианосцам, если они вместе со своей «свитой сопровождения», состоящей из 7−9 кораблей и судов, надумают прийти на Крайний Север?

Главную ударную силу представляют две пусковые установки, вмещающие по 4 ракеты каждая. В сумме — 8, не считая запасного боекомплекта. Ракеты либо «Калибр», либо «Оникс». При этом «Калибр» может быть противокорабельным, противолодочным или для стрельбы по наземным целям.

Также имеется универсальная артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, предназначенная для обстрела как морских, так и воздушных целей. Скорострельность составляет 80 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы — 21 км, высота — 15 км. При этом углы возвышения ствола находятся в диапазоне от — 15 град. до + 85 град. Сектор обстрела по горизонтали — 170 град. К средствам ПВО, дополняющими возможности А-190 по отражению воздушной атаки, относятся переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла».

Есть и противолодочный вертолет К-27, для которого на корабле создан ангар. Также кораблю придаются два беспилотника.

Как видим, вооружение достаточно серьезное. Но если учесть, что «Иван Папанин» по водоизмещению относится к классу эсминцев — 8500 тонн, то его могло бы быть и побольше. Оказавшись в теплых широтах, корабль вряд ли сможет сразиться с авианесущей ударной группой противника — слишком неравны силы. Сражаться с американским авианосцем «Рональд Рейган» наш «Иван Папанин» сможет только в качестве камикадзе. Но в роли патрульного корабля, обеспечивающего безопасное судоходство как по Северному морскому пути, так и районе нефтеносного шельфа, это, как говорится, самое то.

Остальные характеристики корабля таковы. Длина — 114 м. Ширина — 20 м. Осадка — 6 м. Скорость на чистой воде — 18 узлов. Дальность плавания 6000 миль, автономность — 60 суток. Есть спецоборудование — буксирная лебедка тягой 80 тонн и два электрогидравлических крана грузоподъемностью 28 тонн каждый.

Все оборудование, включая и радиоэлектронное, отечественного производства. Корабль оснащен современными системами навигации и связи, радиолокационной станцией предназначенной как для освещения воздушной и надводной обстановки, так и для управления вооружением. Также на борту имеется гидрометеорологическая станция.

Все комментарии по поводу спуска на воду «Ивана Папанина» единогласны по части утверждения, что это уникальный корабль, единственный во всем мире. И что ничего подобного никогда не существовало.

Да, действительно, по части характеристик «Иван Папанин» занимает твердое лидирующее положение, которое невозможно оспорить. Но вот насчет того, что ничего аналогичного нигде и никогда не было — это некоторый рекламный перегиб.

В первой половине 30-х годов в Ленинграде при проектировании ледоколов проекта 51 в них было заложено очень серьезное вооружение — 3 артиллерийских установки калибра 130 мм и 4 калибра 76 мм, а также крупнокалиберные пулеметы. Головным стал «Иосиф Сталин», за ним последовали «Вячеслав Молотов», «Лазарь Каганович», «Анастас Микоян».

Ледоколы имели очень серьезные, сопоставимые с «Иваном Папаниным», проектные характеристики. Водоизмещение — 11000 тонн. Длина — 107 м, ширина — 23 м, осадка — 8,5 м. Скорость на чистой воде — 15,5 узлов.

Во время войны состав вооружения менялся. В результате некоторые ледоколы имели уже 4 артиллерийских установки калибра 100 мм, 14 зенитных пушек калибра 20 мм со скорострельностью 500 выстрелов в минуту и 6 пулеметов.

Эти ледоколы, а по сути — боевые корабли, принимали активное участие в сражениях Великой отечественной, и все остались на плаву после ее окончания. В 50-е годы вся четверка была переименована. «Сталин», например, стал «Сибирью», а «Лазарь Каганович» — «Адмиралом Лазаревым».

Затем было решено использовать этот опыт при строительстве атомных ледоколов. Правда, он был несколько скорректирован — вооружение при постройке не устанавливалось, но в случае необходимости оно могло быть интегрировано в судовые системы.

Первый советский атомоход «Ленин», поступивший в Мурманское морское пароходство в 1960 году, был оснащен фундаментом для установки счетверенных 45-миллиметровых автоматических пушек, погребами для хранения боекомплекта и прочим оборудованием, которое так и не было востребовано. Само вооружение хранилось на складах на берегу.

На ледоколах проекта 10520 «Арктика», развернутом в 70-е годы, вооружение должно было быть более серьезное. При возникновении угрозы судоходству на Северном морском пути на атомоходы, которые были потенциальными патрульными кораблями, можно было установить две спаренные артиллерийские установки АК-726 калибра 76 мм и четыре шестиствольных автомата АК-630 калибра 30 мм. Причем дооснащение атомоходов могло быть выполнено в кратчайшие сроки — комплекты вооружения хранились в порту приписки.

Так что следует признать, что «Иван Папанин» — это нечто новое, являющееся хорошо забытым старым.

Следует признать, что по пути вооружения судов ледового класса шли не только в Советском Союзе, но и за его пределами. С 2002 года в составе Береговой охраны Норвегии эксплуатируется патрульный корабль ледового класса «Свальбард». Разумеется, по вооружению он сильно проигрывает «Ивану Папанину», располагая лишь артиллерийской установкой калибра 76 мм. Есть также тяжелый многоцелевой вертолет. Однако по «комплекции» это очень серьезный корабль водоизмещением 6500 тонн и длиной 103 метра. Энергетическая установка имеет мощность 10 МВт. Дальность хода — почти 9 тыс. миль. Скорость на чистой воде — 17,5 узлов. Проходит через ледовые поля толщиной в метр. Совершил поход к Северному полюсу. 10 лет назад появилось сообщение о том, что Норвегия намеревается довести количество этих кораблей до 6−8. Однако больше новостей на эту тему не поступало.

Военное обозрение: Индия планирует отказаться от русского оружия

Военные новости: Российские военные полицейские в Сирии попали под обстрел

«Иван Папанин»: арктический патрульный

Российский флот пополнится принципиально новыми кораблями. Сегодня, 19 апреля, информационное агентство «РИА Новости» сообщило о том, что на санкт-петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественная закладка нового патрульного корабля проекта 23550 «Иван Папанин».

Корабль «Иван Папанин» является первым в своем роде, совмещая возможности патрульного корабля и мощного ледокола. Разработчики (конструкторское бюро «Алмаз») заявляют о том, что он является многоцелевым и может одновременно выполнять функции боевого корабля, научно-исследовательского судна, а также использоваться при проведении поисково-спасательных операций.

Закладная доска многофункционального патрульного корабля ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин»
flot.com

«Сегодня мы отмечаем важное событие как в истории Военно-морского флота, так и в области военного кораблестроения. Сегодня день рождения будущего корабля, который будет защищать наши арктические просторы», – рассказал главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королев.

Контракт на строительство серии из двух патрульных кораблей был подписан 25 апреля 2016 года. Головной патрульный корабль «Иван Папанин» должен быть закончен к 2019 году, а второй, пока не получивший названия, – к 2020 году. Свое название головной корабль получил в честь выдающегося исследователя Арктики контр-адмирала Ивана Папанина.

Масштабная модель корабля ледового класса проекта 23550
nevskii-bastion.ru

Согласно описанию проекта, новые корабли смогут преодолевать лед толщиной до 1,5 м. Длина «Ивана Папанина» составит 100 м, водоизмещение – 8500 т, максимальная ширина – 20 м. При этом корабль сможет развивать скорость до 16 узлов (по другим данным – 18 узлов). Автономность плавания составит 60 суток. Экипаж будет состоять из 49 человек, кроме того, на корабле оборудованы помещения для 47 пассажиров.

Основным вооружением «Ивана Папанина» станут две ракетные установки Club-K, автоматическая артиллерийская установка АК-176МА и два скоростных боевых катера типа «Раптор». Кроме того, на борту корабля оборудованы ангар и площадка для вертолета Ка-27.

Новый российский ледокол «Иван Папанин» станет самым необычным среди кораблей этого класса благодаря «вооружению уровня эсминца»

Новый российский ледокол «Иван Папанин» станет самым необычным среди кораблей этого класса благодаря «вооружению уровня эсминца». Об этом пишет аналитик американского издания War is Boring Роберт Бекхусен.

По его словам, Россия на сегодняшний день обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом, имея в распоряжении более четырех десятков судов, включая шесть атомных ледоколов, способных пробивать арктические льды.

После почти 40-летнего перерыва РФ построила «Арктику» и «Илью Муромца», которые будут введены в строй до конца этого года. Следующий в очереди — «Иван Папанин» проекта 23550, заложенный 19 апреля 2017-го в Санкт-Петербурге.

Технические характеристики корабля водоизмещением семь тысяч тонн не имеют аналогов в мире. Он будет совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

По данным автора публикации, «Ивана Папанина» вооружат крылатыми ракетами «Калибр» и 76-миллиметровой артиллерийской военно-морской установкой АК-176МА, выполненной по технологии «стелс».

— Более привычным выглядело бы оснащение корабля противоракетными средствами и стрелковым оружием. Специальное вооружение, более характерное для эсминцев, является для ледокола нестандартным решением, — пишет аналитик.

Арктический стражник: каким будет новый боевой ледокол России

О возможном потенциале и вооружении первого многофункционального патрульного ледокола, строящегося для ВМФ РФ

В Санкт-Петербурге 19 апреля на «Адмиралтейских верфях» был заложен первый патрульный ледокол для Военно-морского флота РФ. Он получил имя «Иван Папанин».

Всего Минобороны заказало два корабля ледового класса проекта 23550. «Иван Папанин» должен быть передан флоту в 2019 году, второй корабль — до конца 2020 года.

Технические характеристики этих сторожевиков не имеют аналогов в мире. Как неоднократно отмечали в военном ведомстве, представители этого проекта будут совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

Немецкий журнал Stern уже назвал этот проект «стальным кулаком русской ледовой армады», отметив, что эти корабли будут «доминировать в Северном Ледовитом океане безраздельно». По оценке издания, в последние годы Россия строит много именно малых кораблей, которые оснащены «чрезвычайно тяжелым вооружением».

«Иван Папанин» новый патрульный ледокол для Армии России

ОХРАНЯТЬ И УНИЧТОЖАТЬ

Головной корабль серии «Иван Папанин», заложенный на «Адмиралтейских верфях», спроектирован Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Алмаз».

«АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ». СПРАВКА

Старейшее судостроительное предприятие страны в 2014 году отметило 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти три тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое потаенное судно — прообраз первой подводной лодки. Здесь также были построены легендарный крейсер «Аврора» и первый атомный ледокол «Ленин».

Сейчас петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На «Адмиралтейских верфях» строятся подлодки проектов 636.3 и 677 «Лада», а также дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», который планируется сдать флоту в этом году.

«Иван Папанин» — первый в истории сторожевой (патрульный) корабль ледового класса: ранее нигде в мире подобных боевых ледоколов не строили. У других стран имеются корабли, которые могут «давить» лед, но при этом они не несут на борту оружие.

Подобные корабли собирается строить Канада, но у них будут меньшие возможности, рассказал ТАСС военный эксперт Александр Мозговой.

По своему водоизмещению они близки к российским кораблям проекта 23550. Но наши обладают более широкими возможностями. Тем более мы уделяем большое внимание военным вопросам Арктики, в том числе обороне, развертыванию там Вооруженных сил РФ. Учитывая определенные сложности и экстремальные условия, создание таких ледокольных патрульных кораблей необходимо и целесообразно

Александр Мозговой — военный эксперт

По данным открытых источников, российский сторожевик будет иметь водоизмещение около 7 тыс. тонн и длину корпуса 114 метров. Скорость — 18 узлов (33,3 км/ч). Он сможет преодолевать лед толщиной до полутора метров. Дальность плавания — 6 тыс. морских миль (около 11 тыс. км). Корабль оборудуется буксирным устройством и двумя грузовыми электрогидравлическими кранами грузоподъемностью около 28 тонн каждый.

В корпусе «Ивана Папанина» реализованы все последние достижения российского судостроения. Кроме того, корабль оснащен только отечественным оборудованием.

Самое главное, что все оборудование на этом ледоколе будет российским. На других наших ледоколах смешанное, а на этом только российское, и в этом его основное отличие

источник в судостроительной отрасли

Патрульный корабль проекта 23550 предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки задержанных судов. Также он сможет сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях и перевозить различные специальные грузы. Боевой ледокол способен не только осуществлять охрану кораблей, но и при необходимости уничтожать неприятельские суда.

АРКТИЧЕСКИЙ КАЛИБР

Строительство подобных кораблей стало следствием активного развития военной инфраструктуры в Арктике. Такую задачу перед армией поставил Верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин. Эффективно выполнять военные задачи в арктической зоне такие ледоколы смогут как самостоятельно, так и в составе группировок боевых кораблей.

Надо обеспечить не просто прохождение каравана, а создать условия соблюдения режимов охраны нашего судоходства в соответствии с законодательством. На этом сторожевом корабле будет соответствующее вооружение, которое обеспечит ему выполнение задач

источник в судостроительной отрасли

По открытым данным, ледоколы проекта 23550 получат тактическое ракетное вооружение — российские крылатые ракеты «Калибр-НК».

Как считает Мозговой, на ледоколе может быть установлено восемь пусковых установок «Калибр-НК».

Опыт установки «Калибров» на ледоколы — это впервые такое. Официально это нигде не говорится, но на картинках этих судов, которые распространены в сети Интернет, можно разглядеть в кормовой части два контейнера с пусковыми установками ракет «Калибр», в каждой по четыре

Александр Мозговой — военный эксперт

Специалист отметил, что «Калибры» имеют низкую радиолокационную заметность, а также могут следовать к цели, огибая рельеф местности на сверхмалых высотах. Из-за этого они тяжело обнаруживаются любыми средствами ПВО. Точность поражения цели «Калибрами» составляет несколько метров, несмотря на дальность применения — до полутора тысяч километров.

Там много модификаций. Есть те, которые часть полета осуществляют на одной скорости, а при подходе к цели — сверхзвуковая. Есть вариант, где стреляют дозвуковой ракетой, но большой мощности (450 кг боевая часть). Имеется вариант, когда стреляют по береговым целям (более 1,5 тыс. километров), и есть «стратегические», которые стреляют до 2,6 тыс. километров с ядерным боезапасом

Александр Мозговой — военный эксперт

Наличие комплекса «Калибр» на борту «Ивана Папанина» сделает ледокол многофункциональным боевым кораблем арктической зоны, считает эксперт.

ПУШКА-НЕВИДИМКА

Ледокол также сможет наносить артиллерийские удары по морским и береговым целям — он будет вооружен артиллерийской установкой АК-176МА. Она может размещаться в специальной «угловатой» башне со сниженной радиолокационной заметностью.

По данным газеты «Известия», решение об установке пушек было принято в конце 2016 года и в настоящее время проектные работы завершены: пушка будет стоять в носовой части корабля.

По данным Петербургского машиностроительного завода «Арсенал», модернизированная артустановка АК-176МА предназначена для вооружения кораблей ближней морской зоны ВМФ. В ней по сравнению с базовой версией более чем в два раза повышена кучность стрельбы, увеличена скорость наведения. Масса пушки стала меньше девяти тонн (у АК-176 — более 11 тонн).

Как отмечают разработчики, 76-мм корабельная установка включена в состав вооружения современных проектов кораблей (22160, 22800, 12418, 23550), а также может устанавливаться на корабли более ранней постройки. Всего до 2020 года ВМФ получит 22 модернизированные артустановки.

«Иван Папанин» также получит и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов. Предусмотрено базирование многоцелевого вертолета Ка-27 и двух скоростных катеров типа «Раптор».

У нас есть ледоколы, но они выполняют именно патрульные функции. А эти — более серьезные и рассчитаны уже на ведение боевых действий в Арктике и поддержку сухопутных сил и морской пехоты в этом регионе

Александр Мозговой — военный эксперт

В 2016 году на «Адмиралтейских верфях» был спущен другой военный ледокол проекта 21180 — «Илья Муромец». До конца 2017 года он должен войти в состав Северного флота. Однако этот корабль не будет нести на борту вооружения, а вертолет сможет принимать на носовую площадку только временно, так как не оборудован для базирования винтокрылой машины.