Военные картины художников

Нужно сделать дополнительный акцент на том, что все размышления, приведенные ниже, ни в коем разе не пытаются проводить историческую ревизию, предполагая лишь культурологический или даже антропологический взгляд на живопись, посвящённую Великой Отечественной.

Начнём с самого, пожалуй, удивительного и примечательного: далеко не все рода войск представлены на полотнах в одинаковой пропорции. Даже так: очень мало родов войск представлено на «классических» изображениях в принципе. Доминирующую часть батальных и околобатальных полотен занимает пехота. Это справедливо и понятно – именно советская пехота приняла на себя основной удар, переносила все тяготы службы, совершала великие подвиги. Но разве без поддержки других родов войск смогла бы она достичь тех успехов, которых достигла?

Итак, чаще всего на полотнах представлена пехота, реже – моряки, ещё реже – партизаны, иногда – медсёстры. Диверсанты, связисты, минёры – лишь вкрапления на уровне погрешности. Но допустим, что все они затерялись в той самой пехотной каше и идут в бой наравне с остальными, хотя это, безусловно, умаляет их профессиональный подвиг. На картинах небатальных можно увидеть медсестёр и солдаток, матерей и детей, узников концлагерей, жителей оккупированных территорий и блокадного Ленинграда.

Довольно часто на полотнах встречаются артиллерийские расчёты. Как на общих планах, наряду с пехотой, так и самостоятельно. Частый сюжет – одинокая пушка, которая ведёт неравный бой с превосходящим противником. Артиллеристы измождены, из последних сил они, неполным составом заряжают и наводят орудие, бьют по неприятелю. Знакомо? Ещё бы. Этот образ известен многим и благодаря советским кинолентам, но о фундаментальной, корневой связи кино и живописи мы поговорим ниже.

А как же дела обстоят с механизированными родами войск? Да почти никак. Возможно, вы подумаете, что такого не может быть, но это правда. Любая советская техника от танков до самолётов, от систем залпового огня до эсминцев представлена на картинах единичными, как будто случайными полотнами. Здесь нужно сделать ещё одну оговорку: под живописью в данном случае не понимается иллюстрация и рисунок. Для детско-юношеской литературы в изобилии поставлялись простенькие воздушные бои, изображения кораблей и танков. Но почему же всего этого нет на картинах «серьёзных» художников?

Танки в советской довоенной живописи встречаются пусть не часто, но регулярно. С 20-х годов и до самого начала 40-х, изображённых участвующими в советско-финской войне. Дальше же начинается лакуна – танки сходят с полотен, чтобы появляться на них изредка и на фоне, позади пресловутой пехоты. Иногда можно встретить подбитые машины, иногда показывается, как солдаты въезжают «на броне» во взятый город, приветствуемые местными жителями, но непосредственно в бою, где советские танкисты второй половины войны проявили себя блестяще, их практически не запечатляют. Знаковой в этом смысле можно назвать картину «Утро танкистов», где танкисты изображены… без танков. И тут становится совершенно непонятно, как была выиграна Курская битва и вообще вся война. При помощи полутора танков на фоне? А как же легендарные тридцатьчетвёрки? Могучие Исы?

Но если танки в советской живописи присутствуют хотя бы фрагментально, то самолёты и корабли не представлены, как будто, вовсе. Морская пехота – есть, парадные портреты лётчиков – есть. А их боевых железных товарищей нет. И это если не вспоминать про подводников… Можно попробовать списать подобный феномен на то, что поначалу СССР не мог оказать полноценное сопротивление в воздухе, а на море так и вовсе достиг скромных успехов. Но если бы не было Кожедуба и Покрышкина, если бы не было черноморского и других флотов, состоялась бы та самая Победа?

Самолёты и корабли изображаются фоном, как игрушечные, ничего не значащие силуэты. А ведь они сдерживали противника в воздухе, эвакуировали окружённых и выбрасывали десанты. Англичане с американцами целый фильм «Дюнкерк» посвятили далеко не самой духоподъёмной операции, где действуют как раз авиация и флот. Те же англичане и немцы в живописи не пренебрегают механизированными частями – их полотна найти не проблематично. Тогда в чём же дело?

Версия о травматизме после первых крупных поражений в столкновении с противником и отставание по технической части не выглядит слишком реалистичной – пехота поначалу также показывала не слишком большие успехи, отступая почти до самой Москвы. Возможно, причину следует усматривать в том, что в отсутствие людей трудно создать драматический сюжет? Всё те же английские баталисты-маринисты из далёкого 19-го века готовы дружно оспорить этот тезис. Поэтому наиболее очевидным кажется мотив персонализации войны, соотнесения её с конкретным человеком и человеком вообще. Но это может быть не столько самоцелью, сколько, характерным для советского искусства, уходом от зрелищности.

Сражение мощных линкоров, захватывающие воздушные бои, массированные танковые атаки – всё это в первую очередь зрелища. Тут уместно вспомнить о параллелях с кино. Сколько было снято картин о лётчиках, подводниках и моряках? Пальцев на руках, наверное, хватит пересчитать. И то, большее внимание в них традиционно отводилось не сражениям, а переживаниям героев. Возвращаясь к живописи, мы приходим к очередному удивительному открытию: на полотнах наступательные боевые действия (даже если забыть о технике) представлены не так часто. Самые яркие, красочные и живописные сражения преподносят зрителю не классические картины, а диорамы. Если не включать их в список, он оскудеет на две трети.

Отсюда следующее и напрямую связанное с кино следствие. Кто не наступает, тот обороняется. И действительно, огромный массив полотен живописных и киношных сходен, как две капли воды. Герои ценой своей жизни задерживают наступление противника. Были ли такие эпизоды в реальности? Были, и в огромном количестве. Но можно ли выиграть войну только отступая? В СССР снимали безусловно прекрасные драматические, душераздирающие кинокартины о войне до последнего человека, задержании врага ценой собственной жизни и героическом отступлении, вроде «Аты-баты, шли солдаты», «А зори здесь тихие…» и «Они сражались за Родину». Список можно продолжать очень долго. Но как много снято картин о геройском наступлении, сминающем врага? Сколько фильмов, кроме грандиозной пенталогии Озерова «Освобождение»?

Просматривая картины о Великой Отечественной несколько часов подряд, можно заметить абсолютную схожесть сюжетов и поймать себя на мысли, что раз за разом героически отстаивающие свои позиции солдаты оказываются в Берлине абсолютно неожиданно. Вот они в окопах встречают немецкие танки, а вот уже на своих танках оказываются в столице врага. Мощная монтажная склейка, не так ли? Безусловно, если сгустить краски и склонить чаши весов в обратную сторону мы получили бы на выходе что-то среднее между американским блокбастером и советским агитплакатом, этакий комикс о Капитане Красная Армия. Но этого, к счастью или к несчастью, не случилось.

Вероятно, именно в вышеперечисленном и кроется то сакральное евтушенковское: «…хотят ли русские войны?». Не сама война, как бы к этому не относиться, занимает художников, а человек посреди войны, отдающий, жертвующий, превозмогающий и побеждающий, как будто не убийством врага, а силой собственного духа. Соответствовал ли такой подход нормам соцреализма или запросу общества – не столь важно. Советское искусство отразило не глумливое бравурное веселье, а спокойное светлое и тяжёлое одновременно превозмогание, где главной наградой были не пляски на костях соперника, а… возвращение домой.

Именно возвращению посвящены одни из наиболее пронзительных картин, касающихся темы Великой Отечественной. Встреча с жёнами и детьми, матерями и друзьями; первый взгляд на свой дом, от которого пришлось прошагать тысячи километров. Вместо Праги, Вены и Берлина – родная деревня, вместо Вислы, Одера и Рейна – безымянная речушка. Весеннее расцветание природы и пробуждение жизни после пятилетней зимы-войны. Конец войны может быть описан очень разнообразно: вот толпа, ликующая у Рейхстага, вот мальчишка на лошади, везущий в родную деревню газету с радостными известиями, вот пара влюблённых, отбросивших автоматы, лежит на траве, молча глядя в весеннее небо…

Современные художники смотрят на тему несколько иначе. Безусловно, одна часть продолжает «классическую» советскую линию, «расширяя» её в плане изображений военной техники. Другая же, в иносказательной манере пытается переосмыслить человеческие потери, принесённые войной. Бережное, трепетное, новаторское, на грани магического реализма, размышление, где краски приглушены, а ярким вспышкам огня противопоставлен полумрак полузабвения. На таких картинах большое внимание уделяется связи поколений, её надорванности и невосполнимости; незаживляемости этой рваной раны.

Со временем художественные представления о Великой Отечественной войне будут меняться, как менялись они и при СССР, где со временем «классической» школе были противопоставлены работы Гелия Коржева, выполненные на грани экспрессионизма и сюрреализма и безжалостные изображения инвалидов войны от Геннадия Доброва. Живой, неостановимый поток мысли и формы создаст новое видение и даст новые ответы на старые вопросы, как и полагается искусству.

С праздником Победы!


Последний салют, И. М. Кравцов (2010)


Блокадный Ленинград, (Неизвестно)


Диорама «Блокада Ленинграда», Е.А. Корнеев (1994-1995)


Оборона Севастополя, А. Дейнека (1942)


Первый день мира, Б. В. Окороков (1975)


Без вести пропавший, А. П. Горский (1946)


Подвиг, И. Бордачев (1961)


Утро танкистов, Б. Ф. Федоров (1954)

Минск 3 июля 1944 года, В. Волков (1944-1955)

Прощание славянки, К. Васильев (1975)

Подвиг пяти черноморцев, Ю. В. Волков (1948)

Баталия, А. Н. Грачев (1976)

Бой за Будапешт, А. Ефимов(неизвестно)

Конец, Кукрыниксы (1948)

Лихолетье, Присекин Н.С. (1984)

Мать партизана, С. В. Герасимов (1943-1950)

Отправка морской пехоты ТОФ на оборону Москвы, В. А. Мокрушин (2011)

Ночной бой, Ф. П. Усыпенко (неизвестно)

Ночь. Большая Медведица, Ринат Волигамси(2010)

Даже не снилось. 22 июня 1941, В. Ф. Папко (2011)

Победа, П. Кривоногов (1948)

Победа, В. Харламов (1985)

Солдаты, В. Г. Пузырьков (1972)

По следам врага, Г. К. Савицкий (1942)

Сыновья, Сергей и Алексей Ткачевы (1985-1990)

Сталинградская битва, М. И. Самсонов и А. М. Самсонов (1994-1995)

Письма, В. Г. Титов (1970)

Битва под Моздоком в 1943 году, Ф. П. Усыпенко (1950)

Ответ гвардейцев-минометчиков, Ф. П. Усыпенко (1949)

Фрагмент диорамы «Сталинградская битва», студия военных художников имени М. Б. Грекова (1961-1982)

Штурм Сапун горы 7 мая 1944 года, худ. рук. СССР П. Т. Мальцев (1959)

Возвращение, Ю. П. Кугач (1988)

Рассказ о медалях. Там был ад, Г. Добров (1975)

Горькая, А. Н. Федоров (1916)

Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская, И. Балдин (1984)

Память. Братья Газдановы, В. Каджаев (2015)

Капитуляция, П. А. Кривоногов (1946)

Возвращение с Победой, А. Китаев (1985)

Поединок П. А. Кривоногов Пётр (1964)

Медсестра Наташа, Н. Бут (неизвестно)

Не рыдай Мене, Мати, Ф. Ивано (2015)

Победа, А. Новоселов (2014)

Лето 41-го, И. Овчаренко (2015)

Огненная дуга, Н. Бут, Г. Севостьянов, В. Щербаков (1986)

Десант, А. А. Пассан-Сапков (1973)

Портрет маршала Г. К. Жукова, В. Яковлев (1957)

Солдатка, А. А. Прокопенко (1968)

Сбитый ас, А. А. Дейнека (1943)

Подвиг младшего лейтенанта Николая Шевлякова, А. Н. Семёнов (1985)

Пьета, С. Данчев (2015)

Сестрица, М. И. Самсонов (1954)

Тишина. Отец и сын, И. Кравцов.

LiveInternetLiveInternet

Традиционно в предверии Дня Победы буду публиковать серию постов, посвященную этому светлому и святому празднику, ведь за год собралась коллекция новых картин в «военных» папках.

Белорусский вокзал.
Уж паровоз давно торопится вперёд.
Дежурный дернул колокольчик медный.
А под Москвою – враг стоит несметный…
Ты помнишь эти проводы на фронт?
Ты помнишь, как припав к моей груди,
Ладонью гладила ты новые петлички,
Мне не хотелось уходить… но это личное…
Никто и знать не мог, что будет впереди.
Никто не знал, что брат погибнет в Минске,
А наш комсорг под Ельней сдастся в плен…
Теперь спустя эпоху – это тлен…
Давно забыт котел в болотах Пинских,
Но мы-то помним переполненный вокзал…
Гармошку, слёзы, запах новой кожи.
Скорей на праздник было всё похоже…
Я слово дал — вернуться… Не сдержал.
А ты меня дождаться не смогла —
Твой поезд разбомбило ночью зимней.
Ока сомкнулась над тобой и сыном,
Которого под сердцем берегла…
Но это только будет… будет трудно…
Оркестр нам «Славянку» заиграл…
Ну, а сейчас — притихший враз вокзал…
А плакать… плакать будешь ты под утро…
Еще в Москве-реке взломают бомбы лёд,
Отец в Смоленске сгинет как подпольщик…
Дежурный дернул медный колокольчик.
И паровоз давно торопится вперёд.
© Автор под ником Ломовой извозчик

В.Трифонов Юность.
(Удивительное дело, такая известная картина представлена во всем интернете только на одном сайте, и информации о художнике найти не смог — Трифоновых-художников несколько, но автора этой картины среди них не нашел!)

Владимир Артыков Проводы на фронт.

Ткачёв А.П., Ткачёв С.П. Прости-прощай, родимый дом… 1984-88 гг.
* * *
Провожали меня на войну,
До дороги меня проважали,
На село я прощально взглянул,
И вдруг губы мои задрожали.
Ничего б не случилось со мной,
Если б я невзначай разрыдался, —
Я прощался с родной стороной,
Сам с собою, быть может, прощался.
А какая стояла пора!
Лето в полном цвету медовело.
Собирались косить клевера,
Рожь от жаркого солнышка млела.
Поспевала высокая рожь,
Наливалась густая пшеница,
И овес, что так быстро подрос,
Прямо в ноги спешил поклониться.
Заиграла, запела гармонь,
Все сказала своими ладами,
И платок с голобую каймой
Мне уже на прощанье подарен.
В отдалении гром грохотнул,
Был закат весь в зловещем пожаре…
Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
Федор Сухов

Измаил Ефимов Провожают на фронт 1979 г.

В.Шульга На фронт. 1987 г.

А.Лутфуллин Проводы на фронт. 1978 г.
А.С.Миронов Проводы на фронт. 1963 г.
* * *
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы… И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги… Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
Булат Окуджава, 1958 г.
Ильбек Хайрулинов 1941 год. 1983-85 гг.
Ильбек Хайрулинов Июнь 41го (фрагмент). 2000 г.
Ильбек Хайрулинов Благословение матери. 2002 г.
Письмо на фронт
Война идёт уже два года,
А я по ночам вспоминаю порой
Вечер июня сорок первого года,
Где мы празднуем наш выпускной.
Мы кружилися в вальсе движеньями быстрыми,
Все пути нам открылись тогда.
Мы не знали, что скоро горящими искрами,
Как глазами, посмотрит война.
Но наутро послышались выстрелы,
Ты к груди меня нежно прижал.
А потом помню проводы быстрые –
Ты уже на фронт уезжал…
На перроне стою я растерянно,
Прикасаюсь к щеке я рукой,
Поцелуй вспоминаю последний твой,
Тот любимый желанный родной.
Вот уже навернулися слёзы –
Я глаза утираю рукой
И мечтаю о белых берёзах,
О счастливых рассветах с тобой.
Не имея хоть маленькой весточки,
Знаю, сердце всё бьётся в груди.
Мы ведь связаны тонкою ленточкой,
В мир иной без меня не иди.
За свободу, за жизнь нашу чистую
Ты борись с ненавистной ордой
За Россию, за Родину, солнце лучистое,
За то время, где ты молодой.
Ты порой обо мне вспоминаешь,
А я бережно сердцем храню
Наш последний на празднике снимок,
Как увядшую юность мою.
Война идёт уже два года,
А я по ночам вспоминаю порой
Вечер июня сорок первого года,
Где мы празднуем наш выпускной.
Ольга Журина
Ю.А.Дорофеев 22 июня 1941 года. 1981 г.
М.Г.Богатырев Проводы. 1977 г.
Виктор Громыко Прощание. 1956 г.

Художник изображающий войну

Примеры употребления слова баталист в литературе.

Ценители искусства, знатоки или невежды, — кто из зависти, кто из самоуверенности, свойственной критикам, кто из предрассудка, — раз и навсегда относят художников к определенным категориям: к пейзажистам, портретистам, баталистам, маринистам или жанристам, сковывают их творчество, предписывая им коснеть в одной и той же области, подходя к ним с тем же предвзятым мнением, с каким подходит свет к писателям, к государственным деятелям, ко всем, кто начинает с какой-нибудь специальности, прежде чем прослывет широкоодаренной натурой.

В отличие от других баталистов, Верещагин на своих полотнах изображал не эффектные картины сражений с лежащими на переднем плане в живописных позах убитыми и ранеными, а войну со всеми ее ужасами.

Но самый дерзновенный пункт иофановского проекта состоял в том, что собственно здание Дворца представляло собой всего-навсего постамент диковинной композиции, в которой было что-то от пирамиды фараона Джосера, Квентинского чертога, выстроенного в Риме императором Калигулой, Вавилонской башни, горы человеческих черепов, изображенных баталистом Василием Верещагиным.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Какое из этих предложений деепричастный оборот а) Глядя на эту картину у нас невольно сжимается сердце б)Глядя на картину мы невольно чувствуем грусть в)Глядя на картину возникает ощущение тревоги г)Глядя на эту картину художнику отдали предпочтения многие P.S. Запятые не стоят, потому что я не знаю куда ставить)

Помогите пожалуйста выполнить все задания​ Объясните написание НЕ, поставьте знаки препинания. Даю 40 баллов! Срочно! 1.Человек (не)обладающий тактом вызвал у всех раздражение. 2. Это был совсе м (не)красивый зонт. 3. Я долго (не)мог заснуть. 4. Путь (не)близок, а далёк. 5. Домашние (не)урядицы быстро закончились. 6. (Не) (в) чем было их упрекнуть 7. (Не) большая ночная птица промелькнула в темнеющем небе. 8. Поле (не)вспахано до самой весны. 9. (Не)кем заменить этого работника. 10. (Не) настный день был вчера. 11. Послышалось (не)громкое пение. 12. (Не) вспаханное поле простиралось перед нами. 13. (Не)дождавшись ответа я отправился домой. 14. (Не) выполнившие вовремя задание ученики остались после урока. 15. (Не)выносимо тяжело было нам в походе. 16. (Не)навистный человек всегда мешал нам. 17. Трава (не) колыхалась во всем огромном поле. 18. Остановился Петр в (не)доумении. 19. Кот лежал (не)подвижно на подоконнике. 20. Дорога (не)широкая, а узкая проходила по просеке. 21. Вовсе (не)далеко было нам идти до города. 22. (Не) кому было рассказать об этом интересном событии. Помогитееееее ну пожалуйстааааааа Заранеееееее благодарю❤️❣️❤️❤️‍♂️ Составить диалог о памятнике А. Молдагуловой и М. Маметовой ​ Сделайте пожалуйста оба предложения Ну пожалуйстааааааа Заранее благодарю ❤️❣️❤️❤️‍♂️ Замените словосочетание «ледяное поле», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления.​ Помогитеееееее Ну пожалуйстааааааа Заранее спасибо❤️❣️❤️ Никак не получается очень прошу Задание 1. Спишите, вставьте нужные буквы. В наречиях определите: 1) что они обозначают: признак действия, признак кач ества или признак предмета; 2) от какой части речи зависят; 3) на какомвопрос отвечают.1. Солнце жгуч… палило, на улице нынче свеж…, могуч. раскинулись ветки, вести себя вызывающ…, смотреть негодующ. блестящ. защитить диплом, рукам горяч…, организова…о работать, мужестве…о бороться, неуклюж. плясать, открыть окна настеж…, жарко невтерпёж.2. Сегодня дума.о, дружески относит.ся, смотреть рассея.о, лес сплош., приехать засветло, игрив., смотреть, ударить наотмаш… торжестве.о идти, издавн… повелось, смотреть угрожающ., нести тяжело, выдать замуж., нестись вскач…, революцио.о настрое…ый.​ Составить диалог на тему «Школьная дисциплина. К чему она обязывает?» ДАМ 80 БАЛЛОВПерестройте предложения, добавив к выделенным словам приложения. Расставьтенеобходимые знаки препинания.1) Мы побывали на экскурсии в Ве не.2) Ему было присвоено звание Героя России.3) Старику осталась единственная радость.4) Мы наконец достигли станции.S) Белка легко справляется с её излюбленным кормом,6) Он мечтал о поездке в Италию.7) Я восхищаюсь характером Гринёва.8) В окна беззаботно входил черноморский ветер.Материал для выполнении задания: орехами; воспоминания о одном из красивейших городов мира; предвестник бури; страну музеев под открытым небом; конечной цели нашего путешествия, одно из самых почетных званий в нашей стране: героя произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Искусство в годы Великой Отечественной войны

Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.

«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.

Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.

С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!

Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»

Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

…Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.

Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.

Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам.

Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.

После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед.

Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».

…Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.
Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа.
Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от фашистского рабства.
Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.

Не только средствами идеологического оружия сражались с врагом художники нашей страны. Многие из них стали солдатами Советской Армии. Они участвовали в борьбе с фашистами в составе боевых частей действующей армии, партизанских отрядов, народного ополчения. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными альбомами, делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин.

Портреты героев-воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, появляясь в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов.

За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу.

В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет.

О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943).

Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».

О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942),

Г. Г. Ряжский «В рабство» (1942), Т. Г. Гапоненко «После изгнания немцев» (1943—1946).

О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын.

Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям».

Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить.
Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям.
Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.

Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них — «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940— 1942) — посвящается победе русского народа над ливонскими псами-рыцарями.

Старейший советский художник Н. П. Ульянов создал образ великого русского полководца М. И. Кутузова в картине «Лористон в ставке Кутузова» (1945).

Народный художник РСФСР Е. Е. Лансере написал гуашью серию небольших картин, объединенных общим названием «Трофеи русского оружия». Автор задумал показать великие победы русского оружия в различные исторические эпохи: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и т. д. Смерть помешала художнику завершить эту интересную работу.

Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства.

Образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине, создал художник П. Д. Корин (1942).

«Я писал его, — рассказывает художник, — в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».

Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. Но ни у одной из них нельзя было отнять главного — искренности и страстности, сознания высокого патриотического долга.

Картину победоносного наступления советских войск запечатлел в одном из первых батальных полотен военных лет художник В. Н. Яковлев («Бой под слободой Стрелецкой», 1942).

Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя.

Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.

В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.

Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.

Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений.

В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста.

В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина.

Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист П. А. Кривоногов. В 1945 году он создал картину «Корсунь-Шевченковский», в которой запечатлел одно из больших сражений в районе Правобережной Украины, во время которого было окружено и уничтожено 11 немецких дивизий. Художник был свидетелем этой операции, что обусловило жизненную достоверность и документальную точность картины.

Наряду с историческим, батальным и бытовым жанрами видное место в советской живописи военных лет принадлежало портрету и пейзажу.
Высокого расцвета достигло искусство художника А. М. Герасимова. В 1944 году им было написано одно из лучших произведений — групповой портрет старейших русских художников В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова, В. К. Бялыницкого-Бируля и В. Н. Бакшеева.

Автору удалось передать неповторимое своеобразие каждого и вместе с тем раскрыть то общее, что свойственно всем, — жизнерадостность, душевность, сердечность в отношении к людям.

Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Ф. А. Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица.

Новыми чертами отмечена также пейзажная живопись. В военный пейзаж художники вложили взволнованные чувства советских патриотов. Они показали сожженные врагом мирные села и города, варварски разрушенные памятники культуры. Грозное дыхание войны наполнило эти пейзажи героическим звучанием.

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.

Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу — увековечить для потомства образы защитников, советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

Образы героев войны получили наиболее яркое воплощение в творчестве В. И. Мухиной. При внешней скромности и сдержанности композиционных решений Мухиной всегда удавалось раскрыть богатство внутренней жизни портретируемого, создать настоящий героический портрет. Таковы портреты полковников Б. А. Юсупова (1942), И. Л. Хижняка (1942), портрет партизанки.
В годы войны получила развитие и новая форма монументального героического портрета-бюста, предназначенного для установления на родине героя.

Скульптором Е. В. Вучетичем создана целая серия бюстов крупнейших полководцев. Сохраняя портретное сходство, художник добивается выразительной передачи наиболее ярких черт характера человека. Композиции его бюстов всегда динамичны, лица изображенных людей полны энергии и отваги.

Одна из наиболее удачных работ Вучетича — бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945). Энергичный поворот головы, развевающиеся пряди волос, крупные складки плаща на плечах — все проникнуто бурным порывом, полно движения. Художнику удалось передать страстность характера, отвагу и мужество прославленного полководца.

Годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства.

В этот период окрепла общественно-политическая сила нашего искусства, его коммунистическая идейность и народность. Советские художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага.

В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. «Беседы о советских художниках»

Изд-во «Просвещение», М.-Л., 1964 г.