Военные беспилотники США

Рейтинг самых смертоносных беспилотников


Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
— А. Азимов, Три закона роботехники
Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”
Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета — он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.
Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».
Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять оружие.
Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.
5 место — General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)
Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.
Скорость: до 400 км/ч.
Потолок: 13 000 метров.
Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.
Полный запас топлива: 1300 кг.
Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.
Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.
Стоимость: 16,9 млн. долл.
К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.
4 место — Interstate TDR-1
Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.
Двигатели: 2 х 220 л.с.
Крейсерская скорость: 225 км/ч,
Дальность полета: 680 км,
Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).
Построено: 162 ед.
«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками — мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба — настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».
— Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.
“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы — «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.


Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля
Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.
Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.
“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:
3 место — RQ-4 “Глобал Хок”
Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.
Макс. скорость: 620 км/ч.
Потолок: 18 200 метров.
Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,
Дальность полета: 22 000 км.
Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).
Построено: 42 единицы.
Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.
Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.

Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком «Глобал Хок»
Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.
“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.
2 место — X-47B “Пегас”
Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.
Крейсерская скорость: 0,9 Маха.
Потолок:12 000 метров.
Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.
Дальность полета: 3900 км.
Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.
Построено: 2 концепт-демонстратора.
Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.
Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.
Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе — появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.
1 место — “Таранис”
Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:
Дозвуковая скорость.
Технология “стелс”.
Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.
Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.
Два внутренних отсека вооружений.
Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?
Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.
До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.

Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.
“Таранис” — всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).
Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.
Эпилог
У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.
Беспилотная техника — это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.
Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

В голливудских фантастических фильмах довольно часто прослеживается образ беспилотного летательного ударного аппарата. Так вот, в настоящее время США являются лидерами мирового строительства и конструирования беспилотников. И не останавливаются на достигнутом, всё более наращивая парк БПЛА в вооруженных силах.

• Получив опыт первой, второй Иракской кампаний и Афганской кампании, Пентагон продолжает развитие беспилотных систем. Будут увеличены закупки БПЛА, создаются критерии новых аппаратов. БПЛА сначала заняли нишу легких разведчиков, но уже в 2000-е годы стало ясно, что они перспективны и как ударные самолёты – применялись в Йемене, Ираке, Афганистане, Пакистане. Беспилотники стали полноценными ударными единицами.

MQ-9 Reaper «Жнец»

• Последней покупкой Пентагона стал заказ 24 ударных БПЛА типа MQ-9 Reaper. Этот контракт почти удвоит их количество в вооруженных силах (в начале 2009 у США было 28 таких беспилотников). Постепенно «Жнецы» (по англо-саксонской мифологии образ смерти) должны заменить более старых «Хищников» MQ-1 Predator, их на вооружении примерно 200.

• БПЛА MQ-9 Reaper впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года. Аппарат был создан в 2-х версиях: турбовинтовой и турбореактивной, но ВВС США, заинтересовавшись новой техникой, указали на необходимость единообразия, отказавшись от закупки реактивного варианта. К тому же он, несмотря на высокие пилотажные качества (например, практический потолок до 19 километров), мог быть в воздухе не более 18 часов, что не устаивало ВВС. Турбовинтовая модель пошла в серию на 910-сильном двигателе TPE-331 – «детище» фирмы Garrett AiResearch.

Базовые ТТХ «Жнеца»:

— Вес: 2223 кг (пустой) и 4760 кг (максимальный);
— Максимальная скорость — 482 км/ч и крейсерская – около 300 км/ч;
— Максимальная дальность полета – 5800…5900 км;
— С полной нагрузкой БПЛА будет выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28-30 часов;
— Практический потолок — до 15 километров, а рабочий эшелон высот –7,5 км;

• Вооружение «Жнеца»: имеет 6-ть точек подвески, общий объем полезной нагрузки до 3800 фунтов, так вместо 2-х управляемых ракет AGM-114 Hellfire на «Хищнике», его более совершенный собрат может взять до 14 УР.
• Вторым вариантом оснащения «Жнеца» является комбинация из 4-х «Хеллфайров» и 2-х пятисотфунтовых корректируемых авиабомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением.
• В калибре 500 фунтов также возможно и применение вооружения системы JDAM с GPS-наведением – например боеприпаса GBU-38. Оружие класса «воздух-воздух» представлено ракетами AIM-9 Sidewinder и с недавних пор AIM-92 Stinger – модификацией ракеты хорошо известного ПЗРК, приспособленной для воздушного старта.

• БРЭО: Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования — в носовом обтекателе. На малых (до 70 узлов) скоростях радар позволяет сканировать поверхность с разрешением один метр, просматривая 25 квадратных километров в минуту. На больших скоростях (порядка 250 узлов) – до 60 квадратных километров.

• В поисковых режимах РЛС, в так называемом режиме SPOT, обеспечивает получение с дистанции до 40 километров мгновенных «снимков» локальных участков земной поверхности размером 300×170 метров, разрешение при этом достигает 10 сантиметров. Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B — на сферическом подвесе под фюзеляжем. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

• В 2007 году была сформированная первая ударная эскадрилья «Жнецов», они поступили на вооружение 42-й ударной эскадрильи, которая расположена на авиабазе «Крич» в штате Невада. В 2008 году ими была вооружена 174-е истребительное авиакрылы ВВС Национальной гвардии. Специально оборудованные «Жнецы» также есть у НАСА, Министерства национальной безопасности, у Пограничной службы.
На продажу система не выставлялась. Из союзников «Жнецов» купила Австралия и Англия. Германия отказалась от этой системы в пользу своих разработок и израильских.

Перспективы

• Следующее поколение средних БПЛА по программам MQ-X и MQ-M, должно встать на крыло к 2020 году. Военные хотят одновременно расширить боевые возможности ударного БПЛА и максимально его интегрировать в общую боевую систему.

Основные задачи:

— Планируют создать такую базовую платформу, которая сможет быть использована на всех театрах военных действий, что кратно повысит функциональные возможности беспилотной группировки ВВС в регионе, а также увеличит скорость и гибкость реакции на возникающие угрозы.

— Повышение автономности аппарата и увеличение возможностей выполнения задач в сложных погодных условиях. Автоматизм взлёта и посадки, выхода в район боевого патрулирования.

— Перехват воздушных целей, непосредственная поддержка сухопутных войск, применение беспилотника, как интегрированного разведывательного комплекса, комплекс задач РЭБ и задачи обеспечения связи и освещения обстановки в форме развертывания на базе летательного аппарата информационного шлюза.

— Подавление системы ПВО противника.

— К 2030 году планируют создать модель беспилотника-заправщика, своего рода беспилотный танкер, способный снабжать топливом иные летательные аппараты – это резко повысит длительность нахождения в воздухе.

— Есть планы создать модификации БПЛА, которые задействуют в поисково-спасательных и эвакуационных миссиях, связанных с авиационной переброской людей.

— В концепцию боевого применения БПЛА планируется заложить архитектуру так называемого «роя» (SWARM), который позволит обеспечивать совместное боевое применение групп беспилотных самолетов по обмену разведывательной информацией и ударным действиям.

— В итоге БПЛА должны «дорасти» до таких задач, как включение в систему ПВО-ПРО страны и даже нанесение стратегических ударов. Это отнесено к середине 21 века.

Флот

• В начале февраля 2011 года с авиабазы «Эдвардс» (Калифорния) поднялся в воздух реактивный БПЛА Х-47В. Беспилотники для ВМС начали разрабатывать с 2001 года. Морские испытания должны начать с 2013 года.

• Основные требования ВМФ:
—палубное базирование, включая посадку без нарушения режима малозаметности;
— два полноценных отсека для установки вооружения, общий вес которого, по ряду сообщений, может достигать двух тонн;
— система дозаправки в воздухе.

США разрабатывают список требований к истребителю 6-го поколения:

— Оснащение бортовыми информационно-управляющими комплексами следующего поколения, технологии малозаметности.

— Гиперзвуковая скорость, то есть скорости выше 5-6 Маха.

— Возможность беспилотного управления.

— Электронная элементная база бортовых комплексов самолёта должна уступить место оптической, построенной на технологиях фотоники, с полным переходом на волоконно-оптические линии связи.

• Таким образом, США уверенно сохраняют позиции в разработке, развёртывании и накоплении опыта боевого применения БПЛА. Участие в ряде локальных войн позволило вооружённым силам США поддерживать личный состав в боеготовом состоянии, совершенствовать технику и технологии, схемы боевого применения и управления.

• ВС получили уникальный боевой опыт и возможность на практике без крупных рисков вскрывать и исправлять огрехи проектировщиков. БПЛА становятся частью единой боевой системы – ведения «сетецентрической войны».

/Дмитрий Хавроничев, «Военное обозрение»/

Ведение работ по разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) считается одним из самых многообещающих курсов в развитии нынешней боевой авиации. Применение беспилотников или дронов уже привело к немаловажным переменам в тактике и стратегии военных конфликтов. Более того, считается, что в самое ближайшее время их значимость существенно приумножится. Некоторые военные эксперты считают, что положительный сдвиг в развитии беспилотников является самым важным достижением авиастроения последнего десятилетия.

Однако беспилотники применяются не только в военных целях. На сегодняшний день их активно задействуют и в «народном хозяйстве». С их помощью производится аэрофотосъемка, патрулирование, геодезические изыскания, мониторинг самых разнообразных объектов, а кое-кто даже доставляет покупки домой. Тем не менее, самые перспективные разработки новых беспилотников сегодня проводятся для военных нужд.

С помощью БПЛА решаются многие задачи. Главным образом, это разведдеятельность. Большая часть современных беспилотников создавались собственно для этого. В последние годы появляется все больше ударных беспилотных аппаратов. Отдельной категорией можно выделить дроны-камикадзе. Беспилотники могут вести радиоэлектронную борьбу, они могут быть ретрансляторами радиосигналов, корректировщиками для артиллерии, воздушными мишенями.

Впервые попытки создать летательные аппараты, неуправляемые человеком, предпринимались сразу же с появлением первых аэропланов. Однако практическое их осуществление произошло лишь в 70-х годах минувшего века. После чего начался подлинный «бум беспилотников». Дистанционно управляемую авиационную технику довольно-таки долго не получалось реализовать, но на сегодняшний день она производится в изобилии.

Как часто это бывает, лидирующее положение в сотворении дронов занимают американские компании. И это не удивительно, ведь финансирование за счет американского бюджета создания беспилотников было по нашим меркам просто астрономическим. Так в течение 90-х годов на аналогичные проекты затратили три млрд. долларов, тогда как в одном лишь 2003 году на них потратили больше одного млрд.

В наши дни ведутся работы по созданию новейших беспилотников с большей длительностью полета. Сами аппараты должны быть тяжелее и решать задачи в нелегкой обстановке. Разрабатываются дроны, предназначенные для борьбы с баллистическими ракетами, беспилотными истребителями, микродронами, способными действовать в составе больших групп (роев).

Работы над разработкой беспилотников ведутся во множестве стран мира. В этой индустрии задействована не одна тысяча компаний, но самые перспективные разработки идут прямиком к военным.

Беспилотники: достоинства и недостатки

Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:

Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;

Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;

Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;

Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;

Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;

Наличие высокой боеготовности и мобильности;

Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.

К недостаткам БПЛА можно отнести:

Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;

Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;

По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;

Ограничение полетов беспилотников в мирный час.

Немного из истории беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Первым дистанционно управляемым самолетом стал Fairy Queen, построенный в 1933 году в Великобритании. Он был самолетом-мишенью для истребительной авиации и зениток.

А первым серийным беспилотником, участвовавшим в реальной войне, была ракета Фау-1. Это немецкое «чудо-оружие» обстреливало Великобританию. Всего изготовили до 25 000 единиц такой техники. Фау-1 обладала импульсным реактивным двигателем и автопилотом с данными о маршруте.

После войны над беспилотными разведсистемами работали в СССР и США. Советские беспилотники были самолетами-разведчиками. С их помощью проводилась аэрофотосъемка, радиоэлектронная разведка, а также ретрансляция.

Израильский беспилотник

Немало для развития беспилотников сделал Израиль. С 1978 года у них появился первый беспилотник IAI Scout. В ливанскую войну 1982 года израильская армия при помощи дронов целиком разбила сирийскую систему ПВО. В итоге Сирия потеряла почти 20 батарей ПВО и почти 90 самолетов. Это отразилось на отношении военной науки к БПЛА.

Американцы пользовались БПЛА в «Буре в пустыне» и в югославской кампании. В 90-х годах лидерами в разработке беспилотников они же и стали. Так с 2012 года у них было почти 8 тыс. единиц БПЛА самых разнообразных модификаций. В основном это были малые армейские разведдроны, но были и ударные БПЛА.

Первый из них в 2002 году ракетным ударом по автомашине ликвидировал одного из глав Аль-Каиды. С той поры применение БПЛА для ликвидации ОВО неприятеля или его подразделений стало обычным делом.

Разновидности беспилотников

В настоящее время имеется масса беспилотников, отличающихся своими размерами, внешним видом, дальностью полетов, а также функционалом. БПЛА отличаются способами управления и своей автономностью.

Они могут быть:

Неуправляемыми;

Дистанционно управляемыми;

Автоматическими.

По своим размерам беспилотники бывают:

Микродронами (до 10 кг);

Минидронами (до 50 кг);

Мидидронами (до 1 тонны);

Тяжелыми дронами (массой более тонны).

Микродроны, могут пребывать в воздушном пространстве до одного часа, минидроны – от трех до пяти часов, а мидидроны – до пятнадцати часов. Тяжелые дроны, могут пребывать в воздухе более двадцати четырех часов с совершением межконтинентальных перелетов.

Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Основной тенденцией в развитии современных беспилотников является уменьшение их размеров. Таким примером может быть один из норвежских дронов компании Prox Dynamics. Вертолетный беспилотник обладает длиной 100 мм и массой 120 гр., дальностью до одного км, а длительностью полета до 25 мин. Он имеет три видеокамеры.

Серийно эти беспилотники начали выпускаться с 2012 года. Так, британскими военными было закуплено 160 комплектов PD-100 Black Hornet на сумму 31 млн. долларов, для проведения спецопераций на территории Афганистана.

Разрабатывают микродроны и в Соединенных Штатах. Они работают над специальной программой Soldier Borne Sensors, направленной на разработку и внедрение разведдронов с потенциалом добывать информацию для взводов или рот. Имеются сведения о планировании американским армейским руководством обеспечить индивидуальными дронами всех бойцов.

На сегодняшний день самым тяжелым дроном в армии США считается RQ-11 Raven. Он располагает массой 1,7 кг, размахом крыльев 1,5 м и полетом до 5 км. С электродвигателем беспилотник развивает скорость до 95 км/ч, а пребывает в полете до одного часа.

Он обладает цифровой видеокамерой с ночным видением. Запуск производится с рук, а для посадки не нужна спецплощадка. Аппараты могут летать по заданным маршрутам в автоматическом режиме, ориентирами для них могут служить GPS-сигналы, либо управляться операторами. Эти беспилотники пребывают на вооружении более десятка государств.

Тяжелым американским армейским БПЛА является RQ-7 Shadow, ведущий разведку на бригадном уровне. Серийно стал производиться с 2004 года и обладает двухкилевым оперением с толкающим винтом и несколькими модификациями. Эти беспилотники оснащаются обычными или инфракрасными видеокамерами, радиолокаторами, подсветкой целей, лазерными дальномерами, а также мультиспектральными камерами. К аппаратам подвешиваются управляемые пятикилограммовые бомбы.

RQ-5 Hunter является среднеразмерным полутонным дроном, совместной американо-израильской разработки. В его арсенале имеется телевизионная камера, тепловизор третьего поколения, лазерный дальномер и прочее оборудование. Его запускают со спецплатформы ракетным ускорителем. Зона его полетов находится в радиусе действия до 270 км, в течение 12 часов. Некоторые модификации Хантеров обладают подвесками для небольших бомб.

MQ-1 Predator — самый известный американский БПЛА. Это «перевоплощение» разведывательного дрона в ударный, располагающий несколькими модификациями. «Хищник» ведет разведку и наносит высокоточные наземные удары. Обладает предельной взлетной массой более тонны, станцией РЛС, несколькими видеокамерами (в т. ч. и ИК-системой), прочим оборудованием и несколькими модификациями.

В 2001 году для него создали высокоточную ракету с лазерным наведением Hellfire-C, которую в следующем году применяли на территории Афганистана. В комплексе есть четыре беспилотника, станция управления и терминал спутниковой связи, а стоит он более четырех млн. долларов. Самая продвинутая модификация — MQ-1C Grey Eagle с большим размахом крыльев и более совершенным двигателем.

MQ-9 Reaper — следующий американский ударный БПЛА, имеющий несколько модификаций, известный с 2007 года. Он обладает большей длительностью полета, управляемыми авиабомбами, более совершенной радиоэлектроникой. MQ-9 Reaper превосходно зарекомендовал себя в иракской и афганской кампании. Его преимущество перед F-16 — меньшая закупочная и эксплуатационная цена, большая длительность полета без риска для жизни пилота.

1998 год — первый полет американского стратегического беспилотного разведчика RQ-4 Global Hawk. В настоящее время это самый большой БПЛА с взлетной массой более 14 т, с полезной нагрузкой в 1,3 т. Может пребывать в воздушном пространстве 36 часов, преодолевая при этом 22 тыс. км. Предполагается, что эти дроны заменят самолеты-разведчики U-2S.

Обзор российских БПЛА

Что же в наши дни находится в распоряжении российской армии, и какие имеют перспективы российские БПЛА в ближайшее время?

«Пчела-1Т» — советский дрон, впервые взлетел в 1990 году. Он был корректировщиком огня для систем залпового огня. Обладал массой 138 кг, радиусом действия до 60 км. Стартовал со спецустановки ракетным ускорителем, садился на парашюте. Использовался в Чечне, но устарел.

«Дозор-85» -разведдрон для погранслужбы с массой 85 кг, время полета до 8 часов. Разведывательно-ударный БПЛА «Скат» являлся перспективной машиной, но пока работы приостановлены.

БПЛА «Форпост» является лицензионной копией израильского Searcher 2. Он разрабатывался еще 90-х. «Форпост» обладает взлетной массой до 400 кг, дальностью полета до 250 км, спутниковой навигацией и телекамерами.

В 2007 году на вооружение приняли разведдрон «Типчак», со стартовой массой 50 кг и длительностью полета до двух часов. Имеет обычную и инфракрасную камеру. «Дозор-600» является многоцелевым аппаратом, разработанный «Транзасом», был представлен на выставке МАКС-2009. Его считают аналогом американского «Хищника».

БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10». Их разрабатывали для проведения разведки, поисково-спасательных работ, целеуказаний. Беспилотники чрезвычайно похожи по своему внешнему виду. Однако незначительно отличаются своей взлетной массой и дальностью полета. Стартуют они при помощи катапульты, а совершают посадку на парашюте.

ИноВидео

Хуанхо Фернандес (Juanjo Fernández) — Две недавно опубликованные видеозаписи вызвали большой резонанс во всем мире. Они обе являются официальными, были сняты и распространены Министерством обороны России. На них впервые показаны два ударных беспилотника нового поколения, которые поднимаются в небо и выполняют маневры. Они огромны, невидимы и смертоносны. Эта публикация не вызвала бы такую реакцию, если бы эти беспилотники не были зеркальным ответом на самые мощные ударные дроны армии США — X-47В и RQ-4 Global Hawk.

И, действительно, в этом случае речь идет не о дронах — это слишком общее понятие, которое обычно используется в отношении совершенно разных аппаратов. Мы говорим не о малогабаритных устройствах с небольшим пропеллером и видоекамерой. Это истинное воплощение изобретательности в разработке боевых беспилотных летательных аппаратов — они имеют огромный размер и обладают таким же потенциалом, как и большинство современных истребителей. В самом деле, это ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

Новейшие ударные БПЛА с большой грузоподъемностью не очень хорошо известны, однако за ними будущее военной авиации и, безусловно, они станут идеальным средством сопровождения пилотируемых самолетов во время проведения операций. Кроме того, эти аппараты предназначены для ведения боевых действий, поэтому на уровне разработки предусмотрено их оснащение любыми видами оружия, в том числе и самым современным.

Ударный «Охотник» вернул Россию в гонку

Разработка аппарата с такими возможностями — дело дорогостоящее и недоступное для большинства стран мира, такое себе могут позволить лишь великие державы. Соединенные Штаты стали первой страной, которая успешно провела испытания боевого беспилотника такого типа. Казалось, Россия осталась позади. Однако это далеко не так. Действительно, она отстала на несколько лет, однако появление ее двух новейших дронов произвело такое впечатление, которое мы уже привыкли ждать от России.

Первым стал С-70 «Охотник», созданный компанией «Сухой». И хотя изображения просочились в сеть намного раньше, 9 августа Министерство обороны сообщило о первом полете «Охотника», через несколько дней опубликовав видеозапись этого события. Полет состоялся на аэродроме 929-го Государственного летно-испытательного центра имени В. П. Чкалова в Ахтубинске (Астраханская область). Это аналог знаменитой американской военной базы «Зоны 51», главное российское научно-исследовательское учреждение, где проводятся испытания всех видов секретного оружия. Например, там проходит тестирование истребитель Су-57. Полет «Охотника» длился около 20 минут, во время которого аппарат несколько раз облетел аэродром на высоте около 600 метров, после чего успешно приземлился.

С-70 по своей конфигурации напоминает американский бомбардировщик В-2 «Спирит», они оба созданы по аэродинамической схеме «летающее крыло» и задумывались как летательные аппараты для сопровождения пилотируемых самолетов, наносящих в рамках операций удары по наземным целям. Взлетная масса этого огромного устройства составляет около 20 тонн — приблизительно такая же, как у американского истребителя Ф-16, что уже говорит о его важности.

Потенциал ударного БПЛА

«Охотник» оснащен реактивным двигателем с управляемым вектором тяги. По различным сведениям, силовой установкой, которую использует «Охотник», может быть либо АЛ-31Ф — двигатель истребителя Су-27, либо более современный АЛ-41Ф, которым оснащены Су-35 и Су-57. Благодаря огромной мощности он способен летать на дозвуковой скорости, разгоняться практически до дысячи км/ч и преодолевать дистанции в 3 тысячи 500 километров.

Летательный аппарат предполагает размещение на борту около двух тонн боевой нагрузки, что позволяет ему использовать широкий спектр высокоточного оружия для нанесения ударов по наземным целям. Кроме того, благодаря применению технологий малой радиолокационной заметности (stealth) «Охотник» невидим для радаров. Достижение этой характеристики стало возможным благодаря схеме «летающее крыло» (вновь вспоминаем бомбардировщик В-2 «Спирит»), а также использованию композитных материалов и антирадарного покрытия.

Тем не менее, в плане технологий малозаметности еще многое предстоит сделать. На основе видеокадров можно сделать вывод, что некоторые части беспилотника «светятся» на радарах. Например, сопло двигателя полностью выставлено, поэтому тепловой след можно легко обнаружить. Некоторые другие части корпуса также выставлены, что подтверждает необходимость совершенствования аппарата в дальнейшем. «Охотник» — ответ на американский беспилотник X-47B, испытания которого ВМС США проводит уже несколько лет. Оба аппарата имеют практически одинаковые размер и вес, поэтому очевидно, что российский беспилотник очень похож на американский аналог. Ударный БПЛА X-47B, который имеет лишь два прототипа, необходимо продолжать совершенствовать, однако он уже продемонстрировал, что способен осуществлять дозаправку в воздухе, совершил взлет с палубы авианосца с помощью катапульты и посадку на нее с использованием троса-амортизатора. Ничего особенного для летательного аппарата, который похож на истребитель Ф-18.

Однако модернизация как американских, так и российских беспилотников будет происходить медленно. Для реализации программ необходимы большие финансовые вложения, и, если данные о российском проекте нам абсолютно неизвестны, то на американскую программу уже было потрачено более 800 миллионов долларов.

Второй сюрприз: «Альтиус-У»

Во вторник, 20 августа, Министерство обороны России сообщило о первом полете беспилотника «Альтиус-У». В этот раз полет второго российского новейшего ударного БПЛА проходил в течение 32 минут на высоте до 800 метров. Его появление было долгожданным, так как ввиду многочисленных технических проблем в процессе разработки, постоянного увеличения расходов, а также некоторых других интересных обстоятельств, как, например, арест главного конструктора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина, обвиняемого в мошенничестве и нецелевом расходовании средств, подготовка к испытанию затянулась на несколько лет.

Этот новейший ударный БПЛА, безусловно, сильно отличается от «Охотника». Масса беспилотника «Альтиус-У» меньше, составляет 6 тонн, он оснащен двумя двигателями, вращающими винты под консолями крыла, как и у любого самолета — фактически, он выглядит как обычный двухмоторный самолет. Речь идет об аппарате военного назначения, однако он больше предназначен для выполнения операций по сбору разведданных, наблюдению и рекогносцировке. Для осуществления этих задач внутри фюзеляжа будет находиться различное специальное оборудование.

Возможности беспилотника «Альтиус-У» основаны на его автономности, согласно российским источникам, он может находиться в воздухе около суток, а также оснащен передовыми системами. Что касается вооружения, его полезная нагрузка составляет тысячу кг. Относясь к классу средневысотных беспилотных летательных аппаратов, он может проникнуть в воздушное пространство противника. Этот аппарат — ответ двум специфическим американским беспилотникам: с одной стороны, RQ-4 Global Hawk компании «Нортрoп Грумман» (Northrop Grumman), а с другой — MQ-9 Reaper компании «Дженерал Атомикс» (General Atomics). Однако «Альтиус-У» серьезно отличается от американских ударных БПЛА.

Несмотря на то, что RQ-4 Global Hawk — БПЛА (беспилотный летательный аппарат), он не является боевым, предназначен исключительно для ведения разведки и не оснащен оружием. RQ-4 Global Hawk огромный, размах крыльев — практически 40 м, полная масса — 14 тонн, в два раза больше, чем у российского беспилотника. Кроме того, американский аппарат оснащен силовой установкой Rolls-Royce и может находиться в воздухе до 32 часов. По характеристикам MQ-9 Reaper, созданный на базе успешного БПЛА MQ-1 Predator, ближе к российскому аппарату. MQ-9 Reaper — ударный БПЛА, однако помимо осуществления наблюдения, как уже неоднократно было продемонстрировано, он способен наносить удары по наземным целям. Его размах крыльев — 20 м, масса — практически 5 тонн, аппарат может находиться в воздухе 28 часов (при полной загрузке — 14 часов) и оснащен турбовинтовым двигателем. В отличие от российского беспилотника он рассчитан на большее количество оружия, имеет внутреннее пространство и точки подвески посередине крыла для хранения различных видов вооружений — от ракет AGM-114 «Хеллфайр» (50 кг каждая) до высокоточных бомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением.

Противостояние началось. В некоторых операциях беспилотники уже заменяют пилотируемые самолеты, например, вместо самолета-разведчика U-2 используют RQ-4 Global Hawk, а также планируется, что такие дроны, как X-47В или «Охотник», будут сопровождать самолеты в операциях с нанесением ударов по наземным целям. Очевидно, что БПЛА никуда не исчезнут. Будущее покажет, как далеко зайдет разработка программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта для управления этими устройствами и в какой степени они заменят пилотируемые полеты.

Дроны: какие они бывают и что они могут

На самом деле изучение возможностей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) применительно к военным целям еще только начинается. Поэтому неудивительно, что правительства многих стран сегодня не жалеют средств, чтобы понять, на что способны беспилотники. Вот и Еврокомиссия одобрила выделение 1,5 млрд евро на развитие новых военных технологий с использованием дронов.

Список получивших деньги компаний длинный — во многом потому, что производителей БПЛА много, как и технологий их изготовления. DW собрала основные типы наземных (не морских) военных дронов и описала выполняемые ими задачи.

Микро- и нанодроны

Электронные летательные аппараты размером с крупное насекомое — это не только эффектная игрушка из голливудского блокбастера, но и средство ведения военных действий. Самыми известными особо малыми дронами являются модели Black Hornet размером от 1 до 4 дюймов. Британские солдаты используют их в Афганистане с 2013 года. Они помогают видеть, что происходит за углом или за стеной, где спрятались противники.

Немецкий дрон Luna

Пульт управления, который помещается в одной руке, помогает контролировать движения дрона, который показывает происходящее сразу с трех камер. Мини-дроны, которые производит норвежская компания Prox Dynamics, могут провисеть в воздухе до 25 минут на заряде одной батареи. Радиус действия мини-дрона — полтора километра. Модели Black Hornet могут оснащаться прибором ночного видения и регистрацией инфракрасного излучения.

Малые тактические дроны

Для целей, которые находятся вне непосредственной зоны видимости, используются малые тактические дроны. Их уже не поносишь в кармане, но зато они могут находиться в воздухе до 12 часов без перерыва и обладают радиусом действия до 90 километров, как, например, модель Fulmar. Ее производит французская фирма Thales. Спектр задач — сбор различных разведывательных данных.

Предполагаемый северокорейский дрон, упавший на территории Южной Кореи

В этом же классе находится и модель Aladin немецкой компании EMT, правда, с меньшим радиусом действия — всего 15 километров. Американская армия предпочитает модель Raven производства компании AeroVironment. Запустить в воздух Raven можно простым броском, радиус действия этого БПЛА с электромотором — порядка 10 километров. Он может подчиняться командам с земли или работать в автономном режиме.

«Рабочие лошадки»

Большинство дронов военного назначения — это БПЛА среднего размера, «рабочие лошадки» современных армий по всему миру. В США принято обозначать их с помощью аббревиатуры MALE — беспилотники, способные работать продолжительное время на средней высоте, или HALE — на большой высоте.

В этом классе одним из лидеров является модель Heron, которую выпускает в Израиле компания Israeli Aerospace Industries. Heron, его планирует взять в аренду бундесвер, способен летать 52 часа на высоте 10 тысяч метров. Он весит больше тонны, а размах крыльев у него — 16 метров. Модель стоит на вооружении таких стран, как США, Австралия, Марокко, Турция, Индия и Канада.

Дрон израильского производства Heron

Бундесвер использует также модель Luna, которую изготавливает компания EMT. БПЛА этой модели налетали уже тысячи часов в Афганистане и Косово с начала 2000-х годов, но у них есть и ощутимые недостатки: радиус действия ограничен сотней километров, что для разведывательного дрона бывает недостаточно.

Большие беспилотники

Возможно, самыми известными военными беспилотниками являются крупные летательные аппараты армии США. Среди моделей таких дронов следует упомянуть The Predator и его более крупного собрата, The Reaper. Их продает компания General Atomics по цене 16,9 миллиона долларов за штуку.

Американский беспилотник MQ-9 Reaper

Именно они применяются в ходе военных операций по устранению лиц, подозреваемых США в террористической деятельности в странах, с которыми Вашингтон официально не находится в состоянии войны. Такие внесудебные казни подвергаются критике правозащитных организаций.

The Reaper с радиусом действия до 1000 километров и временем полета до 14 часов можно оснащать различными управляемыми снарядами для поражения целей на земле. Помимо США, еще несколько стран НАТО, включая Испанию, Францию и Великобританию, используют подобные БПЛА. Очень похожая внешне на The Reaper модель CH-4 из КНР находится на вооружении армий Египта и Ирака.

Самым крупным и дорогостоящим дроном считается модель Global Hawk производства компании Northrop Grumman. Каждый экземпляр обходится в 130 миллионов долларов, не считая необходимой для его использования инфраструктуры на земле. Global Hawk летает выше, чем обычные гражданские самолеты — на высоте до 18 тысяч метров.

Обычно он используется для наблюдения за зонами вооруженных конфликтов, но его основная цель другая — такой дрон способен перехватывать сигналы мобильной связи. Пока только Northrop Grumman производит БПЛА подобного размера, обладающие такими возможностями, но ожидается, что в скором будущем конкуренцию им составят китайские беспилотники серии CH производства компании China Aerospace Science and Technology Corporation.

  • Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия

    Четверть расходов — на оборону

    В 2016 году Россия потратила на оборону 3 триллиона 889 миллиардов рублей (60,82 миллиарда долларов). Это почти четверть всех расходов российского бюджета. У Германии и США эта доля значительно меньше — 11% и 15% соответственно.

  • Расходы в двойном размере

    Совокупные расходы России на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2016 году составили 5 триллионов 832 миллиарда рублей (в пересчете 91,5 миллиарда долларов). Это более чем вдвое больше аналогичных расходов Германии, которые составили 44,7 миллиарда долларов.

  • Оборона и секретные расходы в приоритетах

    Несмотря на снижение трат на оборону и секретных расходов в 2017 году, они остаются среди крупнейших статей расходов бюджета РФ. Основная часть секретных расходов обычно приходится на статью «Национальная оборона». Но, как отмечают эксперты, в 2017 году необычайно большая доля закрытых расходов выпала на такие сферы, как национальная экономика, здравоохранение и даже периодическая печать.

    Ирина Филатова, Михаил Бушуев

Смотреть видео 00:57