Военное училище борисоглебск

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

— «Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?»

— «С удовольствием смотрю!»

— «Тогда подумай, где можно его разместить».

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

— «Думай, это твой вопрос.»

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 — тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

— Вершинин Константин Андреевич — его имя и носит училище.

— Георгиев Александр Васильевич — просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович — это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

— Парфенов Евгений Ерофеевич — в то время первый секретарь Каменского райкома партии — очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

— Налетов Иван Дмитриевич — председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

— Невский Александр Николаевич — первый секретарь Славгородского райкома партии — помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

Аэропланы и ракеты

24 декабря, 2012

В течение, уже уходящего, года Борисоглебская учебная авиационная база «Военно-воздушной академии им. Жуковского и Гагарина» получила в свое распоряжение 15 учебно-боевых самолетов Як-130. До 2015 года на базе планируют принять еще 40 таких самолетов. В марте 2013 года борисоглебские курсанты начнут учебные полеты на новых самолетах. Кроме новых самолетов база получила несколько авиатренажеров, на которых курсанты проходят теоретическую подготовку. Вся эта техника подготовит летчиков к освоению боевых машин нового поколения, которые поступают в войска. В настоящий момент на Як-130 проходят подготовку летчики-инструкторы.
30 фотографий, общий вес 5,5 мегабайт
Поездка изначально предусматривала полеты самолетов Як-130, но к сожалению, погода не дала возможности летать. В итоге мы посмотрели все, что только можно было посмотреть, а я пожалел, что не взял штатив — снимать в ангаре с рук было некомфортно.
2. Командир авиабазы полковник Александр Грунь познакомил журналистов с техническими особенностями нового самолёта.
3. 4-й факультет подготовки летчиков штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации. В этом здании находятся многочисленные аудитории и музей истории Борисоглебского авиационного гарнизона.
4. 37-мм авиационная пушка Н-37 (1944 г.). Снаряд для нее весил 750 гр. Внизу 23-мм автоматическая пушка НР-23. Эти пушки использовались на советских реактивных самолетах 50-х годов МиГ-15 и МиГ-17.
5. Кабина учебного самолета Аэро Л-29 «Дельфин».
6. Борисоглебское училище выпускает только первоклассных летчиков. Среди них оказался один космонавт.
7. Свою историю училище ведет с 1922 года.
8. К истори вернемся чуть позже. А пока заглянем в аудиторию, где курсанты штудируют устройство самолета Як-130.
9. В одной из лабораторий находятся электронные блоки самолета — от антенн, до всякого рода показометров. Здесь — СПО-15 «Береза». Эта система предназначена для предупреждения экипажа об облучении их летательного аппарата радиолокационными средствами управления зенитных управляемых ракет, бортовыми РЛС перехвата и прицеливания. Примитивный аналог этого прибора сейчас стоит в наших автомобилях и предупреждает об облучении радаром.
10. Здания, сохранившиеся еще со времен основания училища, которое было организовано на базе кавалерийской части.
11. В 20-х годах одним из первых выпускников Борисоглебской школы летчиков был Валерий Чкалов. Его имя училище носит по сей день.
12. После сугубо теоретических классов, пришло время посмотреть на авиатренажеры. Сверху виден проектор, показывающий курсанту картинку за бортом.
13. Все, как в настоящем самолете. Впрочем это довольно старый тренажер.
14. Инструктор постоянно следит за работой курсанта. Дает указания и следит за их выполнением.
15. Рабочее место инструктора. Все приборы механические и дублируют таковые в кабине летчика.
16. А это уже современный комплексный тренажер летчика самолета Л-39. Самолет Л-39 «Альбатрос» все еще в строю и является «летающей партой» для российских летчиков. Но ему на смену начали поступать Як-130, уже получившие прозвище «летающий компьютер» за свое электронное оборудование, позволяющее смоделировать поведение разных типов воздушных судов: от истребителя до транспортного самолета.
17. Тренажер обеспечивает отработку выполнения всего спектра задач пилотирования в условиях реального интерьера кабины, имитацию работы всех бортовых систем и обучение пилотированию в штатных режимах полета.
18. Так же на нем возможна отработка всевозможных особых ситуаций, создаваемых отказами авиационной техники, ошибками в технике пилотирования, неблагоприятными метеорологическими условиями выполнения полета. Воспроизвести воздушный бой — тоже запросто.
19. Рабочее место инструктора. Все как в комнате продвинутого геймера, разве что настоящая кабина на заднем плане выдает серьезный учебный комплекс.
20. Су-25 — бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя.
21. Л-39 «Альбатрос». Помимо того, что это пока еще основной учебный самолет, на нем летают пилотажные группы «Русь» (Вяземский учебный авиационный центр) и «Балтийские пчелы» из Латвии.
22. Полетов не случилось, но не посмотреть на новые самолеты нельзя. В свеженьких ангарах притаились Яки.
23. Внутри ненамного теплее, чем снаружи. Разве что ветра нет.
24. А вот и он. С виду небольшой двухместный дозвуковой самолет. Вот только представьте себе: боевая нагрузка у этого малыша три! тонны.
25. Як-130 — первый полностью новый, а не модернизация существовавшей модели, самолёт, построенный в России после распада СССР.
26. Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических экранах размером 15×20 см, которые позволяют летчику считывать необходимые сведения о состоянии всех систем и владеть обстановкой, в удобном для него режиме. В кабине нет привычных глазу стрелочных электромеханических приборов. Единственная сложность, которая может возникнуть при обучении курсантов — это преодоление психологического барьера при переходе с механических приборов на электронные.
27. В тендере на замену учебного Л-39 помимо Як-130 участвовал более простой по компоновке МиГ-АТ. Из-за недостатка финансирования в 90-х, проектирование обоих самолетов велось совместно с иностранцами. Як-130 с итальянской Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Однако КБ Яковлева что-то неподелило с итальянцами и сотрудничество прекратилось. После чего Aermacchi выпустила собственный учебно-тренировочный самолёт M-346, как две капли похожий на наш Як. Существует так же официальный китайский клон.
28. Як-130 совершил первый полет в апреле 1996 года. В настоящее время, помимо России, находится на вооружении ВВС Алжира.

30. После всех экскурсий нас сытно покормили в местной столовой. Чтобы не быть голословным, посмотрите на этого пингвина котэ. На сухом пайке так не растолстеешь.
Большое спасибо пресс-службе Западного военного округа в Воронеже за организацию этой поездки!

2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота
Борисоглебская Краснознаменная военная авиационная школа пилотов им. В.П.Чкалова

В декабре 1922 года начальником Главного управления Красного Воздушного Флота был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота. Сокращенно ее стали называть «2-я ВШЛ КВФ». Формирование производилось из кадров и средств, выделенных отделом устройства и службы Главного управления Красного Воздушного Флота и дивизиона авиаспециалистов. Все, что выделялось для 2-й ВШЛ, сосредоточивалось на московском аэродроме. С 6 по 13 апреля 1923 г. школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск.

26.10.23 г. состоялся первый выпуск курсантов. 07.12.23 г. — второй выпуск — 9 курсантов. К концу 1924 года летная школа была почти полностью укомплектована.

В 1924 г. школа сделала 8 выпусков и подготовила 92 летчика, из них 75 направила в Московскую первую высшую школу красвоенлетов и 17 — в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.

Постепенно школа развивалась. В 1929-1930 гг 2-я ВШЛ имела три аэродрома: центральный — на окраине Борисоглебска; второй километрах в десяти от него за железной дорогой, его еще называли «Верхним», летали с него только на У-2; и третий — в лагерях у поселка Танцерей, в полусотне километров на юг от города.

28.12.38 г. согласно приказу наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова школе было присвоено имя В.П.Чкалова — выпускника первого выпуска, погибшего незадолго до этого.

В 1940 г. школа получила новое наименование, в котором закреплялось место базирования: Борисоглебская военная авиационная школа пилотов им. В.П.Чкалова.

С первых дней Великой Отечественной войны на Борисоглебскую авиационную школу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию перелетавших на фронт авиачастей. На школьные аэродромы садились и самолеты перебазировавшихся на восток военных школ из Харькова, Чугуева, Воронежа, Кременчуга и других городов. Борисоглебский аэроузел обслужил во второй половине 1941 года 2242 самолета, а всего за годы войны было обслужено около 16 тысяч самолетов.

На базе материальной части и средств школы были сформированы два авиационных истребительных полка и эскадрилья. Командирами авиаполков стали бывшие командиры эскадрилий капитаны П.Н.Новицкий и Г.С.Боровский. В ноябре 1941 г. сформированные полки убыли на фронт. Всего в 1941 году школа отправила на фронт 89 летчиков, 49 техников и 22 командира других специальностей. Для обеспечения всеми видами довольствия вновь создаваемых авиационных частей в Борисоглебске было сформировано 3 батальона аэродромного обслуживания, которые убыли на фронт вместе с истребительными полками.

В августе 1941 г. в Борисоглебск эвакуировалась Херсонская военная школа пилотов, которая вошла в состав Борисоглебской школы, в результате чего последняя стала девятиэскадрильного состава, а количество курсантов в ней к концу 1941 г. достигло 3803 человек.

Летом 1942 г. в связи с приближением фронта и начавшимися налетами на Борисоглебск поступил приказ командующего ВВС Приволжского военного округа о немедленном перебазировании школы на Урал, в город Троицк. Перебазирование началось 09.07.42 г. 233 самолета группами улетели в Троицк, неисправные машины погрузили на платформы. Всего было отправлено 7 летных и 8 железнодорожных эшелонов: семьи командиров, авиационное имущество, часть автотранспорта, авиаремонтные мастерские. В Троицке школа разместилась на шести площадках, пригодных для полетов. Люди селились в палатках, сараях, бараках. В самом городе, где имелся аэродром, курсанты жили в помещении с трехъярусными нарами.

Летом 1943 г. шуола вернулась в освобожденный Борисоглебск. С 10.06 по 06.07.43 г. из Троицка в Борисоглебск было отправлено 5 летных и 12 железнодорожных составов. В Борисоглебске школа разместилась на пяти полевых аэродромах. Подготовка летчиков велась параллельно с ускоренным строительством и восстановлением объектов школы.

Воспитанники Борисоглебской авиашколы вписали немало героических страниц в историю Великой Отечественной войны. За годы войны летчики полка совершили 2091 боевой вылет, и в 177 воздушных боях сбили 107 самолетов противника. За героические подвиги 5 летчиков полка были удостоены звания Героя Советского Союза.

Летные училища и училища ВДВ

Военная авиация

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков КВВАУЛ (КВАИ) имени Героя Советского Союза А.К. Серова

с 17 сентября 2010 года:

Качинское училище имени Героя Советского Союза А.К. Серова

КВВАУЛ готовит военных летчиков истребительной, бомбардировочной, штурмовой, военно-транспортной и дальней авиации.

Выпускники КВВАУЛ получают:

  • высшее военное специальное образование – военный летчик;
  • гражданскую специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» в соответствии с государственным образовательным стандартом;
  • диплом государственного образца о соответствующем образовании и квалификацию «инженер».

Срок обучения – 5 лет.

В настоящий момент в училище военной авиации 4 факультета:

  • Факультет базовой летной подготовки в городе Краснодаре, на котором осуществляется теоретическая подготовка курсантов и их первоначальное летное обучение;
  • Факультет истребительной авиации. На базе Армавирского учебного авиационного центра подготовки летного состава готовят по специальности военный летчик-истребитель;
  • Факультет штурмовой и бомбардировочной авиации. На базе Борисоглебского учебного авиационного центра подготовки летного состава, готовят по специальности – военный летчик-штурмовик и военный летчик-бомбардировщик;
  • Факультет дальней и транспортной авиации. На базе Балашовского учебного авиационного центра подготовки летного состава готовятся как военные летчики, так и летчики гражданской авиации.

Адрес училища: Краснодар, ул. Дзержинского, 135
Телефон: 2-24-63-33, 2-25-24-73

Подробнее на сайте: vvaul.ru

Сызранскоe высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт) СВВАУЛ (СВАИ)

Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) осуществляет набор курсантов для подготовки по летному профилю — военный летчик-пилот вертолета, по специальности: эксплуатация воздушного транспорта и организация воздушного движения.

По окончании присваивается квалификация – инженер.

Срок обучения – 5 лет.

Профессиональный отбор кандидатов в Сызранское училище военной авиации для подготовки военных летчиков проводится приемной комиссией Сызранского ВВАУЛ (ВИ) в г. Сызрани с 1 по 20 июля и включает:
• определение годности к поступлению в Сызранское ВВАУЛ (ВИ) по состоянию здоровья;
• вступительные испытания:
— определение военно-профессиональной пригодности по оценке индивидуальных психологических качеств;
— оценка уровня общеобразовательной подготовленности (в объеме программы средней школы) путем проведения вступительных экзаменов;
— оценка уровня физической подготовленности.
Личные дела кандидатов, оформленные установленным порядком, направлять по адресу:
446007, Самарская обл., г.Сызрань –7, ул. М.Жукова, Сызранское ВВАУЛ(СВАИ)

Телефон: (846-43) 7-38-10, добавочный 2-28.

Подробнее на сайте: www.svvaul.ru

Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского

(Санкт-Петербург)

Готовит офицеров для Космических Войск и авиационных и ракетных частей Российской Армии. С 2008 года готовит военнослужащих-женщин.

Срок обучения – 5 лет.

По окончании выпускнику присваивается квалификация инженер.

Филиалы:

Пушкинский филиал Военно-космической академии

Военно-космический Петра Великого кадетский корпус

Адрес: 197082, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13

Телефон: 8 (812) 230-74-87, 8(812) 347-97-70,

8(812) 347-96-39 (приемная комиссия); 8(812) 347-97-07 (военный институт академии (топографический))

Факс: 8 (812) 237-12-49

Подробнее на сайте: http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=vka и

Гражданская авиация

Гражданская авиация остро нуждается в пилотах – достиг своего пика кадровый голод. Руководители Гражданской авиации говорят, что в год авиакомпаниям необходимо 500–600 новых летчиков, тогда как летные училища дают гораздо меньше. В настоящее время летчиков обучают только два высших и три средних специальных учебных заведения, а до 90-х годов учебных заведений Гражданской авиации было в несколько раз больше. В результате зарплаты летчиков Гражданской авиации приближаются к общемировому уровню — даже молодой летчик получает более 100 тысяч рублей.

Ульяновское высшее авиационное училище Гражданской авиации (институт) ФГОУВПО УВАУ ГА (И)

Проводит прием абитуриентов по направлениям:

  • Пилот гражданской авиации
  • Подготовка инженеров по ОрВД
  • Подготовка инженеров-спасателей
  • Подготовка менеджеров для воздушного транспорта

Срок обучения – 5 лет.

Курсанты имеют возможность обучаться на военной кафедре училища.

Адрес: ул. Можайского 8/8, г. Ульяновск, Россия, 432071

Телефон: (8422)39-81-23

Факс: +7 (8422)-44-54-45

E-mail: uvau@list.ru

Подробнее на сайте: www.uvauga.ru

Бугурусланское летное училище Гражданской авиации

филиал ФГОУ ВПО «Сакт-Петербурский государственный университет Гражданской авиации»

Проводится подготовка пилотов Гражданской авиации на самолетах АН-2 и М-101Т.

Филиал выпускает вторых пилотов Гражданской авиации, со свидетельством «Коммерческий пилот».

Курсанты филиала в конце третьего курса после собеседования могут быть приняты в Санкт- Петербургский Государственный университет Гражданской авиации на ту же специальность для получения высшего образования.

Срок обучения – 2 года 10 месяцев.

Выпускникам Бугурусланского училища гражданской авиации присваивается квалификация: пилот коммерческой авиации.

Кроме того, филиал проводит курсы повышения квалификации и переучивание пилотов на самолеты АН-2, ЯК-40 и М-101Т.

Адрес: 461632, Оренбургская обл., г.Бугуруслан, ул.Аэродромная, 1.

Факс: (35352) 3-21-04.

E-mail: uobluga@mail.ru или bluga@yandex.ru.

Контактные телефоны:

Директор филиала: Степанов Сергей Алексеевич, тел: (35352) 3-21-14.

ЗДФ по учебной работе: Кудряшов Владимир Александрович, тел: (35352) 3-21-12.

Начальник отдела кадров: Рузов Василий Яковлевич, тел: (35352) 3-24-28.

Подробнее на сайте: blu-ga.narod.ru

Краснокутское летное училище Гражданской авиации (ККЛУГА)

филиал Ульяновского высшее авиационное училище Гражданской авиации (институт) ФГОУВПО УВАУ ГА (И)

Проводит прием абитуриентов по специальностям:

— Летная эксплуатация летательных аппаратов
— Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

Срок обучения – 2 года 10 месяцев.

Прием в ККЛУГА для обучения проводится по личному заявлению граждан. Поступающий вправе подать заявление об участии в конкурсе одновременно на несколько специальностей, на участие в конкурсе на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

Адрес: 413240, Саратовская обл., г.Красный Кут, ул.Авиационная 49.
Тел/факс: (84560)5-46-88
Е–mail: kluga@nxt.ru

Подробнее на сайте: kkluga.3dn.ru

Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище Гражданской авиации СЛУ ГА

филиал Ульяновского высшее авиационное училище Гражданской авиации (институт) ФГОУВПО УВАУ ГА (И)

Проводит прием абитуриентов по специальностям:

— Летная эксплуатация летательных аппаратов, квалификация – пилот гражданской авиации со сроком обучения 2 года 10 месяцев (базовый уровень);

— Автоматизированные системы обработки информации и управления, квалификация – техник, срок обучения 2 года 10 месяцев (базовый уровень).

Прием документов от поступающих на первый курс обучения начинается 20 июня и заканчивается 15 августа. При подаче заявления о приеме на первый курс поступающий может представить оригинал или ксерокопию свидетельства о результатах ЕГЭ. При участии абитуриента в конкурсе на основании результатов ЕГЭ он не допускается к сдаче вступительных испытаний, проводимых филиалом самостоятельно.

Адрес: 391432, Россия, Рязанская область, г. Сасово, авиагородок, летное училище.

Директор училища: Смольников Евгений Вильевич, тел.: 8(49133) 5-21-53, факс: 8(49133) 5-21-48.

Первый заместитель директора училища по летной подготовке: Егоров Евгений Александрович, телефон/факс: 8(49133) 5-20-86.

Заместитель директора училища по учебной работе: Юрченков Александр Владимирович, телефон: 8(49133) 5-20-67.

Заместитель директора училища по общим вопросам и администрированию: Дергачёв Николай Иванович, телефон/факс: 8(49133) 5-20-81.

Е–mail:: sasovoavia@mail.ru

Подробнее на сайте: sasovoavia.3dn.ru

Профессия — десантник

Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознамённое училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

Тем, кто мечтают стать офицерами Вооруженных Сил РФ, посвятить свою жизнь защите Отечества и носить гордое звание – десантник, прямая дорога в Рязань.

Училище готовит командный состав десантных войск с высшим военно-специальным образованием по двум специальностям:

— «Управление персоналом», десантник-командир парашютно-десантного взвода Воздушно-десантных войск, с присвоением гражданской квалификации — менеджер.

— «Перевод и переводоведение», командир разведывательного взвода парашютно-десантных подразделений Воздушно-десантных войск, с присвоением квалификации — десантник, лингвист-переводчик.

Срок обучения – 5 лет.

Девушки, желающие стать десантниками, теперь тоже имеют возможность поступить в Рязанское училище ВДВ.

Адрес: 390031, г.Рязань, ул. Каляева, д. 20

Контактные телефоны:

заместитель начальника училища по учебной и научной работе (0912) 79-06-75

заместитель начальника училища по воспитательной работе (0912) 77-92-16

начальник отдела кадров училища (0912) 25-51-39

В Борисоглебске отметили 95-летие легендарной летной школы

Так иногда бывает: юбиляра уже давно нет, а юбилей – есть. 28 апреля в Борисоглебске отметили 95-летие с момента основания легендарного летного училища. Его история началась в апреле 1923 года, когда по приказу Реввоенсовета наш город был выбран местом постоянного базирования 2-ой военной школы летчиков Красного воздушного флота.
Поначалу роль аэродрома выполнял кавалерийский плац, а бывшие конюшни были перестроены в ангары. Первый набор курсантов составил всего 47 человек. Уже 26 октября 1923 года состоялся первый выпуск курсантов: в числе 10 молодых летчиков был и знаменитый Валерий Чкалов. С 1941 года 25 воспитанников Борисоглебской летной школы были удостоены Звания Героя Советского Союза, свыше 300 выпускников были награждены боевыми орденами и медалями. В 1960 году школа была расформирована, а спустя несколько лет в Борисоглебске было основано уже летное училище. С 1975 года оно стало носить имя В.П. Чкалова. В 1980 году БВВАУЛ возглавил полковник Владимир Михайлов – будущий главком ВВС. В конце 80-х годов было принято решение о расформировании училища, и в 1990 году состоялся последний выпуск курсантов. Однако, и после этого наш город сохранил статус «кузницы летных кадров».
Всего же, с 1923 года по настоящее время, Борисоглебск дал военно-воздушным силам страны около 150 генералов, более 28О Героев СССР и Героев России (12 из них – дважды) и четырех космонавтов, побывавших на орбите. Летчики, учившиеся в Борисоглебске, вошли в состав знаменитых пилотажных групп , а также выполняли воинский долг в Сирии. Одним из них был геройски погибший Роман Филипов: сейчас его портрет украшает Аллею Героев Борисоглебской авиационной базы, а в музее воинской славы 28 апреля Роману Филипову был установлен мемориальный знак.
В этот день наиболее отличившимся военнослужащим борисоглебского гарнизона вручили награды и присвоили очередные воинские звания. Почетные грамоты от администрации БГО летчикам вручил мэр Андрей Пищугин. Не забыли и о ветеранах Борисоглебской летной школы: памятные подарки вручили бывшему начальнику БВВАУЛ Анатолию Морозову, а также ветеранам авиационного гарнизона и участникам Великой Отечественной войны. Особенно трогательным моментом праздника стал финальный парад : в колоннах, торжественным маршем прошли не только действующие военнослужащие, но и выпускники прошлых лет.
Сегодня в нашем городе действуют два структурных подразделения Краснодарского высшего военно-авиационного училища летчиков: учебно-авиационная база и 3 авиационный факультет бомбардировочной и штурмовой авиации. Таким образом , история Борисоглебской авиационной школы продолжается – на славных традициях, заложенных почти 100-летие назад. Как говорят ветераны ВВС: «Пока в небе Борисоглебска слышен гул авиационных двигателей , 2-я авиационная школа летчиков – жива!».

Репортаж об открытии стелы: