Военно транспортной авиации

Военно-транспортная авиация ВКС РФ. Досье

По итогам 2015 г. командование ВТА было объявлено лучшим объединением ВКС России. Согласно информации Минобороны РФ, средний налет на командира экипажа ВТА в 2015 г. составил более 170 ч, на молодого летчика — более 200 ч, общий налет ВТА превысил 50 тыс. ч.

Экипажи ВТА участвовали во всех внезапных проверках военных округов, в стратегическом учении «Центр-2015» и конкурсе «Авиадартс-2015» в рамках Армейских международных игр. Впервые были проведены посадки на арктический аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца Иосифа), а в ходе подготовки инфраструктуры аэродрома Хмеймим (Сирия) летный состав ВТА выполнил более 280 самолетовылетов и перевез 13,75 тыс. т грузов.

Техника ВТА

На вооружении соединений и частей состоят воздушные суда разработанные и произведенные в СССР и России:

  • средний военно-транспортный самолет Ил-76 (разных модификаций, включая новейший Ил-76МД-90А);
  • многоцелевой транспортный самолет Ан-26;
  • тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей»;
  • тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан»;
  • военно-транспортный самолет Ан-12;
  • транспортные вертолеты Ми-8МТВ и др.

Планы развития

В октябре 2012 г. Минобороны РФ и ОАО «Ил» заключили контракт, по которому до 2020 г. производитель должен поставить российскому военному ведомству 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.

На данный момент получены два борта, на 2017 г. запланирована передача еще трех. C 2014 г. ОАО «Ил» модернизирует строевые Ил-76МД с продлением срока службы машин на 15 лет, всего Минобороны планирует получить 41 модернизированный таким образом Ил-76МДМ.

Также конструкторское бюро «Ил» готово работать над перспективным самолетом Ил-176 грузоподъемностью 80-100 т (прежнее название проекта — «перспективный комплекс транспортной авиации», ПАК ТА), однако по состоянию на весну 2016 г. российские военные не сформулировали окончательных требований к данной машине. Кроме того, КБ «Ил» проектирует транспортный самолет Ил-112В для замены в парке ВТА «транспортника» Ан-26.

Военно-воздушные силы

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Структура Авиация

Авиация

Авиация ВВС (Ав ВВС) по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
Организационно авиация ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.
Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.
Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.
Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны.
Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.
Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.
Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.
Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.
Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе дальняя авиация продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.
Основные направления развития дальней авиации:

  • поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы;
  • создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.
Часть сил ВТА может привлекаться к выполнению специальных задач.
Основные направления развития военно-транспортной авиации: поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных ТВД, десантирования воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов Ил-76МД-90А и Ан-70, Ил-112В и проведения модернизации самолетов Ил-76 МД и Ан-124.
Оперативно-тактическая авиация предназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).
Армейская авиация (АА) предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий).
Бомбардировочная авиация (БА), имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине.
Штурмовая авиация (ША), имея на вооружении самолеты-штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине.
Истребительная авиация (ИА), имея на вооружении самолеты-истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника.
Разведывательная авиация (РзА), имея на вооружении самолеты-разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.
Транспортная авиация (ТрА), имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач.
Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.
Специальная авиация (СпА), имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач. Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для: ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и выполнения других задач.

День создания военно-транспортной авиации России

1 июня 2019 года исполняется 88 лет с момента создания в нашей стране военно-транспортной авиации (ВТА). Именно первый день лета традиционно считается датой рождения ВТА. Сегодня военно-транспортная авиация организационно входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) России. За почти 90 лет своего существования отечественная воздушно-транспортная авиация прошла огромный путь развития, а возможности транспортных самолетов за эти годы выросли на порядок. Сегодня ВТА России в состоянии решать все типы оперативно-тактических, оперативных и стратегических задач, поставленных вышестоящим командованием.

В реалиях сегодняшнего дня военно-транспортная авиация в России развивается по следующим направлениям: проведение десантных воздушных операций, обеспечение развертывания частей и подразделений ВС РФ на разных театрах военных действий, транспортировка по воздуху войск, техники и грузов. Для реализации данных задач российская военно-транспортная авиация должна пополняться современными моделями транспортных самолетов, к которым относят Ил-76МД-90А, Ил-112В и Ан-70. Также реализации стоящих перед ВТА целей способствует работа по модернизации имеющегося самолетного парка, в частности таких машин как Ил-76МД и Ан-124 «Руслан».

Возникновение отечественной военно-транспортной авиации

По традиции датой возникновения российской военно-транспортной авиации называют 1 июня 1931 года. В этот день в составе Ленинградского военного округа завершился процесс формирования первого специального военно-транспортного подразделения в составе ВВС. Новое подразделение получило название – Опытный воздухо-десантный отряд. Первоначально отряд состоял всего из двух эскадрилий, которые получили очень разные самолеты как по своим размерам, так и по своим возможностям. Одна эскадрилья отряда была вооружена одним из самых массовых бипланов в советской истории, самолетом-разведчиком Р-5. Многоцелевой самолет получил массу военных специальностей, среди которых были почтовые и грузо-пассажирские варианты. Вторая эскадрилья была вооружена тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1, созданными Туполевым. Примечательным представляется тот факт, что советский ТБ-1 стал первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком. На вооружении ВВС РККА этот тихоходный гигант оставался до 1936 года, после чего оставшиеся в строю машины были переданы в Аэрофлот, где использовались как минимум до 1945 года уже в роли исключительно грузовых машин.
Несмотря на то, что датой образования воздушно-транспортной авиации считается 1 июня 1931 года, по-настоящему заявила о себе она чуть раньше. 2 августа 1930 года произошло знаменательное для истории российских вооруженных сил событие. В этот день под Воронежем впервые в отечественной истории с борта самолета было выброшено на парашютах полноценное десантное подразделение. Сегодня в Российской Федерации 2 августа отмечается как День воздушно-десантных войск, но представить себе ВДВ без транспортной авиации просто невозможно. Впервые этот симбиоз доказал военным свою эффективность и жизнеспособность именно на учениях ВВС Московского военного округа.
Посадка в самолёт ТБ-3 советской авиадесантной группы, 1942 год
В течение длительного периода времени основной задачей военно-транспортной авиации в Советском Союзе оставалась выброска в тылу противника парашютных десантов. Полноценным дебютом ВТА можно назвать советско-финскую войну 1939-1940 годов, во время которой советские транспортные самолеты активно использовались командованием для переброски по воздуху войск, грузов и эвакуации с фронта раненых. Действия в реальной боевой обстановке были очень важные как для молодых экипажей, так и для советского командования, они давали ценный ни с чем не сравнимый практический опыт использования военно-транспортной авиации.
Большой удачей для советской военно-транспортной авиации в предвоенный период стало появление самолета ПС-84, который в 1942 году обрел новое имя Ли-2. Это был сверхудачный самолет, представляющий собой лицензионную копию американского ближнемагистрального транспортного самолета Douglas DC-3. И в США, и в СССР машина была выпущена огромной серией. Самолет получился настолько удачным, что активно эксплуатировался и несколько десятилетий после завершения Великой Отечественной войны. Изначально самолет закупался Советским Союзом для гражданских пассажирских перевозок. Но война внесла свои коррективы, и ПС-84 превратился в военный Ли-2, который очень любили в войсках. Машина была многогранной и использовалась для транспортировки людей и грузов, проведения десантных операций и доставки помощи партизанским отрядом, а также в качестве ночного бомбардировщика. Ли-2, которых в годы войны было выпущено 1214 штук, стал самым массовым отечественным военно-транспортным самолетом 1940-х годов.
Ли-2
Сегодня мы с вами можем оценить вклад советской военно-транспортной авиации в победу в Великой Отечественной войне. Известно, что советской авиацией за четыре года конфликта было совершено примерно 1,7 миллиона самолетовылетов, из которых более 31 процента относятся к вылетам, направленным на решение транспортно-десантных задач. К этим вылетам в разное время привлекались как соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, так и самолеты, мобилизованные из пассажирской авиации – ПС-40 и ПС-41. Уже в годы войны советские ВВС пополнились транспортными самолетами собственного производства. Машины удалось спроектировать и запустить в серийное производство в самое тяжелое для страны время. Речь идет о специализированных военно-транспортных самолетах Ще-2 и Як-6, которые отличались своей технологичностью и простотой конструкции, что лучше всего соответствовало возможностям и условиям производства предприятиями военного времени, у станков которых часто стояли женщины и дети.

Действия военно-транспортной авиации в наши дни

Сегодня ни одну проверку боевой готовности, которые часто проводятся в российских Вооруженных Силах, невозможно представить себе без привлечения военно-транспортных самолетов. Это еще раз свидетельствует о том, что ВТА играет одну из ведущих ролей в ВКС России, представляя собой эффективное средство, позволяющее максимально быстро влиять на военно-политическую обстановку в мире. При любом военном конфликте, особенно на его начальном этапе главная задача военно-транспортной авиации – переброска частей и подразделений вместе с боевой техникой и материальными средствами. Имеющиеся в распоряжении отечественной военно-транспортной авиации самолеты в состоянии преодолевать по воздуху до 8000 километров, отмечает командующий ВТА России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. В качестве примера эффективного использования военно-транспортной авиации генерал привел учения «Восток-2018». Во время учений военно-транспортные самолеты совершили больше 100 вылетов, перевезя по воздуху примерно 150 единиц различной военной техники, более 4 тысяч солдат и более 1,3 тысяч тонн разных грузов.

За подготовку кадров для отечественной военно-транспортной авиации отвечает высшее военное учебное заведение, расположенное в Воронеже. Речь идее об учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Дополнительно за подготовку и переучивание летчиков военно-транспортной авиации, повышение их квалификации отвечает Центр боевого применения и переучивания летного состава, расположенный в городе Иваново. Центр располагает современным набором оборудования и необходимой материальной базой, а также крепким преподавательским составом. На курсах в Иваново проходят обучения не только люди, которые садятся за штурвалы многотонных машин, но и представители инженерно-технического состава. Подготовка и переобучение ведется и на самые современные отечественные транспортные машины, среди которых Ил-76МД-90А и модернизированный самолет Ил-76МД-М.
Ил-76МД-90А
Процесс обучения и подготовки экипажей военно-транспортной авиации ведется с учетом отработки приоритетных задач, среди которых выделяют взлеты и посадки с грунтовых ВПП, а также заснеженных и ледовых полос; полеты с максимально возможной разницей высот (набор высоты и снижение); отработка бомбометаний. Главными мероприятиями, в которых примут участие самолеты и экипажи российской военно-транспортной авиации в 2019 году, станут масштабные учения «Центр-2019», а также показное полковое тактическое учение ВДВ. К проведению двух перечисленных учебно-тренировочных мероприятий командование ВТА планирует привлечь значительное число самолетов и экипажей, в том числе молодых.
По заверениям генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, российская военно-транспортная авиация эксплуатирует сегодня 13 типов летательных аппаратов, которые были спроектированы инженерами конструкторских бюро «Туполева», «Антонова», «Илюшина» и «Миля». Сегодня основную часть парка российской ВТА представляют транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-124-100 «Руслан» и Ан-22А «Антей». Военно-транспортные самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» можно отнести к стратегическим (дальним тяжелым) машинам, а Ил-76МД и его модификации – к оперативно-стратегическим (тяжелым) самолетам.
Ил-112В
Военно-транспортная авиация развивается сегодня по комплексной программе, которая предполагает поставку в войска новой самолетной и вертолетной техники и обновление имеющегося парка. В настоящее время в России уже спланированы и ведутся ОКР по созданию и модернизации транспортников Ил-76МД-90А и Ил-76МД-М, разработке военно-транспортных самолетов среднего и легкого классов. К перспективным отечественным военно-транспортным самолетам легкого класса относят Ил-112В, который совершил свой первый полет 30 марта 2019 года. По планам Ил-112В создается, как замена транспортникам Ан-24 и Ан-26 еще советского производства.

Примерный количественный состав ВВС РФ к 2020 году


После принятия ГПВ-2020 официальные лица довольно часто говорят о перевооружении ВВС (ну или шире – поставке авиационных комплексов в ВС РФ). В то же время, конкретные параметры этого перевооружения и численность ВВС к 2020 г. прямо не приводятся. В виду этого, многие СМИ приводят свои прогнозы, но представлены они, как правило, в табличном виде – без аргументов или системы расчета. Настоящая статья – как раз попытка прогнозирования боевого состава ВВС РФ к указанной дате. Все сведения собраны из открытых источников – из материалов СМИ. Претензий на абсолютную точность нет, ибо пути Гос… …оборонзаказа в России – неисповедимы, и, зачастую, являются тайной даже для тех, кто его формирует.
Общая численность ВВС
Итак, начнем с главного – с общей численности ВВС к 2020 году. Складываться эта численность будет из летательных аппаратов новой постройки и их модернизированных «старших коллег».
В своей программной статье (http://www.rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html) В.В. Путин указывал, что: «…В предстоящее десятилетие в войска поступит… более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше тысячи вертолетов.». В то же время, нынешний Министр обороны С.К. Шойгу недавно привел немного другие данные: «…до конца 2020 года нам предстоит получить от предприятий промышленности около двух тысяч новых авиационных комплексов, в том числе 985 вертолетов». Цифры – одного порядка, но есть и отличия в деталях. С чем это связано? По вертолетам, возможно, уже не учитываются поставленные машины. Возможно и некоторое изменение параметров ГПВ-2020. Но только они потребуют и изменения финансирования. Теоретически этому способствует отказ от возобновления производства Ан-124 и некоторое сокращение численности закупки вертолетов.

Шойгу упоминал, по сути, не менее чем о 700-800 самолетах (из общей численности вычтем вертолеты). Статье В.В. Путина это не противоречит (более 600 самолетов), но вот «более 600» – не очень соотносится с «почти 1000». Да и деньги на «лишние» 100-200 машин (даже при учете отказа от «Русланов») нужно будет привлекать дополнительно, особенно если закупать истребители и фронтовые бомбардировщики (при средней цене Су-30СМ в 40 млн. дол. за шт. получится астрономическая цифра – до четверти триллиона рублей за 200 машин, при том, что ПАК ФА или Су-35С — дороже). Таким образом, наиболее вероятно увеличение закупок за счет более дешевых учебно-боевых Як-130 (тем паче, что очень надо), штурмовиков и БПЛА (вроде бы, по материалам СМИ, работы активизировались). Хотя и дозакупка Су-34 до 140 шт. тоже может состояться. Сейчас их порядка 24 шт. + около 120 Су-24М. Будет – 124 шт. Но для замены фронтовых бомбардировщиков в формате 1 х 1 потребуется еще полтора десятка Су-34.

Исходя из приведенных данных, представляется целесообразным принять усредненные цифры в 700 самолетов и 1000 вертолетов. Итого – 1700 бортов.
Теперь перейдем к модернизированной технике. В целом, к 2020 году по ВС доля новой техники должна составить 70%. Но этот процент для разных родов и видов войск неодинаков. Для РВСН – до 100 % (иногда говорят 90%). Для ВВС назывались цифры в те же 70%.
Допускаю, также, что доля новой техники «достигнет» и 80%, но не за счет увеличения ее закупок, а за счет большего списания старых машин. Впрочем, в настоящей статье используется соотношение 70/30. Поэтому прогноз получается умеренно оптимистичным.
Путем нехитрых подсчетов (Х=1700х30/70), получаем (примерно) 730 модернизированных бортов. Иными словами, численность ВВС РФ к 2020 г. планируется в районе 2430-2500 самолетов и вертолетов.
С общим количеством, вроде бы, разобрались. Перейдем к конкретике. Начнем, пожалуй, с вертолетов. Это наиболее освещаемая тема, да и поставки уже идут полным ходом.

Вертолеты
По ударным вертолетам планируется иметь 3 (!) модели – Ка-52 (140 шт.), Ми-28Н (96 шт.), а также Ми-35М (48 шт.). Итого планировалось 284 шт. (не учитывая некоторых машин, потерянных в авиационных происшествиях). Ми-24 и Ка-50, скорее всего, к этому времени будут списаны (исчерпание ресурса/отсутствие своевременного ремонта; кроме того, Ка-50 представлены только в центре боевого применения, в строевых частях его нет). Возможно, некоторое количество Ка-52 будет выполнено в корабельном исполнении, но будут ли они из числа тех 140 шт. или нет – вопрос. Также, неизвестно, будут ли дальше закупаться Ми-35.

Ми-8 также будут заменяться более современными «собратьями». Сейчас численность Ми-8 всех модификаций оценивается в 350-600 бортов. Вполне вероятно (если усреднить), что их около 450 шт. Уже поставлено 32 новых Ми-8 (в модификациях АМТ, АМТШ и МТВ). Замена старых модификаций продолжится, но конкретные параметры пока неизвестны. Однако можно предположить, что количество Ми-8 несколько сократится. Частично (там, где целесообразно) его заменят более легкие Ка-60 (озвучено 100 шт.). Основным учебным вертолетом, возможно, станет «Ансат-У» сейчас исполняется контракт на 10 или 30 шт., но реальная потребность в учебных машинах – много больше (не менее 100 шт.). Кроме того, исполняется контракт на 36 Ка-226. Он на роль главной учебной машины подходит меньше – соосная схема не является основной для армейской авиации (кроме Ка-52).
Также идет поставка 18 тяжелых транспортных Ми-26 (новой постройки). Общая их численность в настоящий момент – 30-40 шт. Возможно, части этих машин будет продлен ресурс. Адекватной альтернативы ему нет. Поэтому, если количество Ми-26 и сократится, то ненамного (вывод сделан на основе здравого смысла).

Подведем очередной промежуточный итог. Ударные вертолеты (считая Ми-35) – около 284 машин. Транспортно-боевые (штурмовые), транспортные и др. вертолеты (что уже известно) – 198 машин. Итого: 284+198= 482 (шт.); 1000-482= 518 (шт.). Из этого остатка, очевидно, будет несколько сотен (около 300 или больше) Ми-8. Остаток – около 200 машин, вероятно, будет отдан под учебные и специальные вертолеты (но возможна и закупка пары десятков Ми-26). Перейдем теперь к самолетам.
Самолеты истребительной авиации
Закупки новой техники для ВВС озвучены довольно подробно. В войска поставлено 12 Су-27СМ3 новой постройки и 4 Су-30М2 (http://nvo.ng.ru/armament/2011-03-18/7_vvs.html ) Заказаны и начали поступать в ВВС 60 Су-30СМ (в рамках 2-ух контрактов), 48 Су-35С. Вероятно, будет дополнительно заказано еще 48 Су-35С. Его точное кол-во будет зависеть от успехов по Т-50. Озвучивалось, что ПАК ФА до 2020 г. планируется закупить до 60 шт. Но на это будет максимум 5 лет, а «Сухой» загружен заказами, да и самолет – новый, а не модернизированный. Но планы пока в силе.Кроме того, в ВВС поступили «алжирские» МиГ-29 СМТ (28 шт.) и МиГ-29 УБТ (6 шт.).

Что будут модернизировать среди истребителей? Известно, что 60 МиГ-31 будет модернизировано до версии БМ, в составе также останутся, по словам Зелина, 30-40 МиГ-31 в модификациях ДЗ и БС (http://www.sdelanounas.ru/blogs/20669 ). Остальные МиГ-31 (около 150 шт.) планируют списать.
Кроме того, за последние годы модернизировано значительное количество (более половины из имеющихся) Су-27. (http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2012/0313/100511974/detail.shtml). Планируется модернизация всего авиапарка Су-27 (из 300-350 имеющихся). К сожалению, более точных цифр найти не удалось. Не указано, что за «численность авиапарка» и на какой момент. Вообще, модернизация Су-27 началась с середины 2000-х. По сути, к 2020 году, наиболее старым Су-27 должно исполниться 34-36 лет. Скорее всего, какое-то количество машин будет списано раньше – с рубежа 2015 года. Тогда же станет заметным и присутствие преемника – Су-35С, что, в принципе, логично. Да и ПАК ФА должен быть на подходе. Таким образом, можно будет оценить кол-во модернизированных Су-27 в составе ВВС к 2020 г. в количестве 170-190 машин.

МиГ-29 старой постройки, насколько известно, модернизировать не будут. Скорее всего, все они будут списаны (около 200 шт.). В последние годы часто писали о проблемах с планером и уже «забраковали» до 90-100 самолетов. О закупках МиГ-35 говорить пока рано (хотя военные и не исключают такую возможность). Самолет сможет пойти в серию с 14-16 гг. – успеют поставить несколько десятков. Но позволит ли это сделать «лобби» Погосяна? Вопрос… Однако выглядела бы такая поставка логично.
«Сухой», как уже сказано, загружен очень сильно. МиГ – наоборот. Даже сейчас у него больше заказов для Индии, чем для России (для РФ – только 28 МиГ-29К). Если сделать заказ хотя бы на 96 Миг-35, мы и производителя поддержим, и немного сэкономим – иногда можно обойтись более легким и дешевым фронтовым истребителем. Но это пока только слова. МиГ-35 — на испытаниях.

Таким образом, если параметры закупок не изменятся, в ВВС планируют к 2020 г. иметь около 266 истребителей новой постройки. Еще около 290 истребителей старой постройки модернизируют. Итого – около 556 бортов (плюс/минус). Списано, вероятно, будет около 450 бортов – до 40% списочного состава. Вполне возможно, что многие из этих самолетов и сейчас небоеспособны, а какие-то скоро выработают свой ресурс. В такой ситуации, крупные заказы МиГ-35 могут восполнить списание хотя бы в некоторой части… Впрочем, цифры списаний МиГ-29 и (особенно) Су-27 – весьма умозрительные. Но несколько сотен машин списано все равно будет. Официальное сокращение численности истребительной авиации произойдет. В случае если МиГ-35 будет запущен в серию, Су-27, вероятно, будут списываться в больших количествах.
Самолеты армейской авиации
Перейдем к штурмовикам. Тут главное слово – «модернизация». За последние время (с 2006 г.) уже модернизировано до различных версий СМ несколько десятков Су-25. Всего их будет модернизировано около 150 — 160 шт. (http://topwar.ru/20868-bezymyannaya-modernizaciya-gracha.html) Кроме того, планируется и производство новых Су-25. Но конкретики тут пока нет. Учитывая время, которое остается до 2020 г., произвести удастся не более 40 машин (если вообще будет крупносерийное производство — вроде бы, год назад только 1 новый поставили). Да и о новом штурмовике уже тоже думают, но он – более отдаленная перспектива – как ПАК ДА. Таким образом, к 2020 г. можно прогнозировать наличие около 200 штурмовиков (в основном – модернизированных). Планер у них — крепче, а нагрузки — меньше – поэтому их списание может быть проведено в меньшем объеме. Да и верят сейчас наши «оперативные умы», в основном, только в локальные конфликты, где штурмовики более востребованы. Тут можно и поспорить, но это – другая тема…


Фронтовые бомбардировщики
Теперь ясно, что к 2020 г. на вооружении останется только один тип фронтового бомбардировщика – Су-34, Су-24 станет историей. Су-34 точно должен поступить в кол-ве 124 шт., но возможна и дополнительная закупка с доведением общего числа машин до 140 шт. (чтобы заменить Су-24 на Су-34 в формате 1 х 1).
Дальняя авиация
Новых поступлений техники для дальней (стратегической) авиации не предвидится. Но вся она будет модернизирована. Очевидно, что Ту-160 так и останутся в кол-ве 16 шт. (в общей сложности) – заделы достраивать не будут, а ПАК ДА не успеет к тому времени пойти в серию. Все полетопригодные Ту-95СМ также модернизируют. Их общее количество колеблется в районе 40-64 машин (встречал разные данные). Наиболее вероятны цифры в районе именно 40 машин – выработку летного ресурса даже таких надежных самолетов игнорировать нельзя (64 шт. – это на 2005 год). Также модернизируют 30 Ту-22М3. Сейчас их не меньше 140, но полетопригодны, по открытым данным, около 45 машин. Исчерпание пресловутого летного ресурса и длительное отсутствие ремонта опять оказывает влияние… Остальные, постепенно, будут списываться. К 2020 году получим в дальней авиации, в общей сложности, около 85 бортов (максимум). Много это или мало? Сложно сказать, но то, что начали форсировать проект ПАК ДА говорит о том, что уменьшение численности дальней авиации вызвано, в основном, состоянием авиапарка, а не желанием ее ликвидировать.
Учебно-боевые (тренировочные) самолеты.
До 2017 г. ВВС должны получить 65 Як-130. Очевидно, что их закупка продолжится. При сохранении таких же темпов, к 2020 г. может быть поставлено еще около 20-25 машин. Итого – около 90 шт. О количестве L-39 говорить сложно – точных данных автор не находил, иногда встречается цифра в 330 шт. Насколько она точна – вопрос. Вполне вероятно, ниже процентов на 30-40. За следующие годы их станет меньше. Потребность ВВС оценивают в 200-250 учебных машин. Таким образом, L-39 должно остаться к 2020 г. не менее 100 шт.
Также недавно сообщалось о практически полной выработке ресурса всех Су-27УБ. Проблему, вероятно, решат за счет использования Су-30. Но для ПАК ФА все равно следует создать свою учебную машину. Су-30 – для Су-35, Т-50 – более специфическая машина по ЛТХ и концепции в целом. Кроме того, часто встречается мнение, что такие многофункциональные машины как Су-30 смогут решить все проблемы. Логика такая – он — и учебный, и истребитель, и ударный. Итого 60+60+60 = 180… Но это не так — только 60 на единицу времени.
Военно-транспортная авиация
Здесь довольно много неопределенности. Начнем с того, что известно. Планируется приобретение 48 Ил-476. Сейчас в ВС около 200 шт. Ил-76 (возможно, что несколько больше). Полностью заменить их явно не удастся. Но это не столь критичный момент. Ресурс таких машин – довольно большой. При желании, его можно продлить до 40-45 лет. По имеющейся информации (http://www.sdelanounas.ru/blogs/21004/) есть возможности ремонтировать до 12 самолетов в год. Таким образом, можно «откапиталить» (с учетом, что это уже делается) до 110-140 машин. Итого, Ил 76/476 может насчитываться к 2020 г. около 180-190 машин.
Ан-124, вероятно, в серию не пойдет. Но и имеющиеся массово списывать не будут, постараясь продлить их ресурс. Сейчас их около 20 шт.
Ан-12 и Ан-22 (не более 30 шт.), надо полагать, будут списаны – возраст. Но возможно и продление ресурса некоторых из них до 2017-2020 г. Ан-72 (около 20 шт.) также может не задержаться надолго.
Что идет на замену? Вроде бы, заключен контракт на 11 Ан-140-100 . В то же время, этим количеством все может и ограничиться, т.к. в конце 2012 г. Минобороны предъявляло к «Антонову» претензии по качеству. Вполне возможно, что это так, но возможно, что это и элемент «ценовой войны» и от машин не откажутся. Время покажет… С переменным успехом ведутся переговоры по Ан-70. Пока дело существенно не сдвинулось. Но планируется порядка 60 машин такого класса. Сообщалось, также о закупке нескольких Ту-214.
Итого, можем получить в ВТА: около 120 новых машин + 160 модернизированных.
«Специальные» самолеты
Начнем с ДРЛО. Все А-50 (27 шт.) должны пройти модернизацию до А-50У. По А-100 пока точных цифр нет. Производство начнут не ранее 2016 г. Вполне возможно, что некоторое кол-во А-100 уже заложено в контракте на Ил-476.
Кроме того, планируются к замене Ил-20 – самолеты РЭБ и ЛКП Ил-22. (http://izvestia.ru/news/541859) В общей сложности – их около 40 шт. Но самолеты – старые. Сколько полетопригодных – вопрос. Неясно также, будут ли заключаться дополнительные контракты на их строительство или они будут построены в счет контрактов на Ил-476. Но ясно, что, если все Ил-476 отдадут по специальные машины, для ВТА ничего не останется.
Самолетов-заправщиков Ил-78 в ВВС насчитывается до 19 шт. Для них разрабатывается замена, но пока точных сведений нет (http://topwar.ru/9509-v-rossii-il-78-smenit-novyy-samolet-zapravschik.html).
Самолеты и вертолеты vip-класса рассматривать не представляется целесообразным.
БПЛА
По БПЛА – тоже нет ясности. Они разрабатываются и будут призваны заменить собой (вероятно) разведывательную авиацию и дополнить армейскую своими ударными возможностями. Примерное их кол-во будет возможно «прикинуть» только после подведения иных итогов.
Общий итог
Итак, что имеем?
Новая постройка (максимум): 266 истребителей + 40 штурмовиков + 140 фронтовых бомбардировщиков + 90 учебно-боевых + 120 ВТА или специальных = 656 новых самолетов. Довольно близко к 700 шт. Впрочем, отмечу, что их может быть меньше на 40 машин (за счет отсутствия всех новых Су-25, 16 Су-34 и уменьшения числа Як-130). Да и +30 «алжирских» МиГ-29 тут тоже учтены. Таким образом, появившееся «окно» в 40-100 машин может быть заполнено средними и тяжелыми БПЛА и МиГ-35. Если, конечно, их успеют запустить в серию.
Теперь перейдем к модернизированным машинам старой постройки: 290 истребителей + 85 самолетов дальней авиации + 100 L-39 + 190 ВТА и специальных (оценочно) = 665.
Итого: 656+665 = 1321 самолет + 1100 вертолетов (учитывая старые Ми-26 и др.) = 2321 шт. Это тоже довольно близко к 2430-2500 шт., вычисленным в начале статьи. Наибольшая погрешность, вероятно, приходится на Су-27, Су-25, L-39 и (особенно) БПЛА, возможно и несколько иное кол-во вертолетов – в сторону увеличения.

Такой вот получился итог. Автор не претендует на полноту и достоверность – тема еще имеет много «белых пятен». Расчеты не учитывают кратность числа летательных аппаратов количеству эскадрилий. Да и финансовою сторону вопроса довольно сложно изучить в деталях. Буду признателен, если у читателей появятся уточнения и дополнения.
При реализации ГПВ-2020 трудностей будет много — проблемы с ценообразованием, качеством, сроками разработки и постройки стали традиционными для ВПК. Вполне возможно, что в полной мере все реализуют только к 2022-2025 году. Но будем надеяться на лучшее.
Конечно, многие скажут, что будущие ВВС РФ «уже не те…». Не спорю, это так, если сравнивать с мощью ВВС СССР на пике их могущества. Самолетов и вертолетов было в 4-5 раз больше. Их, формально, и сейчас больше, чем будет. Если посмотреть в «Military Balance-2010», то нынешние ВВС РФ оцениваются примерно в 4000 бортов. Почти двукратное сокращение! Но, вероятно, это не так. Тех же Су-24 (всех модификаций, включая «обычные» и МР) «Милитаристы» насчитали порядка 550 шт. В реальности (по словам А.Н. Зелина в одном из интервью) – 124 шт. (без учета Су-24МР и авиации ВМФ). Через несколько дней их стало 123 (катастрофа). Плохое обслуживание, «каннибализм запчастей», сокращения и «оптимизации» в 90-х и начале 2000-х свое дело сделали. Вполне возможно, что в строю – около половины (а может и меньше) от данных Military Balance – те же 2500 бортов. Да и из них в боеготовом состоянии могут быть далеко не все.
Обновление ВВС позволит увеличить количество боеготовых летательных аппаратов на единицу времени. Главное, чтобы была создана инфраструктура их базирования/хранения (ангары и др.), проводилось своевременное обслуживание и ремонт. Да и перевооружение ВВС в 2020 г. не закончится. Предстоит внедрять ПАК ФА (замена для модернизированных Су-27 и, возможно, МиГ-31 – а куда деваться…). В дальней авиации предстоит постановка на вооружение ПАК ДА. Это даже более сложная задача – такие самолеты строить еще сложнее истребителей, да и компоновка «летающее крыло» может задать задачку… Также, должны развиваться разведывательные и ударные БПЛА, окончательно обновиться ВТА, специализированные средства (самолеты ДРЛО, танкеры и др.). Это займет еще 7-10 лет.
Ну а дальше (с 2030-2035 гг.) все должно войти в «плановую» колею с поэтапной модернизацией и заменой боевого состава. Главное – чтобы страну больше не «штормило»… проходили уже…
————————————————-

1. ВВС России получают пополнение / Военное обозрение, 25.03.2011 (http://topwar.ru/3889-vvs-rossii-poluchayut-popolnenie.html)
2. «Мотор Сич» поставит двигатели для закупаемых Минобороны РФ одиннадцати самолетов Ан-140 / Новости ВПК, 10.06.2011 (http://vpk.name/news/53775_motor_sich_postavit_dvigateli_dlya_zakupaemyih_minoboronyi_rf_odinnadcati_samoletov_an140.html)
3. Владимир Путин: «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» / Российская газета – 20.02.2012 – (http://www.rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html)
4. ВВС России до 2020 г. получат две тысячи вертолетов и самолетов / Интерфакс, 05.02.2013 г. (http://www.interfax.ru/russia/news.asp?id=288843&sw=%F8%EE%E9%E3%F3&bd=6&bm=11&by=2012&ed=27&em=2&ey=2013&secid=0&mp=1&p=1)
5. Авиапарк Су-27 ВВС РФ модернизирован более чем на 50%, до конца года ожидается поступление первых шести серийных Су-35 / ЦАМТО, 13.03.2012 (http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2012/0313/100511974/detail.shtml)
6. Из Ту-22М3 сделают убийцу ЕвроПРО / Известия, 5 февраля 2012 г. (http://izvestia.ru/news/514294)
7. ВВС РФ должны получить до 2020 года более 10 ракетоносцев Ту-160М / РИА Новости, 07.02.2012 (http://www.ria.ru/defense_safety/20120207/559587903.html)
8. Интервью Главкома ВВС РФ Генерал-полковника Зелина «Независимому военному обозрению», март 2012 г. (http://www.sdelanounas.ru/blogs/15186 — перепубликация, оригинал на nvo.ng.ru открывается некорректно)
9. Минобороны проведет модернизацию бомбардировщиков Ту-95 / Военное обозрение, 20.09.2012 (http://topwar.ru/19108-minoborony-provedet-modernizaciyu-bombardirovschikov-tu-95.html)
10. Безымянная модернизация «Грача» / Военное обозрение, 10.11.2012 (http://topwar.ru/20868-bezymyannaya-modernizaciya-gracha.html)
11. Продолжается ремонт самолётов Ил-76МД ВВС России / «Сделано у нас» (http://www.sdelanounas.ru/blogs/21004/)
12. «Иркут» построит для Минобороны РФ еще 30 истребителей Су-30СМ / РИА Новости, 19.12.2012 (http://ria.ru/defense_safety/20121219/915406994.html)
13. Министерство обороны отказалось от Ан-140 / Известия, 24.12.2012. (http://izvestia.ru/news/542069)
14. Генералы получат новые летающие командные пункты / Известия, 20.12.2012 (http://izvestia.ru/news/541859)
15. Первые Ил-476 поступят в ВВС РФ к 2014 году / Военное обозрение, 05.02.2013 (http://topwar.ru/23868-pervye-il-476-postupyat-v-vvs-rf-k-2014-godu.html)
16. Шойгу поручил рассчитать, сколько армии нужно легких вертолетов / РИА Новости, 05.02.2013 г. (http://ria.ru/defense_safety/20130205/921371261.html)
17. Материалы сайта «Военный паритет» (http://www.militaryparitet.com)

Военно-воздушные силы ВВС России 2020: история и состав

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам. Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов . В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: штурмовик Ил-2, истребители МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3.

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

В годы Холодной войны ВВС СССР стремительно развивались, в 80-х годах прошлого столетия ВВС имели на своем вооружении около 10 тысяч самолетов различных модификаций. В послевоенный период появился новый вид авиационной техники – боевые вертолеты.

В СССР были разработаны истребители четвертого поколения Су-27 и МиГ-29, начались работы над созданием истребителя следующего поколения. Но распад СССР поставил крест на многих перспективных проектах того времени. Техника ВВС СССР была разделены между бывшими республиками, где и стала основой национальных военно-воздушных сил.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2020 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50, которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2020 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ.

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

Ту-160 «Белый лебедь». Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

Ту-95 «Медведь». Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

Ту-22М. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Су-27 – это фронтовой истребитель, один из первых истребителей четвертого поколения, выпущенных в СССР. Сегодня существует несколько модификаций этой боевой машины, общее их количество составляет примерно 360 машин.

Су-30 – это машина, созданная на базе Су-27. Истребитель оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием и способен обнаруживать воздушные и наземные цели на больших дистанциях, а также выдавать целеуказания для других самолетов. Общее количество Су-30 – около 80 единиц.

Су-35. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

МиГ-29. Одним из первых советских истребителей четвертого поколения, имеет большое количество модификаций, сегодня на вооружении ВВС России примерно 225 подобных самолетов.

МиГ-31. Высокоскоростной истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Этих машин на вооружении ВВС РФ насчитывается 140 единиц. Сейчас проходит модернизация МиГ-31, ее планируют закончить до 2020 года.

Су-25 «Грач». Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

Су-24. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц .

Су-34. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22, Ан-124 «Руслан», Ил-86, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ.

Як-130 — единственный самолет, который был разработан после распада СССР. Остальные боевые машины – это более или менее глубокие модернизации советских машин.

В состав армейской авиации входят вертолеты Ми-24, Ми-28, Ка-50, Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ка-226 и вертолет «Ансат». Из этого списка новыми машинами являются Ми-28, Ка-50, Ка-52 и «Ансат». Остальные машины разработаны еще в СССР. Следует отметить, что в сейчас ведутся работы по модернизации старой техники.

Вертолет Ка-50 снят с серийного производства. На сегодняшний момент поставлено в войска около сотни единиц Ка-52 и более ста вертолетов Ми-28 «Ночной охотник».

Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА). В последние годы значительно возросла роль БПЛА. В СССР этому виду вооружения уделялось недостаточно внимания, поэтому сегодня Россия заметно отстает в этом вопросе от ведущих оружейных держав мира.

На вооружении ВВС России стоят несколько видов беспилотников: «Пчела-1Т», «Рейс-Д» и «Форпост». Последний аппарат – это довольно старый израильский беспилотник IAI Searcher, который в России выпускается по лицензии из иностранных комплектующих.

Военно-транспортная авиация — ВТА

Служба с транспортниками и необычные, неформальные воспоминания должны быть доступны и «пинжакам» тоже.
Поехали.
ВТА (воспоминания в Ялте и московские рассказы)
ВТА предназначена для десантирования частей ВДВ в оперативном и стратегических тылах противника, оперативного снабжения наступающих войск боеприпасами, продовольствием и другим военно-техническим имуществом, а также для перевозки личного состава, топлива, продовольствия в отдаленные районы страны и обратно.
Образно говоря, ВТА можно назвать руками и крыльями Вооруженных Сил. Но если бы вы знали, сколько обидных прозвищ наслушались курсанты летных училищ, заканчивающих факультеты ВТА. «Мешочники», «торгаши», «спекулянты» — самые безобидные из них.
А через несколько лет после завершения учебы, многие из обзывавших с завистью смотрели на своих коллег. В ВТА и больший налет часов, и полеты в сложных метеоусловиях, и что греха таить, безбедное существование различных экономических условиях.
Требования к здоровью меньше, а значит и летное долголетие обеспечено. Встретить среди транспортников летчиков, чей возраст приближается к 45 не редкость. Большое количество знакомых среди авиационного начальства в разных регионах СССР позволяет найти скорой и удобной замены, а затем спокойно дослуживать до дембеля или по ближе к родине, или что гораздо престижнее в Киевском ВО.
Автор этих заметок 15 лет прослужил (в авиации) на должностях, связанных с руководством полетами. Последовательно: офицер боевого управления на командном пункте, оперативный дежурный, руководитель зоны посадки, помощник руководителя полетами. Поэтому все, что связано с ВВС знает изнутри. Транспортные перевозки и перехваты воздушных целей, бомбоштурмовые удары и эвакуация раненых, бизнес и контрабанда, героизм летчиков и шапкозакидательство отдельных начальников, анализ предпосылок к летным происшествиям и меры, принимаемые к их недопущению, аварии и катастрофы — все это не только увидено, и хорошо изучено на командном пункте и на так называемой «вышке» — месте руководителя полетами. Только в этих двух местах авиачасти происходит анализ и принятие решения не только на текущие событие, но и на перспективу. Не даром КП называют мозгом части, а группа руководства полетами имеет всю полноту власти в воздухе, больше чем любой авианачальник во время полета.
Отдельные маленькие картинки времен не таких уж далеких попробую представить на Ваш суд. Специально буду чередовать серьезное и не очень, что бы ни нагонять тоску, но и не ёрничать, чтобы создалось впечатление не о легкой долголетней прогулке, а о серьезной и ответственной работе.
Глава I. Бизнес по-советски (80-е гг.)
Натужно ревут двигатели перегруженного АН-12. Он везет авиадвигатели на ремонтный завод в Кировабад. Обратной загрузки не ожидается. Ну не возвращаться же назад порожняком. Да и не дадут этого сделать командиру экипажа гостеприимные южане. Еще над морем, при подлете к Кировабаду диспетчер запрашивает экипаж, сколько груза он возьмет. Но характер груза почему-то не указывает. Ну, это секрет Полишинеля. Два-три военных авиагарнизона на обратном пути АН-12 будут долго пить знаменитый «кировабадский коньяк». Почему в кавычках? Да потому, что это хороший коньячный спирт, заправленный дубовой корой, по шесть рублей за литр. Его так и называют — «шестирублевик», опуская слово коньяк. Везут по городам и весям цистерны и канистры. Текут «коньячные» реки по городам и гарнизонам. И ведь реки, реки, реки…денег, денежек, деньжат. Ау! Где вы кировабадские друзья? Как, неужели ваше благосостояние выросло настолько, что уже позволяет прожить самостоятельно? Кировабад переименовали в Гянджу, а дальше?
Икра. Ну, это целая поэма! В сезон путины получить командировку на Восток редкая удача. Мало того, что сама командировка длительная и интересная, но она еще сверхприбыльная.
Для того чтобы привезти и продать некоторое количество икры, копченостей и других дальневосточных деликатесов в ход идет все.
Лесть, увещевание, подкуп спиртом, обещание привезти какое-то количество икры или бесплатно или по минимальной цене, иногда (редко) угрозы. Этим всем обрабатывают командный пункт, точнее офицеров ения. От них хотя и многое зависит, но не все.
Командиры эскадрилий устраивают между собой чуть ли не гладиаторские бои, чтобы первыми попасть к командиру полка и первыми предложить свой экипаж. В принципе ему все равно кто полетит. Все что положено, привезут и так.
И вот наконец-то как всегда перегруженный АН везет курсантов на стажировку и сахар, масло и горилку, муку и сало, во общем все чем так богата Украина и беден Восток, даже не очень Дальний.
Выгодно «отбомбившись» дарами Украины, экипаж на аэродроме вылета перекусывает икоркой, лениво наблюдая как высокие армейские чины покрикивают и подгоняют рядовых, загружающих АН-12 бочками с икрой. Конечно, во всех сопровождающих документах на груз будет казано, что перевозится военно-техническое имущество.
Конечно теперь по маршруту на Запад, домой, командные и диспетчерские пункты, чем ближе к Европе, тем ожесточеннее будут вести борьбу за то, чтобы АН-12 сел и дозаправился именно у них. Новосибирск и Семипалатинск, Свердловск и Челябинск, Рязань и Тула — все хотят вкусить дары Приморья.
Несколько икринок с брюшка кеты и горбуши долетит таки и до Украины. Спасибо и на том. А летчики, прилетев, домой, долго будут делиться впечатлениями от случайных встреч со старыми друзьями, рассказывать многочисленные приключения, произошедшие с ними во время стоянок на промежуточных аэродромах… Вкусно!
Глава 2. Бизнес перестроечный (середина-конец 80-х — начало 90-х гг.)
Часть 1.
Пожалуй, только в эти годы начинаются раздумья о смысле жизни, деньгах, способе их раздобыть и о бизнесе как таковом. Приходиться ломать некоторые жизненные принципы.
Промозглое осеннее утро. Тускло пробиваются сквозь туман немногочисленные светляки фонарей. Баул в руке, парашютная сумка через плечо и бегом от междугороднего автобуса по лужам, по лужам к заветной цели миллеровской толкучке.
Расстелен кусок целлофана, пара газет и сигарета дымит в зубах. Подняв воротник летной куртки, ожидаю рассвета.
Ба! Кого я вижу. Инженер 1-ой эскадрильи продает парадное сукно, хромовые сапоги (аж три пары), белье и «Шипр». Интересно где же он «Шипр» нашел?
Удар по плечу и просьба подкурить. Гена Аносенко привез плащ-палатку, шинели, сапоги, кокарды и мыло. Штурман эскадрильи. Перспективный офицер. А вот и Ветрич. Петр привез два колеса (случайно не краденые) от угнанного у него «жигуленка».
Ассортимент офицеров-штурманов и техников, летчиков и командиров курсантских взводов не идет ни в какое сравнение с количеством и выбором товаров наших прапорщиков. Видно, что и дорожка в Миллерово протоптана ими намного раньше и дело поставлено на профессиональный лад. Ближе к обеду, распродав русским казакам нехитрый армейский скарб, закупаем мясо и сало!, яйца и рыбу и бегом-бегом к автобусам. Несколько часов езды наконец-то счастливые жены рассовывают по холодильникам заграничную снедь (Миллерово это уже Россия). А что? Не платят нам уже два месяца. Детишки растут, и кушать им хочется все больше и больше. Паек не давали уже полгода. Выживаем сообща и каждый по одиночке. Только вот плюнуть и уйти туда, где платят хотя бы вовремя нельзя. Служивые мы люди.
Часть 2.
Конец декабря. Суббота. Где-то далеко полыхают межнациональные конфликты. Кавказ охвачен огнем. За окном смеркается. Метель. -4oС.
А на командном пункте тепло и уютно. Мощный «козел» позволяет сидеть в рубашках без галстуков. Сигаретный дым стелится причудливыми пластами. Закатав рукава, дежурная смена лениво пишет пульку. Денег нет, и игра не приносит удовольствия.
К сиротливо стоящему в ста метрах от КДП грузовому АН-12 подъезжает три или четыре фургона с характерной желтой надписью через весь борт — «Яйца». Шутя, интересуюсь у диспетчера: «Чьи яйца и куда их в таком количестве везут?». Сам прикидываю, что везут сахар или консервы, или оружие под видом вышеназванного. К своему удивлению слышу вполне серьезный ответ, что везут настоящие куриные яйца в одну из закавказских столиц. Пытаюсь подсчитать, сколько яиц можно погрузить в АН-12, но не хватает полета мысли. Вижу только, что «газики», одним за одним разгрузившись, покидают рулежку.
С нетерпением жду экипаж или хотя бы одного командира экипажа, чтобы выяснить, что же на самом деле везут. В плане полетов указан маршрут этого действительно коммерческого рейса. От нас он должен сесть в Краснодаре или Ставрополе на дозаправку и затем перелететь в одну закавказскую столицу. Характер груза неуказан.
Громко топая, со смехом и прибаутками, с веселым румянцем на щеках вваливается экипаж.
Нас грызут завитки. Еще бы, ребята часа за полтора работы получили каждый по своей зарплате наличкой.
«Грузили как стеклянные. Они нам теперь дороже собственных!». Смех, прибаутки. А нам дежурной смене завидно и грустно.
А в Краснодаре бушует циклон. Мокрый снег, сильное обледенение, метет и вьюжит, почти полное отсутствие видимости. Естественно, что разрешение на вылет Краснодар не дает. Прогноз погоды не утешителен. Да и самого хозяина яиц нет, он где-то в городе и на погрузке не присутствовал. Очень меня заинтересовало, а, сколько же стоят на Кавказе куриные яйца, если их надо покупать на Украине, а потом везут за море на самолете. Керосин недешев, да и эксплуатационные расходы транспортника не копейки стоят. А оплачивать маршрут надо в оба конца.
Выйдя в коридор, только мне одному, по знакомству, с улыбкой прочли лекцию по политэкономии. Блокада железной дороги, погода, война, таможенники, ГАИ сопредельных областей и независимых республик делают доставку груза сухопутным путем практически невозможной. Почему-то вспомнилась «Тысяча дюжин». Благодарю за разъяснения и соглашаюсь с доводами.
Диспетчер и синоптик Краснодара сообщили, что дают «окно» на вылет с 1800 до 1900 часов. Обещают, что если посадка будет в этот промежуток, то небольшой разрыв облачности позволит принять АН-12 на дозаправку. Гарантируют, что и полосу от снега почистят, и дополнительные прожектора для освещения полосы выставят.
А у нас уже темень. Начало шестого. Наш синоптик сообщил, что уже -6oС. Мы переглядываемся. Командир экипажа хмыкнул. Мол, пока яйца замерзшие, то ничего страшного. Как ничего страшного?! Грузовой салон АН-12 не герметизируется и не отапливается. Значит, сотни коробок с яйцами уже насквозь промерзли. Не надо было разгружать фургоны, не надо было выезжать на аэродром, не убедившись, что вылет разрешен и состоится сразу после погрузки. Впрочем, говорить это некому. Хозяин груза еще не приехал из города.
18:00. Краснодар дал добро на вылет с посадкой до 19:00. Лету, напрямую через Азовское море, минут 45-50. То есть если сейчас АН-12 взлетит, то все будет в порядке. Документы на вылет подписаны, метеобюллетень у командира экипажа, сам экипаж уже на самолете, но хозяина груза нет. Ждем.
19:00. -6oС. Краснодарский диспетчер рычит в трубку так, что его слышно в трех метрах от нашего диспетчера. Грозится выставить счет за сожженный керосин, пошедший на очистку от снега и льда посадочной полосы. Погода у них опять резко ухудшилась. Отбой вылету. Замело и у нас. Ждем хозяина груза.
20:00. Скрип многочисленных машин под окнами. Три — четыре иномарки и пару такси. Группа южан человек пятнадцать вваливается на КП. Выпроваживаем всех, кроме двух человек — хозяев рейса.
«Палытели дарогой, палытели быстрей! Забыраем друзей и палытели!» — темпераментные торговцы потирают щеки, стряхивают снег со своих норок и соболей.
Командир экипажа сообщает, что «поезд ушел», погоды в Краснодаре уже не будет и, что сегодня никуда не полетят.
«А яйца?!!!» — возмущению южан нет предела. «Яйца мерзнут! Люди жыдут, товар жыдут.» От волнения нерусский акцент усилился до крайности. В руках появляется толстенная колода рублей. При виде денег у нас сработал рефлекс Павлова. Вот они наши зарплаты. И не одна. А делов-то, делов всего ничего. Написать новый метеобюллетень, поставить новый штамп на вылет у диспетчера, а нам с дежурным летчиком выпустить АН-12 на Краснодар или прямиком на Кавказ.
Южане с двух сторон обрабатывают командира экипажа. Они считают, что заминка вышла только из-за него и ссылка на погоду только отговорка. Мол набивает себе цену. В руках мелькают сотенные и полусотенные бумажки. Южане срываются на крик. Из-за сильного акцента разборчивы только отдельные слова. «Пасадить не сможешь…, хорошо тысячу…, дарагой давай…, не разбей…»
Майор Б. опытный летчик, налетал не одну тысячу часов, один из лучших в полку и он прекрасно понимал, не разломав, в лучшем случае нельзя сесть в Краснодаре. Мы за него спокойны.
Потратив полчаса на уговоры, купцы меняют направление удара.
21:00. «Мы что мало дэнег тыбе дали? Мало? Я только тыбе сколько отвалил?! Давай каманду лытеть!» — это разговор по прямому телефону с нашим руководством.
Вот и вылезли на свет божий деньги и, по-моему, не рубли. И не маленькие!
Сколько же они заплатили за рейс, и сколько стоят яйца на Кавказе? Разгорается еще один скандал. Соотечественники с криком требуют вернуть им деньги за неудавшийся полет на Родину. Видно поняли, что миновать таможню, блокаду, войну по воздуху им не удастся.
А «наши» (уже «наши» — так к ним привыкли) прохвосты объезжали рынки города и набирали желающих за доллары слетать домой. Деньжат хотели заработать по легкому.
Конечно бледный, буквально, вид наших коммерсантов мог смутить кое-кого. В какие-то моменты обвислые щеки, дрожащие руки, пот, градом, катившийся из-под норковых шапок внушал жалость. Хотелось пустить шапку по кругу и скинуться денежками на молочишко, но, вспомнив «тысячу дюжин» пропадала всякая охота.
Улетели замороженные яйца в воскресенье в 900 утра. Через несколько дней после командировки ребята из экипажа рассказывали, такой молниеносной разгрузки не видели ни разу в жизни.
Десятка два дюжих молодцев в камуфляже за сорок минут разгрузили АН-12. Вопросы для «Что, где, когда?»:
Сколько яиц влезет в АН-12? Ответ: X — неизвестно. Коммерсанты только и знали, но они улетели. Сколько стоит одно яйцо или один десяток?
Ответ: одно яйцо — 1 доллар США, один десяток (опт) — 90 центов за одно яйцо.
Чем не бизнес?
P.S. Три дня в нашем городе не было яиц в продаже.
Глава 3.
Бизнес национальный (начало-середина 90-х гг.) Удивительно, но коммерческие рейсы за границу, то есть по странам СНГ в ночное время не досматривались. Может, бензина не хватало, чтобы подъехать проверить характер перевозимого груза или людей не доставало, но фактически ночью ни разу не видел я таможенников или пограничников. Зато 3-4 иномарки полные людей в униформе, уже за час до прилета АН-12, откуда нибудь из Баку или Тбилиси, ждут на рулежной дорожке коммерческий рейс. И тяжело нагруженные дарами Юга, со скоростью трамвая отбывают по домам.
Вьются и рассекают голубые просторы над Азербайджаном и Арменией, Чечней и Ингушетией, Грузией и Абхазией, контрабандно привезенные из нашей страны Л-29-е и Л-39-е. За штурвалами нередко русоволосые инструкторы, а иногда и за гашеткой или кнопкой сброса. И собирают самолеты по частям и облетывают безработные техники и летчики откуда-то из-под Харькова и Чернигова. Пусты учебные аэродромы. Плиты взлетных полос хорошо уложены возле гаражей и дач где-нибудь в элитных поселках.
Пусты и аэродромы с тяжелой транспортной авиацией. Эмираты и Ангола, Мозамбик и Конго. Видеотехника измеряется тоннами, доллары килограммами. Дети изучают пап по фотографиям в письмах или по надгробным памятникам над пустыми могилами. Не все останки привозят из Африки.
На закупку новой авиатехники нет денег. Нет и на ремонт старой. Зато есть вылетавшие не один, а уже два полных ресурса старые труженики неба. Есть большие деньги в Мерседесах, Тойотах, Ниссанах возле штабов в столице. Сорокалетние генералы и тридцатипятилетние полковники пишут и говорят с ошибками, но зато фамилии их сугубо государственные…. Впрочем, к бизнесу это отношение уже не имеет.
P.S. Недавно Игорь рассказал о коммерческом рейсе с 5 тоннами гвоздики. Ну очень интересно…
*****************************************************
На календаре 2015-й,апрель. На Украине идет гражданская война за Донбасс, за Новороссию.
ВТА Украины приказало долго жить.
2 Ил-76, три-четыре «шайтана» и РТшку уничтожили ополченцы республик.
Сколько осталось — наверное не больше уничтоженного. Остальное распродано в Штаты и на Ближний Восток.
Впервые смерть экипажей не приносит огорчения. У взрослых мужиков всегда есть выбор. Выбрали войну — добро пожаловать в ад.
Есть погибшие и среди наших. Выпускник 86-го года погиб в ополчении- защищал Луганск.Есть и погибшие под обстрелами, бомбардировками.
Недавно при обстреле города погиб ветеран — 73-й г.в.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ, ПАВШИМ за НОВОРОССИЮ !