Военно морские силы

Сравнение Военных Флотов Крупнейших Мировых Держав

Россия

Российский флот берет своё начало с конца 17 века. По личному указанию Петра I в 1696 году Боярская дума решила – «морским судам быть…». Так и произошло. Сегодня Россия одна из самых крупных морских держав в мире.

Военно-морские силы Российской Федерации включают в себя:

  • Надводные и подводные корабли;
  • Морскую авиацию;
  • Береговую охрану;
  • Морскую пехоту.

ВМФ РФ подразделяется на следующие флота:

  1. Тихоокеанский;
  2. Балтийский;
  3. Северный;
  4. Черноморский.

Существует еще каспийская флотилия.
Сша

Днем рождения американского флота принято считать дату 12 октября 1775 года. Именно тогда началась война за независимость США и Континентальный конгресс принял решение о снаряжении 2-х парусников (в дальнейшем появились и другие). Их задачей было перехватывать суда из Англии, обеспечивающих всем необходимым свои войска на территории Америки. По окончании войны малый флот перестал существовать и вновь появился в 1794 году – чтобы противостоять пиратам из Северной Африки. С этого момента морская мощь США только укреплялась. Корабли американцев прославили себя в битвах с Англией в войне 1812-1814 гг, с Мексикой – в 1846-1848 гг. В период Гражданской войны 18611-1865 гг. флот остался на стороне Северного альянса. Далее в развитии ВМС страны произошел некоторый застой, но с развитием геополитических и торговых интересов в конце XIX века начали формироваться уже полноценные военно-морские силы Америки.

В настоящее время ВМФ США самый мощный в мире. Он включает (по данным 2013 года) в себя 597 кораблей различной функциональности и водоизмещения. Состоит из подводного и надводного флота, а также морской авиации. При этом, морская пехота выделена в отдельный род войск, а береговая охрана находится в подчинении министерства внутренней безопасности.

Основные военные корабли США
Авианосцы 11
Эсминцы 53
Подводные лодки 82
Корветы
Фрегаты 71

Военные корабли ВМС США

  • Современные военные корабли США
  • История ВМС США — структура и численность

Разновидности

Англия

Военно-морские силы Великобритании берут свое начало еще с 1660 года. За 450 лет существования они успели пройти разные этапы, в том числе в свое время являлись сильнейшим флотом в мире. Английские корабли принимали активное участие в I и II мировых войнах, а на данный момент Королевский ВМФ входит в пятерку мощнейших флотов мира.

Германия

Военно-морские силы Германии были созданы путем объединения фольксмарины (ВМС ГДР) и бундесмарины (ВМС ФРГ). Изначально ФРГ имела армию, превышающую по численности восточную Республику, а потому бундесмарина является основополагающей структурой, которая была образована в 50-х годах 20 века. В 1990 году численность обеих ВМС составляла 36 тысяч человек. В связи с прекращением холодной войны было принято решение сократить флот до 19 тысяч офицеров и солдат и снять с вооружения все тяжелые корабли. В 2012 году прошла еще одна реорганизация, согласно которой на флоте будет не более 14 тысяч военнослужащих.

Франция

Французская республика гордиться своим военно-морским флотом. Еще в XII веке, в период Столетней войны, корабли этой страны участвовали в сражении при Слёйсе за господство в Европе. Тогда победили англичане. Но самые главные исторические победы Франции на море были еще впереди.

Marine Nationale (национальные ВМС Франции) включают в себя:

  • Надводные корабли;
  • Подводный флот;
  • Военно-морскую авиацию;
  • Морскую пехоту и войска спецназначения, сведенные в единую структурную единицу.

Базы ВМФ Франции дислоцированы не только в метрополии (Тулон, Брест и Шербур-Октевиль), но и за рубежом ( в Реюньон -Порт-дес-Галетс, на Мартинике – Фор-де-Франс, в Каледонии – Нумеа, во французской Гвиане –Деград-дес-Каннес и Полинезии –Папеэте). В настоящее время военно-морские силы страны насчитывают около 300 боевых и вспомогательных кораблей.

Китай

ВМС Китайской Народной Республики начали свое активное развитие после окончания гражданской войны. Первые боевые корабли были закуплены у Советского Союза. Так, в 1953 году было подписано Соглашение о технической помощи, согласно которому СССР должны были поставить в Китай 137 кораблей: 42 готовых судна и 95 в недостроенном состоянии. В начале 21 века флот впервые совершил кругосветное плаванье, которое прошло через 3 океана: Тихий, Индийский и Атлантический. В 2015 году были проведены серьезные учения, в которых использовался небезызвестный тяжелый авианосец «Ляонин». Эти маневры пришлись не по нраву США, что чуть не вызвало серьезный военный конфликт.

Турция

Турецкий флот является одним из самых старейших в мире. Свое начало он берет еще в 11 веке. Однако современная история начинается с первой половины 20 столетия. Важную роль турецкие ВМС сыграли при военных баталиях за часть Кипра. В этот момент десантные корабли, при огневой поддержке с моря, высадили солдат на остров и разделили территорию на 2 части. Сегодня Турция представляет сбалансированную ударную силу, стремящуюся к обеспечению порядка в восточной части Средиземного и южной части Черного морей. Являясь членом НАТО, турецкое правительство может позволить себе не развивать собственную военно-морскую мощь до уровня мировых лидеров, при этом страна чувствует себя уверенно и защищено.

Япония

Императорский флот был основан во второй половине 19 века, к началу II мировой войны ВМС Японии были одними из сильнейших в мире. По количеству авианосцев – самых мощных тяжелых кораблей для атаки, они могли соревноваться только с США. Однако поражение в войне не дало им возможности развивать свой флот в том виде, в котором хотелось бы. Согласно новой Конституции существуют серьезные ограничения при формировании армии, в том числе военно-морского флота. Однако в последние годы Япония обеспечивает себя качественными судами, разрешенными новыми условиями. Рассмотрим подробнее места дислокации японского флота и виды кораблей, а также вооружения на них.

Голландия-Нидерланды

Королевский флот Нидерландов образован в 1488 году, после того как император Максимилиан II подписал указ создании Адмиралтейства. Вильгельм II в начале 19 века принял решение, согласно которому голландский флот стал называться «королевский». С тех порт этот почетный статус всегда сопровождает национальные ВМС этой страны. Все военные конфликты с участием Нидерландов ни разу не обходились без Королевских военно-морских сил.

Голландия на протяжении веков была колониальной державой. Еще в 1938 году под ее контролем находилось более 2, 2 млн. кв. м. территорий. Сегодня эта цифра составляет 144,0 тыс. м.кв – что все равно практически в 4 раза больше площади непосредственно самой метрополии.

Испания

Многие мировые навигационные успехи совершенно заслуженно принадлежат испанскому флоту. Колумб, Магеллан и Элькано – имена этих первооткрывателей и путешественников известны во всем мире. В 16 и начале 17 века никто не мог противостоять ВМФ Испании, безраздельно господствующего на мировых морских просторах и контролирующего практически все торговые пути. В 18 века страна несколько сбавила свою силу, но все равно обладала 3-м по величине флотом в мире. Наступил 19 век и Испания начала терять колонии на американском континенте. Потом было разгромное поражение в Трафальгарском сражении от мощного британского флота. Испанско –американская война 1898 года еще больше потрепала ВМС этой некогда великой морской державы.

Возрождение ВМФ Испании началось с 1982 года, когда страна вступила в Североатлантический военный блок НАТО.

Италия

Основным девизом военно-морских сил Италии является изречение, знакомое практически каждому гражданину этой страны – «Patria e Onore». В переводе на русский язык оно означает – «Родина и честь». После установления государственности и освобождения Апеннинского полуострова от господства иноземных захватчиков в 1870 году перед итальянскими властями встала важнейшая задача – защита границ, которые в большей части были морскими. В течение нескольких десятилетий флот был создан. Заметную роль он сыграл в войне Королевства Италии с Османской империей, известной как «Ливийская война». Тогда корабли осуществляли перевозку сухопутных войск к берегам Северной Африки и обеспечивали им режим наибольшего благоприятствования. Через 3 года началась Первая мировая война, в которой итальянский королевский флот принимал непосредственное участие. После образования Советской республики он был задействован в составе сил Антанты в сражении против России.

Бразилия

Флот Бразилии берет своё начало с 1821 года, когда была провозглашена независимость страны от Португалии. Изначально он состоял всего из 8 кораблей и принял активное участие в продолжительном конфликте с бывшими колонизаторами. Дальше шла борьба на море и суше с Парагваем, а также серьезное противостояние с Чили и Аргентиной в начале прошлого века. После Второй мировой войны на вооружение страны поступили новые корабли от союзников – США и Великобритании. Флот начал укрепляться.

Сегодня военно-морские силы Бразилии одни из самых крупных в Западном полушарии и уступают по своей мощности только американцам. Штаб командования ВМФ страны располагается в столице Бразилиа. Национальная морская пехота находится под самостоятельным управлением. Данный вид войск этого латиноамериканского государства структурно распределяется по девяти округам. ВМС Бразилии имеет свою специфику – кроме выполнения общепринятых и традиционных для флота задач на него возлагается также обеспечение безопасности торговых судов. В других странах подобные функции лежат исключительно на береговой охране.

Корея

Официальном днем рождения военно-морского флота республики Корея считается 15 сентября 1948 года – сразу же после разделения единой страны на её южную часть и северную (КНДР). Тогда то корабли, а также личный состав ВМС страны, столкнулись с первым испытанием.

Качественный скачок в развитии военно-морских сил Кореи состоялся в 2002 году. Именно тогда флот страны получил самый современный и высокотехнологичный боевой корабль в своей истории – головной эсминец Chungmugong Yi Sun-Shin, изготовленный по типу KDX-2. Водоизмещение судна – 4500 тонн. С этого периода Южная Корея сделала важнейший шаг к созданию океанского флота, каковым он и является в настоящее время. В своем регионе морские силы республики уступают только Индии, Японии и Китаю. Правда военные специалисты заявляют, что в качественном отношении разницы между этими флотами сегодня практически не существует.

ВМФ Кореи входит в десятку самых крупных по водоизмещению флотов – приблизительно 170,0 тн. На 2107 год в них служило порядка 70,0 тыс. чел. Личный состав морской пехоты составляет – 29,0 тыс.чел. Ударной силой военно-морских сил страны являются подводные лодки. Самые современные из них изготовлены на национальных верфях корпораций Хюндай и ДЭУ.

КНДР

Интересный исторический факт – флот Северной Кореи был создан в 40-е годы прошлого века и изначально находился в подчинении МВД страны. Это продолжалось до тех пор, пока у них на вооружении не появились торпедные катера и не сформировался полноценный для того времени дивизион. После этого события ВМС КНДР были выделены в отдельный род войск.

Далее началась война с США, в результате которой корейцы потеряли практически все свои корабли и катера. А в задачи моряков входило установка на береговой линии мин в противостоянии с американским десантом. После военного конфликта северокорейское руководство активно укрепляло ВМС своей страны. Появились подводные лодки и надводные корабли различной функциональности.

Австралия

Военно-морские силы Австралии – Royal Australian Navy (RAN) – образованы в 1901 году. Именно тогда в этой стране произошел процесс Федерации и все морские ресурсы (корабли, базы и инфраструктура) колониальных стран объединились в единый национальный ВМФ. Через 10 лет он стал называться «Королевский австралийский военно-морской флот». Британцы еще долго контролировали просторы Тихого океана у берегов Австралии – вплоть до Первой мировой войны. Далее австралийские моряки самостоятельно защищали границы своего островного государства.

В период создания флота предполагалось, что он будет выполнять исключительно защитные функции, но со временем стратегия развития ВМС Австралии изменилась, и сегодня они представляют собой достаточно мощные наступательные корабли с соответствующим вооружением.

Индонезия

Флот военно-морских сил Индонезии – как корабельный, так и личный состав (его подготовка) – создавался при непосредственной помощи СССР. В 50-60 е годы прошлого столетия Советский союз принимал активное участие в укреплении ВМФ этой страны, которая получила в рамках совместного сотрудничества приблизительно 70 кораблей боевого и вспомогательного назначения. Среди них особо выделяется крейсер «Орджоникидзе» ( «Ириан»).

Ирак

Иракский флот был создан 80 лет назад. Размещался он в Басре и насчитывал всего 4 небольших суденышка, охраняющих прибрежную зона королевства. Активное развитие и расширение военно-морских сил страны началось после революции. Она произошла 14 июля 1958 года и стала отправной точкой для формирования и модернизации вооруженных сил Ирака. Этот процесс естественно коснулся и флота. К 1988 году личный состав иракских ВМС составлял 5,0 тыс. человек. В 80-е годы Советский союз и Италия поставили в республику следующие виды вооружения:

  • ракетные лодки (класс Osa), оснащенные ракетами Стикс;
  • фрегат класса Lupo – 4 ед.;
  • корвет класса Асада – 6 ед.

Но во время войны в Персидском заливе практически весь иракский ВМФ был разгромлен. До 2003 года национальных военно-морских сил Ирака не существовало. Именно тогда американцы захватили базу в порту Умм-Каср с остатками катеров и новое возрождение флота началось с 2004 года.

Иран

В конце 60-х годов прошлого века Великобритания приняла историческое решение – полностью вывела свои национальные силы из Персидского залива. Иран – страна, которая имеет огромноезначение в данном регионе. Правительство прекрасно осознавало этот факт и сразу же взяло курс на расширение и укрепление собственного военно-морского флота. В создании ВМС иранцам помогли американцы, стремившиеся укрепить свое политическое влияние на Ближнем Востоке. Они к 1970 году передали иранцам бесплатно или по «символической» цене около 20 судов различной функциональности и водоизмещения.

Военно-морские силы Египта

Египет располагает крупнейшими в Африке и на Ближнем Востоке военно-морскими силами. По количеству кораблей его ВМС занимают шестое место в мировом рейтинге.

Главные задачи ВМС Египта — охрана простирающейся на 2000 миль береговой полосы страны, оборона подходов к Суэцкому каналу, а также поддержка сухопутных войск на приморских направлениях. Основа современных египетских военно-морских сил была заложена в 1960-е годы с советской помощью. Флот активно участвовал в арабо-израильских войнах. Наиболее примечательным эпизодом с его участием стал бой 21 октября 1967 года, в ходе которого египетские ракетные катера потопили израильский эсминец «Эйлат». Этот бой ознаменован первым в истории успешным применением протовокорабельных ракет и послужил толчком к бурному развитию класса ракетных катеров.

В 80-е годы Египет начал получать корабли китайской постройки, а затем — и западной, которые постепенно вытесняли устаревшую технику. В настоящее время ВМС Египта насчитывают около 240 кораблей, катеров и вспомогательных судов. В них служит 18 500 моряков, еще 14 тыс. человек числятся в резерве. Ввиду особенностей географического положения страны военно-морские силы разделены на две группировки, одна из которых базируется в Средиземном море, а другая — в Красном. В состав ВМС организационно входит береговая охрана, располагающая большим количеством патрульных катеров.

ПОДЛОДКИ И БОЕВЫЕ КОРАБЛИ

В течение долгого времени единственными египетскими субмаринами были четыре лодки проекта 033, построенные в Китае (по усовершенствованному советскому проекту 633). В 2017 году состав флота пополнили две подлодки проекта 209/1400, построенные в Германии. В ближайшее время к ним присоединится вторая пара однотипных субмарин.

Крупнейшие боевые единицы ВМС Египта — универсальные десантные корабли «Гамаль Абдель Насер» и «Анвар аль Садат», строившиеся во Франции по российскому заказу. В 2014 году в связи с санкциями, введенными против Российской Федерации, их передача заказчику была запрещена, а в 2015 году оба корабля купил Египет.

Во Франции построен и самый современный египетский фрегат «Тахья Миср». вошедший в состав флота в 2015 году. Еще одним египетско-французским проектом является постройка корветов типа «Говинд» 2500. ВМС Египта заказали четыре корабля с опцией еще на два. Головной «Аль Фатех», построенный во Франции, вошел в строй в 2017 году, еще три строят в Египте. Среди фрегатов наиболее многочисленными являются бывшие американские корабли типов «Оливер X. Перри» (четыре единицы) и «Нокс» (две). Также имеются два корабля китайской постройки типа «Цзянху» II. Класс корветов, помимо уже упомянутого «Аль Фатех», включает два корабля типа «Дескубьерта», построенных в Испании, и один бывший южнокорейский типа «Пхохан».

УДАРНЫЕ СИЛЫ

ВМС Египта традиционно большое внимание уделяют развитию «москитного флота» — ракетных катеров. В настоящее время их состав весьма разношерстен. Наиболее современными являются четыре катера типа «Амбассадор», построенных в США и введенных в состав флота в 2013-2015 годах. В 2015 году в России был приобретен один катер проекта 12421 «Молния».

Шесть больших ракетных катеров типа «Рамадан» построены в Великобритании в начале 80-х годов и впоследствии прошли модернизацию. Еще пять катеров проекта 148, построенных в 70-е годы, приобретены у Германии в 2002 году.

Остальные два десятка катеров — морально и физически устаревшие корабли постройки 1960-70-х годов (восемь советских проекта 205. шесть китайских проекта 024 и шесть египетских типа «Октобер»).

ПАТРУЛЬНЫЕ, ДЕСАНТНЫЕ, МИННО-ТРАЛЬНЫЕ СИЛЫ

Основу патрульных сил ВМС составляют катера китайской постройки — восемь типа «Хайнань» и четыре «Шанхай». В состав береговой охраны входят в основном небольшие катера американской, египетской и турецкой постройки.

Амфибийные силы, помимо упомянутых кораблей типа «Мистраль», представлены средними и малыми десантными кораблями проектов 770 (три единицы) и 106К (девять), переданными СССР в 1960-70-е годы. Кроме того, еще шесть современных десантных катеров французской постройки куплены «в комплекте» с «Мистралями».

Из минно-тральных кораблей наиболее современными являются два бывших американских тральщика типа «Оспрей», построенных в 1997-98 годах и переданных Египту в 2007-м. Остальные корабли — бывшие советские корабли проектов 254 (пять единиц) и 266 (четыре) — полностью устарели и неспособны в полной мере выполнять возложенные на них задачи.

Оставить эмоцию Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь 1635 Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рейтинг сильнейших флотов мира


Рейтинг составлен путем анализа и сопоставления открытой информации о флотах ведущих держав. Основной критерий — количество боевых кораблей основных классов с учетом их характеристик и тех уникальных возможностей, которые они предоставляют своим флотам.
При составлении рейтинга были учтены разнородные силы флота (например, морская авиация), а также такие трудноизмеримые понятия, как боевой опыт и качество подготовки личного состава. В то же время в расчетах намеренно отсутствуют малые корабли (катера, корветы) и устаревшие боевые единицы постройки 60-70-х гг. Стоило лишь ознакомиться с их характеристиками, чтобы понять: они не значат ничего на фоне современных кораблей.
6 место — Военно-морской флот Российской Федерации
Великое прошлое и неясное будущее. Вместо морских авиационных комплексов (МАК) у нас в ходу другие МАК (малые артиллерийские корабли). Насколько дальновидным решением была надежда на поставку силовых установок с Украины? Как и покупка «Мистралей» у страны НАТО. В результате из обещанных пятидесяти кораблей в установленный срок (2020 г.) не наберется и пары десятков. Из них одного корабля первого ранга (крейсера, эсминца или авианосца). Фрегат доводим до ума десятый год. Как такое стало возможным при столь тщательном внимании общества к вопросам перевооружения армии и флота?

Фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков», по совокупности характеристик не уступающий многим зарубежным эсминцам
А ведь это наша гордость. Некогда сильнейший флот мира, справедливо деливший с ВМС США первое место. Собственные оригинальные находки и подходы к ведению боевых действий. Лучшая в мире школа по созданию противокорабельных ракет. Уникальные титановые субмарины. Космическая разведка. Система мест базирования по всему миру.

Стрельба ПКР «Оникс» с подлодки «Северодвинск»

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр. 955 «Борей»
Что был сделано за последние годы? Не так уж и мало. Были приняты на вооружение одна многоцелевая и три стратегические атомные подлодки. Было построено три с половиной фрегата и определенное количество вспомогательных единиц флота. Частично обновлена морская авиация (многоцелевые истребители Су-30МК, модернизированные Ил-38Н “Новелла”). Приняты на вооружение крылатые ракеты “Калибр”. Пошли в малую серию обновленные лодки ”Варшавянки”. Плюс оставшийся резерв от уже несуществующего четверть века государства СССР.
В итоге всех приложенных усилий хватило, чтобы выбиться на шестую строчку среди сильнейших флотов мира.
5 место — военно-морские силы Индии
Индусам хватило одного десятилетия, чтобы превратить свое сборище ржавых корыт в один из самых мощных и современных флотов мира. Авианесущие корабли, сверхзвуковые противокорабельные ракеты и атомные подлодки. Теперь у них есть всё.

Ракетный эсминец «Колката»
За указанные период времени только из России были получены: современный 300-метровый авианосец, шесть ракетных фрегатов и многоцелевая атомная подлодка “Чакра” (бывш. К-152 “Нерпа”). На основе нашего “Оникса” разработана и принята на вооружение трёхмаховая ПКР “Брамос”. Проведена модернизация всех “дизелюх” советской постройки с установкой ракетного комплекса Club-S (экспортный вариант “Калибра”).

МиГ-29КУБ на палубе авианосца «Викрамадитья» (бывш. «Адмирал Горшков»)
Получив все, что только можно от сотрудничества с Россией, индийцы обратились за помощью к США. И помощь не заставила ждать: вертолеты “Сикорский”, десантный корабль и эскадрилья противолодочных “Посейдонов” для замены советских Ту-142.
Тем временем индусы заказали израильские радары и морские ЗРК, японские летающие лодки и обеспечили запуск военного спутника связи при поддержке Европейского космического агентства. При этом они не забывают о собственных возможностях, успев построить своими силами атомную подлодку (“Арихант”), пять современных эсминцев и спустить на воду свой третий по счету авианосец.

Строящийся «Викрант»
Возможности ВМС Индии не ограничиваются восточной хитростью и коварством. Как показывает практика, из касты кшатриев рождаются умелые и отважные моряки. Что стоит один феерический рейд на Карачи (1971 г.).
ВМС Индии заслуженно занимают свое место среди лучших флотов мира.
4 место — ВМС Народно-освободительной армии Китая
Всемирная фабрика не забывает о своих нуждах. С начала нового века ВМС НОАК пополнились тяжелым авианосцем “Ляонин” (бывш. “Варяг”), четырьмя УДК, двадцатью современными эсминцами и таким же количеством ракетных фрегатов!
Китайские фрегаты с визитом на Мальте
Почему при столь впечатляющих темпах наращивания своих ВМС Китай получил совсем не почетное четвертое место? При всем уважении к нашим восточным соседям, они не смогли предложить ни одной оригинальной идеи. Все китайские образцы морских вооружений — копии с российских и западных образцов, как правило, уступающие по характеристикам своим оригиналам. Даже “фантастические” маневрирующие боеголовки противокорабельных БР — всего лишь компиляция идей советской Р-27К и американской “Першинг-2”.
Испытания противокорабельных баллистических ракет
Откровенно мало внимания уделяется развитию подводной компоненты. При таких возможностях — всего 6 многоцелевых атомных субмарин и 5 стратегических подводных ракетоносцев.
И наконец, полное отсутствие боевого опыта. Четвертое место.
3 место — Морские Силы самообороны Японии
Несмотря на ряд жестких ограничений (например, запрет на крылатые ракеты большой дальности и строительство атомных субмарин), японский флот качественно выделяется на фоне остальных флотов. Продуманная до мелочей, сбалансированная боевая система для эффективных действий в прибрежных водах и в открытом океане.

Пуск космического перехватчика SM-3 с эсминца «Конго»
Япония — третья в мире страна, кроме США и Китая, способная массово строить эсминцы: исключительно дорогие и сложные по конструкций корабли океанской зоны с развитыми системами ПВО.
На 2015 год японский флот располагает тремя авианесущими кораблями и 24 современными ракетными эсминцами. Для поддержки кораблей, оснащенных системой “Иджис”, были построены четыре “телохранителя”, нивелирующие основной недостаток “Иджиса”. Эсминцы противоракетной обороны со специальными радарами, “заточенные” под перехват низколетящих целей. Такого нет даже у США!

У хитрых японцев остается немало секретов. Подводный флот из 17 дизель-электрических субмарин, многие из которых (например, “Сорю” с анаэробной ЭУ) по совокупности своих характеристик превосходят атомоходы. Мощнейшая морская авиация из 100 патрульных и противолодочных самолетов. Японцы отказались от закупок американских “Посейдонов”, самостоятельно разработав противолодочный самолет нового поколения — “Кавасаки Р-1”.
Наконец, свои чудные представления о долге, чести и патриотизме, заставляющие считаться с этой маленькой островной страной.
2 место — флот Её Величества
“Флот строится за 30 лет, но для приобретения традиций понадобится 300”.
Британцы — единственные, кто имеет опыт ведения современной морской войны на удалении 12 тыс. км от родных берегов. Моряки Её Величества были первыми (и пока единственными), кому удалось перехватить противокорабельную ракету в реальных боевых условиях.
В отличие от остальных моряков, одетых в легкие робы, британцы сидят на постах, с ног до головы замотанные в огнеупорные костюмы. Они не понаслышке знают, что такое пожар на корабле
Вертолетоносец, 6 эсминцев ПВО, 10 атомных субмарин, 13 многоцелевых ракетных фрегатов и 12 вспомогательных кораблей — десантные вертолетоносцы-доки, флотские заправщики, корабли комплексного снабжения. Современный британский флот невелик, но удал.
Британский «Тип 45» имеет самую оптимальную конструкцию и состав вооружения среди всех существующих в мире кораблей ПВО
В ближайшие 5-10 лет в составе Королевского флота должны появиться два крупных авианосца (“Куин Элизабет”, 60 тыс. тонн), 5 многоцелевых атомных субмарин типа “Эстьют” и 8 фрегатов размером с эсминец, создающихся по программе “глобальный боевой корабль”.
1 место — ВМС США
С янки особо не поспоришь. У американцев больше боевых кораблей океанской зоны, чем у всех стран мира вместе взятых. 10 атомных авианосцев и 9 вертолетоносцев, 72 атомные подводные лодки, 85 крейсеров и эсминцев, свыше 3000 единиц авиационной техники.
Еще более велик качественный отрыв, большинство кораблей ВМС США просто не имеют аналогов в Старом свете. Гигантские плавучие аэродромы, система “Иджис”, морские патрульные беспилотники, 45-узловые фрегаты LCS, подлодки, несущие по 150 крылатых ракет…
Остается главный вопрос: против кого все это создано в таком количестве? На Земном шаре отсутствует сколько-нибудь адекватный противник. Не иначе, Штаты собрались воевать с Альфой Центавра.
Эпилог
При составлении рейтинга были намеренно вынесены за скобки морские стратегические ядерные силы (МСЯС). Чрезвычайно грозный инструмент, вероятность применения которого не имеет четкого ответа. МСЯС гарантируют суверенитет государства, в то же время не дают ничего в бытовых международных конфликтах, ведущихся конвенционным оружием.
Стратегические подводные ракетоносцы находятся на вооружении шести стран мира. Но в реальности, полноценными ядерными силами располагают лишь Россия и США. Только у нас и американцев имеется достаточно возможностей для нанесения гарантированного удара: шквал из сотен боеголовок, который не удержит ни одна система ПРО. Наконец, только у РФ и США имеется полный комплект средств МСЯС: собственные носители, ракеты, боеголовки и системы передачи команд “судного дня” на идущие под водой субмарины (низкочастотные передатчики “ЗЕВС”, “Вилейка”, “Голиаф”). Без последнего пункта это супероружие вообще не имело бы смысла.
Подробный рассказ о каждом из флотов мог бы занять не одну книгу. Тем не менее, автор искренне надеется, что этот короткий материал сможет расширить познания и повысит интерес публики к данной теме.
60-километровые контакты передатчика «Зевс». В качестве антенны используется ядро Земли. Сигнал «Зевса» проникает в глубины всех океанов и означает одно: Третья мировая началась!

Военно-морские силы Северной Африки

После нашумевшей «Арабской весны» геополитическая ситуация в средиземноморском регионе значительно усложнилась. До сих пор продолжают появляться прогнозы относительно будущего Северной Африки и Ближнего Востока, и пока никто с уверенностью не может говорить о событиях завтрашнего дня. Среди различных мнений порой приходится слышать предположения о надвигающейся войне между государствами региона, недавно сменившими власть, и другими странами. Ввиду нестабильности общего положения Средиземноморья эту версию нельзя отвергать, равно как и говорить о ее правильности. По причине взаимного географического положения стран региона можно предположить, что в гипотетическом конфликте большую роль будут играть военно-морские силы, которым придется обеспечивать огневое прикрытие войск при атаке на важные прибрежные объекты и т.д. Рассмотрим состояние ВМС стран Северной Африки, имеющих доступ к Средиземному морю.

Алжир
Бунты и восстания прошлых лет прошли мимо Алжира, из-за чего он имеет возможность развивать свои вооруженные силы, не теряя времени на подавление волнений. Если обстановка в стране останется спокойной, то в течение ближайших нескольких лет алжирские ВМС значительно увеличат свой боевой потенциал. Так, в настоящее время на немецких и китайских верфях строится по два фрегата проектов MEKO A200 и C28A соответственно. Это корабли будут оснащены артиллерийским, ракетным и торпедным вооружением, благодаря чему смогут выполнять широкий спектр задач, свойственный военному флоту Алжира. Также в ближайшие годы эта страна получит один итальянский универсальный десантный корабль типа San Giorgio. В течение последних лет неоднократно упоминалась возможность заказа Алжиром двух корветов проекта 20382 «Тигр» российского производства, однако контракт на их поставку до сих пор не подписан, из чего можно сделать соответствующие выводы.
Малые ракетные корабли проекта 1234 (шифр «О́вод», по классификации НАТО — Nanuchka class corvette)
Выводы о грядущем повышении возможностей алжирского военного флота имеют под собой очевидные основания в виде достаточно старой техники, эксплуатируемой в настоящее время. Самым новым из надводных судов алжирских ВМС являются патрульные катера типа Djebel Chenoua, третий и последний из которых был принят в строй около десяти лет назад. Девять других катеров проекта Kebir строились на алжирских верфях до 1993 года. Строительство более крупных кораблей для алжирской промышленности до сих пор является непосильной задачей, из-за чего страна вынуждена заказывать подобную технику за рубежом. Еще в начале восьмидесятых годов советское судостроение поставило в Алжир три малых ракетных корабля проекта 1234 и столько же сторожевиков проекта 1159. Все эти корабли до сих пор в строю и, судя по всему, будут служить, как минимум, до конца десятилетия, пока ВМС не получат достаточное количество новой техники. Список боевых надводных кораблей ВМС Алжира замыкают три десантных корабля английского и польского производства.
Classe Djebel Chenoua
Крупномасштабное обновление своих ВМС Алжир начал с подводного флота. Так, еще в 2010 году завод «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) передал заказчику две дизель-электрические субмарины проекта 636М. Еще две подлодки этого типа могут быть заказаны в ближайшее время. Во второй половине восьмидесятых годов Алжир приобрел у Советского Союза две ДЭПЛ предыдущего проекта 877. Они до сих пор находятся в строю и выполняют возлагаемые на них задачи.
Подводные лодки проекта 877 «Палтус»
С 2011 года в ВМС Алжира служат несколько поисково-спасательных вертолетов. Это AgustaWestland AW101 (шесть единиц) и четыре AgustaWestland Super Lynx Mk.130. В прошлом году Алжир дополнительно заказал еще шесть вертолетов Mk.130.
Интересен тот факт, что в военно-морских силах Алжира служит не более 7000-7500 человек, что составляет чуть более одного процента от общего количества военнослужащих в стране. Столь малая численность личного состава обусловлена двумя причинами: небольшими размерами самого военного флота и спецификой распределения подразделений между родами войск.
Египет
Несмотря на события последних лет, военно-морские силы Египта продолжают оставаться одним из самых мощных флотов региона. В то же время, египетские ВМС имеют и недостатки. Так, весь подводный флот Египта состоит всего лишь из четырех подводных лодок проекта 633 советского производства. Учитывая возраст этих дизель-электрических субмарин, нетрудно определить их боевой потенциал. На смену советским ДЭПЛ в будущем должны прийти новые подводные корабли проекта «Тип 209», созданные в Германии. В настоящее время Каир ведет переговоры на эту тему и пока еще далеко до подписания контракта.
Подводные лодки типа 209
Из-за смены власти и последующих политических, социальных и экономических проблем Египет был вынужден значительно сократить свои планы относительно обновления военно-морских сил. В последние годы правления Х. Мубарака было подписано несколько контрактов, в соответствии с которыми Египет должен был получить шесть ракетных катеров и одну плавбазу, ранее эксплуатировавшиеся Норвегией. Кроме того, Египет заказал у Соединенных Штатов четыре ракетных катера Ambassador Mk III. Ввиду экономической ситуации все контракты, кроме последнего, были аннулированы. Головной катер серии уже проходит испытания и его скоро примут в строй. Заказ, очевидно, будет выполнен полностью.
Патрульные катера Ambassador Mk III
Основу египетского надводного флота составляют восемь фрегатов трех различных типов. В течение последних десятилетий Египет приобрел у США два подержанных корабля типа Knox и четыре Oliver Hazard Perry. Кроме того, Китай поставил два фрегата «Тип 053». Все эти фрегаты имеют ракетное, торпедное и артиллерийское вооружение и могут работать на большом удалении от баз. Похожим образом вооружены и два корвета Descubierta, купленные у Испании, но они отличаются размерами, водоизмещением и, как следствие, рядом тактических и технических характеристик. Также в составе ВМС Египта имеется сравнительно большое количество десантных кораблей. Это три средних корабля проекта 770 польского производства и девять малых кораблей проекта 106, приобретенные у Советского Союза. В египетских ВМС также имеются десять минных тральщиков советского и американского производства и пять учебных кораблей различных классов.
Фрегаты типа «Knox»
Фрегаты УРО типа Oliver Hazard Perry
Помня опыт конфликтов прошлых лет, Египет поддерживает в боеспособном состоянии т.н. москитный флот. Ракетные, торпедные и артиллерийские катера являются самыми многочисленными типами техники в составе египетских военно-морских сил. Египетские моряки до сих пор используют девять ракетных катеров проекта 205 советского производства (четыре куплены непосредственно у СССР, остальные – реэкспортированы Черногорией), пять приобретенных у Германии катеров «Тип 148» Tiger и шесть катеров собственной постройки типа Ramadan. Также на вооружении остается некоторое количество советских катеров проекта 183Р и китайских «Тип 024». Египетские ракетные катера используют управляемое противокорабельное вооружение различных типов, но при этом большую часть ракет можно считать устаревшей. То же самое можно сказать и о некотором количестве (не более шести) торпедных катеров проекта 206, купленных в свое время у Советского Союза. Не менее сомнительными выглядят перспективы четырех артиллерийских катеров «Тип 062» китайского производства. Будучи вооруженными лишь малокалиберной артиллерией и 81-мм безоткатным орудием, такие катера могут эффективно противостоять лишь легким, невооруженным и незащищенным плавсредствам и поэтому пригодны только для патрульной службы и пресечения нарушений морских границ.
Kaman SH-2G Super Seasprite
Военно-морские силы Египта не имеют собственной авиации, поскольку вся соответствующая техника числится в составе ВВС. Для разведки и обнаружения целей в интересах флота ВВС используют восемь самолетов Grumman E-2C Hawkeye и шесть Beechcraft 1900C в специальной конфигурации. Противолодочная работа возлагается на десять вертолетов Kaman SH-2G Super Seasprite и пять Westland Sea King. Девять машин Aérospatiale Gazelle используются для разведки в прибрежной зоне. Также, при необходимости, ВВС выделяют военно-морским силам технику других типов.
Точные данные о личном составе египетских ВМС отсутствуют. По различным оценкам, в настоящее время на боевых кораблях, вспомогательных судах и береговых базах служит не более 20-22 тыс. человек.
Ливия
Одна из крупнейших стран средиземноморского региона – Ливия – сейчас даже не думает об обновлении военно-морских сил. У новой власти, пришедшей на место администрации М. Каддафи, и без того достаточно проблем, из-за чего строительство или закупка новых кораблей, катеров или судов начнется только в будущем, если, конечно, начнется вообще. Тем не менее, обновление ВМС является одной из главнейших задач для нового ливийского руководства. Дело в том, что в результате международной интервенции Ливия потеряла большое количество морской техники: военный флот лишился одного фрегата и нескольких ракетных катеров разных типов.
МРК проекта 1234Э ВМС Ливии
После гражданской войны и интервенции военно-морские силы Ливии выглядят следующим образом. Крупный надводный флот представлен лишь одним сторожевым кораблем проекта 1159. Второй корабль этого типа был уничтожен 20 мая 2011 года в бухте Триполи. В тот же день самолеты НАТО потопили большой ракетный катер проекта 1234. Второй ракетный катер достался мятежникам и в настоящее время продолжает службу в составе ВМС. Также во время войны были уничтожены все четыре имевшихся на тот момент ракетных катера проекта 205 и семь катеров Combattante, купленных у Греции. Из девяти эксплуатировавшихся минных тральщиков проекта 266МЭ советского производства войну смогли пережить лишь два. Единственная ливийская дизель-электрическая подлодка проекта 641 уже достаточно давно не используется и вскоре будет утилизирована.

До начала гражданской войны в составе авиации ВМС Ливии было 24 вертолета нескольких типов, в том числе 12 противолодочных. В ходе конфликта почти вся эта техника была уничтожена на аэродромах. Нынешнее состояние авиации военно-морских сил остается неизвестным.
Из-за гражданской войны численность личного состава ВМС Ливии значительно сократилась. В настоящее время, согласно разным источникам, на оставшихся кораблях и базах проходит службу всего три тысячи человек. Подобные цифры ясно говорят о перспективах этого рода войск.
Марокко
На фоне других военно-морских сил североафриканского региона очень хорошо выглядит военный флот Марокко. Эта страна имеет возможность не только обновлять свои ВМС, своевременно восстанавливая потенциал этого рода войск, но и улучшать их. Для этого постоянно ведутся закупки новых кораблей и катеров, по своим характеристикам превосходящих имеющиеся. В настоящее время Марокко модернизирует свои ракетные катера, а также ждет выполнения нескольких своих заказов.
Фрегаты типа FREMM
В течение последних лет официальный Рабат заказал за рубежом строительство нескольких кораблей различных типов. Так, до конца года планируется принять в состав ВМС фрегат, построенный по французскому проекту FREMM. Стоит отметить, FREMM в версии для Марокко предназначен для выполнения противолодочных задач и поэтому не будет нести противокорабельные ракеты. Однако и в таком случае новый корабль благотворно скажется на состоянии всего флота. Также в ближайшие годы Франция должна передать Марокко четыре сторожевых катера типа OPV-70, первый из которых уже введен в состав флота. Наконец, марокканское руководство в настоящее время планирует купить некоторое количество дизель-электрических подлодок. В числе участников будущего тендера может оказаться и российско-итальянский проект S1000.
Обновление ВМС Марокко началось еще несколько лет назад, поэтому новые корабли уже заступают на службу. В 2011 и 2012 году Нидерланды передали марокканцам три корвета типа SIGMA. Эти корабли вооружены артиллерийскими установками, торпедами, а также зенитными и противокорабельными ракетами. Приобретение таких корветов считается важной вехой в деле развития ВМС Марокко. В начале двухтысячных годов во флоте Марокко начали служить два фрегата типа Floréal, построенные во Франции. Они имеют только артиллерийское и противокорабельное ракетное вооружение, а также могут перевозить один противолодочный вертолет. Подходит к концу срок эксплуатации корвета типа Descubierta испанского производства: с принятием в строй корабля «Мохаммед IV» (тип FREMM) его выведут из состава флота и спишут.
Корветы типа SIGMA
Стоит отметить достаточно многочисленный, хотя и устаревающий, флот патрульных катеров. До принятия в строй головного катера OPV-70 ВМС Марокко располагали двумя десятками подобных судов. Стоит отметить, еще в конце семидесятых годов Рабат стал изыскивать возможности для покупки новых патрульных катеров, в результате чего до середины девяностых годов новая техника регулярно пополняла состав ВМС. Перерыв в поставках начался лишь в 1997 году и к настоящему времени прекратился. Интересен тот факт, что руководство марокканского флота не «замыкалось» на катерах одной страны. Так, катера пяти проектов (не считая OPV-70) строились на верфях Дании, Испании и Франции.
Патрульные катера OPV-70
Задача патрулирования прибрежной зоны возлагается на несколько десятков легких катеров различных типов, закупленных за рубежом и произведенных самостоятельно. На случай высадки на побережье противника ВМС Марокко имеют три десантных корабля BATRAL, купленные у Франции в конце семидесятых годов. Для выполнения вспомогательных задач флот использует четыре корабля разных типов и несколько десятков легких катеров.
Десантные корабли BATRAL
Морская авиация Марокко немногочисленна. В ее составе есть лишь 3-4 вертолета Eurocopter AS565 и полтора десятка патрульных самолета Britten-Norman Defender. Примечательно, что эти самолеты формально служат в военно-воздушных силах, но используются исключительно в интересах военно-морских сил.
В настоящее время в ВМС Марокко служит более 40 тыс. человек, из них полторы тысячи числятся в составе морской пехоты. Это значительно превышает численность личного состава военно-морских сил некоторых других государств Северной Африки, но при этом не является рекордом.
Тунис
Из всех африканских стран, имеющих выход к Средиземному морю, Тунис является одной из самых слабых в военном и экономическом аспекте. Тунисские военно-морские силы не могут похвастаться большой боевой мощью, но даже в такой ситуации командиры флота умудряются выбивать финансирование на обновление техники. В последние дни прошлого 2012 года Италия передала Тунису первые два сторожевых катера P350 и еще четыре будут построены в ближайшее время.
Тем не менее, общее состояние ВМС Туниса создает гнетущее впечатление. Еще несколько лет назад были списаны все относительно крупные корабли, а именно корвет французского производства типа Le-Fougeux и бывший американский фрегат USS Savage. В связи с этим самыми крупными судами в составе ВМС Туниса стали ракетные катера нескольких типов. Это шесть катеров «Тип-143» Albatros, купленные у Германии, а также по три катера типов Combattante-III-M и P-48 Bizerte французского производства. На вооружении имеется не более пяти китайских артиллерийских катеров Shanghai-II, шесть тральщиков типа Kondor-II, ранее использовавшихся в Германии, и один десантный катер LCT-3, построенный в США.
«Тип-143» Albatros
Патрулирование прибрежных акваторий и другие подобные задачи возлагаются на несколько десятков сторожевых катеров нескольких типов. Стоит отметить, при таком разнообразии парка техники Тунис, в отличие от Марокко, приобрел все катера за границей. В составе его военно-морских сил нет ни одного корабля или катера, построенного на своих предприятиях.
ВМС Туниса не имеют собственной авиации. При необходимости поддержку морякам и морской пехоте могут оказать военно-воздушные силы. Для помощи флоту используются два вертолета Sikorsky HH-3, полтора десятка Sikorsky S-61 и один SNIAS AS-365N. Согласно некоторым источникам, все эти машины могут участвовать как в поисково-спасательных, так и в противолодочных миссиях.
Sikorsky S-61
Несмотря на откровенно плохое оснащение, в ВМС Туниса служит порядка 40-45 тыс. человек, что превышает численность личного состава военно-морских сил других стран региона. По понятным причинам, большая часть этих людей служит на берегу и не выходит в море.
Соотношение сил
Военно-морские силы стран Северной Африки, расположенных на побережье Средиземного моря, представляют собой типичные военные флоты небольших и небогатых стран. Из пяти рассмотренных государств лишь Алжир и Марокко активно развивают свои ВМС и повышают их боевой потенциал. Остальные страны, в первую очередь Тунис и Ливия, не могут себе позволить подобное и поэтому вынуждены пользоваться только тем, что у них есть и строить планы на будущее.
Ввиду своей слабости все описанные военно-морские силы не могут выполнять боевые задачи на большом удалении от баз. По этой причине основной задачей ВМС Алжира, Египта, Ливии, Марокко и Туниса пока остается патрулирование прибрежной зоны, поиск и задержание нарушителей. Кроме того, в начале некоего вооруженного конфликта военно-морские силы, вероятно, примут на себя первый удар противника. В таком случае перспективы всех рассмотренных ВМС, с некоторыми оговорками, выглядят одинаково. Так, полномасштабное столкновение с флотом равной силы будет носить непредсказуемый характер. Ни одна из указанных стран не имеет военно-морских сил, способных гарантированно разгромить противника. Что касается вмешательства в конфликт третьей силы, например, какой-либо европейской страны или вооруженных сил НАТО, то в таком случае результат будет печальным для африканского государства.
Тем не менее, рассмотренные пять стран продолжают по мере сил и возможностей обновлять и развивать свои военно-морские силы. Как уже говорилось, обстановка в регионе перестала быть стабильной и это служит дополнительным стимулом для улучшения вооруженных сил в целом и военного флота в частности.
По материалам сайтов:

Алжирский национальный военно-морской флот — Algerian National Navy

Алжирский национальный флот
القوات البحرية الجزائرية

Алжирский Морской знак

активный

1516
1962 — по настоящее время

Страна

Алжир

Ветка

военно-морской флот

Размер

30000 сотрудников

Garrison / HQ

L’Amirauté , Алжир

Юбилеи

2 февраля 1967

Оборудование

201 судов, 30 вертолетов, 2 МРА самолетов

Командующие

Текущий
командир

Mohamed-Larbi Haouli

знаки отличия

Naval Ensign

Национальный флот алжирского ( ANN , арабский : القوات البحرية الجزائرية ) является морской ветвью алжирского военного . Военно — морской флот работает от нескольких баз вдоль почти 1000 км страны (620 миль) береговой линии , выполняя свою главную роль мониторинга и защиты Алжир «s территориальные воды против всех иностранных военных или экономических вторжения. Дополнительные миссии включают береговую охрану и морскую безопасность миссии, а также проекцию морских сил ( fusillers Маринс ). Алжирские силы являются важным игроком в Западном Средиземноморье .

Как и в других алжирских военных отраслях, военно — морской флот был построен и структурирован при содействии со стороны Советского Союза во время холодной войны , но и опирался на других источниках для оборудования в некоторых районах. С момента окончания холодной войны, Россия остается важным партнером, но Алжир более изыскал дополнительные источники для оборудования, а также создание собственной судостроительных мощностей.