Военно историческая миниатюра

Военно-историческая

Добро пожаловать на сайт посвященный Военно-исторической миниатюре !

Не первый год успешно существует наш сайт на просторах Интернета.

За время своего существования проект вырос из маленького приватного клуба нескольких человек в один из крупнейших информативных сайтов для любителей ВИМ и военной истории.

Здесь собираются те, кто посвящает свое время хобби — коллекционированию и самостоятельному изготовлению фигурок солдатиков или, выражаясь высоким стилем — военно-исторической миниатюре.

Искусство миниатюры не ограничивается только военно-исторической тематикой. Невозможно перечислить все возможные темы: животные, исторический костюм, фантастика, фэнтези, игровая миниатюра и много-много других тем и направлений могут быть не менее увлекательными, чем рыцари или гусары. Поэтому у нас открылся форум «Параллельные миры», а затем и Галерея «Параллельных миров», где выставляются работы иных, чем военно-историческая миниатюра, направлений.

Здесь можно показать свои работы, послушать мнение других любителей миниатюры, выслушать похвалы умелым рукам. Но главное, чем мы особенно гордимся — наш форум может служить как бы «начальной школой» для каждого, кто только делает или хочет сделать свои первые шаги в самостоятельном изготовлении миниатюр. Здесь вам покажут, расскажут, объяснят, научат и помогут узнать радость самостоятельного творчества, не ограниченного только ассортиментом полок модельных магазинов. А может вскоре и ваши модели найдут свое место на этих полках. Стоит только начать, а выше — только небо….

Новости сайта

  • 20.08.2012 Всё функционирует в рабочем режиме. Админ.

Военно-исторические миниатюры своими руками

Этим теплым летним вечером я расскажу Вам о том, как сделать своими руками настоящую реконструкцию военных событий. В данном случае, в честь 200-летия Бородинской битвы, историческая миниатюра будет относиться именно к 1812году.

Пластиковые заготовки для изготовления моделей можно купить практически в любом специализированном магазине. Там же стоит приобрести необходимые наборы красок, кисточек и клея. Первое, с чем нужно определиться – это род войск, которых Вы будете «оживлять» своими руками. Выбор очень широк: русские гренадеры, пехота, драгуны, французская императорская гвардия, пешая и конная артиллерия и т.д. Он Вашего выбора родов и типов войск зависит набор цветовой гаммы, которая потребуется для раскраски. Можно посмотреть цвета формы и аксессуаров на коробке изделия, но настоящие мастера черпают информацию об обмундировании из иллюстрированных справочников и энциклопедий.

Чтобы реконструировать своими руками настоящее сражения, в котором отважные русские части будут сдерживать яростные натиски французов, Вам потребуется максимум аккуратности и усидчивости. Для начала аккуратно отделите от каркаса при помощи кусачек пластиковые детальки будущих солдатиков. Не стоит заготавливать слишком много – стоит ограничиться двумя-тремя бойцами. Также, ели требуется, можно отделить от каркаса артиллерию и коней, на которых будут располагаться всадники.

После того как заготовлены все составные части можно приступать к покраске. Так как модели представленные модели довольно маленького масштаба 1 к 72, то их раскрашивание выполняется тонкими кисточками или иголкой. Сначала обрабатываются элементы формы, которые занимают большую площадь на модели, а затем, уже на подготовленной основе, раскрашиваются более мелкие части: пуговицы, ремни, погоны и т.п. Имеет смысл раскрашивать одновременно несколько пластиковых моделей, чтобы ускорить процесс подготовки армии, выполненной своими руками. Не стоит очень много времени проводить за изготовлением таких поделок – из-за того, что части солдатиков очень маленькие приходится сильно напрягать зрение, поэтому следует периодически отвлекаться от работы, расслабляя глаза.

Инструментами, которые Вам могут потребоваться для изготовления поделок, являются: две-три тонких кисточки; набор красок, цвета которых подходят для определенных родов войск; клей для моделей; несколько иголок для раскрашивания самых мелких деталей; глянцевый или матовый лак; увеличительное стекло и, конечно же, Ваше терпение и усидчивость. Особенно стоит остановить свое внимание на таком инструменте, как увеличительное стекло на штативе с держателями. Работа с ним намного облегчит процесс раскрашивания потому, что у Вас освободиться одна рука, которой обычно приходится держать простое увеличительное стекло.

После того как раскрашены все составные части необходимо склеить модель, а затем обработать фигурку лаком для того, чтобы защитить покрашенное покрытие. Отельное удовольствие Вы можете получить, раскрашивая флаги, пушки и различные части моделей, которые требуют окраски золотой и серебряной красками.
Теперь, когда в Вашем распоряжении есть целый отряд, можно изготовить домики, деревья и кустарники самостоятельно, чтобы сделать композицию более реалистичной. Поверьте, что это увлечение реконструкциями военно-исторических событий надолго увлечет Вас и Ваших детей, воспитывая терпение, усидчивость и интерес к истории собственной страны.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

Военно-историческая миниатюра. Эволюция солдатиков

Игровые солдатики были неотъемлемым элементом детства многих наших читателей. Мы все выстраивали отряды, включали воображение и проводили напряженные и кровавые сражения. Но это была не единственная роль миниатюрных воинов в истории и культуре человечества. Они прошли тысячелетия эволюции, становясь то церемониальным атрибутом, то наглядным пособием для аристократии, то массовой детской игрушкой. А иногда и самым настоящим предметом искусства.


Глубокая древность
Миниатюрные фигуры пеших или конных воинов зародились раньше, чем можно подумать. Нам, конечно, никогда не узнать, кто и когда начал делать их первым. Но есть вполне четкие «минимальные» цифры. Старейшие находки, обнаруженные археологами в Египте, датируются примерно 2000 годом до нашей эры. С этого времени солдатики древности встречаются более-менее регулярно, причем параллельно в совершенно разных культурах – от древнего Рима и эллинских полисов до не менее древнего Китая.
Последний, в своих лучших традициях, отметился особым масштабом. Только китайцы могли додуматься сделать самый, пожалуй, богатый и дорогостоящий набор солдатиков в истории – более восьми тысячи штук! Причем, для большего эффекта – в масштабе один к одному.

Выкопанная археологами Терракотовая армия Цинь Шихуанди
Да, речь о знаменитой «Терракотовой армии». Во всем был виноват старый обычай хоронить с императором его лучших солдат. Но Цинь Шихуанди, объединивший Китай после столетий кровавых усобиц, не мог позволить себе такой роскоши. Ослабленная гражданскими войнами страна имела множество лишь поверхностно заживших ран, которые могли открыться по любому поводу. Поэтому строивший свой мавзолей император мудро обошел древний обычай, заменив жертвоприношение воинов созданием терракотовой армии в натуральную величину.
Правда, династии такой гуманизм не помог – она прекратила свое существование всего лишь через четыре года после смерти Цинь Шихуанди.
Возможно, Цинь Шихуанди не просто отдавал дань традиции, а реально планировал обмануть богов, в которых верил. Ведь каждая статуя по-настоящему уникальна – в том числе и в чертах лиц. Они не просто отличны друг от друга, но соответствуют физиогномике различных этносов, населявших империю. То есть, каждый «солдатик» имел вполне конкретного прототипа. Ну, или заказ был размещен в разных мастерских, каждая их которых приглашала конкретных людей в качестве моделей для лепки.
Дворянское развлечение
Но все-таки армия Цинь Шихуанди была исключением. Как правило, для церемониальных целей не требовалось такого количества фигурок воинов. Все стало изменяться к «Осени Средневковья». С XIV века солдатики становятся одним из увлечений крупных феодалов – наряду с охотой, пирами и войной. Коллекции в несколько сотен фигур имели такие гранды европейской политики, как император Максимилиан I и король Франции Людовик XIII.

Чем дольше шло время, тем более утонченными становились увлечения аристократии. И тем большее место в них занимали солдатики. Известным любителем таковых был, например, император России Петр III. Говорят, что он даже устроил торжественную казнь крысы, испортившей значительную часть его коллекции солдатиков из сахарной ваты.
Играли солдатики и обучающую роль. Рост их популярности в качестве игрушки аристократов совпал с эпохой регулярных армий. Раньше, в феодальных армиях, дворянин был основной ударной единицей на поле боя. Теперь же он стал командиром множества рекрутов. Которых, в отличие от старых времен, можно было массово обучать на регулярной основе. Это значило, что резко выросла управляемость пехоты. Теперь, в отличие от феодальной эпохи, она могла производить более сложные тактические маневры.
Это повышало требования к подготовке офицеров. Львиную их часть составляли все те же аристократы. И коллекции солдатиков могли использоваться нанятыми семьей учителями, чтобы с детства объяснять будущим полководцам азы тактики. Инструмент был более чем удобный и наглядный.
Массовое производство
На рубеже XVIII и XIX веков солдатики перестали быть игрушкой дворян, и стали доступны большему количеству людей. Какую-то лепту в этот процесс внесла Великая французская революция, резко увеличившая размер армий и изменившая социальный состав офицерства. А что-то сделали новые технологии.

Набор оловянных солдатиков, конец XIX — начало XX века
Последние заключались в применении для тиражирования оловянного литья, что значительно удешевляло стоимость одной фигурки. Все началось со здравствующей и поныне Нюрнбергской миниатюры ещё в 1770-е годы. Первые такие солдатики были «плоскими» – толщина составляла всего лишь несколько миллиметров. Но зато рельеф мог быть проработан весьма подробно. Формат очень быстро прижился, и вышел за пределы Нюрнберга, освоив другие германские земли.
Очень быстро плоские солдатики стали неким «национальным продуктом» еще даже не объединенной Германии – фирмы плодились одна за другой именно на немецких землях. Их продукция шла и на экспорт. Это побуждало заграничных предпринимателей освоить производство плоской миниатюры своими руками. Но конкурировать с немцами на равных все равно не получалось.
Забавно, что более привычные для нас «объемные» солдатики появились примерно в то же время – в конце XVIII века. Причем не в Германии, а во Франции – где, что характерно, пребывали в определенной безвестности, пока за объемных оловянных солдатиков не взялись все те же немцы.
Запустила этот процесс фирма Густава Хейде, открытая в Дрездене в 1870 году. Время для такого бизнеса было удачное – шла победоносная для германцев Франко-Прусская война, и солдатики имели спрос. Дела у предприятия шли хорошо вплоть до знаменитой бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года, когда завод был полностью уничтожен.
Наше время
Сегодня коллекционирование военно-исторической миниатюры из детской игрушки стало любимым хобби для немалого количества взрослых и весьма обеспеченных людей. На новый уровень солдатиков выводит роспись – искушенные коллекционеры предпочитают её привычной «игрушечной» заводской покраске.

Специально для них существуют тысячи фирм военно-исторической миниатюры. Её качество состоит из двух компонентов – уровня лепящего мастер-модель скульптора и чистоту отливки. В качестве материала используется эпоксидная смола или напоминающий олово сплав «белый металл». Что любопытно, расписывающие миниатюры художники предпочитают смолу, потому что она легкая, и при работе с фигуркой её удобнее держать в руке. Коллекционеры же любят металл – им нравится «приятная тяжесть» очередного элемента своей коллекции.
Пластик, что характерно, в представляющей интерес для коллекций военно-исторической миниатюре практически не используется. Все потому, что для литья из пластика нужно более дорогое оборудование. Оно, в совокупности с материалом, дает большую живучесть пресс-форм, и большие тиражи. Но за это приходится платить серьезнейшими вложениями в производство. В то время как небольшая фирма, производящая смоляных или оловянных солдатиков, может иметь более чем скромный капитал, и состоять всего из нескольких человек. А иногда и вообще из одного.

Скромная роспись смоляной фигурки, выполненная автором этой статьи
В итоге множество мелких «оловянно-смоляных» фирм выигрывает у сравнительно небольшого количества пластиковых хотя бы за счет ассортимента. Кроме того, они могут себе позволить выпускать нишевые и интересные вещи – например, каких-нибудь древнеегипетских воинов, венгерских танкистов, или генуэзских арбалетчиков. В то время как выпускающие пластиковые наборы компании ограничены высокой стоимостью пресс-форм и оборудования. И, чтобы отбить эти деньги, они вынуждены делать предсказуемую «попсу» – то есть, ограничивать себя рамками довольно затертых, с точки зрения коллекционеров, тем.
Интересно, что Россия в этом бизнесе занимает далеко не последнее место. У нас есть скульпторы, лепящие более чем конкурентоспособные фигурки, а в отдельных масштабах – лучшие в мире. Отечественные художники расписывают бокс-арты для продукции серьезных иностранных фирм – особенно это видно в жанре военно-исторических бюстов в масштабе 1/9. Есть даже особые направления росписи – как, например, знаменитая «Питерская школа», известная умением воспроизводить сложнейшие узоры на клочке в один-два квадратных сантиметра.
Отечественная военно-историческая миниатюра становится все сложнее и многообразнее. Многочисленные выставки растут в масштабе и уровне работ. А это значит, что многотысячелетняя история солдатика еще не закончена.

Нюрнбергская миниатюра

25 04 2019 Дмитрий Орт Пока нет комментариев

18 век – время великих событий и войн, тяжелых потрясений и грандиозных открытий. И удивительно, но именно этот период истории человечества становится отправной точкой в возникновении столь знакомого нам сегодня хобби – коллекционирования солдатиков.

С самого начала 18 века во всех странах Европы создаются регулярные армии новейшего образца, что находит свое отражение и в индустрии производства игрушек. И тогда, и в наше время игрушечные воины, замерзшие в боевом порыве, взывают необъяснимый трепет у всех мужчин – от совсем еще мальчика до уже взрослого мужа.

Изначально в производство миниатюр преобладало направление, рассчитанное исключительно на состоятельного заказчика. Фигурки в основном изготавливались из драгоценных металлов, обязательным условием было наличие высокохудожественная детализация. Создавались полные портретные копии королей, знаменитых полководцев, выдающихся исторических личностей, приобретал популярность жанр диорамы – создания многофигурной жанровой или батальной сцены. Изготовление миниатюр изначально позиционировалось как искусство, никак иначе, а сама миниатюра была штучным, эксклюзивным товаром.

С популяризацией данного направления в обществе, с 30-х годов восемнадцатого века намечается тенденция создания массового производства из более дешевых материалов, появляются первые полуобъемные оловянные солдатики, доступные простому обывателю. Существует гипотеза, что именно в это время в поле зрения великого князя Петра Фёдоровича попадает галантерейная лавка торговца Дозера (под галантереями в то время подразумевались игрушки всякого рода), в которой он и приобретает подобного рода солдатиков в свою коллекцию. Великому князю приглянулась разборная диорама, изображающая быт караульного помещения.

Искусство создания военной миниатюры начинает переживать настоящий бум. Солдатиков делают из дерева, папье-маше, выдувают из стекла, льют из золота, серебра, олова, меди. Знать начинает отрабатывать на миниатюрных армиях свое тактическое и стратегическое искусство, простой люд – восстановить в игровой форме исторические события. Именно с тех пор увлечение военной настольной игрой охватывает весь мир, прочно завладевая умами людей.

Начало массового производства доступных оловянных солдатиков связано с именем нюрнбергского мастера Иохима Готфрида Хилперта. Он родился в 1732 году в городе Кобурге, став наследником династии литейщиков. В 1760 году Хилперт становится самостоятельным мастером и вместе со своим братом Иоханном Георгом (1742-1795 гг.), а позднее – со своим сыном Иоханном Вольфгангом он создает портретные медальоны европейских властителей, мыслителей, знаменитых личностей и деятелей искусств. Медальоны отливались из олова, гравировались в формах из шифера, припаивались к оловянным подставкам и раскрашивались эмалью. Произведения Хилпертов отличались тонкостью исполнения, художественной выразительностью. Вместе с известным естествоиспытателем и авантюристом Александром Гумбольтом Иохим Готфрид создает серию фигурок экзотических животных. Его мастерская производит серии фигурок, изображающих народные сказки и сюжеты, всадников, сцены охоты и праздников, отличавшихся потрясающей детализацией и рельефом с обеих сторон фигурки.

Купить солдатиков от студии “Воины и Битвы”

Широкую известность Хилпертам приносят именно солдатики. На волне популярности в Европе прусского короля Фридриха II и его военного триумфа, мастерская начинает выпускать фигурки солдат прусской армии. Они были плоскими, всего около 1 мм толщиной, высотой 2-3 дюйма, но, как и все прочее, отличались выразительностью и детализацией.

Иохим Готфрид Хилперт становится отцом оловянного солдатика, самой популярной и при этом доступной игрушкой, которую могут позволить себе практически все слои общества. В 1778 году Хилперт производит конную фигурку самого Фридриха Великого, которая приносит ему дополнительную славу, и сама становится знаменитой.

Естественно, настолько популярное явление не могло быть проигнорировано другими мастерами Нюрнберга. Производство солдатиков становится поистине массовым, практически во всех крупных городах Германии появляются мастерские, сосредотачивающие свои усилия именно на выпуске миниатюр. Этому, кроме всего прочего, способствует революция в производстве столовой посуды. Оловянную посуду вытесняет более гигиеничная и дешевая фаянсовая, и крупные литейные мастерские просто вынуждены искать новые рынки сбыта продукции. Это привело к тому, что только в одном городе Фюрте в 1790 году существовало восемь модельных и литейных цехов, выпускавших исключительно солдатиков.

К началу 19 века мастерские существовали уже и в Берлине, Люнебурге и Вюртенберге. Производство солдатиков разворачивают Италия, Швейцария, Португалия. Но подлинного расцвета искусство плоской миниатюры достигает именно в германских княжествах. На это влияют развитые технологии гравировки, чеканки, и литья, а также дешевизна сырья, добываемого на этих территориях в избыточном количестве.

Купить солдатиков от студии “Воины и Битвы”

Солдатиков отливают не из чистого олова, а из сплавов олова со свинцом, в весовом соотношении 1/3, 2/3. Состав оловянных сплавов хранился в секрете во многих мастерских, часто для достижения большей текучести олово смешивали с сурьмой и висмутом.

Процесс создания плоского солдатика выглядело так:

1) Вырисовка эскиза с двух сторон на бумаге художником;

2) Переноска эскиза на сланцевые пластины;

3) Вырезание двусторонней формы с литниками и выпорами гравером;

4) Заливка в готовую форму расплавленного металла;

5) Зачистка отливки;

6) Дополнительная догравировка мелких деталей;

7) Раскраска.

Большой популярности нюрнбергская миниатюра достигла в том числе благодаря повальному увлечению настольной войне Российскими императорами. Императоры Петр Первый и Второй, Павел Первый, Николай первый и Александр Второй сделали увлечение солдатиками своим непосредственным хобби и всячески популяризовали его при дворе.

Купить солдатиков от студии “Воины и Битвы”

В начале 19 века опять же в Германии начинается новый расцвет выпуска оловянной миниатюры. У этого искусства появляются высокие покровители. Например, по заказу прусского короля берлинская мастерская Густава Зельке выпускает эксклюзивную серию солдатиков, изображающих все рода войск прусской армии. Множество мастерских по всей германии продолжают выпуск миниатюр, но центром производства все равно остается Нюрнберг. Именно в Нюрнберге некто Эрнст Хейнрихсен в 1839 году открывает свою семейную мастерскую. В 1848 году он первым начинает стандартизовать свою продукцию: высота 32 мм для пешей фигурки без головного убора, 45 мм – для конной. По сей день данные размеры являются наиболее распространёнными и носят нарицательное имя: «нюрнбергский размер». Начинается «золотой» век полоской миниатюры. В 1854 году император Николай I заказывает у Вильгельма Хейнрихсена, сына знаменитого основателя фирмы, изготовление большой партии солдат российской императорской гвардии высотой 60 мм. Коллекция включает в себя гвардейских кирасир, гусар, конных гренадёров, драгунов, казаков, артиллерии и пехоты. Для каждого «полка» делалось 6 видов фигур: конный командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер, рядовой. Для кирасиров добавлялись еще литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой, а не палашом). Пехота состояла из командира, офицера, музыканта и рядового. Весь заказ обошелся императорской казне в 15 000 золотых гульденов. Но сам император Николай I не успел увидеть свою коллекцию в сборе – фирме потребовалось для изготовления полного набора более 3-х лет и в Российскую Империю они прибыли уже при Александре II. Дальнейшая судьба легендарного заказа неизвестна.

Поделитесь записью

Плоский оловянный солдатик. История «нюрнбергской миниатюры»

александр соловьев Наследие 25 Апреля 2018

В коллекции Центрального военно-морского музея существует редкая коллекция «нюрнбергской миниатюры». Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» погрузился в историю создания необычных солдатиков.

Миниатюра «Матросы, разворачивающие флаг 2-й дополнительный» (флаг из военно-морского свода сигналов). Фото Дмитрия Соколова

Что она собой представляет, знают, пожалуй, лишь специалисты. Это плоская отливка, раскрашенная вручную. Делать солдатиков по такой технологии начали именно в германском городе Нюрнберге еще во второй половине XVIII века.

Коллекцию фигурок моряков и силуэтов кораблей, что хранится в ЦВММ, изготовил в эмиграции мичман русского флота Лев Майданович. Он считается одним из родоначальников российской «нюрнбергской миниатюры».

Во время Гражданской войны он, юный выпускник петроградских классов гардемаринов, участвовал в Белом движении, в 1919 году даже заслужил Георгиевскую медаль IV степени. В конце 1920-го c русской эскадрой покинул Крым вместе с белой армией барона Врангеля. Находился на острове Галлиполи и в Бизерте, где продолжил морскую учебу и получил звание мичмана.

В середине 1920-х годов перебрался в Латвию, потом переехал в Париж. Как и многие другие русские эмигранты, выживал. Работал маляром во франко-русской артели. А в свободное время занимался изготовлением оловянных солдатиков. Не для продажи и не для заработка — просто для души. На подставках он изображал ополченческий крест 1812 года — это было его личное клеймо.

Майданович выполнил фигурки воинов Древней Руси, стрельцов, гвардейцев Петра Великого, пехотинцев времен Суворова и войны с Наполеоном, кавалергардов Первой мировой… И, естественно, моряков, а также модели кораблей — эсминца «Новик», крейсера «Олег», эскадренных броненосцев «Цесаревич» и «Слава».

Он был автором мини-диорам с оловянными солдатиками — «33 богатыря», «Нахимов на бастионе», «Утро Куликовской битвы», «Оборона Троице-Сергиевой лавры от поляков в 1610 году», нескольких небольших макетов по мотивам иллюстраций Ивана Билибина. Увы, незаконченным остался его главный труд — грандиозная диорама «Крещение Руси».

В 1956 году Лев Майданович с женой и тремя младшими дочерьми рискнул вернуться в Советский Союз. Старшая дочь, иконописец, осталась в Париже. Семью поселили в Алма-Ате, и Лев Александрович работал в Палеонтологическом музее института зоологии Академии наук Казахской ССР — изготовлял диорамы с динозаврами, мамонтами, а также занимался прочим музейным оформлением. С 1960 года и до самой кончины в 1984 году он жил в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад). Работал для патриархии, изготавливал плоские модели храмов и значки на духовную тематику.

Материал был опубликован в газете под № 074 (6183) от 25.04.2018 под заголовком «Оловянная армия мичмана Майдановича».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6183) от 25.04.2018.

Поделиться

Материалы рубрики

20 Апреля, 08:00

Миф о непобедимости Германии развеян. Крах плана «Барбаросса»