Военная реформа 2008

Содержание

Военная реформа

Смотреть что такое «Военная реформа» в других словарях:

  • ВОЕННАЯ РЕФОРМА — ВОЕННАЯ РЕФОРМА, глубокие по содержанию и проводимые в определенные сроки преобразования военной организации государства. Проводятся по решению и под руководством высших политических органов государственной власти в связи с необходимостью… … Энциклопедический словарь

  • Военная реформа — глубокие по содержанию и проводимые в определенные сроки преобразования военной организации государства. Проводятся по решению и под руководством высших политических органов государственной власти в связи с необходимостью приведения военной… … Политология. Словарь.

  • ВОЕННАЯ РЕФОРМА — 1924 25 проведена в Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе. Основное содержание: армия сокращена до 560 тыс. человек, введено смешанное кадровое и территориально милиционное устройство армии, централизованы органы управления, укреплено… … Большой Энциклопедический словарь

  • ВОЕННАЯ РЕФОРМА — коренные преобразования военной организации государства, направленные на ее приведение в соответствие с политическими, экономическими, социальными, военно техническими и другими изменениями в обществе; являются, как правило, частью… … Юридическая энциклопедия

  • ВОЕННАЯ РЕФОРМА — глубокие по содержанию и проводимые в определенные сроки по решению и под руководством высших политических органов государственной власти преобразования военной организации государства. Вызываются необходимостью приведения военной организации… … Война и мир в терминах и определениях

  • Военная реформа — Наиболее известная рим. В. р. была проведена полководцем Марием (105 до н. э.). В соответствии с этой реформой в армию принимались в качестве добровольцев граждане (без имуществ. ценза), которым устанавливалось денежное содержание и… … Словарь античности

  • Военная реформа — проводимое в определенные сроки преобразование военной организации государства с целью ее приведения в соответствие с новыми политическими, социальными и экономическими условиями существования и возможностями страны, ее общественным и… … Пограничный словарь

  • ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1924-25 — ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1924 25, проведена в Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе: армия сокращена до 560 тыс. человек, введено смешанное кадровое и территориально милиционное устройство армии, централизованы органы управления, укреплено… … Русская история

  • Военная реформа Александра II — Военный министр Д. А. Милютин Военная реформа Александра II комплекс реформ, проведённых в период царствования Александра II в 1860 х 1870 х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром… … Википедия

  • ВОЕННАЯ РЕФОРМА И ВОЕННАЯ КОНВЕРСИЯ — – сокращение размеров (объемов) военного производства и ВС при котором гражданское производство расширяется за счет высвобождаемых мощностей оборонной промышленности и передаче некоторых видов военной техники в гражданский сектор. Непосредственно … Война и мир в терминах и определениях

Военная реформа (Александр II)

Определение 1

Военная реформа Александра II – это реформа структуры военной организации в Российской империи, проведенная в 1870-е гг. Александром II.

Период правления Александра II называют «эпохой великих реформ», и военная реформа была одной из них.

Причины реформы

В 1853-1856 гг. Россия участвовала в Крымской войне, которая была ею проиграна и в дальнейшем отрицательно сказалась на общем состоянии империи, особенно в военной и экономической сферах. Стала очевидна техническая отсталость русской армии по сравнению с европейскими.

Александр понимал необходимость проведения реформ для обеспечения будущего страны. В 1861 г. Д. Милютин был назначен военным министром. Он в 1862 г. предоставил доклад для императора, в котором были прописаны основные проблемы армии:

  • плохое распределение средств на содержание армии, ибо выделаются большие суммы, но боеспособность войска не повышается;
  • рекрутские наборы, которые понижают качество армии;
  • обучение рекрутов офицерами запаса, из-за чего отсутствовало адекватное разделение войск на действующие и резервные;
  • недостаточное количество военных училищ, вследствие чего примерно 70% офицеров не имели военного образования;
  • неразвитость сети государственных учреждений, осуществлявших контроль за призывом, оснащением армии и пр.;
  • большое количество армии, часть которой находится в бездействии; необходимость увеличить резервные войск, тем самым уменьшив регулярные, а в случае военный действий будет возможность призвать резервные войска в сжатые сроки.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Военная реформа (Александр II) 420 руб.
  • Реферат Военная реформа (Александр II) 280 руб.
  • Контрольная работа Военная реформа (Александр II) 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Цели реформы были следующие:

  • создать армию с обученными резервами;
  • усовершенствовать систему военного управления;
  • улучшить подготовку офицеров;
  • перевооружить войска новым оружием;
  • ликвидировать отставание России от европейских армий.

Содержание реформы

Реформа проводилась несколько лет: первые изменения произошли в 1862 г. и продолжались до 1880-х гг. Данная реформа затронула абсолютно все сферы жизни военных – от структуры армии до нового устава и униформы.

Основными новшествами реформы были:

  • увеличение сети военных учебных заведений: создание военных гимназий, юнкерских училищ и академий;
  • введение новых уставов;
  • отмена телесных наказаний в армии;
  • учреждение 15 военных округов для улучшения управления армией;
  • перевооружение войск нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
  • отмена рекрутской системы и замена ее всесословной воинской повинностью.

В 1862 г. были созданы первые военные округа (Варшавский, Киевский, Виленский), а в 1874 г. их количество дошло до 15. Согласно положению об округах, командующий округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями. Было подвергнуто изменениям военное министерство, штаб которого сократился на 327 человек, благодаря борьбе с бюрократизацией.

В 1864-1869 гг. было проведено сокращение частей и перевод солдат в резерв. Этим уменьшались затраты на армию в мирное время, но в случае военных действий это позволяло иметь резерв подготовленных солдат. На мобилизацию теперь уходило 50 дней, что раньше проходило в течение года.

Кроме того, была ликвидирована система рекрутского набора, а вместо него вводилась всесословная воинская обязанность. Все мужчины, начиная с 20 лет, были обязаны проходить военную службу (с 1888 г. призывной возраст сдвинулся до 21 года). Срок службы отныне составлял 6 лет для сухопутных войск и 7 лет – для морских. От службы освобождались некоторые слои населения – духовенство, сектанты, инородцы из Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья/кормильцы в семье.

После прохождения службы большая часть уходила в запас, который составлял 3 года для флота и 9 лет для сухопутных войск.

Также были созданы Военный суд и Военная прокуратура. Суд делился на судебные инстанции: полковой, военно-окружной, главный военный суды. Во время войны функционировал главный полевой военный суд.

Изменениям подверглись не только управление и система набора, но и техническая сфера: гладкоствольное оружие заменили нарезным – в 1868 г. армия перевооружается винтовкой Бердана. Артиллерия была также полностью перевооружена в 1860-1870-х гг. – были приняты на вооружение более легкие и с лучшей скоростью и расстоянием стрельбы пушки, например, пушка Барановского или картечница Гатлинга). В 1869 г. был спущен со стапелей первый в России броненосец «Петр Первый», что считается началом замены парусников (бывших признаком отсталости России) на паровые судна.

Была изменена и униформа, что коснулось ее цвета, длины, формы отдельных частей обмундирования. Действия по изменению формы вызвали большую критику, поскольку считалось, что правительство придает слишком большое значение данным мероприятиям, которые не столь важны на самом деле.

Для совершенствования профессионального уровня военных была создана сеть военных училищ и академий, среди которых были Военно-юридическая академия (1867 г.), Морская академия (1877 г.).

Результаты реформы

Результаты реформы были следующие:

  • сокращение численности армии на 40 %, что уменьшило выплаты на ее содержание;
  • создание сети военных и юнкерских училищ, доступ в которые был открыт для представителей всех сословий;
  • усовершенствование системы военного управления и централизация, повышение мобильности, достигнутая путем создания военных округов;
  • ликвидация слабого и неэффективного рекрутского набора благодаря введению массового призыва;
  • уменьшение численности бюрократии;
  • перевооружение армии и флота способствовало повышению боеспособности войск;
  • разработка и введение новых воинских законов и уставов, способствовала структуризации военной системы и обновлению правил, которые считались устаревшими.

Замечание 1

Таким образом Россия получила армию, которая могла самостоятельно и эффективно действовать. Реформа определенно имела положительное воздействие на состояние российской армии, поэтому она может считаться одним из важнейших преобразований, проведенных Александром II.

Суть военных реформ в России — план Сердюкова

— Сокращение численности офицеров и реструктуризация состава офицерского корпуса

— Создание кадрового унтер-офицерского корпуса

— Централизация системы подготовки офицеров

— Реорганизация и сокращение органов центрального военного управления, включая Министерство Обороны и Генеральный штаб

— Ликвидация кадрированных соединений Сухопутных Войск и превращение всех соединений в силы постоянной готовности

— Реорганизация системы резерва и системы подготовки резервистов

— Сокращение количества частей и соединений Вооруженных Сил и военных баз

— Перевод Сухопутных Войск на бригадную основу с упразднением дивизионного, корпусного и армейского звена

— Реорганизация Воздушно-десатных войск также с упразднением дивизионной структуры

Сокращение численности и сокращение офицеров

В соответствии со сделанными Сердюковым заявлениями, планируется ускоренное сокращение численности Вооруженных Сил России до 1 миллиона военнослужащих уже к 2012 г., а не к 2016 г., как планировалось ранее (сейчас численность составляет 1,13 миллиона человек). При этом численность офицерского состава Вооружённых Сил составит 150 тысяч человек, что означает радикальное сокращение офицерского корпуса – согласно Сердюкову, сейчас в Вооружённых Силах насчитывается 355 тысяч офицерских должностей.

При этом фактические сокращения офицеров будут меньшими – из 355 тысяч офицерских должностей сейчас и так 40 тысяч являются вакантными и будут упразднены до конца этого года. Кроме того, 26,7 тысяч офицеров достигли предельного возраста пребывания на военной службе и подлежат увольнению и так, а в 2009 г. предельного возраста достигнут еще 9,1 тысяча офицеров. В армии сейчас служат также 7,5 тысяч офицеров, призванных на два года после окончания гражданских вузов – они также будут уволены по по окончании срока службы, а впредь такие специалисты призываться не будут. «Таким образом, остаются около 117,5 тысяч офицеров, которые должны быть уволены в
течение трех лет», — сказал Сердюков.В значительной мере вопрос об их высвобождении будет решаться в ходе реализации другой реформы, объявленной Сердюковым еще в начале 2008 г. – перевода ряда офицерских должностей в гражданские (медиков, юристов и т.д.).

Сокращения затронут и органы центрального военного управления. Сердюков сообщил, что в центральном аппарате Министерства обороны сейчас служат 10 523 человека и еще 11 290 человек относятся к органам военного управления Министерства – итого почти 22 тысячи человек. После обновления во всех этих структурах останутся служить суммарно лишь 8500 человек, в том числе в центральном аппарате Министерства обороны – 3500. Именно в рамках этих мероприятий с начала 2008 г. проходит реорганизация Генерального Штаба с сокращением численности его управлений и служб на 50 процентов, завершить которую предполагается к 1 марта 2009 г.

Касаясь сокращения офицерских должностей, Сердюков заявил, что «с точки зрения должностей наша армия сегодня напоминает яйцо, раздутое в середине. Полковников и подполковников больше, чем младших офицеров. Через три года мы построим пирамиду, где все будет четко структуировано и выверено». Соответственно, количество лейтенантов и старших лейтенантов в Вооруженных силах возрастёт с 50 тысяч до 60 тысяч.

Важным элементом реформ является создание кадрового профессионального унтер-офицерского корпуса, практически отсутствовавшего в Советской Армии. Мощный сержантский/унтер-офицерский корпус, в теории должен стать главным фундаментом индивидуальной выучки солдат и воинской дисциплины. В любом случае, создание такого унтер-офицерского корпуса даже при самых благоприятных обстоятельствах потребует отнюдь не трех-четырех, а никак не менее 10-15 лет. Этот «временной лаг» потенциально создает угрозу объявленным реформистским мероприятиям и грозит «провисанием» управляемости войсками, а также возникновением проблем с комплектованием в ряде родов войск, где доля офицеров особенно велика на должностях, связанных с непосредственным управлением боевой техникой (подводный флот, ПВО и т.п.).

Силы постоянной готовности

Наиболее интересный аспект объявленных военных реформ связан с отказом от дивизионно-полковой структуры Сухопутных войск России и с переходом к бригадной организации. «Сегодня у нас четырехзвенная система управления: военный округ, армия, дивизия, полк. Мы переходим на трехзвеньевую структуру: военный округ, оперативное командование, бригада. То есть выпадает дивизионно-полковое звено и появляются бригады», — заявил Анатолий Сердюков. По словам министра обороны, переход к новой структуре военного управления позволит ликвидировать «многоярусность» и повысить оперативность управления войсками. Сердюков сообщил, что в течение трех лет планируется более чем на порядок сократить количество воинских частей и соединений Сухопутных войск – с 1890 до 172.

При этом будут расформированы все части неполного состава (кадрированные) и в армии останутся лишь части постоянной боевой готовности (чуть ранее об этом же заявлял и президент Дмитрий Медведев).

Здесь следует выделить два аспекта. Во-первых, превращение всех частей и соединений Сухопутных войск в силы постоянной готовности представляет собой весьма радикальный шаг в сторону повышения боеготовности армии мирного времени и отказ от доселе неизменной структуры Советской Армии, представляющей собой в основном соединения, подлежащие полному развертыванию только по мобилизации. Таким образом, армия перестает быть мобилизационной в своей основе. Советская Армия восьмидесятых годов имела четыре категории танковых и мотострелковых дивизий в зависимости от степени их укомплектованности личным составом в мирное время. При этом из примерно 200 имевшихся дивизий лишь около 50 дивизий относились к так называемой категории «А», то есть были уже на 100 процентов укомплектованы личным составом и были готовы к немедленному вступлению в боевые действия. Остальные примерно 150 дивизий требовали частичного или полного укомплектования призываемыми по мобилизации запасными и достаточно длительного времени на развертывание по штатам военного времени. Такая смесь частей постоянной готовности и подлежащих мобилизации сохранялась в России до настоящего времени.

В соответствии с планами военной реформы, к 2012 г. все соединения армии России будут полностью укомплектованы личным составом и тем самым станут силами постоянной готовности. Этому отвечает и переход к контрактной системе комплектования. Таким образом, боевой потенциал и быстрота реагирования Российской Армии мирного времени должны резко повыситься, что позволит максимально быстро задействовать войска в любом конфликте – в том числе наподобие недавнего грузинского. При этом достигаемое количественное увеличение сил постоянной готовности должно компенсировать общее некоторое сокращение численности Сухопутных войск. Расформирование ряда недоукомплектованных кадрированных соединений, в мирное время содержащихся только с офицерами, но без рядовых, позволит сократить и штатную численность офицерского состава, в основном старшего.

Потребность в наличии крупного резерва, исходя из естественных географических условий России как громадной континентальной страны с протяженными границами, никуда не исчезнет. Однако ясно, что сейчас и в обозримом будущем угроза неожиданного крупномасштабного сухопутного вторжения на территорию России отсутствует. Любому противнику, хотя бы потенциально способному осуществить такое вторжение (США и НАТО, Китай), потребуется длительный период отмобилизации, развертывания и сосредоточения своих сухопутных сил на границах России. Это делает неизбежно длительным так называемый «угрожаемый период» перед любой сухопутной войной и позволяет России значительно снизить требования к свои резервным компонентам. Россия будет иметь значительное время для мобилизации всех своих сил, что дает возможность ей отказаться от затратного содержания кадрированных соединений Сухопутных войск в мирное время. Как можно судить, основным резервным компонентом Сухопутных войск по замыслу реформы станут уже существующие базы хранения вооружения и военной техники (БХВТ), представляющие собой по сути склады, на которых находятся на хранении дивизионные либо бригадные комплекты боевой техники. В случае всеобщей мобилизации из таких БХВТ и будут развертываться дополнительные бригады и дивизии. Обращает внимание, что в 2007-2008 гг. в России прошла целая серия учений по развертыванию соединений на базе БХВТ – видимо, в ходе этих учений и отрабатывалась будущая модель обновлённых мобилизационных структур.

От полков и дивизий — к бригадам

Вторым существенным шагом является сама бригадная трансформация. Россия до настоящего времени сохраняла структуру Советской Армии. Эта структура сложилась в основе еще в ходе послевоенной реорганизации 1945-1946 гг., а окончательный облик приняла в ходе реформ Георгия Жукова 1956-1957 гг. и с тех пор оставалась по сути неизменной. Основным соединением Сухопутных войск являлись танковые и мотострелковые дивизии четырехполкового состава (обычно три танковых и один мотострелковый полки в танковой дивизии, один танковый и три мотострелковых полка – в мотострелковой дивизии). Три-четыре дивизии, как правило, составляют общевойсковую армию, находяющуюся в подчинении командования военного округа, часть армий сейчас понижена в статусе до армейских корпусов. В девяностые годы в Сухопутных войсках появились и отдельные мотострелковые бригады, возникшие в основном в результате сокращения дивизий по причинам экономического порядка. В то же время на Северном Кавказе в последние годы был сформирован и ряд бригад новой организации (включая 33-ю и 34-ю горные мотострелковые). Видимо, эксперимент с последними был признан достаточно удачным.

Бригада считается тактическим соединением, «промежуточным» между дивизией и полком – хотя фактически существующие бригады Русской Армии по своему составу близки к отдельным полкам. Судя по всему, перспективная организация российской бригады предполагает усиление ее частью средств поддержки и боевого обеспечения, сейчас находящихся на дивизионном уровне. Такие бригады теоретически должны обладать большей гибкостью в применении и большей боевой мощью, а также быть способны к действиям на самостоятельном тактическом направлении. При этом все новые бригады будут только мотострелковыми.

Вместо существующих дивизий и общевойсковых армий (и армейских корпусов) предполагается объединять перспективные бригады в составе оперативных командований. Состав этих новых соединений (видимо, корпусного уровня) пока что неясен, однако как можно судить, они будут включать комплекты частей боевого и тылового обеспечения нынешних дивизионного и армейского уровня, а самое главное – соответствовать популярной сейчас на Западе концепции «объединённости» («Joint»), то есть объединять под своим управлением все рода и виды сил и средств в своей зоне ответственности, включая авиацию, ПВО, ракетные части и т.д.

Пожалуй, наиболее спорной частью данной реорганизации выглядит планируемый полный отказ от дивизионного звена. Это, с одной стороны, повышает самостоятельность бригад, а с другой стороны – может создать затруднения для массирования сил и средств на поле боя. В целом, ликвидация дивизионного звена и полный переход на бригадную основу выглядят как меры, ориентирующие армию на участие прежде всего в ограниченных по масштабам локальных конфликтах, без необходимости проведения крупномасштабных конвенциональных боевых действий против сильного противника с решающими и далеко идущими оперативно-стратегическими целями. Видимо, в некотором роде на окончательное утверждение данной реорганизации повлиял и опыт недавней войны с Грузией. В ходе боевых действий в Южной Осетии Россией были непосредственно задействованы пять полковых тактических групп (то есть усиленных мотострелковых полков) из состава 19-й (Северная Осетия) и 42-й (Чечня) мотострелковых дивизий, причем управление этой группировкой осуществлялась не штабами этих дивизий и даже не штабом 58-й армии, а непосредственно штабом Северо-Кавказского военного округа через специально созданную группу. «Трехзвеньевая структура: военный округ, оперативное командование, бригада» выглядит как в некотором роде формализация этой схемы.

Что касается примерного состава будущей армии России, то его можно предположить на основании опубликованных данных о планируемых поставках комплектов боевой техники по Государственной программе вооружения на 2007-2015 годы. Сообщалось, что в этот период Российская Армия должна получить 22 батальона новых танков и 23 батальона модернизированных танков, а также новую и содернизированную технику для более чем 170 мотострелковых батальонов. С учетом небольшого количества новой боевой техники, полученной до 2007 года, это дает цифру примерно 230-240 танковых и мотострелковых батальонов на новой и модернизированной технике – что, при штате четыре батальона на бригаду, даст возможность укомплектовать примерно до 60 «тяжёлых» линейных бригад постоянной готовности. Сейчас в Российской Армии насчитывается порядка 100 танковых и мотострелковых полков и бригад. Таким образом, неизбежность номинального сокращения налицо, но при этом следует помнить, что далеко не все нынешние полки и бригады являются частями постоянной готовности.

Стало известно, что каждая танковая или мотострелковая дивизия будет, как правило переформировываться в две бригады. Уже в октябре 2008 г. началось такое переформирование 2-й Таманской гвардейской мотострелковой дивизии около Москвы.

Не только Сухопутные войска

Объявленная Анатолием Сердюковым реформа коснется и других видов Вооруженных Сил России. Так, в Военно-воздушных силах количество частей будет сокращено с 340 до 180, а в Военно-морском флоте – с 240 частей до 123 сократится почти вдвое — с 240 до 123 частей. В Ракетных войсках стратегического назначения вместо 12 ракетных дивизий останется лишь восемь (что впрочем, ожидаемо и так в связи с плановыми сокращениями стратегических ядерных вооружений), а в Космических войсках вместо семи – шесть.

Сообщается, что в ВВС планируется отказаться от введенных в 1998 г. сокращенных авиационных полков двухэскадрильного состава (по 24 боевых самолета в полку). Все авиационные полки будут расформированы. Новая организация ВВС предусматривает в качестве основной структурной единицы авиационную базу, на каждой из которых будет дислоцироваться три боевые авиационные эскадрильи (то есть эквивалент авиационного полка советского времени). В настоящее время такая структура ВВС существует сейчас в Белоруссии.

В то же время Сердюков заявил, что, вопреки распространившимся в последнее время веяниям, он не видит необходимости создавать самостоятельные силы быстрого реагирования. «Мы исходим из того, что в Вооруженных силах уже есть такие части — это Воздушно-десантные войска, — заявил Сердюков, — Другое дело, что такие части усилят: в каждом военном округе появится бригада ВДВ для решения срочных задач, действий в непредсказуемой обстановке».

Нынешние четыре воздушно-десантные дивизии двухполковой структуры будут переформированы в воздушно-десантные бригады, общее число которых составит не менее семи или восьми. Таким образом, состав русских аэромобильных сил будет несколько усилен по сравнению с существующими, что подчеркивает общую направленность военных реформ Сердюкова на создание профессиональной армии постоянной боевой готовности.

Какими бы спорными не казались тем или иным обозревателям отдельные стороны объявленных мероприятий, следует признать, что пожалуй впервые за весь постсоветский период в России выработан и принят действительно цельный и комплексный план радикального реформирования Вооружённых Сил страны, и наличествуют политическая и административная воля и экономические ресурсы для проведения этого плана в жизнь.

Полностью статья опубликована на английском языке в последнем номере журнала «Moscow defense brief»

Военная реформа 2008-2020: промежуточные итоги

Если коротко: суть реформы

Россия пережила немало военных реформ. Наибольшее значение для нас сегодня имеют те, что были приняты при Петре Первом и после него: собственно Петровская, Потемкинская, Милютинская, Фрунзенская и другие. Текущие преобразования в военной сфере называют «реформой Анатолия Сердюкова», бывшего министром обороны страны с 2007 по 2012 годы, однако изменения, уже свершившиеся и грядущие, связаны не только с его именем. Авторству Сердюкова действительно принадлежат идеи о новом взгляде на военные расходы, о гуманизации военной службы, о выведении бытового обслуживания военнослужащих на аутсорсинг. Однако перемены в структуре Вооруженных сил инициировали экс-начальники Генерального штаба ВС РФ: Николай Макаров и Юрий Балуевский. Проще говоря, если социально-экономической стороной дела занимался Сердюков, то «военный» раздел реформы разрабатывал Макаров, а до него — Балуевский.

Николай Макаров (слева) сменил Юрия Балуевского в Генштабе
фото: svoboda.org

О начале новой военной реформы Сердюков объявил 14 октября 2008 года на заседании коллегии своего ведомства. На выполнение новой Государственной программы вооружения было предусмотрено 19,2 трлн рублей. Реформа затрагивает все функциональные основы Вооруженных сил РФ: численность состава, систему подготовки офицеров, структуру центрального управления, а также предусматривает поэтапное оснащение армии современной военной техникой. Условно реформа была поделена на три этапа. В первом (2008-2011) были заявлены оптимизация численности личного и управляющего составов, а также реформа военного образования. Во втором (2012—2015) — повышение денежного довольствия, обеспечение жильем, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих. В третьем (2016—2020), самом затратном, — перевооружение.

Концептуальная основа реформы — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на активное развитие которых было направлено около 2 трлн рублей. Фундаментальная цель реформы состоит в том, чтобы перейти от советской системы к более современному устройству Вооруженных сил. То есть на смену армии массовой и мобилизационной, адаптированной под мирового масштаба войну (к примеру, с НАТО) должна прийти более компактная, адекватная нынешним экономическим, социальным и территориальным возможностям страны и адаптированная под локальные региональные конфликты армия постоянной готовности.

Разумеется, научными исследованиями дело не ограничится. Не менее приоритетной областью стало совершенствование стратегических ядерных вооружений. В частности, развитие наземной ракетной группировки и модернизация стратегической авиации — Ту-95 и Ту-160 (на эти цели направлено столько же средств, сколько и на научные исследования, — 2 трлн рублей) и внедрение тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты для замены устаревших МБР РС-18 и РС-20 и перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

«Первые ласточки»

План первого этапа (2008—2011), озвученный Сердюковым в октябре 2008 года, подразумевал сокращение численности Вооруженных сил РФ до одного млн военнослужащих к 2012 году. При этом офицерский состав должен быть оптимизирован до 150 тыс. человек, что влекло за собой значительное сокращение: в 2008 году он составлял 355 тыс. офицерских должностей. В военно-воздушных силах РФ с 2009 по 2012 год планировалось ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе 55 авиабаз, а также сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей. Количество частей военно-морского флота России должно было сократиться с 240 до 123. Офицерский состав флота планировалось сократить в 2-2,5 раза. И, наконец, реорганизация системы военного образования предполагала создание 10 системообразующих вузов — трех военных учебно-научных центра, шесть академий и один университет — на базе уже существовавших 65 военных учебных заведений. Что же из намеченного удалось воплотить и насколько качественными оказались перемены?

Ввод оперативно-стратегических командований

До Сердюкова и Макарова, о чем шла речь выше, основы для реформы уже были заложены Балуевским. Так, ему принадлежит идея создания оперативно-стратегических командований. ОСК полезны тем, что объединяют силовые группировки на той или иной территории (исключение составляют Стратегические ядерные силы) и позволяют создать единую систему управления войсками, одинаковую в условиях и мира, и войны. Иными словами, если начнутся боевые действия, время на переустройство системы тратить не придется: она уже будет готова к работе.

В 1970-80-х годах ОСК бытовали и в СССР: тогда они были сформированы для управления войсками на зарубежных театрах военных действий и были ликвидированы после распада организации Варшавского договора и развала СССР. С того момента войсками на территории РФ начали управлять через систему военных округов, заложенную еще Дмитрием Милютиным, министром обороны Российской Империи в 1861-1881 годах. Генерал Балуевский начал введение ОСК, Макаров продолжил его дело и ликвидировал систему округов. Сегодня существует четыре ОСК: «Запад» (генштаб в Санкт-Петербурге), «Восток» (Хабаровск), «Центр» (Екатеринбург) и «Юг» (Ростов-на-Дону). На сегодняшний день ОСК подчиняются все силы общего назначения, в том числе части ВВС/ПВО и ВМФ. Одновременно и военных округов стало не шесть, а четыре.

Перевод Сухопутных войск на структуру бригад

Другая перемена, инициированная Балуевым и доведенная Макаровым «до ума», — ликвидация дивизий и перевод Сухопутных войск на структуру бригад, которые стали мобильными составными частями группировок под управлением оперативного командования — штаба армии. Существовавшие дивизии преобразовали в три типа бригад численностью 5-6,5 тыс. человек: «тяжелые», «средние», «легкие». К «тяжелым» относятся танковые и большинство мотострелковых бригад. Их отличает повышенная ударная сила и живучесть. «Средние» бригады оснащены БТР и предназначены для ведения боевых действий в специфических условиях, как городских, так и природных, к примеру, на горной или лесистой местности. «Легкие» бригады отличает высокая проходимость: они снабжены соответствующей автомобильной техникой.

«Разгрузка» управленцев

Перемены затронули также и управленческий корпус. Во-первых, командиры воинских частей и соединений постоянной готовности теперь не решают хозяйственные вопросы, что позволило им сконцентрироваться на своей непосредственной работе, а обязанности по обеспечению тыла легли на начальников учебных центров и вузов.

Во-вторых, Генеральный штаб стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и осуществляет управление Вооруженными силами совместно с Министерством обороны.

В-третьих, внутри Минобороны, которое долгое время оставалось главной командной инстанцией, возникли два отдельных направления. «Военное» ответвление Минобороны во главе с Генеральным штабом занимается исключительно вопросами боевой подготовки Вооруженных сил и управлением войсками. «Гражданское» ответвление, в котором заняты соответствующие профильные департаменты, решает все возникающие в тылу финансовые, жилищные, медицинские, хозяйственные вопросы, в том числе занимается закупками военной техники. Многие эксперты полагают, что эта мера помогает снизить коррупцию в сфере закупок вооружений и сделать управление денежными средствами Минобороны транспарентным.

Новая система базирования войск

Она предполагает образование 184 военных городка, в которых сможет разместиться личный состав Вооруженных сил общей численностью более 700 тыс. человек. Чтобы оптимизировать систему базирования авиации Вооруженных сил, 31 авиационная база Военно-воздушных сил была сокращена до 8. Для повышения мобильности и огневых возможностей войск были созданы базы армейской авиации.

фото: arms-expo.ru

Формирование офицерского и сержантского корпусов

Сокращение армии и ее комплектование — самый болезненный пункт во всей реформе. В частности, сокращение офицерского корпуса. Если в 2008 году количество офицеров (это генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны, старшие лейтенанты и лейтенанты) составляло 365 тыс. человек, то уже в 2012 году их осталось лишь 142 тыс. Были упразднены должности прапорщика и мичмана. Однако в процессе изменений пришлось корректировать подход: Министерство обороны решило «отмотать назад» и оставить в ВС 220 тыс. офицеров. Формальным объяснением этого изменения стало создание сил Воздушно-космической обороны как отдельной структуры, однако, по мнению ряда специалистов, главная причина заключается в том, что 142-тысячный офицерский корпус был в итоге сочтен недостаточным для управления Вооруженными силами. В итоге указом Дмитрия Медведева недостающие 80 тыс. были возвращены в состав ВС.

Аналогичные «метания» сопровождали решение Минобороны относительно перевода армии на полностью контрактную службу. Сначала ведомство наращивало долю контрактников и стремительно сокращало количество военных срочной службы. Затем снова сократило число контрактников, объясняя свои действия трудностями, вызванными экономическим кризисом. Наконец, в 2011 году ставку снова сделали на «кадровиках» — именно они теперь должны составлять основу армии.

Такая неопределенность в свою очередь поставила под угрозу сержантский корпус. После реформирования офицерского корпуса и ликвидации должностей прапорщиков и мичманов было принято решение о том, что их должны заменить сержанты и старшины. Но на практике оказалось, что обучать сержантов пока негде, а зарплата сержанта настолько невелика, что собрать необходимое количество служащих почти невозможно. В итоге в начале 2013 года должности прапорщиков были возвращены. Сегодня, с повышением денежного довольствия и постепенным усовершенствованием сержантских школ, вопрос о формировании сержантского корпуса уже не стоит так остро.

Реорганизация системы военного образования

Для того чтобы новая система работала без перебоя, появилась необходимость в повышении профессиональной подготовки военнослужащих, новых программах их обучения и создании современной сети военно-учебных заведений. С 1 сентября 2011 года военно-учебные заведения Минобороны приступили к обучению офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой и высшей военной оперативно-стратегической подготовкой по программам дополнительного профессионального образования.

фото: unn.ru

В Минобороны начали применять единые подходы к обучению в военной и гражданской школе: офицеров первичного звена стали готовить по программам подготовки специалиста, а в видовых академиях и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ — по программам дополнительного профессионального образования. Профессиональных сержантов теперь готовят в учебных соединениях и воинских частях, в школах сержантов и в высших учебных заведениях Минобороны по программам среднего профессионального образования. В 2009 году такая подготовка была развернута в шести вузах Минобороны России, в том числе в Центре подготовки сержантов (Рязань), в 2010-м — в 19 вузах, в 2011-м — в 24.

Второй этап: гуманизация армии

Перемены в инфраструктуре армии стали основной задачей второго этапа реформ (2011—2015). Последние годы он ведется под эгидой программы «Эффективная армия» — комплекса решений по всем направлениям жизнедеятельности Вооруженных сил. Он позволил повысить денежное довольствие военнослужащих, запустить целевое обеспечение их жильем. Кроме того, программа подразумевает возведение типовых штабов, казарм, спортзалов и столовых. Это значит, что к концу реформы все войсковые части будут оснащены одинаковой инфраструктурой, работающей качественно и слаженно.

Так, уже к началу нового десятилетия была сформирована единая система материально-технического обеспечения войск — единые логистические центры, управляющие всеми видами снабжения и перевозок в масштабах военного округа. Одновременно с этим начался переход к сервисному обслуживанию технических парков на предприятиях, выполняющих ремонт вооружения и военной техники. Что самое важное, множество функций по обеспечению инфраструктуры войск взяли на себя гражданские предприятия. На условиях аутсорсинга теперь ведется сервисное обслуживание и ремонт техники, питание личного состава, банно-прачечные услуги, перевозка грузов, заправка кораблей ВМФ топливом и моторными маслами, комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов, заправка автомобильной техники через сеть заправочных станций, эксплуатация коммунальной инфраструктуры.

Квартиры

Из-за кардинальных перемен численности офицерского корпуса обострилась проблема нехватки жилья. Дело в том, что каждый офицер, прослуживший более 10 лет и ушедший со службы (не по порочащим основаниям), имеет право на квартиру по выбранному месту жительства. Почти 170 тыс. офицеров было сокращено, и большинство из них нуждалось в жилье для своих семей. Образовалась очередь, но к концу 2010 года она сократилась до 120 тыс. человек, а в 2011 году — до 63,8 тыс. человек. Если учесть, что в 2013 году служебное жилье получили 21 тыс. военнослужащих, а в 2014 — 47 тыс., то можно смело говорить, что квартиры получили все ушедшие со службы офицеры. Что самое главное, кв. метрами начали обеспечивать тех, кто еще состоит на службе: в начале 2015 года почти 4 тыс. российских военных получили жилье. Жилищный вопрос для военных оказался вполне разрешимым, и нынешняя ситуация заметно отличается от той, что была в конце 2000-х годов.

Питание

До 2010 года система питания лежала на плечах самих военнослужащих, причем в буквальном смысле: горячее питание готовили сами солдаты, срочники проходили школу поваров, солдаты чистили картошку на кухне. Еще одно достижение военной реформы состоит в том, что питание передали гражданским фирмам, после чего, по отзывам служивых, качество питания резко возросло, а солдаты наконец смогли заниматься своими непосредственными обязанностями — военной службой. Аутсорсинговые компании обеспечивают процесс от и до: поставка, подвоз, хранение, приготовление, раздача, обслуживание по нормам. Гражданские службы также начали содержать военные городки, убирать казармы и прилегающие территории, шить форму, организовывать воинские перевозки и ремонт техники и вооружения.

фото: voenternet.ru

Система аутсорсинга была перенята у армий стран НАТО. С 1990-х годов она действует в армиях США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Болгарии. Ее введение было связано с резким сокращением военных бюджетов. Пионерами в деле аутсорсинга выступили страны, где преобладал частный сектор экономики — США, Англия, Австралия. Аутсорсинг за рубежом имеет очень широкий спектр организационных форм, как правило, это государственно-частное партнерство. В Россию аутсорсинг пришел внезапно, и внедрять его стоит постепенно: от простых проектов (клининговые услуги и поставки питания) до крупных и сложных (техническое обеспечение военной техники).

Денежное довольствие

Увеличение денежного довольствия также связано с активизацией программы «Эффективная армия». По этой программе внедрена автоматизированная система учета материальных средств, предусмотрено развитие военной медицины, создание системы учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала. В частности, увеличивается размер выплат военнослужащим: несколько лет назад средний размер денежного довольствия составлял 57,8 тыс. рублей, а в 2014 году он составил уже 62,1 тыс. рублей. Пенсия военнослужащих была проиндексирована с 1 октября на 7,5%: теперь ее средний уровень составляет 21,5 тыс. рублей.

В апреле 2015 года был полностью согласован общий бюджет Министерства обороны России: он составит 3,6 трлн рублей. Расходы на армию в первую очередь связаны с ее переоснащением, что в свою очередь гарантирует инвестиции в ВПК: гарантированные заказы военным, металлургическим, химическим, электронным, текстильным и сельскохозяйственным предприятиям.

Ликвидация дедовщины

Условия прохождения срочной службы за последние пять лет поменялись кардинально: помимо сокращения срока, изменилась и сама суть. Во-первых, в прошлое ушла классическая «дедовщина» как воспроизводящийся с каждым призывом формат неуставных отношений по принципу «старший-младший». В армии по-прежнему есть проблемы с неуставными отношениями, основанными на физическом превосходстве в сочетании с недостаточными моральными принципами отдельных солдат, на землячествах, но предпосылки для них есть и в гражданской жизни, старая же «дедовщина» в армии больше не существует.

Изменился принцип реагирования на жалобы солдат. Если раньше случаи неуставных отношений и их последствия старались скрывать, то сейчас подобное сокрытие может обойтись допустившему его командиру дороже, чем сам факт неуставных отношений в подразделении. Солдаты, получив право на использование мобильного телефона, а часто и интернета (иногда с того же самого телефона), стали куда подробнее информировать родственников о том, как им живется и служится.

Мобилизация и гуманизация как основы армии будущего

Главное и ощутимое достижение первого этапа реформы — повышение боевой готовности и мобильности Вооруженных сил. Высокая боевая готовность предполагает более совершенную структуру армии, которая позволяет действовать незамедлительно после получения приказа, тратя на подготовку до нескольких часов. Причем комплектные подразделения готовы к самостоятельным активным действиям и выполнению боевых задач. Именно перевод армии на систему батальонов и бригад позволил повысить мобильность и боевую готовность Вооруженных сил. Если добавить к этому итоги второго этапа — коренные перемены в инфраструктуре армии, то картина складывается более чем обнадеживающая. В ходе реформ, во-первых, был сломлен консерватизм системы, во-вторых, внедрены мобилизация и гуманизация войск — есть опорные точки новой армии, и именно благодаря им возможно перевооружение, которое ей только предстоит.

Военные реформы России — от средневековья до наших дней

Не так давно в вооруженных силах Российской Федерации инициировались масштабные реформы: изменились контуры военных округов, организационная форма войск, в части стала поступать новая техника. Однако воинские реформы случались и ранее – о том, для чего они затевались в прошлом, и пойдет наш рассказ.

Военные реформы Ивана III «Великого» и Ивана IV «Грозного»

Солдаты времен Ивана Грозного.

Впервые серьезные изменения в организации военного дела на Руси пришлись на конец средневековья, впрочем, как и во многих других европейских государствах. Начало этому процессу положил Иван III «Великий» (годы правления с 1462 по 1505), запустивший практику раздачи земельных наделов служивым людям – кадровым военным, как говорят сейчас. Практика прижилась, и ко времени вступления на престол Ивана IV (спустя 30 лет) Россия располагала огромной по тем временам армией в 300 тысяч человек – такого воинства не имело ни одного государство Европы.

Иван Грозный продолжил начинания по укреплению мощи страны и в период с 1550 по 1571 г.г. провел первую «настоящую» военную реформу, начало которой положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы между 1000 помещиками, занявшими ключевые командные штаты в армии. Итогами этой работы стали:

  • Упорядочение системы комплектования и военной службы.
  • Организация централизованного управления армией.
  • Создание постоянного стрелецкого войска, основы будущей регулярной армии.
  • Единая централизованная системы снабжения армии.
  • Организация пограничной службы.

Военные реформы Петра I

За полтора столетия в мире многое изменилось. Солдаты петровского времени.

Царь-реформатор взялся за реформирование вооруженных сил России с присущим ему рвением. Приняв в начале царствования по сути средневековую армию (к слову, российская армия на тот момент не была ни отсталой, ни худшей в мире, и вполне сносно воевала по всей протяженности своих границ), за 30 лет он превратил её в самую современную и эффективную на континенте. Основные результаты воинских реформ Петра I:

  • Создание регулярной армии и флота, основанных на системе рекрутского набора.
  • Упразднение ранее существовавших и создание новых унифицированных, четко разделенных на рода войск соединений, одетых в одинаковую форму, вооруженных одинаковым оружием и т.п.
  • Появление армейского устава и введение единой системы воинского обучения и воспитания.
  • Централизация военного управления.
  • Учреждение должности главнокомандующего, создание полевого штаба.
  • Открытие военных школ для подготовки офицерских кадров.
  • Проведение военно-судебных реформ.

Военные реформы Милютина (Александра II) (1860-70 г.г.)

Форма солдат русской армии 19-го века.

Военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин, после неудач Крымской войны, правильно оценил обстановку и затребовал немедленных реформ в армии. Крымская кампания наглядно показала две слабые точки российской армии: резко наметившееся отставание в вооружении от Франции и Англии, плохо организованные логистика и системы снабжения войск. К чести неутомимого министра, со своими задачами он справился, вновь подтянув армию до высочайших стандартов. Итогом десятилетия реформ стали:

  • Замена рекрутской повинности общей воинской повинностью.
  • Создание армейского резерва.
  • Образование военных округов (15 округов).
  • Современный устав армии.
  • Перевооружение армии нарезным оружием и артиллерией
  • Реорганизация боевой подготовки войск и офицеров.
  • Учреждение военных гимназий, военных и юнкерских училищ.
  • Военно-судебные реформы.

Военные реформы 1905-12 гг.

Русская армия после реформ 1905 года, на пороге Первой мировой

Новое поражение, на сей раз – во время Русско-Японской войны 1904-1905 г.г. породило новый виток реформ. Именно с армией реорганизованной на данном этапе стране предстояло вступить в Первую Мировую Войну. Основная задача, решаемая этим пакетом состояла в:

  • Усилении централизации военного управления.
  • Введении территориальной система комплектования войск.
  • Сокращении сроков службы для младших чинов и значительный приток «свежей крови» среди офицеров.
  • Принятие новых программ для военных училищ, новых уставов службы.
  • Перевооружение частей новыми артиллерийскими орудиями.
  • Создании тяжелой полевой артиллерии.
  • Значительном усилении роли инженерных войск и улучшении снабжения армии.

«Революционные» военные реформы 1917-18 г.г.

Революция — время, когда все вокруг принимает весьма странные формы. В том числе и обмундирование.

Рождение «несокрушимой и легендарной» Красной Армии на обломках имперской. Эта реформа затрагивала в основном организационные моменты, и серьезно перетрясла как офицерский корпус, так и саму систему управления войсками. Многие элементы «революционной реформы» с современной точки зрения кажутся полной нелепостью, и вскоре в этом убедились и сами её авторы. В собственно «военном» плане большевики не стали изобретать ничего нового и продолжили уже сформировавшуюся до них линию. Военные реформы 1917-18 г.г.:

  • Отмена воинских званий и знаков различия, уравнивание в правах офицеров и рядового состава.
  • Армия управляется решениями солдатских комитетов и советов солдатских депутатов. Командиры — вплоть до командира полка – избираются общим собранием частей их непосредственного подчинения, командиры выше полкового уровня — на совещаниях и съездах комитетов соединений.
  • Армия расформировывается и создается заново, по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

Уже меньше года спустя после обозначенных реформ, в апреле-мае 1918 года от принципа добровольного призыва отказались в пользу всеобщей воинской повинности, а командиров стали назначать «сверху», а не избирать.

Военные реформы 1937-39 гг.

Советская армия перед — и в первые годы Великой Отечественной

Реформы этого периода, под стать времени – они вновь сводятся к организационным моментам, в основном, касающихся «затягивания гаек», то есть увеличению ответственности военнослужащих.

  • Создан Главный Военный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-Морского Флота, занимающиеся вопросами военного строительства.
  • Увеличение числа военных округов и комиссариатов, создание военных отделов в местных партийных органах.
  • Водится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г. (после — заместитель командира по политической части, политрук).
  • Увеличен срок военной службы, снижен призывной возраст, удлинен срок пребывания в запасе.
  • Весь личный состав вооруженных сил обязан принимать присягу.
  • Более строгие наказания за дезертирство и самовольные отлучки из части.

Военные реформы периода Отечественной войны 1914-1945 г.г.

Бойцы Советской армии, 1943 год

Благодаря тому, что с момента прихода к власти большевиков, и аж двух военных реформ, армия вместо более современной, дисциплинированной и боеспособной, стала скорее весьма хаотичным и стихийным механизмом, кампания 1941 года началась крайне неудачно. Руководству страны предстояло исправить это положение, во-первых, быстро, а во-вторых, в условиях все нарастающего хаоса. Речь не шла о каком-то едином программном механизме реформ, в этот краткий период было принято огромное количество решений – как совершенно необдуманных, так и тех, что используются до сих пор в армии России. Военные преобразования 1941-1945 г.г.:

  • Изменение системы организации высшего командования, создание оперативных объединений и армейских корпусов.
  • Всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет.
  • Более эффективная структурная организация вооруженных теперь это: фронт, армия, корпус, дивизия, бригада, полк, батальон, рота, взвод, отделение.
  • Издан Боевой устав пехоты (1942 г.).
  • Деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.
  • Введение новых знаков различия.
  • Учреждено Главное управление тыла.
  • Республиканские, областные и районные комитеты партии обязывались развернуть в тылу врага сопротивление.
  • Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов.