Военная полиция

История создания военной полиции Минобороны РФ

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 февраля 2019 года исполняется пять лет со дня подписания президентом РФ Владимиром Путиным закона о правовых основах деятельности военной полиции (ВП) Министерства обороны Российской Федерации. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о военной полиции в российских вооруженных силах.

История создания

В Вооруженных силах (ВС) СССР вопросами поддержания порядка и законности, борьбой с правонарушениями и преступлениями военнослужащих занимались военные комендатуры, действовавшие по гарнизонному принципу. Вопросами безопасности дорожного движения в армии занималась военная автоинспекция (ВАИ). Кроме того, правоохранительные функции в армии выполняла военная юстиция — система органов военной прокуратуры в подчинении Генерального прокурора СССР и военных трибуналов, подчиненных Министерству юстиции. После распада СССР системы военных комендатур, ВАИ и военной юстиции унаследовали и российские вооруженные силы.

Военные комендатуры оказались малоэффективны в условиях резкого роста количества преступлений в армии. Впервые о формировании в России института военной полиции заговорили в январе 1992 года, когда Генпрокуратура предложила создать территориальные отделы военной милиции по гарнизонному принципу и с различными службами — криминальной, по борьбе с экономическими преступлениями и др. В июле 1994 года Минобороны подготовило соответствующий законопроект и направило его в Госдуму, однако он не был принят.

Если в 1992-1993 годах показатели зарегистрированной преступности военнослужащих незначительно снижались, то по итогам 1995 года главная военная прокуратура вновь зафиксировала их рост. В июле 1996 года комитет Госдумы по обороне подготовил законопроект «О военной полиции» — новой структуре, которую депутаты предлагали вывести из подчинения Минобороны. Это вызвало критику со стороны военного ведомства. Кроме того, проект признали слишком дорогим в реализации, и принят он не был.

Вновь к этой идее вернулись в 2005 году. Предложение о создании военной полиции, которая будет бороться с неуставными отношениями («дедовщиной») и другими правонарушениями в армии, содержалось в докладе уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. По мнению омбудсмена, военная полиция могла бы взять на себя оперативно-разыскные и следственные функции, несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, охрану и досмотр военных грузов. Лукин также считал принципиально важным, чтобы органы военной полиции строились не по гарнизонно-окружной (как военные комендатуры), а по территориальной схеме, не находились в подчинении у военного командования, и финансировались по отдельной статье бюджета.

31 января 2006 года на пресс-конференции в Кремле президент РФ Владимир Путин заявил, что контроль за соблюдением законности в Вооруженных силах должен быть ужесточен. Президент уточнил, что министр обороны Сергей Иванов подготовил и «в ближайшее время сделает предложения» по качественному улучшению системы воспитания в ВС, включая «возможное создание военной полиции». Поводом послужило дело рядового Андрея Сычева, которого в ночь на 1 января 2006 года жестоко искалечили сослуживцы по батальону обеспечения Челябинского танкового училища.

В декабре 2009 года Анатолий Сердюков (министр обороны РФ в 2007-2012 годах) подписал приказ о создании военной полиции на базе военных комендатур и военной автоинспекции, однако уже весной следующего года это решение было отменено из-за отсутствия нормативной правовой базы.

1 декабря 2011 года было сформировано Главное управление военной полиции Министерства обороны РФ. Этот день считается датой основания военной полиции. Первоначально управление функционировало на основании ведомственных актов. Подготовка закона о военной полиции продолжалась, его проект прошел все согласования, в том числе и в Госдуме, и был готов к подписанию в 2012 году, однако из-за коррупционного скандала в военном ведомстве и увольнения самого Сердюкова эти планы не были реализованы. Процесс создания военной полиции продолжил новый министр обороны Сергей Шойгу.

В декабре 2013 года президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, в котором предлагалось законодательно закрепить правовые основы деятельности военной полиции. 24 января 2014 года Госдума приняла, 29 января того же года Совет Федерации одобрил этот законопроект, а 3 февраля 2014 года его подписал Владимир Путин. На следующий день, 4 февраля, федеральный закон о ВП был опубликован и вступил в силу. Документом были снесены изменения в 13 нормативных актов, в том числе в федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ. ВП Минобороны РФ создавалась на основе военных комендатур и военной автоинспекции.

25 марта 2015 года указом Владимира Путина был утвержден устав ВП.

Текущее состояние и деятельность

Задачи военной полиции Минобороны РФ — защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ, обеспечение в вооруженных силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов ВС, а также противодействие преступности и защита других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

Структурно ВП включает в себя центральный орган — Главное управление военной полиции (Москва), региональные управления в каждом из четырех военных округов и на Северном флоте, а также территориальные органы — более 140 военных комендатур, около 100 военных автомобильных инспекций, два дисциплинарных батальона (в Нижегородской области и Забайкалье). В феврале 2017 года численность ВП составляла около 10 тыс. человек.

В 2017-2018 годах продолжалось формирование структур военной полиции, велась отладка принципов ее работы и подготовки, комплектования и оснащения. В частности, начальники органов ВП получили полномочия по проведению дознания по преступлениям, совершенным военнослужащими. В связи с этим началась работа по развитию собственных органов дознания (при этом офицеры ВП параллельно проходят стажировку в военной прокуратуре и военно-следственных органах). В 2018 году в Минобороны сообщили о наделении военных полицейских новыми полномочиями — они получили возможность заниматься не только дисциплинарной практикой и проверками сообщений о преступлениях, но и административными правонарушениями (ранее такие полномочии имели органы ВАИ, причем только в сфере безопасности дорожного движения).

Также в 2018 году началось создание взводов военной полиции в отдельных бригадах и полках, а в течение 2019 года взводы военной полиции будут сформированы в каждой дивизии и армии. Кроме того, в состав органов ВП вошли подразделения морской военной полиции, первое из которых было открыто в 2018 году на Балтийской военно-морской базе Западного военного округа. В августе того же года в ходе специальных учений на полигоне Мулино (Нижегородская область) были впервые апробированы положения проектов боевого устава ВП.

Участие в операции ВС РФ в Сирии

С 2016 года по настоящее время батальоны ВП ВС РФ на ротационной основе выполняют специальные задачи на территории Сирии. Они охраняют важные объекты группировки российских войск на территории этого государства, обеспечивают правопорядок и безопасность мирных жителей в освобожденных от террористов населенных пунктов, организовывают сопровождение гуманитарных колонн и безопасность при проведении гуманитарных акций.

Униформа, экипировка и др.

Отличительные элементы формы одежды российского военного полицейского — красный берет, черная нарукавная повязка со словами «Военная полиция» и аббревиатурой «ВП», а также нагрудный знак.

В отличие от остальных военнослужащих, военные полицейские, помимо личного боевого оружия, имеют на вооружении спецсредства — наручники, резиновые дубинки, травматическое оружие, электрошоковые устройства. В комплект штатной экипировки военного полицейского включаются индивидуальные средства фотовидеофиксации.

На оперативные автомобили ВП (обычно они выкрашены в защитный темно-зеленый цвет) в 2016-2017 годах наносилась синяя полоса с надписью «Военная полиция» и эмблемой ВС РФ. С 2017 года цветографическая схема изменена: теперь это красная полоса с белой окантовкой и надписью «Военная полиция», а на капоте — белые буквы «ВП» на красном поле. Автомобили снабжаются проблесковыми огнями синего цвета и сиренами. Окраска машин ВАИ в целом повторяет окраску автомобилей Госавтоинспекции МВД России (синяя полоса, сине-красные проблесковые огни).

Командование

По состоянию на начало 2019 года всеми правоохранительными частями и соединениями ВП руководит из Москвы начальник Главного управления военной полиции Минобороны РФ (с августа 2016 года эту должность занимает генерал-лейтенант Владимир Ивановский). На 2019 год запланирован переход к новой системе управления, в рамках которой задачи руководства военной полицией будут решаться командующими войсками военных округов и флотов совместно со столичным главком. Новая система будет учитывать опыт действий российских военнослужащих в Сирии, где задачи военным полицейским ставили командиры, знакомые с обстановкой на местах.

Учебные заведения

Для обучения солдат и сержантов-контрактников ВП во Владикавказе (Северная Осетия) создан первый центр по подготовке военной полиции. Он начал работу 1 декабря 2017 года и за год своей деятельности подготовил более 2 тыс. курсантов. С января 2019 года в учебном центре ведется подготовка военнослужащих по новым программам с учетом сирийского опыта.

Инспекторов ВАИ с 2018 года готовят на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова. По вопросам подготовки военных дознавателей главк военной полиции сотрудничает с Военным университетом Минобороны РФ (Москва). Мобилизационный резерв для ВП готовят военные кафедры в Московской академии Следственного комитета РФ и во Всероссийском государственном университете юстиции (также в Москве).

Формирование, именуемое «Военной полицией», есть практически во всех странах. И везде оно выполняет примерно одинаковые функции — ведет контроль над соблюдением законов со стороны действующих военнослужащих и их военных обязанностей. Перечень полномочий, форма и иные явления, определяющие статус военной полиции, отличаются в зависимости от страны нахождения.

Несмотря на объективные различия, основное назначение этой структуры во всех странах — поддержание правопорядка и воинской дисциплины.

Важно рассмотреть все возможные варианты, как попасть в военную полицию!

Что такое военная полиция

В России военной полиции не существовало до 2010 года. Именно тогда было принято решение о ее создании на базе сети комендатур, однако, реализовано оно было немного позже в 2014 году.

В настоящий момент правовой основой деятельности органов полиции ВС РФ является ФЗ «Об обороне» и Устав, действующий вместо Положения «О военной полиции». Этот документ подробно и полно регламентирует деятельность службы.

Для территориальных, региональных органов, а также для комендатур Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются отдельные положения.

Подготовка специалистов осуществляется в общевойсковых командных училищах. В частности, в Московском в 2017 году состоялся первый набор курсантов. Также возможна подготовка кадров в рамках переквалификации и переподготовки. Принимаются не все офицеры, а только те, кто закончил командные, общевойсковые и инженерные учебные заведения.

Структура

Структуре этой организации посвящено мало статей, из которых следует не слишком много информации, в частности, п.14-18 Устава.

Подчиняется данное формирование Министерству обороны. Глава именно этого ведомства компетентен в вопросах состава, структуры и численности штата.

Согласно общим сведениям, структура такова:

  • центральный аппарат;
  • региональные отделения;
  • территориальные отделения;
  • дисциплинарные части;
  • гауптвахты.

Территориальные отделения находятся вблизи крупных расположений Вооруженных Сил. Их численность зависит от общего количества военнослужащих, находящихся на определенной территории. При необходимости отдельные формирования могут создаваться внутри крупных подразделений.

Особое положение у комендантов гарнизонов в 2-х городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) они одновременно являются городскими комендантами.

Подробно о структуре Министерства обороны РФ читайте по .

Основные задачи

Задачи ведомства довольно обширны. Они предполагают большой объем работы, как непосредственной, так и бумажной. Среди основных функций военной полиции выделяют следующие:

  • Обеспечение и поддержание порядка, дисциплины и законности, предупреждение по профилактике правонарушений. Эта задача реализуется посредством выставления патруля военной полиции. Как правило, патрулирование осуществляется в наиболее людных местах: вокзалы, аэропорты, скверы, парки. Военный патруль имеет широкие полномочия: проверять правильность ношения одежды по форме, задерживать и доставлять в военную комендатуру, выдавать направления для изучения уставов, применять физическую силу.
  • Проведение дознания. Процедура возможна в отношении ограниченного круга лиц: мужчин и женщин, проходящих службу, и гражданского персонала.
  • Осуществление административных расследований. Возможно, когда проступок выявлен силами комендатуры или ВАИ, совершен лицом, доставленным в комендатуру, либо если поступило соответствующее заявление.
  • Оказание содействия, розыск «уклонистов» и лиц из числа гражданского персонала, подозреваемых в совершении преступления. Подразумевает обследование мест и помещений, где могут находиться разыскиваемые лица, получение справок и характеристик, опрос, преследование, оцепление и другое.
  • Исполнение наказаний: содержание на гауптвахте и в дисбатах (что это: специальная воинская часть, куда отправляют отбывать наказание осужденных за совершение преступлений). Охрана на гауптвахте осуществляется силами караула, его командиром назначается офицер. В дисбатах личный состав делится на постоянный и переменный. Переменный — наказанные лица, отбывающие свой срок, постоянный — служащие там и обеспечивающие поддержание порядка. Содержатся указанные лица отдельно друг от друга.
  • Охрана и конвой военнослужащих. Необходим для доставки армейца на гауптвахту, в дисбаты, суд. Конвой обеспечивает безопасность самого конвоируемого, и пресекает попытки к бегству. Количество сопровождающих рассчитывается исходя из пропорции 2/1: два охранника на одного конвоируемого. Усиленный конвой предполагает большее число привлекаемых служащих.
  • Охрана объектов, определенных по личному указанию Министра. К числу охраняемых мест относятся также помещения военной прокуратуры и следственных органов. Организация выполнения этой задачи осуществляется на основании общих Уставов.
  • Защита потерпевших, свидетелей и других участников процесса выполняется при наличии реальных угроз жизни, здоровью или имуществу следователей, прокуроров либо свидетелей.
  • Контроль над соблюдением ПДД ведется силами ВАИ. Это подразделение специально создано для обеспечения безопасности движения автотранспорта, зарегистрированного в частях. ВАИ имеет широкие полномочия, связанные с регистрацией транспорта, ограничением движения при проведении учений, допуском транспортного средства.
  • Несение гарнизонной службы.

Военная полиция наиболее известна среди военнослужащих такими задачами, как патрулирование, дающее возможность проверки документов и выполнения требований по соблюдению формы одежды. В некоторых случаях ее сотрудники вправе задержать граждан, находящихся в состоянии опьянения.

Полномочия структуры

Задачи полиции самые разнообразные, и требуют наличия разветвленной сети, иначе эффективное исполнение возложенных на нее функций сводится к минимуму. Выделяется примерно 10 направлений работы ведомства. Эти функции выполняются разными структурами, которые наделяются полномочиями, достаточными для эффективного исполнения поставленной задачи.

Полномочия полиции подразделяются в зависимости от того, в отношении кого они применимы. Так, определяются полномочия, применяемые касательно:

  • военнослужащих;
  • призывников, служащих в ФСБ;
  • иных лиц и общие.

В число полномочий в отношении военнослужащих включается требование о прекращении совершения проступка или преступления. Действие может нарушать Устав военной полиции, Уголовный кодекс, иные законы, иметь признаки административного проступка.

Проверка документов возможна при обнаружении совершения преступления или при наличии оснований для задержания. В связи с этим предусмотрена и другая функция, такая как задержание и доставление подозреваемых в комендатуру, проведение личного и вещевого досмотра.

Направление для проведения освидетельствования возможно, когда имеются основания в подозрении совершения запрещенного деяния, либо результаты этого исследования необходимы для установления объективной картины произошедшего.

Внутреннее расследование обстоятельств действий, нарушающих закон, осуществляется дознавателем в полиции ВС РФ.

Аналогичные полномочия предоставляются сотрудникам военной полиции и в отношении солдат-срочников, служащих в ФСБ.

Полномочия в отношении третьих лиц

Под третьими лицами понимаются граждане, не указанные выше, но попавшие в поле зрения правоохранителей вследствие совершения ими незаконных действий, посягающих на права и интересы гражданского персонала частей и военнослужащих.

Сотрудники полиции вправе требовать прекращения совершения противоправного деяния, если события происходят на территории части, либо в отношении персонала, гражданского или военного, а также казенного имущества. Указанные лица, допустившие совершение проступка, могут быть задержаны до передачи их гражданским правоохранительным органам.

Сотрудники военной полиции охраняют некоторые важные объекты, определяемые главой силового ведомства. В связи с этим им предоставляется право задерживать тех, кто попытался незаконно проникнуть на охраняемую территорию. Срок задержания ограничен 3-мя часами, по их истечении задержанных граждан следует передать в иные структуры либо отпустить.

Полицейские вправе проверить документы, удостоверяющие личность, но только в том случае, если лицо подозревается в совершении незаконного действия, и находится в расположении части.

Отдельно указывается обязанность по обеспечению сохранности следов преступления, улик, иных доказательств, имеющих значение для расследования.

Что такое военная полиция и каковы её полномочия?

3 февраля президент Владимир Путин подписал закон о создании военной полиции в России. Согласно документу, военные полицейские будут обеспечивать в российской армии законность, правопорядок, воинскую дисциплину, безопасность дорожного движения, охрану военных объектов, а также противодействовать преступности. До этого за дисциплиной в войсках преимущественно следила военная комендатура, а за соблюдением правил дорожного движения — военная автомобильная инспекция.

Полномочия военной полиции

Согласно положению о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, в полномочия военной полиции входит:

– укрепление правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ;
– обеспечение безопасности дорожного движения в ВС РФ (военная автомобильная инспекция);
– обеспечение охраны особо важных и особорежимных объектов РФ, находящихся в ведении Минобороны и др.

Полицейские будут отвечать за исполнение наказаний в отношении военнослужащих, а также будут наравне с начальниками гарнизонов назначать поощрения и взыскания — сейчас их назначают военные коменданты.

Структура военной полиции

Штатная численность военной полиции составит 6,5 тысячи человек. В систему органов военной полиции войдут центральный аппарат, а также региональные управления военной полиции Российской Федерации. Руководить структурой будет министр обороны РФ.

Первая бригада военной полиции составит 2,5 тысячи человек. Это будет 130-я отдельная московская мотострелковая бригада. По её образцу со временем будут сформированы другие бригады, полки и части.

История создания

Военная полиция Российской Федерации была сформирована в 2010 году и предназначалась для обеспечения укрепления правопорядка и воинской дисциплины.

Идею создать военную полицию в Российской Федерации выдвинул президент России Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле 31 января 2006 года. В декабре 2009 года Анатолий Сердюков, бывший в то время министром обороны России, подписал приказ о создании данной структуры на базе военных комендатур и военной автоинспекции, однако весной 2010 года решение было отменено из-за нехватки финансовых ресурсов. Через год Анатолий Сердюков вновь анонсировал её создание, но в связи с его уходом с поста главы Минобороны законопроект о военной полиции был отправлен на доработку.

В начале 2013 года новый министр обороны России Сергей Шойгу решил сократить полномочия военной полиции, ограничив её комендантскими функциями и работой военной автомобильной инспекции.