Военная автомобильная техника

Содержание

uCrazy.ru

Музей ВАТ (он же Музей РВАИ) — самый молодой из военных музеев Рязани — открылся в 1994 году по инициативе и силами преподавателей и учащихся Рязанского военного автомобильного института. Курсанты под руководством офицеров собирали и восстанавливали старые военные автомобили, возвращали им способность двигаться и щегольскую внешность. Три зала музея – машины старинные, современные и ремонтная техника — занимают больше 4 тысяч квадратных метров крытых ангаров. Мощные военные автомобили выставлены на открытом воздухе.
1. Музей располагается на территории военной части со всеми соответствующими ей аттрибутами — охрана, колючая проволока. Осмотр уличной экспозиции производится под бдительным взглядом дежурного со смотровой вышки.


2. Специальное колесное шасси БАЗ-5937 (6х6).

3. БАЗ-6944. Специальное колесное шассе предназначенное под монтаж ракетного комплекса «Ока». Начало выпуска — 1987 год. Масса — 17 тонн. Максимальная скорость — 70 км/ч.

4. КЗКТ-74281. Предназначен для буксировки полуприцепов по дорогам с твердым покрытием. Начало выпуска — 1981 год. Масса буксируемого полуприцепа с нагрузкой — 70 тонн. Максимальная скорость — 65 км/ч.

5. ПМП. Машина понтонно-мостового парка на шасси КрАЗ 255 Б. Начало выпуска — 1967 г.

6. БАТ-М. Путепрокладчик. Армейская машина, предназначенная для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовке дорог, расчистке местности. Масса — 27,5 т. Скорость — до 35 км/ч. Экипаж — 2 человека. Расход топлива — 195 л/100 км.

7. Еще один представитель гусеничной техники повышенной проходимости.

8. Москвич-401. Выпускался в 1954-1956 гг. Мощность 26 л.с.

9. Москвич-403. Выпуск — 1962-1965 гг. Мощность 45 л.с. Время разгона до 100 км/ч — 36 сек.
10. Внутри. Состояние экспонатов намного лучше, чем в Автомузее Михаила Красинца.
11. ЗИЛ-111В. Комфортабельный легковой автомобиль высшего класса с четырехдверным кузовом типа «фаэтон». Независимая подвеска, бескамерные шины, автоматическая коробка передач, вакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля. Высшая ступень достижений 1959 года. Единственный автомобиль имеющий сертификат о признании памятником науки и техники первой категории.
12. Знаменитый Студебейкер US-6. Поставлялись на вооружение Красной Армии по «ленд-лизу» в годы войны. Год выпуска — 1941.
13. ГАЗ-3105. Легковой автомобиль среднего класса. Полный привод с межосевой блокировкой (зачем?!). Независимая подвеска, гидроусилитель, электроподогрев сидений, климат-контроль (украденный с иномарки). Год выпуска — 1995 год. Мощность 166 л.с. К сожалению, а может и к счастью остался концептом. На заднем плане современная Волга в версии L с кожаной (!) крышей.
14. ВАЗ-2122. Военная Нива, умеет плавать за счет вращения колес.
15. ЛуАЗ-967М. Автомобиль-транспортер с открытым цельнометаллическим кузовом. Пригоден для эксплуатации в любое время года при температуре от -45 до 50 градусов. Серийно выпускался с 1979 года. Мощность 37 л.с.
16. ЛуАЗ-1901. Колесная формула — 6х6. Мощность двигателя 48 л.с. Умеет плавать.

17. УАЗ-3907. Знаменитый Ягуар. Умеет плавать за счет двух гребных винтов установленных на корме. Опытный образец. Максимальная скорость по земле — 100 км/ч. По воде — 9 км/ч.
18. УАЗ-3172. Еще один опытный образец, должен был прийти на смену классическому Уазику. Мощность двигателя — 100 л.с. (!) Максималка — 110 км/ч. Дорожный просвет — 330 мм. Преодоление водных преград до 1 м. Из аннотации: Превосходит зарубежный аналог «Ленд-Ровер 110» (Великобритания) по мощности двигателя, максимальной скорости и удельной грузоподъемности.
19. Еще один из экспериментальных УАЗиков, после испытаний был передан в музей. На заднем плане виден ЗИЛ-433420 участник грузовой кругосветки.
20. Автомобиль-тягач БАЗ-69531. Мощность — 300 л.с. Снаряженная масса тягача — 19 тонн.
21. ГАЗ-66, типа «Шишига» подготовленный к парашютному десантированию. Сброс с Ан-12Б, Ил-76 или Ан-22. Сброс с высота до 2500 м. Скорость снижения платформы перед приземлением — 8 м/с.
22. Двигатель МЕМЗ-968. V-образный карбюраторный, четырехтактный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. 1,2 л, 41 л.с. Используется на ЗАЗ-968 и его модификациях.
23. ЗИЛ-375. Восьмицилиндровый V-образный двигатель объемом 7 литров. Мощность — 180 л.с. Применяется на автомобилях: Урал-375Д, 377, БАЗ-135ЛМ, 375С, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-699А.
24. Двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель. Рабочий объем — 38,9 л. Мощность — 525 л.с. Используется на автомобилях МАЗ-537, МАЗ-543.
25. Первые дорожные знаки в мире.
26. Карта Санкт-Петербурга с указанием всех автосалонов, станций техобслуживания и магазинов автозапчастей по состоянию на 1914 год.
27. Схема автопробега 1933 года.
28. Немного упустил подробности, но мне показалось что для прохождения данного спецучастка нужно просто проехать в габариты рамки?
29. УАЗ-300, первый опытный образец 1949 года.
30. Москвич-416, опытный образец 1959 года. Полный привод и мощность 45 л.с.
31. Испытание ГАЗ-66 на прочность при приземлении после десантирования на аэродромной площадке. 1962 г.
32. УАЗ-450А, 1958-1965 гг. Обратите внимание на то, что передние двери открываются в обратную сторону.
33. Напоследок — трофей из чеченской войны 90х годов. Бронированный Ford F350.

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техники

На протяжении последних десятилетий основными факторами, обеспечивающими мобильность войск, являются железные дороги и автомобильный транспорт. При этом в силу некоторых объективных причин второму уделяется гораздо большее внимание. В любой воинской части, вне зависимости от ее принадлежности к тому или иному роду войск, имеется некоторое количество автомобилей различных классов. Так называемая военная автомобильная техника (ВАТ), в том числе и автомобили многоцелевого назначения (АМН), способна выполнять самые разные задачи транспортного характера и поэтому является самым массовым классом машин в вооруженных силах.

По словам начальника Главного автобронетанкового управления министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенанта А. Шевченко, доля АМН в общем количестве военной автомобильной техники вооруженных сил равна 91,5%. Второе место по численности занимают военные гусеничные машины с 7,4%. Специальные колесные тягачи и подобная им техника замыкает список с 1,1 процента. Нетрудно подсчитать примерное количество машин того или иного класса, если учесть общую численность военной автомобильной техники – около 410,2 тысяч единиц.
Стоит отметить, парк автомобильной техники переживает не самые лучшие времена. Количество старой техники пока что очень велико и ей требуется замена. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но их пока нельзя признать достаточными. Чтобы понять имеющиеся тенденции, рассмотрим информацию, опубликованную в февральском выпуске журнала «Грузовик Пресс». В нем приведены интересные данные по состоянию парка ВАТ в 2005 и 2012 году.
В 2005 году в вооруженных силах имелась военная автомобильная техника 41 базовой модели и 60 модификаций общим числом в 410,8 тыс. единиц. 71% этой техники был оснащен бензиновыми двигателями. Таким образом, грузовики и тягачи с дизельными моторами составляли меньшинство. Такое соотношение типов двигателей может быть предметом многих споров. Другой же факт относительно состояния ВАТ в 2005 году выглядит однозначно и малоприятно. Примерно 80% техники имело возраст более 12 лет, т.е. было произведено не позже первой половины девяностых годов прошлого века. Оставшиеся 20 процентов распределились следующим образом. Большая часть (13%) приходилось на технику возрастом от 6 до 12 лет, а оставшиеся семь процентов – на новые машины, не старше шести лет.
ЗиЛ-157
ЗиЛ-131
Урал
ГАЗ-66
КАМАЗ
МТ-ЛБ
Также можно рассмотреть долю техники того или иного модельного ряда. В 2005 году несомненными лидерами в этом аспекте были автомобили Завода имени Лихачева. На долю грузовиков ЗиЛ-157, ЗиЛ-131 и т.д. приходилась треть от общего числа ВАТ в войсках. Второе и третье место по количеству с небольшим разрывом занимали «Уралы» (13%) и ГАЗы (12%). Далее шли грузовики КамАЗ с 10 процентами, а пятое место разделили между собой ульяновские (УАЗ) и кременчугские (КрАЗ) автомобили с долей по шесть процентов. Наконец, около четырех процентов ВАТ представляло собой гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Оставшиеся 16% были разнородным парком машин, произведенных на различных заводах: Минском колесных тягачей, брянском и т.д.
Стоит отметить, указанные цифры касаются лишь общей численности машин. В имеющихся открытых источниках нигде не упоминается количество ВАТ, находящейся на хранении или в эксплуатации. Подобная информация могла бы сделать имеющуюся картину гораздо более подробной, но министерство обороны не спешит ее раскрывать. Также можно обратить внимание на годы выпуска техники и ее долю. Нетрудно догадаться, что в число тех 80-ти процентов автомобилей, которые в 2005 году были старше 12 лет, входит немало техники, сделанной еще до распада Советского Союза. Кроме того, к этой же группе относится некоторое количество машин, собранных в первые годы независимости. Наименьшее же число имевшихся в 2005-м автомобилей было произведено с 1999 по 2005 годы, т.е. в период после дефолта 1998-го. Точных данных такого рода нет, но есть основание полагать, что в первые несколько лет указанного периода темпы производства были гораздо ниже, чем потом.
С тех пор, о которых говорит представленная статистика, прошло почти восемь лет. В течение этого периода финансирование вооруженных сил постоянно увеличивалось. На полученные из бюджета деньги военное ведомство ремонтировало старую технику и приобретало новую, в том числе и военную автомобильную. Благодаря этому ситуация с парком ВАТ начала понемногу меняться, но, тем не менее, в настоящее время она по-прежнему не удовлетворяет нуждам. До требуемых 75-80 процентов еще далеко.
По данным того же журнала «Грузовик Пресс», доля старой техники, чей возраст перевалил за 12 лет, к 2012 году уменьшилась до 57%. Автомобилей, тягачей и т.п., попавших в категорию от 6 до 12 лет, стало немного больше – 14 процентов. Что касается новой техники не старше шести лет, то ее количество возросло в четыре с лишним раза. По состоянию на конец прошлого 2012 года в эту категорию попадает 29% военной автомобильной техники. Это в два раза меньше, чем требуется текущей Госпрограммой перевооружения, но до 2020 года еще пока далеко и для обновления есть время. Общая численность ВАТ, согласно некоторым данным, почти не сократилась, а разница заключается всего в нескольких сотнях машин, на которые при имеющихся масштабах цифр можно попросту не обращать внимание.
К сожалению, конкретные цифры по составу техники, подобные данным по состоянию парка ВАТ в 2005 году, отсутствуют. Тем не менее, известны несколько подробностей. Так, общее соотношение техники с дизельными и бензиновыми двигателями почти не поменялось. Автомобили с бензиновыми моторами по-прежнему в большинстве и их количество вдвое превышает численность дизельных «собратьев». Кроме того, доля грузовиков марки ЗиЛ за семь лет снизилась с 33 до 6 процентов. Причины этого – списание устаревших автомобилей, а также отсутствие массовых закупок новых. Сокращение количества автомобилей Завода им. Лихачева при сохранении общей численности автопарка прямо говорит о том, что на место списанных грузовиков пришли другие. Судя по имеющимся данным, потерянные машинами ЗиЛ 23 процента были восполнены техникой КамАЗ и «Урал».
Необходимо отметить, что приведенные цифры относятся только к современному состоянию ВАТ в российских вооруженных силах. В ходе провальных девяностых и неоднозначных двухтысячных годов отечественная автомобильная промышленность находилась в сложном положении и поэтому не могла полноценно заниматься развитием автомобильной техники для армии. В настоящее время вооруженные силы нуждаются сразу в нескольких автомобилях различного назначения, при этом созданных на единой базе. Сейчас эту тематику прорабатывают несколько автозаводов и уже неоднократно демонстрировались прототипы новых машин. К 2015 году армия должна получить первые серийные образцы новых автомобилей. Как после этого изменится количественный и качественный состав парка ВАТ? Узнаем через семь лет, в 2020 году.
КАМАЗ-63968 Тайфун-К
Урал-63099 Тайфун-У
По материалам:

Военные автомобили России: ТОП-7

Военные автомобили России: топ-7 моделей, их характеристики и важные особенности. В конце — видео об истории военных автомобилей.

Содержание статьи:

  • Современный автомобильный парк Вооружённых Сил
  • Наиболее популярные военные автомобили РФ
  • Видео об истории военных автомобилей

Автомобили – наиболее массово используемый вид транспорта во всех видах вооружённых сил Российской Федерации. Если сравнить численность различных категорий технических средств, окажется, что автомобилей в армии гораздо больше, чем всех остальных видов техники. Но какие автомобили для армии России – самые-самые?

Современный автомобильный парк Вооружённых Сил

Современный автопарк Вооружённых Сил Российской Федерации – это более чем 430 тысяч автомобилей различного функционала и характеристик. Все эти транспортные средства распределяются по своему назначению следующим образом:

  • 90 % – для выполнения монтажных работ техники и разных видов вооружения;
  • 10 % – для буксирования различных комплексов вооружения, доставки личного состава и использования техники «с колёс».

Основным требованием к современному армейскому автомобилю выступает обеспечение защищённости экипажа боевой машины и установленного на ней оборудования.
В целях определения моделей военных автомобилей, максимально отвечающих данным требованиям, Министерством обороны Российской Федерации в рамках повышения оборонного и наступательного потенциала всех родов войск планируются и проводятся ежегодные научно-исследовательские и испытательные работы новейших моделей военных авто.
По результатам этих работ определяются самые надёжные, отвечающие требованиям модели, которые в дальнейшем закупаются войсковыми частями.
Приведём ТОП-10 наиболее популярных военных авто, находящихся на вооружении в частях и подразделениях армии России. Данный рейтинг не имеет строгой иерархии, поскольку в нём приведены модели различной функциональности и направленности. Общее в них лишь одно — это «идеальные автомобили» современной армии, отвечающие актуальным требованиям отечественных военных и положительно зарекомендовавшие себя не только в процессе лабораторных испытаний, но и в ходе реальных боевых действий.

Наиболее популярные военные автомобили РФ

1. Семейство автомобилей «Тайфун»


На фото: Тайфун-К
Эти автомобили – не новички на показах военной техники. Впервые «Тайфуны» были продемонстрированы на Бронницком военном полигоне в 2011 году, где их скромно назвали «автомобилями повышенного уровня защищённости».
Все модели данного семейства оснащены независимыми подвесками гидропневматического типа. Двигатели абсолютного нового типа в тандеме с автоматической коробкой передач обеспечивают отличную динамику и управляемость.
Из данного семейства выделим отдельно две модели.
Бронированный автомобиль «Тайфун-К». Используется в Сухопутных войсках и Военно-Морском Флоте. В основе этого броневика – шасси КамАЗа. Машина рассчитана на транспортировку 16 человек, её основное предназначение – доставка живой силы к месту ведения боевых действий.

«Тайфун-К» развивает наибольшую скорость 80 км/ч, без проблем может форсировать водный брод глубиной до 175 см.
К слову сказать, такие характеристики многое говорят о двигателе машины: глубина 175 см – это вода примерно по пояс сидящему за рулём «Тайфуна» водителю. При этом автомобиль будет спокойно продолжать движение. Также броневик спокойно форсирует склоны крутизной до 23 градусов.
Машина оснащена противоминной бронёй, обеспечивающей защиту как водителя, так и бойцов, и предохраняющей от повреждений главные технические узлы конструкции.
Броня у «Тайфуна» комбинированная: на металлическую базу крепятся съёмные бронепластины, изготовленные на базе специальных керамических соединений. Днище машины обеспечено защитой от мин массой до 8 кг (данные приводятся в тротиловом эквиваленте).
«В лобовую» с этой машиной тоже непросто справиться: усиленная броня в состоянии защитить от боевых снарядов диаметров до 30 мм.

На фото: Тайфун-У
Бронированный автомобиль «Тайфун-У». Может использоваться как штабной автомобиль, разведывательная, связная, санитарная техника. Машина уже не раз применялась в реальных боевых действиях и учениях для перевозки грузов, ведения различных видов разведки: химической, радиационной, биологической или инженерной.
В «Тайфуне-У» использована подвеска гидропневматического типа, которая, подобно новейшим моделям Range Rover, при прохождении по неровному грунту может «поджимать» колёса.
Автомобиль оснащён гидромеханической коробкой-автоматом, созданной в Беларуси. Она имеет функцию кнопочного переключения блокирования дифференциала.
Разработчики этого автомобиля хорошо поработали над его защитой. Обстрелы из автомата Калашникова и снайперского оружия машина выдерживает легко.
Днище автомобиля выполнено с V-образным профилем, который может рассеивать взрывную волну, если машина подорвётся на мине. Места для экипажа прикреплены не к полу, а к потолку, что способствует минимизированию травм при взрыве.
Для тех сидений, которые невозможно прикрепить иначе, нежели к полу кабины, использованы специализированные противоминные опоры.

2. Бронированный автомобиль «Булат» СБА-60-К2


Создатели этой модели ставили перед собой конкретную цель: обеспечить безотказную перевозку армейского личного состава в различных погодных и климатических условиях.
Машина рассчитана на экипаж из десяти человек. Автомобиль спроектирован таким образом, что без проблем может применяться в широком климатическом диапазоне – от минус 45 до плюс 50 градусов по Цельсию.
Машина разработана на базе двигателя КамАЗа, имеет шесть ведущих колёс (так называемая формула «6 на 6»).
В кабине автомобиля расположены места водителя и командира, с двух сторон – двери распашного типа. В задней части транспорта и на крыше – для десантников двери распашного типа и шесть люков соответственно.
Кресла десантников подвесные, оснащены амортизационными системами, позволяющими минимизировать травмы при возможном срабатывании мины под колесом или днищем авто.
Также внутри автомобиль оборудован системами защиты против осколков и рикошета. Мины до 1 кг (приведены данные в тротиловом эквиваленте) и гранаты типа Ф-1, использованные в процессе испытаний и демонстрации возможностей автомобиля, не причиняют ему критичного вреда.

3. Бронированный автомобиль «Выстрел» КамАЗ-43269


Как и «Булат», данная модель в основном выступает в качестве командирского транспорта, медицинского, пограничного, а также развед-автомобиля. При этом проходимость «Выстрела» ничем не уступает проходимости танка Т-80 УК.
Машины отлично зарекомендовали себя в ходе проведения крупных учений с участием разных видов вооружённых сил.
Автомобиль прошёл испытание в горной местности, на плоскогорьях высотой до 4,5 км, отлично ведёт себя в разбросе температур от минус 45 до плюс 50 градусов Цельсия, успешно противостоит высокой, до 98 %, влажности и скорости ветра до 30 метров в секунду.
Экипаж защищён от обстрела благодаря полной локальной броне корпуса.
Год назад, согласно открытым источниками пресс-службы Министерства обороны РФ, на вооружении в российских частях находилось свыше 100 единиц этой модели, и в планах министерства – ближайшее увеличение закупок.

4. Грузовой транспорт «Урал-4320»

Переходим от броневиков к грузовикам.
«Урал» – детище Уральского автозавода, созданное для использования на всех типах дорог, от «бетонок» до «грунтовок». «Урал-4320» даже среди автомобилей своего класса славится повышенной проходимостью: для этого грузовика полутораметровые броды, двухметровые канавы и шестидесятиградусные подъёмы – не проблема.
Под капотом у этого грузовика – дизельный двигатель мощностью от 230 до 312 л.с. Примечательно, что экологический класс силового агрегата довольно высок – «Евро-4».
Конечно, это не совсем современный стандарт для городского транспорта, но разработчики армейской боевой техники ставят перед собой несколько иные задачи, нежели первостепенная забота об экологическом состоянии окружающей среды.
Выпускаются «Уралы» с 1977 года, модель 4320 – потомок первых автомобилей этой линейки, существенно улучшенная и модернизированная.

5. Модульный бронированный автомобиль «Волк»

Это уже не грузовик и не броневик в исконном понимании данных терминов. «Волк» – модульная колёсная платформа с полным приводом. На её основе могут быть созданы грузовики, бронетранспортёры, тягачи, командирские, медицинские, дозорные и развед-автомобили.
По сравнению с приведёнными выше броневиками, «Волк» многофункционален. Машина может взять на борт до 18 человек, транспортировать грузы, буксировать прицепы до двух с половиной тонн.
Отсутствие цельного сварного корпуса – основа для монтирования разнообразных транспортных платформ. Такая унификация существенно облегчает решение вопросов взаимозаменяемости отдельных агрегатов и технических узлов, упрощает процедуру ремонта и обеспечения поставок комплектующих.
Без сомнения, модульный подход к разработке армейских транспортов – очень и очень перспективное направление развития военного автомобилестроения.
Характерной особенностью модели является её возможность варьировать клиренс от 25 до 55 см, что обеспечивает отличную проходимость практически по любым дорогам и пересечённой местности.
Традиционно безупречными характеристиками славится броня модуля: полностью обеспечена защита от атак всех типов огнестрельного оружия, вплоть до снарядов осколочного типа и бронебойных пуль из СВД.

6. Бронированный автомобиль «Тигр»

Это детище Арзамасского и Горьковского машиностроения часто сравнивают с описанным выше «Волком».
«Тигры» были спроектированы для выполнения патрульных функций, огневой поддержки пехотных подразделений, охранных и разведывательных действий. Машина берёт на борт до десяти человек экипажа, может транспортировать грузы по различным дорогам и бездорожью.
«Тигр» – это внедорожник российского производства, созданный специально для армии. Мощный силовой агрегат и независимая подвеска торсионного типа позволяет развивать на шоссе скорость до 140 км/ч, форсировать броды глубиной до 120 см.
Выпускаются обычная и бронированная модификации модели. Вариант с бронированием тяжелее не бронированного автомобиля на 700 кг.
Всего выпускается более двадцати модификаций модели, включая варианты с противотанковой системой, различными боевыми системами и модулями.
В зависимости от того, в каком климате планируется использовать автомобиль, он может комплектоваться кондиционером или дополнительным отопителем.
Три года назад создатели «Тигра» приступили к разработке нового автомобиля на базе данной модели. Цель инженеров-разработчиков – получить принципиально новый корпус, но сохранить «Тигриное» шасси, которое оказалось очень удачным техническим решением, отлично зарекомендовавшим себя в ходе эксплуатации автомобиля.

7. Многоцелевой автомобиль «Водник»

Второе название модели – «ГАЗ-3937». Транспорт разрабатывался на специализированном заводе Арзамаса как многоцелевой армейский транспорт.
Двухосная бронированная машина «4х4» успешно применяется для транспортирования личного состава, монтажных работ, перевозки прицепов с грузами и оборудованием.
«Водник» в состоянии перемещаться по любым дорогам или бездорожью на дистанции до 1 тыс. км без дозаправки, что крайне важно в условиях ведения боевых действий или спасательных работ.
В архитектуре транспорта широко применяются агрегаты и узлы БТР-80, известные своей надёжностью и функциональностью.
Название «Водник» говорит само за себя – помимо передвижения по суше и вброд, эта модель может преодолевать водные препятствия на плаву за счёт водоизмещающего герметичного корпуса и колёсного движения.
В целом, эта модель используется как гибрид вездехода и маневренного авто, отлично сочетая в себе качества этих видов техники.

Заключение

Военные автомобили всегда привлекают к себе внимание используемыми технологиями и, конечно, секретностью. Несмотря на то, что большая часть моделей, применяемых в армии, недоступна для покупки на гражданском рынке, интерес автолюбителей к военному транспорту устойчиво растёт.
Многие находки инженеров-конструкторов со временем находят своё место и в гражданском транспорте, поэтому такой интерес – совсем не праздный: он может показать, какие интересные особенности и технические решения могут ждать не только армейских, но и гражданских водителей. Со временем, конечно…
Видео об истории военных автомобилей:

Машины будущей войны: почему колесная бронетехника все еще актуальна

На данный момент большинство современных армий находятся в процессе перехода на новую колесную боевую технику. Благодаря анализу опыта различных вооруженных конфликтов за последние 30 лет, а также экспертным прогнозам относительно будущих войн сложился определенный набор требований и критериев, которым эта техника должна отвечать. Подробности — в материале «Известий».

Множественный цугцванг

Концепция «войны будущего», наиболее активно развивающаяся в последнее время, — это так называемые многосредные боевые действия (Multidomain Warfare), фактически дальнейшая эволюция общевойскового боя. Ее создатели предполагают, что боевые операции будут проводиться сразу в нескольких средах — на море, в воздухе, на суше, в киберпространстве и в космосе — а также отличаться высокой скоростью и степенью взаимодействия между элементами союзных сил.

По мнению представителей военных кругов США, стороны потенциального конфликта будут стремиться получить преимущество над равным или близким к равному противником, непрерывно ставя его перед множественными взаимодополняющими угрозами, каждая из которых потребует реакции. Это означает, что противник будет находиться в положении множества цугцвангов одновременно. Он не сможет бездействовать, но и каждое действие будет вынуждать его «открываться» или предпринимать действия, способные ухудшить собственное положение.

Одной из важнейших составляющих для реализации подобных идей являются маневренные механизированные соединения нового типа, вооруженные боевой техникой, отвечающей определенным требованиям.

Хорошо забытое старое

Строго говоря, идея создания универсального механизированного соединения давно витала в воздухе. Англичане пытались реализовать ее еще в первой половине XX века, создав в 1927 году экспериментальную бронетанковую бригаду (Experimental Armoured Force). Помимо, собственно, танковых подразделений, в состав EAF входили разведывательные части на бронемашинах, полевая, гаубичная и зенитная артиллерии, мотопехота, инженеры, обеспечение и связь. Кроме того, бригаде придавалась разведывательная, истребительная и бомбардировочная авиация.

Идея на десятилетия опередила свое время, но тогда ее реализация не удалась в силу недостаточно развитых технологий, дороговизны и высоких требований к обучению солдат и офицеров.

Танкетка Мартеля возглавляет бригаду из средних танков Mk.II

Фото: iwm.org.uk

В конце 1990-х к этой идее вернулись в США, где началась разработка амбициозной программы FCS (Future Combat Systems). К середине 2000-х министерство обороны США предложило Германии, Великобритании и Франции, а также странам — партнерам НАТО принять участие в проекте «Скорпион» — многонациональной программе по модернизации вооруженных сил. Отчасти именно по этой причине ряд европейских программ «армий будущего» включает узнаваемые элементы, изначально разработанные в США.

На данный момент концепция многосредных войн поддерживается как внутри НАТО, так и за пределами Североатлантического альянса. Можно сказать, что сформировался новый глобальный тренд.

Примечательно, что в большинстве программ модернизации в качестве основного тактического механизированного соединения рассматривается бригада. И, как 92 года назад в Великобритании, в распоряжении современных бригад имеется широчайший спектр возможностей и инструментов.

В список тактических задач бригад входят: контроль над определенной территорией; решительные действия на сложной местности; наступательные прикрывающие действия (рейд, огневой рейд, глубокая атака, силовая разведка); оборонительные прикрывающие действия (сдерживание или оборона на широком фронте) и обеспечение входа союзных сил на театр военных действий.

Кроме того, предполагается, что подобные бригады смогут разрушать пресловутые «пузыри» A2/AD — зоны действия ПВО, ПКО, ствольной и ракетной артиллерии и других средств, мешающих доступу и маневру союзных сил. Цель этих действий — обеспечивать свободу маневра на дивизионном уровне.

Дело техники

Какие требования предъявляются к новым боевым машинам и почему сегодня актуальна именно колесная техника?

Пожалуй, основным фактором в пользу колесной бронетехники является потребность механизированных соединений в высокой мобильности. Они должны иметь возможность стремительно совершать сложные маневры, при этом сохранять связь между всеми элементами союзных сил, оперативно обмениваясь информацией и не теряя общей картины поля боя. Полковник Клод Фран из лаборатории боевых действий «Скорпион» (LCS, Le laboratoire du combat Scorpion) описывает французский вариант доктрины как «децентрализованный маневр, основанный на тотальном присутствии и стремительности операции». Что это значит?

Разведывательно-боевая машина «Ягуар», БМП VBCI и пехотинец с элементами экипировки FELIN. Этим вооружением оснащаются бригады Scorpion французской армии

Фото: flickr.com/Alex T

Быстрые чередования между рассеиванием и концентрацией должны постоянно держать противника в напряжении и неопределенности относительно местонахождения и намерений сил тактической группы или бригады. Это и понимается под тотальным присутствием.

Децентрализация подразумевает, что тактическая группа или вся бригада способна быстро рассредотачиваться, перемещаться целиком или частями и при необходимости снова сосредотачиваться для нанесения решающего удара. Такое соединение сложнее обнаружить и сложнее поразить артиллерийским или авиаударом.

Последнее — крайне актуальный фактор. При анализе западными экспертами боевых возможностей ВС потенциальных оппонентов неизбежно встает вопрос о противодействии противнику с развитой и многочисленной артиллерией. Например, часто упоминаются Сухопутные войска РФ, которые американские эксперты Чарльз Бартлс и Лестер Грау емко описали как «артиллерийскую армию с большим количеством танков».

Мобильность является составляющей частью живучести как всего соединения, так и каждой отдельной бронеединицы. Обычно разговор о защищенности современной боевой техники начинается с оценки бронирования и систем защиты. Но фактически это последняя «линия обороны», которая вступает в дело, только когда исчерпаны все остальные средства.

В нормальном случае тактическая маневренность и возможности вовремя обнаружить угрозу позволяют не быть там, куда придется удар противника, что и является лучшей защитой.

Разумеется, это не отменяет наличия мощного бронирования, обычно в нескольких вариантах, оснащения техники пассивными и активными средствами защиты и повышенной противоминной стойкости.

Требование иметь комплекс активной защиты (или возможность его установки) на колесной бронетехнике уже никого не удивляет, скорее удивляет ситуация, когда защита мотострелков остается на уровне 30–50-х годов прошлого века. Ценность профессионального солдата с тех пор всё же сильно выросла.

Еще одно основополагающее требование — техника должна быть максимально унифицированной и модульной. Модульность рассматривается уже в нескольких «измерениях» — от комплектов дополнительного бронирования до замены боевых и функциональных модулей. Что немаловажно, стремление к единым стандартам у стран — членов НАТО и их союзников позволяет комбинировать элементы от разных производителей из разных стран.

Боевая машина VRC-105 Centauro RCV. Испания

Фото: flickr.com/Alex T

Исходя из идеологии многосредных войн, механизированные силы должны иметь высокую степень автономности, то есть возможность действовать в отрыве от основных сил и союзных линий снабжения. К примеру, англичане закладывают в требования к своим STRIKE бригадам возможность форсированного марша на расстояние более 2,7 тыс. км (Тидворт–Таллин или Тидворт–Бухарест) и активных автономных действий в течение 10 суток.

По этой причине растет значение эргономики. Разработчики бронетехники исходят из того, что для конфликтов будущего будут характерны высокие темпы, продолжительность и всё возрастающая нагрузка на солдата. Причем речь идет не только о физической, но и об информационной нагрузке.

Удобства же, напротив, положительно влияют на летальность, эффективность и боевой дух солдата, причем последний рассматривается как один из важнейших компонентов, влияющих на успех на поле боя.

В свете этого разработчики подчеркивают важность того, что солдат должен не превозмогать бытовые условия или собственную технику, а выполнять возложенные на него задачи, как можно дольше не теряя эффективности. Для чего ему и стараются максимально облегчить условия как в бытовом, так и в техническом плане.

Всё это было бы бессмысленно без улучшенных систем связи и ситуационной осведомленности. В идеологии многосредных войн все тактические единицы и их элементы работают в общей сети и, соответственно имеют общее видение актуальной тактической ситуации. Информация, по заявлениям разработчиков, обновляется если не в режиме реального времени, то очень близко к тому. Фактически, что видит один — видят все. В данном случае единица бронетехники выступает в роли узлового элемента боевой сети.

Важный момент, что в новую боевую технику закладывается возможность совместных действий и обмена данными с союзниками, в том числе и менее технически развитыми.

Сумма компонентов

Можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство современной колесной техники, появившейся в армиях с начала 2000-х, соответствует набору перечисленных параметров или стремится к этому.

Колесная бронетехника явно перестает быть просто инструментом доставки стрелков на поле боя. Современные колесные боевые платформы — это универсальный набор инструментов на уровне бригады-дивизии и одновременно «дом, крепость, узел связи, глаза и уши» для пехотинца.

Литовский вариант БМП Boxer — Vilkas. Машина оснащена необитаемой башней Samson Mk II с 30-мм пушкой Bushmaster II Mk44

Фото: flickr.com/Alex T

На первый план вышли защищенность, эргономика и ситуационная осведомленность, тогда как масса и габариты явно теряют свои приоритетные позиции. 20 см высоты корпуса не имеют значения для современных противотанковых средств, зато очень сильно ощущаются солдатами, вынужденными проводить несколько суток в боевом отделении.

Да, подобная техника получается дорогой и сложной. Впрочем, и стоимость вооружения, и ценность каждого отдельного солдата, и требования к ним несоизмеримо выше, чем это было 40 лет назад. Но это нормальный и в целом не вчера начавшийся процесс.

Современная война — дело дорогое, а войны и армии будущего будут еще дороже. По объективным причинам, времена наскоро обученных массовых армий прошли, это и к лучшему.

Потребность в модернизации

Обозначенный еще в 2011 году главкомом Сухопутных войск генерал-полковником Александром Постниковым переход на унифицированные бригады трех типов — тяжелые, средние и легкие — реализуется не быстро.

Очевиден тот факт, что сейчас основная колесная боевая машина Сухопутных войск РФ — это БТР-82А со всеми «врожденными» недостатками советской техники времен холодной войны. Массово новая техника поступит в войска нескоро, и к этому времени потенциальные противники уже не только насытят свои армии новыми образцами вооружений, но и успеют набить руку в их применении. Остаться к 2030 году без новой концепции применения и с машиной из 1970-х против подготовленных «средних» бригад НАТО — идея сомнительная.

БТР-82А Вооруженных сил Российской Федерации

Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров

Что касается рынков, то их емкость все же конечна, плюс на них уже сейчас активно работают конкуренты с готовыми продуктами. К тому же время не стоит на месте, и к моменту, когда внешним покупателям будут предложены первые серийные боевые машины, к примеру, на платформе «Бумеранг», конкурирующие производители боевой техники уже «выкатят» второе поколение или глубокую модернизацию своей продукции.

Ситуация для российских производителей неприятна еще и тем, что на рынке колесной боевой техники появились новые игроки и активизировались старые. На перспективных и платежеспособных рынках становится тесновато, а недофинансированные армии просто не смогут себе позволить дорогое вооружение.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ВС РФ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ

    ВУС — военно-учетная специальность или категория воинского учета, указывающая военную специальность военнослужащего, его принадлежность к виду вооруженных сил, роду войск или службе. Имеет действительное наименование и код. В результате изучения предмета обучаемый должен ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о перспективах…
    (Устройство военной автомобильной техники)

  • ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ВС РФ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ ВУС — военно-учетная специальность или категория воинского учета, указывающая военную специальность военнослужащего, его принадлежность к виду вооруженных сил, роду войск или службе. Имеет действительное наименование…
    (Устройство военной автомобильной техники)

  • Современные автомобили являются сложными машинами, представляющие собой комплекс взаимосвязанных агрегатов, узлов, механизмов и систем, общая компоновка которых может быть различной. Однако принцип устройства и действие многих узлов и механизмов у большинства автомобилей одинаковы. Все агрегаты, механизмы…
    (Устройство военной автомобильной техники)
  • Зависимость хода и исхода военных действий от оружия и боевой техники

    Поддержание боевой способности войск на должном уровне порождает потребности в разработке, производстве и содержании вооружения и военной техники, боевой учёбе войск. При этом для того, чтобы не отставать в развитии боевых возможностей вооружённых сил необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать…
    (Война)

  • Методология определения затрат на вооружение, военную и специальную технику

    Жизненные циклы вооружения и их стоимостная оценка В авторской монографии1 рассматриваются совершенно разные типы жизненных циклов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), каждый со своим содержанием, со своими направлениями использования: видов, типов ВВСТ с учетом их модернизаций в…
    (Корпоративная экономика государственных заказов)

  • Особенности организации подразделений на других образцах военной техники, ТТХ вооружения и техники Танковая рота (ТР)

    Танковая рота является тактическим подразделением и организационно входит в состав танкового батальона (ТБ), а в отдельных случаях и в состав мотострелкового батальона (МСБ). Танковая рота оснащена современным вооружением, боевой техникой, обладает мощным огнем, высокой маневренностью, броневой защитой,…
    (Тактическая подготовка)

  • ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

    …армия должна быть хорошо материально обеспечена на случай войны, и по своему вооружению и техническим средствам не только не отставать, но даже, по возможности, превосходить своих вероятных противников. Б.М. Шапошников С давних пор вооружение и техника являлись важным фактором достижения победы…
    (Война)

  • Вооружение и военная техника армии и флота главнейших европейских стран перед началом Первой мировой войны

    Перед Первой мировой войной пехота главнейших европейских стран имела на вооружении винтовки калибром от 7,62 мм до 8 мм, с прицельной дальностью до 2 тыс. м, с магазинным заряжанием, и станковые пулемёты с прицельной дальностью стрельбы от 1 400 до 2 400 м и скорострельностью до 250 патронов в минуту….
    (Война)

  • Развитие вооружения и военной техники в годы Первой мировой войны

    В годы Первой мировой войны на вооружении армий появились боевые самолёты (рис. 80) и танки (рис. 81-82), что привело к коренному изменению в способах и формах ведения военных действий, созданию новых родов войск. Вместе с танками и самолётами появились авиационные и танковые пулемёты 7,62—7,9-мм калибра,…
    (Война)