ВМС Украины 2018

Военно-катерный флот Украины


Украинские военные корабли сегодня можно перечесть на пальцах одной руки. Даже если на этой руке не хватает двух пальцев, оставшихся все равно хватит. Страна, на стапелях которой был построен весь авианесущий флот СССР, страна, имеющая на момент образования в своем составе десятки боевых кораблей, спустя четверть века осталась фактически без военно-морского флота. Вернее, флот у нее есть, но он военно-катерный.
На днях в Одессу на пополнение ВМС Украины прибыли два катера. Они построены в Киеве на президентских верфях (бывшая «Ленинская кузница» в Киеве) и являются третьим и четвертым кораблем проекта 58155 «Гюрза-М».

К концу года ожидаются еще два. Корабли этой серии являются единственным боевым пополнением ВМС Украины за последнее десятилетие.
Последний по-настоящему боевой корабль вошел в состав ВМС Украины более 10 лет назад.

Корвет «Тернополь» (при закладке малый противолодочный корабль проекта 1124М «Альбатрос») после 11 лет постройки был спущен на воду в 2002 году и через четыре года был введен в состав ВМС Украины. Но его нет сегодня в составе ВМС Украины. Он стоит в Севастополе и ждет, когда на Украине окончится гражданская война. Точно так же как и его боевые товарищи, корветы «Луцк» (пр. 1124МУ), «Хмельницкий» (пр. 1241.2 «Молния-2»), ракетный катер «Приднепровье» (пр.1241Т), морские тральщики «Чернигов» и «Черкассы», БДК «Константин Ольшанский» (пр. 775) и некоторые корабли обеспечения.
Вообще, история ВМС Украины разделилась на время до 2014 года, когда остатки части переданного Украине Черноморского флота СССР быстро старели и списывались, и после, когда от ее флота практически ничего не осталось.
2014 год. Возврат с разбором
Флагману ВМС Украины фрегату «Гетман Сагайдачному» просто повезло. Во время переворота на Украине и последовавшими за ним событиями «крымской весны» он находился вне пределов Украины. Корабль совершал боевой поход в Аденский залив и потому избежал судьбы остальных кораблей ВМС Украины, которые практически в полном составе были пленены ЧФ России. Фрегат вернулся уже в новую главную базу ЧФ Украины, Одессу, 5 марта 2014 года и более месяца одиноко стоял у стенки Одесского морского порта.

Россия в марте 2014 года заявила, что вернет Украине корабли ее военно-морского флота, и в апреле некоторые из них действительно были выведены в нейтральные воды и переданы под контроль Киева. Это произошло в середине месяца, но, как только стало понятно, что новый режим твердо взял курс на войну, передача боевых кораблей была прекращена.
Между тем возврат плененных кораблей ВМС Украины Киеву проходил с разбором. Например, из трех корветов был отдан только один самый старый, «Винница», постройки середины 1970-х.

После буксировки в Одессу он так ни разу в море и не вышел. Скорее всего, корвет так и спишут, из-за бессмысленности его дальнейшего ремонта.
Был отдан СДК «Кировоград», позднее переименованный в «Юрий Олефиренко». Корабль постройки 1971 года.
Также Украине был возвращен старый ракетный катер «Прилуки» (а более новый, «Приднепровье», придержан).


«Прилуки» ракетным может считаться только по названию. Стрелять своим главным оружием (ПКР «Термит») он не в состоянии, а потому это на сегодня обычный артиллерийский катер 1980 года постройки с соответствующей боеспособностью.
Из трех тральщиков был отдан только один рейдовый «Геническ», а два морских («Чернигов» и «Черкассы») пока ждут развития событий в Севастополе. Единственную ПЛ ВМС Украины, «Запоржье», Москва и хотела было отдать, но Киев от такого подарка благоразумно отказался, прекрасно понимая, что эта лодка никогда не будет боеспособной, а денег из бюджета на восстановление съест немало.
Новая «кораблестроительная» программа Петра Порошенко
Итак, к середине 2014 года стало понятно, что военно-морских сил у Украины нет. Один-единственный по-настоящему боевой корабль «Гетман Сагайдачный» в окружении нескольких полуразвалившихся раритетов, доставшихся от ЧФ СССР, таковыми, конечно, не являются. Надо было срочно что-то делать, и Киев огласил свою судостроительную военную программу.
Его главной изюминкой должна была стать постройка серии корветов проекта 58250 «Владимир Великий». Головной корабль был заложен еще при Викторе Януковиче в 2011 году. Главным вооружением этого 2500-тонного корабля должны были стать французские ПКР «Экзосет», а сам корабль должен был заменить в составе ВМС Украины все старые советские фрегаты и корветы. Всего было запланировано строительство 10-12 подобных кораблей.
Но 2014 год внес свои коррективы. В связи с резким уменьшением береговой линии и финансовых возможностей было решено серию сократить до 4 единиц (с возможным увеличением до восьми) с одновременным ускорением всех работ, связанных с проектом, так как постройка «Владимира Великого» явно затягивалась. Несмотря на все громкие заявления в СМИ, ни в 2015, ни в 2016, ни сегодня строительством головного корабля никто так и не занимается. Полусваренный его остов вот уже три года медленно ржавеет на стапелях Черноморского судостроительного завода в г. Николаеве без больших надежд на будущее.

Единственными боевыми кораблями, строительство которых сегодня реально ведется в интересах ВМС Украины, являются как раз бронекатера «Гюрза-М», два из которых на днях прибыли из Киева в Одессу. Судя по всему, в ближайшие годы ничего в этом раскладе не изменится. И далее флот Украины будет оснащаться исключительно катерами «президентской» постройки либо подаренными старыми американскими патрульными катерами типа «Island». Большие корабли будут только планироваться к постройке, а единственный боевой корабль ВМС Украины, «Гетман Сагайдачный», как «последний из могикан» будет принимать участие во всех совместных украинско-натовских военно-морских учениях и в их перерывах демонстрировать военно-морской флаг Украины в акватории Средиземного моря. А если и с ним что-нибудь случится, тогда она лишится и этого последнего боевого корабля.

«Потеря военно-морского потенциала»: почему на Украине забуксовала программа строительства новых кораблей

Военная прокуратура Украины начала уголовное производство по фактам возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц Минобороны при выполнении программы создания и закупки корабля класса «корвет». Сумма предполагаемого ущерба составляет 84,5 млн гривен. Об этом сообщает Генпрокуратура Украины.

«Предварительно факты злоупотребления оценены как содержащие признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 364 УК Украины («Злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее тяжкие последствия»). Проведение досудебного расследования поручено Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ)», — говорится на сайте Генпрокуратуры.

В неудовлетворительном состоянии

Минобороны Украины объявило о запуске программы «Корвет» в феврале 2017 года. Военное ведомство заявило, что новый сторожевой корабль будет обладать возможностью выполнять задачи в операционной зоне Чёрного и Средиземного морей.

По заявленным характеристикам водоизмещение корабля составит 2,6 тыс. т, длина — 112 м, ширина — 13,5 м, осадка — 5,6 м, максимальная дальность плавания — 4 тыс. миль, автономность плавания — 30 суток, экипаж — 110 человек. Предполагается, что основу ударного вооружения корабля составят восемь крылатых ракет «Нептун» с заявленной дальностью до 280—300 км. В общей сложности должны быть построены четыре корвета.

Первоначально на реализацию проекта планировалось потратить с 16,21 млрд гривен, а срок завершения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) был намечен на 2021 год. Но в ноябре 2017 года правительство Украины опубликовало постановление, которое продлевало срок окончания НИОКР до 2028 года. Сумма финансирования программы была увеличена в два раза — до 31,93 млрд гривен.

  • Стоп-кадр видеоролика, где говорится о перспективном корвете ВМС Украины
  • © Кадр: видео Youtube/Зе!Президент

Согласно документу, корабли будут проектироваться и строиться украинскими предприятиями, однако вооружение, отдельные системы и агрегаты планируется закупать за рубежом.

Из инфографики, которую можно найти на YouTube-канале «Зе!Президент», следует, что доля зарубежных комплектующих в будущем корвете составит 38%. Киев намерен импортировать продукцию из США, Франции, Германии, Нидерландов, Дании, Италии, Швейцарии и ЮАР.

В ноябрьском постановлении кабмина сообщалось, что корвет создаётся на основе сторожевого корабля проекта 58250. Как полагают в правительстве Украины, появление подобных судов в составе флота позволит защитить страну от транснациональных угроз, вызванных «аннексией» Крыма и «потерей военно-морского потенциала» страны. Однако на сегодняшний день информация о ходе НИОКР по новому кораблю отсутствует.

Напомним, программа строительства корветов проекта 58250 была запущена ещё в 2009 году при Викторе Ющенко, но в 2011-м при Викторе Януковиче претерпела изменения и получила официальное название «Корвет». Минобороны Украины рассчитывало включить в состав флота 12 таких кораблей до 2026 года.

В мае 2011 года был заложен головной корвет «Владимир Великий», но в июне 2014 года Киев заморозил строительство корабля из-за нехватки средств. По состоянию на июль 2019 года его готовность составляла 32%, на полное завершение строительства и оснащение зарубежным вооружением требовалось 6,8 млрд гривен.

Также по теме «Не представляют боевой ценности»: с какими проблемами сталкивается Украина при строительстве новых кораблей В Одесской области закончились заводские испытания десантно-штурмовых катеров проекта «Кентавр», сообщает Минобороны Украины….

По информации украинских СМИ, корвет якобы могут спустить на воду в 2022 году. Однако на официальном уровне вопрос о возобновлении строительства «Владимира Великого» по-прежнему не решён, хотя президент Украины Владимир Зеленский был проинформирован о проблемах, которые испытывает проект 58250.

Ситуацию со строительством украинских сторожевых кораблей усугубляет катастрофическое положение ПАО «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ, Николаев), который был назначен исполнителем проекта 58250. На стапелях предприятия как раз находится недостроенный «Владимир Великий».

В июле 2018 года Хозяйственный суд Николаевской области прекратил процедуру санации и признал ЧСЗ банкротом. В сентябре 2019 года началась распродажа имущества предприятия, которое в советские времена строило авианесущие крейсера. На торги выставлены оборудование цехов, плавучий док, краны и автотранспорт ЧСЗ.

С 2014 года основным исполнителем заказов Минобороны на строительство военно-морской техники стало ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузница»). До осени 2018 года это предприятие входило в бизнес-империю Петра Порошенко.

Минобороны рассчитывало, что до 2020 года «Кузница на Рыбальском» построит 18 артиллерийских катеров проекта 58150 «Гюрза-М». Однако военным удалось найти средства лишь на шесть кораблей. Под угрозой срыва находится и проект перспективного ракетного катера типа «Лань». Минобороны планировало получить три таких корабля к 2021 году, но на текущий момент не заложено даже головное судно.

По признанию самих украинских военных, корабли, которые входили в состав ВМС страны до 2014 года, сейчас находятся в неудовлетворительном состоянии. В частности, руководитель Украинского военного центра Тарас Чмут в конце 2018 года в интервью BBC News Украина оценивал состояние военно-морских сил как «катастрофическое». Подтверждением его слов может служить незавидная судьба флагмана флота «Гетман Сагайдачный» (проект 11351 «Нерей»), который за минувшие пять лет неоднократно ремонтировался и сразу после ремонта выходил из строя. Кроме того, по боевым возможностям этот корабль заметно уступает зарубежным аналогам из-за отсутствия ударного ракетного вооружения.

Всего же, помимо «Гетмана Сагайдачного» и артиллерийских катеров, на сегодняшний день в боевой состав ВМС Украины входят корвет «Винница» (проект 1124П), средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» (проект 773) и рейдовый тральщик «Геническ» (проект 1258), а также ряд боевых катеров. Тип флота, которым сейчас обладает Украина, принято называть «москитным».

«Бесхозяйственное отношение к флоту»

Руководство Украины осознаёт неспособность страны модернизировать ВМС с опорой на собственные производственные, технологические и финансовые ресурсы — с 2014 года Киев ведёт переговоры с западными государствами об оказании военно-технической помощи по линии ВМС.

В 2015 году Соединённые Штаты передали Украине пять надувных лодок типа Sea Force. В 2018 году Военно-морские силы страны получили два подержанных американских катера береговой охраны типа Island, в ближайшее время Киеву будут поставлены ещё два таких судна.

Также по теме Продать «Украину»: как Зеленский собирается модернизировать ВМС страны Украинский президент Владимир Зеленский разместил на YouTube видеозапись своей поездки на Николаевский судостроительный завод (НСЗ). В…

В конце прошлого года США предложили передать ВМС Украины два списанных фрегата Oliver Hazard Perry, вооружённых противокорабельными ракетами Harpoon. Эти корабли постепенно выводятся из состава американского флота, и Киев рассчитывает сэкономить на их приобретении. Кроме того, Минобороны Украины ведёт переговоры с Парижем о запуске совместного производства патрульных катеров OCEA FPB 98.

Опрошенные RT эксперты считают, что Киев осознаёт бесперспективность попыток возродить собственную судостроительную промышленность. В сложившейся ситуации Украина вынуждена занимать нишу импортёра морской техники, в том числе подержанных образцов.

«ВМС Украины находятся в удручающем состоянии. Киев не скрывает, что стремится противостоять России в Чёрном и Азовском морях, но реальных ресурсов для этого нет. Виной тому потеря Крыма, отсутствие бюджетных средств и бесхозяйственное отношение к флоту, воцарившееся в годы независимости», — заявил в беседе с RT доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

Эксперт отметил, что создание корветов могло бы повысить боевые и оперативные возможности украинского флота. Однако Сивков сомневается, что современные украинские заводы способны достроить «Владимир Великий» и реализовать обновлённый проект 58250.

«На мой взгляд, при Зеленском положение дел на украинском флоте не изменится в лучшую сторону. В его команде я не вижу профессионалов. Зато, как и при Порошенко, есть охотники, готовые растаскивать средства на модернизацию ВМС. Чем больше денег будет выделяться на эти нужды, тем больше будет разворовываться», — полагает Сивков.

  • Владимир Зеленский в окружении офицеров ВМС Украины на учениях Sea Breeze 2019, Одесса
  • © Ukrainian Presidential Press Service/Handout via REUTERS

В комментарии RT руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов заявил, что Украина потеряла возможность не только строить корабли класса «корвет», но и ремонтировать их. Об этом, как считает эксперт, свидетельствует в том числе неудовлетворительное техническое состояние «Гетмана Сагайдачного».

«Нынешние планы обновления украинского флота постигнет такая же судьба, как и предыдущие грандиозные инициативы. Коррупция, с которой обещает бороться Зеленский, — лишь вершина айсберга проблем. Скорее всего, за годы независимости Киев утратил компетенции в судостроительной отрасли. Украина не может даже качественно отремонтировать корабли и при этом замахивается на строительство новых корветов», — подытожил Михайлов.

«Москитный флот»: что не так с новыми кораблями ВМС Украины

Военно-морская стагнация

Что сейчас представляют военно-морские силы, сказать, пожалуй, не возьмется никто. Особенно после присоединения Россией Крыма. Согласно данным из открытых источников, после акции в Крыму под контроль России перешли девять из 18 основных боевых кораблей ВМС Украины и девять из 43 вспомогательных судов. Однако оценка количественного состава мало о чем скажет, а про техническое состояние, похоже, доподлинно не знает даже украинское руководство, о чем говорили выводы проверок состояния кораблей и судов.

Флагман украинского флота, «Гетман Сагайдачный», ввели в эксплуатацию в 1993 году. Это, напомним, представитель семейства сторожевых кораблей проекта 1135, которые начали вводить в строй (тогда еще, конечно, в рамках советского флота) с 1970 года. Несмотря на существенное моральное устаревание, сам по себе «Гетман Сагайдачный» — не самый старый корабль на постсоветском пространстве. При этом еще в 2017-м он в очередной раз вышел из строя из-за поломки двигателя: причем случилось это сразу после ремонта.
Оценивать состояние других относительно крупных (по меркам Украины, конечно) кораблей, смысла нет. Малый противолодочный корабль «Винница», например, ввели в эксплуатацию в 1976 году…
Единственное, что реально может быть использовано по назначению, без больших рисков потери значительного числа людей, — боевые катера. Однако с «москитным флотом» у Украины тоже не заладилось.

Катер вместо крейсера

Было время, когда Украина грозилась ввести в строй советский ракетный крейсер «Украина», находящийся на территории Николаевского судостроительного завода. Корабль де-факто уже превратился в металлолом, так что о нем вспоминают все реже, хотя даже новоизбранный Владимир Зеленский фотографировался на его фоне.
Реальным же ответом на морские вызовы должен был стать бронекатер «Гюрза». Всего в разные годы разработали и построили небольшими сериями две существенно отличающиеся версии:
— проект 58150 «Гюрза» (построено две единицы для Узбекистана);
— проект 58155 «Гюрза-М» (построено шесть единиц для украинских ВМС).
Разработали катер специалисты николаевского «Исследовательско-проектного центра кораблестроения». Финансирование строительства двух катеров проекта 58150 для береговой охраны Узбекистана осуществляли США в рамках программы помощи.
Затем настал черед «Гюрзы-М», которая имеет полное водоизмещение 50 тонн. Бронекатер создан с применением технологии стелс: корабль получил наклонные скошенные обводы корпуса, что в теории должно сделать его менее заметным для радаров противника. Первую «Гюрзу-М» — БК-02 «Аккерман» — ввели в строй в 2016 году, всего построили шесть таких катеров. Правда, в прошлом году два из них — БК-01 «Бердянск» и БК-06 «Никополь» — задержала Россия. Кстати, в России отношение к разработке традиционно «сдержанное».

Большие проблемы маленьких кораблей

А что думают про катера в самой Украине? Недавно издание «Думская» со ссылкой на заместителя начальника штаба военно-морских сил Украины по евроинтеграции капитана первого ранга Андрея Рыженко написало весьма любопытный материал. «Реалии показали, что катер “Гюрза-М” не может выполнять задачи в Черном море при волнении три балла и более и имеет весьма ограниченные огневые возможности (планировавшийся к установке противотанковый комплекс в конце концов не был установлен)», — заявил Рыженко.
При этом, судя по всему, даже саму концепцию военные специалисты считают утопией. «Ошибка была в том, что из полицейского речного катера пытались сделать боевой морской», — сказал Андрей Рыженко. Военный также упомянул проект украинских ракетных катеров типа «Лань», добавив, впрочем, что на данный момент он устарел.
Это довольно резкое заявление, особенно, если мы вспомним позицию нового главкома ВМС Украины вице-адмирала Игоря Воронченко, у которого несколько другой взгляд на артиллерийские катера типа «Лань». «Нам нужны малые катера прибрежной зоны, способные сдерживать выходы группировок в северо-западной части Черного моря. Основой боевого потенциала должен стать ракетный катер типа “Лань”, который будет сдерживающим фактором агрессора в Черном море», — заявил адмирал в 2019 году.
Ранее, напомним, появлялись сообщения, что к 2018 году флот Украины должны пополнить три ракетных катера проекта «Лань». Однако потом сроки ввода в строй первого катера сдвинули с 2018 на 2019 год и, судя по всему, это не последний перенос.
Более того, по состоянию на 2018 год контракт на строительство ракетного катера типа «Лань» между Министерством обороны и предприятием-изготовителем «Кузница на Рыбальском» все еще не был подписан.
Вообще, согласно озвученным в украинских СМИ данным, «Лань» видели чем-то вроде условного «вундерваффе»: при условии ее вооружения новейшей украинской противокорабельной ракетой «Нептун», выполненной на основе хорошо известной в России X-35. Сейчас такой ракеты у военных нет, как и катеров проекта «Лань»: разве что у вьетнамских, которые ранее заказали партию из семи таких кораблей для нужд своего флота. Согласно последним данным украинских СМИ, «Нептун» ожидают в 2020-м.

Будущая гордость флота?

Еще более сомнительны перспективы самого амбициозного проекта украинского кораблестроения — перспективного корвета проекта 58250, который заложили еще в 2011 году и который никак не достроят. И не факт, что он вообще будет достроен когда-нибудь. По состоянию июня 2018 года в бюджете Украины не было средств на строительство корвета, а главком ВМС Игорь Воронченко заявил о возможной точке невозврата для украинского судостроения.
Последние же события, которые происходят вокруг корвета проекта 58250, больше похожи на метания из стороны в сторону. Летом 2019 года Министр обороны Украины Степан Полторак предложил президенту Владимиру Зеленскому достроить перспективный корвет проекта 58250 «Владимир Великий» на других мощностях, а именно — на «Судостроительном заводе имени 61 коммунара». «Корпус готов на 80%, а корвет в целом на 32%», — заявил министр обороны.

А в октябре главный конструктор государственного предприятия «Опытно-проектный центр судостроения» Сергей Кривко отметил, что проект корвета нуждается в обновлении. Это похоже на то, что происходит вокруг российских «долгостроев». А по факту ни политическое руководство, ни конструктора просто не знают, что делать с кораблем. Отказ выглядит самым разумным решением: денег все равно нет, и не будет. С другой стороны, это грозит потерей рейтинга и падением авторитета власти, как минимум среди военных.

Если же абстрагироваться от планов далекого будущего, то нужно признать, что сейчас украинский флот может существовать исключительно при поддержке Запада, который будет поставлять оружие, корабли и готовить экипажи. Кстати, 22 октября 2019 года у военного причала Практической гавани Одессы были ошвартованы два доставленных из США сторожевых катера типа Island: Р190 «Славянск» и Р191 «Старобельск». Ранее их передали Украине из состава Береговой охраны США. Передача состоялась на безвозмездной основе, но Украина оплачивает расконсервацию и подготовку кораблей к эксплуатации.

Пираты Азовского моря: зачем Украине новая база флота

Украина построит базу военно-морских сил на Азовском море. Местом дислокации станет город Бердянск, где возведут новые причалы для боевых катеров и жилые дома для личного состава. Стройку обещают закончить к концу 2021 года, на возведение объектов потратят $20,2 млн. «Известия» разбирались в том, для чего Киеву новый военный объект.

«России ничего не надо делать»

Президент Украины Владимир Зеленский одобрил проект строительства базы «Восток» в Бердянске. «Важно иметь свои корабли в этом месте. Ведь таким образом мы защитим наши порты, нашу торговлю. Это прямая помощь экономике», — заявил глава государства в ходе визита в Запорожскую область.

Предполагается, что «Восток» построят за полтора года. В 2020 году Бердянский морской торговый порт передаст часть инфраструктуры Военно-морским силам Украины (ВМСУ). В 2021 году на отведенной территории возведут три новых причала, административные здания, проведут дноуглубительные работы.

Кроме того, в Бердянском государственном педагогическом университете откроют военную кафедру для подготовки офицеров. В спальном районе Бердянска для семей военнослужащих построят несколько многоэтажек.

,thl Фото: commons.wikimedia.org

Общий бюджет проекта составит 553 млн гривен (20,2 млн долларов).

Представители ВМСУ говорят, что запланированная глубина позволит содержать на «Востоке» 12 катеров. «Сюда планируется перебазировать два дивизиона катеров типа «Гюрза». Здесь же разместят дивизион патрульных катеров Mark VI, которые в следующем году Украина должна получить от США», — утверждают военные. В Бердянск также собираются передислоцировать противоподводные диверсионные силы и батальон морской пехоты.

Не обошлось без скандалов. Пресс-служба президента Украины в числе прочих опубликовала фотографию осмотра Зеленским подробного плана будущей базы. Благодаря сливу можно узнать причальный фонд и строения, корабельно-катерный и личный составы, а также схему размещения объектов. «России вообще ничего не надо делать, вы сами им все сообщили», — возмутился украинский военный эксперт Тарас Чмут.

В бой идут ветераны

О создании базы в Бердянске на Украине заговорили в 2016 году. «Надеюсь, что вскоре эта жемчужина на северном побережье Азовского моря станет местом постоянной дислокации для подразделений береговой артиллерии и одного-двух дивизионов артиллерийских катеров. Очень приятно, что 501-й отдельный батальон морской пехоты уже находится на территории бывшей базы отдыха», — говорил тогда командующий ВМСУ Игорь Воронченко.

Реально созданием базы в Азовском море Киев занялся в сентябре 2018 года. Тогда в Бердянск из Одессы перебросили малые бронированные артиллерийские катера «Кременчуг» и «Лубны». По морю Киев сделать это не решился — после воссоединения с Крымом Россия полностью контролирует Керченский пролив. Плавсредства перевезли на автотрейлерах по суше.

В конце сентября 2018-го из Одессы в Бердянск отправились два украинских корабля — поисково-спасательное судно «Донбасс» и буксир «Кореец». Оба — ветераны. Первое построили в 1970 году, второе — в 1973. Переход из Черного в Азовское море дался им нелегко. Корабли шли три дня, двигались со скоростью три узла, то есть передвигались медленнее судов парусной эпохи.

берд

Украинские бронекатера и буксир у причала в Керчи

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

Для прохождения Керченского пролива корабли запросили у России разрешение, заказали лоцмана. Все это не помешало украинским СМИ сообщить об ошеломительном успехе ВМСУ. Журналисты утверждали, что «Донбасс» и «Кореец» нанесли «удар по скрепам» России.

В ноябре 2018 года Киев предпринял последнюю на сегодня новую попытку усилить ВМСУ в Азовском море. На этот раз, правда, успеха достичь не удалось. Пройти Керченский пролив попытались буксир и два бронекатера. Они не уведомили о своих планах Россию, на полном ходу шли на Крымский мост, не отвечали на запросы и совершали опасные маневры.

Российские пограничники задержали украинцев. Инцидент поставил две страны на грань полномасштабной войны, но дальнейшего обострения стороны избежали. Украинские моряки вернулись на родину в сентябре 2019 года в рамках обмена заключенными. В ноябре 2019-го Москва вернула Киеву плавсредства, сейчас их ремонтируют на заводе в Николаеве.

Крупный «Калибр»

Бердянск находится на северном побережье Азовского моря. Теоретически база ВМСУ может угрожать как Крыму, так и Ростову-на-Дону, где расположен штаб Южного военного округа ВС РФ.

Однако на практике у украинских моряков мало поводов для оптимизма. Украинские бронекатера проекта «Гюрза-М» изначально создавались для борьбы с браконьерами в плавнях и устье Дуная. На плавсредствах предусмотрена малая осадка — всего около метра, и только противопульное бронирование в 5–10 мм. Вооружение практически аналогично вооружению на украинских бронетранспортерах БТР-3Е.

берд

Макет крылатой ракеты «Калибр» на выставке «Армия-2016»

Фото: commons.wikimedia.org

В составе Черноморского флота 11 кораблей оснащены крылатыми ракетами «Калибр», которые способны накрыть цель в радиусе 2,5 тыс. км, то есть из Азовского или Черного морей могут поразить любую точку на территории Украины. На вооружении ракетного крейсера «Москва» стоит комплекс П-1000 «Вулкан», дальность стрельбы которого достигает 1 тыс. км. Находясь в Севастополе, он может накрыть не только побережье Азовского моря, но и позиции украинских силовиков в Донбассе.

Нет шансов и «потолкаться в море». По итогам 2019 года Черноморский флот получил 10 кораблей и судов, в том числе три десантных катера, патрульный корабль, морской тральщик. В 2020 году ЧФ должен получить еще 16 современных кораблей.

Заперты в море

Эксперты говорят, что база в Бердянске не поможет решить практические задачи. Например, сопровождать торговые суда бронекатера смогут только в пределах Азовского моря. Для прохода в Черное море, как и раньше, потребуется разрешение российских властей.

Зато строительство базы будет способствовать невротизации украинского общества, нагнетанию милитаристских настроений.

берд Фото: commons.wikimedia.org

Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько считает, что опасность «Восток» будет представлять, если там разместится не только украинская, но и иностранная инфраструктура. «Американцы уже обучают украинских военнослужащих, консультируют министерство обороны. Допускаю, что США попытаются установить в Бердянске свою технику, станции наблюдения. В этом случае возникнет угроза военного конфликта», — говорит эксперт.

Украинский политолог Алексей Якубин обращает внимание на политическую подоплеку действий Зеленского. По его словам, глава украинского государства победил на выборах президента благодаря обещаниям закончить войну в Донбассе, наладить отношения с Россией. «Но теперь он пытается усидеть на двух стульях. Заигрывает с «партией войны», с армией. Это касается не только базы в Бердянске. Например, правительство сейчас перекраивает бюджет, но министерство обороны не теряет ни копейки. Всё это приводит к потере Зеленским популярности», — говорит собеседник.