Виды обеспечения войск

Тест по ОБЖ на тему «Состав Вооружённых Сил ПФ»

Вооружённые силы

1. Для чего предназначены ВС в соответствии с законом РФ «Об обороне»?

1) для нападения на противника; 2) для отражения агрессии;

3) для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами РФ;

4) для выполнения задач, не связанных с основным предназначением ВС, не отвечающих национальным интересам России.

2. Кому подчиняются виды ВС РФ?

1) министру ВД РФ:

2) Секретарю Совета Безопасности России;

3) МО РФ:

4) главнокомандующим, которые являются заместителями МО РФ.

3 Кто осуществляет непосредственное руководство ВС РФ?

1) управления делами президента РФ;

2) Секретарь совета Безопасности РФ;

3) генеральный штаб ВС РФ;

4) министр обороны посредством Министерства обороны РФ.

4. Какой орган является основным для оперативного управления войсками и силами флота ВС РФ?

1) Верховный главнокомандующий РФ; 2) Секретарь Совета Безопасности РФ;

3) Генеральный штаб ВС РФ; 4) министр обороны РФ.

5..К видам ВС РФ относятся:

1)РВСН, артиллерийские войска, войска ПВО, мотострелковые войска

2 ) Сухопутные войска, ВВС, ВМФ

3) Сухопутные войска, ВДВ, танковые войска, мотострелковые войска

4)ВМФ, Космические войска, РВСН, Сухопутные войска.

6. К родам ВС относится:

1) ракетные войска и артиллерия, РВСН, ВДВ

2) РВСН, воздушно—космические войска, войска РХБ защиты

3) РВСН, ВДВ

4) ВМФ, ВДВ, танковые войска

7.Какие войска занимаются материально-техническим снабжением войск?

1) инженерные войска:;

2) войска РХБЗ;

3) войска тыла

8. Какие войска называют «ядерным щитом России»?

1) РВСН

2) радиоэлектронной борьбы;

3) зенитно-ракетные войска.

9. Сухопутные войска – это:

1) Вид ВС, предназначенный для ведения боевых действий на суше

2) Вид войск, предназначенный для решения стратегических и локальных боевых задач

3) Род войск, обеспечивающий выполнение любых боевых задач при ведении боевых действий

4) Род войск, способный выполнять боевые задачи по предотвращению военной угрозы.

10. В состав Сухопутных войск ВС РФ входит:

1) ВДВ

2) мотострелковые войска

3) войска ПВО

4) зенитно — ракетные войска;

11. Какие войска называют ударной силой сухопутных войск?

1) РВ и А;

2 ) танковые войска;

3) мотострелковые войска

12. Какие войска считаются самыми массовым родом войск сухопутных войск?

1) Танковые войска;

2) мотострелковые войска;

3) Ракетные войска артиллерия

13. В задачи, каких войск входит обнаружение стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном на-
падении?

1) РВСН;

2) ПВО;

3) Воздушно-космические силы;

4) Специальные войска.

14. Какие рода авиации входят в состав ВВС?

1) дальняя авиация;

2) фронтовая авиация;

3) истребительная авиация;

4) морская авиация;

5) армейская авиация;

6) разведывательная авиация:

7) транспортная авиация;

8) специальная авиация;

9) авиация ПВО.

15. ВМФ – это:

1) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил противника

2) вид войск, обеспечивающий решение стратегических и локальных боевых задач с применением специальной военной техники и вооружения.

3) вид ВС, который предназначен для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил.

4) род войск, в состав которого входит военно-морские силы и береговые подразделения.

16. в организационном отношении ВМФ России включает:

1) Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты, Каспийскую флотилию.

2) Черноморский, Балтийский, Дальневосточный, Каспийский флоты, военно-морские базы в Санкт-Петербурге и Мурманске

3) Северный, Тихоокеанский, Дальневосточный флоты, Черноморскую, Балтийскую, каспийскую и волжскую флотилию , военно-морские базы в Мурманске и Владивостоке

4) Тихоокеанские, Дальневосточный флоты, Черноморскую, Балтийскую, Каспийскую и Волжскую флотилию, военно-морские базы в Севастополе и Комсомольске –на- Амуре.

17. В Военно-Морской флот не входит род войск:

1)подводные

2) водные

3) надводные

4) морская авиации

18. Какие войска предназначены для действия в тылу противника?

1) ВДВ 2) РЭБ 3) войска связи

19. В задачу каких войск входит защита от оружия массового поражения?

1) медицинские войска;

2) войска рхбз

3) войска РЭБ

20. Какие войска не относятся к Министерству Обороны?

1) инженерные войска

2) медицинские войска

3) внутренние войска.

Ответы

1

ГЛАВА 13

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Эксплуатация вооружения и военной техники – это вид повседневной деятельности, совокупность (система) организационно-технических мероприятий и технологических процессов по применению вооружения и военной техники в соответствии с их предназначением и поддержанием их тактико-технических характеристик в заданных пределах в течение установленного периода времени.

Эксплуатация любых конкретных образов вооружения и военной техники включает следующие этапы (приложение 45):

  • прием воинской частью и ввод в эксплуатацию;
  • приведение в готовность к применению по назначению;
  • поддержание в установленной готовности и непосредственное применение по назначению;
  • хранение запасов вооружения и военной техники;
  • снятие с эксплуатации.

В процессе эксплуатации ВВСТ осуществляется также ее транспортирование и ремонт.

Поддержание ВВСТ в готовности к применению путем технического обслуживания и ремонта ( в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ 2010 г. № 1919дсп «Об утверждении временного положения об основах организации сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники в ВС РФ» и с учетом основных положений приказа Министра обороны РФ 2012 г. № 2222) осуществляется не только силами и средствами войск, но и предприятиями-изготовителями, предприятиями разработчиками ВВСТ, ремонтными предприятиями и сервисными центрами (далее — Предприятия). Широкое привлечение Предприятий к сервисному обслуживанию ВВСТ обусловлено сложностью современного вооружения, быстрой сменой его образцов и постоянной оперативной модернизацией и необходимостью освобождения личного состава воинских частей от выполнения не свойственных военнослужащим задач.

Взаимодействие воинских частей с Предприятиями осуществляется в рамках сервисного обслуживания.

Сервисное обслуживание ВВСТ — это комплекс работ, направленных на поддержание и восстановление работоспособного или исправного состояния и ресурса ВВСТ, выполняемых специалистами сервисной организации самостоятельно или с участием личного состава эксплуатирующей организации. Его содержание составляет следующий перечень работ с ВВСТ (приложение 45):

  • мониторинг технического состояния;
  • техническое диагностирование;
  • техническое обслуживание;
  • замена агрегатов, выработавших ресурсы (сроки службы);
  • доукомплектование;
  • оперативное восстановление (текущий ремонт);
  • гарантийный и технический надзор в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями государственных стандартов;
  • освидетельствование ВВСТ, подлежащих гостехнадзору;
  • заводской (капитальный, средний ремонт) ВВСТ и агрегатов;
  • продление сроков службы (хранения);
  • формирование обменного фонда агрегатов;
  • обучение личного состава воинских частей.

Основой обеспечения высокой постоянной готовности ВВСТ (в рамках сервисного обслуживания) к использованию по назначению являются полное, своевременное и качественное проведение всех видов:

  • контроля технического состояния;
  • технического обслуживания;
  • ремонта.

Виды контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта будут изучены в рамках дисциплины «Военно-техническая подготовка».

Предприятие для оказания услуг по сервисному обслуживанию выбирается на конкурсной основе и с ним заключается государственный контракт в целях обеспечения соответствующих нужд Министерства обороны РФ и конкретной воинской части. Конкретные перечни, объемы и сроки работ по сервисному обслуживанию ВВСТ определяются условиями государственного контракта.

После поступления в воинскую часть копии государственного контракта, в воинской части создается комиссия для организации:

  • передачи в пользование предприятию на срок оказания услуг объектов имущества получателя;
  • разработки графиков оказания услуг;
  • рассмотрения споров и разногласий, возникших в связи с исполнением государственного контракта.

В состав комиссии по согласованию включаются представители Предприятия.

Степень участия личного состава воинских частей и специалистов Предприятий в работах по сервисному обслуживанию устанавливается на основе контроля технического состояния конкретных образцов ВВСТ и разделительной ведомости.

Перед началом работ сервисного обслуживания командир соединения (воинской части):

  • проводит инструктаж с ремонтной бригадой исполнителя по пожаро- и взрывобезопасности, охране окружающей среды, экономии материально-технических средств и энергетических ресурсов, режиму секретности и противодействию иностранным техническим разведкам в соответствии с действующими приказами и нормативными документами;
  • организует соблюдение режима секретности и выполнение мер безопасности всеми участниками работ в ходе сервисного обслуживания ВВСТ;
  • организует выполнение плановых и внеплановых работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ с участием исполнителя и штатных расчетов (экипажей), специалистов подразделений эвакуации и технической помощи, обеспечивает необходимыми горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями для проведения проверки образца ВВСТ на работоспособность, а также имеющимися в наличии инструментом, оборудованием, эксплуатационной документацией и помещением, а при их отсутствии подвижными средствами технического обслуживания и ремонта;
  • контролирует выполнение работ и качество их проведения по сервисному обслуживанию ВВСТ;
  • организует оформление необходимых учетно-отчетных документов о выполненных работах и документов, подтверждающих для финансовых органов объем выполненных работ;
  • передает неисправные узлы, блоки и агрегаты представителям сервисных центров для их восстановления на предприятиях по согласованию с техническими службами военного округа, если это предусмотрено условиями государственного контракта;
  • организует оформление необходимых отчетных документов с отметкой о проведенных работах в формулярах (паспортах) ВВСТ.

В случае выявления в ходе приемки выполненных работ несоответствия условиям государственного контракта командир соединения (воинской части) направляет исполнителю работ запрос о представлении разъяснений относительно результатов выполненных работ, или мотивированный отказ от принятия выполненных работ, или акт с перечнем выявленных недостатков (необходимых доработок) и сроком их устранения.

Категория: Справочник водителя
Публикация: Техническое состояние автомобильного подвижного состава
Читать далее:
Техническое состояние автомобильного подвижного состава

К числу агрегатов, механизмов и узлов автомобильных транспортных средств, оказывающих непосредственное влияние на безопасность движения, относятся: тормоза, рулевое управление, наружные осветительные и сигнальные приборы, кабина и рабочее место водителя, колеса и шины.

Техническое состояние агрегатов, узлов и механизмов автомобилей, -полуприцепов, прицепов, влияющее на безопасность движения, должно подвергаться регулярному контролю на всех этапах его эксплуатации: перед выездом на линию, при работе на линии, возвращении в АТП, а также при проведении технического обслуживания и ремонта.

Перед выездом на линию контроль технического состояния транспортных средств производится контролером ОТК или дежурным механиком АТП с целью обеспечения безопасности движения.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Путевые документы выдаются водителю только по окончании технического осмотра.

На линии контроль технического состояния транспортных средств должен осуществляться водителем как при движении, так и на стояндах. Во время движения автомобиля контроль его технического состояния производится водителем как по показаниям приборов (например, манометра тормозной системы), так и по изменению усилий на органах управления или уровню шума, возникающего при движении в агрегатах и узлах автомобиля.

При вынужденных стоянках водитель должен проверить осмотром давление воздуха в шинах, состояние сцепного прибора, работу приборов освещения и сигнализации.

В случае обнаружения неисправностей, влияющих на безопасность движения, автомобиль к дальнейшей эксплуатации до устранения этих дефектов не допускается.

При возвращении в АТП контролер ОТК производит проверку технического состояния автомобиля с целью установления комплектности и исправности действия агрегатов и механизмов. Неисправные транспортные средства направляются в зону технического обслуживания для устранения дефектов.

Диагностика технического состояния автомобилей

Перед техническим обслуживанием в процессе его выполнения и по его окончании производится обследование автомобиля без вскрытия его агрегатов и узлов определенными методами с применением специального оборудования и приборов. Такое обследование позволяет выявить скрытые неисправности, вызывающие необходимость регулировки или ремонта.

Это индивидуальное обследование технического состояния автомобиля называется диагностикой.

В зависимости от места в технологическом процессе технического обслуживания и текущего ремонта, периодичности, перечня выполняемых работ диагностика разделяется на два основных вида: общую Д-1 и поэлементную Д-2. Дополнительным видом является диагностирование Др, выполняемое в процессе технического обслуживания и текущего ремонта.

Общая диагностика Д-1 проводится с периодичностью ТО-1. Она предназначается для определения технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобилей. В результате Д-1 выдается заключение в форме «годен» или «негоден» о возможности дальнейшей работы автомобиля без технических воздействий или необходимости устранения выявленных недостатков.

Поэлементное (углубленное) диагностирование Д-2 применяется для выявления скрытых неисправностей, определения их места, причины и характера. Основной целью Д-2 является выявление неисправностей автомобилей, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости. Эти работы необходимо производить до ТО-2 в зоне текущего ремонта.

Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии

Техническое состояние подвижного состава должно отвечать Правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта, требованиям Правил дорожного движения и обеспечивать его безопасную работу на линии.

Подвижной состав должен постоянно поддерживаться в надлежащем техническом состоянии путем своевременного технического обслуживания. Техническое обслуживание обеспечивает содержание подвижного состава в работоспособном состоянии, предупреждает возникновение отказов и неисправностей, а также позволяет выявлять их с целью своевременного устранения.

Соблюдение режимов и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме, а также своевременное производство предупредительных ремонтов обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и безопасность движения.

Перед выездом и при смене на линии водитель должен проверить техническое состояние автомобиля. Не допускается эксплуатация подвижного состава, имеющего недостатки, указанные выше в главе «Организация производства технического обслуживания в АТП», а также не разрешается выезд на линию грузовым автомобилям, автобусам и легковым автомобилям-такси при наличии следующих неисправностей.

1. У грузовых автомобилей, направляемых для перевозки самовоспламеняющихся, едких, взрывчатых и радиоактивных веществ, горючих жидкостей, сжатых и сжиженных газов: кузов и его оборудование не отвечают требованиям действующих правил перевозки этих грузов.

2. У автобусов и легковых автомобилей-такси кузов и салон имеют неисправности каркаса, окон, дверей, устройств для запасных выходов (у автобусов), подножек, ступеней. Нарушено нормальное действие приборов освещения, отопления и вентиляции. Нарушена плотность соединений кузова или уплотнение педалей и рычагов управления, вызывающие попадание в пассажирский салон пыли и атмосферных осадков, а также повышено сверх установленной нормы содержание окиси углерода в салоне. Повреждения переднее стекло кабины, а также установленные на переднем стекле, боковых и заднем окнах кабины занавески и другие предметы, ухудшающие обзорность.

3. У легковых и грузовых автомобилей-такси неисправности спи-дометрового и таксометрового оборудования или отсутствие на нем пломб.

В случае возникновения у подвижного состава во время работы на линии неисправности, которую водитель не может устранить своими силами, он должен возвратиться в АТП с пониженной скоростью, соблюдая особую осторожность. В случае неисправности, при которой самостоятельное возвращение АТП может создать угрозу безопасности движения (неисправность рабочего тормоза, рулевого управления, переднего моста и др.), транспортное средство должно быть доставлено к месту ремонта средствами технической помощи.

Рекламные предложения:

Читать далее: Контроль состояния здоровья водителя
Категория: — Справочник водителя

Действия, проводимые после ликвидации ЧС

Сбор и следование в место постоянной дислокации

1. Сбор проводится непосредственно перед следованием подразделения пожарной охраны в место постоянной дислокации и включает следующие мероприятия:

  • проверку наличия личного состава подразделения пожарной охраны, принимавшего участие в проведении АСР и других неотложных работ;
  • сбор и проверку комплектности закрепленного за подразделением пожарной охраны имущества, оборудования и снаряжения, средств связи;
  • размещение и крепление имущества, оборудования и снаряжения на ПА (АСА).

О завершении сбора и готовности к следованию в место постоянной дислокации начальник караула командир отделения докладывает РЛЧС и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны). Следование в место постоянной дислокации осуществляется только после указания РЛЧС.

2. Следование в место постоянной дислокации осуществляется по кратчайшим маршрутам с выключенными специальными световыми и звуковыми сигналами.

При необходимости осуществляется заправка ПА горюче-смазочными материалами, а также огнетушащими веществами – от ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения.

3. Следование в место постоянной дислокации прекращается и подразделение пожарной охраны направляется для проведения боевых действий по тушению пожаров (действий по проведению АСР) в следующих случаях:

  • при поступлении сигнала о пожаре (ЧС) от диспетчера гарнизона (подразделения пожарной охраны);
  • при обнаружении пожара (ЧС) в пути следования.

4. При следовании в место постоянной дислокации выполняются действия этапа «Выезд и следование к месту ЧС» Боевого устава.

Восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны

5. Восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны осуществляется непосредственно по прибытии в место постоянной дислокации, не должно превышать 40 минут, и включает в себя:

  • визуальный осмотр начальником караула состояния подчиненного личного состава;
  • заправку ПА (АСА) горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  • замену неисправного имущества, оборудования и снаряжения, средств связи, обмундирования (боевой одежды, формы одежды);
  • техническое обслуживание ПА (АСА);
  • зарядку аккумуляторных батарей средств связи и освещения;
  • укладку боевой одежды и снаряжения на стеллажи;
  • мойку ПА (АСА).

По завершении указанных мероприятий диспетчеру гарнизона сообщается информация о готовности подразделения пожарной охраны к проведению боевых действий по тушению пожаров (действий по проведению АСР).

Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444
«Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50100)

Современное состояние и перспективы развития системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации

Все существовавшие ранее и ныне действующие обеспечивающие системы, независимо от их функционального, ведомственного и иного предназначения, имели и имеют одну цель – своевременно удовлетворить все потребности с минимальными затратами.

Применительно к системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации это означает: определение потребностей, истребование, заказ, прием от промышленно-экономического комплекса страны, накопление, хранение и эшелонирование запасов вооружения и военной техники, ракет, боеприпасов, ракетного топлива, горючего, продовольствия, вещевого, военно-технического имущества и других материальных средств; организацию перевозок войск (сил), материальных средств и их эвакуацию всеми видами транспорта; эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление железных и автомобильных дорог; обеспечение базирования авиации; эксплуатацию и восстановление вооружения и военной техники; поддержание в исправном состоянии и совершенствование инфраструктуры МТО; ветеринарно-санитарное обеспечение войск (сил); противопожарную и экологическую безопасность; эксплуатационное содержание зданий и сооружений, обеспечение коммунальными услугами и топливом; удовлетворение бытовых и иных потребностей личного состава; увековечивание памяти погибших воинов.

В объединениях, соединениях и воинских частях Военно-космических сил, воинских частях морской авиации Военно-Морского Флота в дополнение к сказанному выполняются мероприятия по обеспечению авиационно-технической, инженерно-аэродромной и электрогазовой техникой и имуществом, авиационными средствами поражения, а также по строительству и содержанию в эксплуатационной готовности аэродромов (в том числе полевых) и аэродромных участков дорог.

В объединениях ВМФ, кроме того, выполняются мероприятия по специальным видам материально-технического обеспечения:

  • ракетно-артиллерийскому техническому;
  • электромеханическому;
  • техническому обеспечению морского подводного оружия и вооружения; инженерно-радиоэлектронному;
  • инженерно-аэродромному;
  • аэродромно-техническому;
  • инженерно-авиационному;
  • электрогазовому обеспечению морской авиации.

В соединениях и воинских частях ЖДВ военных округов выполняются характерные только для них мероприятия по обеспечению тяговым подвижным железнодорожным составом, железнодорожной техникой и имуществом.

Для решения всего этого комплекса задач в Вооруженных Силах России создана и уже 10 лет успешно функционирует интегрированная система, включающая органы военного управления и соответствующие силы и средства, органично вписанные в 14 обеспечивающих служб.

Эта система выстроена в логическую цепь и имеет строго вертикальную иерархию. При этом состав и оснащенность органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций обосновывались ранее и совершенствуются сейчас строго под возложенные задачи мирного и военного времени и при неукоснительном соблюдении принципа «от объективной необходимости до разумной достаточности».

Общее руководство системой МТО возложено на заместителя Министра обороны Российской Федерации, которое он осуществляет через Штаб материально-технического обеспечения ВС РФ, три департамента (ресурсного, транспортного обеспечения и эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций), три главных управления (автобронетанковое, ракетно-артиллерийское, начальника Железнодорожных войск), три управления (метрологии, увековечения памяти погибших при защите Отечества, мониторинга системы материально-технического обеспечения).

Руководство материально-техническим обеспечением в видах и родах войск ВС, военных округах, на флотах, объединениях, армейских корпусах и военно-морских базах осуществляется заместителями главнокомандующих (командующих) по МТО через подчиненные им органы управления, отделы и службы. В войсковом звене материально-техническое обеспечение организуют командиры соединений и воинских частей через своих заместителей по тылу и вооружению и соответствующие службы.

В целом в Вооруженных Силах задачи МТО выполняют более 160 тыс. военнослужащих и более 145 тыс. чел. гражданского персонала, что равно соотношению численности боевого и обеспечивающего состава пять к одному и соответствует стандартам армий развитых государств мира.

Основу материально-технического обеспечения составляют мобильные (подвижные) и стационарные силы и средства.

В мобильную компоненту входят части постоянной готовности, способные силами и средствами мирного времени выполнить задачи по предназначению.

Это бригады материально-технического обеспечения, отдельные железнодорожные бригады, технические ракетные базы, отдельные ремонтно-эвакуационные полки, отряды, группы судов обеспечения и другие воинские части и организации.

Стационарную компоненту системы МТО образуют центры материально-технического обеспечения в совокупности с создаваемыми в настоящее время производственно-логистическими комплексами, жилищно-коммунальные объекты, центральные базы резерва танков и автомобильной техники, центры метрологии, ветеринарно-санитарной экспертизы и экологические центры.

В военное время формируются силы центрального подчинения (автомобильные, дорожно-комендантские, мостовые, железнодорожные бригады и другие соединения и части). В состав стационарной компоненты для обеспечения войск (сил) включаются также специальные формирования, предприятия местной промышленно-экономической и ремонтной базы.

Формируя современный облик системы МТО, мы стремились в максимально возможных организационных структурах сохранить соединения, части и организации тылового и технического обеспечения. А уже в последующие годы совместно с наращиванием боевого потенциала армии и флота совершенствовали и свою организационно-штатную структуру. В частности, за последние годы в состав военных округов включены четыре отдельных ремонтно-эвакуационных полка и пять технических ракетных баз, что позволило создать окружные комплекты сил и средств технического обеспечения и в 1,4 раза увеличить возможности по эвакуации и ремонту техники (с 4,3 до 6,3 тыс. ед./сут.), в полтора раза – по транспортированию и регламентному обслуживанию ракет (с 7 до 10 тыс. ед.).

С целью обеспечения требуемого уровня маневренности войск в составе бригад МТО были сформированы отдельные мостовые батальоны, роты многоосных тяжелых колесных тягачей переформированы в батальоны. Как следствие, возросли возможности по восстановлению мостовых переходов (до 3739 м.п./сутки), по транспортированию тяжелой гусеничной техники (до 5300 ед./сутки).

Значительно повышены возможности объединений по восстановлению техники за счет эффективного применения ремонтно-восстановительных батальонов (комплексного ремонта), включенных в прошлом году в состав общевойсковых армий.

Ежегодно в рамках перевооружения войск вводится в эксплуатацию более 5 тыс. ед. новой бронетанковой и автомобильной техники и свыше 1 тыс. ед. современных образцов ракетно-артиллерийского вооружения. Это позволило повысить возможности транспортного обеспечения войск по грузоподъемность автомобильных подразделений подвоза в 1,3 раза (до 180 тыс. т), а судов обеспечения – в 1,4 раза (до 170 тыс. т), а также довести долю современных образцов техники по закрепленной номенклатуре до 50 %.

К сегодняшнему дню разработана линейка бронированных машин нового поколения на базе платформ «Армата», «Курганец», «Бумеранг», которые по своим характеристикам превосходят зарубежные аналоги.

В ходе эксплуатации совместными усилиями экипажей, водителей, ремонтных органов и предприятий оборонно-промышленного комплекса повышен уровень исправности техники до 98 %.

В настоящее время активно проводится работа по созданию перспективных образцов техники номенклатуры МТО, которая осуществляется как в рамках ГОЗ, так и за счет средств предприятий промышленности.

Разработанные высокомобильные платформы, такие как «Тайфун-У», «Тайфун-К», «Платформа-О», показывают, что в сравнении с существующими изделиями-аналогами будет повышен ресурс, а также надежность на 20 %, а унификация значительно расширит области их применения.

В рамках реализации «Концепции строительства судов вспомогательного флота…» завершена опытно-конструкторская работа «Платформа ДТО» по разработке четырех технических проектов вспомогательных судов на базе унифицированной платформы – это килекторное судно, универсальный морской танкер, универсальный транспорт и многофункциональное судно тылового обеспечения с размещением штатного судового госпиталя. Основным принципом при создании перспективных судов также является их унификация.

В целях сокращения и унификации технических средств тыловых служб разработан Типаж технических средств, который позволит: снять со снабжения устаревшие образцы с аналогичными тактико-техническими характеристиками; использовать унифицированные перспективные автомобильные базовые платформы; реализовать модульный принцип при применении технических средств с учетом организационно-штатных структур подразделений, воинских частей и соединений МТО.

В соответствии с Типажом к концу 2020 года номенклатура технических средств по службам тыла сократится в 3 раза (со 150 существующих образцов до 50 базовых образцов).

Если говорить о первом блоке функционала системы МТО, то есть о запасах, то первоначально мы исходили прежде всего из возможности обеспечить войска (силы) современными образцами ВВТ и расходными материальными средствами соединения и воинские части постоянной готовности для их боевой подготовки, боевого дежурства, повседневной жизнедеятельности и решения задач по предназначению в особый период.

Еще в 50-е годы прошлого столетия об этом говорил один из создателей централизованного Тыла Красной Армии и его патриарх А.В. Хрулёв: «Способность страны к обороне состоит не в том, что у вас лежит на складах много всякого технического и иного имущества, и, как правило, больше всего стареющего с каждым годом, а в том, чтобы промышленность могла быстро перестроиться с производства мирной продукции на производство военной…».

Руководствуясь этими принципами, к сегодняшнему дню мы ушли от содержания в воинских структурах солидных объемов материальных средств, которые невозможно было полностью освежить. Постоянно идет совершенствование складской инфраструктуры от нескольких сотен арсеналов, баз и складов к 10 арсеналам комплексного хранения ракет и боеприпасов и 25 производственно-логистическим комплексам, строящимся по последнему слову научно-технической мысли.

Уже сегодня на ПЛК «Нара» завершено строительство объектов первой очереди, что позволило разместить около 2 тыс. ед. техники и порядка 18 тыс. т материальных средств из 17 баз и складов, подлежащих расформированию.

Для снижения нагрузки на федеральный бюджет строительство других 24 ПЛК по решению Президента Российской Федерации спланировано продолжить с привлечением средств частных инвесторов, на условиях концессионных соглашений.

По трем ПЛК – «Архангельск», «Севастополь» и «Владивосток» – изданы соответствующие распоряжения Правительства Российской Федерации. При этом в отношении ПЛК «Архангельск» и «Севастополь» заключены концессионные соглашения и организованы мероприятия по их реализации.

Высокотехнологичные ПЛК станут основой перспективной системы хранения материальных ресурсов, обеспечат полное и бесперебойное обеспечение ВС РФ вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, а также позволят оптимизировать расходы на содержание и эксплуатацию объектов хранения.

В ходе создания современной и безопасной системы хранения ракет и боеприпасов наряду со строительством новых хранилищ и другой инфраструктуры мы избавляемся от старых складов. В построенных хранилищах размещено порядка 200 тыс. т боеприпасов. В рамках программы по совершенствованию складской инфраструктуры за прошедший год расформировано пять объектов хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, не отвечающих требованиям безопасности и создающих угрозу жизни гражданского населения, в текущем году спланировано расформирование еще семи объектов.

Одновременно с хранением на арсеналах осуществляется ремонт и проводятся мероприятия по продлению назначенных сроков службы боеприпасов. Благодаря этому уже возвращено в запас почти 3 млн шт. Закупка такого же количества новых боеприпасов и взрывателей обошлась бы бюджету более чем в 200 млрд руб.

Успешно реализовывается инновационный проект по внедрению современной укупорки боеприпасов из композитных материалов, позволяющей повысить взрыво-пожаробезопасность и сократить объем проводимых работ по переукупориванию боеприпасов за счет большего срока ее службы. (Начиная с 2016 года более 135 тыс. шт.)

Ведется работа и по оснащению парков боевых машин соединений и воинских частей тенто-мобильными укрытиями, кроме этого, завершается строительство четырех инновационных быстровозводимых хранилищ типа МАРХИ.

На аэродромах Минобороны России продолжается строительство соответствующих международным стандартам современных топливо-заправочных комплексов. Это позволило обеспечить содержание на аэродромах базирования авиации запасов авиационного топлива в объеме требуемой потребности, а в совокупности с развернутыми системами централизованной заправки топливом – значительно сократить сроки подготовки летательных аппаратов к массовому вылету (в 2 раза) и гарантированно обеспечить полеты.

Нефтяной компанией ЗАО «Газпромнефть-Аэро» параллельно с обеспечением и заправкой летательных аппаратов завершено строительство 12 ТЗК, из них 4 – в 2018 году. В истекшем году к строительству подключились ООО «РН-Аэро» и ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро», которые провели проектно-изыскательские работы на строительство еще 12 ТЗК.

На новый качественный уровень поднялась коммунально-эксплуатационная служба благодаря возрождению ее ведомственных структур от центра до воинской части. Всем современным требованиям соответствуют состав, структура и качество работы по линии метрологической, пожарно-спасательной, ветеринарно-санитарной и экологической служб.

Продолжается плановая работа по улучшению качества жизни и быта военнослужащих. Питание в солдатских и матросских столовых организовано с использованием элементов «шведского стола», столовые оснащены системой контроля управления доступом и заказа питания. В местах размещения воинских подразделений (рота, батарея и им равные) оборудованы чайные комнаты. Питание призывников в пути следования организовано из вагонов-ресторанов. В местах размещения военнослужащих установлены и эксплуатируются порядка 50 тыс. душевых кабин, 18,0 тыс. стиральных машин и пылесосов. По итогам апробации и проведения социологического опроса продолжается совершенствование формы одежды для улучшения внешнего вида военнослужащих и престижа военной службы.

Активно продолжается работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Особая роль в этом принадлежит обобщенному банку данных «Память народа», содержащем сведения о 30 млн награждений, извлеченных из 200 тыс. источников.

Применительно к векторам развития системы материально-технического обеспечения сегодня сформированы военно-научный комплекс и образовательная система, которые по структуре, укомплектованности, наличию научного, профессорско-преподавательского потенциала, состоянию экспериментальной и учебной базы позволяют проводить необходимые исследования и готовить высококвалифицированных специалистов по всем направлениям деятельности.

Кроме того, все эти специалисты в составе органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций МТО постоянно совершенствуют свое мастерство на мероприятиях оперативной и боевой подготовки, которых в истекшем году проведено более 400, а также в рамках различных видов состязаний по специальностям.

Сегодня система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации способна решить не только все задачи по предназначению, но и оказывать посильную помощь субъектам нашего государства.

В своем развитии мы руководствуемся прежде всего Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в рамках пяти национальных проектов по направлениям: «Экология» в части экологической очистки арктических территорий и других объектов Минобороны России; «Пространственное развитие Российской Федерации» применительно к созданию современных производственно-логистических и топливозаправочных комплексов; «Жилье и городская среда» по модернизации системы обращения с отходами производства и потребления Минобороны России, а также модернизации своих объектов коммунального хозяйства; «Цифровая экономика» в вопросах внедрения цифровых технологий в работу коммунального хозяйства Минобороны России; «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в содержании автомобильных дорог необщего пользования.

Перечисленные направления являются базисом дальнейшего совершенствования системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил России, который сформулирован в соответствующей Концепции, рассчитанной до 2030 года в два этапа и предусматривающей осуществлять:

  • постоянное развитие форм и способов материально-технического обеспечения боевой компоненты развивающихся Вооруженных Сил;
  • совершенствование инфраструктуры МТО;
  • внедрение положительных результатов исследований проблем МТО войск (сил), прошедших апробацию в войсках в ходе учений и практического выполнения задач по предназначению.
  • развитие системы обеспечения горючим и смазочными материалами в формате реализации с участием нефтяных компаний инвестиционных проектов по созданию современных топливозаправочных комплексов;
  • реконструкция инфраструктуры высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и частей непосредственного подчинения центральных органов военного управления МТО в рамках реализации программ развития высших учебных заведений Минобороны России, утвержденных Министром обороны Российской Федерации, а также Программы развития военных городков;
  • модернизация объектов теплового хозяйства Минобороны России, внедрение систем водоподготовки и обращения с отходами производства и потребления;
  • проведение полного комплекса мероприятий военно-мемориальной работы, в том числе: заключение соглашений на содержание военно-мемориальных комплексов за рубежом, проведение поисковых работ, паспортизация воинских захоронений, наполнение сайта «Память народа».

Помимо общих направлений совершенствования системы МТО, предусматривается решать и частные задачи. Относительно повышения управляемости компонентов системы МТО ВС РФ планируется:

  • оснащение соединений (частей, организаций) МТО автоматизированными системами управления, в том числе техническими средствами и программным обеспечением, а также внедрение автоматизированной системы учета материальных ресурсов с применением технологии штрихового кодирования и радиочастотных меток;
  • моделирование и корректировка деятельности должностных лиц МТО по управлению обеспечением войск (сил) с использованием новых информационных технологий;
  • совершенствование порядка и форм взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам МТО войск (сил).

Повышение надежности компонентов системы МТО ВС РФ предполагает:

  • комплексное проведение мероприятий военно-технической поли-тики;
  • оснащение пунктов управления (командных пунктов) МТО и военной техники автоматизированными системами управления и бортовыми информационно-управляющими системами;
  • разработка перспективных образцов ВВТ на новых технологических принципах: унификация (создание и использование новых платформ для широкого спектра техники), модульность (использование на различных видах ВВТ типовых готовых модулей), оперативность (возможность быстрого демонтажа неисправных устройств и их последующее восстановление);
  • проведение всех видов испытаний разрабатываемых образцов ВВТ в заданные сроки;
  • поставка современных образцов ВВТ, а также модернизация существующих образцов с доведением доли современных до уровня 75 %;
  • своевременное восстановление ресурса ВВТ номенклатуры центральных органов военного управления материально-технического обеспечения и поддержание исправности техники на уровне не ниже 95 %;
  • освоение личным составом новых образцов ВВТ, повышение интенсивности подготовки специалистов МТО;
  • оснащение мест стоянок ВВТ тенто-мобильными устройствами.

Многовековая история обеспечивающей системы Вооруженных Сил России, пронизанная глобальными событиями мирового и государственного масштаба, прошедшая через судьбы сотен тысяч ее специалистов, является ярким подтверждением необходимости постоянного совершенствования состава, структуры, принципов, способов применения органов военного управления, сил и средств с учетом военно-политической обстановки, современных вызовов, и конечно экономической целесообразности и разумной потребности.

Дмитрий Витальевич Булгаков

заместитель Министра обороны

Российской Федерации,

Герой Российской Федерации,

генерал армии,

доктор экономических наук