Вхождение правобережной кубани в состав российской империи

Вхождение Правобережной Кубани в состав Российской империи

В начале XVIII в. Россия активизировала свою политику на Кавказе. В 1711 г. состоялся поход русских войск и калмыков на Кубань. В 1735 г. началась очередная русско-турецкая война. Боевые действия велись и на Кубани, причем успешно для русского оружия. Однако Белградский мирный договор 1739 г. был невыгодным для России.

Осенью 1768 г. началась новая война с Турцией. На третий год войны наступил заметный перелом в пользу России. Татары под давлением русских войск отделились от Порты и подписали союзный договор с Россией. Военные действия на Северо-Западном Кавказе были приостановлены заключением Кючук-Кайнарджийского мирного договора, который подтвердил независимость Крыма. Но политическая обстановка вновь начала накаляться, Турция открыто готовилась к войне за возврат Крыма. В этих условиях Екатерина II 8 апреля 1783 г. подписала исторический манифест о присоединении Крымского ханства, в том числе и Правобережной Кубани, к России.

Сторожевая вышка, стоявшая на месте современного кинотеатра Аврора. Фото 70-х гг. XIX в.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. вновь продемонстрировала мощь русской армии. Ясский мирный договор подтвердил присоединение Крыма и Кубани к России. Позиции России здесь были прочно закреплены дипломатически. На повестке дня стояла задача действительного освоения этих земель.

Конец XVIII в. На печати Черноморского войска изображен казак с ружьем и значком (небольшим знаменем) в руках.

11 Традиционная народная культура казаков

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.

Поселения, жилища. Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце XVIII и в течение XIX вв. при освоении новых земель. Черноморские станицы (северная и северо-западная часть края) заселялись в основном украинским населением, а линейные станицы (восток и юго-восток края) — русским населением.

Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, ас 1842 г. — станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой.

В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши — четырехскатные под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего — деревянные. Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и «красный» угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии — традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Одежда. Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, сложившимися у запорожцев и в Донском войске. Сначала Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810г. была утверждена единая форма черноморцев — шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой — бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX — начале XX вв. стало обычным ношение мундира.

Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты — «кохточки».

Семейный и общественный быт. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения — «вдов, девок», семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

В силу особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Для них характерно глубокое уважение к старшим.

У иногородних крестьян, как правило, были малые семьи, состоявшие из родителей и их детей.

Свободное время станичники проводили в «беседах», на «посиделках». Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.

Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.

Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.

Фольклор. Своеобразие происхождения кубанского казачества (от украинского и русского) определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.

В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.

В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Прикладное искусство. Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники.

Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

Город Тамань в Краснодарском крае

Древняя земля Краснодарского края — Таманский полуостров – плодородное, солнечное место, расположенное на Кубанской равнине. Город Тамань стоит на берегах двух морей – Черного и Азовского, они объединены Керченским проливом. Этот древний кубанский поселок Темрюкского района имеет очень долгую историю и многонациональное культурное наследие, вот почему сюда приезжают туристы, которым важен не просто неподвижный морской отдых, но и заполнение пробелов в своих познаниях.

История города Тамань

Казачья станица Кубани и приморский город Тамань за века своего существования известна под множеством названий. Первоначально была скромной греческой колонией, которую назвали Гермонасс. Поселение образовали на морском берегу в 592 году до нашей эры. Годы спустя, Гермонасс был включен в Боспорское царство, здесь расположился важный торговый путь. Уже в пятом веке нашей эры таманские земли захватили тюрки, сделав их частью каганата и назвав город на свой лад — Таматарха. У тюрков он был отбит хазарами, которые назвали город Самкерц и включили его в состав Хазарского каганата. С приходом на эти приморские земли византийцев и установлением их власти, городу вернули название Таматарха. Когда Тамань смогла завоевать Киевская Русь, тут образовалось Тмутараканское княжество, а город переименовали в Тмутаракань. Но он простоял не очень долго, так как повергся нападению и поруганию воинов Золотой Орды, отсюда они двинулись дальше по обширным землям Руси. Тринадцатое столетие ознаменовалось захватом таманских земель генуэзцами, образовавшими тут крупный торговый порт, а поселение было названо Марега. Правда, вскоре его захватили турки-османы, причем, им удалось захватить и Таманский и Крымский полуострова. Османы правили долгих три века, а город звался Таман. Лишь к началу девятнадцатого столетия территории снова оказались в составе российских земель, и для их охраны там разместили флотилию казаков. Красивая и многострадальная таманская земля прожила бурную историю, впитала в себя множество иноземных обычаев и традиций, поэтому путешественники с интересом изучают ее достопримечательности, особенности уклада жизни, хозяйствования, ремесла.

Климат Тамани

Планируя морской отдых на российском курорте Тамань, учитывайте, что туристический сезон начинается с мая, в то время вода прогревается до двадцати градусов и завершается в конце сентября. Но помните, что здесь часто бушуют штормы.

Пляжи Тамани

Морское побережье станицы Тамань протяженное, оно включает самые разнообразные пляжи: и совершенно «дикие», и городские, с хорошей инфраструктурой, у них могут быть различные структурные поверхности – каменистая, песчаная, смешанная. Таманские пляжи начинаются от поселка Сенной и поселка Приморский, а завершаются Тузлинской косой, омываемой водами двух морей: Черного — по одному берегу, Азовского – по второму.
Пляжи Тузлинской косы считаются самыми лучшими в Тамани, тут очень красиво, все замечательно благоустроено, есть вся полезная инфраструктура: кафе, кабины для раздевания, противосолнечные навесы, кабины душа и туалетов, игровые площадки, парковка для туристов, приехавших на своих авто. Выбирая для отдыха прекрасные пляжи косы Тузла, вы имеет возможность искупаться и загореть на берегах сразу пары морей, переходя то на одну сторону косы, то на другую.

Керченский пляж – также располагается в Тамани на Тузлинской косе по берегу Азовского моря. Он привлекателен очень меленьким песком, с вкраплениями островков из ракушечника. Тут всегда много отдыхающих, но так как полоска пляжа узкая, люди располагаются загорать впритык друг к другу.

Очень приятным бонусом является то, что от этого пляжа отходят катера, приглашающие туристов покататься и искупаться в чистых теплых водах в открытом море. А еще, тут можно прокатиться на надувном банане или за катером на парашюте, сесть за руль гидроцикла. Для удобства туристов на авто, здесь расположена платная стоянка, выделено место, чтобы разобрать палатки, имеются удобства в виде туалета, душа, теневых навесов.

Пляж «Атамань» — отличный песчаный пляж, там искусственно насыпанный желтый песок по которому так приятно ходить или растянуться на нем, чтобы погреть косточки. Тут вас ожидает привлекательный вид на море и живописные таманские окрестности. Отдыхающих на пляже мало, что приятно для любителей загорать в тишине. Этот пляж плавно переходит в Центральный городской пляж.

Центральный пляж Тамани – крупный, постоянно многолюдный и всегда шумный, на нем часто проходят городские развлекательные мероприятия. Это подходящее место, чтобы привести сюда отдохнуть детей, тут есть все необходимое для беззаботного времяпрепровождения. Структура его мелкопесчаная, вход в воду постепенный, плавный, на дне не бывает камней, раковин и водорослей. Заканчивается пляж «диким» уголком, где тоже неплохо отдыхать с маленькими детьми, благодаря протяженному мелководью.

Жилье на Тамани в частном секторе и отелях


Вам не нужно будет долго искать жилье, приехав на отдых в город- курорт Тамань, ведь каждый второй частный дом предлагает для аренды комнаты, номера, отдельно стоящие строения, с удобствами или без них. В станице множество гостевых домов, небольших отелей, там можно с комфортом провести летний отпуск на российском море. Жирным плюсом в пользу отдыха в Тамани служит более чем бюджетная цена за жилье, которая стартует от четырехсот рублей за сутки, а повышенная конкуренция заставляет местных жителей создавать туристам хорошие условия для приятного проживания. Очень многие хозяева предлагают арендовать жилье с уже включенным в стоимость питанием. Но, если вы не из тех, кто любит переплачивать за подобную услугу, то можете готовить самостоятельно, закупив все необходимые продукты на местном таманском рынке или в супермаркете.

Достопримечательности Тамани


Этнографический парк «Атамань» – музей на берегу Таманского залива, где можно познакомиться с казацкой жизнью и бытом в восемнадцатом — двадцатом веках. На шестидесяти гектарах земли располагается огромный музей в виде досконально реконструированный станицы кубанских казаков, с аутентичными выбеленными хатками из самана, крытыми соломой, срубами колодцев, плетнями, огромными печами посреди огорода. Для того, чтобы заинтересовать детей, на территории Атамани есть сказочный домик, где живет Баба-Яга. Загляните с ними в парк «Мухи-Цокотухи», чтобы сфотографировать свое любимое чадо с интересными металлическими насекомыми. А еще, прогулявшись по станичным улицам, туристы смогут зайти в гости в хату к пекарю, портному, гончару, бондарю, виноделу.
В Атамани вас угостят украинским борщом с ароматными чесночными пампушками, варениками, дадут отведать местного таманского вина. Если у гостей парка будет желание, то своим бесценным опытом с вами поделятся пекари, гончары, мастера кузнечного дела, пчеловоды. Очень интересно попасть в этнографический музей Атамань на фольклорный праздник, а их здесь проходит немало. Тогда вас ждут задорные песни, веселые пляски, зрелищная казацкая джигитовка. Посетив музей кубанского казачества, вы узнаете об истории поселения Тамани и истории всего полуострова, увидите интересные экспонаты, посетите скифскую долину, увидите точную копию Тмутараканского камня, его оригинал можно увидеть в музее Эрмитаж Санкт-Петербурга. Камень был обнаружен казаками в восемнадцатом веке, когда они разбирали древние стены крепости и решили отправить находку в столицу. Работает музей только в теплый туристический сезон. Цена билета: взрослого – четыреста рублей, детского – двести рублей. При заказе экскурсии нужно оплатить услуги гида: за взрослого – двести рублей, за ребенка – пятьдесят рублей.
Дом-музей поэта Лермонтова – любимая туристами таманская достопримечательность. Большая часть творчества Лермонтова была посвящена его пребыванию на Кавказе, во время одной из таких поездок поэт три дня провел в этом городке, который, кстати, ему не приглянулся, так как был очень грязный. Но, местные жители не забыли, что Лермонтов провел здесь время, поэтому решили увековечить память о поэте. Но так как та хата, где жил Михаил Юрьевич не сохранилась, то в советские годы было решено возвести похожую, с таким же двором, где стоит курятник, беленая печь, колодец, рыбацкая лодочка. Таманский дом-музей Лермонтова предлагает гостям познакомиться с казацким подворьем Федора Мысника, с аутентичным интерьером девятнадцатого столетия, его-то и застал поэт в этом поселении. Здесь имеется коллекция картин, написанных самим Лермонтовым. Цена билета: взрослый – сто рублей, детский – двадцать, для школьников – шестьдесят рублей, для студентов – восемьдесят рублей. Если вы нанимаете экскурсию с гидом, то придется заплатить дополнительно.
Археологический музей Тамани – представлен раскопками древнего городища Гермонасс-Тмутаракань, занимающего площадь в тридцать пять гектаров. Экспозиция представлена разнообразными артефактами, которые отыскали археологи на здешних землях, а датируются они периодом с шестого века до нашей эры по девятнадцатый век нашей эры. В лапидарии представлены образчики древнейшей письменности, выбитой на плитах, куски старинных надгробий. Из более крупных экспонатов городища можно увидеть фундаменты домов, разбросанные вдоль многовековых улиц. Именно тут была столица Тмутараканского княжества. Цена билета: взрослый – сто рублей, детский – двадцать, для школьников – шестьдесят рублей, для студентов – восемьдесят рублей. За экскурсионное обслуживание отдельная оплата, зависящая от размера группы.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы – старинный казачий храм города Тамани, выстроенный в виде корабля в 1792 году. Свой современный вид церковь получила в 1856 году. Архитектурный стиль таманского храма имеет огромное сходство с греческим: с трех сторон крышу здания подпирают высокие белоснежные колонны, а верх увенчан башней, похожей на огромный фонарь. Немало интересного и внутри храма: тут можно увидеть памятные мраморные доски с надписями, иконы, развешанные по стенам, словно картины в музее, но есть и настоящие художественные полотна на библейскую тематику. Есть тут ценная казачья походная икона, которую эти отважные воины раньше брали на войну и хранили в переносных шатрах-храмах.
Около церкви расположилась стройная звонница, где, благодаря денежной представителей Кубанского казачьего войска, в 2011 году появился трехсот пятидесятикилограммовый колокол. А сразу церковью располагается небольшой казачий погост с белоснежными крестами старинных могил.
Турецкий фонтан – уникальный памятник, возведенный турками-османами в пятнадцатом веке на территории Тамани. Особенность сооружения в том, что водный источник работает по конденсационному принципу, а вода в нем – вкуснейшая роса, которая скапливается и стекает вниз по системе многокилометровых труб из керамики. Фонтан был создан мастером-азиатом по заказу наместника-паши, который не мог пить местную воду, которую считал невкусной и солоноватой. Данный колодец работает следующим образом: увлажненный воздух с моря, поступая в трубы, конденсируется, и из него, в результате, получается вкуснейшая пресная вода. Это абсолютно уникальное строение на территории нашей страны!
Фанагорийская крепость – одно из оборонных инженерных сооружений Кубани. Цитадель строилась по приказу А.В. Суворова и входила в Черноморскую кордонную линию. К огромному сожалению, при возведении Фанагорийской крепости были бесследно потеряны бесценные артефакты и памятники археологии — древнегреческие барельефы, мраморные камни с уникальными древними надписями, вещи из старинных курганов, некогда тут расположенных. Здесь же в 1793 году обнаружили Тмутараканский камень – большую плиту мрамора, с надписью по-русски о том, что тут расположено русское княжество Тмутаракань.
Возведенная в короткий срок Таманская крепость имела тип бастиона, с земляным валом, куртиной, артиллерийскими батареями в девяносто орудий, плацем, казармами, складами, офицерскими домами. Если камни крепости до наших дней не устояли, то земляные валы видны и сегодня. Около развалин крепости находятся бюсты именитых русских военачальников суши и моря: фельдмаршала Александра Суворова и адмирала Федора Ушакова. Прямо напротив военной цитадели сегодня разместился винный завод «Шато-Тамань», и там стоит часовня, которая строилась в честь Святого праведного воина Феодора Ушакова.

8 (19) апреля 1783 г. императрицей Екатериной Великой был подписан Манифест о присоединении к Российской державе Крымского полуострова и образовании Таврической области под управлением князя Г. А. Потёмкина, получившего за свои труды титул Таврический. Манифест явился закономерным итогом вековой борьбы России за возвращение исконно русских земель и надёжных выходов к Чёрному морю.

После побед генерал-фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского во второй русско-турецкой войне 1768–1774 гг. между Россией и Турцией был заключён Кючук-Кайнарджийский мир, в результате которого в состав России были включены территория между Бугом и Днепром, а также крепости Керчь, Еникале и Кинбурн. Россия смогла получить выход в Чёрное море, а также подтвердить свои права на территорию Кабарды, Азов и приазовские земли, завоёванные ещё Петром I. Крымское ханство отделилось от Оттоманской империи и было провозглашено независимым. Однако Турция, согласившись на признание его независимости, готовилась к новой войне за эти территории.

Задача обеспечения безопасности южных границ России и освоение вновь приобретённых земель была поручена императрицей Г. А. Потёмкину. В конце 1782 г., оценивая преимущества присоединения Крыма к России, Потёмкин изложил своё мнение в письме к Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы… Вы обязаны возвысить славу России… Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит». Вскоре после этого, Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма, по которому крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру…».

С приходом русской администрации в 1783 г. в Крыму была ликвидирована работорговля, стало развиваться государственное управление европейского типа. Правительство переселило сюда из центральных и украинских губерний государственных крестьян. Постепенно в Северо-Западном Крыму сосредоточились и крупные помещичьи владения. Усилиями Г. А. Потёмкина из Англии и Франции были выписаны специалисты для устройства садов и парков, а сам князь написал специальную инструкцию для работы Конторы земледелия и домоводства в Крыму. На основании действующего в Российской империи с 1775 г. «Учреждения о губерниях» Г. А. Потёмкиным была создана своеобразная система управления с привлечением местного многонационального населения, что способствовало проведению правительственной политики по заселению и хозяйственному освоению Крымского полуострова.

Присоединение Крыма к России имело большое прогрессивное значение: стали быстро развиваться экономика и культура, торговля, началось освоение огромного массива плодородных крымских территорий. За короткое время в причерноморской степи выросли новые порты и города. Российский флот надёжно утвердился на Чёрном море.

См. также в Президентской библиотеке:

Бережков М. Н. План завоевания Крыма, составленный в царствование государя Алексея Михайловича ученым славянином Юрием Крижаничем. СПб., 1891;

Броневский В. Б. Обозрение Южного берега Тавриды. В 1815 году. Тула, 1822;

Виды Крыма = Vues de Crimée : . Стокгольм, ;

История Российского государства: территории и границы: мультимедийный проект. СПб., 2010;

Кондараки В. Х. В память столетия Крыма. 1. Генуэзцы в Крыму; 2. Исай, владетельный князь Мангупа; 3. Менгли-гирей хан. М., 1883;

Кравен Э. Путешествие в Крым и Константинополь в 1786 году милади Кравен. М., 1795;

Крымский полуостров // Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 16а. СПб., 1895. С. 872-877;

Лашков С. С. Памятники дипломатических сношений Крымского ханства с Московским государством в XVI и XVII вв., хранящиеся в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Симферополь, 1891;

Лашков С. С. Шагин-Гирей, последний крымский хан: Исторический очерк. Киев, 1886;

Маршрут высочайшего путешествия государыни императрицы в Крым 1861 г. СПб., 1861;

Материалы, собранные земскими учреждениями Таврической губернии, по вопросу о соединении Крыма с центральными губерниями паровою железною дорогою. Симферополь, 1869;

Муравьёв-Апостол И. М. Путешествие по Тавриде в 1820 году. СПб., 1823;

Памятная книга Таврической губернии, изданная Таврическим губернским статистическим Комитетом / Сост. под ред. К. В. Ханацкого. Вып. 1. Симферополь, 1867;

По поводу столетнего юбилея присоединения Крыма: Ист. очерк. Симферополь, 1883;

Полное собрание законов Российской Империи. Т. 21 (1781-1783). № 15708. СПб., 1830;

Русския древности в памятниках искусства, издаваемыя графом И. Толстым и Н. Кондаковым. Вып. 4: Христианския древности Крыма, Кавказа и Киева. СПб., 1891;

Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году; С историческим и топографическим описанием всех тех мест.

О Великой Отечественной и не только…

Весной 1783 г. прекратило существование Крым­ское ханство, русские войска вошли в Крым, и он был включен в состав России, в том же году Восточная Грузия подпи­сал с Россией трактат в г. Георгиевске, по которому она переходила под покровительство России. Летом 1787 г. Турция потребовала возвращения Крыма. Учитывая не благоприятную для России внешнеполитическую обстановку и не желая мириться с утратой безраздельного господства на Черном море, османы в 1787 г. начали новую войну с Россией.

Военные действия развернулись очень быстро. Уже 21 августа 1787 г. турецкий флот напал на русские сторожевики возле Кинбурна. Сюда же в сентябре был направлен турец­кий десант. В начале октября – второй десант, более круп­ный (5 тыс. человек). Но так же, как и первый, он был пол­ностью истреблен, несмотря на то, что гарнизон Кинбурна под командой Суворова А.В. насчитывал едва 3 тыс. человек.

Разгром турок сорвал их попытки овладеть с моря Крымом и уничтожить главную гавань – Севастополь. С началом военных действий обстановка в Европе стала еще более неблагопри­ятной для России. Правда, союзница России Австрия с ян­варя 1788 г. вступила в войну с Турцией, но ее участие было скорее символическим.

Стремясь сорвать поход русской бал­тийской эскадры в Средиземное море, Англия весной 1788 г. запретила России нанимать английские транспортные су­да, делать закупки продовольствия и наем моряков. Летом 1788 г. был создан Тройственный союз, направленный про­тив России. В нем участвовали Англия, Пруссия и Голлан­дия. Наконец, Пруссия, Англия и Турция добились, и это кардинально ухудшило обстановку, военного нападения на Россию Швеции.

Недавний переворот в Швеции и усиление власти короля Густава III в корне изменили поло­жение. Вновь была создана благоприятная почва для агрессивных замыслов. В июне 1788 г. шведские войска осадили крепости Нейшлот и Фридрихсгам. Вступил в действие и шведский флот, вошедший в Финский залив. Густав III, с подачи Пруссии и Англии, предъявил России на редкость невыполнимые требования: вернуть все земли, завоеванные Россией со времен Петра I, вернуть Турции Крым и т.д. Не­реальность претензий Швеции была бы очевидной, если бы за ее спиной не стояли Англия и Пруссия…

России пришлось воевать сразу на двух фронтах. Военные действия против Швеции в 1788 г. ограничились лишь действи­ями на море. Сражение со шведским флотом у о. Гогланд в июле 1788 г. выиграли русские. В августе Дания осадила Гетеборг, но вынуждена была прекратить войну. В 1788 г. на юге боевые действия русской армии сосредоточились на штурме важнейшей ту­рецкой крепости Очаков. Здесь действовала 132-тысячная армия Потемкина Г.А. и Черноморский флот, так как в гава­ни Очакова стояли основные силы турецкого флота (около 100 боевых единиц). Боевые действия начались на море.

Штурм крепости Измаил войсками Суворова А.В. 11 декабря 1790 г., фрагмент картины худ. Е. Данилевского и В. Сибирского

В сражении у о. Змеиного победила эскадра знаменитого адмирала Ушакова Ф.Ф. В Днепровско-Бугском лимане была уничто­жена турецкая гребная флотилия. Турки понесли огромные потери в людских силах (около 6 тыс. убитых и раненых и около 2 тыс. пленных).

В декабре 1788 г. русские войска предприняли решитель­ный и успешный штурм Очакова. Несколько ранее 50-тысяч­ная армия Румянцева П.А. взяла Хотин. Летом 1789 г., когда турецкие войска численностью в 30 тыс. человек, форсиро­вав Дунай, взяли направление на Фокшаны, австрийцы от­ступили и призвали русских на помощь. Союзников выручил 10-тысячный корпус Суворова А.В., который с ходу атаковал турок при Фокшанах. После 9-ти часов упорного сопротив­ления турки не выдержали штыковой атаки и бежали. К со­жалению, успех этой победы из-за позиции Потемкина Г.А. не был развит наступлением русских войск.

Турецкий адмирал (слева) в парадной шубе

Еще более значительная победа была одержана блиста­тельным стратегом Суворовым А.В. над 100-тысячной ар­мией Оттоманской империи. Осенью 1789 г., соединив свои силы (7 тыс. человек) с австрийскими (18 тыс. человек), Суворов А.В., использовав разведку, внезапно напал на ту­рок, стоявших тремя группами между реками Рымна и Рымник (Бессарабия), потеряв при этом 45 человек убитыми и 133 – ранены­ми. У турок было убитыми около 17 тыс. человек. За эту победу Суворов получил графский титул и приставку к нему – «Рымникский». Секрет этого феноменального успеха был в высокой выучке войск и боевых качествах русского солдата.

Сражение у Фокшан 21 июля 1789 г. Раскрашенная гравюра. Конец XVIII в.

Победы над турками у Фокшан и при Рымнике, их столь громадное поражение решило успех кампании 1789 г. Россия продвинула свои войска до низовьев Дуная. Были взяты крепости Гаджибей, Аккерман, Бендеры. Рус­ские войска заняли прочные позиции между реками Днестр и Серет. Под влиянием поражений Турция вступила было в переговоры о мире, но под нажимом Англии и Пруссии отказалась от них. Война для России продолжалась и с Тур­цией, и со Швецией.

Тем временем Англия и Пруссия продолжали энергичные акции против России. Пруссия немало потрудилась, чтобы в Польше резко увеличились антирусские силы, и Россия в 1789 г. была вынуждена вывести оттуда свои войска. В 1790 г. Пруссии даже удалось заключить союзный договор с Поль­шей. Двойной нажим Англии и Пруссии и прямые угрозы объявления войны заставили в 1790 г. Австрию выйти из войны.

Это осложнило положение России, тем не менее, кампа­ния 1790 г. была для нее успешной. Прежде всего, это был ряд важных побед Черноморского флота под командованием Ушакова Ф.Ф. В 1790 г. он нанес турецкому флоту поражение в Керченском проливе и у форта Гаджибей. В 1791 г. Ушаков разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия (неподалеку от болгарского города Варна) и о. Тендре. Большое значение имел захват ряда крепостей и знаменитый штурм Измаильской крепости – цитадели турец­кого владычества на Дунае с ее 8-метровым валом и рвом, шири­ною в 12 м. Потемкин потерпел здесь неудачу и направил к Измаилу Суворова.

После тщательной подготовки Су­воров А.В. назначил время штурма. Желая избежать кровопролития, он отправил коменданту крепости письмо с требованием сдачи: «24 часа – воля, первый выстрел – уже неволя, штурм – смерть». Ту­рецкий паша ответил отказом: «Скорее Дунай остановится в своем течении, небо упадет на землю, чем сдастся Измаил».

Турки оказывали отчаянное сопротивление, от­давая с боем каждый дом и каждый камень. В итоге 6-часовой схватки крепость была взята страшным для турок «оружием российских штыков». Потери турок были огромны – 26 тыс. убитых и 9 тыс. пленных. Потери войск Суворова А.В. – 5 тыс. убитых. Русским войскам был открыт путь на Стамбул. В бою за Измаил прославил себя ученик Суворова А.В. – будущий полководец Кутузов М.И., вскоре на­значенный комендантом Измаила. Этот штурм вошел в историю русского военного искусства как беспримерный героический подвиг русских во­инов во главе с одним из величайших полководцев России.

Успешны были и действия России в войне со Швецией. В 1789 г. русские войска предприняли наступление в Фин­ляндии. Флот России выиграл сражение в Роченсальме. Вес­ной 1790 г. русские моряки выиграли еще два морских сра­жения со шведами (у Красной Горки), но одно сражение проиграли.

Штурм Измаила, а главное, успехи русских в Швеции подействовали отрезвляюще на правительство Швеции. В марте 1790 г. начались мирные переговоры, завершившиеся в августе заключением мира на условиях status quo ante bellum. Это было несомненным поражением английских и прусских дипломатов.

Однако Англия была далека от признания этого пораже­ния. Наоборот, она вновь напрягла все силы для достижения своей цели. Премьер-министр Великобритании У. Питт сосредоточился теперь на создании в Евpone антирусской коалиции, куда должны были войти Пруссия, Турция, Дания, Швеция и даже Польша. Разрыва с Россией до­бивались и от Австрии.

Для русской дипломатии это было тя­желейшим испытанием. Понадобились неистощимая гибкость, ловкость и осторожность, чтобы нейтрализовать нажим Англии и Пруссии. А речь шла уже о предъявлении России ультиматума в 10-дневный срок с требованием отказа от завоеванного Оча­кова и принятия английского посредничества в переговорах с Портой. Сама Англия уже готовила войну с Россией. Екатери­нинское правительство срочно перебазировало войска на запад и довооружило Балтийский флот (до 32 линейных кораблей).

Но война не состоялась, во-первых, потому что общеевро­пейской коалиции не получилось: лишь Турция была готова воевать. Во-вторых, У. Питт недооценил быстро растущую оп­позицию его политике внутри страны. Огромный военный авторитет русской армии, слава о ее непобедимости, заинтересованность определенных кругов английской буржуазии в торговле с Россией – все это сде­лало идею войны Англии с Россией крайне непопулярной.

Провал планов У. Питта сразу же привел к развалу Тройст­венного союза. Обстановка для России стала более благо­приятной. Правда, оставалась еще Турция, но кампания 1791 г. и новые победы русской армии и русского флота заставили Порту заговорить о мире. В июле 1791 г. главнокомандующий русской армией князь Репнин Н.В. подписал в Галаце предварительные условия ми­ра.

Вслед за этим в Яссах начался конгресс. Турция по Ясско­му договору от 23 декабря 1791 г. уступала России все земли Причерноморья до р. Днестр, отдавала Очаков. В состав России вошла терри­тория между реками Буг и Днестр. Турция признавала российское по­кровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г. Мирный до­говор признавал за Россией право на присоединение Крыма.

Турция обя­зывалась также не допускать нападений ахалцихского паши на царя Картли и возместить ущерб за набеги на Северном Кавказе. Но вместе с тем Молдавия, Бессарабия и Валахия оставались по-прежнему в руках Порты, а вопрос о протекто­рате Грузии не был решен. Так окончилась тяжелейшая для России война с Турцией.

В результате русско-турецких войн ускорилось хозяйственное ос­воение степного юга России. Ширились связи России со странами Средиземноморья. Было ликвидировано Крымское ханство – посто­янный очаг агрессии против украинских и русских земель. На юге России были основаны Николаев (1789), Одесса (1795), Екатеринодар (1793, ныне Краснодар) и др.

Присоединение Прикубанья к России. Социально-экономическое и политическое развитие в 18-19 вв.

В середине 17 века в России возникло религиозно-общественное движение, вошедшее в историю под названием «раскола» или «старообрядчества». Поводом для его проявления послужила церковно-обрядовая реформа , которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. Опираясь на поддержку царя Алексея Михайловича, Никон стал осуществлять унификацию московской богословской системы на основе греческих образцов: исправил русские богослужебные книги по современным ему греческим и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии в ней явно проявилось стремление Никона к централизации церкви и усилению власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых реформатор вводил в жизнь новые книги и обряды.

На защиту «старой веры» выступили различные слои российского общества. Народные массы, становясь на защиту «старой веры» выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью. Одной из форм протеста крестьян являлось их бегство на южные окраины государства, в частности на Дон, или даже за пределы страны на Кубань.

В 1688 году царь Петр I приказал донскому войсковому атаману Денисову разорить пристанище раскольников на Дону, а их самих — казнить. Однако раскольники узнав о намерениях государя , решили искать спасения за пределами страны: в степях Кубани и Кумы. Во главе кубанских раскольников стояли Петр Мурзенко и Лев Манацкий.

В 1692 году с территории донского казачества на Кубань вышла еще одна партия раскольников, принявшая покровительство крымского хана. Она была поселена между реками Кубанью и Лабой. Переселенцы получили название «кубанских казаков» по названию главной реки новых мест их проживания. С разрешения хана, они построили для себя на возвышенном берегу реки Лабы каменный городок, впоследствии (после переселения на Кубань некрасовцев) получивший название Некрасовского городка.

В сентябре 1708 года один из выдающихся предводителей Булавинского восстания атаман станицы Есауловской Донского казачьего войска Игнат Некрасов, опасаясь расправы правительственных войск над восставшими, ушел с семьями на Кубань (по различным данным в числе от трех до восьми тысяч человек). Здесь, соединившись с Кубанским казачьим войском, беглецы организовали своеобразную республику, которая на протяжении семидесяти лет непрерывно пополнялась казаками из других мест и крестьянами, бежавшими от крепостного гнета. На новое место жительства «игнат – казаки» (как называли их турки) прибыли не униженными просителями, а войском при знамени и с семью пушками. Крымский хан Каплан – Гирей, рассчитывая использовать в будущем некрасовцев в качестве боевой, хорошо обученной вооруженной силы, разрешил им поселиться в низовьях Кубани, между Копылом и Темрюком, освободив от податей и предоставив внутреннюю автономию. Объединившись с кубанскими казаками Савелия Пахомова, новые обитатели Прикубанья возвели на холмах, в тридцати верстах от моря, городки Голубинский, Блудиловский и Чирянский. Подступы к ним прикрывали плавни и болота. Кроме естественной защиты, некрасовцы укрепляли свои городки земляными валами и пушками.

На новом месте некрасовцы строили лодки и небольшие суда, производя традиционный для их образа жизни лов рыбы. Кроме того, одним из любимейших их занятием являлась охота и коневодство. При военных действиях Крыма с русскими, кабардинцами и другими народами некрасовцы обязаны были поставлять не менее пятисот всадников.

Жизнь некрасовцев на Кубани отражена в источниках в основном своими внешними военными проявлениями. Их отношения с российским правительством представляли собой чередование дерзких казачьих рейдов и ответных карательных экспедиций. В некоторых походах участвовало до трех тысяч некрасовцев. Правительство Петра I принимало меры: указом военной коллегии вводится смертная казнь за не донесение на агентов Некрасова. В ноябре 1722 года на Дон посылаются специальные грамоты о засылке собственных шпионов на Кубань под видом купцов и » О предосторожностях против прихода запорожцев и некрасовцев».

В 1728 году калмыки ведут на Кубани жестокие бои с некрасовцами. Последующие стычки тянулись еще лет десять. С конца 1730-х годов активность некрасовцев уменьшается. Приблизительно в 1737 году Игната Некрасова не стало. Около 1740 года происходит первое разделение: 1600 семей отправляются морем в Добруджу, где на дунайских лиманах основали первоначально два городка: Сарыкей и Дунавцы. Другая часть некрасовцев переселилась в Малую Азию, около озера Маньяс.

На чужбине некрасовцы сохранили те формы управления и быта, которые существовали у них на Кубани. Они жили по так называемым «Заветам Игната», своего первого атамана. В этом документе нашло отражение положение общеказачьего обычного права, нормы которого были сгруппированы в 170 статей. Абсолютной властью в обществе некрасовцев наделялось Народное Собрание- Круг. На нем ежегодно избирали атаманов, наделенных исполнительными функциями. Круг контролировал действия атаманов, мог их досрочно сменять и призвать к ответу.

Заветы запрещали эксплуатацию чужого труда в целях личного обогащения. Занимавшиеся тем или иным промыслом были обязаны третью часть заработка отдавать в войсковую казну, которая расходовалась на церковь, содержание школы, вооружение, пособия нуждающимся (немощным, престарелым, вдовам, сиротам). «Заветы Игната» запрещали установление родственных связей с турками, на территории которых они жили после переселения с Кубани. В начале 19 века небольшая группа старообрядцев вернулась в Россию.

Во второй половине ХVIII века во внешней политике Екатерины II важную роль играла Черноморская проблема, где основное место принадлежало крымскому вопросу, так как Крымское ханство и его составная часть – правобережная Кубань открывали России выход в Черное море, который она по-прежнему не имела, а для турок это были стратегически важные территории в борьбе с Россией.

В сентябре 1768 г. Турция объявила войну Российской империи. Военные действия разворачивались на трех фронтах – на юге (Крым), на западе (Дунай) и на Кавказе. Победы русской армии на Нижнем Дунае под командованием П.А. Румянцева, успешные действия русского флота в Средиземном море, где эскадра Г.А. Спиридова разгромила в июне 1770 г. турецкий флот в Чесменской бухте, оказали огромное воздействие на народы, находившиеся под турецким игом. «Оттоманской Порте» отказались подчиняться ногайцы и татары, находившиеся в вассальной зависимости от Турции. Турция запросила мир. В 10 июля 1774 г. был подписан Кючук-Кайнаджийский мирный договор.

Ликвидировалась вассальная зависимость Крыма от Турции, Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном, Керчь и право беспрепятственного плавания торговых судов по Азовскому и Черному морям и черноморским проливам. В 1777 г. Россия добилась провозглашение крымским ханом своего ставленника Шагин-Гирея. 8 апреля 1783 г. Екатерина II опубликовало манифест о присоединении Крыма, Правобережной Украины и Тамани к России. 5 июля 1783 г. ногайцы присягнули на верность Российской империи. Это событие указывает на факт оформления вхождения Тамани и Правобережной Кубани в состав России.

Таким образом, в 16-18 веках Кубань привлекала внимание России, Турции и Крымского ханства. Борьба за приоритет среди народов Северного Кавказа шла с переменным успехом. Феодальная верхушка в этих условиях должна была лавировать, опираясь на те или иные внешнеполитические силы и принимая заступничество сильнейших государств в зависимости от момента. В то же время Россия не навязывала силой своего подданства народам Прикубанья, чего нельзя было сказать о Турции и ее вассалах крымских ханах. Именно в борьбе с агрессивным Крымом адыги и вынуждены были обращаться за покровительством к России.

2. Заселение Левобережной Кубани. Кавказская война.

Внешне политическая обстановка второй половины 18 века требовала от русского правительства принять серьёзные меры для укрепления обороноспособности страны. Было необходимо найти силы и средства для защиты юго-западных границ Российской империи от набегов ногайских, крымских, татарских и прочих народов. Выход из сложившейся ситуации правительство увидело в бывшем запорожском казачестве.

Запорожское казачье войско долгое время было крупной и дешевой силой в империи. Ликвидировав Сечь в 1775 году, как очаг постоянных многочисленных волнений в среде запорожского казачества, правительство всё же нуждалось в опыте и воинской практике казачества, в первую очередь в связи с сильно обострившимися Русско-турецкими отношениями.

Началом будущего Черноморского войска можно считать распоряжение князя Г. А, Потемкина от 20 августа 1787 года.

Руководимое А. В. Суворовым войско под командованием С. Белого, А. Головатого и З. Чепеги участвовало в русско-турецкой войне 1787-1791 года. В апреле 1788 года оно получило название Черноморское казачье войско, за проявленное мужество и верность.

Екатерина II 30 июня 1792 года подписала высочайшую Жалованную грамоту, даровав войску в вечное владение, остров Фанагории и все земли Правобережной Кубани от устья реки до Усть-Лабинского редута, так что границей войсковых земель становится с одной стороны река Кубань, а с другой Азовское море до Ейского городка. В 1820 году Черномория входит в состав Кавказской губернии и подчиняется начальнику Отдельного Кавказского корпуса генералу А. П. Ермолову. В 1827 году Черномория вошла в состав Кавказской области.

Добрососедские отношения между адыгами и казаками посте­пенно стали ухудшаться из-за угона скота, захвата пленных, начавшихся стычек. Конфликты эти все более осложнялись. Горцы стали объединяться для нападения на Черноморскую кордонную линию. В 1816 г. войска, дислоцированные на Кав­казе, были объединены под командованием генерала Ермоло­ва — героя войны 1812 г.

По Адрианопольскому миру 1829 г. к России отошло все черноморс­кое побережье от Анапы до Батума, которое Турция признала владением Россия «на вечные времена». Отныне в соответствии с принципами международного права упрочение позиций Рос­сии на Кавказе становилось ее внутренним делом.

Однако, несмотря на условия Адрианопольского мирного договора, Турция продолжала настраивать горцев против Рос­сии, засылая в Закубанье своих эмиссаров и распространяя слухи о скором прибытии турецких войск на Кавказ.

В 1836 г. все уже имеющиеся и вновь создаваемые укрепления на побе­режье от Анапы до Поти стали объединяться в единую Черно­морскую береговую линию. Обнаружив, что Россия всерьез и надолго взялась за благоус­тройство побережья, Турция перенесла центр своей подстре­кательской деятельности на Кубань и в предгорные районы — к горцам. Борьба вновь обострилась. Англия, опасаясь за свои позиции в Индии и прилегаю­щих к ней территориях Афганистана, а также Ирана и всего Ближнего Востока, оказывала Турции всевозможную помощь. Вновь оживилась пропаганда джихада (священной войны с неверными). Идеологией джихада стал мюридизм — мистичес­кое направление в исламе. Один из принципов мюридизма гласил, что мусульманин не может быть подданным иноверного монарха (имелось в виду православного царя). Во главе джихада встал имам — высший: духовный лидер. Таким лиде­ром стал Шамиль — талантливый, волевой и грозный правитель Северо-восточного Кавказа, претендовавший на власть над всеми мусульманами Северного Кавказа. Создаваемое им воинствующее госу­дарство получило название имамат, в котором власть Шамиля была объявлена священной. Он объединил вокруг себя многие черкесские племена, создав 20-тысячную армию. Восстание охватило Предкавказье, Чечню и Дагестан. В 1840-м году оно распространилось и в Адыгее. Набеги и нападения на русские гарнизоны участились. В 1844 г. командующим русской армией стал генерал граф Воронцов.

Среди горцев обострились социальные противоречия. Наместники имама — наибы превращались в феодалов, обла­гая подвластные племена поборами и повинностями. В результате массы бедных крестьян, поддерживаю­щих ранее имамат, стали отходить от него. Против Шамиля начались восстания: сначала в Аварии, затем в Дагестане, а в 1857 г. от имамата отпала Чечня. 1 апреля 1859 г. русские войска штурмом взяли центр тамильского движения — аул Ведено в горной Чечне. Шамиль с небольшим отрядом бежал в Дагестан, но и здесь не получил ожидаемой поддержки. 26 апреля 1859 г. в дагестанском ауле Гуниб Шамиль сдался в плен вместе со свитой. После пленения Шамиля национально-освободительное движение горцев пошло на убыль, однако адыги продолжали борьбу еще в течение 5 лет.

21 мая 1864 г. в урочище Кбаада был отслужен торжественный молебен, посвященный победоносному покорению Кавказа. На банкете того же дня наместник Императора на Кавказе Великий князь Михаил Николаевич провозгласил специальный тост за казаков Кубанского казачьего войска, что своими неустанными трудами и молодецкою храбростью способствовали к покорению Кавказа. Специальным рескриптом Александра II были учреждены крест и медаль за покорение Западного Кавказ.

Война официально закончилась. Началась кропотливая работа по обустройству новоприобретенной части Империи.

3. Социально-экономическое развитие Северо-Западного Кавказа.

Черномория в конце XVIII — первой половине XIX в. была районом экстенсивного скотоводства и коневодства. У линейных казаков скотоводство также было хорошо развито, но развитию скотоводства здесь мешали частые набеги горцев. Но и при таком положении скотоводство удовлетворяло потребности ка­зачества в их быту и на службе. На Кубани разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз. Черноморские лошади отличались необыкновенной выносливостью и силой и поэтому были одинаково пригодны и для кавалерии, и для артиллерии.

Крупный рогатый скот славился на юге России, это была мясная порода, вывезенная черноморцами из Запо­рожья. Овец черноморцы разводили непородистых, с грубой шерстью, но очень выносливых. Они давали мясо и шерсть и отличались высоким приплодом.Основная масса скота находилась в руках зажиточного казачества, у бедняков часто не было даже тягловой рабочей силы. Горские крестьяне также занимались разведением крупного и мелкого скота, феодальная знать — коневод­ством. У адыгов скотоводство было больше развито в предгорной степной полосе и на прикубанской низменности. Феодальная верхушка «аристократических» племен (князья, дворяне) владела огромными табунами лошадей, а также конными заводами. Горские же крестьяне имели очень мало лошадей или совсем их не имели.

Если в дореформенный период скотоводство было главной отраслью на Кубани, то земледелие в это время играло подсобную роль, Несмотря на наличие плодородной земли, в целом урожаи сельско­хозяйственных культур в Черномории получали невысо­кие. Низкая урожайность объяснялась тем, что земледелие велось без правильных севооборотов, с использованием залежной и переложной систем. Известный прогресс в обработке почвы наметился только в 50-е гг. XIX в., когда переложную систему постепенно стали заменять трех­польной. Переселенцы быстро перенимали опыт ведения сель­ского хозяйства у местных народов. Осваивались сроки посева, уборки различных хлебов, подбирали семена, приспособленные к местным условиям. На полях Черно­мории и Кавказской линии высевали озимые — пшеницу и рожь, из яровых культур — рожь, пшеницу, просо, гречиху, овес, ячмень, горох. Посевные площади под этими культурами быстро увеличивались, постепенно росла урожайность хлебов. В урожайные годы появлялись излишки хлеба, которые шли на продажу. В целом казачество на линии так же, как и в Черномории, выращивало хлеб для собственных нужд и только в урожайные годы продавало его излишки.

Адыги, проживавшие в Закубанье, с древнейших времен занимались хлебопашеством и накопили большой опыт ведения сельского хозяйства. Самой распространен­ной полевой культурой у них было просо, Высевали адыги также кукурузу, пшеницу, рожь, ячмень, овес. Наибольшее развитие земледелие получило у западных адыгов в горной зоне, где разводили фруктовые сады, огородные и бахчевые культуры. Население Кубани выращивало у себя и волокнистые культуры — коноплю и лен. Коноплю использовали для получения пряжи и масла, а лен в отличие от центральной части России использовали в основном для производства технического масла. В Кавказском линейном войске также высевали коно­плю и лен, из которых ткали полотно и вили веревки. Важное место в питании населения занимали овощные, плодовые культуры и картофель. Жителям Кубани была известна и культура картофеля, его сажали понемногу во многих хозяйствах. Урожайность картофеля значительно колебалась по отдельным годам из-за жары и нашествий саранчи. Но нее же посадки этой культуры постепенно росли.

Жители Кубани успешно занимались садоводством. Почти при каждой казачьей хате был небольшой сад. Для садоводства в Екатеринодаре был учрежден войсковой гад с питомником, в котором насчитывалось 25 тыс. кустов виноградных лоз и 19 тыс, фруктовых деревьев, вывезенных из Крыма.

Славились своими садами западные адыги, проживав­шие в горах Северо-Западного Кавказа. Урожайность фруктовых садов здесь была высокой, особенно яблок, груш. Выращивались и хорошие сорта винограда.

Промышленность на Кубани в дореформенный период развивалась медленными темпами. Промышленные пред­приятия и кустарные производства в районах Кавказского линейного и Черноморского казачьих войск были неболь­шими. Почти в каждой станице были свои кузнецы, плотники, столяры, каменщики, мельники, ткачи, портные и сапожники. Женщины пряли лен, пеньку, ткали сукно и холстину. Основным занятием закубанцев был вывоз строевого леса и изготовление на продажу разнообразных изделий из дерева: сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари Основная масса предприятий и заводов в Кавказском линейном войске и Черномории была представлена мас­лобойными, кожевенными, салотопенными, гончарными, пивоваренными, кирпичными, спиртокуренными, мукомольными и другими предприятиями. Ремесленники со­средоточивались главным образом в городах — Екатеринодаре, Ейске. В этих городах в 1857 г. имелось 5 салотопенных, 27 кожевенных, 67 маслобойных, 42 кирпичных, 3 гончарных и 1 пивоваренный завод. К общевойсковым промыслам казачества относилась добыча нефти и соли. Нефть Таманского полуострова использовалась в дореформенный период очень слабо. Важное значение для казачества Кубани имела добыча соли. Соль была необходима для рыбных промыслов, она была предметом меновой торговли с горцами и за счет ее продажи пополнялся доход войсковой казны. Добывали соль в озерах специальные казачьи команды. На Кубани, имеющей на своей территории многочис­ленные реки и выход к Черному и Азовскому морям, успешно развивались рыболовные промыслы. В первой половине XIX в. Кубань постепенно вовле­калась во всероссийский рынок, ее торговля осуществ­лялась через меновые дворы, ярмарки, базары, лавки. Адыги и ногайцы Кубани в конце XVIII — первой половине XIX в. находились еще на стадии раннего феодализма с патриархально-родовыми пережитками. От кочевого образа жизни ногайцы в первой половине XIX в. постепенно начали переходить к оседлости.

4. Культура и быт казачества и адыгов в 18-19 вв.

На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу осо­бенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уни­кальным регионом, где элементы традиционной восточно-украинской куль­туры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и се­веро-западная часть края — Черномория, первоначально заселялась в основ­ном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так на­зываемые линейные) — русским населением.

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые по­стройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или ка­мышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными кар­низами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских ста­ницах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине ХIХ — начале XX в. широко распространились и круглые дома. Их строили руб­леными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», — дере­вянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась доб­ротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­ги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с се­ребряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, хо­дили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубо­ким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин истеганые на вате бешметы.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей — шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточ­ки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-ба­сочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухля­ми, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объе­му шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гару­сом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принад­лежностью женского костюма была нижняя юбка — «спидница».

Второй по численности группой коренного населения области были ады­ги — черкесы. По окончании Кавказской войны перед правительством остро стал вопрос об интеграции адыгских народов. в государственный организм. С этой целью началось переселение горцев на равнину. Однако процесс этот был сложным и нередко болезненным. Трудно изживались некоторые тради­ции (например. ското- и конокрадство). В ответ на угоны скота накладыва­лись штрафы на то общество, к которому вели следы, что вызывало недо­вольство горского населения. Однако в целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в разви­тии системы образования в среде горцев.

Горские школы просуществовали с 1859 г. вплоть до начала XX в. Цель их создания была в приобщении горцев к образованию и просвещению, под­готовке управленческих кадров из местной среды. Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Цен­тральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-йкласс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским.

Благотворно сказалось заселение равнинной зоны горцами на развитии бытовой культуры. Планировка домов в адыгских аулах стала более упорядо­ченной, в селениях появились улицы, покрытые гравием. В центре аула стали строить лавки и общественные здания, постепенно исчезали рвы и плет­ни, окружавшие селения горцев в годы войны. В целом российские власти всячески стремились к распространению в среде адыгов новых строитель­ных традиций, что способствовало появлению в адыгских жилищах потолка, застекленных окон, одностворчатых дверей из досок, крепившихся петлями. В обиходе появились русские фабричные изделия: железные кровати, сту­лья, шкафы, посуда (в том числе самовары), керосиновые лампы.

Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народ­ное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь глав­ных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и моральные нормы оставались для адыгов второй половины ХIХ-начала XX в. об­разцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благо­родства, верности в дружбе.

Безусловно, развитие грамотности, обогащение традиционной культуры заимствованиями благотворно сказывалось на развитии взаимопонимания горцев и казаков. Русская администрация стремилась поднять завесу, скры­вающую склад прав и обычаев этих народов, заглянуть в их внутреннюю жизнь.

Процесс культурного влияния был двусторонним. Казаки перенимали не­которые бытовые традиции у адыгов. Так, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашнего скота, ставили плетеные изгороди, использовали обмазанные глиной плетеные ульи для пчел, заимствовали некоторые элементы в формах керамической посуды.

Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одеж­де казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образо­вавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой — бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка — прямые заимствова­ния у адыгов.

Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатери­нодар оставался центром общественно-политической и культурной жизни. Все большую роль начинают играть местные культурные центры Новорос­сийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них появлялись просветительские и обще­ственные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культур­ному общению. Получила развитие музыкальная и театральная жизнь, изда­вались новые газеты и журналы. С 1860-х гг., после окончания Кавказской войны была сформирована сеть учебных заведений, в результате обществен­ной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, экономисты, географы.