Ваххабит

Ваххабизм

Приведенные здесь вопросы были заданы Ш. Аляутдинову в конце 1990-х — начале 2000-х гг. через сайт umma.ru.

Кто такие ваххабиты и как нам к ним относиться?

«Ваххабизм» на территории бывшего Союза — это очередное слово из списка необычных явлений для российского обывателя, которое привлекает внимание и придает определенный эффект разговору. Советую сторониться как самого термина, так и явления вообще.

На сегодняшний день есть крупные организации, которые во весь голос стараются заявить о том, что борются с «врагом Ислама» — ваххабизмом. Другие, чтобы привлечь внимание к своей личности, также начинают называть себя борцами за веру, но уже «облачаясь в доспехи» того «раскрученного» СМИ слова, синонимом которого в сознании обычных людей является экстремизм и бандитизм. Все это из разряда создания образа врага, для борьбы с которым необходимо приложить максимум сил и привлечь большое количество государственных или спонсорских средств. СМИ нужны громкие слова и сенсационные заявления для того, чтобы держать народ в напряжении и концентрировать на себе людское внимание. Во всем том, что связано с оговариваемой нами темой, данного рода заявления существуют по обе стороны баррикад. В этом суть всех тех «мыльных пузырей», которые столь многочисленны в сегодняшних реалиях.

Слово «ваххабизм» вы крайне редко встретите в религиозной терминологии. В основах исламского законодательства отсутствуют мнения такого течения, как ваххабизм. С самой религией этот термин мало связан. У нас есть Коран, у нас есть Сунна. У нас есть ученые, труды которых основаны на Коране и Сунне, мнения их далеки от политики и межклановых разбирательств. Трактаты свои они писали не для того, чтобы организовать какие-то религиозные течения или политические партии. Целью их было проанализировать, сопоставить и взаимодополнить, чтобы облегчить понимание Корана и Сунны, сделать их доступными и практикуемыми.

Ваххабизм — термин, который особенно для России является больше политическим, чем богословско-правовым. Обычно ваххабитами в российской практике называют радикально настроенных мусульман, однако нередко это слово употребляют в отношении всех религиозно-практикующих верующих.

В мировой практике если такой термин и применяется, то к тем, кто пропагандирует идеи Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваххаба, жившего в XVIII веке в Саудовской Аравии и написавшего актуальный для того времени и той местности труд о разновидностях многобожия с призывом к Единобожию.

В арабских богословских словарях (Му‘джаму люгати аль-фукаха’ , Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан ) такой термин, как «ваххабизм», вообще отсутствует.

Современный толковый словарь арабского языка (аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси ) дает следующую формулировку: «Аль-ваххабийя (ваххабизм) — это призыв к очищению религии от примесей и пороков (многобожия), с которым выступил Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваххаб в XVIII веке на территории Аравийского полуострова. Некоторые объявляют ‘Абдуль-Ваххаба английским шпионом. Его действия, как они говорят, привели к тому, что Аравийский полуостров постепенно начал выходить из-под контроля Османского халифата и попал под влияние англичан через приход к власти правящей по сей день семьи ас-Су‘уд, от которой и происходит название государства Саудовская Аравия. Мухаммад ибн Су‘уд поддержал Ибн ‘Абдуль-Ваххаба на государственном уровне».

Истина же положения дел того времени ведома только Всевышнему. Что касается сегодняшней ситуации, то политика сепаратизма и объявления войн, обвинения в неверии для захвата чужого имущества или посягательства на жизнь другого — все это экономика в связке с политикой, борьба за первенство, грязный способ заработать как можно больше. Религия Творца высока и далека от всего этого.

На территории РФ и стран СНГ идеи Ибн ‘Абдуль-Ваххаба часто используются молодежью и противопоставляются обычаям, имеющим религиозную основу, но потерявшим четкость ее выраженности за годы правления советской власти. Зачастую под слепой приверженностью к идеям с противопоставлением их всему остальному скрывается юношеский максимализм.

И последнее. Не следуйте за теми, кто приписывает себе избранность и говорит, что его путь — это единственно верный. Путей к тому, чтобы Всевышний Творец был нами доволен, много.

Какого мазхаба придерживаются последователи накшбандийского тариката? И что можно сказать человеку, который разделяет мусульман только на суфиев, восторгающихся своими шейхами, и ваххабитов? То есть если я начинаю не соглашаться с позициями последователей этого тариката, то меня тут же причисляют к ваххабитам.

Разделение всех на «ваххабистов», «саляфитов» и «тарикатистов», «суфистов» — это типичное невежество, распространившееся в самых разных формах на территории бывшего Союза в результате продолжительного отсутствия (в коммунистический период) квалифицированного религиозного просвещения. На протяжении семидесяти с лишним лет активно пропагандировали атеизм, существовали целые институты, научные направления, на что тратились колоссальные народные денежные средства. Теперь мы пожинаем плоды той ограниченной односторонней информированности, взгляда на мир через одно-единственное окно.

Есть крайности, но имеется и золотая середина. Так вот, именно ее в советский период вырезали и уничтожили, дабы набожность и религиозность полностью потеряли привлекательность в глазах просвещенной части общества, особенно в следующем поколении. Сегодня она (золотая середина) постепенно, с трудом, но все же восстанавливается по воле Творца.

Что касается тасаввуфа (суфизма), как и радикализма вперемешку с юношеским максимализмом, облаченными в религиозные доспехи, то советую избегать крайностей и категоричности в суждениях, работать над собой и не выискивать недостатки у других. Помните: малоопытные люди быстрее замечают пестрое, яркое и неординарное, поэтому на первых этапах личностного становления они отдают предпочтение внешнему, бросающемуся в глаза.

Что касается накшибандийского тариката, то мазхаб последователей данного духовного пути и какого-либо из его ответвлений зависит от того, где они географически обитают или откуда родом, так как тарикат определяет специфику духовного роста, а мазхаб — нормы религиозной практики.

Я сам проживаю в Москве и имею много знакомых из числа тех, кто регулярно посещает мечеть. Среди них есть люди различного уровня, как религиозного, так и светского образования. В результате многолетнего общения я обнаружил, что каждый воспринимает Ислам по-своему. Нормально ли это?

Относительно того, что «каждый воспринимает Ислам по-своему», то это очень даже правильно подмечено. В зависимости от среды, в которой человек вырос, от образования, которое он получил, в зависимости от кругов, в которых он общается и живет, его сознание приобретает специфическую и индивидуальную форму. Географическое местонахождение влияет на стиль одежды, рацион питания, нормы взаимоотношений и т. д. Однако то, что установлено Кораном и Сунной, то есть стержень основ веры и религиозной практики, является неизменным до Конца Света, и эта неизменность объединяет последователей пророка Мухаммада во многих вопросах.

Разногласие часто возникает по следующим причинам:

1. Человек недостаточно осведомлен по тому или иному вопросу.

2. Получаемая им информация противоречит устоявшимся традициям в той или иной местности, которые когда-то были основаны на первоисточниках, однако с течением времени претерпели изменения.

3. Отсутствуют необходимые критерии и знания о первостепенности и второстепенности, обязательности или желательности того или иного.

4. В Исламе есть вопросы, ответы на которые однозначны и единодушно утверждены учеными, а есть те, по которым допускаются различия во мнениях, разные толкования и подходы (иджтихад).

Первая причина распространена в российской среде. Знания приобретаются поэтапно, а где-то частями, урывками, поэтому кто-то берет за основу одну часть, кто-то — другую. Умение сопоставлять их с частичным взаимоисключением и дополнением приходит только после приобретения широкого спектра знаний, основанных на том опыте, который стал наследием мусульманских ученых, изучавших Священный Коран и Сунну. Например, человек прочитал достоверный хадис, присутствующий в сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима, в котором Пророк сказал: «Кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Единственного Господа, и что Мухаммад — раб и посланник Божий, что Иисус — раб Божий и Слово Господне, низведенное Марьям (Марии), что Ад и Рай истинны, того Всевышний введет в Рай». А другой верующий прочитал достоверный хадис: «Между человеком и неверием — оставление молитвы». Умение сопоставить эти два хадиса достаточно важно, так как по неграмотности и недостаточной компетентности некоторых, даже тех, которые являются носителями арабского языка, можно ввести людей в глубокое заблуждение.

Второй пункт касается старшего и молодого поколений. Старшее поколение сберегло веру отчасти тем, что заложило ее в национальные традиции, некоторые из них на первый взгляд не соответствуют требованиям религии. Молодое же поколение читает книги, которые переведены порой подстрочно с арабского и зачастую не имеют соответствующих комментариев.

Что касается третьего пункта, то это происходит только от недостаточности знаний и жизненного опыта. Молодежь, идя на поводу юношеского максимализма, хочет взвалить на себя все и сразу. Поэтапное просвещение даст свои результаты, а жизненный опыт и мудрость станут причиной более легкого понимания друг друга.

Не нужно усложнять себе жизнь, ведь религия — это облегчение, а не усложнение. Мы должны понять великую ценность для нас всего, что является обязательным, и никогда не забывать о безграничном вреде того, что относится к явно запретному. Нам не указывают, чтобы мы не пользовались электричеством, не надевали костюмы, не ездили на машинах… Нам сказано, чтобы мы не расточительствовали, не сквернословили, а были высоконравственны, помнили о благодарности Господу и помогали друг другу в благом и праведном. Если мы будем более строги к себе и снисходительны, гибки, деликатны при общении с другими, то добьемся значительных результатов, нежели если станем с умным видом доказывать «безоговорочную истинность» своих взглядов, воззрений, а также трактовок и формулировок, давая волю эмоциям и полагаясь на утверждения того, кто якобы является знающим, либо искажая слова по-настоящему грамотного человека.

Каково ваше отношение к так называемым саляфитам?

Это очередное богословское нововведение, новоявленное течение. Утверждение некоторых, что «именно они следуют сунне Пророка», «чистому Исламу» или «чистому Тавхиду», ошибочно.

Не стоит забивать себе голову тем, какие принципы положены в основу того или иного течения. У нас, верующих, есть Коран и Сунна, нам не нужно домыслов представителей других учений, а тем более тех, которые заявляют о себе как об идущих единственно верным путем.

В соблюдении же религиозной практики станьте приверженцем того мазхаба из четырех классических, общие положения которого вы разделяете: мнения всех четырех мазхабов, включая те, в которых они различаются, соответствуют Сунне Пророка.

Замечу, что сказанное мною категорически не должно стать причиной для появления неприязни или недовольства в адрес кого-либо. Даже если какой-то мусульманин ходит на голове, утверждая, что «так завещал Пророк», он не должен становиться противником, а тем более врагом: он так понял, ему так кажется, ему так сказали… Если он способен к анализу и развитию, то со временем поймет и найдет более верный путь. Тогда вы станете с ним хорошими друзьями, ведь не стали до этого врагами.

Хочу задать вопрос, который меня очень волнует. Мусульмане сейчас раскололись на тех, кто думает, что Аллах на небе, и тех, кто думает, будто Аллах вне пространства. Подобный вопрос уже задавался вам, но ваш ответ был расплывчатый, неоднозначный. Если можно, дайте мне четкий ответ. Играм.

Всевышний Творец трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем. Человек в рамках этой жизни своим ничтожным разумом не сможет понять, где Господь и как Он выглядит. Не стоит на этом акцентировать внимание, это опасно.

Уважаемый Шамиль Рифатович, как вы относитесь к критике ваших утверждений на мусульманских сайтах (не относящихся к экстремистским)? Что это — травля, желание почивать на чужих лаврах или что-то другое? Я сама вас лично уважаю. Альфира.

Почему вы не реагируете на аргументированную хадисами и аятами критику в ваш адрес, утверждающую, что вы дозволяете запрещенное и сами лично не следуете сунне, к примеру, не носите бороды? Джамал.

В русскоязычном Интернете, особенно последние примерно 15 лет, активно работают несколько радикальных группировок, которые в том числе вербуют людей в горячие точки не только России, но и мира. Последние лет 8 (с начала 2000-х гг.) я пишу статьи, исследования, которые разрушают их идеологию. Но делаю это без прямого вступления с ними в информационный конфликт. Кстати, основной книгой, в которой были собраны подобные статьи, является первое издание данной книги — «Все увидят Ад». Появление книги очень сильно раздражало и раздражает их, а потому ими были написаны статьи, якобы дискредитирующие меня и перечисляющие мои «ошибки».

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Перечитайте о симплементарных и дуплексных мыслителях в материале «Разве вы не разумеете?» данной книги.

По мнению известного теолога аль-‘Иракы, второй хадис является достоверным (св. х. Муслима и др.). В хадисе имеется в виду случай, когда человек уверовал, осознал важность и обязательность ежедневного пятикратного намаза, но, начав соблюдать молитвенную практику, через некоторое время прервал ее. Согласно единодушному мнению богословов, тот, кто не соблюдает молитву, отрицая ее обязательность, не уверовал в Господа. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар . В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 313, 314.

В то же время есть хадисы о том, что человек, «хоть на вес пылинки» уверовавший в Единого Бога и Мухаммада как Его посланника, когда-либо, но попадет в Рай по милости Господа:

– «Какой бы раб Божий ни засвидетельствовал о том, что нет бога, кроме Единого Творца, и что Мухаммад — раб Его и Посланник, сделав это с искренностью в сердце, Господь непременно удалит его от Ада» (хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и Муслима);

– «У каждого из пророков была мольба, которая не отвергалась Господом. Я же, — говорил пророк Мухаммад, — оставил ее на Судный День, чтобы использовать для заступничества (шафа‘а) за своих последователей. И если пожелает Аллах, то заступничество охватит всех, кто умер с верой в Единого Господа, не обожествляя кого- или чего-либо иное» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима).

Но ни в коем случае нельзя забывать и о других словах Пророка: «Кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Единого Господа, и что Мухаммад — раб и посланник Божий, что Иисус — раб Божий и Слово Господне, низведенное Марьям (Марии); что Ад и Рай истинны, того Господь введет в Рай на основе деяний его» (хадис от ‘Убады ибн ас-Самита; св. х. аль-Бухари и Муслима). Человек, уверовавший в Бога, должен подкрепить свою веру конкретными делами: воспитанностью, ощущением ответственности, усидчивостью, исполнением обязательных положений религиозной практики и т. д.

«Вне всяких сомнений, расточительные являются братьями Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) оказался абсолютно неблагодарным своему Господу » (Св. Коран, 17:27).

«Верующие, сторонитесь подозрений (негативных размышлений) . Воистину, некоторые размышления греховны! Не шпионьте . Не злословьте в адрес друг друга . Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего ?! Вам ведь противно это?! Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Он Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 49:12).

» оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше . Но если вы будете неблагодарны , знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

Ваххабизм – это религиозно-политическое течение, которое возникло в середине XVIII века в суннитском исламе. В основу его было положено учение Мухаммада аль-Ваххаба, который призывал очищать ислам от различных новшеств, в частности, культов пророка Мухаммеда и исламских святых, почитания шейхов. Основатель учения развил до крайности положения жесткого мазхаба, согласно которому женщины должны носить паранджу, лишены права посещать мечеть и получать образование. Кроме настойчивых призывов строго соблюдать все нормы шариата, ваххабиты также выступали против роскоши и развлечений, а также за введение единой социально-уравнительной системы.

Подобные призывы позволили советскому ученому А.Васильеву назвать их «пуританами ислама». При этом главная отличительная черта ваххабитов заключается в агрессивном радикализме не только по отношению к немусульманам, но и к представителям мусульманского мира. Ваххабиты настаивают на том, что настоящий мусульманин должен постоянно находиться в джихаде, то есть постоянно вести войну за веру с представителями других религий и мусульманами, которые не поддерживают их взглядов (как правило, таких мусульман называют многобожниками). Таким образом, по утверждению ваххабитов, традиционные мусульмане должны либо стать ваххабитами, либо умереть.

Начало политической истории ваххабизма было агрессивным, приверженцы учения начали борьбу за ослабление Османской империи. Первой жертвой ваххабизма стал Йемен. На захваченных территориях местное мусульманское население насильно обращалось в ваххабизм. Таким образом, была нарушена основа ислама – ненасильственный призыв к единому богу и веротерпимость.

После этого ваххабиты приступили к миссионерской деятельности, которую проводили в племенах, населявших территории возле Медины и Мекки. Туда были отправлены ваххабитские эмиссары, основная задача которых заключалась в том, чтобы любыми способами и средствами добиться поддержки авторитетных мусульманских ученых (это было необходимо для внедрения в жизнь политических намерений ваххабитов).

Медина и Мекка были выбраны неслучайно. Дело в том, что исторически они были связаны с именем пророка Мухаммеда, потому в случае получения определенного влияния среди местного населения давало ваххабитам идеологическую поддержку в мусульманском мире. Таким образом, была подорвана еще одна черта ислама – любовь и уважение к пророку Мухаммеду.

Мусульманское сообщество расценило деятельность ваххабитских эмиссаров, как вероотступничество, поэтому было принято решение всех тех, кто находился в Мекке и Медине, взять под стражу. Кроме того, ваххабитам было запрещено совершать паломничество к исламским святыням. Все эти решения принимались в годы правления Масуда Ибн Саида, с именем которого связаны первые репрессивные мероприятия по отношению к ваххабитам.

Таким образом, сторонники учения потеряли возможность достичь своих целей мирным путем. Все это привело к тому, что в 1785 году они совершили нападение на племена, находившиеся возле Мекки. Власти города оказались втянуты в войну, потому как выступили на защиту своих граждан. Однако весьма сложная экономическая и политическая ситуация, которая в то время наблюдалась в Аравии, привела к тому, что некоторые племена начали переходить на сторону ваххабитов, опасаясь расправы или соглашаясь на вознаграждение. В саму Мекку ваххабиты откладывали вход несколько раз, поскольку опасались сопротивления со стороны паломников.

Когда же период паломничества (Хаджа) подошел к концу, ваххабиты сумели войти в город, причем взяли его без боя, поскольку правитель Голиб Ибн Мусаида не хотел допустить кровопролития в священном месте. Более того, перед вступлением ваххабитов в Мекку, он даже подписал с ними соглашение о ненападении. Однако в 1800 году город был полностью блокирован, там начался голод. Не выдержав страданий горожан, правитель принял решение подписать мирный договор с захватчиками.

В том же 1800 году ваххабиты захватили Медину. Первое, что было ими сделано – разграблена комната, в которой находилась могила пророка Мухаммеда. Священные города находились под контролем ваххабитов на протяжении семи лет. В этот период времени они занимались разрушением куполов над могилами, разграблением священных мест, запрещали читать хвалу пророку. Кроме того, они также пытались ввести в мусульманском мире новые традиции, в частности, заставить брить головы не только мужчин, но и женщин. Все это не могло не вызвать протеста со стороны населения захваченных городов.

В 1806 году Османская империя взяла курс на укрепление власти. Одним из признаков того, что политическая ситуация начала меняться к лучшему, был указ Махмуд-хана II, согласно которому Мухаммад Али-паша (наместник в Египте) был наделен полномочиями собрать армию, чтобы оказать достойный отпор ваххабитам. Возглавил армию сын египетского правителя Тусун-паша. Первым достижением армии стало освобождение города Юмбу. Тем не менее, на этом успехи и закончились, потому что воины плохо знали местность, а полководцы допустили некоторые тактические просчеты.

В 1807 году против ваххабитов выступил сам правитель Египта, который сумел освободить города Аль-Хадида и Ас-Софра, избежав вооруженных столкновений, и действуя исключительно политическими и тактическими методами (выплачивал денежное вознаграждение тем бедуинам, которые поддерживали его). Кроме того, благодаря тесному взаимодействию с правителем Мекки Голибом была освобождена Медина. После этого войска вошли в Джидду, а ваххабиты во главе со своим лидером Саудом покинули Мекку и скрылись.

В 1809 году был арестован, а затем и казнен мединский лидер ваххабитов Мубарак Ибн Мадыян. Ваххабитский лидер Сауд умер в 1809 году, на его место стал его сын Абдуллах Ибн Сауд, который в 1815 году был взят в плен и казнен. Так тогда закончили свой бесславный путь те, кто стал на путь лжи, обмана и насилия.

Что касается современного этапа существования ваххабитов, то они имеют очень мало общего с последователями аль-Ваххаба. И зарождение ваххабизма как новой религиозно-политической силы, произошло относительно недавно. Тем не менее, современный ваххабизм отличается большей жестокостью и агрессивностью. Среди преступлений, которые совершили и совершают сторонники учения, можно назвать отправку террористов в различные уголки мира, легитимизацию убийств, причастность к терактам, провокации конфликтов и войны между этническими группами, кланами и религиозными толками.

Несмотря на такой немаленький список преступлений, правящий режим Саудовской Аравии продолжает поддерживать его. Таким образом, на сегодняшний день, ваххабизм можно считать не просто религиозным учением – это скорее политический инструмент, которым пользуется семейство Сауда. Внедрение ваххабизма, по большому счету, стало возможным благодаря богатству и влиянию семейства, которое правит в Аравии, поэтому и дальнейшее существование учения тесно связано с сохранением правящего режима Саудовской Аравии.

Существующий в стране режим – это абсолютная монархия семейства Сауда. Почти все государственные посты занимают представители этого клана, потому вся иная религиозная деятельность жестоко подавляется. Ваххабизм настолько глубоко проник в саудовские структуры, что охватил даже систему образования и судопроизводство. Ваххабиты, помимо контроля над основными мусульманскими храмами в Медине и Мекке, распространяют свое учение через определенные организации, в частности, Организацию великих улемов, Организацию связей исламского мира, Организацию отвращения от зла и поощрения к добру.

При этом остальные религиозные учения, и шиитские, и суннитские, не имеют никаких возможностей проводить свою агитацию. Более того, любая религиозная деятельность, помимо ваххабитской, в стране запрещена. Сектантская фанатичность и религиозный догматизм ваххабитов стали причиной экстремизации ваххабизма.

Главным инструментов ваххабитской агитации являются средства массовой информации. Существует несколько телеканалов, которые занимаются агитацией ваххабизма. Они, как правило, проклинают прочие мусульманские учения, изображая ваххабитов, как настоящих приверженцев ислама. В международном масштабе пропаганда ваххабизма осуществляется через канал «аль-Арабия». Несмотря на то, что внешне он имеет исключительно информационный характер, львиная доля программ, которые транслируются по данному каналу, направлены на то, чтобы очернить движения, оппозиционные ваххабизму, в частности, исламское сопротивление в регионе и исламскую революцию в Иране.

Помимо телевидения, ваххабиты также успешно используют всемирную сеть. На данный момент существует несколько тысяч Интернет-ресурсов, которые пропагандируют ваххабитское мышление. Кроме того, в стране существует 6 крупнейших библиотек, которые принадлежат ваххабитам, а также более ста типографий и издательств. Большинство публикаций, которые осуществляются в них, направлены на очернение в весьма оскорбительной и грубой форме оппозиционных толков. Вся эта литература распространяется практически бесплатно, как на территории Саудовской Аравии, так и за ее пределами.

Необходимо отметить, что семейство Сауда имеет тесные явные и секретные связи с западными государствами, в частности, с Великобританией и Соединенными Штатами Америки. Для Запада такой откровенно прозападный режим, который сложился в Саудовской Аравии, в ближневосточном регионе, означает большие выгоды. Ваххабизм имеет большую культурную и этническую общность с арабскими народами, а потому может оказать помощь в реализации американских амбиций в регионе, и навязать волю американского руководства арабскому миру.

Благодаря активной поддержке Америки псевдоисламское учение постепенно завоевывает весь мусульманский мир. Ваххабиты, воспользовавшись политическими кризисами нескольких последних десятилетий, завоевали большую популярность в таких государствах, как Пакистан и Афганистан, в частности, в наиболее экстремистских слоях населения. Группировки ваххабитов под видом политической партии периодически проникали во власть, иногда прибегали к террористической деятельности, а иногда – занимались воплощением в жизнь программ культурной агитации. Большинство ваххабитского пакистанского духовенства обучалось в Аравии, что помогло им занять высокие государственные посты в своей стране.

Кроме того, саудовское посольство и представительства в Пакистане регулярно занимаются поддержкой деятельности сектантских группировок, привлекают к обучению большое количество пакистанской молодежи к обучению в своих учебных заведениях, а также финансируют террористические организации. В Афганистане при поддержке Саудовских ваххабитов было создано экстремистское движение «Талибан», на поддержку которого на протяжении только 1992-1994 годов было потрачено порядка 2 млрд. долларов.

Ваххабиты также пытались проникнуть в Египет, однако существующее там движение «Братья-мусульманы» не позволило им сделать это. На Северном Кавказе и в Центральной Азии несколько лет назад появилось движение, получившее название «ваххабитский халифат». Активное участие в его создании принимала Саудовская Аравия, которая оказывает поддержку экстремистским северокавказским группировкам деньгами и оружием.

Саудовское правительство очень обеспокоено внешней демонстрацией своей жизни. Они всеми силами стремятся создать Халифат, но вот истинных мусульман для этого у них маловато, а в средствах массовой информации все чаще появляется информация о жестокости и насилии в мусульманских семьях.

Так, в конце прошлого года на одном из телеканалов появился репортаж о задержании видного религиозного проповедника по подозрению в издевательствах над своей пятилетней дочерью, в результате чего девочка умерла. У ребенка были диагностированы переломы руки, черепа, многочисленные ожоги и ушибы. Медицинское заключение содержит также информацию о том, что девочку пытали с помощью кнута и электрического тока.

Немного раньше тот же канал сообщал о том, что был арестован салафит, который соблазнил более тысячи женщин, а затем шантажировал их фотографиями, вымогая деньги и драгоценности. Одна из женщин не побоялась донести на мужчину. Самое поразительное – это то, что он и ранее задерживался по подобным обвинениям, однако его отпускали, потому как по законам шариата мужчина всегда прав. К слову сказать, в тех государствах, где женщины сильно ограничены в правах и обязаны носить паранджу, уровень насилия в семьях наиболее высокий. К примеру, в Афганистане эта цифра достигает 87%, в Пакистане – 90%, а в Саудовской Аравии подобные опросы вообще запрещены.

Тем не менее, местная исследовательская группа Ашарк Аль-Аусат обнародовала данные, согласно которым уровень насилия в семьях Саудовской Аравии постоянно растет. А все потому, что в ваххабитских семьях женщина лишена права голоса, она не имеет права подавать на развод, получать наследство, получать образование и путешествовать, водить автомобиль. Все это и приводит к тому, что примерно 95% женщин, которые проходят лечение в психиатрических клиниках страны, страдают от жутких депрессий и фобий.

Конечно, то, что происходит в семье, можно скрыть от посторонних глаз. Но вот всю ту жестокость, которая происходит в общественной государственной жизни, скрыть просто невозможно. Жестокость и бесчеловечность ваххабизма проявляется буквально во всем. Так, к примеру, в 2002 году, когда в Мекке в одной из закрытых женских школ начался пожар, полицейские запретили эвакуировать девушек из горящего здания, мотивируя это тем, что они «неподобающе одеты». По словам ваххабитов, все, кто приблизится к девушкам, совершит большой грех. В итоге 15 девочек-подростков сгорели заживо, а еще более 50 получили серьезные ожоги и травмы.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему подобные действия руководства Саудовской Аравии никак не критикуются международным сообществом? А ответ очень прост – это государство является стратегическим партнером Америки. А поскольку все мировые критиканы находятся под контролем США, то и все нарушения прав человека «не замечаются». При таком раскладе очевидно, что если ваххабизм является вполне нормальным явлением для Саудовской Аравии, то в скором времени он может стать вполне нормальным и для остального мира.

Примечательно, что даже российское руководство, даже после того, как страна пострадала от деятельности ваххабитов (достаточно вспомнить Чечню, Дагестан, теракты в Москве и Волгодонске) никак не решается назвать секту экстремистской организацией. А ведь именно под ее знаменами в настоящее время совершаются наиболее жестокие и кровавые преступления.

Еще одним государством, в котором на государственном уровне поддерживается ваххабизм, и которые активно поддерживается американцами, является Катар – небольшое государство, которое несмотря на свои небольшие размеры, считает себя чуть ли не лидером арабского мира. Катар занимался финансированием терроризма на Северном Кавказе, поощряя тем самым чеченскую войну. Кроме того, Катар был одним из основных источников финансирования «воинов джихада».

Катар – это, в первую очередь, огромные амбиции и представление себя как продолжателя дела аль-Ваххаба, радикальная ваххабитская идеология, тесная дружба с «Братьями-мусульманами», большие финансовые ресурсы, обида на более развитых арабов, причастность к международной террористической деятельности, стремление обойти Саудовскую Аравию в плане лидерства в арабском мире, а также мощная пропаганда ваххабизма при помощи «Аль-Джазиры».

Несмотря на то, что Катар не являлся инициатором «арабских войн», тем не менее он принимал активное участие в подготовке этих конфликтов и оказывал помощь в создании необходимых условий для разжигания восстаний. Так, на протяжении 2008-2010 годов государство активно финансировало американские программы по подготовке лидеров в вопросах механизмов организации и проведения демонстраций и митингов, сбору денежных средств.

Таким образом, ваххабизм стал официальной идеологией исламских государств – Саудовской Аравии и Катара. Ничего общего с классическим суннизмом он не имеет. У ваххабитов существуют свои доктрины и особые обряды, которые противоречат положениям ислама, они свободно изменяют высказывания пророка Мухаммада. Ваххабизм, по сути, фокусирует религию на воинственности и политике. Это история коррупции, политического шантажа и обмана. Это радикализм и экстремизм. И даже несмотря на то, что ваххабитов в мире не так много, они очень опасны, потому как хорошо организованы.

/Валерий Бовал, topwar.ru/

История народов Северного Кавказа

На Северном Кавказе рост числа приверженцев ваххабизма наблюдался в конце 1980 – начале 1990-х годов, особенно в Дагестане и Чечне. На начальной стадии распространения ваххабизма на Северном Кавказе преобладала общая просветительская и благотворительная деятельность. В конце 1990-х гг. ваххабитами-радикалами создавались религиозно-политические структуры и вооруженные формирования.

Что такое ваххабизм. Основателем этого сравнительно молодого течения в исламе (оно зародилось в XVIII веке) стал арабский теолог Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб. Если вкратце, то ваххабизм не является самостоятельным учением. Это составная часть фундаменталистского религиозно-этического направления суннитского ислама — салафии, возникшего еще в XIV веке. Для ваххабитов есть только один Бог, а для «неверных» неизбежен «джихад» — всех, кто не разделяет верований этих радикальных исламистов, «правоверные», руководствуясь заветами Ваххаба, должны убивать.

Ваххабизм — это определенный набор идей, основанных на исламе, который сводится к крайней нетерпимости к иноверцам и инакомыслящим; традиционный мусульманин уживается с представителем иной религии, ваххабит — никогда.

Ваххабизм на Северном Кавказе

В конце 80-х-начале 90-х годов ваххабиты начали активно осваивать постсоветское пространство, в особенности Северный Кавказ. Главным образом, эта идеология насаждалась из Саудовской Аравии, где ваххабизм — государственная религия. Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария — в этих регионах ваххабистские течения существуют и сегодня, но они уже не имеют ярко выраженного влияния.

Ваххабизм появился и начал свое распространение на Северном Кавказе отчасти благодаря религиозному кризису, характерному в период распада СССР как для ислама, так и для христианства (в постсоветском пространстве, в больше степени для православия). Однако, это не было единственной и, что самое важное, основополагающей причиной для закрепления этого течения на этой территории. Также некоторые Западные державы, хотели использовать как некий «пороховой заряд», который должен был взорвать кавказские республики изнутри.

Активное участие в обеих Чеченских кампаниях принимали наемники-арабы и другие иностранцы. У определенных исламистских и западных государств существовал стратегический план по отделению территорий Северного Кавказа от России – это регион всегда вызывал интерес и как транспортная артерия, и как кладезь природных ресурсов.

Арабские, чеченские и дагестанские ваххабиты имеют прямое отношение к организации и проведению вторжения в Дагестан в 1999-м году. Ранее они заявили о себе в крупном боестолкновении в районе ущелья Урыш-Мурды (1995-й год), при уничтожении колонны российского мотострелкового полка. Расследование терактов, потрясших в конце 90-х Москву, Буйнакск и Волгодонск, доказывают прямое участие ваххабитов в организации и проведении данных кровавых акций. Дагестанские селения Карамахи и Чабанмахи в 1998 году также стали известны широкой общественности как оплоты ваххабизма.

В частности, на территории Буйнакского района Республики Дагестан в 1998-1999 гг. существовал ваххабитский автономный анклав, известный как Кадарская зона (или Отдельная исламская территория). В анклав, располагавшийся в Кадарском ущелье, входили села Карамахи (с населением около 5000 человек), Чабанмахи, Кадар и Ванашимахи. «Отдельная исламская территория» была уничтожена в результате масштабной войсковой операции регулярной российской армии 29 августа — 13 сентября 1999 года, вскоре после отражения федеральными силами РФ вооруженного вторжения отрядов Хаттаба и Басаева в Дагестан. Операция по ликвидации ваххабитского анклава проводилась с активным применением реактивной артиллерии, боевой авиации и бронетехники, в результате чего были полностью разрушены 1850 домов местных жителей.

19 сентября 1999 года в Дагестане был принят Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», запретивший пропаганду идеологии и практику ваххабизма в республике. Аналогичные законы в настоящее время приняты в Ингушетии и Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечне. Однако ни в одном из этих законодательных актов не содержится конкретного упоминания признаков ваххабизма.

Ваххабизм (от араб. الوهابية‎‎) — течение в Исламе, которое появилось в 18 веке. Суннитские ученые сразу же признали её как заблудшую секту, раскалывающую и разрушающую Ислам изнутри. Ваххабизм назван от имени основателя самой секты Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ат-Тамими (1115-1207 х/1703-1792 г).



Перечислим некоторые признаки ваххабитов-псевдосалафитов:

Если вы смотрите видео, слушаете аудио, читаете книгу, слышите от человека ниже приведенный смысл, то знайте – это и есть ваххабизм. Не обязательно, что говорящий знал, что это относится к рассматриваемому течению, возможно, его обманули в конкретном вопросе, и необходимо донести до него это:

1) Самые серьезные отклонения — это отклонения в вопросах Имана (вероубеждения):

  1. Ваххабиты верят, что Аллах находится буквально Своей Сущностью наверху (в небе, в небесах, на Троне (Аль-Арш), над Троном).
  2. Ваххабиты верят, что Аллах имеет органы (руки, голень, глаза и так далее).
  3. Ваххабиты верят, что Аллах перемещается Своей Сущностью каждую ночь на первое небо.

Хочу отметить, что если после прочтения данных пунктов некоторые люди начнут говорить, что я иду против Корана и Сунны или отрицаю Аяты и Хадисы, то знайте, с вами общается ваххабит. Надо понять, что его цель – защитить ваххабизм. Что касается доказательств, то на данном сайте имеется отдельный раздел по этой теме.

Из отклонений в акиде (вероубеждение) нападки на аш`аритов и матуридитов (Ахлю Сунна), вплоть до вынесения им такфира.

2) Ваххабиты говорят, что нельзя следовать одному мазхабу. Здесь имеется несколько вариантов. От самого невежественного к менее невежественному:

Крайние заявляют, что вообще не нужны мазхабы, а достаточно обращаться к первоисточникам (Коран и Сунна)
Другие говорят, что мазхабы нужны, но все же надо смотреть только на первоисточники
Четвертые говорят, что нужно брать самое распространенное мнение среди четырех мазхабов
Самые продуманные уверяют, что можно брать любое мнение из 4 мазхабов в любое время и в любой ситуации без правил и установлений
Самые хитрые из них делают вид, что они следуют мазхабу, но при этом распространяют информацию из первого пункта, так как это важнее для них.

3) Отрицание суфизма как науки, которая направлена на искоренение дурных качеств. Нападки на суфизм и суфиев, отрицание тарикатов, шейхов тасаввуфа и т.п.

4) Таклид (слепое следование) Ибн Таймийе (избирательно в том, что выгодно для них), его ученикам, ибн Абдуль-Ваххабу (который считается для них къутбом времени, муджаддидом века, шейхул исламом, муджтахидом-мутлакъ и т.п.), также таклид современным шейхам которые понесли их мазхаб таким как Албани, Ибн Баз, ибн Усаймин и т.д.

5) Отрицание дозволенности Зияратов могил. Эта важная часть сунны полностью отрицается, даже посещение могилы Пророка ﷺ не приветствуется, не говоря об авлия (любимцы Аллаха) и т.д.

6) Считают ширком тавассуль (посредничество) и истигасу.

7) Отрицание табаррука (снискание бараката).

8) Крайность в вопросах такфира. Большая часть мусульман для них мушрики (многобожники).

9) Из внешних признаков, которые предсказал Пророк ﷺ — это бритье головы. По крайней мере, у ранних ваххабитов это наблюдалось как говорили об этом ученые.

10) С момента их появления, они ведут свой «джихад» только с мусульманами. Где бы ни появлялись «ваххабиты-джихадисты», они в итоге убивают мусульман, которые выступают против их заблуждений и дурных новшеств. История Ислама не знает случая, когда бы ваххабиты вели «джихад» с неверующими, однако в книгах по истории много примеров истинного джихада суннитов-суфиев с неверующими.

О ГЛАВНОМ!

Вопрос не в том: «Кто ваххабит, а кто нет». Вопрос в желании предостеречь СЕБЯ, ВАС, НАШИХ РОДНЫХ, БЛИЗКИХ от различного рода заблуждений и болезней. В любом случае Прямой Путь только от Аллаха. Читайте следующее дуа: «О Аллах, покажи мне Истину Истиной, а ложь ложью».

Календарь событий

Дорогие братья и сестры! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

На протяжении долгого времени население России находилось в неведении и страхе относительно исламской религии. В средствах массовой информации постоянно сообщалось об акциях «исламских террористов», о деятельности «исламских экстремистов». Все это породило множество домыслов, и недопониманий. Исламские лидеры страны в жесткой форме осуждают данный подход, указывая на то, что ислам не имеет ничего общего с действиями террористов и экстремистов, несмотря на то, что они используют исламские лозунги и прикрываются исламом. Основным источником уже на протяжении нескольких веков, очерняющим и дискредитирующим исламскую религию является т.н. ваххабизм. К сожалению, именно последователи данного учения прославились своей враждебностью, в первую очередь в отношении самих мусульман, а потом и всех остальных людей. Зло, творимое ими, ввергает в ужас весь мир, в том числе и нашу страну. Мы – жители России никогда не забудем Буденновск, Беслан, Волгодонск и сотни других эпизодов страшного явления – терроризма, подкрепленного национальной, религиозной нетерпимостью, очагом которых является учение, зародившееся в 18 веке в оазисах пустынного Неджда. В данной статье, мы насколько это возможно, коротко попытались передать хронологию появления самой идеологии и первого в мире «ваххабитского государства». Мы не хотим никого очернить или оскорбить, мы лишь пытаемся передать те факты, которые давно известны научным кругам, но не полностью понятны обычным верующим. Надеемся, что прочтение данной статьи подтолкнет читателя к более глубокому изучению того направления ислама, которое он исповедует, поможет осмыслить ему свои воззрения и более критично подойти к получаемой им информации.

Говоря о возникновении идей экстремизма в мусульманской среде, не стоит думать, что они берут начало из учения Пророка Мухаммада, мир ему, но в то же время не стоит полагать, что они начали возникать лишь на рубеже 19-20 веков. История ислама полна тех случаев, когда возникали различные группы и партии, боровшиеся за свои идеи и стремившиеся к обретению власти в исламском мире. Первые посылы политических распрей начали возникать уже сразу после смерти Пророка Мухаммада, мир ему. Создатель великого централизованного государства не оставил после себя ни наследника, ни наместника, данное обстоятельство могло привести последователей Пророка, мир ему, к очень жесткой полемике, но непререкаемый авторитет наиближайших сподвижников Пророка, мир ему, помог избежать конфронтации. Правление Абу Бакра и Умара ознаменовалось великим триумфом ислама, при них религия Аллаха распространилась далеко за пределы Аравийского полуострова. Призыв к мусульманской молитве начал звучать в Африке, на Кавказе, в Европе, Средней Азии. Святой город мусульман, благословенная Мекка начала наводняться паломниками из разных уголков земного шара. Так продолжалось до конца правления халифа Умара. Третий халиф мусульманского халифата прослужил на своем посту без малого 12 лет, после чего был свергнут и убит представителями политической оппозиции. Дальнейшие события привели к глубочайшему расколу исламской общины на всегда, враждующих между собой суннитов и шиитов, а в среде суннитов, среди приверженцев четвертого халифа Али возникла группа радикалов, не признававшая авторитет сподвижников. Они безжалостно расправлялись со всеми, кто не соглашался с их доводами относительно религии. Этих людей называли хариджитами. Со временем хариджиты или хавариджы ушли с исторической авансцены, но через сотни лет их идеи были реанимированы, а их разрушительная сила была целенаправленно использована против мусульманской уммы.

Новой формой этих идей стал ваххабизм, который помимо всего прочего вобрал в себя видоизмененные идеи средневекового ученого Ибн Таймии.

Первые знания по исламу Мухаммад получил у своего отца Абдульваххаба, который являлся кадием (исламским судьей) Уяйны, позже он обучался у ханбалитских правоведов Мекки и Медины. После обучения в городах Хиджаза (территория на западе Аравийского полуострова), Ибн Абдульваххаб перебрался в Басру. Именно в Басре начинает меняться мировоззрение Ибн Абдульваххаба. Так он начинает вести проповедь об очищении ислама от традиций, по его мнению, приводящих мусульман к многобожию, начинает отрицать иджму и кыяс (суждение по аналогии), как доказательную основу для выведения шариатских решений относительно возникающих вопросов.

После учебы в Басре, Ибн Абдульваххаб возвращается на родину, где он пишет небольшие брошюрки по исламскому вероучению и начинает распространять свои идеи среди сельского населения родной провинции (Ибн Ганнам, ч.1, стр. 29-30). Учение Ибн Абдульваххаба все больше обретало форму, состоящую из гремучей смеси идей, мутазилитов и других нетрадиционных религиозных учений. Активная пропаганда идей ваххабизма привела к тому, что множество сельских жителей Неджда начало воспринимать новую идеологию и следовать за «Шейхом Неджда» как они его называли.

Отец Ибн Абдульваххаба, его брат Сулейман, праведные ученые Хиджаза, его собственные учителя видели то, что Ибн Абдульваххаб скатывается в пучину идеологического заблуждения, они чувствовали, что в итоге его деятельность может привести к великим потрясениям в исламском мире. Они всячески пытались убедить его в том, чтобы он отказался от своих вредоносных идей, они предостерегали мусульман от общения с ним, писали книги, в которых критиковали его идеи. Его собственный брат Сулейман ибн Абдульваххаб написал книгу под названием «Саваикуль-илахиййа фиррадди алаль-ваххабиййа» — (Божественные молнии против ваххабизма) в которой он подробно разобрал все вопросы, связанные с неправильным пониманием религии Ибн Абдульваххабом и его последователями, но несмотря на все усилия духовенства Неджда, при поддержке из вне, ваххабизм продолжал распространяться на Аравийском полуострове. Идеи реформирования религиозного богословия, основанные на ложных представлениях о религии, начали овладевать умами малограмотных слоев населения.

Ибн Абдульваххаб считал посещение могил и гробниц праведников многобожеством. Последователей суфийских тарикатов он также обвинял в неверии и многобожестве. По его мнению, те, кто следовал суфийским духовным практикам, или совершал действия подобные тем, что совершают приверженцы суфизма, в особенности, связанные с почитанием могил святых, выходили из ислама, становились неверными, поэтому кровь и имущество этих людей не являлись для его последователей запретными (Васильев А. М., Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудидо в Аравии (1744/45-1818), стр. 61). Некоторым жителям Неджда очень понравились такие идеи.

Стоит отметить, что еще в далекие времена, когда этот мир покинул последний Посланник Аллаха, мир ему, предок основателей Королевства Саудовская Аравия по прозвищу Мусайляматуль-Кяззаб, который также являлся уроженцем этих мест, объявил себя пророком и направил оружие своих последователей против праведных сподвижников. Смута Мусаяйлямы была подавлена, но культурная взаимосвязь, происходившая на торговых путях Неджда, общение с представителями таких регионов как Йемен, Иран, Индия, Ирак, Сирия возможно сделали его жителей восприимчивыми к новаторским идеям. Стоит отметить, что мессианство на Аравийском полуострове не ограничивалось лишь личностью Мусайлямы, истории известны имена таких лжепророков как Саджах, Тулейха, Асвад аль-Анси. Что касается Неджда, то здесь часто возникали и возникают до сих пор группы недовольных правительством и общественной системой ценностей людей, стремящихся к переменам. Так, в 18 веке, отдаленная, пустынная провинция Османской империи стала эпицентром распространения ваххабизма.

Со временем, ваххабиты начали применять политику насильственной ваххабизации жителей Уяйны. В связи с этим, глава племени Бану Халид Сулейман бин Урейр потребовал у главы Уейны, чтобы тот приказал убить или выслать Ибн Абдульваххаба. Реформатор был вынужден бежать в оазис Эд-Диръия, которая сегодня является западной провинцией Эр-Рияда (Васильев А. М., Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудидо в Аравии (1744/45-1818), стр. 69). Тут он, находит поддержку главы оазиса Мухаммада бин Сууда. В 1744 году Сууд провозглашает независимый эмират Эд-Диръия. Данное обстоятельство способствует увеличению возможностей для распространения идей ваххабизма.

В 1792 году умирает основатель религиозного течения Мухаммад бин Абдульваххаб. После его смерти, правитель эмирата Эд-Диръия Абдулазиз бин Сауд продолжает дело Шейха Наджди, придавая его идеям политический окрас. Ибн Ганнам и Ибн Бишр отмечали, что Абд аль-Азиз был не только наследником престола, но и имамом мусульман-ваххабитов. Ему в короткие сроки удалось покорить все оазисы в Неджде и Эль-Хасе, а также установить свою власть над кочевниками этих регионов. Его успех, по большей части связан с отдаленностью Неджда от метрополии, Стамбул, практически не контролировал политические процессы, происходившие во внутренних регионах Аравийского полуострова, так как был занят войной с Российской империей и Персией. Пользуясь этими обстоятельствами, в 1797 году саудиты совершают марш бросок на территорию южного Ирака. Багдадский Паша пытался при помощи арабских племен и регулярной армии подавить активность ваххабитов, но это ему не удалось. Ссылаясь на притеснения своих последователей в южном Ираке шиитским большинством, 20 апреля 1802 года ваххабиты совершили нападение на священный для шиитов город Кербелу. Огромное количество жителей было убито, гробницы Хусейна и Али подверглись разграблению.

В том же году ваххабитами был взят город Таиф (З. Н. Степанова, Борьба арабов за объединение Центральной Аравии…, стр. 153).

Турецкий историк 19 столетия Ахмет Джевдет Паша так описывает захват Таифа последователями Ибн Абдульваххаба:

«Ваххабиты собрали трофеи после захвата Таифа, эти трофеи были подобны высоким горам. Их только не интересовали книги, они были выброшены ими на улицы. Тысячи книг, среди которых были сборники Бухари, Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, книги по исламскому праву, литературе, точным наукам, истории лежали под ногами захватчиков. Среди них были и книги с текстом Корана… Долгое время все они лежали на земле. 1/5 трофеев была отдана их главарю, все остальное было разделено среди этих дикарей (Târih-i Cevdet, VII, 206 (VII, 262-263).

В апреле 1803 года саудиты вошли в Мекку (Васильев А. М., Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудидо в Аравии (1744/45-1818), стр. 73). Все могилы и гробницы сподвижников, святых и мучеников за религию, находившиеся в Мекке и ее окрестностях были уничтожены (Васильев А. М., Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудидо в Аравии (1744/45-1818), стр. 77).

В 1805 году под контроль ваххабитов попадает Медина (Ибн Бишр, ч. 1, стр.135), где также были произведены зачистки «святых мест» и погребений, почитаемых мусульманами. Они было уже приступили к уничтожению могилы Пророка, мир ему, но как только кто-либо из них начинал копать или разрушать могилу с ним случалась какая-либо неприятность, или он получал травму или сходил с ума, по этой причине ваххабиты не смогли уничтожить могилу Пророка, мир ему.

Войдя в Медину, сын Абдулазиза Сауд собрал всех жителей и обратился к ним с речью, в которой в частности сказал:

«Сегодня ваша религия усовершенствована, сегодня Аллах доволен вами, Он даровал вам истинную веру. С сегодняшнего дня остерегайтесь склоняться к тому, чего придерживались ваши отцы и деды, а также остерегайтесь поминать их миром и молиться за них. Все ваши отцы умерли на многобожии… С этого дня не позволяется вам как раньше останавливаться у могилы Пророка и посвящать ему салаваты, это не по шариату… Каждый кто проходит мимо могилы пророка должен пройти при этом ничего не читая, а лишь, дав приветствие словами «ас-Саляму аля Мухаммад».

Теперь с приходом новой власти под началом Сауда жители Медины были обязаны верить и поклоняться Аллаху в рамках ваххабитского мировоззрения. Следование сунне Пророка, мир ему, также должно было осуществляться в рамках рекомендаций, предлагаемых ваххабитскими имамами. Все гробницы и надмогильные постройки, находящиеся внутри Медины и в ее окрестностях должны были быть снесены и сравнены с землей. Мухаммада бин Абдульваххаба отныне стоило воспринимать как обновителя религии, основавшего свою группу на основе вдохновения, полученного от Аллаха. В отношении людей, не принимающих ваххабитскую идеологию, полагалось применять жесткие меры, включавшие в себя, в том числе физическое устранение. Охрана города переходила в руки ваххабитов. Все жители Медины обязаны были подчиняться любым приказам нового эмира города в плане политики и религии, а также соблюдать все запреты, установленные им (Eyub Sabri, Târîh-i Vehhâbiyân, s. 135-136; Neşet Çağatay, “Vehhâbilîk”, İ.A., XIII, 266; Ecer, Târihte Vehhabi Hareketi ve Etkileri, s. 141).

К началу 19 столетия Диръийский эмират, возглавляемый саудитами, достиг пределов своего расширения. Власть Саудитов распространялась почти на весь Аравийский полуостров, им плати­ли дань даже султан Маската, имам Йемена, правители Хадрамаута. Эмиру Эд-Диръии подчинялись племена в зоне пустынь и полупустынь, подхо­дивших к землям Благодатного полумесяца.

Правитель Османского государства Махмуд 2 (1808-1839), осознавая растущую опасность нового государства, предписал наместнику Египта Кавалали Мухаммаду Али Паше принять необходимые меры по восстановлению порядка в регионе. Армия османов под предводительством сына Мухаммада Али Тосуна за период с 1812 по 1813 годы отвоевала у ваххабитов города Медину, Мекку и Таиф. Осенью 1813 г. Мухаммад Али с несколькими тысячами солдат лично прибывает в Джидду (Ибн Бишр, ч. 1, стр.163). В следующем году уходит из жизни эмир ваххабитов Сауд, его место занимает его сын Абдулла. В 1818 году командующий османской армией Ибрахим Паша берет в плен Абдуллу и его сыновей. Пленники были направлены в Стамбул, где были казнены. Так закончился первый триумфальный период ваххабизма.

Спасшийся бегством представитель боковой линии династии Саудитов Турки бин Абдуллах сумел создать второе ваххабитское государство в Неджде со столицей в Эр-Рияде. Это государство просуществовало с 1823 по 1891 годы. В последующие годы в Неджде происходили междинастические войны между Саудитами и династией Рашиди, управлявшая эмиратом Джебель-Шаммара, но, несмотря на это, потомок Турки бин Абдуллаха Абдулазиз бин Абдуррахман ас-Сауд смог возродить положение своей династии и воссоздать саудитское государство.

26 декабря 1915 г. британцы тогда уже вплотную занимавшиеся разделом территорий Османской империи подписали с Абдульазизом договор. Подписание состоялось на острове Дарин, находящемся против Эль-Катифа, поэтому договор называют или «даринским», или «катифским». Он был подписан Абд аль-Азизом и П. Коксом, британским политическим резидентом, а ратифицирован — вице-королем и губернатором Индии на совете в Симле в июле 1916 г. Накануне заключения договора между П. Коксом и Абд аль-Азизом, англичане сделали эмиру Эр-Рияда подарок — тысячу винтовок и 20 тыс. ф. ст. — и разрешили ему закупать военное снаряжение в Бахрейне.

Британское правительство признавало, что сюзеренитет Абд аль-Азиза «распространяется на Неджд, Эль-Хасу. Эль-Катиф и Эль-Джубайль, а также на зависимые от них территории». Статья третья договора предусматривала: «Ибн Сауд соглашается и обещает воздерживаться от переписки, соглашений или заключения договора с какой-либо иностранной державой или нацией». Статья четвертая гласила, что недждийский эмир не мог ни уступать, ни сдавать в аренду, в заклад или другим образом распоряжаться территориями или частью их, предоставлять концессию какой-либо иностранной державе или подданному иностранной державы без согласия британского правительства. Он обязался не вмешиваться в дела «территории Кувейта, Бахрейна, шейхов Катара и Оманского побережья». Таким образом, этот договор практически устанавливал протекторат Великобритании над Недждом и зависимыми от него территориями. Он вписывался в систему «Пакс Британника», которая должна была, по замыслу Лондона, установиться на большей части Ближнего Востока и, во всяком случае, во всей Аравии после войны. В обмен на заключенный договор Неджду впоследствии, с 1916 г., была установлена ежемесячная субсидия в размере 5 тыс. ф. ст., а также разовые поставки пулеметов и винтовок.

К 1918 году османские гарнизоны покинули Хиджаз. 8 января 1926 года султан Неджда Абдулазиз ибн Сауд был коронован в Заповедной мечети Мекки как король Хиджаза. 29 января 1927 года он принял также титул «король Неджда» (вместо прежнего «султан»). По договору в Джидде, подписанному 20 мая 1927 года, государство Абдулазиза было признано Великобританией и получило название «Королевство Неджд и Хиджаз» (Joseph Kostiner. The Making of Saudi Arabia, 1916–1936: From Chieftaincy to Monarchical State (Oxford University Press US, 1993).

23 сентября 1932 года регионы Неджд, Хиджаз, Эль-Хаса и Катиф были объединены в новое единое королевство, получившее название Саудовская Аравия. Абдулазиз бин Сауд являлся королем вплоть до своей смерти 1953 года.

Как видно из всего вышесказанного, успешной реализации проекта ваххабитского государства способствовало поражение османов в первой мировой войне, поддержка ваххабитских структур Английской короной и подрывная деятельность британской разведки. О деятельности британских спецслужб еще в самом начале зарождения ваххабизма сообщает книга под названием «Признания английского шпиона», выпущенная издательством «Hakikat — kitabevi» в конце 80-ых годов 20 столетия в Турции.

Ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Идеи ваххабизма также распространились по всему исламскому миру. Данное учение отличается своей жесткостью, фанатичностью, крайние ваххабиты обвиняют всех, кто не разделяет их позицию неверными. Сами себя они считают суннитами, последователями мазхаба Ахмада ибн Ханбаля, придерживаются мировоззренческих взглядов Ибн Таймии, отличая себя от других мусульман, называют себя «Муваххидун» — Единобожники. Сторонники ваххабизма считают, что они придерживаются идеологии «саляфов» — представителей первых поколений мусульман, поэтому они также называют себя салафитами, термин «ваххабит» они по отношению к себе не применяют. Они считают, что следование мазхабу Ибн Ханбаля в вопросах исламского права наиболее правильно, так как он придерживался пути тех ученых, которые при выведении религиозных решений основывались только на тексты Корана и сунны в отличие от ученых, придерживавшихся пути «ахлю-р-раи» — метода рационального рассуждения при вынесении религиозного решения, к таким ученым, например, относился Абу Ханифа. Мухаммада бин Абдульваххаба они признают Шейхуль-Исламом своего «мазхаба».

Несмотря на то, что ваххабизм, как идеология не помешала Саудовской Аравии достичь экономического роста и социальной стабильности, при импортировании идей ваххабизма в регионы, не отличавшиеся подобной стабильностью, происходило множество политических коллизий. Ваххабизм часто использовался и используется как фактор дестабилизации в каком – либо регионе или стране. В принципе, если верить османским и турецким источникам, изначально эта идеология создавалась для уничтожения огромного на тот момент государства — Османской империи. Ваххабизм был умело использован Англией для расшатывания политической ситуации на Аравийском полуострове.

Подводя итог, нужно сказать, что все — таки распространение данной идеологии в каком-либо регионе способствует увеличению напряжения в обществе, усилению межконфессионального раскола, а также появлению иных нежелательных последствий. Соответственно, для того, чтобы в регионе царил мир и спокойствие между представителями различных конфессий и национальностей, необходимо создавать и улучшать условия для возрождения «пророческого ислама» доваххабитского периода, так как учение Пророка Мухаммада, мир ему, направлено на созидание и установление мира на земле, а учение Мухаммада бин Абдульваххаба послужило причиной появления многих проблем в исламской умме.

Учение Пророка Мухаммада, мир ему, было даровано ему самим Всевышним, оно направлено на объединение мусульман на основе веры в истинность ислама. Учение Ибн Абдульваххаба на протяжении долгих лет внедряется в мусульманские сообщества разных стран и способствует развитию смуты среди верующих.

Да спасет нас Аллах от смут и раздора! Да убережет нас от всего того, что ведет к вражде и ненависти! Амин!

Кладбище аль-Бакы в Медине до его уничтожения в 1925 году

Гробница первой жены Пророка Мухаммада, мир ему, Хадиджы бинт Хувайлид (до разрушения)

Современное состояние кладбища Даннатуль-Бакы в Медине