ТУ 134 самолет

Ту-134 — сверхзвуковой реактивный авиалайнер, который разрабатывался для пассажирских перевозок малой или средней дальности в 1960-х гг. Проект принадлежит КБ Туполева. Впервые авиалайнер поднялся в свой испытательный полет в 1963 году. Серийно, самолет выпускался с 1966 по 1984 гг. для отечественного предприятия «Аэрофлот» и зарубежных авиакомпаний. За это время было выпущено 852 лайнера различных модификаций.

Технические характеристики

Самолет Ту-134 (дьявол небес) способен без дозаправки преодолевать расстояния до 2 тыс. км, и набирать высоту соответствующую 12 км. Пассажиро-вместимость машины варьируется от 60 до 80 человек (в зависимости от модели). В самолетах, действующих на международных маршрутах, салон разделён на классы, и соответственно вмещает меньше пассажиров, чем внутренние перевозчики.

Вес самолета

В зависимости от модификации вес ТУ-134 изменялся. Так, масса пустой базовой проектной модели с застекленным носом была всего 29 000 кг. При этом его взлетный и посадочный вес соответствовал 43 000 кг, а максимальный взлетный — 45 т. Но уже первая серийная модификация Ту-134А имеет взлетный вес 47 000 кг, что позволяло машине поднять в воздух почти 20 т груза. У модернизированного Ту-134Б конструкторы еще снизили массу пустого самолёта, и тем самым увеличили грузоподъемность машины.

Скорость самолета

Скорость первых моделей Ту -134 не превышала 780 км\ч, но вскоре параметры крейсерской скорости модификации А были повышены до 850 км\ч.

Современный Ту-134Б-3 мог развить скорость до 880 км\ч, причем максимальная возможность машины составляет 1000 км/ч.

Для сравнения крейсерская скорость Боинга 737-500, выпущенного в конце 80-х, — 807 км\ч.

Чертеж самолета

Межремонтный ресурс

В 2002 г. Роскосмос и Минтранс РФ утвердили срок службы российских авиалайнеров. Так для Ту-134 и его модификаций А и Б, которые эксплуатируются отечественными предприятиями, был установлен межремонтный ресурс в количестве 8 тысяч летных часов на 5 тысяч полетов сроком на 9 лет (решение n 24.9-113ГА).

Аэродинамика Ту-134А (Бехтир)

В 1977 г. выходит пособие для авиационных вузов В.П. Бехтира «Практическая аэродинамика самолета Ту-134А». В учебнике подробно и доступно изложены геометрические и компоновочные выкладки самолета. Автор анализирует летные возможности машины, как для стандартных ситуаций, так и для внештатных (в случаях отказа двигателя или обледенения самолета).

Он подчеркивает, что именно инженерное решение разместить двигатели в хвосте фюзеляжа, на спец пилонах позволяла улучшить аэродинамические данные лайнера за счет применения «чистого крыла». А также свести к минимуму шумовые помехи в кабине летчиков и в салоне для пассажиров, и сократить нагрузку, оказываемую газовыми струями действующих двигателей на фюзеляж.

Время разбега самолета

На продолжительность взлета авиалайнера влияет масса самолета, аэродинамические особенности:

  • Ветер;
  • атмосферное давление;
  • влажность воздуха и прочие факторы.

Средняя цифра для ТУ-134 составляет 56 секунд при взлетной скорости 170 км\ч.

Угон в 1983 году

Попытка угнать Ту-134 произошла в 1983 г. в середине ноября. Преступники захватили самолет с целью побега из СССР. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, оказавшего сопротивление террористам, удалось выиграть время и посадить самолет в тбилисском аэропорту. Сидевший за штурвалом летчик Габараев, чтобы лишить преступников равновесия, начал резко маневрировать. В результате, нагрузка на основные несущие конструкции авиалайнера в 3 раза превысила технически допустимую. Во время маневров перегрузки достигали критического уровня +3.15 и −0.6G. Но самолет выдержал это испытание на прочность с честью. Пассажиры и пилоты были освобождены в результате штурма, мастерски проведенного спецназом.

Пассажирский самолет

Ту-134 – это узкофюзеляжный пассажирский авиалайнер, коммерческая эксплуатация которого началась уже в 1967 году. Первые же полеты показали, насколько эта машина надежна, устойчива и проста в обслуживании. Благодаря сочетанию таких нужных качеств Ту-134 уже через год после выхода в массовое производство приобрели германские и польские компании.

Кабина пилотов

Существует две основные модификации Ту-134 – это А и Б. Считается, что модель А имеет стеклянный нос, что обеспечивает экипажу колоссальный визуальный обзор, а самолеты типа Б – только «деревянный», то есть закрытый. На самом деле Ту-134А так же может иметь неостеклённую носовую часть. В кабине пилотов на таких моделях тесновато, и кресло штурмана расположено практически в проходе. Такое компромиссное решение приняли конструкторы с целью расширить багажный отсек, который располагается непосредственно за спиной штурмана. Там же находится и знаменитый «черный ящик».

Кабина Ту-134Б рассчитана на экипаж из 3-х человек, в отличие от модели «А», где предусмотрено 4 рабочих кресла.

Кабина любой модификации Ту-134 также состоит из нескольких перегородок, панелей управления, облегченной отделки стен и потолка, фанерных или выполненных из пенопласта багажных полок.

Взлет Ту 134. Вид из штурманской кабины.

Посадка Ту 134. Вид из кабины штурмана.

Салон

Двух классовый пассажирский салон является самым распатроненным модификации.

В салоне бизнес-класса Ту-134 более мягкие сиденья. Расстояние между креслами от 1 метра до 1,3, что позволяет раскладывать их почти до горизонтального положения, и при этом не нарушать комфорт сидящего позади пассажира. Места бизнес-класса расположены в первых 2-х рядах пассажирского салона. Наиболее привлекательными считаются кресла у иллюминаторов, которые обеспечивают отличный обзор пассажирам. А наименее удобными здесь являются места 2-го ряда, граничащие с проходом, так как расположены в непосредственной близости от подсобных помещений и туалета.

В салоне эконом-класса кресла расположены, как и в бизнесе по типу «2-2», и потому между ними находится широкий проход, не характерный для категории «эконом». Обычно в салоне 14 рядов, но счет начинается с 5. Так что первый ряд эконома расположен под №5, а последний – под №19.

Лучшие места эконом-класса Ту-134 расположены в рядах 5 и 13, так как располагают большим промежутком для ног по сравнению с другими креслами.

А самыми неудачными признаны места в 18 — 19 рядах из-за близости туалетных помещений.

Можно ли купить?

В настоящее время приобрести Ту-134 не составит труда. Если самолет в летной форме и еще пригоден для эксплуатации, его коммерческая стоимость от 1 млн. евро и выше. Так самолет модификации А-3 в исправном состоянии можно приобрести за 1,005,870 € или соответственно 1 200 000 $, 70 260 000 ₽.

Но нередко машину покупают с целью оборудования ресторана или развлекательного центра. Тогда ее стоимость заметно снижается, ведь покупатель приобретает практически лом. Для этого отлично подходят списанные машины.

Однако скоро эти самолеты станут раритетом. Сейчас эксплуатируются только 120 машин и 100 из них – в РФ. Предусмотрительно тематические музеи и исторические парки уже сегодня заботятся о приобретении легендарной «тушки» в свой арсенал.

За полувековую историю Ту-134 продемонстрировал надёжность и экономичность, соответствуя требованиям времени. И небольшие компании, выполняющие внутренние среднемагистральные рейсы, продолжают его использование. Ту-134 приобретают летные школы для учебных подъемов в воздух. Не только в гражданской авиации нашел применение лайнер, отдельные его модификации применяют в военной авиации. Используют Ту-134 и для частных пассажирских перевозок. Отечественные бизнесмены, ценящие свое время, в этом лайнере находят оптимальное соотношение цены, надежности и комфорта.

Интересные факты

О Ту-134 ходит много легенд, но, как всегда правда нередко бывает куда интересней. Несколько правдивых исторических фактов, связанных с этой машиной, и уже ставших легендой:

  1. Первый секретарь СССР, Никита Хрущев съездил во Францию. Там ему продемонстрировали последнее достижение парижских конструкторов самолет «Каравелла». И не просто показали, но и покатали. Хрущеву понравилось, и, вернувшись в Москву, он заказывает конструкторскому бюро имени Туполева аналогичную модель, но еще лучше. Так с легкой руки Никиты Сергеевича в 1963 г. состоялся первый полет «Ту-134».
  2. Однажды, во время проверочного полета в борт Ту-134 ударила шаровая молния, настолько мощная, что ее разряд едва не опрокинула самолет. Молния «вплыла» в кабину к пилотам и пролетела над головой одного из них, затем ярко вспыхнула, заиграла всеми цветами радуги и отправилась в салон, где и бесследно исчезла. Летчики отделались нелегким испугом, но борт посадили в штатном режиме. После осмотра самолета выяснилось, что некоторые детали немного оплавились, а обшивка самолета была испещрена еле заметными отверстиями, словно кто-то проткнул ее шилом.
  3. Ту-134 – это первый советский пассажирский самолет, который получил официальный международный сертификат.
  4. Лайнер Ту-134, действительно, легендарный: именно он регулярно пополнял элитный авиаотряд советского правительства. Престижней такого признания придумать сложно. Все самолеты выполнялись по индивидуальным заказам. Их комплектация продумывалась тщательно и согласовывалась на самом высоком уровне. Так, на личном самолете Л.И. Брежнева был установлен суперсовременный (по тем временам) связной комплекс «Татра», который позволял во время полета общаться с абонентом, находящимся в любой точке земли. Но министр обороны, маршал Гречко, по части технологичности переплюнул Леонида Ильича. На его личном самолете был установлен спутниковый связной комплекс «Карпаты», для которого в мире вообще не существовало темных пятен.
  5. Первые места в пассажирском салоне самолета установлены вперед спиной, так что человек, занимавший такое место, сидел лицом к остальным пассажирам, будто в поезде.
  6. Самолеты Ту-134, отлетавшие положенный срок и заслужившие почетный отдых, установлены в целом ряде российских городов как памятники отечественной авиации и инженерной мысли. Лайнеры можно увидеть в аэропортах Мурома, Ульяновска, Кишинева, Воронежа, Минска, Риги, Полтавы, Могилева и других городов.

Ту-134, сконструированный более полувека назад, и сегодня признан одной из самых надежных и бюджетных машин, а его аэродинамические возможности гораздо выше ряда более современных самолетов. Поэтому до сих пор живая легенда Ту-134 находится на службе отечественной авиации и сдавать позиции не торопится.

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

После создания пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-124 ОКБ А.Н. Туполева приступило к проектированию нового самолета с новой компоновочной схемой: двигатели в хвостовой части фюзеляжа. Такая схема силовой установки была успешно применена на французском пассажирском самолете «Каравелла». Толчком для создания самолета такой схемы стала реакция Н.С. Хрущева, совершившего полет на «Каравелле» весной 1960 г. По возвращении в Москву состоялась встреча с А.Н. Туполевым, где был поставлен вопрос о создании пассажирского самолета с аналогичной компоновкой по типу «Каравеллы».

Самолет Ту-134 — видео

Практически сразу же в отделе С.М. Егера началось предварительное проектирование новой машины, получившее обозначение по КБ — Ту-124А. Официальное начало работ по пассажирскому самолету Ту-124А инициировано постановлением правительства СССР № 826-341 от 1 августа 1960 г. Основные данные самолета должны быть такими: максимальная скорость — 1000 км/ч; практическая дальность полета — 1500 км; число пассажиров — 40 человек. В результате первоначальной проработки было решено строить новый самолет на базе Ту-124, проходившего в ту пору испытания. Эскизный проект Ту-124А был выполнен к началу апреля 1961 г., число пассажиров было увеличено до 46—56 человек, в зависимости от варианта. В ходе работы макетной комиссии (октябрь 1961 г.) требования к самолету изменились, число пассажиров было доведено до 65—70 человек, а практическая дальность — до 1500—3000 км.

Окончательный вид опытного Ту-124А — будущего Ту-134 сложился после достаточно длительного поиска оптимального варианта. Первый опытный самолет создавался на базе конструктивных элементов серийного Ту-124. Самые крупные изменения были по крылу, оно было практически новое с геометрической круткой по всему размаху, с сохранением силовой части крыла-кессона. Фюзеляж был удлинен на 660 мм, двигатели Д-20П-125 устанавливались на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, стабилизатор перемещен на вершину киля и имеет изменяющий угол установки. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Рабочие чертежи были сделаны в начале 1962 г. и переданы в опытное производство при ОКБ, где и было начато изготовление самолета. Работами на начальном этапе руководил Д.С. Марков, затем его сменил Селяков, перешедший в ОКБ из КБ В.М. Мясищева.

Опытный Ту-124А был собран в первой половине 1963 г. Первый полет выполнил экипаж во главе с летчиком-испытателем А.Д. Калиной 29 июля 1963 г. 9 сентября 1964 г. совершил первый полет «дублер» Ту-134. Пассажировместимость «дублера» была увеличена с 52 до 64 человек, а взлетная масса — с 38 до 42 т. С целью ускорения работ над самолетом Ту-134 «дублер» был передан в декабре 1965 г. на государственные испытания в НИИ ВВС. 14 января 1966 г. «дублер» потерпел катастрофу, погибло восемь человек. Первый полет с пассажирами на борту самолет Ту-134 совершил 9 сентября 1967 г. на линии Москва — Адлер. Серийный выпуск самолетов осуществлялся на Харьковском авиазаводе, всего там было построено 852 самолета Ту-134 различных модификаций.

Модификации

Ту-134А — самая массовая модификация, рассчитанная на 76 пассажиров, с увеличенной на 2,1 м длиной фюзеляжа. Двигатели Д-30 2-й серии;

Ту-134Б — вариант на 80 пассажиров с РЛС «Гроза-134». Стал первым в СССР пассажирским самолетом без штурмана;

Ту-134УБ-Л — учебная машина для подготовки летчиков дальней и морской авиации;

Ту-134СХ — специализированный сельскохозяйственный самолет.

Тактико-технические характеристики Ту-134Б

— Производитель: Харьковский авиационный завод
— Первый полёт: 29 июля 1963 года
— Начало эксплуатации: 1967 год
— Единиц произведено: 854

Экипаж Ту-134

— 3 человека

Вместимость Ту-134

— 80 пассажиров

Двигатели Ту-134

— два Д‑30‑III
— Тяга: 2 × 6930 кгс

Расход топлива Ту-134

Размеры Ту-134

— Длина: 37,1 м
— Размах крыла: 29 м
— Высота: 9,02 м
— Диаметр фюзеляжа: 2,9 м
— Ширина салона: 2,61 м
— Высота салона: 1,96 м

Вес Ту-134

— Взлётная масса: 47,6 т
— Коммерческая масса: 9 т
— Посадочная масса: 43 т
— Запас топлива: 14,4 т

Скорость Ту-134

— Крейсерская скорость: 880 км/ч
— Длина ВПП: 2550 м

Дальность полёта Ту-134

Туполев Ту-134АК и Ту-134 «Балканы» – самолеты управления и воздушные командные пункты

Модификация самолета Ту-134А с отличиями:

  • салон повышенной комфортности на 27 или 29 мест;
  • установлен один из трех вариантов комплексом средств спецсвязи – «Татра», «Татра-М» или «Сургут-T» со своими АФС с наружными антеннами (также имелись экспортные комплексы связи для самолетов Ту-134АК, поставляемых за рубеж);
  • для размещения средств спецсвязи была перекомпонована задняя часть салона (где в пассажирском самолете размещались буфет и места хранения инвентаря бортпроводников;
  • по правому борту сделан дополнительный аварийный выход типа IV и к нему установлен выдвижной трап;
  • изменена электросистема самолета.

Самолеты Ту-134АК всех вариантов комплектовались двигателями Д-30 сер. 2 или 3.

Разработка начата в конце 1960-х гг. для ОАО-235. Ее вело ОКБ Туполева (ММЗ «Опыт») при участии др. организаций, в т.ч. значительная часть работ была выполнена СКО Харьковского авиазавода им. Ленинского Комсомола (ХАЗ).

Все самолеты этого типа строил ХАЗ.

Головной самолет был облетан в 1970 г. и после успешных испытаний был принят на снабжение ОАО-235.

Всего на ХАЗ для государственных служб управления разного уровня (гражданских и военных, см. ниже), а также для поставок на экспорт построено 140 самолетов Ту-134АК и др. самолетов управления и воздушных командных пунктов на базе Ту-134. Большинство их было построено с носовой остекленной кабиной штурмана, но некоторые машины, в т.ч. и экспортные, были выпущены с композитным обтекателем РЛС «Гроза» в НЧФ.

Известны пять самолетов, поставленных для ОАО-235:

  • СССР-65556;
  • СССР-65665;
  • СССР-65904;
  • СССР-65911 / RA-65911;
  • СССР-65995 / RA-65995.

Самолет Ту-134АК, построенный на базе Ту-134А-3 борт RA-65911. В советское время эта машина эксплуатировалась в правительственном ОАО-235, а затем перешла в состав СЛО «Россия», обслуживающего руководство РФ
Фото: P. Adzhigildae // Airliners.net

Один самолет Ту-134АК с комплексом связи «Татра» использовался для служебных полетов Генерального секретаря ЦК КПСС – Председателя президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева, а затем Ю.В. Андропова, К.У. Черненко и М.С. Горбачева.

Самолеты этого типа эксплуатировались в государственных службах СССР, а затем в РФ и др. странах СНГ как минимум до конца 1990-х гг.

С начала 1990-х гг. значительная часть самолетов Ту-134 была продана частным предприятиям и такие самолеты либо использовались ими как административные, либо были переоборудованы в пассажирские и грузовые (эти доработки выполнял Минский АРЗ).

Ту-134АК серийный, штабной самолет для командования ВС СССР. Проектирование начато одновременно с гражданским вариантом, см. выше, но по заказу МО.

По конструкции и комплектации соответствовали самолетам Ту-134АК для 235 ОАО с отличиями:

  • число мест в салоне 26;
  • установлен спутниковый комплекс спецсвязи «Карпаты-CT», АФС которого была размещена в гаргроте на фюзеляже.

Малая серия построена ХАЗ в 1970-х гг. в общем числе построенных самолетов Ту-134АК. Известны два самолета:

  • СССР-65680, зав. № (63)49020;
  • СССР-65681, зав. № (73)49760.

Все они были списаны сразу после распада СССР.

Спутниковый комплекс «Карпаты» обеспечивал связь с любым абонентом в любой точке мира, имевшим военный спутниковый терминал.

Ту-134АК строевой переоборудованный, штабной самолет для командования ВС СССР. Несколько строевых самолетов переоборудованы по типу серийных самолетов Ту-134АК, в частности, борт СССР/RA-50795 – борт 02.

Ту-134АК в военной комплектации – 2012 г. Самолет командования Тихоокеанского Флота России
Фото: В. Дмитренко // airforce.ru

Ту-134А «Балканы», штабной самолет – воздушный командный пункт для командования ВС СССР. Бортовое оборудование самолета обеспечивало:

  • перевозку комсостава ВС по делам службы с обеспечением достаточного уровня комфорта;
  • работу самолета в качестве ВКП как в воздухе, так и на земле.

Проект модификации был выполнен на базе самолета для правительственных авиаперевозок Ту-134АК с отличиями:

  • установлен комплекс связи «Балканы» со своей АФС, включающей антенну КВ-связи на длинной остроконечной надстройке в ХЧФ под соплом ВСУ (за что самолет именовали «Ту-134 с жалом»);
  • изменена компоновка салона (существовали компоновки на 26 мест или 31 место).

Самолет Ту-134А «Балканы», построенный на базе Ту-134А-3 – борт RA-65689 в окраске СЛО «Россия», обеспечивающего правительственные перевозки
Фото: М. Брянский // Airliners.net

Доработка самолета производилась силами АРЗ № 307 МО СССР (г. Минск).

Опытный (головной) самолет зав. № (03)63207, борт СССР-65980 был облетан после завершения доработки 20 февраля 1986 г. Его СГИ были завершены 30 октября 1986 г. с положительной оценкой и самолет был принят на вооружение.

Поскольку в то время Ту-134 снимался с серийного производства, было решено не строить новые самолеты, а доработать существующие, передаваемые из подразделений АК «Аэрофлот», переоснащаемых более экономичными и комфортными самолетами Як-42.

С 1987 и по начало 1990-х гг. по типу самолета СССР-65980 с отличиями по компоновке салона АРЗ-307 переоборудовал около 40 самолетов Ту-134 разных модификаций.

Самолет Ту-134А «Балканы», построенный на базе Ту-134А – борт 02 командования Вооруженных Сил России
Фото: М. Мизикаев // Airliners.net

Самолеты этого типа эксплуатировались в обслуживающей СВГК 8-й АДОН (а/д Чкаловская, Московская обл.), а также в ОСАП при большинстве штабов военных округов, групп войск и флотов ВС СССР, в т.ч.:

  • СССР-63757 при штабе ТОФ;
  • СССР-63955 при штабе Белорусского ВО (с 1992 г. – в составе ВВС Беларуси, борт EW-63955);
  • СССР-63957 при штабе Киевского ВО;
  • СССР-63979 при штабе Туркестанского ВО;
  • СССР-63982 при штабе предположительно Прикарпатского ВО;
  • СССР-65682 при штабе Московского ВО;
  • СССР-65684 предположительно при штабе Северо-Кавказского ВО, с 1992 г. – в составе ВС России, борт RA-65684, получил собственное имя «Ростов-на-Дону»;
  • СССР-65689 переоборудован из Ту-134А-3, с 1992 г. – в составе ВС России, борт RA-65689;
  • ССР-65883 в составе 8-й АДОН, самолет закреплен за начальника Главного военно-политического управления ВС СССР генералом армии Варенниковым;
  • СССР-65985 при штабе Закавказского ВО;
  • СССР-65993 в Закавказском ВО (с 1992 г. – в составе ВВС Грузии, борт 4L-65993, спецаппаратура снята, самолет переоборудован в транспортный);
  • борт № 05 красный – самолет Главкома ВВС СССР;
  • борт № 25 красный при штабе ГСВГ;
  • борт № 100 красный при штабе КСФ.

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике.

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

Ту-134 представляет собой глубокую модификацию Ту-124. Она оказалась настолько удачной, что за короткий промежуток времени увидели свет более дюжины различных вариаций, предназначенных для задач гражданской и военной авиации. В 1970 году сотрудниками конструкторского бюро Туполева была создана одна из самых востребованных модификаций Ту-134А, обладающая удлиненным корпусом и оснащенная усовершенствованными двигателями.

Самолет входил в число лучших представителей авиационного парка СССР, а некоторые модификации оснащались передовыми техническими разработками и инновациями. К примеру, в летательном аппарате, сконструированном специально для Леонида Брежнева, был установлен комплекс под названием «Татра». С его помощью генеральный секретарь мог во время воздушного перелета позвонить абсолютно любому абоненту телефонной связи, находящемуся на земной поверхности.

История создания и ввода в эксплуатацию самолета Ту-134

В 1966 году началось серийное производство пассажирского лайнера Ту-134. История создания уходит корнями в конец 50-х годов двадцатого столетия, когда французские инженеры и конструкторы разработали и наладили серийный выпуск ближнемагистрального лайнера «Каравелла». Создание этого самолета подтолкнуло многие компании на поиск конкурентоспособных решений, в результате чего появился легендарный «Boeing», Ил-62 и Ту-124, ставший предшественником модернизированной модели Ту-134.

В начале 60-х годов гражданская авиация в СССР получила толчок к активному развитию, чему способствовало внедрение новых технологий и реактивных двигателей. В данный период большинство внутренних рейсов обслуживалось поршневыми самолетами вроде Ил-14, которые уже считались морально устаревшими. Подобные воздушные суда отличались низкой пассажировместимостью и высокими эксплуатационными расходами. В первых Ту-134, согласно чертежу, было предусмотрено 56 кресел для пассажиров, однако внутрисоюзные версии, поступившие в Аэрофлот в 1967 году, оснащались 72 пассажирскими креслами.

Главным недостатком первых экземпляров было отсутствие реверса на силовом агрегате, что увеличивало дистанцию пробега при посадке и требовало длинной взлетной полосы. Конструкторы собирались устранить данную проблему при помощи парашюта, использующегося в момент соприкосновения летательного аппарата с поверхностью земли. Руководство конструкторского бюро не поддержало данную идею, и проблема была частично решена посредством размещения специального тормозного щитка в области центроплана.

В 1989 году серийное производство Ту-134 было прекращено. Некоторые самолеты, исчерпавшие ресурс и снятые с эксплуатации, были установлены как памятники в различных населенных пунктах Советского Союза. Подобные скульптурные решения можно наблюдать в Москве, Риге, Полтаве, Воронеже и других городах бывшего СССР. На текущий момент самолет не способен составить серьезную конкуренцию лайнерам, которые используются современными авиаперевозчиками. Однако ряд успешных решений задействован в серийном производстве новых пассажирских летательных аппаратов.

Задачу создать отечественный аналог «Каравеллы» перед конструкторским бюро Туполева поставил Никита Хрущев после своего возвращения из Франции.

Характеристики самолета

Технические характеристики Ту-134 могут варьироваться в зависимости от модификации. Самые распространенные версии обладают следующими особенностями:

  • максимальная дальность полета — 2100 км;
  • крейсерская скорость — 885 км/час;
  • грузоподъемность/вместимость — 47 тонн (взлетная), 9 тонн (коммерческая).

Размеры летательного аппарата следующие: диаметр фюзеляжа 2,9 метра, высота — 9 метров, размах крыла — 29 метров, длина — 37 метров. Время разбега самолета Ту-134 — 55–57 секунд. Лайнер изначально был рассчитан на 5 тысяч полетов с общим количеством летных часов не более 8 тысяч. В дальнейшем ресурс самолета был увеличен до 40 тысяч летных часов и 25 лет непрерывной эксплуатации. Самолет может передвигаться на высоте до 12 тысяч метров, длина его разбега составляет 2,2 км.

Доводилось ли Вам летать на самолете Ту-134? ДаНет

Конструкция самолета

Характеристики Ту-134, ближнемагистрального пассажирского самолета, сделали его одним из лучших лайнеров в своем сегменте. По конструкции он считается цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом со стреловидными крыльями. На летательный аппарат устанавливаются двухконтурные турбореактивные двигатели, расположенные в хвостовой части, что снижает уровень шума и делает перелет комфортным для пассажиров.

Конструкция Ту-134

Силовая установка, использующаяся в летательном аппарате, базируется на двухконтурной модели Д-30 в различных модификациях. Предшественники использовали тросовую систему. Идентичное решение применялось в реактивных пассажирских самолетах и военных бомбардировщиках вроде Ту-16. Конструкция кабины пилота и салона варьируется в зависимости от модификации воздушного лайнера. К примеру, модель Ту-134А располагала четырьмя креслами для членов экипажа. В версии «Б» количество кресел составляло 3, поскольку было упразднено место штурмана.

Конструкция Ту-134

Крыло отличается отсутствующими предкрылками и наличием двухщелевых закрылок. Фюзеляж — удлиненная версия Ту-124. Оперение судна — Т-образное, шасси располагает тремя стойками: передняя убирается в специальный отсек в дне фюзеляжа, для двух основных стоек с двухосевой конструкцией предусмотрены ниши в гондолах под крыльями.

Фюзеляж

Первые версии самолета отличались остекленным носом и тормозным щитком под центропланом. Современные вариации оснащаются радиолокационной системой и гидроусилителем, упрощающим управление. Конструкция фюзеляжа в целом повторяет самолет Ту-124, однако он на 7 метров длинней, чем у предыдущей модели.

Крыло

Крылья самолета обладают стреловидной формой. Крылья механизированы двухщелевыми закрылками и интерцепторами, выпускаемыми только на твердой поверхности. Крыло имеет площадь 127 м2 и включает в себя: центроплан, шасси, гондолы, нервюры, стрингеры, интерцепторы и лонжероны. При аварийной посадке предусмотрено 4 люка, 2 из которых выходит непосредственно на крылья.

Силовая установка

Силовая установка расположена в хвостовой части на пилонах, что значительно снижает уровень шума в салоне. Первые модификации оснащались двигателями Д-30, запуск которых осуществлялся благодаря двум стартер-генераторам. На серийных лайнерах были установлены двухконтурные турбореактивные силовые установки, сконструированные Соловьевым. Запускается двигатель при помощи воздушного стартера, получающего порцию сжатого воздуха от ВСУ, и от электронной системы зажигания.

Топливная и гидросистема

Летательный аппарат оснащается тремя независимыми гидросистемами — основной, тормозной и автономной. Для функционирования основной гидросистемы предусмотрено 2 гидронасоса, отвечающих за выпуск и уборку шасси, управление разворотом колес и интерцепторами. Работает она от двух гидроаккумуляторов, подпитывающих основную систему. Для аварийной и тормозной остановки колес лайнер оснащен тормозной гидросистемой, давление в которой создает насос с электрическим приводом.

Кабина пилота и салон

Некоторые версии Ту-134А оснащались застекленным носом, в других использовался «глухой» или «деревянный» нос. В подобных модификациях штурман вынужден был располагаться в проходном помещении для того, чтобы сэкономить пространство в багажном отсеке. Для отделки стен кабины использовались облегченные материалы. Полки багажного отсека были выполнены из пенопласта и фанеры. В бизнес-классе пассажирские кресла отличаются повышенной мягкостью и большим расстоянием друг от друга.

Кабина Ту-134

Схема салона Ту-134

Особенность салона Ту-134 — в расположении первых пассажирских кресел, которые установлены напротив всех остальных. К подобному решению никогда не прибегали разработчики других коммерческих лайнеров. Большинство самолетов обладало двухклассовой компоновкой салона: для пассажиров business-класса предусмотрены кресла повышенной мягкости, расстояние между которыми варьируется в диапазоне от 100 до 130 см. Салон Ту-134 отличается следующими техническими характеристиками:

  • шириной 2,7 метра;
  • высотой 1,97 метров;
  • диаметром фюзеляжа 2,9 метра.

Схема салона Ту-134

Лучшие места в салоне — те, что находятся возле иллюминаторов. Хороший обзор намного лучше вида на затылки пассажиров. Второй ряд мест считается менее престижным, поскольку расположен в непосредственной близи от туалета и хозяйственных помещений. Схема экономкласса начинается с 5-го по 19-й ряд, расположение кресел идентично бизнес-классу, между ними наблюдается достаточно просторный проход.

Салон рассчитан на 76 пассажиров и экипаж в количестве 4 человека. На авиаперелетах внутри Советского Союза отсутствовало разделение салона на классы. Была внедрена двухклассовая система, распределяющая пространство салона на бизнес-класс и эконом.

Производство и стоимость самолета

Ту-134 считается одним из самых успешных проектов, созданных отечественной пассажирской самолетостроительной индустрией. NATO присвоило летательному аппарату код «Жесткий». Производственные мощности находились в городе Харьков. До 1989 года, когда выпуск Ту-134 был официально завершен, было сконструировано более 850 самолетов. Представители конструкторского бюро Туполева обращались в Министерство обороны РФ с просьбой о финансовой поддержке в задаче капитального ремонта и модернизации Ту-134, списанных с эксплуатации.

Сегодня разные модификации Ту-134 все еще задействованы ведущими авиакомпаниями России и стран бывшего СНГ. В данный момент ОАО «Туполев» работает над началом серийного производства нового самолета Ту-334.

Модификации модели

Ту-134 модификаций насчитывается довольно внушительное количество вариаций как для военной, так и для гражданской авиации. В первой модели, вмещавшей 72 пассажиров, тормозные щитки находились под фюзеляжем, реверс на двигателях отсутствовал. Среди наиболее распространенных модификаций летательного аппарата стоит выделить:

  1. Ту-134А. Модель оснащена двигателями с реверсами и оптимизированным расходом топливной смеси.
  2. В варианте А-2 предусмотрен остекленный нос, А-3 отличается наличием двигателей третьего поколения.
  3. Модель АК оснащалась дополнительным классом «Люкс» вместимостью 13 человек, предназначенным для перевозки высших государственных и военных чинов.
  4. Ту-134Б включает 8 десятков пассажирских кресел. Была снижена масса пустого летательного аппарата, улучшена система управления и набор радиолокационного оборудования.
  5. Модель БВ создана для того, чтобы доставлять космические и околокосмические аппараты с целью запуска на низкой орбите. ЛК версия является самолетом-лабораторией и используется для тренировки космических сотрудников.
  6. А-3 СХ — модель, которая была разработана для решения сельскохозяйственных задач.

    Ту-134А-3 СХ

  7. Модель с индексом «Ш» предназначена для обучения штурманов бомбардировщиков и истребителей.
  8. Модификация А-3М разрабатывалась для перевозки VIP-аудитории.
  9. Ту-134УБЛ используют для обучения и тренировки военных пилотов.

    Ту-134УБЛ

Ту-134 (в просторечии данный самолет называю свисток, стиляга или туполенок) – советский пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности, разработанный в начале 1960 годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1965 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.

Ту 134 явлется одним из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего было построено 852 самолета всех модификаций. Первый полет был выполнен 29 июля 1963, в эксплуатации лайнер находится с сентября 1967 года.

К началу 1960 годов основу парка ближнемагистральных самолетов в СССР и социалистических странах составляли поршневые Ил-14, бравшие на борт до 36 пассажиров. В это время гражданская авиация вступала в реактивную эпоху.

Первый в СССР реактивный самолет Ту-104 использовался только на международных и особенно загруженных внутрисоюзных линиях, тогда как на региональных маршрутах использовались морально устаревающие самолеты. Появилась потребность в реактивном самолете с дальностью до 2 000 км, крейсерской скоростью 800-900 км/ч и пассажировместимостью не менее 40 человек, который можно было бы использовать на коротких ВПП.

Принято считать, что Ту-134 обязан своим появлением непосредственно Никите Хрущеву. В 1960 году Первый Секретарь ЦК КПСС стал гостем на презентации во Франции нового реактивного самолета Сюд-Авиасьон Каравелла. Самолет произвел на советского лидера впечатление, и по возвращении в СССР Хрущев велел ОКБ Туполева заняться разработкой аналога.

Первоначально Ту-134 не проектировался как новый самолет. В КБ была идея модернизации Ту-124. У самолета удлинили фюзеляж, перенесли двигатели в хвостовую часть, а также заменили оперение на Т-образное. Проект под обозначением Ту-124А был разработан в 1961 году. Первые два опытных экземпляра были изготовлены в 1963 году. В июле того же года самолет впервые поднялся в небо.

Летные и сертификационные испытания начались летом 1963 года. В 1965 году самолету было присвоено обозначение Ту-134. В это же время было прекращено производство Ту-124. Серийный выпуск начался в 1966 году. Ту-134 выпускался на Харьковском авиационном производственном объединении в течение 18 лет (с 1966 по 1984).

Самолет был разработан для ближнемагистральных линий со слабым пассажиропотоком. Изначально предполагалось разместить в самолете 56 мест для пассажиров (50 в двухклассовой компоновке). Но от первого класса на тех самолетах, что предназначались для внутрисоюзных линий, вскоре решено было отказаться. За счет этого число мест удалось довести до 72.

В 1965 году было изготовлено 9 предсерийных самолетов специально для летных испытаний. На этих лайнерах отсутствовал реверс, из-за чего пробег после посадки был очень велик. Интересно, что в КБ планировали установить на Ту-134 тормозные парашюты подобно Ту-104. Однако, от этой идеи вскоре отказались. В то же время, двигатели с реверсом на Ту-134 стали устанавливать лишь в 1970 году. Были переоборудованы все ранее выпущенные экземпляры. До этого самолету помогал тормозить специальный щиток под фюзеляжем – очень редкое явление в гражданской авиации.

Первые серийные Ту-134 были переданы Аэрофлоту в 1966 году. В сентябре 1967 года на Ту-134 был совершен первый коммерческий рейс Москва-Адлер. Однако почти три года самолет использовались лишь на международных линиях, и только летом 1969 года начали обслуживать внутрисоюзные линии Москва-Ленинград и Москва-Киев. Ту-134 активно экспортировался: в 1968 году первые машины были проданы восточногерманской авиакомпании Интерфлюг, а чуть позже польской LOT.

В 1970 году была разработана модификация Ту-134А. Фюзеляж самолета был удлинен на полметра, на двигателях установлен реверс, снят тормозной щиток, число мест увеличено до 76. В результате максимальная дальность полета с 3 100 км сократилась до 2 770 км, а с максимальной коммерческой нагрузкой – до 2 100 км. На самолетах, предназначенных для экспорта, было решено отказаться от штурмана и установить РЛС.

К началу 1972 года большая часть Ту-134 продолжала использоваться на международных линиях, тогда как регулярных рейсов внутри СССР было всего двенадцать: из Москвы в Баку, Ереван, Киев, Кишинев, Краснодар, Ленинград, Омск, Ригу и Сочи. Однако, 18 мая 1972 под Харьковом разбился Ан-10. В катастрофе погибло 116 человек, и полеты самолетов этого типа были немедленно прекращены.

В 1973 году из-за выявленных ошибок в конструкции от эксплуатации Ан-10 отказались вообще. Во многих советских аэропортах началось срочное переоборудование взлетно-посадочных полос для приема Ту-134. Из-за нехватки самолетов на региональных линиях бо́льшую часть Ту-134 Шереметьевского и все без исключения Внуковского авиаотрядов решили заменить на только что разработанный Ту-154 и дальнемагистральный Ил-62.

В 1980 году начался выпуск самолета Ту-134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно. Кроме того, была увеличена пассажировместимость до 96 мест. Взлетная масса доведена до 47 тонн. Начались также разработки варианта Ту-134Д с увеличенной тягой двигателей (8 400 кгс), однако работы по самолету были прекращены.

В настоящее время самолеты Ту-134 постепенно выводятся из эксплуатации, поскольку устарели морально и физически: последним выпущенным экземплярам более четверти века.

Двигатели Ту-134 установлены в хвостовой части фюзеляжа. Серийные самолеты оснащались турбореактивными двухконтурными двигателями конструкции Соловьева Д-30 (ПС-30). Двигатель выполнен по двухвальной схеме, состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства, оснащен реверсивным устройством. Запуск двигателя воздушным стартером. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания СКНА-22-2А и 2 свечи поверхностного разряда СП-06ВП.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 показал свою надежность и экономичность, отвечая всем требованиям времени. По показателям коэффициента надежности Ту-134 зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке.

В условиях СССР, где подавляющее большинство аэродромов имели только одну ВПП, это качество сыграло заметную роль в повышении регулярности полетов. После вступления в действие Главы 3 приложения 16 ИКАО в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется почти исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ.

После катастрофы Ту-134 в аэропорту Курумоч в марте 2007 было объявлено о том, что к 2015 году эксплуатация самолетов этой модели будет прекращена. 1 января 2008 года обладатель одного из крупнейших флотов Ту-134, Аэрофлот, прекратил их эксплуатацию. Часть самолетов была передана в дочерние компании Аэрофлот-Норд и Аэрофлот-Дон, часть продана, часть списана.

До начала 1990 годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС. На начало 2006 года в эксплуатации находилось 245 самолетов Ту-134, из них 162 – в России. К середине 2007 года число российских Ту-134 сократилось до 146, еще через год – до 117, к началу 2009 года примерно до 100 штук.

Они заменяются на Boeing 737, Airbus A319 и Ан-148. В перспективе на смену последним Ту-134 должны прийти самолеты проекта Superjet 100. Более половины летающих в России машин используются как бизнес-чартеры. Среди пользователей Ту-134, использующих их на регулярных рейсах – UTAir и Ямал.

Кроме пассажирских перевозок, отдельные модификации Ту-134 используются в военной и сельскохозяйственной авиации. Так, на Ту-134УБЛ проходят тренировку летчики дальней авиации (модификация для подготовки пилотов Ту-22М), на Ту-134Ш – штурманы (в салоне имеется несколько полноценных рабочих мест для штурманов-навигаторов Ту-22М). Построено некоторое количество машин для пассажирско-транспортных перевозок командных кадров ВС (штабных), в том числе и оборудованных спецсвязью (ЗАС).

Летно-технические характеристики Ту-134

Максимальная скорость полета Ту-134А составляет 850 км/ч, максимальная высота полета – 12 100 метров, максимальная дальность полета – 2 100 км. Для взлета самолету необходима полоса длиной 2 200 метров.