ЦНИИ ввко МО РФ

2-й центральный научно-исследовательский, ордена Октябрьской революции, Краснознамённый институт Министерства обороны Российской Федерации — научный центр по разработке теории вооружения противовоздушной и воздушно-космической обороны Министерства обороны РФ, разрабатывающий навигационные приборы, системы управления, наведения и ориентации аппаратов наземного, воздушного и космического базирования. Расположен в Твери.
Сейчас не функционирует, в момент нашего пребывания на полигоне, мы увидели только одного человека.
При подходе к полигону, сразу бросается в глаза огромный радар, советского производства


Судя по машинам, техника в рабочем состоянии и за ней присматривают военные или учёные


На территории полигона находятся 2 технических водоёма. Один недавно выкопанный

И один с времён страны советов

Вид с другой стороны на радар


И вот, пройдя, достаточно большое расстояние, мы увидели одну из вышек
Оглядевшись по сторонам в поисках хоть одной живой души, мы решаем лезть наверх
Когда мы всё же залезли, то от красоты пейзажа у нас захватило дух
Всего на полигоне находится 3 вышки расположенные треугольником
И самый верх нашей вышки
Предполагаемая пусковая ракетная шахта
Вдали виднелись те самые радары у которых мы были вначале
Но виды всё же были изумительны
Вдали видна ТЭЦ-3
И виден город весь (с юга на север фото)
А закат был всё красивее и красивее
Последний взгляд на полигон
И мы начинаем слезать
Но на пол пути, мне всё же удаётся уловить последние моменты заката
Вот такое путешествие у нас выдалось в последние тёплые деньки осени…
Спасибо за участие Виктории Королёвой и Эдику Степанову. Фото: Игорь Ефимов и Эдик Степанов.
Присоединяйтесь к нам и до встрече на высоте!

jury_tver

Наверное, некоторые жители Твери из старшего поколения помнят те «слухи» что якобы из НИИ-2, который расположился почти в центре Твери «сбивали» спутники шпионы вероятного противника. И вот только сейчас, спустя много лет мне удалось узнать, что действительно, такая «многоцелевая система» была разработана в нашем, Тверском 2-м центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации, который расположился в центральном районе города Твери, за Волгой, по адресу, набережная Афанасия Никитина, д. 32. Совершенно случайно, придя на одну из встреч краеведов Тверской области я познакомился там с ещё одним интересным человеком нашего города, Виктор Иванович, начальник отдела ракетно- космической обороны НИИ-2. Именно он, в числе многих сотрудников этого сверх секретного военного института в те года (1968-1992) разрабатывал так называемый «Комплекс блокирования космической угрозы» . Который в числе прочих функций по обеспечению космической безопасности страны мог так сказать «сбивать» (выводить из строя) спутники шпионы над территорией СССР и тем самым лишая разведывательные службы запада так нужной им в те годы «холодного противостояния» разведывательной информации о расположении на территории СССР важных стратегических объектов и пусковых шахт РВСН.


Таким образом, задача разработки перспективных средств вооружения была успешно решена, и ряд конструкторских бюро начали реализовывать систему перехвата космических целей. К 1962 году появился проект многоразового авиационно-космического комплекса перехвата, в числе его авторов был О. А. Чембровский.
Вскоре в НИИ-2 в соответствии с приказом главкома ПВО СССР, маршала С. С. Бирюзова было создано самостоятельное Управление по космическим системам ПКО под руководством О. А. Чембровского, ставшее первым в СССР подразделением по противокосмической обороне в системе Министерства обороны.

Работы, проведённые в НИИ-2 под руководством Я. И. Трегуба, в Управлении по космическим системам ПКО, позволили Советскому Союзу создать систему контроля космического пространства (СККП). Одним из экспериментов при создании системы дальнего наведения одного космического объекта на другой стал двойной полёт космонавтов А. Г. Николаева и П. Р. Поповича 12 — 15 августа 1962 года, в ходе которого корабль Николаева (Восток-3) выполнял роль цели, а корабль Поповича (Восток-4) — перехватчика.

Но противостояние в «холодной» войне СССР и США закончилось, большинство исследований и разработок в области космической безопасности были «свёрнуты». По не подтвержденной информации НИИ-2 больше не занимается такими «глобальными» проектами, одно из доказательств этого является почти заброшенный Испытательный полигон НИИ-2 под Тверью.
В числе прочих задач полигона было — смоделировать обнаружение системой раннего предупреждения боеголовок в космосе и их идентификацию. Необходимо было подвесить боеголовку над землей чтобы не создавать помех. К тому же, необходимо было поворачивать боеголовку на тросах, чтобы зафиксировать сигнал отражаемый ей в различных положениях..
Сейчас этот полигон уже видимо не актуален…работы давно завершены, но вышки до сих пор стоят.

Тверской научно-исследовательский центр противовоздушной обороны.
2-й центральный научно-исследовательский ордена Октябрьской революции Краснознамённый институт Министерства обороны Российской Федерации (2 ЦНИИ МО РФ) — научный центр по разработке теории вооружения противовоздушной и воздушно-космической обороны Министерства обороны Российской Федерации, разрабатывающий навигационные приборы, системы управления, наведения и ориентации аппаратов наземного, воздушного и космического базирования.

НИИ-2 сейчас-
На современном этапе развития, основными направлениями деятельности института являются: разработка и усовершенствование нового поколения субмикроминиатюрных приборов, использующих технологию генерации сигналов ферромагнетиками: навигационных приборов, систем управления, наведения и ориентации микроминиатюрных аппаратов наземного, воздушного и космического базирования; системы безопасности объектов транспортных средств, систем связи, компьютерных сетей; автоматические микроминиатюрные средства контроля, охраны, сигнализации и наблюдения, наделённые элементами искусственного интеллекта.

Год назад Тверской научно-исследовательский центр противовоздушной обороны в четвертый раз получил президентский грант.
По не проверенной информации, НИИ-2 на данной момент в числе прочих гражданских проектов занимается и разработкой современных ракетных систем ПВО-
Ракетный комплекс «Искандер» разворачивается за считанные секунды и способен нанести удар по потенциальной цели на расстояние в 500 километров. Тверской научно-исследовательский центр ПВО участвовал в разработке «Искандера».
За последние 40 лет при участии института были приняты на вооружение 8 типов зенитных ракетных систем, 10 типов истребителей-перехватчиков, 32 комплекса средств автоматизации управления.
ФГУ «2 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации» в Твери.
А ещё в НИИ-2 есть замечательный музей, где представлены многие разработки института за много лет его существования, но к сожалению попасть а тем более пофотографировать там скорее всего не получится (даже у сотрудником СМИ) из-за высокой сложности разрешительный системы допуска в подобные военные учереждения.

Метки: РВСН часть 1

ФГБУ «ЦНИИ ВВКО» МИНОБОРОНЫ РОССИИ

Виды деятельности

  • 72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие
  • 93.11 Деятельность спортивных объектов
  • 71.12.61 Деятельность в области технического регулирования и стандартизации
  • 62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения
  • 63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность
  • 62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий
  • 63.11.1 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
  • 71.20 Технические испытания, исследования, анализ и сертификация
  • 26.60.1 Производство аппаратов, применяемых в медицинских целях, основанных на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучений
  • 58.11.1 Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде
  • 59.11 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ

Воздушно-космические манипуляции

Очередная реформа военной науки: крутое пике или амбиции военных чиновников
В течение десяти лет на вооружение сильнейших иностранных государств поступят принципиально новые гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотники, оружие, основанное на новых физических принципах. Произойдет интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единую систему. Противник получит возможность наносить скоординированные во времени высокоточные удары практически по всем целям.
Итак, в ближайшей перспективе успешное ведение военных действий в воздушно-космическом пространстве станет основой для достижения успеха в вооруженной борьбе на суше и на море. В этих условиях срыв воздушно-космического нападения противника приобретает первостепенное решающее значение, определяет ход и исход войны и судьбу страны в целом.
В апреле 2006 года президентом Российской Федерации – Верховным главнокомандующим была утверждена Концепция воздушно-космической обороны. «…особое внимание нужно уделить укреплению воздушно-космической обороны страны, объединить существующие системы противовоздушной и противокосмической обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Они должны действовать под единым управлением стратегического командования». Такая задача поставлена в президентском Послании в октябре 2010-го.
В соответствии с утвержденной Концепцией ВКО РФ с 1 декабря 2011 года приступил к выполнению боевых задач по охране и обороне границ Российской Федерации новый род Вооруженных Сил – Войска воздушно-космической обороны РФ.
В июне 2013-го Владимир Путин ясно определил роль создаваемой системы ВКО: «Эффективная ВКО – это гарантия устойчивости наших стратегических сил сдерживания, прикрытия территории страны от воздушно-космических средств нападения». Президент четко расставил приоритеты развития Российской армии, выдвинув на одно из первых мест воздушно-космическую оборону: «Мы не должны допустить нарушения баланса системы стратегического сдерживания, снижения эффективности наших ядерных сил. Поэтому создание воздушно-космической обороны будет и впредь одним из ключевых направлений военного строительства».
Естественно, выполнение грандиозных по замыслу и ответственности государственных задач построения системы ВКО РФ потребовало их военно-научного обоснования, обеспечения и сопровождения. Поэтому логической реализацией положений концептуальных документов, утвержденных президентом Российской Федерации, явилось создание Центрального научно-исследовательского института Войск воздушно-космической обороны (ЦНИИ ВВКО). Институт был сформирован в соответствии с распоряжением правительства РФ и приказом министра обороны РФ в марте 2014 года.
Правопреемник 2, 45 и 50-го ЦНИИ Минобороны
Создание ЦНИИ ВВКО согласуется с планами разработки перспективного военно-научного комплекса, контуры которого обрисовал начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны генерал армии Валерий Герасимов на научно-практической конференции «Военная безопасность России: XXI век» 14 февраля 2013 года. В своем выступлении начальник ГШ ВС РФ особо подчеркнул роль прикладной и практической науки, обеспечивающей проведение испытаний образцов ВВТ, научное сопровождение их эксплуатации, модернизации и утилизации. Он призвал стремиться к тому, чтобы теория строительства Вооруженных Сил максимально соответствовала перспективам развития характера войн и вооруженной борьбы в целом. Эту мысль начальник Генерального штаба развил в докладе на общем собрании Академии военных наук 25 февраля 2014 года, в котором отмечалось: «Военно-научный комплекс предназначен для обеспечения обоснования направлений строительства и развития Вооруженных Сил РФ и предварительной научной проработки принимаемых военно-политических решений». Следовательно, создание ЦНИИ ВВКО можно рассматривать как результат поэтапного выполнения планов реализации перспективного военно-научного комплекса ВС РФ, коррелированный с задачами, сформулированными в Концепции воздушно-космической обороны в части обоснованного формирования военно-технической политики.
Фото: Вадим Савицкий
Рождение ЦНИИ ВВКО, как и других НИО в Вооруженных Силах нашего государства, явилось закономерным этапом в истории развития военной науки ПВО (ВКО), о чем свидетельствует весь опыт, предшествующий непосредственному строительству современной воздушно-космической обороны.
В предвоенные годы, когда образцы ВВТ ПВО были сравнительно простыми в проектировании и изготовлении и, следовательно, дешевыми, их разработка осуществлялась, как правило, ОКБ промышленности без выполнения ОКР в принятом ныне понимании. Однако уже в то время уделялось пристальное внимание вопросам развития ВВТ ПВО и роли военной науки в их создании. В послевоенное время с усложнением образцов ВВТ принимается решение об их разработке в соответствии с требованиями заказчика (Вооруженных Сил). Задачу подготовки ТТЗ возложили на испытательные организации. Однако оказалось, что специфика последних не способствовала решению задач, связанных с прогнозированием условий применения ВВТ на отдаленную перспективу и обоснованием на этой базе основных направлений их развития.
Для выполнения данных задач требовалось проведение комплекса научно-исследовательских и экспериментальных работ, выполняемых специализированными научными организациями для обоснования требований к образцу, задаваемых в ТТЗ, и отработки технологий, обеспечивающих их выполнение. Поэтому высшим руководством принимается решение о создании видовых научно-исследовательских институтов. В Войсках ПВО военная наука оформилась организационно в 1957 году посредством объединения разрозненных научных подразделений родов войск и испытательных полигонов в первый в ВС СССР единый комплексный научно-исследовательский институт вида ВС – НИИ-2 ПВО, в последующем – 2-й ЦНИИ МО РФ, а ныне – НИЦ (город Тверь) ЦНИИ Войск ВКО Минобороны России. Выполненные НИИ-2 ПВО в 1959–1961 годах НИР дали научно обоснованные рекомендации по обеспечению безопасности нашего государства в условиях применения ракетно-ядерного оружия на основе создания средств в структуре Войск ПВО, объединенных в системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), противоракетной обороны (ПРО), противокосмической обороны (ПКО) и контроля космического пространства (ККП). Формирование ключевых составляющих системы ВКО осуществлялось в рамках Войск ПВО страны как вида Вооруженных Сил с опорой именно на НИИ. С апреля 1967 года в составе Войск ПВО существует новый род войск – Войска противоракетной и противокосмической обороны, а позднее с включением в их состав войск и системы предупреждения о ракетном нападении они объединены в Войска ракетно-космической обороны (ВРКО).
К концу 70-х – началу 80-х годов прошлого столетия в составе Войск ПВО страны созданы информационные и огневые средства и системы, способные вести борьбу практически со всеми существующими типами средств нападения, действующими в воздушном и космическом пространстве. Спектр решаемых Войсками ПВО задач уже не ограничивался только борьбой с воздушным противником. Фактически теперь имелись все основания для постановки вопроса о переименовании Войск ПВО в Войска воздушно-космической обороны.
В последующем комплексные исследования проблем развития ПВО и РКО, проведенные институтом совместно с 45-м СНИИ (позднее – 45-й ЦНИИ МО, а ныне – НИЦ (город Москва) ЦНИИ Войск ВКО Минобороны России), другими НИО МО и организациями промышленности в конце 1990-х – начале 2000-х годов, легли в основу утвержденной президентом РФ Концепции воздушно-космической обороны Российской Федерации.
В настоящее время ЦНИИ ВВКО как правопреемник 2, 45 и 50-го ЦНИИ Минобороны России выполняет весь комплекс работ по реализации основных положений Концепции ВКО РФ.
Основными задачами института, имеющего статус головной организации в системном проектировании создаваемой системы ВКО и ее элементов, являются:
-исследования проблем строительства ВС РФ (в части сил и средств ВКО), обоснование их состава, структуры, построения и применения группировок войск (сил) ВКО страны и ВС и Объединенной системы ПВО СНГ;
-комплексные исследования перспектив развития средств воздушно-космического нападения зарубежных государств, форм и способов их применения;
-комплексные исследования основных направлений развития ВВСТ, разработка предложений в Государственную программу вооружения (ГПВ) и государственный оборонный заказ (ГОЗ) в части средств ВКО и космического вооружения;
-военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках ГОЗ в интересах ВКО РФ и космического вооружения.
Научный костяк ЦНИИ ВВКО представлен тремя НИИЦ: противовоздушной обороны (Тверь), ракетно-космической обороны (Москва) и военно-космических исследований (Юбилейный). Институт обладает современной лабораторно-испытательной и моделирующей базой, обеспечивающей комплексные исследования и испытания систем и средств ВКО. База создавалась на протяжении десятилетий и не имеет аналогов в стране.
Уникальная методология исследований проблем строительства противовоздушной (воздушно-космической) обороны ЦНИИ ВВКО, представляющая собой многоуровневую иерархическую структуру методов, методик и моделей, обеспечивает проведение военно-теоретических, экспериментальных и военно-экономических исследований основных направлений развития ВВТ ВКО и обоснования предложений в разделы ГОЗ и ГПВ в части средств ВКО и космического вооружения.
Под руководством командования Войск ВКО институт тесно взаимодействует с высшими органами государственного и военного управления, комитетами министров обороны и начальников штабов вооруженных сил государств – участников СНГ, НИУ МО, военными высшими учебными заведениями (ввузами), КБ и организациями промышленности, космодромами и государственными полигонами.
Страсть к необратимым изменениям
Основные мероприятия по созданию ЦНИИ ВВКО завершены. Институт сформирован и выполняет задачи по предназначению. Вместе с тем в августе-сентябре 2014 года, то есть спустя всего несколько месяцев с момента создания ЦНИИ ВВКО в Министерстве обороны начали прорабатываться варианты реформирования института в образовательно-научные комплексы (ОНК). Еще не осознаны по большей части губительные последствия реформы военной науки, инициированные во времена бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, которые заключались в создании так называемых военно-учебных научных центров (ВУНЦ), как возникла новая идея – создание ОНК. По замыслу «неореформаторов», ЦНИИ ВВКО целесообразно перестраивать под флагом интеграции ввузов и НИО: объединение по территориальному принципу НИЦ (Тверь) с ВА ВКО (Тверь), по сути – ликвидация НИИЦ (Москва) и НИЦ (Юбилейный) посредством передислокации и передачи их функций и задач Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского (Санкт-Петербург).
В недавнем прошлом была предпринята подобная волюнтаристская, ничем не обоснованная попытка ликвидации ВА ВКО имени Г. К. Жукова в Твери путем передачи ее в состав Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге, где никогда до этого и понятия о подготовке и воспитании командиров для Войск ПВО (ВКО) не существовало. Тогда эта задача по многим критериям и принципам оказалась неподъемной и ее выполнение спустили на тормозах. Теперь возникла очередная идея ввести в состав все той же академии два бывших научно-исследовательских института (45 и 50-й ЦНИИ) путем их передислокации вместе со всем хозяйством. Но нельзя объять необъятное. Дело военного строительства необходимо своевременно оградить от неуемных аппетитов чиновников-лжереформаторов, провести необходимые научные исследования или хотя бы получить ответы на следующие основополагающие вопросы.
Чем обусловливается необходимость расформирования ЦНИИ ВВКО, созданного несколько месяцев назад?
Кто проводил военно-экономическое обоснование целесообразности расформирования ЦНИИ ВВКО и какова стоимость проведения мероприятий по его реформированию с учетом перевода (создания на новом месте) имеющейся в институте уникальной лабораторно-испытательной базы?
Какой эффект достигается объединением института и ввузов, на чем базируются оценки возможности эффективного комплексного решения задач, возлагаемых на НИИЦ (Москва) и НИЦ (Юбилейный) Военно-космической академией им. А. Ф. Можайского?
Кто будет персонально отвечать за проведение комплексных исследований по решению важнейшей государственной задачи – созданию системы ВКО РФ, за научное обеспечение проведения единой военно-технической политики в области ВКО, формирование единых, сбалансированных предложений в ГПВ и ГОЗ?
Каким образом предлагается сохранить существующие научные школы НИИЦ (Москва) и НИЦ (Юбилейный), входящие в состав ЦНИИ ВВКО? Не преследует ли передислокация центров и передача их функций и задач ВКА им. А. Ф. Можайского чьих-либо материальных или иных корыстных интересов, в том числе в плане высвобождения «излишней» части территории, принадлежащей Министерству обороны в Москве и Юбилейном?
Очевидно, что инициаторы предлагаемого реформирования игнорируют положительный опыт и практику военного строительства в нашем государстве, а их предложения вытекают из понятных только им умозаключений.
Не получится ли, что через некоторое время руководство Минобороны осознает пагубность принятого решения, но действия по приведению военной науки в требуемую структуру в НИИ окажутся по той или иной причине уже необратимыми? Любые манипуляции с военными и оборонными структурами должны проводиться исключительно в интересах безопасности страны, а не ради чиновничьих интересов.
Тщательное объективное изучение и анализ инициатив неназванных авторов крайних «новых» реформ военной науки позволяют сделать выводы о следующем ряде возможных последствий внезапного реформирования недавно созданного ЦНИИ ВВКО в ОНК (с учетом характера и специфики образовательных и научных задач):
-утрата дорогостоящей инфраструктуры ЦНИИ ВВКО и его современного лабораторно-испытательного комплекса;
-потеря уникальных научных школ и квалифицированных специалистов в области строительства ВКО РФ;
-разрушение сложившегося процесса военно-научного сопровождения создания системы ВКО РФ, разработки ВВТ ВКО, восстановление которого потребует до 10 лет;
-снижение качества и увеличение сроков выполнения ведущихся ОКР и как следствие увеличение сроков создания системы ВКО РФ на пять – семь лет.
Кроме того, передача функций и задач НИИЦ (Москва) и НИЦ (Юбилейный) в ВКА им. А. Ф. Можайского с учетом необходимости воссоздания в Санкт-Петербурге уникальной лабораторно-моделирующей базы и соответствующих научных школ, формирования научно-производственных связей с предприятиями промышленности и войсками потребует не менее пяти лет и немедленного выделения дополнительного финансирования в объеме четырех-пяти миллиардов рублей. Но даже при таких затратах риски утраты научных школ, срыва сроков выполнения ключевых НИОКР по созданию системы ВКО не снижаются. Это доказал, в частности, неудачный опыт передачи военно-научного сопровождения ряда НИОКР научным подразделениям ВКА имени А. Ф. Можайского в 2009–2011 годах. Проблемы, связанные с отсутствием сформированных научных школ, освоивших необходимые методы и модели, удаленность от основных разработчиков ВВТ ВКО, от командных пунктов систем вооружения Войск ВКО, а также невозможность подготовки специалистов по ряду ключевых тематик вынудили руководство Минобороны России возвратить военно-научное сопровождение этих НИОКР в соответствующий НИИ Минобороны.
Убедились на собственном опыте
В конце 80-х годов активно обсуждался вопрос о целесообразности объединения ВА ПВО (Тверь, начальник академии генерал-полковник Анатолий Хюпенен) и 2-го НИИ МО (Тверь, начальник института генерал-лейтенант Сергей Сапегин). Вывод, к которому пришли привлеченные к дискуссии известные ученые, руководители науки, главные и генеральные конструкторы различных министерств, работающих на оборону страны, оказался таков: нецелесообразно объединять разные по природе отрасли и направления военной науки. Ученый-педагог и ученый-исследователь могут и должны дополнять друг друга в части помощи войскам в освоении перспективных образцов вооружения и военной техники, разработке боевых уставов и наставлений.
В этой связи сегодня более чем странно появление в стенограмме заседания Комитета Государственной думы РФ по обороне от 23 октября 2014 года высказывания председателя Военно-научного комитета ВС РФ генерал-майора Станислава Суворова, в котором он приписывает генерал-полковнику Анатолию Хюпенену слова о целесообразности включения 2-го ЦНИИ Минобороны России в состав Тверской академии.
Научные исследования, практический опыт доказывают: серьезным и неустранимым препятствием получения положительного результата от усиленно проталкиваемых вариантов объединения НИО и ввузов является то, что ученый-исследователь и ученый-педагог – это по существу разные профессии, часто несовместимые и, конечно же, невзаимозаменяемые.
Решение возлагаемых на ЦНИИ ВВКО задач связано с прогнозированием на отдаленную перспективу (15–20 лет). Профессорско-преподавательскому составу, сформированному исходя из концепции «учить слушателей тому, что необходимо на войне», потребуется самому заняться получением новых знаний – исследованием законов и закономерностей развития и применения ВВТ ВКО в соответствии с приведенными выше задачами ЦНИИ ВВКО. А для этого профессорско-преподавательский состав должен сам пройти подготовку к научно-исследовательской работе. И это еще не все.
ЦНИИ ВВКО является институтом, специализирующимся на исследованиях сложных систем вооружения и военной техники ВКО. Практика показывает, что подготовка эрудированного в системном плане научного сотрудника-исследователя, даже при условии попадания его в сложившийся научный коллектив, занимает около пяти лет. Формирование же нового коллектива, способного эффективно проводить комплексные НИР (НИОКР) по тематике института, потребует более длительного времени, так как речь идет уже о потере преемственности, утрате информационных связей с органами военного управления, специалистами-разработчиками из НИУ, КБ и организаций промышленности, специалистами космодромов, испытательных полигонов и др.
Проводя реформы военно-научного комплекса, уместно использовать опыт создания и становления родов Вооруженных Сил в нашем государстве. Поучительны с этой точки зрения воспоминания первого командующего ПРО и ПКО генерал-полковника Юрия Вотинцева, который по личному указанию главнокомандующего Войсками ПВО страны генерала армии Павла Батицкого перед вхождением в эту должность был командирован именно в НИИ-2 МО с тем, чтобы понять, чем предстоит ему заняться в создаваемом новом роде войск. То есть командующий новым родом войск был направлен главкомом Войсками ПВО на обучение непосредственно в НИИ-2 как в головную организацию по проблематике РКО, а не в видовые академии (ВА ПВО или ВИРТА ПВО). Таким образом, главком учел то неоспоримое обстоятельство, что в СССР не было опыта строительства видов и родов Вооруженных Сил без опоры на НИОКР, проводимые военными НИИ. Нет такого опыта и в современном Российском государстве.
Несомненно, следует поддержать предложения Владимира Дворкина, Владимира Остроухова, Михаила Бордюкова, изложенные на страницах газеты «Военно-промышленный курьер» (№ 31, 2014), о необходимости ответственных решений при реализации плана создания перспективного военно-научного комплекса ВС РФ, а именно:
-безотлагательно остановить практику непродуманных реформ в области военной науки;
-по мере ужесточения требований к квалификации специалистов постепенно решать задачи интеграции исследовательской и учебной деятельности – именно интеграции, а не примитивного включения НИО в состав вузов в качестве структурных подразделений;
-возобновить и расширить практику создания специальных независимых комиссий при руководстве страны, Совете национальной безопасности и Министерстве обороны для выработки программ и решений по важнейшим вопросам военной политики, в том числе реформированию военной науки. Действуя на базе широкой и достоверной информации, они способны вырабатывать альтернативные подходы ко всем проблемам безопасности.
Поставленная президентом Российской Федерации задача создания в кратчайшие сроки воздушно-космической обороны страны требует безотлагательного решения комплексных системных проблем, относящихся к компетенции специально созданного в 2014 году ЦНИИ ВВКО. Его расформирование на современном этапе, разделение на отдельные тематики приведет к срыву сроков строительства ВКО, разработки ее технической основы, создания целостной системы санкционирования применения оружия повышенной опасности, консолидации возможностей разнородных систем ВКО для обеспечения стратегической стабильности и возможности своевременного применения стратегических ядерных сил.

Энциклопедия

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Сорок пятый центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерацции (45 ЦНИИ МО)

Научно-исследовательское учреждение, являющееся головной организацией в Министерстве обороны для решения научных проблем обоснования направлений развития и поддержания высокой боевой готовности и эффективности систем и средств ракетно-космической обороны (РКО).
Основными задачами 45 ЦНИИ являются: оперативно-тактическое и военно-экономическое обоснование систем, комплексов и средств РКО, разработка предложений в проекты разделов Государственной программы вооружения, а также Гособоронзаказа по созданию и модернизации систем и средств РКО; обоснование и формирование проектов ТТТ и ТЗ Минобороны на разрабатываемые и модернизируемые системы, комплексы и средства РКО; военно-научное сопровождение разработки и испытаний создаваемых систем и средств РКО, включая разработку и обоснование проектов программ и методик их Государственных испытаний и комплексных контрольных проверок, научно-методическое руководство и непосредственное участие в проведении Государственных испытаний и комплексных контрольных проверок систем, комплексов и средств РКО; комплексный анализ результатов боевого применения систем, комплексов и средств РКО с учетом взаимодействия с другими видами ВС и родами войск; обеспечение международной деятельности по проблемам РКО.

Организационно Институт состоит из научных управлений и вспомогательных подразделений. Его структура совершенствовалась в соответствии с решаемыми задачами. В 1961 группой ученых Института впервые сформулирована научно-техническая проблема организации разведки космического пространства. В 1962 Комиссия Президиума Совета Министров по военно-промышленным вопросам по результатам первых научных исследований по организации разведки космического пространства и оценке обстановки в космосе, проведенных в Институте, приняла решение по организации практических работ в этой области. Институт был назначен головным по Системе контроля космического пространства и организации работ по созданию Центра контроля космического пространства. В штате Института директивой Генерального штаба создается управление контроля космического пространства. В 1962 во исполнение постановления Правительства о создании системы предупреждения и узлов обнаружения баллистических ракет Институт вплотную подключен к работам по данной тематике. В 1965 в Институт передана тематика научных исследований, связанная с совершенствованием измерительных комплексов войск и полигонов ПВО. В последующем в Институт были развернуты работы по: комплексным проблемам военной стандартизации; защите радиоэлектронных средств от помех; квантовой электронике; космическим системам обнаружения стартов ракет; разработке методов повышения эффективности работ штабов и боевого применения информационно-вычислительных систем в высших звеньях управления; по оптимизации организационно-штатных структур войск; совершенствованию методов программного планирования создания вооружения и др.

История зарождения Института начинается в 50-х гг. прошлого столетия и неразрывно связана с историей создания систем и средств РКО.

7 февраля 1960 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принимается решение о создании в Министерстве обороны Специального вычислительного центра для моделирования процессов и проведения вычислительных работ, связанных с разработкой и вводом в действие боевой системы ПРО Москвы. В 1960 поставлена задача – сформировать Специальный вычислительный центр № 4 Министерства обороны. 1 июля 1960 определен как день годового праздника 45 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны – в ознаменование дня его формирования.

30 декабря 1961 в связи со значительным расширением перечня задач и объема научно-исследовательских работ, проводимых СВЦ-4, он преобразован в Специальный научно-исследовательский институт № 45 Министерства обороны (СНИИ – 45 МО). Число «45» возникло неспроста – институт был подчинен 5-му Управлению 4-го Главного Управления МО СССР. К 1 января 1962 формирование Института, как это и было предусмотрено директивными документами, было в основном закончено.

3 августа 1968 Институт переименован в 45-й Специальный научно-исследовательский институт Министерства обороны. 29 июня 1989 Институт переименован в 45 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны (45 ЦНИИ МО).

В декабре 1997 45 ЦНИИ МО РФ преобразован в Научно-исследовательский центр Четвёртого Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации. Существенно изменена организационно-штатная структура центра. Перед коллективом были поставлены новые серьезные задачи, связанные с реформированием Вооруженных Сил и переводом Войск ракетно-космической обороны в состав Ракетных войск стратегического назначения. В настоящий момент Центр выполняет научно-исследовательские работы по заказам Генерального штаба, Управления Начальника Вооружения, Ракетных войск стратегического назначения и Космических войск.

Наиболее значительный вклад в 50-х гг. внесли сотрудники Института в создание экспериментальной системы ПРО – система «А». 4 марта 1961 система противоракетной обороны (система «А») впервые в мире осуществила успешный перехват цели и поражение головной части баллистической ракеты Р-12, летевшей со скоростью более 3 км/с. Американским ученым удалось повторить подобное лишь более чем через двадцать лет.

Уже первые результаты выполненных научно-исследовательских работ позволили сделать важный вывод о том, что традиционные методы испытаний систем вооружения, базирующиеся главным образом на натурных экспериментах, не могут быть реализованы при испытаниях системы ПРО. Решение возникшей проблемы принципиально возможно было только на основе комплексного подхода, который сочетал бы натурные испытания отдельных элементов систем и моделирование систем в целом с использованием вероятных математических методов моделирования и имитирующих средств.

Результатом признания научного и практического вклада Института в создании и внедрение опытно-теоретического метода испытаний сложных систем вооружения явилось присуждение данной работе в 1975 Государственной премии. За успешное проведение научных исследований в области создания системы контроля космического пространства сотрудниками Института присуждена вторая Государственная премия, а в 1979 за заслуги в создании систем и средств ракетно-космической обороны Институт награжден орденом «Знак почета».

За время существования Института в его стенах, во взаимодействующих организациях Министерства обороны и других ведомствах подготовлено более 900 кандидатов наук, составляющих основной научный потенциал Института, и обеспечивающих качественное и своевременное выполнение основных планов научных исследований Института.

Вернуться к результатам поиска