Тортойс танк гайд

Содержание

Tortoise

Статье требуется доработка напильником

Оформление и содержание статьи не соответствует требованиям проекта.

Tortoise

ПТ-САУ | Великобритания | IX ур.

сток топ Прозвища в игре Торт, Тортила Огневая мощь

120 mm AT Gun L1A1 Орудие

50 шт. Боекомплект

400 / 400 / 515 ед Урон

259 / 326 / 120 мм Бронепробитие

8.45 мин-1 Скорострельность

3380 ед/мин Средний урон в минуту

1.7 с Время сведения

0.33 м Разброс на 100 м

26 °/с Скорость ГН

26 °/с Скорость ВН

-20…+20° Углы ГН

-10…+20° Углы ВН

Живучесть

2000 ед Прочность

273.1 / 152.4 / 101.6 мм Корпус

Мобильность Незаметность

8.73 % Незаметность стоя

0 % Незаметность в движении

Наблюдение

390 м Обзор

750 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир
  2. Наводчик
  3. Механик-водитель
  4. Радист
  5. Заряжающий
  6. Заряжающий

1234567891011Вершина развития линейки АТ. Как и все предшественники, отличается высокой прочностью и толстой бронёй. Вооружение обладает высокой точностью и скорострельностью, но невысоким разовым уроном. Предшественник ПТ-САУ FV217 Badger.

Модули

Башни/орудия

Двигатели

Ходовая часть

Радиостанции

Ур. Радиостанция Дальность связи
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
VIII WS No. 22 700 40 25000
VIII WS No. 19 Mk. III 550 40 22000
X SR C42 750 40 54000

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

GB32_Tortoise uk

Tortoise в игре

Исследование и прокачка

ПТ-САУ Tortoise исследуется на AT 15 за 161 000 .

От предшественницы ей достаются топовая рация и прекрасное предтоповое орудие, которое весит гораздо меньше стокового и даёт запас грузоподъёмности для комфортной игры с первых же боёв.

Боевая эффективность

Как и все машины линейки АТ, Tortoise обладает теми же свойствами, поэтому принцип игры на этом танке такой же. Главное, чем отличается данная ПТ-САУ, это феноменально точное орудие с отличным пробитием и с неплохим разовым уроном. Tortoise просто создана для боев на дальней дистанции. Хоть и высокий силуэт не дает бонуса к маскировке и спрятать Tortoise не так просто, данная ПТ-САУ очень сильна. Главное — не подпускать врага близко и не давать ему заходить в борт и тыл. Стоит опасаться быстрых машин. Про артиллерию также не стоит забывать. ПТ-САУ медлительна и огромна, имеет слабое бронирование крыши.

Хоть эта машина и называется танком прорыва, но имеет несколько уязвимых зон. В лобовой проекции танк имеет среднее бронирование, что достаточно для защиты от многих противников более низкого уровня, но танки 9 и 10 уровней будут довольно часто наносить урон. А вот башенка командира и пулеметное гнездо весьма уязвимы. Ходить в атаку не рекомендуется. Даже если вы будете атаковать в группе, враги сразу переключатся на вас, чтобы убрать очень опасный ствол ну и просто легко подамажить. Не давайте врагу такую возможность. Лучше всего оставаться не далеко от базы, если, все таки, решились куда то поехать, убедитесь, что вас не подсветят, вряд ли вы доедете, куда планировали, целым. Игра на дальнем расстоянии — главный ключ к успеху на данной машине. Позаботьтесь о маскировке, купите камуфляж, используйте маскировочную сеть, качайте экипажу маскировку — все это продлит жизнь вашему танку.

Достоинства:

  • один из самых высоких показателей прочности на уровне;
  • большой боезапас;
  • большие углы горизонтальной и вертикальной наводки;
  • отличное бронирование бортов;
  • точное топовое орудие;
  • самый высокий в игре ДПМ.

Недостатки:

  • низкая скорость и динамика, как следствие, высокий приоритет у артиллерии;
  • большая пулемётная башенка, в которую всегда проходит урон, и частые криты заряжающего, который сидит в этой башне;
  • большие размеры;
  • плохая маскировка;
  • маленький клиренс.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top 0 ББ35 БП10 ОФ5 Оборудование

  • Досылатель уменьшит время перезарядки орудия.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики танка.
  • Ящик с инструментами позволит быстрее чинить поврежденные модули.

1 ББ35 БП10 ОФ5 Оборудование

  • Досылатель уменьшит время перезарядки орудия.
  • Маскировочная сеть уменьшит заметность неподвижного танка.
  • Стереотруба увеличит дальность обзора неподвижного танка.

2 ББ35 БП10 ОФ5 Оборудование

  • Досылатель уменьшит время перезарядки орудия.
  • Усиленные приводы наводки позволят быстрее сводиться.
  • Маскировочная сеть уменьшит заметность неподвижного танка.

3 ББ35 БП10 ОФ5 Оборудование

  • Досылатель уменьшит время перезарядки орудия.
  • Просветленная оптика увеличит дальность обзора.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики танка.

0 Штурмовой вариант 1 Снайперский вариант 2 Снайперский вариант 2 3 Универсальный Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Боекомплект

Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько премиумных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности.

Галерея скриншотов

Оценка Tortoise

  • Воин — за орудие, обладающего хорошей точностью, бронепробитием, а также-уроном в минуту.
  • Стальная стена — за хорошее бронирование и большое количество прочности.
  • Танкист-снайпер — за малый разброс и быструю скорость сведения.
  • Поддержка — за сочетание скорострельности и малого разового урона.
  • Бронебойщик — за высокое бронепробитие.

История изменений

Основная статья: История изменений Tortoise История изменений Обновление 0.8.4

  • Введён на основной сервер в качестве британкой ПТ-САУ 9 уровня.

Обновление 0.8.6

  • Доходность увеличена на 10%.
  • Тяжёлый противоосколочный подбой заменён на сверхтяжёлый.

Обновление 0.9.0

  • Танк переработан в новом визуальном качестве.
  • Переработана модель бронирования танка.

Обновление 0.9.2

  • Исправлены мелкие ошибки и недоработки визуальной модели танка.

Обновление 0.9.21

  • Время перезарядки орудия OQF 32-pdr AT Gun увеличено с 5 до 5,6 с.
  • Бронепробиваемость снаряда APDS Mk. 2T орудия OQF 32-pdr AT Gun увеличена с 246 до 252 мм.
  • Бронепробиваемость снаряда AP Mk. 1 орудия OQF 32-pdr AT Gun увеличена с 214 до 220 мм.
  • Урон, наносимый снарядом HE Mk. 1A орудия OQF 32-pdr AT Gun, увеличен с 330 до 370 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом APDS Mk. 2T орудия OQF 32-pdr AT Gun, увеличен с 250 до 280 единиц.
  • Урон, наносимый снарядом AP Mk. 1 орудия OQF 32-pdr AT Gun, увеличен с 250 до 280 единиц.
  • Усилено бронирование корпуса.

Историческая справка

Основная статья: История Tortoise

В начале 1943 года, когда поражение Германии виделось делом ближайшего будущего, военные специалисты британской армии всерьёз задумались над проблемой преодоления долговременных линий обороны. Хотя опыт предыдущих сражений подсказывал, что различные «полосы препятствий» вроде французской «Мажино» уже канули в лету, определённые опасения ещё оставались. Тогда предполагалось, что основные затруднения возникнут при штурме «Линии Зигфрида», насыщенной бетонными ДОТами, противотанковыми рвами и прочими сооружения оборонительного характера. Следовательно, для поддержки наземных частей требовалась боевая машина, способная долговременно находится под огнем противотанковых средств противника и одновременно способная поражать его укреплённые огневые точки.

Ранние проекты серии АТ1-АТ10 имели массу порядка 40 тонн и имели относительно маломощное вооружение — шестифунтовое орудие, 75 мм пушку или 95 мм гаубицу. Однако появление в 1943 году нового 17-фунтового орудия привело к созданию AT 15, чья масса уже выросла до 65 тонн. Однако и этот вариант не стал окончательным. Версия АТ-16 получила 32-фунтовое орудие и под обозначением А39 начала воплощаться в металле.

Окончание Второй Мировой войны заметно охладили интерес британского Генштаба с тяжелым штурмовым танкам. Даже в сравнении с обычными противотанковыми САУ британская «Черепаха» смотрелась монструозно, однако основная проблема заключалась далеко не в этом. При разработке А39 было допущено несколько технологических просчетов, не позволявших полностью раскрыть боевой потенциал этой машины. Наличие пулемётной башенки, к тому же, размещенной неудачно относительно секторов обстрела, смотрелось явным анахронизмом. Управлять пулеметами с электроспуском (впрочем, как танком в целом) могли только специально подготовленные стрелки, что исключало возможно быстрой пересадки на А39 с танков других типов. Толщину бронирования можно назвать избыточной, но при выбранной компоновке обеспечить более надёжную защиту экипажа было бы проблематично. Отсюда возникала основная проблема с «лишним весом», которая вполне закономерно привела к отмене всего проекта. Более того, предварительные оценки разработчиков, определявших массу танка в 65 тонн, оказались чересчур оптимистичными. В реальности прототипы А39 в полной комплектации весили 79 тонн, что совершенно не устраивало заказчика.

Заказ был сокращён до 12 машин. В феврале 1946 года Комитет Обороны решил вновь уполовинить заказ, уже до 6 машин по цене 141 666 фунтов каждая. Реально было закончено пять танков, а детали шестого были использованы как запчасти.

В апреле 1948 г было решено послать в Германию A39 Tortoise Р4 и Р5, чтобы в первую очередь проверить возможность транспортировки столь крупных танков в пределах британской оккупационной зоны. Учитывалось начало работ по новой серии тяжелых танков FV200, так как было ясно: где пройдет «Черепаха», там можно «пропихнуть» все, что угодно. Предполагалось послать в Германию два образца, чтобы испытать их в различных дорожных условиях, а также провести огневые испытания по «живым» целям у Бельзена. Официально испытания начались 1 июня. Их описание заняло бы слишком много места, но в целом можно сказать, что в основном испытания заключались в транспортировке танков по Германии.

Оба танка A39 Tortoise во время испытаний получили личные имена, но из-за плохого качества фотографий было установлено только имя Р5 — «Эдвенче». Именно этот танк использовался для огневых испытаний под Бельзеном. Стрельба осуществлялась по щитам на дистанции до 2000 м, особо отмечалась хорошая кучность и хорошее впечатление нового орудия на экипажи, которые привыкли к капризной 17-фунтовке. Потом проводились стрельбы по списанному «Шерману», чья лобовая часть была просто разорвана в клочья. Наконец, стрельбы провели по «Пантере» — судя по фото, это была одна из машин, собранных после войны под английским контролем. По-видимому, это модель G с лобовой частью по типу танка, выставленного в Бовингтоне. С 1230 м снаряд с «Черепахи» пробил лобовой лист «Пантеры», вырвал кусок крыши над местом водителя и даже оторвал часть маски орудия, которую нашли в 5 метрах от цели. По результатам испытаний представители бронетанковых войск и артиллерии очень высоко оценивали танк A39 Tortoise. Однако, некоторые наблюдатели были настроены менее оптимистично, и отчеты об испытаниях пестрят такими фразами: «…отсутствие кругового обстрела», «…слишком тяжелый», «…слишком медленный», «…умопомрачительные проблемы с транспортировкой», «…раздельное заряжание». Судьба A39 Tortoise была решена.

Дальнейшая участь танков А39 оказалась вполне предсказуемой. В начале 1950-х годов все пять машин отправили на временное хранение, после чего приступили к их утилизации. Из пяти имевшихся прототипов на металл разрезали три. Четвертый танк отправили в Kirkcudbright Training Area, где он стал прекрасной мишенью. Сейчас этот полигон закрыт и британские энтузиасты бронетанковой техники рассматривают возможность восстановления изрядно потрепанного танка.

Повезло только прототипу с индексом Р1 (номер РЕ3530), который был отправлен в экспозицию Bovington Tank Museum ещё в 1951 году и сейчас поддерживается в ходовом состоянии. Этот танк имеет некоторые отличия от технического описания, представленного выше. Прежде всего, на нём отсутствует высокая командирская башенка, которая заменена обычным люком, а на боковых стенках надстройки закреплены запасные траки.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Tortoise

В сети Интернет Техника Великобритании Противотанковые САУ

Tortoise — гайд и обзор танка

Цена данного монстра составляет 3 500 000 кредитов. Что касается опыта для исследования машины, то его требуется достаточно много – 161 000 единиц. Суммы более чем большие, но такова цена которую придётся заплатить, делать то нечего. Перед покупкой и прокачкой я советую заранее запастись суммой не менее чем 5 миллионов кредитов. Нам необходимо поставить дополнительное оборудование, все исследованные модули, хорошо обучить экипаж, а также крайне рекомендую установить камуфляж. Ну а теперь все по порядку.

Экипаж:

К счастью, экипаж на Tortoise полностью соответствует экипажу на AT 15, AT 7 и AT8. Это значит, что мы полностью можем пересадить его с предыдущей машины, а поскольку экипаж играет очень важную роль особенно на 9 – 10 уровнях, я советую пересадить его со 100% владением основными специальностями. Сделать это возможно двумя способами:

Просто переобучить за золото, что обойдется в 200*6=1200. Можно конечно дождаться акции и данную сумму уменьшить вдвое … , но суть сейчас не в этом.

Сбросить дополнительные умения с экипажа AT 15 и при пересадке, опыт с перков направится на обучение до 100% основной специальности.

Вот дерево исследований машины:

В целом такого бардака как на AT 15 нет. Все модули важны, каждый из них является неотъемлемой частью этого стального монстра. Исследовать нужно все и как можно быстрее. Радует конечно тот факт, что топовая радиостанция и предтоповое орудие уже исследовано. Ну а теперь поподробнее о каждом модуле.

Комплектация:

Ну что то, а ходовая как и прежде … Ее необходимо исследовать первой т. к. без нее станут либо топовые модули, либо оборудование, но никак не станет все вместе. А ездить без дополнительно оборудования глупо. Короче, исследуем и ставим топовую ходовую сразу, в первую очередь.

Вот оно то, что делает их машины монстра. Топовое орудие обладает прекрасной точностью, скорострельностью, временем сведения и разовым уроном. Про пробитие и говорить не нужно – тоже на высоте. Выстоять под непрерывным огнем из этого орудия невозможно, быстро ликвидировать его – тоже, броня Tortoise просто не позволит. Выкачивайте это орудие и радуйтесь комфортной игре на ПТ Tortoise. Что касается предтопового орудия, оно тоже показывает себя прекрасно. Скорострельность, время сведения, точность превосходят топовое, но вот разовый урон и урон в минуту – нет. Также уступает и по бронепробитию.

Топовый двигатель добавляет достаточно много, даже больше чем много. Его устанавливать просто необходимо. При такой массе он не даст, конечно же, огромной скорости, но разница между ним и стоковым чуть более чем существенная.

Все радиостанции у нас уже должны быть открыты на AT 15. Устанавливаем их сразу, ведь для эффективной игры вам необходимо знать, что творится в другой части карты. Если вы не знаете, что происходит например на другом фланге вы не можете принять правильного решения и задаете себе вопросы:

  • Где основные силы противника?
  • Не обойдут ли вас с тыла? (особенно актуально на открытых картах)
  • Нужна ли союзникам поддержка на другом фланге, в то время как вы стоите без дела?
  • И т. д.

Вот, на мой взгляд, оптимальный вариант прокачки машины:

  1. Устанавливаем все что открыто
  2. Прокачиваем ходовую
  3. Прокачиваем топовое орудие
  4. Прокачиваем двигатель

Выделю такие достоинства и недостатки:

Плюсы

  • Отличное бронирование
  • Точное и скорострельное орудие
  • Огромный урон в минуту
  • Хорошие параметры маскировки
  • Большое кол-во ХП
  • Относительно хорошая скорость поворота

Минусы

  • Очень маленькая скорость
  • Высокий приоритет у артиллерии
  • Достаточно большие габариты

Тактика:

Ну что тут сказать? Машина является продолжением ветки AT, но ее особенностью является просто шикарное орудие пришедшее на замену дыроколам, которое наносит хороший разовый урон и просто огромный урон в минуту. Также особенностью является повышенное бронирование. Это позволяет нам выживать там, где АТ уже давно бы уже сгорела. Штурмовать противника проявляя такой натиск, от которого спасает только бегство. Вы себе не представляете, что делает взвод из трех машин Tortoise, за 2 минуты они способны просто сдуть атаку противника из 5 – 7 машин 9 – 10 уровня … Однако не следует лезть на противника с криками «А-аааа- где тут тормоза?». Любую броню можно пробить, особенно опасна для нас артиллерия. Занимайте хорошие, безопасные места. Обороняйте направление сидя в кустах, лишний раз не светитесь. Я говорил в гайдах по AT 2 и AT 8 что игра на Британских ПТ требует мозгов, понимания что делать, чем те или иные действия грозят вам и команде. Так вот, теперь вы добрались до пика применения своих знаний и умений, именно на этой машине они нужны как никогда ранее, именно на Tortoise вы должны показать все что вы умеете. Tortoise – это очень сложная, смертоносная машина. Она не прощает ошибок как вам, так и противнику.

Балансный вес:

Как видно из таблицы, мы попадаем на 9, 10 и 11 уровень боев. В целом, нам теперь все равно куда попадать. Мы способны везде наделать «шороху».

Прибыльность:

Машины 9 уровня с ПА скорее играют в 0, чем приносят хоть какой-то доход. Однако на Tortoise можно и немного фармить при правильной игре. Этому способствует бронирования из-за которого у машины большая выживаемость и орудие, которое наносит много урона. Без ПА мошина будет уходить в минус. В любом случае нужен танк для фарма кредитов.

Дополнительное оборудование:

  1. Досылатель – добавит еще урона в минуту к нашему отличному показателю, очень важен
  2. Приводы наводки – быстрее сводимся, быстрее стреляем. Думаю все понятно и так.
  3. Вентилятор либо просветленка. Оба модуля по эффективности практически равноценны. Тут все зависит больше от стиля игры, поэтому выбирайте сами.

Снаряжение:

  1. Ремкомплект
  2. Аптечка
  3. Огнетушитель

Перки для экипажа:

Командир

  • Шестое чувство
  • Маскировка
  • Ремонт

Наводчик

  • Маскировка
  • Снайпер
  • Ремонт

Мех. Водитель

  • Маскировка
  • Виртуоз
  • Ремонт

Радист

  • Маскировка
  • Радиоперехват
  • Ремонт

Заряжающий

  • Маскировка
  • Отчаянный
  • Ремонт

Заряжающий

  • Маскировка
  • «Бесконтактная» боеукладка
  • Ремонт

Уязвимые места:

Оранжевый — командир, наводчик, заряжающий
Красный — двигатель, баки, трансмиссия
Зеленый — легкопробиваемые зоны
Белый — боеукладка
Синий — механик-водитель.

2. Штурмовые танки Sturmpanzer

2. Штурмовые танки

В течение 1941 года основой германских бронетанковых войск являлись танки PzKpfw III и штурмовое орудие StuG III, вооруженное 75-мм пушкой. Этого считалось достаточно, пока вермахт вел преимущественно быстрые наступательные операции. Но к осени 1941 года положение изменилось. Восточный фронт остановился, опоясавшись глубоко эшелонированными линиями обороны, нашпигованными артиллерией и противотанковыми ружьями. Теперь для взламывания хорошо зарытых в землю позиций советских войск требовались хорошо бронированные мобильные артсистемы большого калибра. Самоходные гаубицы sIG 33 на шасси PzKpfw I не отвечали этим требованиям, также мало подходили для этих целей и состоявшие на вооружении StuG III. В техническом задании на проектирование новых самоходных цельнобронированных САУ они получили условное название «штурмовые танки». Причем интересно отметить то, что некоторые из машин, созданные по указанному техзаданию, так и не были отнесены к классу «штурмовой танк» в официальном названии артсистем. Одним из первых изделий, построенных как штурмовой танк в 1942 году, стало самоходное орудие на базе ходовой части легкого танка PzKpfw II Ausf С. 150-мм тяжелую пехотную гаубицу sIG 33 разместили в лобовом листе, сильно сместив центр тяжести системы вниз.

Sturmpanzer II Ausf A /SdKfz 121/

Sturmpanzer II Ausf В /SdKfz 122/

Sturmpanzer 38(t) /»Hetzer-Bison»/

SturmlnfanterieGeschutz 33B /SdKfz 141/1/

Sturmpanzer IV «Brummbar» /SdKfz 166/ первой серии

Sturmpanzer IV «Brummbar» /SdKfz 166/ третьей серии

Sturmmorser «Sturmtiger»

Машина получилась достаточно легкой и подвижной, хотя и несколько неудобной для работы экипажа (особые нарекания вызывало заряжание орудия). В ходе войсковых испытаний выявилась также перегруженность ходовой части, и поэтому после выпуска первой серии этих артсистем, ходовую часть усилили, введя дополнительный опорный каток, а также для уменьшения реакции отдачи при стрельбе в сторону от направления движения, базу несколько уширили. В таком виде эта артсистема, получившая название «15 cm sIG auf Fahrgestell Pz II Sturmpanzer II» была выпущена малой серией на фирме «Алкетт». Правда, уже в ходе испытаний было отмечено недостаточное бронирование машины, ограничивающее ее применение непосредственно в боевых порядках. Все изготовленные штурмовые танки этого типа были отправлены в Африку. На Восточном фронте проходили войсковые испытания только два прототипа.

SturmPanzer II Ausf В на Кумерсдорфском полигоне. 1942 г.

Sturmpanzer II /SdKfz 122/

Инициатором создания нового штурмового танка выступил доктор Ф. Порше, занимавший до 1944 г. пост председателя «танковой комиссии» рейхсминистерства вооружения и боеприпасов. Он предложил использовать в качестве базы новой САУ шасси основного танка PzKpfw III и смонтировать на нем 15-см пехотную гаубицу sIG 33 в полностью забронированной боевой рубке подобно тому, как это было сделано в штурмовом орудии StuG III. Управление вооружений отнеслось к предложению прохладно, но под давлением Ф.Тодта фирма «Алкетт» зимой 1941-42 гг. взялась изготовить прототип такой САУ. Машина, созданная здесь, несколько отличалась от эскизного проекта Ф. Порше, но еще более она отличалась от всех подобных САУ, производимых до нее. При боевой массе в 21 тонну она имела полностью бронированную боевую рубку с лобовой броней 50-мм (впоследствии усиленной до 80- мм), несла оборонительный пулемет в шаровой установке и перевозила боекомплект в 30 выстрелов. В отличие от распространенного мнения, что в качестве базы для создания этих артсамоходов использовались шасси StnG III, они были созданы на базе ходовой части линейного танка PzKpfw III Ausf Н. Контрактом, заключенным Управлением вооружения сухопутных войск с фирмой «Алкетт» предусматривалось изготовление в течение 1942 года опытной серии из 12 таких самоходных артсистем, получивших название «Sturmlnfanterie- Gcschutz 33» (StuIG 33), или «Sturmpanzer 33». Но строительство велось без энтузиазма, тем более, что довольно долго им не находилось достойного применения. Вспомнили об этой артсистеме только в ходе боев за Сталинград, где некоторое количество новых штурмовых танков в составе 177 штурмового дивизиона, прекрасно расправлялись с кирпичными стенами зданий, неуязвимыми для орудий меньших калибров. Удачное бронирование САУ хорошо защищало ее экипаж от пуль и артогня советских пушек и танков. Масса положительных отзывов о действиях StuIG 33 в Сталинграде привели к тому, что в сентябре 1942 года спешным порядком взялись за изготовление еще 12 таких машин. Но в Сталинград они уже не попали и были отправлены весной 1943 г. на оснащение 22. танковой дивизии группы армий «Юг».

В октябре 1942 г. Гитлер издал приказ об установке гаубицы sIG 33 на шасси ганка PzKpfw IV, ставшего к этому времени основным боевым танком Германии. Новая самоходная артсистема, разработанная фирмами «Алкстт» (бронекоробка) и «Нибслунген» (Nibelungen) (шасси) и серийно производившаяся фирмой «Дойче Айзенверке» (Deutsche Eisenwerke) под названием «15 cm Sturmpanzer IV, Brurnmbar (Гризли, Медведь-Ворчун), SdKfz 166», изготовлялась с учетом опыта построения StuIG 33. Подобно предшественнику, она имела полностью бронированную боевую рубку, но со скошенным лобовым листом толщиной около 100 мм. Гаубица sIG 33 перед установкой в САУ была кардинально переработана. В частности, для нее были заново спроектированы противооткатные приспособления и маск-установка, что позволило уменьшить ее габариты, вес и откат при сохранении основных ТТХ. Такое переделанное орудие (StuH 43 L/12) монтировалось на САУ в шаровом яблоке лобового листа. Вес нового штурмового танка достиг 30 г., в то время как вес базового PzKpfw IV составлял 22 т. Но несмотря на некоторую перегрузку ходовой части, общая конструкция САУ была достаточно неплохо продумана и выполнена. На первых образцах «Гризли» оборонительный пулемет устанавливался на крыше боевой рубки (подобно StuG III), но в поздних версиях курсовой MG 34 располагался уже в шаровой установке лобового листа. Поздние версии САУ отличались также более простой формой бронекоробки и усиленной ходовой частью. Первые образцы Sturmpanzer IV поступили на Восточный фронт в апреле 1943 г. и успешно применялись до окончания войны, в том числе и как истребители танков, благодаря хорошему бронированию и мощному 150-мм орудию, в боекомплекте которого (30 выстрелов) имелись осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды.

Говоря о линии штурмовых орудий и танков, не стоит забывать цельнобронированного монстра на шасси PzKpfw VI «Tiger I». Эта 66 тонная машина, получившая название «38 cm Panzermorser, Sturmtiger (Штурмтигр) Ausf Е», вооруженная 380-мм мортирой (Raketenwcrfer 61 L/5,4), выпускавшей реактивные снаряды на расстояние 5500 м., разработанной для нужд германского флота. Прототип этого артсамохода был изготовлен и показан Гитлеру 20 октября 1943 года, а его ограниченное производство (точнее — переделка из серийных «Тигров») началось в августе 1944 на фирме «Алкстт». До конца войны в Германии имелось 18 «Штурмтигров» в разной степени готовности (из которых полностью собрали и передали в войска по меньшей мере 13 шт.). Их предполагалось использовать против фортификационных сооружений и больших скоплений вражеских войск. Боекомплект машины состоял из 12-14 перевозимых ракет весом 345 кг осколочно-фугасного, или кумулятивного действия. Кран, смонтированный на рубке, предназначался для перегрузки ракет из машины снабжения.

И наконец, еще одна машина, изготовленная фирмой ВММ (бывш. Praga), которая полностью подходит под определение «штурмового танка», хотя официально и не считалась таковой. В 1944 году главной заботой специалистов фирмы стал вопрос поднятия боевых характеристик полевой самоходной артсистемы «Bison» (см. далее). В частности, для нее предполагалось изготовить полностью забронированный корпус низкого профиля, чтобы САУ могла использоваться не только с закрытых позиций, но и непосредственно в боевых порядках пехоты или танковых частей.

К проектированию нового артсамохода подошли творчески, решив максимально использовать имеющиеся заделы и стандартизовать большинство узлов этой установки с узлами уже выпускаемого истребителя танков «Hetzer» (см. ниже). Однако, поскольку габариты 150-мм орудия sIG 33 оказались больше габаритов 75-мм противотанковой пушки, высота боевой рубки нового САУ была несколько увеличена. Но даже несмотря на это, артсамоход оказался компактнее «Бизона» и к тому-же был прекрасно забронирован. На вооружение эта САУ была приня та осенью 1944 года, но до окончания войны успели изготовить только 24 САУ, да еще 7 переделали из ремонтных «Хетцеров». На этом история последнего немецкого штурмового танка заканчивается.

StuIG 33, захваченный в районе Сталинграда. Зима 1943 г.

SturmlnfanterieGeschutz 33B /SdKfz 141/1 / на виде сверху ящик для запасных частей и инструментов условно не показан

SturmPanzer IV “Brummbar”, ранний вариант, подорванный в районе г. Обоянь. Лето 1943 г.

SturmPanzer IV “Brummbar” второй серии. Италия 1944 г. Хорошо различимы основные отличия от САУ первой серии: надстройка механика-водителя без щели с поворотным смотровым прибором, а также иная бронировка ствола орудия.

SturmPanzer 38(t) «Hetzer-Bison». Чехословакия 1945 г. САУ, переделанная из истребителя танков Hetzer.

Sturmtiger, захваченный в пригородах Берлина. 1945 г.

Sturmmorser «Sturmtiger»

Тактико-технические характеристики штурмовых танков вермахта

Модель StuPz II StuPz 38(t) Hetzer-Bison StulG 33 StuPz IV Brummbar Sturmtiger
Войсковой индекс SdKfz 121 SdKfz 141/1 SdKfz 166
Производитель Alkett BMM, Skoda Alkett Eisenverke, Nibelungen Alkett
Шасси PzKpfwII Hetzer PzKpfw III PzKpfw IV PzKpfw VI
Боевой вес, кг 11 400 18 000 22 100 28 400* 66 050
Экипаж,чел 4 4 5 5 5-6
Скорость, км/ч
— по шоссе 35 36 24-26 35 36-38
— по проселку 12 23 14 18 12
Запас хода, км
— на шоссе 140 250 155 160 100
— на местности 90 160 95 100 60
Емкость бензобака, л 170 320 320 470 540
Длина, мм 5 100 4 870 5 800 5 930 6 280
Ширина, мм 2 540 2 630 3 170 2 880 3 570
Высота, мм 1 860 2 170 2 450 2 520 2 850
Клиренс, мм 340 420 385 400 470
Ширина гусеницы, мм 300 350 400 400 750**
Двигатель Maybach HL 62TRM Praga AC/2800 Maybach HL 120 TRM Maybach HL 230 P45
Число цилиндров 6 6 12 12
Мощность, л.с. 140 160 300 650
Объем цилиндров, см? 6 191 7 754 1 1 867 23 880
Диаметр цилиндра, мм 105 105 130
Ход поршня, мм 120 115 145
Частота, об/мин 2 600 2 800 3 000 3 000
Орудие, тип sIG 33 sIG 33 sIG 33 StuH 43 RW 61
Калибр, мм 150 150 150 150 380
Длина ствола, кал, 11,4 11,4 11,4 12 5,4
Нач.скорость снаряда, м/с
— бронебойного
— осколочного 240 240 240 420 90****
Боекомплект, выстр. 30 54
Пулеметы, кол-во х тип 1 x MG 34*** 1 x MG 34
Калибр, мм 7,92 7,92
Боекомплект, патронов 600 600
Бронирование, мм 30-15 60 — 20 80 — 30 100 — 20 150 — 40

* — Боевой вес САУ поздних выпусков превысил 30 050 кг

** — Приведена ширина боевой гусеницы

*** — Пулемет у САУ первой серии не устанавливался. САУ второй серии несли пулемет на крыше рубки

**** — Приведена начальная скорость ракетного снаряда при вылете из ствола

Штурмовые танки вермахта: китография

Tank, Heavy Assault, Tortoise (A39)

Tortoise АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 6.3/6.7/6.7БР Класс 7 человекЭкипаж 129 %Заметность лоб / борт / кормаБронирование 170 / 152 / 100корпуса 203 / 152 / 110башни Подвижность 81,3 тоннМасса 1 240 л/с650 л/сМощность двигателя 15 л.с/т8 л.с/тудельная 20 км/ч вперёд
20 км/ч назад19 км/ч вперёд
19 км/ч назадСкорость Вооружение 94-мм пушка 32pdr Ordnance QFОсновное орудие 60 снарядовбоезапас 8,6 / 11,1 секперезарядка -10° / 18°УВН -20° / 20°УГН 2 x 7,92-мм пулемёт BESAПулемёт 6 750 снарядовбоезапас 8,0 / 10,4 секперезарядка 225 снарядовразмер обоймы 600 выстрелов/минскорострельность Экономика 78 000 исследование 230 000 покупка 6 800 / 8 914/5 440 / 7 131/7 300 / 9 570ремонт 65 000 обучение экипажа 230 000 эксперты 990 асы 184 % награда за бой 180 % 150 % 150 %

Achilles → Avenger → Charioteer Mk.VII → Tortoise → FV4005 → Conway → Swingfire → Striker → Rooikat Mk.1D

Описание

Тяжёлый штурмовой танк или САУ A39 “Tortoise”. Фирме “Наффилд Механизейшн и Аэро” поручили разработку проекта, включавшего 32-фунтовую (94-мм, создана на основе 3,7 дюймового зенитного орудия) пушку с ограниченными УГН и бронирование, защищавшее от снарядов любой известной германской ПТП. Толчком, ускорившим разработку этой машины в конце 1944 г., стало появление германского танка “Тигр 2” и САУ “Ягдтигр”. После войны построено только шесть опытных машин. Отличия друг от друга включали небольшие изменения обводов рубки и установку на некоторых из них дымовых гранатомётов. Механик-водитель располагался справа в передней части рубки. На крыше рубки монтировалась независимая пулемётная башенка со спаренными пулемётами “Беза”. Начальная скорость снаряда 32-фунтовой, наиболее мощной пушки из использовавшихся британской БТТ в 1939-1945 гг., составляла 3050 фут/с.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

  • Схема бронирования

  • Бронирование маски

  • Экипаж и модули

Бронирование у «Черепахи» достаточно хорошее для своего боевого рейтинга. Из уязвимых мест во лбу стоит отметить НЛД, толщиной 170мм, и левую часть корпуса в районе пулемёта — там нет конструктивного наклона брони. Рубка толщиной 152-мм под рациональными углами наклона, если встать немного довернув можно неплохо танковать. Маска толщиной 96-мм, за ней 152-мм шаровое крепление орудия. Вокруг орудия кольцо толщиной 80-мм накладывается поверх 216-мм лобовой детали. Бортовая броня хорошо защищена — борт корпуса толщиной 110-мм прикрыт плитой толщиной 50-мм, бронировние рубки 152-мм. Ещё к уязвимым местам можно отнести пулемётную башенку на крыше, при пробитии каморником можно потерять половину экипажа или получить ваншот.

Подвижность

Максимальная скорость всего 18 км/ч, но и задний ход тоже 18 км/ч, что безусловный плюс (не каждый одноранговый танк может этим похвастаться). Разворот на месте присутствует на данной САУ и он довольно шустрый для размеров и веса А39. Довороты на низкой скорости фактически тормозят так, что лучше уехать вперёд или назад (это относится и к развороту на месте, небольшой уклон и САУ стопорится).

Вооружение

Основное орудие

94-мм орудие A39 Tortoise Установка BESA и дымовой гранатомёт

Противотанковое 32-фунтовое (94-мм) орудие, размещенное практически по центру лобовой части надстройки, представляло собой «адаптацию» зенитной 3,75-дюймовой артсистемы под новые нужды. Пришлось поработать с противооткатными устройствами, системой прицеливания и новым стволом, но самое главное – было введено раздельно-гильзовое заряжание. Когда орудие было уже готово артиллеристы представили данные о том, что использование 32-фунтового выстрела будет даже более эффективным. Нововведение было одобрено, однако раздельно-гильзовое заряжание всё же осталось. На испытаниях скорость бронебойного снаряда составила 900 м\с, что было больше, чем у 3,7-дюймовой зенитки, но меньше, чем у немецких 88-мм танковых орудий. Впрочем, это вполне устроило британское военное ведомство. Орудие монтировалось в шаровой опоре диаметром 24 дюйма, обеспечивающим углы наведения по вертикали в пределах от +18° до -10°. По горизонту имелась возможность наведения в пределах 20° в обе стороны. Прицел наводчика монтировался в отдельной шаровой установке слева от орудия, но был жестко связан с самим орудием.

Пулемётное вооружение

Как уже указывалось, слева от орудия был сделан вырез по шаровую установку одного 7,92-мм пулемета Besa имевшей углы склонения 35°. Спарка таких же пулеметов, с углами вертикального наведения от +15 до -10°, размещалась в пулеметной башенке на крыше справа-сзади.

Применение в бою

Созданный для прорыва всяческих оборонительных позиций и в игре с этим справляется неплохо. Но всё-же это скорее классический истребитель танков. A39 ведёт огонь по танку противника Что и определяет его функции в игре. Прежде всего нужно помнить о его ходовых качествах, их очень мало, впрочем задний ход просто отличный. БР 6.7 и нахождение на четвёртом ранге позволяет играть, как с машинами третьего ранга, так и пятого. Если с третьим проблем не возникает, то начиная с четвёртого и конечно пятый ранги уже посылают довольно сложных противников.

В АБ несколько возрождений и потеря танка даёт возможность взять другой. К тому-же маркеры и светофор облегчают нахождение и уничтожение противников. Данный режим подходит для быстрой прокачки техники.

Благодаря хорошему бронированию, иногда, в РБ получется получить много ОВ даже если машина полностью стоковая (только приобретённая). Бывают случаи, когда несколько противников пытаются пробить “Tortoise” с дистанций около километра. Пример. Фланговая атака на карте “Волоколамск”. Заметив А39 с дистанции противник открыл огонь. Сбитая гусеница и А39 обездвиженная находится на открытой местности принимая множество снарядов. Нет ремкомплекта и большое кол-во критов. Так и закончился бой. Тут проявляется его феноменальная живучесть. 7 человек в экипаже и просторная компоновка дают положительный эффект.

Как уже упоминалось роль ИТ наиболее предпочтительна. К тому-же эффективное бронирование позволяет играть от обороны.

В начале боя лучше заранее определиться куда ехать, так как сменить направление будет уже сложновато. Выбрав маршрут, держитесь второй линии атаки. Но ещё лучше выбрать более-менее открытый участок, чтобы исключить незаметный обход с бортов. Например карта Восточная Европа, в городе с плохой подвижностью и отсутствием башни сходят на нет всё преимущество в бронировании. Тут либо стоит положиться на союзников и их прикрытие, либо выбрать маршрут с открытым участком в северном или южном районах карты и потихоньку продвигаться вперёд. Конечно, всё при условии атаки союзников в городе.

Некоторые противники попытаются сбить обе гусеницы, тем самым обездвижить игрока и зайти в борт. Поэтому “Tortoise” находится в самом выгодном для себя положении именно на дистанции, и уже с 500м пробивается одноклассниками с трудом. К тому-же дистанция даёт время на починку.

Категорически не рекомендуется одиночная атака города, это равноценно самоубийству.

Орудие эффективно против многих одноранговых противников. Отличная баллистика, и довольно быстрая перезарядка.

Достоинства и недостатки

Несмотря на свою низкую тактическу подвижность А39 стоит ставить себе в ангар. Отличное бронирование, на своём ранге, и эффективное орудие не оставят желания пройти мимо данной САУ.

Достоинства:

  • Отличное бронирование.
  • Мощное и пробивное орудие.
  • Углы горизонтальной и вертикальной наводки.
  • Пулемётная башенка имеет круговой обстрел.
  • Задний ход.

Недостатки:

  • Низкая максимальная скорость.
  • Низкая маневренность.
  • Уязвимая пулемётная башенка для каморных снарядов.

Историческая справка

В начале 1943 года, когда поражение Германии виделось делом ближайшего будущего, военные специалисты британской армии всерьёз задумались над проблемой преодоления долговременных линий обороны. Хотя опыт предыдущих сражений подсказывал, что различные «полосы препятствий» вроде французской «Мажино» уже канули в лету, определённые опасения ещё оставались. Тогда предполагалось, что основные затруднения возникнут при штурме «Линии Зигфрида», насыщенной бетонными ДОТами, противотанковыми рвами и прочими сооружения оборонительного характера. Следовательно, для поддержки наземных частей требовалась боевая машина, способная долговременно находится под огнем противотанковых средств противника и одновременно способная поражать его укреплённые огневые точки.

Вид сверху на рубку А39 Tortoise

Как оказалось, в требованиях военного ведомства и видении проектировщиков наблюдались определённые разночтения. В результате, финальный вариант проекта танка, символически названного «Tortoise», претерпел столь значительное количество переработок, что в конечном итоге не имел ничего общего со своей первоначальной версией. Было создано множество прототипов перед появлением А39.

AT15

Генеральный Штаб подписал контракт на изготовление 25 предсерийных образцов, хотя уже тогда было ясно, что ранее второй половины 1945 года получить их никак не удастся. Собственно, так оно и вышло. Пока шла сборка первого прототипа война закончилась. В феврале 1946 года сократили заказ до 12 машин по цене 141666 фунтов каждая. Но и этот контракт не был выполнен полностью. Танки предназначались только для испытаний – в свете появления серийных танков А41 «Centurion» британская армия принимать их на вооружение совершенно не собиралась. В общей сложности было изготовлено шесть комплектов для сборки А39. Только пять из них стали танками, а шестой использовали как набор запасных частей.

A39 после обстрела на полигоне

Ходовая часть танка А39, получила достаточно оригинальную конструкцию. На каждый борт имелось по 8 сдвоенных опорных катков блокированных попарно в четыре тележки. Подвеска была торсионной, однако торсионы группировались по четыре и получалось, что на каждую тележку приходилось по два из них. Траки отливались из марганцевой стали и соединялись между собой штифтами. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась шестью колесами малого диаметра по каждому борту. Ведущие, направляющие и поддерживающие колёса, а также часть элементов подвески защищались бортовыми экранами. Широкие надгусеничные полки использовались для размещения зарядного агрегата с аккумуляторами (с левой стороны) и укладки ЗИП (справа). Экипаж танка состоял из 7 человек Постройка прототипов шла очень неспешно и первый из них появился только в 1947 году. Все собранные прототипы получили индексы от Р1 до Р5 и кроме маршей к различным полигонам нигде больше себя не показали. После выполненных ходовых тестов опытного образца Р1 стало понятно, что А39 не будет принят на вооружение британской армии и в лучшем случае опытные образцы послужат для различных испытаний.

Одна из причин отказа от производства, достаточно сложная транспортировка

Тем не менее, затраченные средства надо было оправдывать и у военных периодически возникал соблазн проверить ходовые качества этих машин в менее тепличных условиях. Так, в апреле 1948 было принято решение отправить прототипы Р4 и Р5 в Германию для проведения испытаний в «обстановке, приближенной к боевой». Определенные сомнения вызывала огромная масса и габариты А39, который невозможно было перевозить ни по железным дорогам, ни на стандартных транспортерах. Выход нашли довольно быстро – усилиями инженеров фирмы Cranes of Dereham был разработан специальный пятиосный транспортер собственная масса которого составила около 40 тонн. Для буксировки сверхтяжелой системы пришлось использовать два тягача Diamond-T, что подняло общий вес поезда до 155 тонн при длине 28,5 метров. Разумеется, в боевых условиях использование подобной системы становилось, по меньшей мере, нерациональной задачей, но в послевоенный период цели ставились несколько иные.

Интересно прошли огневые испытания на полигоне под Бальзеном. После стрельб по щитам на дистанции 2000 метров артиллеристы отметили хорошую кучность и надежность работы механизмов 32-фунтового орудия, сравнительно с более распространенной 17-фунтовой танковой пушкой. Далее в качестве «жертв» выбрали американский «Sherman» и немецкую «Panther», предположительно модификации Ausf.G собранную под британским контролем после войны специально для испытаний. Посланный с дистанции 1230 метров бронебойный снаряд пробил лобовой лист «Пантеры», вырвал кусок крыши над местом водителя и даже оторвал часть маски орудия, которую нашли в 5 метрах от цели. С «Шерманом» всё закончилось ещё более печально – его лобовой лист пробивался с любой дистанции навылет.

Летом 1949 года было принято решение отправить прототип Р1 на огневые испытания на полигон в Лакхилл под Сэлизбери-Плейн. Однако, всё оказалось не так просто. Изучив характеристики 32-фунтового орудия офицер полигона пришел к выводу, что дальность стрельбы прямой наводкой слишком велика для обеспечения безопасности. Танк пришлось перебросить на полигон в Лулворс под Бовингтоном в танковую школу артподготовки. Здесь провели сравнительные испытания на предмет определения более рационально компоновки и особенностей раздельного заряжения. Для этого экипаж укомплектовали как танкистами, так и артиллеристами, а на полигон пригнали новенький танк «Centurion» Mk.3. Общая оценка работы артиллерийской системы была оценена очень высоко, но низкие ходовые качества перегруженного танка сильно нивелировали эти преимущества.

Дальнейшая участь танков А39 оказалась вполне предсказуемой. В начале 1950-х гг. все пять машин отправили на временное хранение, после чего приступили к их утилизации. Из пяти имевшихся прототипов на металл разрезали три. Четвертый танк отправили в Kirkcudbright Training Area, где он стал прекрасной мишенью. Сейчас этот полигон закрыт и британские энтузиасты бронетанковой техники рассматривают возможность восстановления изрядно потрепанного танка. Повезло только прототипу с индексом Р1 (номер РЕ3530), который был отправлен в экспозицию Bovington Tank Museum ещё в 1951 году и сейчас поддерживается в ходовом состоянии. Этот танк имеет некоторые отличия от технического описания, представленного выше. Прежде всего, на нём отсутствует высокая командирская башенка, которая заменена обычным люком, а на боковых стенках надстройки закреплены запасные траки.

Медиа

  • A39 Tortoise, Бовингтон

  • A39 Tortoise — Вид сзади

  • Tortoise. Слева Центурион

  • Сцепка для перевозки А39

Thorneyed

См. также

Ссылки

Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.

Студия масштабных моделей «Восточный фронт»

История: Тяжелый штурмовой танк Tortoise (A39)

В рамках подготовки обзора на новинку от фирмы Meng Model — потрясающую английскую ТОРТИЛУ — я решил провести небольшое историческое изыскание, собрать фото прототипа, музейные фотографии и немного вникнуть в матчасть.

Тяжелый штурмовой танк Tortoise (A39)

В начале 1943 года союзническое командование, предвидя будущие трудности по преодолению немецких фортификационных линий, таких как Линия Зигфрида, начало разработку нового типа боевых машин — штурмовых танков (Assault tanks). Очевидно, что их основное отличие должно было быть в прочной лобовой броне, в ущерб мобильности. Первоначально усилия разработчиков сконцентрировались на проекте А33 «Эксельсиор» (Excelsior), основанном на танке «Кромвелль», также существовала программа по усилению бронезащиты «Черчилля». Сюда же относится и разработка танка А38 «Вэлиант» (Valiant) и американский T14, кроме того было большое число проектов, так и не пошедших дальше чертежных досок.

В апреле 1943 года Военное министерство и Министерство снабжения Великобритании издали совместный меморандум, который определял общие требования к тяжелому штурмовому танку, как специальной боевой машине, предназначенной для действий в сильно укрепленной зоне боевых действий в составе специализированной 79-й бронетанковой дивизии. Как известно, эта экспериментальная воинская часть имела на вооружении такие уникальные машины, как «Шерман Краб», «Черчилль Крокодил», Churchill AVRE, Churchill ARK, БТР Kangaroo, известные под общим названием Hobart’s Funnies («Игрушки Хобарта»). Это были различные мостоукладчики, огнеметные танки, самоходные мортиры, минные тралы и прочая инженерная техника, а также плавающие танки. В общем, наша ТОРТИЛА отлично вписывалась в эту пеструю компанию!

ТОРТИЛА В ДВИЖЕНИИ — ВИДЕО!

В период между маем 1943 и февралем 1944 года компания «Наффилд» (Nuffield Mechanisation and Aero) представила 18 различных проектов (АТ1 — АТ18) тяжелого штурмового танка, каждый новый вариант крупнее и тяжелее предыдущего.
К февралю 1944 чертежи проекта АТ16 были утверждены Танковым Комитетом и была заказана партия из 25 единиц, минуя стадии согласования прототипов, предсерийных образцов и т.д. Партия должна была быть готова к применению к сентябрю 1945 года. Военное министерство разместило заказ и работа началась!
С окончанием войны в Европе интерес к A39 Tortoise стал быстро сокращаться. Уже строились планы по новому поколению боевых машин, среди которых A39 смотрелся динозавром. Заказ был сокращен до 12 машин. В феврале 1946 г Комитет Обороны решил вновь уполовинить заказ, уже до 6 машин. Реально было закончено пять танков, а детали шестого использованы на запчасти.

Две ТОРТИЛЫ были отправлены на испытания в Германию. Машина была признана высоконадежной, с мощным точным орудием, но некоторые наблюдатели были настроены менее оптимистично, и отчеты об испытаниях пестрят такими фразами: «…отсутствие кругового обстрела», «…слишком тяжелый», «…слишком медленный», «…умопомрачительные проблемы с транспортировкой», «…раздельное заряжание». Судьба A39 Tortoise была решена…

Один из шести образцов (изготовленный в Бирмингеме в 1947 году) сейчас находится в музее в Бовингтоне, как уже говорилось выше, причем на ходу! Впервые машина показала свои ходовые качества на публике в 2011 году на проходящем в июне танковом фестивале (Bovington Tankfest 2011). Еще один экземпляр, поврежденный и без орудия, находится на учебном полигоне Керкудбрайт (Kirkcudbright).

ОПИСАНИЕ

В принятой классифкации такие машины с неподвижной рубкой относят к САУ, самоходным артиллерийским орудиям, поэтому название «штурмовой танк» скорее дань британским традициям. Экипаж машины насчитывал 7 человек (командир, наводчик, механик-водитель, два заряжающих для 32-фунтового орудия и два пулеметчика). Внутри было три отсека: трансмисионный в передней части, управления — в середине, двигательный — в кормовой части.
Что любопытно — двигатель Роллс-Ройс «Метеор» был в точности таким же как двигатель истребителя «Спитфайр»!
Корпус A39 Tortoise сваривался из литых деталей и катаных листов брони. Самая большая отливка представляла собой рубку корпуса без крыши с толщиной лобовой части до 230 мм. Крыша представляла собой катаный лист. Еще одна литая деталь в лобовой части защищала трансмиссию. Моторное отделение сваривалось из катаных листов брони и нависало над гусеницами. В правой надгусеничной полке находилась укладка 3ИПа, в левой — зарядный агрегат и аккумуляторы. Нижняя часть корпуса выполнялась из катаных листов брони, с дополнительной защитой в виде тяжелых бортовых экранов. Подвеска была торсионной, хотя чисто внешне напоминала шасси «Шермана». Торсионы были сгруппированы под полом кабины по четыре, гак что на каждую бортовую тележку было два торсиона. Подвеска состояла из четырех тележек на борт, каждая тележка несла по две пары опорных катков и две пары поддерживающих. Каждая пара опорных соединялась с торсионом. 6-скоростная коробка передач Merritt-Brown могла выдавать одинаковые скорости для движения вперед и назад.

Вооружение «Тортилы» — 32-фунтовая противотанковая пушка Tk Mk I (Ordnance QF 32 pounder).
Как известно, маркировка британских орудий, с самого 1764 года, дается не в калибре ствола, а в весе снаряда, в данном случае, 32 фунта. А калибр этой пушки — 94 мм. Орудие должно было придти на смену широко распространенной 17-фунтовой пушки (17-pdr), и также как и немецкое легендарное 88-мм орудие, было создано на основе зенитной пушки, в данном случае QF 3.7 inch AA gun.
Что любопытно, помимо «Тортилы» и проекта буксируемой пт-пушки, эту пушку пытались поставить на истребитель-бомбардировщик «Москито» (de Havilland Mosquito)!
На испытаниях это орудие эффективно пробивало немецкую Панетру с 1000 м. Это было мощнейшее британское орудие на самоходном шасси, разработанное в период 1939-45 годов! Орудие было установлено на платформе с ограниченным радиусом поворота, и спереди было защищено маской толщиной 225 мм. Слева от орудия находится пулемет BESA. Еще два таких же пулемета установлены в башенке на крыше машиины.

Нужно отметить, что шесть экземпляров отличались друг от друга в некоторых деталях, например формой надстройки и дымовыми гранатометами.

Фотография ТОРТИЛЫ, сделанная в Бовингтоне в 1967 году, видно, что машина отличается от нынешнего музейного экземпляра — это та, которая позднее была расстреляна на полигоне…



ТТХ

Масса 79 т
Длина 10 м
Ширина 3.9 м
Высота 3 м

Бронирование:
макс. 225 мм
борт 152 мм
крыша 35 мм
Вооружение: 94-мм орудие Tk Mk I Ordnance QF 32 pounder
Пулеметное вооружение: 3х7,92 мм BESA
Боекомплект: 60 снарядов и 7500 патронов
Угол горизонтального поворота орудия: 20° вправо и 20° влево
Двигатель Rolls-Royce Meteor V12 petrol 600 лс (450 кВт)
Мощность/масса 7.7 лс/т
Подвеска торсионная
Дальность хода
Дорога: 140 км
Скорость
Дорога: 19 км/ч
Грунт: 6 км/ч
Удельное давление 12 p.s.i.

ИСТОЧНИКИ
Википедия
Подробная история и описание на-русском

The Universal tank. British Armour in the Second World War, Part 2. David Fletcher. ISBN 0 11 290534 X, HMSO, London 1993

Павел Черепанов