Топор войны

Топор войны: как солдат Овчаренко 20 немцев убил

История подвига Дмитрия Овчаренко больше напоминает сценарий голливудского боевика: один красноармеец с топором смог уничтожить более 20 немецких солдат. Однако эта история — чистая правда, чему есть документальные доказательства. Телеканал «Звезда» в рамках проекта «История награды» рассказывает об одном из самых невероятных подвигов красноармейцев во время Великой Отечественной войны.

О жизни Овчаренко до войны известно достаточном мало. Родился в селе Овчарово в Харьковской области, в семье плотника. С детства Дима знал, что такое труд: ухаживал за скотиной, косил сено, помогал отцу в работе. Позже владение топором ему очень пригодилось.

© Christian Kielberg unsplash.comТопор войны: как солдат Овчаренко 20 немцев убил

В армию он был призван еще до войны. Молодой человек хотел отслужить и вернуться домой, завести семью, построить дом. Но 22 июня 1941 года эти планы были нарушены. Красноармеец 3-й пулеметной роты 389-го стрелкового полка 176-й стрелковой дивизии стал ездовым: возил на телеге боеприпасы и продукты, ничем до поры до времени среди сослуживцев не выделяясь.

Случай в местечке Песец

В июле 1941 года вблизи местечка Песец на подводу Овчаренко наткнулся прорвавшийся в тыл отряд из трех офицеров и 50 солдат противника. Из оружия у солдата была только «мосинка», которую у него тут же отобрали.

В начале войны немцы еще считали себя сверхлюдьми и рассчитывали за несколько недель закончить войну с советскими «недочеловеками». Они привыкли к тому, что неприятель в ужасе бежит перед армадой вермахта, поэтому не придали значения, что рядом с перепуганным красноармейцем на телеге лежит топор. А зря. Он у сына плотника был хорошо заточен.

© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»Топор войны: как солдат Овчаренко 20 немцев убил

Внезапно Овчаренко схватил его и одним ударом снес с плеч голову немецкому офицеру. Тело медленно осело на землю. Отметим, что для палачей в Средние века отрубить человеку голову с одного удара считалось признаком мастерства, и это при том, что шея подсудимого в этот момент лежала на плахе. Это говорит о том, что красноармеец Овчаренко обладал недюжинной силой, которая в экстремальной ситуации возросла в разы.

Смертельный топор

Вот как дальнейшие события описываются в наградных документах:

«Взяв из повозки топор, Овчаренко отрубил голову офицеру и бросил три гранаты в стоящие вблизи машины. 21 германский солдат был убит, а остальные в панике бежали. Раненого офицера Овчаренко преследовал с топором в руках, поймал его и тоже отрубил голову».

Вытерев пот и кровь с лица, Овчаренко собрал у убитых планшеты и отправился в расположение роты. Когда его спросили о том, где же он их добыл, Дима, как и положено простодушному крестьянскому парню, без прикрас рассказал о случившемся. Его подняли на смех, не поверив ни одному слову.

© Wikimedia CommonsПредставление Дмитрия Овчаренко к званию Героя Советского Союза, подписанное командующим Южным фронтом генерал-лейтенантом Д. И. Рябышевым и членом Военного совета Л. Р. Корнийцом.

Но рассмотрев повнимательнее документы, политрук роты взял с собой несколько бойцов и отправился к месту событий. Там они наши обезображенные трупы 21 солдата противника и двух обезглавленных офицеров. Здесь уже всем стало не до смеха. Овчаренко был представлен к награде Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Соответствующий указ Президиума Верховного Совета СССР был выпущен 9 ноября 1941 года.

Последний бой

Командование оценило подвиг красноармейца Овчаренко и перевело его из ездовых в пулеметчики. Командиры отмечали высокий боевой дух бойца, который неоднократно подавал пример своим боевым товарищам.
Овчаренко прошел почти всю войну, но во время освобождения Венгрии он был тяжело ранен и скончался в госпитале 28 января 1945 года. До Победы Герой Советского Союза не дожил 4 месяца.

В родном селе Овчарово рядовому установлен памятник герою, его именем названа улица.

Понтиак (вождь индейского племени)

Смотреть что такое «Понтиак (вождь индейского племени)» в других словарях:

  • Понтиак (вождь индейского племени) — Понтиак (Pontiac) (около 1720≈1769), вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке. В 60 х гг. 18 в. возглавил подготовку восстания индейских племён против английских колонизаторов. К созданному П. союзу присоединились… … Большая советская энциклопедия

  • ПОНТИАК (вождь) — ПОНТИАК (Pontiac) (ок. 1720 1769), вождь индейского племени оттава; в 1860 е гг. возглавил борьбу северных индейских племен против английских колонизаторов … Энциклопедический словарь

  • Понтиак (вождь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Понтиак. Понтиак, как его представлял художник Джон Микс Ст … Википедия

  • Понтиак — (во французской передаче Понтьяк) изначально имя индейского вождя, в честь которого были названы многие географические объекты. Имя его стало популярным на североамериканском континенте. Содержание 1 Люди 2 Промышленнность 3 Искусство … Википедия

  • ПОНТИАК (Pontiac) — (ок. 1720 69) вождь индейского племени оттава; в 60 е гг. возглавил борьбу северных индейских племен против английских колонизаторов … Большой Энциклопедический словарь

  • Понтиак — 1) (Pontiac) (около 1720 69), вождь индейского племени оттава; в 60 е гг. возглавил борьбу северных индейских племен против английских колонизаторов. 2) «Понтиак» (Pontiac Division), отделение американской компании General Motors («Дженерал… … Автомобильный словарь

  • Понтиак — марка автомобилей, производимых концерном General Motors и продаваемых в США и Канаде с 1926 г. до сих пор. Название – по имени Понтиака. Понтиак Pontiac (ок. 1720–1769) вождь индейского племени оттава в Северной Америке. В 1760 х гг. возглавил… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • Понтиак — I Понтиак (Pontiac) (около 1720 1769), вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке. В 60 х гг. 18 в. возглавил подготовку восстания индейских племён против английских колонизаторов. К созданному П. союзу… … Большая советская энциклопедия

  • Понтиак — (Pontiac) (около 1720 1769), вождь индейского племени оттава; в 60 х гг. возглавил борьбу северных индейских племён против английских колонизаторов … Энциклопедический словарь

  • Понтиак — ПÓНТИАК (Pontiac) (ок. 1720–69), вождь индейского племени оттава. В 60 х гг. возглавил борьбу сев. индейских племён против англичан … Биографический словарь

folkvald

Военная история США, в том числе колониального периода, а также колонизация белыми европейцами североамериканского континента традиционно окружена огромным количеством мифов. Одним из подобных мифов являются истории о продаже индейцам зараженных оспой одеял.
О популярности данного мифа в русскоязычном сегменте мировой сети говорит например тот факт, что поисковая система «Google» 22 января 2012 года показала 70 тысяч 700 актуальных упоминаний словосочетания «оспенные одеяла» и 17 тысяч 200 актуальных упоминаний фразы «одеяла зараженные оспой».
В соответствии с мифом подарки делаются ничего не подозревающей индейском семье.
Так, известный деятель отечественной фольк-хистори Олег Платонов, в своем опусе «Почему погибнет Америке» писал: «Те индейские племена, которые оккупанты не могли уничтожить силой оружия, они истребляли подлостью и коварством. Самыми распространенными методами в этом роде были продажи индейцам одеял, зараженных черной оспой или другими страшными болезнями, а также отравленной водки».

В рунете можно также встретить такие пассажи: «Нынешние американцы — потомки тех переселенцев, что огнём и мечом прокладывали дорогу на запад, которые сдирали скальпы с убитых индейцев и подбрасывали им зараженные оспой одеяла».

«Продажа индейцам одеял, зараженных вирусом оспы, была повсеместно. И потом, какой бизнес! Ведь одно одеяло, приносящее смерть, можно было продавать много раз».

В тоже время, рассмотрение инцидента, легшего в основу многочисленных инсинуаций безусловно должно быть осуществлено в историческом контексте.
Прежде всего необходимо ответить, что использование «биологического оружия» в войнах имеет давнюю историю. Так, еще Гомер упоминает яд, которым участники легендарной Троянской войны обрабатывали наконечники стрел и копий. Известен и эпизод из эпохи монгольских завоеваний, когда в 1346 во время осады Кафы монголы забрасывали трупы умерших от чумы воинов за стены осажденного города. Имела определенную историю традиция применения «биологического оружия» и на североамериканском континенте. Например, в 1761 году индейцы пытались заразить гарнизон форта Лигонье, отравив источник с помощью трупов больных животных. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P.153.)
Однако, нас интересует эпизод, имевший место в период так называемого восстания Понтиака.
Война Понтиака (в русскоязычной историографии более известная как «Восстание Понтиака») стала одним из крупнейших восстаний индейцев против политики британской администрации в XVIII столетии. Начавшись вскоре после окончания Семилетней войны, конфликт охватил огромную территорию – район Великих озер, долину Огайо и часть территории современного штата Иллинойс.
Понтиак
Еще до подписания знаменовавшего конце войне в колониях Парижского мирного договора в феврале 1763 года, британские войска заняли на этой территории целый ряд фортов, в которых до этого находились французские гарнизоны. Параллельно этому шел процесс инфильтрации английских колонистов. Переход под власть британской короны вызвал недовольство местных племен, в большинстве своем в период Семилетней войны сражавшихся на стороне французов.
Кроме того, генерал Амхерст, исполняющий обязанности командующего войсками в северной Америке упорно игнорировал все опасности, которые представляло соседство британских солдат и колонистов с агрессивными и профранцузски настроенными индейцами. В частности, из 8000 солдат находившихся в Северной Америке, примерно 4 тысячи солдат базировались в оккупированной Канаде, 1700 в Новой Шотландии и Ньюфаундленде. На огромной же территории Тринадцати колоний было разбросано чуть более трех тысяч солдат. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 157-158.)
В то же время, во время восстания только племенам объединенным Понтиаком в итоге удалось собрать около 3 тысяч воинов.
Джеффри Амхерст
Кроме того, Амхерст отказался от широко применявшейся французами практик дарения подарков индейцам, укреплявших хрупкий союз с племенами. Французами широко применялось дарение индейцам пороха, ружей, ножей, одежды, киновари и много другого, для чего использовались выделенные королем 20 тысяч ливров. (White R. The Middle Ground: Indians, Empires, and Republics in the Great Lakes Region… P. 180). Недовольство вызвало также прекращение торговли оружием, что было связано с опасениями Амхерста по поводу возможных восстаний хорошо вооруженных индейцев. С точки зрения индейцев, британцы намеренно разоружали их. (White R. The Middle Ground: Indians, Empires, and Republics in the Great Lakes Region… P. 258). И хотя восстание вспыхнуло лишь весной 1763 года, переговоры между индейскими племенами велись начиная с 1761 года. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 85-86.).
Подписание мира и окончательное поражение Франции сделали войну неизбежной. 27 апреля 1763 года Понтиак, вождь Оттава выступил перед вождями племен в 10 милях от Детройта. 1 мая с отрядом из 50 воинов Понтиак совершил разведку местности вокруг форта с целью оценки сил британцев, после чего по словам французского хрониста призвал к изгнанию британцев: «Самое важное для нас, братья, это искоренить на нашей земле людей, стремящихся уничтожить нас. Вы также как и я видите, что мы больше не можем удовлетворять наши потребности, как мы это делали благодаря нашим братьям, французам. Поэтому, братья мои мы должны поклясться уничтожить наших врагов не медля более. Ничто не может остановить нас. Они малочисленны, и мы справимся с ними». (Peckham H. Pontiac and the Indian Uprising… P. 119-120).
Заговор понтиака.
7 мая с отрядом в 300 воинов Понтиак попытался взять форт Детройт хитростью, но английский гарнизон был предупрежден и план индейцев провалился. Два дня спустя Понтиак осадил форт. Параллельно осаде, отряды индейцев рыскали по округе уничтожая английских колонистов, в том числе женщин и детей оставшихся за пределами форта, поскольку несмотря на предупреждения, колонисты не восприняли угрозу атаки индейцев всерьез. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 112.)
К концу мая в лагере Понтиака собралось около 900 воинов. Воспользовавшись неосторожностью британцев, 31 июля Понтиак разгромил их в битве при Блад Ран. Однако это не помогло индейцам в осаде Детройта, в результате чего Понтиак в конце октября снял осаду и перешел к тактике атак на мелкие форты и поселения колонистов.
Карта боевых действий
К этому времени пламя войны уже разгорелось далеко за пределами окрестностей Детройта. 16 мая отряд виандотов хитростью захватил форт Сандуски, убив офицера, 15 солдат и британских торговцев находившихся в форте. После этого виандоты сожгли форт. В май-июне также были захвачены форт Сент-Джозеф, Майами и еще пять фортов на территории современных Иллинойса, Пенсильвании и Мичигана. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P.121, 126, Nester W. R. «Haughty Conquerors… P. 86-90). 22 июня индейцами был атакован форт Питт (нынешний Питтсбург). В форте к этому моменту находилось 338 мужчин, 104 женщины и 106 детей. 289 мужчин были вооружены, считая 145 солдат, 125 ополченцев и 19 пушкарей. Поскольку форт был переполнен людьми, сразу возникла опасность возникновения эпидемии оспы. (Nester W. R. «Haughty Conquerors… P. 92).
Модель форта Питт
В это время, осознав серьезность положения, генерал Амхерст впервые задумался о возможности использования оспы против индейцев. В своем письме от 29 июня, которое Амхерст адресовал полковнику Г.Буке, готовившему в Ланкастере экспедицию в помощь осажденному форту, генерал писал: «Возможно ли распространить эпидемию оспы среди племен восставших индейцев? Мы должны использовать любую хитрость, чтобы ослабить их». (Memorandum by Sir Jeffery Amherst, May 4, 1763, HBP, series 21634, 161. Цит по. Grenier J. First Way of War… P. 144).
Генри Буке
Буке ответил согласием 13 июля: «Я постараюсь заразить этих ублюдков с помощью одеял, которые могут попасть в их руки, и постараюсь не заразиться сам». 16 июля Амхерст ответил на это письмо: «Ты должен сделать все возможное, дабы заразить индейцев с помощью одеял, также как ты должен использовать любой другой метод, ради искоренения этой отвратительной расы». (Bouquet to Amherst, July 13, 1763, ibid., series 21634, 215. Цит по. Grenier J. First Way of War… P. 145).
Офицеры осажденного форта по всей видимости пытались сделать тоже самое и без прямого указания начальства. Капитан С.Эквер во время переговоров 24 июня с двумя представителями (Сердце черепахи и Мамалти) осаждающих форт делаваров передал им два одеяла и носовой платок, принадлежавшие заболевшим оспой людям. (Anderson F. Crucible of War… P. 541-542).
Осада форта Питт
Таким образом, нет никаких оснований приписывать генералу Амхерсту использование биологического оружия против индейцев. Передача одеял состоялась даже до того, как он направил первое письмо Буке. Нет также никаких сведений о том, что Амхерст пытался позже повторить эту попытку.
(См. Fenn E. Biological Warfare…). Более того, неясно, связана ли эпидемия оспы с «подарком» Эквера. Хотя эпидемия оспы действительно бушевала среди индейцев весной-осенью 1763 года, безусловно ослабив их военный потенциал, нет никаких оснований связывать ее именно с переданными из форта Питт одеялами. В апреле 1764 года, в расположение британских войск добрался Гершом Хикс, плененный делаварами в мае 1763 года. По словам Хикса, эпидемия оспы бушевала среди индейцев с весны 1763 года, вызвав массовую смертность среди минго, шауни и делаваров. (Deposition of Gershom Hicks, April 14, 1764, in Papers of Col. Henry Bouquet, ed. Stevens and Kent, ser. 21650, part 1, p. 102. Цит. По: Fenn E. Biological Warfare…). Другой пленник, Джон Маккулох сообщил, что эпидемия оспы среди индейцев разразилась после контакта с поселенцами на территории Пенсильвании. (M’Cullough’s report is in Archibald Loudon, ed., A Selection, of Some of the Most Interesting Narratives, of Outrages, Committed by the Indians, in Their Wars, with the White People (1808; 2 vols., New York, 1977), I, 331. Цит. По: Fenn. E.A. Biological Warfare in Eighteenth-Century…).
Памятная табличка в форте Питт.
Впрочем, исключать возможность начала эпидемии в связи с инцидентом в форте нельзя. Однако, по мнению Диксона одеяла из форта Питт могли стать лишь одним из многочисленных источников инфекции. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 152-155). По мнению Макконела, у индейцев к середине XVIII столетия уже был большой опыт борьбы с различными инфекционными заболеваниями, поэтому усилия гарнизона вряд ли могли увенчаться успехом. (McConnell M. N. A Country Between… P.195-196).
Сцены битвы при Буш-Ран (5-6 августа 1763 года), победа в которой позволила британцам снять осаду форта Питт.
Выводы.
Таким образом, можно сделать ряд выводов касающихся одного из антиамериканских мифов:
1) Безосновательным выглядит обвинение британских солдат и американских колонистов в ведении «тотальной» войны с помощью биологического оружия. Во-первых, подобные приемы ведения войны использовались еще в древности, во-вторых, к ним еще ранее прибегали и сами индейцы.
2) Нет никаких оснований обвинять генерала Амхерста в том, что передача одеяла состоялась по его приказу. Амхерст действительно допускал возможность использования оспенных одеял против индейцев, но по всей видимости Эквер принял это решение без указаний Амхерста.
3) Решение передать одеяла было отчаянной мерой, учитывая то тяжелейшее положение, в котором оказались люди в форте, в том числе две сотни женщин и детей. Которых, в случае взятия форта скорее всего ждала бы смерть.
4) Целью британцев было вовсе не уничтожение индейских женщин и детей, а, прежде всего, крупного контингента воинов осаждавших форт Питт.
5) Сомнительным выглядит то, что именно переданные Эквером одеяла стали единственным источником эпидемии, поразившей индейцев района Великих озер и долины Огайо.
Литература:
Anderson F. Crucible of War: The Seven Years’ War and the Fate of Empire in British North America, 1754–1766. NY., 2000.
Dixon D. Never Come to Peace Again: Pontiac’s Uprising and the Fate of the British Empire in North America. Norman, Oklahoma., 2005.
Fenn E. Biological Warfare in Eighteenth-Century North America: Beyond Jeffery Amherst. The Journal of American History, vol. 86, no. 4 (March 2000), 1552–1580.
Grenier J. The First Way of War: American War Making on the Frontier, 1607–1814. Cambridge University Press., 2005.
McConnell M. N. A Country Between: The Upper Ohio Valley and Its Peoples, 1724–1774. Lincoln, Nebraska. 1992.
Nester W. R. «Haughty Conquerors»: Amherst and the Great Indian Uprising of 1763. Westport, Connecticut., 2000.
Peckham H. Pontiac and the Indian Uprising. Chicago., 1947.
White R. The Middle Ground: Indians, Empires, and Republics in the Great Lakes Region, 1650–1815. Cambridge University Press. 1991.

Метки: военная история, индейские войны, история США

Зарыть топор войны

Алла Салтовская
Справка о братской могиле
из Центрального архива Министерства Обороны СССР
(ЦАМО) о воинском захоронении (братской могиле N69)
в поселке Тучково напротив завода
Бикор, м-р-н «Бетонный»
Эта жёлтая бумага
Мне как будто руки жжёт,
Справка, выданная ЦАМО,
Жить спокойно не даёт.
И таких в пакете справок
Не одна, – шестьдесят пять,
Без помарок и поправок,
И претензий на печать.
В каждой справке всё конкретно:
ФИО, где рождён, когда,
Где убит, за что посмертно
Присуждались ордена
Или новые медали –
За отвагу, доблесть, честь.
Всех бойцов, конечно, ждали
Все награды, сколько есть,
Сколько было в то мгновенье
У поруганной страны.
Живы были б, непременно,
Всем бы были вручены.
Но они лежат в могиле
Братской, общей для всех их.
Тут уж думать позабыли
Где разыскивать родных
Или попросту знакомых
(столько пролетело лет…)
Но на тропках потаённых
Всегда сыщешь Бога след…
Порешили в коллективе,
Что работал в тех местах,
Возвести взамен могилы
Современный саркофаг.
Не тревожа прах священный,
Не бравируя собой,
Возвели на удивленье
Монумент нерядовой:
Из болот смоленских пушку
Водрузили на гранит
И она, как страж послушный,
Сон бойцов тут сторожит.
Пушка это не простая,
Храбро билась со врагом,
От фашистов отбиваясь,
Подавляла всё огнём.
Но закончились снаряды
И на долгие года
Замолчала… Как отрадно,
Что доставлена сюда,
Где покоятся герои
Грозной битвы за Москву,
Когда каждый стоил вдвое.
Ведь тогда спасли страну.
Много лет прошло с той битвы
Много крови утекло,
Но они не позабыты,
Помним всех до одного,
Здесь лежащих. Без сомненья,
Святой подвиг не забыт.
И сегодня без движенья
Караул детей стоит,
Отдавая дань и почесть
Прадедам всем и дедам.
Им, сегодняшним, пророчат
Мирной жизни на века.
Их спокойствие законно
Ведь у них защита есть,
Охраняют их, бесспорно,
Армия и Предков Честь.
18.04.2019г.
Алла Салтовская
Отголосок войны
Написано немало песен,
Стихов, былин, рассказов, пьес
О той войне бесчеловечной,
В которой целый мир исчез.
Исчезли города и страны,
Без счета люду полегло.
Сто лет пройдет, а эти раны
На душах наших, как клеймо.
Немало в деревеньках русских,
А еще больше в городах
Осиротевших и потухших
Людей с ожогом на глазах.
Их полоснуло похоронкой,
Однажды посетившей дом,
И горьким вскриком, жалким, звонким
Отозвалось потом во всём.
И ужас жалобного вскрика
Засел в сердцах на много лет,
И это горе – многолико,
Ему конца и края нет.
А если станут забываться
Потери, что понёс народ,
Из праха возродятся старцы,
Молитвой вразумлять господ.
23.02.2019г.
Алла Салтовская
Вечный огонь
Вечный огонь над звездой у Кремля
Факелом в небо взмывает,
А у звезды красной кровью земля
Гвоздиками расцветает.
Все поклонится спешат в этот день,
Памятный взрослым и детям,
Месту, где Воин страны погребен,
Хоть неизвестен, но светел.
Пусть Неизвестный! Так что же с того?
Мы его точно узнаем
В каждой открытке, плакате, кино…,
Нами всегда почитаем.
Вечный огонь – в память павших в боях,
Их героизму, отваге.
Храбрость народа пребудет в веках
В гимне, гербе и на флаге.
Вечный огонь в каждом сердце горит,
Словно зажженная в храме
Свечка на Пасху и светом бодрит,
Мир укрепляя меж нами.
9.05.2019г.
Алла Салтовская
Над братской могилой
В деревне Неверово
Склонивши голову стоят
Над братскою могилой
Одеты в бронзу сын и мать,
В могиле – их любимый
Отец и муж. Он – чей-то сын,
Был чьим-то командиром,
Но той войны не пережил,
Покоится здесь с миром.
Из года в год сюда идут
Те, кто живут здесь рядом
И каждый раз они несут
Цветы к стальным оградам.
И каждый год в Победный день
Здесь служится молебен
За тех, кто, сбросив страха тень,
Стал подвигом любезен
Своей стране и землякам,
И незнакомым людям.
Сей подвиг – в назиданье нам,
Его мы не забудем!
30.03.2019г.
Алла Салтовская
За наши армию и флот!!!
За наши армию и флот
Сегодня выпьем не однажды!!!
Так в сорок первом понял каждый,
Что враг отсюда не уйдет
Живым с тевтонскою победой,
С землей, отобранной у нас.
И Украина, и Кавказ –
Все под фашистом стали бездной.
В кровавой битве под Москвой
Им обломали руки-ноги,
Чтоб враг по выжженной дороге
Катил назад к себе домой.
Спасибо армии родной
И флоту! В яростных пучинах
Они сражались, как мужчины,
Не уступая ни одной
Ни пяди дорогой земли,
Себя ни капли не жалея,
От схваток только бронзовея.
И мир народам принесли.
За наши армию и флот
Сегодня выпьем не однажды!!!
Чтоб наконец запомнил каждый,
Что враг в Россию не пройдет!
9.05.2019г.
Алла Салтовская
Гибель танкиста
Из рассказа ветерана ВОВ Котова Б.М.
Танки проезжали мимо,
Им махали вслед рукой.
Кто-то завопил: – здесь мина!
И застыл железный строй.
Разбежались ротозеи,
Опустела площадь вмиг,
А из танка, люк разверзнув,
Образ воина возник.
Не спеша, по-деловому,
Как положено бойцу,
Соскочил и прямо к дому
Он направился, к крыльцу.
Хоть и не был он минером,
И сапером не был он,
Безопасным коридором
Вынес мину за кордон.
Там снаряд был обезврежен,
Взорван, проще говоря,
Город снова безмятежен
И резвится детвора.
А танкист прямой походкой
К танку двинул своему,
В этот миг прямой наводкой
В спину выстрелил ему
Враг, сидевший в заточенье,
Богом проклятый фашист,
Проигравший все сраженья,
Из небытия возник.
Тут же экипаж танкистов,
Цель поймавший на прицел,
Выстрелил в лицо фашисту,
Чтобы скрыться не успел,
Чтобы знали все, что русский
Не обучен в спину бить…
Только всё же было грустно,
Наш то тоже был убит…
Это было под Пилау,
Где когда-то шли бои
И победою кровавой
Увенчались здесь они.
28.04.2019г.
Алла Салтовская
Раскаты Победы
Гроза и дождь, раскаты грома,
Звук исчезающий вдали –
До боли с детства всё знакомо,
Но все ж пугающи они.
Нет не трусиха я, но всё же…,
Как только молния сверкнёт,
Тот час рассыплется по коже
Мурашек агрессивный взвод,
Готовый мне залезть под кожу,
И дыбом волосы поднять.
На что же это всё похоже? –
Пыталась много лет понять.
И только нынче на Параде
Я это ясно поняла:
Гроза подобна канонаде
Той, что обрушила война
На нашу мирную державу,
Уклад привычный поломав,
И миллионы не по праву
Всего лишились сразу, став
Кто беженцем, а кто пленённым,
А кто и вовсе был убит…
Но наш народ, непокоренный
Весь этот ужас пережив,
Врага погнал из вотчин древних
До логова фашистских псов,
Восстановив свои деревни
И лики мирных городов.
И первый ливень, освежая
Просторы милые страны,
Приносит нам в начале мая
Парад, которым мы горды.
Парад Победы – в память павших,
Замученных в концлагерях,
На посрамленье проигравших,
Разбитых оккупантов в прах;
Парад Победы – в назиданье
Не воевавшим молодым,
Чтоб помнили страны страданья
И были подвигам верны.
10.05.2019г.
Алла Салтовская
Смертельное оружие
Не швыряйтесь словом, не подумав,
Рану оно может сотворить
И, неправды смрадным ветром дунув,
Даже жизни визави лишить.
Можно, посмеявшись, отмахнуться
Или не поверить ничему,
Только может стоит оглянуться,
Пристальнее глянуть в глубину:
Много вокруг нас по жизни кривды,
Горы навороченных проблем,
От того с рождения до тризны
Мы неправду произносим все.
Замыкая круг порочный жизни,
Заковав живое в кандалы,
Мы творим все зло, без укоризны,
Без боязни, даже без вражды.
Позабыли главное, наверно,
Что слова – оружие порой
И оно не менее смертельно,
Чем известный «Тополь» с «Булавой»
Не швыряйтесь словом, не осталось
Слов хороших, добрых про запас.
Кто сегодня сохранил хоть малость,
Жизни многих от ранений спас.
14.05.2019г.
Алла Салтовская
Мы не забыли о погибших
Мы не забыли о погибших,
Но спасших свой народ, страну.
Мы помним их, и очень близких,
И незнакомых, как одну
Большую горькую потерю,
Как часть себя, своей души…
Но на мгновенье я поверю,
Что до Победы все дошли.
До той единственной желанной,
Когда был враг испепелён
И замысел его коварный
Был маршалами обличён
И подвигом солдатской смерти,
Жестокой смертью всех подряд:
Детей, старух – бесчеловечным
Желанием всё истреблять.
Они дошли до стен рейхстага,
Чтоб своей кровью написать,
Что нам чужой земли не надо,
Но и на нашу посягать
Солдат российский не позволит,
Он даже мертвый всё ж в строю,
Он побежденных не неволит:
Живите, стройте жизнь свою,
Но помните, как мы вас били,
И будем бить во всякий час,
Как только вы про то забыли,
И свои воинские силы
Опять направите на нас.
8.05.2019г.
Алла Салтовская
Ночные полёты
Нарастают гул и рокот…
Кажется, летит снаряд…
Пролетает мимо окон
МИГов и Стрижей отряд…
Зазвенели в раз окошки,
Шифер тихо с крыши слез,
Дыбом встала шерсть у кошки,
Взвыли кобели окрест,
Встрепенулись в страхе козы,
Дико заорал петух,
Закручинись березы
И в деревне свет потух…
Видно, целая бригада
Грозно в небо поднялась.
Я за наших просто рада…
Зря вот только собралась
Отдохнуть, уснуть в покое,
Гул встревожил, просто жуть.
Что бы мне принять такое,
Чтобы сразу же заснуть?
Музыку включить мне что ли?
Колыбельную ли спеть?
Чтоб потом спокойно в волю
До утра в тиши храпеть?
Размечталась я наивно,
Сон сегодня не про нас,
Пролетают непрерывно
Ястребки. Ну, просто класс!
Я за родину спокойна,
Под охраной рубежи.
Не улечься мне сегодня,
В небе МИГи и Стрижи!!!
19.06.2019г.
Алла Салтовская
Храни, Господь, мужчин в погонах!
Храни, Господь, мужчин в погонах
За то, что честью дорожат,
За то, что в битвах непреклонно
Врага отвагою страшат.
Храни, Господь, всех, кто в шинели
Способен на снегу лежать
И, коченея на метели,
От недругов страну спасать.
Храни, Господь, штурвал держащих,
Летящих в небе над страной,
Не променявших, не предавших
Из Заповеди ни одной.
Храни, Господь, тех, кто на море
Морские бездны рассекал,
Но никогда в беде ли, в горе
Штурвал из рук не выпускал.
Храни, Господь, сынов Отчизны
Тех, кто себя не бережет
И от рождения до тризны
Костьми ложится за народ.
Храни их, Господи, родимых,
От страшных ран обереги
И сохрани в живых любимых,
Как сберегают нас они.
Храни, Господь! Они ведь стоят
Тобою быть сохранены,
Чтоб был народ всегда спокоен
За генофонд своей страны.
Храни, Господь, и всю державу,
Молитвой взрощенной Твоей,
И укрепи во веки славу
Её достойных сыновей!
20.06.2019г.
Алла Салтовская
Зарыть топор войны
Давай топор войны забросим
Куда подальше – в степь ли, в лес,
Совета мудрого попросим
У наших пращуров с небес.
Мы, видно, нынче разучились
Творить Добро и Вечный мир.
И как мы выжить умудрились
В миру, где ненависть – кумир?
Как мы вообще не передохли,
Как стая злобных хищных псов,
И не ослепли, не оглохли
От бесконечных войн и ссор?
Давай попросим наших дедов
Нас научить людей любить,
Чтоб занятые просто делом
Могли спокойно в мире жить:
Рожать детей, растить деревья,
Возделывать свой огород
И уважать и непременно
Ценить свой и чужой народ.
Ведь если б мы топор зарыли,
Как предки баяли не раз,
Мы о вражде бы позабыли
На веки вечные в тот час.
27.08.2019г.

Вожди. Понтиак

Понтиак (Pontiac или Obwandiyag) (около 1720 –1767–69) — вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке.
В 1760-х гг. возглавил подготовку восстания индейских племён против английских колонизаторов. К созданному Понтиаком союзу присоединились все индейские племена восточной части Северной Америки. 2 мая 1763 года индейцы под руководством Понтиака начали наступление на британские крепости и одержали ряд побед. После длительной осады Детройта, Понтиак вынужден в 1766 году заключить мир с англичанами и признать власть английского короля. Он погиб при невыясненных обстоятельствах. В честь Понтиака названы города в штатах Мичиган, Иллинойс, Индиана, а также в канадском Квебеке. Кроме того, имя Pontiac носит также марка спортивных автомобилей компании General Motors. (авт. историческая справка)
Как это было: В начале XVIII века французы начали расширять свое влияние на индейские племена, которые проживали у Великих западных озер. Им всегда лучше, чем другим уроженцам Европы, удавалось находить общий язык со своими дикими соседями. Потому они и добились теплого приема у народов, почти незнакомых англичанам. Французы общались с туземцами с простотой и сердечностью, столь отличными от презрительного высокомерия английских колонистов.
То, как не похожи были эти две группы поселенцев, скорее, даже два раз-ных мира, можно увидеть на примере того, как англичане и французы несли краснокожим христианскую веру. Жесткие догматы богословов из Новой Англии чаще всего не задерживались в дремучих сердцах краснокожих слушателей, когда как французским иезуитам оказалось под силу подобрать к ним ключ. Возможно, они просто понятнее излагали индейцам основы своего учения, а может, дело в том, что «черные мантии» не навязывали им истинную веру, а напротив, старались понять мысли, чувства и привычки своих собеседников и готовы были принять их, как есть. Так или иначе иезуиты смогли стать для туземцев братьями, для которых они были готовы на многое, если не на все.
Вполне естественно, что это не могло не вызывать зависти у других евро-пейских наций. Эдэйр в свойственной ему манере, писал о них: «Вместо того чтобы просвещать индейцев, эти монахи совращали их умы. Вместо любви, мира и доброты, как подобает истинным проповедникам слова Божьего, они учили их черной ненависти ко всему английскому. Скоро сограждане наши осознают истинную сущность недавнего Квебекского акта, и дай Боже прийти тому времени, когда Британия прогонит этих черных квакающих жаб прочь из Канады к их дражайшему Папе Римскому». Оттава, чиппева и потаватоми, которые жили у Великих озер, стали так же верны интересам Франции, как шесть народов – Англии, и стали ненавидеть друг друга так же, как англичане и французы.
Когда в соответствии с договором 1760 г. французские форты на Великих озерах перешли к англичанам, то выяснилось, что индейцы не собираются смотреть на это сложа руки. Великим сахемом союза западных племен стал Понтиак, прославленный вождь оттава.
Понтиак приветливо встретил майора Роджерса, который вел английский отряд в Детройт, самую важную цитадель на озерах. Но с самого начала вождь дал понять англичанам, что не боится их и желает, чтобы к нему относились соответственно его высокому рангу. Понтиак пожелал встретиться с Роджерсом лично, и тот запомнил его как «мужа благородной наружности, с манерами настоящего правителя».
Предводитель индейцев осведомился у майора, по какому праву англичане вступили на его землю. Когда же Роджерс заверил его, что не сделает индейцам ничего плохого, Понтиак, казалось, смягчился, однако на вопрос, можно ли англичанам идти дальше, коротко ответил: «До завтрашнего утра я на вашем пути». Он ясно дал понять, что без его воли незваные гости и шагу не сделают.
Понтиак все же пропустил отряд, и даже дал Роджерсу воинов для охраны англичан и их имущества. Но и помогая им, он не переставал обдумывать план, что давно уже занимал его, собрать вместе всех краснокожих, которых объединяла дружба с Францией, и изгнать жадных чужеземцев.
Говоря о Понтиаке, часто вспоминают Метакомета, великого сахема вампаноагов. Они на самом деле были схожи, настоящие короли индейцев, и по духу, и по манерам, и по широте планов. И тот, и другой мечтали положить конец неумолимому наступлению англичан.
Понтиак обладал неисчислимыми силами. На каждый вражеский форт он легко мог двинуть отдельную армию. Все окрестные племена уважали вождя оттава за отвагу в бою, мудрость и красноречие, и ему удалось вовлечь в свои планы не только собственный народ вместе с чиппева и потаватоми, но и многих воинов из майами, саук и фокс, гуронов и шауни. Даже кое-кто из верных друзей англичан, делаваров и ирокезов пошел за Понтиаком. В году 1763-м все приготовления были закончены. В июне индейцы договорились разом обрушиться на все крепости врага.
Сборы эти не могли укрыться от внимания торговцев, которые ходили от племени к племени. Они сразу же отправились с тревожными вестями в Мичилимакинак и другие дальние укрепления, но тамошние коменданты только подняли их на смех. Англичане настолько уверились в своей безопасности, что ничего не сделали, чтобы избежать надвигающейся грозы.
Понтиак готовил атаку в такой тайне, так хитроумно скрывал от непо-священных глаз свои истинные намерения, что, когда сдернул занавес, почти все английские форты на Западе в считанные дни оказались в его руках, а гар-низоны перебиты или захвачены в плен. Пало не меньше девяти военных и торговых постов.
Более всего мы знаем о том, как был взят Мичилимакинак, самый важный после Детройта форт на озерах. Сотни воинов, в основном чиппева и саук, стали собираться там за несколько дней до атаки. Четвертое июня было днем рождения короля Англии, «великого белого отца», и краснокожие заявили, что устроят в его честь большую игру в мяч. Как всегда на такой игре было много шума и веселья. Увлеченные необычным зрелищем, солдаты на форте забыли свой долг, и пошли смотреть игру, а индейцы только этого и ждали. Как будто случайно, мяч залетел за ворота форта, и все игроки, крича и толкаясь, ринулись туда. Оказавшись внутри, индейцы набросились на ошеломленных солдат. Не давая им опомниться, они перерезали и скальпировали семьдесят человек. Те, кто остался (а их было числом двадцать) попали в плен. Все это видел и записал некий мистер Генри. Индеанка из племени пауни спрятала его в доме французского торговца. Он рассказывал, что необузданная, дьявольская ярость охватила нападавших, что они рубили англичан в куски и лакали их кровь, как дикие звери.
Словно огромная волна накрыла страну от Огайо до Великих Озер, неся с собой разрушение и панический страх. Сам Понтиак взялся захватить Детройт. Получив его, индейцы получали многое, однако добиться этого было непросто. Форт укреплялся блокгаузами, а гарнизон его включал сто тридцать человек. Кроме них, в Детройте находилось только несколько торговцев. Все это индейский вождь очень хорошо знал, поэтому стал готовить удар со всей серьезностью и тщательностью.
Понтиак намеревался прийти в форт с горсткой отборных воинов, вызвать на разговор английских офицеров и перебить их. Одновременно индейцы за стенами форта должны были начать общий штурм. Своих воинов Понтиак вооружил обрезами (их легко было спрятать под индейскими одеялами). Он наказал им действовать, как только он передаст коменданту вампум (узелковые условные обозначения, передающие содержание какого-либо сообщения или послания – авт.), таков был условный сигнал.
Однако комендант форта, майор Гледуин, узнал о заговоре. Произошло это так. Понтиак с большим отрядом у ворот Детройта и предложил офицерам поговорить. Вечером того же дня к майору пришла некая скво и принесла пару мокасин из лосиной кожи, что он попросил сшить для него. Он похвалил работу, хорошо заплатил ей и отпустил, попросив сделать то же из оставшейся кожи. Однако она сказала ему, что вряд ли сможет это сделать. Гледуин насторожился, и, расспросив ее подробно, узнал обо всем. Скво призналась, что хотела спасти майора (за все, что он для нее сделал), но боялась мести своих соплеменников, и потому не пришла раньше.
Англичане начали готовить встречу, стараясь делать это незаметно. Ни о чем, не догадываясь, воины Понтиака всю ночь напролет танцевали и пели военные песни.
Наутро группу индейцев во главе с Понтиаком пропустили в форт. От внимания вождя не укрылась перемена в поведении солдат; Гледуин поспешил успокоить его, сказав, что просто идут учения. Понтиак начал свою речь в надменном и вызывающем тоне, но тут раздался бой барабанов. Солдаты взяли мушкеты наизготовку, офицеры обнажили сабли, а сам Гледуин, подойдя к Понтиаку, сдернул с него одеяло и показал на заряженный обрез. Так замысел индейцев раскрылся. Майор мог арестовать хитроумного вождя, но счел это бесчестным и позволил Понтиаку уйти.
Тогда индейцы (числом от пятисот до тысячи) решили взять Детройт в осаду. Перед этим они вырезали несколько семей колонистов, проживавших неподалеку. Положение гарнизона казалось критическим, не только от недостатка припасов, но и потому, что приходилось постоянно наблюдать за каждым уголком форта. Солдаты просто валились с ног от усталости, но их решимость осталась непоколебимой, и комендант отказался от мысли об отступлении. Французы, которые жили в Детройте, пытались устроить переговоры, но Понтиаку нужна была только безоговорочная сдача.
Осада началась в мае, и гарнизон более чем на месяц оказался без припасов. В конце мая подкрепление из Форта-Ниагара попыталось прорваться в Детройт на лодках, но безуспешно, многие погибли в боях или у столба пыток. В июне судно, из Ниагары, поднялось по реке и достигло цели, несмотря на беспрестанные атаки индейцев, готовых любой ценой взять его на абордаж. Пятьдесят солдат и небольшой запас продовольствия придали изнуренному гарнизону новые силы. Майор Тэтчер в своей «Индейской биографии» приводит отрывки из нескольких писем, которые отправлялись из форта и ярко показывали положение осажденных. Вот отрывок из одного письма от 9 июля 1763 г.: «…Каково каждый день слышать, что дикари убивают, свежуют и жарят наших товарищей? Каково видеть изуродованные трупы, плывущие вниз по реке? А м-р Паули, который чудом спасся из их лап, рассказывал, что видел у одного из них кисет из кожи капитана Робертсона».
В конце июля в форт прибыло около трехсот человек под началом капитана Дэлиелла. Комендант решился на вылазку, надеясь прорвать окружение. Понтиак узнал об этом и уже ждал англичан. Вечером они вышли из форта, а у моста через Блади-Ран индейцы устроили засаду. Огонь индейцев был так неожидан и меток, что англичане потеряли больше сотни солдат убитыми и ранеными.
После этого след великого вождя оттава теряется. Его воины держали форт в постоянном напряжении до следующей весны, а в начале лета 1764 г. против них была выслана сильная армия во главе с генералом Брэдстритом. Она и утихомирила враждебных индейцев.
Последние годы жизни Понтиака сокрыты тайной. В 1767 году или двумя годами позже он был убит. Говорили, что убил Понтиака индеец из племени пеория, за которым стояли англичане. Однако прямых доказательств этому нет.