Топливозаправщик атз

Аэродромный автотопливозаправщик АТЗ-90-8685c

Чтобы пролететь несколько тысяч километров и доставить полезную нагрузку в район сброса, дальний бомбардировщик должен иметь топливные баки огромной емкости. Так, самолеты семейства Ту-95 берут на борт до 80 т горючего, а емкость топливной системы сверхзвукового Ту-160 превышает 170 тыс. л. Для подготовки таких самолетов к вылету требуются особые машины-топливозаправщики, способные за один рейс доставлять к технике максимальное количество керосина. Оригинальный вариант решения подобных задач был предложен в отечественном проекте АТЗ-90-8685c.

По состоянию на середину восьмидесятых годов в распоряжении ВВС СССР имелось несколько моделей аэродромных топливозаправщиков, оснащавшихся цистернами сравнительно большой емкости. С учетом потребностей существующих самолетов было предложено создать новую машину этого класса, имеющую значительные преимущества перед серийными образцами. При этом поставленные задачи следовало решать за счет широкого использования уже существующих изделий и компонентов при минимальном количестве нововведений.

Заправщик АТЗ-90-8685с в парке «Патриот». Фото Vitalykuzmin.net
Вскоре был создан проект перспективной аэродромной машины, получившей официальное обозначение АТЗ-90-8685c. Литеры «АТЗ» указывали на класс техники – «автотопливозаправщик». Первые две цифры отражали максимальную емкость цистерн в кубических метрах, а четырехзначное число указывало на модель основного компонента комплекса. Буквой «с» отметили сочлененную компоновку заправщика. По другим данным, она обозначала наличие седельно-сцепного устройства на одном из полуприцепов.
Для упрощения массового производства и эксплуатации в основе проекта АТЗ-90-8685c лежали серийные образцы техники. Так, подвижность всего комплекса в сборе должен был обеспечивать седельный тягач типа МАЗ-74103. К нему предлагалось присоединять пару полуприцепов модели ЧМЗАП-8685 с цистернами большой емкости и набором дополнительного оснащения для работы с топливом. Фактически новый аэродромный топливозаправщик должен был представлять собой существующую машину типа АТЗ-60-8685c, дополненную вторым полуприцепом с цистерной.
Тягач МАЗ-74103 представлял собой вариант дальнейшего развития машины МАЗ-543 (МАЗ-7310), отличавшийся повышенными характеристиками. Это была восьмиколесная полноприводная машина с характерной двухкабинной компоновкой и центральным расположением силовой установки. Тягач оснащался дизельным двигателем мощностью 650 л.с. и гидромеханической трансмиссией, обеспечивавшей четыре скорости переднего хода и две заднего. Ходовая часть была усилена в соответствии с увеличением допустимых нагрузок. Нагрузка на седельно-сцепное устройство была доведена до 27 т. Грузоподъемность автопоезда на базе МАЗ-74103 определялась в 57 т.

Опытная машина на испытаниях. Фото Russianarms.ru
На «седле» тягача должен был закрепляться шкворень переднего полуприцепа ЧМЗАП-8685, несущего одну из цистерн. Заправщик АТЗ-90-8685c должен был иметь сразу два полуприцепа с собственными емкостями для горючего. Для решения этой задачи пришлось использовать пару серийных полуприцепов с соответствующим набором оборудования. В частности, передний не мог нести крупную цистерну, а также нуждался в собственном седельно-сцепном устройстве.

Передний полуприцеп из состава АТЗ-90-8685c представлял собой серийную платформу с тремя собственными осями. Передняя опорная площадка полуприцепа, интегрированная в конструкцию цистерны, была заметным образом поднята над основной платформой. В задней части платформы полуприцепа, на уровне третьей оси, предусмотрели собственное седельно-сцепное устройство для буксировки второго полуприцепа. Силовой набор полуприцепа был образован передней и задней рамой, а также корпусом цистерны, имевшим достаточную прочность.
Доработанный полуприцеп ЧМЗАП-8685, располагавшийся сразу за тягачом, получил цистерну особой формы, определенной в соответствии с имеющимися требованиями. Цистерна состояла из двух крупных частей, отличавшихся обводами и размерами. Передний ее агрегат, находившийся на опорной площадке, отличался меньшей высотой. Задняя часть, в свою очередь, имела ту же ширину при большей высоте. Этот элемент цистерны лежал непосредственно на раме с ходовой частью. Изогнутая задняя стенка цистерны располагалась на уровне передней пары колес, освобождая место для установки второго полуприцепа.

Передний полуприцеп с цистерной. Фото Vitalykuzmin.net
Сверху на цистерне устанавливалась площадка для работы с горловинами и рукавами. Доступ на нее обеспечивался лестницей спереди. По бокам платформы, рядом с изогнутой нижней частью цистерны, располагались ящики для перевозки инструментов. На задней платформе с «седлом» предусматривались несколько продольных тубусов для транспортировки гибких рукавов.
Второй полуприцеп без значительных изменений заимствовался у серийного топливозаправщика АТЗ-60-8685. Он так же имел трехосную ходовую часть и поднятую переднюю опорную площадку со шкворнем. Цистерна заднего полуприцепа оснащалась уменьшенным передним агрегатом, находившимся над седельно-сцепным устройством, а также имела крупный задний агрегат. При этом задняя часть цистерны отличалась большими длиной и объемом. Вверху имелась площадка для работы с горловинами, по бокам – ящики.
Задний полуприцеп ЧМЗАП-8685 оснащался крупным кормовым свесом, внутри которого располагалось разнообразное оборудование для получения и выдачи горючего. Там же находился автономный двигатель, обеспечивавший работу всех систем обоих полуприцепов. Доступ к оборудованию осуществлялся через бортовые и кормовые люки.

Ходовая часть переднего полуприцепа и средства сочленения. Фото Vitalykuzmin.net
Топливозаправщик оснастили собственным насосом типа ЦН-240/140 с приводом от имеющегося двигателя. Имелся фильтр-сепаратор с тонкостью фильтрования до 5 мкм. Его характеристики позволяли почти полностью очистить горючее от свободной воды. Фильтр имел минимальные электризующие свойства, а также комплектовался нейтрализатором статического электричества. Это позволило решить проблему электризации топлива на пути к бакам самолета. Контроль за подачей топлива осуществлялся счетчиком ЛЖ-150-64.
В комплекс АТЗ-90-8685c был включен набор гибких рукавов для приема и выдачи топлива. Машина комплектовалась двумя всасывающими рукавами диаметром 100 мм длиной 4,5 м. Для выдачи предназначались два рукава диаметром 76 мм и длиной 15 м, а также пара изделий диаметром 50 мм и длиной 20 м.
Эксплуатационная емкость пары цистерн заправщика составила 90 тыс. л. Раздаточная система, работая с одним рукавом, могла выдавать потребителю до 2500 л топлива в минуту. При этом топливо не получало статический заряд и практически полностью очищалось от воды.

Вид сзади. Фото Vitalykuzmin.net
Примененная аппаратура позволяла заправщику АТЗ-90-8685c самостоятельно решать ряд задач, связанных с транспортировкой и выдачей топлива. Он мог автономно принимать горючее из резервуара и заполнять собственные цистерны. Заправка обслуживаемого самолета могла осуществляться как из своей цистерны, так и из стороннего резервуара. Обеспечивалась перекачка жидкостей из одной емкости в другую без использования собственных цистерн. Имелась возможность перемешивания различных компонентов в штатных цистернах для получения тех или иных смесей.
В полной комплектации и рабочем состоянии аэродромный топливозаправщик АТЗ-90-8685c отличался уникально большими размерами и массой. Подобные недостатки, тем не менее, полностью компенсировались количеством перевозимого топлива и прочими рабочими характеристиками. Возможность одновременной перевозки 90 кубометров керосина с последующей передачей тяжелому самолету выгодно отличала новую машину от существующих аналогов, комплектовавшихся только одной цистерной.
Несмотря на свои размеры и вес, заправщик АТЗ-90-8685c мог перевозиться военно-транспортными самолетами. Тягач с двумя полуприцепами помещался в грузовую кабину самолета Ан-124. Погрузка машины осуществлялась через передний люк. Заехав в самолет, топливозаправщик занимал почти весь полезный объем грузового отсека и оставлял минимальное свободное пространство. Для закрепления крупной сочлененной машины внутри транспортного самолета была разработана специальная схема швартовки.

Верхняя площадка задней цистерны. Фото Vitalykuzmin.net
Опытный аэродромный заправщик новой модели был построен в середине восьмидесятых годов. После прохождения всех необходимых испытаний, в том числе с военно-транспортным самолетом, и подтверждения расчетных характеристик машину рекомендовали к принятию на снабжение военно-воздушных сил. Соответствующий приказ появился в 1987 году. Вскоре промышленность получила заказ на серийное производство новой техники.
К выпуску заправщиков были привлечены несколько организаций из разных городов. За выпуск тягачей МАЗ-74103 отвечал Минский автомобильный завод. Полуприцепы ЧМЗАП-8685 заказали Челябинскому машиностроительному заводу автомобильных прицепов. Производство некоторых агрегатов и последующая общая сборка техники были поручены мариупольскому предприятию «Азовобщемаш». Заказ на выпуск машин АТЗ-90-8685c появился в 1987 году и, по-видимому, вскоре был выпущен первый серийный заправщик.
Точное число серийных заправщиков, собранных в Мариуполе, неизвестно. Производство стартовало в не самый удачный период истории Советского Союза, и потому не могло быть по-настоящему массовым. Кроме того, вскоре после распада СССР производство техники было прекращено. Таким образом, военная авиация не могла получить большое число новых топливозаправщиков.


Погрузка машины АТЗ-90-8685с в самолет Ан-124. Фото Russianarms.ru
Уже в ходе эксплуатации было установлено, что машина АТЗ-90-8685c имеет характерные проблемы, самым серьезным образом влияющие на ресурс. Главным недостатком оказалась недостаточная прочность соединения цистерны и полуприцепа. Этот узел подвергался высоким нагрузкам и чрезмерно изнашивался. Получение расчетных сроков службы оказалось невозможным. По расчетам конструкторов, полуприцепы должны были служить по 12 лет. Однако на практике их приходилось списывать через 5-7 лет.
Заправщик АТЗ-90-8685c создавался в интересах дальней авиации и, в целом, не представлял особого интереса для других структур. Кроме того, эксплуатационные характеристики техники оказались ниже ожидаемых. Наконец, распад Советского Союза оставил всех участников производства в разных независимых государствах. Отсутствие заказов и сложности производственного характера привели к тому, что в 1992 году «Азовобщемаш» прекратил сборку новых сочлененных топливозаправщиков.
Выпущенные машины были распределены между несколькими авиационными базами, где использовались в течение определенного времени. Наличие недостатков конструкции, снижавших ресурс техники, не позволило им долго оставаться в строю. Не позднее начала двухтысячных годов немногочисленные АТЗ-90-8685c были выведены из эксплуатации. Большая часть этих машин, более не нужная вооруженным силам, отправилась на утилизацию.

Топливозаправщик в грузовой кабине самолета. Фото Russianarms.ru
Один из сохранившихся автотопливозаправщиков необычного вида не так давно был доставлен в Кубинку и стал очередным экспонатом выставки парка «Патриот». АТЗ-90-8685c стоит на открытой площадке и доступен всем желающим. Вместе с этой машиной в экспозиции присутствуют некоторые другие образцы аэродромной техники. Благодаря этому уникальный заправщик можно сравнить с другими представителями этого класса.
Главной целью проекта АТЗ-90-8685c было создание автомобильного аэродромного топливозаправщика, способного перевозить максимально возможное количество топлива, что позволило бы упростить обслуживание самолетов дальней авиации. Поставленные задачи были решены лишь частично. Машина с требуемыми характеристиками дошла до серийного производства и эксплуатации, но ее реальные возможности не в полной мере устроили военных. Имея определенные проблемы и появившись в не самое удачное время, новый заправщик достаточно быстро был снят с производства, а вскоре и выведен из эксплуатации. Уникальный образец аэродромной техники не смог в полной мере реализовать свой потенциал.
По материалам сайтов:

Топливозаправщики предназначены для забора различного вида топлива и доставки его к месту назначения. В отличие от простого бензовоза Газ 53 топливозаправщик может не только заполнять по прибытию на место назначения другие емкости, но и заправлять работающую на удалении разную технику (автомобили, комбайны, тракторы и так далее). Экономически это очень выгодно – гонять тяжелую технику на заправку невыгодно.

Внешний вид топливозаправщика на базе газ 3309

Поэтому автозаправочные машины (АТЗ) имеют большую популярность, и многие предприниматели строят на таких заправщиках вполне успешный бизнес.

Немного из истории автотопливозаправщиков на шасси ГАЗ

За время своего существования Горьковский автозавод производил всякие виды автотопливозаправщиков. Первым АТЗ сталь автомобиль, собранный на базе двухтонного трехосного грузовика ГАЗ ААА. Модель получила название БЗ-48, использовался авто в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах.

Емкость цистерны такого АТЗ составляла 1350 литров. Машина появилась в 1938 году, а в 1939 году бочку увеличили до 1500 литров – в годы войны с помощью такой техники заправляли военные самолеты.
Трехосные автомобили были неудобны в эксплуатации, и поэтому в скором времени появился еще один вид топливозаправщика – БЗ-42. Машина была создана на базе «полуторки» ГАЗ АА, емкость цистерны оставалась прежней – 1500 литров.

На шасси ГАЗ 51А производились две модели АТЗ. Первая из них выпускалась с 1950 года и имела название АБЗ-50, вторая модель АТЗ-2,2-51А появилась в 1966 году. Обе машины имели одинаковую емкость цистерны – 2000 литров.

В дальнейшем с появлением модели ГАЗ 53 стали собираться АТЗ и на базе этого грузовика. Модель поучила название АТЗ-3,8-53А. По аббревиатуре понятно, что машина построена на шасси 53А, а объем цистерны составляет 3,8 м³ (3800 литров).

Автомобиль собирался на Курганском заводе, также существовала и модель АТЗ-4,2-53А с цистерной 4200 л. Теперь осталось упомянуть шасси ГАЗ 52 – на базе его был произведен топливозаправщик АТЗ-2,4-52.

Современные топливозаправщики ГАЗ

Топливозаправщиком является автомобиль, оборудованный цистерной и специальным оборудованием для перекачки любого жидкого топлива. В наше время машины-АТЗ производятся на шасси следующих автомобилей производства ГАЗ:

Современная спецтехника на базе автомобилей ГАЗ находит свое применение в различных областях народного хозяйства, имеет современное оборудование. Она удобна в эксплуатации, проста в обслуживании и продается по невысокой цене.

Сейчас в России появилось много импортной техники, обладающей высокими эксплуатационными характеристиками. Но автотопливозаправщиков ГАЗ есть свои определенные преимущества перед иностранными машинами:

Пример современного топливозаправщика на базе ГАЗ 3302

  • Отечественные АТЗ более адаптированы под российский климат, погодные условия учитываются при конструировании машин;
  • Стоимость российской спецтехники значительно ниже, чем у иностранных аналогов, при этом качество на вполне приемлемом уровне;
  • Русские машины проще в ремонте, запасные части на них дешевле. Детали проще купить – они всегда есть в продаже, не нужно ждать запчасти на заказ.

Грузовой автомобиль пятого поколения ГАЗон Некст появился в 2014 году. Грузовик имеет современный дизайн и отличные технические характеристики. Авто оснащается только дизельными двигателями внутреннего сгорания, бензиновых версий с завода не предусмотрено. В линейке моторов всего два типа ДВС:

На некоторых ГАЗонах по заказу устанавливается предпусковой подогреватель, обеспечивающий бесперебойный запуск холодного двигателя в любой мороз. В новом автомобиле немало импортных комплектующих отличного качества, продлевающих срок службы техники.

Топливозаправщики ГАЗон Некст производятся с цистернами разных объемов и размеров – популярны машины АТЗ-5,2 и АТЗ-4,9.

Также существует мини-топливозаправщик – он оборудован топливораздаточной колонкой и цистерной на 1500 литров.

Топливозаправщик АТЗ-5,2

Бензовоз АТЗ-5,2 на шасси ГАЗон Некст оборудован цистерной объемом 5,2 литра. Емкость имеет горизонтальное расположение, внутри бочка усилена дополнительными ребрами жесткости, которые значительно снижают возможность возникновения гидравлических ударов при движении авто.

Вид сзади топливозаправщика на базе ГАЗ-NEXT АТЗ-5,2

Автомобиль имеет следующие технические характеристики:

  • Объем цистерны – 5200 л;
  • Шасси авто – С41R13;
  • Габариты авто – 6,3/2,25/2,74 м;
  • Расстояние между осями (колесная база) – 4,515м;
  • Полная масса автомашины – 8,7 тонны;
  • Максимально допустимая скорость – 90 км/час;
  • Дорожный просвет – 25,3 см;
  • Заправочная емкость топливного бака – 100 л;
  • Привод колес – задний (4х2);
  • Коробка переключения передач – 5 ст., механическая;
  • Наполнение цистерны – через верх;
  • Слив топлива из емкости – самотеком.

Топливозаправщик имеет возможность перекачивать насосом топливо из одного резервуара в другой, минуя собственную емкость. В состав топливозаправочного оборудования входят рукава напорные, раздаточный пистолет, насос и счетчик. Машина оборудуется проблесковым маячком оранжевого цвета, насос приводится в действие через привод от коробки отбора мощности.

В задней части авто предусмотрена лестница с удобными ступенями, на которых сделаны просечки, исключающие скольжение.

Топливозаправщики на шасси ГАЗ 33106

«Валдай» ГАЗ 33106 относится к семейству среднетоннажных грузовых автомобилей – при относительно большой грузоподъемности он обладает комфортом «Газели». Серийно модель 33106 начала выпускаться с 2010 года, силовым агрегатом является турбированный дизельный двигатель Cummins ISF объемом 3,8 л. На шасси «Валдай» выпускается автозаправщик АТЗ-4,0, машина обладает следующими техническими характеристиками:

  • Объем цистерны – 4000 л;
  • Шасси авто – 33106;
  • Габариты авто – 5,9/2,185/2,6 м (ширина учитывается по зеркалам);
  • Расстояние между осями (колесная база) – 3,31м;
  • Полная масса автомашины – 7,4 тонны;
  • Максимально допустимая скорость – 90 км/час;
  • Дорожный просвет – 17,7 см;
  • Заправочная емкость топливного бака – 105 л;
  • Привод колес – задний (4х2).

Вид сбоку топливозаправщика на шасси ГАЗ 33106

Также ранее производились автоцистерны на шасси ГАЗ 33104, они отличались от шасси 33016 тем, что в качестве силового агрегата на них устанавливался дизельный мотор из Белоруссии Д-245.7.

Топливозаправщики на шасси ГАЗ 3309 и ГАЗ 3308

Грузовой автомобиль ГАЗ 3309 отличается от модели ГАЗ 3307 в основном только тем, что вместо бензинового двигателя на грузовик установлен дизельный мотор. В настоящее время марка ГАЗ 3307 уже не производится – бензиновые моторы расходуют много топлива. На машинах 3309 Горьковский автозавод устанавливает следующие моторы:

На шасси 3309 производятся топливозаправщики марок АТЗ 36135-011, АТЗ 36135-011, АТЗ-4,9.
Цистерна устанавливается емкостью 4,9 м³, есть модели с двухсекционной бочкой – в цистерне полость внутри имеет перегородку, и предусматривается две заливные горловины.

На базе внедорожников ГАЗ 33081 «Садко» и ГАЗ 33086 Земляк также производятся топливозаправщики. Как правило, машины оборудуются цистерной меньшей емкости, и они больше предназначены для заправки тяжелой техники, работающей в труднодоступных районах. На шасси 3308 в основном устанавливаются емкости 1,8, 2,0 и 4,0 м³.

Авиационные топливозаправщики (Т3, АТЗ)

Главная \ Авиационная наземная техника \ Спецмашины для технического обслуживания воздушных судов \ Авиационные топливозаправщики (Т3, АТЗ)

АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК (АТЗ-22-44202)

Технические характеристики

Автотопливозаправщик (далее – АТЗ) предназначен:

— для транспортирования авиационных топлив и заправки воздушных судов (далее – ВС) кондиционным авиационным топливом Т-1, ТС-1, РТ по ГОСТ 10227 в чистом виде и с дозированным введением противоводокристаллизационной жидкости (далее — ПВКЖ) типа «И-М» (ОСТ 54-3-175.73-99) и типа «И-М»(ГОСТ 8313), а также Джет А-1 (Jet A-1) по ГОСТ 52050, подготовленным к заполнению цистерны АТЗ-22 в соответствии с Руководством по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества ГСМ и спецжидкостей в предприятиях воздушного транспорта РФ (утв. 17.10.92№ ДВ-126).

— для транспортирования топлива по дорогам, допускающим движение автотранспортных средств с нагрузкой на сдвоенные оси до 20 тонн при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 50 ºС.

Климатическое исполнение АТЗ – У по ГОСТ 15150

Наименование параметров и характеристик

Норма

Тип базового тягача

УРАЛ-44202-0000312-40ж

Тип полуприцепа-цистерны

96422 (ППЦ-22)

Перекачивающий агрегат топливной системы

насос центробежный ЦН-180/110

Вместимость цистерны, м3 (л), не более:

эксплуатационная

полная

22 (22000)

22,6 (22600)

Расход топлива, м3/ч (л/мин),

— через раздаточный рукав при открытой заправке (рекомендуемый)

— через раздаточный рукав при закрытой заправке (противодавление за наконечником до 0,2 МПа), максимальный

— через два раздаточных рукава при закрытой заправке (противодавление за наконечником до 0,2 МПа), максимальный

24 (400)

60 (1000)

108 (1800)

Масса снаряженного АТЗ, кг, не более

Полная масса АТЗ (с нагрузкой 22 м3 топлива плотностью 0,8 г/см3)

Распределение полной массы АТЗ, кг, не более:

— на переднюю ось тягача

— на заднюю тележку тягача

— на заднюю тележку полуприцепа

Фильтр-водоотделитель

ФВГк-120/У.500/04

— тонкость фильтрации номинальная, мкм

5 (3 – по требованию заказчика)

— содержание свободной воды в топливе после фильтра при обводненности топлива до него не более 0,05%, масс.%, не более

0,0015

Количество рукавов, шт.:

— раздаточных HD50C-LT длиной 20 м с топливным наконечником 64348-СDEF49N+WL2229/25 (2½»BSPP) (с регулятором давления)

— напорно-всасывающих Ду75 длиной 4,5 м

Предельное значение давления заправки, кгс/см2

3,5

Счетчик-дозатор для мгновенного, разового и суммарного учета выдаваемого при заправке топлива и дозированного ввода ПВК жидкости

МКА 2290 А2 RDP1M2-X1 MEZ-LV-1R+DFA

— дозировка ПВК жидкости, %

0; 0,1

Пределы основной допускаемой относительной погрешности измерений счетчиков жидкости, %

±0,25

Силовая установка насосной станции

Гидромотор с приводом от гидронасоса с отбором мощности от тягача

Давление срабатывания, МПа:

— дыхательного устройства:

рабочее избыточное,

рабочее вакуумметрическое

— аварийного устройства вентиляции

0,005…0,0063

0,0015…0,0025

0,036

Пропускная способность наполнительного устройства нижнего налива цистерны, м3/ч (л/мин), не более

72 (1200)

Диаметр условного прохода инспекционного люка-лаза, мм, не менее

Вместимость масляного бака гидропривода, л

Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пробега, л

Показатели надежности АТЗ:

— средняя наработка на отказ, ч, не менее

— назначенный срок службы, лет

— срок службы до первого капитального ремонта при ресурсе работы насосной станции 2700 ч и суммарном количестве перекачиваемого топлива 480000 м3, лет, не менее

— средний пробег до первого капитального ремонта, км, не менее

Наибольшая скорость движения АТЗ, км/ч

Габаритные размеры, мм, не более

длина

ширина

высота

Работа автотопливозаправщика заключается в выполнении следующих операций:

— — наполнение цистерны авиатопливом посторонним насосом нижним наливом;

— — транспортирование авиатоплива к местам заправки ВС;

— — перемешивание авиатоплива в цистерне;

— — заправка ВС закрытым или открытым способами фильтрованным авиатопливом с одновременным измерением выданного объема авиатоплива;

— — опорожнение цистерны собственным насосом или самотеком;

— — слив авиатоплива из отстойных зон цистерны, насосов, трубопроводов, контрольно-расходного резервуара ПВКЖ и средств очистки авиатоплива и ПВКЖ;

— — дозированное введение ПВК-жидкости в авиатопливо после фильтра-водоотделителя.

Автотопливозаправщик аэродромный АТЗ-10-4320

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ

Назначение

Автотопливозаправщик предназначен для транспортирования по всем типам дорог, кратковременного хранения и механизированной заправки воздушных судов авиатопливом плотностью не более 830 кг/м3, с одновременным учетом объема выданного топлива; с возможностью буксирования прицепа.

Выполняемые функции

— транспортировка авиатоплива;

— заправка техники из своей цистерны авиатопливом, очищенным от загрязнений открытым способом через раздаточный пистолет или закрытым способом через наконечник нижней (закрытой) заправки с одновременным измерением выдаваемого объема и дозированным вводом в струю жидкости противокристаллизационной жидкости;

— опорожнение цистерны собственным насосом;

— перекачка продукта, минуя собственную цистерну;

— наполнение и опорожнение цистерны посторонним насосом;

— слив цистерны самотеком;

— слив продукта из отстойных зон цистерны и средств очистки продукта от загрязнений.

Шасси автомобиля

УРАЛ-4320 с колесной формулой 6х6:

— соответствует требованиям к перевозке опасных грузов (3 класса) и требованиям экологического стандарта Евро-3;

— наличие предпускового подогревателя двигателя, автономного отопителя кабины водителя (тип – воздушный, производительность при максимальной подаче воздуха 70 м3/ч).

Насос

СЦЛ 20-24 (тип – самовсасывающий, центробежный, лопастной)

— номинальная производительность – не менее 45 м3/ч;

— вакуумметрическая высота всасывания – не менее 5,5 м;

— привод насоса от коробки отбора мощности через карданный вал.

Рукава раздаточные

— раздаточный рукав Elaflex Ду50 – 1 шт. не менее 20 м с наконечником закрытой заправки Carter 64348 CDEF99K;

— раздаточный рукав Elaflex Ду38 – 1 шт. не менее 20 м с пистолетом РП-40Г для открытой заправки;

— рукава расположены на барабанах, намотка осуществляется гидроприводом.

Фильтр-водоотделитель

— ФВГК-56 (материал корпуса – нержавеющая сталь);

— номинальная тонкость фильтрации топлива не более 5 мкм.

Счетчик-дозатор

MKA-800 (Alfons HAAR) с системой дозирования ПВКЖ. объем емкости для ПВКЖ 40 л.

Цистерна

— номинальная вместимость – 10 м3;

— материал цистерны – нержавеющая сталь 12Х18Н10Т;

— корпус цистерны выполнен в виде горизонтального резервуара с внутренними ребрами жесткости (волнорезами) плосковыгнутой формы, которые усиливают надежность всей конструкции цистерны и препятствуют возникновению гидроударов;

— донный клапан – производство Sening;

— электронный сигнализатор предельного наполнения цистерны;

— все металлические части системы, находящиеся в контакте с ПВКЖ, выполнены из нержавеющей стали.

Система дистанционного управления специальным оборудованием

— контроль всего процесса заправки путем оказания воздействия на клапан регулирования потока топлива;

— обеспечивает возможность оператору подтверждать каждые 3-4 минуты свою дееспособность нажатием ручного выключателя (при неполучении такого подтверждения прекращать процесс заправки).

Система блокировки движения шасси

Осуществляет блокировку шасси при:

— не отсоединенном рукаве нижнего налива цистерны;

— не выключенной коробке отбора мощности;

— не закрытых дверцах насосно-фильтрационного узла;

— предусмотрена возможность аварийного отключения блокировки шасси.

Требования к АТЗ

— Соответствует требованиям к перевозке опасных грузов (3 класса);

— Наличие документов, необходимых для постановки автотехники на балансовый учет и учет в органах ДОБДД МВД РФ;

— Наличие удостоверения о военной приемке (оригинал);

— Окраска цистерны эмалями PPG в соответствии с картой окраски, согласованной с Заказчиком;

— Верхние люки цистерны, сливные точки, двери отсека управления и ящика для укладки одиночного комплекта ЗИП имеют устройства для запирания и пломбирования.

Оборудование

— заднее защитное устройство – противоподкатный брус и бампер в соответствии с ГОСТ Р 41.58-2001, Правила ЕЭКООН М58;

— огнетушители порошковые типа ОП-5 – 2 шт.;

— огнетушители углекислотные – 4 шт. (2 штатных и 2 запасных);

— кошма 1м х 1м;

— емкость для песка (25 кг);

— ящик для спецодежды;

— ящик для одиночного ЗИП, инструментов;

— противооткатные упоры (металлические) – 2 шт.;

— знак аварийной остановки;

— мигающий (проблесковый) фонарь оранжевого цвета;

— установлена световозвращающая микропризматическая лента, соответствующая требованиям правил 104 ЕЭК ООН, ГОСТ Р 41.104-2002 (изготовлена из полиэстера единым слоем; толщина ленты с клеевым слоем не более 0,18 мм);

— установлена лестница с поручнем и площадкой самообслуживания, имеющие противоскользящее покрытие;

— фирменная табличка по ГОСТ 12971-87;

— знак «Огнеопасно» по ГОСТ Р 52290-2004;

— знак «Опасность» по ГОСТ 10807-78;

— знак аварийной остановки;

— цепь заземления, постоянно контактирующая с землей;

— 2 барабана заземления с тросом (один барабан имеет на конце троса зажим для выравнивания потенциала между ТЗА и летательным аппаратом, другой – со штырем на конце служит для заземления ТЗА на месте стоянки);

— демпферные устройства трубопроводных коммуникаций спецоборудования – из металлорукавов, испытанных воздухом под давлением 0,6 МПа (6 кгс/см2);

— пеналы для укладки рукавов и крылья над колесами средней и задней оси изготовлены из металла.

— наличие электрического фонаря во взрывоопасном исполнении в кабине управления узла выдачи топлива.

Комплектация ЗИП

Комплект ЗИП включает: наконечник закрытой заправки 2561А, домкрат, ключ баллонный, бородок слесарный 6,3 мм; ключ накидной коленчатый (8х10; 12х13; 13х14); ключ рожковый (7х8; 8х10; 10х12; 12х13; 13х14; 14х17; 17х19; 19х22; 24х27); ключ шестигранный 10,0;12,0; отвертка шлицевая 205х0,6; отвертка крестовая №2 190 мм; плоскогубцы комбинированные 160 мм; сумка инструментальная.

Соответствие требованиям следующих ГОСТ:

Р 52906-2008 «Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования»;

Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования»;

2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия;

Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения»

12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»;

12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования;

12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности;

12.4.124-83 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования;

12.2.063-81 Система стандартов безопасности труда. Арматура промышленная трубопроводная. Общие требования безопасности;

12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования;

12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования;

Р 41.58-2001 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств; II. Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты;

Р 8.569-98 «Государственная система обеспечения единства измерений. Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки».

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

автотопливозаправщика аэродромного АТЗ-10-4320

АТЗ предназначен для транспортирования авиационных топлив и заправки воздушных судов кондиционным авиационным топливом Т-1, ТС-1, РТ по ГОСТ 10227 в чистом виде с дозированным введением ПВКЖ типа «И-М» (ОСТ 54-3-175-73-99) и типа «И» (ГОСТ 8313), а также Джет А-1 (Jet A-1) по ГОСТ Р 52050, подготовленным к заполнению цистерны АТЗ в соответствии с Руководством по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества ГСМ и спецжидкостей в предприятиях воздушного транспорта РФ.

АТЗ должен быть приспособлен для эксплуатации во внеклассных, I, II, III классных аэропортах гражданской авиации, с возможностью буксирования прицепа.

Наименование параметра (характеристики)

Значение параметра (характеристики)

1 Тип базового шасси

Урал 4320-1962-40Ж

2 Перекачивающий агрегат топливной системы

самовсасывающий насос СЦЛ-20-24Г

3 Номинальная вместимость цистерны, м3 (л),

10 (10 000)

4 Материал цистерны

сталь 12Х18Н9Т

5 Несливаемый остаток топлива в цистерне, л (полный слив через дренажное устройство)

6 Подача насоса при частоте вращения 1700 об/мин, м3/ч (л/мин), не более

45 (750)

7 Максимальная подача насосной установки при закрытой заправке (противодавление за наконечником до 0,2 МПа), м3/ч (л/мин)

30 (500)

8 Максимальная подача насосной установки при открытой заправке (рекомендуемая), м3/ч (л/мин),

20 (330)

9 Масса снаряженного АТЗ, кг, не более

12 625

10 Полная масса АТЗ (при плотности топлива 0,8 г/см3), кг, не более

20 625

11 Распределение полной массы, кг, не более

на переднюю ось

на заднюю тележку

5 300

15 325

12 Фильтр-водоотделитель

— тонкость фильтрации, номинальная, мкм

— содержание свободной воды в топливе после фильтра при обводненности топлива до него не более 0,05 %, масс.%, не более

0,003

13 Рукава раздаточные, количество шт., длина м, диаметр мм:

— с наконечником нижней заправки

— с раздаточным краном РП-40Г

1 х 15 х 50

1 х 15 х 38

14 Рукава напорно-всасывающие, количество шт., длина м, диаметр мм

2 х 4,5 х 75

15 Предельно-допустимое давление на наконечнике нижней заправки, кгс/см2

3,5

16 Счетчик-дозатор для мгновенного, разового и суммарного учета выдаваемого при заправке топлива и дозированного ввода ПВК жидкости

— дозация ПВКЖ, %

— объем емкости для ПВКЖ, л

МКА-800

0; 0,1

17 Основная погрешность счетчика жидкости, %

±0,25

18 Диаметр условного прохода инспекционного люка-лаза, мм, не менее

19 Диаметр условного прохода присоединительных устройств по ГОСТ 20772, мм

20 Устройство дистанционного управления заправкой «Дедман»

Обеспечивается проверка функций управления через равные интервалы времени и постоянный контроль работоспособности оператора

21 Система блокировки движения («Интерлок»)

Активируется при: открытых дверцах технологического отсека; при соединенном шланге наполнения пункта налива с приемным штуцером трубопровода нижнего налива цистерны; работающем насосе; не смотанных тросах заземления и выравнивания потенциалов

22 Устройство дозированного введения ПВКЖ

Обеспечивается равномерное распределение ПВКЖ в потоке авиатоплива с заданной точностью дозирования

25 Габаритные размеры: длина, ширина, высота, мм, не более

10 000 х 2 500 х 3 060

26 Наибольшая скорость движения АТЗ полной массы, км/ч

Работа АТЗ заключается в выполнении следующих операций:

— транспортирование топлива к местам заправки ВС;

— заправка ВС закрытым или открытым способами фильтрованным топливом с одновременным измерением выданного объема топлива;

— опорожнение цистерны своим насосом;

— фильтрацию и дозированное введение ПВКЖ в авиатопливо после фильтров-водоотделителей;

— контроль расхода ПВКЖ;

— заполнение цистерны посторонним насосом закрытым способом;

— опорожнение цистерны самотеком;

— слив топлива из отстойных зон цистерны и средств очистки топлива от загрязнений;

— слив ПВКЖ из расходно-контрольных резервуаров;

— перемешивание топлива в цистерне.

АТЗ укомплектован индивидуальным ЗИП для спецоборудования и шасси.

Применяемые шасси отечественных производителей Урал-4320, Урал-Ивеко. Данные топливозаправщики прекрасно себя зарекомендовали в эксплуатации.

Общие сведения.

Топливозаправщиком можно выполнять следующие операции:

наполнять цистерну топливом из постороннего резервуара собственным насосом;

заправлять летательные аппараты фильтрованным топливом из собственной цистерны;

заправлять воздушные суда фильтрованным топливом из постороннего резервуара;

перемешивать топливо в собственной цистерне;

перекачивать топливо из одного резервуара в другой, минуя собственную цистерну;

откачивать топливо из раздаточных шлангов после заправки воздушных судов;

перевозить топливо.

По емкости цистерны топливозаправщики различают малой(до 5 м3), средней (до 12 м3), большой (до 25 м3) и особо большой (свыше 25 м3) емкости.

Топливозаправщики малой и средней емкости. К топливозаправщикам малой емкости относятся ТЗ-150, АТЗ-3-157, АТЗ-3, 4-131, А ТЗ-3, 8-130, ТЗ-5. Они смонтированы на автомобилях ЗИЛ-150 (164), ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, ЗИЛ-130 и Урал-375, имеют небольшие производительности раздаточных систем, используются в основном для заправки самолетов и вертолетов с емкостью топливных систем до 5000 л и приемистостью от 250 до 600 л/мин.

К топливозаправщикам большой емкости относятся ТЗ с емкостью цистерны свыше 15 тыс. л. Топливо­заправщики большой емкости монтируются на полуприце­пах в виде автопоезда, со­стоящего из седельного тя­гaчa и полуприцепа-цистер­ны.

Конструкция топливоза­правщика Т3-22.

Топливозаправщик состоит из тягача, шасси (полуприцепа), цистерны, насосной станции, пожарных средств и электрооборудования. Цистерна притягивается к опорам шестью стальными поясами и служит резервуаром для топлива. На задней части рамы прицепа смонтирована кабина, которая одним из поясов соеди­няется с цистерной. Заднее днище цистерны служит передней стенкой кабины. На задней и боковых стенках кабины имеются одностворчатые двери, открывающиеся вверх. Двери служат для доступа к механизмам управления топливозаправщика. В верхней части кабины есть люк, который при работе открывается для вентиляции. При работе в ночное время кабина освещается све­тильниками С-2В и «Плафон-В». Вдоль цистерны с правой и левой стороны к опорам крепятся шланговые ящики. В средней части топливозаправщика на лонжеронах шасси смонтирован инстру­ментальный ящик.

Топливозаправщик в варианте может быть использован с под­катной тележкой (как прицеп); при этом его можно буксировать любым тягачом соответствующей мощности без седельного устрой­ства, но при условии обеспечения действия пневматических тор­мозов и питания наружной автомобильной сигнализации.

В качестве шасси топли­возаправщика используется оборудованный полуприцеп ЧМЗАП-5524, состоящий из рамы, задней тележки, уста­новки опорного устройства и оборудованный тормозной системой. К полуприцепу комплектно придается под­катная тележка.

На полуприцепах ЧМЗАП-5524 (55244) и ЧМЗАП-5524 (5524АП) уста­новлены опорные устройства гидравлического типа для удержа­ния полуприцепа в горизон­тальном положении и для удобства сцепки и расцепки его с седельным тягачом. Два складывающихся вы­движных устройства управ­ляются ручным гидронасо­сом с помощью смеси масел веретенного 40% и трансформаторного 60%. Емкость гидросистемы опорного устройства 12,5 л. Давление в гидросистеме (максимальное) 15 МПа (150 кгс/см2).

Цистерна представляет собой сварной резервуар, изготовленный из листовой углеродистой стали толщиной 4 мм. Корпус цистерны овального сечения с уступом в передней части. Внутри цистерны приварены поперечные волнорезы, предо­храняющие днище от гидравлических ударов при движении топливозаправщика. Волнорезы имеют отверстия для доступа людей внутрь цистерны во время ремонта или осмотра. В нижней части волнорезов имеются окна для прохода топлива, а в верхней части — окна для прохода воздуха. Вса­сывающая труба служит для забора топлива из от­стойника цистерны; трубысовместно с авто­матом наполнения обра­зуют напорную маги­страль; торцы нижней трубы заглушены, а сама труба по всей длине имеет ряд отверстий, через ко­торые производится за­полнение цистерны и пе­ремешивание топлива. Цистерна имеет в верхней части люк-лаз диаметром 400 мм и люк для дыхательного клапана. Люк-лаз герметически закрывается крыш­кой, которая оборудована заливной горловиной,. имеющей свою крышку с быстросъемным креплением.

В днище цистерны вварены штуцеры, к которым подклю­чаются трубки сборников фильтров тонкой очистки и указателя уровня. Внутренняя поверхность цистерны металлизирована цинком. Управление: топливозаправщиком централизованное, расположено в кабине управления , которая при­мыкает к заднему днищу цистерны. В кабине управления размещены: автономная силовая установка мощностью 51,9 кВт (70 л. с.) для привода насоса, центробежный насос ЦСП-57, два фильтра тонкой очистки, два счетчика-литромера, самовсасывающее устройство, всасывающие и нагнетательные трубопроводы, контрольно-измерительные приборы, распределительные задвижки, два барабана с раздаточными рукавами , демпферные устройства .Силовая установка укреплена в середине кабины управления, состоит из двигателя ГА3-51А в сборе с коробкой передач и сцеплением. Двигатель установлен на подмоторной раме и закрыт капотом со съемными боковыми щитками и верхней крышкой.

Переключение коробки передач производится из нейтрального положения на четвертую (прямую) передачу. При включении сце­пления рычаг должен иметь свободный ход 35-45 мм. Отсутствие свободного хода рычага выводит из строя подшипник сцепления и может привести к поломке диска сцепления. Свободный ход рычага регулируется гайкой на тяге рычага сцепления.

В насосную установку входят: двигатель ГА3-51А,центробежный насос ЦСП-57, самовсасывающее устройство, трубо­проводы с запорной арматурой, перепускной клапан, два фильтра тонкой очистки, два счетчика-литромера, два демпферных устрой­ства, два раздаточных шланга с пистолетами (или наконечниками). Насос ЦСП-57 — горизонтальный, центробежный с двумя рабочими колесами предназначен для перекачки топлива при температуре от -40 до +50 С.

Счетчик-литромер предназначен для измерения объемных коли­честв топлива. В настоящее время в гидравлической системе топливозаправщика Т3-22 применяются счетчики ЛЖШ-I000, ЛЖШ-I000М, ЛЖ-I00-8 в шестеренчатых счетчиках жидкости ЛЖШ-I000, ЛЖШ-I000М измерения объемного количества жидко­сти обеспечивается за счет периодического отсекания определен- ных ее объемов, заключенных в полостях между цилиндрической поверхностью измерительной камеры и овальными поверхностями шестерен. 3а один полный оборот шестерен отсекается четыре таких объема, величина которых в сумме составляет 2,75 л. Эта величина является измерительной емкостью счетчика

Счетчик жидкости лопастной ЛЖ -100-8 является измеритель­ным прибором класса 0,5 и предназначен для измерения количе­ства неагрессивных нефтепродуктов вязкостью от 0,7 до 60 сСт.

Измерение объемного количества жидкости происходит за счет периодического отсекания определенных ее объемов, заключен­ных в полостях между двумя лопастями, поверхностями крышек и барабана. 3а один полный оборот барабана отсекается четыре таких объема. Суммарная величина этих объемов составляет объем измерительной камеры, равной 7,5 л.

На топливозаправщике Т3-22 устанавливается фильтр тонкой очистки с фильтрационными чехлами ТФЧ-16С, обеспечивающими удержание механических примесей размером 15 и более микрон, либо фильтропакет 8Д2.966.063-2 (ТФБ), который представляет собой набор из 12 бумажных фильтрующих элементов 8Д2.966.055, обеспечивающих удержание механических примесей размером 5 мкм и более.

Ресурс фильтров тонкой очистки определяется максимально допустимым перепадом давления и в зависимости от чистоты то­плива может значительно колебаться, но должен быть: не менее 350 000 л для чехлов ТФЧ-150-200К; 450000 для чехлов ТФЧ-16К и фильтропакета 8Д2.966.063.

Демпферное устройство служит для сглаживания пульсации топлива во время работы насоса и смягчения гидравли­ческого удара в момент прекращения раздачи топлива. В корпусе демпферного устройства находится резиновый рукав из бензо­стойкой резины; концы которой зажаты между фланцами корпуса и трубопроводами. В пространство между корпусом подводится воздух давлением 2 кгс/см2 от тормозной системы полуприцепов. Контроль давления воздуха производится по манометру на щите приборов.

Начиная с 1973 г. на топливозаправщике ТЭ-22 устанавливается демпферное устройство мембранного типа. В корпусе демпферного устройства имеются две мембраны из маслобензо стойкой резины, пространство между которыми заполняется воздухом давлением 0,45 МПа (4,5 кгс/см2). Давление контроли­руется по манометру. Воздушная камера обеспечивает демпфиро­вание в двух раздаточных линиях.

При разрыве мембраны раздача топлива категорически запре­щается.

Самовсасывающее устройство с двигателем ГA3-51A в насосной установке выполняет операцию самовсасывания в начальный момент работы насоса ЦСП-57. Дей­ствие само всасывающего устройства основано на использовании разрежения, создаваемого в проточной части сопла работающего двигателя. Момент полного заполнения горючим всасывающей магистрали насоса легко фиксируется по дрожанию стрелки мано­вакуумметра, установленного на всасывающей стороне насоса.

Э л е к т р о о б о р у д о в а н и е топливозаправщика Т3-22 состоит из системы освещения основных узлов агрегатов, rабаритных светильников, щита освещения и источника питания. Источником питания электрооборудования топливозаправщика служат две аккумуляторные батареи типа 6-СТЭ-54 напряжением 12 В, емкостью 54 А. ч, соединенные параллельно.

Кабина управления освещается тремя плафонами с лампами СМ-12, щит приборов и счетчики светильниками С-2В во взрывобезопасном исполнении с лампами СМ-12. Сигнализация состоит из четырех габаритных светильни­ков, двух задних автомобильных фонарей типа ФП-13 и двух указателей поворота.

Топливозаправщик Т3-22 снабжен пожарным обору­дованием и пожарными устройствами: двумя ручными угле­кислотными огнетушителями типа ОУ-2, заземляющим устрой­ством с клином и тросом для отвода статического электричества, цепью для постоянного заземления топливозаправщика, искро­гасителем на выхлопной трубе глушителя двигателя ГA3-51А.

Стационарная установка для тушения пожара состоит из ста­ционарных углекислотных огнетушителей ОСУ-5П и выпускных перфорированных трубопроводов, укрепленных на потолке кабины управления, и проходящего внутри капота двигателя ГA3-51А.

Вся система огнетушения окрашена в красный цвет и приводится в действие кольцом, расположенным в гнезде снаружи кабины управления.

Главные по светлому: спецтехника для перевозки нефтепродуктов

Межрегиональное объединение «Техинком», являясь официальным дилером множества брендов, в частности, крупных производителей спецавтотехники, продолжает знакомить с ними. Благодаря этому не только расширяется наш кругозор, но и создается информационное поле для заинтересованных лиц. На сей раз мы посетили ОАО «Завод ГРАЗ»

Завод ГРАЗ — один из ведущих производителей спецавтотехники для перевозки светлых и темных нефтепродуктов. Известен на рынке с конца 1940-х годов. В истории завода были и оборонка в годы войны, и строительные механизмы в послевоенное время.

В 1949 г. продукция завода начала принимать нынешние черты: строилась пожарная техника, а также разного рода цистерны. Окончательно она сложилась в 1960-х годах: перевозка и хранение нефтепродуктов. В 1994 г. в дополнение к дорожной технике завод приступил к производству техники для аэродромов — заправщики воздушных судов.

В настоящее время основная продукция ГРАЗа — полуприцепыцис терны для перевозки светлых нефтепродуктов

2004-й стал переломным годом для завода. Со сменой собственника началось интенсивное перевооружение предприятия. Это не могло не отразиться на выпуске готовой продукции — он неуклонно шел вверх. Попутно поднимался качественный уровень выпускаемой продукции, который сегодня соответствует европейскому. Позиции ГРАЗа на рынке таковы, что позволяют постоянно находиться в тройке лидеров, не отставая ни на шаг. По некоторым же позициям предприятие устойчиво занимает первые места. К примеру, по стальным полуприцепам-цистернам.

Сегодня производственная программа завода насчитывает более 250 моделей спецтехники и их модификаций. Это автоцистерны, топливозаправщики, прицепы-цистерны, полуприцепы-цистерны, битумовозы, мазутовозы, нефтевозы, аэродромные топливозаправщики и вакуумные машины. По заявлению руководства завода, каждый пятый отечественный бензовоз, эксплуатируемый на территории РФ, выпущен именно на ГРАЗе.

Это подтверждается и в цехе сборки

Так, автотопливозаправщики на шасси ГАЗ широко востребованы в агрокомплексе. Для разработки карьеров и добычи полезных ископаемых изготавливаются специализированные крупнотоннажные топливозаправщики с особым узлом выдачи топлива и удлиненными напорно-всасывающими рукавами. В регионах нефтедобычи используются вакуумные машины для сбора пролитой нефти и топливозаправщики для заправки буровых станков.

ГРАЗ занимает одно из лидирующих мест на российском рынке по производству и поставке аэродромных топливозаправщиков (ТЗА). Предприятие первым в России сконструировало и выпустило сверхмалый аэродромный топливозаправщик объемом 4,9 м3, который в настоящее время используется в малой гражданской авиации и вертолетной индустрии.

В заготовительном цехе сплошь и рядом современное оборудование

Грабовские ТЗА полностью соответствуют требованиям к технике, производящей заправку самолетов. Все они сертифицированы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52906-2008, ТУ, руководствами и наставлениями Федеральной службы воздушного транспорта РФ (ФС ВТ РФ) по выполнению операций технологии авиатопливообеспечения при заправке воздушных судов (ВС), требованиями международного стандарта заправки ВС.

Широкая линейка выпускаемой техники позволяет заводу подобрать нужную модель под каждый из выпускаемых нефтепродуктов (бензин, авиакеросин, диз топливо, автомобильные масла и смазки, битумы и другие нефтепродукты).

Участок формообразования, скоро здесь пройдет второй этап модернизации

Возможности предприятия таковы, что позволяют разрабатывать и предлагать клиентам технику в запрашиваемой комплектации и с необходимой полезной кубатурой, а также производить ее сертификацию в соответствии с законодательством РФ. При этом коньком ГРАЗа является индивидуальное исполнение машин под конкретные задачи.

Внедренная на заводе система трехмерного моделирования спецтехники позволила в короткие сроки проводить конструкторско-технологическую подготовку и выполнять различные заказы. Например, в этом году заводом сконструирован и уже отрабатывается в производстве аэродромный топливозаправщик (ТЗА) вместимостью 30 м3. Его уникальность заключается в том, что он сможет передвигаться за пределами аэропортов и ТЗК. В настоящее время для дорог общего пользования максимальная вместимость ТЗА составляет лишь 20 м3.

Одна из самых сложных сборочных операций — сборка МФУ для авиационного топливозаправщика

Кроме того, конструкторское бюро уже сейчас способно предложить несколько решений по установке топливозаправщиков на импортные шасси и проводить технологические усовершенствования наиболее востребованных машин. При этом клиенты завода могут заказать технику как с верхним, так и с нижним наливом, изготавливать цистерны из стали, нержавейки и алюминиевых сплавов практически любого профиля.

Для ускорения работ по перспективным образцам используется их сдача в опытную эксплуатацию с организацией обратной связи от эксплуатирующих организаций.

Касаясь производства, следует отметить следующее. В 2008 году предприятие запустило в эксплуатацию цех инновационных технологий, представляющий собой современный комплекс по обработке листового металлопроката в заготовительном производстве.

Финальная сборка полуприцепа-цистерны перед окраской

В начале 2012 года завод ввел в эксплуатацию прогрессивную линию сварки карт и обечаек. Это позволило существенно повысить уровень качества продукции, а заодно и производительность изготовления обечаек любого сечения и габарита. В настоящее время выполняется второй этап работ по оснащению данной линии: подготовка и установка участка изготовления днищ и жесткостей, участка стендов формообразования, участка поступления металла в сборочный корпус.

К сожалению, из-за практического отсутствия отечественных производителей МФУ и клапанно-запорной арматуры такую продукцию приходится закупать за рубежом. Это относится и к осям.

Клиенты сами стараются заказывать спецтехнику с более надежными осями известных брендов.

Гидравлические испытания и заводская тарировка емкостей

На заводе организован 4-ступенчатый контроль качества, в частности при изготовлении емкостей: ультразвуковая и рентгеновская дефектоскопия, испытание воздухом под давлением, гидравлические испытания заводом и последующая за ней госприемка с поверкой.

Комплекс проводимых мероприятий позволил заводу ГРАЗ с 2009 года принимать участие в конкурсе «100 лучших товаров России». Предприятие ежегодно отмечается дипломами лауреата.

Не стоит завод в стороне от процессов, происходящих на рынке автоспецтехники. При ее очередном плановом переводе на более высокий экологический стандарт завод ГРАЗ в 2012 г. начал выпуск продуктовой линейки на шасси, соответствующих стандарту Евро-4.

На подходе освоение продукции с Евро-5.

Производство авиационных топливозаправщиков выведено в отдельный цех

Для обеспечения сервисного обслуживания как в гарантийный, так и в постгарантийный период на заводе организована специальная структура. Так называемая «летучая бригада», состоящая из 5 человек, готова отправиться в любую точку страны, что называется, по первому зову. Поскольку техника поставляется и на экспорт, сотрудники отдела гарантии и сервиса нередко выезжают и за рубеж для проведения пусконаладочных работ.

Кратко остановимся на выпускаемой заводом продукции, поскольку в рамках статьи невозможно рассказать обо всей номенклатуре — это более 250 позиций, расскажем лишь о самых востребованных и, если так можно сказать, уникальных образцах.

К примеру, полуприцеп-цистерна мод. 96222-012. Она предназначена для перевозки противообледенительной жидкости (ПОЖ) и специально разработана для аэроузла «Домодедово». Служит для транспортирования ПОЖ от мест хранения до узлов выдачи в аэроузлах. Цистерна выполнена из нержавеющей стали с защитной оболочкой в виде термоса. Поскольку продукт весьма капризный, пришлось выполнить массу требований заказчика. К тому же спецтехника оборудована парктроником с блокировкой движения и камерой заднего вида. Полуприцеп-цистерна изготовлен всего в двух экземплярах.

Полуприцеп-цистерна мод. 96222-012 для перевозки противообледенительной жидкости

Или вот изготовленный в единственном экземпляре ТЗА-60 для Новосибирска. 60-кубовый топливозаправщик был собран в единственном экземпляре в 2008 году и работает по сей день.

В 2013 году предприятием была создана модель авиационного топливозаправщика ТЗА-96223, объемом 30 м3, соответствующего требованиям нормативной нагрузки по осям и полной массе. Данная модель имеет одобрение типа ТС и может доставлять топливо из ТЗК вне аэропорта.

Для решения острой проблемы эксплуатантов по вопросу прохождения весового контроля в 2013 году создана модель автоцистерны из алюминиевого сплава АЦ-56215 на шасси Volvo FM, проходящая по нагрузкам 8 тонн на ось.

В 2014 году создана модель авиационного топливозаправщика ТЗА-56132-08 на шасси МАЗ, объемом 10,7 м3. Данная модель имеет одобрение типа ТС и может доставлять топливо из ТЗК вне аэропорта.

По запросу ФСБ РФ были разработаны и произведены трехсекционные авиационные топливозаправщики на полноприводном шасси МА3 (ТЗА-56163), объемом 12,5 м3, способные за один заезд заправить три вертолета. Для Вооруженных Сил РФ были разработаны и произведены принципиально новые модели автотопливозаправщиков для заправки военных катеров на шасси МАЗ (АТЗ-56215), а также БМП и БТР на шасси КАМАЗ (АТЗ-56152).

Многофункциональная вакуумная машина для перевозки солевых растворов, сбора и транспортировки пролитой нефти или нефтепродуктов АЦ-5678

Осуществлена поставка многофункциональных вакуумных машин для перевозки солевых растворов, сбора и транспортировки пролитой нефти или нефтепродук тов для крупного корпоративного партнера в Уральском регионе — АЦ-5678. Особенностью конструкции стало применение двухкомпонентного полимера для защиты внутреннего объема цистерны от агрессивных жидкостей.

В 2015 году изготовлен новый топливозаправщик АТЗ-5608 для перевозки, кратковременного хранения светлых нефтепродуктов и выполнения заправки автотранспорта фильтрованным топливом.

В том же 2015-м изготовлена новая модель авиационного топливозаправщика АТЗ-56092-05 на шасси МАЗ, объемом 20 м3, для транспортирования авиационных топлив по дорогам общего назначения, заправки воздушных судов отфильтрованным авиационным топливом Jet А-1 (ГОСТ Р 52050) в чистом виде и топлива Т-I, ТС-I, РТ (ГОСТ 10227 и ГОСТ 12308) как в чистом виде, так и в смеси с противоводокристаллизационными жидкостями.

Это лишь малая толика того, что может производить завод ГРАЗ.

Алюминиевая полуприцеп-цистерна мод. 9138 для перевозки светлых нефтепродуктов

ОАО «Завод ГРАЗ» исторически является социально ориентированным предприятием. За время своего существования ГРАЗ получил статус градообразующего предприятия и добровольно принял на себя целый ряд социальных обязательств перед региональным сообществом. Достижением завода является своевременная выплата зарплат вне зависимости от ситуаций, складывающих в последнее время на рынке. Кстати, средняя зарплата по заводу составляет порядка 24 тыс. руб.

Заводу важно, чтобы его сотрудники постоянно повышали свой профессиональный уровень, достигали больших производственных показателей, чувствовали себя членами единой команды. Для этого регулярно проводятся разного рода тренинги, конкурсы профессионального мастерства.

Касаемо планов на перспективу. Прежде всего, это выход в новые сегменты рынка: спецнадстройки для транспортировки пищевых жидкостей и химических реагентов, применение самых современных технологий, позволяющих создавать спецнадстройки для беспрепятственного прохождения весового контроля, создание прототипов с «чемоданным» сечением — цистерн с профилем, усеченным по обратному радиусу, наконец, расширение модельного ряда АЦ/АТЗ по востребованным кубатурам и шасси.

2011 Hyundai Sonata
© Фото: Hyundai

17 марта в Москве в Галерее Hyundai состоялось мероприятие по определению обладателя главного приза 11-го сезона голосования – нового Hyundai Sonata.

2011 Hyundai Sonata
© Фото: Hyundai

Шансы на выигрыш были у каждого участника голосования независимо от того, в скольких классах каталога он голосовал. Всем записям участников в базе были присвоены уникальные номера. В присутствии спонсоров и партнеров представитель наблюдательного комитета определил шаг в 500 человек, с которым обзванивались претенденты на главный приз. Претенденту под номером 4500, до которого удалось дозвониться, были заданы вопросы о премии, на которые он успешно ответил.

Счастливым обладателем нового Hyundai Sonata стал Александр Песков из поселка Свободный Свердловской области.

Торжественная передача ключей состоится в рамках торжественной церемонии вручения премии «Автомобиль года в России 2011» 5 апреля 2011 года в Москве в клубе «Рай».

Топливозаправщик аэродромный ТЗА-60

Топливозаправщик аэродромный ТЗА-60 (рис. 121) предназначен для заправки воздушных судов (ВС) отфильтрованным авиационным топливом как в чистом виде, так и в смеси с противоводокристаллизационной жидкостью (ПВКЖ).

Рис. 121 Топливозаправщик ТЗА-60

Приспособлен для эксплуатации во всех классах аэропортов ГА при температуре воздуха от -40 0С до +40 0С и относительной влажности воздуха не более 95%.

Технические характеристики топливозаправщика представлены в таблице 1.16.

Технические характеристики топливозаправщика. Таблица 1.16

Наименование Параметр
Объем цистерны, м3
Плотность, т/м3 0,8-0,83
Сечение поперечное Чемоданное
Отсеков, шт.
Материал цистерны Алюминиево-магниевый сплав АМГ5М
Шасси / Подкатная тележка BPW (2-х-осн.)
Тягач Volvo, Scania
Габаритные размеры, мм: 19 800 х 3 100 х 3 400
Полная масса, кг 67 500
Подача насосной установки при нижней заправке через 1 рукав, л/мин 1 200
Подача насосной установки при нижней заправке через 2 рукава, л/мин 2 400
Подача при верхней подаче через пистолет, л/мин
Предельно допустимое давление на наконечнике нижней заправки, кг/см2 4,5
Номинальная тонкость фильтрации, мкм 3-5
Предельное содержание свободной воды, % (по весу) 0,003
Основная погрешность счетчика-расходомера, % +0,25
Пропускная способность системы налива цистерны, л/мин 2 000
Рукава раздаточные для заправки (количество х длина, м х диаметр, мм) 2х30х63

Основные функции:

— Нижняя заправка под давлением через один или два рукава, расположенных на рукавных барабанах и подъемной платформе;

— Наполнение цистерны нижним наливом сторонним насосом;

— Перемешивание топлива в цистерне;

— Регулирование режимов заправки;

— Верхняя открытая заправка через удлинительный рукав с пистолетом.

Цистерна:

— нижняя часть цистерны имеет уклоны к центру;

— полный слив отстоя;

— имеет сбоку стрелочный указатель объема заполнения;

— в верхней части имеются три люка-лаза и один смотровой лючок;

— в нижней части дренажное устройство с шаровым краном Ду 50 для слива

— и с шаровыми кранами (Ду 25) для отбора проб;

— смонтирована на двухосной тележке производства фирмы BPW (задняя ось односкатная подруливающая);

— оборудована рабочей дорожкой сверху;

— подъемной площадкой на тягаче, с выведенными на нее заправочными рукавами с наконечниками нижней заправки для заправки самолетов с высотой крыла свыше 5 м (типа Боинг);

— оснащена дыхательной и другой необходимой арматурой в соответствии с международными требованиями;

— оснащена системой ограничения налива;

— оснащена проблесковым маячком оранжевого цвета.

Заправочная система:

— Топливозаправочное оборудование включает все необходимые устройства и узлы для безопасной и эффективной заправки воздушных судов.

— Топливный трубопровод выполнен из алюминиевого сплава. Для устранения всевозможных натяжений и колебаний, в соответствующих местах установлены эластичные муфты.

— Рабочее давление системы — 10 атм.;

— Пробное давление — 16 атм.;

— Насосная станция расположена на раме тягача за кабиной;

— Насосная станция имеет съемный кожух.

Насос:

— специально предназначен для авиационного топлива;

— самовсасывающий, многоступенчатый, лопастной с вентиляционной ступенью;

— уплотнение вала — торцовое;

— производство — Dickow;

— тип — HZS 1034/AN6;

— количество оборотов — 1800 об/мин;

— производительность — 145 м3/час.

Фильтр-водоотделитель:

— тип — HCS-С-456-244;

— материал корпуса — нержавеющая сталь;

— спецификация — API 1581/II/C;

— тонкость фильтрации — 1…2 мкм

— рабочее давление — 10 атм.

— автоматическим газоотделителем;

— линией отвода газа в цистерну со смотровым стеклом;

— дифманометром для измерения перепада давления на фильтроэлементах;

— система визуализации чистоты топлива в потоке.

Счетчик-расходомер (для моделей без дозирующего устройства):

— показывает мгновенный, разовый и суммарный расход;

— роликовое счетное устройство 6621-L, пятизначное, с обнулением, восьмизначное показание суммарного прохода без обнуления, с принтером чеков, с механическим показанием моментального прохода.

Счетно-дозирующая система (для моделей с дозирующим устройством):

— тип — МКА3350 DKP 4,1-7,1;

— погрешность: ± 0,25%;

— max пропускная способность — 2400 л/мин;

— дозировка ПВКЖ — 0,0%; 0,1%;

— счетчик с механической счетной головкой;

— мгновенно показывает разовый и суммарный поток авиатоплива.

Наконечник нижней заправки:

— количество — 2 шт. на барабанных рукавах и 2 шт. на рукавах подъемной площадки.

Запорная арматура – краны выдачи:

— шаровые краны Ду-80 (шары из нержавеющей стали, корпус алюминиевый);

— быстрое запирание с точностью до литра по 1 классу герметичности;

— положение рукоятки шарового крана однозначно для оператора;

— рабочее давление — 16 атм.

— позволяют выполнить гидроиспытания заправочных рукавов без их демонтажа.

Заправочные рукава:

— тип — HD 63 – C-LT;

— спецификация — BS 3158/85 C2;

— антистатические — R<106 ;

— диаметр, мм х длина, м: 63 х 30 (на рукавных барабанах), 63,5 (на площадке подъемной платформе);

— условия эксплуатации: от – 40 ºС до + 50 ºС;

— заправочные рукава расположены на рукавных барабанах, намотка на которые выполняется механически от гидропривода;

— для открытой заправки через пистолет, имеется удлинительный рукав диаметром 38 мм (тип HD 38 – C-LT) и длиной 3 м, с бортовым самолетным штуцером на конце.

Система регулирования давления заправки

— является, по международным нормам, обязательным, дополнительным органом регулирования давления заправки (кроме регулятора давления в наконечнике нижней заправки) и включает в себя: клапан регулировки давления — исполнительный орган и трубки; вентури — точки измерения давления;

— благодаря эластичной камере в клапане регулировки давления, гасятся все гидроудары и выравнивается пульсация давления потока топлива;

— при достижении давления за наконечником нижней заправки заданной величины (3…4,5 кгс/см2) клапан автоматически запирает напорную линию (например при закрытии самолетных клапанов) и уменьшает обороты топливного насоса до минимальных;

— надежно защищает от избыточного давления заправочную систему самолета даже при выходе из строя наконечника нижней заправки.

Дистанционное управление “мертвый оператор”:

— контролирует весь процесс заправки, оказывает воздействие на клапан регулировки давления и на обороты топливного насоса;

— соответствует требованиям IATA по времени срабатывания и количеству топлива прокачанного после прекращения процесса заправки;

— оператор периодически (через 3…4 мин) должен “подтвердить свою дееспособность” нажатием ручного выключателя, при не получении такого подтверждения, система “мертвый оператор”, прекращает процесс заправки, число оборотов насоса уменьшается до холостого;

— при возникновении внештатной ситуации (срыв наконечника, обрыв рукава и т.д.) оператор мгновенно прекращает процесс заправки с помощью дистанционного выключателя.

Система блокировки движения тягача блокирует тормоза тягача при:

— неубранных рукавах;

— не отсоединенном наполнительном рукаве при наливе цистерны;

— не отключенном топливном насосе;

— неубранных ННЗ в держатели на площадке подъемной платформы;

— при поднятой подъемной площадке.

Система ограничения заполнения цистерны при достижении предельного уровня топлива в цистерне:

— закрывает наполнительный донный клапан;

— отключает сторонний насос (на наливном пункте);

— подает звуковой и световой сигналы.

Система заземления и пожаротушения:

— на топливозаправщике установлены два барабана заземления с тросом в полиэтиленовой оболочке длиной 30 м каждый. Один барабан имеет на конце троса зажим типа “крокодил” для выравнивания потенциала между ТЗА и самолетом. Другой барабан со штырем на конце троса служит для заземления. Обратная намотка тросов заземления осуществляется полуавтоматически (самоубирающиеся);

— кроме того, топливозаправщик имеет цепь заземления, постоянно контактирующую с землей;

— вся топливная система соединена в единую электрическую цепь с помощью электропроводных перемычек;

— 2 порошковых огнетушителя по 10 кг.

Гидропривод:

— обеспечивает передачу крутящего момента (320 нм) от двигателя тягача на топливный насос;

— позволяет плавно регулировать число оборотов насоса с пульта управления насосной станции;

— байпасная линия гидропривода автоматически защищает топливный насос от поломки при его блокировании;

— механизм намотки рукавов на рукавные барабаны имеет свой отдельный независимый гидропривод.

Пневмосистема является наиболее пожаробезопасным и эффективным исполнительным органом основных технологических процессов и управляет:

— донными клапанами при процессе заправки и заполнении цистерны;

— клапаном регулировки давления через систему “мертвый оператор”;

— системой блокировки движения тягача;

— системой ограничения заполнения цистерны;

— системой регулировки числа оборотов топливного насоса.

Пневмосистема запитывается от пневмосистемы тягача. Рабочее давление — 6 атм. Разводка выполнена топливостойкими и атмосферостойкими пластмассовыми трубками. Щит с пневмопереключателями установлен в легкодоступном месте (в насосной станции с правой стороны по ходу движения).

Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 3112;