Толстой зеркало русской революции

Сопоставление имени великого художника с революцией , которой он явно не понял, от которой он явно отстранился, может показаться на первый взгляд странным и искусственным. Не называть же зеркалом того, что очевидно не отражает явления правильно? Но наша революция — явление чрезвычайно сложное; среди массы ее непосредственных совершителей и участников есть много социальных элементов, которые тоже явно не понимали происходящего, тоже отстранялись от настоящих исторических задач, поставленных перед ними ходом событий. И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях.

Легальная русская пресса, переполненная статьями, письмами и заметками по поводу юбилея 80-летия Толстого, всего меньше интересуется анализом его произведений с точки зрения характера русской революции и движущих сил ее. Вся эта пресса до тошноты переполнена лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным. Первое есть грубое лицемерие продажных писак, которым вчера было велено травить Л. Толстого, а сегодня — отыскивать в нем патриотизм и постараться соблюсти приличия перед Европой. Что писакам этого рода заплачено за их писания, это всем известно, и никого обмануть они не в состоянии. Гораздо более утонченно и потому гораздо более вредно иопасно лицемерие либеральное. Послушать кадетских балалайкиных из «Речи» — сочувствие их Толстому самое полное и самое горячее. На деле, рассчитанная декламация и напыщенные фразы о «великом богоискателе» — одна сплошная фальшь, ибо русский либерал ни в толстовского бога не верит, ни толстовской критике существующего строя не сочувствует. Он примазывается к популярному имени, чтобы приумножить свой политический капиталец, чтобы разыграть роль вождя общенациональной оппозиции, он старается громом и треском фраз заглушить потребность прямого и ясного ответа на вопрос: чем вызываются кричащие противоречия «толстовщины», какие недостатки и слабости нашей революции они выражают?

Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе. С одной стороны — замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, — с другой стороны, «толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками». С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срыванье всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины. Поистине:

Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная
— Матушка Русь!

Что при таких противоречиях Толстой не мог абсолютно понять ни рабочего движения и его роли в борьбе за социализм, ни русской революции, это само собою очевидно. Но противоречия во взглядах и учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века. Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску. Старые устои крестьянского хозяйства и крестьянской жизни, устои, действительно державшиеся в течение веков, пошли на слом с необыкновенной быстротой. И противоречия во взглядах Толстого надо оценивать не с точки зрения современного рабочего движения и современного социализма (такая оценка, разумеется, необходима, но она недостаточна), а с точки зрения того протеста против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеления масс, который должен был быть порожден патриархальной русской деревней.

Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества, — и поэтому совсем мизерны заграничные и русские «толстовцы», пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения. Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции. Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки зрения, — действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции. С одной стороны, века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости. Стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян, — это стремление красной нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции, и несомненно, что идейное содержание писаний Толстого гораздо больше соответствует этому крестьянскому стремлению, чем отвлеченному «христианскому анархизму», как оценивают иногда «систему» его взглядов.

С другой стороны, крестьянство, стремясь к новым формам общежития, относилось очень бессознательно, патриархально, по-юродивому, к тому, каково должно быть это общежитие, какой борьбой надо завоевать себе свободу, какие руководители могут быть у него в этой борьбе, как относится к интересам крестьянской революции буржуазия и буржуазная интеллигенция, почему необходимо насильственное свержение царской власти для уничтожения помещичьего землевладения. Вся прошлая жизнь крестьянства научила его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа на все эти вопросы. В нашей революции меньшая часть крестьянства действительно боролась, хоть сколько-нибудь организуясь для этой цели, и совсем небольшая часть поднималась с оружием в руках на истребление своих врагов, на уничтожение царских слуг и помещичьих защитников. Бо?льшая часть крестьянства плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала «ходателей», — совсем в духе Льва Николаича Толстого! И, как всегда бывает в таких случаях, толстовское воздержание от политики, толстовское отречение от политики, отсутствие интереса к ней и понимания ее, делали то, что за сознательным и революционным пролетариатом шло меньшинство, большинство же было добычей тех беспринципных, холуйских, буржуазных интеллигентов, которые под названием кадетов бегали с собрания трудовиков в переднюю Столыпина, клянчили, торговались, примиряли, обещали примирить, — пока их не выгнали пинком солдатского сапога. Толстовские идеи, это — зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни и заскорузлой трусливости «хозяйственного мужичка».

Возьмите солдатские восстания 1905—1906 годов. Социальный состав этих борцов нашей революции — промежуточный между крестьянством и пролетариатом. Последний в меньшинстве; поэтому движение в войсках не показывает даже приблизительно такой всероссийской сплоченности, такой партийной сознательности, которые обнаружены пролетариатом, точно по мановению руки ставшим социал-демократическим. С другой стороны, нет ничего ошибочнее мнения, будто причиной неудачи солдатских восстаний было отсутствие руководителей из офицерства. Напротив, гигантский прогресс революции со времен Народной воли сказался именно в том, что за ружье взялась против начальства «серая скотинка», самостоятельность которой так напугала либеральных помещиков и либеральное офицерство. Солдат был полон сочувствия крестьянскому делу; его глаза загорались при одном упоминании о земле. Не раз власть переходила в войсках в руки солдатской массы, — но решительного использования этой власти почти не было; солдаты колебались; через пару дней, иногда через несколько часов, убив какого-нибудь ненавистного начальника, они освобождали из-под ареста остальных, вступали в переговоры с властью и затем становились под расстрел, ложились под розги, впрягались снова в ярмо — совсем в духе Льва Николаича Толстого!

Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, — и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости. Историко-экономические условия объясняют и необходимость возникновения революционной борьбы масс и неподготовленность их к борьбе, толстовское непротивление злу, бывшее серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании.

Говорят, что разбитые армии хорошо учатся. Конечно, сравнение революционных классов с армиями верно только в очень ограниченном смысле. Развитие капитализма с каждым часом видоизменяет и обостряет те условия, которые толкали крестьянские миллионы, сплоченные вместе ненавистью к помещикам-крепостникам и к их правительству, на революционно-демократическую борьбу. В самом крестьянстве рост обмена, господства рынка и власти денег все более вытесняет патриархальную старину и патриархальную толстовскую идеологию. Но одно приобретение первых лет революции и первых поражений в массовой революционной борьбе несомненно: это — смертельный удар, нанесенный прежней рыхлости и дряблости масс. Разграничительные линии стали резче. Классы и партии размежевались. Под молотом столыпинских уроков, при неуклонной, выдержанной агитации революционных социал-демократов, не только социалистический пролетариат, но и демократические массы крестьянства будут неизбежно выдвигать все более закаленных борцов, все менее способных впадать в наш исторический грех толстовщины!

Почему Л. Толстой зеркало русской революции?

Обе революции в России, даже — три — 1905, февраль 1917 и октябрь 1917 — сделали купцы-староверы.С ними Толстой таскался активно в последние годы жизни. Сам отвергал государство, то есть, и царя, как раскольники отвергали Романовых, расколовших православную церковь и устроивших вековые гонения на раскольников, принципиально вел образ жизни протестанта, то есть, отошел от православия и стал сектантом. Внешность Толстой себе создал соответствующую — бородатый старовер, одетый в национальную крестьянскую одежду.Но Ленин не стал расшифровывать значение своих слов, поскольку не мог признаться в том, что и сам шел в политику от староверов, делал революцию на деньги русских купцов-олигархов-староверов, а в этих деньгах с середины 19 века была заложена огромная доля иностранного капитала — европейских «инвестиций» в русские революции. Но, говоря о юродивости Толстого, Ленин осуждал в его воззрениях ограниченность взглядов. И именно эта ограниченность присутствовала в программах раскольников, которые организовывали бунты и шли в первые Госдумы со своими программами, в которых был заложен принцип автономизации национальных территорий, свобода вероисповеданий и 8-и часовой рабочий день. Автномизацию, как известно, Ленин заложил в основу национальной политики в первой Конституции СССР. Что в итоге привело к его падению, о чем и говорил Путин. Но его тоже никто не понял. Потому что в школе это не изучали. А твердили, как попугаи — Толстой — зеркало русской революции.Сейчас Россией правят потомки Романовых и олигархов купцов-староверов. Этот симбиоз захватил власть еще в 1956 году, а затем узаконил ее в 1991-м, естественно, с поддержки европейских королевских дворов.
Татьяна Щербакова 18.06.2016 07:05 • Заявить о нарушении

Читать онлайн ««Лев Толстой как зеркало русской революции» и другие работы В.И. Ленина о Л.Н. Толстом» автора Ленин Владимир Ильич Ленин — RuLit — Страница 1

«Лев Толстой как зеркало русской революции» и другие работы В.И. Ленина о Л.Н. Толстом

Лев Толстой как зеркало русской революции

Пролетарий, 1908, 11(24) сентября, № 35

Сопоставление имени великого художника с революцией, которой он явно не понял, от которой он явно отстранился, может показаться на первый взгляд странным и искусственным. Не называть же зеркалом того, что очевидно не отражает явления правильно? Но наша революция — явление чрезвычайно сложное; среди массы ее непосредственных совершителей и участников есть много социальных элементов, которые тоже явно не понимали происходящего, тоже отстранялись от настоящих исторических задач, поставленных перед ними ходом событий. И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях.

Легальная русская пресса, переполненная статьями, письмами и заметками по поводу юбилея 80-летия Толстого, всего меньше интересуется анализом его произведений с точки зрения характера русской революции и движущих сил ее. Вся эта пресса до тошноты переполнена лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным. Первое есть грубое лицемерие продажных писак, которым вчера было ведено травить Л. Толстого, а сегодня — отыскивать в нем патриотизм и постараться соблюсти приличия перед Европой. Что писакам этого рода заплачено за их писания, это всем известно, и никого обмануть они не в состоянии. Гораздо более утонченно и потому гораздо более вредно и опасно лицемерие либеральное. Послушать кадетских балалайкиных из «Речи» — сочувствие их Толстому самое полное и самое горячее. На деле, рассчитанная декламация и напыщенные фразы о «великом богоискателе» — одна сплошная фальшь, ибо русский либерал ни в толстовского бога не верит, ни толстовской критике существующего строя не сочувствует. Он примазывается к популярному имени, чтобы приумножить свой политический капиталец, чтобы разыграть роль вождя общенациональной оппозиции, он старается громом и треском фраз заглушить потребность прямого и ясного ответа на вопрос: чем вызываются кричащие противоречия «толстовщины», какие недостатки и слабости нашей революции они выражают?

Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действительно кричащие.

С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе.

С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, — с другой стороны, «толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками».

С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь «непротивления злу» насилием.

С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности — попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины. Поистине:

Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная — Матушка Русь!

Что при таких противоречиях Толстой не мог абсолютно понять ни рабочего движения и его роли в борьбе за социализм, ни русской революции, это само собою очевидно. Но противоречия во взглядах и учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века. Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску .

Старые устои крестьянского хозяйства и крестьянской жизни, устои, действительно державшиеся в течение веков, пошли на слом с необыкновенной быстротой. И противоречия во взглядах Толстого надо оценивать не с точки зрения современного рабочего движения и современного социализма (такая оценка, разумеется, необходима, но она недостаточна), а с точки зрения того протеста против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеления масс, который должен был быть порожден патриархальной русской деревней.

вернуться вернуться

Лев Толстой как зеркало русской революции

какого писателя называли «зеркалом русской революции»?, 7 букв, сканворд

  • «… очень любил детей. А взрослых терпеть не мог, особенно Герцена. Как увидит, так бросается с костылем, да все в глаз норовит, в глаз» (Даниил Хармс)
  • «Анна Каренина» (автор)
  • «война и мир» (автор)
  • «Воскресение», писатель
  • «Живой труп» (автор)
  • «Простота есть необходимое условие прекрасного» (автор)
  • «смерть Иоанна Грозного» (писатель)
  • «Счастье есть удовольствие без раскаяния» (автор)
  • «Хаджи-Мурат» (автор)
  • «хождение по мукам» (автор)
  • «хозяин» «Живого трупа»
  • автор произведений «Хождение по мукам», «Золотой ключик», «Гиперболоид инженера Гарина»
  • автор рассказа «Русский характер»
  • автор романса «Кисейный рукав»
  • автор романса «Я вас любил»
  • Автор эпопеи «Война и мир»
  • Алексей (1817—75) граф, русский писатель, роман «Князь Серебряный», трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова
  • Алексей (1882/83—1945) русский писатель, граф, роман «Похождение Невзорова, или Ибикус», трилогия «Хождение по мукам», романы «Петр I», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»
  • В среде литераторов этот родственник и однофамилец русских писателей был известен как «красный граф». Это.
  • В среде литераторов этот родственник и однофамилец русских писателей был известен как «красный граф». Это…
  • великий русский писатель, «Власть тьмы», «Живой труп», «Кавказский пленник», «Война и мир», «Анна Каренина», «Плоды просвещения»
  • Величайший русский писатель, эпопея «Война и мир
  • Величайший русский писатель, эпопея «Война и мир»
  • Государственный деятель, нумизмат и археолог. (фамилия)
  • Граф, русский государственный деятель, член Государственного совета; Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода. (фамилия)
  • Для этого человека Карло Коллоди был тем же, кем для Александра Волкова был Фрэнк Баум. Кто он
  • Какая глыба! Какой матерый человечище!»- о ком сказано
  • какого писателя называли «зеркалом русской революции»?
  • Кто был одним из «отцов» козьмы петровича пруткова
  • кто из великих русских писателей умер на маленькой железнодорожной станции?
  • кто написал «Хмурое утро»?
  • Лев (1828—1910) граф, русский писатель, трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повесть «Казаки», эпопея «Война и мир», романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Крейцерова соната», драмы «Живой труп», «Власть тьмы»
  • Лев из Ясной Поляны
  • Матерый человечище среди классиков русской литературы
  • на картине бородатый мужчина, писатель
  • Один из первых композиторов и музыкальных этнографов России, работа которых охватывала не только русский и европейский фольклор, но и музыкальные традиции Индии. Также известен как сподвижник отца
  • Петр Андреевич …. , государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого
  • Российский государственный деятель. Первый губернатор Тобольской губернии. Действительный статский советник. (фамилия)
  • Российский публицист и радиожурналист. Внук А. Н. Толстого, сын Н. А. Толстого, брат Михаила Толстого, Наталии Толстой и Татьяны Толстой. (фамилия)
  • Российский телеведущий. Ведущий воскресного выпуска программы «Время». (фамилия)
  • Российский филолог-славист (1923-1996)
  • Русский государственный деятель, дипломат, сподвижник Петра I (1645-1729)
  • русский граф и писатель
  • русский живописец, график, скульптор, медальер XVIII в., автор барельефов из «Одиссеи», 21 медальона в память Отечественной войны 1812 г., рисунков к поэме И. Богдановича «Душенька»
  • Русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма. (фамилия)
  • Русский коллекционер живописи, директор Эрмитажа. (фамилия)
  • Русский медальер, скульптор, живописец (1783-1873)
  • Русский писатель (1817-1875, ‘Князь Серебряный’, ‘Смерть Иоанна грозного’, ‘Царь Фёдор’, ‘Царь Борис’)
  • русский писатель, автор романа «Война и мир»
  • Русский писатель, автор трагедии «Царь Федор Иоаннович
  • русский писатель, поэт, автор драм «Посадник», «Фантазия»
  • русский писатель, поэт, автор поэм «Дракон», «Алхимик», «Портрет»
  • самый известный житель Ясной Поляны
  • Се великий сын России, хоть и правящего класса, муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо». О ком так писал Иосиф Бродский
  • Советский и российский физик, российский политический и общественный деятель. (фамилия)
  • Феофил Матвеевич (1809-1881) — русский музыкальный критик и композитор
  • Этот Лев был для Ленина «зеркалом русской революции

Разбор по буквам:

  • 1-я буква Т
  • 2-я буква О
  • 3-я буква Л
  • 4-я буква С
  • 5-я буква Т
  • 6-я буква О
  • 7-я буква Й
  • Варианты вопросов:

    • «… очень любил детей. А взрослых терпеть не мог, особенно Герцена. Как увидит, так бросается с костылем, да все в глаз норовит, в глаз» (Даниил Хармс)
    • Алексей (1817—75) граф, русский писатель, роман «Князь Серебряный», трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова
    • Алексей (1882/83—1945) русский писатель, граф, роман «Похождение Невзорова, или Ибикус», трилогия «Хождение по мукам», романы «Петр I», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»
    • Лев (1828—1910) граф, русский писатель, трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повесть «Казаки», эпопея «Война и мир», романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Крейцерова соната», драмы «Живой труп», «Власть тьмы»
    • Автор произведений «Хождение по мукам», «Золотой ключик», «Гиперболоид инженера Гарина»
    • Автор рассказа «Русский характер»
    • Великий русский писатель, «Власть тьмы», «Живой труп», «Кавказский пленник», «Война и мир», «Анна Каренина», «Плоды просвещения»
    • Матерый человечище среди классиков русской литературы
    • «Простота есть необходимое условие прекрасного» (автор)
    • «Счастье есть удовольствие без раскаяния» (автор)
    • Русский живописец, график, скульптор, медальер XVIII в., автор барельефов из «Одиссеи», 21 медальона в память Отечественной войны 1812 г., рисунков к поэме И. Богдановича «Душенька»
    • Автор романса «Я вас любил»
    • Автор романса «Кисейный рукав»
    • Самый известный житель Ясной Поляны
    • Кто из великих русских писателей умер на маленькой железнодорожной станции?
    • Какого писателя называли «зеркалом русской революции»?
    • Русский писатель, поэт, автор драм «Посадник», «Фантазия»
    • Русский писатель, поэт, автор поэм «Дракон», «Алхимик», «Портрет»
    • Русский писатель, автор романа «Война и мир»
    • «Воскресение», писатель
    • На картине бородатый мужчина, писатель
    • Лев из Ясной Поляны
    • «Анна Каренина» (автор)
    • Автор эпопеи «Война и мир»
    • «Хаджи-Мурат» (автор)
    • «Живой труп» (автор)
    • Феофил Матвеевич (1809-1881) — русский музыкальный критик и композитор
    • «война и мир» (автор)
    • «хождение по мукам» (автор)
    • Русский граф и писатель
    • Петр Андреевич …. , государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого
    • «смерть Иоанна Грозного» (писатель)
    • Кто написал «Хмурое утро»?
    • «хозяин» «Живого трупа»
    • Величайший русский писатель, эпопея «Война и мир»
    • Русский государственный деятель, дипломат, сподвижник Петра I (1645-1729)
    • Русский медальер, скульптор, живописец (1783-1873)
    • Российский филолог-славист (1923-1996)
    • Русский живописец, график, скульптор, медальер 18 в., автор барельефов из «Одиссеи», 21 медальона в память Отечественной войны 1812 г., рисунков к поэме И. Богдановича «Душенька».
    • Величайший русский писатель, эпопея «Война и мир
    • Се великий сын России, хоть и правящего класса, муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо». О ком так писал Иосиф Бродский
    • Выдающийся советский и российский славист филолог и фольклорист, академик АН СССР, а затем РАН. Автор нескольких сотен работ по истории славянских литературных языков, диалектологии славянства, старославянскому и церковнославянскому языку, этнолингви
    • Автор «Аэлиты» и «Живого трупа»