Татары восточный народ или нет?

Содержание

Этноним «татары», по мнению Ирека Тазетдинова, означает не название народа или племени, а название сословия. Это слово означает – народ-воин. Быть татарином – значит верно служить своему народу и государству.

Происхождение этнонима «татары» и его значение являются до сих пор не ясными и спорными в истории татарского народа. Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен Абраром Каримуллиным в его книге «Татары: этнос и этноним» (Казань, 1989). О происхождении названия «татары» он приводит следующие версии.

«Одни выводят этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение гора, а «ар» – жителя. О.Белозерская происхождение названия «татары» связывает с персидским словом «тептер» (дэфтэр – тетрадь или внесенный в список) – в смысле «колонист».

Встречаются попытки объяснить этимологию «татар» от тунгусского слова «та-та» в значении «стрелок из лука», «тащить», «тянуть», что также сомнительно. Известный тюрколог Д.Е. Еремеев происхождение этого этнонима связывает с древнеперсидским словом и народом: в этнониме «татар» первый компонент «тат» можно сопоставить с одним из названий древнего иранского населения. Первоначальное значение слова «тат» было скорее всего – «иранец», «говорящий по-ирански»…

В греческой мифологии «тартар» означает потусторонний мир, ад, а «татарин» – жителя ада, подземного царства. Западноевропейские народы именно в смысле «тартар» и воспринимают название «татары».

Многие авторы происхождение слова «татар» ведут от китайского языка. Под именем «та-та», «да-да» или «татан» еще в V веке в Северо-Восточной Монголии и Маньчжурии жило одно монгольское племя. Чингисхан за обиды, нанесенные племенем «та-та», уничтожил их полностью. Однако историки почему-то считают, что победившие монголы стали называться именем потерпевшего поражение и уничтоженного народа. Кем же все-таки были эти татары, чье имя затмило величие имени монголов, завоевания которых вошли в историю как татарские?

Вот что пишет о татарах Л.Н. Гумилев в книге «Поиски вымышленного царства» (Изд-во «Наука». Москва, 1970):

«Исходя из собирательного значения термина татар, средневековые китайские историки делили восточные кочевые народы на три раздела: белые, черные и дикие татары. Белыми татарами назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби, вдоль китайской стены. Большую их часть составляли тюркоязычные онгуты (потомки шато). От своих повелителей, киданей, и от соседей китайцев эти кочевники усвоили элементы цивилизации взамен утраченной самостоятельности. Они одевались в шелковые одежды, ели из фарфоровой и серебряной посуды, имели наследственных вождей, обучавшихся китайской грамоте и конфуцианской философии. Черные татары, в том числе кераиты, жили в степи вдали от культурных центров. Дикие татары Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей, они не знали даже ханской власти и управлялись старейшинами».

Однако сами кочевые народы татарами называли только определенную часть кочевников, с которыми враждовали. Возможно, что эти татары и были белыми татарами, служившими китайским императорам.

Как могло звучать по-китайски «белый татарин»? В китайском языке слово «bai» имеет три значения: 1) белый, 2) светлый, чистый, 3) народность в Китае. Возможно, «белый татарин» по-китайски значит «бай татар». Слово «бай» в татарском языке – значит «богатый», оно может иметь китайское происхождение.

До сих пор происхождение слова «татар» пытались объяснить с точки зрения персидского, тунгусского, китайского и даже индийского языков. Но пробовал ли кто-нибудь рассмотреть это слово с точки зрения самого монгольского языка? В монгольском языке существует» выражение «албан татвар», которое пе– реводится как «налог». Слово «албан» имеет значение «служебный».

Слово «татвар» могло иметь значение «дань, повинность». Таким образом, «албан татвар» – это сбор или подать, собираемая официально. Возможно, так называемые белые татары несли воинскую повинность, служили китайским императорам как нерегулярное войско некитайского происхождения, которые могли за свою службу получать от китайского императора плату в виде товаров, денег и продовольствия. Выступая на стороне китайского императора в конфликтах с кочевниками, отражая набеги степняков на Китай и принимая участие в походах китайской армии в северные степи, прокитайские татары вызывали вполне понятную ненависть и враждебность со стороны остальных племен и народов, из числа которых происходил и сам Чингисхан. Поэтому, решив завоевать Китай, Чингисхан должен был вначале победить татар – степных защитников китайской империи. Именно этим объясняется вражда и война подвластных Чингисхану племен с татарами.

Возможно, слово «татары» означало не название народа, племени, группы племен или национальность вообще. Термин «татары» имеет социальное значение, и сравнить его можно со значением слов «казак», «казачество». Сравним с русскими казаками, защищавшими окраины России от турков и крымских татар, в то время как сами крымские татары выполняли роль казаков по отношению к Турецкой империи.

Точно такую же роль казаков выполняли и татары азиатских степей по отношению к Китайской империи. Таким образом, татары – не название народа или племени, а название сословия. Почему же именем побежденных прокитайских татар стали называть воинов Чингисхана? Возможно, так стали называть воинов немонгольского происхождения, набираемых в войско Чингисхана, принявшего титул императора Монгольской империи.

Воинов могли набирать как в виде особой дани, воинской повинности, так и на добровольной основе. Завоевав Китай и основав новую монгольскую династию Юань, монгольские императоры могли называть татарами, по примеру своих предшественников – китайских императоров – народы и племена немонгольского происхождения, из которых набирали свое войско. Известно, что сами монголы не любили, когда иностранные послы называли их татарами. Это, видимо, объяснялось тем, что монголы являлись, говоря современным языком, титульной нацией Монгольской империи и вся военная знать была монгольского происхождения.

По аналогии с современной армией можно сказать, что монголы являлись кадровым командным составом, а основная часть войска состояла из резервистов, призываемых в военное время и называемых в народе «партизаны». В войско набирали воинов из всех покоренных народов и государств, в том числе китайцев, жителей Средней Азии и Кавказа. Все они назывались «татары». Известно, что в Западной Европе татарами называли и русских.

Историки объясняют это плохой осведомленностью западных источников. На самом деле так и было, русские «татары» служили в татарской армии. От монгольского слова «урагш» («вперед») произошло русское «ура». Так что уже много веков русские солдаты бросаются в бой с монгольским кличем «вперед». Это, кстати, подтверждает тот факт, что русские войска входили в состав монгольских войск и вели совместные военные действия столь длительное время, что команда «урагш» как клич «ура» закрепилась в русской армии.

Почему же татарами стали называть жителей Казанского ханства, причем уже после завоевания его русскими? Возможно, есть несколько причин. Первая – население, проживавшее на территории Улуса Джучи, или по-другому – Золотой Орды, вошедшее впоследствии в состав Казанского ханства, призывалось в монгольское войско и служило в нем в качестве татар, выполняя роль казаков по отношению к Монгольской империи.

Вторая причина – это же население Казанского ханства, вошедшее в состав Русского государства, призывалось на службу в русское войско и тоже в качестве татар, то есть воинов нерусского происхождения. Причем татары участвовали уже в Ливонской войне, которую вел Иван Грозный вскоре после взятия Казани. Возможно, есть еще одна причина. Основатель Казанского ханства Улу Мухаммед в 1445 году взял в плен великого князя Василия, названного впоследствии Темным, за освобождение которого получил огромный выкуп. К этому времени относится выделение казанцам в Мещерской земле на Оке Касимовского царства, отданного во владение сыну Улу Мухаммеда – царевичу Касиму.

В результате этой победы московские и рязанские великие князья были обязаны платить дань Казани и касимовским правителям. Возможно, поэтому и касимовцы, и казанцы воспринимались русскими как наследники и потомки тех же золотоордынских татар.

Подводя итог, можно сказать, что слово «татар», по моему мнению, означает не название народа или племени, а название сословия. Современные казанские татары названы не именем некоего племени или народа, уничтоженного Чингисханом.

Слово «татары» означает – народ-воин, быть татарином – значит верно служить своему народу и государству. Таким названием можно и нужно гордиться.

Татары — интересные обычаи, особенности быта

Татары — титульный народ Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Это тюркская этногруппа, имеющая множество субэтносов. Ввиду широкого расселения по регионам России и соседних стран, оказали влияние на их этногенез, ассимилируясь с местным населением. Внутри этноса имеется несколько антропологических типов татар. Татарская культура наполнена необычными для русских национальными традициями.

Где живут

Примерно половина (53% общей массы) татар проживает в Республике Татарстан. Другие расселены по остальной территории России. Представители народа живут в районах Средней Азии, Дальнего Востока, Поволжье, Сибири. По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:

  1. Сибирские
  2. Астраханские
  3. Живущие в Среднем Поволжье, Приуралье.

В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:

  1. Касимовские татары
  2. Пермские татары
  3. Польско-литовские татары
  4. Чепецкие татары
  5. Нагайбаки

Численность

Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Это второе место по численности после граждан русской национальности. При этом в Татарстане находится 2 000 000 человек, Башкортостане 1 000 000. Небольшое количество переехало в соседние с Россией регионы:

  • Узбекистан — 320 000;
  • Казахстан — 200 000;
  • Украина — 73 000;
  • Киргизия — 45 000.

Незначительное число живет в Румынии, Турции, Канаде, США, Польше.

Казань — столица Татарстана

Язык

Государственным языком Татарстана является татарский. Он относится к поволжско-кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайских языков. Представители субэтносов разговаривают на своих диалектах. Наиболее близкими являются речевые особенности народов Поволжья и Сибири. В настоящее время татарская письменность основана на кириллице. До этого применялась латиница, а в средние века основой письменности были арабские символы.

Религия

Подавляющее большинство татар — мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.

Название

Самоназвание нации — татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:

  1. Корень тат, означающий «испытывать», плюс суффикс ар — «получающий опыт, советник».
  2. Производная от татувлы — «мирный, союзник».
  3. На некоторых диалектах тат обозначает «иноземец».
  4. На монгольском слово татари означает «плохо разговаривающий».

Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.

История

Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда — могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства.
В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует.

Внешность

Татары разных этногрупп имеют различный внешний вид. Это обусловлено большим генетическим разнообразием типов. Всего выявлено 4 вида представителей народа по антропологическому признаку. Это:

  1. Понтийский
  2. Сублапоноидный
  3. Монголоидный
  4. Светлый европейский

В зависимости от антропологического типа люди татарской национальности имеют светлую или темную кожу, волосы и глаза. Представители сибирской этногруппы наиболее схожи с азиатами. У них широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, расширенный нос, верхнее веко со складкой. Кожа смуглая, волосы жесткие, черные, темный цвет радужки. Они невысокого роста, приземистые.

Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы. У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы.

Жизнь

Основными занятиями татарских племен были:

  • пашенное земледелие;
  • пастбищно-стойловое животноводство;
  • огородничество.

На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:

  • производство ювелирных изделий;
  • скорняжное дело;
  • валяльное ремесло;
  • ткачество;
  • кожевенное производство.

Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.

До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.

Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они — продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому.
Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым — выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.

Одежда

Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:

  1. Удлиненная рубаха (кулмэк).
  2. Штаны типа шаровар.
  3. Длинная безрукавка.
  4. Широкий пояс.
  5. Тюбетейка.
  6. Ичиги.

Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески — турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет — кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.

Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.

Традиции

Татары — нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

  1. Сабантуй.
  2. Нардуган.
  3. Новруз.
  4. Курбан-байрам.
  5. Ураза-байрам.
  6. Рамадан.

Рамадан — это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй — праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.

Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз — приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето.
Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране — священной для мусульман книге.

Имена

Татары называют детей красивыми, звучными именами, которые имеют глубокое значение. Популярными мужскими именами являются:

  • Карим — великодушный;
  • Камиль — совершенный;
  • Анвар — лучистый;
  • Арслан — лев;
  • Динар — драгоценный.

Девочек называют именами, раскрывающими природные качества, символизирующие красоту, мудрость. Распространенные женские имена:

  • Венера — звезда;
  • Гульнара — украшенная цветами;
  • Камалия — совершенная;
  • Люция — светлая;
  • Рамиля — чудодейственная;
  • Фирюза — лучезарная.

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа — жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш — печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма — домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак — тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава — угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак — сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия — закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.

Из напитков популярны:

  • айран — кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет — прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Известные люди

Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:

  1. Чулпан Хаматова — актриса.
  2. Марат Башаров — актер.
  3. Рудольф Нуреев — танцор балета.
  4. Муса Джалиль — знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
  5. Закир Рамеев — классик татарской литературы.
  6. Алсу — певица.
  7. Азат Аббасов — оперный певец.
  8. Гата Камский — гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
  9. Зинэтула Билялетдинов — олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
  10. Альбина Ахатова — пятикратная чемпионка мира по биатлону.

Характер

Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость — важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.

Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.

Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.

Татары

Тата́ры (самоназвание — тат. татарлар, tatarlar) — тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.

Численность в России составляет 5 310 649 человек (перепись населения 2010 года) — 3,87 % населения России. В период с 1989 по 2002 год численность татар возросла с 5,52 до 5,53 миллиона человек. В период с 2002 по 2010 год численность татар в России уменьшилась на 244 тысячи или на 4 %, однако доля татар в общем населении осталась на уровне 2002 года. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, крымские, астраханские и сибирские (иногда выделяют польско-литовских татар). Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 года).

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на два диалекта: мишарский (западный) и казанский (средний).

По религиозному признаку в основном мусульмане-сунниты, также есть православные (кряшены) и атеисты.

По происхождению все группы татар Европы и Азии объединяет наличие золотоордынского компонента. Одновременно в формировании каждой группы татар участвовали и другие компоненты: у крымских — турецкий, у астраханских — ногайский и кавказские, у сибирских — угорские (древнесибирские) и среднеазиатские, у поволжских — финнские и булгарский. Так что, строго говоря, этногенез (происхождение) у этих групп различен. Однако в ходе исторических процессов разные группы татар смешивались. Например, значительная часть поволжских татар переселилась в Сибирь, в результате чего бóльшая часть сибирских татар перешла на казанско-татарский языковой диалект, и стали наблюдаться прямые культурные заимствования (в пище, в одежде и других элементах).

Все группы татар (кроме кряшен) исповедуют ислам, что также привело к значительной унификации культурно-бытового облика. Поэтому люди часто затрудняются определить свою принадлежность к той или иной группе и подменяют этноним (этническое название) топонимом — по месту проживания (в Крыму — значит, крымские; в Сибири — сибирские и т.д.).

Татары — титульный народ Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Это тюркская этногруппа, имеющая множество субэтносов. Ввиду широкого расселения по регионам России и соседних стран, оказали влияние на их этногенез, ассимилируясь с местным населением. Внутри этноса имеется несколько антропологических типов татар. Татарская культура наполнена необычными для русских национальными традициями.

Подавляющее большинство татар — мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.

Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость — важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.

Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.

Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.

Татары в Китае

Чтобы сохранить национальную идентичность татарская диаспора Китая отправляет детей учиться в Казань

Китайскому татарину из Урумчи Саифухана Нуэрсули 21 год и он приехал в Казань получить высшее техническое образование и ещё больше приобщиться к культуре и традиции своего народа. Саифухан в интервью KazanFirst рассказал, какую ценность для него представляет Казань – культурный и духовный источник для татар, расселённых по всему миру.

Татарин из китайской Чишмя

Саифухан рассказывает, что родился и вырос в деревне Чишмя, которая недалека от Урумчи. Сегодня в ней проживает около 500 семей, местное население в основном занято в сельском хозяйстве и выращивают кукурузу.

Саифухан рассказывает, что в китайских школах дети учатся 9 классов, затем они разделяются на гуманитарный и технический классы. Наш герой продолжил обучение в техническом классе, что и предопределило его готовность поехать учиться в Казань.

— Все предметы у нас преподаются на китайском языке. В школах также преподаётся казахский язык. Учителя в школах в большинстве китайцы. Раньше работали выходцы из моей деревни, но сейчас у нас такого нет, — вспоминает Саифухан Нуэрсули.

Собеседник отмечает, что в его татарской деревни Чишмя каждый год проходит праздник Сабантуй, на который съезжаются и татары, и казахи. Как правило их насчитывается около 1000-1500 человек. Большой диаспорой они также проживают в городе Кулджа. Татарская община Китая собирается на праздник в Урумчи, там он проходит летом и считается самым большим для местных татар.

О своей татарской крови Саифухан помнит также благодаря дедушке и бабушке со стороны отца. Бабай, например, очень много рассказывал о татарском писателе и поэте Габдулле Тукае, обсуждал с внуком произведения классика.

— У нас в семье готовятся национальные татарские блюда. Моя мама и бабушка готовят очпочмак, бэлэш и токмач. Казахи не умеют готовить эти блюда и они всегда интересовались рецептами приготовления у татар, — говорит Саифуха Нуэрсули. – Вообще для меня важно сохранить и передать следующим поколениям татарскую идентичность.

В его семье разговаривают и на татарском, и на казахском языках. Собеседник замечает, что несмотря на проживающих в его деревни около 1000 татар, большинство все равно — это казахи. Поэтому казахский язык больше в обиходе. На нём, к слову, Саифухан Нуэрсули говорит также свободно, как и на татарском.

Впервые живые впечатления о Казани Саифухан начал слышать после 2011 года, когда его три двоюродных брата поступили в местные вуза: Казанский федеральный университет, Консерватория и Институт культуры и искусства. Братья каждый год, возвращаясь домой на каникулы, рассказывали о столице Татарстана. Услышав это, Саифухан сам загорелся желанием отправиться в Казань.

Родители стремление сына поехать учиться в Казань поддержали, сейчас они обдумывают, а не переехать ли самим в столицу Татарстана.

Саифухан вспоминает свои первые дни в Казани. Здесь он познакомился с историей татарского поэта-героя Муса Джалиля, жены казанского хана Сююмбике и вообще Казанским Кремлём.

Саифухан Нуэрсули учится в Институте автоматики и электронного управления КНИТУ-КАИ по направлению «Защита в чрезвычайных ситуациях» уже третий год. Он сам пока ещё окончательно не решил, оставаться ли в Татарстане или нет. У него для размышления есть ещё два года бакалавриата и столько же магистратуры.

Собеседник считает, что его специальность в Китае очень востребована, так как из-за чрезмерного развития производственных предприятий и роста автомобилизации населения вопросы экологии в стране выходят на первый план. Недалеко от его деревни, примерно в 15 км, находится завод по производству китайской водки. Саифухан был бы не против поработать на этом предприятии.

Казань поможет в сохранении национальной идентичности

Значительный вклад в налаживание международных отношений КНИТУ-КАИ с Синьзянским университетом, Казани с китайской диаспорой татар внесла директор образовательного центра «Альбатрос» и «Технического колледжа» КНИТУ-КАИ Кадрия Сибгатова. И интервью нашему изданию Кадрия Ильдашевна рассказывает подробнее, как сегодня Казань притягивает к себе татар Китая через Всемирный конгресс-татар.

Кадрия Сибгатова с китайским татарином Ерджаном Бикчентаевым, который по своему призванию певец и пишет музыку, сочиняет стихи на татарском языке. Примерно три года назад она предложила Иржану посодействовать международной программе образования. Благодаря ему она получила приглашение посетить Синьзянский университет.

— Я тогда отправилась в командировку в Китай, налаживать отношения с местной татарской диаспорой. Там было очень много переговоров. Все их я провела на татарском языка, не включив в речь ни одного русского слова. В тоже время я подтянула свой татарский язык, общаясь с татарской диаспорой в Китае, — вспоминает Кадрия Сибгатова.

Она говорит, что татарская диаспора тепло откликнулась на возможность отправить своих детей на учёбу в Казань.

— Они очень заинтересованы в сохранении этнической идентичности татар в Китае. Надеются и считают, что Казань и Татарстан им в этом помогу. Всё-таки они понимают, что татары потихоньку китаизируются, женятся и выходят замуж за казахов и китайцев, — говорит Кадрия Сибгатова.

Собеседница рассказывает, что обучение и татар китайской диаспоры в Татарстане оплачивается Всемирным конгрессом татар. Он же следит за успеваемостью своих студентов. Сама Кадрия Сибгатова играет важную роль в судьбе этих ребят. Ей приходится тщательно контролировать каждого из них.

— Вы представляете, как это тяжело послать своего сына или дочь в 18 лет на обучение в совсем другую страну, в совсем другой город? Родители китайских татар со мной созваниваются. Во мне видят какую-то надежду, что их дети под присмотром, — говорит Кадрия Сибгатова.

Хотя родителям порой не просто поддерживать связь с детьми в Казани, потому что есть «Великий китайский файервол», который препятствует коммуникации. В тоже время Кадрия Сибгатова пользуется китайским аналогом WatssApp — WeChat, позволяющий поддерживать отношения с родителями и диаспорой татар в Китае.

https://posredi.ru/tatary-v-kitae.html2018-04-01T21:13:44+05:00 Аниса ТимиргазинаНародознание и этнографияТатарстанКазань,национальность,Татарстан,татарыТатары в Китае Чтобы сохранить национальную идентичность татарская диаспора Китая отправляет детей учиться в Казань Китайскому татарину из Урумчи Саифухана Нуэрсули 21 год и он приехал в Казань получить высшее техническое образование и ещё больше приобщиться к культуре и традиции своего народа. Саифухан в интервью KazanFirst рассказал, какую ценность для него представляет Казань…Аниса ТимиргазинаАниса Тимиргазинаanis89ufa33@yandex.ruAuthorПосреди России

Татары (племя)

Субтитры

в комментариях к статьям и роликам от артерий нас иногда просят обращать внимание на то что тартария не русское государство ну что же давайте разберемся с генетикой посмотрим на правящей династии тартар скифов на исследование днк генеалогии в частности так называемые арийской гаплогруппы r1a скифы завоеватели если мы откроем историографию славянского царство мавро орбини 1601 года то найдем строки о завоевания славянами евразии африке и увидим практически полное тождество славян с форматами и скифы очевидно что современная историческая наука чего-то не знает или не договаривая где и когда славяне завоевали полне другой вопрос если татары были в основном носителями тюркской или монгольской генетики то вероятно должна была как-то проявится на завоеванных татарами территориях давайте проверять откроем схему генеалогия древних императоров тартарии потоков чингисхан из книги исторический атлас николаса куда вели 1721 года перед нами схема потомков чингисхана которых авторы документа разделили на четыре веды первая ветвь владела кипчаков копчика то есть югом современных украины и молдавии а также территориями кавказа и нынешнего татарстан в русская версия то половецкая степь вторая ветвь потомков чингисхана управляла землями транс оксана или zagato им и туркестаном прародиной turk 3 ветви принадлежали золотая орда страна могла то есть деньги и северный китай представители 4 веткой потомков чингиза провели в землях х раз она персии и индии но здесь упомянуты только потомки чингисхана позже мы убедимся что ареал распространения власти татар был намного шире малая тартария в европе и турки начнем с европы на картах до середины 18 века можно видеть владение татар в восточной европе в исторической ремарки как только что показанной генеалогической схеме сказано что европейцы понятия не имеют в какой точно период татары завоевали эти земли например на картах якобы четырнадцатого века привели компании узбеки эти земли действительно принадлежат ему над городами этого региона реют флаги скифов татар куман и или кипчаки это половца либо производная от люди полей степей либо половый церковнославянского соломина то есть это люди желтыми как солома волосами копчак с курского значит удачливый а кто такие терке или турки туркам она древний пласт этногенеза туркмен составили древние племена степей известные как соком и советские кстати саки это по сути скифы и сарматы аланские то есть славян аланский в книге 1676 года говорится что большинство прирожденных тюрков очевидный туркмен до сих пор поддерживают то есть почитают своих варваров предков и носят скифские татарские отметины на лбах и конечностях в пятнадцатом веке туркмены ранее осевшие в анатолии незадолго до взятия константинополя а владели землями которые стали называться малый тартарии на некоторых картах 18 века северная и северо-западная причерноморье разделена на очаков скую буджак sku и малую тартаре позже к 1740 году россия отвоевывают территорию осману часть ее называют малороссии малороссии теперь кто такие османы в описании карте османской империи изданной в семнадцатом веке сказано что осман или ottoman гази был военным человеком при великом х нет а то получается что осман тюркский вояк с татарским паспортом решил сделать себе карьеру правители в соседних землях не исключено что ottoman это вообще должность атаман военный человек скифов to that мамелюки египетские казаки в египте все началось династии аббасидов кстати родственников пророка мухаммеда эти правители набирали в личную охрану гулямов то есть юношей слуг двора преимущественно из тюрков кипчаков куманов половцев а также грузины черкес потом они оформились в регулярную египетскую армию мамелюков вами люк с арабского принадлежащий не забываем что по сути это бывшие граждане тартаре следующая египетской династии фатимидов продолжила традиция содержание армии мамелюков мусульман в 1171 году согласно официальной версии истории в египет торксы курт по прозвищу саладин и снова мы наталкиваемся на скифов ведь даже современные ученые-историки ведут от них происхождения курдов с 1250 года египтом владеют мамелюки щипчики из династии бахритов вот например султан бейбарс 1 по одним данным он родом из половецких степей по другим уроженец крыма 2 египетская маме людская династия бурджитов с арабского burj казарма свергла династию половецких то там новая египетская верхушка состояла преимущественно из черкесов то есть кубанских адыгов один из султанов этой династии фарадж выдвинул на ключевые должности своих земляков черкесов а когда против него замышлялся заговор вас пользовался поддержкой османов тоже выходцев из тартарии чтобы справиться с оппозицией другой земляк тамерлан наоборот враждовал с фараджа потом был мир по имени татар затем завоевание кипра египтом 1 2 египетско турецкие войны на протяжении всей истории евразии и африке мы наблюдаем внутренние разборки между выходцами из тартаре достаточно часто имевшими скифское происхождение империя скифов тимуридов тамерлан поистине уникальные фигура мировой истории старинных документах значится что он был скифов жившим восточные горы маус сейчас считается что он не был чингизидов многие современные учёные называют его тюрков и вот рыжеволосый тимур откусывает себе половину азии и называют ее государством touran затем вторгается в индию и основывает империю великих моголов как и в случае с египтом и турцией правители этой азиатской страны радикально отличается от коренных жителей генетикой культурой и даже религией ти муриды мусульмане и пишут чаще арабской вязью тимуру и его потомкам принадлежат земли современных кавказа ирака и ирана афганистана узбекистана и таджикистана и киргизии индии и пакистана 16 веке империя touran распадается благодаря стараниям османов то есть татаров туркестана осевших на анатолийском полуострове империя моголов держится намного дольше любопытно что до сих пор белая кожа светлые оттенки глаз на бывших мо горских территориям считаются признаком принадлежности к элите государства все логично несколько веков индостан управляется белокожим и скифами тюркин но никак не монголоиды скифы татары в китае французский ученый не колышку deville в начале 18 века пишет что в тринадцатом веке татары стали хозяевами china китая на 89 лет но затем были изгнаны из этой страны новая династия мин бросают все ресурсы страны на строительство великой китайской стены чтобы защититься от воинственных то-то первой половине 17 века миссионер иезуиты активно налаживают связи индии и китая с западом пропагандируют католичество некоторые представители знати становится христиан в 1642 году согласно афанасий кирхер в поднебесной развилась желтая река то есть река хуанхэ мощное наводнение привело гибели более 300 тысяч человек очевидно что именно это событие повлияло на общая обороноспособность китая чины и сыграло на руку соседям татар из приграничных регионов которые взяли себе само название маньчжуры оказываются по ту сторону великой китайской стены в 1644 году через 20 лет гражданской войны 1664 году китай чины официально переходит под управление новой династии цин на трон сажают молодого и перспективного татарина то есть уроженцы тартаре а его земляки прочно входит в элиту страны постепенно смешиваясь с местном населении татарская императорская династия прекращает строительства великой китайской стены теперь она не нужна из страны выгоняют католиков иезуитов сразу после победы маниджур а точнее в 1665 году согласно таблице пьер одевали кстати императорское окружении постоянно пользуется монгольским старую горском письмо таким же письмом что писал тамерлан тимур итоге что же получается скифы по происхождению которые позже стали татарами захватили половину восточного полушария земли то о чем писал мавро орбини в своем обширном труде историография славянского царства в 1601 году прекрасно соотносится с географией завоевания не только скифов татар но также их братьев готов ведь этот европейский автор с уверенностью называет готов славянами к славянским завоевателем можно спокойно отнести предков донских и запорожских казаков которым даже римские императоры платили дань вспомним что татары долгое время наводили ужас на европейцев мавро орбини упоминает в качестве славян даков то есть молдаван и румын амазонок и множество традиционно славянских народов только когда вскрыли не даны скифские могилы наук то и оказалась у не гаплогруппы r1a вот вам и то что и славян на самом деле ar1a имеют половина технических русских и вот те же ar1a скифский могилы на алтай причем есть два параметра сказал что есть вот необратим это слеп из обратимые это разве две совершенно система координат так вот и побратимом вытащим по другим это те же славяне скифов бога pla группы по мужской каскад лени и они те же самые покормить те кто нашли это славяне про славянин алтай алтай воды алтай так вот но когда подняли женский скелет и все они монголоиды почти все вот вам и скифу монголоидные когда отец buyer убивает мать монголоидные а ребенок бы вполне жадным раскосыми глазами услышат помните что великих ханов тартаре принципиально хранили именно в алтайских горах марко поло со времени их хана хубилая отмечает что в могилу императора клали всех его лучших лошадей и ведь действительно точно также хоронили скифов и саков одинаковые черты в мировоззрений религии образе жизни мы наблюдаем постоянно сравнивая с gif в правящую верхушку тартарии арийская гаплогруппа r1a встречается повсюду где в древности жили азиатские скифы мы находим эту гаплогруппу у калашей хунза и пуштунов у многих иранцев индусов пакистанцев в некоторых киргизских казахских уйгурских районах процент распространения доходят до 55 процентов такую же гаплогруппу находят у мумии белых людей на северо-западе современного китая тоже r1a у половины русских людей современной центральной россии у белорусов украинцы поляков а вы говорите нет ничего общего схожая генетика общие истоки просто наши культурные пути разошлись говоря древних скифов мы подразумеваем период до 13 14 веков они мифическую античность до нашей эры важно еще вот что глубокое изучение своих корней позволяют нам ответственнее смотреть на себя свои поступки и по-настоящему осознавать братство большинства народов евразии а что думаете вы напишите в комментариях если согласны с нашими выводом или считаете исследование полезным ставьте лайк и обязательно поделитесь роликом с друзьями чтобы как можно больше людей понимали что тартария это не фейк а мало изученная часть нашей с вами истории до новых встреч