Таран противотанковая сау

СУ-152 «Таран» (Объект 120)

СУ-152 «Таран» (Объект 120) КУПИТЬ АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 7.7/7.7/7.7БР Класс 4 человекЭкипаж 109 %Заметность лоб / борт / кормаБронирование 30 / 15 / 10корпуса 30 / 15 / 10башни Подвижность 27,0 тоннМасса 916 л/с480 л/сМощность двигателя 34 л.с/т18 л.с/тудельная 69 км/ч вперёд
16 км/ч назад63 км/ч вперёд
15 км/ч назадСкорость Вооружение 152-мм пушка М-69Основное орудие 22 снарядовбоезапас 10,0 секперезарядка -5° / 15°УВН Экономика премиумнаятип пакетная или акционнаяпокупка 1 350/2 100/1 600ремонт 10 000 обучение экипажа 790 000 эксперты 2 000 асы 214 × 2 % награда за бой 130 × 2 % 140 × 2 % 90 × 2 %

Описание

СУ-152 «Объект 120» в игре

Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-152 «Таран» под производственным индексом «Объект 120», разрабатывалась в 1957 — 1960-х годах на Уральском заводе транспортного машиностроения.

СУ-152 «Таран» с самого начала создавалась для противодействия танкам потенциального противника. Мощнейшее гладкоствольное 152-мм орудие на тот момент позволяло уничтожить или привести в небоеспособное состояние любой существующий танк, состоявший на вооружении ведущих держав, всего одним единственным попаданием. Самоходка должна была вести огонь из укрытий, чем и была обусловлена относительно тонкая броня машины.

Несмотря на успешные результаты заводских испытаний, которые, однако, даже не были доведены до конца, СУ-152 «Таран» на вооружение не поступила. Появление новых ракетных танков, таких как ИТ-1, а также разработка менее громоздкой, но сопоставимой по бронебойным параметрам, 125-мм танковой гладкоствольной пушки, поставили крест на проекте классической противотанковой артиллерийской установки.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование корпуса и башниВнутренняя компоновка

СУ-152 «Таран» обладает довольно слабым бронированием, которое едва способно защитить её от 20-мм снарядов даже в лобовой проекции (30 мм), а в бортах и корме броня и того тоньше (15 и 10 мм соответственно). Тем не менее, из пулемета в лоб эту САУ не пробить, да и моторно-трансмиссионное отделение неплохо прикрыто 30-мм плитой, что определённо не приходится на руку пилотам штурмовой авиации. Говорить же о защите против снарядов реального пушечного калибра в данном случае не приходится.

Живучестью СУ-152 «Таран» также едва ли сможет кого-то порадовать. Почти любой вражеский снаряд или его осколок угодивший в боевое отделение имеет немалые шансы подорвать боекомплект самоходки размещенный в кормовой нише башни. Но и при относительно удачном раскладе, при котором снаряд противника (или кумулятивная струя) проходит мимо взрывоопасных 152-мм зарядов и пороховых гильз, сохраняется приличный шанс поражения казённика, наводчика или орудийных приводов, что на некоторое время выводит самоходку из строя.

Не повышают выживаемость «Тарана» и его внушительные габариты. Заметить на поле боя технику такой величины намного проще, чем большинство приземистых послевоенных танков и бронемашин. Также намного проще в технику такой величины и попасть, поэтому перед выездом на простреливаемую зону, будет надёжнее тщательно изучить её через бинокль.

Исходя из всего вышеописанного, стоит сделать вывод, что для игры от брони СУ-152 «Таран» совершенно не годится, а значит вам нужно будет либо бить противника на опережение, либо вести огонь с незаметных скрытых позиций, откуда можно без опаски сделать пару выстрелов до того как вас обнаружат.

Подвижность

А вот с подвижностью у данной самоходки всё обстоит намного лучше.

480-сильный двигатель позволяет СУ-152 «Таран» за небольшие промежутки времени развить скорость до 64 км/ч по шоссе и около 35-40 км/ч по пересечённой местности. Развороты эта громоздкая машина осуществляет быстро, а задним ходом может разгоняться до 15 км/ч, что позволяет водителю быстро закатывать её назад в укрытие.

Конечно, в сравнении со своими основными противниками, СУ-152 «Таран» демонстрирует не самые «топовые» результаты, однако как для техники таких солидных размеров и класса, её ходовые показатели являются одними из лучших не только на своем ранге, но и среди всех противотанковых САУ вообще.

Благодаря столь хорошим ходовым характеристикам, СУ-152 «Таран» можно, при желании, использовать даже в активном наступлении на противника, а не только для стрельбы с дальних скрытых позиций.

Вооружение

Главное достоинство данной самоходки.

Ультимативно мощная 152-мм пушка М-69 позволяет одним попаданием уничтожить или фатально повредить любую технику на поле боя War Thunder. В боекомплекте пушки предусмотрено 3 типа боеприпасов:

152-мм КС — кумулятивный невращающийся снаряд, первый и наиболее эффективный из всех трёх видов боеприпасов. Помимо поражения цели кумулятивной струёй с бронепробитием в 480 мм по нормали, заряд взрывчатки в 6,46 кг в тротиловом эквиваленте наносит серьёзнейшие повреждения внешним модулям цели (ствол орудия, гусеницы) и часто приводит к проламыванию брони и детонации боекомплекта, либо уничтожению двигателя и поджогу топливных баков.

152-мм ОФ — осколочно-фугасный снаряд, поражает цель лишь разрывом самого снаряда не образуя пробивной кумулятивной струи. Также способен нанести весьма серьёзные повреждения или уничтожить цель, но не имеет основного заброневого воздействия, что снижает шансы успешного поражения противника по сравнению с кумулятивом. Также, по сравнению с кумулятивным снарядом, имеет несколько меньший тротиловый заряд в 5,9 килограмма и обладает несколько худшей баллистикой.

152-мм ОБПС — оперённый бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, желанный выбор любого снайпера. При начальной скорости в 1710 м/с — этот снаряд способен поразить цель на расстоянии 2 километров практически без подбора упреждения. По своему же убойному воздействию является самым слабым среди всех трех типов снарядов, поэтому цель вполне может выдержать более двух пробитий при этом даже не будучи уничтоженной. Данный снаряд рекомендуется использовать только при стрельбе на большие дистанции, иначе его применение не имеет практического смысла.

Наиболее эффективным снарядом является кумулятив, ведь даже если он и не уничтожит цель с первого попадания, то с большой долей вероятности лишит её способности продолжать бой и сопротивляться. Разумеется, для стрельбы на большие дистанции гораздо удобнее использовать подкалиберный снаряд, однако опытному стрелку было бы желательно освоить баллистику именно кумулятива и поражать цели наверняка. Также не стоит забывать, что в отличие от кумулятивного и фугасного, выстрел подкалиберным снарядом не бесплатный и обходиться стрелку в 1100 .

Скорость перезарядки 152-мм орудия составляет всего 10 секунд вне зависимости от навыка заряжающего. Круговая боеукладка снарядов в кормовой нише башни позволяет быстро «забрасывать» снаряды в казённик, однако является и серьёзным уязвимым местом самоходки. Поэтому, исходя из боевых потребностей, можно не загружать внутрь полный боекомплект, ограничившись 12 — 17 выстрелами. В случае нехватки снарядов можно будет успеть вернуться на точку, однако их переизбыток в машине ощутимо сокращает шансы на выживание.

Одним из явных недостатков 152-мм орудия М-69, является отсутствие стабилизатора ствола. В реальной жизни, для такой дальнобойной установки он был бы попросту не нужен, зато ощутимо усложнил бы всю конструкцию, а в игровых условиях его отсутствие уменьшает вероятность произвести точный выстрел «с ходу» по неожиданно появившемуся в прицеле противнику. Углы вертикального наведения у пушки М-69 также не самые лучшие, ведь вниз она способна опускаться всего на 5°, чего оказывается явно недостаточно на холмистой местности. Тем не менее, при правильном подборе позиции данный недостаток вполне успешно нивелируется.

Но главным недостатком вооружения СУ-152 «Таран» является, всё-таки, отсутствие на машине каких бы то ни было пулеметов с помощью которых можно было бы подавать знаки союзникам, отгонять вражескую авиацию или «прощупывать» подозрительно неподвижных противников.

Применение в бою

Для СУ-152 «Таран» существуют две наиболее подходящие тактики поведения на поле боя:

Позиция выбрана так, чтобы при любой угрозе можно было сразу закатиться за камни Мало кто способен благополучно пережить удар «Тарана»

Первая и самая классическая — это использовать дальнобойное самоходное орудие по своему прямому назначению и вести огонь с удалённых от эпицентра сражения точек на карте. Такая тактика может лучше всего подойти новичкам, тем более, что в распоряжении начинающего снайпера присутствует оперённый подкалиберный снаряд с превосходной баллистикой, значительно облегчающий ведение огня на большие дистанции.
Учитывая слабое бронирование и живучесть самоходки, позиции желательно подбирать наименее заметные и известные, с большим количеством укрытий и путей для отступления на случай если вас заметят.

Главным недостатком такой тактики является большое количество противников вооружённых управляемыми ракетами, которые и вовсе не нуждаются в выборе упреждения, а в случае попадания в СУ-152 «Таран», практически гарантированно уничтожают её первым же ПТУРом. Также определённые проблемы при выборе позиции могут возникнуть из-за недостаточного угла склонения орудия всего лишь до -5°.

Второй, более экстремальной тактикой, является агрессивный прорыв следом за основным танковым составом команды. Подобная тактика подойдёт только для опытных игроков, так как огромное значение для успешного её применения играет опыт.
Вам потребуется умение правильно оценить направление атаки противника, предсказать его возможный маршрут, а также хорошая скорость реакции для совершения первого выстрела, который на 5-ом ранге чаще всего становится и последним. При этом отрабатывать по цели «из-за спин» команды может не во всех случаях оказаться удачной идеей, ведь тонкая броня и крайне опасная пушка делают из вас цель номер 1 в глазах противника, а большие габариты не позволят вовремя спрятаться в укрытие. С другой стороны, работая в соло, вы сможете устраивать одиноким врагам неожиданные засады, а скорость и проворность самой самоходки, будет иногда позволять вам совершать неожиданные фланговые обходы, заходя ничего не подозревающим противникам в борт и в тыл. Для данной тактики крайне важно прочувствовать солидные габариты машины, научиться использовать её правильно, не выкатывая за угол переднюю часть САУ раньше, чем вы сможете направить туда дуло орудия. Умение вовремя заметить, услышать и, буквально, прочувствовать врага и текущее направление его орудия за укрытием, сможет не раз спасти вашу самоходку, принеся взамен очередной приятный «фраг».

Вторая тактика оказывается наиболее эффективной на картах, где возможность ведения дальнего боя практически исключается, например на холмистых или городских «толкучках», поэтому наиболее оптимальный вариант для умелого игрока управляющего «Тараном» — это чередовать первую и вторую тактики в зависимости от игровой обстановки и окружения.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Убойные кумулятивный и фугасный снаряды, способные уничтожить противника одним попаданием даже при выстреле в силуэт
  • Оперённый подкалиберный снаряд с превосходной баллистикой
  • Довольно быстрая перезарядка не зависящая от навыка заряжающего
  • Башня вращается на все 360°
  • Неплохие ходовые качества машины

Недостатки:

  • Очень тонкая броня для своего боевого рейтинга
  • Низкая выживаемость машины
  • Большие габариты машины
  • Отсутствие стабилизатора орудия
  • Малый угол склонения орудия
  • Отсутствие зенитного пулемёта

Историческая справка

Георгий Сергеевич Ефимов

Самоходная установка-истребитель танков СУ-152 («Объект 120») была разработана в Свердловске в конструкторском бюро Уральского завода транспортного машиностроения под руководством Георгия Сергеевича Ефимова. Разработка истребителя-танков проводилась на основании Постановления Совета министров СССР от 8 мая 1957 г. в рамках научно-исследовательской работы по теме №9 («Таран»). Целью работы являлось создание экспериментального образца истребителя танков, вооруженного мощной пушкой с дальностью прямого выстрела по танку 3000 метров.

Согласно заданным ТТХ Уралмашзаводу необходимо было создать гусеничную бронированную самоходную установку закрытого типа боевой массой 25-30 т, предназначенную для борьбы с танками, самоходными орудиями и другими целями противника на больших дальностях стрельбы. Броневая защита лобовых частей корпуса и башни не должна была поражаться бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с при курсовом угле 0°. На дальности прямого выстрела пушка должна была обеспечить пробитие 300-мм стальной броневой плиты расположенной пол углом 30° к нормали и 150-мм плиты — под углом 60°. При этом предельная масса орудия не должна была превышать 4500 кг. Главным исполнителем по истребителю танков и установке в нем пушки был назначен Уралмашзавод (руководитель проекта — главный конструктор Уралмашзавода Г.С. Ефимов). Планом предусматривалось изготовление 2-х экспериментальных пушек во II квартале 1959 г. Окончание проектных работ было запланировано на I квартал 1960 г.

Для создания пушки со столь высокими характеристиками в 1957 г. были проведены исследования по выявлению оптимального калибра орудия. Было установлено, что при заданной предельной массе системы требуемой бронепробиваемости удовлетворяли калибры пушек в пределах от 130 до 152,4 мм. В феврале 1958 г. на техническом совете на основе проведенных исследований и исходя из реальных возможностей было решено установить дальность прямого выстрела при высоте цели 3 м — 2500 м. Начальная скорость снаряда 130 мм нарезной пушки должна была быть 1800 м/с, а 152,4 мм гладкоствольной — 1600-1700 м/с. Полная длина стволов у обеих пушек не должна была превышать 8500 мм.

СУ-152 «Объект 120»

В 1958 г. были изготовлены и испытаны экспериментальные 130-мм и 152,4-мм орудия и боеприпасы к ним. В связи с тем, что для 130-мм нарезной пушки был разработан только бронебойный подкалиберный снаряд, а для 152,4-мм пушки — кумулятивный и бронебойный подкалиберный оперенные снаряды, было решено проектировать и изготавливать для установки в истребитель танков 152,4-мм гладкоствольную пушку, получившую обозначение М-69 («Таран»). В январе 1960 г. две сделанные заводом №172 пушки были отправлены на Уралмашзавод для монтажа в самоходную установку-истребитель танков и уже вскоре был изготовлен опытный образец истребителя танков СУ-152 «Объект 120».

Самоходная установка закрытого типа СУ-152 «Объект 120» была создана на базе самоходной установки СУ-152П и отличалась от нее наличием вращающейся башни, в которой была установлена 152,4-мм гладкоствольная пушка М-69. Благодаря повышенной длине ствола пушки (9045 мм) начальная скорость бронебойного подкалиберного невращающегося снаряда составляла 1710 м/с, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м достигала 2050 м. Снаряд массой 11,66 кг на дальности 3000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 310 мм. Пушка имела эжекционную систему продувки канала ствола после выстрела и щелевой дульный тормоз, благодаря которому максимальная длина отката составляла всего 300 мм. Для обеспечения высокой скорострельности артиллерийские выстрелы располагались в барабанной боеукладке, а ствол на период заряжания автоматически приводился на угол заряжания. С помощью ручного гидравлического механизма осуществлялась наводка пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5 до +15°. Поворот башни производился с помощью электромоторного привода.

В комплект самоходной установки истребителя танков СУ-152 «Объект 120» также входили два автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к пушке состоял из 22 выстрелов с бронебойно-подкалиберными и осколочными снарядами. Броневой корпус и башня были сварными и обеспечивали противопульную защиту экипажа. Максимальная толщина брони составляла 30 мм. В машине массой 27 т устанавливался дизель В-54-105 мощностью 353 кВт (480 л.с.). Крутящий момент от двигателя через главный фрикцион передавался на механическую двухпоточную трансмиссию и ведущие колеса. Максимальная скорость машины составляла 63 км/ч. По уровню огневой мощи и подвижности самоходная установка превосходила все однотипные зарубежные образцы, но имела большой вылет ствола, затруднявший вождение машины.

На стадии заводских испытаний Постановлением Совета министров СССР от 30 мая 1960 г. работы по данному проекту были прекращены в связи с началом работ по созданию более эффективных альтернативных противотанковых средств — 125 мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанкового ракетного комплекса.

Вся историческая справка является незначительной переработкой (с сокращениями)
статьи Солянкина А.Г. из книги «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3».

Медиа

  • СУ-152 «Объект 120» в музее в Кубинке

Обзор Объект 120 от War Thunder Wiki

См. также

  • Объект 120 в официальном магазине Gaijin.net

Ссылки

  • Статья на Википедии — Таран (противотанковая САУ)
  • Статья на сайте Topwar.ru — Мастодонты-противотанкисты: СУ-152П и Объект 120 «Таран»
  • Полная статья Солянкина А.Г. из книги «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3» на сайте Dogswar.ru

Самоходная артиллерийская установка СУ-152 «Таран» (Объект 120)

В начале 1960-х годов потребовалось увеличить эффективность борьбы с танками, так как бронебойные снаряды танковых пушек М-62, Д-10Т и Д-25, стоявшие на вооружении средних танков Т-54, Т-55 и тяжёлых танков Т-10 и Т-10М, были не в состоянии пробить лобовую броню английского основного боевого танка «Чифтен» и американского основного боевого танка М-60. В целях ликвидации этого недостатка параллельно были начаты следующие работы:
– Разработка новых снарядов для существующих танковых пушек;
– Разработка новых новых танковых пушек калибра 115-мм и 130-мм;
– Разработка новой самоходной противотанковой пушки.

В конце 50-х гг. Военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР приняла решение оснастить армию самоходными истребителями танков (шифр разработки «Таран»), вооруженных 152-мм пушкой. Новая противотанковая самоходная артиллерийская установка (САУ) получила индекс “объект 120”. Шасси и машина вцелом разрабатывалась на Уральском заводе транспортного машиностроения в г. Свердловске под руководством главного конструктора Г.С.Ефимова. Разработка артиллерийской части САУ была поручена ОКБ Пермского машиностроительного завода (бывшего завода № 172, ныне – ОАО “Мотовилихинские заводы”). Головной организацией по созданию выстрелов пушки был НИИ-24 (директор института И.В. Антропов, главные конструкторы В.В.Яворский, П.И.Барабанщиков и В.С.Кренёв). В Перми под руководством главного конструктора М.Ю.Цирюльникова для новой САУ была разработана 152-мм пушка М-69 с дульной энергии бронебойного снаряда 18,5 МДж (12,5 кг со скоростью 1720 м/с). Для отработки выстрелов и пушки использовалась баллистическая установка. Было изготовлено 2 опытных образца пушки М-69. Единственный опытный образец СУ-152 “Таран” (объект 120) был изготовлен в Свердловске в 1965 г.

САУ представляет собой полностью закрытую бронированную машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки полностью аналогичны СУ-152П (“объект 116”). Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 калибров), щелевым дульным тормозом была размещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Эжектор работал так: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем — когда давление в нем и в канале ствола после вылета снаряда сравнивалось — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера. Затвор пушки М-69, как и у прежних образцов, был клиновой полуавтоматический горизонтальный, заряжание — раздельно-гильзовое. Скорострельность – 3-5 выстр/мин. Высокая скорострельность обеспечивалась механизированной барабанной поеукладкой, автоматическим приводом ствола на угол заряжания и современными системами наведения. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг, — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг. В боекомплект САУ (22 выстрела) входили осколочно-фугасные снаряды весом 43,5 кг и бронебойные подкалиберные весом 12,5 кг. Подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1720 м/с и на дистанции 2000 м пробивал броню толщиной до 290 мм. Авторы «Тарана» применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.

На вооружение СУ-152 Таран (“объект 120”) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств – 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов, которая при калибре всего 125-мм и при длине в полтора раза короче – с тех же двух километров пробивает ОБПС 270 мм брони.

Единственный образец СУ-152 “Таран” (объект 120) находится в Музее БТТ в подмосковной Кубинке.

Тактико-технические характеристики 152-мм противотанковой САУ СУ-152 “Таран” (объект 120)
Боевая масса, т 27
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69 с дульным тормозом
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280

Объект 120 «Таран»

Пора, видимо, свести воедино все, что имеется по самой мощной противотанковой САУ, «Объект 120», она же «Таран». Так вот, сразу скажу, что по дульной энергии бронебойного снаряда эта машинка себе равных, как мне кажется, не имеет. 18.5МДж (12.5кг со скоростью 1720м/с) — современные танковые пушки заметно скромнее. И, замечу дополнительно — современные гладкостволки у танков еще и менее точны, а вот 152-мм орудие М-69 — с нарезным стволом, сиречь очень кучное. Однако, бесплатно ничего не дается, — не зря эта сверхмощная машина стоит только в музейном зале

А ведь начиналось все неплохо. Когда в начале 60-х выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-62, которыми вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить лобовой брони ни корпуса, ни башни американского танка М-60 и английского «Чифтен» — советское военное руководство спешно инициировало сразу несколько параллельных проектов. Сверхмощную САУ, новые гладкоствольные и нарезные пушки с ОБПС и ПТУР, новые снаряды к старым пушкам, — в общем, все что в голову смогло придти, одновременно. САУ «Таран», как раз, по одному из этих направлений и создавалось. Разработанное в ОКБ-9 орудие с невероятно длинным даже по сегодняшним меркам 59.5-калиберным* (9045 мм без немаленького дульного тормоза) стволом пробивало с 2000м бронеплиту толщиной 290мм, что делало новую самоходку практически сверхоружием, — на тот момент не было танков, способных выдержать такой удар. А если бы даже кто и выдержал из новых — то вряд ли бы сохранил боеспособность, после такого удара-то.

Разумеется, весил этот монстр немало, но шасси от СУ-152П вполне с ним справлялось. Что, собственно, и неудивительно — ведь «Таран», по сути, представлял собой ту же самую СУ-152П с закрытой башней и модернизированным орудием того же калибра (6″). В целом же, самоходка вышла довольно легкой — всего 27 с хвостиком тонн, и если бы не огромный дульный тормоз — наверное, лихо бы прыгала при стрельбе.
Впрочем, легкая-то легкая, но даже установленный досылатель работу заряжающего в компактной башне не особенно облегчал — с бронебойным снарядом еще туда-сюда, благо заряжание раздельное, а вот с ОФС-ом, в 43кг (по другим данным — «всего» 35кг), да в движении… Мало не покажется, уверяю вас.

Видимо, по причине запредельного веса ствола разработчики даже не планировали устанавливать стабилизатор для стрельбы с ходу, предполагалось использование самоходки только с места и из засад — тем более, что максимальная толщина брони не превышала 30мм, какие уж там атаки…
Все это вместе привело к осознанию того, что время экстенсивного развития, оправданного во время войны, уже ушло. Пока самоходку испытывали — выяснилось, что подобного результата можно добиться с помошью переносимой одним человеком ПТУР, а если нужно что-то ствольное, так гладкоствольная пушка Д-81 калибром всего 125-мм и в полтора раза короче — с тех же двух километров пробивает ОБПСом 270мм брони.
Вышло так, что никакая специализированная ПТ САУ, получается, и не нужна — наступало время ракетных истребителей танков и гладкоствольных пушек с ОБПС. Поэтому и отправился могучий «Таран» прямиком в Кубинку, в музей БТТ, гле и пребывает по сей день…

«Объект 120» в музее. Ствол 152-мм пушки М-69 едва помещается в кадр.

К середине 50-х годов стал очевиден потенциал ракетного вооружения в контексте борьбы с танками, однако противотанковые пушки все еще не спешили уходить в прошлое. Была предпринята очередная попытка создания перспективной противотанковой самоходной артиллерийской установки с орудием повышенной мощности. В рамках научно-исследовательской работы «Таран» была создана САУ «Объект 120» и 152-мм орудие М-69 для нее. По своим боевым характеристикам оба образца превосходили все разработки своего времени.

НИР «Таран»

В мае 1957 г. несколькими постановлениями Совмина СССР был задан курс по развитию бронетехники для борьбы с танками противника. Промышленность получила задание разработать несколько бронемашин с управляемым ракетным вооружением, а также артиллерийскую установку с орудием повышенной мощности. Создание САУ велось в рамках НИР «Таран».

Согласно техническому заданию, новая САУ должна была иметь массу не более 30 т и нести защиту от снарядов малых и средних калибров. Для самоходки следовало создать орудие большого калибра массой не более 4,5 т с дальностью прямого выстрела по цели типа «танк» в 3 км. На такой дистанции пушка должна была пробивать 300 мм гомогенной брони при угле встречи 30°.

Головным подрядчиком по «Тарану» стало ОКБ-3 свердловского «Уралмашзавода» во главе с Г.С. Ефимовым. Проектирование орудия поручили пермскому СКБ-172 главного конструктора М.Ю. Цирульникова. Выстрелы создавались в московском НИИ-24 под руководством В.С. Кренева и В.В. Яворского. Несколько других организаций привлекались к НИР на правах разработчиков и поставщиков отдельных компонентов и комплектующих.

Два орудия

В течение того же 1957 года ряд организаций во главе с СКБ-172 искал оптимальный облик орудия для будущей САУ. Расчеты показали, что требуемое соотношение огневых характеристик и массы могут иметь системы калибра 130 и 152,4 мм. К концу года СКБ-172 выполнило аванпроекты двух подобных орудий. Изделие калибром 130 мм получило рабочее обозначение М-68, а 152-мм орудие обозначили как М-69.

Проект М-68 предлагал 130-мм нарезную пушку со стволом длиной 10405 мм (80 калибров) под выстрел раздельно-гильзового заряжания. Расчетная начальная скорость снаряда достигала 1800 м/с. Масса орудия на установке составляла 3800 кг – на 700 кг меньше максимально допустимой по техническому заданию. Атаковать бронеобъекты предлагалось при помощи специально разработанного бронебойного подкалиберного снаряда массой 9 кг. Его характеристики пробития соответствовали пожеланиям заказчика. Также предусматривался осколочно-фугасный снаряд с переменным метательным зарядом.

В проекте М-69 проработали 152-мм орудие с гладким стволом тех же габаритов. Относительная длина ствола – 68,5 калибров. Масса изделия достигла максимально допустимых 4500 кг. Расчетная максимальная скорость снаряда составляла 1700 м/с. Против танков пушка должна была использовать 11,5-кг бронебойный подкалиберный снаряд или кумулятивный боеприпас. Укрепления и живую силу можно было атаковать осколочно-фугасным снарядом.

Макет САУ «Таран»

В феврале 1958 г. на совещании в Госкомитете оборонной техники, приняв во внимание результаты исследований, изменили техзадание. В частности, дальность прямого выстрела по цели высотой 3 м сократили до 2,5 км. Прочие требования остались прежними. Теперь предприятиям следовало изготовить и испытать опытные пушки двух типов.

Изготовление и последующий отстрел изделий М-68 и М-69 заняли около года. Ствольные группы изготовил завод №172. Боеприпасы получили от смежных предприятий. Испытания проводились на полигоне завода с использованием баллистической установки М36-БУ-3. В ходе тестовых стрельб удалось подтвердить основные тактико-технические характеристики орудий.

В марте 1959-го состоялось новое совещание, на котором определили окончательный облик будущей САУ «Таран» или «Объект 120». При выборе орудия для самоходки решающим фактором стала номенклатура боеприпасов. 130-мм пушка М-68 могла поражать танки только подкалиберным снарядом, тогда как М-69 имела и кумулятивный боеприпас. В связи с большей гибкостью применения к дальнейшему развитию и применению на «Таране» рекомендовали гладкоствольное 152-мм орудие.

В самом начале следующего 1960 года «Уралмашзавод» получил два опытных орудия М-69 для установки на «Объекте 120». Вскоре единственный прототип самоходки с таким вооружением вышел на заводские испытания.

Технические особенности

Готовое изделие М-69, использованное в составе САУ «Таран», представляло собой гладкоствольную пушку калибром 152,4 мм со стволом длиной 9,045 м, использующую раздельно-гильзовое заряжание. Казенная часть орудия оснащалась полуавтоматическим клиновым затвором. Рядом с дульным срезом помещался эжектор. Для частичной компенсации отдачи использовался дульный тормоз щелевого типа с 20 отверстиями на каждой стороне.

Орудийная установка имела гидропневматические противооткатные устройства с силой сопротивления 47 тс. За счет применения таких устройств и эффективного дульного тормоза максимальная длина отката составляла всего 300 мм.

Схема «Объекта 120» с пушкой М-69

Вертикальное наведение качающейся части с орудием осуществлялось гидравлическим или ручным приводом. Углы наводки – от -5° до +15°. В составе установки имелся механизм, после каждого выстрела автоматически возвращавший ствол на угол заряжания. Орудийная установка располагалась в башне кругового вращения, обеспечивавшей стрельбу в любом направлении.

«Объект 120» перевозил боекомплект из 22 выстрелов раздельного заряжания. Для более быстрой подачи в орудие снаряды и гильзы размещались в барабанной укладке. За счет этого пушка могла выполнить 2 выстрела за 20 сек.

Для М-69 разработали несколько выстрелов разного назначения. Для борьбы с живой силой и укреплениями предназначался 152-мм осколочно-фугасный снаряд массой 43,5 кг с метательным зарядом в 3,5 кг (уменьшенный) или 10,7 кг (полный). Борьба с бронетехникой обеспечивалась кумулятивным и подкалиберным снарядами массой 11,5 кг. Вместе с ними использовались гильзы с 9,8-кг зарядами.

Начальная скорость подкалиберного снаряда – 1710 м/с. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м – 2,5 км. Давление в канале ствола достигало 4 тыс. кгс/кв.см. Дульная энергия – более 19,65 МДж. Эффективная дальность стрельбы достигала нескольких километров.

На расстоянии 3,5 км при прямом попадании в цель снаряд пробивал 295 мм гомогенной брони. При угле встречи 60° пробиваемость сокращалась до 150 мм. На дистанции 2 км пушка могла пробить 340 мм (угол 0°) или 167 мм (угол 60°). На расстоянии в 1 км максимальное табличное значение пробития достигало 370 мм.

Таким образом, новейшая САУ «Объект 120» с пушкой М-69 могла успешно поражать любые существующие бронемашины вероятного противника на дальностях до нескольких километров. Нельзя не отметить, что по некоторым характеристикам 152-мм орудие из начала 60-х годов может сравниться с современными образцами.

Компоновка «Объекта 120». Можно оценить особенности размещения пушки

Впрочем, имелись некоторые заметные недостатки. В первую очередь, страдала подвижность самоходки, поскольку большая длина ствола увеличивала общий габарит бронемашины. Несмотря на кормовое размещение боевого отделения, дульная часть ствола на несколько метров выходила за пределы корпуса. При движении по пересеченной местности это грозило утыканием ствола в грунт с неприятными последствиями.

Конец «Тарана»

Испытания САУ «Объект 120» с пушкой М-69 стартовали в начале 1960 года и продлились всего несколько месяцев. Уже 30 мая Совмин постановил прекратить работы по теме «Таран» ввиду ожидаемого морального устаревания. Одновременно с этим промышленность получила задания на разработку нового 125-мм танкового орудия с повышенными характеристиками. Итогом этого проекта стала гладкоствольная пушка 2А26 / Д-81. Параллельно с ней разрабатывались новые противотанковые ракетные комплексы.

Более не нужный опытный «Объект 120» отправили на хранение. Позже он попал в музей бронетанковой техники в Кубинке, где сейчас его могут увидеть все желающие. Эта САУ сразу привлекает внимание длинным стволом, нависающим над дорожками для посетителей. Даже без дульного тормоза пушка М-69 почти доходит до противоположного ряда бронетехники.

С закрытием НИР «Таран» работы по 152-мм гладкоствольным пушкам для борьбы с танками на длительное время прекратились. Новые проекты подобного вооружения появились только в восьмидесятых годах, когда возникла необходимость в повышении огневой мощи основных танков. Впрочем, это направление до сих пор не дало реальных результатов и не повлияло на перевооружение войск.

152-мм гладкоствольное орудие М-69 разработки СКБ-172 было одной из самых мощных пушек своего времени и могло гарантировано решать поставленные задачи. Однако еще до завершения испытаний его носителя было принято решение об отказе от крупных калибров в пользу более компактных систем. Тем не менее, пушка М-69 и САУ «Объект 120» во время испытаний смогли показать высочайшие характеристики, благодаря которым заняли важное место в истории отечественных вооружений и военной техники.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

В начале 1960-х годов выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т. Д-25 и М-62, которыми были вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить ни лобовой брони, ни корпуса, ни башни американского танка M60 и английского «Чифтен». Для борьбы с этими танками параллельно были начаты работы в различных направлениях: создание новых подкалиберных и кумулятивных снарядов для старых танковых пушек; новых нарезных и гладкоствольных танковых пушек калибра 115-130 мм; танковых управляемых снарядов и др. Одним из элементов этой программы стала 152-мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 120), шифр разработки («Таран») …

Артиллерийскую систему для нее спроектировали в ОКБ завода №172, а шасси — на Свердловском заводе транспортного машиностроения (главный конструктор Ефимов). Опытный образец самоходки СУ-152 «Таран» (объект 120) был изготовлен в 1965 году и представлял собой полностью закрытую машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки заимствованы у СУ-152П.
Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 клб) помещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Пушка снабжена эжектором, смонтированным в дульной части ствола: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем, — когда давление в нем и в канале ствола после выпета снаряда сравнивалось, — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера.

Затвор пушки М-69 — клиновой полуавтоматический горизонтапьный, заряжание — раздельно-гильзовое. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг. — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг.
Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 12,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.
Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с.
На вооружение СУ-152 Таран (объект 120) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств — 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов.
Создавая СУ-152 Таран, конструкторы применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е годы, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.

Тактико-технические характеристики 152-мм САУ СУ-152 Таран (Объект 120)
Боевая масса.т 27
Экипаж. чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный. 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280