Танк туран 3

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Средний танк «Туран»

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком .из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран — мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21
В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230
боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».
Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 — 60 мм, бортов и кормы — 25 мм, крыши и днища — 8 — 25 мм.
Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована
40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой — в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов — 3000 патронов.

Turan I
Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.
8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков — 265 л, запас хода — 165 км.
Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год
Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.
Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.
Turan I с броневыми экранами
Продольный разрез
Поперечный разрез
Компоновка танка «Туран I»: 1 — установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 — приборы наблюдения; 3 — топливный бак; 4 — двигатель; 5 — коробка передач; 6 — механизм поворота; 7 — рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 — рычаг переключения передач; 9 — пневмоцилиндр системы управления танком; 10 — рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 — амбразура пулемета; 12 — смотровой люк механика-водителя; 13 — педаль акселератора; 14 — педаль тормоза; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота башни; 17 — амбразура пушки
Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.
Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.
В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.
«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года
Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)
Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции — R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.
Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.
В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.
В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.
Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й
танковой дивизии — в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии — 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.
Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го — 107.
На фото вверху — массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.
В центре — автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц.
Внизу — броневые кожухи прицела и курсового пулемета
В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе — сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.
1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте — апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».
«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»
Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год
Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году — «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.
В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения — +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве — всего 66 единиц.
Эшелон с танками «Туран I» и»Туран II», попавший под удар советской авиации и захваченный частями 2-го Украинского фронта. 1944 год
Опытный образец танка 44М «Туран III» с длинноствольной 75-мм пушкой
Средний танк «Туран» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке
Самоходное орудие «Зриньи II» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке
Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ 44М «Зриньи 75», вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Опытный образец построили в феврале 1944 года, на базе прототипа «Турана». Однако дальше изготовления четырех серийных экземпляров дело не пошло.
С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.
Zrinyi I
Zrinyi II
Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием
Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год
«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.
До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

Венгерские танки Второй Мировой

Прочитал в книге Михаила Барятинского про Венгерские танки, их ТТХ и боевое применение. А то все статьи про немецкие танки и советские. Надеюсь любителям истории будет интересно.
В самом популярном в 1930-е годы танковом справочнике Ф.Хейгля, дважды издававшемся в СССР в серии «Библиотека командира», Венгрии были отведены четыре эмоциональные строки: «Трианонский договор запрещает Венгрии обладание бронированными боевыми машинами. Однако в сердце каждого венгерца против этого договора звучит протест: «Нет! Нет! Никогда!»
Из этой, весьма своеобразной для справочного издания информации можно было сделать вывод, что с условиями договора венгры были не согласны.
Трианонским мирным договором, подписанным 4 июня 1920 года, державы-победительницы в Первой мировой войне ограничили численность вооруженных сил Венгрии (государства возникшего, как известно, после распада в 1918 году Австро-Венгерской империи) до 35 тыс. человек, запретив при этом иметь авиацию, танки и тяжелую артиллерию. Исключение сделали для 12 бронеавтомобилей, предназначенных для полицейской службы.
Попытки обойти ограничения договора предпринимались Венгрией неоднократно и небезуспешно. В 1920 году тайно были приобретены 14 немецких легких танков LK II. Контрольная комиссия Антанты узнала об этом, но обнаружить танки не смогла. Разобрав машины на части, венгры тщательно их спрятали. В 1928 году пять танков собрали и ввели в состав 1-й танковой роты.
Следует отметить, что Англия, стремясь противопоставить Венгрию странам Малой Антанты – Румынии, Чехословакии и Югославии, смотрела на нарушения Трианонского договора сквозь пальцы. В результате в 1931 году венгры приобрели пять итальянских легких танков FIAT 3000В, спустя год – английскую танкетку Carden-Loyd Мк VI, а в 1937-м – немецкий легкий танк Pz.lA.
В августе 1935 года в Италии была закуплена первая крупная партия боевых машин: 25 танкеток CV 3/33, получивших венгерское обозначение 35М; в 1936 году – 125 танкеток CV 3/35 (37М). Венгры установили на них свои 8-мм пулеметы образца 34/37М, выпускавшиеся по чешской лицензии фирмой Gebauer. Командирские машины оборудовали квадратной командирской башенкой. Впоследствии танкетки воевали в Югославии, а в 1941 году 65 машин участвовало в боевых действиях на советско-германском фронте.
В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития вооруженных сил. В частности, большое место отводилось мероприятиям по созданию бронетанковых войск. Основной трудностью на этом пути стало отсутствие танков, хотя венгерская промышленность была в состоянии выпускать современные боевые машины. Для ускорения процесса пошли по пути приобретения лицензий.
В марте 1938 года шведской фирме Landsverk АВ в г.Ландскрона заказали один экземпляр танка Landsverk L60B. По прибытии в Венгрию он подвергся сравнительным испытаниям вместе с немецким Pz.lA. Шведская машина продемонстрировала несравненно лучшие боевые и технические характеристики. Ее и решили взять как образец для легкого танка венгерского производства, получившего название 38М Toldi.

Spoiler Танкетки 37М одной из венгерских жандармских частей. 1942 г.
Spoiler Легкие ганки Toldi I с еще не установленным вооружением. 1941 г.
Spoiler Опытный образец танка 44М Turan III с длинноствольной 75-мм пушкой
Что касается средних танков, то тут дело обстояло несколько сложнее. Собственные конструкции (танки Щтраусслера V-3 и V-4) были еще далеки от завершения, а попытки приобретения боевых машин за границей (танка LAGO фирмы Landsverk, итальянского М11/39 и немецкого Pz.IV) закончились неудачей.
В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком S-2c (Т-21) чехословацкой фирмы Skoda. Эта машина представляла собой развитие известного легкого танка той же фирмы S-2a (LT vz. 35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года, когда вместе с немецкими частями оккупировали Чехословакию. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, по их мнению, это был лучший средний танк из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не интересовала, и они не возражали против передачи ее венграм. После испытаний 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября танк приняли на вооружение венгерской армии под названием 40М Turan.
Попытки же создать тяжелый танк собственной конструкции Tas («Тош»), вооруженный немецкой 75-мм пушкой KwK 42, оказались безуспешными.
Konnyu harckocsi (легкий танк) 38m toldi
Spoiler Опытный образец легкого танка Toldi IIA. Обращает на себя внимание отсутствие броневого кожуха спаренного пулемета 34/40АМ, имевшегося на серийных танках
Первый крупносерийный танк венгерской армии. Представляет собой частично переработанный шведский легкий танк Landsverk L60B, на производство которого в 1938 г. была приобретена лицензия. Выпускался фирмами Ganz и MAVAG с 1939 по 1943 г. Изготовлено 199 единиц,
КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ
38М Toldi I – базовый вариант. Корпус танка и ходовая часть существенных изменений, по сравнению со шведским прототипом, не претерпели. Незначительным изменениям подверглась башня: в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемета. Боевая масса 8,5 т, экипаж 3 человека. Вооружение: 20-мм противотанковое ружье 36М и 8-мм пулемет 34/37М. Изготовлено 80 единиц.
38М Toldi II – дополнительная 20-мм бронезащита лобовой части корпуса и по периметру башни. Изготовлено 110 единиц.
38М Toldi НА – 40-мм пушка 42М с длиной ствола 45 калибров и спаренный 8-мм пулемет 34/40АМ. Толщина брони маски – 35 мм. Масса танка 9,35 т, скорость 47 км/ч, запас хода – 190 км. Боекомплект 55 выстрелов и 3200 патронов. На кормовую стенку башни по образцу немецких танков навешивался ящик для снаряжения. Переделано из Toldi II 80 единиц.
43М Toldi III – лучший вариант танка с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов. Изготовлено 3 единицы (в 1944 г. по неподтвержденным данным еще 9).
Танки «Толди» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й кавалерийской бригад. Эти соединения приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 г., а спустя два месяца в составе так называемого «подвижного корпуса» – против СССР. Первоначально в них насчитывался 81 танк «Толди», затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до р. Донец, и в ноябре 1941 г. вернулся на родину. Из 95 «Толди», участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 из них по причине боевых повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии. Вообще же эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (противотанковое ружье на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 г, на Восточный фронт попало всего 19 «Толди». К февралю 1943 г. во время разгрома венгерской армии почти все они были уничтожены.
Spoiler Легкие танк Toldi I на маневрах венгерской армии
Spoiler Легкий танк Toldi I из состава 2-й венгерской танковой дивизии переправляется через реку. Польша, 1944 г.
Spoiler Легкий танк Toldi IIA на НИБТПолигоне в Кубинке. 1945 г. Ныне эта боевая машина является экспонатом Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники
С 1943 года «Толди» всех модификаций в большинстве своем находились в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 г. венгерская армия располагала еще 66 танками «Толди Г и 63 «Толди II» и «Толди НА». В ходе кампании 1944- 1945 гг. все они были потеряны.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Toldi I
БОЕВАЯ МАССА, т: 8,5. ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4750, ширина – 2140, высота – 1872, клиренс – 350.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 противотанковое ружье 36М калибра 20 мм, 1 пулемет 34/37М калибра 8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 208 патронов к ружью, 2400 патронов к пулемету. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борти корма корпуса – 13, крыша и днище – 6, башня – 13.
ДВИГАТЕЛЬ: Bussing-NAG L8V/36TR, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный; мощность 155 л.с. (114 кВт), рабочий объем 7913 см #179; .
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, планетарная пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал, бортовые фрикционы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска – индивидуальная торсионная, СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 50. ЗАПАС ХОДА, км: 220.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 40; высота стенки, м – 0,6; ширина рва, м -1,75; глубина брода, м – 0,7. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5.

43M Turán III — венгерский средний танк периода Второй мировой войны c длинноствольной 75-мм пушкой 43.M и улучшенным бронированием по сравнению с предшествующими модификациями. Серийно не выпускался в связи с прекращением производства бронетехники в Венгрии к лету 1944 года.

История создания

В январе 1943 года, после массового производства среднего танка Turan II с короткой 75-мм пушкой, первые боевые действия показали, что, к сожалению, эти танки не обладали достаточной огневой мощью и защитой от самых современных советских танков и противотанковых орудий. Однако венгерским войскам понадобилось постоянное пополнение танков, поэтому министерство обороны Венгрии просто не могло остановить производство более или менее устаревшего Тuran II.

Сначала, чтобы решить эту проблему, венгры попытались убедить своего союзника, Германию, продать изготовленные танки или права на производство одного из их самых продвинутых танков, например PzKpfw IV Ausf. H или PzKpfw V Panther. Конечно, Германия не желала продавать производимые танки в большом количестве любому из своих союзников, потому что в 1943 году они почти не могли выпускать достаточно боевых машин даже для своих целей. У них не было запасных танков.

В вопросе о правах на производство/лицензии: Германия также не желала продавать ни один из своих передовых проектов, поскольку, с одной стороны, в то время Pz IV H и Pz V были все еще в «сыром» состоянии. Венгерская делегация посетила Германию в апреле 1943 года, в месяц, когда началось производство Ausf H., и первая версия Panther Ausf. D была в производстве в течение только нескольких месяцев.

С другой стороны, даже если венгерские военачальники не хотели этого признавать, венгерская промышленность не была достаточно продвинута, чтобы создать такой сложный танк, как «Пантера». Кроме того, полный переход на новый продукт остановил бы сборочные линии на несколько месяцев, и венгерская армия не могла позволить себе такого отключения.

Тем не менее, немцы предлагали права на производство (с ужасно высокой ценой) одного из своих более ранних проектов, а именно лицензию на PzKpfw IV Ausf. F2, который был вооружен 75-мм пушкой KwK 40 L/43. Но Венгерский институт военной науки (HTI) назвал Ausf. F2 «слишком маленьким шагом вперед», поэтому венгры решили решить проблему внутри страны. После неудачной покупки венгерский военный лидер и HTI решили (по крайней мере, попытались решить) проблему нового среднего танка двумя способами:

  • модифицировать существующие конструкции Turán I и II или даже модифицировать уже изготовленные танки дополнительными (закрепленными на болтах) бронепластинами и установить более мощный двигатель, длинноствольную 75-мм пушку в модифицированную башню. Этот проект стал Тураном III.
  • создать совершенно новую, усовершенствованную конструкцию танка самостоятельно, который сможет противостоять даже самой продвинутой бронетехнике противника. Этот проект позже стал 44M Tas’ом.

Первоначальные требования к модифицированному Turán III были следующими:

  • установить новую 75-мм пушку M.43 L/55 в башню Турана I и II;
  • закрепить дополнительные бронированные пластины на наиболее важных точках корпуса, чтобы увеличить защиту машины;
  • добавить заводские, перфорированные боковые 8-мм юбки против советских противотанковых винтовок;
  • по возможности, увеличить мощность двигателя.

Однако из-за нехватки ресурсов и времени разработки не каждое требование может быть выполнено.

Вышеуказанная 75-мм пушка M.43 L/55 уже разрабатывалась в то время благодаря 43M. Zrínyi. Это была слегка модифицированная лицензионная версия немецкого 7,5 см Pak 40, которую немцы продали Венгрии после длительных переговоров. Тем не менее, его развитие происходило очень медленно, так что только две пушкии были сделаны на заводе «DIMÁVAG» с декабря 1943 года до конца войны — один для прототипа Zrínyi I, а другой для прототипа Turán III. Одно из этих двух орудий использовалось для заводских испытаний 44M Tas тоже.

Длинные 75-мм пушки просто не могли быть установлены в башне Turán I или Turán II, поэтому инженерам пришлось проектировать новую большую башню, а это означало, что предыдущие версии Turán не смогли легко получить новую пушку. Новый прототип реконструированной башни был завершен в сентябре 1943 года, и он был протестирован с деревянным макетом на шасси Turán II с номером 2H-012. Диаметр башенного погона не изменился, но сама башня стала шире, длиннее (чтобы сбалансировать более длинное орудие) и намного выше, чем предыдущие «туранские» башни.

Отличия деревянного прототипа башни от проектной «серийной».

Ранняя конструкция башни получила странно высокий дизайн. Это получилось из-за того, что переделанная башня получила дополнительный «возвышенный» командирский люк, поэтому командир мог командовать машиной, пока он стоит. Позднее эта идея была отвергнута, но «возвышенный» люк командира остался, и это сделало форму башни довольно странной. Ранняя деревянная башня-прототип отличалась от более поздней «серийной» башни в кормовой части снизу. Кроме того, у прототипа не было заводских боковых экранов, в отличие от запланированного серийного танка.

Чтобы ускорить разработку, толщина переднего бронелиста и маски пушки была увеличена с 50 мм только до 75 мм (25 + 25 + 25 мм брони) вместо желаемого 80. Кроме того, толщина бортов, кормы и башни были увеличены еще немного. К сожалению, производительность оригинального двигателя WM V-8H не изменилась, потому что времени для разработки нового двигателя было недостаточно. И из-за увеличенного веса максимальная скорость с тем же двигателем уменьшилась до 39 км/ч.

Первый прототип 43M Turan III, также известный как Turán 75 hosszú (с венг. длинный), с новой башней, увеличенной толщиной брони, длинноствольной 75-мм пушкой и дополнительными боковыми экранами толщиной 8 мм был закончен в феврале 1944 года. Однако из-за дефицита сырья, таких как необходимые элементы сплава, и снижение производственных мощностей из-за непрерывных бомбардировок союзников против промышленных районов Венгрии, больше не было создано никаких танков Turan III. Некоторые источники утверждают, что еще 4 или 5 Turan II были модернизированы (бронированием) до Турана III, без длинноствольной 75-мм пушки.

Описание конструкции

Корпус и бронирование

Танк имел противоснарядное дифференцированное бронирование. Броневой корпус и башня собирались из катаных листов и плит гомогенной броневой стали, на каркасе с помощью болтов и заклёпок. Все плиты вертикального бронирования устанавливались отвесно или с незначительными углами наклона к вертикали. Бронирование было улучшено с помощью дополнительных бронеплит, которые крепились болтами.

Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса 75 мм
Борт корпуса 35 мм
Корма корпуса 25 мм
Крыша корпуса 13 мм
Днище 13 мм
Лоб башни 75 мм
Борт башни 35 мм
Корма башни 55 мм
Командирская башенка 60 мм

Вооружение

В качестве вооружения рассматривалась 75-мм 43.M L/55 калибра и высокой начальной скоростью снаряда. Дополнительно устанавливались два 8-мм пулемёта Gebauer M.34/40A.

Двигатель и трансмиссия

На танке остался двигатель Turan-Z фирмы «Manfred Weiss» (8-цилиндровый, V-образный) мощностью 260 л.с. при 2200 об/мин. Учитывая больший вес танка, максимальная скорость на твердом грунте уменьшилась до 39 км/ч. Трансмиссия модернизированного танка включала планетарную 6-скоростную КПП, многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарного механизма поворота и бортовых передач. В сумме это положительно повлияло на ходовые качества, танк обладал хорошей маневренностью, а благодаря сервоприводам и дублирующему механическому приводу он был достаточно простым в управлении.

Ходовая часть

Ходовая часть на один борт составляла: 8 сдвоенных опорных катков сбалансированных попарно и собранных по четыре в двух тележках, между передней тележкой и направляющим колесом устанавливался дополнительный каток, ведущее колесо располагалось сзади, подвеска на листовых рессорах. Девятый каток жёстко закреплялся между ленивцем и передней тележкой подвески, работая только при преодолении танком вертикальных препятствий.

Средства связи

На танке устанавливалась радиостанция R/5a или R/4-T.

Операторы

  • Венгрия

Галерея

Добавить фото

Интересные факты

  • В некоторых источниках можно встретить название 44M Turan III. Это связано с тем, что финальная машина была собрана в 1944 году, однако проект модификации представлен в 1943 году.
Бронетехника Венгрии времён Второй мировой войны
Танкетки: 35M • 37M
Лёгкие танки: Straussler V-3 • Straussler V-4 • 38M Toldi • 38M Toldi II • 38M Toldi IIA • 43M Toldi III
Средние танки: 40M Turan • 41M Turan II • 43M Turan III Prototipus • 43M Turan III
Тяжёлые танки: 44M Tas
Бронеавтомобили: 39M Csaba
САУ: 44M Zrinyi I • 43M Zrinyi II • Turan Mavag • Toldi Páncélvadász • Tas Rohamlöveg • Turan Húfnica
ЗСУ: 37M Krupp Protze AA • 40M Nimrod • 44M Nimrod II
Бронетранспортёры: 43M Lehel • 37M Hansa Lloyd
Автомобили: 38M Ford G917T • 41M Rába • 38M Botond • 37M Krupp Protze

40M «Turan», Средний танк

Средний танк (kozepes harckocsi) 40M Turan

Средний танк, представлявший собой несколько видоизмененный вариант чехословацкого опытного танка S-2c (T-21) фирмы Skoda. В ходе подготовки к серийному производству на нем были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Самый массовый венгерский танк. В 1941 – 1944 годах фирмами Manfred Weiss, Magyar Vagon, MAVAG и Ganz изготовлено 424 единицы.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
40M Turan I – первый и наиболее многочисленный вариант. По конструкции и компоновке в наибольшей степени подобен чешскому прототипу. Изготовлено 285 единиц.

41М Turan II – 75-мм пушка 41М с длиной ствола 25 калибров, боекомплект 56 выстрелов. Изменена форма башни и командирской башенки. Боевая масса 19,2 т, скорость 43 км/ч, запас хода 150 км. Изготовлено 139 единиц.

В войска “тураны” начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 танков прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й танковой дивизии, имевший 120 машин. В 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии насчитывался 61 “Туран I”, 56 танков этого типа находилась в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два “турана” имелось в 1-й роте самоходных орудий и три машины использовались в качестве учебных. “Туран II” стали поступать в войска в мае 1943 года, а в марте 1944-го о венгерской армии насчитывалось 107 танков “Туран II”. В апреле 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт. имея в своем составе 120 “Туран I” и 55 “Туран II”. Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля 1944 года, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесистой и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков, В сентябре дивизия участвовала в боях у Торды, понесла большие потери, и ее вывели в тыл. 1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию. С сентября 1944 года 124 “турана” 1-й танковой дивизии воевали в Трансильвании. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся 4 месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от него. В жестоких боях у озера Балатон в марте – апреле 1945 года венгерские танковые войска перестали существовать. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние “тураны”. На базе этой машины выпускались самоходно-артиллерийские установки и командирские танки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА 40М Turan I
БОЕВАЯ МАССА, т: 18,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина-5550,
ширина-2440,
высота-2390,
клиренс-380.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 41М калибра 40 мм, 2 пулемета 34/40АМ калибра 8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 101 выстрел, 3000 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ; телескопический прицел.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 50…60,
борт и корма – 25,
крыша и днище – 8…25,
башня – 50…60.
ДВИГАТЕЛЬ: Manfred Weiss-Z, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 265 л.с. (195 кВт) при 2200 об/мин, рабочий объем 14886 см3.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная шестискоростная (3+3) коробка передач, планетарный механизм поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, каждая из которых подвешивалась на двух листовых полуэллиптических рессорах, упорный каток, пять поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения; в каждой гусенице 107 траков шириной 420 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 47.
ЗАПАС ХОДА, км: 165.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема. град. – 45;
ширина рва, м – 2,2;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5a.

Боевое применение «Зриньи»

По штатам от 1 октября 1943 года в венгерской армии вводились батальоны штурмовой артиллерии, состоявшие из трех рот по 9 САУ, плюс командирская машина. Таким образом, батальон насчитывал 30 САУ. Первый батальон, названный «Будапештским», был сформирован в апреле 1944 года. Немедленно он был брошен в бой в Восточной Галиции. В августе батальон был выведен в тыл. Потери его, несмотря на ожесточенные бои, были невелики. Зимой 1944-1945 гг батальон сражался в районе Будапешта. В окруженной столице погибла половина его машин.

Были сформированы еще 7 батальонов, носивших номера — 7, 10, 13, 16, 20, 24 и 25.
10-й «Сигетварский» батальон в сентябре 1944 года успешно участвовал в тяжелых боях в районе Торды. При отходе 13-го сентября пришлось уничтожить все оставшиеся САУ. К началу 1945 г. все оставшиеся «Зриньи» были приданы 20-му «Эгерскому» и 24-му «Кошицкому» батальонам. 20-й, имея в своем составе помимо «Зриньи» — 15 танков-истребителей «Хетцер» (чешского производства), участвовал в боях еще в марте 1945 года. Часть 24-го батальона погибла в Будапеште.

Горожанин осматривает подбитую венгерскую САУ «Зриньи» II (40/43M Zrínyi) на улице Будапешта

Уже после войны чехи производили некоторые опыты и одну САУ использовали в качестве учебной еще в начале 50-х годов. Найденный в цехах завода «Ганц» недостроенный экземпляр «Зриньи» использовался в гражданском секторе. Единственный сохранившийся экземпляр «Зриньи» II, имевший собственное имя «Иренке», находится в музее в Кубинке.

«Зриньи» — несмотря на определенное отставание в решении ряда технических проблем,оказалась весьма удачной боевой машиной, в основном, благодаря самой перспективной идее создания штурмового орудия (выдвинутой перед войной немецким генералом Гудерианом) — САУ с полным бронированием. «Зриньи» считается самой удачной венгерской боевой машиной времен второй мировой войны. Они успешно сопровождали атакующую пехоту, но против танков противника действовать не могли. В такой же ситуации немцы перевооружили свои «штурмгешютц» с короткоствольного орудия на длинноствольную пушку, получив таким образом танк-истребитель, хотя прежнее название — штурмовое орудие — за ними сохранилось. Аналогичная попытка венграм не удалась.